Морские мины второй мировой войны. Донные мины: самое опасное морское оружие Акустические мины

Морские боеприпасы включали в себя такое оружие: торпеды, морские мины и глубинные бомбы. Отличительной чертой этих боеприпасов есть среда их применения, т.е. поражение целей на воде или под водой. Как и большинство других боеприпасов, морские подразделяются на основные (для поражения целей), специальные (для освещения, задымления и т.д.) и вспомогательные (учебные, холостые, для специальных испытаний).

Торпеда — самодвижущееся подводное оружие, состоящее из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами. В боевой части торпеды заключён заряд взрывчатого вещества, детонатор, топливо, двигатель и приборы управления. Наиболее распространённый калибр торпед (диаметр корпуса в наиболее широкой его части) - 533 мм, известны образцы от 254 до 660 мм. Средняя длина - около 7 м, масса - около 2 т, заряд взрывчатого вещества - 200-400 кг. Состоят на вооружении надводных (торпедных катеров, сторожевиков, эсминцев и пр.) и подводных лодок и самолётов-торпедоносцев.

Торпеды классифицировались следующим образом:

— по виду двигателя: парогазовые (жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель); пороховые (газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину); электрические.

— по способу наведения: неуправляемые; прямоидущие (с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом); маневрирующие по заданной программе (циркулирующие); самонаводящиеся пассивные (по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе).

— по назначению: противокорабельные; универсальные; противолодочные.

Первые образцы торпед (торпеды Уайтхеда) были применены англичанами в 1877 г. А уже во время Первой мировой войны парогазовые торпеды использовались воюющими сторонами не только в условиях акватории моря, но также и на реках. Калибр и габариты торпед по мере своего развития имели тенденцию к неуклонному росту. В годы первой мировой войны стандартными были торпеды калибра 450 мм и 533 мм. Уже в 1924 г. во Франции была создана 550-мм парогазовая торпеда «1924V», ставшая первенцем нового поколения этого вида вооружения. Еще дальше пошли англичане и японцы, спроектировав для крупных кораблей 609-мм кислородные торпеды. Из них наиболее известна японская типа «93». Было разработано несколько моделей этой торпеды, причем на модификации «93» модель 2 массу заряда в ущерб дальности и скорости хода увеличили до 780 кг.

Основная «боевая» характеристика торпеды — заряд взрывчатых веществ — обычно не только увеличивалась количественно, но и совершенствовалась качественно. Уже в 1908 г. вместо пироксилина начал распространяться более мощный тротил (тринитротолуол, ТНТ). В 1943 г. в США специально для торпед было создано новое ВВ «торпекс», вдвое сильнее тротила. Аналогичные работы проводились и в СССР. В целом только за годы второй мировой войны мощность торпедного оружия по тротиловому коэффициенту увеличилась в два раза.

Одним из недостатков парогазовых торпед являлось наличие на поверхности воды следа (пузырьков отработанного газа), демаскирующего торпеду и создающего атакованному кораблю возможность для уклонения от неё и определения местонахождения атакующих. Для устранения этого предполагалось оснастить торпеду электромотором. Однако до начала Второй мировой войны это удалось лишь Германии. В 1939 г на вооружение Кригсмарине была принята электрическая торпеда «G7e». В 1942 г. ее скопировала Великобритания, но смогла наладить производство лишь после окончания войны. В 1943 г. электрическая торпеда «ЭТ-80» была принята на вооружение и в СССР. При этом до конца войны было использовано лишь 16 торпед.

Для обеспечения взрыва торпеды под днищем корабля, что в 2-3 раза наносило больше повреждений, нежели взрыв у его борта, Германией, СССР и США были разработаны магнитные взрыватели вместо контактных. Наибольшей эффективности достигли немецкие взрыватели «TZ-2», которые были приняты на вооружение во второй половине войны.

В период войны Германией были разработаны приборы маневрирования и наведения торпед. Так торпеды оснащенные системой «FaT» в период поиска цели могли двигаться «змейкой» поперек курса движения корабля, что значительно увеличивало шансы на поражение цели. Наиболее часто они применялись навстречу преследующему эскортному кораблю. Торпеды с прибором «LuT», производимые с весны 1944 г., позволяли атаковать корабль противника с любой позиции. Такие торпеды могли не только двигаться змейкой, но и разворачиваться для продолжения поиска цели. В ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед, оснащенных «LuT».

В 1943 г. в Германии была создана торпеда «T-IV» с акустическим самонаведением (АСН). Головка самонаведения торпеды, состоящая из двух разнесенных гидрофонов, захватывала цель в секторе 30°. Дальность захвата зависела от уровня шума корабля-цели; обычно она составляла 300-450 м. Торпеда создавалась в основном для подводных лодок, но в ходе войны поступала и на вооружение торпедных катеров. В 1944 г. выпущена модификация «T-V», а затем «T-Va» для «шнелльботов» с дальностью хода 8000 м при скорости 23 узла. Вместе с тем эффективность акустических торпед оказалась низкой. Чрезмерно сложная система наведения (а она включала 11 ламп, 26 реле, 1760 контактов) была крайне ненадежной — из 640 торпед выпущенных за годы войны, в цель попали только 58. Процент попаданий обычными торпедами в германском флоте был в три раза выше.

Однако, самой мощной, самой быстрой и наибольшей дальностью хода обладали японские кислородные торпеды. Ни союзники, ни противники не смогли достигнуть даже близких результатов.

Поскольку торпед, оснащенных вышеописанными приборами маневрирования и наведения, в других странах не было, а в Германии было только 50 подводных лодок, способных их запускать, для пуска торпед применялось сочетание специальных маневров корабля или самолета для поражения цели. Их совокупность определялась понятием торпедная атака.

Торпедная атака может осуществляться: с подводной лодки по подводным лодкам, надводным кораблям и судам противника; надводными кораблями по надводным и подводным целям, а также береговыми торпедными установками. Элементами торпедной атаки являются: оценка позиции относительно обнаруженного противника, выявление главной цели и её охранения, определение возможности и способа торпедной атаки, сближение с целью и определение элементов её движения, выбор и занятие позиции для стрельбы, стрельба торпедами. Завершением торпедной атаки является торпедная стрельба. Она заключается в следующем: производится вычисление данных стрельбы, далее они вводятся в торпеду; выполняющий торпедную стрельбу корабль занимает расчётную позицию и производит залп.

Торпедные стрельбы бывают боевыми и практическими (учебными). По способу выполнения они делятся на залповые, прицельные, одиночной торпедой, по площади, последовательными выстрелами.

Залповая стрельба состоит из одновременного выпуска из торпедных аппаратов двух и более торпед для обеспечения повышенной вероятности попадания в цель.

Прицельную стрельбу производят при наличии точного знания элементов движения цели и дистанции до неё. Она может выполняться одиночными выстрелами торпед или залповой стрельбой.

При торпедной стрельбе по площади торпедами перекрывается вероятная площадь нахождения цели. Этот вид стрельбы применяется для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции. Различают стрельбу сектором и с параллельным ходом торпед. Торпедная стрельба по площади производится залпом или с временными интервалами.

Под торпедной стрельбой последовательными выстрелами подразумевают стрельбу, при которой торпеды выстреливаются последовательно одна за другой через заданные интервалы времени для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции до неё.

При стрельбе по неподвижной цели торпеда выстреливается в направлении на цель, при стрельбе по движущейся цели — под углом к направлению на цель в сторону её движения (с упреждением). Угол упреждения определяется с учётом курсового угла цели, скорости движения и пути корабля и торпеды до их встречи в упреждённой точке. Дистанцию стрельбы ограничивает предельная дальность хода торпеды.

Во Второй мировой войне подводными лодками, авиацией и надводными кораблями было использовано около 40 тыс. торпед. В СССР из 17,9 тысяч торпед было использовано 4,9 тысяч, которыми потопили или повредили 1004 корабля. Из 70 тысяч выпущенных торпед в Германии, подводные лодки израсходовали около 10 тыс. торпед. Подводные лодки США использовал 14,7 тыс. торпед, а торпедоносная авиация 4,9 тыс. Около 33% из выпущенных торпед попали в цель. Из всех потопленных кораблей и судов в период Второй мировой войны — 67% приходится на торпеды.

Морские мины — боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Основные свойства морской мины: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. Мины могли устанавливаться в водах противника и у своего побережья. Морская мина представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

Первое успешное применение морской мины состоялось в 1855 года на Балтике во время Крымской войны. На гальваноударных минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Эти мины устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Позже стали применяться ударные мины с механическими взрывателями. Морские мины широко применялись во время русско-японской войны. В Первую мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров. Во Второй мировой войне появились неконтактные мины (главным образом магнитные, акустические и магнитно-акустические). В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства.

Морские мины устанавливались, как надводными кораблями (минными заградителями), так и с подводных лодок (через торпедные аппараты, из специальных внутренних отсеков/контейнеров, из внешних прицепных контейнеров), или сбрасывались авиацией (как правило, в воды в противника). Противодесантные мины могли устанавливаться с берега на небольшой глубине.

Морские мины подразделялись по типу установки, по принципу действия взрывателя, по кратности, по управляемости, по избирательности; по типу носителя,

По типу установки выделяют:

— якорные — корпус, обладающий положительной плавучестью, удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью минрепа;

— донные — устанавливаются на дне моря;

— плавающие — дрейфующие по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине;

— всплывающие — установленные на якорь, а при срабатывании отдающие его и всплывающие вертикально: свободно или при помощи двигателя;

— самонаводящиеся — электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне.

По принципу действия взрывателя различают:

— контактные — взрывающиеся при непосредственном соприкосновении с корпусом корабля;

— гальваноударные — срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента;

— антенные — срабатывают при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной (применяются, как правило, для поражения подводных лодок);

— неконтактные — срабатывающие при прохождении корабля на определённом расстоянии от воздействия его магнитного поля, или акустического воздействия и др. В том числе неконтактные подразделяются на: магнитные (реагируют на магнитные поля цели), акустические (реагируют на акустические поля), гидродинамические (реагируют на динамическое изменение гидравлического давления от хода цели), индукционные (реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля (взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход), комбинированные (сочетающие взрыватели разных типов). Для затруднения борьбы с неконтактными минами в схему взрывателей включались приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке её разоружения.

По кратности мины бывают: некратные (срабатывают при первом обнаружении цели), кратные (срабатывают после заданного числа обнаружений).

По управляемости различают: неуправляемые и управляемые с берега по проводам или с проходящего корабля (как правило, акустически).

По избирательности мины подразделялись: обычные (поражают любые обнаруженные цели) и избирательные (способны распознавать и поражать цели заданных характеристик).

В зависимости от их носителей мины делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолёта).

При постановке морских мин существовали специальные способы их установки. Так под минной банкой подразумевался элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных кучно. Определяется координатами (точкой) постановки. Типичны 2-х, 3-х и 4-минные банки. Банки большего размера применяются редко. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Минная линия — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных линейно. Определяется координатами (точкой) начала и направлением. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Минная полоса — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных случайным образом с движущегося носителя. В отличие от минных банок и линий, характеризуется не координатами, а шириной и направлением. Характерна для постановки самолётами, где предсказать точку падения мины невозможно. Сочетание минных банок, минных линий, минных полос и отдельных мин создает минное поле в районе.

Морские мины во время Второй мировой войны являлись одним из наиболее эффективных видов оружия. Стоимость производства и установки мины составляли от 0,5 до 10 процентов стоимости ее обезвреживания или удаления. Мины могли использоваться и как наступательное (минирование фарватеров противника), и как оборонительное оружие (минирование своих фарватеров и установка противодесантное минирование). Использовались они и как психологическое оружие – сам факт наличия мин в районе судоходства уже наносил урон противнику, заставляя обходить район или проводить долговременные дорогостоящее разминирование.

В период Второй мировой войны было установлено более 600 тыс. мин. Из них Великобританией во вражеских водах авиацией было сброшено – 48 тысяч, а 20 тысяч – уснановлено с корабей и подводных лодок. 170 тысяч мин Британией было установлено для защиты своих вод. Авиацией Японии было сброшено 25 тысяч мин в чужих водах. США из установленных 49 тысяч мин, только у берегов Японии сбросили 12 тысяч авиационных мин. Германия в Балтийском море выставила 28,1 тысяч мин, СССР и Финляндия – по 11,8 тысяч мин., Швеция – 4,5 тысячи. В годы войны Италия выпустила 54,5 тыс. мин.

Наиболее плотно в период войны был заминирован Финский залив, в котором противоборствующие стороны установили более 60 тыс. мин. На их обезвреживание понадобилось почти 4 года.

Глубинная бомба — один из видов оружия ВМФ, предназначенный для борьбы с погруженными подводными лодками. Она представляла собой снаряд с сильным взрывчатым веществом, заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её уничтожению или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать: при ударе бомбы о корпус подводной лодки; на заданной глубине; при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением - стабилизатором. Глубинные бомбы подразделялись на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота. Глубинные бомбы нашли широкое применение в Первой мировой войне и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во Второй.

Принцип действия глубинной бомбы основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды, взрывная волна на своем пути не теряет существенно исходную мощность, но с увеличением расстояния до цели энергия распределяется на большую площадь, и соответственно, радиус поражения ограничен. Глубинные бомбы отличаются своей низкой точностью — для уничтожения подводной лодки иногда требовалось около сотни бомб.

Минное оружие было первым, примененным на заре появления подводных лодок. Со временем оно уступило пальму первенства торпедам и ракетам, однако не потеряло свой актуальности по сей день. На современных ПЛ на вооружение приняты мины следующих видов:
- якорные
- донные
- всплывающие
- мины-торпеды
- мины-ракеты

Якорная мина ПМ-1 предназначена для поражения подводных лодок. Ставится из 533-мм торпедных аппаратов (по 2 шт.) на глубинах до 400 м, углубление мины 10−25 м. Вес взрывчатого вещества - 230 кг, радиус реагирования акустического взрывателя 15−20 м. Условия постановки якорной антенной мины ПМ-2, принятой на вооружение в 1965 г., такие же, однако она может поражать подводные лодки и надводные корабли на глубинах до 900 м.
Морская донная мина МДМ-6 предназначена для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками. Оснащена 3-х канальным неконтактным взрывателем, имеющим акустический, электромагнитный и гидродинамический каналы и приборы срочности, кратности, ликвидации. Калибр - 533 мм. Глубина постановки до 120 м.

Самотранспортирующаяся донная мина МДС также предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Постановка на позицию происходит путем выстреливания мины из 533-мм торпедного аппарата ПЛ, после чего она продолжает самостоятельное движение к месту покладки с помощью торпеды-носителя. Подрыв мины происходит после подхода цели на расстояние, достаточное для срабатывания неконтактного взрывателя. Опасная зона - до 50 м. Может ставиться в океанских, морских и прибрежных районах, минимальная глубина постановки - 8 м.

Якорная неконтактная реактивно-всплывающая мина РМ-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Применяется из 533-мм торпедных аппаратов ПЛ. Мина состоит из корпуса и якоря. К корпусу крепится реактивный твердотопливный двигатель. Движение в направлении цели начинается после срабатывания неконтактного взрывателя от воздействия физических полей корабля-цели. Имеется также и контактный взрыватель.

Противолодочная мина-торпеда ПМТ-1 принята на вооружение в 1972 г. Представляет собой комбинацию якорной мины и малогабаритной торпеды типа МГТ-1 калибра 406 мм. Ставится из 533-мм торпедных аппаратов ПЛ. Якорная противолодочная мина-ракета ПМР-2 является комбинацией якорной мины с подводной ракетой. Состоит из стартового контейнера, ракеты и якоря. Движение ракеты к цели начинается после срабатывания системы обнаружения, вызванного воздействием физических полей ПЛ. Поражение цели происходит подрывом заряда ракеты контактным или неконтактным взрывателем.

Морская шельфовая мина МШМ предназначена для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями в прибрежных районах. Представляет собой комбинацию донной мины с подводной ракетой. Устанавливается на грунт в вертикальном положении. Акустическая аппаратура мины обеспечивает обнаружение цели. Подводная ракета, стартующая из корпуса МШМ, оснащена неконтактной акустической аппаратурой, позволяющей эффективно поражать цель. Калибр - 533 мм.

Парогазовая торпеда типа 53-27 поступила на вооружение флота в 1927 году. Существовало две модификации торпеды: 53-27л – для подводных лодок типа «Kalev» и 53-27к – для торпедных катеров с торпедными аппаратами жёлобного типа. В 1935 г. производство торпед было прекращено. Всего было выпущено 1912 торпед, из которых было использовано 214 в период Второй мировой войны. ТТХ торпеды: длина – 7-7,2 м; калибр – 533 мм; масса – 1675 – 1725 кг; масса ВВ – 200-265 кг; дальность хода – 3,7 км; скорость – 43,5 уз; глубина хода – 3-14 м; давление воздуха высокого давления – 180 атм.; мощность двигателя – 270 л.с.

Парогазовая торпеда была разработана на базе итальянской «53-F» и принята на вооружение в 1939 г. Она использовалась крупными надводными кораблями, торпедными катерами и подводными лодками. Известна модификация «53-38У» с удлинненым отделением зарада и увеличенной массой ВВ. К началу войны на вооружении находилось более 3 тысяч торпед. ТТХ торпеды: длина – 7,2 м; диаметр – 533 мм; масса – 1615 кг; масса ВВ – 300 кг; дальность – 4/8/10 км; скорость – 30,5/34,5/44, 5 узла; глубина хода – 0,5-14 м.

В 1939 г. торпеда 53-38 была модернизирована и получила обозначение 53-39, в результате чего увеличились масса заряда (на 17 кг) и скорость движения на каждом из режимов (на 5-6 узлов). Увеличение скорости хода этой торпеды при сохранении дальности было достигнуто за счет увеличения энергетических ресурсов: воздуха, воды и керосина, а также модернизации двигателя. Торпеда отличалась высокой точностью попадания в цель (при стрельбе на дальность 10 км отклонение составляло не более 100 м). Торпеда предназначавшалась для использования со всех классов надводных кораблей и подводных лодок. В ходе войны ее модификацию «53-39ПМ» оснастили прибором маневрирования для обеспечения траектории типа «зигзаг». ТТХ торпеды: длина – 7,3 м; калибр – 533 мм; масса – 1750 кг; масса ВВ – 317 кг; скорость – 51 узел; дальность – 8 км.

Торпеда «ЭТ-80» была принята в 1943 г. на вооружение подводных лодок. Всего за годы войны было выпущено 100 торпед, из которых лишь 16 было применено в бою. ТТХ торпеды: длина — 7,5 м; калибр 533 мм, масса — 1800 кг, масса ВВ — 400 кг; скорость – 29 узлов; дальность – 4 км; мощность двигателя — 80 кВт; глубина хода – 1 — 14 м.

Торпеды серии 450-мм калибра были разработаны на основе итальянской «45-F» и выпускались с 1938 г. в 4 модификациях: 45-36Н (корабельные), 45-36НУ (утяжеленная), 45-36АН (низкого торпедометания), 45-36АВ-А (высотного торпедометания). Торпеда предназначалась для сторожевых кораблей, эскадренных миноносцев типа «Новик», но использовалась и с подводных лодок, имевших торпедные аппараты, оборудованные 450-мм решетками. К началу войны на вооружении находилось 3,4 тыс. торпед из которых 1294 было использовано. ТТХ торпеды: длина – 5,7 — 6 м; калибр – 450 мм; масса – 935 — 1028 кг; масса ВВ – 200 — 284 кг; скорость – 32-41 узла; дальность хода – 3 — 6 км: глубина хода – 0,5 — 14 м; мощность двигателя – 92 — 176 л.с.

Гальваноударная, якорная всплывающая с грунта мина «ЭП-36» (эскадренная подлодочная) была принята на вооружение в 1941 г. Контактные колпаки мины выдвигались из гнезд корпуса пружинами после установки ее на заданную глубину. Мина оснащалась противопаравнным устройством «Чайка». Известна глубоководная модификация мины «ЭП-Г» образца 1943 г., которая устанавливалась на макимальной глубине 350 м с массой заряда в 260 кг. Она устанавливалась с подводных лодок типа «К» петлевым способом. Мины размещались в минно-балластной цистерне на рельсах, по которым они перемещались электролебёдкой и сбрасывались через днищевые люки. Одна лодка могла нести до 20 мин. Всего было выпущено 1714 мин. ТТХ мины: длина – 990 мм; ширина – 1076 мм; высота – 1630 мм; масса – 1050 кг; масса ВВ – 300 кг; длина минрепа – 155 -400 м; макимальная глубина постановки – 150/350 м; минимальный минный интервал – 50 м; время прихода мины в боевое положение – 2 — 5 минут; время подготовки мины к постановке – 8 минут; задержка взрыва – 0,3 с.

Авиационная высотная мина МАВ-1 изготавливалась на базе якорной мины обр. 1912 г. и была принята на вооружение в 1932 г. На базе якорной мины обр. 1926 г. (М-26) и МАВ-1 в 1933 г. создали новую якорную, контактную, парашютную мину, которую выпускали под обозначением МАВ-2. Носителями мин на наружной подвеске являлись самолеты «ДБ-ЗБ» и «ДБ-ЗФ». К началу войны на вооружении находилось 48 мин МАВ-1 и 200 мин МАВ-2. ТТХ мины МАВ-1: длина – 2670 мм; ширина – 950 мм; высота – 950 мм; масса – 920 кг; масса ВВ – 100 кг; длина минрепа – 100 м; максимальная глубина постановки – 100 м; минимальный интервал постановки – 30 м; высота сброса — до 3000 м; скорость постановки – до 300 км/ч. ТТХ мины МАВ-2: длина – 3500 мм; ширина – 1034 мм; высота – 950 мм; масса – 1420 кг; масса ВВ – 130 кг; длина минрепа – 130 м; максимальная глубина постановки – 142 м; минимальный интервал постановки – 55 м; высота сброса — до 4000 м; скорость постановки – до 165 км/ч.

В 1939 г. на вооружение была принята мина МИРАБ (мина индукционная речная авиационная для постановки с бреющего полета). Первоначально мина проектировалась как авиационная — в окончательном варианте предназначалась для постановки с надводных кораблей. К началу войны на вооружении находилось 95 мин. Некоторая их часть была модернизирована: вес взрывчатого вещества увеличен до 240 кг и обеспечена возможность для парашютного сбрасывания с самолета. ТТХ мины: длина – 1030 мм; ширина – 700 мм; высота – 700 мм; масса – 280 кг; масса ВВ — 64 кг; максимальная глубина постановки – 15 м; минимальный минный интервал – 25 м; время прихода в боевое положение – 3,5 минуты.

Якорная, контактная, беспарашютная мина «АМГ-1» (авиационная мина Гейро) была принята на вооружение в 1940 г. Она имела сфероцилиндрический корпус, на верхнем полушарии которого располагались пять гальваноударных колпаков, выдвигавшихся из гнезд корпуса мины пружинами после установки мины на заданную глубину. Корпус мины размещался на якоре обтекаемой формы с резиновыми и деревянными амортизаторами. Для стабилизации мины на воздушной траектории имелись баллистический наконечник и стабилизатор, которые отделялись от мины в момент приводнения. Мина устанавливалась петлевым способом, всплывая с грунта. Носителями мины являлись самолеты Ил-4 и А-20 с наружной подвеской. Самолет нес одну мину. Всего было выпущено 1915 мин. ТТХ мины: длина – 3600 мм; ширина – 940 мм; высота – 940 мм; масса – 1070 кг; масса ВВ – 260 кг; длина минрепа – 150 м; максимальная глубина постановки – 160 м; минимальный интервал постановки – 45 м; высота сброса — до 6000 м; скорость постановки – до 250 км/ч.

Противокорабельная контактная мина «ПЛТ» (подлодочная трубная) с ударно-механическим прибором, устанавливавшаяся на заданное углубление с помощью гидростатического прибора при всплытии с грунта была принята на вооружение в 1940 г. В результате проведенной модернизации в 1943 г. мина получила обозначение «ПЛТ-Г» (глубоководная) и могла использоваться на глубинах до 260 м. Использование мин требовало предварительного оборудования подводных лодок: установки специальных минных труб, приспособления балластных цистерн. Всего было выпущено 3439 мины обоих видов. ТТХ мины ПЛТ/ПЛТ-Г: длина – 1770 мм; ширина – 860 мм; высота – 795 мм; масса – 820 кг; масса ВВ – 230 кг; длина минрепа – 130/260; минимальный минный интервал – 55 м; время прихода в боевое положение – 5-15 минут; время подготовки мины к установке – 5 минут.

Плавающая контактная мина была принята на вооружение в 1942 г. Она оснащалась пневматическим прибором плавания мины, обеспечивавшим автоматическое удержание заданного углубления в течение 3-9 суток без появления на поверхности воды. Мина допускала установку углубления с точностью до 1 м. и ставилась из минных труб подводных минных заградителей типа «Л». Известна модификация «ПЛТ-3», которая могла устанавливаться через 533-мм торпедный аппарат подводной лодки. Кроме того, использовался глубоководный варинат «ПЛТ-Г» с максимальной глубиной постановки 260 м. и масса ВВ – 240 кг. Всего было выпущено 1267 мин. ТТХ мины: длина – 1779 мм; ширина – 860 мм; высота – 795 мм; масса – 765 кг; масса ВВ – 300 кг; минимальный минный интервал – 50 м; впеся прихода мины в боевое положение – 4 минуты.

Якорная корабельная контактная мина предназначалась для поражения надводных кораблей и судов противника в прибрежных водах. ТТХ мины: длина – 675 — 680 мм, ширина — 580 мм, высота – 970 — 980 мм; масса — 168 — 175 кг; масса ВВ — 20 кг; глубина постановки — 50 м.

Малая речная якорная гальваноударная мина Р-1 с обтекаемым корпусом принята на вооружение в 1939 г. Она предназначалась для использования на реках, морских побережьях и в шхерах против десантных кораблей. Мина могла применяться в море, однако район постановки был ограничен малой длиной минрепа увеличенного диаметра (13,5 м). ТТХ мины: длина – 1560 мм; ширина – 595 мм; высота – 710 мм; иасса – 275 кг; масса ВВ – 40 кг; длина минрепа – 35 м; максимальная глубина постановки – 35 м; минимальный минный интервал – 20 м; время прихода в боевое положение – 10-20 минут.

Антенная глубоководная морская мина была принята на вооружение в 1940 г. и служила для поражения судов и подлодок противника, а также для затруднения их плавания. Она выпускалась в двух модификациях — «АГ» и «АГСБ». Оружие представляло собой мину «КБ», оборудованную антенными устройствами.

После установки мины на заданное углубление две медные антенны, выравнивали свой электрический потенциал в морской воде. При касании какой-либо антенны корпусом подводной лодки баланс нарушался, что приводило к замыканию электрической цепи запала мины. Длина антенн обеспечивала перекрытие толщи воды в 60 м. В целях исключения безопасного прохода подводной лодки между верхней и нижней антенной на корпусе мины были установлены пять гальвано-ударных колпаков. Из-за незначительной прочности медных антенн по сравнению со стальным минрепом срок службы антенных мин был вдвое меньше, чем у обычных якорных, а на изготовление антенн каждой мины расходовалось до 30 кг дефицитной меди. В период войны антенный взрыватель был модернизирован посредством замены медных антенн стальными, равнопрочными с минрепом, и монтажом аппаратуры в едином блоке. Модернизированная мина получила название АГСБ («антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок»). Также известен вариант мины «АГС» (КБ-2), имевший только нижнюю антенну и предназначенный для постановки в мелководных районах. Кроме того, выпускался глубоководный вариант мины «АГС-Г» с макисмальной глубиной установки в 500 м. Всего было выпущено более 2 тысяч мин. ТТХ мины: длина – 2161 мм; ширина – 927 мм; выота – 1205 мм; масса – 1120 кг; масса заряда – 230 мм; длина минрепа – 360 м; максимальная глубина постановки – 320 м; минимальный минный интервал – 35 м; время прихода мины в боевое положение — 10-20 минут; задержка взрыва – 3 секунды; длина антенны – 35 м; время подготовки мины к установке – 20 минут.

Корабельная большая (КБ) якорная морская мина была принята на вооруженеие в 1931 г. В 1940 г. ее модернизированный вариант выпускался под обозначением «КБ-3». Одной из особенностей мины КБ было наличие предохранительных чугунных колпаков, закрывающих гальваноударные элементы — минные рожки. Предохранительные колпаки фиксировались на корпусе с помощью предохранительной чеки и специальной стальной стропки с сахарным предохранителем. Перед постановкой мины чека удалялась, и предохранительный колпак удерживался лишь стропкой. После постановки мины происходило таяние сахара, распускание стропки и открытие стопора, предохранительный колпак освобождался и с помощью пружинного устройства сбрасывался, после чего мина приходила в боевое состояние. Начиная с 1941 г. в минах стал применяться клапан потопления, обеспечивающий самозатопление мины, сорвавшейся с якоря, что обеспечивало безопасность своих кораблей в районах, прилегающих к оборонительным минным заграждениям. Всего было выпущено около 8 тысяч мин. ТТХ мины: длина – 2162 мм; ширина – 927 мм; высота – 1190 мм; масса — 1065 кг; масса ВВ – 230 кг; длина минрепа – 263 м; минимальная глубина постановки – 9 м; минимальный интервал постановки – 35 м; время подготовки мины для постановки – 5 минут; время прихода мины в боевое положение — 10-20 минут; задержка взрыва – 0,3 с; срок службы – до 2 лет.

Авиационные магнитные донные мины «АМД-500» и «АМД-1000» были приняты на вооружении в 1942 г. Они имели цилиндрическую форму, снаряжались индукционным двухканальным неконтактным взрывателем и снабжались устройством, задерживающим взрыв на 4 секунды с момента начала работы программного реле. Их особенность — чувствительность взрывателя под действием остаточного магнитного поля корабля или подводной лодки на глубинах до 30 метров. Батареи мин, ёмкостью 6 ампер-часов, питали всю электросхему и имели выходные напряжения 4,5 и 9 вольт, соответственно. Взрывчатое вещество содержало смесь 60% тротила, 34% гексогена и 16% алюминиевой пудры. Мины могли, как сбрасываться с самолета, так и устанавливаться с подводной лодки или надводного окрабля. В авиационном варианте мина ставилась с парашютом, отделявшимся в момент приводнения. В качестве противотральных устройств применялись: прибор срочности, обеспечивавший задержку включения аппаратуры на срок до шести суток, и прибор кратности, допускавший до двенадцати холостых срабатываний. ТТХ мины: длина – 2800/3780; ширина – 450/533 мм; высота – 450/533 мм; масса – 500/1000 кг; масса ВВ – 300/700 кг; интервал постановки – 70 м; высота сброса до 300/600 м; скорость сброса до 250/300 км/ч.

Мина была разработана на базе обр. 1912 г. и принята на вооружение в 1926 г. Форма корпуса мины была изменена с шаровой на сфероцилиндрическую. Для облегчения постановки мины, она на тележечном якоре располагалась горизонтально. Мина оснащалась ударно-механическим взрывателем. К началу войны было выпущено 26,8 тысяч мин. ТТХ мины: длина – 1840 мм; ширина – 900 мм; высота – 1000 мм; масса – 960 кг; масса ВВ – 242-254 кг; длина минрепа – 130 м; минимальный минный интервал – 55 м.

Якорная гальваноударная мина обр. 1908 г. была создана путем модернизации мины обр. 1906 г. К началу войны СССР располагал 12,2 тысячами мин обр. 1908, 1912 и 1916 гг. В 1939 г. мина обр. 1908 г. была модернизирована и получила обозначение «Мина обр. 1908/39 г.».

Мины применялись против кораблей небольшого водоизмещения, против тральщиков у внешней кромки позиционных заграждений, иногда — в качестве противолодочных, для чего ставились с углублением 24 и 40 м. ТТХ мины обр.1908/39: длина – 1280 мм; ширина – 915 мм; высота – 1120 мм; масса – 592 кг; масса ВВ – 115 кг; длина минрепа – 110 м; минимальный минный интервал – 35 м.

Минный защитник «МЗ-26» поступил на вооружение в 1926 г. и был предназначен для защиты минных заграждений от вытраливания путем разрушения контактных тралов. При постановке защитника магазин с четырьмя буями отделялся от якоря и устанавливался на заданное углублении, затем один из буев отделялся от магазина и всплывал на длину буйрепа. Когда трос контактного трала касался буйрепа, он скользил по тросу до ближайшего подрывного патрона. При срабатывании патрона трос контактного трала перебивалсвя и трал выходил из строя. Защитник действовал 4 раза до израсходования буев. Минные защитники ставились в 1-2 ряда перед минными заграждениями. ТТХ устройства: длина – 1240 мм; ширина – 720 мм; высота – 1270 мм; масса – 413 кг; масса ВВ – 1 кг; длина минрепа – 110 м; время прихода в боевое положение – 10 — 20 минут.

Глубинные бомбы в СССР были приняты на вооружение в 1933 г. Существовало два типа бомб: большая глубинная бомба «ББ-1» со взрывателем «К-3» и малая — «БМ-1». «ББ-1» — основная тяжелая глубинная бомба советского ВМФ в период Второй мировой войны предназначалась для уничтожения подводных лодок. ТТХ бомбы: высота – 712 мм; диаметр – 430 мм; масса заряда – 135 кг; общая масса – 165 кг; скорость погружения – 2,5 м/с; первый пояс установки взрыва – 10 м; последний пояс установки взрыва – 100 м; радиус разрушительного действия – 5 м; минимальное допустимое расстояние между двумя сбрасываемыми бомбами – 25 м; минимальное безопасное расстояние до сбрасываемого корабля – 75 м. «БМ-1» применялась с тихоходных кораблей и катеров, не успевавших за время погружения бомбы отойти на безопасное расстояние, и для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин. «БМ-1» имела скорость погружения – 2,1-2,3 м/с; глубина погружения – до 100 м; общая масса – 41 кг; масса ВВ – 25 кг; длина – 420 мм; диаметр – 252 мм; радиус эффективного поражения до 3,5 м.

Парогазовая торпеда «G-7a» использовалась эсминцами и подводными лодками. Она выпускалась в трех модификациях: «T-I» (с 1938 г. прямоходная), «T-I Fat-I» (с 1942 г. г. с прибором маневрирования) и «T-I Lut-I/II» (с 1944 г. с модернизированным прибором маневрирования и наведения). Торпеда приводилась в движение собственным двигателем и удерживала заданный курс следования с помощью системы автономного наведения. Серводвигатели реагировали на команды гироскопа и датчика глубины, удерживая торпеду на запрограммированных режимах. Она имела стальной корпус, два винта, вращавшихся в противофазе. Контактный детонатор становился в боевое положение на удалении от лодки не менее 30 м. Так как, торпеда имела пузырьковый след, ее чаще использовали в ночное время. ТТХ торпеды: калибр – 533 мм; длина 7186 мм; масса – 1538 кг; масса ВВ – 280 кг; дальность хода – 5500/7500/12500 м; скорость – 30/40/44 узла.

Торпеда состояла на вооружении подводных лодок. Она выпускалась в пяти модификациях: «T-II» (с 1939 г. прямоходная), «T-III» (с 1942 г. прямоходная), «T-III-Fat» (с 1943 г. с прибором маневрирования), «T-IIIa Fat-II» (с 1943 г. с прибором маневрирования и наведения), «T-IIIa Lut-I/II» (с 1944 г. с модернизированным прибором маневрирования и наведения). Торпеда имела контактный взрыватель, два гребных винта. Всего было выпущено около 7 тысяч торпед. ТТХ торпеды: калибр – 533 мм; длина – 7186 мм; масса – 1603-1760 кг; масса – ВВ – 280 кг; масса аккумуляторной батареи – 665 кг; скорость – 24-30 узлов; дальность хода – 3000/5000/5700/7500 м; мощность двигателя – 100 л.с.

Самонаводящаяся акустическая (на шум корабля) торпеда «T-IV Falke» была принята на вооружение в 1943 г. Она имела биротативный (без редуктора) электродвигатель, два гребных двухлопастных винта, горизонтальные и вертикальные рули управления, работала от батареи свинцово-кислотных аккумуляторов. Пройдя после пуска 400 метров, включалась аппаратура самонаведения и два гидрофоны расположенные в плоской носовой части прослушивали акустические шумы судов, идущих в конвое. Из-за невысокой скорости она использовалась для уничтожения торговых судов движущихся со скоростью до 13 узлов. Всего было выпущено 560 торпед. ТТХ торпеды «T-IV»: калибр — 533 мм; длина — 7186 м; масса – 1937 кг; масса ВВ – 274 кг; скорость – 20 узлов; дальность хода — 7000 м; дальность пуска – 2-3 км; напряжение батареи — 104 В, ток — 700 А; время работы двигателя – 17 м. К концу года торпеда была модернизирована и выпускалась в 1944 г. под обозначением «Т-V Zaunkonig». Она применялась для поражения эскортных кораблей, охраняющих конвои и двигающихся со скоростью 10-18 узлов. У торпеды был существенный недостаток — она могла принять за цель и саму лодку. Хотя прибор самонаведения включался после прохождения 400 м, стандартной практикой после пуска торпеды являлось немедленное погружение подводной лодки на глубину не менее 60 м. Всего было выпущено 80 торпед. ТТХ торпеды «Т-V»: калибр — 533 мм; длина — 7200 м; масса – 1600 кг; масса ВВ – 274 кг; скорость – 24,5 узла; напряжение батареи — 106 В, ток — 720 А; мощность – 75 — 56 кВт.

Управляемый человеком транспортер для скрытной доставки и пуска торпед был принят на вооружение в 1944 г. Фактически «Marder» являлся миниподлодкой и без торпеды мог пройти до 50 миль. Конструкция представляла собой две 533-мм торпеды — удлиненную торпеду-носитель и подвешенную под ней на бугелях стандартную боевую. Носитель имел защищенную колпаком кабину водителя в головной части. В носовой части транспортной торпеды была установлена 30-литровую балластная ёмкость. Для пуска торпеды необходимо было всплыть, сориентировать на цель носовую часть аппарата через визирное устройство. Всего было выпущено 300 единиц. ТТХ торпеды: надводное водоизмещение – 3,5 т; длина – 8,3 м; ширина – 0,5 м; осадка – 1,3 м; скорость надводная – 4,2 узла, скорость подводная – 3,3 узла; глубина погружения – 10 м; дальность хода – 35 миль; мощность электродвигателя – 12 л.с. (8,8 кВт); экипаж — 1 человек.

Серия авиационных торпед типа «Lufttorpedo» выпускалась в 10 основных модификациях. Они различались размерами, массой системами наведения и типами взрывателей. Все они, кроме LT.350, имели парагазовые двигатели мощностью 140-170 л.с., которые развивали скорость 24-43 узла и могли поразить цель на дистанции 2,8-7,5 км. Сброс производился на скорости до 340 км/ч в беспарашютном виде. В 1942 г. под маркой «LT.350» на вооружение была принята итальянскую 500 мм парашютная электрическая циркулирующая торпеда, предназначенная для поражения судов на рейдах и якорных стоянках. Торпеда имела возможность пройти до 15000 м со скоростью от 13,5 до 3,9 узлов. Торпеда LT.1500 оснащалась ракетным двигателем. ТТХ торпед изложены в таблице.

ТТХ и вид торпеды Длина (мм) Диаметр (мм) Масса (кг) Масса ВВ (кг)
LT.F-5/ LT-5a 4 960 450 685 200
F5B/LT I 5 150 450 750 200
F5В* 5 155 450 812 200
F5W 5 200 450 860 170
F5W* 5 460 450 869-905 200
LT.F-5u 5 160 450 752 200
LT.F-5i 5 250 450 885 175
LT.350 2 600 500 350 120
LT.850 5 275 450 935 150
LT.1500 7 050 533 1520 682

Торпеда выпускалась с 1943 г. фирмой «Blohm und Voss». Она представляла собой планер с укрепленной на нем торпедой «LT-950-C». Носителем торпеды ялялся самлет «He.111». При приближении торпеды на расстояние 10 метров к поверхности воды срабатывал датчик, дававший команду к отделению планера при помощи небольших взрывпакетов. После погружения торпеда следовала под водой к выбранной цели. Всего было выпущено 270 торпед. ТТХ торпеды: длина – 5150 мм; диаметр – 450 мм; масса – 970 кг;масса ВВ – 200 кг; высота сброса – 2500 м, макисальная дальность применения – 9000 м.

Серия авиационных торпед типа «Bombentorpedo» выпускалась с 1943 г. и состояла из семи модификаций: ВТ-200, ВТ-400, ВТ-700А, ВТ-700В, ВТ-1000, ВТ-1400 и ВТ-1850 .ТТХ торпед изложено в таблице.

ТТХ и вид торпеды Длина (мм) Диаметр (мм) Масса (кг) Масса ВВ (кг)
ВТ-200 2 395 300 220 100
ВТ-400 2 946 378 435 200
ВТ-700А 3 500 426 780 330
ВТ-700В 3 358 456 755 320
ВТ-1000 4 240 480 1 180 710
ВТ-1400 4 560 620 1 510 920
ВТ-1850 4 690 620 1 923 1 050

Германия выпускала четыре вида магнитных мин типа RM: RMA (выпускалась с 1939 г., масса 800 кг), RMB (выпускалась с 1939 г., масса заряда 460 кг.), RMD (выпускалась с 1944 г, упрощенной конструкции, масса заряда 460 кг.), RMH (выпускалась с 1944 г., с деревянным корпусом, масса 770 кг.).

Мина с алюминиевым корпусом была принята на вооружение в 1942 г. Она оснащалась макнитоакустическим взрывателем. Она могла устанавливаться только с надводных кораблей. ТТХ мины: длина – 2150 мм, диаметр – 1333 мм; масса – 1600 кг; масса ВВ – 350 кг; глубина установки – 400-600 м.

В серия торпедомин типа ТМ входили следующие мины: ТМА (выпускалась с 1935 г., длина – 3380 мм, диаметр 533 мм, масса ВВ – 215 кг), ТМВ (выпускалась с 1939 г., длина – 2300 мм, диаметр — 533 мм; масса – 740 кг; масса ВВ – 420-580 кг.), TMB/S (выпускалась с 1940 г., масса ВВ – 420-560 кг.), ТМС (выпускалась с 1940 г.. длина – 3390 мм; диаметр – 533 мм; масса – 1896 кг; масса ВВ – 860-930 кг.). Особенностью этих мин, являлась возмоность их выставления через торпедные аппараты подводных лодок. Как правило, в торпедном аппарате, в зависимости от размеров, размещалось две-три мины. Мины выставлялись на глубине от 22 до 270 м. Они оснащались магнитными или акустическими взрывателями.

Авиационные морские мины серии ВМ (Bombenminen) выпускались в пяти модификациях: «BM 1000-I», «BM 1000-II», «BM 1000-H», «BM 1000-M» и «Wasserballoon».Они были построены по принцыпу фугасной авиабомбы. В основном, все серии ВМ мины имели одинаковое устройство за исключением незначительных отличий типа размеров узлов, размера бугеля подвески, размеров лючков. В минах использовались три основных типа взрывных устройствах: магнитные (реагируют на искажение магнитного поля Земли в данной точке, создаваемое проходящим кораблем), акустические (реагируют на шум винтов корабля), гидродинамические (реагируют на незначительное снижение давления воды). Мины могли снаряжаться одним из трех основных устройств или в комбинации с другими. Мины комплектовались и бомбовым взрывателем, предназначенного для включения главного взрывателя в случае штатной ситуации, а при падении на землю – взорвать мину. ТТХ мины: длина – 1626 мм; диаметр – 661 мм; масса – 871 кг; масса ВВ – 680 кг; высота сбрасывания – 100-2000 м без прашюта, с паршютом – до 7000 м; скорость сбрасывания – до 460 км/ч. ТТХ мины «Wasserballoon»: длина – 1011 мм; диаметр – 381 мм; масса ВВ – 40 кг.

Серия якорных, контактных мин типа «ЕМ» состояла из модификаций: «ЕМА» (выпускалась с 1930 г., длина – 1600 мм; ширина – 800 мм; масса ВВ – 150 кг; глубина постановки – 100-150 м); «EMB» (выпускалась с 1930 г. масса ВВ – 220 кг; глубина постановки – 100 — 150 м); «ЕМС» (выпускалась с 1938 г., диаметр – 1120 мм; масса ВВ – 300 кг; глубина постановки – 100 — 500 м), «EMC m KA» (выпускалаь с 1939 г., масса ВВ – 250 — 285 кг; глубина постановки – 200-400 м); «EMC m AN Z» (выпускалась с 1939 г., масса ВВ – 285 — 300 кг., глубина постановки – 200 — 350 м), «EMD» (выпускалась с 1938 г., масса ВВ – 150 кг., глубина постановки – 100 — 200 м), «EMF» (выпускалась с 1939 г., масса ВВ – 350 кг., глубина постановки – 200 — 500 м).

Морские, авиационные парашютгые мины серии LM (Luftmine) являлись наиболее распространенными донными минами неконтактного действия. Они были представлены четырьмя типами: LMA (выпускалась с 1939 г., масса – 550 кг; масса ВВ – 300 кг), LMB, LMC и LMF (выпускалась с 1943 г., масса – 1050 кг; масса ВВ – 290 кг). Мины LMA и LMB являлись донными минами, т.е. после сбрасывания ложились на дно. Мины LMC, LMD и LMF были якорными минами, т.е. на дно ложился только якорь мины, а сама мина располагалась на определенной глубине. Мины имели цилиндрическую форму с полусферическим носом. Они оснащались магнитным, акустическим или магнитно-акустическим взрывателем. Мины сбрасывались с самолетов «He-115» и «He-111». Они также могли применяться против наземных целей, для чего оснащались взрывателем с часовым механизмом. При ознащении мин гидродинамическим взрывателем, они могли использоваться в качестве глубинных бомб. Мина LMB была принята на вооружение в 1938 г. и существовала в четырех основных вариантах — LMB-I, LMB-II, LMB-III и LMB-IV. Мины LMB-I, LMB-II, LMB-III внешне между собой были практически неразличимы и очень похожи на мину LMA, отличаясь от нее большей длиной и весом заряда. Внешне мина представляла собой алюминиевый цилиндр с закругленной носовой частью и открытой хвостовой частью. Конструктивно состояла из трех отсеков. Первый — отсек основного заряда, в котором размещался заряд ВВ, бомбовый взрыватель, часы взрывного устройства, гидростатическое устройство самоликвидации, устройство необезвреживаемости. Снаружи отсек имел бугель для подвески к самолету и технологические лючки. Второй — отсек взрывного устройства, в котором размещалось взрывное устройство, с прибором кратности, таймерным самоликвидатором и нейтрализатором, устройство необезвреживаемости и устройство защиты от вскрытия. Третий — парашютный отсек, в котором размещался уложенный парашют. ТТХ мины: диаметр – 660 мм; длина – 2988 мм; масса – 986 кг; масса заряда – 690 кг; тип ВВ – гексонит; глубины применения – от 7 до 35 м; дистанция обнаружения цели – от 5 до 35 м; прибор кратности — от 0 до 15 кораблей; самоликвидаторы — при подъеме мины на глубину менее 5 м, по установленному времени.

Мины морские

боевое средство (вид морских боеприпасов) для поражения кораблей противника и затруднения их действий. Основные свойства М. м.: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. М. м. могут устанавливаться в водах противника и у своего побережья (см. Минные заграждения). М. м. представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

Первую, правда неудачную, попытку применения плавучей мины предприняли русcкие инженеры в русско-турецкой войне 1768-1774. В 1807 в России военным инженером И. И. Фитцумом была сконструирована М. м., подрываемая с берега по огнепроводному шлангу. В 1812 русский учёный П. Л. Шиллинг осуществил проект мины, взрываемой с берега с помощью электрического тока. В 40-50-х гг. академик Б. С. Якоби изобрёл гальваноударную мину, которая устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Эти мины впервые были применены во время Крымской войны 1853-56. После войны русские изобретатели А. П. Давыдов и др. создали ударные мины с механическим взрывателем. Адмирал С. О. Макаров, изобретатель Н. Н. Азаров и др. разработали механизмы автоматической установки мин на заданное углубление и усовершенствовали способы постановки мин с надводных кораблей. М. м. получили широкое применение в 1-й мировой войне 1914-18. Во 2-й мировой войне 1939-45 появились неконтактные мины (главным образом магнитные, акустические и магнитно-акустические). В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства. Для постановки мин в водах противника широко использовались самолёты.

М. м. в зависимости от их носителей делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолёта). По положению после постановки М. м. делятся на якорные, донные и плавающие (с помощью приборов удерживаются на заданном расстоянии от поверхности воды); по типу взрывателей - на контактные (взрываются при соприкосновении с кораблём), неконтактные (взрываются при прохождении корабля на определённом расстоянии от мины) и инженерные (подрываются с берегового командного пункта). Контактные мины (рис. 1 , 2 , 3 ) бывают гальваноударные, ударно-механические и антенные. Взрыватель контактных мин имеет гальванический элемент, ток которого (во время соприкосновения корабля с миной) замыкает при помощи реле внутри мины электрическую цепь запала, что вызывает взрыв заряда мины. Неконтактные якорные и донные мины (рис. 4 ) снабжаются высокочувствительными взрывателями, реагирующими на физические поля корабля при прохождении им вблизи мин (изменяющееся магнитное поле, звуковые колебания и др.). В зависимости от природы поля, на которое реагируют неконтактные мины, различают магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические или комбинированные мины. Схема неконтактного взрывателя включает элемент, воспринимающий изменения внешнего поля, связанные с прохождением корабля, усилительный тракт и исполнительное устройство (цепь запала). Инженерные мины делятся на управляемые по проводам и по радио. Для затруднения борьбы с неконтактными минами (траления мин) в схему взрывателей включаются приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке её разоружения.

Лит.: Белошицкий В. П., Багинский Ю. М., Оружие подводного удара, М., 1960; Скороход Ю. В., Хохлов П. М., Корабли противоминной обороны, М., 1967.

С. Д. Могильный.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Мины морские" в других словарях:

    Боевое средство (морские боеприпасы) для поражения кораблей противника. Делятся на корабельные, лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные; на якорные, донные и плавающие … Большой Энциклопедический словарь

    Боевое средство (морские боеприпасы) для поражения кораблей противника. Делятся на корабельные, лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные; на якорные, донные и плавающие. * * * МИНЫ МОРСКИЕ МИНЫ МОРСКИЕ,… … Энциклопедический словарь

    Мины морские - МИ́НЫ МОРСКИ́Е. Устанавливались в воде для поражения надвод. кораблей, подводных лодок (ПЛ) и судов противника, а также затруднения их плавания. Имели водонепроницаемый корпус, в котором помещался заряд ВВ, взрыватель и устройство, обеспечивающие … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М., устанавливаемые в акватории, предназначены для поражения судов и подводных лодок; бывают… … Энциклопедия техники

    Тренировка по обезвреживанию учебной морской мины в американском флоте Морские мины боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания.… … Википедия

    Морские мины - один из видов оружия военно морских сил, предназначенный для поражения кораблей, а также для ограничения их действий. М. м. представляет собой заряд бризантного взрывчатого вещества, заключенный в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    мины - Рис. 1. Схема авиационной беспарашютной донной неконтактной мины. мины авиационные — морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М.,… … Энциклопедия «Авиация»


Top