Казахский национализм: миссия выполнима? “Уровень национализма в Казахстане постоянно растёт, а русских становится всё меньше” Но это смотря для кого. Понятно, что только не для самих казахов

По мнению Жениса , неказахи практически полностью отстранены от политической жизни Казахстана. Это связано с тем, что публичная политическая жизнь становится делом чисто «внутриказахским» .

- В последние годы публичная политическая жизнь в нашей стране, тем более связанная с оппозиционной деятельностью , все больше становится чисто внутриказахским делом , - говорит Байхожа .

Аполитичность русскоязычного населения, по словам журналиста, связана со страхом казахского национализма:

- Русских в Казахстане…останавливает страх перед возможным приходом к власти националистически настроенных политиков, - говорит Байхожа .

По словам Байхожи, неказахам приходится выбирать из двух зол: либо нынешняя власть, либо казахский национализм. А выбирают из двух зол всегда меньшее. И меньшим злом, по сравнению с национализмом, является коррупция.

- Ситуация напоминает шахматный цугцванг, когда любой из возможных вариантов является проигрышным, - поясняет Женис. - Либо нынешний режим... хотя и гарантирующий какое-то межэтническое спокойствие в стране, либо казахский национализм со всеми вытекающими из этого последствиями (в лучшем случае "чемодан - вокзал - Россия "). И "нетитульные", естественно, выбирают меньшее (для себя) из зол. Иначе говоря, казахские националисты сами толкают их в объятия власти .

Женис Байхожа говорит о том, что большинство авторов, которые пишут о казахском национализме, не видят его роли в создании «неказахской аполитичности». По мнению Байхожи, «даже те, кто называет себя сторонником цивилизованного, просвещенного национализма, почти прямым тексом говорят: "мы, казахи, - главные на этой земле, и только нам решать ее судьбу; наш язык - главный, и только на нем должно говорить все население страны", то о каком сплоченном гражданском обществе, способном предъявить власти консолидированные требования, можно вести речь? ».

По словам журналиста, казахские националисты считают, что представители других этносов не могут быть патриотами Казахстана:

- Если эти люди твердо стоят на том, что принцип пропорционального представительства различных этносов в госорганах для Казахстана неприемлем и даже опасен (мол, инородцы распродадут страну, а патриотами, по их мнению, могут быть только "титульные"), то как после этого можно призывать эти самые этносы к политической активности?

Лидеры казахских националистов тоже не прочь порассуждать о единой гражданской нации. Однако они видят ее создание только на собственных условиях, которые вряд ли могут устроить представителей этнических меньшинств. Очевидно, что здесь должно быть встречное движение со взаимными уступками, поиск консенсуса. Но для наших национал-патриотов, как мы не раз убеждались, существуют только два мнения: одно - их, а другое - ошибочное.

Назарбаев - великий компилятор. Казахстан превращается в образцовую постсоветскую республику, вбирая в себя наиболее характерные черты Украины, Белоруссии, а иногда и РФ.

За 2016 год численность самозанятых в Казахстане выросла на 42%. Казахские власти не могут пройти мимо, поэтому начинают борьбу с тунеядцами, в число которых попадут и фрилансеры. Казахские экономисты считают, что переход населения на фриланс негативно скажется на казахской экономике. Налогами фрилансеров не обложить, как и их работодателя, а когда на фриланс уходят бюджетники, их больше не заставишь голосовать за Назарбаева. Поэтому казахские власти отказываются от реформ трудового законодательства, которые могут защитить фрилансеров и их работодателей, а вместо этого будут реформировать социальную сферу, снижая пакет социальных услуг для формально безработных, и при этом трудоспособных граждан. Чувствуется гений Путина и его картофельного фюрера Лукашенко , которые тоже не любят самозанятых.

Продолжают казахи радоваться и языковой реформе . Казахстанский ученый Амангельды Айталы считает, что переход на латиницу - это «важный шаг к деколонизации, избавление от навязанного алфавита, обретение свободы». Ждем историй о древних высокоразвитых казахах, пользовавшихся латиницей и научивших ей дикие народы Европы.

Митинг в поддержку казахского языка

Смеяться можно сколько угодно, но язык - одна из важнейших частей культурного кода. И культурный код у казахов становится все более антирусским. Недавно некий Акеш Байбатыр предложил развешивать в казахских городах билборды с изображениями «врагов народа». В список врагов народа попали прорусские активисты, например, депутат парламента Ирина Смирнова, критиковавшая переход на латиницу за разрыв культурных связей с Россией.

И Байбатыр такой не один. Казахский журналист Марат Токашбашев недавно заявил о том, что Казахстан не многонациональная страна. Нация в Казахстане только одна, казахская. Все остальные лишь представители диаспор. Все по любимым федеральным лекалам. Казахам - национализм, русне - дружба народов.

Впрочем, национальную мифологию наши казахские евразийские братья предпочитают строить по лекалам украинским. Сегодня в Алма-Ате открыли памятник жертвам Ашаршылыка, казахского голодомора. Это уже второй памятник жертвам массового голода в Казахстане, причем оба созданы не по низовой инициативе местных властей, а по поручению Назарбаева. Ашаршылык казахи сравнивают с холокостом и говорят о том, что украинский голодомор и голод в Поволжье - детский лепет по сравнению с тем, что испытали на себе казахи. Виноваты, кстати, не коммунисты, виноваты русские. Так как Путин русскими не особо интересуется, на них можно отыграться.

За последние несколько лет в республике серьезно вырос уровень межэтнической отчужденности. Треть казахов и треть русских в Казахстане, по недавнему соцопросу, считают, что скоро в республике разразится крупный межэтнический конфликт. Большинство опрошенных казахов готовы сохранять с русскими только приятельские отношения, но учиться и работать вместе с ними не хотят. Казахские эксперты уже открыто говорят о том, что до гражданской войны как на Украине не дошло лишь потому, что большинство русского населения покинуло республику. Не забывают казахи и искать себе друзей: в эфире местного филиала «Радио Свобода» постоянно жалуются на имперские амбиции России и подготовку Кремлем гибридной войны против Казахстана.

Уровень национализма в Казахстане постоянно растет, а русских становится всё меньше. Если Россия не начнет влиять на казахское правительство с целью решения этой проблемы, то неизбежно грядет бойня, и обе стороны конфликта к ней готовы. Назарбаев (убежденный казахский националист) не вечен, и ему на смену придут еще более радикальные деятели.

Спасти три миллиона русских в Средней Азии может только национализм. Даже если вы толерантный и дружбанародный человек, поддержите русских националистов. Хотя бы ради казахов. Казахи так ждут гибридной войны - мы ведь не можем обмануть ожидания наших дорогих партнеров и братьев?

19081 9-10-2014, 23:09

АНАТОМИЯ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

ENG RUS KZ


Какова природа казахского национализма? Как считают наши сегодняшние собеседники, в его основании нет какой-то стройной общей идеологии. Скорее это набор разрозненных одиночных игроков, которые не стремятся к единому организующему началу. Правда, от этого казахский национализм не становится менее популярным среди населения.

Рустем Кадыржанов,

политолог:

"Националисты хотят, чтобы все казахи принимали то, что они пропагандируют"

Вопрос о том, можно ли считать национализм идеологией (наподобие либерализма, социал-демократии, консерватизма и т.д.), относится к числу спорных в современной политической теории. Одни ученые отвечают на этот вопрос утвердительно, другие - отрицательно. Но судя по тому, что в различных политологических энциклопедиях, сборниках и монографиях национализм относят к идеологиям, видимо, большинство придерживается этой позиции. Если говорить конкретно о казахском национализме, то его можно отнести к так называемой этнической идеологии. В принципиальном плане он ничем не отличается от любого иного этнического национализма.

На постсоветском пространстве этнический национализм называют еще титульным национализмом. Тогда как гражданский национализм - это политический национализм. Сегодня он существует на Западе, где нации объединяются вокруг идеологических символов (политические свободы, права человека, верховенство права, незыблемость частной собственности, индивидуализм и т.д.). На постсоветском же пространстве, в том числе и в Казахстане, нации строятся вокруг этнических символов (этнизация языка, культуры, истории, топонимики и т.д.).

К гражданскому национализму призывает власть. Его казахстанской разновидностью и является политика межэтнического согласия и стабильности.

А кто продвигает казахский этнический национализм? Это различные элиты: общественные деятели, писатели, журналисты, историки (профессиональные и непрофессиональные), музыканты, кинематографисты, другие деятели искусства.

Объединяют различные отряды казахского национализма ценности своего национального государства, независимости, языка, истории. Посмотрите, какую бурю вызвали слова Путина о том, что у казахов никогда не было своего государства. Есть и разъединяющие моменты. Например, отношение к вопросу о переходе казахского языка на латиницу.

Националисты хотят, чтобы все казахи принимали то, что они пропагандируют. Однако так исторически сложилось, что среди казахов много русифицированных людей, которые не разделяют их идеи относительно казахского языка, истории и других вопросов. Это вызывает досаду и неудовольствие националистов, которые называют русифицированных соплеменников "шала казахами". Опять же исторически получилось так, что нерусифицированными, или "нагыз", казахами были жители сельских местностей. Очевидно, их и можно считать социальной базой казахского национализма.

Диана Кудайбергенова,

эксперт в области национального строительства:

"Национализм из "бархатного" может перерасти в настоящий, которого все и боятся"

По мнению самих сторонников казахского национализма и их наиболее значимых лидеров, таких, например, как Айдос Сарым и Расул Жумалы, идеология у этого движения присутствует.

В своей научной работе я использую термин "идеология" в следующем значении - это набор определенных идей и ценностей, которые пропагандирует определенное политическое движение, группа или даже режим, и с которыми данная группа легко идентифицируется. Понятие "идеология" в Казахстане достаточно нестабильное и очень зависимое от контекста - это нужно принять во внимание сразу. Но я бы сказала, что казахский национализм, его четко выраженные и, самое главное, устойчивые цели и призывы (сохранение и улучшение позиций и статуса казахского языка, усиленное внимание к истории и развитию казахской культуры, главенствование казахского элемента в общественной и политической жизни, как бы данные сферы ни определялись националистами или их противниками) на данный момент являются устойчивой идеологией. Этот набор основных требований и нарративов, который сформировался в канун обретения независимости, в 1990-1991 годах, представляет собой достаточно целостную, хотя и немного узкую систему воззрений, за которой стоит множество разных движений, групп, отдельных личностей и т.д. Символизмом данной идеологии могут пользоваться и различные политические группы, которые не всегда можно отнести к сегменту казахских на-цио-налистов.

То есть получается, что идеология есть, но внятной политической или экономической программы, которая могла бы встать в оппозицию правящему режиму, нет. Так же, как нет и сильной политической структуры, объединяющей данные группы, - например, партии. Но очень много движений и таких вот "свободных радикалов".

Какой преимущественно характер носит казахский национализм - этнический или гражданский?

Здесь очень важен один нюанс: понятия гражданской и этнической нации или национализма (такая дурацкая дихотомия) давно изжили себя в науке. То есть, редко можно увидеть именно теоретическое применение этих концепций в серьезном академическом анализе на Западе. Эти термины стали тавтологическим оружием, своеобразным политическим языком, они особенно популярны в некоторых постсоветских странах. Поэтому вопрос несколько некорректен.

Конечно, любая на-цио-налистическая группа будет поддерживать интересы определенной этнической группы, и казахская националистская идеология в этом плане не одинока. Но отдельные программы националистов, которые я видела, представляют собой некий гибрид этно-гражданского национализма. В таких случаях ставится цель внедрить 100-процентное владение казахским языком, заменить определенные топографические названия и т.п., включая изменение названия гражданства на "казах" вместо "казахстанец" (например, "казах" русского происхождения), но называть все это политической нацией. Политическую нацию определяют, прежде всего, ценности и ориентиры, а с этим в нашей стране проблемы почти у всех политических игроков. Поэтому я бы сказала, что программы в основном носят более националистический характер в плане этничности.

Какие фигуры олицетворяют эти течения?

Есть несколько поколений ярких и ярых представителей - Мухтар Шаханов, Мухтар Тайжан, Дос Кушим, Айдос Сарым, Расул Жумалы, Жанболат Мамай и т.д. Вот их бы я выделила.

Какие идейные установки объединяют национал-патриотов, а какие разъединяют?

Объединяет, конечно, проблема языка. Это такая сильная точка притяжения большинства тех, кто находится в этом поле (мне не нравится термин "нацпаты" - это опять-таки такая тавтологическая система терминологии). А разъединяют подходы к решению проблемы. Попросту говоря, именно в данном поле мы видим очень много разрозненных одиночных игроков и вообще слабую политическую базу - у каждого свое видение. Может быть, один в "поле" и воин, особенно когда личность узнаваемая и имеющая достаточную аудиторию. Поэтому у каждого своя группа слушателей, но объединений пока не получилось.

Какова социальная база казахского национализма?

Тут я воспользуюсь случаем опять-таки напомнить о важности социологии и сказать о том, как у нас назрел вопрос, связанный с хорошими барометрами и замерами именно социальных настроений. База у казахского национализма обширная, и при желании ее можно распространить даже на сектор урбанизированной неказахскоязычной молодежи, хотя сам по себе и казахскоязычный электорат для таких идей достаточен. Об этом упоминается много и везде. К сожалению, в социально уязвимых слоях казахскоязычного населения (в особенности молодежи) может назреть нездоровый кризис, и тогда национализм из "бархатного" способен будет перерасти в национализм настоящий, которого все и боятся, то есть в более серьезную проблему. Но национально сочувствующих казахов много, и в этом повинны не только казахские националисты. Политика нацстроительства после обретения независимости была и остается очень ситуативной, в ней соседствуют и тенденции казахского этнического национализма, и линия на стабильность и дружбу народов. Так что до населения доходят и тот, и другой месседжи, но о казахской проблеме стали говорить больше.

Аскар Нурша,

эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента:

"Националистические лозунги имеют большой мобилизационный ресурс"

Тема казахского национализма вышла на первые полосы газет. Хотя был период, когда отечественные СМИ ее игнорировали. Но сегодня можно сказать, что внимание к казахскому национализму стало даже избыточным.

Связано это, главным образом, с двумя причинами. С одной стороны, казахские националисты все активнее проявляют себя во внутриполитических дискуссиях. Последние несколько лет показали, что националистические лозунги имеют большой мобилизационный ресурс, поэтому власти не могут игнорировать фактор национализма, тем более с учетом преобладания казахов в общей численности населения.

Сам по себе казахский национализм не является оппозиционным - это общественная среда, в которой власти работают и с которой им приходится считаться. Есть совпадающие позиции. Но есть моменты, где власти с националистами не согласны и сдерживают их в конструктивных рамках.

В последнее время усилилось внимание к теме казахского национализма в русскоязычном сегменте СМИ республики и со стороны присутствующих в казахстанском информационном пространстве российских экспертов и журналистов. Отсюда более широкое освещение данной темы в печатных изданиях, в Интернете.

Если говорить о нацио-нализме как о мировоззрении, то можно сказать, что национал-патриотические взгляды в Казахстане, как и в других странах, достаточно широко распространены. Если рассматривать его как политическую силу или политико-идеологическое течение, то казахских националистов можно назвать представителями общественного движения в самом широком смысле. Однако единого организующего начала не существует, как и общей идеологии. Мы можем говорить лишь о нескольких группах, объединенных вокруг харизматичных фигур, либо об отдельных общественно-политических деятелях, активистах, политологах и представителях интеллигенции.

Вопрос в том, что казахские националисты в массе своей не торопятся с созданием политических организаций и не формулируют свои идеологические установки в виде программных и концептуальных документов. В этом пространстве доминируют отдельные статьи и интервью, в которых излагается позиция по конкретным вопросам, плюс такая форма взаимодействия с властью и населением, как коллективные обращения в поддержку или против тех или иных принимаемых решений.

Однозначно оценить данное явление сложно. Казахский национализм надо рассматривать в нескольких плоскостях, где он будет иметь совершенно разное политическое значение и нюансы. Возьмем, например, вопрос национализма и тему защиты национальных интересов. В данном случае казахские националисты - это по факту первичная сигнальная система, которая срабатывает, если в казахском обществе возникает ощущение риска или угрозы. В нашем обществе гражданский патриотический сегмент слабо выражен. На фоне этой пассивности трибуну перехватывают те, чья лояльность к Казахстану сомнительна. С ними и вступают в дискуссию казахские националисты.

Если рассматривать казахский национализм с позиции становления гражданского общества, то проблема гораздо серьезнее. Усиление этнического фактора - это отражение низкого уровня гражданского сознания и признак слабого развития в стране политической системы. Получается, что тему патриотизма у провластных партий и у казахских националистов перехватить сегодня некому. В конструктивном поле такие силы отсутствуют.

Наконец, когда мы оцениваем фактор казахского национализма в плоскости задачи обеспечения межнационального мира и согласия, то становится понятным, почему власти стремятся сдерживать и ограничивать национализм. Всегда существует риск, что умеренные лидеры националистического движения утратят свое лидерство и уступят инициативу радикальным элементам, что чревато потрясениями для внутриполитической стабильности и межэтнического мира.

Участившиеся национально-ориентированные инициативы власти — это реакция государства на растущий в обществе национализм.

Почему вопросы этничности все больше овладевают умами казахстанцев, в чем особенности отечественного национализма, какие вызовы он несет? Ответы на эти вопросы в своей статье на портале sayasat.org предоставил шеф-редактор портала Бауржан Толегенов.

Казахский курултай, 100 новых учебников на казахском языке, международный проект «Мен қазақпын», перевод казахского языка на латинскую графику, программа «Туған жер», табуирование черных одеяний… За последние лет пять госаппарат не выдавал столько инициатив на этнические мотивы, как за последние несколько месяцев.

Безусловно, это бросается в глаза и заставляет задуматься о природе такого поворота. Зачем это власти? Это целенаправленная этнификация госполитики или же власть пытается таким маневром оседлать общественные настроения и расширить ядерный электорат накануне важных событий?

Судьба мультикультурализма по-казахстански

В 90-х годах рост национального самосознания был обусловлен восстановлением независимости и необходимостью «сшивания» этноса через возрождение культуры, языка, истории и т. д. Если говорить о природе национализма 90-х годов, то по сути это была реакция на политику Советского Союза, направленная на национальное возрождение. Но шансы для его политической институализации были призрачными, что было предопределено структурой этнического состава населения и соответственно позволило государству вывести национализм из публичной политики.

Параллельно проведенной операции по маргинализации национализма государством был выдвинут концепт гражданской нации, который активно артикулировался госаппаратом в нулевых годах. Однако

доморощенная версия мультикультурализма с каждым годом теряет релевантность

и это происходит пропорционально изменению демографической картины, а именно увеличению удельного веса коренного населения (около 70%). Свою роль играет и тот факт, что более 40% населения — это жители сельской местности. Этническое самосознание «разгоняют» и приводные ремни.

  1. Во-первых, изменение миропорядка и конфронтационная повестка международной политики усугубляется геополитическими тисками, в которых находится Казахстан.
  2. Во-вторых, агрессивное проникновение нетрадиционного (для казахов) ислама, отрицающего национальную идентичность в пользу религиозной.
  3. В-третьих, определенную роль играет российский фактор – державный национализм российской правящей элиты, безусловно, подпитывает рост национального самосознания казахов.

По большому счету, Казахстан, двигаясь к моноэтническому обществу, не имеет собственного идеологического стержня и остается в разноплановых культурно-идеологических координатах (арабская культура, русский мир, китайская цивилизация), которые фрагментируют и разрывают общество. И востребованность национализма как обществом, так и государством — своего рода защитная реакция на усугубляющий кризис идентичности.

Куда проник национализм

Усиление казахскости находит отражение в общественно-политических процессах. В частности, это проявляется в росте патриотической риторики, которая с каждым годом все громче и чаще звучит в общественных дискуссиях. На этой ниве сформировалась группа общественных деятелей и трендсеттеров, которые заняли нишу после ухода из политики представителей оппозиции призыва 90-х годов.

Не остался в стороне и рынок – потребительские запросы обслуживает соответствующая индустрия (от модных футболок на патриотическую тематику до собственного шоу-бизнеса, ориентированного исключительно на казахскоязычную аудиторию).

Неудивительно, что в экспертных дискуссиях ставится вопрос об институализации национал-патриотического движения. К примеру, эта тема активно муссировалась накануне последних парламентских выборов (2016 год). В итоге, партия «Ауыл», имевшая мандат на использование (в рамках политкорректности) этнической призмы, закончила электоральную кампанию на четвертом месте (2%). Фактически это была первая победа на публичном политическом поле, позволившая правому движению выйти из маргинальной ниши и частично легализоваться.

Этот пример показывает электоральный потенциал «казахскости» и заставляет власть обратить на себя внимание, а не отдавать на откуп контрагентам.

Однако вместе с ростом национального самосознания возникает проблема соотношения консерватизма и прогресса. На этой вилке государство обломало зубы, продвигая в прошлом году инициативу о частной собственности на землю. «Эпик фейл» с Земельным кодексом послужил еще одним мотивом для обращения власти к теме национального самосознания.

Без претензий на мессианство

В любом случае, национализм в Казахстане – это необратимый и закономерный процесс. По своему характеру он имеет оборонительный характер, без претензий на мессианство. В свою очередь, государство не может игнорировать (как делало это ранее) рост национального самосознания и уходя вправо пытается, с одной стороны, перехватить инициативу и навязать собственную повестку, а с другой, укрепить собственную легитимность.

Так или иначе, национализм в Казахстане вышел на новый этап эволюционирования, на котором важно задать правильную и нужную траекторию, чтобы казахский концепт был привлекательным, наполнился рациональным содержанием и нес прогресс. Во многом это зависит от действующих представителей национал-патриотического движения, от того, какие стандарты они заложат. Ведь в отсутствии политических традиций и прививок от популизма, национализм всегда имеет риск скатиться в махровую версию и дискредитировать себя.

Националисты как общественно-политическая сила присутствуют в любой стране. Казахстан не стал из этого правила исключением: молодая республика на стадии продолжающегося строительства этнически ориентированной государственности в некоторой степени даже нуждается в национал-патриотах и их идеологии. Однако проблема казахского национализма состоит в его антироссийском , даже русофобском характере. Активизация таких сил представляет несомненную угрозу интересам России в стране-партнере и регионе в целом.

Особенность лагеря казахских националистов заключается в отсутствии влиятельных, пользующихся широкой общественной поддержкой организаций с четкой идейной платформой. Пока местное националистическое движение представлено одиночно действующими т.н. национал-патриотами , сосредоточившими индивидуальную работу в медийном и интернет-пространстве, а также в рамках ограниченных публичных акций.

Среди видных казахских нацпатов (как их часто называют СМИ) известный политолог, публицист Айдос Сарым .

Именно А. Сарыма называют в числе организаторов общественного Антиевразийского форума, проведенного в апреле 2014 г., накануне подписания договора о Евразийском экономическом союзе в Астане. Участники мероприятия тогда не скупились на критику в адрес России, заявив о недопустимости воссоздания Советского Союза в лице ЕАЭС. Да и сам политолог не выбирает выражений, характеризуя российскую политику. На ленте аккаунта в Facebook А. Сарым следующим образом оценил текущее состояние российско-казахстанских отношений: «Это надо же так! Все есть. Древняя история. Славные традиции. Богатая культура. Красноречивый эпос. Бескрайние степи. Прекрасные горы. Почти все климатические зоны. Хорошие добрые люди. Вся таблица Менделеева… И мля такой вот сосед…».

Интересное замечание А. Сарым высказал относительно роли этнических русских, составляющих 5-ю часть населения республики: «На постсоветском пространстве с наибольшими проблемами и в интеллектуальном, и в межэтническом, и в другом плане имеют те страны, которые имеют наибольшую долю русскоязычного населения. Это не говорит о том, что русские плохие. Это, скорее, говорит об отношении, как к колонии».

Несмотря на это, в конце марта 2016 г. публицист был избран в состав формируемого местной властью Общественного совета г. Алма-Аты. Одна из задач таких советов, создаваемых по всему Казахстану – предупреждать и разрешать социальные конфликты.

К лидерам местного националистического фронта относится также бывший дипломат (1992-2007 гг.) Расул Жумалы. C 2008 г. значится в числе редакторов националистически-оппозиционного издания «Exclusive», регулярно публикующего материалы антироссийского и антиевразийского характера. Активист прямо поддерживает местное маргинальное движение «Антигептил», преследующее цель прекращения пусков российских ракет-носителей с Байконура. На главной странице профиля националиста в Facebook в качестве фонового изображения размещена фотография «Протона», перечеркнутого красным крестом.

К активным деятелям националистического фронта республики можно отнести Мухтара Тайжана , ранее занимавшего экспертные должности на госслужбе (по некоторой информации, даже в Администрации Президента РК и Совете безопасности республики). Карьерное прошлое политика дает основание, по мнению многих казахстанских экспертов, предположить координацию деятельности нацпата со стороны властных структур.

Несмотря на заявление об уходе из политики в марте 2014 г., М. Тайжан в настоящее время продолжает вести националистическую пропаганду, не гнушаясь открыто антироссийских заявлений и популистских акций. В сентябре 2014 г. СМИ сообщали о том, что М. Тайжан выслал Владимиру Путину экземпляр советского учебника по истории Казахстана, якобы опровергающего слова российского президента о том, что именно Нурсултан Назарбаев стоит у истоков казахстанской государственности (имеется в виду выступление В. Путина на молодежном форуме «Селигер» в августе 2014 г.). В посте в Facebook от 30 марта 2016 г. нацпат разметил новость о падении российского штурмовика Су-25 в Приморском крае с комментарием по-казахски: «Я же говорю, что у них постоянно что-то падает. У других стран такого не бывает».

Ему же принадлежит следующая характеристика Дня Победы: «Была ли победа СССР 9 мая 1945 г. победой также и казахов как народа? Обрели ли мы свободу?.. Нет… Как до, так и после 1945 г. мы как были колониальным народом, так и продолжали оставаться, так и остаёмся». Примечательно, что именно 9 Мая часто становится объектом агрессивных нападок со стороны местных националистов, отрицающих за этим днем значение общенародного праздника.

К негласным лидерам молодежного крыла национал-патриотов относится Жанболат Мамай (редактор националистического издания «Ашык Алан» / «Трибуна»).

Популистский стиль работы молодого политика проявляется в его участии в публичных акциях, за что он даже подвергался задержанию правоохранительными органами. Ж. Мамаю принадлежат слова о том, что «голодомор в Казахстане является преступлением против человечности. Публичное отрицание геноцида казахов является надругательством над памятью миллионов жертв Голодомора и унижением достоинства казахского народа!». Отношение к текущему внутри- и внешнеполитическому курсу России нацпат выразил следующим образом: «В условиях, когда в России, вынужденной отстаивать свое право геополитического игрока, набирает силу откровенный фашизм, происходят тотальные криминализация, алкоголизация, наркотизация, когда экономика страны катится в тартарары, обещая превратить целое государство в одну масштабную зону перманентной нестабильности, Казахстану просто необходимо делать все с точностью до наоборот».

Перечисление популярных в Казахстане общественных деятелей, придерживающихся националистических лозунгов, можно продолжить поэтом, бывшим депутатом Верховного Совета СССР, с трибуны советского «парламента» осуждавшим сокрытие фактов подавления студенческих возмущений декабря 1986 г. в Алма-Ате, Мухтаром Шахановым. Сюда же относятся оппозиционеры, недавно осужденные за «разжигание межнациональной розни» – Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин, а также тюркофил Аскар Умаров (Кумыран), активисты движения «Антигептил» Улан Шамшетов и Болатбек Блялов.

Большинство из них объединяет антироссийская, нередко переходящая в открытую русофобию позиция. Традиционными объектами националистической пропаганды являются история Казахстана в ее колониальной или антисоветской трактовке и российско-казахстанские отношения, развивающиеся, с точки зрения националистов, по имперской и экспансионистской модели. Их особое неприятие вызывает статус русского языка, в котором они видят риски строительству национальной государственности, а также «пятая колонна» из этнических русских, от которой якобы исходит угроза сепаратизма в северных регионах республики.

По понятным причинам националистические силы Казахстана ищут поддержку в Турции и на Западе. Некоторые из них получают от иностранных НПО материальную помощь, как, например, ключевой «антигептиловец» Махамбет Абжан. Последний входит в число руководителей правозащитного объединения «Шанырак», которое функционирует в т.ч. за счет грантов ЕС и американского Национального института демократии. По экспертным оценкам, финансовую и организационную поддержку казахстанским националистическим структурам оказывает турецкая сторона, что во много объясняет активизировавшиеся в последнее время тюркские симпатии местных нацпатов.

Информационное содействие местным нацпатам оказывают западные СМИ. Казахстанская редакция американского радио «Свобода» («Азаттык») широко освещала события, связанные с судебным преследованием активистов Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина за разжигание национальной розни. Националисты были представлены в качестве жертв политического режима, а само преследование трактовалось как посягательство на свободу слова.

Представители лагеря казахских нацпатов установили контакты со сторонниками националистического движения в странах СНГ. В местной прессе появлялась неподтвержденная информация о причастности Ж. Мамая к делу русского националиста, лидеру движения против нелегальной миграции Александра Поткина (Белова). По состоянию на март 2016 г. продолжается судебное разбирательство в России по обвинению А. Поткина в легализации похищенных денежных средств (по делу БТА-банка), разжигании межнациональной розни и создании экстремистского сообщества, намеревавшегося сменить конституционный строй Казахстана. По данным некоторых казахстанских СМИ, Ж. Мамай и его напарница И. Иманбай участвовали в подборе молодежи для подготовки к экстремистским действиям (госпереворотам, цветным революциям) в тренировочном лагере в Чолпон-Ате (Киргизия) в рамках проекта «Злой казах». Сам Ж. Мамай, отрицая свое участие в этих мероприятиях, в то же время подтвердил факт встречи с А. Поткиным в феврале 2012 г.

Казахские националисты поддержали активистов Евромайдана в феврале 2014 г., выступив с трибуны в самом сердце украинской столицы. Среди ораторов были Ж. Мамай, М. Тайжан, С. Мамбеталин. В частности, М. Тайжан рассказал демонстрантам, как «население Казахстана страдает от российских военных полигонов, о вреде, наносимом [республике] Таможенным союзом, о засилье русских на Байконуре».

В заключение отметим, что говоря о казахском национализме, важно учитывать и общую специфику политической системы Казахстана, которая достаточно жестко контролируется официальной Астаной. Публичное декларирование определенной риторики любо напрямую осуществляется властью и подчиненными ей структурами, либо же допускается Акордой и нередко используется в собственных политических целях. Отсюда в экспертном сообществе Казахстана сложилось устойчивое мнение, что националистическая и антироссийская риторика присутствует в общественно-политическом дискурсе Казахстана, по меньшей мере, при «молчаливом согласии» власти.

В целом, казахский националистический лагерь, несмотря на свою текущую малочисленность, все же сформировал устойчивую идеологическую платформу, исключительно антироссийского характера. Устоявшиеся и доступные русофобские тезисы, перманентно вбрасываемые в общественный дискурс, имеют высокий взрывной потенциал и в случае обострения ситуации в стране могут быть оперативно задействованы заинтересованными внутренними и внешними силами в целях разрыва Казахстана с Россией.

Ностальгия по советскому прошлому воспринимается как «национальное предательство» и неуважение памяти «миллионов жертв советской власти» (группа в Facebook «Казакская Орда»).

Местные нацпаты нередко критикуют традиционные, связанный с советской традицией праздники: 23 Февраля, 8 Марта, День Победы, 31 декабря (группа в Facebook «Казакская Орда»).

Русский язык оценивается не иначе как «другой язык», чуждый казахской культуре (группа в Facebook «Казакская Орда»).


Top