Радикальная группа. Экстремист - это человек без внутреннего ориентира

Радикальные и экстремистские группы христианского толка в мире.

Юридический центр Южной бедности (Southern Poverty Law Center, SPLC) в 2015 году опубликовал доклад о терроризме в США.

Проанализировав период с апреля 2009 г. по февраль 2015 г., этот доклад под названием «Эпоха волка» обнаружил, что «внутренние неисламские террористы убили больше людей, чем джихадисты». SPLC утверждает, что «джихадистская угроза – одна из ужасных», отмечая, что нападение Аль-Каиды 11 сентября 2001 года остаётся самым смертельным в истории США. Но, наряду с этим, исследование отмечает, что второй по смертельности теракт был совершён не исламистами, а Тимоти Маквеем (Timothy McVeigh) — в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 года. И правоохранительные органы, подчёркивает SPLC, делают обществу плохую услугу, говоря, что терроризм – исключительно исламистское явление.

В этом докладе, повторяются слова президента Обамы, сделанные им в февральской речи на Национальном молитвенном завтраке, который подчеркнул, что не мусульманский религиозный экстремизм загнал рынок в угол. По мнению ультраправых республиканцев, Обама совершил тяжкий грех, намекнув, что у христианства есть и тёмная сторона, вспомнив крестовые походы и испанскую инквизицию в качестве примеров из далёкого прошлого. Обама не ругал христианство в целом, скорее, он высказал мнение, что точно так же как не все христиане несут ответственность за инквизицию, не все мусульмане несут ответственность за жестокий экстремизм ИГИЛ, Талибана, Аль-Каиды и Боко Харам. Радикальные христиане – реальность для различных частей мира (включая США). И только потому, что СМИ не говорят о них с таким же усердием, как об ИГИЛ, не значит, что они не существуют. Ниже приведены шесть самых экстремистских христианских группировок.

Армия Бога.

Сеть сеющих насилие христиан, действующих с начала 1980-х — Армия Бога (Army of God) — открыто пропагандирует убийства врачей, делающих аборты. Длинный список террористов, которые состояли в этой организации включает Пола Дженнингса Хилла, который был казнён в 2003 году за убийство в 1994 году врача-акушера Джона Бриттона и его телохранителя Джеймса Барретта; Джона Сальви, который в 1994 году убил двоих работников клиники Планирования семьи в Бруклине (Массачусетс); и Эрика Рудольфа, который отбывает пожизненный срок за участие во взрывах в Олимпийском парке Атланты в 1996 году и в других терактах. На самом деле, на сайте Армии Бога Рудольфа часто называют христианским героем, как и других друзей Армии Бога типа Скотта Редера, который отбывает пожизненный срок за убийство в 2009 году врача-акушера Джорджа Тиллера из Уичито (Канзас); Шейли Шеннон, которая пыталась убить Тиллера в 2003 году; и Майкла Фредерик Гриффина, который отбывает пожизненный срок за убийство в 1993 году доктора Дэвида Ганна в Пенсаколе (Флорида).

Армия Бога, прежде всего — организация, выступающая против абортов, но она пропагандирует и насилие против гомосексуалистов. Один из терактов, в которых признался Рудольф – взрывы в лесбийском баре в Атланте в 1997 году.

Восточная Молния, она же Церковь Бога Всемогущего.

Основанная в 1990 году в китайской провинции Хэнань, Восточная Молния, также известная как Церковь Бога Всемогущего или Церковь Евангельского Королевства – христианский культ, основанный на идеях конца света и апокалипсиса. Члены Восточной Молнии верят, что мир приближается к катастрофе и их прямая обязанность – убить как можно больше демонов. В отличие от большинства христиан (и мусульман), придерживающихся патриархальных взглядов и считающих женщин ниже мужчин, Восточная Молния верит, что Иисус Христос вернётся на Землю в образе китаянки. Но это не останавливает их от насилия по отношению к женщинам. Например, в мае 2014 года члены этого культа забили до смерти 37-летнюю женщину по имени Ву Шуоян в McDonalds в Чжаоюане (Китай), когда она отказалась дать им свой телефонный номер. Члены Восточной Молнии Чжан Лидун и его дочь Чжан Фан были осуждены за совершение убийства и казнены в феврале этого года. В тюремном интервью 2014 года Лидун не выразил никакого раскаяния, говоря о Шуоян: «Я бил её со всей силы и прыгал на ней. Она была демоном. Мы должны были уничтожить её».

Среди других актов насилия Восточной Молнии – убийство ученика средней школы в 2010 году (для наказания, как считает полиция, так как один из детей собирался покинуть культ); нападение в 2012 году на пожилую женщину и группу школьников в Ченпен, которое осуществил Мин Йончжун, вооружившись ножом. От фанатизма Восточной Молнии пострадали и несколько христианских группировок. В 2012 году сторонники этого культа похитили 34 членов христианской группировки под названием Китайское Евангелическое Товарищество и два месяца удерживали их в неволе, надеясь, что те присоединятся к их культу. Восточная Молния действует, в основном, в коммунистической Китайской Народной Республике, но недавно она пыталась расширить сферу деятельности и на Гонконг.

Армия Сопротивления Господа.

Центральные СМИ очень много говорят о жестоких исламистах из Боко Харам, но на следующую террористическую группировку они практически не обращают внимания. Это Армия Сопротивления Господа (LRA), которую основал в Уганде в 1987 году Джозеф Кони – радикальный христианин, призывающий к передаче власти в этой стране фундаменталистскому христианскому правительству. По словам Human Rights Watch, LRA совершила тысячи убийств и похищений на подконтрольной ей территории Уганды, Конго, Центральноафриканской Республики и Южного Судана. Слово «джихадисты» редко используется по отношению к LRA, но, на самом деле, тактика LRA мало чем отличается от тактики ИГИЛ или Боко Харам. И правительства, которые Кони надеется привести к власти в странах южнее Сахары, принимали бы христианские законы, которые аналогичны законам шариата.

Национальный Освободительный Фронт Трипуры.

Индия – страна не одних только индуистов и сикхов. Здесь живут мусульмане, буддисты, католики и протестанты. Большинство индийских христиан – мирные, но есть исключение — Национальный Освободительный Фронт Трипуры. Действующий с 1989 года в штате Трипура на северо-востоке Индии, Фронт Трипуры – военизированное христианское движение, которое стремится отсоединиться от Индии и передать власть в Трипуре христианскому фундаменталистскому правительству. Фронт Трипуры нетерпимо относится ко всем нехристианским религиям, и неоднократно выражал намерение убивать, похищать и пытать индуистов, которые отказываются обращаться в эту экстремистскую ветвь протестантского фундаментализма.

В 2000 году Фронт поклялся убить всех, кто участвовал в Durga Puja (ежегодном индуистском фестивале). А в мае 2003 года, по крайней мере, 30 индуистов были убиты во время резни, устроенной Национальным Освободительным Фронтом Трипуры.

Духовенство Финеаса.

Группировки сторонников превосходства белой расы необязательно придерживаются религиозной ориентации: некоторые из них принимают атеистов, если те верят в идеи белого превосходства. Но движение Христианской Идентичности явно объединяет расистскую идеологию с христианским терроризмом, заявляя, что насилие в отношении не белых англосаксонских протестантов (WASP) – воля бога, а белые англосаксонские протестанты – избранный богом народ. Современное движение Христианской Идентичности в США находится под значительным влиянием Ку-клукс-клана (организации, которая осуществила множество терактов) и появившихся в 1970-х новых групп Христианской Идентичности типа Арийские Нации и Договор, Меч и Рука Господа. Ещё одна группа Христианской Идентичности, появившаяся в последние десятилетия — Духовенство Финеаса, члены которой участвовали в различных насильственных актах от взрывов в клиниках абортов до ограблений банков (в основном, на северо-западе тихоокеанского побережья США).

28 ноября 2014 года член Духовенства Финеаса Стивен Макквильямс устроил перестрелку в Остине (Техас), расстреляв 100 патронов по различным целям (в том числе по зданиям федерального суда, мексиканского консульства и полицейского участка), а затем его застрелили полицейские.

Озабоченные Христиане.

Один из иронических моментов христианства – некоторые из христиан верят, что евреев нужно обращать в христианство, но они всё-таки считают себя сторонниками Израиля. И некоторые из них верят, что всех мусульман нужно насильно выгнать из Израиля. Озабоченные Христиане — христианский культ Судного дня, который в 1980-х был основан пастором Монте Миллером в Денвере. В 1998 году этот культ напугал жителей Колорадо, когда более 60 его членов внезапно бросили свою работу, покинули дома и пропали в неизвестном направлении. А причины для беспокойства были. В 1999 году израильские власти арестовали в Иерусалиме 14 членов Озабоченных Христиан и депортировали их из страны, так как они подозревались в подготовке терактов против мусульман.

Одна из вероятных целей группировки — иерусалимская мечеть аль-Акса — та самая священная мусульманская мечеть, в которой в 1969 году австралийский христианин по имени Дэнис Майкл Рохан безуспешно пытался устроить поджог, и которую в 2014 году техасский христианин Адам Эверетт Ливикс попытался взорвать, но был арестован местной полицией.

В 2008 году денверский канал KUSA-TV (филиал NBC) сообщил, что члены Озабоченных Христиан ушли в подполье, а Миллера уже 10 лет никто не видел.

P.S. Я эту статью разместил не для того, чтобы посеять вражду, или разжечь. А для того, что бы все понимали, что радикалы могут быть в любой религии. И грести всех под одну гребенку — неправильно.

Вообще же, под любую религию можно подвести любую нужную базу. Было бы желание. Поэтому и плодятся секты в мире.

P.P.S. Кстати, лично для меня, атеизм — это такая же религия, как христианство или ислам. И атеисты тоже бывают радикальные.

Терроризм - главная проблема всего человечества в конце 20-начале 21 века. Почти половина мировых государств столкнулась с этой ужасающей бедой, которая настигает абсолютно всех мирных жителей: мужчин, женщин, стариков и детей без разбору. Экстремист - это человек, у которого нет ничего святого, который не ценит людские жизни. Чем же он руководствуется и почему решается на такие поступки?

Какой бывает экстремизм

Слово «экстремизм» латинского происхождения, на русский язык оно переводится как «крайний». Буквально его можно истолковать как приверженность к радикальным взглядам, будь то политика, религия или социальные убеждения. На сегодняшний день экстремизм наиболее кроваво проявляется именно в религии и политике. Кроме того, весьма часто в основе радикальных взглядов лежит и национальное неприятие.

Основы религиозного экстремизма

Террористы и экстремисты часто руководствуются в своей деятельности именно религиозными мотивами. Однако истинная причина может лежать намного глубже, ведь многие лидеры таких ультрарадикалов просто стремятся к власти и большой наживе. К признакам настоящего религиозного экстремизма можно отнести следующие характеристики:


Экстремист - это очень часто тот человек, который не может отдавать отчет своим действиям и поступкам. В некотором роде радикалы напоминают собой зомби, настолько хорошо их гуру и лидеры смогли вложить в их голову агрессию, злобу и искаженное восприятие сознания. Часто людей вступить в радикальную группу толкают причины экономического или социального характера. Будущие экстремисты - это люди, которым нечего терять. Возможно, у них нет работы, семьи, образования, собственного дома.

Борьба с экстремизмом

В нашей стране, как и во многих других государствах, ведется активная борьба с экстремизмом в любых его проявлениях. Запрещено создание обществ радикального характера, осуществление пропаганды и оскорбления на почвы религии, нации, социальных и политических убеждений. За нарушение законодательства предусмотрена уголовная ответственность, в том числе и реальный срок заключения.

Радикальные группировки в мире

В настоящий момент во всем мире насчитывается около 500 различных которые по большей части организовываются в тех государствах, где есть определенная внутренняя нестабильность. Несмотря на все возможные методы борьбы, терроризм и радикальные отношения лишь разрастаются в современном обществе, этот факт подтверждают и сухие статистические данные. Так, лишь за 2008 год от или экстремистского характера погибло около 15 000 человек, еще более 40 тысяч получили увечья различной степени тяжести.

Современный экстремизм распространяется молниеносно, свои идеи и мысли радикалы доносят до широких масс при помощи Интернета, их высказывания почти невозможно контролировать и ограничить. Экстремист - это человек, который хочет быть на виду. Очень часто лидеры той или иной группировки выступают с и угрозами. Таким образом они удовлетворяют свою жажду власти и силы над остальным миром.

Экстремисты и радикалы, кто это? Как их деятельность и идеология смогли найти сторонников в мире? Во многом такое явление объясняется сегодняшней международной обстановкой, всеобщей глобализацией и тотальной властью, которую пытается установить над другими странами США. Огромное количество стран охватили революционные настроения, люди, нуждающиеся в стабильности и социальных гарантиях, выходят на улицы с оружием в руках, считая, что цель оправдывает любые методы. В таких ситуациях идейные лидеры экстремистских группировок легко смогут завербовать новых членов своей команды, пообещав им «золотые горы».

Основные виды радикальных групп

Экстремист - это человек, с которым, безусловно, нужно бороться, так как он представляет собой угрозу для всего мирного мирового сообщества. Принято выделять три основные разновидности радикальных групп:

  • Исламское направление. Характеризуется религиозным подтекстом, широко распространено во всем мире. Наиболее яркие очаги исламского направления были отмечены в Чечне, Афганистане, Иране.
  • Ультралиберализм. Это порождение создано западной культурой и, на первый взгляд, характеризуется правильными демократическими чертами. Основная идея такого течения - исключительность демократических ценностей и отрицание любых других политических взглядов.
  • Национализм. Строится на принадлежности людей к определенной нации и государству. Наибольшее распространение получил в Германии и Италии в середине 20-го века.

Цепкие руки международных террористических группировок хватают любого зазевавшегося. Войну России объявили сразу несколько группировок радикальных исламистов, причем теперь у них мощное орудие воздействия - неофиты из числа сносно общающихся на русском языке активно ведут вербовочную работу в социальных сетях. Возможно, именно таким способом были вовлечены в террористическую деятельность шахидки и боевики последних 2-3 лет.

Основной целью радикальных исламистов является так называемый халифат, шариатское государство вместо светского конституционного. Кстати, сами светские понятия, как культура и памятники, кино и конкурсы красоты, свободная форма одежды женщин и мужчин, больше всего раздражают «благодетелей» россиян. Таким образом, согласно их логике, для установления прекрасного во всех отношениях государства нужно вернуться в 7 век нашей эры - если кто посмотрит хроники Афганистана периода 1998-2000 гг, когда талибы могли расстрелять за опоздание на намаз, а женщин забить камнями за взгляд на другого мужчину, тому станет все ясно. Кстати, в тот период в Афганистане под полным запретом было ТВ, радио, запрещены были свадьбы с использованием магнитофонов, и вовсю действовала палочная система наказаний. Именно к такому халифату и шариатскому государству движется почти вся радикальная исламская уния. Наивные лозунги некоторых радикальных группировок шокируют и смешат своим кретинизмом - «С помощью бога у нас будет ядерное оружие». Вовсю размахивая мечами (образно) радикалы с дикими взорами убеждают иноверцев в том, что у них - самая мирная религия...

Способы вербовки в радикальные течения ислама: соцсети

Ввести в заблуждение - первейшая задача. Расположить к себе светского славянина призваны несколько основных способов, среди которых:

  • Отрицание самого бога - публичные заявления «я не верю в бога», «бога никто не видел», но вместе с тем этот человек будет рвать глотки, если поставить под сомнение учение пророков ислама, факт единобожия в исламе. Русское слово «бог», по негласному радикально-исламскому "кодексу", не является эквивалентом Аллаха (Аллагъ, АллагЬ - далее), стало быть - можно врать про его отсутствие;
  • Отрицание или даже оскорбление в публичной форме Аллаха - опять по «кодексу» написания и произношения. Радикалы пишут «Аллах», но подразумевают под этим просто набор букв. Попробуйте склонить такого к написанию «Аллагъ» или «Аллагь» - и он сразу уведет разговор в ненужное русло.

С недавнего времени у радикалов появился целый набор приемов обращения неокрепших умов в свои псевдоучения. Характерные признаки мусульман, как внешность и умеренность в выражении мыслей умышленно исключаются, но заменяются громкими заявлениями о войне с кавказцами, об уничтожении мусульманского населения, о невозможности «больше кормить Кавказ» и так далее. Вы не ошиблись, читайте дальше. Именно радикальные исламисты громче всех в социальных сетях поддерживают войну с мнимой угрозой - Северным Кавказом России. А для пущей убедительности в социальных сетях эти мастера провокаций анонимны, или вообще притворяются русскими (славянами), светскими людьми. Хотя имеется и группа славян, принявших ислам и исповедующих его радикальную форму. Выдает такого негодяя отсутствие фотографий с хроникой жизни, отсутствие устанавливающих местонахождение контактных данных (мобильный телефон). В разговоре на светские темы эти провокаторы всегда уходят от больных для них тем: Северный Кавказ - субъект РФ, светский и конституционный порядок в России превыше религиозного уклада, халифат - утопия, имарат Кавказ - план врагов РФ по дроблению страны. Здесь надо бы сделать важное отступление: одна часть радикалов борется за отделение Северного Кавказа и части юга России, для создания так называемого имарата Кавказ, другие радикалы замахиваются на халифат - то есть, превращение всей страны в исламское государство шариатского порядка. Но и те, и другие, практически пассивны в одном: в созидательном и в солидарности с народными сходами, националистическими реальными собраниями. То есть, вычислить негодяя-радикала в соцсети многократно проще, если он под видом «русского» будет вовсю ратовать за национальные и националистические ценности, а в реальных встречах или сходах его не будет. Как и на фотографиях с места таких событий. Но все это было бы не так страшно, если бы не... солидарность некоторых русских националистических движений с псевдоисламскими группировками в соцсетях.

Русские националисты и радикальные исламисты - дружба во имя разрушения России

Не секрет, что для большой массы националистических элементов радикального толка Россия - это исключительно «белая», «светлая» Русь, фактически отрезанная от кавказских субъектов страна русичей. Кто здесь может помочь лучше, чем радетели за «имарат Кавказ»?! Вот и получается иногда в группах социальных сетей нечто невообразимое: русские националисты вовсю расхваливают радикальный ислам с его зверскими порядками в виде наказаний за употребление алкоголя и курения, за свободную форму одежду женщин, и демонстрируют солидарность с радикальными исламистами в плане рабского положения женщины в семье. Кажется, сумбур получается, не так ли? Конечно, никакой дружбы здесь нет и быть не может. Националисты ненавидят исламистов, последние готовы разорвать русичей со свастиками и солнцеворотами. Но ради общей цели они готовы потерпеть друг друга и вот почему: видимо, по договоренности на уровне лидеров (кстати, обратите внимание на цитату Тесака, Максима Марцинкевича, в частности - на уважительную форму обращения к божеству) часть славян, поверившая в мощь псевдоисламской силы (имараты, халифат) из этих групп отходит исламистам и превращается в боевые соединения «верующих», впоследствии потребующих отделения своего «имарата Кавказ».

Кстати, на сайте экстремистской направленности, где упоминается это выражение, в состав этого шариатского государства включены все республики Северного Кавказа, Ставропольский край, Адыгея, Калмыкия, часть Астраханской области. И именно в этих регионах чаще всего действуют так называемые сетевые вахаббиты, саляфиты, прочие радикальные исламисты.

Заключение. Никто не заставляет человека верить в то, что ему не кажется правильным. Свидетельств единобожия в мире много, причем главнейшее и первейшее - это в иудаизме, родителе ислама. Любой священник скажет: путь раздора, путь войны, путь угроз и путь оружия - это не религия, это терроризм. Таким образом, ни один нормальный верующий не будет агрессивен. Поверивший в величие Вечности навсегда оставляет мысли о земной власти и переделе границ, так как это теряет всякий смысл. Не ищут чистые сердцем и сознанием люди бога в сети, когда достаточно выйти на улицу и помочь окружающим из любви к богу.


Интернет-портал сайт продолжает серию интервью с экспертами-религиоведами Кыргызстана. Предлагаем вашему вниманию беседу с Назирой Курбановой, деканом факультета Теологии Института гуманитарных знаний КГУ им. И. Арабаева.

Добрый день, Назира Умаровна! Скажите пожалуйста, считаете ли Вы освобождение осуждённых по ноокатским событиям правильным? Не кажется ли Вам амнистия, объявленная Временным правительством «заигрыванием» с радикальными религиозными группировками?

Кыргызская Республика на протяжении своего суверенного существования демонстрирует крайне противоречивую религиозную политику: с одной стороны, принимается чрезмерно либеральная модель государственно-конфессиональных взаимоотношений, увеличивается число мечетей, проводятся массовые молебны на центральных площадях с участием первых лиц государства, депутаты совершают хадж. С другой стороны, проводится борьба с радикальными религиозными течениями, где государство не отличает мирных мусульман от экстремистов. К сожалению, «ноокатский процесс» в новейшей истории Кыргызстана стал самым драматическим эпизодом массовых и жестоких репрессий верующих со стороны государства, которых само же государство и запутало отсутствием единообразной и последовательной политики в области религии.

В 2008-2009 гг. по Кыргызстану прокатилась волна репрессивных мероприятий под видом борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, начало которому положили так называемые «ноокатские события». Также, шел процесс преследования по политическим мотивам недовольных властью, вплоть до физического уничтожения. Бывшая власть, которая за время своего правления не сумела выполнить многих своих обещаний данных народу после «тюльпановой» революции 2005 г. начала политику «закручивания гаек», опускаясь к авторитарному режиму, с целью отвлечения внимания общества от нерешенных социально-экономических проблем общества. По официальной версии, во время празднования «Орозо-Айт» 1 октября 2008 г., порядка 100 человек собралось возле здания госадминистрации Ноокатского района Ошской области с намерением провести на центральной площади намаз по случаю праздника. Получив отказ, собравшиеся забросали камнями здание акимиата. Была также предпринята попытка прорваться внутрь. Во время ЧП пострадали пять сотрудников милиции, а здание акимиата было разгромлено, впоследствии 32 чел. были признаны виновными в организации массовых беспорядков, в причастности к запрещенной религиозно-экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир» и сепаратизме. Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана объявил, что среди арестованных имеются ранее судимые за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. В результате 32 сторонника «Хизб ут-Тахрир» были осуждены сроком от 9 до 20 лет.

Другая версия «ноокатских событий», представленная правозащитниками и адвокатами осужденных доказывает их сфабрикованность. Ноокатские события получили громкую огласку не только в Кыргызстане, но и во всем мире, особенно после опубликования «Мемориалом» подробного отчета по ноокатскому делу, в котором имелись весьма неприглядные факты, включая пытки, нарушения прав осужденных во время следствия и в ходе судебных слушаний. Впоследствии, эти факты были подтверждены и комиссией при Омбудсмене Кыргызской Республики.

Активное освещение в прессе вышеназванных событий, неоднократные пикеты правозащитников с обращением к президенту Кыргызстана как к гаранту Конституции с требованием обратить внимание на грубые нарушения прав человека при борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом подвергли некоторому сомнению официальную версию, которая не выдерживает никакой критики:

Во-первых, если попытаться разобратьсяв причинах произошедших событий, то как известно, Орозо-айт (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр - прим. IslamSNG . com ) в Кыргызстане, более 80% населения которого составляют мусульмане провозглашен государственным праздником. Это означает, что местные власти должны были сами организовать данное мероприятие, вместо того, чтобы препятствовать, оказав, таким образом, медвежью услугу государству. Кого здесь нужно обвинять? Этот факт свидетельствует о недальновидности местных властей, отсутствии научно обоснованной стратегии развития религиозной политики государства. Что послужилоповодом к началу событий? Когда недовольные люди пришли в районную администрацию,в момент выступления акима района несколько людей были схвачены и заведены в здание акимиата, которые через некоторое время вышли окровавленными. Возбужденная толпа увидев это, возмутилась, а милиция начала разгонять народ, те в свою очередь стали хватать камни, стройматериалы и кидать (напротив акимиата строилось здание пропрезидентской партии «Ак Жол») Получается, что повод дали сами власти, щебень привезли акжоловцы?

Во-вторых, вызывают недоумение многие моменты в этой истории, почему заранее были установлены камеры видеонаблюдения, подтянуты силовики в Ноокат, удивляют скоростные сроки вынесения приговора по обвинению 32 человек, по 7-8 статьям Уголовного кодекса было рассмотрено судом первой инстанции в течении 4 неполных дней, допрошено более 117 свидетелей, 32 подсудимых, кроме того, назначенные наказания поразили всех своей бессмысленной жестокостью…

Многие из членов нынешнего Временного правительства испытали на собственной шкуре прессинг прежней власти, хорошо зная их методы борьбы с инакомыслящими. Поэтому вряд ли можно считать амнистию, объявленную Временным правительством «заигрыванием» с радикальными религиозными группировками. Скорее это был жест проявления демократичности, своеобразный пиар новой власти, вполне закономерный процесс освобождения из-под стражи осужденных по политическим мотивам и репрессиям прежней власти. Кроме того, сразу после апрельских событий 2010 г. группа адвокатов призвала новые власти пересмотреть дела осужденных по «ноокатским событиям».

На ваш взгляд, участвовали ли радикальные группировки в событиях на юге республики в июне этого года? Если да, то как? Если нет, то почему, ведь у них много оружия?

По данным Государственной службы национальной безопасности Кыргызской Республики события на юге страны были организованы членами ИДУ и «Союза исламского джихада», при активном участии членов семейно-кланового режима бакиевых.

Стратегической целью террористических организаций является свержение конституционного строя не только в Кыргызстане, но и во всех постсоветских центральноазиатских государствах. По данным экспертов, эти организации поддерживают прямые контакты с Движением «Талибан» и «Аль-Каидой».

Всем известно, что в 2009-2010 гг. по территории центральноазиатских государств, прокатилась серия террористических, экстремистских акций. По сведениям ГСНБ Кыргызстана, в мае месяце 2010 года члены «Союза исламского джихада» сформировали и нелегально перебросили из Исламской Республики Пакистан в Кыргызстан через Таджикистан группу из 15 опытных боевиков узбекской национальности, среди которых были специалисты по минно-взрывному делу, снайперской подготовке. Поддельные документы членам группы были изготовлены на территории Кыргызстана в Сузакском районе Джалал-Абадской области.

Позднее, в ходе расследования межэтнического конфликта на территории Ошской и Жалалабадской областей, было выявлено, что активное участие в вооруженных конфликтах принимали лица, профессионально владеющие стрелковым оружием и прошедшие хорошую снайперскую и диверсионно-террористическую подготовку. При этом, их действия сопровождались грамотным точечным огнем и диверсионно-тактическими вылазками в г.Жалалабад, Сузакский и Базаркоргонский районы, после которых они быстро и технично скрывались с места ведения огня и проявляли себя уже на других участках, расстреливали как кыргызское, так и узбекское мирное население страны.

В Кара-Суйском районе Ошской области Кыргызстана четверо местных жителей села Нурдар и сельского округа Нариман были осуждены за то, что в ночь на 11 июня 2010 года они якобы призывали через громкоговорители мечетей к межэтническому столкновению, призывали местных жителей «не спать и готовиться к бою». Всех четверых обвиняли в несвоевременном чтении азана (призыва к мусульманской молитве), что, по мнению стороны обвинения, означало призыв к насильственным действиям.

В отношении этих людей было возбуждено уголовное дело по статьям 233 («Призыв к массовым беспорядкам») и 299 («Возбуждение религиозной, расовой, национальной вражды») Уголовного кодекса Кыргызстана. Все четверо приговорены к четырем годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении.

Нестабильность в стране после очередной революции, слабая центральная власть, недовольство народа, нерешенные социально-экономические проблемы, стремление прежней власти вернуться - все это создало благоприятные условия экстремистам, в результате чего была использована наиболее уязвимая проблема юга страны - имеющиеся скрытые межэтнические разногласия кыргызской и узбекской части населения республики, не находившие своего решения с 90-х. Таким образом, был запущен страшный механизм самоуничтожения народа, приведший к трагическим событиям на юге республики летом этого года.

Отсюда можно сделать вывод, что позиции исламских экстремистов будут возрастать по мере торможения реформ в стране и, наоборот, чем больший успех будут иметь экономические и политические реформы, тем меньше сторонников будет экстремистских группировок. Государству необходимодля борьбы с различными проявлениями религиозного экстремизма обеспечить устойчивость и развитие в экономической, социальной, политической и идеологической сферах.

- Каковы перспективы идеи возрождения «тенгрианства» как исторической религии кыргызов, создания «тенгриислама»?

На самом деле, тенгрианство не является религией в ее классическом понимании: в нем нет пророков, священного писания и «священнослужителей». Тенгрианство является мировоззрением, восприятием мира, ставшим образом жизни. В нем нет посредников между человеком и Всевышним, рукотворных вещей и сооружений для поклонения. Оно сформировалось в 7-9 тыс. до н.э., его носителями были шумеры (Саргон Аккадский Тенгир - 24 в. до н.э. арийи). Идеи возрождения тенгрианства предпринимались в Кыргызстане бывшим госсекретарем Д. Сарыгуловым. В республике есть его сторонники, которые вполне серьезно пропагандируют идею возвращения к тенгрианству, что в принципе явится шагом назад - возврат к язычеству. Тогда как я допускаю создание «тенгриислама», как ислама, адаптированного к реалиям нашего государства, к менталитету, культуре, образу жизни кыргызов, т.е. это будет ислам ханафитского мазхаба, учитывающий особенность Кыргызской Республики как светского государства, его социально-экономический и общественно-политический уровень, исторические традиции, запросы и потребности трансформирующегося кыргызстанского общества.

- По вашему мнению, возможно ли в будущем внедрение ислама в политику, создание религиозных партий?

Анализ деятельности мусульманской общины республики за двадцатилетний период суверенного существования Кыргызстана свидетельствует о том, что в республике прошла первая волна исламизации (1991-2010), для которой характерно формальное возрождение и восстановление мусульманской культуры, традиций, системы образования. В связи с тем, что по Конституции Кыргызской Республики создание партий на религиозных принципах запрещено, все это время мусульманской общиной шел активный поиск механизмов и способов участия в общественно-политических процессах страны, который привел к созданию различного рода исламских НПО правозащитного, образовательного и социально-ориентированного характера - «Адеп Башаты», «Дил Мурогу», «Мутакаллим», «Ислах», «Тейба», «Конгресс мусульман Центральной Азии» и др. Их главным отличием (в сравнении с другими НПО) является апеллирование в идеологическом плане к единой, целостной системе ценностей ислама.

Начавшаяся с нынешнего года вторая волна исламизации в будущем будет решать задачу - учета интересов религиозного большинства в общественно-политической жизни страны, в связи с тем, что нынешнее Временное правительство, взявшее власть в свои руки в обстановке апрельских волнений в Бишкеке, с первых дней прихода к власти сделало реверанс по отношению к верующим, придерживающимся умеренных религиозных взглядов, пригласив их к участию в политической жизни страны. Во-первых, была объявлена амнистия по отношению к осужденным по «ноокатским событиям». Во-вторых, мусульманские религиозные деятели приняли участие в выработке проекта новой конституции.

Сегодня, в условиях де-секуляризации кыргызстанского общества, низкого социального уровня основной массы населения республики, самоустранения государства из духовной и идеологической сфер, отсутствия опыта существования религии в светском обществе, и отсутствия нового поколения религиозных лидеров, лояльных своей республике, создание исламской партии может спровоцировать появление радикальных течений, который, в свою очередь, будет способствовать углублению обстановки нестабильности и возможно даже терроризма в стране.

Вместе с тем, исламизация Кыргызстана это необратимый процесс, который только набирает обороты. В стране уже существует мощный религиозный ресурс. Сегодня Кыргызстан обогнал все постсоветские центральноазиатские государства по количественным показателям. Поэтому сегодняшней власти необходимо компетентно строить «кооперационную модель» взаимоотношений с исламом, учитывающий обоюдные интересы, что в перспективе может явиться стабилизирующим фактором общественно-политической жизни страны, в противном случае, она может быть использована в деструктивной плоскости.

Следует отметить, что называть исламскими радикальные группировки не совсем корректно, в связи с тем, что эти группировки превыше всего ставят свои собственные интересы, а не интересы мусульман. Поэтому нежелательно политикам, исследователям, журналистам использовать их в качестве однопорядковых понятий, считая их синонимами. «Исламский радикализм» (в пер. с лат. radicalis= коренной) не является течением в исламе, он характеризует радикальное или решительное, бескомпромиссное осуществление намерений, стремление к коренным изменениям существующего положения. Поэтому он может одинаково проявляться во всех течениях ислама в качестве крайней части всех течений в рамках политического ислама. На наш взгляд, такое определение достаточно удачное, помогающее понять причины тесного взаимодействия разнопорядковых движений, функционирующих в настоящее время в разных концах света, нередко имеющих различные организационные центры национального и международного масштаба и определенные идеологические различия.

Современные радикальные группировки определяют своих противников как «ближнего врага». Таковыми они считают правящие режимы в мусульманских странах, которые, по их мнению, предали забвению «подлинный, справедливый ислам». Под ними подразумевается Запад в целом и США в частности, ведущие, по их утверждению, войну против ислама и мусульман. Например, Бен Ладен в своем послании американскому народу (переданному телеканалом «Аль-Джазира»), полемизируя с президентом Дж. Бушем, обвинившим экстремистов в ненависти к «американской свободе», заявил: «Мы люди, которые любят свободу, поэтому мы хотим освободить наши страны от вашего угнетения, и поэтому мы боремся с вами».

- На ваш взгляд, сотрудничают ли между собой радикальные религиозные группировки? Если да, то каким образом?

Террористические акты последних дней в Кыргызстане, взрывы в Оше и в Бишкеке свидетельствуют о том, что боевики, участвовавшие во время конфликта 29 ноября в Оше, были частью группы, связанной с ИДУ, или других экстремистских организаций, которые отступили после июньских событий и вернулись лишь недавно.

Взрыв прогремел возле крупнейшего стадиона кыргызской столицы - Дворца спорта, который был выбран в качестве места проведения громкого судебного процесса против свергнутого президента Курманбека Бакиева и его сторонников, накануне визита в Бишкек госсекретаря США Хиллари Клинтон и на следующий день после столкновения спецслужб с боевиками в городе Ош. Власти объявили об изъятии 15 килограммов взрывчатых веществ, целого арсенала стрелкового оружия, а также об аресте девяти человек, которые якобы планировали террористические акты по всей стране. Марат Иманкулов, секретарь Совета безопасности страны, сообщил журналистам о том, что три инцидента связаны между собой. По его словам те, кто ответственен за все три инцидента, возможно, проходили обучение в террористических лагерях "Аль-Каиды", "Талибана" и Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Пакистане и Афганистане.

Условия для радикализации политического ислама в лице запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир» возникли в Кыргызстане в постсоветский период в связи с целым комплексом причин, внешних и внутренних, но главный - это нищета и безработица в стране. Произошла недооценка опасности властями распространения «ваххабизма» и идей партии Хизб ут-Тахрир, только баткенская война 1999-2000 гг. впервые заставила серьезно задуматься об ее опасности.

Сегодня в Кыргызстане вызывают озабоченность многие проблемы, имеющие прямое отношение к исламу. Это проблемы радикализации населения, низкий профессионализм религиозных деятелей, внутренние конфликты в руководстве ДУМ, проблемы интеграции выпускников в гражданское общество, активизация политического ислама в республике в лице запрещенных партий и движений, таких как «Хизб ут-Тахрир», «ИДУ», «Акромия», «Даават Таблиг», в ряде случаев обладающих более эффективным, чем у светских партий, механизмом манипулирования сознанием и поведением масс. Сегодня к вышеназванным, к сожалению, присоединились межэтнические конфликты и террористические акты в республике.

В действительности, процесс создания национальной мусульманской интеллигенции республики находится на стадии своего становления, поэтому впервые столкнувшись с проблемой радикализации традиционного исламского движения, местное духовенство оказалось не готовым к эффективному противодействию этому явлению, поскольку разрушительные процессы в религиозной среде внедрялись скрытно и индивидуально, как в мечетях, так и в открытых проповедях в различных населенных пунктах, среди паломников, выезжавших в Саудовскую Аравию. При этом религиозные экстремисты вели идеологическую обработку населения, доказывая несостоятельность существующего государственного устройства, спекулируя серьезными недостатками и упущениями властей. Подобная аргументация привлекала в их ряды колеблющихся граждан, особенно в молодежной среде.

Так, в республике, в ситуации самоустраненности государства от религиозных проблем, образовывались религиозные экстремистские организации, опирающиеся на экстремистскую рели-гиозно-политическую идеологию, оправдывающую убийства, жестокость, переводящую преступления в ранг деяний, угодных Высшей силе, и сулящую спасение душ тем, кто их совершил.

По сегодняшний день серьезные проблемы властям создавали члены партии Хизб ут-Тахрир, большинство которой составляют узбеки. Сейчас этот вопрос усугубился в связи с межэтническими столкновениями на юге страны. В случае нерешения властями первопричин конфликта, в перспективе накопленная практика агитации и пропаганды, методы воздействия на социально-незащищенные слои общества, связь с ведущими террористическими организациями мира, включая действующее в регионе ИДУ, будут способствовать усилению в республике «силовой» составляющей религиозного радикализма. Так как усиление религиозных радикалов связано, не в последнюю очередь, с социально-экономическими трудностями населения. Вместо глубокого и осмысленного изучения канонов религии, население вынуждено находиться в поисках средств к существованию. В случае ухудшения экономического положения в республике, на почве межэтнического конфликта, радикализация ислама сыграет объединяющую роль и может вызвать дальнейшие серьезные конфликты на религиозной почве.

К сожалению, ничтожно мала роль официального духовенства, в решении назревших проблем, требующих безотлагательного решения, низок уровень духовенства за исключением некоторых имамов, о чем свидетельствуют результаты проводимых аттестаций имамов. Большая часть священнослужителей недостаточно профессионально подготовлена к работе, в плане выступления перед людьми по проблемам, не касающимся религии: глобальной политики, общественно-политической ситуации, терроризма и др.

Поэтому, государство в своей религиозной политике по борьбе с радикализацией населения должно переходить к мерам социального и идеологического характера, развивая религиозно-просветительские программы в образовательных учреждениях и средствах массовой информации, внедряя специальные курсы, воспитывающие у молодежи толерантность, а также широкие дискуссии по наиболее злободневным проблемам современности, которые могут уберечь от радикализма многих людей. Кыргызстану необходимо решать главную задачу - повышать социальный уровень жизни народа путем создания рабочих мест, способствовать тому, чтобы ислам возвращался в обществов виде социально-культурного феномена.

Необходимо разработать стратегический план решения первоочередных задач, для решения назревших вопросов. Во-первых, государственным и общественным институтам нужно содействовать выработке образовательных стандартов для исламских религиозных учебных заведений, (лицензирование учебных заведений, выдача дипломов республиканского образца выпускникам, получившим образование в исламских учреждениях, что позволит им легче интегрироваться в гражданское общество). В 2008-2009 г. в республике шла активная работа в этом плане инициированная бывшим Председателем Госагенства по делам религий Осмоналиевым, однако после его ухода вопрос сегодня остался открытым. Во-вторых, необходимо стимулирование исламской религиозно-исследовательской деятельности, финансирование публикаций и публичное обсуждение издаваемых работ; расширение соответствующих кафедр теологии в светских университетах с углубленным изучением арабского языка, создание специализированного Совета по защите диссертаций, что позволит легализовать теологическую элиту. В-третьих, государству необходимо способствовать развитию веб-сайтов и сетей Интернета с исламской тематикой, которые могли бы способствовать обучению и давали бы возможность молодым мусульманам задать интересующий вопрос и получить обстоятельный ответ.

Террористическая группировка «Исламское государство» (ранее «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ) обнародовала видео, на котором запечатлена Джеймса Фоули , пропавшего в Сирии два года назад. Подлинность видео 19 августа подтвердили власти США. В нём террористы также предупредили, что если США не прекратят бомбардировки Ирака, то они казнят ещё одного американского журналиста, также находящегося в плену, — Стивена Джоэла Солтоффа .

«Исламское государство» начало наступление на северные и западные районы Ирака в июне 2014 года. На помощь властям Ирака пришли военные США, которые .

О том, что представляет собой «Исламское государство» и другие международные исламистские террористические организации, читайте в справке АиФ.ru.

«Аль-Каида»

«Аль-Каида» (с араб. «основа», «фундамент», «принцип») — одна из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций ваххабитского направления ислама. Создана в 1988 году. После взрывов посольств США в столицах Кении и Танзании в 1998 году «Аль-Каида» приобрела статус террористической организации № 1 в мире. Лидером и идейным вдохновителем «Аль-Каиды» стал самый опасный террорист в мире Усама бен Ладен .

Численность организации до терактов 2001 года: 5000- 6000 человек, после терактов — около 1000 человек.

Цели организации:

  • борьба против США, стран «западного мира» и их сторонников в исламских странах;
  • свержение светских режимов в исламских странах;
  • создание «исламского халифата» — мирового исламского государства.

«Аль-Каида » была создана под занавес войны в Афганистане в 1988 году. США расценили ввод советских войск в Афганистан как вопиющий случай советской агрессии. Америка поддержала и начала спонсировать «Аль-Каиду», целью которой в тот момент была организация связи между арабскими моджахедами , которые сражались с советскими войсками. Таким образом Штаты, как выразилась премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто , собственными руками «создали Франкенштейна».

После вывода советских войск лидеры «Аль-Каиды» решили, что их следующий враг — США, претендующие на мировое политическое и экономическое господство.

Лидеры организации:

  • Айман аз-Завахири;
  • Абу Дуа;
  • Омар Абдель Рахман.

«Аль-Каида» проявляет политическую активность в странах:

  • Ирак;
  • Йемен;
  • Алжир;
  • Сахель;
  • Марокко;
  • Тунис;
  • Мали;
  • Нигер.

Крупнейшие теракты, ответственность за которые взяла на себя «Аль-Каида»:

  • 7 августа 1998 года в Кении, Найроби, произошёл взрыв под американским посольством. Убито 254 и ранено более 5000 человек.
  • 7 августа 1998 года в Дар-эс-Саламе, Танзания, около американского посольства произошёл взрыв автомобиля, начинённого взрывчаткой. Погибло 10 и было ранено 77 человек.
  • 11 сентября 2001 года в США захваченные террористами «Боинги» разрушили небоскрёбы Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке и крыло здания Пентагона в Вашингтоне. Погибло 2974 человека (не считая 19 террористов), 24 пропали без вести.
  • 11 марта 2004 в Мадриде, Испания, были взорваны четыре поезда. Погиб 191 человек, около 2000 ранено.

«Братья-мусульмане»

«Братья-мусульмане» — международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте 1928 года Хасаном аль-Банна в Египте.

С 1933 штаб-квартира организации была переведена в Каир. К концу Второй мировой войны организация насчитывала около 500 тысяч человек. Верховный суд РФ признал организацию террористической и запретил её деятельность на территории России.

В декабре 2013 года организация была причислена к террористическим правительством Египта. «Братья-мусульмане» пользуются сильным влиянием в Тунисе, Ливии, Сирии и многих других арабских странах.

Цели организации:

Лидеры организации:

  • Мухамед Бади — египетское отделение.
  • Мухамед Риад аль-Шаяфех — сирийское отделение.
  • в исламистском восстании в Сирии (в 1976- 1982 годах);
  • в революции в Египте (2011 год) — в результате неё на президентских выборах 2012 года победу одержал кандидат от «Братьев-мусульман» Мохаммед Мурси;
  • в беспорядках в Египте (2012- 2013 годы) — тогда протестующие потребовали отставки недавно избранного Мухаммеда Мурси, поскольку он, по их мнению, предал «Братьев-мусульман».

«Братья мусульмане» проявляют политическую активность в странах:

  • Египет;
  • Иордания;
  • Сирия;
  • Палестина.

Союзники организации: ХАМАС.

Талибан

Талибан — исламистское движение, зародившееся в Афганистане среди учеников исламских религиозных школ в 1994 году. Представители Талибана находились у власти:

  • в Афганистане с 1996 по 2001 год («Исламский Эмират Афганистан»);
  • в регионе Вазиристан на севере Пакистана («Исламское государство Вазиристан») с 2004 по 2006 годы.

Численность организации — 27 000 человек.

Дипломатически было признано тремя государствами:

Советом Безопасности ООН признана террористической организацией.

Цели организации:

  • приход к власти в Афганистане;
  • установление в Афганистане правил ислама для всех жителей.

Лидеры организации:

  • Мухаммед Омар;
  • Абдул Гани Барадар.

Крупнейшие террористические акции организации:

Союзники организации:

  • Аль-Каида;
  • Вазиристан (Пакистан);
  • Исламское движение Узбекистана;
  • Исламское движение Восточного Туркестана;
  • Техрик-е Талибан Пакистан — радикальная исламская группировка в Пакистане;
  • Иттихад Исламского Джихада — исламская боевая организация, базирующаяся в Вазиристане;
  • Лашкаре-Тайба — известная террористическая организация в Южной Азии;
  • Пакистан (в 1996- 2001 годах).

Противники организации:

  • Северный Альянс.

С 2001 года:

  • Афганистан;
  • НАТО;
  • Пакистан.

ХАМАС

ХАМАС (аббревиатура от «Исламского движения сопротивления») — палестинское исламистское движение и политическая партия, правящая в секторе Газа с июля 2007 года.

Численность организации — 20 000 человек.

Движение было основано в декабре 1987 года вскоре после начала Первой палестинской интифады на базе отделения египетской организации « Братья-мусульмане» и Палестинского исламского джихада в секторе Газа.

ХАМАС признан террористической организацией Европейским союзом, Израилем, Канадой, США и Японией, а также запрещён в Иордании и Египте. Организация имеет «военное крыло» и «исполнительные силы» — подразделение, выполнявшее полицейские функции в секторе Газа. В Австралии и Великобритании террористическим признают только военное крыло ХАМАС.

Цель организации: освобождение Палестины от сионистов .

Лидер организации: Исмаил Хания.

На счету ХАМАСа множество нападений на израильские гражданские и военные цели, а также на палестинцев, подозреваемых в сотрудничестве с Израилем. Теракты совершают на территории Израиля и сектора Газа.

Хезболла

«Хезболла» (с араб. «партия Аллаха») — военизированная ливанская шиитская организация и политическая партия, действующая в Ливане и Сирии.

Признана террористической организацией в Канаде, США, Израиле и Египте, в странах Персидского залива, а также частично в ЕС, Австралии и Великобритании. Пользуется финансовой и военной поддержкой Ирана и Сирии. Создана в 1982 году на волне антиамериканских и антиизраильских настроений для борьбы с израильским военным присутствием в Южном Ливане.

Численность организации, по разным оценкам, от 10 до 20 тысяч человек.

Цели организации:

Лидеры организации: Хассан Насралла.

На счету «Хезболлы» множество терактов в Ливане и Сирии, также организация принимала участие в:

Союзники организации: Амаль, Иран, Сирия.

Противники организации: Израиль.

Исламское государство

«Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) — головная организация части ближневосточных повстанческих групп исламского толка, созданная 15 октября 2006 года.

ИГИЛ претендует на власть в 8 из 18 иракских мухафаз (провинций): Анбар, Дияла, Киркук, Салах-эд-дин, Найнава, Багдад, Бабиль и Васит. Организация активна в Сирии, Ираке, Иордании и Ливане.

Численность организации — от 6000 до 15000 человек.

В создании группировки принимала участие «Аль-Каида», которая посредством международного террориста Абу Мусаб аз-Заркави сначала организовала «Совет Шуры моджахедов» (2006), к которому затем присоединились другие группировки.

15 октября 2006 года было заявлено о создании «Исламского государства Ирак» (ИГИ). Впоследствии к этой организации примкнули мелкие исламистские группы.

Лидеры организации:

  • Абу Мусаб аз-Заркави (2004- 2006);
  • Абу Аюб аль-Масри (2006- 2010);
  • Абу Умар аль-Багдади (2006- 2010);
  • Абу Бакр аль-Багдади (2010 - настоящее время).

Крупные террористические акции организации:

25 октября 2009 — подрыв двух начинённых взрывчаткой автомобилей в центре Багдада (возле зданий администрации губернатора и министерства юстиции): погибли 155 человек.

31 октября 2010 — захват заложников в кафедральном соборе Багдада, принадлежащем Сирийской католической церкви: погибли 58 человек.

Военная операция 2014 года:

Вооружённый конфликт на севере Ирака начался 10 июня 2014 года, после недельного наступления частей организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) на второй по величине в Ираке город Мосул. По некоторым оценкам, 1300 вооружённых боевиков захватили правительственные учреждения провинции Найнава, армейские объекты и международный аэропорт Мосул. Приблизительно 500 тысяч жителей бежали из города.

Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики призвал к введению на территории всей страны чрезвычайного положения.

На следующий день город Тикрит был взят боевиками, которые сожгли правительственные здания и освободили сотни заключённых из местной тюрьмы. Боевики заявили о своем намерении захватить столицу Ирака — Багдад.

По состоянию на 20 августа 2014 года под полным контролем боевиков находятся города Рамади, Фаллуджа, Сулейман-бек в мухафазах Найнава, Салах-эд-Дин, Анбар. За город Талль-Афар идут бои, а город Мосул, по заявлениям министерства обороны США, очищен от боевиков. Сейчас вместе с курдскими вооружёнными силами военные расширяют контроль над территорией.

Противники организации:

  • Ирак;
  • Сирия.

Палестинский исламский джихад

«Палестинский исламский джихад» («Исламский джихад Палестины», «Движение исламского джихада в Палестине») — палестинская военизированная исламистская организация, которая ведёт активную деятельность в секторе Газа. Была основана в конце 1970-x палестинцами из движения «Братья-мусульмане».

Численность организации — 5000-8000 человек.

Цели организации:

  • создание независимого Палестинского исламского государства;
  • уничтожение Израиля путём ведения джихада.

Признана террористической организацией в США, Европейском союзе, Великобритании, Японии, Канаде, Австралии и Израиле. Группировка враждебно относится к большинству современных арабских правительств, поскольку те поддерживают связи с Западом и находятся под его сильным влиянием.

Лидеры организации:

в Сирии: Рамадан Абдалла Салах генеральный секретарь движения;

в США: Сами аль-Ариан;

в секторе Газа: д-р Махмуд аль-Ханди и шейх Абдалла аль-Шами.

Основной формой деятельности «Палестинского исламского джихада» является подготовка и совершение терактов против израильских военнослужащих и мирных граждан. Организация принимает активное участие в арабо-израильском конфликте.

Союзники организации: ХАМАС и другие исламистские террористические группировки.

Противники: Израиль.

Кавказский эмират

Кавказский эмират (Имарат Кавказ) — сепаратистско-террористическое радикально-исламистское движение, охватывающее Дагестан, Чечню, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию, Татарстан и Урал, а также вооружённые отряды, действующие в этих республиках. Кавказский эмират был провозглашён 7 октября 2007 года президентом непризнанной Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) Доку Умаровым .

Численность организации — по разным данным, от 100 до 1500 человек.

Также Кавказский эмират — это концепция создания исламистского (шариатского) государства на территории Северного Кавказа. Как отмечается американскими военными исследователями (2012), образование Имарата Кавказ в 2007 году ознаменовало завершение процесса трансформации чеченского националистического сопротивления в исламистскую повстанческую деятельность по всему северокавказскому региону.

8 февраля 2010 года Верховный суд РФ по заявлению Генпрокуратуры запретил деятельность Имарата Кавказ в России, признав организацию террористической. 26 мая 2011 года Госдепартамент США признал «Имарат Кавказ» террористической организацией.

Цель организации: отделение Северного Кавказа от России и создание в этом регионе независимого шариатского государства.

Лидеры организации:

  • Доку Умаров (2007- 2013/2014);
  • Алиасхаб Кебеков (с 2014);
  • Али Тазиев (2007- 2010);
  • Супьян Абдуллаев (2007- 2011)

и другие.

Организация принимала активное участие:

  • во второй чеченской войне (в 2007- 2009 годах);
  • в террористических актах исламистского терроризма на Северном Кавказе.

Союзники организации:

  • террористическая группировка Кавказский фронт;
  • террористическая группировка Джамаат «Ярмук»;
  • террористическая группировка Джамаат Шариат;
  • террористическая группировка Джамаат Галгайче;
  • террористическая группировка Катаиб аль-Хоул;
  • террористическая группировка Карачаевский джамаат;
  • террористическая группировка Ногайский батальон.

Противники организации: Российская Федерация.

Боко харам

«Боко харам» — радикальная исламистская секта в Нигерии. Известна с 2002 года. Внесена Советом Безопасности ООН в список террористических организаций в мае 2014 года.

Цель организации — введение шариата на всей территории Нигерии и искоренение западного образа жизни.

«Боко харам» выступает против западного образования, западной культуры и науки. По мнению членов секты, любая общественная и политическая деятельность, связанная с западными ценностями, должна быть запрещена, в том числе: голосование на выборах, ношение рубашек и брюк, светское образование.

Правительство Нигерии, с точки зрения «Боко харам», «испорчено» западными идеями и состоит из «неверующих», даже если президент формально является мусульманином, поэтому оно должно быть свергнуто, а страна должна управляться на основе законов шариата, более строгих, чем действуют в северных штатах Нигерии.

Лидеры организации:

  • Мохаммед Юсуф;
  • Маллам Санни Умару;
  • Абубакар Шекау.

Участие в конфликтах:

  • религиозные столкновения в Нигерии;
  • беспорядки на севере Нигерии (2009 год);
  • туарегское восстание за независимость Азавада — территории на севере Мали (2012 год).

Союзники:

  • Аль-Каида в странах исламского Магриба (предположительно);
  • Джамаат Аш-Шабааб (предположительно).

Противники: Нигерия.

* Ваххабиты последователи религиозно-политического движение в исламе, сформировавшегося в XVIII веке. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими. Как правило, сторонники его идей сами называют себя салафитами. Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Ас-Саляф ас-Салих») и протестовал против всех последующих инноваций, считая их принесёнными извне.

C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических противоречий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства некоторых городских жителей. Движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Турции. Движение было принято принцем Абдул-Азиз ибн Саудом, впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (1932 - 1953).

** Афганские моджахеды — члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979 - 1992 годах. Набирались с 1979 года из местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против военного присутствия СССР и афганских правительств Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды движения «Талибан».

*** Халифат феодальное арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами (людьми, имеющими самый высокий титул в исламе).

**** Шииты направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане.

***** Ашура у мусульман-шиитов день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле. Траурные церемонии проводятся в Иране, Азербайджане, Афганистане, Таджикистане, Ливане, Пакистане, Бахрейне и иных странах Персидского залива, а также в других странах, где есть сообщества мусульман-шиитов.

****** Первая палестинская интифада — восстание палестинцев в период с 1987 по 1991 годы, целью которого была провозглашена борьба против израильской оккупации территорий, завоёванных в ходе Шестидневной войны (1967). Иногда сроком окончания первой интифады называют сентябрь 1993 года, в котором были подписаны Соглашения Осло.

******* Сионизм политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле (Эрец-Исраэль).

******** Фалангисты ливанская правая политическая партия, в основном представляющая интересы христиан.

********* Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных Израилю палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой.

********** Джихад (от араб. «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооружённой борьбой.


Top