Ракетная установка с 500.

В ближайшем будущем на вооружение российской армии могут поступить первые образцы новой зенитно-ракетной системы С-500 концерна «Алмаз-Антей». Одновременно продолжаются испытания современного комплекса С-350 «Витязь», который со временем придет на смену системам ПВО С-300ПС.

«Мы ожидаем, что скоро в войска будут поставлены первые образцы зенитно-ракетной системы С-500», — заявил телеканалу «Россия 24» командующий войсками ПВО воздушно-космических сил России генерал-лейтенант Виктор Гуменный, о чем сообщило агентство ТАСС .

Новый комплекс, который займет верхний ярус эшелонированной единой системы противовоздушной обороны России, сможет вести борьбу с целями на высотах около 200 километров. Это значит, что С-500 сможет поражать приближающиеся баллистические ракеты противника на дальности 640 километров. Первый полк новых зенитно-ракетных систем будет защищать Москву и центральную часть России.

Ожидается, что С-500 сможет обнаружить и одновременно поразить до 10-ти головных частей баллистических ракет, летящих на скорости до семи километров в секунду. Кроме того, данная система оснащена ракетами-перехватчиками с активной радиолокационной головкой самонаведения, в чем заключается ее сходство с системой THAAD (противоракетный комплекс подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности) компании Lockheed Martin.

Контекст

Российские С-400 угрожают Европе?

The National Interest 14.01.2016

Россия отправляет в Сирию ЗРК С-400

The National Interest 27.11.2015

Россия продаст Китаю знаменитые С-400

Nihon Keizai 27.04.2015
Как и все современные системы ПВО России, С-500 должна быть высокомобильной и иметь целую сеть РЛС, обеспечивающих перехват и наведение на цель на больших расстояниях. В ней будет использоваться РЛС боевого управления 91Н6А(М), модифицированная РЛС обнаружения и захвата целей 96Л6-ЦП, а также новые многорежимные противоракетные радары76Т6 и 77Т6, о чем сообщает издание Missile Threat институтов Джорджа Маршалла и Клермонта.

Между тем, в российских вооруженных силах уже проводятся испытания мобильного комплекса ПВО и ПРО С-350 «Витязь». Эта новая система придет на смену более старым С-300ПС и станет дополнением к комплексам типа «Бук-М3» , С-300ВМ4, С-400 и С-500.

«Испытания зенитно-ракетного комплекса С-350 „Витязь“ продолжаются, — сказал Гуменный. — Первые пуски прошли успешно, система подтвердила свои характеристики и будет широко использоваться для замены зенитно-ракетного комплекса С-300ПС».

С-350 оснащен РЛС с электронным сканированием ФАР и новой машиной боевого управления. Обычно в состав комплекса входит машина управления, две РЛС и восемь пусковых установок. В комплексе С-350 используются те же самые ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения, что и у С-400, которые могут поражать цели на удалении 120 километров и на высоте около 30-ти километров. Комплекс способен вести борьбу с 16 целями одновременно, имея в комплекте 32 ракеты.


© РИА Новости, Дмитрий Виноградов

Русские намерены связать воедино С-500 и другие такие комплексы, как С-400, С-300ВМ4, С-350 и прочие, создав единую интегрированную сеть ПВО. Как отметил один отраслевой эксперт из США, хотя российский военно-промышленный сектор очень сильно пострадал в результате распада Советского Союза, Москва каким-то образом сумела продолжить разработку современных систем противовоздушной обороны, сохранив в основном их боевые возможности. Некоторые образцы этих новых систем настолько совершенны, что многие американские военачальники опасаются, что даже такие самолеты-невидимки, как F-22, F-35 и В-2, столкнутся с проблемами при их преодолении.

Дейв Маджумдар — редактор National Interest, занимающийся военными вопросами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Одной из самых ожидаемых новинок в области российского вооружения и техники является перспективный зенитный ракетный комплекс С-500, также известный под шифрами «Триумфатор-М» и «Прометей». По известным данным, пока этот проект находится на стадиях конструкторских работ и еще не продвинулся дальше проверок отдельных компонентов. Тем не менее, работы продолжаются, и вскоре дадут новые результаты. Как стало известно не так давно, оборонная промышленность начала сборку определенных компонентов будущего зенитного комплекса.

Долгожданные и интереснейшие сведения о ходе проекта С-500 в конце февраля раскрыл вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью для издания «Коммерсантъ». Высокопоставленный чиновник, курирующий оборонную промышленность, рассказал о последних работах и успехах в этой области. Среди прочего он упомянул текущие работы в сфере зенитных систем. Не углубляясь в детали, Д. Рогозин огласил сведения о работах в рамках двух последних проектов зенитных систем.

По словам вице-премьера, не так давно открытый и запущенный Нижегородский машиностроительный завод теперь занимается изготовлением продукции в сфере противовоздушной обороны. Он уже «приступил к производству финальных систем типа С-500 и С-400 на автомобильном шасси». Кроме того, предприятие собирает компоненты подобных систем, базирующиеся на колесных полуприцепах.

Из последних заявлений вице-премьера может следовать, что один из важнейших проектов последнего времени дошел до стадии производства опытной техники. Таким образом, в ближайшем будущем должны будут стартовать испытания С-500, по результатам которых комплекс, пройдя доводку, сможет попасть на вооружение. В недавнем прошлом руководство военного ведомства указывало, что такие системы начнут службу в 2020 году. Выходит, что на проверки и необходимые доработки «Прометея» остается не так уж много времени.

По известным данным, современного проекта началась в первых годах прошлого десятилетия. К 2005 году специалисты концерна «Алмаз-Антей» изучили текущее положение дел и возможности в отношении дальнейшего развития зенитных средств. Вскоре появилось решение о запуске проекта, ведущая роль в котором отдавалась ГСКБ «Алмаз-Антей». Также к работам планировалось привлечь множество других организаций оборонной промышленности, которым следовало поручить создание и выпуск отдельных комплектующих.

Согласно разным источникам, к 2010 году был создан технический проект нового ЗРК. Уже к этому времени были изготовлены и испытаны некоторые компоненты будущего комплекса. Для проведения определенных проверок предприятия-участники программы построили набор различных макетов и имитаторов.

Тогда же, в 2010 году, в открытой печати появился индекс новой системы – 55Р6М. Современные обозначения С-500 и «Прометей» стали известны позже, только весной 2012 года. Почти одновременно с этим было объявлено о планах по будущему серийному производству новой техники. Специально для сборки ракет и прочих средств перспективного комплекса предлагалось построить два новых завода. Часть компонентов для современных и перспективных ЗРК планировалось собирать в Кирове, прочие – в Нижнем Новгороде. Согласно изначальным планам, оба завода должны были заработать уже в 2015 году.

По ряду причин, как нередко случается со сложнейшими проектами, сроки реализации отдельных этапов и всего проекта в целом неоднократно смещались. Так, насколько известно, первые испытания полноценных компонентов комплекса изначально планировалось провести еще в конце прошлого десятилетия, а к 2014-15 году «Прометей» мог бы поступить на вооружение. Впоследствии планы серьезным образом изменились. К примеру, уже в 2013-м принятие на вооружение перенесли на 2017-18 годы.

Впрочем, и эти планы не оправдались. По определенным причинам, испытания ракет нового комплекса начались только летом 2014 года, что заметным образом сместило дальнейшие этапы проекта. Примерно год назад заместитель министра обороны Юрий Борисов указал, что теперь поставка опытного образца ЗРК С-500 запланирована на 2020-й.

Последние сообщения официальных лиц могут быть поводом для оптимизма. После неоднократного изменения графика работ промышленности все же удалось запустить новые этапы программы. Как рассказал несколько недель назад Д. Рогозин, Нижегородский машиностроительный завод уже занялся сборкой некоторых компонентов перспективного комплекса. Очевидно, речь идет о наземных средствах зенитной системы, таких как самоходная пусковая установка, машины управления и связи и т.д.

Если в настоящее время промышленность строит такую технику, то основания для негативных прогнозов пока отсутствуют. Завод-изготовитель и смежные предприятия вполне способны завершить нужные работы в установленный срок и передать опытный образец «Прометея» / «Триумфатора-М» на испытания к 2020 году. Таким образом, после ряда переносов и определенных проблем того или иного характера, важнейший проект С-500 все же будет доведен до желаемого финала.

Учитывая время, необходимое для проведения испытаний, можно представить, когда промышленности удастся запустить полномасштабное серийное производство новой техники, а войска начнут получать заказанные образцы. Если опытный С-500 отправится на полигон к 2020 году и не столкнется с серьезными проблемами, то освоение серийной техники сможет стартовать уже в первой половине двадцатых годов. Требуемое количество комплексов, по понятным причинам, пока остается неизвестным. Речь может идти, как минимум, о нескольких десятках комплектов.

Официальные лица неоднократно упоминали некоторые подробности будущей организации серийного производства. Так, ракеты для комплекса С-500 планируется выпускать на Кировском машиностроительном предприятии, начавшем работу всего два года назад. Окончательная сборка машин с наземными средствами комплекса будет осуществляться в Нижнем Новгороде, где в недавнем прошлом так же были построены новые производственные мощности. В роли поставщиков тех или иных компонентов в программе «Триумфатор-М» будут участвовать различные другие предприятия из состава концерна ВКО «Алмаз-Антей».

Большая часть сведений о технических характеристиках и облике комплекса С-500 пока не раскрывалась. Более того, остается неизвестным даже точный внешний вид системы и ее отдельных компонентов. При этом прозвучавшие заявления отдельных лиц, а также опубликованные документы позволяют составить примерную картину и понять, что именно в будущем получат российские вооруженные силы.

Из известных данных следует, что целью проекта С-500 «Прометей» является создание нового зенитного комплекса, условно относимого к пятому поколению, и способного решать широкий круг боевых задач. Комплекс должен будет бороться как с аэродинамическими, так и с баллистическими целями. Следует ожидать, что в последнем случае ЗРК сможет атаковать баллистические ракеты малой или средней дальности. При этом он должен получить зенитные ракеты большой или сверхбольшой дальности.

По разным оценкам, ЗРК С-500 сможет атаковать цели на дальностях до 350-400 км. Также существуют и более смелые прогнозы, согласно которым дальность стрельбы некоторых используемых ракет будет значительно выше. Одновременно с этим в состав комплекса могут не включать ракеты малой и средней дальности, из-за чего работа на таких рубежах будет возлагаться на другие зенитные системы. Очевидно, что, являясь комплексом для объектовой противовоздушной обороны, С-500 будет работать совместно с другими системами, имеющими иные характеристики.

В связи с особыми задачами в состав перспективного комплекса должна входить радиолокационная станция обнаружения с высокими характеристиками. Согласно разным оценкам, при работе в качестве средства противовоздушной обороны комплекс С-500, используя штатную РЛС обнаружения с активной фазированной антенной решеткой, сможет находить цели на дальностях не менее 500-600 км. В случае с работой по баллистическим целям предполагаемая дальность обнаружения может достигать 1500-2000 км. Впрочем, официальные лица пока не упоминали реальные характеристики РЛС комплекса.

По очевидным причинам, в состав комплекса войдет отдельный командный пункт, задачей которого будет сбор информации от собственных средств обнаружения с последующей ее обработкой и выдачей команд пусковым установкам. Следует ожидать, что средства управления ЗРК С-500 смогут выдавать информацию о тактической обстановке другим потребителям, а также получать актуальные данные со стороны.

По известным данным, с точки зрения мобильности комплекс «Прометей» будет похож на существующие С-300П и С-400. Все средства должны будут монтироваться на специальных колесных шасси высокой грузоподъемности, отличающихся высокими характеристиками подвижности на шоссе и бездорожье. Согласно разным данным, носителями оборудования из состава С-500 могут стать автомобили марок БАЗ и МЗКТ. В прошлом на различных выставках и иных подобных мероприятиях неоднократно фигурировали изображения специальных шасси, оснащенных агрегатами из состава зенитных комплексов.

Ожидается, что зенитные управляемые ракеты большой и сверхбольшой дальности будут отличаться соответствующими габаритами, из-за чего их пусковая установка должна иметь соответствующие размеры. В связи с этим в качестве носителя специальной аппаратуры могут использоваться брянские и минские машины, имеющие не менее четырех осей. Так, брянские автостроители создали шасси БАЗ-69096 с колесной формулой 10х10. Белорусское предприятия, в свою очередь, разработало похожую машину МЗКТ-792911 с шестью ведущими мостами.

Перспективный зенитный комплекс С-500 «Прометей» является новым представителем отечественного направления систем большой дальности, предназначенных для объектовой ПВО. При этом в ходе создания такого комплекса были учтены актуальные угрозы и возможные пути развития ударных систем будущего. Все это позволяет примерно представить, какую именно роль будут играть новые комплексы в обновленной системе противовоздушной и противоракетной обороны.

Отечественная ПВО и в прошлом, и сейчас имеет эшелонированную архитектуру и включает комплексы с разными характеристиками, обеспечивающими многократное прикрытие заданных районов. ЗРК С-500, отличаясь повышенными характеристиками, способен дополнить существующие системы большой дальности в их зоне ответственности, а также расширить возможности ПВО, увеличив максимальный радиус поражения цели. Возможность перехвата баллистических ракет оперативно-тактического класса, малой и средней дальности заметным образом увеличивает потенциал системы ПВО и ПРО в целом.

Ранее упоминалось, что первые серийные комплексы С-500 будут развернуты вблизи Москвы. Их задачей станет прикрытие главных административных и военных объектов, а также всего центрального промышленного района. По всей видимости, «Прометеи» планируется использовать вместе с существующей системой стратегической ПРО Москвы и, возможно, они будут работать вместе с существующими средствами обнаружения и управления. В дальнейшем позиционные районы «Прометеев» должны будут появиться и в других районах страны. С их помощью армия сможет прикрыть базы военно-морского флота, ракетных войск стратегического назначения и т.д., крупные города и промышленные районы.

Количество систем С-500, планируемых к заказу и постановке на вооружение, пока остается неизвестным. Согласно текущим планам министерства обороны, вооруженные силы до конца текущего десятилетия должны получить и поставить на дежурство 56 дивизионов ЗРК С-400. 46 таких комплектов уже передано заказчику и отправлено в части, а оставшиеся 10 будут построены и сданы в самое ближайшее время. Вскоре после этого армия получит первые серийные С-500. Какой именно подход к перевооружению будет использоваться – пока не уточнялось. Вероятно, новый «Прометей» сначала будет дополнять имеющиеся С-400. Замену последних стоит ждать только в отдаленном будущем.

К перспективному зенитному ракетному комплексу С-500 предъявляются особые требования, что известным образом сказывается на сложности работ. Результатом этого были несколько переносов сроков начала испытаний и производства. Впрочем, все основные проблемы были преодолены, и промышленность запустила новый этап программы. Как стало известно в конце февраля, к настоящему времени в Нижнем Новгороде началась сборка наземных компонентов «Прометея».

После долгих лет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ новый образец вооружения для противовоздушной обороны приблизился к испытаниям и последующему принятию на вооружение. Все говорит о том, что актуальные планы о начале эксплуатации в 2020 году будут выполнены. Вооруженные силы получат самый совершенный на данный момент комплекс ПВО и ПРО, а страна благодаря этому повысит свою обороноспособность.

По материалам:
https://kommersant.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
https://iz.ru/
http://rg.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-373.html

Практически каждое развитое государств в наши дни обладает комплексами противовоздушной обороны. Эти средства помогают обеспечить мирное небо над головами граждан. Их цель проста - обезопасить и минимизировать риск нападения на страну с воздуха. Существует множество различных видов средств защиты. Они могут быть и воздушными, и наземными, и корабельными. И у всех у них одна задача - найти врага первыми и обезвредить его.

Мощная защита

Основной воздушный щит государства - именно так можно вкратце описать ракетно-зенитные комплексы современного типа. Они представляют собой совокупность сложных технических средств и боевых машин (объектов), которые способны предотвратить воздушно-космические нападения врага практически по всей территории государства. Существует множество различных типов РЗК, однако основной является классификация по театру военных действий:

  • Морские.
  • Сухопутные.

Российская Федерация - огромная страна с большими возможностями, в скором времени в ее вооружении будет С-500 - зенитно-ракетная система самого современного типа. Она способна на многое. США как основной оппонент России также имеет свои современные комплексы, один из которых - «Патриот».

Сегодня мы поговорим о том, как создавалась ракетная система С-500, на что она способна, а также обсудим недавно прошедшие испытания. Начнем, пожалуй, с истории ее появления.

Модификации С-500

Современный противовоздушный появился не на пустом месте. Первые его разработки начались еще в советские времена, когда на вооружении СССР оказался первый С-200 - ракетный комплекс дальнего действия. Данная версия была разработана в 1965 году конструктором Грушиным.

Второй ступенью на пути к современным разработкам стал комплекс С-300 - впервые в рядах армии боевых машин СССР он появился в 1975 году, и до сих пор в обновленных модификациях несет свою службу. Конструктор, разработавший систему, - Ефремов В. П. Основной задачей данной системы является охрана огромных промышленных и административных объектов. Она способна поражать различные виды целей - от баллистических до аэродинамических.

Третья модификация С-400 - «Триумфатор» - зенитно-ракетный комплекс нового поколения. Он способен обнаруживать и сбивать самолеты-невидимки, баллистические ракеты и т.д. На вооружении состоит с 2007 года.

И, наконец, зенитная система С-500. Она была разработана в 2012 году и поступит на вооружение в 2015-2016 гг. Данный комплекс станет основным средством защиты ПВО в Российской Федерации.

Разработка современного зенитно-ракетного комплекса

Начальный этап разработки ЗРК пятого поколения стартовал в 2010 г. Именно тогда началась эскизная подготовка проекта. Летом 2011 года конструкторы и инженеры концерна ПВО «Алмаз-Антей» завершили эту работу. Конструкторы надеялись создать абсолютно новый комплекс, способный уничтожать низкоорбитальные цели, а также космические корабли. В конце 2012 года С-500 (зенитно-ракетная система) уже была собрана. Вскоре выпустили первый опытный образец, получивший в свое распоряжение специально разработанные ракеты, которые предназначаются только ему. С-500 имеет собственные ракеты - 40Н6М, 77Н6-Н, 77Н6-Н1. Разрабатывая данную систему в строгой секретности, была надежда создать лучший в мире комплекс ПВО. И после прошедших испытаний разработчики смогли смело это утверждать.

Основные задачи

С-500 - ракетный комплекс пятого поколения - выполняет 3 основные задачи. Таковыми являются:

  • Защита.
  • Перехват.
  • Уничтожение.

Все эти задачи превосходно выполняются комплексом. Давайте рассмотрим каждый из пунктов и определим, на что он направлен:

Комплекс защищен от систем наведения и радиообнаружения, а также от современных систем, создающих для ракет и их наведения помехи. Таким никакими силами не сможет предотвратить перехват и уничтожение своей боевой единицы. Данному пункту разработчики уделили особое внимание.

Система С-500 способна перехватывать любые летательные объекты на расстоянии до 3500 километров. Максимальная высота перехвата цели составляет 50 км. Для сравнения: комплекс «Патриот» способен обезвредить цель на высоте до 24 километров. Принимая во внимание данный показатель, мы видим, что российская система в два раза лучше.

Комплекс должен уметь уничтожать самые современные средства воздушного нападения. Наши разработчики сумели достигнуть невероятных результатов. Система ПВО С-500 способна сбивать низкоорбитальные спутники, орбитальные платформы, гиперзвуковые крылатые ракеты, самолеты и БПЛА (свыше 5 махов).

Возможности самоходного комплекса С-500

ЗРК С-500 разработана по новейшим технологиям. Она многофункциональна и способна практически в одиночку уничтожить до 40 целей врага. Радарная система комплекса может одновременно вести 20 целей. Комплекс перехватывает различные воздушные цели, летящие со скоростью свыше 7 километров в секунду. Это довольно впечатляющий результат. На расстоянии до 600 км система С-500 может одновременно поразить до 10 целей.

Для того чтобы запустить ракету комплексу необходимо всего 10 минут (от походного состояния до полной боеготовности). При этом поверхность, на которой находится установка, не обязательно должна быть ровной. Технические средства и системы устойчивости позволяют С-500 запускать ракеты под углом наклона в 30 градусов.

Система оснащена сверхмощными портативными радарами, которых еще не видел мир. Они способны обнаруживать цели на расстоянии до 1000 км при минимальной высоте в 5 метров и максимальной в 50 км. Сухопутный комплекс обладает высокой проходимостью и полностью адаптирован под суровые климатические условия нашей страны. Поэтому ему не страшны холода, грязь и неблагоприятные условия рельефа.

Технические характеристики комплекса

С-500 (характеристики разработки просто впечатляют) имеет сухую массу в 54 т. Масса груза в полной боеготовности составляет 33 т, а самого тягача - 21 т. БАЗ-69096 оснащен пятью осями - все 10 колес являются ведущими. Передние две оси управляемые. Мощность силового агрегата составляет 550 лошадиных сил. Тип топлива - дизель. Максимальная высота преодолеваемого бордюра составляет 1.7 метра. Впервые мобильное шасси БАЗ-69096 был представлен в 2012 году на показе военной техники РФ. Это первое мобильное шасси для ЗРК, которое обладает колесной формулой 10 на 10.

С-500 - зенитно-ракетная система, которая обладает огромным потенциалом и возможностями. Такого же мнения придерживаются носители высших званий Вооруженных сил Российской Федерации. Так как система еще полностью не поступила на вооружение, остальные технические характеристики машины остаются засекреченными и не подлежат разглашению.

Испытания новейшей системы противовоздушной обороны

Летом 2014 года вооруженные силы РФ провели испытания опытного образца РЗК С-500. По предварительным данным стало известно, что новейшая российская система ПВО стала лучшей в мире и обошла по своим характеристикам такие комплексы, как «Патриот-3» и THAAD.

Как сообщает министерство обороны РФ, испытания были проведены очень успешно, все поставленные удалось с легкостью выполнить. С-500, характеристики которой до сих пор остаются неизвестными, стала лучшей из всех существующих передовых систем ПВО. Основываясь на заключении Министерства обороны Российской Федерации, можно сделать вывод, что наша современная система пятого поколения, которая войдет в ряды армии примерно в середине 2017 года, на протяжении как минимум 10-15 лет останется лучшей в своем роде.

С-500 - новейший ЗРК в Вооруженных силах РФ

На данный момент на страже воздушного пространства страны стоят два различных ракетно-зенитных комплекса - С-300 и С-400. Первый, несмотря на модифицирование, уже еле-еле дотягивает до мировых стандартов. Вскоре после поступления на вооружение С-500 ракетный комплекс С-300 будет удален из рядов российской военной техники. На службе останутся системы четвертого и пятого поколения. Серийное производство последних назначено на 2017 год. Министерство обороны рассчитывает, что С-500 станет непреодолимым рубежом в развитии ПВО других государств мира еще как минимум на два десятилетия.

Российская С-500 (зенитно-ракетная система) станет лучшей из всех комплексов ПВО. Американцы еще долго будут гоняться за нашими технологиями и стараться подойти поближе к установленному отечественными специалистами рубежу.

Иностранный аналог - «Патриот»

На сегодняшний день в мире существует две практически равных системы ПВО - у РФ и у США. В нашей стране это С-400. Американская разработка носит имя «Патриот-3», она является воплощением совершенства на сегодняшний день. Нет лучше системы, чем эта. Современный ракетно-зенитный комплекс способен уничтожать цели на высоте до 24 километров и на расстоянии до 500 километров. Единственным недостатком является проходимость данной машины. По сравнению с российскими боевыми машинами «Патриот» не такой мощный.

Однако что будут делать США после выхода нашего С-500, никому не известно. Россия, создав совершенную систему, способную уничтожать цели в космосе, бросает вызов американцам. Смогут ли США ответить? Время покажет.

Заключение

Развитие противовоздушного оборонного сектора Российской Федерации является главной задачей Министерства обороны страны. Заместитель министра обороны Рогозин подчеркнул следующее: «Нашу страну необходимо защищать не только на границах, но и в воздухе. Поэтому создание комплекса С-500 так необходимо для государства - он станет новым воздушным щитом и позволит обеспечить мирное небо над головами граждан».

Стоит отметить, что на развитие данного комплекса было выделено более 10 миллиардов долларов США. Если система себя не оправдает, неудача в данной сфере очень сильно повлияет на обороноспособность страны. Поэтому такое внимание уделено разработке ЗРК пятого поколения.

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Система С-500 "Прометей" / 55Р6М "Триумфатор-М" / "Триумфатор-МР", комплекс 98Ж6М1 - SA-X-26
Система С-1000
НИР "Самодержец", НИР "Властелин-ТП"

Зенитная ракетная система ПВО и ПРО / зенитный ракетный комплекс большой дальности. Разработка системы С-500 ведется ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей". В 2002 г. в НПО "Алмаз" подготовлена инженерная записка о создании зенитной ракетной системы 5-го поколения, обозначены основные ТТХ системы. Проработки облика ЗРС начаты в 2003 г. В 2004 г. начато эскизное проектирование ЗРС С-500. В 2005 г. НПО "Алмаз" в рамках Гособоронзаказа на 2005 г. выполнены работы по составной части НИР "Властелин" и работы по НИР "Самодержец-А-А". В 2006 г. решением НТС ВПК при Совмине России и советом директоров концерна ПВО "Алмаз-Антей" предложено определить ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей" головным КБ по разработке зенитной ракетной системы ПВО-ПРО 5-го поколения С-500. 27 февраля 2007 г. НТС ВПК при Правительстве России утвердил ГСКБ головным разработчиком Единой Системы Зенитного Ракетного Оружия, включающей в качестве одного из компонентов ЗРС С-500.

2008 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" выполняется 4-й этап НИР "Властелин-ТП" ("Триумфатор-Прометей"), ведутся работы по аванпроекту изделия 97Л6 НИР "Властелин-ТП".

2009 г. объявлено о разработке ЗРС С-500 в СМИ, а так же ведется разработка рабочей конструкторской документации по ЗРС С-500. По заказу ОАО «МКБ «Факел» в 2009 г. ОАО "Радиофизика" проводились работы по составной части ОКР «Триумфатор-МР-РФ». Выполнялись этапы 1 «Разработка технического проекта изделия 77Н6.1.Р» и этап 2 «Макетирование изделия 77Н6.1.Р». Работы завершаются в 2010 году. В 2009 г. поступило авансирование работ в размере 13,698 млн.руб., в том числе по этапу 1 - 4,883 млн.руб. и по этапу 2 - 8,815 млн.руб (). По заказу ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» а ОАО "Радиофизика" проводится разработка активной антенной решетки многофункциональной РЛС 77Т6 по СЧ ОКР «Триумфатор-ААР-1». По этапу 1 разработан технический проект на антенную решетку изделия 77Т6. Объем работ в 2009 году в договорных ценах составил 52,790 млн.руб. Одновременно ОАО "Радиофизика" велись работы по СЧ ОКР «Разработка, изготовление, настройка и испытания макета фрагмента АФАР Х-диапазона с оптической запиткой» шифр СЧ ОКР «Триумфатор-М» «ТА-256». В 2009 году выполнялись этапы 1 «Разработка и изготовление макета фрагмента АФАР Х-диапазона с оптической запиткой» и 2 «Настройка и испытания макета фрагмента АФАР Х-диапазона с оптической запиткой». Работы завершаются в 2010 году (в 2009 году поступил аванс по этапу 1 в размере 28,536 млн.руб. По заказу ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» проводится разработка и изготовление макета подрешетки 1ТА120, а так же изготовление стенда для испытаний и проведение испытаний макета подрешетки (шифр СЧ ОКР «Триумфатор-МКТ-Ф»). По этапу 1 проведено макетирование антенного устройства на базе АФАР с фидерным возбуждением для изделия 77Т6 и испытания узлов макетов. Начаты работы по этапу 2 «Настройка и испытания макета антенного устройства на базе АФАР с фидерным возбуждением для изделия 77Т6» ().

2010 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" разработан технический проект системы ПВО 55Р6М и технический проект ракетного комплекса 98Ж6М1, подтверждена возможность разработки системы с требуемыми ТТХ, разработаны средства связи для системы ПВО, проведены испытания средств управления натурным экспериментом. Так же в 2010 г. проведено макетирование ракет ЗРС - изделий 77Т6, 77Н6-Н и 77Н6-Н1, создан МИМС (макет) основного компонента системы - зенитного ракетного комплекса 98Ж6М1, проведена автономная отработка программного обеспечения (ист. - Годовой отчет ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2009-2010 г.г. ).

Название SA-X-26 официально не подтверждено.



Предположительно пусковая установка ЗРС С-500 типа 77П6-1 на шасси МЗКТ-792911 (Новогодний календарь концерна ПВО "Алмаз-Антей" на 2015 г. via Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com , обработка ).


В 2010 г. обнародовано наименование системы - 55Р6М (ОКР). Так же в 2010 г. разработаны математические модели контура управления перспективных ЗУР и проведено моделирование с вариантами ГСН. Проведена оценка зон поражения и эффективности. Наименование системы ПРО С-500 "Прометей" впервые упомянуто в СМИ в апреле 2012 г. Так же в апреле 2012 г. появилась информация о планируемом на 2012 г. начале строительства в Нижнем Новгороде завода концерна ПВО "Алмаз-Антей" для производства компонентов системы ПРО С-500. Завершение строительства завода ожидается в 2015 г., а производство систем С-500 планируется начать в 2014-2015 г.г. (ист. - Михалев А.)

В марте 2012 г. продолжается разработка рабочей конструкторской документации комплекса. Разработку ЗРС С-500 планируется полностью завершить в 2012 г., а опытные образцы планируется изготовить в 2013 г. (планы марта 2012 г., ист. - Новости ОПК ). Тем не менее, по итогам 2012 г. концерн ПВО "Алмаз-Антей" отчитался о проведении работы по изготовлению опытных образцов средств системы 55Р6М - изделия 60К6, пусковой установки 55П6, ракеты 77Н6-Н и составных частей опытных образцов изделий 85Ж6-1 и 77Т6 (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2012 г.). В 2013 г. изготовлены составные части ЗРС С-500 и проведены их автономные испытания (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2013 г.).

В январе 2015 г. заявляется, что ОКР по созданию системы С-500 будут завершены в 2017 г.: "Сроки завершения этого ОКРа - 2017 год. Это многофункциональный комплекс, он призван решать многие задачи, наряду с задачами ПВО он будет решать задачи противоракетной обороны, вводится он будет поэтапно. Целиком его возможности будут предъявлены промышленностью на подтверждение всех тех требований, которые мы заложили в этот комплекс, в 2017 году" ().

Возможно, что в 2011-2013 г.г. по причине смены приоритетов по разработчикам шасси для ракетных комплексов проведено перепроектирование средств ЗРС С-500 с шасси БАЗ на шасси МЗКТ. Базовое шасси пусковых установок ЗРС - МЗКТ-792911, вспомогательные средства системы предположительно будут размещаться так же на шасси МЗКТ. К 2014 г. головным предприятием по пусковым установкам, вероятно, является Обуховский завод (г.Санкт-Петербург). Шасси МЗКТ-792911, предназначенное для монтажа и транспортировки специального оборудования создано МЗКТ по заказу ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" (). Но 30 марта 2016 г. СМИ сообщают со ссылкой на источник в дирекции концерна ПВО "Алмаз-Антей" о планах выпуска пусковых установок систем ПВО типа С-400 и С-500 на шасси БАЗ - завода, который были приобретен концерном ПВО в 2015 г. ().

Испытания системы ПВО/ПРО С-500 : в самом начале разработки - в 2002 г. - планировалось приступить к испытаниям ЗРС до 2010 г. (по состоянию на 2010 г. информации об испытаниях ЗРС нет). В июле 2009 г. СМИ сообщили о готовности к испытаниям ЗУР 40Н6, которая предположительно будет включена в сверхдальний эшелон ЗРС С-500. Также в 2009 г. были первые неподтвержденные сообщения о начале войсковых испытаний ЗУР 40Н6. Испытания ЗРК планируется (планы 2010 г.) завершить к 2015 г. 27 января 2011 г. главком космический войск России О.Остапенко заявил, что начато производство опытных образцов средств новой системы ПРО, а на полигоне Сары-Шаган уже начаты испытания некоторых компонентов.


Вышка 40В6МТ и РЛС 91Н6А(М) Зенитной Ракетной Системы С-500 (рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).

ТТХ системы:

Огневые средства системы ПВО / ПРО С-500 :
Зенитный ракетный комплекс 98Ж6М1 включает в свой состав многофункциональные РЛК подсвета и наведения 76Т6 и 77Т6, транспортно-пусковые установки с ЗУР разных типов. Для размещения антенных постов РЛК опционально может использоваться вышка 40В6МТ.

Многофункциональная РЛС с ФАР 76Т6 на шасси БАЗ-6909-022 впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

Многофункциональная РЛС с АФАР 77Т6 на шасси БАЗ-69096 впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г. В 2010 г. для РЛС 77Т6 разработан комплект приемно-передающих модулей АФАР, изготовлен и испытан макет базового блока (подрешетки АФАР) в составе 256 приемо-передающих каналов с системами управления, питания и охлаждения (ист. - Годовой отчет ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2009 г. ). В 2013 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" разработана рабочая конструкторская документация системы горизонтирования и стабилизации антенного поста 77Т6 ().

Пусковые установки ЗРК ЗРС С-500:
Вариант 1 (шасси БАЗ):
СПУ ракет ПРО большой дальности 77П6 на шасси БАЗ-69096. Внешний вид машины впервые представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.
Количество ракет в ТПК - 2


Пусковая установка 77П6 на шасси БАЗ-69096 из состава ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


СПУ ракет ПВО 55П6 - в рамках работ по теме "Триумфатор" в 2012 г. КБСМ выполнена разработка конструкторской документации (ист. - Годовой отчет КБСМ за 2012 г. ). В 2013 г. КБСМ по теме "Триумфатор-М" завершило разработку рабочей конструкторской документации на СПУ 55П6 и приступило к изготовлению опытного образца СПУ (ист. - Годовой отчет КБСМ за 2013 г. ).

СПУ ракет ПВО 51П6М (ист. - Михалев А. ).

Вариант 2 (шасси МЗКТ):
СПУ ракет ПРО большой дальности 77П6-1 (предположительно) на шасси МЗКТ-792911. Внешний вид машины впервые представлен в новогоднем календаре концерна ПВО "Алмаз-Антей" на 2015 г.
Количество ракет в ТПК - 2

Типы транспортно-пусковых установок системы ПВО С-500:

77П6
77П6 вариант 55П6 51П6М
Шасси БАЗ-69096 МЗКТ-792911 МЗКТ-7930
Год выпуска
Информация одна из ПУ по информации 2011 г.
одна из ПУ по информации 2015 г. разработка 2012-2013 г.г.
Ракеты 2 ед. возм. 77Н6 (?)
2 ед. возм. 77Н6 (?) 48Н6ДМ?
48Н6ДМ?, 40Н6, 9М96Д ()
Экипаж
Длина
Ширина
Высота
Масса без ТПК
Масса с ТПК
Скорость по шоссе
Запас хода
Производитель

Шасси наземных средств ЗРС ЗРС С-500.
Вариант 1 - БАЗ (шасси первого этапа проектирования, до 2013 г.):
БАЗ-69096:
Колесная формула - 10 х 10 (первые 2 оси управляемые)
Двигатель - дизель мощностью 550 л.с.
Масса шасси снаряженная - 21000 кг
Масса груза максимальная - 33000 кг


Брод - 1.7 м



Шасси БАЗ-69096 средств ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


Опытный образец шасси БАЗ-69096 на показе техники в Бронницах, 10.06.2011 г. (фото - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


БАЗ-6909-022:


Масса шасси снаряженная - 19100 кг
Масса груза максимальная - 22000 кг
Масса полная максимальная - 41100 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град.
Брод - 1.7 м

БАЗ-6403.01 (тягач):
Колесная формула - 8 х 8 (первые 2 оси управляемые)
Двигатель - дизель мощностью 500 л.с.
Масса шасси снаряженная - 19750 кг
Нагрузка на ССУ - 21000 кг
Масса буксируемого полуприцепа - 80000 кг
Масса полная максимальная - 54000 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град. / 20 град (автопоезд)
Брод - 1.7 м

БАЗ-69092-012:
Колесная формула - 6 х 6 (первая ось управляемая)
Двигатель - дизель мощностью 470 л.с.
Масса шасси снаряженная - 15800 кг
Масса груза максимальная - 14200 кг
Масса полная максимальная - 30000 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град.
Брод - 1.7 м

Вариант 2 - МЗКТ (2013 г.). К 2014 г. МЗКТ разработано шасси МЗКТ-792911, предназначенное для монтажа и транспортировки специального оборудования. Шасси создано МЗКТ по заказу ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" () и вероятно предназначено для размещения пусковых установок системы С-500.

МЗКТ-792911 - разработка шасси - МЗКТ, руководитель группы по проекту шасси Бурьян В.А., начальники КБ - Лебедев О.Н., Чайковский В.А., инженер-конструктор - Бурундуков А.О. ().
Колесная формула - 12 х 12 (управляемые 1, 2, 5 и 6 оси, )
Кабина трехместная с фильтровентиляционной установкой


Вероятно, первый прототип шасси МЗКТ-792911 на заводе МЗКТ. У более поздних образцов другие межосевые расстояния. Фото не позже 2013 г. ().

Для вспомогательных средств системы С-500 вероятно будут использоваться шасси типа МЗКТ-6922.

Ракеты ЗРС С-500:
В система ПВО / ПРО С-500 предполагается использование ракет разработки МКБ "Факел" следующих типов:
- 48Н6ДМ
- 9М96 / 9М96Д
- 40Н6 / 40Н6М
- 77Н6
- возможно ракеты других перспективных типов

Ракеты дальнего перехвата системы ПРО могут носить наименования 77Н6-Н и 77Н6-Н1 (ист. - Михалев А.).


Система управления и средства наведения:
На ракетах второго эшелона предположительно будут использоваться АРЛС или тепловизионную ГСН.

Эшелон Ближний рубеж ПВО Средний рубеж ПВО Дальний рубеж ПВО ПРО и сверхдальний перехват
(вариант 1)
ПРО и сверхдальний перехват
(вариант 2)
ПРО и сверхдальний перехват
(вариант 2)
В составе ЗРС С-500 возможно отсутствует возможно отсутствует предположительно предположительно
(прогноз 2012 г.)
предположительно
(прогноз 2012 г.)
предположительно (прогноз 2018 г.)
Наименование ракеты ЗРС (предположительно)
9М96 9М96Д 48Н6ДМ
40Н6 45Т6 (см. систему ПРО А-235) 77Н6
Количество ступеней 1 1
1
2 ? 1 или 2 1 или 2
Длина 4.75 м 5.65 м 7.5 м ок.11-12 м
Диаметр корпуса 240 мм 240 мм 519 мм
Размах крыла 480 мм 480 мм 1835 мм
(1133 мм)
Масса 333 кг
420 кг
1835 кг
(1600-1900 кг)
до 4000 кг
Масса БЧ 26 кг 26 кг 143 кг
Дальность действия 1-40 км 1- 120 км 3 - 250 км 400 км
до 600 км
Высота поражения 5 - 20000 м
5 - 30000 м
10 - 27000 м
185 км до 200 км
Скорость макс. 900 м/с 1000 м/с 2500 м/с не менее 3600 м/с
Скорость цели макс. 2780 м/с 7000 м/с (ист. - Михалев А. ) до 7000 м/с

Модификации / этапы проектирования:
НИР "Самодержец" / "Самодержец-А-А" - научно-исследовательная разработка создания межвидовых унифицированных средств ПВО 2-го ЦНИИ МО России. В работах принимал участие концерн ПВО "Алмаз-Антей". В рамках НИР предложено создание мобильной системы ПВО и ПРО НИЭМИ Минрадиопрома России (НПО «Антей») и ОКБ «Новатор» на базе системы ПВО С-300ПМУ с пусковыми установками на шасси КрАЗ-260 (1990-е годы).

НИР "Властелин" / "Властелин-ТП" - научно-исследовательная разработка создания новой системы ПРО и ПВО (2008-2010 г.г.). В работах принимал участие концерн ПВО "Алмаз-Антей".

С-500 / 55Р6М "Триумфатор-М" / "Триумфатор-МР" - базовый вариант зенитной ракетной системы.

С-1000 - модификация ЗРС С-500. Возможно, с увеличенной дальностью либо с более развитым противоракетным или противоспутниковым потенциалом.


Статус
: Россия
- 2008 г. - выполняется 4-й этап НИР "Властелин-ТП", ведутся работы по аванпроекту изделия 97Л6 (вероятно, РЛС обнаружения целей) НИР "Властелин-ТП". Изготовлены комплекты ракет 40Н6 для проведения государственных испытаний в составе ЗРС С-400 / 40Р6.

2009 г. - ведется разработка конструкторской документации комплекса С-500 и ракеты 77Н6. Вероятно, испытания компонентов.

2010 г. - утвержден технический проект ЗРС С-500 / 55Р6М.

2011 г. конец января - начата подготовка к приему системы С-500 на вооружение войск ВКО. В будущем планируется развертывание системы вокруг Москвы и, возможно, в европейской части страны.

2011 г. 24 февраля - заместитель министра обороны России В.Поповкин заявил, что в период 2011-2020 г.г. планируется закупка 10 комплексов С-500. Испытания комплекса планируется начать с 2015 г.

2011 г. 5 октября - в СМИ ("Известия") появилась информация об отставании разработки системы С-500 от графика на 2 года. Текущими темпами создание комплекса завершится к 2015 г., серийное производство начнется в 2017 г. Создание нескольких прототипов систем комплекса завершится в 2013 г., после чего начнутся испытания. В итоге поступление системы на вооружение может начаться лишь после 2017 г.

2012 г. - планируемое завершение НИОКР С-500 (планы 2008 или 2009 г.г.).

2013 г. - завершение создания прототипов системы и выход на испытания по планам октября 2011 г.

2014 г. конец июня - успешное испытание дальней ракеты ЗРС С-500.

2014 г. - начало серийного производства ракетного комплекса С-500, согласно планам озвученным 17.02.2011 г. командующим ОСК ВКО России генерал-лейтенантом Валерием Ивановым.

2015 г. - планируемое завершение разработки и испытаний ЗРК С-500 и принятие на вооружение (планы 2010 г. или ранее). По версии планов от октября 2011 г. предполагается, что в 2015 г. завершится создание комплекса.
, 2010-2011 г.г.

«Прометей» готовится к боевой работе: элементы новейшей системы ПВО С-500 - радиолокационный комплекс (РЛК) и многофункциональная радиолокационная станция (РЛС) - прошли полигонные испытания и готовы к производству , сообщили «Известиям» источники в Министерстве обороны. С-500 предназначена для уничтожения крылатых и гиперзвуковых ракет, самолетов и вертолетов, а также беспилотников . «Прометей» сможет «работать» даже по низкоорбитальным спутникам , уточнили собеседники в военном ведомстве. С-500 серьезно усилят развернутую в Центральной России противоракетную и противовоздушную оборону Московского промышленного района , уверены эксперты.

О том, что разработка зенитно-ракетной системы С-500 вышла на завершающую стадию , на днях сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Последний этап испытаний радаров проходил на базе 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения Воздушно-космических сил, расположенного в Астраханской области. В условиях, близких к реальным, были проверены РЛК и РЛС для системы ПВО С-500 «Прометей».

Особое внимание на испытаниях было уделено системной интеграции радарных систем С-500 и зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-СМ»: в дальнейшем они должны будут работать в связке , рассказали «Известиям» несколько источников в Минобороны.

Сроки разработки и изготовления нового оружия, заявленные в госпрограмме развития вооружений, точно выдерживаются, что очень важно для обороноспособности страны, отметил бывший начальник зенитных ракетных войск генерал-лейтенант Александр Горьков.

С-500 - это новое поколение зенитно-ракетных систем, которая способна действовать в том числе в рамках противоракетной обороны, например бороться с баллистическими блоками , - пояснил он «Известиям». - Новая система значительно усилит ПВО страны.

Анатомия С-500

В минимальный комплект техники для С-500 «Прометей» войдут пункт боевого управления с автоматической системой управления (АСУ), куда стекается оперативная информация о воздушной обстановке в зоне ответственности системы ПВО. РЛК отвечает за дальний поиск и идентификацию баллистических и аэродинамических целей. Многофункциональная РЛС «подсветки» способна обнаруживать летательные аппараты, но ее главная ­задача - «захватить» цель и довести до нее зенитные ракеты. Вкомплект техники входит до 12 тягачей с пусковыми установками для зенитных ракет.

Система С-500 может быть усилена передвижной вышкой антенного поста и другой специальной техникой. Все компоненты комплекса будут монтироваться на многоосных высокопроходимых шасси производства заводов БАЗ или МЗКТ.

С-500 будет бороться с межконтинентальными ракетами и ракетами средней дальности на конечном или среднем участке траектории полета. Комплекс сможет уничтожать крылатые ракеты, самолеты, вертолеты, обычные и высотные беспилотники, а также гиперзвуковые снаряды, летящие со скоростью более 6 тыс. км/ч. С-500 может уничтожать цели на дальности до 600 км и высоте до 100 км. Такие характеристики позволят надежно обеспечивать прикрытие отдельных районов, крупных городов, промышленных объектов и важных стратегических целей. «Прометей» сможет «работать» и по низкоорбитальным спутникам.

«Пятисотый» будет свободно взаимодействовать с С-300, С-350, С-400 и «Панцирями», а также интегрироваться в общую систему обороны крупных войсковых соединений, промышленных и политических центров страны. При необходимости С-500 смогут серьезно усилить систему противоракетной обороны московского промышленного района, которая развернута в Центральной России.

Двойное прикрытие

Работая в тесной связке, С-500 и «Панцирь-СМ» станут многоэшелонированной системой противовоздушной обороны.

Мощные радары С-500 должны будут первыми засекать цели, - рассказал «Известиям» военный эксперт Антон Лавров. - После этого АСУ распределит цели между комплексами в зависимости от их важности. «Прометеи» в такой связке будут отвечать за дальний радиус - уничтожать баллистические ракеты и самолеты. «Панцири» займутся в первую очередь беспилотными летательными аппаратами, которые активно используются в последнее время. Такая тактика позволит не перегружать целями систему С-500 и избежать напрасной траты дорогостоящих дальнобойных зенитных ракет.

Фотографии «Панцирь-СМ» появились в конце 2017 года - комплекс анонсировали как глубокую модернизацию ЗРПК «Панцирь-С1», но пока о нем известно немного. Новая машина предназначена для защиты малоразмерных важных военных и государственных объектов, прикрытия подразделений Сухопутных войск и при необходимости усиления группировок сил ПВО страны.

Состоит «Панцирь-СМ» из трех основных элементов: РЛС обнаружения, станции сопровождения целей и комплекса вооружения, куда входят два 30-мм зенитных автомата и зенитные ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Максимальная граница зоны поражения целей ракетой должна составить около 20 км по дальности и до 15 км по высоте. Высокая мобильность «Панциря» и наличие оптико-электронной станции обеспечивают его скрытность от противорадиолокационных ракет противника.


Top