Алексей кубрин рассказал об интересных предложениях по новым союзным программам. Алексей Кубрин: В Союзном государстве реализуются программы, которые можно назвать революционными

Руководители Постоянного Комитета Союзного государства во главе с Государственным секретарем обсудили с представителями государственных заказчиков союзных программ работу в 2017-м и перспективы на ближайшие годы в научно-технической и военно-технической сферах. Совещание прошло в Национальной Академии наук Беларуси.

Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин подвел итоги встречи.

По результатам прошлого года мы констатируем высокую эффективность реализации союзных программ, особенно в сфере высоких технологий и связанных с силовыми министерствами, - сказал Алексей Александрович. - Освоение близко к 100%. Если какие-то были вопросы с неполным освоением средств, то это, как правило, касалось либо курсовой разницы (в незначительной части), а в большей части произошло в результате экономии по ходу самих конкурсных процедур и реализации программ.

Алексей Кубрин отметил, что идет по нарастающей количество программ, которые реализуются в рамках Союзного государства.

Одна программа завершена в 2017 году (Мониторинг - прим.ред.), но зато подписаны две новые - они касаются совершенствования пограничной инфраструктуры и совершенствования и функционирования региональной группировки войск. И есть высокая степень вероятности, что и еще одна новая программа будет утверждена в 2018 году ("Паритет"). Она разработана для совершенствования системы защиты информационных ресурсов Союзного государства.

Участники совещания говорили о том, что придется решать проблему дальнейшего финансирования программ. В этой связи Алексей Кубрин сказал:

Если мы с вами будем рассматривать последующие новые проекты программ, мы очень близки к тому, чтобы закрыть тот профицит, который имеет место. Ситуация складывается таким образом, что на сегодня деньги есть, а послезавтра их не будет. На реализации принятых программ мы эти средства заберем в этом и следующем году. И на 2020 год у нас остатков не будет никаких. Сегодня высказали очень интересные предложения по программам. Они идут в развитие предыдущих: по космосу, электронным технологиям, современным материалам… Они очень важны. Но мы либо будем сокращать объемы программ, потому как финансы будут исчерпаны. Либо будем обращаться с просьбой увеличения финансирования, что сегодня непросто. Следует помнить, что с 2009 года мы находимся на одном и том же уровне. Увеличения средств не было 8 лет.

Алексей Кубрин сообщил, что надо изыскивать внебюджетные средства.

Может быть, мы будем исходить из другого механизма согласования программ. Будем искать структуры, которые заинтересованы в получении результатов, с тем, чтобы они могли предлагать их для реализации в ближайшее время. Соответственно, они будут заинтересованы в том, чтобы привносить внебюджетные средства… Мы ведем работу по возможности привлечения банковских структур для того, чтобы они подставили плечо.

По словам Алексея Кубрина, совещание прошло успешно. В дальнейшем рассмотренные в Беларуси предложения обсудят на аналогичном совещании в России.

По материалам

Заместитель Государственного секретаря Союзного государства подвел итоги прошлого года и поделился планами на ближайшие 12 месяцев.

Алексей Александрович, чем вам запомнился минувший 2015 год? Какие его ключевые события для Постоянного Комитета вы бы отметили?

Прошедший 2015 год был очень тяжелым и непростым. Но в рамках тех задач, которые решались в Союзном государстве, мы можем констатировать сохранение прежней высокой эффективности. Приведу несколько цифр. Освоение средств бюджета, выделенных на финансирование программ Союзного государства по высокотехнологичной тематике, составило более 98%. Я считаю, что это показатель качества работы в рамках Союзного государства. И руководители государств, и мы неоднократно говорили, что механизмы реализации конкретных проектов Союзного государства весьма и весьма эффективны, они могут успешно реализовываться на базе единого экономического пространства. Мы готовы в полном объеме передавать нашим коллегам опыт, который наработан за два десятилетия в рамках Союзного государства.

Говоря о результатах нашей работы и ближайших перспективах, стоит отметить, что в 2015 году у нас выполнялось 7 программ. В 2016 году две из них мы завершили: «Совершенствование системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России на основе высоких технологий» и «Перспективные полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе». Реализация остальных пяти программ будет продолжена в 2016 году. Это программы, связанные с созданием и разработкой композиционных материалов, космических наземных средств, технологией дистанционного зондирования Земли и укрепления пограничной безопасности государств-участников Союзного государства. Кроме того, разрабатываются высокопроизводительные информационные вычислительные технологии для эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья.

Помимо этого, предусмотрен в 2016 году запуск еще четырех программ. Первая – программа «Луч», является логическим продолжением завершившейся в 2015 году программы «Прамень» и подразумевает дальнейшую разработку высокотехнологичных изделий на основе нано-, микро- и оптоэлектроники. Вторая программа − «Технология-СГ» посвящена созданию материалов, устройств и ключевых элементов космических средств. Третья программа подразумевает дальнейшее развитие единой системы технического прикрытия железных дорог региона в интересах региональной группировки войск (сил) Беларуси и России. Четвертая программа − «Автоэлектроника», крайне полезная и для оборонной составляющей, и для общегражданской, направлена на создание нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности автотранспортных средств.

Таким образом, в 2016 году у нас планируется реализация 9 программ. Несмотря на определенные экономические трудности, система взаимоотношений в области создания высокотехнологичной продукции в рамках Союзного государства выстроена правильно. Я считаю, что это определенное достижение, к которому совместно пришли специалисты из России и Беларуси. На все эти проекты в 2016 году выделены средства из бюджета Союзного государства.

- Есть ли какие-то программы из области современных технологий, которые находятся на рассмотрении?

Да. Это те 4 новые программы, о которых я сказал выше, а также подготавливаемые проекты концепций программ, направленные на разработку технологии изготовления цифровых оптико-электронных локаторов нового поколения для информационных измерительных систем, создание технических средств предупреждения природных техногенных катастроф, обеспечение экологических и других видов безопасности на основе инновационных технологий, создание технологической платформы для проектирования и сборки искусственных молекулярных машин различного назначения, которым найдется применение в химии, в физике, в биологии и медицине.

Всего в разработке на сегодняшний день у нас порядка пятнадцати проектов программ. Поэтому мы считаем, что 2015 год у нас прошел достаточно успешно. Нам удалось не только сохранить те кооперационные связи, которые были, но и даже немного их расширить. Есть некоторые программы, которые мы вообще считаем революционными.

24-25 ноября 2015 года проводился форум «Векторы развития научной среды в Союзном государстве. Новые идеи и люди»...

Это достаточно серьезный и очень интересный форум. На нём обсуждались вопросы научно-практического взаимодействия в рамках Союзного государства. Речь шла, в том числе, и о программах, которые уже реализуются или будут прорабатываться в ближайшее время.


Открывал этот форум Государственный секретарь Союзного государства Григорий Алексеевич Рапота, присутствовали многие руководители и учёные из России и Беларуси. Первая секция была более приближена к практической деятельности. Она касалась перспектив развития промышленности Союзного государства на базе высоких технологий. Помимо того, что наше взаимодействие должно осуществляться в рамках самых современных российских и белорусских достижений во всех отраслях науки и техники, мы говорили о том, без чего не могут развиваться такие отрасли, как машиностроение, авиастроение, космическая промышленность.

Глава белорусского «Парка высоких технологий» Валерий Цепкало предложил технологию автоматизированных систем управления производственными комплексами. Она предварительно рассматривается нами как концепция программы «МИР − Победа». Эта программа предусматривает создание универсальных математического аппарата и программного обеспечения, которые обеспечат функционирование всего комплекса управления жизненным циклом изделий от момента их разработки до момента исчерпания ресурса.

Это безусловно революционная программа. Если она и другие, подобные по значимости программы, будут реализованы, то мы полностью станем независимы от западных технологий. Но понятно, что такие вопросы решаются не за один год.

Большое внимание на форуме было уделено и вопросам, важным для развития здравоохранения. Это космическая медицина и использование ее достижений в бытовой медицине.

Достаточно интересным было обсуждение современных методологий в области генной инженерии и биологии. Например, у нас уже прошла одна такая программа, в рамках которой мы создали новый материал лактоферрин на базе козьего молока.

Вернемся к стартовавшим в этом году союзным программам. Какие приборы будут разрабатываться в рамках программы «Луч»?

Программа «Луч» проходит согласование и планируется к утверждению в первом полугодии 2016 года. Она направлена на создание критических стандартных технологий и технологий изготовления наноструктурной микро- и оптоэлектроники, а также приборов и систем на их основе.

Различная электронная техника, в том числе оптико-электронное оборудование и датчиковая аппаратура, будут создаваться с максимальным использованием результатов этой программы.

О каких датчиках идет речь? Приведу пример. При движении автомобиля контролируется измерение ряда параметров. Так, при движении по наклонной поверхности, благодаря показаниям датчиков, автомобиль прижимается к поверхности дороги и без риска проходит повороты, обеспечивая тем самым безопасность водителя.

Возвращаясь к концепции программы, связанной с разработкой молекулярных машин: кто мог бы быть исполнителем?

У нас уже есть предполагаемые исполнители. Это Институт химической физики РАН и Белорусский государственный университет.

Хочу остановиться на нашем подходе к выбору тематики союзных программ. Мы стараемся выбирать научно-технические направления, актуальность которых получила подтверждение в соответствующих научных и производственных инстанциях. Поэтому перед тем, как запускать подобную программу, мы проводим достаточно серьезную предварительную проверку её актуальности в профильных институтах. Мы могли бы этим и не заниматься: раз есть заказчик, то он и должен нести ответственность за актуальность и результаты этой работы. Но мы заинтересованы в поддержке и сохранении имиджа Постоянного Комитета Союзного государства как одного из центров компетенции.

Работа в рамках программ Союзного государства должна иметь конкретные практические результаты, полезные для его государств-участников.

Мы пристально следим и за вопросами управления совместно созданной интеллектуальной собственностью на всех стадиях реализации и внедрения результатов программ.

В настоящее время института, который бы полноценно этим занимался, в Союзном государстве нет. Поэтому, как я уже сказал, мы в программах оговариваем, что результаты исследований и проведенных работ являются собственностью либо заказчика, либо исполнителя. Заказчик с исполнителем проводят соответствующие консультации, определяют владельца и порядок управления этой собственностью.

Какие разработки Союзного государства получили широкое признание? Трудно отрицать полезность тех программ и проектов, о которых мы говорим. Но какова их дальнейшая судьба?

Признание получают практически все наши разработки. Мы выполняем НИОКРы, результаты которых в дальнейшем будут внедряться в промышленность государств-участников.

Так, в результате выполнения программы «Композит» нам удалось создать современные технологические процессы и оборудование для производства перспективных композиционных материалов.

Другой пример. У нас был период − целое десятилетие, с начала 90-х годов до начала 2000-х, − когда промышленность России и Беларуси развивались вместе, но нормативно-правовые базы двух государств в области стандартизации не были унифицированы. Когда было создано Союзное государство, встал вопрос их сведения в какую-то единую систему. Так вот, в космической отрасли мы это уже частично сделали после того, как была реализована союзная программа «Стандартизация-СГ». Сейчас мы формируем программу «Интеграция-СГ». Реализация этой программы позволит нам вплотную приблизиться к созданию унифицированных стандартов.

И Россия, и весь мир переживают сейчас различного рода кризисные явления. Речь даже не столько об экономических сложностях, сколько о разного рода глобальных вызовах и угрозах. В какой степени они повлияли на работу Постоянного Комитета? Корректировались ли программы, которые исполняются или будут исполняться в рамках Союзного государства?

Бюрократическая система согласования наших программ из-за сложного и длительного периода их согласования не позволяет оперативно, в течение нескольких дней, месяцев, а может, полугода реагировать на сиюминутные угрозы и вызовы.

Процесс согласования наших программ (при самом удачном стечении обстоятельств) растягивается на год. А обычно он занимает от полутора до двух лет. В силу этого мы ориентируемся на направления научно-технического сотрудничества, рассчитанные на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Но, конечно, некую общую линию при этом мы выстраиваем и отслеживаем. Так обстоит дело с решением проблемы в высокотехнологических сферах, которые принципиально влияют на перспективы развития промышленности, науки и экономики государств-участников Союзного государства на взаимовыгодной основе.

Понятно, что вопрос обеспечения импортозамещения органично вписывается в число приоритетов Союзного государства. Это одно из тех направлений, которые в России и Беларуси являются элементами национальной безопасности.

Поэтому сейчас мы вкладываем и планируем вкладывать средства бюджета Союзного государства в те высокотехнологичные направления промышленности и экономики, которые отвечают интересам нацбезопасности. При этом мы не забываем о продовольственной безопасности. Без ананасов прожить можно, а вот без продуктов первой необходимости – вряд ли.

- Белорусская атомная станция. Каково состояние стройки на данный момент?

Туда уже доставлен корпус первого реактора. Сейчас в планах его монтаж. В этом году важнейшая часть работы – завершение большей части строительных работ. Сейчас идёт стыковка всех технологических систем, готовится к открытию учебно-тренировочный центр, в котором будет осуществляться подготовка сотрудников. Остаётся вопрос о привлечении на станцию специалистов с опытом работы. Этим сейчас активно занимаются коллеги и в Росатоме, и в Беларуси. Эта проблема стала более актуальной после визита на стройку Александра Лукашенко осенью прошлого года. Идет поиск кадров, которые имеют опыт работы на российских атомных станциях. В 2017 году уже должны пройти первые испытания технических систем.

Сроки ввода в эксплуатацию, о которых мы сейчас говорим, честно говоря, беспрецедентные. Фактически строительство было начато в 2012 году, а ввод первого блока запланирован на конец 2018 года. Как правило, станции такого типа строятся не меньше 9-10 лет.

Как бы вы охарактеризовали состояние регионального сотрудничества в рамках российско-белорусских отношений?

Беларусь активно взаимодействует со многими регионами Российской Федерации. Подписано более 70 договоров или положений о взаимодействии. Понятно, что наиболее активно мы работаем с теми регионами, которые проявляют заинтересованность в сотрудничестве с нами. Очень широкое взаимодействие с Беларусью налажено Нижегородской областью и Санкт-Петербургом.


29 января в Санкт-Петербурге прошло VIII заседание Совета делового сотрудничества Санкт-Петербурга и Республики Беларусь...

Каждая подобная встреча организовывается в рамках соответствующей межправительственной комиссии. Со стороны Беларуси сопредседателем такой комиссии является Премьер-министр Кобяков Андрей Владимирович, со стороны России − губернатор Санкт-Петербурга Полтавченко Георгий Сергеевич. Подобные встречи носят очень широкий формат и по тематике взаимодействия, и по спектру обсуждаемых вопросов. В ходе предыдущей встречи делегация из Санкт-Петербурга приезжала в Минск, а сейчас делегация из Минска под руководством Премьер-министра Кобякова Андрея Владимировича приехала в город на Неве.

Мы тоже участвуем в заседаниях Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Санкт-Петербурга, на которых обсуждаются возможные направления регионального сотрудничества в рамках Союзного государства.

В эти работы вовлечены такие предприятия Санкт-Петербурга, как АО «Радар ммс», ОАО «Авангард», ОА «Светлана», ЗАО «Светлана-Рост» и др. Частично в реализации отдельных проектов участвуют предприятия судостроительной промышленности, в том числе Балтийский завод, конструкторское бюро «Алмаз», производственное объединение «Компенсатор», ООО «НПО по разработке пластмасс имени «Комсомольской правды».

Мы также очень активно взаимодействуем с петербургскими предприятиями в области здравоохранения. У них есть очень хорошие наработки, касающиеся восстановления детей-инвалидов. Есть проекты в области биогенетических технологий. Полтавченко Георгий Сергеевич, надо отдать ему должное, лично поддерживает это направление и всячески способствует подобным встречам.

На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства в Минске 25 февраля в этом году особое внимание уделили взаимодействию Беларуси и России в сферах высоких технологий и военно-технического сотрудничества. Несмотря на непростые условия внешней экономической конъюнктуры и падения цен на энергоносители ВГС утвердил бюджет Союзного государства в заявленных для обеспечения общей безопасности Союзного государства объемах. О перспективах реализации этих направлений сотрудничества «СВ» поговорило с заместителем Госсекретаря Союзного Государства Алексеем Кубриным .

Операция «кооперация»

Военное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации основывается на наработках еще советских времен или уже на принципиально новой основе?

Давайте договоримся о терминах: военное взаимодействие двух стран в сфере безопасности состоит из собственно военного, включая военно-техническое, сотрудничества и оборонно-промышленной кооперации.

Военное сотрудничество предполагает контакты между собой соответствующих министерств обороны и других силовых структур, а оборонно-промышленная кооперация представляет собой тесное взаимодействие промышленных и научных предприятий и организаций по совместной разработке, производству и внедрению модернизируемой и новой специальной техники.

Реализация этого взаимодействия осуществляется в составе государственных оборонных заказов Беларуси и России. А его отдельные компоненты - в рамках утвержденных программ Союзного государства. Вот о таком взаимодействии мы и говорим.


Гордость ядерного щита России - комплекс «Тополь - М» - использует шасси Минского завода колесных тягачей. Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости.

На мой взгляд, не слишком корректно говорить, что в области оборонно-промыш-ленной кооперации мы все еще стоим на рельсах Советского Союза. С момента распада СССР прошло 25 лет. Кооперационные связи России и Беларуси в рамках оборонного комплекса сегодня совсем другие. Сами системы взаимоотношений между предприятиями одной страны и предприятиями двух суверенных государственных образований строятся на принципиально другой международной основе.

Поэтому, пока де-юре конституционного акта Союзного государства не существует, мы в отношении оборонно-промышленной кооперации можем говорить только о взаимодействии двух независимых государств. При этом взаимодействие остается действительно тесным, базирующимся на взаимном доверии и общности интересов в сфере обороны.

Приоритетными для сотрудничества этого уровня остаются такие технологичные отрасли, как радиоэлектроника, космос, высокопроизводительные вычислительные комплексы и информационные системы на их основе, химическое машиностроение, оборудование для выпуска химических волокон, нитей и полимеров, оптическое машиностроение для производства классической и асферической оптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов, защита общих информационных ресурсов.

- Насколько объемно наше сотрудничество?

В этих сферах сотрудничество у нас плотное и конструктивное. В рамках совместных программ Союзного государства мы имеет наглядное тому подтверждение. Всего с момента подписания Договора о создании Союзного государства в рамках оборонно-промышленной кооперации реализовано в общей сложности двадцать семь программ: в области радиоэлектроники - 10, по космосу - 5, по высокопроизводительным вычислительным комплексам и программному обеспечению - 4, по оборудованию для выпуска химических волокон, нитей и полимеров - 3, в области оптического машиностроения - 2 и по защите информационных ресурсов - 3. В текущем году с участием ресурса оборонно-промышленной кооперации предусмотрено финансирование семи научно-технических программ Союзного государства.


Верховные главнокомандующие России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко вместе наблюдали за финальной фазой совместных учений «Запад» на полигоне «Гожский» под Гродно. Фото: Алексей Дружинин/ РИА Новости

Нужно вернуть единые стандарты

Как взаимодействуют российские и белорусские предприятия в сфере высоких технологий, если они не имеют единого стандарта советского образца?

С каждой новой продукцией у нас все больше оснований говорить о необходимости гармонизации нормативной правовой базы в области сертификации, лицензирования и стандартизации.

В девяностые годы после распада СССР оборонно-промышленные комплексы Беларуси и России некоторое время существовали параллельно, используя стандарты, принятые в Советском Союзе. Совместная продукция по договоренности директоров предприятий проверялась на соответствие этим, хотя и устаревшим, стандартам.

Между тем системы стандартизации России и Беларуси все больше расходились. И на определенном этапе развития интеграции экономик России и Беларуси возникла потребность в гармонизации нормативной правовой базы в области производства научно-технической продукции. На системную основу работа по решению этой проблемы была поставлена только с созданием Союзного государства пятнадцать лет назад. Именно в рамках союза впервые была разработана и реализована программа «Стандартизация-СГ». Сейчас проходит согласование концепция программы «Интеграция-СГ», реализация которой позволит значительно сблизить системы стандартов России и Беларуси в области космических технологий и смежных отраслей промышленного производства.

Помимо совместных программ есть еще кооперация в рамках госзаказа, а также поставок, ремонта и обслуживания военной техники и вооружений по линии Минобороны России и Беларуси. Однако сейчас под контролем Постоянного Комитета Союзного государства находятся совместные научно-технические программы, утвержденные Советом Министров или - в особо важных случаях - Высшим Государственным Советом. Именно о них я сейчас и могу говорить.

Освоенные средства - вовсе не итог работы

- Общие проекты уже дают эффект с выходом на гражданскую сферу?

Весьма успешно идет внедрение созданных новых технологий в областях радиоэлектроники, космоса и нефтехимии. На выходе реализованных программ Союзного государства в этих областях мы получили уникальные изделия электронной компонентной базы, широко применяющиеся в бытовой технике и на транспорте, датчики и приборы для диагностики, прогнозирования и предотвращения угроз окружающей среде, промышленным и хозяйственным объектам, современные высокопроизводительные информационно-вычислительные комплексы, химические волокна и нити для текстильного производства, композиционные и полимерные материалы для широкого круга гражданской продукции. И все это - в рамках реализации результатов созданных двойных технологий, не говоря о продукции специального назначения.

- Эти программы состыкуются с такими проектами, как «Сколково»?

- «Сколково» - это сугубо национальный российский проект в области инноваций. А наши проекты - это двусторонние научно-технические программы со сложным кругом согласования, одобрения правительствами Беларуси и России и утверждения Советом Министров Союзного государства. Они носят весьма конкретный характер, отвечающий насущным приоритетам и потребностям двух стран в высоких технологиях. Не исключено, что в «Сколково» работают и белорусские специалисты, но это вне рамок наших программ.

- Какова эффективность совместных программ по сравнению с национальными?

При небольшом объеме средств, заложенных в бюджете Союзного государства, эффективность таких программ очень высока. Если в «Сколково», судя по сообщениям СМИ, кого-то уличили в нецелевом расходовании средств, то у нас это невозможно по определению. Последние годы при реализации крупных проектов стало модно говорить об освоенных средствах как итоге работы.

У нас при незначительном финансировании существует схема двойного контроля за расходованием союзного бюджета со стороны контрольных органов России и Беларуси, а отчитываемся мы за исполнение бюджета и программ перед двумя президентами. Поэтому здесь всегда должны быть представлены конкретные результаты, подтвержденные актами приемки научно-технической продукции госзаказчиками и заключениями контрольных органов.


Фото: БЕЛТА

Досье «СВ»

Алексей Кубрин родился в 1955 году в Ломоносове. Окончил Военную академию. Работал замначальника отдела Министерства внешних экономических связей РФ, замруководителя Департамента Министерства торговли, замруководителя Департамента Минпромнауки,
замначальника Департамента по обеспечению деятельности советника Президента по вопросам военно-технической политики и развития оборонно-промышленного комплекса. С 2007 по 2012 годы - заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО и ПФО.

С 2012 года занимает должность заместителя Госсекретаря Союзного государства.

Обмен кадрами дает результат

- Существует ли в нашем сотрудничестве обмен высококвалифицированными кадрами?

Например, в такой технологичной сфере, как строительство атомной электростанции в Беларуси, подготовка квалифицированного персонала просто необходима. Как заявил Александр Лукашенко , и после окончания строительства участие российских специалистов, имеющих опыт работы в обеспечении эксплуатации АЭС, будет приветствоваться. В принципе обмен квалифицированными кадрами - достаточно перспективный аспект нашего сотрудничества.

Конечно, свободного доступа на режимные предприятия нет. Но после прохождения определенных процедур он вполне возможен. Ведь оборонительная сфера предполагает высокую защищенность НИОКР с точки зрения гостайны, а, как показывает практика, после соответствующих согласований на уровне министерств участие белорусских или российских кадров в совместных разработках имеет место быть.

Та же тенденция намечается в инновационных сферах, в информатике, на уровне взаимодействия технических вузов. Несколько лет подряд под эгидой Постоянного Комитета Союзного государства на базе Национального технического университета в Минске проходит Форум высших учебных заведений двух стран в области научно-технического взаимодействия. Так что подготовка совместных научных кадров поставлена на системную основу. На этот форум заглядываются даже китайцы, которые понимают толк в привлечении молодых специалистов. Их заинтересовала методика и возможность участия.

- А почему затягивается создание совместного Экспертного центра в Москве, о котором речь шла год назад?

Не хочу говорить о бюрократии, но определенные процедуры согласования должны быть пройдены. Что касается Национальной академии наук Беларуси, то тут все было быстро и понятно и разрешения были уже даны. А вот РАН пока не дала окончательного ответа, и соответствующий пакет документов не был согласован в те же сроки. Возможно, это связано с теми реформами, которые прошли в нашей Академии.

По последним данным, сейчас согласование находится в финальной стадии. Экспертный центр вскоре получит прочную юридическую основу. А пока в отсутствии официальных документов экспертизы проектов и программ проводятся на договорной основе в факультативном варианте.

Что нам принесет сближение Евросоюза с Минском?

В последнее время ЕС предпринимает шаги для сближения с Минском, снимает санкции и, очевидно, выставляет определенные условия по замедлению военно-политической интеграции с Москвой. Это может повлиять на проекты Союзного государства?

Даже внутри НАТО и Евросоюза единое экономическое пространство и внешнеполитическая близость не предполагают, что страны - члены этих сообществ будут приносить в жертву свои приоритеты в области обеспечения собственной безопасности. Военно-промышленная сфера является именно такой областью, которая зависит от позиции высшего руководства каждой страны.
Я не вижу перспектив ухудшения наших отношений в рамках Союзного государства, как и снижения темпов интеграции под экономическим давлением Евросоюза, так как эти вопросы являются стратегическими для Беларуси и России.

Тем не менее у всех на памяти болезненный разрыв кооперационных связей между Россией и Украиной, которые пришлось сворачивать, после того как Киев резко взял курс на ассоциацию с Евросоюзом. Не придется ли когда-нибудь снова заниматься «импортозамещением» в результате пересмотра теперь уже белорусской составляющей совместных проектов?

Не соглашусь с вами, что украинско-российское военно-техническое сотрудничество успешно развивалось и было свернуто только после резкого обострения последних двух лет. Этот процесс начался задолго до того. Даже наиболее значимые примеры организации совместных производств с самолетостроительной корпорацией «Антонов», «Южмашем» и Харьковским танкостроительным объединением уже давно двигались по нисходящей траектории.

Полный разрыв политического диалога привел к болезненному обрыву целого ряда остававшихся кооперационных связей, но в целом тенденция их развития давно была негативной. Вот там, как мы говорили вначале, все шло по инерции еще с советских времен.

С Беларусью как раз все наоборот. Несмотря на меняющуюся политическую конъюнктуру в Европе, наши оборонно-промышленные связи крепнут и углубляются. И строятся наши схемы взаимодействия уже на принципиально новой основе, которая учитывает интересы безопасности двух стран. В реализации этого взаимодействия участвуют также Академии наук обеих стран, и оно касается самых передовых технологий, подготовки кадров и создания условий для выпуска новейшей продукции. Три года назад Президент России Владимир Путин подписал указ об облегчении сотрудничества в оборонительной сфере с Беларусью. Так что все идет по нарастающей.

Военную доктрину Союзного государства пора обновить

Недавно президентом Александром Лукашенко была одобрена новая Военная доктрина Республики Беларусь, и на официальном уровне заговорили о необходимости создания автономного военпрома. В частности, речь шла о разработке новейшей белорусской системы ПВО «не хуже, чем С-300». Как тяга белорусских коллег к самодостаточности в оборонительной сфере может повлиять на кооперацию в рамках Союзного государства?

Однозначно я могу судить о согласованных союзных и национальных программах, а не о том, что находится в фазе публичной дискуссии. На мой взгляд, в намерении белорусов развивать новые технологии в оборонке, даже в автономном режиме, нет ничего противоречащего кооперации. У них много собственных институтов и мощностей, так что если они разработают что-то принципиально новое, то ничто не помешает нам обмениваться технологиями.

А пока в рамках обеспечения нужд белорусских ВС, так же как и российских, в львиной доле снаряжения и оборудования всегда можно найти элементы, поставленные в рамках программ сотрудничества другой стороной. Например, наши ракетные комплексы ставятся на шасси МЗКТ (Минского завода колесных тягачей). Никаких противоречий здесь я не вижу.

Что касается военных доктрин, то недавно в России таковая была утверждена Верховным Главнокомандующим. Каждая страна вырабатывает свою стратегию с учетом требований времени и собственных национальных интересов. После официального утверждения новой военной доктрины Беларуси можно будет приступить к внесению изменений в единую Военную доктрину Союзного государства. Как подтвердил ВГС, эти коррективы давно созрели, так как она с двухтысячных годов сильно устарела. А в мире мы имеем новую геополитическую ситуацию. Так что всему свое время.

Одиноки ли мы перед лицом военных угроз, есть ли у России надежные военные союзники? При этих вопросах взор в первую очередь обращается к Беларуси. О том, как наши страны взаимодействуют в оборонной сфере, «Союзному вече» рассказал заместитель Государственного секретаря Союзного государства Беларуси и России Алексей Кубрин.

- Алексей Александрович, как можно охарактеризовать военное сотрудничество России и Беларуси?

– Конечно же, со знаком плюс. В подтверждение этого достаточно привести только один факт – у Российской Федерации и Беларуси имеется совместная региональная группировка войск (сил), которой на днях исполнилось 15 лет. Это уникальное явление, причем в мировом масштабе. Ни в одном другом международном формате, будь то НАТО или Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), единой группировки войск нет.

Если же говорить в целом, то вопросы военной безопасности Союзного государства Беларуси и России с первых дней образования межгосударственного объединения были и остаются центральными во всем спектре наших взаимоотношений. Не случайно именно в военной сфере были достигнуты, пожалуй, самые впечатляющие интеграционные результаты. При этом у военного сотрудничества наших стран весьма солидная нормативно-правовая база, насчитывающая порядка 35–40 различных договоров и соглашений.


– Что у России и Беларуси помимо региональной военной группировки еще общего или близкого в военной сфере?

– Легче назвать точки соприкосновения, чем найти различия. У нас совместная оборонная политика, совместный оборонный заказ, совместное использование военной инфраструктуры, единая система ПВО, единая пограничная политика. Реализуется ряд научно-технических программ Союзного государства по выпуску продукции оборонного и двойного назначения широкого спектра – от машиностроительной продукции до электронного оборудования и космических систем.

– Давайте еще раз вернемся к российско-белорусской региональной группировке войск (сил), считающейся гарантом военной безопасности Союзного государства. Что она собой представляет, как происходит повседневное взаимодействие российских и белорусских военных?

– Региональная группировка войск (сил) Беларуси и Российской Федерации была создана 27 июня 2000 года Постановлением № 11 Высшего Государственного Совета Союзного государства. В нее входят соединения и воинские части Вооруженных Сил Беларуси, а также части и соединения российского Западного военного округа. В мирное время должность командующего группировкой не предусмотрена, руководство ею возложено на двух министров обороны – российского и белорусского. В угрожаемый период постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства назначается командующий РГВ(с). Ежегодно проводятся совместные коллегии министерств обороны наших государств.

Военными ведомствами России и Беларуси ежегодно составляется план совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной военной группировки, который утверждается Советом Министров Союзного государства. Этот план финансируется за счет бюджета Союзного государства, в 2015 году на его реализацию выделено 28,5 миллиона рублей.

В повседневной деятельности взаимодействие двух министерств обороны сосредоточено на разработке основополагающих документов, определяющих порядок функционирования региональной военной группировки в мирное и военное время, проведении мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки войск, совершенствовании систем управления, связи, тылового и технического обеспечения. Кроме того, с 2000 года в российских военных вузах прошли обучение более 900 белорусских военнослужащих.

С привлечением войск региональной группировки один раз в два года проводятся командно-штабные военные учения, в этом году они пройдут в сентябре под названием «Щит Союза – 2015». Говоря попросту, у российских и белорусских военных полное взаимопонимание.

– Как развивается военно-техническое сотрудничество наших стран? Насколько глубока кооперация белорусских и российских предприятий оборонно-промышленного комплекса, какие виды вооружений и военной техники мы вправе назвать совместными разработками?

– Читатели газеты «Союзное вече», конечно, были впечатлены увиденными в этом году на Параде Победы 9 Мая в Москве образцами вооружений и военной техники. Так вот, в любом современном российском танке, бронетранспортере, ракетной установке есть какая-либо деталь, произведенная в Беларуси. Если же говорить конкретно, то, например, Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) производит специальные колесные шасси для ракетных комплексов «Тополь-М», «Ярс», «Искандер», «Смерч», «Бал», «Бастион», «Торнадо-Д», зенитных ракетных систем

С-300 и С-400. В свою очередь, около 300 российских предприятий поставляют на МЗКТ необходимые материалы и комплектующие.

За счет объединения научно-технических заделов двух стран созданы и уже прошли войсковые испытания комплексные аппаратные связи, разработанные по программе Союзного государства «Траектория». Также в Беларуси ведутся работы по глубокой модернизации зенитного ракетного комплекса ПВО «Печора-2М». Это один из главных инвестиционных проектов межгосударственной финансово-промышленной группы «Оборонительные системы», в которую входят 12 российских и 5 белорусских предприятий и организаций.

– У России и Беларуси есть свои национальные военные доктрины. Также существует Военная доктрина Союзного государства. Как соотносятся между собой эти документы? Предусмотрено ли внесение изменений в общую доктрину в связи с тем, что последнее время военно-политическая ситуация в мире стала гораздо напряженнее?

– Как известно, под военной доктриной понимается система принятых в том или ином государстве официальных взглядов и положений, фиксирующих военные угрозы и опасности, устанавливающих направление военного строительства и подготовку страны и ее вооруженных сил к войне. Российская военная доктрина определяет основным приоритетом военно-политического сотрудничества развитие союзнических взаимоотношений с Беларусью, выработку и согласование мер по поддержанию обороноспособности Союзного государства.

Военная доктрина Беларуси была принята в 2002 году, в ней также приоритетное значение для обеспечения военной безопасности страны отдается формированию единого оборонного пространства с Россией, в частности развитию совместной военной инфраструктуры в рамках Договора о создании Союзного государства.

Теперь о Военной доктрине Союзного государства. Этим документом предусмотрена совместная защита от военной угрозы и совместное отражение агрессии на нашем общем оборонном пространстве. Для обеспечения военной безопасности наших стран доктриной предусмотрено осуществление согласованной военной политики, создание военной организации Союзного государства, совершенствование и совместное использование элементов военной инфраструктуры в границах общего оборонного пространства, проведение скоординированной мобилизационной подготовки экономик России и Беларуси.

Как видите, все эти три военные доктрины имеют много общего. При этом изменения военно-политической обстановки обусловливают необходимость постоянного уточнения взглядов на теорию и практику военной политики.

Михаил ЛУКАНИН

Из досье «СВ»

Алексей Александрович Кубрин родился 7 мая 1955 года в городе Ломоносов Ленинградской области. Получил военное образование, до 1997 года проходил службу в рядах Вооруженных сил. Полковник запаса. После увольнения из армии работал на различных должностях в системе Министерства внешнеэкономических связей, Минторговли и Минпромнауки. В 2001–2003 годах – в ОАО «Банк Авангард» и ОАО «Банк – Зенит». С 2004 по 2012 год – в администрации Президента России: заместитель начальника департамента по обеспечению деятельности советника Президента Российской Федерации по вопросам военно-технической политики и развития оборонного комплекса, заместитель полпреда Президента России в Южном, затем в Приволжском федеральном округе по экономической и социальной политике. С января 2012 года – заместитель Государственного секретаря Союзного государства Беларуси и России.


Top