Живой уголок в детском саду. Уголок природы в доу Уголок природы в средней группе

Живые уголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в живом уголке п дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями в прохладное и затененное .

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах - болотную и степную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают прежде всего представители отряда грызунов - кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего содержать на участке).

Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.

Животные уголка природы младших групп. Животные очень оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать ярко окрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, веселый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизодического кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медли­тельного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку, - или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для малышей, - канарейке .

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесообразно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду - у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост; они дружелюбны; у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, обстановку.

Животные уголка природы старшей группы. Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания.

В уголке природы старшей группы хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут пони­мать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов - своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах - источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе группы. В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнообразных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семейство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.

Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, ры­жая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних - четыре пальца, на задних - три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пач­калась в опилках, над металлическим дном кладется дере­вянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток долж­но быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка - травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочи­щенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обязательно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

Свинка может размножаться 2-3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3-4 дня малыши самостоятельно пи­таются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.

Хомячок. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке или деревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70x50x40 см. Дно ящика должно быть застелено опилками или сухим чистым песком слоем в 3-4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья - "спальня", "кладовая", другой - как "туалет". Для туалета можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охотно едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, немножко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко, зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в "кладовой" и удалять заплесневевший корм.

Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Когда появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13-15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью, - кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.

Содержание птиц. В уголке природы дошкольных учреждений можно содержать только "одомашненных" птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украшений. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Максимальный объем клетки для большинства наших птиц не должен превышать в длину 50 см, в ширину - 30 см, а в высоту - 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее не­подвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок. В клетке должны быть кормушка, ча­шечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты. В вольеры поме­щают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги традесканции, аспарагуса, минеральные корма - марганцовокислый калий (давать 2-3 раза в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов составляет 20-40 г.

Чистота клетки - одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц надо делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также необходимо чаще очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска - кровеносный сосуд).

1.2. Данные Условия распространяются на коллекции животных, используемых в образовательном процессе. Под коллекцией понимается наличие не менее трех животных одного или разных видов.

1.4. При формировании коллекции животных необходимо помнить, что:

в отличие от зоопарков, животные приобретаются Учреждением исключительно для использования их в образовательном процессе, следовательно, они должны быть доступны для детей и не должны представлять опасности для окружающих;

коллекция животных предназначена для расширения круга знаний у обучающихся об окружающем мире, а значит, она должна быть достаточно разнообразной и интересной;

коллекция животных необходима для предоставления возможности обучающимся познакомиться и изучить тех представителей фауны, которых они не могут содержать в домашних условиях.

1.5. При разработке Учреждением образовательных программ рекомендуется условно выделить три уровня использования животных в образовательном процессе:

начальный - наблюдательный (наблюдения за животными, за манипуляциями с животными, которые производит педагог - чистка, кормление и т. д.);

средний - работа с животными под контролем педагога;

высший - самостоятельная работа с животными.

Уровень использования животных в образовательном процессе зависит от возраста обучающегося, его знаний, длительности обучения по данной образовательной программе и личных качеств.

1.7. Если в Учреждении предполагается создание экспозиции животных, открытой для свободного посещения людьми, то необходимо тщательно продумать систему безопасности посетителей. Клетки и вольеры оборудовать дополнительными ограждениями - барьерами, рвами, решетками, отжимами и др. В данном случае необходимо пользоваться нормативным документом для зоологических парков, указанным в п. 1.1 настоящих Условий.

II. Помещения для содержания животных

2.1. Помещения для содержания животных должны располагаться на расстоянии не менее 100 метров до жилых кварталов города (поселка, села и т. п.). Размещать помещения для содержания животных непосредственно с внешними оградами Учреждения не рекомендуется.

2.2. Запрещается содержание животных в неисправных, аварийных помещениях. Администрации Учреждения необходимо:

а) обеспечить прочность всех помещений, их внутренних и внешних оград;

б) обеспечить все помещения с животными удобными, прочными, легко запирающимися и легко открывающимися замками, задвижками, защелками и другими изолирующими животных приспособлениями, недоступными как для животных, так и для посетителей.

2.3. Зимние и летние, дневные и ночные помещения для содержания животных рекомендуется сделать смежными и соединить между собой дверями, коридорами и другими перегонными устройствами, чем обеспечить безопасное и свободное перемещение животных.

2.4. Все помещения для содержания животных должны быть обеспечены:

а) осветительной и силовой электропроводкой раздельно. Проводка и все ее составные элементы изолируются и не должны быть доступны животным;

б) водоснабжением . Вода должна быть доступна в течение всего года. Расчет потребности воды производится с учетом потребности в ней животных, периодичности смены воды в водоемах , необходимости проточности воды, санитарных и бытовых нужд помещения. Рекомендуется оборудовать помещения для животных водопроводом (желательно с противопожарными кранами). Трубы, краны, вентили и т. п. не должны быть доступны животным;

в) канализацией (при наличии водопровода - обязательно) с учетом количества сбрасываемых нечистот, отработанной воды и бытовых нужд. Все канализационные устройства не должны быть доступны животным;

г) паровым или водяным отоплением от собственных котельных или городских линий теплопередач с расчетом необходимого температурного режима в помещениях. Все отопительные устройства должны быть изолированы от животных. На случай аварии отопительных систем предусматриваются резервные стационарные или переносные отопительные системы с учетом безопасности их эксплуатации. Все местные котельные установки вне зависимости от типа котлов эксплуатируются по общепринятым нормам и правилам эксплуатации бытовых котельных;

д) приточно - вытяжной вентиляцией . Вентиляционные устройства должны быть бесшумными и изолированными от животных;

е) средствами противопожарной безопасности.

2.5. Для отлова и водворения на место животных, случайно вышедших на свободу, каждое помещение должно быть обеспечено аварийным инвентарем - набором сетей, сачков, комплектом веревок, ремней, транспортными клетками, а в исключительных случаях - пиротехническими средствами, шлангами с брандспойтами, едкими порошками (табак, перец и др.). Место нахождения аварийного инвентаря должно быть четко обозначено. Методы и способы отлова животных выбираются в соответствии с реальной обстановкой на месте производства этих работ. Они должны быть безопасны для всех лиц, принимающих в них участие, в том числе и для животного.

2.6. При выборе для постройки зданий, реконструкции, ремонта необходимо учитывать температурный режим, влажность воздуха, физическую силу животных, необходимость периодического применения едких дезинфицирующих средств.

2.7. Осветительные окна и витражи для естественного света в помещениях с животными рекомендуется располагать на высоте, недоступной животным.

2.9. Ширина и высота дверей для входа и выхода должны обеспечивать свободное прохождение транспортных клеток, ящиков с теми видами животных, для которых предназначено данное помещение.

2.11. Технический осмотр зданий, сооружений, клеток, отопительных, осветительных, водопроводных, вентиляционных и других систем для выявления дефектов, определения прочности, необходимости ремонта и т. п. необходимо проводить систематически, при выявлении дефектов принять меры к их ликвидации.

2.12. Все здания и сооружения при их строительстве, реконструкции, текущем и капитальном ремонте рассчитываются на содержание в них взрослых и полноценных животных тех видов, для которых здание предназначено.

2.13. Конструкции клеток, загонов, вольер и других помещений для содержания животных должны обеспечивать полную безопасность для работы обслуживающего персонала. Обслуживающий персонал должен иметь возможность свободно работать около клеток с животными, не быть стесненным оградами, трубопроводами, порогами, каналами, вентиляционными устройствами и т. п. Полы около клеток с животными должны быть твердыми, ровными и не скользкими.

2.14. Все помещения для животных должны по площади соответствовать нормам, указанным в разделе IV Условий "Нормы площади и кубатуры помещений для содержания животных" (далее - Нормы). Кубатура помещений должна обеспечивать свободу движения животных, наличие достаточного количества воздуха и света.

2.15. Все эксплуатируемые запоры, задвижки, замки, страховые цепи, автоматические запирающиеся и закрывающиеся устройства на клетках должны содержаться в полной исправности и чистоте, периодически смазываться, подвергаться профилактическому осмотру, вовремя ремонтироваться и быть недосягаемыми для животных.

2.16. В клетках и вольерах, предназначенных для содержания средних и крупных хищников, средних и крупных обезьян и некоторых копытных, рекомендуется соорудить дополнительную секцию (размер секции может быть меньше чем у основной клетки или вольера), соединенную с основной клеткой, для перегона животных на время проведения различных мероприятий по обслуживанию животных. Дополнительная секция изготавливается из того же материала, что и основная клетка или вольер.

2.17. Полы в клетках и вольерах, предназначенных для содержания средних и крупных хищников, рекомендуется делать на цементном (бетонном) основании, чтобы избежать возможности подкопа. В некоторых случаях можно использовать естественное покрытие (почву), но тогда необходимо на глубине от 20 до 50 см разместить прочное дно из металлической сетки или решетки.

2.18. Перекрытия во всех видах клеток и вольеров, если они необходимы, должны быть прочными и предотвращать возможность как проникновения внутрь клетки, так и выхода животного из нее. В клетках и вольерах для крупных хищников нельзя оставлять открытой решетчатую часть крыши.

III. Условия содержания различных групп животных

3.1. Беспозвоночные животные содержатся в емкостях, изготовленных из стекла - террариумах, флорариумах, аквариумах, оборудованных надежными крышками, препятствующими самопроизвольному выходу животных. Такого рода емкости удобны для ведения образовательного процесса. В случае массового культивирования некоторых видов (например, сверчков) рекомендуется использовать фанерные ящики. Емкости для животных, обладающих в той или иной степени опасностью для обслуживающего персонала - ядовитость, способность жалить, кусать и т. п., должны быть особо прочными и снабженными запорами, исключающими открытие их посторонними лицами.

3.3. Амфибии содержатся в аквариумах и террариумах, изготовленных из стекла или оргстекла и обеспечивающих достаточный уровень влажности.

3.4. Рептилии содержатся в террариумах или акватеррариумах, изготовленных (в зависимости от объема) из стекла, фанеры, пластика и других материалов. Основные требования: теплоизоляция, хорошая вентиляция, необходимая влажность, надежные крышки, запоры и т. п. Все террариумы для содержания ядовитых змей или ящериц должны быть особенно прочными и обеспечены небьющимися стеклами или обычными утолщенными стеклами с защитными сетками, исключающими проникновение животных через их ячейки, а также запорами, недопускающими открытие террариума посторонними лицами. В помещении, где содержатся ядовитые животные, необходимо иметь аптечку с набором препаратов, противодействующих ядам змей или ящериц тех видов, которые содержатся в данном помещении.

3.5. Птицы содержатся в клетках и вольерах, выполненных из различных материалов. Мелких птиц можно содержать в клетках, выполненных из металлической сетки на деревянном или пластиковом каркасе. Средних и крупных попугаев, обладающих мощными острыми клювами, рекомендуется содержать в клетках и вольерах, выполненных из сварной оцинкованной сетки с размером ячеи 25 x 25 мм. Каркас для вольеры лучше изготавливать из металлического уголка. Вольеры для содержания хищных птиц изготавливаются из деревянного бруса (150 x 150 или 75 x 75 мм) и досок, одна сторона вольера затягивается металлической сеткой с ячеей 25 x 25 или 50 x 50 мм. Полы в клетках делаются сетчатыми (под сетку вставляется поддон), а в вольерах - цементными, асфальтированными, дощатыми или с естественным покрытием (почва, грунт и т. п.).

3.6. Мелкие млекопитающие содержатся в клетках из сварной металлической сетки с размером ячеи 5 x 5, 10 x 10, 5 x 25 мм, в стеклянных емкостях (аквариумах), в стандартных клетках заводского изготовления и других клетках, обеспечивающих невозможность самостоятельного выхода содержащихся в них животных. Клетки рекомендуется устанавливать на стеллажах на расстоянии не менее 20 см от пола. Все пространство пола в помещении для содержания мелких млекопитающих должно быть свободно и доступно для визуального осмотра (на случай бегства животного) и уборки. На входе в помещение рекомендуется оборудовать дополнительную самозакрывающуюся дверцу высотой 60 - 70 см от пола, плотно прилегающую к косяку основной двери, для пресечения проникновения животных, выбравшихся из клеток, в другие помещения в момент открытия основной двери.

3.7. Средние грызуны, зайцеобразные, хищные млекопитающие содержатся в вольерах из металлической сетки с ячеей не более чем 25 x 25 мм или решетки с расстоянием между прутьями не более 25 мм и диаметром прута не менее 5 мм, обтянутой металлической сеткой рабицей с диаметром ячеи не более 25 мм. Все деревянные части вольеры обиваются жестью или железом.

3.8. Волки, рыси, леопарды, дикобразы, водосвинки, бобры, росомахи, гепарды и др. содержатся в сварных клетках и вольерах из решеток с расстоянием между прутьями не более 50 мм и диаметром прута не менее 10 мм. Решетку рекомендуется затянуть приваренной металлической сеткой с ячеей не более чем 25 x 25 мм. Необходимо сооружение дополнительной секции (см. п. 2.16).

3.9. Крупные хищники (медведи, львы, тигры) содержатся в цельнометаллических клетках или вольерах. Расстояние между прутьями решетки должно быть не более 75 мм при толщине прутьев не менее 15 мм. Все открытые (доступные для посетителей) части решетки рекомендуется затянуть металлической сеткой с ячеей не более 15 x 15 мм, приваренной к основной решетке. Необходимо сооружение дополнительной секции (см. п. 2.16).

3.10. При проектировании клеток и вольер для содержания моржей, морских львов, тюленей, слонов, бегемотов, носорогов, тапиров, бородавочников, кабанов, козлов, баранов, крупных антилоп, зебр, жирафов, муравьедов, ленивцев, броненосцев рекомендуется обращаться за консультациями в зоопарки и другие специализированные учреждения.

3.11. Олени и другие некрупные копытные содержатся в вольерах, затянутых металлической сеткой рабицей с ячеей не более 50 x 50 мм. Высота ограждения зависит от вида животного и составляет в среднем 3,0 м.

3.12. Кенгуру содержатся в клетках и вольерах из металлической сетки с ячеей не более 50 x 50 мм. Обязательно наличие теплой дополнительной секции или укрытия, особенно в холодное время года.

3.13. Все обезьяны содержатся в клетках и вольерах, выполненных из металлической сетки или решетки. В качестве каркаса можно использовать деревянные бруски сечением не меньше чем 50 x 50 мм или стальные уголки, швеллеры, тавры и двутавры. Стенки вольеров можно сооружать из плотно пригнанных досок, толщиной не менее 20 мм или кирпича. В зависимости от характера и личностных особенностей обезьяны все деревянные конструкции рекомендуется обить жестью или железом. Пол в вольерах рекомендуется делать цементный или деревянный с водостойким покрытием (например, линолеумом), но так, чтобы внутри вольеры не оставалось швов или выступающих краев, потянув за которые можно было бы оторвать данное покрытие. При клеточном содержании обезьян рекомендуется на расстоянии 10 - 30 см от дна клеток устанавливать сетку с ячеей 25 x 25 мм, а на дно ставить поддон с опилками. При содержании средних и крупных обезьян, а также любых взрослых, половозрелых особей необходимо соорудить дополнительную (перегонную) секцию (см. п. 2.16), в зависимости от характера и личностных особенностей обезьян. При сооружении уличных вольер необходимо использовать сварные металлические конструкции (решетки, арматуру и др.) или деревянный брус с водостойкой пропиткой и сечением не менее чем 100 x 100 мм; для всех обезьян (в уличных вольерах) рекомендуется сетка с ячеей не более 25 x 25 мм.

Мелкие обезьяны (игрунковые, мелкие лемуры, мелкие виды мартышек и макак) содержатся в клетках или вольерах, выполненных из сварной металлической сетки с ячеей не более чем 25 x 25 мм.

Средние обезьяны (крупные виды мартышек, макаки, павианы, мандрилы, гамадрилы, молодые гиббоны) содержатся в вольерах из металлической сетки с ячеей 25 x 25 мм или решетки с расстоянием между прутьями не более 50 мм и толщиной прутьев 3 - 5 мм. В некоторых случаях можно использовать металлическую сетку с ячеей 50 x 50 мм. Сооружение каждой конкретной клетки или вольера зависит от размеров и личностных особенностей обезьяны. При проектировании вольеров для содержания крупных видов человекообразных обезьян (шимпанзе, гориллы, орангутаны) рекомендуется обращаться в зоопарки и другие специализированные учреждения.

3.14. Если в Учреждении происходит постоянный приток новых животных, то рекомендуется выделить для них отдельное помещение для временной передержки и адаптации, а также для исключения занесения различных заболеваний.

3.15. Если в Учреждении содержится (или планируется содержание) относительно большая коллекция животных разных видов, необходимо обеспечить качественное и регулярное ветеринарное обслуживание.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразова­тельных учреждениях" СанПиН 2.4.2.1178-02,

Правила по технике безопасности при изучении биологии в образовательных учреждениях утвержденные 22.12.1980 г.

1. Уголок живой природы следует размещать в специальном помеще­нии.

2. Комнатные растения должны располагаться на специальных подставках. В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и т. д.).

3. В уголке живой природы, расположенном в помещении образовательного учреждения, допустимо содержать аквариумных рыб, черепах, ужей, ящериц, птиц. Кроликов хомяков, морских свинок следует содержать в особом помещении, расположенном вне здания образовательного учреждения или в отдельном помещении учебного здания.


В квартире у соседки кто только не жил – попугайчик, белые крысы, морская свинка, бессчетные хомяки… Всех заводили по просьбе ребенка. Но живые игрушки быстро надоедали. И попугая по недосмотру загрыз кот, крыски погибли оттого, что съели домашнюю игрушку, набитую синтетическим волокном… Смерть маленьких существ дочка соседки переживала недолго: тут же просила купить ей новую живую игрушку. И родители соглашались: может, все-таки придет время, девочка научится ухаживать за теми, кто мал и бессилен…

В нашем городе когда-то существовала станция юных натуралистов. Ее бывший руководитель, Владимир Иванович Богданов, ныне поневоле сменивший профессию на фотожурналистику, рассказывал мне, как ребята добросовестно ухаживали за черепашками, ежиками и даже змеями… Бывшие юннаты до сих пор вспоминают ту светлую пору, полную радостями и курьезными случаями: однажды, например, ежик пропал. Долго его искали, потом обнаружили… на верху пирамиды из банок тушенки, припасенной для похода. Ежик забрался в пустую банку, привлеченный оставленным в ней кусочком колбасы, и уснул…

Другой мой 45-летний знакомый – тоже бывший юннат. Он на занятия кружков не ходил, но вступил в переписку с популярным советским журналом «Юный натуралист». В 5-м классе он самостоятельно вывел новый вид рыбок: скрестил рыбку с леопардовой окраской и бесцветным хвостом с рыбкой, у которой хвост был ярко-красным. В результате появились на свет красотки леопардового окраса с алым хвостом. Журнал «Юный натуралист» признал пятиклассника своим официальным экспертом и начал пересылать ему письма читателей с вопросами по аквариумистике…

Станции юных натуралистов и открытия любителей природы сейчас, похоже, никому не нужны. Поощряются юные физики и химики – от них в будущем зависят способы получения топлива, энергии, лекарств и других материальных потребностей человечества. Вот робототехника еще развивается. Роботов можно показывать на соревнованиях. Все это хорошо – и роботы, и победы российских учащихся на международных физических и химических олимпиадах… Но мне видится рыбка в аквариуме соседской дочки, всплывшая кверху брюшком – раньше девочка еще хоронила этих рыбок в коробке с ленточкой, а теперь просто выкинула потерю в мусорное ведро…

Некоторое время назад в детских садах России фактически запретили живые уголки. Нет, формально они существовать могут, но уж очень много требований теперь предъявляет к ним Санэпиднадзор. Вот выписка из правил:

«6.13. В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования:
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
-животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
- недопустимо принимать бродячих животных;
- уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.
Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается».

А вот эмоциональные отклики родителей, размещенные на интернет-сайтах: «В саду, куда ходит мой ребенок, все живые уголки ликвидировали. Воспитатели сказали: Роспотребнадзор запретил. Уверен, скоро запретят в детском саду детей. Дети - источники травматизма и инфекций. Дабы не подвергать ребенка очевидным рискам, предлагаю содержать их в отдельных стерильных боксах. А наиболее состоятельным - в барокамерах».

Родители говорят о том, что внешне животные в живых уголках были здоровы и безопасны. Но регулярно за ними ветеринары не наблюдают. Все детсады обязали получить на питомцев сертификаты, определиться с новыми помещениями. Не выполните – накажем рублем, пообещали в Роспотребнадзоре. И случилось страшное – фактически всем садикам в краткий срок пришлось избавиться от обитателей живых уголков. В лучшем случае - передать в зоомагазин. Но зоомагазины от взрослых животных обычно отказываются… Человеческие, моральные нормы уступили санитарным… И предательство любви совершилось на глазах у детей.

Фото Светланы Потаповой

Нас в любое время года учит мудрая природа:

птицы учат пению, паучок терпению,

пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.

Живой уголок – это частичка природы в детском саду №172 г. Тюмени. Постоянное общение с живой природой, проведение наблюдений и опытов, забота о животных и выращивание растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность, прививают любовь к природе.

Труд и наблюдения в зимнем саду мы организуем в течение всего учебного года. Систематическая работа в зимнем саду решает многие задачи экологического образования, а так же помогает активизировать познавательную, речевую, трудовую сферы деятельности наших воспитанников.

Растения в зимнем саду являются ценным дидактическим материалом при организации образовательной деятельности с детьми.

В большом аквариуме живут рыбки. Наблюдения за рыбками разнообразны, а уход за ними вполне доступен детям (кормить, менять воду).

Постоянными жителями зимнего сада являются птицы. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за попугаями, кормят их, следят за чистотой клеток вместе с воспитателями. Труд по уходу за птицами формирует у ребят бережное отношение к ним, а также активизирует словарный запас.

Большую радость детям приносит общение с кроликом, которого зовут Черныш. Ребята с удовольствием наблюдают за повадками этого забавного зверя, кормят его.

В просторной клетке живёт морская свинка по имени Тоша, ему скучно без общения. Поэтому мы с детьми устраиваем для него разнообразные развлечения - даём мячик, мастерим лабиринты из бумаги. Ребятам нравится брать его на руки и кормить с ладошки.

Так же в зимнем саду живут сухопутные и водяные черепахи. Дети понимают, что правильный уход за черепахами невозможен без поддержания чистоты среды обитания (террариумов) и личной гигиены животного. Ребята не забывают мыть поилку для черепахи и ежедневно менять питьевую воду.

Наши дети очень положительно реагируют на встречу с прекрасным, их лица расцветают, глаза начинают светиться, когда они смотрят на животных. Какие положительные эмоции появляются у ребят, когда им дают погладить черепаху, покормить рыбок. Живой уголок для многих детей остаётся единственной возможностью близко пообщаться с животными, стать частью самой природы, ещё глубже понять, полюбить её, стать внимательнее и добрее, уважительно относиться к окружающей среде Родного края.

Материал подготовила: Порядкова Оксана Петровна, воспитатель МАДОУ детского сада №172 г. Тюмени.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец:

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2020/2021 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Растения должны быть похожи на дерево, траву; неприхотливыми, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими, плотными листьями (аспидистра, фикус). Всего 4-5 видов по 2-3 экземпляра. Дети могут поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно протирать широкие листья влажной тряпочкой.

Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Самый распространенный в дошкольных учреждениях - аквариум с рыбками. Аквариум - это модель водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдение за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения, ухода за живыми организмами.

Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за ними они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за птицами вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики - птицы, ставшие домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать (только) черепах - болотную и степную. Из многочисленного и разнообразного по составу млекопитающих требованиям подбора отвечают, прежде всего, представители отряда грызунов - хомячок, морская свинка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимися частям тела, характеру движения, издаваемым звукам. Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жучками и бабочками, вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они, начиная, с весны и до поздней осени.

Временные обитатели - это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые).

При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей.

1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

5. Уголок природы - место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.


Top