«Газпром» готовит масштабные сокращения в центральном аппарате. «Стройгазконсалтинг» вернулся в число крупнейших подрядчиков «Газпрома

Поиск по "подрядчики Газпрома ". Результатов: газпрома - 2367 , подрядчики - 1102 .

Результаты с 1 по 20 из 235 .

Результаты поиска: 1. Дворец подрядчика "Газпрома ". Дворец подрядчика "Газпрома " Павел Седаков Зияд Манасир Летом 2009 года частный пилот, пролетая над Истринским водохранилищем в Подмосковье, сделал несколько фотоснимков выросшего на окраине деревеньки Бережки роскошного имения.
Дата: 20.12.2010 2. Один из крупнейших подрядчиков "Газпрома " - "Стройгазмонтаж" раскрыл владельца. Оригинал этого материала © "Ведомости", 09.12.2009, Назвал хозяина Один из крупнейших подрядчиков "Газпрома " - "Стройгазмонтаж" раскрыл владельца Это давний друг премьера Владимира Путина Аркадий Ротенберг Елена Мазнева Аркадий Ротенберг Специальных сообщений о раскрытии акционеров «Стройгазмонтаж» (СГМ) не публиковал.
Дата: 09.12.2009 3. Сингапурский капкан Эмиля Гайнуллина. Сингапурский капкан Эмиля Гайнуллина Семья совладельца подрядчика "Газпрома " спасает заблокированные миллионы долларов, отмытые по "молдавской схеме" Оригинал этого материала © "Наша версия", 13.03.2019, Сингапурский капкан для подрядчика "Газпрома " Артем Потемкин Трудно быть мутным российским бизнесменом из 90-х в эпоху глобальной финансовой прозрачности - вопросы о природе его капитала звучат в самых разных частях света.
Дата: 13.03.2019 4. Бриллиантовый дым на Кипре. Оригинал этого материала © igolkin, 30.03.2018, Фото: via igolkin Бриллиантовый дым на Кипре Как татарский бизнес-клан Магдеева-Минниханова подставили люберецкий Мойша Турецкий и Эмиль Гайнулин, подрядчики "Газпрома " Михаил Иванов Летом прошлого года Кипрский департамент регистрации юридических лиц зарегистрировал обременение на украшения компании Graff общей стоимостью более 60 миллионов долларов.
Дата: 30.03.2018 5. Экс-глава Росгвардии Москвы стал совладельцем "короля госзаказов". Экс-глава Росгвардии Москвы стал совладельцем "короля госзаказов" Андрей Гранкин контролирует 20% долей "Петона" - крупнейшего подрядчика "Газпрома " Оригинал этого материала © "Ведомости", 27.12.2017, Совладельцем крупного подрядчика "Газпрома " стал выходец из Росгвардии, Фото: via mskagency.ru, Иллюстрация: "Ведомости" Артур Топорков Андрей Гранкин Андрей Гранкин приобрел 20% долей в ООО «Научно-исследовательский проектный институт нефти и газа «Петон» (НИПИ НГ «Петон»), следует из данных...
Дата: 27.12.2017 6. Тимченко показал свою половину. ... газеты «Ведомости», «Стройтранснефтегаз», получив еще несколько госзаказов без конкурса и увеличив общий объем их до 213,7 млрд руб., стал в конце 2016 года крупнейшим подрядчиком «Газпрома ». Среди нефтегазовых подрядчиков по объему выручки «Стройтранснефтегаз» (2015 год - 188 млрд руб.) занимает более скромное второе место после «Стройгазмонтажа» (2015 год - 279,5 млрд руб.) Аркадия Ротенберга. Третий крупный подрядчик «Газпрома » - «Стройгазконсалтинг» - данных за 2015 год не раскрывает...
Дата: 09.02.2017 7. Миллергоф наконец обрел хозяина. Ба, да это же тот самый Миллергоф, о котором Sobesednik.ru писал еще шесть лет назад - усадьба, которую возводил один из главных подрядчиков Газпрома , «Стройгазконсалтинг».
Дата: 23.10.2015 8. Топ-менеджера "Газпрома " подозревают в вымогательстве 3 млрд руб. Первый замгендиректора ЗАО "Газпром инвест Юг" Андрей Гончаренко "прессовал" подрядчиков Оригинал этого материала © "Известия", 17.07.2013, Фото: РИА "Новости" Топ-менеджера "Газпрома " подозревают в вымогательстве 3 млрд рублей Дмитрий Евстифеев Андрей Гончаренко (слева) и Ксения Собчак Главное следственное управление МВД возбудило уголовное дело по факту вымогательства более чем 3 млрд рублей у строительных компаний, выполнявших крупные подряды для «Газпрома ».
Дата: 17.07.2013 9. 1,7 триллиона в трубу. Владеет компанией «Стройгазконсалтинг», которая с середины 1990-х является постоянным подрядчиком «Газпрома ». В настоящее время «Стройгазконсалтинг» обустраивает несколько месторождений «Газпрома » (включая Бованенковское), а также принимает участие в строительстве нескольких газопроводов по заказу монополии.
Дата: 13.05.2011 10. Короли госзаказа - 2016 (рейтинг Forbes). ... ЦКАД, который раньше выполнял другой подрядчик - «Стройгазконсалтинг». *** 9. Иван Шабалов Заказчики: Газпром Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% Трубные инновационные технологии Сумма господрядов: 38,1 млрд руб. В начале 2000-х Иван Шабалов, ученый и предприниматель, смог объединить российских производителей труб в ассоциацию. Создав мощности по изготовлению труб большого диаметра (ТБД), они едва не вытеснили с рынка зарубежных игроков. Но с 2005 года «Газпром » стал покупать трубы не у...
Дата: 25.02.2016 11. Короли госзаказа - 2015 (рейтинг Forbes). ЗАО «Стройтрансгаз» выиграло десятки тендеров от одного только «Газпрома » более чем на 50 млрд рублей. А еще одной компании ОАО «Стройтрансгаз» придется строить стадионы. В августе ее назначили подрядчиком строительства арен к чемпионату мира по футболу 2018 года в Нижнем Новгороде и Волгограде.
Дата: 10.03.2015 12. Организованное сообщество "Петон". Контрразведчики пытаются выяснить, для чего это нужно крупнейшему подрядчику «Газпрома ».
Дата: 25.08.2017 13. Кто откачивает капитализацию "Газпрома ". Подробностей о суммах и подрядчиках российской части Турецкого Потока в отчете не приводится. Видимо, в этом случае в Газпроме все хорошо замазали в документах.
Дата: 14.06.2018 14. Короли госзаказа - 2017 (рейтинг Forbes). ... подрядчиков Северо-­Западного федерального округа, в числе проектов компании - строительство федеральных трасс в обход Калининграда в преддверии чемпионата мира по футболу, строительство транспортных развязок в Ленинградской области и Карелии. В 2016 году компания получила, причем без конкурса, один из крупнейших подрядов в своей истории от правительства Крыма - возведение трассы «Таврида» с выходом на Керченский мост за 128 млрд рублей. *** 3. Владельцы "Стройтранснефтегаза" Заказчики: «Газпром ...
Дата: 02.03.2017 15. Подряды для спикера. Непробиваемый пул Попасть в число подрядчиков «Газпрома » и его структур крайне сложно, отмечают участники рынка. Особенно усложнилась эта процедура после того, как в 2009 году «Газпром » утвердил новое положение об аккредитации подрядчиков . Документ носит рекомендательный характер, но обычно учитывается при проведении тендеров. Опрошенные «ДП» подрядчики «Петербургтеплоэнерго» отказались авторизованно обсуждать конкурсный отбор, сославшись на то, что у них могут возникнуть проблемы с получением...
Дата: 27.10.2014 16. Путин и Аркадий Ротенберг "незамысловато грабят крупнейшую компанию страны". Путин и Аркадий Ротенберг "незамысловато грабят крупнейшую компанию страны" Подрядчик "Газпрома " "Стройгазмонтаж", которым владеет бывший спарринг-партнер премьера, за год вышел на 2-е место в отрасли по выручке Оригинал этого материала © "Ведомости", 22.07.2010, Сколько стоит трубу построить, Фото: "Коммерсант" Елена Мазнева Аркадий Ротенберг Алексей Миллер и Владимир Путин (на заднем плане) Как стало известно «Ведомостям», в первый же год полноценной работы Аркадия Ротенберга в подрядном...
Дата: 23.07.2010 17. Памятник эпохи питерских. (Фотогалерея) Оригинал этого материала © Газета.Ру, 02.07.2009 Памятник эпохи питерских Подрядчик «Газпрома » признался в строительстве самого роскошного и загадочного частного особняка в Подмосковье. В распоряжении «Газеты.Ru» оказалась проектная документация предполагаемой будущей резиденции главы «Газпрома » Алексея Миллера, которая выглядит как огромный дворец в стиле XVIII века.
Дата: 03.07.2009 18. Партнеров "Газпрома " уличили в криминальных инвестициях. Партнеров "Газпрома " уличили в криминальных инвестициях "Петербурггазстрой" и "Ленгазспецстрой", "дочка" "Стройгазмонтажа" Аркадия Ротенберга, обманывали подрядчиков в особо крупном размере Оригинал этого материала © Фонтанка.Ру, 02.09.2010, Петербургских бизнесменов подозревают в обмане партнеров Алена Жданова, Павел Гинев, Елена Гусаренко, Юлия Никитина Сотрудники милиции проводят обыски в офисах двух строительных компаний, специализирующихся на прокладке газопроводов и сопутствующих работах...
Дата: 03.09.2010 19. Короли госзаказа. Так, контракт на сервисное обслуживание электричек на сумму €500 млн рассчитан на 40 лет. *Партнеры: по «Уральским локомотивам» - концерн Siemens AG *** 6. Геннадий Тимченко Геннадий Тимченко* Сумма господрядов: 113 млрд рублей Заказчики: «Транснефть», Федеральная Сетевая Компания, Департамент транспорта и связи города Москвы В 2007–2009 годах структуры Тимченко приобрели около 80% некогда крупнейшего нефтегазового подрядчика «Стройтрансгаз». Ранее компания принадлежала «Газпрому », подряды...
Дата: 02.03.2012 20. Дачи для боссов "Газпрома ". Коттеджи для семей топ-менеджеров, в т.ч. жены и сына Алексея Миллера, построила структура "Стройгазмонтажа" Аркадия Ротенберга, одного из ключевых подрядчиков монополии Оригинал этого материала © "Русский Forbes", 03.02.2010 Дачи для боссов "Газпрома " Александр Левинский Алексей Миллер Инвестпрограмма «Газпрома » - это сотни миллиардов рублей.
Дата: 04.02.2010

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. [email protected]

Каждый день компании «Группы Газпром» разыгрывают десятки многомиллиардных тендеров, значительная доля которых приходится на строительство и ремонт линейных и подводных переходов магистральных газопроводов. Эта тема особенно актуальна в контексте предстоящего беспрецедентного строительства газопровода «Сила Сибири», первую часть которого длиной 208 км без конкурса получило ЗАО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко.Как пояснили в «Газпроме», передача такого объема работ на бесконкурсной основе стала вынужденным шагом - в связи с отсутствием времени для выполнения намеченной программы. Зато остальные объемы представители госмонополии обещали «разыграть» с учетом всех конкурентных процедур.

Однако вопрос конкуренции в последние годы становится риторическим, поскольку победители крупнейших лотов «Газпрома» де-факто известны - борьбу помимо упомянутого «СТГ» ведут ООО «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира, ООО «СтройГазМонтаж» Аркадия Ротенберга (до введения антироссийских санкций принадлежало на паритетных началах Аркадию и Борису Ротенбергам), «Газпром-Инвест-Юг» («дочка» «Газпрома»).

Участие Манасира, правда, последние годы носит скорее декоративный характер - бизнесмен иорданского происхождения, некогда входивший в число королей госзаказа по версии Forbes, поссорился с высшим газпромовским начальством и потому утратил свое влияние (в прошлом году его компания фактически перешла под контроль менеджмента во главе с чеченским бизнесменом Русланом Байсаровым).

В общем, все генеральные подрядчики были или стали «своими» для руководства газового гиганта.

Но как быть, если у «своих» генподрядчиков появляются и «свои» субподрядчики - те, кто отрывает кусок от огромного пирога? Как показывает расследование «Новой газеты», национальное достояние нашей страны переделено от начального заказчика до конечного исполнителя. Чем выше сидит лицо, от которого хоть что-то зависит, тем больше размер его барышей. Объем средств, извлекаемых генеральным подрядчиком (который зачастую не производит никаких работ), ныне может достигать 25%, следующий за ним субподрядчик получает свои 7-15%, оставшиеся денежные потоки распределяются равномерно между руководством структуры «Газпрома», размещающей заказ на выполнение тех или иных работ, и конечными исполнителями.

Как в современном мире живут и уживаются желающие прильнуть к газовой трубе, можно понять на примере конкретной истории в Самарской области. В ней есть место всему - и искусственному увеличению стоимости работ, и попытке менеджмента в обход своего акционера отсечь конкурента-субподрядчика, и попытке самого субподрядчика предложить за право на работы миллиард рублей в качестве своеобразного «отката» - на нужды футбольного клуба «Динамо», например.


17 сентября 2013 года департамент по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром» разместил извещение о проведении торгов на выполнение работ по капитальному ремонту объекта ООО «Газпром трансгаз Самара» «2-го р/на подводного перехода МГ/п Уренгой - Новопсков через Куйбышевское водохранилище». То есть настала пора менять трубы, по которым идет газ российским и украинским потребителям.

Первоначальная стоимость работ на резервных нитках магистрального газопровода Уренгой-Новопсков составляла 2,355 млрд рублей, однако в результате пересчета цена превысила 5 млрд. Двукратное увеличение стоимости, по словам сотрудника «Газпром трансгаз Самара», было обусловлено результатами предремонтного обследования, проведенного параллельно двумя претендентами на подряд.

22 октября 2013 года комиссия по подведению итогов запросов предложений под председательством начальника департамента по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром» Михаила Сироткина определила генерального подрядчика - им и стал «СтройГазМонтаж» братьев Ротенбергов (документ 1; документ 2).

По данным Федерального реестра государственных контрактов, в 2013 году эта структура получила от «Газпрома» заказы на общую сумму свыше 300 млрд рублей, поэтому шансы на победу в самарских торгах были крайне велики. Однако практически весь объем работ «СГМ», говорит сотрудник «Газпрома», передает в субподряд «своим» структурам, удерживая официальную генподрядную комиссию в размере 2% от стоимости договора (и неофициальную - в размере 20-25%). В последние годы в числе «своих» оказалось ООО «СпецГазмонтажСтрой» («СГМС»).

25 октября директор по капитальному ремонту «СГМ» направил в самарский «Трансгаз» письмо о допуске на объект сотрудников «СГМС» (документ). Таким образом, руководство компании Ротенбергов приняло принципиальное решение о передаче объемов работ в пользу «СГМС», хотя субподрядного договора на тот момент еще не было и с юридической точки зрения СГМСовцы были чем-то вроде бригады добровольцев.

К этой компании мы еще вернемся - а пока посмотрим, что происходило дальше.

Субподряд под ковром

Спустя три дня заместителю генерального директора ООО «Газпром трансгаз Самара» Александру Головачеву было направлено очередное письмо с указанием структуры организации работ (документ 1; документ 2): согласно этому циркуляру, субподрядчиком должен был стать «СГМС», а фактическим исполнителем - ООО «Подводгазэнергосервис» («ПГЭС»).

«ПГЭС» - флагманское предприятие группы компаний «Газпром» по диагностике и ремонту подводных газовых трубопроводов и одно из старейших в системе газового монополиста (история «ПГЭС» ведется с 1972 года); компанию через ОАО «Газэнергосервис» контролирует ООО «Газпром Центрремонт» под руководством Дмитрия Доева.

Несмотря на формальное подчинение Доеву, «ПГЭС» связывают с начальником департамента капитального ремонта «Газпрома» Александром Филатовым.

В 2008-2009 годах Филатов возглавлял «ПГЭС», но в 2012 году перебрался в центральный офис «Газпрома». По словам сотрудника монополиста, новое назначение состоялось во многом благодаря поддержке зампреда правления Виталия Маркелова, который «фактически создал новое подразделение под Филатова». После ухода Филатова «ПГЭС» возглавил его заместитель Антон Никоненко, которого считали родственником экс-начальника. В «ПГЭС» родственные связи Филатова и Никоненко категорически опровергли. Так или иначе, по данным ЕГРЮЛ, Никоненко владеет ООО «Завод керамических материалов» совместно с сестрой Филатова - Еленой.

И вот когда «СГМ» уже определился с подрядчиками, появился новый желающий отремонтировать трубы под самарским водохранилищем - ООО «ВолгаУралСпецСтрой» («ВУСС»).

Эта компания, когда-то считавшаяся «главным субподрядчиком» «ПГЭС», в конце 2012 года решила работать автономно, делится сотрудник «Газпрома»: «Учредители компании (отец и сын Александр и Станислав Серовы. - А.С.) разошлись с Филатовым и Никоненко - и была четкая установка их задавить».

А ведь еще в 2013 году руководство «Газпрома» всерьез рассматривало вопрос о внедрении разработанной Серовыми технологии ремонта различных типов дефектов магистральных газопроводов «с использованием муфт с заполнением межтрубного пространства композитным материалом».

Об уникальности этой технологии главе правления «Газпрома» Алексею Миллеру в 2012 году докладывал зампред правления Виталий Маркелов.

Занимаясь НИОКР, «ВУСС» параллельно получал значительные объемы работ для нужд региональных «трансгазов» - преимущественно в качестве субподрядчика «ПГЭС». Но затем их пути разошлись.

Представитель «ПГЭС» в ответе на запрос «Новой газеты» сообщил, что компания «ВолгаУралСпецСтрой» «во второй половине 2013 года скомпрометировала себя низким качеством выполнения ремонта подводных газовых трубопроводов перед непосредственными заказчиками, а ввиду неоднократных нарушений договорных отношений, срывов сроков выполнения работ и больших претензий к качеству выполненных работ со стороны представителей заказчика в период 2012-2013 годов дальнейшее сотрудничество с ними было прекращено».

Мы пытались связаться с отцом и сыном Серовыми, чтобы выяснить их видение ситуации, но их телефоны не отвечали.

Футбольный клуб

По словам представителя одной из подрядных организаций, знакомых с историей вокруг «ВУСС», «Серов-старший разошелся с руководством «ПГЭС» по финансовым причинам, после чего решил действовать через голову Филатова - и договариваться [об объемах работ] с «СГМ».

Однако в 2013 году между менеджментом «СГМ» и «ПГЭС» возникла договоренность «об исключении «ВУСС» из цепочки субподрядчиков», делится представитель одного из подрядчиков: «Насколько я слышал, через сотрудника «Газпрома» Серову и Борису Романовичу Ротенбергу организовали контакт - владелец и директор «ВУСС» был очень настойчив в своей просьбе получить часть работ в качестве субподрядчика. Не против был и Ротенберг. Как я помню, это не очень нравилось Горюхину (директору «СГМ». - А. С.)».

21 ноября 2013 года заместитель гендиректора «СГМ» Ярослав Сога направил Филатову письмо о согласовании привлечения подрядной организации (документ): «…В соответствии с поручением первого заместителя предправления ОАО «Газпром» (видимо, имелся в виду Виталий Маркелов. - А. С.), учитывая технически сложный характер выполняемых работ, а также принимая во внимание ходатайство ООО «Газпром трансгаз Самара», прошу Вас согласовать привлечение в качестве исполнителя работ [на объекте «Уренгой-Новопсков»] ООО «Подводгазэнергосервис»…»

«Новая газета» предоставила этот документ заинтересованным лицам - «СГМ» и «Газпрому», - а также представителям двух подрядчиков «Газпрома», выполняющих работы на линейных переходах трубопроводов компании.

В «СГМ» заявили о проведении служебной проверки, однако от дальнейших публичных комментариев воздержались. В «Газпроме» этот документ сочли «похожим на подделку».

Прежде чем озвучить версии происхождения этого документа, предлагаем изучить два других, последовавших за ним: первый (датирован 27 ноября 2013 года) - письмо Руслана Горюхина на имя Александра Филатова с просьбой «изучить возможность привлечения на работы по объекту ООО «ВолгаУралСпецСтрой», и второй (28 ноября 2013 года) - ответ Филатова. Последний стоит процитировать (документ):

« организация ООО «ВолгаУралСпецстрой» не обладает достаточными материально-техническими ресурсами и квалифицированным персоналом, а также не имеет опыта выполнения технологически сложных глубоководных работ, аналогичных объекту [«Уренгой-Новопсков»]. Для выполнения работ по данному объекту рекомендуем рассмотреть привлечение ООО «Подводгазэнергосервис».

На первый взгляд это письмо выглядит как неприкрытое лоббирование компании, в которой Филатов когда-то трудился директором и которую ныне возглавляет не чужой ему человек. Но два участника рынка, ознакомившиеся с перепиской, утверждают, что Филатова попросили написать это письмо. «Хотя, конечно, он был не против - просил его человек, с которым у него на тот момент были конструктивные отношения», - говорит собеседник «Новой». Кто мог его об этом «конструктивно» попросить?

Представители подрядчиков полагают, что сделал это Руслан Горюхин, а сама переписка преследовала одну цель - убедить Бориса Ротенберга в том, что руководство «Газпрома» выступает категорически против «ВУСС»: «У Горюхина срывался субподряд с «СГМС» именно из-за активности «ВУСС». Для того чтобы их [Серовых] наказать, надо было определенным образом настроить Ротенберга. А это, понимая величину Бориса Романовича, можно было сделать только одним способом - придумать конфликт с «Газпромом». Мол, они [в «Газпроме»] хотят, чтобы вместо «ВУСС» в кооперацию вошел «ПГЭС» - будем ссориться с Маркеловым или уступим?»

О том, что «срывался субподряд с «СГМС», свидетельствует письмо руководства «СГМ» в «Газпром трансгаз Самара» от 2 декабря 2013 года (документ), в котором представитель генподрядчика попросил «не принимать к учету направленные письма от 25.10.2013 (о допуске сотрудников «СГМС» на объект. - А. С.), и от 28.10.2013 (об утверждении структуры работ. - А. С.)».

Кроме того, как заметили представители подрядчиков «Газпрома», Александр Серов проявлял завидную настойчивость. 5 декабря 2013 года он направил письмо в ФК «Динамо» на имя только что назначенного президентом клуба Бориса Ротенберга (документ 1;документ 2): «ООО «ВолгаУралСпецстрой» специализируется на выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов нефтегазовой отрасли, обладает необходимой кадровой и организационно-технической готовностью для выполнения задач, соответствующих требованиям контрактной, контрольно-подрядной документации ОАО «Газпром» В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении «ВУСС» в качестве постоянного субподрядчика по капитальному ремонту [объекта в Самарской области] Привлечение «ВУСС» для производства работ по данным объектам позволило бы направить на поддержку развития отечественного спорта и ФК «Динамо» до 1 млрд руб. в течение 2014-2015 гг. Выражаем Вам глубокое почтение и надеемся на долгосрочное сотрудничество».

В «СГМ» это письмо никак не прокомментировали.

Представитель подрядчика «Газпрома» знает об этом обращении и говорит, что ход Серова был безупречен - потому как «Борис Романович стал президентом «Динамо» и для него этот жест был очень важен».

Следует отметить, что практика финансирования клубов партнерами его акционеров в последние годы особенно распространена. В связи с применением Европейским футбольным союзом (UEFA) заградительных финансовых мер (Financial Fair Play), ограничивающих поступления от акционера и связанных с ним лиц, контролирующие футбольные клубы люди стараются диверсифицировать базу инвесторов.

Впрочем, несмотря на недвусмысленное предложение об «откате» через футбольный клуб, Серову не удалось добиться заключения субподрядного соглашения. А Борис Ротенберг, по всей видимости, некорректно информированный своим менеджментом, решил «уступить» - и «СГМ» в конце 2013 года все-таки заключил субподрядный договор с «ПГЭС». (А «Динамо» осталось без миллиарда…)

Для «ВУСС» поражение в этой схватке оказалось роковым, делится один из газпромовских подрядчиков: в 2014 году компания объявила о банкротстве.

У сотрудника одной из подрядных организаций «Газпрома», знакомых с ситуацией, свое видение происходившего: «Серова просто убрали с доски - его дальнейшее взаимодействие с Филатовым и Никоненко стало невозможным. По сути, для «ВУСС» основной задачей стала остановка отрицательного денежного потока - росли долги, в том числе по банковским процентам. А когда у тебя кредиты и при этом основную долю выручки составляют заказы «Газпрома», которые ты вдруг перестаешь получать, - это же смертный приговор!»

Возвращаясь к письму Серова на имя Ротенберга, собеседник предлагает обратить внимание на сумму оферты - «до 1 млрд рублей» - и тут же задается вопросом: «Какова должна быть доходность контракта, если субподрядчик готов отдать за его получение миллиард?»

По словам сотрудника «Газпрома», у объекта в Самарской области «чересчур высокая рентабельность, но для руководства в конкретном случае прежде всего важно, чтобы работы были выполнены». В «Газпроме» это не комментируют.

Между тем с выполнением работ, кажется, возникли проблемы. Сотрудник «Газпром трансгаз Самара» говорит, что план на 2014 год фактически не был выполнен по «не зависящим от заказчика причинам».

По его словам, в конце 2014 года к директору «трансгаза» Владимиру Субботину лично обращался «большой человек из департамента капитального ремонта «Газпрома» с просьбой подписать акт о приемке выполненных работ, несмотря на «фактическое отсутствие этих работ»: «Это в какой-то степени издевательство. Сначала тебе навязывают подрядчика, а потом вешают на тебя его саботаж. И, к сожалению, с этим ничего не поделать: во-первых, руководитель любого «трансгаза» зависим от центрального офиса, во-вторых, за неосвоение бюджета Субботину грозило увольнение».

Владимир Субботин запрос «Новой» оставил без ответа.

Представитель «ПГЭС» допускает, что практика подписания акта без фактически выполненных работ, «как и во всех крупных предприятиях», существует: «Но ведь это не означает, что работы не будут выполнены, - просто откладывается срок. А как иначе? Если мы не освоим деньги в отчетный период, на будущий год они не переложатся. Приходится просить закрывать процентовки. Это становится своего рода авансированием»

По данным «ПГЭС», конечным исполнителем ремонтных работ является ЗАО «Подводно-Технический Трест» («ПТТ») и ООО «СпецНефтеГазМонтаж» («СНГМ»).

Сумму субподрядных договоров с «ПТТ» и «СНГМ» представитель «ПГЭС» не раскрывает, отмечая, что «компании длительный срок являются стабильными и надежными партнерами на этом рынке услуг, имеют положительные характеристики, достойное техническое обеспечение и квалифицированный персонал».

Насколько эти компании известны на рынке?

Если компетенция «ПТТ» хотя бы при беглом изучении не вызывает никаких сомнений - компания, принадлежащая известному самарскому бизнесмену Артему Соболеву и его супруге Анне, имеет достаточный персонал и оборудование для выполнения технически сложных работ, - то деятельность «СНГМ» куда загадочнее. По данным ФНС, ООО «СпецНефтеГазМонтаж» было учреждено Маргаритой Бондарь и Сергеем Петровым в апреле 2013 года в Самарской области, в конце 2014 года уже с другими собственниками перерегистрировалось в Москве. Информация о наличии у компании специализированного оборудования и штата сотрудников отсутствует.

Как правило, поясняет представитель подрядчика «Газпрома», такие компании включаются в цепочку с одной целью - для вывода денег.

Лучший друг Ротенбергов

В борьбе за субподрядный договор по объекту «Уренгой-Новопсков» «СГМС» проиграл, но в целом компания, по словам трех не связанных друг с другом источников, остается «эксклюзивным» субподрядчиком «СГМ» Аркадия Ротенберга при строительстве и ремонте подземных переходов магистральных газопроводов. Что же это за компания?

По данным ЕГРЮЛ, ООО «СпецГаз-МонтражСтрой» было учреждено в конце 2011 года неким предпринимателем Андреем Челоминым, после чего основную долю (85%) получил бизнесмен Андрей Джагарбеков.

Однако, по словам наших источников, в том числе в правоохранительных органах, до лета 2014 года фактический контроль над компанией осуществлял предприниматель Виталий Качур, который в настоящее время находится в СИЗО «Лефортово» по обвинению в пособничестве в мошенничестве и дает показания на депутата Госдумы Дениса Вороненкова (см. «Деньги были нужны на выборы», № 37 «Новой»).

Через «СГМС», поясняет представитель подрядчика «Газпрома», Качур мог заниматься помимо прочего оптимизацией расходов «СГМ».

Связь Качура с «СГМС» можно установить по косвенным признакам: согласно оперативной справке УСБ ФСБ (документ), приобщенной к материалам уголовного дела, бизнесмен использовал для работы помещения в здании, расположенном по адресу: ул. Донская, 29/9. По этому же адресу в тот период располагался «СГМС» (документ).

По словам нашего источника, сразу после задержания Виталий Качур связался с Русланом Горюхиным, чтобы сообщить «о сложившейся ситуации». В «СГМ» и «СГМС» взаимодействие с Качуром, а также его связь с Горюхиным комментировать отказались. Как бы то ни было, менее чем через месяц после задержания Качура Горюхин покинул пост руководителя «СГМ» (его сменил Андрей Кириленко), перейдя на должность советника генерального директора. Однако его влияние на решения компании, делится сотрудник одной из подрядных организаций, не утрачено - «СГМС», несмотря на отсутствие ряда разрешительных документов, в 2015 году заключил ряд соглашений с «СГМ».

Кажется, теперь именно они будут главными «своими» среди «своих». В прекрасном мире, где каждый готов получить пять миллиардов за работу, которая прежде оценивалась вдвое дешевле, и пожертвовать «до миллиарда» на любимую игрушку человека, выписывающего чек, другие не выживают.

Но структуры Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко займутся разными направлениями.

В 2016 г. «Стройтранснефтегаз» (СТНГ; у Volga Group Геннадия Тимченко - 31,5%, у Газпромбанка - 10%) заключил с «Газпромом» и его дочерними компаниями, по данным «СПАРК-Интерфакса», контрактов почти на 238,6 млрд руб. и стал новым лидером среди подрядчиков «Газпрома». У «Стройгазмонтажа» (СГМ) Аркадия Ротенберга контрактов на 177,6 млрд руб., у «Стройгазконсалтинга» (с 2016 г. акционеры - Газпромбанк и United Capital Partners Ильи Щербовича) - на 121,2 млрд руб.; всего у трех компаний контрактов на 537,3 млрд руб.

В 2015 г. на долю СТНГ, СГМ и «Стройгазконсалтинга» пришлось заказов на 821 млрд руб., из них 803,4 млрд руб. (97,8%) разделили структуры Ротенберга и Тимченко: 498,4 млрд и 305,2 млрд руб.

Позиции СТНГ укрепились благодаря строительству экспортного трубопровода «Сила Сибири» и разработке Чаяндинского месторождения, в которых компания принимает активное участие (230,7 млрд руб.). Самым крупным из относящихся к новому газопроводу контрактов стал договор на строительство объектов на 255-километровом участке КС-1 «Салдыкельская» - КС-2 «Олекминская» (74 млрд руб.). В западной части России у СТНГ в 2016 г. был лишь один крупный контракт - 86,6 км второй нитки газопровода Ухта - Торжок (12,7 млрд руб.).

Компания Ротенберга, наоборот, сосредоточилась на увеличении транзитных мощностей трубопроводов, через которые в будущем пойдет газ в «Турецкий поток» и «Северный поток - 2». В проекте расширения Южно-Европейского газопровода СГМ получил семь контрактов общей стоимостью без малого 79 млрд руб. Самый крупный из них - работы на 126-километровом участке Писаревка - Анапа (56,7 млрд руб.). Еще около 40 млрд руб. СГМ получит по трем контрактам на строительство второй нитки газопровода Ухта - Торжок, который будет введен в эксплуатацию в 2019 г. и предназначен для доставки газа с Бованенковского месторождения на запад России. Из контрактов, относящихся к строительству «Силы Сибири», СГМ в 2016 г. получил лишь один контракт, и тот сравнительно небольшой - 660 млн руб. за работы на участке между Благовещенском и границей с Китаем.

«Стройгазконсалтинг» в 2016 г. получил по два контракта и на западном, и на восточном направлениях: 33 млрд руб. компании принесет строительство газопровода Ухта - Торжок и 56,3 млрд руб. - «Сила Сибири».

С точки зрения финансовых результатов 2016 г. (по РСБУ) лидером пока остается СГМ с выручкой 276 млрд руб. - она практически не изменилась по сравнению с 2015 г., когда составила 279,5 млрд руб. А вот чистая прибыль компании Ротенберга упала с 29 млрд руб. в 2015 г. до 11,2 млрд руб. в 2016 г.

Прорыв года

В 2016 г. в числе крупнейших подрядчиков «Газпрома» появился еще один крупный игрок - НИПИ НГ «Петон». Стоимость портфеля заказов уфимской компании выросла за год более чем в 110 раз до 227 млрд руб. Среди них только генеральный подряд на строительство завода СПГ в районе КС «Портовая» обойдется «Газпрому» в 126,7 млрд руб.

Выручка СТНГ упала более чем в полтора раза и составила 120,8 млрд руб. - в 2015 г. было 188,3 млрд руб. Прибыль компании Тимченко сократилась менее значительно, чем прибыль компании Ротенберга, - с 10,5 млрд до 8,1 млрд руб.

Рекордсменом по росту выручки стал «Стройгазконсалтинг» - она у него увеличилась в 3,8 раза: с 40 млрд до 153 млрд руб. Однако никуда не делся убыток компании, который остался примерно таким же, каким был в 2015 г., - около 6,5 млрд руб.

Размер выплаченных СТНГ и СГМ дивидендов по итогам 2016 г. составил 4 млрд и 20,5 млрд руб. соответственно. «Стройгазконсалтинг», по данным «СПАРК-Интерфакса», дивидендов за тот же отчетный период не выплачивал.

Реальной альтернативы компаниям Тимченко и Ротенберга у «Газпрома» нет, размышляет партнер RusEnergy Михаил Крутихин: «Кроме этих двух подрядчиков и «Стройгазконсалтинга» взяться за проекты масштаба «Силы Сибири» в России объективно некому. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большая часть крупных контрактов «Газпрома» распределена именно между ними. Говорить о какой-либо зависимости при принятии этих решений оснований нет».

Еще будучи в составе консорциума, «Лидер» настаивал на улучшении условий соглашения или присоединении к консорциуму партнера, объясняли аналитики InfraOne. Теперь такой партнер может появиться. Претендента два – турецкая Renaissance Construction, а также консорциум, в который войдет крупный подрядчик «Газпрома» – группа ВИС, рассказали три участника переговоров и два человека, близких к Renaissance Construction.

Представитель группы ВИС подтвердил, что компания претендует на участие в проекте в консорциуме с итальянской Astaldi (участвовала в строительстве Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге).

Представители Renaissance Construction и Astaldi не ответили на запрос «Ведомостей».

Renaissance Construc­tion дальше продвинулась в переговорах, считают два участника обсуждения проекта: с ней подписан договор о намерениях. Впрочем, это юридически не обязывающий документ, добавляет один из них, переговоры продолжаются. Представитель госкомпании «Автодор», курирующей строительство и эксплуатацию платных автодорог в России, не ответил на вопрос о новых инвесторах.

Новое кольцо

Строительство новой кольцевой дороги вокруг Москвы протяженностью 530 км должно обойтись в 313 млрд руб. Почти половина средств выделена из фонда национального благосостояния. Бесплатным будет только один из четырех участков – западная часть кольца от Минского (М1) до Ленинградского шоссе (М10).

Renaissance Construction, генподрядчик, в частности, «Лахта центра» в Санкт-Петербурге, недавно столкнулась с проблемами в России. Осенью сотрудники ФСБ провели в ее офисе обыски по уголовному делу о нарушении валютного законодательства, сообщал ТАСС. В компании тогда отрицали обвинения.

ПФ ВИС принадлежит ее гендиректору Игорю Снегурову и Дмитрию Рябову, который одновременно является гендиректором «ТЭК Мосэнерго» – принадлежащего Игорю Ротенбергу крупного подрядчика группы «Газпром». Но Рябов планирует выйти из числа совладельцев компании, уверяет его знакомый. Представитель группы ВИС опровергает это.

ВИС также долгое время была подрядчиком «Газпрома». С 2009 по 2017 г. портфель ее заказов, по данным самой компании, вырос с 74 млрд до 513 млрд руб. Два крупнейших ее дорожных проекта – строительство обхода Хабаровска и железной дороги Бованенково – Сабетта, говорит представитель ВИС.

У инвесторов есть условие – сроки строительства ЦКАД-4 должны быть сдвинуты после 2020 г., построить раньше невозможно, рассказали два человека, участвующих в обсуждении проекта, подтвердили федеральный чиновник и два человека, близких к Renaissance Construction. Правительство отводит на строительство дороги после получения разрешения 36 месяцев, говорит человек, близкий к Renaissance Construction: остается около двух лет. Пока «Автодор», по словам его представителя, не получал таких предложений – «по крайней мере, официальных и обоснованных»: строительство должно быть завершено в соответствии с паспортом проекта, утвержденным правительством, – к концу 2019 г. Но возможности строителей небезграничны и они, к сожалению, мало зависят от решений правительства, признает федеральный чиновник.

В начале июня руководитель «Автодора» Сергей Кельбах обещал, что соглашение с концессионером по ЦКАД-4 произойдет в октябре, но до сих пор этого не случилось. «Автодор» уже не раз подвергался критике из-за ЦКАД. В 2015 г. Дмитрий Медведев объявил выговор Кельбаху, тогда же претензии к конкурсам на строительство ЦКАД возникли у Федеральной антимонопольной службы. А весной 2017 г. Счетная палата вынесла предписание «Автодору» из-за срыва сроков строительства третьего и четвертого участков ЦКАД – если госкомпания не устранит их до 30 декабря, то операции по ее счетам могут быть приостановлены, грозил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

Обсуждаются не только сроки проекта, но и смета, говорит участник переговоров. Ее увеличение в переговорах с группой ВИС не обсуждается, передал Снегуров через представителя. Затраты определены паспортом проекта и не менялись (более 90 млрд руб., около половины должен вложить инвестор), указывает представитель «Автодора».

«Автодор» требует, чтобы сначала было подписано соглашение и в проекте появился инвестор, а «потом как-то решать вопрос с переносом сроков», говорит один из участников переговоров. Но инвесторы не хотят рисковать деньгами, добавляет он. Зарубежных инвесторов можно понять: инвестиции в Россию возможны только при условии четких гарантий – в данном случае переноса сроков, говорит директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Летом заместитель гендиректора «Автобана» (участник консорциума «Юго-восточная магистраль») Денис Анисимов оценивал степень готовности территории к строительству ЦКАД-4 в 20%, пообещав, что компания попросит о переносе сроков завершения проекта: «Четвертый участок – это целина, это леса, болота». Представители Минтранса и «Автобана» не ответили на вопросы «Ведомостей».


Top