Стратегическое планирование развития транспорта в регионе. Транспортная стратегия Российской Федерации - Общественный Фонд «Транспортная безопасность РФ

Распоряжением правительства России от 11.06.2014 № 1032-р утверждена новая редакция Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года – главного документа, которым определяются направления развития транспортного комплекса страны.

Это будет честная стратегия

Строго говоря, правительство утвердило не «обновлённую стратегию» и не «новую стратегию», а «прилагаемые изменения» в существующую с 2008 года транспортную стратегию. Принципиальных изменений внесено не было.

Стратегия представляет собой более чем 400-страничный документ, в котором говорится о государственной политике в данной отрасли на долгосрочный период, о целях развития транспортной системы, об особенностях применения стратегии в отношении всех видов транспорта.

Общие цели транспортной стратегии направлены на формирование единого транспортного пространства России, на обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в грузовых перевозках достаточных для удовлетворения потребностей развития экономики страны; обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения. Кроме того, в качестве основных представлены цели интеграции в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны. Уделено внимание повышению уровня безопасности транспортной системы и снижению её негативного воздействия на окружающую среду. В Стратегию-2014 внесены коррективы в сроки реализации и стадии работ по отдельным проектам и актуализирован план мероприятий по реализации стратегии на среднесрочный период (2014–2018 годы).

В тексте Транспортной стратегии (далее - ТС) говорится о том, что предыдущие стратегические документы были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста; по всей видимости, переход успешно завершился (а мы-то и не заметили?! ) и теперь мы живём…снова «в переходе». Но это уже переход к «интенсивному, инновационному и социально-ориентированному типу». Даже непонятно зачем такая роскошь, если учесть, что «в России в последние годы проводилась модернизация транспортной инфраструктуры, что позволило удовлетворить имеющийся спрос на пассажирские и грузовые перевозки», как об этом говорится в ТС.

Более 10% населения РФ в осенне-весенние периоды остаются без транспортной связи с "большой землей".

Авторам ТС не чужда критика: в частности, в ТС честно и открыто говорится о том, что «из-за отсутствия дорог с твёрдым покрытием более 10% населения (15 млн. человек) в весенний и осенний период остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. Не имеют связи с сетью автомобильных дорог твёрдым покрытием..31% общего числа населённых пунктов…Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока…6 субъектов Российской Федерации не имеют железнодорожного сообщения с другими регионами страны». Но в то же время читателя уверяют, что «транспортные коммуникации объединяют все районы страны…». В ТС, таким образом, как в зеркале, отражены все противоречия транспортного комплекса России.

Этапы и деньги

Очень интересны сценарные варианты развития транспортной системы России, представленные в ТС. Их всего два – базовый (консервативный) и инновационный. Существенных отличий между ними немного. По базовому сценарию развиваться транспортная инфраструктура должна в первую очередь для обеспечения освоения новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого экспорта, в частности, в рамках совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках ЕЭП. Меры по развитию транспортной системы, в соответствии с консервативным сценарием, будут предприниматься в «столичных агломерациях», на юге РФ, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Существенным отличием инновационного варианта развития от консервативного является то, что прогнозируется увеличение экспортных поставок товаров высокой степени переработки высокотехнологичных секторов экономики. Сырьевая направленность перевозок сохраняется.

Транспортная стратегия, согласно замыслам авторов, будет реализовываться в два этапа: на первом этапе до 2020 года включительно предполагается завершить модернизацию транспортной системы с помощью целевого инвестирования и устранения «узких мест». Затем, с 2021 года по 2030 годы планируется «интенсивное инновационное развитие транспортной системы» для обеспечения, опять-таки, «инновационного» социально-ориентированного пути развития Российской Федерации.
На втором этапе инновационность будет проявляться в строительстве глубокого обхода Московского железнодорожного узла, обхода Пермского железнодорожного узла, строительстве сплошных вторых путей Тында – Комсомольск-на-Амуре, создании транспортного направления из Урала в порты северных морей и в реализации ряда других проектов.

Согласно консервативному варианту Транспортной стратегии объём капитальных вложений предусматривается в размере 63,6 – 72,8 триллионов рублей, в том числе из федерального бюджета 19,3 – 21 триллион рублей из бюджетов субъектов РФ 13,7 – 15,1 триллионов рублей, остальное из внебюджетных источников.

По инновационному варианту развития доля суммарных инвестиций за 2013 – 2020 годы должна составлять от ВВП РФ 11-12%, в период с 2021 по 2030 годы 11-15%.

А что конкретно?

До 2030 года ещё очень далеко, поэтому Минтранс предложил планов громадьё – очень много конкретных мероприятий. Перечень их занимает в виде приложений значительный объём документа.
В ТС большое количество железнодорожных проектов, таких как, например, расширение полигона обращения тяжеловесных поездов на 13,2 тыс. направлений Коноша – Чум – Лабытнанги и др. Мероприятия по развитию направлений Ярославль - Рыбинск - Сонково, Байкало-Амурская магистраль, Биробиджан – Ленинск и др. Строительство новых железнодорожных линий для освоения месторождений, например, Якутск – Кангалассы, Курагино - Кызыл и проч.

Среди автодорожных проектов, имеющих большое значение в соответствии с целями ТС:

  • строительство центральной кольцевой автомобильной дороги ЦКАД (Московская обл.),
  • реконструкция участков автодороги М-11 «Нарва»,
  • строительство новой автодороги Углич – Переславль - Залесский – Владимир,
  • строительство федеральной автодороги «Восток» Хабаровск -Находка и др.
  • строительство участков Восточного обхода Новосибирска,
  • строительство участков автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный,
  • строительство и реконструкция автодороги Хабаровск – Владивосток.

Планируется строительство новых портов и перегрузочных комплексов, реконструкция существующих объектов, и всё это, преимущественно, необходимо для освоения новых месторождений и обеспечения поставок сырья: Козьмино (порт Восточный), Ванино, Сабета (Ямал) и др. Развитие портов Мурманск, Балтийск, строительство глубоководного нового порта «Северный» (Архангельск).

Довольно большое значение придаётся проектам авиационного сектора в ТС. В частности, планируется строительство или реконструкция аэродромов Анапы, Адлера, Геленджика, Магаса, Петропавловска-Камчатского, Казани, Абакана, Иркутска, Махачкалы, Волгограда, Саранска и проч.

Следует отметить среди проектов строительство терминально-логистических комплексов причём до 2015 года планируется сдать в эксплуатацию 7 транспортно-логистических центров в районах «зарождения и погашения грузопотоков», указан, правда, только один ТЛ – Белый Раст (Московская область).
Также в плане ТС представлена реконструкция контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, Усть-Луга; развитие терминалов Тамани, Темрюка, Кавказа, Новороссийска, Геленджик, Оля, Азов. Владивосток, Холмск.

Что касается остроактуального во всех отношениях крымского вопроса, то придётся разочаровать тех, кто ищет новости о немедленных многомиллиардных инвестициях в транспортный комплекс полуострова.

В Транспортной стратегии Крым прямо упоминается дважды, в качестве «перспективного полигона курсирования длинносоставных поездов» от Санкт-Петербурга и Москвы в направлении юга России. И также, по всей видимости, планируется строительство нового направления автомобильной дороги М-2 «Крым». Перспективы рассматриваются к 2030 году. Не исключено, что транспортники, столь скромно оценивая крымское направление, руководствуется мудрой тактикой Ходжи Насреддина, основы которой среднеазиатский хитрец изложил в притче о падишахе и осле. Кстати, мостовой переход через Лену, который, якобы, предлагалось лишить финансирования ради Крыма, в Транспортной стратегии есть.

Прямое отношение к целям интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны имеют такие перспективные начинания, как проект развития маршрута Европа – Западный Китай со строительством моста через Каму, строительство скоростного международного транспортного коридора «Запад -Восток», аналогичного коридора «Север – Ю», строительство участка автодорожного маршрута «Европа – Западный Китай» и т.д.

Одно из перспективных направлений развития транспортной системы РФ - транзитный коридор Западная Европа - Западный Китай.

В отдельное приложение ТС выделены крупные инвестиционные проекты, такие как создание 15 объектов транспортной инфраструктуры Новороссийского транспортного узла, строительство портовых контейнерных терминалов мощностью до 10 млн. TEUs в структуре транспортного узла «Восточный – Находка»; реконструкция контейнерных терминалов Трансконтейнера в транспортном узле Екатеринбурга, строительство анонсируемого уже много лет Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра. Татарстане, развитие Красноярского авиатранспортного узла.

По цели 1:

Формирование и ведение транспортно-экономического баланса страны и планирование развития транспортной инфраструктуры на его основе.

Сбалансированное развитие интегрированной инфраструктуры транспортных коммуникаций всех видов транспорта.

Развитие крупных транспортных узлов, логистических товарораспределительных центров, сухих портов и терминалов на основных направлениях перевозок и на стыках между видами транспорта. Обеспечение их единой технологической совместимости.

Ликвидация разрывов и «узких мест» транспортной сети, ограничивающих ее пропускную способность.

Увеличение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры, в том числе создание инфраструктуры скоростного и высокоскоростного движения.

Развитие транспортных систем крупных городских агломераций.

Создание единой системы и информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев, других участников транспортного процесса, таможенных и государственных контрольных органов.

Освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры.

По цели 2:

Обновление и наращивание парков грузового подвижного состава на основе транспортно-экономического баланса.

Создание рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг.

Совершенствование процедур допуска к коммерческой транспортной деятельности.

Создание интеллектуальных транспортных систем с использованием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и современных инфотелекоммуникационных технологий, информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов (обеспечивающих реализацию высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий).

Обеспечение доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и удаленных регионах России, в том числе по Северному морскому пути.

Развитие перевозок внутренним водным транспортом и технологий, обеспечивающих переключение на него грузопотоков в период навигации.

Расширение использования технологий контейнерных перевозок и перевозок другими укрупненными грузовыми единицами, в том числе для малого и среднего бизнеса.

Развитие системы сопутствующих услуг.

По цели 3:

Планирование развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава на основе прогноза социально-экономического развития и транспортно-экономического баланса.

Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок.

Развитие перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах.

Разработка и реализация социальных транспортных стандартов.

Формирование экономической и правовой модели конкурентного рынка доступных и высококачественных транспортных услуг для населения. Совершенствование допуска к коммерческой деятельности в сфере пассажирских перевозок.

Развитие региональных авиаперевозок.

Совершенствование структуры маршрутов авиационного сообщения.

Развитие систем городского, пригородного пассажирского и транспорта местного значения (сельского).

Создание интеллектуальных транспортных систем для повышения качества пассажирских перевозок с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий управления транспортными средствами и потоками.

Развитие мультимодальных пассажирских перевозок в региональном, межрегиональном и международном сообщении.

По цели 4:

Создание конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в цепях поставок.

Обеспечение конкурентоспособности российской транспортной системы на глобальном уровне.

Содействие увеличению участия российских транспортных организаций в перевозках российских экспортных и импортных грузов.

Содействие развитию экспорта транспортных услуг за счет обслуживания грузов иностранных грузовладельцев.

Интеграция в международное транспортное пространство в рамках Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а также в рамках СНГ, ШОС и АТЭС, ОЧЭС и сотрудничества с ЕС.

Развитие хабовых технологий перевозок пассажиров.

Создание интеллектуальных транспортных систем на международных транспортных коридорах с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий планирования и управления транспортными потоками на транспортных коридорах.

По цели 5:

Повышение безопасности движения, полетов и судоходства.

Повышение уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям.

Обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса.

Повышение уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий.

Усиление государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности.

Развитие систем надзора, контроля и обеспечения общественной безопасности в сфере транспорта.

Обеспечение потребности в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы.

По цели 6:

Модернизация транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, направленная на снижение их негативного воздействия на окружающую среду.

Повышение доли использования экологически чистых видов топлива, гибридных и электрических двигателей транспортных средств, материалов и технологий.

Повышение энергоэффективности транспорта до уровня показателей передовых стран.

Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами транспортного комплекса, предупреждение и сокращение их образования.

Внедрение систем экологического менеджмента и управления качеством в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте.

Привлечение граждан и организаций к участию в общественной экспертизе и решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности транспортного комплекса.

Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года

Подписанным распоряжением утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия).

Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.

Приоритеты развития транспортной системы:

Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;

Обеспечение доступности, объёма и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны;

Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;

Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;

Повышение уровня безопасности транспортной системы;

Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;

Развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения.

Основные механизмы реализации Стратегии – федеральные и региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должны отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям, задачам и механизмам Стратегии.

Стратегию предполагается реализовать в два этапа.

Первый этап (до 2015 года) – завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования, устранение «узких мест» и переход к её системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям. На этом этапе планируется реализовать ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», включающую пять подпрограмм, сформированных по отраслевому принципу («Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт» и «Гражданская авиация»).

Второй этап (2016 – 2030 годы) – инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям. Основным механизмом реализации Стратегии на этом этапе будут федеральные целевые программы развития транспортной системы на пятилетние периоды.


2 Выписка из протокола 29 от 27 августа 2013 г. 1. Принять к сведению доклад Министра транспорта Российской Федерации М.Ю.Соколова по данному поросу. 2. Одобрить с учетом состоявшегося обсуждения предложения Минтранса России по внесению изменений в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года. 3. Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минфину России в 2-недельный срок после внесения в Государственную Думу проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект соответствующего акта, вносящего изменения в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА 27 АВГУСТА 2013 ГОДА


3 По густоте транспортной сети Россия уступает многим развитым и развивающимся странам Сохраняется низкая мобильность (подвижность) населения, км на душу населения в год Недостаточно реализован транзитный потенциал Сохраняется низкий уровень безопасности на транспорте Высокий уровень негативного воздействия транспорта в окружающую среду Россия ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ НАПРАВЛЕНА НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА


СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ УСТОЙЧИВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ Будет обеспечена устойчивость транспортной системы - способность в условиях естественного колебания и роста спроса на перевозки предоставить населению и бизнесу безопасные, доступные по цене и предсказуемые транспортные услуги в нужное время и в нужном месте с минимальным негативным воздействием на окружающую среду и здоровье человека. К 2030 году: –Подвижность населения должна возрасти в 2,4 раза по сценарию Inn (в 2,1 раза - Enn), –Коммерческая скорость товародвижения на автомобильном транспорте должна возрасти в 2 раза по сценарию Inn (в 1,4 раза - Enn); –Коммерческая скорость товародвижения на железнодорожном транспорте должна возрасти в 1,3 раза по сценарию Inn (в 1,2 раза - Enn); –Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок на видах транспорта, должна возрасти до 95% на железнодорожном транспорте и до 55% на автомобильном транспорте; –Повышение своевременности (срочности, ритмичности) доставки товаров достигнет уровня развитых стран, что позволит снизить складские запасы для гарантированного товарного производства до дней; –Скорость доставки контейнеров по Транссибу должна возрасти до 1700 км/сутки по сценарию Inn (до 1600 км/сутки - Enn); –Транспортные риски снизятся в 2,7 раза по сценарию Inn (в 1,6 раза - Enn); – Существенное снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по всем видам транспорта. Число погибших за год в ДТП в расчете на 10 тыс. автомобилей сократится на 63 процента; –Выбросы СО2 на автомобильном транспорте снизятся в 1,3 раза по сценарию Inn (в 1,2 раза – Enn, выбросы СО2 на железнодорожном транспорте cнизятся в 2,1 раза по сценарию Inn (в 2 раза - Enn). 4 Население Единая устойчивая транспортная система Безопасные доступные по цене предсказуемые транспортные услуги высокого качества Спрос на услуги транспорта Субъекты экономики Инфраструктурные резервы Технологические резервы Экологичность транспорта Безопасность Единое транспортное пространство Доступность и качество транспортных услуг




6 Индикаторы 2 уровня: 1. Увеличение густоты автомобильных дорог общего пользования (к 2020 г. – до 68,3 км/тыс.км 2, к 2030 г. – 80,1 м/тыс.км 2). 2. Рост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения (к 2020 г. – до 57,1 тыс.км, к 2030 г. – 82,8 тыс.км). 3. Увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования I категории в общей протяженности автомобильных дорог федерального значения (к 2020 г. – до 10,1% тыс.км, к 2030 г. – 25,8%). 4. Увеличение доли протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования (к 2030 г. – до 96,6%). 5. Увеличение доли протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования (к 2020 г. – до 38 %, к 2030 г. – 100%). 6. Рост перевалки грузов портами России: морскими портами (к 2020 г. – до 863 млн.тонн в год, к 2030 г. – 1286 млн.тонн в год). речными портами (к 2020 г. – до 251,6 млн.тонн в год, к 2030 г. – 439,1 млн.тонн в год). 7. Увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов (к 2030 г. – до 67 тыс.км). 8. Увеличение протяженности участков транспортной сети, оборудованных интеллектуальными транспортными системами, обеспечивающими управление транспортными потоками (к 2020 г. – до 6828 км, к 2030 г. – км). Индикаторы 1 уровня: ЦЕЛЬ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ НА БАЗЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ


7 Формирование транспортно- экономического баланса Система ведения баланса Объем, структура и корреспонденции перевозок Система прогнозирования Показатели прогноза социально- экономического развития России Данные по объемам и направлениям перевозок из различных источников Данные анализа рынков грузо- образующих отраслей Верифицированные данные по текущим объемам, структуре и корреспонденциям перевозок Прогноз по видам грузов: по стране в целом; по регионам. Прогноз по видам транспорта Прогноз по направлениям перевозок Планирование сбалансированного развития транспортной инфраструктуры единого транспортного пространства будет выполняться на основе транспортно- экономического баланса МОДЕЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ Набор проектов. Пространственные и временные связи. Диагностика проблем: узкие места, проблемы экологии и безопасности, оценка ущерба. Оценка затрат и эффективности мероприятий; Оценка индикаторов; Ранжирование мероприятий. Демографические показатели Макроэкономические показатели Социальные показатели Данные транспортно-экономического баланса


ЦЕЛЬ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ НА БАЗЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Разделение грузового и пассажирского движения. Стратификация транспортной сети – разделение движения по видам и скоростным параметрам. Сбалансированное развитие транспортных систем городских агломераций – муниципальной, региональной и федеральной транспортной инфраструктуры. 8


ЦЕЛЬ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ НА БАЗЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 9 Будет обеспечено совершенствование топологии транспортной сети. Создание резервов альтернативных путей. Переход в перспективе к сетевой структуре с большим количеством альтернативных связей. Германия США Китай Россия


10 ЦЕЛЬ 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНО- ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА УРОВНЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ Индикаторы 2 уровня: 1. Увеличение скорости доставки грузовых отправок железнодорожным транспортом, в том числе: контейнеров (к 2020 г. – до 600 км/сутки, к 2030 г. – 800 км/сутки); маршрутных отправок (к 2020 г. – до 420 км/сутки, к 2030 г. – 450 км/сутки). 2. Рост объема перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, всего (к 2020 г. – до 135,7 млн.тонн, к 2030 г. – 188,2 млн.тонн). 3. Снижение среднего возраста грузовых транспортных средств: вагонов (к 2020 г. – до 19,6 лет, к 2030 г. – 15,4 лет); локомотивов (к 2020 г. – до 24,9 лет, к 2030 г. – 19,4 лет); автотранспортных средств общего пользования (к 2020 г. – до 9,5 лет, к 2030 г. – 8,5 лет); морских судов по российским флагом (к 2020 г. – до 17,5 лет, к 2030 г. – 12 лет); речных судов (к 2020 г. – до 31,6 лет, к 2030 г. – 25,4 лет). 4. Увеличение доли парка грузовых автомобилей, оснащенных навигационными системами ГЛОНАСС, всего (к 2020 г. – до 60%, к 2030 г. – 70%). Индикаторы 1 уровня:


Транспортно- логистический центр 32 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЦЕЛИ 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЦЕЛИ 2 Цель 2. Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны Модель рынка конкурентоспособных транспортных услуг Нормативная правовая база Стандарты доступности и качества транспортных услуг Условия допуска на рынок Создание конкурентного рынка доступных и качественных транспортных услуг. Развитие высокоэффективных транспортно-логистических технологий, технологий на основе ГЛОНАСС и интеллектуальных транспортных систем. Государственная поддержка перевозки грузов и пассажиров в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и удаленных регионах России. Транспортно- логистический центр Обновление и наращивание парков грузового подвижного состава на основе транспортно- экономического баланса. Создание интеллектуальных транспортных систем с использованием ГЛОНАСС, современных инфокоммуникацион- ных технологий, стандартов и унифицированных перевозочных документов (обеспечивающих реализацию высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий). Развитие системы сопутствующих услуг Развитие перевозок внутренним водным транспортом и технологий, обеспечивающих переключение на него грузопотоков в период навигации. Обеспечение доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и удаленных регионах России, в том числе по Северному морскому пути. Совершенствование процедур допуска к коммерческой транспортной деятельности. Создание рынка конкуренто- способных комплексных транспортно- логистических услуг. Расширение использования технологий контейнерных перевозок и перевозок другими укрупненными грузовыми единицами, в том числе для малого и среднего бизнеса. Направления транспортной политики Задачи


12 Индикаторы 2 уровня: 1. Прирост количества перспективных сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием (к 2020 г. – до 2746 ед., к 2030 г. – ед.). 2. Сокращение среднего времени транспортной доступности в крупных городских агломерациях (время поездок маятниковой миграции населения) на общественном транспорте (к 2020 г. – до 3%., к 2030 г. – 6%). 3. Увеличение доли перевезенных пассажиров из аэропортов в другие города, за исключением Московского узла (к 2020 г. – до 32%., к 2030 г. – 37%). 4. Снижение среднего возраста пассажирских транспортных средств общего пользования: вагонов (пассажирских вагонов / моторвагонного подвижного состава) – к 2020 г. – до лет, к 2030 г. – 15/12 лет. локомотивов – к 2020 г. – до 19,7 лет, к 2030 г. – 17,4 лет. автобусов – к 2020 г. – до 8,5 лет, к 2030 г. – 7 лет. самолетов – к 2020 г. – до лет, к 2030 г. – 15/12 лет. морских судов – к 2020 г. – до 12 лет, к 2030 г. – 11 лет. речных судов – к 2020 г. – до 33,3 лет, к 2030 г. – 30 лет. 5. Увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оснащенного современными инфокоммуникационными системами и глобальной навигационной системой ГЛОНАСС (к 2020 г. – до 100%., к 2030 г. – 100%). Индикаторы 1 уровня: ЦЕЛЬ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ


Развитие эффективных транспортных систем городских агломераций становится одним из приоритетов государственной транспортной политики. Предусматривается расширение радиуса агломерационной доступности вокруг крупных городов. Приоритет будет отдан развитию общественного транспорта, преимущественно рельсового. Будет обеспечено развитие перевозок на социально- значимых маршрутах и реализация социальных транспортных стандартов. Будут созданы интеллектуальные транспортные системы управления транспортными потоками в городских агломерациях. 13


ЦЕЛЬ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ Создание скоростного и высокоскоростного движения имеет важное системное значение для развития страны. Его создание не только на радиальных, но и на хордовых направлениях увеличит транспортную доступность центров социально-экономического развития, обеспечит более высокую территориальную связность страны. Развитие региональных авиаперевозок 14


ЦЕЛЬ 4. ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО, РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ ЦЕЛЬ 4. ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО, РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ 15 Ставится задача создания конкурентоспособных транспортных коридоров, существенного увеличения экспорта транспортных услуг, реализации транзитного потенциала. Предусматривается проведение последовательной политики интеграции транспортных систем в рамках Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. На основных транспортных направлениях предусматривается создание интеллектуальных транспортных систем на основе ГЛОНАСС.


16 ЦЕЛЬ 5. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ Сохраняется высокий уровень транспортных рисков на транспорте Ставится целевая задача существенного (в 2,8 раза) снижения транспортных рисков. Великобритания 3100 Германия 4500 Америка Россия Транспортные риски (смертность) на дорогах, на чел., в 2009 году - по данным отчета Road Safety Annual Report 2011, международная группа по данным и анализу безопасности транспорта (International Traffic Safety Data and Analysis Group).


ЦЕЛЬ 5. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ Число погибших за год в ДТП в расчете на 10 тыс. автомобилей должно сократиться на 63 процента. Предусматривается развитие технических средств и технологий повышения безопасности движения. Будет повышен уровень защищенности объектов транспорта от актов незаконного вмешательства. Предусматривается создание государственной комплексной системы управления повышением безопасности на транспорте. Дальнейшее развитие системы контроля и надзора на транспорте. Совершенствование системы допуска к транспортной деятельности. 17


18 ЦЕЛЬ 6. СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Сформирована целевая установка на радикальный перелом ситуации и снижение выбросов СО2 от транспортного комплекса до 85% от уровня 2007 года. Ставится задача увеличения доли альтернативных более экологичных и экономичных видов топлива на транспорте, расширения использования гибридных двигателей. Предусматривается повышение энергоэффективности транспорта до уровня развитых стран. Будет обеспечено более широкое привлечение граждан и организаций к общественной экспертизе и решению вопросов экологической безопасности на транспорте.


19 СРАВНЕНИЕ ОБЪЕМОВ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПО СЦЕНАРИЯМ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАРТЕГИИ И С УЧЕТОМ ЗАКОНА О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2014 И НА ПЛАНОВЫЙ 2015 и 2016 ГОДЫ Инновационный вариант, млрд. рублей Консервативный вариант с учетом закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 гг., млрд. рублей Консервативный вариант (август 2013 г.), млрд. рублей = млрд. рублей = млрд. рублей млрд. рублей РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


20 РОСТ ОБЪЕМОВ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПО КРУПНЫМ ПРОЕКТАМ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ (млрд. руб.) *) Средства ФНБ составляют: на строительства ЦКАД – 150 млрд. руб., на развитие Транссиба и БАМа – 176 млрд. руб.


21 ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Вклад транспортной системы в прирост ВВП по базовому варианту составит более 1,5 %, а по инновационному варианту - свыше 4,3% от ВВП накопленным итогом за период реализации Транспортной стратегии. Увеличение доходов консолидированного бюджета составит не менее 0,4% суммарного ВВП за период реализации Транспортной стратегии в базовом варианте (более 4,5 трлн. руб.) и не менее 0,8% суммарного ВВП - в инновационном варианте (свыше 9,9 трлн. руб.); В результате реализации мероприятий Транспортной стратегии ожидается снижение уровня удельных транспортных издержек в цене продукции к 2030 году по инновационному варианту - на 30 процентов, по базовому варианту - на 15 процентов. Ускоренное развитие городских агломераций в общеэкономическом эффекте даст дополнительный прирост добавленной стоимости. На горизонте до 2030 года она превысит 5,4 трлн. руб. в базовом варианте и 10,5 трлн. руб. в инновационном варианте.


Транспортная стратегия Российской Федерации Госпрограмма «Развитие транспортной системы» МЕСТО И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОГРАММ В РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА Региональная транспортная стратегия увязка Результаты увязки: 1. Согласование инвестиционных приоритетов; 2. Согласованные планы развития; 3. Интегрированная система стратегических документов транспортного планирования федерального и регионального уровней; 4. Сбалансированность транспортной системы. Результаты увязки: 1. Согласование инвестиционных приоритетов; 2. Согласованные планы развития; 3. Интегрированная система стратегических документов транспортного планирования федерального и регионального уровней; 4. Сбалансированность транспортной системы. Региональные программы развития транспорта


ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ НА РУБЕЖЕ 2030 ГОДА: 23 Станет системообразующей отраслью, темпы развития которой будут опережать темпы роста национальной экономики. Отрасль выйдет на конкурентные позиции по уровню удельных транспортных издержек, безопасности, экологичности и качеству транспортных услуг. Будет достигнут уровня развитых стран по коммерческой скорости и своевременности доставки товаров, доступности транспортных услуг для населения. Формирование единой транспортной системы России, ее интеграция в мировую транспортную систему обеспечат повышение эффективности транспортных услуг внутри страны, рост их экспорта, более полную реализацию транзитного потенциала, удовлетворение потребностей экономики и общества в качественных и конкурентоспособных транспортных услугах. Поддержать инициативу Минтранса России о разработке или актуализации региональных транспортных стратегий в увязке с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, ПРЕДЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


24 Региональные стратегии будут использованы для обоснования целесообразности финансирования ключевых региональных проектов и включения их в Госпрограмму и ФЦП. Механизмы согласования региональных транспортных стратегий будут способствовать созданию эффективной системы управления развитием транспортных систем федерального и регионального уровня, а также совершенствованию процессов транспортного стратегического планирования в регионах и на уровне Российской Федерации. Будут сформированы согласованные унифицированные стратегические и программные документы развития транспортной системы с учетом разделения интересов и ответственности между Российской Федерацией, регионами и муниципалитетами, а также между государством и организациями транспортного комплекса. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СТРАТЕГИЙ В УВЯЗКЕ С ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


Благодарю за внимание! Евсеев Олег Владимирович

Основанием для разработки Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года явилось Поручение Президента и Поручение Правительства от 7 апреля 2003 года. В декабре 2003 года проект Стратегии был рассмотрен и одобрен Государственным Советом. В декабре 2003 и феврале 2004 года проект рассматривался и в основном был одобрен Правительством Российской Федерации.

В течение всего прошедшего и в начале этого года проект Транспортной стратегии дорабатывался и корректировался с учетом появившихся новых программных документов Правительства, посланий Президента Российской Федерации, предложений и рекомендаций научных и общественных транспортных организаций.

Предыдущим государственным программным документом, регулирующим развитие транспортной отрасли, была Концепция государственной транспортной политики, одобренная Правительством Российской Федерации в 1997 году. К настоящему времени большинство ее положений, сформулированных в период кризисного развития отечественной экономики, оказались либо частично реализованными, либо утратили свою актуальность в новых социально-экономических условиях.

Кардинально изменившаяся за последнее десятилетие структура внутренних и внешних грузопотоков, постепенное преодоление последствий системного кризиса 90-х годов и выход России на траекторию устойчивого экономического роста потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы России и конкретизации задач государства в области развития транспорта.

Новая Транспортная стратегия России – это концептуальный документ, определяющий основные направления транспортной политики государства на период до 2020 года.

Выбор такого длительного горизонта планирования продиктован следующими причинами:

1. Последние 13-14 лет государственное управление в транспортной сфере

преимущественно было сосредоточено на решении задач текущего оперативного

плана. Однако отмеченная в Послании Президента необходимость перехода от «политики стабилизации к политике, устремленной в будущее» требует принципиально иных подходов к

управлению, и главное – качественно новой системы планирования, основанной на выработке государственных стратегических приоритетов на долгосрочную перспективу.

2. Объекты транспорта, и особенно объекты транспортной инфраструктуры, отличают исключительно высокая капиталоемкость, длительные сроки строительства и окупаемости. Таким образом, необходимость расширения горизонта планирования во многом была продиктована самой спецификой отрасли, в которой сроки реализации отдельных проектов могут достигать десяти, пятнадцати и даже двадцати лет.

3. В течение многих лет транспортная инфраструктура развивалась без должной координации между отдельными видами транспорта и развитием производительных сил, что вело к прямым потерям от реализации несвоевременных, слабо увязанных между собой и неэффективных проектов. Результатом несбалансированного и бессистемного развития отрасли стали многочисленные проблемные точки и «узкие места» в опорной транспортной сети государства. Поэтому одной из важнейших задач представляемой Транспортной стратегии является преодоление узкоотраслевого подхода к планированию и развитию транспортной инфраструктуры и ориентация на достижение максимальных системных и макроэкономических результатов.

4. Сформировать высокоэффективную и современную транспортную систему будет невозможно без активного привлечения частного капитала, его финансовых и организационных ресурсов.

В свою очередь, это требует определения ясных и четких ориентиров – в каких направлениях и каким образом будет развиваться транспорт через 5, 10, 15 лет.

В силу своих системообразующих и связующих функций транспорт напрямую влияет на эффективность и конкурентоспособность большинства хозяйствующих субъектов, задает и обеспечивает динамику регионального развития, создает базу для ускорения и диверсификации экономического роста и расширения внешнеторговых связей. И от того, в какой мере ранспортный сектор сможет удовлетворить растущий спрос на транспортные услуги, зависит решение общенациональной задачи по удвоению ВВП.

Следует отметить, что видение транспорта как ведущего элемента национальной социально-экономической политики характерно сегодня для большинства как развивающихся, так и развитых стран.

В последние несколько лет на такой идеологической базе были разработаны и утверждены новые транспортные стратегии США, Евросоюза, Канады и Китая.

При этом в перечисленных стратегиях транспорт определен не только как инструмент повышения конкурентоспособности, но и как приоритетная сфера целевых государственных инвестиций.

Предлагаемая Транспортная стратегия Российской Федерации разработана с учетом сценариев социально-экономического развития России, программных документов Правительства, аналитических и научных разработок.

Она определяет:

Миссию государства в сфере развития и функционирования транспортной системы России:

Всемерное содействие экономическому росту страны и повышение благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество;

Стратегические цели, ориентированные на исполнение государством своей миссии:

1) развитие и повышение эффективности транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;

2) повышение доступности транспортных услуг для населения;

3) повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

4) повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы России;

5) улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе;

Ключевые показатели, характеризующие достижение поставленных стратегических целей;

Приоритеты государственной транспортной политики в области государственного регулирования рынка транспортных услуг, обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической устойчивости,

повышения инвестиционной привлекательности отечественного транспортного комплекса;

Основные направления развития и наращивания потенциала опорной транспортной сети государства;

Первоочередные задачи структурных реформ на транспорте;

Основные задачи и направления развития отдельных видов транспорта с учетом их отраслевой специфики на период до 2020 года.

Основные принципы принятия Транспортной стратегии

Обозначая ключевые приоритеты транспортной политики, необходимо, прежде всего, отметить, что ее главное назначение – зафиксировать общее видение органами всех ветвей власти, обществом и бизнесом роли и задач транспорта, а также единые принципы принятия решений по реформированию и регулированию развития транспорта с учетом его особенностей.

Первый принцип государственной транспортной политики предполагает, что государственное регулирование транспортной деятельности, государственное финансирование отдельных элементов транспортной системы и видов транспорта в условиях рынка остаются объективной необходимостью.

Второе. При безусловных отраслевых и региональных различиях в транспортной системе на макроуровне государство рассматривает транспорт как единый объект управления.

Третий принцип формулирует требование исключения неоправданного вмешательства государства в транспортную деятельность хозяйствующих субъектов.

Четвертое. Основными сферами ответственности государства в управлении транспортом остаются:

Совершенствование правовых основ транспортной деятельности;

Решение задач оборонного и мобилизационного характера;

Обеспечение безопасности транспортного процесса;

Обеспечение эффективного развития транспортной инфраструктуры;

Проведение структурных преобразований на транспорте.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что выполнение всех перечисленных государственных функций требует соответствующего бюджетного финансирования.

В Послании от 25 апреля этого года Президент России особо указал на необходимость «концентрации государственных ресурсов на расширении транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктур (включая создание трансконтинентальных коридоров)».

Инвестиционная привлекательность – основа удачного осуществления программы

Отмечая необходимость бюджетного обеспечения, следует отметить, что перспективная модель организации финансирования транспортного комплекса должна ориентироваться на создание условий для повышения его инвестиционной привлекательности.

В качестве особо перспективного направления привлечения внебюджетных средств Транспортная стратегия рассматривает реализацию проектов, основанных на принципах и механизмах государственно-частного партнерства.

В мировой практике наиболее гибкой и эффективной формой ГЧП является концессия, в рамках которой частный партнер (концессионер) участвует в создании или модернизации инфраструктурного объекта, а затем получает его на длительный срок в управление с целью возврата вложенных инвестиций.

В России основной сферой применения государственно-частного партнерства на транспорте должны стать строительство платных автомобильных дорог и морских терминальных комплексов, реконструкция аэропортов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений, создание сложных информационных систем по управлению транспортными потоками и т.д.

На сегодня, безусловно, приоритетной задачей является разработка и принятие необходимой нормативной правовой базы, обеспечивающей четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и частными инвесторами, а также определение приоритетных сфер применения и реализации государственно-частных партнерств.

Следующей системной задачей является повышение эффективности управления государственной собственностью, создание условий, обеспечивающих нормальную хозяйственную деятельность транспортных предприятий и развитие цивилизованных правоотношений между участниками гражданского оборота имущества транспорта с учетом целей и задач, определенных Транспортной стратегией.

Совершенствование управления государственным имуществом на транспорте

В Транспортной стратегии определены приоритетные структурные преобразования, в том числе на отдельных видах транспорта, направленные на повышение экономической эффективности транспортной деятельности, снижение общих издержек, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности транспортной отрасли, а также на увеличение социально-экономической эффективности используемых бюджетных средств.

Структурные преобразования на транспорте предполагают продолжение реформирования железнодорожной отрасли, проведение комплексной реформы дорожного хозяйства, системы управления воздушным движением, городского пассажирского транспорта, имущественных отношений в морских портах, организации управления внутренних водных путей и арктической транспортной системы.

Крупный блок Транспортной стратегии посвящен анализу и определению перспективных направлений развития транспортной инфраструктуры. Более подробно этот вопрос мы планируем осветить на отдельном заседании Правительства в июне текущего года.

В положениях Транспортной стратегии в качестве основы функционирования рынка транспортных услуг определена конкуренция независимых негосударственных транспортных организаций.

При этом допускается государственная поддержка отдельных субъектов транспортной деятельности в случаях, когда за счет рыночных механизмов не может быть обеспечен достаточный уровень предложения или социально приемлемый уровень тарифов.

В качестве стратегического приоритетного направления развития транспортного комплекса определяется интеграция России в мировой рынок транспортных услуг.

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт должен стать мощным и эффективным инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в системе мирохозяйственных связей, а экспорт транспортных услуг должен стать весомой составляющей национального продукта Российской Федерации.

Экспорт транспортных услуг предполагается развивать в следующих основных направлениях:

Развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы;

Реализация геостратегической миссии России как естественного моста между Европой и Азией;

Увеличение доли российских транспортных компаний в обслуживании экспортных и импортных грузопотоков, а также в перевозках грузов из третьих стран в третьи страны.

Стратегией предусматриваются основные направления государственной поддержки отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках, в том числе за счет обеспечения необходимой защиты наиболее слаборазвитых сегментов отечественного транспортного рынка в период вступления России в ВТО.

При этом использование транзитного потенциала России должно стать не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста в экономике.

Данное положение Стратегии полностью соответствует тезису Президента из Послания Федеральному Собранию в мае прошлого года о том, что «хорошо развитая транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество». Для этого необходимо «объединить экономические центры страны, предоставить беспрепятственный выход хозяйствующим субъектам на региональные и международные рынки и одновременно обеспечить предоставление инфраструктурных услуг мирового уровня».

Согласно Стратегии, транспортная политика России строится в соответствии с базовыми принципами устойчивого развития. Удовлетворение транспортных потребностей не должно вступать в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан, нарушать интересы будущих поколений.

В качестве отдельного стратегического приоритета, носящего общенациональный характер, следует выделить реализацию комплекса мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения.

Острота и неприемлемость сложившегося положения были особо подчеркнуты в недавнем Послании Президента: «…в России почти 100 человек в день погибает в дорожно-транспортных происшествиях. Причины этого хорошо известны. И нам следует реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодолеть эту ужасную ситуацию».

В Стратегии также предусмотрены меры, направленные на повышение безопасности движения на железнодорожном транспорте, безопасности полетов воздушных судов, безопасности морского судоходства и судоходства на внутренних водных путях. Она дополняется комплексом мер по выполнению важнейшей и злободневной задачи нового времени – обеспечению антитеррористической защищенности и устойчивости транспортной системы.

Проблема совершенствования транспортных технологий

Помимо повышения уровня безопасности, совершенствование технического уровня транспортных средств, применение современных перевозочных, управленческих и информационных технологий является одним из ключевых условий повышения эффективности и конкурентоспособности транспортной системы России.

Считаю, что важнейшей задачей государства является также поддержка предприятий отечественного машиностроительного комплекса, создание необходимых условий для укрепления их позиций на рынке и проведения комплексной системной модернизации.

И конечно, в обязательном порядке необходимо упомянуть о том, что транспорту были и всегда будут присущи функции двойного назначения.

Поэтому непреходящим приоритетом является повышение роли транспорта в обеспечении национальной безопасности. В соответствующем закрытом приложении определены направления реализации этого приоритета в свете задач, определенных военной доктриной и концепцией национальной безопасности России. В ходе подготовки этого материала вносились необходимые коррективы и дополнения во все разделы Стратегии.

Два этапа реализации Транспортной Стратегии

Транспортную стратегию планируется реализовать в два этапа. При этом содержание данных этапов увязано с двумя альтернативными сценариями социально-экономического развития страны.

В рамках инновационноактивной модели развития экономики России предполагается оптимистический сценарий развития транспорта, который предусматривает качественное улучшение инвестиционного климата, проведение активных структурных преобразований, преодоление тенденции нарастающего износа основных фондов транспорта, вывод технологического уровня транспортных систем на мировой уровень.

В рамках данной модели на первом этапе (2005-2010 годы) развитие будет ориентировано на ускоренную диверсификацию транспортной отрасли и решение задач, поставленных в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», других действующих и перспективных целевых программ.

Общая потребность средств, направляемых на финансирование транспортной системы, на первом этапе должна составлять не менее 4 % ВВП в год.

Это означает, что реализация Транспортной стратегии потребует привлечения в транспортную систему в период до 2010 года не менее 600 млрд рублей в текущих ценах ежегодно из всех источников инвестиционных ресурсов.

На втором этапе (2011-2020 годы) предусматриваются дальнейшие преобразования, направленные на развитие транспортной системы в рамках концепции устойчивого развития, создание надежных транспортных связей между субъектами Российской Федерации.

В этот период будут реализованы следующие меры стратегического характера:

Создание максимально благоприятных условий для привлечения негосударственного капитала к строительству и эксплуатации новых транспортных объектов;

Сокращение сферы тарифно-ценового регулирования;

Реализация в полной мере принципа устойчивого развития в части снижения экологического воздействия транспорта.

В этот период оптимальный объем финансирования может быть снижен до 3 % от ВВП, с возможным сокращением доли бюджетного финансирования основных программных мероприятий на транспорте.

При базовом сценарии развития экономики будет реализована модель инерционного роста транспортной системы.

На первом этапе (2005-2010 годы) развитие будет ориентировано на более эффективное использование имеющихся мощностей. Необходимый ежегодный объем средств, направляемых на финансирование транспортного сектора отечественной экономики, оценивается в размере около 3 % от ВВП, что будет обеспечивать:

Реконструкцию и строительство только особо важных объектов транспортной инфраструктуры, а также модернизацию и текущее обновление парка транспортных средств;

Предоставление субсидий для осуществления социально-значимых перевозок.

На втором этапе должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы, направленное на существенное повышение эффективности и качества транспортного обслуживания.

Реализация данной модели развития будет означать консервацию технологической отсталости транспортной инфраструктуры на достаточно продолжительный период, что может обострить проблемы и диспропорции в развитии транспортной системы, привести к угрозе резкой потери конкурентоспособности экономики и обороноспособности России.

Таким образом, необходимым и, пожалуй,одним из самых важных условий реализации Транспортной стратегии Российской Федерации является создание стабильной системы финансирования, учитывающей особенности транспорта как системообразующей инфраструктурной отрасли экономики.

В противном случае, уже начиная с текущего года, могут возникнуть ощутимые инфраструктурные ограничения по транспортной доступности в отдельных регионах страны, а также замедление и сокращение грузодвижения на ряде важнейших транспортных направлений.

Следствием всего этого станет последующее ослабление позиций России на ряде перспективных мировых товарных рынков, снижение и замедление динамики экономического роста.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что Транспортная стратегия определяет приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные направления развития опорной транспортной инфраструктуры страны, приоритетные задачи структурных реформ на транспорте, а также основные задачи развития транспортной системы на период до 2020 года. Считаем, что предложенные основные направления транспортной политики государства на период до 2020 года заслуживают поддержки и одобрения. Предложения Министерства транспорта РФ, заинтересованных министерств и ведомств, принявших участие в обсуждении и рассмотрении положений Транспортной стратегии, внесены в проект протокольного решения сегодняшнего заседания.


Top