Ученые занимающиеся анатомией. Краткий очерк из истории анатомии. Киевская анатомическая школа

Развитие анатомических представлений восходит к глубине веков. У древних народов сведения о строении тела человека и животных складывались из наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи. Рисунки, обнаруженные на стенах пещер, где жили древние люди, свидетельствуют о том, что им были известны такие органы как сердце, лёгкие, печень. Развитие письменности позволило зафиксировать накопленные сведения по анатомии на папирусах. Так, в известном древнеегипетском папирусе Эберса, озаглавленном «Тайная книга врача» содержатся сведения о строении сердца и кровеносных сосудов. Анатомические данные и иллюстрации приводятся также в древнеиндийской книге «Аюверда», что в переводе означает «Знание жизни» (датируется ІХ - ІІІ век до н. э.). Среди первых известных истории учёных-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V веке до н. э. и первым стал вскрывать трупы животных.

Иллюстрации часто дополнялись физиологическими заметками. Точность Леонардо больше, чем точность Везалия, и его художественная красота остается неизменной. Ваша правильная оценка кривизны позвоночника была забыта более ста лет. Он правильно представлял положение плода в утробе и первым указал некоторые известные анатомические структуры. Лишь немногие современники видели свои брошюры, которые, несомненно, не были опубликованы до конца прошлого века. Микеланджело Буонаротти провел не менее двадцати лет, приобретая анатомические знания через разглашения, которые он практиковал лично, особенно в монастыре Святого Эсприта Флоренции.

Наиболее благоприятные условия для развития различных наук сложились в Древней Греции, что было обусловлено её выгодным географическим и экономическим положением. В связи с этим медицина в античной Греции достигает небывалых по тем временам высот. Одним из выдающихся учёных медицины Древней Греции стал Гиппократ , живший в 4 веке до н.э. Изучению анатомии, физиологии и эмбриологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Заслуга Гиппократа состоит в том, что он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека. Гиппократ описал некоторые кости крыши черепа и их соединение с помощью швов, знал о мышечном строении стенки сердца, расположении внутренних органов, строении скелета. Однако он не избежал и ошибок. Так, Гиппократ полагал, что артерии содержат воздух, а мозг человека имеет консистенцию слизи и вырабатывает семя, которое через спинной мозг поступает в половые органы. Гиппократ не отличал нервы от сухожилий, а артерии от вен. Он считал, что основу организма составляют 4 жизненных сока: кровь (sangvus), слизь (flegma), желчь (chole), и чёрная желчь (melan chole). Преобладание одного из этих соков определяет тип темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Позже он изложил эволюцию, к которой он был подчинен, считая, что анатомия не очень полезна для художника, даже думая, что он проявляет интерес к самому себе, хотя всегда подчиняется искусству. Лрехт Дюрер писал работы по математике, дистилляции, гидравлики и анатомии. Его трактат о пропорциях человеческого тела был опубликован после его смерти. Важный вклад по-прежнему внесли в реалистичное представление о человеческой форме, и реальные научные достижения потребовали сотрудничества профессиональных анатомов и художников.

Когда анатомы смогли реалистично представить правильные анатомические знания, период интенсивных исследований начался во всей Европе, особенно в северной Италии и на юге Германии. Его первая медицинская подготовка была в Парижском университете и была прервана войной между Францией и Священной Римской империей. После своего срока он начал изучать хирургию и анатомию. Части каждой органической системы экспонируются как совместно, так и индивидуально, и все отношения между этими структурами рассматриваются.

Выдающимися учёными - естествоиспытателями своего времени были Платон и его ученик Аристотель, также жившие в ІІІ - ІV веке до н. э. Занимаясь анатомией и эмбриологией, Платон выяснил, что головной мозг позвоночных животных развивается из передних отделов спинного мозга, образующих так называемые «мозговые пузыри». Аристотель , вскрывая трупы животных, накопил ряд точных сведений по сравнительной анатомии и эмбриологии. Он уже отличал нервы от сухожилий, знал, что артерии отходят от аорты, описал в теле животных жировую и хрящевую ткани, кости, кровь. Именно Аристотель назвал самый крупный артериальный сосуд аортой. В то же время он ошибочно считал главным органом в организме сердце, полагая, что все нервы берут начало от сердца и следуют к органам чувств. Роль же головного мозга, по мнению Аристотеля, заключается в «уменьшении теплоты крови».

Веселий также доказал, что они не равны во всех людях. Он сообщил о своем удивлении, обнаружив много ошибок в работах Галена, и мы должны подчеркнуть важность его отказа принять что-либо, потому что он нашел его в трудах великого греческого врача. Несомненно, хотя он отрицал существование отверстий, которые Гален утверждал, что они сообщают о кардиальных полостях, он был в любом случае последователем галактической физиологии. Различия, отделявшие его анатомическое знание от Галена, начиная с самого Весилиуса, были увеличены.

Затем он сблизился со своим господином Жаком дю Буасом, который был убежденным галенистом, единственным ответом которого, учитывая различия между некоторыми структурами, которые видели Весилий и, как описано Галеном, было то, что человечество, должно быть, изменило его во время эти два столетия. Весилий приписал следы первых цифр определенному Флемингу, но в Фабрике он никому не доверял, и личность художника или художников, которые сотрудничали в его работе, была предметом больших споров, что было усугублено вопросом о том, кто больше всего важно, будь то художник или анатом.

Большое влияние на развитие анатомии и медицины оказала Александрийская школа врачей , возникшая в ІІІ веке до н.э. Врачам этой школы не только разрешалось вскрытие и препарирование трупов людей с научной целью, но и не запрещалось исследование и живосечение (вскрытие живых) осуждённых на смерть рабов и преступников. В этот период стали известны имена двух блестящих учёных - Герофила и Эразистрата. Герофил описал желудочки мозга и венозные пазухи, глазное яблоко и зрительный нерв, 12-перстную кишку и предстательную железу. Он опроверг заблуждение Аристотеля о том, что сердце есть орган мышления, признав эту роль за мозгом, в котором видел центр всей нервной системы. Эразистрат достаточно полно описал печень и желчные протоки, сердце и его клапаны, знал, что кровь из лёгких поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек, а оттуда - по артериям к органам. Александрийской школе врачей принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Это последнее было неуместным обсуждением, так как очевидно, что иллюстрации важны именно потому, что они сочетают в себе сочетание искусства и науки, сотрудничество между художником и анатомом. Фигуры фабрики подразумевают во многих анатомических знаниях, что Весилиус был вынужден участвовать в подготовке рисунков, хотя степень изысканности и знания новых методов рисования, также для художников эпохи Возрождения, также исключает, что она была единственной ответственной. До сегодняшнего дня оспаривается, был ли художник Ян Стефан ван Калькар, который сделал первые цифры и работал в студии Тициана в соседней Венеции.

Выдающимся учёным в различных областях медицины стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (І-ІІ век до н.э.). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая свои лекции вскрытием трупов обезьян. Авторитет Галена был так велик, что в течение 13 веков анатомию и медицину изучали по его трудам.

Большой вклад в развитие медицинской науки внёс таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сина или Авиценна (І век н.э.) В его книге «Канон врачебной науки» систематизированы и дополнены данные по анатомии и физиологии, заимствованные из трудов Аристотеля и Галена.

Фрэнсис Глиссон подробно рассказал о печени, желудке и кишечнике. Хотя его взгляды на биологию были в основном аристотелевскими, у него также были современные концепции, например, связанные с нервными импульсами, ответственными за опорожнение желчного пузыря. Гомер Уортон сделал отличный шаг, преодолевая старую и общую идею о том, что мозг был железом, который выделял слизь. Уортон описал дифференциальные характеристики пищеварительной, лимфатической и половых желез. Канал эвакуации подчелюстной слюнной железы известен как трубопровод Уортона.

В эпоху раннего средневековья развитие анатомии тормозит диктатура церкви. Врачевание сосредоточено в руках монахов, которым под угрозой отлучения от церкви запрещается производить вскрытие трупов не только людей, но и животных.

В эпоху возрождения (ХV - Х VІІ вв.) во многих странах открываются университеты с медицинскими факультетами, закладывается фундамент научной анатомии. Великий итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи интересовался не только внешними формами и пластикой человеческого тела, но и его внутренним содержанием. Он начал вскрывать трупы людей с целью исследования строения организма и выполнил очень точные рисунки костей скелета, мышц, внутренних органов, снабдив их заметками и описаниями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

Он думал, что слезы исходят из мозга. Новая концепция транспортных систем организма, полученная благодаря вкладу многих исследователей, помогла решить ошибки галактической физиологии в отношении производства крови. Аспаро Аселли обнаружил, что после обильного приема пищи брюшина и кишечник были покрыты белыми волокнами, которые при разделении отбеливали беловатую жидкость. Это капилляры. Даже тело Харви считало, что дыхание стимулирует сердце для производства жизненно важных вещей в правом желудочке.

Однако Харви продемонстрировал, что кровь в легких изменилась с венозного на артериальное, но он не знал основы этой трансформации. Его анатомические исследования связывали его имя с кругом статей основы мозга, одиннадцатой черепной пары, а также с определенным типом глухоты. Однако его одержимость в поиске психических процессов на анатомическом уровне привела его к двусмысленным выводам; среди них, что мозг контролировал движения сердца, легких, желудка и кишечника и что мозолистое тело было предметом воображения.

Основателем анатомии как науки справедливо считается Андрей Везалий . Исключительно одарённый, он с юных лет посвятил себя изучению этого предмета. В возрасте 22 лет Везалий был приглашён заведовать кафедрой анатомии в Падуанском университете (Италия), в 25 лет он получил звание доктора медицины, а в 28 лет опубликовал свой труд в 7 книгах «О строении человеческого тела». Ученики А. Везалия сделали много открытий, и с их именами связаны названия некоторых органов: Фаллопий описал маточные трубы, Евстахий -слуховую трубу, Мальпиги - клубочки почек. Английский учёный Уильям Гарвей после многочисленных исследований привёл доказательства движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов - капилляров между артериями и венами, которые позднее были описаны основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

Место города было выбрано Александром Великим, в самом западном русле дельты Нила, в 323 году до нашей эры. Город был построен в соответствии с дизайном великого архитектора эпохи с хорошо прорисованными улицами, перпендикулярными друг другу, и должен был стать столицей королевства и получить останки Александра. Александрия имела большое развитие как коммерческий, политический, культурный и научный центр. В нем находились астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоологический сад, лаборатории, рассекающие комнаты, читальные залы и большая библиотека, самая большая, но организованная, с более чем 1000 томами, охватывающая все знания о месте.

Х ІХ век ознаменовался рождением трёх величайших теорий - клеточной, эволюционной и теории наследственности. Основателем клеточной теории явился немецкий учёный Т. Шванн ; он показал, что основной составной частью растительных и животных организмов является клетка. Тем самым была установлена связь всех форм материи. Основатель эволюционной теории

Здесь были копии всех текстов, написанных греческими философами и врачами. В этой среде, как это могло быть, Александрия стала важным медицинским центром, к которому они были направлены. которые хотели изучить искусство медицины или совершенствоваться в нем. В медицинской школе Александрии впервые были проведены публичные вскрытия человеческих тел, которые впоследствии были запрещены и возобновлены тысячу лет спустя. Из всех врачей, которые стояли там, нужно помнить о двух именах за их работу и их значение. вклад в познание нервной системы.

Ч. Дарвин обосновал изменчивость видов в ходе приспособления их к условиям существования и установил, что человек возник в процессе эволюции от человекообразных обезьян. Основные закономерности теории наследственности были установлены чешским учёным Грегором Менделем , заложившим основы современной генетики. Эти теории поставили перед анатомической наукой новые задачи: не только описывать строение человеческого тела, но и разъяснять, как в процессе исторического развития человека сложились его индивидуальные особенности.

Он описал анатомию мозга и мозжечка, желудочков, оценив важность этих полостей внутри мозга. Он описал менинги, которые он назвал хориоидом по сходству с мембраной, окружающей плод. Структура глаза стала более известной после ее вскрытия и исследований анатомии глазного яблока и ее иннервации. Он узнал, что именно нервы, а не статьи, которые произвели добровольные движения, установили разницу между моторным и сенсорным нервами, хотя все еще была определенная путаница между двигательными нервами и сухожилиями.

Вне нервной системы вклад Хартофило в знание анатомии человека был значительным, поскольку, по словам Тертуллиана, Херуфило рассеял бы около 600 тел. Эрасистрат занимался функциями различных органов и устройств, а также проводил исследования и анатомические исследования. Он отверг все скрытые или сверхъестественные помехи в генезисе болезней и попытался объяснить их естественными причинами. Согласно его теории, вдохновенный воздух был взят в сердце, где он стал своеобразным видом пневмы - витального духа, который был перенесен армиями в мозг, где он стал вторым типом пневмы - животным духом, который он вернулся через нервы ко всему телу.

В ХVІІІ - Х ІХ вв. значительный вклад в развитие анатомии и физиологии был внесён рядом российских учёных. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал 3-х компонентную теорию цветного зрения, дал

1-ую классификацию вкусовых ощущений.

Н. И. Пирогов считается основателем топографической анатомии. Он разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. За 15 лет работы им было произведено 12000 вскрытий. Особое значение Пирогов придавал анатомии кровеносных сосудов, нервов, мышц и фасций.

Эта теория была позже разработана Галеном. В отношении нервной системы он сравнивал человеческий мозг с мозгом человека, подтверждая, что поверхность человеческого мозга представляет большую сложность и большее количество сверток, что объясняет превосходство человеческого интеллекта над животными. С большей уверенностью, чем Херфифило, он отделил двигательные нервы от сенсорных нервов и описал путь нервов органов чувств. И Херфифило, и Эрасистрат были обвинены Цельсом и Тертуллианом в том, что они практиковали вивисекции. используя преступников, которые были приговорены к смертной казни.

Анатом Лесгафт считается основателем функциональной анатомии. Он выдвинул предположение о направленном воздействии на организм человека физических упражнений, заложив основы теории физвоспитания. Кроме того, Лесгафт одним из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, метод эксперимента на животных и методы математического анализа.

Нет никаких доказательств того, что это произошло, хотя у обоих были вивисекции у животных. Целью анатомии является исследование структуры тела в норме. Именно итальянское Возрождение, похоже, начало изучать человеческое тело. Крупнейшими учеными той эпохи были Леонардо да Винчи, Андре Весолио, анатомы школы Падеду, Болонья и Рим. Из макроскопической анатомии, то есть анатомии, воспринимаемой невооруженным глазом, микроскопической анатомии, которая изучает интимную структуру тканей и требует использования микроскопа.

Инициатором микроскопической анатомии был дилетант Далилы, Антоний ван Левенхоук, странный вид страстного «натура-куриоза»; но первым великим представителем этой науки был Марсело Мальпиги, первооткрыватель почечного гломерула, который жил и преподавал в Болонье. Микроскопическая анатомия - это гистология или наука о тканях, тогда как макроскопическая анатомия - это то, что обычно называют «анатомией» без других прилагательных. Развитие организма до рождения изучается определенной наукой: эмбриология.

И. М. Сеченов вошёл в историю науки как 1-ый экспериментальный исследователь сознания. Он опубликовал работу «Рефлексы головного мозга», в которой описал процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Кроме того, Сеченов был первым, кому удалось изучить растворённые в крови газы.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова . Он создал учение о высшей нервной деятельности, доказав, что благодаря работе высших отделов ЦНС регулируются взаимоотношения организма с окружающей средой. Одновременно И. П. Павлов изучал физиологию пищеварения, за что в 1904 г. ему присудили Нобелевскую премию.

Теория изучает структуру, начиная с фундаментального элемента, клетки, чтобы перейти к тканям и от них к органам, которые она систематически описывает, переходя от простого к сложному, от внутреннего к внешнему. Одна из проблем, например, изучаемая синтетически, заключается в сокращении мышц; будет наблюдаться, сокращается ли мышца сама или вместе с другими мышцами, и какие мышцы определяют движение противников. Все мышцы нуждаются в питательных веществах и кислороде, которые приносят им артериальную кровь.

Венозная кровь, напротив, отбирает продукты от отказа от мышц. Для их функционирования мышцы должны получать импульсы от нервной системы. Таким образом, физиология, наука о функционировании неразрывно связана с анатомией, наукой о форме. По этой причине анатомия и физиология будут рассмотрены параллельно. Анатомия полна терминов; наше тело подобно географической карте, в которой каждая часть, пусть и маленькая, имеет свою деноминацию. У каждого термина обычно есть необходимое оправдание. Например, «грудная мышца» названа так потому, что она находится в сундуке; «большая зубчатая мышца» обязана, напротив, именем своей формы, потому что она снабжена многочисленными зубами; «аддуктивная мышца» указывает, по-разному, какова ее функция.

Из белорусских учёных-анатомов можно назвать такие фамилии как Жилибер, Цибульский, Лебёдкин, Голуб, Булыгин.

Методы исследований

І. Анатомические методы

делятся на 2 группы:

А) На трупном материале

1. Метод рассечения или препарирования - позволяет с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила) изучить строение и топографию органов. Впервые этот метод был применён Герофилом и Эразистратом и был доведён до совершенства Андреем Везалием.

2. Метод вымачивания трупов путём помещения их в воду или в специальные жидкости на длительное время. Этот метод позволяет выделять отдельные кости скелета и изучать их строение.

3. Метод распиливания замороженных трупов - разработан Н. И. Пироговым и позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой области человеческого тела.

4. Метод инъекции (наливки) заключается в заполнении органов, имеющих полости, красящим веществом с последующим просветлением паренхимы глицерином, вазелином, маслом, метиловым спиртом и др. Этот метод широко применяется при изучении строения кровеносной и лимфатической систем, бронхиального дерева, лёгких и т. д.

5. Метод коррозии или разъедания - применяется при изучении кровеносного русла, кишечника и др. трубчатых образований. Он близок к инъекционному методу и заключается в заполнении полых органов затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмасса) и с последующим разрушением мягких тканей стенок органа путём его помещения в крепкий раствор кислоты или щёлочи. При этом сохраняется только слепок органа от налитых веществ.

6. Микроскопический метод - разработан отечественным анатомом Воробъёвым - заключается в тонком препарировании объектов и их изучении с помощью увеличительных приборов (лупы, микроскопа).

Б) На живом человеке

1. Рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография и др.). Впервые был применён отечественным учёным Лесгафтом. Позволяет изучать особенности строения и топографии органов на живом человеке в разные периоды его жизни.

2. Соматоскопический метод - визуальный осмотр тела человека. Позволяет определить форму грудной клетки, степень развития отдельных групп мышц, подкожного жира, искривления позвоночника и др.

3. Антропометрический метод - измерение размеров и пропорций тела (рост, вес, окружность головы и грудной клетки и т.д.).

4. Эндоскопический метод - позволяет с помощью световодной техники (трубка с лампочкой на конце) исследовать на живом человеке внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, мочеполового аппарата, сердца и сосудов.

5. УЗИ - позволяет получать изображение органа на экране с помощью ультразвука.

6. Компьютерная томография , радиоизотопный метод и др.

ІІ. Физиологические методы

1. Метод экстирпации (удаления) органа с последующим наблюдением и регистрацией полученных изменений жизнедеятельности организма.

2. Фистульный метод - основан на введении в полый орган трубки, через которую наружу выделяется секрет данного органа.

3. Метод катетеризации - введение с помощью катетера различных лекарственных веществ внутрь полых органов и кровеносных сосудов.

4. Метод денервации - основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган с целью установить зависимость его функционирования от нервной системы.

5. Инструментальные методы - электрокардиография (запись биопотенциалов сердца), электроэнцефалография (запись биопотенциалов мозга) и др.

Анатомические термины

В теле человека различают 3 взаимоперпендикулярных плоскости:

- Сагиттальная (срединная) плоскость - делит тело человека на правую и левую половины;

- Поперечная плоскость - перпендикулярна 1-ой, идёт параллельно поверхности опоры и делит тело человека на верхний и нижний концы.

- Фронтальная плоскость (от лат. frontalis - лоб) -перпендикулярна двум предыдущим и идёт ІІ плоскости лба. Делит тело человека на передний и задний отделы.

Для описания органов, расположенных на различной глубине (мышцы, сосуды и др.) используют термины: поверхностный - лежащий на поверхности;

и глубокий - лежащий глубже. Поверхность органа, обращённую в сторону головы обозначают термином краниальный , а обращённую к тазу - каудальный . Переднюю поверхность обозначают термином вентральный, а заднюю - дорсальный. Термин медиальный означает внутренний, лежащий ближе к срединной плоскости, а термин латеральный означает наружный, боковой, лежащий дальше от срединной плоскости.

При описании конечностей пользуются терминами проксимальный - верхний конец, лежащий ближе к туловищу и дистальный - нижний конец, лежащий дальше от туловища. Для описания структур кисти применяют термины ладонный и тыльный, а стопы - подошвенный и тыльный.

Тема: «Учение о тканях. Эпителиальная ткань»

1. Понятие о тканях.

2. Общая характеристика эпителиальной ткани.

3. Однослойный эпителий.

4. Многослойный эпителий.

5. Железы.

Понятие о тканях

Организм человека и животных состоит из тканей. Учение о тканях называется гистология.

Ткань - это система клеток и внеклеточных структур, сходных по происхождению, строению и функциям.

Выделяют 4 типа тканей:

Ø Эпителиальная

Ø Соединительная

Ø Мышечная

Ø Нервная

В состав каждого органа входят различные типы тканей, тесно связанные между собой. В большинстве органов выделяют паренхиму и строму. Паренхима образована тканью, которая выполняет специфические функции данного органа. Например, в лёгких - это эпителиальная ткань, в сердце - мышечная ткань и т.д. Строма всегда представлена соединительной тканью, которая образует каркас органа и содержит опорные элементы - коллагеновые и эластические волокна.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение……………………………………………………………………...3

1. Этапы развития анатомии как науки…………………………….……....4

2. Роль древних ученых в развитии анатомии………………………..……5

3. Роль отечественных ученых в развитии анатомии…………………...…9

Заключение………………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………………17

Введение

Анатомия - наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Слово «анатомия» происходит от греческого «анатемно» - рассекать, расчленять. Это название определяется тем обстоятельством, что первоначальным и основным методом, с помощью которого анатомия добывала фактический материал, относящийся к внутреннему устройству человека, был метод анатомирования, т.е. разделения, расчленения на части человеческого тела.

Анатомия традиционно и вполне заслуженно относится к числу фундаментальных дисциплин, в русле которых формируются материалистические представления о единстве человека с животным миром, о его связях с окружающей средой, о целостности организма и многообразии проявлений его жизнедеятельности, о развитии структурно-функциональных особенностей в онтогенезе и т.п. Чисто описательная анатомия с длиннейшим перечнем латинских названий многочисленных анатомических структур, как справедливо отмечал крупнейший русский анатом П. Ф. Лесгафт, «приносит мало пользы занимающемуся и только обременяет его, не давая ему никакого понятия о значении этих форм». Поэтому при изучении, например, анатомии нервной системы, особенно на начальных этапах профессиональной подготовки, чрезвычайно важно уяснить, какова функциональная взаимосвязь различных анатомических структур. Это позволяет сформировать представление о целостности нервной системы и ее огромной роли в коммуникативных взаимоотношениях.

Цель контрольной работы - рассмотреть основные этапы развития анатомии как науки и определить роль ученых в развитии анатомии.

1. Этапы развития анатомии как науки

Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления. История анатомии, являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

История развития анатомии в 5-ти периодах:

1) Начальный: охватывает V столетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).

2) Научного развития: вбирает от IV столетия до н.э. и до XV столетия н.э. Учёные IV века: Аристотель (Система органов. Теория развития организма). Во II веке до н.э.: Гален. (Утверждает, что сердце, мозг, печень - главные органы).

3) Период возрождения: XVI век - и первая половина XVII века. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.

4) Микроскопический период: вторая половина XVII и XVIII веков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.

5) Сравнительно-эмбриональный период: XIX-XX вв. - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.

2. Роль древних ученых в развитии анатомии

Определенную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования трупов. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Величайший врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции произвели вскрытие трупов людей Герофил (род. ок. 304 г. до н. э.) и Эразистрат (300-250 гг. до н.э.). Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки. Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды и нервы, среди которых выделял двигательные и чувствительные.

Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален (131-201) описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в некоторых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся до него сведения по анатомии. Он пытался описать функции органов. Полученные при вскрытии животных (свиней, собак, овец, обезьян, львов) факты без должных оговорок Гален переносил на человека, что было ошибкой (трупы людей в Древнем Риме, как и в античной Греции, вскрывать запрещалось). Гален рассматривал строение живых существ (человека) как «предначертанное свыше», внеся в медицину (анатомию) принцип телеологии (от греч. tolos-цель). Не случайно поэтому труды Галена в течение многих веков пользовались покровительством церкви и считались непогрешимыми.

В последующие века было сделано немало анатомических открытий. Факты накапливались, но не обобщались. Эпоха раннего феодализма, господство богословия не способствовали прогрессу науки, особенно в странах Европы. Этот период знаменуется развитием культуры народов Востока, достижениями в области математики, астрономии, химии. Поскольку на Востоке также запрещалось вскрывать трупы, анатомию там изучали по книгам. На арабский язык переводились труды Гиппократа, Аристотеля, Галена. Известны имена Аль-Рази (Разес, 850932 гг.) - основателя Багдадской больницы и при ней медицинской школы, Ибн-Аббаса (род. в 997 г.), высказавшего по тому времени смелую мысль относительно непогрешимости авторитета древних.

Величайший мыслитель и врач Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.) написал «Канон врачебной науки», в котором содержались сведения по анатомии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был переведен на латинский язык и после изобретения книгопечатания переиздавался более 30 раз.

Во втором тысячелетии развитие городов, торговли, культуры послужило новым толчком к развитию медицины. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет разрешалось производить вскрытие трупов человека. Открываются первые университеты. Начиная с XIII в., в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV-XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В 1326 г. Мондино да Люцци (1275-1327), вскрывший два женских трупа, написал учебник по анатомии.

Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо Да Винчи (1452-1519) вскрыл 30 трупов людей. Он сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам; изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.

Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета Андрей Везалий (1514-1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд «О строении человеческого тела» (De Humani corporis fabrica), изданный в Базеле в 1543 г. Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI-XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений. Были обстоятельно описаны многие органы тела человека.

В XVII-XIX вв. анатомия обогатилась новыми фактами. Начало микроскопической анатомии положил профессор университета в Болонье М. Мальпиги (1628-1694), открывший в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры. Появились книги и атласы с рисунками по анатомии человека. В 1685 г. в Амстердаме был издан атлас голландского анатома Готфрида Бидлоо (1649-1713) “Анатомия человеческого тела”. Атлас состоял из 105 таблиц - рисунков с натуральных препаратов. Он был переведен на русский язык и служил учебным пособием в медицинской школе при Московском госпитале. Реформатор преподавания анатомии профессор из Лейдена (Голландия) Б. Альбинус (1697-1770) в 1726 г. опубликовал труд по анатомии костей тела человека, в 1736 г. - работу о мышцах, а позже таблицы (рисунки) костей и мышц, лимфатических сосудов и непарной вены. Развитию лимфологии способствовали труды итальянского анатома П. Масканьи (1755-1815), особенно «История и иконография лимфатических сосудов» (1787). Большое значение для развития сравнительной анатомии имели работы Ж. Кювье (1769-1832). Значительную роль в развитии анатомии сыграл труд М. Ф. К. Биша (1771-1802) «Общая анатомия в ее приложении к физиологии и медицине», в котором изложено учение о тканях, органах и системах. Основы эмбриологии заложил К.М. Бэр (1792-1876), открывший яйцеклетку человека и описавший развитие ряда органов. Клеточную теорию создал Т. Шванн (1810-1882), который установил принцип единообразия в строении животного организма.

В конце XIX - начале XX в. вышел в свет ряд руководств и атласов по анатомии человека, созданных К. Тольдтом (1840-1920), А. Раубером (1841-1917), В. Шпальтегольцем (1861-1940), Г. Браусом (1868-1924), А. Беннингофом (1890-1953) и др.

3. Роль отечественных ученых в развитии анатомии

Данные о развитии медицины в Древней Руси имеются в летописях и церковных документах. Сведения о строении органов в рукописях Х-XIII вв. в основном совпадали со взглядами Галена. Известны труды, в которых содержались медицинские и анатомические сведения (“Церковный устав”, Х в., “Изборник Святослава”, XI в., “Русская правда”, XI-XII вв.).

В XV-XVI вв. на территории России появились сочинения, содержащие теоретические вопросы медицины в представлениях античных авторов, с критическим их анализом и краткими сведениями по анатомии, о телосложении (“Врата Аристотелевы”, или “Тайна тайных”). Названия многих органов, частей тела упоминались в различных рукописных лечебниках и травниках, “тутошних и заморских” (написанных на Руси и переведенных на русский язык с латинского и греческого языков). Анатомия при обучении “лекарскому делу” преподавалась по мало приспособленному учебнику “Проблемата Аристотеля”. Первый выпуск врачей, изучавших анатомию по “скелету”, хирургию, ботанику, фармакологию, состоялся в Московской медицинской школе в 1658 г. В том же 1658 г. филолог Епифаний Славинецкий (умер в 1675 г.) перевел на русский язык “Эпитоме” Везалия, написанный им для студентов университета в качестве учебного пособия по анатомии.

В западных государствах в XVII-XVIII вв. были школы (академии), где преподавалась медицина, в том числе и анатомия: в Тарту (Academia Gustaviana, 1632), медицинский факультет Виленской высшей школы (1647), Академия Петрина в Елгаве (1775), Медицинская академия в Гродно (1775). Во время организации в России госпиталей (при Петре I) при них открывали медицинские школы. Так, в 1707 г. в Москве был основан Московский госпиталь, а при нем - медицинская школа. В 1733 г. появились медицинские школы в Петербурге и Кронштадте, а в 1758 г. - в Барнауле. Анатомия преподавалась по рукописным учебникам Николая Бидлоо (1670-1735) “Зерцало анатомии”, “Theatrum anatomicum”, а также по первому русскому анатомическому атласу “Syllabius corporis humani” (1774), создателем которого был М.И. Шеин (1712-1762). Он же в 1757 г. перевел на русский язык “Сокращенную анатомию” Гейстера. Его перевод на русский язык терминов положил начало созданию русской анатомической терминологии.

В медицинских школах, вначале в Московской, а затем в Петербургской, анатомию и другие предметы (хирургию, физиологию, ботанику) преподавал на русском языке талантливый врач К. И. Щепин (1728-1770). В развитии наук в России огромную роль сыграла Академия наук, учрежденная в 1724 г. Курс анатомии в университете при Академии наук читал ученик М.В. Ломоносова анатом акад. А.Р. Протасов (1724-1796), известный своими работами о телосложении человека, строении и функциях желудка.

По инициативе М.В. Ломоносова в Москве в 1755 г. был открыт университет, на медицинском факультете которого с 1765 г. преподавалась анатомия. Значительную роль в развитии московской анатомической школы сыграл первый русский профессор Московского университета акад. С. Г. Зыбелин (1735-1802). Известен его труд “Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней” (1777).

В XVIII в. появилось немало трудов, обогативших анатомическую науку. Д. И. Иванов (1751-1821), ученик С. Г. Зыбелина, в 1781 г. опубликовал работу “О происхождении межреберных нервов”, в которой описал анатомию симпатического ствола. В 1782 г. А.М. Шумлянский (1748-1795) защитил докторскую диссертацию “О строении почек”, на 60 лет раньше англичанина В. Боумена, в которой описал микроскопическое строение почек, в частности извитые канальцы и капсулу клубочка (капсула Шумлянского - Боумена).

Большим вкладом в анатомическую науку явилось издание в 1783 г. “Анатомико физиологического словаря”, автором которого был профессор повивального искусства (акушерства) Н.М.Амбодик-Максимович (1744-1812).

Известным представителем московской анатомической школы в XIX в. был Е.О. Мухин (1766-1850) - преподаватель анатомии Московского университета. В 1812г. вышел его “Курс анатомии”. Он организовал при кафедре анатомический музей, выступал как пропагандист русской анатомической терминологии. Профессор Московского университета И.М. Соколов (1816-1872) опубликовал “Атлас анатомико-хирургических таблиц”, много внимания уделял пополнению анатомического музея новыми препаратами. Большой вклад в анатомию внес Д.Н. Зернов (1843-1917), в течение многих лет возглавлявший кафедру нормальной анатомии в Московском университете. Он автор учебника по анатомии, выдержавшего более десяти изданий, изучал органы чувств, изменчивость борозд и извилин полушарий большого мозга, брыжеечную часть тонкой кишки.

Основателем петербургской анатомической школы был акад. П. А. Загорский (1764-1846), работы которого были посвящены тератологии, сравнительной анатомии, взаимосвязям между строением и функциями органов; он написал учебник по анатомии. Наиболее известный ученик П. А. Загорского И. В. Буяльский (1789-1866), анатом и хирург, опубликовал “Анатомо-хирургические таблицы”, учебник по анатомии, предложил метод бальзамирования трупов.

Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н.И. Пирогов (1810-1881). Начав свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) университете.

По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургической академии был создан Анатомический институт, усовершенствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пирогов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома - открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотношений органов друг с другом и со скелетом. Результаты многолетних трудов Н.И. Пирогов обобщил в книге “Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях” (1852-1859). Н.И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд “Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций” (1838). Перу Н. И. Пирогова принадлежат “Полный курс прикладной анатомии человеческого тела” (1843-1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. В области анатомии Н.И. Пироговым сделано немало открытий.

Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник - участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.

Выдающимся исследователем в области функциональной анатомии и теории физического воспитания был П.Ф. Лесгафт (1837-1909) - автор фундаментального труда “Основы теоретической анатомии”. П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела.

Известными представителями киевской анатомической школы были В. А. Бец (1834-1894), изучавший строение мозгового вещества надпочечников, а также коры головного мозга и описавший большой пирамидный нейрон (клетка Беца); ученик Д. Н. Зернова М. А. Тихомиров (1848-1902) - автор монографии “Варианты артерий и вен” (1900); Ф.А. Стефанис (1865-1917), изучавший лимфатическую систему тела человека.

В Харькове работал известный анатом А. К. Белоусов (1848-1908) - исследователь иннервации сосудов, автор одного из методов инъекций анатомических препаратов, учитель Г. М. Иосифова и В. П. Воробьева.

После Октября 1917 г., особенно в двадцатые годы, появились медицинские институты на окраинах страны: Тбилисский (1918), Азербайджанский (Баку, 1919), Иркутский (1919), Ташкентский (1920), Минский (1921), Ереванский (1922) и др., в которых были организованы кафедры анатомии. Были открыты специализированные морфологические (анатомические) научно - исследовательские учреждения (институты и лаборатории). Успешно разрабатывались методы научных исследований, новые перспективные научные направления. Развивая функциональное направление в анатомии, отечественные анатомы широко применяли и применяют наряду с описательными экспериментальные методы. Получил широкое признание и распространение метод макромикроскопического исследования, успешно используются микроскопическая техника, рентгеновский и биометрические методы.

В области экспериментальной анатомии плодотворно работал основатель ленинградской школы анатомов В. Н. Тонков (1872-1954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший многочисленную школу анатомов (Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, А. П. Любомудров, Ф. П. Маркизов, К. В. Ромодановский и др.). Придавая большое значение эксперименту, он исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета. Перу В. Н. Тонкова принадлежат также работы по эмбриологии и сравнительной анатомии. В.Н. Тонков - автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии. Ученик В.Н. Тонкова и его преемник по кафедре Б. А. Долго-Сабуров (1900-1960) продолжал научное направление своего учителя. Он автор известных книг “Анастомозы и пути окольного кровообращения у человека” (1956), “Иннервация вен” (1959) и др.

Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был В. П. Воробьев (1876-1937) - исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. В. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первых начал изучение иннервации методом электростимуляции нервов у животных. Он создал пятитомный “Атлас анатомии человека”.

Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.

Основоположником школы отечественных лимфологов является Г. М. Иосифов (1870-1933) - профессор анатомии вначале Томского, а затем Воронежского медицинского институтов. Широко известен его труд “Лимфатическая система человека с описанием аденоидов и органов движения лимфы” (1914). Разработке учения об индивидуальной изменчивости органов и систем человека посвятил свои исследования В. Н. Шевкуненко (1872-1952).

В двадцатые годы кафедру анатомии Московского университета (до 1930 г.) возглавлял ученик Д. Н. Зернова П. И. Карузин (1864-1939), организатор кафедр анатомии в ряде медицинских институтов (Астрахань, Минск, Смоленск, Тбилиси), автор “Руководства по пластической анатомии” (1921) и “Словаря анатомических терминов” (1928). Преемником П. И. Карузина по кафедре в Московском университете (с 1930 г. - I Московский медицинский институт) был ученик В. Н. Тонкова Г.Ф. Иванов (1893-1955), автор книг “Хромаффинная и интерреналовая системы человека” (1930), “Нервы и органы чувств сердечно-сосудистой системы” (1945), двухтомного руководства по анатомии (1949).

Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы человека и животных внес ученик Г. М. Иосифова Д.А. Жданов (1908-1971), профессор анатомии Горьковского, затем Томского медицинских институтов, Ленинградского санитарно-гигиенического, а с 1956 г. - I Московского медицинского института, воспитавший многочисленных учеников. За монографию “Хирургическая анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища” (1945) он удостоен Государственной премии СССР. В 1952 г. вышла его монография “Общая анатомия и физиология лимфатической системы”.

Значительный след в истории анатомии оставил М.Ф. Иваницкий (1895-1969), работавший в области динамической и проекционной анатомии, возглавлявший кафедру анатомии в Московском институте физической культуры. Известным исследователем лимфатической системы был киевский анатом М.С.Спиров (1892-1973).

С середины XX в. успешно развивается ряд перспективных научных направлений в области анатомии, возглавляемых академиками и членами-корреспондентами Академии медицинских наук, академий наук республик (государств) и другими известными учеными.

Во второй половине XX в. в анатомию внедряется ряд новых современных методов. Успешно используется микроскопическая и ультрамикроскопическая техника, авторадиография, рентгеновский и биометрический методы, которые дали возможность, наряду с традиционными, обогатить анатомическую науку новыми оригинальными и ценными для биологии и медицины данными.

Заключение

Знание анатомии необходимо не только врачам. Это актуально и для биологов, и для учителей, и для психологов. В силу характера своей профессиональной деятельности учителя и психологи способны оказывать влияние на психику ребенка или взрослого, именно опираясь на знания о нервной системе, полученных из курса анатомии, поэтому, ознакомившись с ее основами, они должны в дальнейшем самостоятельно углублять знания в этой области.

Большой коллектив российских анатомов на кафедрах медицинских институтов, в морфологических лабораториях успешно изучает индивидуальные, возрастные, типовые, половые особенности строения тела человека. В экспериментах на животных исследуются функциональные особенности органов и тканей, морфологические механизмы адаптации к различным условиям существования. Ученые-анатомы вносят существенный вклад в теорию и практику медицинской науки.

Список литературы

1. Глухих Ю.Н., Серебряков Г.Н. Основы динамической морфологии (остеология): Учебное пособие по анатомии Омск, СибГАФК, 1998.

2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Терра-Спорт, 2003.

3. Козлов В.Н. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. - М., 1987.

4. Лысов П.К., Никитюк Б.Д., Сапин М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии): Учебник для физкультурных вузов. - М.: Медицина, 2003.

5. Синельников Ф. Атлас анатомии человека. Т. 1, 2, 3. - М., 1974.

Подобные документы

    Первые упоминания о строении человеческого тела в Древнем Египте. Ознакомление с познаниями в анатомии таких представителей греческой, как Гиппократ и Герофил. Рассмотрение труда "О медицине" древнеримского энциклопедиста и врача Авла Корнелия Цельса.

    реферат , добавлен 22.05.2015

    Вскрытие тела человека в Древнем Египте. Краткая характеристика макроморфологического, микроскопического и молекулярно-биологического этапов развития научной патологической анатомии. Ведущие ученые и их труды. Современные методы научного познания болезни.

    презентация , добавлен 25.05.2014

    Нормальная температура тела человека, определение ее постоянства балансом между теплопродукцией и теплоотдачей. Особенности лихорадочного состояния, причины его возникновения. Характеристика основных механизмов регулирования температуры тела человека.

    презентация , добавлен 28.12.2013

    Понятие антропометрии, её признаки, методики и развитие как науки, принципы антропометрических исследований. Телосложение человека и его виды. Основные типы пропорций тела. Генетические условия соматической конституции. Типология человека по Э. Кречмеру.

    презентация , добавлен 30.05.2012

    Человек как гомойотермный организм. Понятие пойкилотермных и гомойотермных организмов. Температура тела человека. Общая характеристика механизма терморегуляции организма. Температурные рецепторы человека. Сущность температурной адаптации тела человека.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    История открытия и исследования системы гистосовместимости человека HLA. Сведения о строении комплекса такого рода, его биологическая роль. Теории и гипотезы, объясняющие механизмы ассоциации с заболеваниями. Основные методы изучения связи с антигенами.

    презентация , добавлен 03.05.2015

    Тела, входящие в состав физического поля человека. Энергетическое дыхание клетки. Образование очага болезни. Движение энергии в системе тела. Информационное поле человека и понятие здоровья. Истоки возникновения болезни человека. Существование души.

    книга , добавлен 17.05.2008

    Анатомия стекловидного тела, строение и функции. Врожденные аномалии развития стекловидного тела, воспалительные, деструктивные и дистрофические процессы в нем. Травматические поражения стекловидного тела, диагностика, жалобы и методика лечения.

    презентация , добавлен 18.09.2014

    Введение термина "аорта" Аристотелем. Изучение нервной системы Галеном. Описание строения человеческого тела в работах Везалия. Роль деятельности русских ученых Пирогова, Сеченова, Мечникова, Павлова, Боткина и Бурденко в развитии медицинской науки.

    презентация , добавлен 27.11.2010

    История зарождения и развития гистологии как науки о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов. Деятельность отечественных гистологических школы второй половины XIX-начала ХХ в. Этапы развития цитологии и эмбриологии в России.


Top