Легкий танк т 70 чертежи. Самый массовый из легких

Первые боевые действия в 1941 году показали советскому военному командованию несовершенство танка Т-60. Противотанковые средства нацистской Германии легко пробивали броню этой боевой машины. Кроме того, Т-60 не был оснащен тем вооружением, с помощью которого можно противостоять врагу. Красная Армия нуждалась в более мощной и в то же время достаточно мобильной боевой машине. Ею стал легкий танк Т-70. В историю Великой Отечественной войны он вошел как один из самых востребованных видов вооружения. Данная статья представляет обзор танка Т-70.

Начало создания

Легкий танк Т-70 был собран мастерами Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). Данное предприятие специализировалось на изготовлении бронетехники: на заводе серийно выпускались танкетки Т-27 и малые плавающие танки Т-34А. Главным конструктором-разработчиком боевой машины стал известный военный инженер Астров Николай Александрович. В Великую Отечественную под его руководством была создана целая линейка легких танков.

Разработчики не исключали, что после усиления брони и вооружения Т-70 (танк) в дальнейшем будет нуждаться в более кардинальных конструкторских изменениях. Имело место опасение, что увеличение массы и размера боевой машины может негативно отразиться на работе его двигателя и коробки передач, которым придется функционировать в усиленном режиме.

Было принято решение оснастить советский танк Т-70 двигателем ЗИС-60, мощность которого достигала 100 л. с. Такие движки производились в Москве мастерами завода имени Сталина. Из-за вынужденной эвакуации ЗИСа и его сотрудников из Москвы в город Миасс (Урал) работы по созданию такого двигателя несколько приостановились. Было решено оснастить новый танк движком ЗИС-16. Его мощность составляла 86 л. с. С декабря 1941 г. танк Т-70 (фото внизу представляет особенности внешнего оформления данной боевой машины) значился под заводским обозначением ГАЗ-70.

Проектирование

В 1941 году Астров Н. А. предоставил в Главное бронетанковое управление Красной Армии свои конструкторские наработки по Т-70. Танк представлял собой бронетехнику, созданную на базе Т-60, но имеющую существенно усиленную броню и вооружение. Силовую установку решено было изготовить путем спаривания автомобильных движков. Первый образец установки (индекс ГАЗ-203) был готов к осени 1941 года.

Процесс проектирования выполнялся при помощи приема, характерного для автомобилестроения: с использованием специальных алюминиевых пластин, размеры которых составляли 300х700 см. Они, в свою очередь, разбивались на квадраты 20 х 20 см. На эти пластины наносились чертежи всех узлов и деталей внутренних и внешних видов Т-70. Танк за счет применения данного приема собирался достаточно быстро. Все его составные части отличались высокой точностью. С использованием этих чертежей была собрана как опытная модель танка Т-70, так и вся первая серия данных боевых машин.

Результат

В 1942-м была начата сборка Т-70. Танк был полностью сконструирован только в феврале. В этом же году он был направлен в Москву. При осмотре представителями Главного бронетанкового управления были выявлены недостатки Т-70. Танк, характеристики которого незначительно превосходили базовый Т-60, энтузиазма у членов комиссии не вызвал. По броневой защите он немного превзошел Т-60, а наличие 45-мм орудия нивелировалось, поскольку башня танка была рассчитана только на одного человека, вынужденного одновременно выполнять обязанности командира, наводчика и заряжающего. Астров Н. А. заверил комиссию, что данная никчемность танка Т-70 будет исправлена к марту.

Завершительный этап

В марте 1942 года в Москву был отправлен доработанный танк Т-70. Фото данной боевой машины представлены далее в статье. В результате наращивания брони нижний лобовой лист корпуса был утолщен до 0,45 см, верхний имел толщину 0,35 см. В результате конструкция танка была одобрена Главным комитетом обороны, а сам он был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной Армии как Т-70 - легкий танк. Фото демонстрирует внешнее оформление танка.

Производство

Согласно постановлению Главного комитета обороны, изготовление Т-70 должны осуществлять ГАЗ и заводы № 37 и 38. Однако поначалу на этих предприятиях не было налажено производство литых башен. Они изготавливались на других заводах. Согласно апрельскому плану по производству Т-70, рабочие ГАЗа собрали 50 танков. На кировском же заводе № 38 было собрано только 7. В Свердловске на предприятии № 37 сборка легкого танка так и не была налажена. Корпус танка изготавливался рабочими паровозостроительного завода в Мурманске.

Устройство корпуса

При изготовлении сварной граненой башни Т-70 применяются катаные листы. Их толщина составляет 3,5 и 4,5 см. Они обеспечили дифференцированную противопульную броневую защиту. Для усиления сварных швов используются клепки. Для сварной граненой башни применяют стальные листы толщиной 3,5 см. Башня танка была в виде усеченной пирамиды, для установки которой используется шариковая опора. Место ее расположения - средняя часть в корпусе танка. Чтобы усилить башню, конструкторы использовали броневые угольники. Они предназначались специально для сварных стыков между катаными листами башни. Для изготовления применялись бронированные плиты. В танке они соединялись друг с другом при помощи сварки.

В верхней части корпуса находился люк, который использовался механиком-водителем. Через люк осуществлялась посадка и высадка. Днище танка было оснащено аварийным люком - лазом. В первом варианте танка крышка люка оснащалась специальной смотровой щелью. В дальнейшем было решено ее заменить поворотным зеркальным перископическим прибором для наблюдения. С помощью данного приспособления командир мог осуществлять круговой обзор.

Структура машины

Т-70 состоял из пяти отделений:

  • Трансмиссионного.
  • Управленческого.
  • Моторного (правый борт).
  • Боевого (башня танка и левый борт).
  • Кормового, предназначенного для размещения топливных баков и радиатора.

Вооружение

Боевая машина оснащена:

  • 45-миллиметровой пушкой (образец 1938 года). Небольшим смещением орудия от продольной оси башни обеспечивалось удобство командира.
  • Спаренным пулеметом. Он расположен слева от пушки. Мог применяться для кругового обстрела.

Танк был рассчитан на ведение огня, высота линии которого составляла 154 см. Стрельба осуществлялась при помощи телескопического и механического прицелов. Механический использовался как резервный. Т-70 при прямой наводке мог осуществлять стрельбу на дистанции до одного километра.

Орудие было предназначено для ведения стрельбы на дистанции 4 км 800 м. Прицельный огонь был возможен на расстоянии, не превышающем 3 км 600 м. Скорострельность - 12 выстрелов в минуту.

Поворот башни осуществлялся при помощи установленного слева от командира специального шестеренчатого механизма. Место винтового подъемного механизма располагалось справа от командира. Было предусмотрено ножное управление стрельбой. Для этой цели предусмотрены специальные педали. Выполнить выстрел из танковой пушки можно было при помощи правой педали. Для работы спаренного пулемета предусматривалась левая педаль.

Пушка Т-70 была рассчитана на 90 выстрелов. В ее боекомплекте имелись бронебойные и осколочные снаряды. Спаренный танковый пулемет содержит 945 боеприпасов.

Для размещения двадцати пушечных боеприпасов конструкторами были созданы специальные магазины. Расположение снарядов в этих отсеках обеспечивало удобную работу командира танка. Для остальных семидесяти боеприпасов предназначались стандартные укладки. Они были размещены в боевом отделении вдоль бортов танка. Во время стрельбы бронебойным снарядом экстракцию гильз обеспечивала автоматика. По причине малой начальной скорости стрельбы осколочным снарядом откат ствола имел меньшую длину - его не хватало для полноценной работы автоматики. В результате после стрельбы осколочными боеприпасами экстракция гильзы производилась руками.

Теоретически Т-70 в течение одной минуты был способен выполнить 12 выстрелов. На практике скорострельность определялась более низкими показателями: не более пяти выстрелов. Объясняется это отсутствием заряжающего и необходимостью выполнять экстракцию гильз вручную.

Устройство силовой установки

В силовой установке ГАЗ-203 конструкторами были использованы два четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-202. Их суммарная мощность составляла 140 л. с. В данных движках соединение между собой коленчатых валов осуществлялось при помощи муфты, содержащей упругие втулки. Чтобы предотвратить поперечные колебания силовой установки, конструкторы соединили между собой картер в переднем двигателе и тягу правого борта. Процесс зажигания осуществлялся при помощи батарейной системы. Каждый двигатель был оснащен смазочными и топливными системами. В Т-70 предусмотрено наличие двух бензобаков. Их общая емкость составляла 440 литров. Место их расположения - левая часть в кормовом отделении. Для этой цели танк оснащался специальным, изолированным при помощи броневых перегородок, отсеком.

Коробка передач

В состав трансмиссии танка вошли:

  • Полуцентробежный двухдисковый главный фрикцион.
  • Четырехступенчатая коробка (автомобильный тип).
  • Главная передача, содержащая конический редуктор.
  • Бортовые фрикционы (две штуки), использующие ленточные тормоза.
  • Два однорядных бортовых редуктора.

При изготовлении коробки передач использовались детали грузовых автомобилей ЗИС-5.

Трак

Каждый борт танка оснащался:

  • Ведущим колесом, содержащим съемные зубцы, которыми обеспечивалось цевочное зацепление.
  • Пятью односкатными обрезиненными опорными катками.
  • Тремя поддерживающими цельнометаллическими катками.
  • Направляющим колесом, содержащим специальный кривошипный механизм, которым обеспечивалось натяжение гусеницы борта.
  • Одной мелкозвенчатой гусеницей. Она содержала 91 трак. Ширина гусеницы составляет 26 см.

Системой движителя танка использовалась индивидуальная торсионная подвеска.

Средства связи

Боевая машина была оборудована радиостанциями 9Р и 12РТ. Их местом расположения стала башня. Т-70 оснащались также внутренними переговорными устройствами ТПУ-2Ф. Командир мог поддерживать внутреннюю связь с механиком и при помощи светосигнального устройства, которым оснастили танк Т-70.

Технические характеристики

  • Длина танка - 4,29 м.
  • Ширина танка составляла 2,3 м.
  • Высота - 2,5 м.
  • Масса танка Т-70 достигала 9,2 тонны.
  • Запас хода боевой машины по грунтовой дороге составлял 235 км.
  • По шоссе - 350 км.
  • Т-70 обладал скоростью 42 км/ч.
  • Средний показатель давления на грунт составлял 0,67 кг/см 2 .

Модификация

Серийное изготовление Т-70 осуществлялось в двух вариантах:

  • Стандартный Т-70. Вес боевой единицы составлял 9,2 т.
  • Танк Т-70 М представлял собой машину с усовершенствованной ходовой частью: конструкторские изменения коснулись опорных катков и гусениц. Если в Т-70 ширина гусениц составляла 26 см, то в танке Т-70М она достигала 30 см. Также в новом варианте конструкторы выполнили усиление торсионных подвесок. Масса Т-70М увеличилась до 9,8 т. Боекомплект рассчитан на 70 выстрелов из пушки.

К 1943 году было собрано 8226 единиц Т-70 и Т-70М.

Кем использовались боевые машины?

Боевые машины Т-70, Т-70М и Т-34 были на вооружении танковых бригад и полков смешанной организации. В каждой бригаде насчитывалось 32 единицы Т-34 и 21 Т-70 (Т-70М). Данные бригады функционировали отдельно или могли входить в механизированные корпусы. Танковый полк имел 23 единицы Т-34 и 16 машин Т-70. Полки могли находиться в составе механизированной бригады или представлять самостоятельные военные формирования.

Весной 1944 года боевые машины Т-70 были выведены из вооружения Красной Армии. Несмотря на это, некоторыми бригадами, самоходно-артиллерийскими дивизионами и полками применялись Т-70 как учебные и командирские машины. Часто они использовались для комплектации танковых подразделений мотоциклетных частей. Таким образом, деятельность Т-70 не была остановлена в 1944 году. Эта боевая машина оставалась по-прежнему достаточно востребованной до конца Великой Отечественной.

Первое боевое крещение

Испытать Т-70 довелось 4-му танковому корпусу 21-й армии Юго-Западного фронта в июне 1942 года. На вооружении данного корпуса состояло 145 единиц боевой бронетехники. Из них 30 Т-70. После первого боевого сражения все эти единицы были уничтожены. Это объяснялось экспертами как невысокой способностью Т-70 противостоять бронетехнике противника, так и несовершенной тактикой ведения боя. Дальнейшие сражения показали, что данный легкий танк имеет и преимущества: он малогабаритный и очень подвижный.

В январе 1943 года на Воронежском фронте при помощи Т-70, идущего на таран бронетехники вермахта, в открытом бою было уничтожено два немецких танка. В результате успешной атаки попали в плен немецкий командир и начштаба, руководящий 100-м танковым батальоном особого назначения врага. В дальнейшем подобный прием использовался многими экипажами Т-70. Данный советский танк успешно таранил не только автомобили, бронемашины и бронетранспортеры, но и танки вермахта.

В ходе успешной Льговской операции в 1943 году, проведенной с использованием Т-70, были уничтожены 4 вражеских единицы бронетехники, взяты в плен 32 человека. Потерь Т-70 не зафиксировано.

За всю боевую деятельность танки Т-70 понесли самые крупные потери во время Курской битвы в 1943 году. В сражении приняли участие 122 единицы бронетехники. Из 70 машин Т-70 35 единиц было выведено противником из строя. 28 из них были уничтожены окончательно.

Армиями каких государств использовался?

Т-70 применялся не только частями Красной Армии. 10 таких боевых машин было передано в Чехословацкий корпус. 53 единицы использовались Войском Польским. Трофейные Т-70 и Т-70М использовал вермахт. Захваченные советские танки были переименованы в Т-70(r). Они применялись пехотными дивизиями и полицейскими частями. Противотанковые части вермахта использовали данный танк в качестве буксировщика 75-мм орудий.

Сильные и слабые стороны оборудования

  • За счет своей высокой подвижности данный танк представлял собой идеальную боевую машину для преследования противника.
  • Работа двигателя Т-70, в отличие от других малогабаритных танков, была совершенно бесшумна (напоминает звук машины). Данное качество танка и его малогабаритность позволяли ему незаметно приближаться вплотную к противнику.
  • Была обеспечена высокая выживаемость экипажа при попадании вражеских снарядов в танк Т-70. Боевое применение показало, что при попадании немецких артиллерийских снарядов в данный легкий танк риск возникновения пожара был снижен. Это объясняется тем, что местом расположения топливных баков в Т-70 был специальный отсек, закрытый броневыми переборками.
  • Поскольку для Т-70 характерна простота конструкции, его освоение не представляло трудностей. Также его можно было ремонтировать в полевых условиях. Данным танком могли управлять даже малоподготовленные водители.

К недостаткам Т-70 можно отнести:

  • Повышенную уязвимость его передних (ведущих) колес.
  • Танк обладал низкой прицельной скорострельностью. Это объясняется тем, что в экипаже одному человеку во время боя приходилось быть и наводчиком, и заряжающим. В результате в 1943 году производить Т-70 прекратили. Его место занял Т-80 - более улучшенная модель: башня этой боевой машины была рассчитана на двух человек. Трансмиссия, управленческие агрегаты и прочие показатели Т-80 были аналогичны Т-70.

В Великую Отечественную легкие танки Т-70 доказали свою высокую эффективность. В наши дни эти боевые машины можно увидеть в мемориалах и военных музеях России и стран СНГ.

Если "тридцатьчетверка" считается лучшим средним танком СССР во Второй Мировой Войне, то этот танк по праву занимает первое место среди легких боевых машин. Начав свой боевой путь летом 1942 года, эти танки прошли всю войну и использовались на многих участках советско-германского фронта. "Т-70" стал самым массовым танком СССР после "Т-34". Советская промышленность за годы войны выпустила 8231 танк "Т-70", дав фронту отличную вспомогательную машину.

Описание

"Т-70" начали проектировать в октябре 1941 года, а уже к январю 1942 года он прошел испытания и началась подготовка к массовому производству. В результате столь быстрых работ с апреля по октябрь 1942 года советским военным заводам удалось произвести уже 5000 легких танков Т-70. Красная Армия получила быстрый, маневренный и удобный легкий танк с хорошим запасом хода, но довольно слабым орудием - знаменитой 45мм пушкой 20-К, которая в конце 1942 года уже плохо справлялась с усиленным бронированием немецкой техники. Она могла поражать в лоб только легкие немецкие танки и бронемашины, но к тому времени немцы уже в больших количествах обзавелись более совершенной техникой, а бронирование старых машин было увеличено. Таким образом, "Т-70" еще мог показать себя в боях скажем с "Pz.II" или "Pz.35(t)" и более старыми танками, но таковых к 1942-му году в германской армии уже почти не осталось, а вот с танками более поздних моделей возникали проблемы. К тому времени германские войска уже были вооружены мощными 75мм противотанковыми орудиями Pak40, которые поражали "Т-70" в любую проекцию первым же выстрелом. Правда попасть в "Т-70" было крайне непросто - маленькие размеры танка и низкий силует осложняли ведение прицельного огня по нему, а хорошая подвижность позволяла быстро отступить или уйти с линии огня, сменив позицию. Правда стоит отметить, что "Т-70" и не являлся боевой машиной, предназначенной для боя на переднем крае с вражескими танками. Он предназначался для различных вспомогательных задач, с которыми справлялся прекрасно. Лучшими вариантами применения для "Т-70" стала разведка местности, сопровождение колонн, а также огневая поддержка пехотных частей при отсутствии сильного противотанкового огня противника. А в лесисто-болотистой местности "Т-70" действовал даже удачнее "тридцатьчетверки": маленькая масса боевой машины, хорошие ходовые качества и низкий силует обеспечивали наилучшую выживаемость танка, ведь точно попасть по нему в таких условиях было очень тяжело. Скорость "Т-70" позволяла ему при острой необходимости вести бой с хорошо бронированной техникой врага, заходить во фланг тяжелым немецким танкам и САУ, навязывая им ближний бой, а борта немецких боевых машин часто не спасали их от огня 45-мм орудия "Т-70" при стрельбе с близких дистанций. И всё же это лишь теория, реально в функции этого танка борьба с тяжелой техникой врага не входила. В знаменитой битве на Курской Дуге, более 20% советского танкового парка составляли именно эти боевые машины. Хотя танк не обладал такой внушительной огневой мощью, какой обладали "тридцатьчетверки" или тяжелые танки "ИС-2", он был нужен Красной Армии как вспомогательная боевая машина. Несомненно этот внёс свой посильный вклад в разгром фашизма. Именно универсальность "Т-70", возможность использования в различных ситуациях и большое количество этих танков на фронте, сделало его лучшим советским легким танком Второй Мировой Войны.

Вторым по массовости после Т-34 советским танком периода Великой Отечественной войны был легкий танк Т-70.

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя. Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным. Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя. Требовалось иное решение.

СОЗДАНИЕ

К проектированию нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года. В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В. Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни. Сборка танка началась в январе 1942 года и, по ряду причин, шла довольно медленно. Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась расположением в башне одного человека — на все руки мастера, одновременно наводящего и заряжающего, — командира. Главный конструктор Н. А. Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки. Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего — до 35 мм. В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью. Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60. Не удалось наладить производство литой башни и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.

ПРОИЗВОДСТВО

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью. Были увеличены и ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице было сокращено с 91 до 80 единиц. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 км. Боекомплект пушки был сокращен до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76. В результате, начиная с 1943 года, легкие танки для Красной армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями. С 5 по 14 июня завод подвергся сосредоточенным ударам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 — непосредственно на территорию завода. Были полностью разрушены или серьезно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода. В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился — только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен — 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942-1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Описание конструкции

Компоновка легкого танка Т-70 повторяла компоновочные схемы практически всех танков-предшественников легкого класса и принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60.

Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.

КОРПУС БАШНЯ, БРОНИРОВАНИЕ

Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор. Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

ВООРУЖЕНИЕ

На танке Т-70 устанавливались 45-мм танковая пушка обр. 1938 г. и слева от нее спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня — 1540 мм. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6° до +20°. Для стрельбы применялись прицелы: телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический — в качестве резервного. Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная — 4800 м.

При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия составляла 12 выстр/мин. Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки — справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета — на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг — 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом стреляная гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ, ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 — передний и ГАЗ 70-6005 — задний) суммарной мощностью 140 л. с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата был соединен тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо); четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором; двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили: ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска — индивидуальная торсионная.

ТАКТИКО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-70

Боевая масса, т: 9,2
Экипаж, чел.: 2
Габаритные размеры, мм:
длина: 4285
ширина: 2420
высота: 2035
клиренс: 300
Вооружение: 1 х 45-мм пушка 20К и 1 х 7,62-мм пулемет ДТ
Бронирование, мм:
лоб корпуса (верх): 35 мм
лоб корпуса (низ): 45 мм
борт корпуса: 15 мм
корма корпуса: 25 мм
башня: 35 мм
крыша: 10 мм
днище: 10 мм
Двигатель: 2 х ГАЗ-202, бензиновые, 6-цилиндровые, жидкостного охлаждения, суммарной мощностью 140 л. с.
Скорость макс, км/ч: 45
Запас хода, км: 250

Огневой мощи и защищённости спешно разработанному явно не хватало, и конструкторы это осознавали. Но вернуться к производству довольно совершенного возможности уже не было. Новую бронемашину приходилось создавать на основе Т-60. Сразу после его запуска в серию Николай Астров начал работы над дальнейшим совершенствованием машины.

Прототип Т-70 удалось собрать в начале 1942 года, а в конце февраля он пошёл на испытания и в марте официально встал в строй. С того же года началось серийное производство «семидесятого», быстро вытеснившего с конвейеров предшественника.

Описание конструкции

Схему компоновки Т-70 унаследовал от предшественника. Трансмиссия находилась в передней части сварного корпуса, в корме – топливные баки и система охлаждения, боевое отделение совмещалось с моторным. А вот сама силовая установка изменилась – вместо одного шестицилиндрового автомобильного мотора стали устанавливать два. Соответственно вдвое – до 140 л.с. – возросла мощность. Двигатели запускались соединёнными в параллель электростартёрами, в наличии имелся котёл предпускового подогревателя.

Четырёхскоростная коробка передач Т-70 изготовлялась на основе узлов от КПП грузовика ЗиС-5. Ходовая часть несколько изменилась из-за увеличения общей длины – опорных катков стало не четыре, а пять. Подвеска сохранилась торсионная, без амортизаторов.

Два танкиста сидели друг за другом, слева от двигателей. Командир оставался перегруженным обязанностями – он также выполнял задачи наводчика и заряжающего. На Т-70, в отличие от предшественника, переговорное устройство для членов экипажа вошло в штатное оснащение линейных лёгких танков. Радиостанциями по-прежнему оснащались только командирские машины.

Для обеспечения работы раций на командирских Т-70 ставились более мощные генераторы.

Толщину верхнего лобового листа Т-70 довели до 35 мм (он имел угол наклона 62⁰), нижнего (с меньшим углом наклона) –до 45 мм. Такая броня могла защитить от 37 мм и 50 мм снарядов. Толщина вертикальных бортов – 15 мм, достаточная для защиты от пуль. Рубка механика-водителя с лобового листа исчезла, теперь в нём выполнялся только люк со смотровой щелью.

Восьмигранная башня сваривалась из 35 мм листов брони, вместо 25 мм у Т-60. Спереди её закрывала 50 мм литая маска. В крышке башенного люка имелся один поворотный смотровой прибор для командира. Как и на Т-60, в процессе производства Т-70 его защищённость несколько улучшилась за счёт смены гомогенной брони на поверхностно-укреплённую.

Вооружение

20 мм автоматическую пушку ТНШ на Т-70 сменило 45 мм орудие 20К. Разработанная ещё в начале 30-х, эта пушка успешно применялась на многих довоенных советских танках и бронеавтомобилях.

Основным боеприпасом были унитарные выстрелы с бронебойными снарядами БР-240.

На небольшой дистанции они пробивали вертикальный лист брони толщиной около 50 мм, а 18-19 грамм гексала обеспечивали заброневое действие.

Сплошной снаряд БР-240СП не имел разрывного заряда, но его пробиваемость была чуть лучше – до 60 мм брони. В 1942 году для поражения новых немецких танков с лучшей защитой, разработали подкалиберный снаряд БР-240П с вольфрамовым сердечником. Он мог пробить и 90 мм бронелист, хотя только с небольших дистанций.

Для борьбы с группами пехоты и небронированной техникой мог применяться осколочный снаряд О-240. Его применение сопрягалось с некоторыми сложностями – из-за меньшей начальной скорости снаряда автоматика пушки не срабатывала, и гильзу приходилось вынимать вручную. На других машинах это могло значить только потерю скорострельности. Для Т-70 это означало, что гильзу, в условиях тесной башенки, будет «выковыривать» командир, полностью теряющий в такие моменты контроль над обстановкой.



В попытках улучшить боевые качества Т-70 его пытались перевооружить более мощной пушкой того же калибра, а башню заменить двухместной. Из этого проекта в итоге .

Технические характеристики в сравнении с аналогами

В 1942 году лёгкие танки начинали выходить из широкого употребления. Американский «Стюарт» устаревал, и ему активно искали замену. Немецкий Pz.II переводили в учебные части. Новейшие Американские и британские лёгкие танки были специализированными машинами для воздушно-десантных войск.

ТТХ/Танк Т-70 М5А1 Pz.II Ausf.F
Масса, тонн 9,2 15,7 10
Длина, метров 4,2 4,8 4,6
Высота, метров 2 2,6 2
Максимальная скорость, км/ч 42 58 40
Вооружение 45 мм пушка, 7,62 мм пулемёт 37 мм пушка, 3х7,62 мм пулемёта 20 мм автоматическая пушка, 7,92 мм пулемёт
Бронирование До 45 мм До 64 мм До 35 мм

Американский лёгкий танк, разработанный ещё до войны, превосходил Т-70 и по размерам, и по массе. При этом его 37 мм орудие уступало советской «сорокапятке», а прожорливые двигатели «обеспечивали» малый запас хода. Немецкий лёгкий танк выигрывал по средствам связи и наблюдения, но больше ничем похвастаться не мог.


Стоит заметить, что более современный американский танк М24, производство которого началось в 1944 году, по массе превосходил Т-70 почти вдвое и оснащался более мощной пушкой калибра 75 мм. То есть, хотя и считался «лёгким», но фактически был машиной несколько другого класса.

Боевое применение

По штату в каждой танковой бригаде Красной Армии полагалось иметь две роты лёгких танков, вооружённых Т-70. По одной роте должно было входить в состав отдельных танковых полков и батальонов.

Служба Т-70 в РККА началась летом 1942 года.

Первые лёгкие танки, поступившие в 4-й танковый корпус, были полностью потеряны при отражении немецкого наступления. Вскоре стало очевидно, что несмотря на усиленное вооружение, «семидесятый» по боевой эффективности не превосходит предшественника. Конечно, опытные и талантливые экипажи действовали на «семидесятых» вполне эффективно.

Малый вес лёгкого танка позволял эффективно применять его в лесах и болотах, маневренность и небольшие размеры «играли на руку» в городских боях. В битве под Курском Т-70 несли тяжёлые потери, но высокая технологичность конструкции способствовала меньшему, по сравнению даже с Т-34, проценту безвозвратных потерь. Тем не менее, в том же 1943 году Т-70 решили снять с производства.


Не все поддержали такое решение – например, генерал-лейтенант Богданов докладывал, что Т-70 отлично подходит для преследования отступающих частей и действий из засад. Однако выпуск прекратили, и «семидесятые» стали уходить в учебные части. Из штатов роты лёгких танков убрали.

Лёгкие танки Т-70 передавались в сформированные в СССР польскую и чехословацкую армии.

Сразу после войны они были сняты с вооружения. Небольшое количество захваченных нацистами «семидесятых» было официально принято на вооружение вермахта, и использовалось в полицейских частях. Выпущено было более четырёх тысяч танков, а до сегодняшнего дня сохранилось около двух десятков.

Выводы

Лёгкий танк Т-70 унаследовал от Т-60 простоту и технологичность в производстве и эксплуатации. Но оттуда же пришли и все отрицательные стороны конструкции. Кроме того, несмотря на усиленное вооружение, реальная огневая мощь возросла ненамного – немцы в 1942 году начали получать бронетехнику с усиленной защитой. Применять Т-70 в открытых боях было чревато высокими потерями.


Из лёгкого танка всё ещё могла получиться хорошая разведывательная машина – но мешали примитивные приборы наблюдения и перегруженность экипажа. Вносил лепту и маломощный двигатель. А ведь именно «разведывательные» качества помогли прослужить до конца войны заведомо устаревшему «Стюарту».

Разумеется, конструкторы пытались решить эти проблемы, но Т-80 с двухместной башней сразу же потерял замечательную надёжность. Чтобы обеспечить подвижность потяжелевшей конструкции моторы пришлось форсировать – и это плачевно сказалось на их моторесурсе. Вероятно, если бы в производстве сохранился Т-50 с дизельным двигателем – вывод о ненужности лёгких танков бы не сделали.

Т-70 развивал заложенные в предшественнике идеи создания простой и надёжной бронемашины, массовое производство которой можно было бы развернуть в кратчайшие сроки.

И это конструкторам удалось в полной мере. Побочным эффектом такого подхода стал очень низкий потенциал модернизации.

К 1943 году уже не было нужды обеспечить выпуск «хоть каких-то» танков, а для выполнения задач, которые вставали перед новым поколением лёгких танков, Т-70, к сожалению, не годился.

Видео

В начале Великой Отечественной войны советским легким танкам пришлось сыграть роль гораздо более значительную, чем та, которая предполагалась для них изначально. Еще в декабре 1939 года на вооружение Красной Армии был принят легкий (по тогдашней классификации – «малый») танк Т-40. Это была небольшая машина с экипажем из двух человек, вооруженная двумя пулеметами (крупнокалиберным ДШК и обычным ДТ). Т-40 был плавающим, обладал неплохой подвижностью, а бронирование защищало его от огня стрелкового оружия. Предназначением танка была разведка, и каких-либо серьезных боевых функций на него не возлагалось. Однако война распорядилась иначе.

Колонна танков Т-70 на подступах к Красному Селу. 1944 г. (коллекция автора)

Спустя три дня после нападения Германии заводу № 37, занимавшемуся выпуском Т-40, было приказано свернуть производство этих машин. Разведывательные танки, разумеется, нужны всегда, но в тот момент стране нужнее были танки обычные, линейные. Теперь заводу № 37 поручалось пустить освободившиеся мощности на производство танка сопровождения пехоты Т-50. Главный конструктор завода, Николай Александрович Астров, выдвинул возражение – Т-50 кардинально отличался по конструкции от Т-40 и был гораздо сложнее в производстве. У завода, занимавшегося до этого лишь легкими плавающими машинами, ушло бы непозволительно много времени на его освоение. Вместо этого Астров предложил альтернативный вариант действий – улучшить Т-40, сделав его более пригодным для поля боя, и максимально увеличить его выпуск. Это, разумеется, была полумера – легкий пулеметный разведчик, как его ни улучшай, полноценной заменой нормальному танку не станет – но любому понятно, что в отчаянной ситуации лучше хоть какие-то танки прямо сейчас, чем хорошие, но когда-нибудь потом, в неопределенно отдаленном будущем.

Предложению Астрова был дан зеленый свет, и началось производство танка, который изначально имел обозначение Т-60, но в дальнейшем стал известен как Т-30 (от заводского обозначения проекта – «030»). Т-30 отличался от Т-40 рядом упрощений, позволявших ускорить и удешевить его производство. Наиболее существенными из них стали отказ от возможности плавать и переход на более простую в изготовлении гомогенную (равномерно закаленную) броню взамен брони поверхностного закаливания. Впоследствии поменялось и вооружение – пулемет ДШК оказался в условиях лета 1941-го дефицитом, так как производился в количестве всего нескольких сотен в месяц. Вместо него Т-30 получил 20-мм автоматическую пушку ТНШ, созданную на базе авиационной пушки ШВАК. Вопреки распространенному мнению, огневой мощи танка это почти не повысило, зато решило вопрос с нехваткой оружия.

Танкисты отдыхают возле Т-70 (коллекция автора)

Следующим логическим шагом стало упрощение формы танка. Корпус Т-30 нес в себе наследие плавающего Т-40 – он имел излишний объем для обеспечения положительной плавучести, высокие борта для устойчивости, а его передняя часть имела довольно сложную форму для снижения сопротивления при движении в воде. Все это увеличивало массу танка, его габариты (а значит – заметность и уязвимость) и, главное, усложняло производство. Танк с корпусом упрощенной формы и уменьшенных размеров получил обозначение Т-60М, в некоторых документах его именуют Т-70, в итоге же прижилось название Т-60, под которым он и вошел в историю.

Именно Т-60 взвалил на себя основную тяжесть боев в конце сорок первого и начале сорок второго. Катастрофические потери летней кампании привели к тому, что средних и тяжелых танков в войсках практически не осталось, а из-за эвакуации промышленности восполнить эту нехватку в обозримые сроки не представлялось возможным. Затыкать собой брешь пришлось именно «шестидесяткам». В отдельных случаях они составляли до трети или даже половины танкового парка Красной Армии на отдельных участках фронта.


Немецкие военнопленные проходят мимо танка Т-70, сменившего хозяев дважды – он был захвачен немцами и использовался ими, затем советские войска отбили его обратно. Киев, 1944 г. (коллекция автора)

Разумеется, Т-60, как и любая экстренная импровизация, имел весомые недостатки. Наиболее существенными из них были слабость вооружения и недостаточное бронирование. Пушка ТНШ в плане реальной боевой ценности, по сути, мало чем отличалась от крупнокалиберного пулемета – бронепробиваемости ей хватало лишь на борьбу со слабо бронированной техникой, такой, как бронетранспортеры и легкие бронеавтомобили. Фугасное действие у снарядов было практически нулевым, поэтому уничтожать пехоту и полевые укрепления ими было затруднительно. Требовалось установить более мощное орудие калибром не менее 37 мм. Бронирование же, хоть и было доведено до 30-35 миллиметров в лобовой части корпуса, все еще оставалось недостаточным – по опыту использования военные отмечали, что Т-60 крайне уязвим и поражается практически любыми противотанковыми средствами на дистанциях актуального боя.

Еще в октябре 1941 года, параллельно с развертыванием производства Т-60, Астров, направленный на Горьковский автозавод, совместно с рядом других тамошних конструкторов, начал работу над улучшенной версией танка, получившей обозначение «070» или ГАЗ-70. Основным достоинством было усиленное вооружение – в новой литой башне обтекаемой формы установили 45-мм пушку 20-К, использовавшуюся на большинстве танков и пушечных бронеавтомобилей Красной Армии. Также вместо двигателя ГАЗ-202 был установлен существенно более мощный ГАЗ-203 – фактически, это было два двигателя ГАЗ-202, соединенных последовательно. Последнее изменение потребовало увеличения корпуса – его удлинили, а в ходовую часть добавили еще одну пару опорных катков.


Эшелон с танками Т-70 готовится к отправке под Сталинград. 1942 г. (коллекция автора)

Работа по модернизации затянулась, несмотря на неоднократные требования об ее ускорении со стороны высшего руководства, включая лично Сталина. Опытный образец ГАЗ-70 был представлен на испытания только в конце февраля 1942 года. На военных новый танк, однако, большого впечатления не произвел. Ими было отмечено, что бронирование у ГАЗ-70 такое же, как у Т-60, то есть явно недостаточное, а экипаж все еще недостаточен для полноценной боевой машины. ГАЗ-70 управлялся двумя танкистами – это было наследие еще его предка Т-40, не затронутое никакими из предыдущих переделок и остававшееся таковым и на Т-30, и на Т-60. Двух человек вполне хватало для разведывательного танка: механик-водитель управлял машиной, а командир, располагавшийся в башне, играл роль, по сути, наблюдателя – задействовать вооружение ему приходилось лишь в тех немногочисленных случаях, когда разведка вступала в огневой контакт с противником. Для боевой машины же одноместная башня была большим минусом: командиру приходилось активно участвовать в бою – обнаруживать противника, принимать решения о перемещении танка и передавать их механику-водителю, вести огонь из вооружения и перезаряжать его. Эта нагрузка была слишком велика для одного человека, в результате эффективность танка существенно снижалась. Требовалось увеличение экипажа до трех человек и, соответственно, расширение башни до двухместной с тем, чтобы снять с командира хотя бы обязанности заряжающего.

Астров пообещал максимально оперативно устранить отмеченные недостатки. Толщину брони увеличили до 35 мм в верхней части лба и до 45 мм (как у среднего танка Т-34) в нижней, куда по статистике приходится наибольшее число попаданий. Башню заменили на сварную восьмигранную – оригинальная литая показала слишком низкую стойкость (ее легко пробивала даже 20-мм немецкая танковая пушка) и, к тому же, не имела резервов по усилению бронирования. С расширением экипажа до трех человек, однако, возникли непредвиденные сложности. Увеличенная башня, по расчетам, должна была повысить массу машины с девяти тонн до одиннадцати с половиной. У конструкторов возникли сомнения, что элементы ходовой части выдержат подобную нагрузку – ведь они изначально создавались для Т-40, который весил вдвое меньше. В результате танк было решено принять на вооружение в существующем виде, и 6 марта 1942 года это было сделано – ГАЗ-70 пошел в войска под обозначением Т-70.

Разработка трехместного варианта танка началась сразу же после принятия на вооружение двухместного. Испытав серийную машину, утяжеленную специальными грузами до ожидаемой массы нового танка (11,5 т), конструкторы убедились, что их опасения были не напрасными – ходовая часть действительно не справлялась с возросшей массой. Ломались траки, лопались торсионы, аномально быстро изнашивалась трансмиссия. Работы по усилению ходовой прошли успешно, но к моменту их завершения руководством было решено, что создание и производство трехместной версии следует поручить другому заводу, чтобы не отвлекать ГАЗ от выпуска самоходных установок СУ-76, которые требовались войскам во все больших количествах. В результате трехместный Т-70 после внесения еще нескольких улучшений пошел в серию на заводе № 40 в Мытищах под названием Т-80. ГАЗ же, чтобы добру не пропадать, внес разработанные изменения в ходовую часть Т-70, и танк с октября 1942-го выпускался с обозначением Т-70М. Ценой незначительного (около шестисот килограмм) увеличения массы Т-70М получил заметно лучшую, за счет более широких гусениц, проходимость и существенно больший ресурс подвески и трансмиссии. В итоге, правда, получилось скорее плохо, чем хорошо. Модернизировать имеющиеся Т-70 до Т-70М было технически невозможно, поэтому в войсках оказались два практически идентичных танка с несовместимыми деталями ходовой части. У обслуживающего персонала и ремонтников это, по понятным причинам, радости не вызвало.


Т-70 1-го Украинского фронта форсирует реку Шпрее. 1945 г. (коллекция автора)

Боевая карьера Т-70 была яркой, но недолгой. Впервые они пошли в бой на Юго-Западном фронте в июне 1942-го. Сразу же выяснилось, что, невзирая на все старания конструкторов по повышению характеристик машины, боевая ценность легких танков оказалась невелика. За год, прошедший с начала войны, из рядов Панцерваффе практически исчезли легкие танки PzKpfw.I и PzKpfw.II, а средние танки значительно прибавили в толщине брони. В результате, 45-мм пушка 20-К, которой вполне хватало для борьбы с вражеской бронетехникой летом сорок первого, к лету сорок второго стала в значительной мере бесполезной. Также Т-70 оказался слишком уязвимым – хотя лоб танка был неплохо забронирован и бронелисты в нем располагались с большим наклоном, что увеличивало защиту, по бортам броня имела толщину всего 15 мм и располагалась вертикально, поэтому способна была защитить только от пуль. Кроме того, на поле боя все чаще появлялись как новые модификации танков PzKpfw.III и PzKpfw.IV, вооруженные длинноствольными орудиями, так и мощные 75-мм противотанковые пушки PaK.40 – для них не составляло труда пробить броню Т-70 с любого ракурса на всей дистанции прицельной стрельбы. Отмечалось, однако, что в среднем, при прочих равных, выживаемость у Т-70 несколько выше, чем у Т-34 и КВ за счет меньших размеров. Положительных отзывов удостоились хорошая надежность танка, простота в освоении и небольшая масса. Последняя не только облегчала эвакуацию подбитых танков с поля боя, но и позволяла «семидесяткам» проходить там, где не могли пройти другие танки, и заставать врага врасплох ударами с неожиданных направлений. Этому способствовала и малая шумность Т-70 в движении – по воспоминаниям очевидцев, шумел он не больше, чем грузовой автомобиль, что облегчало скрытное выдвижение на позиции и сближение с противником.

Наиболее массовым было применение Т-70 в битве на Курской дуге – например, танковые силы Центрального фронта состояли из него почти на четверть (369 машин из 1487 имеющихся на 4 июля 1943 года). По итогам операции был сделан вывод о том, что, в связи со стремительным развитием бронетехники и противотанковых средств, Т-70 окончательно утратил даже ту невеликую боевую ценность, которая у него была на момент создания. Кроме того, ситуация с производством полноценных, не эрзац, танков, была уже не столь острой, как два года назад, поэтому в октябре сорок третьего Т-70 сняли с производства, а освободившиеся ресурсы направили на выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-76М, базирующихся на его шасси. Оставшиеся в строю машины отправились в учебные части, либо использовались в качестве командирских в подразделениях, вооруженных СУ-76М. Некоторые вернулись к изначальной роли своих далеких предков, занявшись разведкой. Многие из них дожили до конца войны – на начало 1946 года в советских вооруженных силах числилось 1502 танка Т-70 и Т-70М (из 8231 выпущенных).


Т-70 в зимнем камуфляже. Ленинградский фронт, 1944 г. (коллекция автора)

Т-70 стал самым массовым легким танком Советского Союза во Второй мировой войне. Невзирая на то, что чаще всего его приходилось применять в роли, совершенно неподобающей для его характеристик, он честно выполнил задачу в меру своих возможностей. Для открытого боя он был малопригоден даже на момент своего появления, не говоря уже о более поздних этапах войны, но при грамотном применении все же мог быть полезным, особенно в условиях отсутствия сильной противотанковой обороны у противника. Известны и случаи успешной борьбы Т-70 с вражеской бронетехникой. Например, в январе 1943 года экипаж старшего лейтенанта Захарченко, израсходовав боеприпасы, пошел на таран и тараном вывел из строя два немецких танка. Тип танков в документах не указывается, но так как в качестве противника выступал 100-й танковый батальон особого назначения, это, со всей очевидностью, были PzKpfw.II – обычные или огнеметные. В результате боя экипажем были взяты в плен командир и начальник штаба немецкого батальона. Известен случай, когда Т-70 3-й Гвардейской танковой армии огнем из засады уничтожил два тяжелых танка «Пантера». История может показаться невероятной, но бортовая броня у «Пантеры» была относительно слабой, причем сразу за ней располагалась боеукладка – с близкого расстояния даже 45-мм пушка имела все шансы справиться. В умелых руках обученного и хладнокровного экипажа Т-70 мог быть крайне грозным – что лишний раз подтверждает справедливость старой истины: «Воюет не оружие – воюет человек».


Top