Что понимается под формами социального обеспечения. Организационно-правовые формы социального обеспечения

Это распределение материальных благ, которые направлены государством на обеспечение жизненно необходимых условий нуждающимся людям, то есть это - различные формы помощи государства своим гражданам. Право социального обеспечения - это отдельная отрасль законодательства, которая представляет совокупность норм, регулирующих пенсионные и другие отношения, касающиеся нетрудоспособных граждан, их материальное обеспечение и социальное обслуживание.

Право социального обеспечения и отношения

1. Пенсионные отношения, которые возникают между гражданами и органами социального обеспечения в связи с получением пенсий.
Для того чтобы эти отношения возникли гражданам необходимо иметь:
. достаточный возраст;
. стаж работы или выслугу лет;
. инвалидность и др.
2. Отношения, связанные с выплатой пособий семьям, имеющим детей, или людям с временной нетрудоспособностью.
3. Предоставление льгот, социальных услуг некоторым категориям граждан, выплата компенсаций. К ним можно отнести ветеранов, инвалидов, многодетные семьи и др.
4. Процедурные отношения возникают при назначении каких-либо социальных выплат.
5. Если возникают споры при получении пособий, пенсий и льгот, то возникают процессуальные отношения.

Гарантии

1. Право социального обеспечения гарантируют органы управления или специальные учреждения.
2. Осуществление дополнительного социального обеспечения за счет негосударственных фондов.
3. Существуют два субъекта отношений социального обеспечения. С одной стороны - гражданин или семья, с другой - органы, которые этим занимаются.

Социальное обеспечение и его принципы

1. Право социального обеспечения осуществляет все выплаты за счет государственного бюджета и социального страхования.
2. Доступность всем нуждающимся в нем.
3. Многообразие видов.

Виды социального обеспечения: пенсия

Пенсия - это выплата, которая производится из пенсионного фонда. Цель пенсии - материально обеспечить граждан, нетрудоспособных или достигших определенного возраста, предоставить им единственные или основные средства к существованию. Для этого государство осуществляет денежные выплаты гражданам, которых называют пенсионерами. К ним относятся лица, которые признаны нетрудоспособными, и люди определенного возраста. Также к пенсионерам относят нетрудоспособных по медицинским критериям, которым присвоили инвалидность. К этой категории причисляют и людей, которые ухаживают за инвалидами первой группы или за ребенком-инвалидом, стариками и т. д. Начислением и выплатой пенсий занимаются предназначенные для этого органы. Выплаты производятся из определенного пенсионного фонда.

Социальное обслуживание

Пенсии иногда сопровождаются социальным обслуживанием. Это предоставление бесплатных услуг за счет общества. Целью является оказание нуждающимся дополнительной помощи бытового характера. Это - трудовая реабилитация, трудоустройство инвалидов, содержание в домах-интернатах. К социальному обслуживанию относятся услуги содержания детей в детсадах, некоторые услуги здравоохранения и др.

Пособия

Пособия - это социальное обеспечение, различающееся по источнику выплат, цели, субъектам.

Пособия бывают:

Трудовые. Дают полное или частичное возмещение прежнего заработка.
Данные пособия получают граждане, которые состоят в трудовых отношениях с предприятием и утратили заработную плату временно по нетрудоспособности. Сюда же можно отнести пособия по беременности и родам. В период нетрудоспособности лицо, не работая на предприятии, получает от него денежное содержание. Это содержание выплачивается из средств социального страхования.

Социальные пособия. Цель данных пособий - предоставление средств, необходимых для существования. Они выплачиваются в определенной сумме, установленной законодательством. Для инвалидов первой и второй группы данные пособия определяются минимальной трудовой пенсией. Для других лиц размер социальных пособий обеспечивает незначительные, но необходимые потребности. Социальные пособия выражают заботу общества о лицах, которые остались без средств к существованию. Это проявление гуманизма общества.

Семейные пособия. Семья является субъектом их получения. Назначение семейного пособия - оказать государственную материальную помощь семьям, которые несут дополнительные расходы, направленные на содержание несовершеннолетних детей. Семейные пособия выплачиваются как дополнительная помощь, независимо от того, получает ли семья другие доходы из государственного бюджета. Размер определяется по сумме минимальной заработной платы, которая установлена действующим законодательством. Семейными пособиями являются пособие по рождению ребенка, по уходу за малолетними детьми, детям из малообеспеченных семей, одиноким матерям, пенсии на детей-инвалидов и т. д.

Льготы

Общество для облегчения материального положения некоторых категорий лиц предоставляет им льготы. К последним относят частичную оплату коммунальных услуг и лекарственных средств. Для содержания детей в дошкольных учреждениях, в детских санаториях и лагерях также предоставляются льготы.

Натуральное обеспечение

Натуральное обеспечение - передача материальных ценностей некоторым гражданам в собственность или в пользование. К ним относится бесплатные протезно-ортопедические изделия, средства передвижения, лекарственные препараты для некоторых групп инвалидов и т. д.

Социальная ситуация в РФ

Социальное обеспечение в России занимает важное место в жизни государства и общества. Оно тесно связано с политикой страны и зависит от развития экономики. Право граждан России на социальное обеспечение указано в 39 статье Конституции. Каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение:
. по достижении пенсионного возраста;
. в случае инвалидности;
. по болезни;
. в случае потери кормильца;
. на воспитание детей.

Виды социального обеспечения

Виды социального обеспечения - это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // Science Time. - 2015. - № 1 (13). - С. 360-363..

Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Остановимся на анализе особенностей основных видов социального обеспечения в современных экономических условиях России.

Основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общей системы должна опираться на совершенное пенсионное законодательство, действенный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на общеэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие. Именно уровень пенсионного обеспечения в значительной мере определяет образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, что накладывает особую ответственность государственных органов (в том числе и законодательных) за принимаемые решения.

По принятой терминологии пенсия (от лат. pension - платеж) - это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц) которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются различные юридические факты: достижение соответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной деятельности - выслуга лет.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российской Федерации, можно разделить (прежде всего -- по источникам их выплаты и особенностям законодательного регулирования) на два основных вида:

Пенсии по обязательному социальному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в пенсионном фонде Российской Федерации);

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование которых производится из федерального бюджета).

Основными видами пенсии по обязательному социальному страхованию являются трудовые и профессиональные. К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, относятся:

Пенсия по старости;

Пенсия по инвалидности;

Пенсия по случаю потери кормильца Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204..

Важное значение в системе социального обеспечения и социальной защиты граждан придавалось пособиям и компенсационным выплатам.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически (как правило, ежемесячно) или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличии от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

Многочисленные пособия в системе социального обеспечения, как правило, классифицируются:

а) по целевому назначению:

Пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;

Пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;

б) по продолжительности выплаты пособия:

Единовременные;

Периодические (ежемесячные);

в) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:

Пособия по обязательному социальному страхованию;

Пособия по государственной социальной помощи;

г) по источнику выплаты пособия:

Из социальных внебюджетных фондов;

Из федерального бюджета и т.д. Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. - с.89.

Основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособия гражданам, имеющим детей: пособия по беременности и родам; единовременное пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка;

Пособие по безработице;

Единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;

Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

Социальное пособие на погребение умерших;

Пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.

Следующий вид обеспечения -- предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Рассмотрим виды социального обеспечения, существующие в настоящий момент в Российской Федерации. Необходимо отметить, что социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

Обратимся к видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме:

Медицинская помощь,

Лекарственное обеспечение,

Санаторно-курортное лечение,

Социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания,

Специфические услуги, предоставляемые инвалидам (реабилитационные услуги, протезирование, профессиональное обучение, трудоустройство и т.д.) Салмина, А.А. Социальное обеспечение и социальная помощь: запросы среднего класса / А.А. Салмина // Социология. 2010. № 2. С. 122-135. .

Данные виды социального обеспечения предоставляются бесплатно или с частичной оплатой.

К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести нижеследующее: пенсии, пособия и компенсационные выплаты.

Пенсии и пособия были рассмотрены ранее в работе, рассмотрим компенсационные выплаты.

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды компенсационных выплат:

Субсидии на выплату жилья и коммунальных услуг;

Единовременное пособие беженцам;

Единовременное пособие вынужденным переселенцам;

Компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных,

муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и

среднего профессионального образования;

Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и

попечительством в приемной семье;

Компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

Компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдельных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

Компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

Компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, основными видами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Кроме этого имеют место и другие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные), так и международные.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.

Право на С.о. закреплено в Конституции РФ, ст. 7 которой провозгласила, что РФ является социальным государством. В развитие этого положения ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому С.о. по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом также устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм С.о. и благотворительность. Закрепленные в Конституции РФ гарантии С.о. соответствуют положениям основных международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: Конвенции о правах ребенка.

С.о. осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование. С.о. может также производиться за счет прямых ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основными видами С.о. в РФ являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения и др.), а также женщин пособиями по беременности и родам; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями); содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; са-наторно-курортное и лекарственное обеспечение населения;социальное обслуживание на дому и др.

В настоящее время принципами С.о. являются: а) всеобщность: б) доступность; в)всесторонность и многообразие видов, в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики; г) осуществление С.о. за счет специальных фондов.

Функции по С.о. выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, отдельные учреждения и организации. Государственные органы С.о. выплачивают пенсии и пособия, в их ведении находятся различные учреждения С.о. (дома-интернаты, учебные заведения для инвалидов, медико-социальные экспертные комиссии, службы социальной помощи и др.), протезная промышленность. Отдельные функции по С.о. выполняют: специальные министерства (ведомства) и их органы, организации и учреждения на местах по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, созданию для них специальных рабочих мест; органы здравоохранения и просвещения по содержанию и воспитанию детей и т.д. Профсоюзы как представительные органы работников также обладают определенными функциями в сфере С.о. (право на участие в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обес-печивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека; право на участие в разработке мер по социальной защите работников,определении основных критериев жизненного уровня,размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий. стипендий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен: осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере социальной защиты работников) и некоторыми другими (ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") (см. также Пенсия по старости . Пенсия по инвалидности, Пенсия по случаю потери кормильца).

В зарубежных странах С.о., как правило, представлено тремя системами:

социальным страхованием, государственным вспомоществованием и системой "универсального" обеспечения. Социальное страхование как наиболее распространенная система С.о. состоит в удержании (обязательном) страховых взносов из заработной.платы наемных работников и в предоставлении права на пенсию и пособие независимо от материального положения семьи застрахованного при наличии необходимого страхового стажа, возраста и некоторых других условий. Государственное вспомоществование выплачивается из средств государственного бюджета и только работникам, лишившимся заработка из-за нетрудоспособности или безработицы и не имеющим средств к существованию.

"Универсальная" система, в основном в сфере пенсионного обеспечения. функционирует в Скандинавских странах (Норвегия , Исландия), а также в Канаде и Финляндии. Право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. В Швеции эта система существует в несколько-модифицированном виде, так как граждане получают пенсию как минимум из трех разных источников (национальная базовая пенсия,которая предоставляется по признаку проживания в данной стране; национальная дополнительная пенсия и договорная трудовая пенсия, основанные на принципе компенсации за утрату дохода). Возраст выхода на пенсию составляет 65 лет и одинаков для мужчин и женщин. Применяется метод поэтапного выхода на пенсию, т.е. постепенного перехода работников в возрасте 60-64 лет от полной занятости к прекращению трудовой деятельности. Взносы на подавляющее число видов социального страхования, в том числе и на национальные пенсии,выплачиваются работодателем. Тарифы взносов для различных видов пенсий рассчитываются отдельно.

Лит.: Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Экспертное бюро, 1997; Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996; Социальное обеспечение в зарубежных странах. М. 1989; Sta1berg A-С. Pension reform in Sweden. Scand. J. Soc. Welfare, 1995.

Щербаков\"И ".И.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ" в других словарях:

    Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

    - (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. Кроме того, система охватывает также инвалидов и семьи с одним родителем. С 1988 г. ответственность за… … Финансовый словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как … Большая медицинская энциклопедия

    - (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. С 1988 г. ответственность за социальное обеспечение в Великобритании возложена на отдельное Министерство… … Словарь бизнес-терминов

    См. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Социальное обеспечение - (social security), помощь гос ва лицам, лишенным необходимых ср в существования. Первая в Европе всеобъемлющая система С.о. была введена в Германии Бисмарком (1881 89). Она предусматривала выплату гос вом социальных пособий (в рез те несчастного… … Всемирная история

    Социальное обеспечение - (англ social welfare) в РФ предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери … Энциклопедия права

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, в СССР гос. система материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в к рых имеются дети; осуществляется за счёт общественных фондов потребления. Право сов. граждан на С. о.… … Демографический энциклопедический словарь

    Система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В РФ С.о. включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.), многодетным и одиноким… … Юридический словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В Российской Федерации система социального обеспечения включает: пенсии, пособия работающим (по временной… … Современная энциклопедия

    Система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В России система социального обеспечения включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Правовые основы механизма реализации конституционного права на социальное обеспечение в РФ , Байматов Павел Николаевич. Монография представляет собой исследование теоретических и практических проблем, связанных с реализацией конституционного права граждан на социальное обеспечение. Достаточно полно освещаются…

На социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

  • круг обеспечиваемых;
  • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
  • виды обеспечения;
  • условия и размеры обеспечения;
  • органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения :

  1. государственное (обязательное) социальное страхование;
  2. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
  3. государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

  • связь с общественной организацией труда;
  • предполагаемый характер;
  • объективные причины наступления.

Государственное (обязательное) социальное страхование

Основной организационно-правовой формой является . В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Социальная помощь

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь . В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).

Видами социальной помощи являются:

  • социальные пенсии;
  • социальные пособия;
  • субсидии;
  • компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;
  • единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
  • бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
  • дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
  • дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
  • помощь престарелым и инвалидам на дому;
  • полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
  • содержание детей в детских приютах;
  • оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи .

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

Социальное обеспечение

Понятие социального обеспечения в науке определяется неоднозначно. До сих пор нет общепринятой трактовки термина. Это обуславливается тем, что, как правило, полное и четкое определение того или иного общественно значимого понятия дается законодателями, государственными учреждениями в соответствующих нормативно-правовых актах, и это определение воспроизводится научным и юридическим сообществами как легальное, официально утвержденное.

До настоящего времени нет законодательного закрепления понятия «социальное обеспечение». Поэтому мы сталкиваемся с различными его толкованиями.

В обыденном сознании под социальным обеспечением понимаются различные виды помощи общества, государства человеку, категориям и слоям населения.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее толкование слова «обеспечить»: 1) предоставить достаточные материальные средства к жизни; 2) снабдить чем-нибудь в нужном количестве; 3) сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым; 4) оградить, охранить (устаревшее).

В научной, учебной и справочной литературе понятие социального обеспечения формулируется по-разному, исходя из того, с каких позиций, точек зрения (юридической, социологической, экономической и т.д.) происходит рассмотрение.

Так, Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева считают, что социальное обеспечение представляет собой «совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию».

М.О. Буянова, СИ. Кобзева, З.А. Кондратьева полагают, что социальное обеспечение - это «форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества».

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова дают такое определение: «социальное обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса».

В учебнике Г.В. Сулеймановой «Право социального обеспечения» социальное обеспечение определяется как «система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски)».

В.П. Галаганов рассматривает социальное обеспечение как «гарантированную систему материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемую за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством».

В Советском энциклопедическом словаре содержится такая трактовка: «Социальное обеспечение - система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети».

Один из крупнейших советских ученых-юристов Р.И. Иванова рассматривает социальное обеспечение как социологическую категорию, имеющую общечеловеческую ценность. По ее мнению, социальное обеспечение - это «форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального вопроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах». Данное определение отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий, политического строя, экономической системы, в которых оно осуществляется. Отсюда следует, что целью социального обеспечения является, прежде всего, помощь в удовлетворении потребностей человека в источниках средств к существованию.

В основе социального обеспечения лежат определенные сущностные признаки. К их числу относят:

а) «государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения»;

б) «объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты по поддержанию (предоставлению) определенного уровня жизнеобеспечения»;

в) «особые фонды, источники социального обеспечения»;

г) «особые способы создания этих фондов»;

д) «особые способы предоставления средств существования»;

е) «закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах».

Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет. Функция - это «обязанность, круг деятельности; назначение, роль».

В литературе выделяются следующие функции социального обеспечения:

1) экономическая функция. Она заключается в том, что государство, распределяя определенную часть внутренннего валового продукта (ВВП) страны, оказывает воздействие на выравнивание доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, выплат и т.д.) вместо утраченного заработка, при наступлении трудных жизненных обстоятельств (инвалидность, болезнь, безработица и другие), при необходимости возмещениядополнительных расходов (например, при рождении и воспитании ребенка);

2) производственная функция. Она выражается в том, что осуществление многих видов социального обеспечения (таких как трудовая пенсия по старости, пособие по временной нетрудоспособности, детские пособия и другие) обусловлено трудовой деятельностью людей, общественным производством;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция - «способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных условий, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни» и «восстановления полноценной жизнедеятельности человека»;

4) политическая функция - позволяет государству посредством
социального обеспечения реализовывать основные направления социальной
политики;

5) демографическая функция - обусловлена тем, что система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы: продолжительность жизни населения, воспроизводство населения и другие.

Социальное обеспечение - многоаспектное общественное явление. Оно складывается как система различных отношений, процессов: экономических, правовых, социальных, политических.

В экономическом аспекте социальное обеспечение «служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем - социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которое не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства».

Социальное обеспечение является и юридической категорией, так как «государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовых систем и их правовой статус, системы управления социальным обеспечением; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав». Все перечисленное образует систему права социального обеспечения.

Социальное обеспечение - очень важная социальная категория. Это обусловлено тем, что государство как политический институт общества осуществляет обеспечение человека в тех случаях, когда он по объективным обстоятельствам нуждается в помощи и поддержке, тем самым восстанавливая его статус как полноценного члена общества.

Как политическая категория социальное обеспечение - это «форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества»

Особую важность для научного развития социальной работы и обществознания в целом в современной России приобретает необходимость обозначения взаимосвязи и соотношения понятий «социальное обеспечение», «социальное страхование» и «социальная защита».

Социальное обеспечение осуществляется в определенных организационно-правовых формах, одной из которых является государственное социальное страхование. Согласно статье 1 Федерального закона РФ «Об основах обязательного социального страхования» (№ 165-фз от 16.07.99) обязательное социальное страхование - «часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам».

С начала 90-х годов в связи с переходом к рыночным отношениям в нашей стране широкое распространение получает термин «социальная защита населения». С 1992 года советские органы социального обеспечения (собесы) переименованы в систему органов социальной защиты, которая формируется как социальный институт, включающий совокупность норм, принципов, учреждений, организаций.

К сожалению, до настоящего времени на официальном уровне не определена организационно-правовая сущность понятий «социальная защита», «социальное обеспечение», а также их взаимосвязь и соотношение. Надо сказать, что в общественном сознании зачастую эти два термина смешиваются и не разделяются.

Под социальной защитой понимают совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, создающих условия для поддержания жизнеобеспечения, жизнедеятельности различных социальных групп, прежде всего социально уязвимых. P.M. Садыков дает такое определение: «социальная защита - политика обеспечения социально-экономических прав и гарантий человека в области уровня жизни».

Современные исследователи считают, что социальное обеспечение - один из основных видов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков; часть системы социальной защиты.

В широком смысле под социальной защитой населения понимается целый комплекс мер:

1) по социальной поддержке пожилых, нетрудоспособных, инвалидов, семей с детьми, безработных и других лиц, оказавшихся в трудном материальном положении;

2) по смягчению негативных результатов экономических реформ (индексация доходов граждан, установление стандартов по оплате труда, минимальной продолжительности отпусков, обеспечение граждан жильем и т.п.);

3) по созданию благоприятной окружающей среды и охране здоровья;

4) по охране материнства и детства и другие.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что:

а) социальная защита и социальное обеспечение являются все же различными категориями;

б) социальная защита может иметь в качестве своего объекта и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением.

То есть социальная защита понимается как более универсальная, более широкая система поддержки населения, чем социальное обеспечение, которая ориентирована не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.), но и на риски, обусловленные новой социально-экономической и политической ситуацией.

В некоторой степени о таком соотношении социальной защиты и социального обеспечения можно судить, исходя из части 1 статьи 72 Конституции РФ, где сказано, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: <...>ж) <...>социальная защита, включая социальное обеспечение; <...>».

Как указывает О. Снежко, «по своему содержанию социальная защита гораздо шире социального обеспечения»

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире и объемнее понятия «социальное обеспечение»; социальное обеспечение входит в систему социальной защиты населения, является ее составным элементом.

Социальное обеспечение также является одной из важнейших технологий социальной работы. Саму социальную работу можно определить как деятельность государства, общественных организаций и отдельных лиц, направленную на решение социальных проблем группы, индивида, на оказание социальной помощи и услуг людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Традиционно технология понимается как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства» .

Технология в социальной работе - это определенная совокупность приемов, способов, методов воздействия, применяемых социальными службами, организациями, социальными работниками для достижения целей в процессе осуществления социальной работы, разрешения различных социальных проблем и оказания эффективной социальной помощи.

Социальное обеспечение, наряду с такими технологиями (видами) социальной работы как социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная терапия и другими, относится к общим технологиям социальной работы, то есть к тем, которые применимы ко всем объектам социальной работы.

Как говорится в учебном пособии «Социальная работа» под редакцией В.И. Курбатова, «система социального обеспечения занимает особое место среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими процедурами социономии, но и обеспечивает на практике их взаимодействие».

Таким образом, социальное обеспечение - многоаспектное и многофункциональное явление современного общества, сущность которого заключается в обеспечении и защите оптимального уровня жизни, поддержании социального статуса личности. для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». При этом подчеркивается, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом и должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума».

В Республике Башкортостан к настоящему времени принято большое количество законов, указов, постановлений и других актов, касающихся социального обеспечения различных категорий населения. Например, закон РБ «О государственной поддержке многодетной семьи в РБ» от 24.07.2000, закон РБ «О социальной поддержке инвалидов в РБ» от 17.12.04, указ Президента РБ о предоставлении микроавтобусов многодетным семьям, имеющим 10 и более детей в возрасте до 18 лет (от 24.07.03), указ Президента РБ «О мерах по государственной поддержке семьи, материнства и детства и улучшению демографической ситуации в РБ» и другие.

Наконец, цель собственно локальных актов - «поднять уровень социальной защиты в конкретной организации (например, коллективный договор или соглашение конкретной организации)».

Таким образом, социальное обеспечение функционирует на большой базе нормативно-правовых актов различного уровня - от международных до локальных.

Формы и виды социального обеспечения

В реальной жизни социальное обеспечение существует в различных формах. Член-корреспондент РАЕН В.П. Галаганов под формой социального обеспечения понимает «способ его существования, то есть внешнее его проявление (внешний вид)».

В литературе рассматриваются специфические признаки, по которым выделяется та или иная форма социального обеспечения:

а) источники и способы финансирования;

б) круг обеспечиваемых лиц;

в) виды обеспечения;

г) органы, предоставляющие обеспечение.

В зависимости от порядка формирования денежных средств выделяют организационно-правовые формы социального обеспечения.

Г.В. Сулейманова выделяет две такие формы:

«1) государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством;

2) государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам».

Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева определяют три организационно-правовые формы: «государственное обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь».

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выделяют «обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов».

В.П. Галаганов рассматривает: «а) социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования; б) социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета».

Г.В. Сулейманова выделяет также формы социального обеспечения в зависимости от способа удовлетворения потребностей: натуральную (социальное обслуживание, протезно-ортопедическая помощь инвалидам и т.д.) и денежную (пенсии, выплаты и т.д.).

Первой организационно-правовая форма социального обеспечения является социальное страхование. В Федеральном законе от 16.07.99 «Об основах обязательного социального страхования в РФ» определено, что обязательное социальное страхование - это «система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных <...> социальных страховых рисков...».

Социальное страхование - это «институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость), места работы или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением».

В формировании финансовых источников обязательного социального страхования принимают участие работающие граждане. Из зарплаты работников в обязательном порядке во внебюджетные фонды социального страхования, которые будут являться страховщиками (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования) отчисляются страховые взносы. «Эти взносы рассматриваются как отложенная часть заработка работников на свое будущее социальное обеспечение (в отдельных случаях и членов семей) в виде соответствующих пенсий, пособий, социальных услуг, медицинской помощи». Страховые взносы непосредственно уплачивают организации, предприятия, учреждения (для страхования работающего населения), а также органы государственной исполнительной власти федеральные органы и органы субъектов РФ и местного самоуправления (для страхования неработающего населения), которые носят название страхователей.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков -«предполагаемых событий, которые влекут за собой изменение их [граждан] социального (в том числе материального) положения». Социальными страховыми рисками являются: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальный страховой риск возникает при наступлении страхового случая - «события, в связи с которым страховщик обязан обеспечить застрахованное лицо, а последнее имеет право на данное обеспечение».

Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид социального обеспечения по обязательному социальному страхованию. К таким видам относятся: оплата медицинской помощи; пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по безработице и другие.

В настоящее время в России нет единого фонда социального страхования, за счет средств которого предоставлялись бы все виды обеспечения по обязательному социальному страхованию. Поэтому каждый внебюджетный фонд производит свои страховые выплаты: Пенсионный фонд выплачивает трудовые пенсии, Фонд социального страхования - пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другие, Фонд обязательного медицинского страхования оплачивает расходы по медицинскому лечению. Общее руководство ими осуществляет Правительство РФ.

Источниками поступления денежных средств во внебюджетные фонды, являются, кроме страховых взносов, единый социальный налог, дотации федерального бюджета, штрафные санкции и другие.

Вторая организационно-правовая форма социального обеспечения - социальное обеспечение за счет бюджетных средств . Оно представляет собой «систему материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований» .

Круг лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, охватывает:

1) граждан, «получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными». К этой категории относятся, например, военнослужащие, работники милиции, ФСБ, налоговой полиции. Им выплачиваются пенсии, пособия и другие виды социального обеспечения за счет средств федерального бюджета;

2) «все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека». Среди этих видов можно назвать такие, как социальное пособие в связи с рождением ребенка, социальное пособие на погребение, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, различные льготы, выплаты и другое. «Указанные виды социального обеспечения предоставляются любому гражданину при наступлении обстоятельств, указанных в законодательстве, и независимо от того, что он получает те или иные виды страхового обеспечения либо иные виды социального обеспечения за счет бюджетных средств».

Множество органов осуществляют финансирование социального обеспечения за счет бюджетных средств: Министерство обороны, МВД, ФСБ и другие ведомства, а также органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, занятости, опеки и попечительства и другие.

В системе данной формы социального обеспечения выделяется подсистема - государственная социальная помощь . Она установлена федеральным законом от 17.07.99 «О государственной социальной помощи» и находится в настоящее время в стадии формирования. Ее субъектами являются «только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считаются малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов».

В последнее время в нашей стране юристами обозначается и выделяется смешанная форма социального обеспечения. Здесь «используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства» на обеспечение отдельных категорий граждан - депутатов, судей, работников прокуратуры и других. С одной стороны, они, как и все другие работающие граждане, получают обеспечение в порядке обязательного социального страхования, а с другой стороны, «учитывая особую значимость их деятельности, государство вводит для них некоторые виды обеспечения за счет бюджетных средств» (например, пожизненное денежное содержание судей, доплаты к пенсии и другие).

Рассмотрим виды социального обеспечения, разделив их на группы: пенсии, пособия, выплаты, льготы, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение.

1) Пенсия (от латинского слова pensio - платеж) - «регулярная денежная выплата в качестве материального обеспечения по старости, инвалидности, за выслугу лет, при потере кормильца и т.п.».

Современная российская пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование финансируется за счет Пенсионного фонда РФ, куда работодатели отчисляют страховые взносы за своих работников. Этим страхованием охватываются работающие граждане и их семьи.

Государственное пенсионное обеспечение финансируется за счет бюджета государства. По нему обеспечиваются государственные служащие, военнослужащие и их семьи, а также «те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой.

Система пенсионного обеспечения «представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсии».

Все пенсии разделяются на «трудовые пенсии , входящие в систему обязательного пенсионного страхования, и бюджетные пенсии - по государственному пенсионному обеспечению».

Трудовая пенсия - это «регулярная (ежемесячная) денежная выплата, начисляемая гражданам в целях компенсации заработной платы или иного дохода, получаемого застрахованными лицами до установления им трудовой пенсии или же утраченного нетрудоспособными членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц...». Нормативно-правовой основой назначения и регулирования таких пенсий являются федеральные законы «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01 и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.01.

Различают четыре вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Право на получение бюджетной пенсии имеют:

«1) лица, состоящие на федеральной государственной службе РФ;

2) лица, состоящие на военной или правоохранительной службе;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане».

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере таких пенсий, является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.01.

Бюджетные пенсии для нетрудоспособных граждан получили название «социальные пенсии». Она устанавливается, в основном, для детей-инвалидов, инвалидов с детства, для мужчин в возрасте 65 лет и женщин - 60 лет, не имеющих права на трудовую пенсию, в том числе не накопивших соответствующего трудового стажа.

2) Пособие - это «денежная выплата, назначаемая гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми». Такими социально значимыми случаями являются, например, рождение ребенка, беременность, смерть члена семьи и другие.

По категориям лиц, имеющих право на получение пособий, различают следующие виды пособий: 1) пособия гражданам, имеющим детей; 2) пособия временно нетрудоспособным гражданам; 3) пособия безработным; 4) другие пособия (например, беженцам, детям-сиротам, социальное пособие на погребение).

3) Компенсационные выплаты (компенсации) - это «возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством». Цель таких выплат дополнительная материальная поддержка граждан в объективных социально значимых обстоятельствах вне зависимости от наличия у них какого-либо источника дохода.

По кругу лиц, имеющих право на компенсационные выплаты, выделяют компенсации: матерям, другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет; студентам, аспирантам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям; неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и другие виды.

4) Льготы в социальном обеспечении рассматриваются как «предоставление особого преимущества или предпочтения отдельным категориям граждан...». Различают льготы:

а) социальные - предоставляются по социальным основаниям (малообеспеченность, старость, инвалидность и т.д.);

б) за особые заслуги (Героям СССР и РФ, участникам ВОВ и др.);

в) предоставляемые в силу иных обстоятельств (судьям, депутатам, военнослужащим и др.)

6) Социальное обслуживание - «деятельность социальных служб но социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических <...> услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Различают виды социального обслуживания по характеру предоставляемых услуг: 1) стационарное обслуживание (осуществляется в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, социальных приютах); 2) полустационарное обслуживание (осуществляется в центрах социального обслуживания); 3) срочная социальная помощь; 4) социальное обслуживание на дому; 5) социально-консультативная помощь; 6) реабилитационное обслуживание.

В качестве примера реабилитационного обслуживания можно привести реабилитацию инвалидов, которая включает в себя предоставление протезно-ортопедической помощи, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональное обучение, трудоустройство инвалидов и другие мероприятия.

В систему учреждений, осуществляющих предоставление различных видов социального обеспечения, входят территориальные управления социальной защиты, управления Пенсионного фонда РФ, центры социального обслуживания, дома-интернаты, протезно-ортопедические предприятия и другие.

7) Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов как вид социального обеспечения становится особенно значимым в современных условиях. Государство представляет инвалидам гарантии трудовой занятости. В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда, К ним относятся:

Установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных мест для них. Организациям, независимо от форм собственности, численность которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов, но не менее трех процентов;

Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

Стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест, в т.ч. специальных для трудоустройства инвалидов;

Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации. Для инвалидов 1и 2 групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 34 часов в неделю с сокращением полной оплаты труда; имеют право на предоставление им отпуска без сохранения з/п продолжительностью до 2 месяцев по их желанию;

Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

Организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда;

Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также общественных объединений инвалидов.

8) Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными средствами передвижения дома и на улице, а также ортрезами - аппаратами и корсетами, необходимыми для жизни. Изготовление и ремонт этих изделий осуществляется за счет федерального бюджета.

В итоге, можно сделать следующие выводы:

1) социальное обеспечение - институт современного общества; универсальная социальная технология, целью которой является поддержание социального статуса индивида, поддержание уровня жизни при наступлении объективных жизненных обстоятельств (социальных рисков). Осуществление социального обеспечения является задачей государства, которое, подобно любящему отцу, заботящемуся о своих детях, обеспечивает (от слов «печься» (заботиться), «попечение») своих граждан источниками средств к существованию, гарантирует защиту от социальных рисков (болезни, старости, инвалидности, безработицы и т.д.), поддерживает благосостояние, социальную справедливость и солидарность, смягчает общественное неравенство;

2) социальное обеспечение как общественное явление находит свои истоки в истории. Оно основывается на традициях и формах общинно-родовой помощи, княжеской благотворительности, церковного, общественного и государственного призрения;

3) в настоящее время социальное обеспечение в России базируется на значительной системе нормативно-правовых актов различного уровня и входит в структуру института социальной защиты населения;

4) современное социальное обеспечение функционирует в формах социального страхования и государственного бюджетного обеспечения.


Top