Пан ги мун биография. Пан ги мун, генеральный секретарь оон

Генеральный секретарь ООН с 2007 года

Восьмой генеральный секретарь Организации Объединенных наций (с 1 января 2007 года), сменил на этом посту Кофи Аннана. Карьерный дипломат, ранее занимал пост министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея.

Пан Ги Мун (Ban Ki-moon) родился 13 июня 1944 года в городе Чхунджу провинции Северный Чхунчхон, на будущей территории Республики Корея. В 1962 году в рамках программы американского Красного Креста Пан посетил США, где побывал на встрече с президентом Джоном Кеннеди. По словам Пана, эта встреча привела его к мысли о дипломатической карьере. В 1970 году Пан окончил Сеульский национальный университет со степенью бакалавра международных отношений. Позднее, в 1985 году, получил степень магистра государственного управления в Школе управления имени Джона Кеннеди при Гарвардском университете.

С 1975 года Пан Ги Мун работал в отделе ООН Министерства иностранных дел Республики Корея. Со временем стал первым секретарем постоянного представительства страны при ООН в Нью-Йорке, затем – директором отдела ООН в центральном аппарате министерства в Сеуле. В 1996 году был назначен главным советником президента по вопросам национальной безопасности. В 1999 году, будучи послом Республики Корея в Австрии, Пан возглавлял подготовительный комитет Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). В 2000 году был назначен заместителем министра по вопросам планирования политики и генеральным директором американского отдела министерства.

12 сентября 2001 года, на следующий день после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, под председательством Южной Кореи началась 56-я сессия Генеральной ассамблеи ООН. Пан занимал пост руководителя аппарата председателя ГА (то есть президента Республики Корея) и содействовал оперативному принятию резолюции ГА, осуждавшей теракты 11 сентября. Выступил с рядом инициатив по упорядочению работы ГА в период кризиса.

В январе 2004 года Пан возглавил министерство иностранных дел и внешней торговли Республики Корея. Одним из главных направлений его работы стали отношения между двумя корейскими государствами. Пан придерживался идеи мирного Корейского полуострова. Еще в 1992 году в качестве специального советника министра иностранных дел он был заместителем председателя совместной комиссии по ядерному контролю между Севером и Югом после принятия Совместной декларации о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной. Пан также играл ключевую роль в шестисторонних переговорах по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы КНДР, в частности в принятии в сентябре 2005 года совместного заявления об урегулировании северокорейской ядерной проблемы. В период, когда Пан руководил министерством, Республика Корея подверглась критике за недостаточную приверженность защите прав человека в КНДР.

Урегулирование отношений мирового сообщества с КНДР Пан назвал одним из своих основных приоритетов в 2006 году, когда он выступил в качестве претендента на пост генерального секретаря ООН. Главным соперником Пана стал индиец Шаши Тарур. В ходе продолжительного избирательного процесса Пан выступал с призывами к реформированию ООН, но воздерживался от изложения конкретных планов. В октябре 2006 года Пан был избран на пост генсека и 1 января 2007 года приступил к исполнению обязанностей на этом посту, который Кофи Аннан освободил после десятилетнего руководства организацией.

Пан Ги Мун трижды (в 1975, 1986 и 2006 годах) был награжден высшим орденом Республики Корея – орденом "За заслуги". Женат на Ю (Пак) Сун Дэк, у них есть сын и две дочери.


Родился 13 июня 1944 года. В школе был блестящим учеником. В 1962 году Пан Ги Мун выиграл конкурс школьных работ, организованный Красным крестом, и был награжден поездкой в США. Во время этой поездки он был удостоен встречи с президентом Джоном Кеннеди. На вопрос журналистов о будущей карьере Пан Ги Мун без колебаний ответил: «Я хочу быть дипломатом».

В 1970 году г-н Пан получил степень бакалавра международных отношений в Сеульском национальном университете. В 1985 году стал магистром государственного управления в Школе управления им. Кеннеди при Гарвардском университете.

Сотрудничество с Организацией Объединенных Наций началась для Пан Ги Муна в 1975 году работал в отделе ООН Министерства иностранных дел Республики Корея.

Позднее он занимал должности первого секретаря Постоянного представительства Республики Корея при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, директора отдела Организации Объединенных Наций в центральном аппарате министерства в Сеуле и посла в Вене и в этот период, в 1999 году, он являлся Председателем Подготовительной комиссии для Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В 2000 году был назначен заместителем министра по вопросам планирования политики и генеральным директором американского отдела министерства. В 2001–2002 годах в качестве руководителя аппарата Председателя Генеральной Ассамблеи, которым был представитель Республики Корея, он содействовал оперативному принятию первой резолюции этой сессии, осудившей террористические нападения 11 сентября, и выступил с целым рядом инициатив, направленных на укрепление функционирования Ассамблеи, и тем самым помог обеспечению того, что сессия, начавшаяся в обстановке кризиса и замешательства, стала сессией, на которой был утвержден ряд важнейших реформ.

В январе 2004 года Пан возглавил министерство иностранных дел и внешней торговли Республики Корея. Одним из главных направлений его работы стали отношения между двумя корейскими государствами. Пан придерживался идеи мирного Корейского полуострова. Еще в 1992 году в качестве специального советника министра иностранных дел он был заместителем председателя совместной комиссии по ядерному контролю между Севером и Югом после принятия Совместной декларации о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной. Пан также играл ключевую роль в шестисторонних переговорах по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы КНДР, в частности в принятии в сентябре 2005 года совместного заявления об урегулировании северокорейской ядерной проблемы. В период, когда Пан руководил министерством, Республика Корея подверглась критике за недостаточную приверженность защите прав человека в КНДР.

В 2006 году на выступлении в качестве претендента на пост генерального секретаря ООН Пан назвал одним из своих основных приоритетов урегулирование отношений мирового сообщества с КНДР. Главным соперником Пана стал индиец Шаши Тарур. В ходе продолжительного избирательного процесса Пан выступал с призывами к реформированию ООН, но воздерживался от изложения конкретных планов. В октябре 2006 года Пан был избран генеральным секретарем и 1 января 2007 года приступил к исполнению обязанностей на этом посту.

Пан Ги Мун (Ban Ki-moon) родился 13 июня 1944 года в городе Чхунджу провинции Северный Чхунчхон, на будущей территории Республики Корея. В 1962 году в рамках программы американского Красного Креста Пан посетил США, где побывал на встрече с президентом Джоном Кеннеди. По словам Пана, эта встреча привела его к мысли о дипломатической карьере. В 1970 году Пан окончил Сеульский национальный университет со степенью бакалавра международных отношений. Позднее, в 1985 году, получил степень магистра государственного управления в Школе управления имени Джона Кеннеди при Гарвардском университете.

С 1975 года Пан Ги Мун работал в отделе ООН Министерства иностранных дел Республики Корея. Со временем стал первым секретарем постоянного представительства страны при ООН в Нью-Йорке, затем – директором отдела ООН в центральном аппарате министерства в Сеуле. В 1996 году был назначен главным советником президента по вопросам национальной безопасности. В 1999 году, будучи послом Республики Корея в Австрии, Пан возглавлял подготовительный комитет Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). В 2000 году был назначен заместителем министра по вопросам планирования политики и генеральным директором американского отдела министерства.

12 сентября 2001 года, на следующий день после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, под председательством Южной Кореи началась 56-я сессия Генеральной ассамблеи ООН. Пан занимал пост руководителя аппарата председателя ГА (то есть президента Республики Корея) и содействовал оперативному принятию резолюции ГА, осуждавшей теракты 11 сентября. Выступил с рядом инициатив по упорядочению работы ГА в период кризиса.

В январе 2004 года Пан возглавил министерство иностранных дел и внешней торговли Республики Корея. Одним из главных направлений его работы стали отношения между двумя корейскими государствами. Пан придерживался идеи мирного Корейского полуострова. Еще в 1992 году в качестве специального советника министра иностранных дел он был заместителем председателя совместной комиссии по ядерному контролю между Севером и Югом после принятия Совместной декларации о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной. Пан также играл ключевую роль в шестисторонних переговорах по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы КНДР, в частности в принятии в сентябре 2005 года совместного заявления об урегулировании северокорейской ядерной проблемы. В период, когда Пан руководил министерством, Республика Корея подверглась критике за недостаточную приверженность защите прав человека в КНДР.

Урегулирование отношений мирового сообщества с КНДР Пан назвал одним из своих основных приоритетов в 2006 году, когда он выступил в качестве претендента на пост генерального секретаря ООН. Главным соперником Пана стал индиец Шаши Тарур. В ходе продолжительного избирательного процесса Пан выступал с призывами к реформированию ООН, но воздерживался от изложения конкретных планов. В октябре 2006 года Пан был избран на пост генсека и 1 января 2007 года приступил к исполнению обязанностей на этом посту, который Кофи Аннан освободил после десятилетнего руководства организацией.

Место рождения. Образование. Пан Ги Мун родом из Республики Корея. Он стал восьмым генеральным секретарем Организации объединенных наций в конце 2006 года, сменив на посту выходца из Ганы Кофи Аннана. Имел на тот момент за плечами 37-летний опыт работы в корейском правительстве, а также на международной арене. Перед голосованием все пять постоянных членов Совета безопасности ООН высказались за то, чтобы место Аннана занял именно Пан Ги Мун.

В 1970 году получил степень бакалавра международных отношений в Сеульском национальном университете. В 1985 году стал магистром государственного управления в Школе управления им.Кеннеди при Гарвардском университете.

Карьера. На момент избрания генсеком Организации объединенных наций Пан Ги Мун был министром иностранных дел и внешней торговли Южной Кореи. На протяжении ряда лет работы в министерстве он командировался в Дели, Вашингтон, Вену и отвечал за целый ряд направлений. В том числе был советником президента по внешней политике, главным советником президента по вопросам национальной безопасности, заместителем министра по вопросам планирования политики и генеральным директором американского отдела. В своей работе он руководствовался идеей мирного Корейского полуострова, играющего все более широкую роль в восстановлении мира и обеспечении процветания в регионе и во всем мире.

У Пан Ги Муна давние связи с Организацией объединенных наций, начало которым было положено в 1975 году, когда он работал в отделе ООН министерства иностранных дел. С годами работа на этом направлении расширилась. Он занимал должности первого секретаря постоянного представительства Республики Корея при ООН в Нью-Йорке, директора отдела ООН в центральном аппарате министерства в Сеуле и посла в Вене. В этот период, в 1999 году, он был также председателем подготовительной комиссии для Организации по Договору о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний.

В 2001-2002 гг. в качестве руководителя аппарата председателя Генеральной ассамблеи, которым был представитель Республики Корея, Пан Ги Мун содействовал оперативному принятию первой резолюции этой сессии, осудившей террористические нападения 11 сентября. Выступил с целым рядом инициатив, направленных на укрепление функционирования Ассамблеи. Во многом благодаря Пан Ги Муну сессия, начавшаяся в обстановке кризиса и замешательства, стала очень результативной, на ней был утвержден ряд важнейших реформ.

Активно участвовал в решении вопросов, связанных с отношениями между двумя Кореями. В 1992 году в качестве специального советника министра иностранных дел он был заместителем председателя совместной комиссии по ядерному контролю между Севером и Югом после принятия совместной декларации о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной. В сентябре 2005 года, будучи министром иностранных дел, принимал участие в переговорах, призванных обеспечить мир и стабильность на Корейском полуострове. Тогда на шестисторонних переговорах было принято совместное заявление об урегулировании ядерной проблемы, связанной с Северной Кореей.

Взгляды и оценки. Пан Ги Муну не привыкать к повышенному вниманию к своей персоне. Как отмечает Би-би-си, он был в центре событий во время конфронтации относительно северокорейских разработок в области ядерного оружия, когда шесть стран пытались убедить Пхеньян отказаться от ядерных планов. Однако переговоры провалились, дипломатия результатов не принесла. Это породило сомнения в лидерских качествах Пан Ги Муна и его готовности противостоять США.

Говоря о своих задачах на посту генсека ООН, Пан Ги Мун отметил, что организация "должна меньше обещать и больше выполнять". Он вознамерился провести организационную реформу ООН, которая позволит "вернуть доверие стран-членов".

Трудоголик, не позволявший себе отпуска в течение двух лет перед назначением на пост генсека ООН, Пан Ги Мун является олицетворением удачного корейского чиновника. Он достиг вершины, не нажив врагов, отдавая предпочтение закулисным сделкам, а не широким публичным жестам.

В Южной Корее назначение Пан Ги Муна восприняли как признание выдающихся успехов в преобразовании страны из опустошенного войной диктаторского государства в одну из процветающих демократий Азии.

Пан Ги Муну пришлось возглавить организацию с годовым бюджетом в $5 млрд, репутация которой была омрачена скандалами по поводу коррупции ее представителей.

13 октября 2016 года Генассамблея ООН утвердила бывшего премьер-министра Португалии генеральным секретарем организации. Гутерреш сменил Пан Ги Муна на посту генсекретаря ООН 1 января 2017 года.

14 сентября 2017 года на 131-й сессии МОК избран председателем комиссии по этике Международного олимпийского комитета.

Премии и награды. Отмечен многими национальными и международными премиями, медалями и наградами. В 1975, 1986 и 2006 гг. его награждали высшим орденом Республики Корея - орденом "За заслуги".

Семья. У Пан Ги Муна и его супруги, г-жи Ю (Пан) Сун Дэк (они познакомились в 1962 году, когда были учащимися старших классов школы) есть сын и две дочери.

До конца следующего года Генассамблея ООН должна избрать нового генерального секретаря, который может встать у руля этой международной организации на ближайшие 10 лет. Полномочия действующего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна заканчиваются 31 декабря 2016 года, именно тогда истекает его второй пятилетний срок. Ограничение по количеству допустимых переизбраний нигде не прописано, однако так уж заведено: один генсек избирается лишь дважды. Выдвижение кандидатур на пост нового Генсека ООН и обсуждение того, кто же сменит Пан Ги Муна, началось уже сейчас.

Избрание происходит по следующей схеме: все группы выдвигают своих представителей на рассмотрение Совета безопасности. Тот, в свою очередь, отбирает из них конкретного кандидата и выносит его кандидатуру на рассмотрение Генеральной ассамблеи. При этом любой из постоянных членов Совбеза вправе наложить вето на непонравившуюся кандидатуру.

При избрании нового генерального секретаря, по идее, должен учитываться так называемый региональный принцип — то есть руководители международной организации поочерёдно должны представлять все региональные группы. Стать генсеками не могут лишь представители стран — постоянных членов Совбеза. Это сделано для того, чтобы исключить концентрацию власти в руках одной страны.

На практике же региональный принцип не соблюдается. Так, например, история ООН знала четырёх генсеков от Западноевропейской региональной группы (Глэдвин Джебб, Трюгве Хальвдан Ли, Даг Хаммаршёльд и Курт Вальдхайм ), двух — от Азиатской (У Тан и Пан Ги Мун ), одного — из Южной Америки (Хавьер Перес де Куэльяр ) и двух — от Африки (Бутрос Бутрос-Гали и Кофи Аннан ). Кандидатам от Восточноевропейской группы возглавить организацию ещё ни разу не удавалось.

Региональный принцип негласный, а посему и не обязателен к исполнению. Также не соблюдается и принцип гендерного равенства. До сих пор ни одной женщине не удавалось возглавить ООН.

Возможно, именно поэтому в последнее время идут разговоры о том, что после Пан Ги Муна, чьи полномочия закончатся 31 декабря 2016 года, его место займёт именно женщина и именно представительница Восточной Европы. Подтвердить или опровергнуть это пока не может никто, так как вынесенные на рассмотрение кандидатуры для рассмотрения Совбезом держатся в строгой секретности.

«Восточноевропейцы сейчас очень энергично отстаивают своё право, чтобы именно человек из этой региональной группы стал следующим Генеральным секретарём ООН», — заявил на прошлой неделе постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин .

Он также сообщил, что несколько стран поддерживают идею о том, чтобы , не упоминая при этом, что женщина должна быть из Восточной Европы. «Обращает на себя внимание то, что такая неформальная группа организовалась. Группу тех стран, которые ратуют за то, чтобы следующей была женщина, возглавляет постпред Колумбии. Но трудно представить, чтобы Колумбия боролась за то, чтобы это была женщина из Восточной Европы», — подчеркнул Чуркин. Аналогичные заявления на счёт гендерного если не равенства, то хотя бы разнообразия, делает и Великобритания. И тоже вызывает сомнение, что они имеют в виду именно восточноевропейскую женщину.

Уже сейчас от Восточной Европы есть около 10 возможных кандидатов, сказал Чуркин. Называть фамилии постпред не стал, так как они ещё находятся в разных стадиях выдвижения, официального же письма о выдвижении конкретного кандидата не поступало ещё ни от одной страны. «Они все очень достойные люди. Наверное, каждого из тех, кто сейчас выдвинулся, можно увидеть в должности генерального секретаря. Так что я не вижу, почему следующий генеральный секретарь не может быть из Восточной Европы. И да, было бы интересно, чтобы впервые это была женщина. И действительно, среди этих кандидатов есть сильные женщины», — сказал Чуркин.

«Это будет довольно интересный процесс, тут много разных интриг», — добавил российский дипломат.

Надо сказать, что о гендерном равенстве вспомнили в мае этого года, когда ныне возглавляющий ООН генсек Пан Ги Мун заявил, что его должна сменить непременно женщина. Ранее среди возможных кандидатов называлисьадминистратор программы развития ООН Хелен Кларк , исполнительный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова , президенты Чили и Литвы Мишель Бачелет и Даля Грибаускайте , а также премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмидт .

Кроме того, в начале года прозвучала версия о том, что канцлер Германии Ангела Меркель так старательно ублажает прихоти США как раз ради того, чтобы стать следующим генсеком и первой женщиной во главе ООН. Об этом писали немецкие СМИ. Международный эксперт RT Нейбоша Милич заявил тогда, что Меркель «не готова уйти на пенсию, не готова перестать быть в центре внимания, не готова отказаться от власти и влияния в мире». «Её поведение и всё, что сейчас происходит, вполне подтверждает слухи в немецких газетах о том, что Меркель хотела бы получить пост Генерального секретаря ООН, который, по правилам этой организации, теперь должен будет перейти к европейцу», — заявил Милич. Для достижения своей цели немецкому канцлеру и нужна «политика потакания» Соединённым Штатам зачастую в ущерб экономике своей страны. В противном случае она не только не задержится на новом посту надолго, но и вряд ли сможет его получить.

Между тем на различных международных площадках уже неоднократно указывалось, что, по большому счёту, решение о выборе кандидата принимают пять постоянных членов Совбеза в режиме кулуарных договорённостей. На сегодняшний день возглавляемая Швецией группа по реформированию Совбеза предлагает сделать процесс избрания генерального секретаря максимально прозрачным и открытым.

В июле посол Швейцарии при ООН Пауль Зегер заявил, что «даже избрание Папы Римского менее прозрачно». По его словам, сегодня кадровые решения зависят прежде всего от США, Китая и России. «А между тем Генеральный секретарь представляет интересы не только этих трёх держав, но всех стран-членов ООН», — подчеркнул Зегер.

Сам Пан Ги Мун после ухода из ООН может стать новым президентом Южной Кореи.


Top