Воспитание петра 1. Семья и личная жизнь

Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной - родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана - и родственники первой жены Алексея Михайловича - Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр - "младшим" царем при правительнице Софье.

При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" - будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал "правой рукой" императора.

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.

После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем .

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии .

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.

Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала "фискалы" (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".

По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Петр I был дважды женат : на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго - дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).

Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Страница 1

Отец Петра, Алексей Михайлович, был женат с 1648 года по 1669 на Марте Ильиничне Милославской. От этого брака у него было 13 детей. Только два из них – Фёдор и Иван пережили его. Но и они оба были болезненными, у Федора была цинга, Иван страдал глазами, заикался, был слаб телом и рассудком.

Свою вторую жену, царь Алексей Михайлович встретил в доме Артамона Сергеевича Матвеева, где она росла и воспитывалась. В 1672 году, 30 мая у них родился крепкий и здоровый мальчик, нареченный Петром. Тайтсы. Наколенники. https://fizkultura.biz мультибрендовый магазин. акции.

О первых днях царевича Петра сохранилось много любопытных сведений. Его рождение вызвало ряд придворных праздников.

Крестили Петра только 29 июня в Чудовом монастыре и крёстным отцом был его брат, царевич Федор Алексеевич. По древнему обычаю, с новорожденного «сняли меру» и в её величину написали икону апостола Петра. Очень рано маленького Петю стали забавлять игрушки, и игрушки эти почти исключительно имели военный характер. Если бы Царь Алексей жил более, можно было ручаться, что Петр получил бы такое же прекрасное, по тому времени, образование, как его брат Федор. Но отец умер, когда Петру не исполнилось и четырёх лет. Вот он остался без правильного образования. Некоторые историки считают, что начало обучения Петра положил ещё его отец. Такое мнение основывается на том, что 1 декабря 1675 года начали кого-то учить грамоте в царской семье, как это ясно из книг Тайного приказа. Но в царской семье не начинали учить детей раньше пяти лет, а Петру тогда было три с половиной года. Первый известный нам учитель Петра, Никита Моисеевич Зотов, был определён к нему уже царём Федором 12 марта 1677 года, поэтому такое мнение о раннем обучении Петра сомнительно.

Курс учения в древней Руси начинался азбукой, продолжался чтением псалтыря, Апостольских деяний и Евангелия. Обучение письму шло позже чтения. Пётр начал учиться письму в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Кроме письма и чтения Зотов ничему больше не учил Петра.

Маленькому Петру было почти десять лет, когда он стал свидетелем ужасных событий. Что же случилось тогда?

В то время семья первой жены царя Алексея Михайловича – Марии Милославской спорила за власть с семьёй второй жены – Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра. Дворцовая партия Милославских переманила на свою сторону Стрелецкий приказ. Они убеждали стрельцов в том, что семья Нарышкиной и их окружение изменники.

Так 15 мая 1682 года произошёл стрелецкий бунт. Милославские дали знать утром этого дня в стрелецкие слободы, что изменники задушили царевича Ивана Милославского. Стрельцов звали в Кремль. Во дворце собрались, услышав о приближении стрельцов, бояре, бывшие в Кремле. Из криков стрельцов они узнали зачем явилось стрелецкое войско, и знали, что они считали Ивана убитым. Поэтому на дворцовом совете было решено показать стрельцам и Ивана, и Петра, чтобы убедить их в полном отсутствии измены и смуты во дворце. Царица Наталья вывела обоих на крыльцо и стрельцы, вступив в разговор с самим Иваном, услышали от него что «его никто не изводит и жаловаться ему не на кого». Эти слова показали стрельцам, что они жертвы чьего-то обмана, что изменщиков нет и истреблять некого.

Князь Михаил Юрьевич Долгорукий – начальник Стрелецкого приказа, решив, что стрельцы совсем присмирели и уже было собрались домой, начал подгонять их, грубо с ними обращаясь.

И без того разгорячённые стрельцы, разозлились и подстрекаемые Милославскими, они возвратились и на глазах Петра и Натальи Кирилловны убили Артамона Матвеева, кое-кого из семьи Нарышкиных и из бояр, присутствовавших там. На следующий день сцены убийств повторились. Но восстание стрельцов удалось подавить.

26 мая боярская дума и высшее духовенство, боясь повторения стрелецкого бунта, провозгласили первым царём Ивана Милославского, а вторым Петра Алексеевича. Немедленно затем стрельцы били челом о том, чтобы правление по молодости царей, поручено было Софье, старшей сестре. 29 мая Софья согласилась править.

Во время правления Софьи Петр продолжал проживать с матерью в Преображенском селе. Его воспитание было совершенно заброшено. Учителя, Никиту Моисеевича Зотова, от него удалили, другого ему не дали; он проводил время в потехах, окружённый сверстниками, без всяких дельных занятий: такая жизнь испортила и изуродовала бы всякую другую натуру, менее даровитую. На Петра он наложила только тот отпечаток, что он, как сам позже сознавался, не получил в отроческих летах тех сведений, которые необходимы были для прочного образования. Через это небрежение Петру приходилось учиться многому уже в зрелом возрасте. Сверх того проведённое таким образом отрочество лишило его той выдержки характера в обращении с людьми, которая составляет признак образованного человека. Петр с отроческих лет усвоил грубые привычки окружающего его общества, крайнюю несдержанность, безобразный разгул.

Цифирные (арифметические) школы
В начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразо­вательных начальных школ, которые давали бы учащимся знания в чте­нии, письме, арифметике, подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в про­фессиона...

Конституция 1936 года. Обновление конституционного законодательства
Конституция СССР, принятая VIII чрезвычайным съездом Советов, дополнила, развила, конкретизировала нормы конституционного права применительно к новым условиям советского общества, сумевшего за 10 лет интенсивно, созидательного, хотя порой и плохо согласованного с экономическими и иными социальными закономерностями, создать основы социал...

Сибирские пограничные линии
Присоединение Сибири породило немало проблем, которые пришлось решать и центральному правительству, и сибирским властям. Одной из таких проблем, и весьма серьезной, стала охрана российских владений в Сибири. Если на севере и востоке Сибирь омывалась водами Ледовитого и Тихого океанов, которые создавали естественные рубежи, то на юге про...

Петр I (Петр Алексеевич, Первый, Великий) – последний московский царь и первый российский император . Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова от его второй жены боярыни Натальи Нарышкиной. Родился в 1672 году 30 (9) мая (июня) .

Краткая биография Петра I представлена ниже (Петр 1 фото также) .

Отец Петра умер, когда ему исполнилось 4 года, и его официальным опекуном стал старший брат, царь Федор Алексеевич, к власти в Москве пришла сильная партия бояр Милославских (матерью Федора была первая жена Алексея Мария Милославская).

Воспитание и образование Петра I

Все историки едины в своем мнении об образовании будущего императора. Они считают, что оно было максимально слабым. До года его воспитывала мать, а до 4 лет - няньки. Потом за образование мальчика взялся дьяк Н. Зотов. У мальчика не было возможности обучаться у известного Симеона Полоцкого, который обучал его старших братьев, так как патриарх московский Иоаким, начавший борьбу с «латинизацией», настоял на удаление Полоцкого и его учеников от двора. Н. Зотов обучил царя грамоте, закону Божьему и начальному счету. Писал царевич плохо, словарный запас его был скудным. Впрочем, в дальнейшем Петр восполнит все пробелы в своем образовании.

Борьба Милославских и Нарышкиных за власть

В 1682 году умер Федор Алексеевич , не оставив наследника мужского пола. Бояре Нарышкины, воспользовавшись возникшей смутой и тем фактом, что царевич Иван Алексеевич, следующий по старшинству брат, был душевно болен, возвели на престол Петра, а регентшей сделали Наталью Кирилловну, опекуном же был назначен близкий друг и родственник Нарашкиных боярин Артамон Матвеев.

Бояре Милославские под предводительством царевны Софьи, старшей дочери Алексея Михайловича, начали подстрекать стрельцов, которых в Москве было около 20 тысяч, к бунту. И бунт произошел; в результате были убиты боярин А. Матвеев, его сторонник, боярин М. Долгорукий, многие из рода Нарышкиных. Царица Наталья была отправлена в ссылку, а на престол возвели и Ивана, и Петра (причем старшим считался Иван). Регентшей при них стала царевна Софья, заручившаяся поддержкой предводителей стрелецкого войска.

Ссылка в Преображенское, создание потешных полков

После церемонии венчания на царство юный Петр был отправлен в село Преображенское. Там он рос, не чувствуя никаких ограничений. Очень скоро всем окружающим стал понятен интерес юного царевича к военному делу. С 1685 по 1688 год в селе создавались Преображенский и Семеновский (по названию соседнего с Преображенским села, Семенова) потешные полки, создавалась «потешная» же артиллерия .

В это же время царевич заинтересовался морским делом и заложил первую верфь на Плещеевом озере под Переславлем – Залесским. Так как среди русских бояр, знающих морскую науку, не нашлось, наследник престола обратился к иностранцам, немцам и голландцам, жившим в Немецкой слободе в Москве. Именно в это время он познакомился с Тиммерманом, который обучал его геометрии и арифметике, Брандтом, который изучал с ним навигацию, Гордоном и Лефортом, которые в будущем станут его ближайшими сподвижниками и соратниками.

Первый брак

В 1689 году по приказу матери Петр женился на Евдокии Лопухиной, девушке из богатого и знатного боярского рода. Царица Наталья преследовала три цели: связать сына с родовитыми московским боярами, которые в случае необходимости окажут ему политическую поддержку, объявить о совершеннолетии мальчика-царя и, как следствие, его возможности самостоятельно править, и отвлечь сына от его немецкой любовницы, Анны Монс. Царевич не любил жену и очень быстро оставил ее в одиночестве, хотя от этого брака родился царевич Алексей, будущий наследник императора.

Начало самостоятельного правления и борьба с Софьей

В 1689 году вспыхнул очередной конфликт между Софьей и Петром, который желал править самостоятельно. Вначале на сторону Софьи встали стрельцы во главе с Федором Шакловитым, но Петр сумел переломить ситуацию и вынудил Софью отступить. Она отправилась в монастырь, Шакловитый был казнен, а старший брат Иван полностью признал право младшего брата на престол, хотя номинально, до свой смерти в 1696 году, оставался соправителем. С 1689 по 1696 год делами в государстве занималось правительство, сформированное царицей Натальей. Сам же царь полностью «отдался» своим любимым делам – созданию армии и флота.

Первые самостоятельные года правления и окончательное уничтожение сторонников Софьи

С 1696 года Петр начал править самостоятельно , избрав для себя приоритетной задачей продолжение войны с Османской империей. В 1695, 1696 годах он предпринял два похода с целью захватить турецкую крепость Азов на Азовском море (Петр сознательно отказался от походов в Крым, считая, что его армия еще не достаточно сильна). В 1695 году взять крепость не удалось, а в 1696 году, после более тщательной подготовки и создания речного флота, крепость была взята. Так Петр получил первый порт на южном море. В этом же 1696 году на Азовском море была заложена еще одна крепость, Таганрог, которая стала бы форпостом для русских сил, готовящихся напасть на Крым с моря.

Однако нападение на Крым означало войну с Османами, а царь понимал, что для такой кампании сил у него еще мало. Именно поэтому он начал усиленно искать союзников, которые поддержали бы его в этой войне. С этой целью им было организованно так называемое «Великое посольство» (1697-1698 гг.).

Официальной целью посольства, которое возглавил Ф. Лефорт, было налаживание связей с Европой и обучение недорослей, неофициальной – заключение военных союзов против Оманской империи. Царь также отправился с посольством, правда, инкогнито. Он посетил несколько немецких княжеств, Голландию, Англию и Австрию. Официальные цели достигнуты были, а вот найти союзников для войны с Османами не удалось.

Петр намеревался посетить еще Венецию и Ватикан, но в 1698 году в Москве началось восстание стрельцов, подстрекаемых Софьей, и Петр был вынужден вернуться на родину. Стрелецкое восстание было им жестоко подавлено. Софья пострижена в монастырь. Свою жену, Евдокию Лопухину, Петр тоже отправил в монастырь в Суздаль, но подстрижена в монахини она не была, так как этому воспротивился патриарх Адриан.

Строительство империи. Северная война и экспансии на Юг

В 1698 году Петр полностью распустил стрелецкое войско и создал 4 регулярных полка, которые стали основой его новой армии . Такой армии еще не было в России, но она была нужна царю, так как он собирался начать войну за выход к Балтийскому морю.Воевать со Швецией, тогдашним гегемоном Европы, предложили Петру курфюрст Саксонии, правитель Речи Посполитой, и датский король. Им нужна была слабая Швеция, а Петру выход к морю и удобные гавани для строительства флота. Поводом к войне стала якобы обида, нанесенная царю в Риге.

Первый этап войны

Начало войны нельзя назвать удачным. 19 (30).11.1700 года русская армия была разгромлена под Нарвой. Потом Карл XII , король Швеции, разгромил союзников. Петр не отступился, сделал выводы и реорганизовал армию и тылы, проведя реформы по европейскому образцу. Они тут же дали свои плоды:

  • 1702 год – захват Нотебурга;
  • 1703 год – захват Ниеншанца; начало строительства Санкт-Петербурга и Кронштадта;
  • 1704 год – захват Дерпта и Нарвы

В 1706 год Карл XII , уверенный в своей победе после укрепления в Речи Посполитой, начал прорываться на юг России, где ему обещал поддержку гетман Украины И. Мазепа. Но сражение у деревни Лесной (русскую армию возглавлял Ал. Меньшиков) лишило шведскую армию фуража и боеприпасов. Скорее всего, именно этот факт, а еще полководческий талант Петра I привели к полному разгрому шведов под Полтавой.

Шведский король бежал в Турцию, где хотел добиться поддержки турецкого султана. Турция вмешалась, и в результате неудачного Прутского похода (1711 год) Россия была вынуждена вернуть Турции Азов и отказаться от Таганрога. Потеря была тяжелой для России, но мир с Турцией удалось заключить. После этого последовали победы на Балтике:

  • 1714 год – победа у м. Гангут (в 1718 погиб Карл XII и начались мирные переговоры);
  • 1721 год – победа у острова Гренгам.

В 1721 году был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила:

  • выход к Балтике;
  • Карелию, Эстляндию, Лифляндию, Ингрию (но России пришлось отдать Швеции завоеванную Финляндию).

В этом же году Петр Первый провозгласил Россию Империей, а себя наделил титулом императора (причем, в короткое время этот новый титул Петра I московского царя признали все европейские державы: кто мог оспорить решение, принятое самым сильным правителем тогдашней Европы?).

В 1722 – 1723 году Петром Первым был предпринят Каспийский поход, закончившийся подписанием Константинопольского мира с Турцией (1724 год), которая признавала за Россией право на западные берега Каспия. Такой же договор был подписан и с Персией.

Внутренняя политика Петра I . Реформы

С 1700 по 1725 года Петр Первый проводил реформы , которые так или иначе затронули каждую сферу жизни государства Российского. Наиболее значимые из них:

Финансы и торговля:

Можно сказать, что именно Петр Первый создал промышленность России, открывая государственные и помогая создавать частные мануфактуры по всей стране ;

Армия:

  • 1696 – начало создания российского флота (Петр сделал все, чтобы российский флот стал за 20 лет самым сильным в мире);
  • 1705 – введение рекрутской повинности (создание регулярной армии);
  • 1716 – создание Военных уставов;

Церковь:

  • 1721 – отмена патриаршества, создание Синода, создание Духовного регламента (церковь в России полностью подчинилась государству);

Внутреннее управление:

Дворянское право:

  • 1714 – указ о единонаследии (запрет дробить дворянские поместья, приведший к укреплению дворянского землевладения).

Семья и личная жизнь

После развода с Евдокией Лопухиной Петр женился (в 1712) на своей давней любовнице Екатерине (Марте Скавронской) , с которой состоял в связи с 1702 года и от которой уже имел несколько детей (в том числе Анну, мать будущего императора Петра III , и Елизавету, будущую российскую императрицу). Он венчал ее на царство, сделав императрицей и соправительницей.

Со старшим сыном, царевичем Алексеем, у Петра были сложные отношения, приведшие к измене, отречению от престола и смерти первого в 1718 году. В 1722 году император издает указ о престолонаследии, в котором говорится о том, что император вправе сам назначить себе наследника. Единственным же наследником мужского пола по прямой линии был внук императора – Петр (сын царевича Алексея). Но кто займет престол после смерти Петра Первого, до конца жизни императора так и оставалось неизвестным.

Петр обладал суровым характером, был вспыльчив, но о том, что это была яркая и неординарная личность, можно судить по фото, сделанным с прижизненных портретов императора.

Практически всю свою жизнь Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни и уремии. От нескольких приступов, случившихся между 1711-1720 гг., он вполне мог умереть.

В 1724-1725 году болезнь усилилась и император страдал от жутких приступов боли. Осенью 1724 году Петр сильно простудился (долго простоял в холодной воде, помогая морякам спасать севший на мель бот), и боли стали беспрерывными. В январе император слег, 22 числа исповедовался и принял последние причастие, а 28-го, после продолжительной и мучительной агонии (фото Петра I, сделанное с картины “Император на смертном одре”, доказывает этот факт), Петр Первый умер в Зимнем дворце Санкт-Петербурга .

Врачами был поставлен диагноз воспаления легких, а после вскрытия стало понятно, что у императора началась гангрена после того, как мочевой канал окончательно сузился и закупорился камнями.

Похоронен император был в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Его правление закончилось.

28-го же января, при поддержке А. Меньшикова, императрицей стала Екатерина Алексеевна, вторая жена Петра Первого.




Близость этих «немцев» к Петру не должна нам казаться удивительною и необычною. Московский двор в то время широко пользовался услугами западноевропейцев. Маленького Петра лечили доктора-немцы; в вычурных садах царя Алексея он видел немцев-садовников; всякие технические поделки во дворцах исполнялись мастерами-немцами. Мать Петра Великого, царица Наталья, выросла у своего воспитателя А.С. Матвеева в приязни к немцам; боясь близких к Софье ученых киевлян, она не страшилась немцев и допускала их к сыну. Наконец, Немецкая слобода, где жили немцы, была расположена очень близко от села Преображенского; было очень просто и легко послать туда за всяким делом и позвать оттуда сведущих и искусных немцев по первому же слову царя Петра. Таким образом, немцы из слободы помогали царю строить его крепость: голландец Тиммерман учил Петра арифметике, геометрии и фортификации; голландец же Брант обучал его плавать под парусами. Под влиянием своих забав и учителей-немцев Петр мало-помалу обращался в военного техника и любителя-моряка. Не было у него общепринятого тогда схоластического образования, а были какие-то особые, совсем не обычные познания, какие-то странные, совсем не царские вкусы. Молодой государь представлял собою необыкновенный для московского общества культурный тип.

Многое в характере и в жизни молодого царя Петра вызывало осуждение окружающих. Конечно, осуждали в нем его необразованность и невоспитанность, происшедшие оттого, что Петр, не по его вине, лишен был обычного дворцового воспитания. Осуждали его пристрастие к забавам: казалось, что, кроме своих игр, он ничего не желает знать. В особенности странною представлялась страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Петр нашел в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик («дедушку русского флота ») и научился плавать на нем, он весь ушел в это новое дело и начал строить себе суда на большом Переяславском озере. Конечно, это казалось многим пустою и странною забавой, не подходящею для подраставшего государя. Осуждали в Петре и его особую близость к немцам. Петр с течением времени стал часто бывать в Немецкой слободе. Там он свел близкое знакомство с некоторыми из обитателей слободы, сиживал у них в гостях, принимал участие в их увеселениях. Особенно сблизился он с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, ученым и серьезным человеком, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и веселым. Под влиянием Лефорта Петр, по мнению многих, отстал от русских обычаев и привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, состоявший при Петре «дядькою» (воспитателем) князь Борис Алексеевич Голицын и учитель Петра Никита Зотов в этом отношении сами не были безгрешны и не могли удержать молодого Петра от кутежей и шумных пирушек.

Потешные Петра I в кружале (кабаке). Картина А. Рябушкина, 1892

Итак, вследствие особых неблагоприятных условий своего детства, Петр остался без правильного образования и воспитания и вместо богословско-схоластических познаний приобрел военно-технические. Не было у него любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовались близкие сношения с «немцами». Московское правительство своей сестры Софьи он не любил; он боялся как Милославских, так и стрельцов, которых считал опорою и друзьями Софьи . Впрочем, до совершеннолетия у Петра не было никакого видимого интереса к делам государственным и придворным. Петр весь ушел в свои забавы, все свое время употреблял на «потехи Марсовы и Нептуновы». Его громадные умственные способности находили пока применение в тесном кругу полудетских затей и были заметны для немногих. Вообще же московские люди считали Петра несерьезным и пустым человеком, от которого нельзя было ждать проку. А между тем подходила пора его совершеннолетия, приближался конец опеки царевны Софьи над царями и царством. Чтобы отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным, царица Наталья задумала женить Петра и нашла ему невесту по своему вкусу – Евдокию Федоровну Лопухину. В начале 1689 г. Петр женился, но не изменил своих привычек: легко оставлял мать и жену и всего более интересовался постройкою судов в Переяславле и воинскими забавами. Так подошло его совершеннолетие (30 мая 1689 г.), когда его мать и родные заставили его начать борьбу с сестрою Софьею за власть.

Учиться грамоте Петр начал с 5-летнего возраста, а учителями его были: дьяк челобитного приказа Н.М.Зотов, Лефорт, Тиммерман. Последние двое учили его геометрии и фортификации. Петр не любил попусту тратить время, он постоянно чему-то учился, во что-то полезное играл.

Ему подобрали 600 мальчиков, из которых сформировали 2 пехотных батальона. В селе Преображенском это «войско» сильно увеличилось, и часть его поселилась в селе Семеновском. Из них были образованы Семеновский и Преображенский полки. Петр часто встречался с новыми людьми, учился у них нужному для жизни и государственной деятельности.

Подростку-царю привезли из Франции астролябию - прибор для определения широты и долготы в астрономии. Голландец Франц Тиммерман научил Петра пользоваться прибором. Отремонтировав старый английский бот, Пе6тр плавал на нем по Яузе. Потом, найдя в 120 км от Москвы озеро Плещеево, Петр увлекся кораблестроением, работая топором, молотком, нося тяжелые грузы. Когда в 1695 г. русские войска потерпели поражение при осаде Азова в Черном море, Петр начал строить флот под Воронежем. Было построено 2 военных корабля, 23 галеры, 1300 стругов, 300 лодок. И в июне 1696 г. русский флот одержал победу. После этого Петр умножил флот и сделал расчет: 10 кораблей - на свой счет, 6 кораблей - патриарха, 5 кораблей - духовенства, 34 корабля - боярам, 11 кораблей - городам. За 3 года у флота стало 2506 пушек, 11 мортир и 16800 человек. По этим делам можно смело считать Петра основателем русского флота.

Чтобы удержать как-то сына, мать решила женить Петра на Евдокии Лопухиной - дочери окольничего. В январе 1689 г. состоялась свадьба. Приверженность жены к старинным порядкам, богомольству, предрассудкам раздражала Петра. Она не могла поддерживать его стремления к новшествам.

Недалеко от Преображенского, в Немецкой слободе, где жили иностранцы, Петр приметил Анну Монс, увлеченность которой делала его отношения с Евдокией более напряженными. Жена постоянно жаловалась, упрекала Петра. Евдокию насильно увезли в Суздаль и заключили в Покровский девичий монастырь.

Петр посетил много зарубежных стран. В 1697 г. было назначено Великое посольство в Европу, в которое входил сам царь. Лифляндия, Курляндия, Голландия с заездом в Амстердам, Кенигсберг, Митаву. Петр обращал внимание на земледелие, зарисовывал орудия, расспрашивал, записывал. Одевался матросом, рабочим, ходил за продуктами, иногда готовил сам еду. Был в Гааге, в Лейдене осмотрел университет, в Лондоне встречался с корабельными плотниками, двоих из которых отправил в Москву. Царь нанимал художников, мастеров, собирал птиц, рыб, картины, нанял гравера, который впоследствии украшал книги, печатаемые в России. Большое количество мастеров было приглашено и отправлено в Россию.

Петр I был высокого роста, обладал большой физической силой, сгибал в трубу серебряную тарелку и разгибал подкову. Он был вспыльчив, легко выходил из себя, при этом лицо его дергалось, что возможно было следствием пережитых в детстве потрясений от стрелецких бунтов.

Царь тянулся к наукам и государственным делам. Он был волевым энергичным человеком. Хорошо знал историю, математику, изучал финансовое дело, любил работать физически, на его руках всегда были мозоли. Петр прекрасно разбирался в кораблестроении, военно-морском деле, артиллерии и фортификации.

В процессе своей деятельности Петр становился искусным дипломатом, талантливым полководцем, радеющим за благо отчизны. Он глубоко понимал необходимость экономических, государственных, культурных преобразований в России. Вся деятельность царя пронизана практическими делами, преобразованиями, строительством и введением нового, изменениями, реформами.


Top