Финансирование террористов. Финансирование террористической деятельности

Террористическая деятельность включает в себя финансирование заведомо террористической организации или террористической группы, или иное содействие им.

Финансирование террористической деятельности организации, подразумевает преднамеренное снабжение террористов материальными средствами (прямое и завуалированное, наличное и безналичное).

В России выделяют два вида финансирования террористической организации – внутреннее и внешнее.

К внутренним источникам относят:

· финансовую и материальную помощь со стороны коммерческих структур, находящихся под контролем криминальных групп;

· средства, поступающие от выкупа похищенных людей;

· производство и оборот оружия, наркотиков и психотропных веществ;

· расхищения бюджетных денежных средств;

· подделка и реализация денежных знаков России и иностранных государств.

К внешним источникам финансирования относятся:

· средства, поступающие от этнических диаспор;

· финансовая помощь от экстремистских международных организаций, общественных фондов и иных организаций, находящихся в Саудовской Аравии, Судане, Иордании, Пакистане, Турции, Великобритании, США, Польше и некоторых других странах.

Органами безопасности России установлено около 50 зарубежных неправительственных организаций и других структур, причастных к финансированию чеченских сепаратистов, а также установлено 18 банковских счетов за границей, используемых для этих целей в том числе в Нью-Йорке и Лондоне.

Известны факты, когда террористические организации в России финансировались за счёт производства и реализации контрофактных товаров. В 2000 году был ликвидирован завод по производству пиратских компакт-дисков, который являлся источником финансирования чеченских боевиков. Средний доход данной преступной группировки оценивался в 700 тыс. долл. США и использовался для закупки взрывчатых веществ и оружия, организации террористических актов.

Такой «экономически оформившийся» терроризм способен уже к серьёзной самостоятельной деятельности, и не только в масштабах «своей» страны. Однако сегодня развёртывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для «отмывания» денег – в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий. «Отмывание» чаще всего осуществляется в кризисных зонах мира, где ослаблен государственный финансовый контроль. По этой причине Россию, к сожалению, относят к числу крупнейших «прачечных» мира.



В 2007 году разоблачена подпольная международная криминальная финансовая структура «Хавала», филиалы которой имелись в России. Впечатляет размах криминальных финансистов: только за четыре месяца общий оборот этой организации (банка) составил 4 млрд. рублей «отмытых» денег. Основными клиентами «российской» «Хавалы» били крупные наркоторговцы. Системой отмывания денег московского филиала этой структуры вполне могли пользоваться террористические организации для финансирования крупных терактов, например, в Москве и на юге России. Очевидно, что через эту финансовую наркопрачечную проходили деньги террористов.

В современных условиях особенностью организации внешнеэкономических операций является обязательный учёт возможного «отмывания терроризма», то есть анализ возможной модели отмывания денег той или иной организацией.

Отмывание денег можно описать как «устойчивую» вредоносную и всё поглощающую деятельность, которая приводит к далеко идущим последствиям и результатам». В результате «отмытые» деньги могут стать, и часто становятся, источником финансирования террористических актов.

Но здесь необходимо учитывать и то, что главной целью деятельности по отмыванию денег является «стирка» больших объёмов грязных денег. Террористическая же деятельность способна оперировать и небольшими суммами. Согласно официальным данным, бомбардировка острова Бали обошлась террористам в 19 тысяч фунтов стерлингов, которые не составило бы большого труда поместить в мировую банковскую систему. Американские власти полагают, что терракт 11 сентября 2001 года обошёлся в 200 тысяч долларов США. Незадолго до трагедии террористы снимали наличность с кредитных карт в обычных банкоматах. Но для этого они должны были, как минимум, сначала открыть банковские счета, чтобы потом ими воспользоваться. Далее, согласно традиционной модели отмывания денег, главной целью является полное отделение очищенной наличности от её первоначального источника (стадия интеграции).

Противодействие финансированию террористической деятельности – комплекс сложных мероприятий, определяемых, в первую очередь, пониманием масштаба и содержания противодействия терроризму. Эти мероприятия связаны с прогнозированием, предупреждением и отражением угроз терроризма.

В 2001 году в России принят специальный закон, направленный на противодействие финансированию терроризма: Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Он является реальным, активно функционирующим механизмом вмешательства государства в процессы денежной «подпитки» террористической деятельности.

Убедительной формой участия внешнеторговых организаций предупреждения террористической деятельности является своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных формах, лицах, конкретных фактах.

Например, переговоры по заключению контрактов международной купли-продажи должны начинаться с изучения деловых интересов компаний и предприятий с которыми заключается сделка. Обязательно изучение официальной позиции «нечистоплотных» государств, фирм – партнёров или банков, участвующих в возможном финансировании террористической деятельности или «отмывании» денег террористических организаций.

Организация Объединенных Наций (комиссия FATF) опубликовала документ «Особые рекомендации по выявлению террористических фондов», в котором указаны рекомендации:

Каждая страна должная отнести финансирование терроризма, террористических актов и организаций к категории тяжких преступлений. Главное требование: «все юрисдикции (государства) обязаны противостоять финансированию терроризма, даже если подобные деяния имеют место в юрисдикциях, отличных от тех, где происходит отмывание денег»;

Отчётность о подозрительных операциях, имеющих отношение к терроризму: два ключевых элемента «подозрения» и «достаточных оснований для подозрения». Докладывать о подозрительной деятельности обязаны банки и финансовые учреждения небанковского профиля (конторы биржевых маклеров, участники прямых экспортных и импортных операций, службы перевода денежных средств и др.);

Альтернативные механизмы переводов денежных средств. Три главных элемента данной рекомендации по очистке необходимости таких систем денежных переводов, как чёрный рынок по обмену денег: юрисдикции должны требовать лицензирование или регистрации от организаций, предоставляющих такие услуги; все эти системы обязаны следовать рекомендациям комиссии FATF; юрисдикции должны иметь возможность к применению санкций по отношению к таким системам, если их владельцы не имеют лицензии или регистрации;

Юрисдикции должны наблюдать за деятельностью организаций, чтобы предотвращать все возможные случаи использования последних в целях финансирования терроризма.

Что нужно делать, чтобы вовремя выявить и предотвратить отмывание денег террористическими организациями? Существует ряд предложений:

Узнавайте фирмы – партнёры (предприятия), следуя обязательным процедурам сбора информации. Организация, которая не соблюдает фундаментальных правил проверки, после заключения контракта международной купли – продажи становится особенно уязвимой. Нельзя забывать, что современные преступники располагают своими способами «убеждения» и «воздействия». Также известно, что террористы всё чаще прикрываются чужими именами, которые никаким образом не связаны с терроризмом. Нельзя недооценивать важность процедур сбора информации (в начале подготовки внешнеторговой сделки или же в процессе);

Отслеживайте подозрительные финансовые операции;

Докладывайте и анализируйте всю доступную информацию правоохранительным органам.

Предупреждение террористической деятельности и терроризм в целом представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического вмешательства. При всём этом терроризм неискореним, поскольку является разновидностью «извечного и не умирающего спутника человека – убийства». Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или своей социальной или национальной группы. Невозможно представить себе, чтобы больше не рождались люди, которые путём террора решили свои корыстные задачи, причём не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться терроризму и вовремя выявлять террористическую угрозу.

В целом в России необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение (противодействие) должно заключаться в выявлении, устранении нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика террористической деятельности должна осуществляться на до преступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.

Бороться с терроризмом должно государство, но победить его может только общество. Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет только тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими.

Помощь каждого гражданина страны в борьбе с терроризмом может выражаться по разному: внимательно следить за происходящим вокруг, не оставаться безучастными к чужому горю, помогать как жертвам теракта, так и правоохранительным органам.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём заключается стратегическая цель государственной политики противодействия терроризму?

2. Назовите основные принципы борьбы с терроризмом.

3. Какие меры обеспечивают предупреждение террористической деятельности?

4. Назовите основные правовые акты Российской Федерации, обеспечивающие антитеррористическую деятельность.

5. Назовите основные мероприятия системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

6. Перечислите основные задачи федеральной антитеррористической комиссии Российской федерации.

7. Источники финансирования террористической деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Проявление терроризма в России в конце XX - начале XXI в. Хронология осуществления террористических актов

1995 год
14 июня г. Буденновск, Ставропольский край захват заложников в больнице, погибли 166 человек, ранены более 400 человек
1996 год
9 января г.Кизляр, Республика Дагестан нападение и захват заложников, погибли 78 человек, ранены несколько сот человек
16 ноября г.Каспийск, Республика Дагестан взорван девятиэтажный дом, где проживали семьи российских пограничников, погибли 68 человек, в том числе 21 ребенок
11 июня г. Москва взрыв в вагоне на станции метро «Тульская», погибли 4 человека, ранены 14 человек
28 июня г.Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика взрыв автобуса на городском автовокзале, погибли 8 человек, ранены 23 человека.

После подписания Хасавюртовских соглашений в августе 1996 г. территория Чеченской Республики была превращена лидерами экстремистов в террористический анклав, в котором не действовали никакие законы, кроме криминальных, а также искаженных шариатских. Систематический характер приобрели набеги и грабежи как на территории самой Чеченской Республики, так и в сопредельных ей Ставропольском крае и Республике Дагестан.

Процветало заложничество, принявшее массовый характер и ставшее основным промыслом бандформирований. Число заложников, находящихся в плену у террористов, по различным оценкам, составило от 1700 до более 2000 человек. Сумма выкупа колебалась от 10 тысяч до 1 млн. долларов США и более.

С вооруженным вторжением террористических формирований в Республику Дагестан фактически началась эскалация террористической угрозы на всей территории России. Об этом свидетельствует хронология наиболее масштабных терактов в период проведения контртеррористической операции 1999-2001 гг.:

1999 год
19 марта взрыв на Центральном рынке г. Владикавказа, погибли 64 человека, получили ранения более 100 человек
4 сентября г. Буйнакск, Республика Дагестан взорван пятиэтажный жилой дом, в котором жили семьи офицеров 136-й бригады Минобороны России, погибли 64 человека, из них 23 ребенка, ранены 146 человек
В ночь с 8 на 9 сентября г. Москва в результате взрыва дома № 19 на улице Гурьянова погибли более 90 человек, получили ранения около 200 человек
13 сентября г. Москва в 5 часов утра взорван жилой дом № 6 по Каширскому шоссе, погибли свыше 120 человек, в том числе 13 детей
16 сентября г. Волгодонск Ростовская область взрыв девятиэтажного жилого дома, погибли 18 человек, из них двое детей, госпитализированы 85 человек, общее число пострадавших составило 310 человек
2000 год
2 июля г. Аргун, Чеченская Республика проживали челябинские милиционеры, погибли 25 человек, получил ранения 81 человек
9 июля г.Владикавказ, Республика Северная, Осетия - Алания взрыв на Центральном рынке, погибли 6 человек, получили ранения 16 человек
8 августа г. Москва взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади, погибли 12 человек
12 октября в результате взрыва, начиненного взрывчаткой грузовика, у здания Октябрьского РОВД погибли 15 человек, ранены 18 человек
8 декабря г. Пятигорск, Ставропольский край в результате взрыва на автостоянке Верхнего рынка погибли 4 человека, получили ранения 45 человек
9 декабря с. Алхан-Юрт, Чеченская Республика в результате взрыва начиненного взрывчаткой автомобиля у мечети погиб 21 человек, ранены 50 человек
2001 год
5 февраля г. Москва взрыв в подземном вестибюле станции метро «Белорусская-кольцевая», пострадали 200 человек
24 марта г. Минеральные Воды, Ставропольский край около Центрального рынка взорван автомобиль ВАЗ-2103, начиненный 50 килограммами тротила, погиб 21 человек, ранены более 50 человек
19 августа г. Астрахань в результате взрыва на вещевом рынке погибли 8 человек, ранены 70 человек
10 ноября г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания в результате взрыва на рынке «Фаллой» погибли 5 человек, получили ранения 66 человек

Военно-силовая составляющая контртеррористической операции 1999 - 2001 гг. явилась точкой отсчета, предопределившей ликвидацию сепаратистского режима и его пособников на территории Чеченской Республики. И все же, несмотря на успех этой операции, главная цель -обеспечение безопасности населения региона от террористической угрозы так и не была достигнута. Напротив, рассредоточившиеся банды экстремистов сделали террор своим основным оружием в дестабилизации обстановки в регионе и других жизненно важных центрах страны. Сам же терроризм принял систематический и целенаправленный характер. Об этом свидетельствует следующая хронология терактов в 2002-2005 годах:

2002 год
8 апреля г. Грозный, Чеченская Република подорван автобус с чеченскими омоновцами, погибли 18 человек, ранены около 20 человек
28 апреля г. Владикавказ, Республка Северная Осетия -Алания в теракте на Центральном рынке погибли 10 человек, ранены 40 человек
6 августа с. Шатой, Чеченская Республика в результате подрыва на фугасе автобуса с чеченцами, служившими в местной комендантской роте, погибли 9 человек, ранены 7 человек
10 октября г. Грозный, Чеченская Республика при взрыве в здании Заводского РОВД погибли 25 милиционеров, ранены 7 милиционеров
23 октября г. Москва захват в заложники более 900 зрителей в Театральном центре на Дубровке, при освобождении погибли 129 заложников
27 декабря г. Грозный, Чеченская Республика взрыв двух грузовиков у Дома правительства, погибли 83 человека, в том числе женщины и дети, получили ранения более 200 человек
2003 год
12 мая ст. Знаменская, Чеченская Республика взорвано здание районной администрации и отдела Управления ФСБ России по СКВО, погибли более 40 человек, ранены более 70 человек
14 мая с. Илисхан-Юрт, Чеченская Республика террористка-смертница подорвала себя в толпе во время религиозного праздника, погибли 18 человек, получили ранения 145 человек
5 июня г. Моздок, Республика Северная Осетия -Алания взрыв автобуса с военнослужащими на аэродроме, погибли 18 человек
5 июля г. Москва во время проведения рок-фестиваля «Крылья» подорвали себя две террористки-смертницы, погибли 16 человек, ранены 20 человек
1 августа г.Моздок, Республика Северная Осетия -Алания террорист-смертник полностью разрушил военный госпиталь, погибли 52 человека, получили ранения более 80 человек
5 декабря г. Ессентуки, Ставропольский край в результате взрыва в электричках погибли 38 человек, ранены 160 человек
9 декабря г. Москва две террористки-смертницы подорвали себя у гостиницы «Националы), погибли 6 человек, ранены 14 человек
2004 год
6 февраля г. Москва взрыв в поезде московского метро, следовавшем по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», погиб 41 человек, получили ранения около 250 человек
В ночь с 21 на 22 июня Республика Ингушетия в результате диверсионно-террористической акции и нападения на органы внутренних дел погибли 79 человек
31 августа г. Москва теракт у станции метро «Рижская», погибли 10 человек, получили ранения более 30 человек
23 августа взрыв самолетов Ту-134 и Ту-154, погибли 90 человек
1 - 3 сентября г. Беслан, (Республика Северная Осетия -Алания) захват заложников в средней школе № 1, погиб 331 человек, в том числе 186 детей, получили ранения 472 человека, были признаны потерпевшими 1395 человек.

Не вызывает сомнений тот факт, что террористические организации не могли бы действовать без достаточного финансирования на всех этапах подготовки и реализации их акций. Например, по имеющимся данным на осуществление теракта 11 сентября 2001 г. было потрачено около 300 тыс. долл.

По мнению экономистов, финансирование террористической организации имеет несколько этапов.

На первой стадии операции наличные средства перечисляются на счета подставных лиц-носредников в международных банках.

Вторая стадия представляет собой распределение наличных сумм посредством скупки банковских платежных документов и ценных бумаг.

Третья стадия известна как «заметание следов»: принимаются меры к тому, чтобы никто не узнал, откуда были получены деньги, открываются счета в банках, расположенных далеко от места действий террористов, осуществляется легальный перевод денег с новых счетов подставных фирм в страну непосредственного их нахождения .

Большую роль традиционно играют так называемые государства - спонсоры терроризма. Государственный департамент США в начале 2000-х гг. составил «черный список», согласно которому в поддержке террористических организаций участвуют Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба.

Пример

По сообщениям прессы, только в 1992 г. Иран выделил на поддержку радикальных исламистских движений 186 млн долл., суданские фундаменталисты получили 50 млн долл., ливанская «Хезболла» - 48 млн долл., а «Исламский фронт спасения» в Алжире - 20 млн долл.

Мнение специалиста

Д. Робинсон пишет: «По мере того как в результате глобализации корпорации подменяли собой национальные государства, обслуживая рынки, которые эволюционировали, подобно амебам, становясь все более крупными, более мощными и более “разумными”, наряду с глобализацией экономики происходила глобализация преступного мира. От территориального контроля освобождались не только глобализованные биржи, но и терроризм и организованная преступность. Движущей силой и того, и другого, и третьего являются деньги, и хотя они были политической силой всегда, никогда ранее людям с преступными замыслами не было так легко управлять их энергией. В неразберихе глобальных потоков товаров, услуг, людей, идей и “мегабайтных баксов”, отражающихся лишь на мониторах компьютеров и нс зависящих ни от центральных банков, ни от географии, транснациональная организованная преступность и террористические банды типа “АльКаиды” обрели возможность действовать далеко за пределами мест своего базирования. В глобализованном мире XXI столетия на планете постоянно циркулирует грязных 600-700 млрд долл. Их львиная доля - наркоденьги, но поскольку преступность и терроризм - близнецы, все труднее становится провести границу между наркоденьгами и деньгами террористов. Временами эго оказывается одним и тем же. И чаще всего звеном, связывающим их воедино, является оружие - пистолеты для убийств, автоматы для мятежей, оружие массового уничтожения для проталкивания политических идей» .

На рубеже 2000-х гг. происходит своего рода «приватизация» террора - вытеснение государств спонсорами из числа благотворительных (неправительственных) организаций и частных лиц. Одновременно происходит диверсификация источников финансирования, когда помощь террористам поступает небольшими порциями из многих источников, в результате чего разрушать финансирование терроризма стало гораздо сложнее .

К сказанному нужно добавить, что такие страны, как Саудовская Аравия, продолжают осуществлять огромные вливания в поддержку исламистской экстремистской и террористической деятельности по всему миру. Так, гражданская война между сирийцами, лояльными президенту Б. Асаду, и его противниками, носящая во многом террористический характер, не обошлась без значительной поддержки Саудовской Аравии. В сентябре 2011 г. солдатами армии Сирии были задержаны несколько боевиков, один из которых, Самир Абдуль Джавад Нашивати, заявил о том, что боевики в его отряде получали саудовские деньги через их командира, Белаля Алкана. По словам пленника, каждый из боевиков в день зарабатывал по 25 долл., не считая дополнительных 400 долл., которые выплачивались за участие в военных операциях. Сообщения о финансировании Эр-Риядом оппозиционной «Сирийской свободной армии» появлялись, например, в Daily Telegraph.

Обобщив взгляды А. Игнатенко, Ю. Латова и И. Хохлова на финансирование терроризма, можно раскрыть его основные

модели: от сбора средств для подпольных групп до организации экономики фактически независимых территориальных образований террористическо-криминального толка (рис. 6.3).

Рис. 6.3.

Первая модель террористического финансирования - создание «серой зоны». Термином «серые зоны» обозначают регионы на территории признанных международным сообществом государств, которые либо вообще не контролируются легальным правительством, либо контролируются им лишь частично. К таким «серым» регионам можно отнести Курдистан в Турции, север Шри-Ланки, восток Конго, юг и запад Колумбии и др.

Пример из истории

Чеченская Республика Ичкерия в 1992-1999 гг. была «свободной криминальной зоной», выпавшей из-под контроля Правительства России и специализировавшейся на криминальных промыслах, создающих угрозу национальной экономической безопасности. Хотя чеченские сепаратисты 1990-х гг. декларировали стремление создать нормальное независимое государство, его финансирование имело ярко выраженные черты террористической деятельности. Ни одна страна современного мира, кроме России 1990-х гг., не допускала длительного существования на своей территории откровенно криминально-деструктивного государственного образования.

Вторая модель - контроль партизанской территории . В Колумбии с 1980-х гг. активно действуют две основные повстанческо-террористические организации леворадикального толка: «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC/PBCK) и «Национальная армия освобождения» (ELN/HAO), временами контролируя около 40% территории страны (в основном труднодоступные сельские районы). Ныне ряды этих организаций насчитывают около 25 тыс. бойцов, что примерно соответствует численности профессионального контингента колумбийской армии. Доходы повстанцев Колумбии оценивают в 600 млн долл, в год, из которых около 360 млн долл, приходится на «Революционные вооруженные силы Колумбии». С начала 1980-х гг. партизаны систематически собирают «дань» с наиболее процветающих сфер экономики Колумбии. Сейчас едва ли не все крупные экономические субъекты (чье имущество превышает сумму в 1 млн долл.) этой страны выплачивают повстанцам-рэкетирам нелегальные налоги за безопасность своей деятельности. Отказ платить может закончиться похищением бизнесмена или членов его семьи.

Третья модель - финансирование террористических организаций с сильными внешними связями. Примером может служить «Аль-Каида». Из 20-50 млн долл, ежегодного притока финансовых ресурсов данной организации не менее 50-65% приходится на доходы от откровенно криминальных видов деятельности (контрабанда наркотиков и алмазов, киднепинг и др.), которыми занимаются и чисто мафиозные организации .

Однако в последние годы все большая часть финансовых ресурсов поступает к «Аль-Каиде» из легальных источников (пожертвования исламских благотворительных организаций). Накопление средств (фандрайзинг) в исламских благотворительных фондах происходит за счет занята, традиционного налога на верующих, предназначенного для поддержки нуждающихся. Государственные органы исламских государств собирают закят и переводят эти средства на счета благотворительных фондов. Значительные суммы поступают также от жертвователей садаки (традиционного собирания верующими милостыни, которую собирают повсюду, где есть общины мусульман и мечети).

После 11 сентября 2001 г. американские власти стали разбираться в том числе и с исламскими благотворительными фондами, которые собирали деньги в США. Был наложен арест на четыре офиса благотворительной организации «Святая земля», которая, по словам президента США, финансировала группировку ХАМАС в Палестине, а также подрыв исламскими террористами из Йемена американского эсминца «Коул» в 2000 г. (рис. 6.4). Были произведены обыски и аресты в представительствах исламского благотворительного фонда «Глобальный фонд спасения» (фактически филиал крупнейшей саудовской благотворительной организации «двойного действия» «Ан-Наджда»).

Рис. 6.4.

Исламские благотворительные фонды также активно занимались финансированием террористической и подрывной деятельности в России. Со второй половины 1990-х гг. деньги к боевикам и террористам, действовавшим на Северном Кавказе, поступали от кувейтских организаций «Общество социальных реформ» и «Ассоциация воскрешения исламского наследия», катарского благотворительного общества «Катар», саудовской «Международной исламской организации спасения» и многих других.

Рассмотрим некоторые особенности финансирования исламистских организаций более детально. Фундаментом снабжения деньгами является исламская банковская система , деятельность которой носит глобальный характер и управляется исламским законодательством (шариатом), вследствие чего не очень хорошо понимается как западными финансовыми кругами, так и правоохранительными и разведывательными службами западных государств.

Исламский банк или финансовое подразделение западного банка, ведущее свою деятельность в соответствии с шариатом, находится под наблюдением «шариатского комитета», более известного под названием «Исламский комитет по контролю за законодательством и соблюдением норм исламского права», который действует одновременно и в качестве аудиторского подразделения, и религиозного органа. В задачи «шариатского комитета» входят проверка деятельности банка или подразделения на предмет соответствия нормам шариата и определение того, какие финансовые инструменты, используемые банком, соответствуют исламской деловой практике, а какие - нет.

Поскольку в исламе запрещен ссудный процент, клиент обязан, в соответствии с нормами шариата, открыть в банке «счет муда- раба» для перечисления на него определенного процента от каждой инвестиционной операции на благотворительные нужды. В зависимости от типа банковского обслуживания человеку необходимо отрыть один из двух типов благотворительного счета: «свободный счет мудараба», в рамках которого клиент сам сможет определять, какие благотворительные программы он желает финансировать, или «ограниченный счет мудараба», средствами на котором распоряжается «шариатский комитет».

Вдобавок к «счетам мудараба» исламская банковская практика также предполагает использование того, что называют «структурами по управлению активами» или «мушарака» (совместные предприятия) и «мурабаха» (компании, которые банк покупает и продает с целью извлечения прибыли). Во всех этих случаях, за исключением «свободного счета мудараба», клиент не обладает информацией об операциях или стратегиях финансовой организации, которая распоряжается его деньгами. Он также не имеет никакого влияния на то, в пользу каких получателей перераспределяется закят.

После того, как деньги поступили на счета благотворительной организации, дальнейший контроль над ними полностью утрачивается, и никакой возможности установить их дальнейшее использование не существует. Многие исламские банки были вовлечены посредством шариатских структур в финансирование различных террористических групп, например, ныо-йоркское подразделение Арабского банка {Arab Bank"s New York branch) делало это путем перевода существенных денежных средств на счета, принадлежащие благотворительным организациям, связанным с террористическими группами.

Другим способом финансирования террористических организаций является хавала (или хавалла) - система денежных переводов, изобретенная китайцами, которые назвали ее фэй-чиэнь (букв, «летающие деньги»). Своим появлением эта система обязана политическим неурядицам и глубокому недоверию к банкам. Она почти всегда основывается на семейных или племенных связях, а инструментом ее поддержания традиционно является насилие.

Мнение специалиста

Д. Робинсон о системе хавала пишет: «В простейшей ее форме вместо денег используются фишки. Например, деньги кладут в ювелирный магазин в Карачи, а взамен получают клочок бумаги, содержащий секретный код, или что-нибудь столь же безобидное, например, десятидолларовую банкноту, на которой проставлена специальная печать. Когда записка или банкнота предъявляются меняле, ее податель получает деньги. Гигантский треугольник хавала, образованный Дубаем, Пакистаном и Индией, тесно связан с террористическим миром. Естественно, система хавалодаров имеет внутренние, как правило, родственные, связи. Объемы трансакций, по понятным причинам, неизвестны, но, по приблизительным оценкам, это около 1 млрд долл, в день. Эта система очень удобна для террористов» .

Четвертая модель - финансирование террористических организаций со слабыми внешними связями. Лишившись финансирования извне, террористы переключаются на эксплуатацию местной теневой экономической деятельности, максимально сближаясь с чисто мафиозными организациями.

Именно по этому пути шла временная ИРА в 1990-2000-х гг. в последний период своей деятельности . К 1990-м гг., почти потеряв внешние источники доходов (и от Ливии, и от ирландской диаспоры в США), ирландские террористы сосредоточились на поиске финансовых источников в самой Северной Ирландии. Этому способствовало то, что и ранее боевики ИРА активно использовали чисто криминальные источники доходов (рэкет, кража автомобилей, грабежи, киднепинг и др.), рассматривая их, правда, как подсобные. Теперь эта террористическая организация создала диверсифицированную криминальную экономику. Незаконными промыслами, от которых ИРА получала доход, были контрабанда топлива и сигарет, торговля фальсифицированными товарами (прежде всего, видеопиратство), кражи ценных грузов. Членам ИРА приписывают крупнейшее в истории Великобритании ограбление банка в Белфасте в декабре 2004 г. на сумму в 50 млн долл.

Следует признать, что в современном мире терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы и трансграничную преступность: наркобизнес, контрабанда полезных ископаемых и т.д.

Выявив основные особенности терроризма в экономической сфере общества, необходимо определить возможные пути противодействия данном}" явлению. Большая работа в этом направлении проделана Управлением по контролю наркотиков и предупреждению преступности (UN ODC), которое разработало целую систему мероприятий по противодействию терроризму, в том числе в экономической и социальной сфере (рис. 6.5).

Ассоциация жертв терактов 11 сентября 2001 г. и их родственников направила в суд иск на 116 трлн долл, против государственных органов Саудовской Аравии и отдельных государственных деятелей королевства, а также ряда исламских благотворительных фондов, обвинив их в финансировании терроризма. Иск был отклонен, но тем не менее прецедент создан.

Контроль над потоками незаконных денежных средств в финансовых системах, их изъятие и конфискация являются мощным средством нанесения ответного удара по терроризму и подрыва экономической мощи стран, спонсирующих террористов.


Рис. 6.5.

В настоящее время наиболее эффективный финансово-экономический подход к борьбе с терроризмом разработан в США. В сентябре 2001 г. президент США Дж. Буш в указе «О финансировании террористов» призывал все государства к объединению в пресечении на своей территории действий по подготовке и финансированию терактов, «лишить террористов финансовых источников, столкнуть их лбами, выкурить из укрытий и посадить на скамью подсудимых» .

В октябре 2001 г. принят Акт об объединении и укреплении Америки путем предоставления надлежащих средств, необходимых для перехвата информации и воспрепятствования терроризму (Patriot Act), предоставляющий широкие права власти в следственной и правоохранительной сфере касательно поиска и ликвидации террористов и отмывания денег. Закон от 2001 г. «О борьбе с международным отмыванием денег и финансировании антитер- рористической деятельности» включает в себя такие меры, как расширенный доступ к информации иностранных банков; возможность наложения ареста на активы, хранящиеся иностранными персонами (в 2001 г. были идентифицированы 27 таких организаций и лиц).

В 2002 г. в США было создано Министерство безопасности, в которое включено более 20 ведомств, в том числе и финансово- экономические. Численность его структуры составляет около 170 тыс. сотрудников . В состав министерства вошел Центр отслеживания активов международных террористических организаций (FTАТС), основная задача которого - воссоздание точной картины финансовой структуры терроризма, что позволит выявить все элементы, составляющие систему его финансирования, и их связи между собой. Центр использует накопленный опыт и рекомендации международной организации «Специальная финансовая комиссия» (FATF), программа которой «Сорок рекомендаций» включает в себя следующие мероприятия:

  • - объявить отмывание «грязных» денег уголовным преступлением;
  • - осуществить операции но выявлению и конфискации таких денег;
  • - реализовать эффективную систему установления личности клиентов и внедрить процедуры ведения учета финансовыми учреждениями;
  • - внедрить в практику извещение компетентных органов о фактах сомнительных сделок;
  • - оказывать взаимную помощь в расследовании случаев отмывания «грязных» денег, изъятии и конфискации легализованных незаконных доходов.

В России надзор в данной области осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Главным событием в рассматриваемой сфере стала Конвенция о борьбе с финансированием терроризма, одобренная 9 декабря 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН и вступившая в силу в апреле 2002 г. Позже она была дополнена принятым в 2000 г. в Оттаве Международным соглашением «О воспрещении доступа террористических организаций к источникам финансирования» и принятой в 2001 г. в Нью-Йорке резолюцией 1373 Совета Безопасности ООН о запрещении финансирования и любых форм контактов с террористическими организациями.

В России был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которому операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб., сделка с недвижимым имуществом - на сумму 3 млн руб. Создается перечень организаций и лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лиц. Сотрудникам финансовых организаций предписано уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами.

Одним из финансовых средств смягчения последствий террористических атак является страхование граждан. В России для этих целей еще в 2004 г. создан антитеррористический пул из 20 страховых компаний, среди которых Ингосстрах, Военно-страховая компания и др. Если ежегодный взнос составляет 100 долл, в год, то в случае смерти или инвалидности I группы страховая премия составит 10 тыс. долл, II группы - около 7 гыс. долл., III группы - до 5 тыс. долл., а легкой травмы - от 1,3 тыс. до 1,5 тыс. долл.

Таким образом, противодействие терроризму в экономической сфере заключается в преодолении разрыва в социально-экономическом развитии между богатыми и бедными странами, создании финансовой разведки для контроля над денежными потоками, замораживании счетов террористов и их последующей конфискации. Необходимо также особое внимание со стороны правительства к конкретным причинам социально-экономического недовольства части населения, поддерживающей террористов: применение финансово-экономической политики, которая сокращает склонность к участию в политическом насилии. Кроме того, финансовые аспекты борьбы с терроризмом непосредственно связаны с защитой прав и интересов жертв терактов.

См.: Suarez A. R. Parasites and Predators: Guerrillas and the InsurrectionEconomy of Columbia //Journal of International Affairs. 2000. Vol. 53. № 2.

  • См.: Болдуин Ф. II. Верховенство закона, терроризм и меры противодействиясо стороны США. URL: http://www.satcor.ru/anthology/2003/02/an_contents.html
  • В эпоху глобализации финансовой системы и развития финансовых институтов увеличивается риск оптимизации процесса сбора средств террористическими и экстремистскими организациями. При этом следует отметить, что радикальные религиозно-политические группировки идут схожим путем, что и обычные криминальные группы: стремятся легализовать средства, добытые преступным путем, и маскируют финансовую активность от проверки госорганами.

    В целях повышения эффективности контртеррористической деятельности в области финансирования необходимо сфокусироваться на следующих мерах:

    1. Решение вопроса юрисдикционной принадлежности организации, включая неблагополучные государства и “безопасную гавань” для инвестиций.

    2. Установление контактов с частным сектором для получения доступа к информации.

    3. Проведение разъяснительной работы среди широкой общественности.

    4. Улучшение финансовой разведки.

    Согласно докладу Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - межправительственной организации, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия, в том числе, финансированию терроризма - существуют несколько наиболее используемых способов сбора средств для ведения экстремистской деятельности и организации терактов.

    При этом важно отметить, что радикалам необходимо финансирование не только и не столько для осуществления конкретных акций, сколько для развития и поддержания самой организации, создания благоприятной среды для ее деятельности, для пропаганды идеологии в целом.

    Способы финансирования терроризма можно условно поделить на финансирование «сверху» (помощь от отдельных государств, других террористических организаций со схожей идеологией, НКО) и «снизу» - финансирование малого масштаба и имеющее разрозненный характер, что включает в себя самофинансирование из средств заработной платы и пособий членов экстремистской группы и сочувствующих.

    Благотворительные НКО остаются одной из наиболее привлекательных моделей финансирования террористических и экстремистских организаций по нескольким причинам. Во-первых, НКО пользуются доверием общественности, во-вторых, имеют доступ к значительным средствам, в-третьих, интенсивно используют наличные средства, в-четвертых, многие НКО действуют на международном уровне. В-пятых, к НКО применяются более легкие нормативные требования, чем к финансовым институтам (начальный капитал, профессиональная аттестация, проверка биографических данных для сотрудников и попечителей при регистрации, текущее ведение учёта). Кроме того, некоммерческие организации удобны для перевода средств.

    Нередко НКО создаются как полностью фиктивная организация, прикрывающая деятельность террористической или экстремистской группировки. В этом случае, схема работы благотворительных фондов напоминает жизненный цикл фирм-однодневок. Так, австралийская финансовая разведка отметила тенденцию создания экстремистами благотворительных фондов в Австралии на непродолжительный период времени. Эти организации самоликвидируются как только собирается нужная сумма денег, а средства направляются не на декларируемые цели, а на финансирование терроризма. В связи со всем вышеперечисленным, некоммерческие организации можно обозначить как критически слабое место при борьбе с финансированием терроризма.

    Кроме того, радикалы используют для финансирования своей деятельности легальный бизнес, особенно это касается небольших фирм без значительного стартового капитала и большого объема наличных в обращении. Один из ключевых способов - это сращивание криминала и экстремистских организаций: наркоторговля, вымогательства, грабежи позволяют радикалам поддерживать свою деятельность в условиях отсутствия внешнего финансирования.

    Террористы и экстремистские организации нуждаются в финансовых средствах для выплат боевикам и их семьям, организации поездок боевиков за границу, тренировки новых членов, подделки документов, покупки оружия. Немалые средства уходят на подкуп должностных лиц.

    Как отметил президент Информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, подкуп чиновников ведется как в интересах принятия управленческих решений, так и в целях получения финансирования. Интерес для радикалов представляют должностные лица, отвечающие за взаимодействие с мусульманскими религиозными организациями, а также чиновники, обладающие разрешительными функциями, такими как регистрация, строительство, судопроизводство.

    Отдельно стоит отметить расходы на подготовку видеосюжетов, ведение интернет-сайтов для рекрутинга и публикации сообщений. Пропаганда и работа под прикрытием легальной деятельности социальных и благотворительных фондов - один из наиболее затратных пунктов расходов террористических и экстремистских организаций.

    Примечательно, что затраты на исходные материалы для осуществления атак - транспорт, компоненты импровизированных бомб, карты, разведывательный материал и т.д. - мало сопоставимы с тем ущербом, который они наносят. Например, теракт в Мадриде в 2004 г. обошелся лишь в $10 000, лондонские атаки в 2005 г. в 8 000 фунтов стерлингов. А как показывают события 2016 г., в частности теракт в Ницце, расходы на массовые атаки могут быть сведены до уровня бытовых.

    Применительно непосредственно к ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ), в докладе ФАТФ от февраля 2015 г. «Финансирование террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта» указываются пять основных источников финансирования: нелегальные доходы с оккупированных территорий (грабежи, вымогательство, взятие под контроль нефтяных месторождений, незаконное обложение налогами), похищение с целью выкупа, пожертвования, в том числе через НКО, и сбор средств через современные средства коммуникации. Как отмечается в докладе, первая статья доходов приносит наибольший приток средств.

    Через НКО наиболее значимые суммы поступают от отдельных богатых доноров в регионе, в частности, приводится пример пожертвования в два миллиона долларов США от спонсора из одной из стран Персидского залива. В докладе комитета США по обеспечению национальной безопасности за октябрь 2016 года отмечается, что ИГИЛ получает гораздо меньшую финансовую помощь из стран Персидского залива, чем получала Аль-Каида (террористическая организация, запрещена в РФ) до терактов 11 сентября.

    На сегодняшний день, основные спонсоры Исламского государства - Саудовская Аравия, Кувейт и Катар, причем кувейтские доноры вызывают наибольшее беспокойство американских спецслужб. Так, замдиректора ЦРУ Дэвид Коэн назвал Кувейт «эпицентром фандрайзинга для террористических групп в Сирии».

    Иностранные боевики, примкнувшие к рядам ИГИЛ, привозят с собой наличные деньги, в том числе, собранные диаспорами в месте их проживания за границей. Манипулируя социальными сетями, представители ИГИЛ чаще всего прибегают к т. н. краудфандингу или «народному финансированию» - методу привлечения средств от большой группы людей путем сочетания современных технологий и маркетинга. Собранные деньги либо переводятся через отдельные счета в частных банках, либо перевозятся курьерами в виде наличных средств.

    Европа как одна из ключевых мишеней террористов

    В последние годы страны Евросоюза все чаще становятся мишенью террористов, присягнувших на верность ИГИЛ. Среди наиболее громких терактов последнего времени: атака на рождественском базаре в Шарлоттенбурге в Берлине 19 декабря, нападение на церковь в Нормандии во Франции 27 июля, теракт на Английской набережной во французской Ницце 14 июля, теракты в брюссельском аэропорту и метро 22 марта в 2016 году и теракты в Париже 13 ноября в 2015 году.

    Ответственность за теракты взяло на себя Исламское государство. Согласно докладу Европола от ноября 2016 года, Исламское государство расценивает реализованные теракты во Франции и Бельгии как весьма успешные и эффективные.

    В связи с этим, а также учитывая намерение и наличие возможностей со стороны ИГИЛ наносить новые удары, Европол считает высокой вероятность совершения очередных терактов на территории стран-членов ЕС. По прогнозам, атаки могут осуществляться как террористами-одиночками, так и организованными группами; по прямым инструкциям от ИГИЛ, либо террорист может действовать самостоятельно под влиянием пропаганды Исламского государства; нападения могут тщательно планироваться, либо осуществляться спонтанно.

    В докладе указывается, что, помимо Франции и Бельгии, атакам ИГИЛ подвержены все государства, входящие в международную коалицию по борьбе с терроризмом в Сирии. Кроме того, нападения могут быть совершены с целью скомпрометировать сирийских беженцев как группу. Наиболее вероятен сценарий с применением того же способа действий, что и раньше, включая выбор оружия, что связано с легкостью его изготовления, приобретения и использования при очевидной эффективности. Также, в случае поражения или серьезного ослабления ИГИЛ в Сирии и Ираке, высока вероятность увеличения числа вернувшихся иностранных боевиков в страны-члены ЕС или в другие зоны конфликта, в частности, в Ливию.

    Франция остается наиболее предпочтительной мишенью для террористов, в меньшей степени риску подвержены Бельгия, Германия, Нидерланды и Великобритания. Что касается Бельгии, ее уязвимость, в первую очередь, обусловлена демографической ситуацией. Так, Брюссель, столица Бельгии, стала местом средоточения радикализованных мусульман. При общем проценте мусульманского населения в стране в 6%, в Брюсселе этот показатель составляет 25%, а в районе Моленбек, где уровень безработицы среди иммигрантов достигает 30%, доля мусульман составляет 40%. Германия рассматривается как одна из мишеней для исламских боевиков из-за массового притока сирийских беженцев в страну.

    Выбор Франции как приоритетной цели обусловлен рядом факторов.

    Во-первых, Франция является символом западной культуры, где впервые были провозглашены принципы свободы, демократии, разделения государства и религии.

    Во-вторых, играет роль вовлечение страны во внутренние дела мусульманских государств, в частности, Алжира, Ирака, Ливана и Сирии, а также экономическое и военное вмешательство с целью защиты своих национальных интересов в Африке и Ближнем Востоке.

    В-третьих, ИГИЛ винит Францию за раздел Османской империи, в-четвертых, в стране существуют глубокие светские традиции, что, в частности, было выражено в запрете в 2010 году на ношение бурки в общественных местах. В-пятых, это высокий уровень социальной и экономической изоляции в отдельных городских районах с преимущественно мусульманским населением, которое превратились в благоприятную среду для вербовки террористов. В-шестых, это большое количество французских сторонников ИГИЛ, которые отправились воевать в Сирию и Ирак.

    В документе, подготовленном в рамках Программы развития ООН под названием «Основные причины радикализации в Европе и СНГ» рассматриваются наиболее распространенные способы радикализации индивидуумов. В первую очередь, это саморадикализация, которая происходит по двум причинам: либо в случае психического расстройства, либо при воздействии пропаганды, распространяемой через электронные средства коммуникации, так называемая неочевидная вербовка. Распространены случаи прямой вербовки членом или сторонником экстремистской организации при межличностном контакте в реальности или онлайн.

    Радикализация осуществляется в школах, управляемых или спонсируемых организациями или лицами, преследующими цель вовлечь молодежь в экстремистскую и террористическую деятельность. В документе отмечается, что рост числа таких школ связан с нехваткой спонсируемых государством программ, предоставляющих соответствующие образовательные программы. Вербовка проходит и в мечетях. Есть очевидные примеры, когда религиозные учреждения используются как прикрытие для политического экстремизма.

    Между тем, допросы арестованных по обвинению в терроризме показали, что лишь немногие из них были завербованы непосредственно в мечетях. Гораздо чаще вербовка как прямой контакт осуществлялись в таких общественных местах, как кафе или спортзал, либо в более закрытой среде, например, в тюрьмах. Однако стоит отметить, что вербовка представляет собой длительный процесс, который начинается с симпатии и доверия, в связи с чем, точно установить момент, когда индивидуум был завербован, не всегда представляется возможным.

    Распространение радикальных религиозных учений в странах-членах ЕС во многом спонсируется из-за рубежа, в первую очередь, из стран Персидского залива. Заметную роль здесь играет Саудовская Аравия. Поддержка оказывается как саудовским правительством и членами королевской семьи, так и благотворительными НКО и спонсируемыми Саудовской Аравией организациями, такими как Всемирная мусульманская лига (World Muslim League), Всемирная ассамблея исламской молодежи (World Assembly of Muslim Youth), Международная исламская благотворительная организация (International Islamic Relief Organization). Эти НКО спонсируют строительство религиозных учреждений и вкладывают средства в образовательные программы и распространение проповедей.

    Такая экспансионистская политика уже принесла свои плоды. В январе 2016 года, Томас Андрие директор по общественным свободам и правовым вопросам Министерства внутренних дел Франции, выступил с докладом в национальном Сенате. Он отметил, что 10% проектов по строительству и поддержанию деятельности мечетей в стране финансируются из-за рубежа.

    Поскольку большинство из этих проектов находятся на самофинансировании, в частности, через сбор денежных средств, возникают сложности с выявлением доноров, продвигающих таким образом радикальную идеологию. По приведенным данным, около ста мечетей во Франции находятся под влиянием салафитов. При этом г-н Андрие указал на рост числа практикующих мусульман, а также тех, кто придерживается мусульманских традиций в повседневной жизни, что представляет собой процесс параллельный секуляризации мигрантов.

    В настоящее время, европейские страны предпринимают ряд мер по противодействию роста радикализации мусульманского населения и в области борьбы с терроризмом. Так, оптимизируется работа национальных спецслужб. После парижских терактов бюджет бельгийской Государственной службы безопасности был увеличен на 20%, а в Германии было сформировано новое элитное спецподразделение BFE+, предназначенное для реагирования на новые угрозы, в том числе для ведения масштабных розыскных мероприятий.

    В конце январе 2016 года в рамках Европола был учрежден Европейский контртеррористический центр (ECTC) как единая платформа для обмена информацией. Новая структура призвана обрабатывать данные, касающиеся финансирования терроризма, пропаганды радикального экстремизма в Интернете и контрабанды оружия.

    Тем не менее, ECTC является лишь консультативным органом, тогда как одной из ключевых проблем функциональности европейской системы безопасности остается неудовлетворительный уровень обмена информацией, оперативное взаимодействие, необязательных характер многих форм взаимодействия. Стоит отметить, что выход Великобритании из Евросоюза также нанесет ощутимый урон общеевропейской безопасности, поскольку именно британские полиция и спецслужбы играли ведущую роль в создании программ по контртеррористической деятельности и обмену разведанными в рамках ЕС.

    10 лет назад, 6 марта 2006 года, президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О противодействии терроризму". Документ заменил федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 1998 года и был направлен не только на пресечение, но и на предупреждение терроризма во всех его формах и проявлениях. Чуть ранее в том же году была создана координационная межведомственная структура - Национальный антитеррористический комитет (НАК).

    Российский и зарубежный опыт антитеррористической деятельности показал, что борьба с терроризмом не может быть эффективной, если лишь реагировать на совершенные преступления. Надо активно формировать условия, при которых к минимуму должны быть сведены как сама возможность совершения террористического акта, так и его последствия

    Николай Патрушев

    В интервью "Российской газете" Патрушев определил главные отличия закона 2006 года от предыдущего:

    • Закон дает понимание, что противодействие терроризму - это не только деятельность спецслужб, а целый комплекс мер, реализация которых возлагается на многие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
    • Впервые прописан конкретный правовой механизм, позволяющий привлекать Вооруженные силы РФ для борьбы с терроризмом, в том числе и за пределами страны.
    • Четко установлена персональная ответственность должностных лиц за принятие решений, связанных с осуществлением мер по противодействию терроризму.

    Патрушев подчеркнул, что противодействие терроризму состоит из трех основных направлений: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация его последствий.

    В профилактике терроризма и ликвидации его последствий предстоит задействовать все органы власти и местного самоуправления, выявлять и ликвидировать источники, перекрывать каналы, по которым идет финансирование террористической деятельности. Очень важно формировать такие социально-экономические условия жизни, которые препятствовали бы созданию среды, обеспечивающей террористические организации людскими ресурсами. Не менее актуально формировать в обществе негативное отношение к террористическим актам

    Николай Патрушев

    директор ФСБ (1999-2008 гг.), интервью "Российской газете" от 21.03.2006

    Как менялось российское антитеррористическое законодательство и каким образом государство противостоит экстремистам сегодня – в материале ТАСС.

    Что предшествовало реформе

    Поводом для реформирования системы противодействия терроризму в России стал теракт в Беслане (Республика Северная Осетия - Алания), совершенный в начале сентября 2004 года. 16 сентября Путин подписал указ "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", согласно которому Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ и профильные министерства и ведомства должны были разработать новую концепцию антитеррористической безопасности в стране. Эта концепция и была отражена в нормативных актах, принятых в 2006 году.

    Трагедия Беслана

    1 сентября 2004 года боевики захватили более 1 тысячи учащихся школы №1, их родственников и учителей. 2 сентября после переговоров с экс-президентом Республики Ингушетии Русланом Аушевым бандиты отпустили 25 женщин и детей. 3 сентября в школе началась стрельба и взрывы, это вынудило начать штурм. Большинство заложников были освобождены, 335 человек погибли. Среди погибших 186 детей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ России, два сотрудника МЧС. Боевики были уничтожены, выжил лишь один - Нурпаши Кулаев (в 2006 году приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение из-за моратория на исполнение смертных приговоров). Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Шамиль Басаев (ликвидирован в 2006 году).

    Продолжение

    Среди терактов до Беслана:

    • В июне 1995 года чеченские боевики напали на город Буденновск Ставропольского края. Погибли 146 человек.
    • В ноябре 1996 года прогремел взрыв в девятиэтажном жилом доме в центре Каспийска, погибли 68 человек, среди них был 21 ребенок.
    • В марте 1999 года жертвами взрыва на городском рынке Владикавказа стали 53 человека.
    • В сентябре 1999 года были подорваны жилые дома в Москве и Буйнакске. В результате взрыва в Москве в ночь с 8 на 9 сентября по улице. Гурьянова погибли 94 человека; взрыв 13 сентября на Каширском шоссе унес жизни 121 человека. От взрыва в Буйнакске погибли 64 человека.
    • В октябре 2002 года в Москве 40 чеченских террористов захватили в заложники зрителей в театральном центре на Дубровке, где в это время шел мюзикл "Норд-Ост". С захватчиками более двух суток велись переговоры об освобождении заложников. 26 октября спецслужбы РФ взяли центр штурмом и освободили более 750 заложников, погибли 130 человек.

    Первый закон о борьбе с терроризмом

    "Борьба с террором в 1990-е годы шла по восходящей. Это политическое и криминальное одновременно явление трансформировалось в серьезную угрозу национальной безопасности. Все чаще фиксировались похищения людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация и т.д. Требовалось срочное переосмысление вставшей во весь рост проблемы, не только в правовой, но философской, этической, лингвистической, географической, технической, других ее ипостасях", - рассказал ТАСС по противодействию терроризму Николай Ковалев, занимавший в 1996-1998 годы пост директора ФСБ России.

    Отдельный закон "О борьбе с терроризмом" впервые появился в России в 1998 году, напомнил он. Информационной поддержкой законодателям, по словам Ковалева, стали антитеррористические правовые акты, уже принятые зарубежными государствами:

    • британский закон "О предупреждении терроризма" (1974, 1976 годы)
    • немецкий – "О борьбе с терроризмом" (1986 год)
    • французский – "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" (1986 год)
    • американский – "О борьбе с терроризмом и применении смертной казни" (1996 год).

    К моменту принятия антитеррористического закона Россия присоединилась к Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. и Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.

    В итоге в российском законе впервые подробно описывались такие понятия как терроризм, террористическая деятельность, террористическая акция, террорист, террористическая группа, террористическая организация, контртеррористическая операция, заложник и другие.

    В федеральном законе от 2006 года был учтен восьмилетний опыт противостояния терроризму и внутри государства, и на международной арене.

    Терроризм обозначили как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанную с устрашением населения и (или) с иными формами противоправных насильственных действий

    Николай Ковалев

    депутат Госдумы, спецпредставитель парламентской ассамблеи ОБСЕ

    Борьба с финансированием терроризма

    Комплексный подход антитеррористической политики подразумевает и экономические меры противодействия. Еще с августа 2001 года в России действует закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

    "Террористические группировки не способны эффективно функционировать без финансовой подпитки. Деньги нужны террористам для приобретения оружия, взрывчатых веществ, амуниции, питания, перемещения, проживания, организации террористических актов и т.д. Для добывания денежных средств террористы вступают либо в союз с организованной преступностью (наркотерроризм и пр.), либо сами добывают финансы криминальным путем. В любом варианте они становятся распорядителями "грязных" денег, поэтому, чтобы пустить их в легальный оборот, не привлекая внимания, террористы вынуждены заниматься их отмыванием", - ответил Ковалев на вопрос о необходимости принятия этого закона.

    Борьба с финансированием терроризма осуществляется в первую очередь Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ).

    "В основе деятельности финансовых разведчиков лежит принцип приоритетного использования банковских структур для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Так как именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов. ФСФМ поддерживает тесные контакты с риэлтерскими структурами, т.к. ощутимая часть преступных денег легализуется путем приобретения недвижимости", - объяснил парламентарий.

    Международный валютный фонд оценивает общий объем денежных средств, отмываемых во всем мире, в 2-5% от мирового валового национального продукта. По данным двадцатилетней давности, это составляло примерно от $590 млрд до $1,5 трлн. Не думаю, что названная сумма за прошедшие годы сократилась. Элементарный анализ перечня документов ООН, ШОС, СНГ, ОДКБ по проблемам борьбы с терроризмом и его финансированием свидетельствует о том, что острота проблемы возрастала год от года

    Николай Ковалев

    депутат Госдумы, спецпредставитель парламентской ассамблеи ОБСЕ

    Отдельный разговор - современные электронные платежные инструменты, к примеру, электронные кошельки или платежные терминалы.

    Ковалев напомнил об истории, произошедшей в Красноярском крае в 2013 году, когда исламистами в соцсетях собирались деньги якобы на помощь пострадавшим "сестрам по вере".

    "Для сбора средств террористы выложили в открытый доступ номер карты Сбербанка ("с нашего счета деньги будут перечисляться на счет "сестер", и будут отчеты"), мобильный телефон и номер "Яндекс-кошелька". В случае отсутствия денег предлагалось помочь "сестрам" продуктами или одеждой, для этого требовалось отправить личное сообщение исполнителю акции. В итоге террористам быстро удалось собрать свыше одного миллиона рублей. Причем деньги расходовались вовсе не на помощь вдовам, а на подкуп чиновников, занимающихся делами задержанных или осужденных террористов", - рассказал Ковалев.

    Для противодействия подобной практике в России с 2011 года действует федеральный закон "О национальной платежной системе".

    Ковалев признал, что выявлять правонарушителей непросто - "деньги переводятся в разные концы света моментально, а практика международных запросов, самой оперативной работы требуют соблюдения формальностей: языкового перевода, сбора доказательств и дополнительных материалов, что играет на руку махинаторам". Тем не менее, их все же регулярно задерживают, "о чем свидетельствует практика ФСБ России на местах".

    Международные союзы

    Для коллегиального противостояния финансированию терроризма заключаются международные союзы. В частности, Россия состоит в Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), поддерживает отношения с группой подразделений финансовых разведок "Эгмонт" и комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов.

    "Работа ФСФМ ведется с четким ориентиром на установки Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и других международных документов аналогичного толка, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией", - напомнил Ковалев. Среди ключевых документом он отмечает резолюцию Совета Безопасности ООН от 17 декабря 2015 года – документ обязывает государства бороться с источниками финансирования террористов посредством, в частности, замораживания активов.

    Обновление стратегии нацбезопасности

    31 декабря 2015 года Владимир Путин утвердил обновленную стратегию национальной безопасности РФ, в которой проблема терроризма ставится второй по значению среди основных угроз государственной и общественной безопасности.

    В документе прописаны пути противодействия распространению радикальной идеологии, ее пропаганды в средствах массовой информации. Подчеркивается значимость повышения защищенности от террористической угрозы критической инфраструктуры, личности, общества и государства в целом

    Николай Патрушев

    секретарь СБ РФ

    Новые полномочия ФСБ

    Накануне, 30 декабря 2015 года, также были подписаны поправки в закон о Федеральной службе безопасности, устанавливающие порядок применения оружия, спецсредств и физической силы сотрудниками ФСБ. В законе предусматривается право сотрудников спецслужб брать отпечатки пальцев при пересечении границы РФ у лиц, которые, по данным ведомства, могут быть завербованы для участия в террористической деятельности.

    По оценке Ковалева, новые полномочия ФСБ вполне отвечают мировым тенденциям в сфере борьбы с терроризмом и базируются на результатах практической деятельности, прежде всего, антитеррористических подразделений.

    "В ряде зарубежных государств, допустим, в Израиле, где террористические угрозы довлеют над обществом с момента обретения государственного суверенитета, акт терроризма приравнивается к военным действиям. Например, сразу, как только становится известно место жительства террориста, туда выдвигается бульдозер и бронемашина для уничтожения дома, в котором преступник проживал. Жилище террориста сравняют с землею сразу же, к исходу одного дня. Делается это для того, чтобы террористы, горячо любящие свой очаг, но бессердечно разрушающие очаги других людей, остались без крыши над головой, почувствовали себя в роли жертвы, ощутили, что и на них есть управа", - привел пример парламентарий.

    По его мнению, уточнение функций сотрудников органов безопасности по использованию различных спецсредств понятно и абсолютно оправдано.

    "Спецслужбы обоснованно прогнозируют продолжение скрытного "перетекания" боевиков ДАИШ (арабское название запрещенной в России террористической группировки ИГ – прим. ТАСС) из Сирии и Ближнего Востока в различные государства, в том числе, и в Россию с террористическими намерениями. - сказал депутат. - Поэтому подобные права это, кроме всего прочего, профилактический барьер для въезжающих в Россию граждан, могущих быть причастными к противоправной деятельности".

    Работа продолжается

    В конце 2015 года председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая сообщила о подготовке нового антитеррористического пакета законопроектов, который будет учитывать международную практику. Принимаемые депутатами инициативы "всегда проверяются временем", отметила парламентарий.

    Не намерены "закручивать гайки" и до бесконечности расширять полномочия спецслужб, подчеркнула председатель верней палаты российского парламента.

    Финансирование терроризма… В чем заключается проблема? Насколько она серьезна? По мнению аналитиков, для финансирования террористической операции требуется небольшой объем средств, по сравнению с объемом международных финансовых потоков и потоков нелегального капитала.

    При финансировании терроризма происходит слияние легальных и нелегальных средств. Террористы могут получать средства путем осуществления преступной деятельности, как это было в Испании(Мадрид). «Аль-Каида», к примеру, использует традиционные каналы для перемещения денежных средств («хавала ») в сочетании с современными технологиями.

    Какими нелегальными источниками обладают террористические ячейки? Их несколько. А именно:

      наркотики;

      алмазы, незаконно добываемые в зонах конфликтов;

      торговля «живым товаром», похищение людей;

      мошенничество с использованием кредитных карт и мобильных телефонов;

      производство поддельных товаров и фальшивых денег;

      вымогательство;

      нефтяные промыслы в Нигерии;

      коммерческие авиалинии на Ближнем Востоке

    Легальные источники финансирования объемлют следующие отрасли:

      благотворительная деятельность;

      поступления из Комитета поддержки Афганистана;

      пчеловодческие предприятия;

      импортно-экспортные операции;

      махинации с ценообразованием на импортируемую и экспортируемую продукцию;

      использование магазинов электронных товаров в качестве легального прикрытия отделений системы «хавала »;

      предоставление услуг за наличный расчет;

      доходы от такси, ресторанов;

      фермы по разведению страусов и суда для ловли креветок в Кении;

      лесозаготовки в Турции;

      банки, строительные фирмы, туристические агентства, игорные дома и т.д.

    Какими технологиями «спонсоры» терроризма пользуются для осуществления международных денежных переводов? В этом контексте речь может идти о переводах денежных средств по расчетным системам Аль-Таква/Аль-Баракат, по Интернету, через «банки-пустышки» из оффшорных зон, через сети электронных переводов малых предприятий, посредством системы «кибер-денег» и микропроцессорных карт, через корреспондентские счета и другие, более традиционные методы.

    Этот типовой перечень схем и каналов подпитки террористических организаций предполагает, что сообщество антитеррора найдет адекватные меры противодействия Мировому злу. Что в первую очередь следует совершить?

    Активизировать международное сотрудничество, провести согласование законодательства стран, создать и координировать деятельность служб финансовой разведки. Практиковать банковские расследования (например, банк «Риггс»), проводить аудит других финансовых систем.

    Наряду с соображениями общего порядка, о которых сказано выше, практика борьбы с финансированием терроризма показала, что найдены достаточно эффективные меры подавления «экономики» террора. В этом ряду: замораживание подозрительных банковских счетов; давление посредством Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ) в целях принятия национальных законов о борьбе с отмыванием денег; занесение в черные списки оффшорных зон, обеспечивающих возможности для отмывания денег и уклонения от уплаты налогов; отказ в установлении корреспондентских отношений с подозрительными банками; принятие антитеррористических законов, аналогичных закону «О Патриотизме» США (2001 г.). Наконец, не лишены смысла и такие акции, как ужесточение контроля за системой «хавала », повышение требований к банкам по мониторингу благонадежности клиентов, создание специальных оперативных структур, проведение расследований в крупнейших финансовых центрах.

    Казалось бы, при таком подходе материальные и финансовые ресурсы терроризма резко пошли на убыль, а вместе с ними и боевая активность ячеек. Но у достаточно разумных контрмер существуют объективные и субъективные препятствия. Речь идет о различиях в законодательстве, коррупции должностных лиц в третьих странах, позволяющей расти объему денежных переводов, и использование альтернативных расчетных систем для перемещения средств экстремистов.

    
    Top