Введение. Разноуровневые факторы личностного благополучия

Говорят, что создать ощущение полного покоя и безмерного счастья в душе человек может только сам. Люди со времён своего появления на Земле ищут ответ на вопрос: «В чём смысл жизни? Как стать счастливым?» И это естественно. С понятием счастья тесно взаимосвязана удовлетворённость своей судьбой, необходимыми условиями которой являются факторы благополучия. Это относится к различным сферам жизни человека и предполагает гармоничное сочетание её отдельных элементов: эмоциональных, социальных, интеллектуальных, физических, духовных и карьерных.

Семья - надёжный тыл

С этим никто не станет спорить. Счастье обязательно включает социальное благополучие. Большую роль здесь играют близкие люди, которые дают нам психологическую поддержку. Это супружеские и внутрисемейные отношения, дружеские связи.

Семья служит опорой и тылом. Здесь человек заряжается силой и позитивной энергией. Друзья помогают ему достигать намеченных целей и наслаждаться приятными моментами среди повседневной рутины. Тот, у кого нет в доме ссор и разлада, кто окружён любящими людьми, поощряющими его рост и развитие, - истинный хозяин своей судьбы. Жизнь его наполнена общением, любовью, успехом и взаимной поддержкой. Социальное благополучие - это прочный фундамент взаимоотношений и любви, который хочет построить каждый.

Солнце красит землю, а человека - труд

Одним из основных факторов моральной удовлетворённости является наличие работы. Это понятие часто становится дилеммой: что должно быть на первом плане - профессиональная деятельность или семья? Важен не только сам факт оплачиваемой и достойной работы, но также и его психологическая сторона с точки зрения разнообразия, осмысленности и самостоятельности труда, его общественной ценности и эмоционального климата. Профессиональная деятельность в условиях нездоровых отношений с коллегами или руководством ещё никому не приносила удовольствия.

Кто не работает - тот не отдыхает

Говоря о работе, не стоит забывать и о досуге. Занятие рукоделием, ведение активный отдых, посещение кафе, ресторанов, клубов, музеев, концертов, театра, выставок, кино… Этот список можно продолжать бесконечно долго. Хобби - это возможности самовыражения, простор для деятельности, общение с единомышленниками и своеобразная отдушина. Иногда оно важнее, чем работа. Теоретически у обеспеченных людей больше возможностей для занятия любимым делом, но на самом деле это не всегда так. У одних не хватает свободного времени, другим попросту это не нужно. Возможность выбора, как и состояние благополучия - это и есть определяющий фактор.

Деньги - свобода или оковы?

В современном мире полноценная жизнь немыслима без хорошего дохода. Комфортное жильё, необходимые предметы обихода, бытовая техника, разнообразное и полезное питание, качественное образование и даже медицинское обслуживание, не говоря уже об отдыхе - всё это, как ни крути, упирается в деньги! Финансовое состояние определяет большинство возможностей в осуществлении своих желаний. Материальное благополучие нельзя назвать состоявшимся, если не хватает средств на удовлетворение элементарных основных потребностей.

Казалось бы, что для счастья ещё нужно, когда есть финансовая обеспеченность? Сколько людей трудится целыми днями напролёт с одной целью - приумножить вклады на счетах в банке и улучшить материальное благополучие! Порой на семью и общение с друзьями и времени-то не остаётся. Однако как бы ни были деньги связаны с удовлетворением потребностей и социальным статусом, они оказывают влияние на благополучие человека до определенных границ. При напряженном графике и стрессах неминуемы нервные срывы и депрессия. И в чём же тогда счастье?

Как привлечь благополучие?

Так повелось, что деньги играют не последнюю роль в жизни. Нелегко быть бедным и счастливым. Для того чтобы получить все блага, в том числе и материальные, люди испокон веков чтили и передавали новым поколениям различные традиции и ритуалы по привлечению позитивных энергий в семью и жилище. Они верили в определённые приметы и выбирали свой символ благополучия.

В новую семью

Домашний очаг олицетворяет гармонию и благополучие семьи. В этой связи на свадьбах проводится очень красивый и трогательный обряд. Мамы молодожёнов передают частичку огня новоиспечённой хранительнице очага, зажигая её свечу, символизирующую семейное тепло. В этот момент звучат искренние слова и добрые пожелания, напутствующие молодых мужа и жену на долгую и счастливую жизнь. Звучит музыка, приглушается свет, всем гостям заранее раздаются небольшие круглые свечи. Стоя с зажжёнными огоньками вокруг молодой, каждый произносит добрые слова. Ведущая заканчивает речь пожеланием молодожёнам пронести жар, любовь, единство и тепло через все годы своего счастливого брака. Свечи невеста забирает по обычаю на память, в знак жаркого домашнего очага и сохранения семьи от невзгод.

Кстати, удачное замужество и изобилие сулит апельсин. По фэн-шуй четыре свежих плода или муляжа нужно расположить в зоне семьи. Это поможет привлечь будущего мужа, к тому же богатого. Поедание апельсинов способствует притяжению любви.

В новый дом

При заселении в новый дом суеверные люди сначала в квартиру пускают кошку. Это делается для того, чтобы никто из жителей не стал жертвой новостройки. Для кошки характерно принимать на себя негативную энергию. В старину в замках знатные люди замуровывали в стены кого-нибудь из простолюдинов, чтобы спасти своих близких от несчастий. Так, интуитивно, некоторые пожилые люди с неохотой меняют своё жилище на новый дом.

Любая хозяйка знает, что запах пирогов в новом доме гарантирует благополучие, домовитость, уют, мир и покой.

Считается, что приблудившаяся бездомная собака приносит хозяевам жилья достаток и благополучие, а если ее прогнать, то не избежать неприятностей. Статуэтки и фигурки верного друга человека привлекают удачу. Некоторые для защиты от недобрых людей устанавливают их в квартирах и даже в офисах.

Чтобы оградить дом от материальных проблем, в нём выращивают денежное дерево. Активируют энергию богатства также фигурки золотых рыбок, Ещё один популярный атрибут счастья, богатства, веселья и благополучия - это смеющийся Будда или Хоттей. Есть поверье, что если 300 раз потереть ему живот, то самое сокровенное желание должно непременно сбыться. Другими благополучия и удачи в доме являются подкова, слон, бабочка, олень, конь, фикус, пара голубей, пара уточек-мандаринок.

Как активировать символ благополучия?

Для того чтобы атрибуты «работали», необходимо ими правильно воспользоваться. К примеру, трёхлапую жабу нельзя размещать на кухне (там жарко) и в спальне (там сонная атмосфера). Слона ставят так, чтобы он хоботом с улицы затягивал положительную энергию и всё хорошее в дом. Когда вешают подкову на дверь, то её «рога» направляют вверх, чтобы она напоминала чашу, которая в свою очередь тоже символизирует благополучие. В России это почему-то делается наоборот и ведёт к противоположному - убыткам и разорению. Более того, истинное счастье приносит случайная находка подковы на дороге.

Если верить легенде, то Дьявол в образе лошади доставал одного кузнеца и навязывал ему тёмные мысли и деяния. Но не на того нарвался... Мужичок не повёлся на уловки, умудрился «подковать» беса, а потом на свою дверь прибил подкову, чтобы «рогатый» помнил полученный урок. Так повелось вешать у входа подковы для отпугивания нечистых сил.

Китайские фонарики

Придуманное китайцами зрелище - запуск в небо разноцветных фонариков - завораживает и настраивает на добрую волну. Люди загадывают желания. Им кажется, что даже мир становится чище и добрее. Наблюдение за мерцающими огоньками, уплывающими в бездну звёздного неба или навстречу солнышку и уносящими негатив, приносит благополучие и успех.

Дети - смысл или цветы жизни?

Взрослые куда-то спешат, к чему-то стремятся и постоянно чего-то добиваются. При всём этом для многих из них главным смыслом существования являются дети. Это спорный вопрос. Кто-то постоянно говорит о желании давать ребенку самое лучшее, все то, чего родитель сам не имел в детстве. А есть и те, которые занимают позицию «всё лучшее давать детям по мере возможностей», а то и вовсе не баловать, чтобы не вырастить эгоиста.

Чтобы обеспечить благополучие детей, родителям стоит в первую очередь создать счастливую семейную жизнь в пример своим чадам. Когда они вырастут, то повторят модель семьи в своей личной жизни. Не нужно существовать в жертву себе. Не стоит забывать, что родитель должен иметь личное пространство, интересы и возможность самосовершенствования. Нужно создать условия выбора, развития и для детей. Лучше всего найти некий баланс, чтобы в будущем оставаться для своих потомков авторитетом и образцом для подражания.

Мудрая притча

Один весёлый мудрец повстречал на своём пути человека, который едва волочил свои ноги, неся огромную непосильную ношу. На вопрос прохожего о том, что он делает, бедняга ответил, что обрекает себя на мучения во имя счастья своих детей и внуков по примеру своих предков. Тогда мудрец поинтересовался, был ли в роду хоть один из них когда-нибудь счастливым. Измученный отец ответил, что не было, но его внуки и дети обязательно будут жить достойной жизнью! От старца он получил такой ответ: «Человек, не знающий грамоты, никогда не научит читать, а орла не сможет воспитать никакой крот. Вначале нужно научиться самому принимать дар благополучия, а когда познаешь счастье жизни, тогда поймёшь, как подарить его своим будущим потомкам!» Согласитесь, многие из нас никогда не задумывались над этим. Люди не живут, а существуют, загоняя себя сумасшедшим

Физическое благополучие

Успешный и интеллектуально развитый человек знает, как поддерживать своё здоровье. Полезные привычки, здоровый образ жизни, работы, режима отдыха и питания. Такие люди довольны своим бытом и полны планов, им всегда хватает энергии на реализацию своих замыслов.

Заключение

На первый взгляд кажется невозможным обладание всеми факторами и условиями для достижения благополучия. Это вполне реально, ведь все компоненты могут дополнять или компенсировать друг друга. Владея любимой профессией, человек зарабатывает деньги, находит своё призвание, ставит конкретные цели в жизни, а некоторые даже вдохновляют на жизненные подвиги друзей.

Более того, иногда два одиноких сердца находят друг друга в одной организации или сталкиваются при выполнении служебных обязанностей. Некоторые люди в счастливом браке не нуждаются в товарищах.

Религиозные убеждения способны помочь справиться с тяжёлой болезнью, придавая позитивный настрой и принятие ситуации. Это лишь доказывает, что нужно верить и надеяться на благополучие, не откладывая счастье на потом. Замечено, что настоящее удовлетворение человек получает от материальных вещей тогда, когда может быть счастлив и без них.

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие -- это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие -- ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры -- в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д.

Физическое (телесное) благополучие -- хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие -- удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) -- слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности -- согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает «имеющий правильное соотношение между своими частями». Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой).

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) -- представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный -- доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия .

Детерминантами субъективного благополучия выступают своеобразно (порой, противоречиво) связанные инстанции личности -- как внешние, так и внутренние. Поэтому смысложизненные ориентации, представления о себе в связи с объективными показателями жизнедеятельности и социального познания и составляют детерминантный комплекс субъективного благополучия.

На основании теоретических разработок проблемы субъективного благополучия можно выделить несколько комплексов, составляющих конструкты в результате взаимодействия инстанций и являющихся наиболее важными с точки зрения качества жизни и его субъективной оценки:

1) комплекс отношений с малым социумом (семья, родственники, друзья, знакомые и т.д.);

2) комплекс отношений с большим социумом (стабильность в стране: экономическая, политическая, социальная);

3) комплекс трудовых процессов (профессия, профессиональная группа, профессиональный интерес, профессиональное общение, доход);

4) комплекс жизненных процессов (потребности, безопасность, здоровье, экология);

5) комплекс интересов (коммуникативные, познавательные, материальные и др.);

6) комплекс внутриличностных процессов (система ценностных ориентаций, соотношение между внутренними и социальными ценностными ориентациями, самоотношение, самооценка, баланс между притязаниями и самооценкой);

7) комплекс состояний и свойств (темперамент, свойства личности, эмоциональные состояния);

8) комплекс социального опыта (способы преодоления фрустрации, комплекс паттернов поведения, социальная ориентация).

В той или иной степени субъективное восприятие этих инстанций и отношение, формирующееся к различным сторонам жизни, кладет целостное представление о своем собственном благополучии (комфорте).

Обобщение характеристик выделенных комплексов позволяет определить основные структурообразующие факторы, относящиеся к любому комплексу: мотивационные, содержательные, гигиенические, когнитивные и эмоциональные.

Мотивационные факторы включают в себя достижения, признание, рост, качество жизнедеятельности.

К гигиеническим факторам субъективного благополучия относятся условия жизни и деятельности, экология (жизни, души).

Когнитивные факторы - знания о мире, о себе, жизни и деятельности, их соотнесение и оценка.

В группу эмоциональных факторов можно включить локус между валентностями отношения к себе, миру, жизни и деятельности и отражение внешней оценки.

Практически все выделенные факторы так или иначе определяют степень удовлетворенности личности и ее субъективное благополучие. В свою очередь, удовлетворенность выступает внутренним фактором личности, определяющим и познавательную активность, и взаимоотношения с субъектами различных видов деятельности, и отношение к самому себе как субъекту и личности. Она индицирует качество жизнедеятельности человека и является тем необходимым компонентом (регулятором), без которого невозможно полноценное существование субъекта и эффективность его социальных взаимоотношений. Отсюда вполне закономерно выделение таких ее видов, как удовлетворенность трудом, жизнью, общением, собой и своими социальными контактами.

С другой стороны, очевидно влияние субъективного благополучия на те или иные сферы личности. К примеру, высокий и низкий уровни удовлетворенности могут быть основанием и для личностного роста, и благоприятствующего поведения (деятельности), и для различного рода издержек.

Критерии благополучия, предопределены всей историей существования человека. Поэтому уже в процессе преимущественно ранней социализации личность усваивает их в той степени и в той качественной глубине, на которые она способна усваивать социальную информацию вообще. Между тем эти критерии корректируются затем в течение всей жизни, составляя своего рода инстанции личности, с которыми она постоянно “сверяется”. Представления о собственном благополучии, благополучии других людей, оценка благополучия, как отмечает Л.В. Куликов, опираются на объективные критерии благополучия. Однако критерии -- объективные и субъективные - различаются, поскольку в последних отражается отношение личности к себе, миру, жизни.

Согласно гипотезам Инглхарт, существуют два наиболее важных основания для формирования критериев субъективного благополучия. Это:

1) гипотеза ценностной значимости недостающего. Приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает;

2) гипотеза социализационного лага.

Состояние социально-экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный временной лаг, ибо базовые ценности индивида в значительной степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию .

Однако становление личности -- процесс непрерывный и поэтому необходимо принять за аксиому тезис о его перманентной гибкости и сензитивности к изменениям и исторической “накопляемости” и усложнении критериев благополучия.

Критерии субъективного благополучия также изменяются в зависимости (и сообразно) от эффектов социализации. На ранних ее этапах критерии определяются внешними инстанциями, которые задают их в “чистом” виде (посредством социальных требований, моды, рекламы и пр.), затем все больше -- внутренними инстанциями, где основным критерием становится самореализация личности. В случае определения субъективного благополучия названными элементами “внешней идеологии” можно констатировать факт социальной незрелости. В ряде случаев это приводит к личностному кризису, поскольку “постоянная оглядка”, ориентация на внешние критерии “правильной жизни” (а часто, “красивой”) не способствует удовлетворению высших потребностей. Общественные конструкты (часто “собирательные” образы) успешной личности практически не реконструируемы в рамках частной жизни отдельного индивида. В этом смысле некоторые институты социализации поистине определяют “сказочные” критерии, которые, однако, не всеми объективно понимаются. Отсюда следует усложнение содержательных компонентов благополучия, их структурообразования и отношений, поскольку высокие критерии относительно тех или иных видов благополучия (“все сразу”) “задают” их конфликтные отношения, что реализуется на уровне конкретной личности, хотя бы в виде внутреннего конфликта.

Слабые эффекты социализации, при которых субъект пользуется ограниченной социальной информацией, вероятно, порождают и большую удовлетворенность и большую неудовлетворенность в отношении небольшого круга объектов жизни. Более сильные эффекты социализации представляют большее количество объектов, которыми можно быть удовлетворенным, и, следовательно, имеется возможность замены одних другими, также значимыми и предпочтительными. Не происходит в этом случае фиксации неудовлетворенности, которая становится движущей силой личности, активизатором для достижений, в том числе и личностного роста.

Основным качественным критерием благополучия во взрослости становится самореализация -- профессиональная, личностная, социальная и пр. Здесь инстанции личности как бы приобретают паритетность в отношениях, и личность ориентируется на постижение смысла, осуществлению человеческого назначения в том понимании его, которое складывается на основе реализации познавательных способностей личности, формирования когнитивной карты в течение всей жизни.

Как отмечал Т. Шибутани, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие. Перефразируя эту мысль и разворачивая ее к исследуемому феномену, можно сказать, что субъективное благополучие личности основано на тех критериях благополучия, которые отражены личностью, как поняты ею, хотя объективно не обязательно являются таковыми. Смысл тех или иных показателей благополучия приобретается для конкретной личности постольку, поскольку ей они представляются таковыми. Параметры “благополучности” в разных социальных институтах представлены по-разному как в степени обобщенности, так и в качественном своем содержании. Уровень взаимосвязи между этими параметрами различен. Критерии благополучности опредмечиваются, приобретают все более реальные контуры при достижении обобщенных общественных критериев уровня референтных для личности групп.

Отсюда следует, по крайней мере, три позиции. Отношение к благополучию социальное, объективное, всеобщее, как, например, благополучие народа; группы с ее критериями; и лично понимаемое благополучие. Связь благополучия личности и общества условна, хотя благополучие общества, определенно, влияет на благополучие личности, по крайней мере, по некоторым ее параметрам. Также очевидно и то, что от сознания собственной благополучности граждан во многом зависит и благополучности общества в целом. Между тем когниции, на основе которых строятся субъективные и порой объективные критерии благополучия, могут значительно расходиться в разных культурах в зависимости от исторических корней, религиозных эталонов и пр.

Еще один вопрос: насколько или как связано субъективное благополучие с благополучием других? В философии, к слову, этот вопрос формулируется глобально: можно ли быть счастливым, когда несчастны другие? К примеру, Кант говорил, что индивидуальное счастье возможно лишь во всеобщем. По нашему мнению, это проблема социального благополучия. Определенно, и в неблагополучном обществе люди испытывают субъективное благополучие, поскольку оно подразумевает акты собственного поведения, диспозиций, реализации мотивов и пр. Полагаем, что и счастье также возможно, хотя бы, например, за счет альтруизма, оказания бескорыстной помощи другим или вложений в развитие других и общества.

Было бы наивно полагать, что с развитием общества субъективно благополучных людей станет больше или меньше. Благополучие и неблагополучие, счастье и несчастье всегда синтетичны и находятся в неких паритетных отношениях. Прогресс общества, как доказывает один из крупнейших социологов ХХ столетия Питирим Сорокин, не связан ни с счастьем, ни с страданием, хотя “исключить принцип счастья из формулы прогресса” ни в коем случае нельзя (Сорокин, 1992). По нашему предположению, с прогрессом общества происходит “распад” на более мелкие элементы того, что можно назвать счастьем, страданием или благополучием: структуры и того, и другого оказываются все более сложными. Из этого можно сделать вывод о том, что с развитием человечества усиливаются, с одной стороны, дифференциация в критериях благополучия, а с другой, - различия в его достижении в зависимости от владения культурой обществ. Усиливается их палитра и, видимо, размывается грань между этими понятиями. В любом случае, между субъективным благополучием и неблагополучием не может быть антагонистических отношений; они взаимопроникаемы и обнаруживают необходимость друг в друге.

Группа, хоть и является “проводником” общественных установок, обладает своими собственными качествами и критериями благополучия. То есть, между обществом и группой не устанавливается однозначная связь. Она опосредована сложными переплетениями многообразных институциональных отношений. Многообразие групп, тем не менее, не определяет многообразия критериев благополучия общества, отличающегося большей консервативностью в целом, и благополучия личности.

Связь благополучия группы и личности более очевидна, поскольку имеется изначально тесная связь между личностью и малой группой, включая само становление личности в группе. В любом из рассматриваемых случаев связи устанавливаются в зависимости от того, насколько субъекты отношений готовы к принятию других субъектов, насколько они “ощущают” перманентную включенность в более обобщенные системы и наоборот (личность как часть группы, группа как элемент сообщества и т.д.). Каждый индивид по-своему отражает действительность, но то же самое можно и сказать о группе: каждая группа “вольна” по-своему отражать происходящее в обществе или в ней самой.

Когда речь идет о критериях благополучия, нельзя не затронуть вопрос и об их соответствии общечеловеческим ценностям, нормам, правилам. Общественная безопасность требует соотнесенности внутренних критериев внешним; в конечном итоге, глобальным мерилом человеческой жизни остаются общечеловеческие ценности, поскольку любым достижениям, в основе которых лежат антисоциальные ценности, всегда будут выступать альтернативой просоциальные, которые несут в себе то, что являет собой общественный смысл. Даже соответствие нормативам микросоциума, коль оно не соотносится с общечеловеческими ценностями, приводит порой к непредсказуемым последствиям в поведении и эмоционально-оценочных отношениях. Вспомним тюремный эксперимент Зимбардо. Роль ли, ситуация, или подчинение большинству, или все вместе взятое стали причинами антисоциального поведения его участников. Последующая их саморефлексия стала причиной острого субъективного неблагополучия. Однако и сегодня вопрос о стойкости ценностных образований личности в нетипичных для нее ситуациях остается столь же острым и открытым. Очевидно, в так называемых “закрытых” системах проблема адаптации остро затрагивает эффекты социализации, несоответствие которых нормам, принятым в этих системах, является причиной острого неблагополучия личности.

Ценности и нормы групп, с которыми идентифицируется субъект, оказываются определяющими в его поведении и отношениях. Здесь встает очень важная проблема -- проблема социализации, предполагающая соответствие культурно-историческому филогенетическому строю этапов социализации, где первоначальная задача социализации -- в обеспечении геокультурного поля, включающего “вполне определенные традиционные для региона рождения и проживания ребенка ценности, нормы, социально ожидаемые в данной культуре стереотипы поведения” (Сухарев, 2003).

Субъективное благополучие -- динамичное образование, но вместе с тем оно предполагает, прежде всего, и динамику жизни в разных ее аспектах (включая темпо-ритмические отношения и качественные перестройки систем “личность”, “жизнедеятельность” и пр.). Не случайно, субъективное неблагополучие возникает в те моменты, когда субъект в силу разных обстоятельств (вынужденно или закономерно) оказывается в “ситуации статики”, когда либо цели исчерпаны, либо переживание “наступившего благополучия” само является целью, и любые возможные изменения ситуации могут восприниматься как угрожающие этому переживанию. Иллюзия того, что неизменность (константность) ситуации может сохранить благополучие, является основой пассивного (защитного) отношения к благополучию .

Иначе говоря, способность контролировать свою жизнь и убежденность в этом оказывается весомым фактором преодоления трудностей и формирования субъективного благополучия. Не случайно в архетипических представлениях личности посредством фольклора (сказки, ритуалы и пр.) “закладывается” огромный опыт переживаний многих поколений, выстрадавших свое субъективное благополучие. Мистический настрой, как это не покажется парадоксальным, часто является одним из условий субъективного благополучия. Во многих религиозных вероучениях провозглашается фатальность существования, но в то же время и свобода выбора веры или неверия, а “смирение” -- категория, относящаяся к прошлому, к тому, что действительно невозможно изменить, и надежде на “милость Бога”, которая содержит элемент успокоения, связанный с вытекающей из него “возможностью” даже через страдания достижения “блага”. По данным исследователей, религия выступает фактором субъективного благополучия по двум основаниям: 1) дает возможность ощутить значение и цель жизни, ее целостность; 2) является одним из источников социальной поддержки .

Субъективное благополучие может поддерживаться за счет ориентации на любой временной промежуток жизни. Так, в ряде случаев оно связано с переживанием прошлых успехов, в ряде -- будущих (возможных), но наиболее адекватным вариантом, очевидно, является объединение всех временных промежутков, поскольку именно такое объединение свидетельствует о социальной (личностной) зрелости субъекта и, стало быть, о социально-зрелом субъективном благополучии. Оно может представлять для личности отдаленную цель, стремление к которой обладает побудительной силой (цель-мотив), и кратковременную, относительно ситуаций, а также следствие реализации иных целей.

Между тем действительно имеются различия в критериях субъективного благополучия, вызванные культурными различиями. В частности, Л. Резниченко приводит данные социологических исследований, из которых следует, что понимание счастья (как “аффективный компонент субъективного ощущения благополучия”) зависит от того места, которое занимает то или иное сообщество на континууме “индивидуализм-коллективизм”. Имеются и различия, обусловленные географическими, этническими, политическими, возрастными и другими факторами, описанными нами ранее. Это обусловлено, с одной стороны, субкультурными особенностями, и с другой -- различиями в критериях социализации .

Таким образом, психологическое содержание понятия субъективное благополучие многогранно и многоаспектно. Субъективное благополучие представляет собой сложное интегральное социально - психологическое образование, включающее эмоциональный, когнитивный и конативный компоненты, формирующееся в процессе социально - психологической деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности.

В становлении субъективного благополучия немалую роль играют внешние в отношении личности инстанции, среди которых наиболее значимыми являются те институты, которые обеспечивают социализацию ребенка, подростка, взрослого на разных уровнях и обстоятельствах жизни. Так или иначе, они создают не только установочные комплексы относительно норм, но и личностные конструкты, которые можно квалифицировать как комплекс «самоэффективности», успешности.

По мнению автора статьи, попытки решить семейно - демографические проблемы России путём социальной защиты неблагополучных порождают семейное неблагополучие. Надо напрямую договариваться отдельно с каждой благополучной («действительной») семьей на реализацию функции благополучной многодетности. Тогда семейно - демографические процессы станут действительно управляемыми.

Ключевые слова: семейное благополучие; действительная семья; прикладная социальная технология управления процессами семейного благополучия.

Российская практика семейной политики показала, что попытки решить семейно - демографические проблемы России путём социальной защиты неблагополучных семей ведут к росту иждивенчества и числа все тех же неблагополучных семей, что лишь усуг убляет проблему. Проблемы в семейно - демографической политике в значительной мере обусловлены проблемами в современной фамилистике. В ней существует столько противоречивых концепций и гипотез, что совершенно невозможно разобраться, можно ли что - то все - таки сделать для реального изменения ситуации в лучшую сторону. Между тем, еще 200 лет назад Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своей «Философии духа» разделил семью на два типа: «действительную» и «недействительную». К первому типу он отнес семью, которая своим существованием обеспечивают воспроизводство общества и государства; вторая, соответственно, не обеспечивает. Отсюда «простая» задача: находить семьи первого типа («действительные») и «культивировать» именно их.

По данным наших многолетних (с 1994 года) и м ноготысячных (опрошено за это время более 19 тысяч семейных жителей УрФО; все результаты опубликованы в официальных и центральных научных изданиях) исследований, необходимыми и достаточными параметрами для отнесения семьи к первому типу являются одновремен ное 1) наличие обоих супругов; 2) семейный лад; и 3) рождение детей минимум каждые 3 - 5 лет репродуктивного возраста матери: тогда к завершению репродуктивного периода будет минимум 3 - 5 детей в «действительной» семье. А поскольку «яблоко от яблони недалеко падает» и именно из, прежде всего, «действительных» семей вырастают столь же «действительные», постольку задача состоит «всего лишь» в том, чтобы грамотно «удобрять» хорошие «яблони»: тогда они станут давать больше «хороших яблок» и со временем именно «ябл оки» с «хороших яблонь» начнут составлять основной «урожай». То есть, надо напрямую договариваться отдельно с каждой действительной семьей на реализацию функции благополучной многодетности.

И делать это начинать на депрессивных и сельских территориях: там это обойдется дешевле и даст гораздо больший социальный эффект. Наши исследования показывают, что: 1. Культура семейной социализации формируется только в родительской семье и наследуется в ее основных составляющих. 2. В российских регионах пока еще имеет место демографический и социальный потенциал, позволяющий обеспечить расширенное воспроизводство населения в условиях благополучной семейной социализации. 3. Село и депрессивные малые моногорода являются наиболее благоприятной средой для реализации данног о потенциала.

Произведенные в ходе исследований соответствующие экономические расчеты, выполненные в нескольких независимых вариантах, показали, что на сумму, равную материнскому капиталу, можно гарантированно инициировать (в указанных местностях) рождение 3 - 4 детей (вместо одного!) в условиях семейного благополучия (вместо неизвестно каких условий!). И тогда (разумеется, при соблюдении соответствующей социальной технологии) возможно в регионе в течение двух - четырех лет обеспечить переход от депопуляции к р асширенному воспроизводству населения в условиях семейного благополучия со всеми соответствующими позитивными последствиями: ускорение социально - экономического развития депрессивных территорий, снижение пьянства, наркомании и подростковой преступности и т. д.

Прикладная социальная технология управления процессами семейного благополучия тогда складывается в следующий алгоритм (последовательность мероприятий). 1.1. Источником финансирования Программы «Семейное благополучие» является Фонд развития семейного б лагополучия (далее Фонд; название условное). Без создания такого Фонда реализация Программы обречена на провал. Стартовый капитал Фонда формируется на основе принятого Советом учредителей решения о размерах годовой Программы по стимулированию рождаемости - у сыновления плюс затраты на подготовительные мероприятия (разработка Устава, Типового договора о сотрудничестве «Фонд - семья», юридическое сопровождение и т.д.). 1.2. Учредителями Фонда являются крупные корпорации или холдинги, имеющие долгосрочные интере сы в регионе; впрочем, здесь возможны различные варианты, в том числе - и с участием региональных и Федеральных ресурсов… В Совет учредителей, кроме бизнеса, входят представители местных органов власти и заинтересованных общественных организаций. 1.3. Для участия в Программе Семейного Благополучия подготовленными специалистами (социологами, педагогами дошкольного и начального школьного образования, психологами, социальными работниками) производится адресный отбор семей. 1.4. По каждой семье отдельно (в зави симости от выявленных средних условий в муниципальном образовании и особенных потребностей семьи) проводятся переговоры и расчет материально - ресурсного обеспечения отдельных договоров стимулирования рождаемости (усыновления); они завершаются заключением (и ли не заключением - в случае отсутствия достижения договоренности) Договора. Условия Договора представляют коммерческую тайну. 1.5. Стоимость проекта зависит от его объема. Исходная (расчетная) сумма: одно рождение - 100.000 рублей. Но реально все покажет лишь практика внедрения. Таким образом, семейно - демографические процессы станут действительно управляемыми. P . S . Это совсем не значит, что нужно оставить без социальной защиты и поддержки семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Это значит только то, что нужно расстаться с иллюзией, что поддержка этих семей является решением семейно - демографических проблем.

Тараданов А.А., зав. кафедрой социальной работы и социологии ЧелГУ, д - р социол. наук, профессор, г. Челябинск

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1 . Виды благополучия личности

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие -- это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие -- ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека; осознание и переживание смысла своей жизни. Стержнем смысла жизни часто выступает вера: вера в абсолют, вера в себя, в успех собственного дела или «нашего дела». Приближение к тому, во что веришь, прикладываемые усилия для достижения того, что ценно, значимо, наполняют жизнь смыслом. Во многом духовное благополучие определяет возможность свободно проявлять приверженность к своей вере.

Физическое (телесное) благополучие -- хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие -- удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт)-- слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

Психологическое благополучие личности. Психологическое благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно сложную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.

Когнитивный компонент психологического благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, а также информационная или сенсорная депривация.

Эмоциональный компонент психологического благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью (или неуспешностью) субъекта в тех или иных сферах его активности.

Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях.

Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния: благоприятного состояния -- способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению и деятельности, поддерживающему психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного.

Для разработки психогигиенических мероприятий важно знать какие факторы окружающей среды оказывают наиболее сильное влияние на эмоциональный комфорт, снижают его и тем самым уменьшают переживания благополучия. душевный комфорт эмоциональный благополучие

2 . Факторы, влияющие на благополучие

Благополучие человека зависит от множества факторов, среди которых - социальные, физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные.

Социальные факторы

Люди - существа общественные, и социальная структура любого общества значительно влияет на наше благополучие. Уровень благополучия может быть высоким лишь тогда, когда человек имеет возможности для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание.

Важным фактором, влияющим на благополучие, несомненно, является умение строить свои взаимоотношения с другими людьми. Нужно научиться создавать вокруг себя доброжелательную, теплую атмосферу. Мы должны быть также достаточно уверены в себе, если рассчитываем на ответное уважение.

Физические факторы

Физические факторы лежат в основе нашего благополучия. Наиболее важные среди них - наследственность, состояние окружающей среды, качество пищи и двигательная активность.

Данные последних лет свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья. Но это не дает нам право снимать с себя ответственность за собственное здоровье. Наоборот, наличие предрасположенности к определенным заболеваниям, например, к алкоголизму или диабету, должно побуждать нас вести такой образ жизни, который позволит снизить вероятность развития болезни.

Состояние окружающей среды прямо влияет на благополучие людей. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязненного воздуха или воды. Но каждый из нас в ответе за ту среду, в которой мы живем. Убеждайте своих друзей, призывайте политических деятелей и промышленные корпорации проявлять заботу о сохранении здоровой среды обитания.

Интеллектуальный фактор

Нельзя вести здоровый образ жизни, не зная, что это такое. И хотя знание само по себе не побуждает к правильному поведению, знакомство с принципами здорового образа жизни помогает нам сделать правильный выбор. Одна из целей этого пособия состоит в том, чтобы дать вам соответствующие знания.

Профессиональные успехи

Карьера человека может оказывать громадное воздействие на его благополучие. Приносящая удовлетворение работа позволяет человеку самореализоваться, укрепляет чувство собственного достоинства, увеличивает денежный доход, обеспечивает социальные гарантии. Работа в неподходящей для данного человека сфере служит источником стресса, депрессии, упадка и, следовательно, может оказывать разрушительное действие на его организм.

Эмоциональный фактор

Несмотря на определенную генетическую детерминированность личных качеств, каждый из нас сам решает, как справиться с жизненными трудностями. Будем ли мы учиться мужественно преодолевать их или возьмем себе в помощники алкоголь - это, в конечном счете, на нашей совести.

Определенные установки способствуют достижению благополучия. Главное среди них - осознание необходимости управлять своей жизнью (не рассчитывая при этом на полный контроль всех жизненных обстоятельств, сохранение позитивного взгляда на жизнь и укрепление здоровья.

Духовный фактор

Духовность является важным компонентом благополучия. Не воспринимая себя частью мироздания, не задумываясь над своим предназначением, не чувствуя ответственность за благополучие других людей, вряд ли вы сумеете быть благополучными сами.

1.Выпишите из различных источников: словарей, энциклопедий, научной и учебной литературы понятия «социальное благополучие» и «социальное благосостояние». Какое из рассмотренных вами понятий наиболее точно дает определения? Аргументируйте свою позицию.

2. Охарактеризуйте понятие социальное благополучие с позиций экономической и этической составляющих. Какие факторы социального благополучия, с вашей точки зрения, являются приоритетными. Аргументируйте свое мнение.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Доверие к себе и к миру является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой. Доверие как социально-психологическое явление. Доверие к себе как субъектное образование личности. Практическое изучение феномена доверия.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2008

    Теоретические подходы к изучению гендерного развития и психологического благополучия личности. Психологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте. Характеристика факторов и стимулов гендерного развития подростков.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2013

    Эмоции как отражение субъективного отношения человека к окружающему миру и самому себе. Основные формы и типы эмоций. Поглощение психики человека аффектом. Аффективные проявления положительных и отрицательных эмоций. Механизм стрессовой ситуации.

    реферат , добавлен 23.10.2013

    Кризис - как реакция личности на ситуации, требующие от нее изменения способа бытия - жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру. Социально-психологическая оценка проявления подросткового кризиса у шестнадцатилетней девушки.

    практическая работа , добавлен 04.12.2010

    Сущность семейных отношений. Родительские стили воспитания. Характеристика личности старшего дошкольника. Особенности эмоционального благополучия ребенка. Исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольника.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2011

    Выявление и описание экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций. Анализ основных социально-психологических подходов в исследовании отношения к деньгам.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2011

    Понятие личности и ее взаимодействия с обществом. Основные факторы развития личности. Возрастные этапы социализации. Уникальный индивидуальный опыт. Исследование факторов, влияющих на успешную социализацию личности (фокус-группа, глубинное интервью).

    курсовая работа , добавлен 27.12.2011

    Личность и ее отношения. Ценностные ориентации и установки личности. Структура и основные факторы субъективного благополучия личности. Уровни диспозиционной системы личности. Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций.

    дипломная работа , добавлен 08.01.2014

    Развитие творческой личности как результат соотношения и взаимодействия познавательных качеств, эмоционального переживания процесса творчества и эстетической восприимчивости субъекта к окружающему миру. Роль музыкальной деятельности в развития личности.

    реферат , добавлен 09.09.2011

    Субъективные психологические отношения индивида к окружающему его миру. Сущность понятия "личность" в социальной психологии. Ее структура и подструктуры. Взгляды на социально-психологические проблемы личности у представителей разных школ и направлений.

Американские ученые У. Уоттлс и Дж. Пауэлл называют 12 факторов, необходимых для того, чтобы человек себя чувствовал здоровым. Они считают, что нарушение любого из них может привести к болезни. Попробуем прокомментировать эти способы сохранения хорошего самочувствия - исходя из реалий нашего существования.

1. Нужно иметь надежную систему взглядов на жизнь, помогающую поддерживать хорошее состояние. Как правило, здоровые люди отличаются разумным гедонизмом. Они стремятся прожить жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершенство мира, организма, природы. Стараются ладить со своим окружением и иметь теплые отношения с близкими. Избегают делать то, что может пойти во вред им или другим людям.

2. Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Народная мудрость сформулировала этот принцип в пословице: «Что ни делается, все к лучшему».

3. Человека здорового отличает способность периодически работать на пределе своих возможностей. Мы можем значительно больше, чем нам кажется, - и этот ресурс надо использовать. Если же мы считаем, что у нас нет запаса энергии для работы в полную силу, организм и ответит нам соответственно.

4. Человек должен иметь чувство сопричастности к духовной жизни, убежденность в том, что в мире есть нечто неизвестное, непознанное, то, что выше нас. Важно чувствовать, что вы причастны к этой силе. Не все в вашей власти, но и в самый трудный момент мы можем надеяться на помощь «свыше».

5. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям - это тоже признак здоровья. Жизнь меняется очень быстро. Нельзя останавливаться, надо все время идти вперед: учиться, переучиваться, совершенствоваться. Если мы будем цепляться за старое, это неминуемо приведет к депрессии, отчаянию, болезням.

6. Быстрое реагирование на стресс и восстановление после него - еще один фактор здоровья. Стресс - явление нормальное, избежать его не может никто. Более того, в какой-то степени он даже необходим организму. Хроническим и вредным для здоровья стресс становится, когда человек вместо того, чтобы действовать - устранять причины напряжения или менять отношение к ситуации, - принимает решение: терпеть. Вот это-то и разрушает здоровье.

7. Здоровый человек обладает повышенной восприимчивостью ко всему хорошему.

8. Следующий признак здоровья - удовольствие от физических занятий.

9. Чтобы оставаться здоровым, человек должен уметь анализировать свои чувства и доверять им. Вместо этого некоторые люди стараются заглушить, подавить то, что испытывают..


Top