История поселка мир в белоруссии. Что стоит посмотреть в Мире? Происхождение названия и средневековый период

Автобусы из Минска и других мест прибывают в Мир на центральную площадь 17 Сентября , бывшую Рыночную. Собственно, на площади и сейчас проходит рынок, для чего построены современные «торговые ряды». Впрочем, в будний день во второй половине дня рынок представляет собой жалкое зрелище: два арбуза и три помидора.

На самой площади - ряд аккуратных разноцветных домиков, есть магазин и даже два банка с обменом валюты. В общем, турист не пропадёт. Тем более что в последние годы в Мире открылось несколько точек общепита. Вдобавок к этому на площади работает небольшая гостиница «Мир» на 14 номеров. Здесь можно вполне бюджетно переночевать, только вот бронировать номер желательно заранее, даже в будние дни. Вариант ночевки побогаче - отель «Мирский замок» , расположенный непосредственно в замке. Фотографии гостиницы «Мир» и других ярких домиков на площади (источник ):


Симпатичные миниатюрные домики на площади радуют глаз свежестью покраски и создают приятный антураж. Раньше в них жили купцы, а теперь здания отреставрировали и приспособили под магазины и банки.

Строго говоря, только половина этих одноэтажных домиков может считаться по-настоящему исторической застройкой XIX и начала XX века . Остальные являются всего лишь стилизацией «под старину». Нынешний вид главная площадь Мира приобрела в 2002 году, когда в местечке отмечался День белорусской письменности и печати. К сожалению, часть аутентичных домов тогда снесли, построив отель и кафе . От некоторых домов оставлен только фасад, так что они превратились в своего рода архитектурные муляжи. Впрочем, рядовому туристу это в глаза не бросается: общий стиль построек выдержан.

Подробнее о том, как своим ходом добраться до Мира и Мирского замка , . Расположение автостанции Мира на карте .

По краям колоритной Рыночной площади (она же площадь 17 Сентября) стоят два храма: с одной стороны православная церковь, с другой - католический костёл. А до Мирского замка отсюда - от силы 10 минут ходьбы. Но о замке мы поговорим в свой черед . Посмотрим же пока на два вышеупомянутых храма. Начнем с бело-голубого православного.

(Свято-Троицкая церковь ) была, как мы знаем из истории местечка , возведена в 1533-1550 годах по инициативе князя Николая Радзивилла Черного. Первоначально она была православной, а затем униатской: в 1705 году при ней был основан базилианский монастырь со школой, который просуществовал до 1824 года. Затем церковь передали православным, причем из 3 тысяч прихожан-униатов большинство решило перейти в православную веру, и только около 200 человек остались католиками .

В 1865 года церковь была уничтожена пожаром - уцелели одни стены, а также удалось спасти часть внутреннего убранства (иконостас и богослужебную утварь). После этого, в 1873-1875 годах, церковь капитально отреставрировали на средства прихожан, перестроив до неузнаваемости: вместо памятника архитектуры раннего барокко получился «идеологически правильный» храм в псевдорусском стиле с пятью небольшими куполами и звонницей. Главный иконостас после пожара всё же был заменен на новый. В 1875 году храм торжественно освятили .

В плане храм имеет форму продолговатого креста. Основные блоки, из которых состоит каменное здание, нанизаны на одну композиционную ось: это притвор-звонница, трапезная, почти квадратный в плане молитвенный зал и, наконец, полукруглая апсида с небольшой боковой ризницей. План церкви (источник ):

Над притвором в 1870-х годах была возведена увенчанная маковкой шатровая колокольня, два верхних яруса которой построены из дерева. Над крышей основного объема - пять глухих луковичных куполов. Светлые стены опоясаны профилированными карнизами и прорезаны круглыми и прямоугольными окнами с арочными завершениями. Над входом расположен круглый проем с мозаичным панно на тему ветхозаветной Троицы (изображение трех ангелов).

До Первой мировой войны в Троицкой церкви хранилась древняя почитаемая Мирская икона Божьей Матери. Сегодня на ее месте располагается список Почаевской иконы Божьей Матери .

Напротив входа в церковь на площади находится старинная аптека , построенная во второй половине XIX века. Первая аптека в местечке Мир располагалась в замке и обслуживала княжескую семью. В XIX веке появилась аптека («магазин для торговли аптечными веществами ») на Базарной (торговой) площади в доме, принадлежавшем церкви. Как раз в этом доме аптека работает и сейчас, оставаясь такой же востребованной, как и прежде. Утверждается, что дом, в котором она располагается, после реконструкции в 2001-2003 годов сохранил свою первозданность .

На другой, южной, стороне главной площади Мира находится католический храм - Николаевский костёл начала XVII века. Фасад костёла выходит на центральную Красноармейскую улицу, по которой можно за 5 минут дойти до Мирского замка (см . туристическую карту Мира).

Первоначальный деревянный костёл в Мире был возведен еще в начале XVI века Ильиничами. Новый костёл, тоже деревянный, появился при князе Радзивилле Сиротке и был освящен его братом епископом виленским Юрием Радзивиллом в 1587 году в честь небесного покровителя князя, святого Николая.

В 1599-1604 годах храм разобрали и перестроили в камне, повторно освятив в 1605 году. Авторство проекта приписывают известному итальянскому архитектору Дж. М. Бернардони , много строившему в Польше и Великом княжестве Литовском. В радзивилловском Несвиже зодчий работал более десяти лет. Там он создал знаменитый фарный костёл иезуитов. Костёл в Мире заметно строже и проще по архитектуре: это храм в ренессансном стиле с элементами оборонного зодчества. Вероятнее всего, Бернардони не принимал непосредственного участия в строительстве мирского костёла , поскольку к этому времени переехал в Краков. Работами мог руководить сам князь Радзивилл.

В 1609 году слева от входных ворот рядом с костёлом возвели двухэтажную плебанию - дом священника. Благодаря заботам князя Сиротки, с начала XVII века при храме также действовали приходская школа и больница-богадельня («шпиталь»). Больница была разрушена во время военных действий в середине XVII века, остальные здания сильно пострадали в ходе Северной войны.

На протяжении столетий внешний вид Николаевского костёла не менялся, лишь в 1710 году были проведены ремонтные работы: восстановлен сам храм, плебания и хозяйственные постройки, заказан огромный колокол в честь победы над шведами. В 1845 году был предпринят новый ремонт костёла. В XIX веке прихожанином Николаевского костела в Мире был поэт Владислав Сырокомля. Здесь также собирались участники Польского восстания 1863-1864 годов. Имеются сведения, что плебания была разобрана в 1880 году .

Вот как выглядел костёл в Мире в XIX веке:

По состоянию на 1879 год храм имел два иконостаса. В церкви хранилось убранство для священнослужителей, серебряный литургический набор посуды, богослужебные Евангелия. На колокольне имелось шесть колоколов, самый большой из которых (тот самый, заказанный в честь победы над шведами) был отлит по указу 8-летнего князя Радзивилла Рыбоньки в 1710 году (на колоколе стояло его имя) . Среди местных жителей долгое время было в ходу выражение: «Раве, як Мирский звон ». В годы Первой мировой войны колокол был по указу царских властей отправлен на переплавку.

В 1879 году в состав Николаевского прихода, кроме местечка Мир, входило несколько деревень. В праздничные дни храм посещало до 600 человек . В церковных описаниях того времени отмечается, что прихожане были весьма прилежны и богобоязненны: избегали пьянства, придерживались постов, были приветливыми, трудолюбивыми, бережливыми в отношении храма и грамотными (среди прихожан самого местечка 60% могли читать и писать) .

После разгрома Польского восстания многие католические храмы на территории современной Белоруссии были закрыты царским правительством. Та же судьба постигла и Николаевский костёл в Мире . В 1865 году его передали православным, переосвятив в церковь Св. Николая.

Два верхних яруса главной башни были утрачены при переделке костёла под православную церковь в 1865 году (по другим данным - после Второй мировой войны). Ранее башню венчал покатый четырехскатный шатер типа «колпак», характерный для замкового зодчества. После реконструкции завершение башни выглядело по-разному: во второй половине XIX века оно имело вид «кубоватого» шатрового покрытия, а в польский период в 1920-х годах - островерхого шатра с изломом . Сейчас башня накрыта четырехскатным шатром в стиле башен Мирского замка . Фото костёла в начале XX века (до польского периода):

В 1921 году, когда поселок стал частью Польши (см . заметку об истории города), храм вернули католикам, и он действовал до 1940-х годов. В послевоенное время костёл пустовал и разрушался. В 1990 году храм был возвращен верующим, и в 2001 году начались реставрационные работы.

Декор костёла минимален: боковые фасады прорезаны полукруглыми арочными окнами, а главная башня поделена профилированными карнизами на ярусы и украшена глубокими нишами.

Само здание костёла представляет собой базилику с тремя нефами без трансепта. Центральный неф завершается полукруглым пресвитерием. Над фасадом центрального нефа возвышается массивная, квадратная в плане ренессансная башня оборонительного характера с шатровой крышей, состоящая из четырех ярусов. Боковые нефы завершаются со стороны фасада цилиндрическими лестничными башенками, а со стороны алтаря - закругленными сакристиями. К сакристиям примыкают пятигранные пристройки, в некоторой степени имитирующие трансепт (благодаря им план костёла приобретает очертания латинского креста). План костёла (источник ):

Нынешние верхние ярусы башни являются работой современных реставраторов и грешат не слишком качественной кладкой. Но общий облик костёла весьма гармоничен. Благодаря выразительному «замковому» силуэту, строгой оборонной архитектуре, цвету и фактуре материалов он хорошо сочетается с Мирским замком .

В свое время доминантой интерьера Николаевского костёла был барочный алтарь Св. Антония с пышной резьбой и позолотой. Теперь его сменил более скромный современный алтарь. Пол выложен мраморными плитами, тоже весьма свежими на вид. Несколько фотографий нынешнего интерьера Николаевского костёла в Мире :


В костёле работают очень любезные и гостеприимные люди. Ведется торговля крестиками, четками и прочей атрибутикой.

По всему храму разносится пьянящий запах лилий.

Вход в храм предваряет крытая черепицей брама и ограда (на табличке указан 1805 год). Ранее ворота были увенчаны тремя куполами и железными крестами; на воротах имелись один большой колокол и три поменьше, а с правой стороны от ворот стояла деревянная звонница с большим колоколом.


Слева от костёла находится здание приходской школы и больницы , датируемое XVII–XVIII веками . Сейчас его занимает турбюро и кафе.

В главный фасад дома вмурована памятная доска в честь мецената Радзивилла с латинской надписью, датируемая 1609 годом (источник фото: ). Текст гласит: ««Hanc mihi condo domus/Tibi successor bone donum,/Si bona suma bonam,/Si mala conde novam », то есть: «Для себя строю дом, но и тебе, наследник, завещаю этот дар: если хорош - с благодарностью прими его, если нет, построй себе новый» .

Видимо, табличка ранее находилась на здании плебании , и данный портал как раз являлся его частью . Не исключено, что авторство фрагмента текста мемориальной доски на стене здания плебании при костеле принадлежит самому князю Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке .

Евреи в Мире поселились в XVII веке, а формирование уникального архитектурного ансамбля синагогального двора (прежде куда более обширного) началось в XVIII и завершилось к началу XX века. Евреи управлялись общинами - кагалами (переводится с иврита как «собрание»), имели своих старшин, свой суд и формировали основу торгового класса.

Рядом с евреями мирно жили другие «миряне» (именно так принято называть жителей поселка Мир) - белорусы, поляки и татары. Каждое из этих сообществ культивировало свои традиции, причем в наибольшей степени отличались от всех как раз евреи. Они выделялись не только одеждой, но и поведением и языком. Так, ученики Мирской иешивы между собой говорили на своем языке, а с белорусским населением - по-белорусски. Еврейская община была наиболее изолирована от остальных, и евреи чаще всего воспринимались как «чужаки» (в противоположность, например, «своим» татарам) .

Сейчас большинство зданий синагогального комплекса обустроены под различные учреждения. Вот, например, бывшая еврейская религиозная начальная школа (хедер ) , построенная в 1893 году (теперь Мирская библиотека), и пансион при ней. По другим сведениям, розоватое здание с крыльцом - это бывший дом раввина, а как раз примыкающее к нему желтое строение (ул. Кирова, 20) - бывшая школа.


Особое значение для еврейской культуры имела Мирская иешива (ешибот) (современный адрес: ул. Кирова, 25). «Иешива» в переводе с иврита означает «заседание». Так называют высшие еврейские учебные заведения, где изучают Талмуд (то есть свод правил иудаизма, который служит руководством в повседневной жизни) и готовят раввинов.


Здание иешивы в Мире в настоящее время отреставрировано и содержится в отличном состоянии. Сейчас в нем размещается почта. Нынешняя рядовая застройка улицы:

Основана Мирская иешива была в 1815 году талумдистом и крупным торговцем Самуилом Тиктинским и функционировала до 1939 года . Авторитет Мирской иешивы в Беларуси и других странах был исключительно высок. В 1920-1930-х годах в этом знаменитом образовательном центре для последователей иудаизма занималось до четырехсот учащихся со всего мира (ну как тут избежать каламбура). Около четверти составляли выходцы из Германии, Англии, Бельгии, Франции, Ирландии, Канады, Голландии, Швеции, Дании, Южной Африки, Америки и других стран. По количеству учеников это была вторая иешива для подготовки раввинов (после Воложинской иешивы).

С Мирской иешивой связаны имена выдающихся знатоков Торы и талмудистов. Фото иешивы в Мире в начале 1930-х годов :

С началом Второй мировой войны воспитанники иешивы и ее глава Финкель перебрались в Литву (Вильнюс), а затем эвакуировались в Китай: Япония выдала евреям визы и предоставила землю в оккупированном Шанхае.

История переезда воспитанников Мирской иешивы в Шанхай во время Второй мировой войны исключительно интересна. Спастись им удалось благодаря японскому консулу в Литве. Это был Тиунэ Сугихара (1900-1986) - человек, о котором написаны целые книги. Именно он выдавал евреям японские транзитные визы (на Дальнем Востоке они могли выехать из СССР только через Японию). Всего Тиунэ Сугихара организовал эвакуацию около 6 тысяч польских и литовских евреев. Выписанная Сугихарой транзитная виза (источник ):

Получившим визы беженцам советское правительство обеспечивало транзит. Они пересекали советскую границу и доезжали до Владивостока, где садились на пароход и отправлялись в Японию. Большинство из них было отправлено японцами в Шанхай, где они благополучно пережили войну. После войны эти евреи основали новую иешиву «Мир» с отделениями в Иерусалиме и Нью-Йорке. Сейчас это крупнейшая иешива в мире (опять не обошлось без каламбура).

Бывшая главная синагога Мира - статное двухэтажное здание с колоннами, выдержанное в стиле классицизма, - была построена по проекту 1896 года (современный адрес: ул. Кирова, 26). Использовалась она только во время основных иудейских праздников.

Синагога была местом молитвенных собраний и средоточием духовной и культурной жизни евреев. По некоторым данным, синагога была холодной, то есть неотапливаемой . Позднее тут было профтехучилище. Фото разрушенной синагоги Мира после Второй мировой войны (источник ):

Сейчас в бывшей синагоге задумали сделать гостиницу. По этому случаю здание хотят дополнить мансардой, что вряд ли пойдет на пользу его архитектурному облику.


(В некоторых источниках как раз это импозантное двухэтажное здание называют Мирской иешивой, а предыдущее - синагогой . Однако поиск по иностранным источникам показал, что иешива располагалась именно в нынешнем здании почты. Это же подтверждает и серьезное исследование белорусских специалистов ).

За главной синагогой стоит яркое здание с зеленой крышей и эффектными арками торцевого фасада - купеческая синагога , построенная в XIX веке. Сохранилось в Мире и парочка других, более скромных, зданий синагог (подробнее см . на сайте ).


Чуть дальше по улице Кирова, на углу с Красноармейской улицей, находится крупное здание бывшего кагала (администрации еврейской общины), где, возможно, также размещался и банк . Теперь тут, говорят, детский сад .

Улица и пешеходный переход с предостерегающей надписью:


Практически напротив главной и купеческой синагоги, на углу улицы Кирова с одноименным переулком, можно посетить частный музей «Мирский посад» (адрес: 2-ой пер. Кирова, д. 2). Музей создан силами местного жителя - энтузиаста, занимающегося сбором сведений и предметов быта, связанных с

Городской поселок Мир расположен в Гродненской области, в 85 км к юго-западу от Минска. Главная достопримечательность Мира - , внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и известный далеко за пределами Белоруссии. Есть в этом небольшом городке и несколько других старинных построек, с которыми мы познакомимся во время прогулки по улицам Мира .

Подробно об истории Мирского замка можно прочитать в статье «История Мирского замка» . Фотоотчет об архитектуре замка и его окрестностях приводится в заметке «Отзыв о Мирском замке» . Фотографии и описания воссозданных интерьеров Мирского замка вы . Здесь же мы расскажем об истории поселка Мир . О том, как своим ходом добраться до Мира и Мирского замка из Минска, .

История города Мир

Сегодня мы поговорим об истории местечка Мир в Беларуси . Этот небольшой городской поселок в Гродненской области имеет чрезвычайно богатую историю.

Происхождение названия и средневековый период

Местечко (городской поселок) со странным названием Мир находится в Белоруссии, в Гродненской области, менее чем в 100 км от Минска. Название поселка Мир объясняют по-разному: есть сведения, что в XIV веке здесь размещался приглашенный великим князем Витовтом отряд воинов-татар во главе с эмиром, и тогда название «Мир» можно рассматривать как сокращение от «эмир». Данная версия была предложена в 1995 году историком Валентином Калниным .

В 2008 году была высказана еще одна версия происхождения названия поселения Мир. Как считает Александр Рогалев, это наименование было изначально связано с рекой Мира, на которой поселились пришедшие с юга славяне. Прибыв на эти берега, они увидели что-то знакомое и назвали реку так, каким было их первое впечатление от встречи с ней. В качестве доказательства ученый ссылается на то, что в южнославянском ареале есть речки под названием Мира, Мирна. Первоначальное значение корня этих слов определяется как «тихая, спокойная», а окончание -а, -та, -на, -ва означает «вода, река» . Сегодня от полноводной реки, по которой на ладьях можно было попасть в Неман, остался лишь ручеек - речка Миранка.

У многих русскоязычных читателей может возникнуть гипотеза, что название произошло от слова «мир» в значении «сельская община», однако в Белоруссии данный термин в таком значении не употреблялся . Есть предположение, что название местечка может происходить от древнего значения слова «мир», которым ранее называлось собрание местных жителей для обсуждения важных вопросов .

Существует еще и вот какая красивая версия: по мнению некоторых исследователей, название поселения Мир произошло от латинского слова «mirum », что переводится как «чудо», «диво» .

А еще полтора века назад (1823-1862), знаменитый белорусский и польский поэт, краевед, историк и переводчик, высказал мнение, что местечко Мир получило название в честь заключения здесь какого-то мирного договора. «Само название местности, - писал он, - говорит о некоем мире или союзе, может, между Литвой и Русью, ибо... недалеко отсюда проходила граница, что делила два племени. Однако когда, кто и с кем заключил тут союз? Кто основал местечко?.. Мрак столетий сокрыл все эти подробности » .

И действительно, обстоятельства основания Мира сокрыты во тьме. Поселение впервые попало на страницы летописей только в 1395 году. В этом году под Мир неожиданно заявились немецкие крестоносцы под предводительством великого магистра Конрада фон Юнгингена. Что потеряли рыцари Тевтонского ордена в этой лесной глуши, - никто точно не знает. Возможно, их приход был связан как раз с желанием уничтожить иноверцев татар. Так или иначе, установлено, что после прихода германцев от Мира почти ничего не осталось: они пожгли и разрушили поселение.

После того как Мир подвергся нападению немецких рыцарей, великий князь литовский Витовт передал сие владение своему брату Сигизмунду Кейстутовичу, а тот в 1434 году, сам уже будучи великим князем, подарил мирский двор «вместе с людьми» своему приближенному боярину Сеньке (Семену) Гедыгольдовичу. С тех пор Мир перестал быть великокняжеским двором и перешел в статус частного имения. В то время поселение располагалось на территории современного поселка, а двор владельца - на противоположном берегу реки, как раз там, где теперь стоит . Постройки двора были довольно богатыми и оснащенными, как говорится, по последним европейским стандартам.

Владение Ильиничей и Радзивиллов

После смерти бездетного Сеньки Мир с прилегающими землями перешел к его приемной (вероятно, внебрачной) дочери Анне Бутримовне, которая так и не вышла замуж и в 1476 году передала обширное имение вдове Сеньки Милохне, а после ее смерти - своему родственнику Юрию Ильиничу (ум. 1526) из дворянского рода Ильиничей .

Согласитесь, неплохо звучит фраза «стать владельцем Мира».

Юрий Иванович Ильинич занимал много высоких государственных должностей (маршалок дворный и наместник лидский, староста брестский, ковенский, маршалок надворный литовский). К 1522 году он владел 40 имениями и получал приличный доход с подчиненных ему замков и староств. Между прочим, только в этом 1522 году Юрий добился прав на Мирское владение (до того более двадцати лет продолжались судебные споры с другим претендентом).

Во времена Ильиничей Мир был небольшим поселением, где было всего четыре улицы: Виленская, Слонимская (Оничинская), Минская и Несвижская . На Оничинской располагалось 29 дворов, на Виленской - 25 дворов. Улица Высокая (или Высоцкая) была застроена 85 дворами, а Минская включала всего 8 дворов . В 1520-х годах Юрий Ильинич начал строительство каменного Мирского замка .

Последним представителем мужской линии рода Ильиничей был Юрий Ильинич - младший (ок. 1535 - ок. 1569), сын Ильинича Щасного и Софьи Радзивилл. По-видимому, рано потеряв родителей, Юрий стал воспитанником своего дяди Николая Радзивилла Черного (1515-1565) из богатейшего и влиятельнейшего рода Радзивиллов .

В 1547 году этот государственный деятель первым в ВКЛ получил титул князя Священной Римской империи:

Своего опекуна Николая Радзивилла Чёрного Юрий почитал почти за отца. В 1553 году Радзивилл взял с собой юного Юрия к австрийскому двору, где тот, в свою очередь, получил титул графа Римской империи «на Мире». Печать Юрия Ильинича младшего, «графа на Мире», 1566 год:

Так в середине XVI века Мир стал центром одноимённого графства. Владения Ильиничей на карте ВКЛ (показаны штриховкой) (источник ):

После смерти Юрия Ильинича - младшего в 1569 году род Ильиничей по мужской линии пресёкся. Согласно завещанию Юрия, Мир и другие владения перешли к его двоюродному брату (и сыну его опекуна Николая Радзивилла Чёрного) - князю Николаю Христофору Радзивиллу «Сиротке» (1549-1616), знаменитому государственному деятелю Великого княжества Литовского, «князю-строителю» Несвижа и Мира.

В 1579 году местечко Мир получило от Сиротки привилей, вводивший некоторые права городского самоуправления (неполное магдебургское право ).

Мещане Мира выбирали раду, которой принадлежала административно-судебная власть в поселении. Во главе рады стоял назначаемый войт, а работы рады контролировал староста Мирского графства, которого Радзивиллы назначали из числа знатных мещан .

Мир - многоконфессиональный город. Центр ремесел и торговли

Что касается рядовых жителей Мира, то они издавна занимались в основном земледелием и животноводством, но затем в городке стало развиваться ремесло и торговля. На рубеже XVI– XVII века начался значительный рост местечка, появились новые улицы. К тому же вышеупомянутый привилей принес с собой некоторые налоговые льготы, что способствовало оживлению торговли и ремесел. Экономическому развитию благоприятствовало также и удачное расположение Мира на перекрестке дорог, ведущих в Минск, Слуцк, Несвиж, Новогрудок, и близость торговой пристани на реке Неман.

В 1705 году при Троицкой церкви был основан базилианский монастырь, принадлежавший греко-католической (униатской) церкви. Базилиане находились здесь до 1824 года, а затем церковь была передана православным.

Итак, в XVII–XVIII веках Мир стал важным центром торговли и ремесел. На проходившие в Мире базары стекались товары и съезжались и купцы со всего Великого княжества Литовского, из России и Германии. Мир вел торговлю с Лейпцигом и Кёнигсбергом, Мемелем (Клайпеда) и Либавой (Лиепая). В ярмарочные дни трактиры были полны приезжих. Удивительный колорит и атмосфера ярмарок запомнились многим известным людям, посетившим Мир. Так, знаменитый белорусский писатель Якуб Колас описал обстановку в мирской корчме в своей поэме «Сымон-музыка», а , будучи в Мире, услышал историю ямщика-почтальона, которая затем легла в основу его стихотворения-баллады «Почтальон» на польском языке. Это было первое напечатанное произведение молодого поэта (1844). В вольном переводе Леонида Трефолева оно превратилось в популярную русскую песню «Когда я на почте служил ямщиком».

По состоянию на 1886 год в Мире было 2 церкви, 7 синагог, мечеть, уездное училище, школа, почтовая станция, постоялый дом и 74 магазина . В конце ХIХ – начале ХХ века в городке проводилось 2 крупные ярмарки в год, куда съезжались крестьяне даже из окрестностей Минска. Также на ярмарки приезжали евреи со всей Польши и Литвы. Они торговали в Мире мехами, скотом, пряностями, зерном, тканями, вином и табаком .

Мир меняет владельцев

В 1655 году, в ходе тринадцатилетней войны России с Речью Посполитой (1654-1667), Мир был захвачен войском царского воеводы А. Н. Трубецкого и казаками гетмана Ивана Золоторенко. В 1706 году, во время Северной войны (1700-1721), Мир некоторое время занимали войска шведского короля Карла XII. и само местечко тогда были основательно разрушены. В 1794 году взяли штурмом царские войска во время восстания Тадеуша Костюшко.

С 1795 года местечко Мир вошло в состав Российской империи. В 1812 году под Миром состоялась крупная битва с наполеоновской армией. Тогдашний владелец Мирского замка (1786-1813) сражался на стороне Наполеона (местное дворянство мечтало о былой независимости и поэтому поддерживало Бонапарта в борьбе с Россией). После боя Мир был занят французами, но в том же году освобожден русскими войсками.

Следующий владелец имения, Михаил Святополк-Мирский (сын Николая), получил замок в наследство в конце XIX века, а в 1920-х годах решил здесь поселиться и организовал в Мирском замке ремонтные работы.

Местечко Мир в XX веке

Историю ХХ века жители Западной Беларуси и Мира в том числе привыкли делить на следующие этапы: «за царом » (до 1917 г.), «за польским часам » (1920–1930-е гг.), «першыя саветы » (1939- июнь 1941 г.), «война » или «за немцам » (1941–1944 г.), «другия саветы » (послевоенный период).

В 1921-1939 годах городок входил в состав Польской республики, а в 1940-1941 годах, в период «первых советов», стал центром Мирского района Барановичской области. Коммунистическая агитация находила в Мире благотворную почву, и благодаря ей представители советской стороны воспринимались как «свои». Советские войска вошли в местечко как освободители, которых приветствовали с цветами и нескрываемой радостью .

В годы Второй мировой войны местечко находилось под немецкой оккупацией. В Мира расположился небольшой немецкий гарнизон в 40 человек и база отдыха немецких летчиков . За время войны местечко неоднократно бомбили. Пожары уничтожили 80% жилых построек . В близлежащих лесах оказывали сопротивление противнику бойцы партизанских отрядов.

В мае 1942 года в Мирском замке было создано еврейское гетто и лагерь для военнопленных. 9 августа 1942 года удалось бежать примерно 250 евреям. Через три дня оставшиеся в гетто люди (около 650 человек) были расстреляны фашистами в лесу неподалеку от Мира. Гетто в Мирском замке было ликвидировано в августе 1942 года . Сейчас в Мирском замке открыта экспозиция «Мирское гетто» .

Если до войны евреи составляли более половины населения, а на некоторых улицах - и под 90% , то теперь еврейская община Мира была полностью уничтожена. Таким образом, после войны городок во многом утратил свой традиционный многонациональный характер.

В период «вторых советов» Мир вновь стал центром Мирского района Барановичской области. Повторный приход советской власти, впрочем, воспринимался уже без такого энтузиазма, как это было в 1939 году. Послевоенные годы остались в памяти людей как время мобилизации в Красную Армию, коллективизации, дефицита продуктов, раскулачиванием, арестов и ссылок, в частности, за участие в религиозной жизни .

В 1950-х местечко Мир числилось центром Мирского района Гродненской области, а с 1956 года и по сей день является городским поселком Кореличского района Гродненской области .

В настоящее время население поселка Мир составляет около 2,5 тысяч человек.

Поселок Мир известен далеко за пределами Белоруссии благодаря его главной архитектурной достопримечательности - сказочному Мирскому замку . Реставрация замка началась в 1980-х годах, а в 1993 году торжественно открылась первая экспозиция в юго-западной башне. В 1989 году замок стал филиалом Национального художественного музея Белоруссии, а в 2011 году получил статус самостоятельного музея.

Поселок Мир, расположенный в Гродненской области Беларуси, привлекает ежегодно тысячи туристов. Упомянутый впервые в письменном источнике в 14 веке, он получил свое название или от слова "эмир", так как здесь в те времена размещались отряды воинов-татар, нанятых князем Великого княжества Литовского Витовтом, или от слова "мир" в честь какого-то заключенные в давние времена соглашения. Как бы то ни было, место очень интересное, сохранившее некое естественное очарование и колорит.

К наиболее значимым его достопримечательностям относятся Церковь Святой Троицы (1533-50 гг.), Костёл Святого Николая (1599-1605 гг.) и Иешива , построенная в 1815 году.

Но самой главной достопримечательностью поселка Мир несомненно является великолепный комплекс Мирского замка.

Памятник архитектуры 16 века, замок неплохо сохранился, не так давно был отреставрирован и превратился, пожалуй, в самый посещаемый туристический объект на территории Беларуси (наряду с Несвижским замком). Кроме того, о его значимости в истории и культуре страны может свидетельствовать и факт включения его в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Мирского замка окутана множеством тайн и легенд. Замковое строительство, начатое в 20-е годы 16 века главой знатного рода Ильиничей, было продолжено представителями крупнейшего магнатского рода Радзивиллов, с которыми и ассоциируют его могущество. Правда, они не были его последними хозяевами - в 19 веке ими стали знатные Витгенштейны, а с 1891 до 1939 года, до передачи замка государству, им владели Святополк-Мирские. Но именно с Радзивиллами связана большая часть мирских историй и легенд, и именно их имя является негласным символом замка.

Будучи самым восточным сооружением, построенным в стиле готики, Мирский замок действительно великолепен и представляет немалый интерес.

В его стенах в наши дни находится Музей Мирского замка, отель на 15 роскошно обставленных номеров, конференц-залы, предназначенные для важных встреч и мероприятий, а также сувенирный магазин.

Зайдя на территорию замка, в комплексе музея, можно узнать о истории строительства и развития самого поселка и замка, увидеть старинные экспонаты, а также подняться по крутой лестнице в одну из башен, в которой воссозданы интерьеры жилых покоев и залы хозяев замка.

По периметру внутреннего дворика идет своеобразный балкон, служащий для связи между различными частями замка. А если зайти в башню, расположенную слева от входа, то можно попасть в помещение, служившее когда-то тюрьмой. Брр.. Мурашки по коже.

Кстати, гуляя вокруг строения, обратите внимание (хотя если Вы приедете с группой, экскурсовод и так покажет) на голову барана, встроенную в стену. Никто точно не знает, благодаря кому и зачем она там появилась. Но по легенде, если ее вынуть, то весь замок разрушится.

За замком раскинулось живописное озеро . Оно появилось, когда Мирский замок стал владением Николая Святополка-Мирского, решившего облагородить полуразрушенное к тому времени поместье. Он вырубил прекрасный яблоневый сад, являвшийся долгое время настоящим украшением Мира, и построил фамильную часовню-усыпальницу (она сохранилась до наших дней и по-настоящему является фамильным склепом).
Правда, сад отомстил своему новому хозяину. Дело в том, что по легенде, Святополк-Мирский начал свои работы, когда яблони были в цвету. Люди отказались совершать такой грех - рубить цветущие деревья, но Николай не послушал и даже показал пример, вырубив несколько из них первым. С тех пор вырытое озеро начало уносить жизни, как бы мстя за судьбу деревьев, а сам замок приобрел еще одну легенду.

Среди прочих, не менее таинственных - легенда о призраке Белой дамы, любовно называемой Сонечкой и замеченной в разных частях замка, о духах воинов, найденных при восстановлении замка Святополк-Мирским и подающим иногда устрашающие звуки из своего нового пристанища.

Кроме того, существует версия о том, что от Мирского замка отходит длинный подземный туннель, соединяющий его с Несвижем. По преданию, коридор настолько широк, что по нему может проехать запряженная карета, а в одной из стен замуровано сокровище - 12 золотых апостолов, которых спрятали радзивилловские слуги во время войны 1812 года.

С наступлением тепла душа просит новых путешествий - садись на машину, поезд или велосипед и отправляйся на исследование Беларуси. Вместе с гидом по Беларуси VETLIVA мы составили список главных поводов с ветерком прокатиться по стране - от криниц с лечебной водой и экотроп до мощных объектов военного туризма, камерных музеев и усадеб, которые не потеряли своего великолепия.

БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

1. Дворец Пусловских

Косово, Ивацевичский район

2. Дворцовый комплекс Сапег в Ружанах

Ружаны, Пружанский район

В путеводителях руины дворца гордо называют «беларусским Версалем», но приезжать сюда стоит не за шикарными видами и интерьерами (сохранилось здесь не так уж и много), а скорее за мощной энергетикой, которая присуща таким местам силы. Только представь: в начале XVII века здесь заложили замок - в этом деле принимал участие канцлер ВКЛ Лев Сапега . Чтобы жить в нем было не только комфортно, но и безопасно, комплексу добавили три мощные оборонительные башни. В Ружанах обсуждались важные государственные вопросы, приходили приемы топ-менеджеров ВКЛ, здесь же размещался архив Сапегов и государственная казна. После разгрома восстания Сапеги покинули резиденцию, и во дворце организовали ткацкую фабрику. В годы Первой мировой ансамбль горел, потом его пытались восстановить, но после Второй мировой войны это дело забросили.

Сейчас ты можешь заглянуть в музей (ул. Урбановича, 15а) и узнать всю историю места - для этого есть 4 зала и захватывающая экскурсия.

Как добраться? Твой шанс - автобус из Минска или 244 км на авто. В Ружанах ищи адрес музея - ул. Урбановича, 15а.

3. Брестская крепость

Брест

Мощное оборонительное сооружение и масштабный музей советской героической монументалистики под открытым небом. Сама крепость была построена в XIX веке, и история у нее впечатляющая. В 1596 году здесь объявили церковную унию , а во время Первой мировой подписали декрет о мире . Но известной крепость стала после героических событий Второй мировой.

Соблюдай хронологию: на Волынском укреплении загляни в музей «Берестье » - археологические раскопки, где можно рассмотреть остатки городища и деревянных построек XI-XIII веков, уличные мостовые, даже несколько предметов обихода. Дальше двигай в музей защитников Брестской крепости . Территория музея просто огромная - чтобы обойти все и не сбить дыхание, понадобится часа три. Больше всего пробирает в V форте - полузаброшенном укреплении с бронированными дверьми, узкими бойницами, подземными коридорами и полной тишиной. Скорее всего, ты будешь здесь единственным туристом.

Как добраться? Проще всего ехать на поезде - € 4-10, три-четыре часа - и ты на месте. Эти же 350 км можно преодолеть на автобусе (€ 7-9) или на своем авто (трасса М1).

4. Ольманские болота

Столинский район

Эти болота занимают 75% площади Столинского района - единственный сохранившийся у нас в естественном состоянии комплекс верховых, переходных и низинных болот. Экологи не могут нарадоваться: здесь обитает 687 видов растений, 151 вид птиц (25 из Красной книги) и 26 видов млекопитающих. Интересно, что в 60-ых годах прошлого века в Ольманах находился авиационный полигон, поэтому в болотах до сих пор есть неразорвавшиеся снаряды и бомбы.

Особый интерес представляет экотропа длиной почти в полтора километра. Она идет вдоль озера Большое Засоминое, на другом берегу которого уже Украина. Второй маршрут приведет тебя к 40-метровой вышке, с которой очень удобно осматривать окрестности и биоразнообразие. Спроси у местных, где здесь «море Геродота» - Большое и Малое Засоминое и еще 23 озера.

Обрати внимание, если ты иностранец, за посещение болот придется заранее заплатить 10 базовых (€ 114). Больше информации про экскурсии - .

Как добраться? Классика жанра - автобус или маршрутка из Минска до Столина.

5. Беловежская пуща

Беларусский повод для гордости - самый большой и старый лесной массив Европы, охраняется ЮНЕСКО. Да, здесь в дикой природе водятся зубры. Да, на них можно даже охотится (если хватит совести). Да, это здесь подписали соглашение о развале СССР . Да, именно здесь живет беларусский Дед Мороз (его резиденция работает даже летом - но костюмчик у деда облегченный). Дыши реликтовым воздухом, рассекай на велосипеде, корми зубра в вольере хлебушком с руки, сгоняй посмотреть на Каменецкую вежу , которой уже более 700 лет.

Как добраться? Расстояние Минск - Брест советуем преодолеть на поезде, а дальше до Каменца ехать на автобусе. Для более нетерпеливых ходят прямые маршрутки.

6. Иезуитский коллегиум

Пинск, ул. Ленина, 1

Пинск - второй в Беларуси по числу сохранившихся достопримечательностей (на первом месте - Гродно). Внимания особенно заслуживает здание коллегиума, построенного в XVII веке как суперпрестижное учебное заведение. Брали туда талантливых студентов независимо от их достатка. Если обходить здание, вид будет разный: с реки это непреступная крепость, со двора - открытая книга. Сейчас в коллегиуме симпатичный музей беларусского Полесья, где можно посмотреть на невонючих чучел или присесть на деревянный велосипед. Дальше по Ленина - монастырь францисканцев с «Пинской мадонной» и крутыми магнитиками, дворец Бутримовичей (в нем сейчас ЗАГС), дом Орды и кампус Полесского университета. Набережная в Пинске длиной в 2,5 км - гулять с красивым видом можно долго.

Как добраться? За три часа можно доехать на маршрутке - приготовь € 3 за проезд. Раз в два дня можно поехать на вечернем поезде - садишь в Минске в 17.37, в 22.55 ты в Пинске. Очень удобно!

7. Полесье

Брестская область

Самая большая из европейских болотных территорий, которая занимает примерно 30% карты Беларуси. Терра инкогнита размером с компактную страну, с изолированными деревнями и коренными жителями, полешуками, у которых свой особенный язык. Чтобы прочувствовать всю прелесть жизни на Полесье, нужно дождаться весеннего разлива Припяти. Идеальный вариант - взять лодку и поплавать по беларусским деревням, которые затапливает каждую весну. Выбирай на свой вкус - от Турова до Пинска.

Как добраться? Как доехать до Пинска - смотри выше.

ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

8. Мирский замок

Мир, ул. Красноармейская, 2

9. Коложская церковь

Гродно, ул. Коложа, 6

Борисоглебская или Коложская церковь появилась на языческом копище у Замковой горы в Гродно еще в XI веке - это одно из немногий зданий периода Древней Руси в Беларуси, правда, знатно перестроенное. Церковь не оштукатурена снаружи, а потому можешь посмотреть на все инженерные решения тогдашних строителей. Церковь стоит на крутом берегу Немана

Как добраться? Из любого пункта страны до Гродно можно добраться на ж/д - город связан с 142 станциями Беларуси. Из Минска поезда идут несколько раз в день, электроны - еще чаще. В твоем распоряжении также автобусы и маршрутки (€ 7).

10. Костел святой троицы в Гервятах

Деревня Гервяты, Островецкий район

Самый высокий в Беларуси костел - 61 метр (24-этажный дом!), и единственный, построенный по всем канонам неоготики. Он был возведен на месте деревянного костела XVI века архитектором Альшаловским. Для строительство специально организовали кирпичный заводи или параллельно со всех окрестностей собирали яйца - их добавляли для укрепления в раствор извести. Шифер специально привозили из Германии. Здесь ты можешь узнать, как выглядит аркбутан - наружная полуарка, которая распределяет нагрузку с основной стены и стоит отдельно (вспоминай Нотр-Дам де Пари) - для Беларуси это совершенно нетипично. Обязательно послушай мессу - она идет на беларусском, польском и литовском, и прогуляйся по парку - он, возможно, даже круче, чем костел. К слову, в окрестностях тоже .

Как добраться? Самый оптимальный вариант, конечно, ехать на машине. Если такой возможности нет, езжай до Островца, а потом автостопом до Гервят (через Ворняны).

Немново, Гродненский район

Судоходный канал, построенный в XIX веке, чтобы создать путь от Черного моря до Балтийского. Крутых инженерных сооружений, продуманных так хитро, давно, и сохранившихся практически в первозданном виде, всего два - в Великобритании и Швеции. Длина канала - 101 км, 22 из них на территории Беларуси в приграничной зоне. Привет, упрощенный визовый режим ! Шлюзы, разводные мосты, колонны - удивительно, как слаженно все работает. По каналу можно прокатиться на теплоходике «Неман», прогуляться вдоль пешком, сходить в музей канала, сплавиться на байдарке, посмотреть на уцелевшую усадьбу в Святске, созданную в XVIII веке по проекту итальянского архитектора Джузеппе де Сакко.

Как добраться? Из Минска стартуй на машине (направление Воложин - Лида - Скидель, 327 км). Из Гродно можно ехать на авто или автобусе (Гродно - Горячки, Гродно - Немново, Гродно - Калеты, остановка «Августовский канал» или «Соничи»).

12. Слонимская синагога

Слоним, ул. Советская, 1

Барочная синагога 1642 года, одна из самых старых в стране. В полуразрушенном здании сохранилось пафосное и богатое внутреннее убранство. Синагога сильно пострадала во время войны 1812 года, но быстро была восстановлена - еврейское сообщество в Слониме считалось тогда одним из самых мощных в стране. В конце XIX века в городе работала 21 синагога, а более 70% жителей были евреями. В 2000-м здание вернули верующим, но реставрационных работ не проводилось. Обязательно рассмотри лепнину, арон а-кадеш и росписи - все это отлично сохранилось.

Как добраться? Прыгай в маршрутку - домчишь за два с половиной часа.

13. Мурованковская церковь-крепость

Деревня Мурованка, Щучинский район

600-летний храм задумывался не только как место для богослужения, но и как оборонное сооружение - в XVI-м веке иначе было никак. Церковь выглядит как настоящий замок - стены двухметровой толщины, окна-бойницы, башни. Храм в Мурованке пережил много войн и был сильно поврежден во время русско-польской войны. В 1882 году была проведена мощная реставрация, на одной из башен сделали колокольню. Удачный микс готики и ренессанса, камень, кирпич и окно-роза. Кирпич, к слову, особенный - «царская лилия» - символ чистоты Богоматери. Исторические факты и легенды говорят о том, что из церкви было прорыто множество подземных ходов - правда, сейчас не понятно, откуда они начинались и куда вели.

Как добраться? Из Минска до Щучина можно доехать на автобусе , сама церковь находится в 3 км от деревни Можейково.

14. Новогрудский замок

Новогрудок

Новогрудок - древний беларусский город, который был первой столицей ВКЛ. Главная точка притяжения в городе - руины замка, стоявшего здесь еще в XII веке. Через 6 столетий после первого упоминания его разрушили шведы - почти до теперешнего состояния. Из всех конструкций остались две стены - Костельная и Щитовая - друг напротив друга. С Замкового холма открывается прекрасный вид - лучшего места для пикника не найти. Обязательно наведайся в дом-музей Адама Мицкевича, который родился и жил в Новогрудке, зайди в костел Преображения Господнего , отлично сохранившийся в 1714 года, обрати внимание на Борисоглебскую церковь , которой уже больше 500 лет.

Как добраться? Доехать из Минска ловчее всего получится на маршрутке (€ 2) или автобусе, а вот на ж/д рассчитывать не стоит.

15. Церковь св. Михаила Архангела

Сынковичи, Зельвенский район

Самый крупный в Беларуси храм оборонного типа. Мощная неприступная церковь построена в XV веке - башни, бойницы на серьезной высоте, толстые стены - это настоящий маленький замок. Въездная брама, кстати, тоже заслуживает внимания - она сохранилась с 1880 года. В пешей доступности - здание усадьбы XIX века, которую потом превратили в спиртзавод. Кстати, интересна легенда о том, почему место называется Сынковичи. Храм строили отец с сыном. В какой-то момент сын сорвался с лесов и разбился насмерть. Отец в отчаянии кричал ему: «Сынку, сынку!» Так появилось название деревни, окружающей церковь. Над входом в церковь можно увидеть выступ, который напоминает крышку гроба.

Как добраться? Из Минска относительно легко можно добраться до Зельвы - на рейсовом автобусе. Дальше - только на машине или попутке.

16. Дворец Четвертинских

Деревня Желудок, Щучинский район

Одно из самых кинематографичных мест страны - недаром здесь снимали первый (и последний) беларусский хорор под названием «Масакра ». Киношные декорации есть и сейчас: фанерная плитка, нарисованные следы пожара на фасаде. От советских времен во дворце остался киноклуб с будкой и звездная символика.

17. Кревcкий замок

Крево

Пожалуй, самые живописные руины из нашего гайда. Замок в Крево датируется XIV веком. Эти стены видели многое: в 1382 году здесь убили князя Кейстута, отца Витовта, в 1385 подписали унию, в XVI веке замок отражал атаки татар и москвичей, а уже в XIX веке его перестали рассматривать как толковое укрепление и забросили. Руины законсервировали в 1929 году - так они стоят до сих пор.

Послушай, как между стенами гуляет ветер, зайди в красивенную церковь Александра Невского или строгий костел , найди бывшее капище язычников - хоть сейчас Крево и считается деревней, свидетелей былого величия здесь предостаточно.

Как добраться? Минск - Сморгонь - автобус или поезд, а дальше - на салатовом региональном автобусе «МАЗ» со шторками.

МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

18. Несвижский замок

Несвиж

В XVI веке Несвиж стал родовом гнездом Радзивиллов, главной династии в истории Великого Княжества Литовского. Например, сюда частенько наведывался король Польши, а представители магнатского рода занимали важнейшие должности в государстве. Понимаешь размах строений - дворцово-парковый комплекс занимает 90 га. В Несвижском замке можно посмотреть на ранний ренессанс, барокко, неоклассицизм и модернизм. Попроси рассказать тебе о мести Бонны Сфорцы и показать позолоченных апостолов высотой с человека.

Как добраться? Доехать до Несвижа можно, двигаясь от Минска по брестской трассе. Если решишь отправиться на автобусе, расписание можно найти .

19. Город Солнца в Минске

Минск

Минск - свидетель и жертва имперских амбиций советских властей. Прочувствовать это можно во время прогулки по проспекту Независимости - прямой асфальтированной стреле, которая тянется 15 км и разрезает город пополам. Писатель Артур Клинов для обозначения сталинского ампира в Минске придумал термин «Город Солнца». Минск как главная артерия Большой Коммунистической Мечты, построенный по подобию Рима. Привокзальная площадь с «воротами», площадь Ленина, улицы Маркса, Кирова, Свердлова - цельная застройка идеального города для жизни по мнению советских властей.

Как добраться? Рассказываем в .

20. Хатынь

Деревня Хатынь / деревня Мокрадь, Логойский район

Качественная советская документалистика. был создан на месте деревни, которую сожгли фашисты во время Второй мировой. Всех жителей согнали в амбар и подожгли его - и так же поступили с жителями 628 деревень. Для подготовки к поездке обязательно зацени фильм «Иди и смотри » 1985-го года режиссера Элема Климова. Информация по билетам и времени работы комплекса .

Как добраться? Если едешь на машине, тебе на трассу М3 (59 км). Общественный транспорт не ходит - если поедешь на попутке, от трассы придется идти 5 км пешком.

21. Налибокская пуща

Воложинский район

Самый большой в Беларуси лесной массив - в три раза больше Мальты! Здесь самая богатая флора, четверть растений являются лечебными, многие занесены в Красную книгу. С животными тоже все в порядке - например, здесь обитает 29 видов редких птиц. Пуща окружена тремя крупными реками - Неманом, Березиной и Усой, а потому места здесь невероятно живописные. И не особенно доступны - как Сванетия в Грузии. Например, во время Второй мировой в Налибокской пуще прятались 20 тысяч человек. Будь смелым или смелой и соверши марш-бросок в гущу векового леса. Обязательно посмотри на озеро Кромань, Лавришевский монастырь, основанный в XIII веке, усадьбу Тышкевичей в деревне Вялое и поплавай в реке голышом - здесь ты можешь себе это позволить.

Как добраться? Твой единственный шанс - автомобиль, из Минска доберешься за час.

22. Музей народной архитектуры и быта Строчицы

Поселок Озерцо, Минский район

Крестьянская Беларусь в миниатюре. Музей под открытым небом, где представлена стародавняя застройка трех регионов Беларуси: Центральной части, Поозерья и Поднепровья. Этнологическое исследование придется проводить на материале церкви, приходской школы, мельницы, бани и крестьянских хат. Все это разбросано в живописных полях - не забудь зарядить телефон для фото. Для настроения советуем махнуть хреновухи в корчме на входе!

Как добраться? Все подробности - на сайте .

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

23. Гомельский парк

Гомель

В дворцово-парковый ансамбль в Гомеле нужно ехать весной, когда огромный парк резко зеленеет и цветет, Сож становится полноводным, а вечера уже достаточно теплые, чтобы задумчиво бродить возле Дворца Румянцевых-Паскевичей и смотреть на темную воду. Дворцовый ансамбль - самый большой по размерам кусок исторической застройки, сохранившийся без нарушения монолитности. Российская императрица Екатерина II презентовала Гомель своему фавориту графу Румянцеву for fun, и тот построился на берегу Сожа. Потом дворец перешел к полководцу Паскевичу, который волевым решением построил целый комплекс хозпостроек: домик охотника, зимний сад, несколько церквей. Круче всего сохранился пейзажный парк на 24 га - здесь можно гулять полдня, если предварительно подкрепиться гомельским шоколадом «Спартак» с 90% какао.

24. Усадьба Герардов

Демьянки, Добрушский район

Симпатичная усадьба в псевдорусском стиле - в зоне отселения. Здание из красного кирпича построили на средства русского чиновника, генерал-губернатора Финляндии Николая Герарда во второй половине XIX века. Усадьба стоит на пригорке, пересеченном рвом - декоративную роль играет мост, прекрасно сохранился парк с редкими видами деревьев и удивительная тишина. Если ты ищешь место, где точно не будет туристов - тебе сюда. Кстати, попасть сюда можно совершенно легально.

Как добраться? Попасть можно на Радуницу - тогда пускают без пропуска. В остальное время пропуск нужно оформлять в Добруше. Чтобы попасть в Добруш, купи билеты на поезд Минск - Гомель, а дальше езжай на электричке или пригородном автобусе.

25. Музей старообрядчества

Ветка, Красная пл., 5

В XVII веке город Ветка облюбовали гонимые староверы. Патологически толерантные беларусы их не трогали, а потому здесь до сих пор в отличном состоянии сохранились старообрядческие иконы, рукописи и печатные книги XVI-XIX веков, коллекции тканей и предметов быта. Музей интерактивный - здесь, например, можно обучиться традиционному ткачеству.

Как добраться? Как доехать до Гомеля, а дальше бери пригородный автобус - нужно преодолеть всего 22 км.

МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

26. Бобруйская крепость

Бобруйск

Эта мощная фортификация - плановое строительство в рамках подготовки к войне с Наполеоном. Для ее строительства фактически разрушили город, который существовал здесь до этого. Крепость таки выдержала продолжительную осаду французов, а после войны выполняла функцию тюрьмы. Поговаривают, что в одном из фортов Бобруйской крепости есть камера в форме яйца, в которой заключенные сходили с ума после пары недель заточения. Не зря Герцен, вспоминая Бобруйск, писал: «Пусть Сибирь, пусть, что угодно, но не эта страшная тюрьма на реке Березина». Теперь по вросшей в землю крепости просто прикольно полазить, например, побывать в заброшенной гауптвахте , перестроенной из иезуитского костела. Сейчас крепость - это 7 бастионов, растянутых на площадь в несколько км. Некоторые забетонированы, другие можно облазить вдоль и поперек. Прихвати фонарик! Крепость несколько раз горела, а потому не надевай парадные штанцы - можно выпачкаться в сажу. В паре шагов от крепости, кажется, приземлились инопланетяне. На самом деле, это Бобруйская ледовая арена на 7 тысяч зрителей.

Как добраться? Полтора часа на поезде из Минска на модной электричке Stadler (или 2 на обычной) - и ты уже гуляешь по колоритному Бобруйску и пытаешься сосчитать все упоминания бобров. Второй вариант - едешь на автобусе или частной маршрутке .

27. Усадьба графского рода Толстых

Деревня Грудиновка, Быховский район

Одно из самых красивых и таинственных мест в стране - графский дом Толстых. И хотя Лев Николаевич так и не доехал до дома, заглянуть на усадьбу стоит. Тебя ждет двухэтажная усадьба с куполами, колоннами, парадной лестницей и открытой террасой с видом на парк. Поблуждай как следует по 10-гекторовому парку, найди здесь сибирский кедр, который растет здесь уже больше 100 лет, пройдись по дворцу - совсем недавно здесь размещалась школа и санаторий для больных детей, а потому здесь сохранились крашенные зеленым стены и совковый гардероб с номерками - странный контраст с

Туроператор по Прибалтике, Кавказу и Средней Азии

Самые популярные туры

Достопримечательности Мира

Свято-Троицкая церковь

Троицкая церковь в Мире была возведена на центральной площади города Мир в 1533-1550 годах по инициативе князя Николая Радзивилла Черного. Первоначально она была православной, а затем униатской, а в 1705 году при ней был основан базилианский монастырь со школой, который просуществовал до 1824 года. Затем церковь вернули православным христианам, причем из 3 000 тысяч прихожан-униатов большинство решило перейти в православную веру, и только около 200 человек остались католиками.

В 1865 года церковь была уничтожена пожаром — уцелели одни стены, а также удалось спасти часть внутреннего убранства - иконостас и богослужебную утварь. После этого, в 1873-1875 годах, церковь капитально отреставрировали на средства прихожан, перестроив до неузнаваемости: вместо памятника архитектуры раннего барокко получился храм в псевдорусском стиле с пятью небольшими куполами и звонницей. Над притвором была возведена увенчанная маковкой шатровая колокольня, два верхних яруса которой построены из дерева. Над крышей основного объема — пять глухих луковичных куполов. Светлые стены опоясаны профилированными карнизами и прорезаны круглыми и прямоугольными окнами с арочными завершениями. Над входом расположен круглый проем с мозаичным панно на тему ветхозаветной Троицы.Главный иконостас после пожара всё же был заменен на новый. В 1875 году храм торжественно освятили.

До Первой мировой войны в Троицкой церкви хранилась древняя почитаемая Мирская икона Божьей Матери. Сегодня на ее месте располагается список Почаевской иконы Божьей Матери.

В настоящее время Троицкая церковь в местечке Мир очень оригинально вписывается в планировку улиц. Несмотря на небольшую высоту, его синие купола видны из далеких уголков города Мира.

Старинная аптека

Напротив входа в церковь на площади находится старинная аптека, построенная во второй половине XIX века. Первая аптека в местечке Мир располагалась в замке и обслуживала княжескую семью. В XIX веке появилась аптека «магазин для торговли аптечными веществами » на Базарной (торговой) площади в доме, принадлежавшем церкви. Как раз в этом доме аптека работает и сейчас, оставаясь такой же востребованной, как и прежде. Реставраторы утверждают, что дом, в котором она располагается, после реконструкции в 2001-2003 годов сохранил свою первозданность.

Николаевский костёл

На южной, стороне главной площади Мира находится католический храм —Николаевский костёл начала XVII века.

Первоначальный деревянный костёл в Мире был возведен еще в начале XVI века Ильиничами. Новый костёл, тоже деревянный, появился при князе Радзивилле Сиротке и был освящен его братом епископом виленским Юрием Радзивиллом в 1587 году в честь небесного покровителя князя, святого Николая.

В 1599-1604 годах храм разобрали и перестроили в камне, повторно освятив в 1605 году.
Авторство проекта приписывают известному итальянскому архитектору Дж. М. Бернардони, много строившему в Польше и Великом княжестве Литовском. В Несвиже зодчий работал более десяти лет. Там он создал знаменитый фарный костёл иезуитов. Костёл в Мире заметно строже и проще по архитектуре: это храм в стиле ренессанс с элементами оборонного зодчества. Вероятнее всего, Бернардони не принимал непосредственного участия в строительстве мирского костёла, поскольку к этому времени переехал в Краков. Работами мог руководить сам князь Радзивилл.

На протяжении столетий внешний вид Николаевского костёла не менялся, лишь в 1710 году были проведены ремонтные работы: восстановлен сам храм, хозяйственные постройки, заказан огромный колокол в честь победы над шведами.

В 1879 году храм имел два иконостаса. В церкви хранилось убранство для священнослужителей, серебряный литургический набор посуды, богослужебные Евангелия. На колокольне имелось шесть колоколов, самый большой из которых (тот самый, заказанный в честь победы над шведами) был отлит по указу 8-летнего князя Радзивилла Рыбоньки в 1710 году (на колоколе стояло его имя). В годы Первой мировой войны колокол был по указу царских властей отправлен на переплавку.

После разгрома Польского восстания многие католические храмы на территории современной Белоруссии были закрыты царским правительством. Такая же судьба постигла и Николаевский костёл в Мире. В 1865 году его передали православным, переосвятив в церковь Св. Николая.

Два верхних яруса главной башни были утрачены при переделке костёла под православную церковь в 1865 году (по другим данным — после Второй мировой войны). Ранее башню венчал покатый четырехскатный шатер типа «колпак», характерный для замкового зодчества. Сейчас башня накрыта четырехскатным шатром в стиле башен Мирского замка.

В 1921 году, когда поселок стал частью Польши, храм вернули католикам, и он действовал до 1940-х годов. В послевоенное время костёл пустовал и разрушался. В 1990 году храм был возвращен верующим, и в 2001 году начались реставрационные работы.

Общий облик костёла весьма гармоничен, благодаря выразительному «замковому» силуэту, строгой оборонной архитектуре, цвету и фактуре материалов он хорошо сочетается с Мирским замком.

Декор костёла минимален: боковые фасады прорезаны полукруглыми арочными окнами, а главная башня поделена профилированными карнизами на ярусы и украшена глубокими нишами. В свое время доминантой интерьера Николаевского костёла был алтарь Св. Антония с пышной резьбой и позолотой в стиле барокко. Теперь его сменил более скромный современный алтарь. Пол выложен мраморными плитами.

Вход в храм предваряет ворота крытые черепицей и ограда (на табличке указан 1805 год). Ранее ворота были увенчаны тремя куполами и железными крестами; на воротах имелись один большой колокол и три поменьше, а с правой стороны от ворот стояла деревянная звонница с большим колоколом.

Здание приходской школы и больницы

В 1609 году слева от входных ворот рядом с костёлом возвели двухэтажный дом священника. Благодаря заботам князя Сиротки, с начала XVII века при храме также действовали приходская школа и больница-богадельня («шпиталь»). В главный фасад дома вмурована памятная доска в честь мецената Радзивилла с латинской надписью, датируемая 1609 годом. Текст, написанный на латыни, гласит: «Для себя строю дом, но и тебе, наследник, завещаю этот дар: если хорош — с благодарностью прими его, если нет, построй себе новый». Не исключено, что авторство фрагмента текста мемориальной доски на стене здания принадлежит самому князю Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке.
Больница была разрушена во время военных действий в середине XVII века, остальные здания сильно пострадали в ходе Северной войны.

Часовня усыпальница Святополк-Мирских

Часовня усыпальница Святополк-Мирских входит в архитектурный ансамбль Мирского замка. Она представляет собой небольшую церковь, которая плавно переходит в одну стройную башню звонницу.

В 1898 году после смерти князя Николая Святополк-Мирского его жена, княгиня Клеопатра Михайловна, решила построить в поселке часовню-усыпальницу для всего рода Святополк-Мирских.
Часовня была построена по проекту именитого петербургского архитектора Роберта Марфельда, который известен своими шедеврами в стиле модерн. Он постарался построить здание, органично вписывающееся в существовавший комплекс Мирского замка.

Возведение часовни началось в 1904 году, ее место определили на пригорке под восточным замковым валом на берегу красивого озера. Часовня была построена из красного кирпича, серого бутового камня.

Главный фасад часовни украшает великолепная золотая мозаика с ликом Спаса Вседержителя Пантократора. Эскиз для нее выполнил Н. Харламов в строгом соответствии с византийской традицией. Мозаика с ее насыщенными цветами, сияющим золотым фоном и пристальным взглядом Христа производит сильное впечатление. Загадочной особенностью этого панно является то, что с какой бы стороны вы не смотрели на него, глаза Иисуса всегда будут смотреть на вас.

Часовня была посвящена Св.Николаю - покровителю рода Святополк-Мирских. Недалеко от мозаики расположился свинцовый герб рода Святополк-Мирских. Внутреннее пространство усыпальницы состояло из главного зала, предназначавшегося для семейных богослужений, и склепа на 20 захоронений, расположенного под ним.

Шесть лет понадобилось, чтобы построить в Мире часовню-усыпальницу Святополк-Мирских. Домовая церковь князей Святополк-Мирских начала действовать в 1910 году, как раз в год смерти ее заказчицы - княгини Клеопатры Михайловны. Она умерла в Мире 18 февраля того же года после окончания всех строительных работ, словно исполнив свой последний долг перед мужем и сыном, прах которых был перенесен сюда из разных мест.

За время войн и послевоенной разрухи часовня-усыпальница Святополк-Мирских была разграблена и постепенно приходила в упадок и разрушалась. Лишь в 2004 году началась ее реконструкция: был отлит колокол и установлены мозаичные иконы. Через год в ней прошло первое символическое богослужение в память о семье князей Святополк-Мирских. В 2008 году завершилась реставрация в интерьерах часовни. Интерьер церкви был воссоздан по сохранившимся документальным фотографиям. В оформлении преобладают спокойные терракотовые и фиолетовые тона, строгий геометрический орнамент. Восстановили также облицованные кафелем печи.

В витринах демонстрируются иконы русской школы начала ХХ века из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь

По соседству с часовней-усыпальницей Святополк-Мирских находятся въездные ворота с домом сторожа. Домик сторожа был построен в начале XX века в едином стиле с усыпальницей. Это небольшое, квадратное здание из красного кирпича и камня с бутовыми вставками, с примыкающей к нему въездной аркой с коваными воротами.

Ворота (брама) образованы аркой, перекинутой от домика сторожа на квадратный столб.

В первой половине XX века через эти ворота проходила дорога из местечка Мир к княжеской усыпальнице. Впервые домик сторожа упоминается в 1930-х годах.

После прихода Красной Армии и установления в Мире советской власти в домике продолжал жить княжеский сторож Стефан Карабан, который до того также был звонарем в церкви. Потомки Стефана жили в сторожке до 1990 года.

Синагогальный двор

Как известно из истории поселка Мир, местное население всегда отличалось неоднородным национальным составом: тут соседствовали католики, православные, мусульмане и иудеи. Деревянная мечеть до нашего времени не дошла. А вот так называемый синагогальный двор сохранился. В Мире вообще уцелело рекордное количество еврейских зданий, целый квартал.

Комплекс построек синагогального двора Мира разместился в центре местечка, к северо-западу от главной площади. Евреи в Мире поселились в XVII веке, а формирование уникального архитектурного ансамбля синагогального двора (прежде куда более обширного) началось в XVIII и завершилось к началу XX века. Евреи управлялись общинами — кагалами (переводится с иврита как «собрание»), имели своих старшин, свой суд и составляли основу торгового класса.

Сейчас большинство зданий синагогального комплекса обустроены под различные учреждения. Особое значение для еврейской культуры имела Мирская иешива (ешибот) «Иешива» в переводе с иврита означает «заседание».

Иешива

Иешива (ешибот) — еврейское высшее религиозное учебное заведение. Мирская иешива основана в 1815 г.. Авторитет Мирской иешивы в Беларуси и других странах был исключительно высок. В 1920-1930-х годах в этом знаменитом образовательном центре для последователей иудаизма занималось до четырехсот учащихся со всего мира. Около четверти составляли выходцы из Германии, Англии, Бельгии, Франции, Ирландии, Канады, Голландии, Швеции, Дании, Южной Африки, Америки и других стран. По количеству учеников это была вторая иешива для подготовки раввинов (после Воложинской иешивы). Учебное заведение было закрыто в 1940 год. Здание иешивы в Мире в настоящее время отреставрировано и содержится в отличном состоянии. Сейчас в нем размещается почта.

Бывшая главная синагога.

Бывшая главная синагога Мира — статное двухэтажное здание с колоннами, выдержанное в стиле классицизма, — была построена в 1896 года Использовалась она только во время основных иудейских праздников.

Синагога была местом молитвенных собраний и средоточием духовной и культурной жизни евреев. По некоторым данным, синагога была холодной, то есть неотапливаемой. Позднее тут было профтехучилище.

Частный музей Мирский посад

Практически напротив главной и купеческой синагоги есть частный музей «Мирский посад»
Музей создан силами местного жителя — энтузиаста, занимающегося сбором сведений и предметов быта, связанных с историей поселка Мир. Как утверждает владелец, музей устроен в здании той самой корчмы, где было написано стихотворение Сырокомли «Почтальон», ставшее в переложении на русский язык известной песней «Когда я на почте служил ямщиком».

Экспозиция рассказывает о культуре евреев Мира и судьбе Мирской иешивы, а также о жизни представителей прочих конфессий. Посетители могут узнать об истории поселка и его легендах, увидеть средневековые монеты, старинные еврейские книги и даже подлинную мебель из Мирского замка. В музее можно сделать фотографии, послушать старый патефон и посидеть на княжеской кровати. Старинные вещи разрешается брать в руки.


Top