Наедине с природой. Анализ рассказа И

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

ЛИЦЕЙ

Интегрированный урок в 8 классе

(русский язык и литература).

Роль однородных членов в художественных текстах.

И. С.Тургенев «Лес и степь».

Подготовила

Егупова А.Г.

Балашиха 2009

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

2. Показать образную роль однородных членов в рассказе Тургенева «Лес и степь».

3. Развивать умение видеть красоту природы.

Оборудование урока: 1. Текст произведения.

2. На доске на листах эпиграф: «Сколько ни пишите еще повестей

И драм, вы не опередите вашей Илиады, ваших «Записок

Охотника»: там нет ошибок, там вы просты, высоки, классичны,

Там лежат перлы вашей музы». (Из письма И.А. Гончарова И.С.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы работали над постановкой знаков препинания при однородных членах. Сегодня наша задача – определить роль однородных членов в художественных текстах. Дома вы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь» из сборника «Записки охотника».

Вспомните, какие рассказы из этого сборника мы уже обсуждали в 6,7,8 классах и какие литературные проблемы выделяли?

(«Бежин луг», «Бирюк», «Певцы», «Хорь и Калиныч». Проблемы: русский национальный характер, средства характеристики героя в рассказах.)

Немного о произведении в контексте творчества писателя. «Записки охотника»

Явились переходом от начального периода творчества Тургенева, в течение которого он создал множество стихотворений , к новому этапу, к реалистической прозе . Тургенев, поставивший перед собой новые творческие задачи, обратился для их воплощения к новому жанру - рассказам- очеркам , которые характерны для писателей «натуральной школы».

11. Объяснительный диктант. (Знаки препинания в простом предложении, осложненном

Приложением с союзом КАК, Обособленным определением, выраженным причастным

Оборотом, однородными членами, однородными членами с обобщающим словом, тире между

Подлежащим и сказуемым, в сложном предложении).

В русскую литературу Тургенев вошел ()как автор «Записок охотника». Все (,) что происходит в мире людей (,) в обществе (:) войны и революции(,) реформы и споры о будущем (–) все это преходяще. Природа вечна (,) и (,) когда человек остается с ней один на один (,) он ощущает на себе ее грозную (,) неумолимую (,) прекрасную и слепую силу. Охотник (–) это человек (,) стоящий между миром людей и миром природы.

111. Работа над художественными и синтаксическими средствами отрывков.

1. Первичное восприятие текста. Описание степи у И.Тургенева («Лес и степь»). Чтение наизусть (домашнее задание).

Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки... Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!..

2. Анализ отрывка (индивидуальное домашнее задание).

– Книга И.Тургенева «Записки охотника» завершается очерком «Лес и степь». Это картины природы в разное время года: весна, лето, осень.

Степной пейзаж кажется у Тургенева реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. В этом отрывке я ощущаю себя спутником охотника, Тургенев пишет: едете вы, глянешь с горы. Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы. И нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения). Он сравнивает холмы с разбегающимися волнами. Похожее сравнение я встречал в описании степи в повести Гоголя «Тарас Бульба». Наверное, так писатели передают необозримость, необъятность степи.
Тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения, такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и повторы:
далее, далее... и вновь в степь далее и далее , холмы все мельче и мельче.
У Тургенева при взгляде на степь - восторг:
какой вид!; безграничная, необозримая степь!

3. Первичное восприятие текста. Описание леса поздней осенью . Чтение наизусть (индивидуальное домашнее задание).

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полянами. Сквозь обнаженные бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничто кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шуму...

4. Работа над художественными и синтаксическими средствами.

Когда особенно хорош лес поздней осенью?

Когда прилетают вальдшнепы.

Что необычного было в тот день в лесу?

Стояла мертвая тишина.

Как мы догадались об этом, по каким словам?

Ветра нет, солнца нет, света нет.

Запишите предложение в тетрадь: Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума. Разберите по членам предложения.

Что вы заметили?

Предложение с однородными второстепенными членами.

Как вы думаете, почему Тургеневу понадобилось столько однородных членов?

Чтобы показать мертвую тишину.

Действительно, такое перечисление позволяет автору образно нарисовать картину беззвучия леса. Тишина... Звуков в лесу нет. А чувствует ли какие-то запахи писатель?

Осенний запах.

С чем он его сравнивает?

С запахом вина.

Как вы понимаете выражение: "В воздухе разлит осенний запах"?

Запах чувствуется всюду, не в одном месте.

Что еще описывает Тургенев?

Бурые сучья деревьев, через которые белеет неподвижное небо. Липы, на которых висят последние золотые листья. Сырая земля, побледневшая трава.

Все говорит о поздней осени. Однако осень эта предстает перед нами так, что нам кажется, будто это ранняя погожая осень. Посмотрите, какое небо?

- "Мирно белеет неподвижное небо".

Какие листья?

Золотые.

Какая земля?

Сырая земля, но она упругая, а не "грязная лужа".

Обратите внимание на предложение: Длинные нити блестят на побледневшей траве. На что похоже это зрелище?

На паутину, которая летает в пору "бабьего лета".

Итак, все описание леса напоминает раннюю осень. Однако по каким словам мы догадываемся, что осень все-таки поздняя?

Обнаженные сучья деревьев, сырая земля, побледневшая трава, последние листья.

Только ли описание леса есть в отрывке?

В описании еще говорится о желтых полях, которые видит рядом с лесом автор, идущий вдоль опушки.

5. Словесное рисование.

Прочитайте описание леса еще раз про себя и попробуйте представить себе картину так, как ее увидел писатель. Опишите словами.

1. Что будет нарисовано? (содержание ).

2. Как мы расположим объекты на картине: что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре, где изобразим автора с собакой? (композиция ).

3. Какие краски используем для картины? (цветовое решение ).

6. Выявление читательского восприятия.

Как вы думаете, нравится такой лес самому автору?

Да.

Как вы догадались?

Он пишет: Спокойно дышит грудь .

Что особенно привлекает писателя в лесу?

Особая тишина и покой.

Что происходит в душе у Тургенева, когда он идет вдоль опушки леса?

Он вспоминает свое прошлое, сердце его дрожит и бьется – ведь на память приходят любимые лица, мертвые и живые.

Как вы думаете, а почему Тургеневу удается вдруг вспомнить свое прошлое?

Ему ничто не мешает, в такие минуты хочется немного погрустить об ушедших годах, о пережитом.

Действительно, ребята, природа, ее состояние покоя находят душевный отклик у Тургенева. Именно в такой необыкновенной тишине хочется вспоминать о приятном, что-то воображать. А вам доводилось когда-нибудь находиться в подобной обстановке? Что вы чувствовали? О чем размышляли?

Высказывания детей.

Какие образные выражения использует Тургенев во второй части отрывка?

- "Впечатление просыпается, воображение реет и носится, как птица. Сердце то бросится вперед, то потонет в воспоминаниях".

С чем же сравнивает жизнь в эти минуты писатель?

Со свитком.

Почему?

Жизнь долгая: у нее есть прошлое, настоящее и будущее. Она похожа на свиток, но если начинаешь что-то вспоминать, ее нужно развернуть, как свиток.

Какое настроение создается у вас, когда вы читаете этот отрывок?

Настроение легкой грусти. Спокойное настроение.

7. Работа над выразительным чтением отрывка.

Почему первое предложение восклицательное?

Где начинаем усиливать темп, громкость?

Со слов "Идешь вдоль опушки...".

Где вновь снизим темп?

На последнем предложении.

Подготовьтесь к выразительному чтению.

Дети выполняют задание.

О чем мы прочитали текст?

О лесе в тихий погожий день поздней осени.

8. Определение типа текста.

Каков же тип текста?

Описание с элементами повествования.

Докажите вашу мысль.

Дети доказывают.

Определите главную мысль текста.

Природа влияет на душевное состояние человека.

9. Вывод. Да, ребята, уединение с природой – это особое состояние. Человек, которому доводится быть наедине с природой, чувствовать ее красоту, силу, начинает в эти минуты размышлять о многом, думать о своих поступках, об отношении к близким и к самому себе. Такие минуты общения человека с природой делают его душевно богаче, чище, мудрее. Природа – это великая сила, которой подвластно все, в том числе и человек со своими душой и сердцем.

1V. Проверка домашнего задания. Прочитать предложения с однородными членами.

Мы уже с вами определили роль однородных второстепенных членов в третьем предложении. Найдите в тексте еще предложения с однородными членами. (Дети зачитывают седьмое, восьмое, девятое и десятое предложения).

Чем выражены однородные члены предложения в каждом случае?

Однородные сказуемые: идешь, глядишь; реет и носится; движется и стоит; задрожит и забьется, бросится вперед, потонет ; однородные подлежащие: образы, лица ; однородные второстепенные члены: мертвые и живые; легко и быстро; всем прошедшим, всеми чувствами, силами, всею душою; нет солнца, ветра, шуму.

Вспомним, для чего нам нужны предложения с однородными членами?

Чтобы делать нашу речь более краткой, четкой.

А как вы думаете, почему Тургенев два раза использовал прилагательное любимые в предложении: "...любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память"?

Повторением прилагательного он хотел усилить чувство любви к этим лицам, подчеркнуть, насколько сильно они любимы.

Видите, в некоторых случаях можно и повторять два раза одни и те же слова! Обратите внимание на повторение однородных членов в начале текста и в конце. Как вы думаете, зачем это сделал автор?

Вывод. Итак, роль однородных членов предложения в тексте очевидна. Однородные сказуемые помогают живо, образно нарисовать картину происходящего; однородные подлежащие помогают представить предметы, о которых идет речь; однородные второстепенные члены помогают сделать описание более точным. Каждая деталь природы дорога Тургеневу как еще один штрих прекрасной, необозримой, монументальной картины.

V. Составление текста «Прекрасное в родной природе и в душе человека». Задание употребить однородные члены.

V1. Чтение текстов.

V11. Чтение культурного образца.

В рассказе «Лес и степь» с особой отчетливостью видна глубокая и нежная любовь Тургенева к природе, его проникновенная наблюдательность. Обилие и яркость используемых рассказчиком эмоциональных эпитетов, сравнений, метафор, восклицательных предложений передают его восторженное отношение к природе. Он хочет увлечь читателя, о чем постоянные обращения, призывы, направленные на то, чтобы разбудить воображение и чувства читателя, заставить его ощутить переживания автора.

Использованная литература.

1. Лобкова Е.В. Описание степи в произведениях Гоголя, Тургенева, Чехова. Подготовка к написанию сочинения-рецензии . – «Первое сентября», «Литература», раздел «Я иду на урок».

Иван Сергеевич Тургенев, один из тех авторов, которые несмотря на свою принадлежность к дворянскому роду, хорошо знали жизнь простого народа и не боялись писать об этом. Произведения Ивана Сергеевича всегда имели сюжетную линию, рассчитанную на диалоги. Автор считал, что именно так его работы будут лучше поняты.

Произведение «Лес и степь» своеобразное исключение, где писатель, в виде многочисленных зарисовок, описывает красоты средней полосы России и отражает всё величие природы. Рассказ «Лес и степь» подчеркивает талант писателя, завоевавшего сердца любителей литературы.

Рассказ «Лес и степь» выразительно описывает красоту природы в любое время года. Начало произведения открывает события, связанные со сборами и дальнейшим выездом на охоту ранним утром весной. Иван Тургенев детально описывает, как телега покрыта ковров, а в ногах можно увидеть ящик, самовар. Все жители дома еще спят… Слышится храп сторожа.

Телега начинает ехать, а кучер тем временем посвистывает. Дорога, по которой едет телега, пролегает вдоль течения реки, холмов. Через четыре версты начинает светлеть… Слышится пение птиц. Именно эти признаки свидетельствуют о наступлении утра.

В избах зажигаются лучины и слышатся сонные голоса только проснувшихся людей. Тем временем над просторами восходит багровое солнце.

Об активной жизни свидетельствует следующее описание: кони идут крупной рысью, а навстречу им движется стадо из деревни.

События дополняются красивым описанием:

Небольшая гора;

Река, которая протекает среди зеленых лугов;

Пологие холмы, виднеющиеся вдали;

Чибисы, вьющиеся над болотом.

Каждый человек чувствует, насколько легко, вольно дышится.


Следующая часть посвящена описанию летнего утра… В это время охотник прогуливается по лесу и кустам, стараясь найти дичь. На росистой траве удается увидеть его следы. Воздух наполняется травянистыми запахами. В это время подъезжает косарь на телеге, оставляя лошадку в тени. Солнце начинает припекать, прогревая воздух все сильнее. Косарь подсказывает охотнику, где в овраге можно найти источник с холодной водой и близлежащим тенечком. Однако… Внезапно надвигается туча и начинает сверкать молния. От грозы удается укрыться в сарае, потому советы о роднике, который изначально освежил ассоциативный ряд произведения, оказываются ненужными. Ливень вскоре заканчивается, оставляя напоминания о себе в ароматах земляники, грибов.

Следующее описание раскрывает прелести вечерней природы, когда половина неба охвачена зарей, звездами. Всходит луна после того, как темнеет… Наступает время ужина, ночлега. Сквозь небольшое окошко русской избы удается разглядеть стол, на котором уже расставлены блюда к ужину. Эта часть описания, посвященного прекрасной природе и жизни обычных людей, вызывает трепетные эмоции у каждого читателя.

Столь же прекрасно и следующее описание, посвященное беговым дорожкам и возможности поехать в лес на охоту рябчиков. В это время можно насладиться тенью, тишиной. Мошки вьются высоким столбом, и слышится прекрасный голосок малиновки. Но тут! Выскакивает беляк, за которым бежит лающая собака. Описание позволяет понять, как быстро прекрасные мгновения могут смениться жутчайшими обстоятельствами.

Осенний лес также оказывается прекрасным, ведь именно в это время удается поохотиться на вальдшнепов. Кое-где удается заметить золотые листья… Несмотря на живописную природу осени, чувствуется тревога в сердце. Неожиданно начнется черед воспоминаний, стремительно сменяющихся друг друга и показывая быстротечность уходящей жизни.

Охотники не пылают любовью к летнему туману, но Иван Тургенев уверен в прелести таких моментов. Почему? Ничто не может шевелиться в беловатой мгле, но затем туман остается в прошлом и наступивший день подчеркивает яркость жизни.

Безупречный рассказ «Лес и степь» также посвящен описанию степи, где природа оказывается совсем другой. Туда можно доехать только мимо постоялых дворов и через протяженные поля. По дороге удается увидеть женщин с граблями, карету помещика, усталого прохожего с котомкой, небольшие домики, овраги и холмы… И только после этого открывается степь, являющаяся олицетворением другого мира.

В рассказе «Лес и степь» можно встретить описания зимней природы, где бывают высокие сугробы и очаровательные зайчики. Зиму сменяют мартовские проталинки, но именно с весной легче всего расставаться…

Анализ рассказа «Лес и степь»

Иван Тургенев в середине XIX столетия в отечественном журнале «Современник» напечатал ряд рассказов, которые впоследствии были включены в цикл «Записки охотника» и вышли отдельной книгой. Большинство рассказов обладает определенным сюжетом, в котором участвуют персонажи. Природа зачастую дополняет интересные диалоги персонажей. Исключением является рассказ «Лес и степь», литературная форма которого до сих пор не определена. Одни критики уверены в том, что рассказ является очерком, а другие – рассказом.

Рассказ «Лес и степь» не обладает прямой речью. Повествование построено на монологе опытного охотника, имя которого все-таки оказывается известным читателям. Охотника зовут Петр Петрович Каратаев. Он обладает способностью к наблюдению за жизнью и природой, прогрессивными взглядами. Петр Каратаев очень любит родную природу, в которой способен находить многочисленные нотки красоты.

«Лес и степь» может считаться необычным эпилогом к сборнику «Записки охотника» и удивительным гимном и даже одой русской природе, ведь рассказ олицетворяет красоту пейзажа. Основной текст раскрывается после представления эпиграфа, что оказывается «изюминкой» произведения. Тургенев практически не использовал эпиграфы для своих рассказов.

«Лес и степь» - это произведение, которое подчеркивает ценный факт того, что Тургенев является мастером пейзажа. Каждое описание природы, представленной в рассказе или очерке, оказывается совершенным, ведь слова удивительным образом подобраны друг к другу.

Иван Тургенев в небольшом отрывке может передать многочисленные нюансы восприятия природы:

Цвет;

Свет;

Запах;

Звук;

Движение;

Тактильные ощущения.


Все это способствует тому, чтобы каждый читатель сумел представить определенную картину природы, понимая ее удивительную красоту. Красота пейзажей средней полосы России предусматривает использование многочисленных литературных приемов и ассоциаций:

Приемы литературы, раскрывающие писательский талант Тургенева;

Богатая палитра цветов и их оттенков, переданная в словесной форме;

Богатство и разнообразие языковых средств: наречия, глаголы, прилагательные.


Например, Тургенев подобрал сразу три определения для неба:

Бледно-голубое;

Смутно-ясное;

Бледнеет.


Такие определения позволяют представить, как все сменяется и как природа открывает свои различные грани…

Иван Тургенев проявляет мастерство в утонченном владении словом, поэтому он отражает описание природы с особенной эмоциональностью и пониманием русского мира. Стихия природы озаряет внутренний мир обычного человека и определяет его эмоциональное состояние.

Важно отметить, что у Ивана Тургенева осенний пейзаж не вызывает даже капли грусти:

Речные воды радостно, стремительно мчатся;

Роще легко стоять голой, так как она улавливает нотки веселья.


Тургенев старается олицетворять природу:

Осины могут лепетать;

Дуб напоминает могучего бойца;

Липа удивляет красотой.


Более того, Иван Тургенев успешно использует ароматы, с помощью которых почти каждый читатель еще больше погружается в эмоциональные рассказы:

Весна обладает свежим дыханием;

Лето наполняет воздух гречишным медом и горечью полыни;

Зимой удается прочувствовать острый морозный воздух.


Даже звуки находят место в литературном произведении:

Слабый шум деревьев глубокой ночью;

Лязганье косы;

Скрип проезжающей телеги;

Тишина утреннего леса.


Многочисленные описания и правильно подобранные слова способствуют созданию глубокого произведения «Лес и степь», яркой и целостной композиции.

Роль природы в творчестве Тургенева

Иван Тургенев – это, прежде всего, писатель-пейзажист. Почти в каждом произведении природе отводится большая роль. Цикл «Записки охотника» раскрывают удивительные грани пейзажа, каждая из которых способствует созданию подробной и верной композиции. Иван Тургенев проявляет мнение, выражает чувства знающего и понимающего человека. Рассказ «Лес и степь» доказывает, что Тургенев обладает глубоким и задушевным контактом с природой родного края.

Каждое произведение Ивана Тургенева оказывается психологичным, глубоким, верным, близким для каждого человека. Но рассказ «Лес и степь» - особый шедевр, где писатель фактически объяснился в любви родному краю, родной земле. Это настоящий гимн русской природе.

Иван Сергеевич Тургенев

ЛЕС И СТЕПЬ

…И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны, так тенисты,
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,
Где пахнет конопелью да крапивой…
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами.
И падает тяжелый желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч;
Там хорошо. . . . . . . . .

(Из поэмы, преданной сожжению)

Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте.

Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, fur sich, как говаривали в старину; но, положим, вы не родились охотником: вы все-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату… Слушайте.


Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете - едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает. Но вот вы отъехали версты четыре… Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете… Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто… Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..


А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет да солнце; еще свежо, во уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца… Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень… Вы поздоровались с ним, отошли - звучный лязг косы раздается за вами. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.

Где бы, брат, тут напиться? - спрашиваете вы у косаря.

А вон, в овраге, колодезь.

Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага… что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния… Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вдруг потемнело… Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай… скорее!.. Вы добежали, вошли… Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено… Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!..


Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость… А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? пожар?.. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни… Вот наконец и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин…


А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно воют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес… Лес глохнет… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…


И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…


А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

Образовательные:

  • Учить составлять картинный план и план с помощью опорных слов.
  • Работать над выразительным чтением учащихся.
  • Формировать понятия об описании, рассказе, рассказе-повествовании.
  • Развивающие:

  • Находить сравнения и эпитеты в тексте.
  • Работать над устной связной речью учащихся.
  • Определять свою точку зрения и выявлять (понимать) точку зрения автора;
  • Воспитательная:

  • Воспитывать любовь к Родине, к русской природе, к красоте русской речи.
  • Ход урока.

    1. ОРГМОМЕНТ.

    2. РАЗМИНКА.

    а) Сядьте ровно, руки опустите на колени:

    – вдох носом, выдох через рот;
    – вдох, задержка дыхания, выдох;
    – вдох, задержка дыхания, выдох порциями.

    3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

    : – Сегодня на уроке мы работаем с отрывком из рассказа “Лес и степь”, который вошел в сборник рассказов под названием “Записки охотника” (показ книги).

    На доске: табл 1 портрет Тургенева, табл2 надпись годы жизни 1818-1883

    (Учитель читает):

    Великий мастер пейзажа. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу.

    В.Г.Белинский

    У: – Эти слова сказаны о великом русском писателе Иване Сергеевиче Тургеневе (перевернуть табл. 1), жившем в 19 веке (перевернуть табл . 2 ), который очень любил природу во все времена года.

    У: – С произведениями Тургенева вы ближе познакомитесь в средней школе.

    А сейчас послушайте запись.

    СЛУШАНИЕ.

    Вопросы: 1) Какие чувства вы испытали, слушая эту запись?

    Ответы: – Мне было приятно слушать о красоте русской природы.

    – Я восхищалась красотой природы, её временами года.

    – На душе становится легко.

    У: – Молодцы! Я тоже с удовольствием слушала описание русской природы и красоту русской речи.

    Словарная работа.

    – Вы уже знакомы с отрывком . Все ли вам было понятно в тексте?

    Д: – Да, понятно.

    У: – Откройте учебник на с.91

    У: – Тогда у меня есть к вам вопросы . Объясните, пожалуйста, значения слов:

    Багровый – (багровое солнце) – тёмно-красный
    Верста (версты 3 осталось) – 1,06 км
    Чибис небольшая птица, родственница кулику
    Отрадно бродить приятно, радостно
    Косарь человек, который косит траву
    Вальдшнеп птица
    Свиток – свернутая трубкой бумага

    Работа с текстом произведения: выборочное чтение, деление на смысловые части, составление плана.

    : – Сейчас мы работаем с текстом, будем:

    – составлять картинный план и план с опорными словами,
    – читать текст выборочно,
    – вспомним, что такое сравнение и эпитеты.

    – Начинаем читать с 1 части, 1 описание. (1 человек) – О чем это описание?

    О: – Это описание рассвета, начала дня.

    У: – Как мы назовем эту часть?

    О: – Рассвет.

    У: – Докажите словами из текста, что вы правы.

    1. …А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу…
    2. …предрассветный ветер подул…
    3. …Солнце быстро поднимается; небо чисто…

    4)…Свет так и хлынет потоком…

    5)…тихо всплывает багровое солнце.

    : Читаем 2 часть .

    У: – А теперь представьте себе, что вы художники. Вам надо нарисовать картины по прочитанному отрывку с помощью слов. Какие картины вы нарисуете?

    Ответы:…………

    У: – Вы составили …картины. А у меня 1 картина на доске для 2 части. Как вы думаете, что на ней изображено?

    О: – Летний пейзаж!

    У: – А как можно озаглавить эту часть?

    О: – Летняя пора.

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА .

    У: – А теперь мы немного отдохнем. Сядьте удобно, слушаем музыку.

    У : – Переходим к 3 части. Начинает читать (имя)_________.

    У: – Что описал Тургенев в этом отрывке ?

    У: – Правильно, лес.

    У: – Как мы озаглавим эту часть?

    О: – Лес осенью.

    У: – С чем сравнивает писатель березу? Найдите в тексте.

    О: – Береза, словно сказочное дерево.

    У: – Правильно. Это сравнение. Найдите еще сравнения в этой части.

    Последние золотые листья;

    – воображение реет и носится, как птица;

    – жизнь развертывается, как свиток.

    ИТОГ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА.

    У: – Ребята, на доске вы составили 2 вида плана.

    1 план с помощью чего мы составили?

    О: – С помощью картин.

    У: – Правильно. Это картинный план. Во 2 случае мы пользовались опорными словами.

    РАБОТА В ТЕТРАДИ .

    : – Теперь работаем в печатных тетрадях. Откройте тетради на с.32, выполняем задание №2.

    В этом задании мы встретимся с эпитетами – образным художественным определением.

    Прочитайте абзац. Как описаны утро, береза, роща? Подчеркните эпитеты.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

    Проверка.

    У: – Какие слова вы подчеркнули? Молодцы. Закрываем тетради .

    4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЛОЖКИ.

    – Приготовьте чистые листочки. Смоделируйте, пожалуйста, обложку к произведению “Лес и степь”,

    (По мере готовности модели вывешиваются на доску)

    У: – Проверяем.

    / Если детьми найдены ошибки, разобрать их. После разбора снять с доски /

    5. ОЦЕНКИ.

    Сегодня на уроке вы работали очень хорошо. Особенно хочу отметить:

    – за выразительное чтение – ….(Ф.И.)

    – за активную работу на уроке и полные правильные ответы на вопросы……. (Ф. И.)

    6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    У: Выполните в тетради задание №1, 3.

    Annotation

    «Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», - восхищался «Записками охотника» Ф.И. Тютчев. Цикл очерков «Записки охотника» в основном сложился за пять лет (1847-1852), но Тургенев продолжал работать над книгой. К двадцати двум ранним очеркам Тургенев в начале 1870-х годов добавил еще три. Еще около двух десятков сюжетов осталось в набросках, планах и свидетельствах современников.

    Натуралистические описания жизни дореформенной России в «Записках охотника» перерастают в размышления о загадках русской души. Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.

    Иван Сергеевич Тургенев

    Иван Сергеевич Тургенев

    ЛЕС И СТЕПЬ

    …И понемногу начало назад

    Его тянуть: в деревню, в темный сад,

    Где липы так огромны, так тенисты,

    И ландыши так девственно душисты,

    Где круглые ракиты над водой

    С плотины наклонились чередой,

    Где тучный дуб растет над тучной нивой,

    Где пахнет конопелью да крапивой…

    Туда, туда, в раздольные поля,

    Где бархатом чернеется земля,

    Где рожь, куда ни киньте вы глазами,

    Струится тихо мягкими волнами.

    И падает тяжелый желтый луч

    Из-за прозрачных, белых, круглых туч;

    Там хорошо. . . . . . . . .

    (Из поэмы, преданной сожжению)

    Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте.

    Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, fur sich, как говаривали в старину; но, положим, вы не родились охотником: вы все-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату… Слушайте.

    Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете - едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает. Но вот вы отъехали версты четыре… Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете… Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто… Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..

    А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет да солнце; еще свежо, во уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца… Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень… Вы поздоровались с ним, отошли - звучный лязг косы раздается за вами. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.

    Где бы, брат, тут напиться? - спрашиваете вы у косаря.

    А вон, в овраге, колодезь.

    Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага… что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния… Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вдруг потемнело… Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай… скорее!.. Вы добежали, вошли… Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено… Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!..

    Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость… А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? пожар?.. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни… Вот наконец и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин…

    А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно воют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес… Лес глохнет… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…

    И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…

    А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

    Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо все кругом! Все проснулось, и все молчит. Вы проходите мимо дерева...

    
    Top