Тактико технические характеристики ракеты кинжал. Авиационный ракетный комплекс «Кинжал

1960-х гг. в нашей стране и за рубежом были разработаны первые корабельные маловысотные зенитные ракетные комплексы — «Оса-М», «Си Сперроу», «Си Кет» и «Си Вульф», что заставило в очередной раз пересмотреть тактику действия морской авиации.
Ранее американцы, опираясь на подавляющее превосходство в надводных кораблях, почивали на лаврах своих побед в войне на Тихом океане и рассчитывали утопить корабли вероятного противника ударами самолетов с обычными, неуправляемыми средствами поражения.

К началу 1970-х гг. оснащение советского флота зенитным ракетным оружием, его быстрый количественный рост, выход для постоянного несения боевой службы в Средиземное море и другие районы Мирового океана заставили американцев рассматривать его как серьезного противника.Им пришлось оснастить самолеты управляемым ракетным и бомбовым вооружением, т.е. в определенной мере догонять уже ставшую ракетоносной советскую морскую авиацию. Этому способствовал и опыт шедшей в те годы войны во Вьетнаме, показавшей, что эффективное поражение даже стационарных малоразмерных объектов достижимо только с использованием управляемого вооружения. А корабли, мало того что движутся, но еще и энергично маневрируют под угрозой бомбового удара. Кроме возможности поражения цели одним-двумя боеприпасами, переход на управляемое вооружение обеспечивал хотя бы относительную безопасность его носителей. Пуск производился с удаления, превышающего дальность действительного огня не только зенитной артиллерии, но и ракетных комплексов самообороны.

Кроме того, также в режиме «гонки за Советами» за рубежом были созданы и корабельные крылатые ракеты, наиболее распространенными из которых стали «Экзосет» и «Гарпун». В отличие от советских аналогов, они характеризовались малыми габаритами и массой, что позволило постепенно оснастить ими чуть ли не все новые корабли США и их союзников, начиная с корветов и фрегатов.

В 1970-е гг. актуальнейшей задачей разработчиков зенитных ракетных средств стало создание ЗРК для уничтожения не столько самолетов, сколько управляемых средств поражения (высокоточного оружия). Как цели они обладали определенной спецификой по сравнению с пи-лотируемыми самолетами. Во-первых, эффективная поверхность рассеяния была снижена на один-два порядка по сравнению с самолетами за счет малоразмерности и чистоты внешних форм ракет. Во-вторых, отсутствие на борту летчика давало возможность пойти на больший риск и снизить высоту полета до нескольких метров над водной поверхностью. В-третьих, размещение на борту самолета-носителя нескольких управляемых средств поражения многократно увеличивало количество целей, одновременно атакующих корабль, по сравнению с непосредственным бомбово-штурмовым ударом самолетов.

В целом, управляемые средства поражения стали если не неуязвимыми, то, по крайней мере, крайне сложными целями для ранее разработанных комплексов, которые уже не могли с приемлемой вероятностью обеспечить защиту корабля.

Необходимость в аналогичном комплексе для защиты от высокоточного оружия осознали и Сухопутные войска. Как и при разработке «Осы» и «Осы-М», было признано целесообразным создать для обоих видов Вооруженных Сил максимально унифицированные комплексы с единой зенитной ракетой.

Постановлением партии и правительства от 4 февраля 1975 г. была задана разработка ЗРК «Тор» для Сухопутных войск и «Кинжал» для ВМФ. Головным разработчиком комплекса «Тор», как и ранее при создании «Осы», определили НИЭМИ (в дальнейшем — НПО «Антей»), а главным конструктором стал В.П. Ефремов. Однако НИЭМИ, предельно загруженный проводившейся в то же время сложнейшей работой по комплексу С-300В для Сухопутных войск, не стали привлекать к созданию корабельного комплекса самообороны. Это поручили организации, разработавшей почти все флотские ЗРК, — НИИ «Альтаир» (главный конструктор — С.А Фадеев). Единая ракета для обоих комплексов создавалась в ОКБ «Факел» (главный конструктор — П.Д. Грушин).

Новые комплексы сохранили ряд целесообразных решений, реализованных в ЗРК «Оса», — применение экономически выгодного радиокомандного наведения ракет, включение в состав обоих комплексов собственных радиолокационных средств разведки целей, использование на ракете хвостового оперения, проворачивающегося относительно продольной оси изделия. С другой стороны, потребовалось и внедрение новшеств. Задача отражения внезапных массированных налетов требовала обеспечения предельно малого времени реакции и высокой огневой производительности комплекса. Техническими средствами выполнения этих тактических требований стали многоканальность, достигаемая за счет применения фазированной антенной решетки (ФАР) в станции наведения, и вертикальный старт ракет. Реализация последнего не только исключила временные затраты на перезаряжание пусковой установки и ее разворот навстречу очередной подлетающей цели, но и позволяла избежать всех конструктивных сложностей, связанных с применением в комплексе «Оса-М» скрывающейся под палубу пусковой установки.

Твердотопливная ракета 9М330 была вы­полнена по схеме «утка» и состояла из пяти от­секов. Первый отсек представлял собой радиопрозрачный обтекатель из материала АГ-4В.

На переднем торце второго отсека, выполненного из сплава АМГ-6, закреплен передатчик радиовзрывателя, антенна которого расположена под обтекателем. В передней части отсека на единой плате смонтированы рули, блок из четырех рулевых машин с системой газораспределения, а позади них расположен блок источников горячего газа, состоящий из газогенератора и газоструйной системы склонения.

Третий отсек, также выполненной из АМГ-6, служит для размещения бортовой аппаратуры, элементы которой (автопилот, приемник радиовзывателя, блок радиоуправления, источник электропитания), механически связаны четырьмя продольными стрингерами в моноблок, прикрепленный винтами к обечайке отсека. Справа и слева по бортам отсека находятся приемные антенны радиовзрывателя, сверху и снизу — приемно-передающие антенны блока радиоуправления и радиовизирования. Далее в отсеке расположена осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом.

Четвертый отсек является двухрежимным твердотопливным двигателем, стартовая тяга которого примерно вчетверо превышает тягу на маршевом участке. Корпус двигателя выполнен из высокопрочной стали с раскатной обечайкой и штампованными днищами. На заднем днище организована посадочная поверхность под внутреннее кольцо подшипника пятого отсека.

Пятый (хвостовой) отсек представляет собой крыльевой блок с силовым шпангоутом и обечайкой из листового алюминия. Как и на ЗУР комплекса «Оса-М», консоли крыльев закреплены на подшипнике, что снижает возмущения от косой обдувки.

В ЗУР комплекса «Кинжал» применены складные консоли крыльев, которые после выхода из контейнера раскрываются заключенными в цилиндрические кожухи торсионами. В транспортном положении консоли складываются попарно навстречу друг другу. Пороховая катапульта находится снаружи корпуса ракеты.
Применение 9М330 выглядит следующим образом. При старте ракета выбрасывается катапультой вертикально вверх со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводятся в автопилот перед стартом, осуществляется до запуска двигателя ракеты за счет реактивной силы при истечении продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного в основании аэродинамического руля. При этом обеспечивается управление ракетой по всем трем каналам. Управляющее усилие изменяется пропорционально углу поворота аэродинамического руля. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем, перед включением твердотопливного двигателя, стабилизирует ее в направлении последующего полета.

Двигатель ракеты запускается на высоте 16-21 м от среза пускового устройства по команде, выдаваемой либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо при отклонении оси ракеты от вертикали на угол свыше 50°. В результате практически весь импульс тяги двигателя расходуется на придание ракете скорости в направление цели. Скорость ракеты достигает 700-850 м/с на удалении 1,5 км от старта. Процесс командного наведения начинается с дальности 250 м. Ракета способна отрабатывать маневры с перегрузками до 30 единиц и поражает цели, маневрирующие с перегрузками до 12 единиц. В связи с широким диапазоном линейных размеров возможных целей (от 3-4 до 20-30 м) и параметров их движения (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости на дальности до 12 км) для оптимального их накрытия осколками боевой части со станции наведения на борт ракеты выдается значение временной задержки подрыва боевой части по отношению к моменту срабатывания радиовзрывателя. В результате достигается поражение самолетов в центр фюзеляжа, элементов высокоточного оружия — в район размещения системы управления и боевой части. На малых высотах обеспечивается селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиовзрывателя только от цели.

Стартовая масса ракеты 9М330 составляет 165 кг (из которых около 15 кг приходятся на боевую часть); ее длина — 2,9 м, диаметр корпуса – 235 мм, размах крыла — 0,65 м.

Корабельная многофункциональная система управления включает станцию наведения ракет ЗР-95 и систему обнаружения воздушных целей. Последняя разработана НИИ «Квант» под руководством В.И.Грузя на базе созданной этой организацией общекорабельной РЛС кругового обзора «Позитив» . Система позволяет обнаруживать цели на дальностях до 45 км. Антенный пост включает две противоположно направленные решетчатые параболические антенны, расположенные сверху корпуса антенного основания. Обеспечивается круговое вращение антенного поста станции наведения.

Сферический корпус антенного основания стабилизирован для компенсации бортовой и килевой качки корабля. По боковым сторонам корпуса расположены прямоугольные контейнеры с аппаратурой передатчика и приемника, для жесткости связанные ферменной конструкцией. Перед контейнерами размещается аппаратура телевизионно-оптических визиров, примененных в качестве дублирующего средства слежения за целями. Спереди корпуса закреплены фазированная антенная решетка, антенны захвата ракет и узкого луча. Корпус фазированной антенной решетки изготовлен по прогрессивной технологи с использованием прессованных и штампованных деталей из пластмасс. Конструкция привода обеспечивает ограниченное вращение антенного основания в достаточно широком диапазоне курсовых углов.

Комплекс может обстреливать до четырех целей в секторе 60×60°, одновременно наводя на них до восьми ракет, в том числе до трех ракет на одну цель. Время реакции составляет от 8 до 24 с. Радиоэлектронные средства комплекса обеспечивают управление огнем 30-мм зенитных артиллерийских автоматов АК-630. Боевые возможности «Кинжала» в 5-6 раз превышают соответствующие показатели «Осы-М».

Применение двухпроцессорного цифрового вычислительного комплекса обеспечивает высокую степень автоматизации боевой работы. Выбор наиболее опасной цели для первоочередного обстрела может производиться как автоматически, так и по команде оператора.

Подпалубная пусковая установка ЗС-95, разработанная в КБ «Старт» под руководством А.И. Яскина, включает несколько модулей, каждый из которых представляет собой барабан с восемью транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК). Крышка пусковой установки может вращаться относительно вертикальной оси барабана. Пуск ракеты производится после поворота крышки пусковой установки и подвода имеющегося в ней люка к ТПК с предназначенной к старту ракетой. Интервал пуска не превышает 3 с. С учетом относительно небольших габаритов комплекса такое решение представляется излишне сложным по сравнению с реализованным позднее на зарубежных флотах пуском ЗУР из контейнеров, размещаемых в более простых пусковых установках ячеистого типа.

Первоначально предусматривалось создание ЗРК «Кинжал» с массогабаритными характеристиками, не превышающими реализованные в «Осе-М». Более того, конструкторам предстояло добиться возможности установки комплекса вместо «Осы-М» на ранее построенные корабли в процессе модернизационного ремонта. Однако более приоритетной задачей сочли выполнение заданных боевых тактикотехнических характеристик. Массогабаритные показатели росли, поэтому преемственность зенитных ракетных комплексов «по посадочным местам» обеспечить не удалось.

Само по себе это было не столь существенно. При крайне слабой судоремонтной базе флота и нежелании как военных, так и промышленности отвлекать на ремонтные работы судостроительные заводы за счет сокращения числа построенных новых кораблей возможность радикальной модернизации уже послуживших Родине боевых единиц носила скорее абстрактный характер.

Более серьезные последствия «разрастания» «Кинжала» выразились в невозможности его размещения на малых кораблях, хотя формально он мог устанавливаться на кораблях водоизмещением более 800 т. В результате, даже на таком новаторском корабле, как спроектированном в ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор — П.В. Ельский, затем — В.И. Корольков) ракетоносце на воздушной подушке со скегами пр. 1239, пришлось установить все ту же «Осу-МА». В конечном счете, на смену «Осе-М» в качестве основного средства защиты малых кораблей пришел зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Кортик», а не «Кинжал».

Разработка «Тора» и «Кинжала» шла со значительным отставанием от первоначально установленных сроков. Как правило, раньше сухопутный вариант опережал корабельный, как бы прокладывая ему дорогу. Однако при создании автономного самоходного комплекса «Тор» выявились серьезные проблемы, связанные с отработкой боевой машины. В результате совместные летные испытания «Тора» на Эмбенском полигоне начались даже позднее, чем «Кинжала» на Черном море — в декабре 1983 г., но завершились уже в декабре следующего года. На вооружение сухопутный ЗРК был принят постановлением от 19 марта 1986 г., почти натри года раньше корабельного.

Задержка с разработкой сухопутного комплекса была малоприятным обстоятельством, но ее последствия ограничились соответствующей корректировкой производственной программы.

Заводы вместо «Тора» еще несколько лет выпускали пусть менее совершенную, но достаточно эффективную «Осу».

На море сложилась куда более пикантная ситуация. С конца 1980 г. в строй ВМФ ежегодно вступали один-два больших противолодочных корабля пр. 1155, единственным зенитным ракетным вооружением которых должна была стать пара ЗРК «Кинжал» с общим боекомплектом в 64 ракеты. Задержка с его разработкой привела к тому, что на протяжении более чем пяти лет эти крупные корабли оставались почти беззащитными от ударов с воздуха: к концу XX в. артиллерия уже не могла обеспечить их прикрытие от воздействия авиации. Более того, явное отсутствие станций наведения на предназначенных для них местах как бы призывало пилотов противника побыстрей и практически без какого-либо риска для себя отправить наши корабли на дно.

Правда, на первых порах натовские эксперты не разобрались в столь скандальной ситуации и предались буйству фантазии, рассуждая в печати о наличии на наших новых кораблях каких-то сверхперспективных, внешне незаметных средств наведения зенитных ракет. Так или иначе, головному кораблю пр. 1155 — БПК «Удалой» — пришлось почти десятилетие дожидаться принятия «Кинжала» на вооружение (после вступления в строй в 1980 г.).

Из-за задержки с разработкой ЗРК на протяжении двух лет не мог использоваться по назначению и малый противолодочный корабль МПК-104 (строительный номер 721), построенный по проекту 1124К специально для испытания «Кинжала». От своего прототипа — корабля пр. 1124М — он отличался не только естественным отсутствием средств штатного ЗРК «Оса-М». Слишком большие веса и, что несколько важнее, высокое расположение многофункциональной станции наведения комплекса «Кинжал» не позволили установить на нем артиллерийское вооружение и все штатные РЛС, что, впрочем, было не так принципиально для опытового корабля. Формальное вступление в строй состоялось в октябре 1980 г., при этом корабль был укомплектован только пусковой установкой с тремя модулями, но станция наведения еще не была поставлена на Черное море. В дальнейшем на МПК-104 смонтировали один из двух изготовленных в 1979 г. опытных образцов комплекса. Испытания ЗРК велись с 1982 по 1986 г. и проходили далеко не гладко. Система не была достаточно отлажена в наземных условиях — на стендах НИИ «Алтаир» и на его испытательной базе «Большая Волга». Доводка шла в основном на корабле, в не вполне благоприятных для ее проведения условиях.

Однажды в ходе стрельб не включился двигатель выброшенный катапультой ракеты, которая упала на палубу и развалилась на две части. Что касается одной половины изделия, то, как говорилось, «она утонула». А вот вторая часть, при всем смирном ее поведении, вызвала вполне обоснованные опасения. После этого случая пришлось пересмотреть основные технические решения по запуску двигателя, что повысило надежность этого процесса. В другой раз в силу «человеческого фактора» (из-за несогласованных действий личного состава и представителей промышленности) произошел несанкционированный пуск ЗУР. Один из разработчиков, находившийся рядом с пусковой установкой, едва успел укрыться от струи двигателя ракеты.

Незадолго до завершения испытаний весной 1986 г. весьма эффектно были сбиты все четыре использовавшиеся в качестве мишеней ракеты П-35, запущенные залпом берегового комплекса. Однако только в 1989 г. комплекс «Кинжал» официально приняли на вооружение.

ЗРК «Кинжал» обеспечивал поражение целей, летящих со скоростями до 700 м/с в диапазоне высот от 10 до 6000 м на дальностях от 1,5 до 12 км.

Основными носителями комплекса должны были стать большие противолодочные корабли пр. 1155. Первоначально этот корабль задумывался как развитие сторожевика пр. 1135, но к моменту закладки превратился в БПК вдвое большего водоизмещения. Предполагалось, что корабли пр. 1155 будут решать противолодочные задачи совместно с эсминцами пр.956, оснащенными мощным ударным и зенитным ракетным вооружением — комплексами «Москит» и ЗРК средней дальности «Ураган». Поэтому с учетом ограничений по водоизмещению, обусловленных возможностями заводов, БПК пр. 1155 решили оснастить только комплексами самообороны «Кинжал». На каждом корабле устанавливалось по два ЗРК с общим боекомплектом 64 ракеты 9М330 и двумя станциями наведения ракет ЗР-95.

Головные корабли на «Заводе им. Жданова» и калининградском заводе «Янтарь» были заложены в 1977 г. и вступили в строй практически одновременно — в последние дни 1980 г. Так как разработка комплекса «Кинжал» основательно задержалась, принятие кораблей флотом носило более чем условный характер. Несколько кораблей, вплоть до пятого в серии, сдавались без станций наведения ракет.

Всего на «Заводе им. Жданова» по осень 1988 г. под заводскими номерами с 731 по 734 были построены четыре корабля: «Вице-адмирал Кулаков», «Маршал Василевский», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Левченко».

На калининградском заводе «Янтарь» до конца 1991 г. под заводскими номерами с 111 по 117 построили восемь БПК: «Удалой», «Адмирал Захаров», «Адмирал Спиридонов», «Маршал Шапошников», «Симферополь», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Пантелеев».

За годы службы БПК пр. 1155 в целом хорошо зарекомендовали себя как надежные и эффективные корабли. Показательно то, что в сложный период 1990-2000-х гг. из 11 построенных БПК были списаны только три первых корабля постройки калининградского завода и «Маршал Василевский», а большая часть кораблей пр. 1155 входит в состав флота. При этом «Удалой», «Маршал Василевский» и «Вице-адмирал Кулаков» так и не получили комплекс «Кинжал».

Помимо 12 больших противолодочных кораблей пр. 1155 и одного усовершенствованного, построенного по пр. 11551 — «Адмирал Чабаненко», по четыре комплекса «Кинжал» с 192 ракетами было установлено на тяжелом авианесущем крейсере пр. 11434 «Баку» (с 1990 г. — «Адмирал флота Советского Союза Горшков») и на единственном авианосце нашего флота пр.11435, сменившем немало названий и ныне именуемом «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Ко времени проектирования этих кораблей среди моряков и кораблестроителей утвердилось здравое понимание того, что корабли данного класса должны нести только оружие самообороны, а задачи воздушного прикрытия на дальних подступах должны решаться ЗРК, установленными на кораблях охранения. Два комплекса «Кинжал» с восемью пусковыми модулями на 64 ракеты предполагалось установить в качестве вспомогательного «зенитного калибра» на атомном тяжелом ракетном крейсере пр. 11442 «Петр Великий», но фактически корабль был оборудован всего одним антенным постом.

По одному ЗРК «Кинжал» с боекомплектом 32 ракеты было размещено на кораблях пр. 11540 «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», официально отнесенным к сторожевым кораблям, но по водоизмещению и размерениям примерно соответствующим БПК пр.61, массово строившимся в 1960-е гг.

Таким образом, не считая опытового МПК-104, на 17 кораблях нашего флота было установлено всего 36 зенитных ракетных комплексов «Кинжал» (1324 ракеты).

С 1993 г. экспортная модификация комплекса «Кинжал» под наименованием «Клинок» неоднократно демонстрировалась на различных международных выставках и салонах, однако сведений о его поставках за рубеж не имеется.

Тем не менее ЗРК «Кинжал» стал одним из совершеннейших образцов отечественного ракетного оружия, наиболее полно отвечающим современным условиям противовоздушного боя на море. Относительно небольшая дальность поражения не является его существенным недостатком.

Маловысотные цели, в первую очередь — управляемые средства поражения, так или иначе будут обнаруживаться на малом удалении. Как свидетельствует опыт локальных войн, их носители, по-видимому, будут лишь на крайне непродолжительный промежуток времени взмывать над радиогоризонтом для уточнения местонахождения атакуемого ими корабля и пуска своих ракет. Поэтому поражение самолетов-носителей зенитными комплексами большей дальности представляется маловероятным. Но рано или поздно, запущенные самолетами ракеты приблизятся к объекту атаки. И вот здесь в полной мере должны проявиться все достоинства одного из самых совершенных отечественных зенитных комплексов «Кинжал» — малое время реакции, высокая огневая производительность, многоканальность, эффективное действие боевой части при адаптивном режиме применения по целям различных классов.

В.Коровин, Р.Ангельский

по материалам журнала «Техника и вооружение» № 5 2014 г.

Боевой модуль комплекса «М-Тор» на корабле класса «фрегат» (исполнение КЗРК для Военно-Морского флота России)

Всем нам хорошо известна давняя и весьма успешная традиция советских оборонных конструкторских бюро, заключающаяся в разработке корабельных модификаций зенитно-ракетных и зенитно-артиллерийских комплексов, практически полностью унифицированных с их наземными вариантами по ЗУР-перехватчикам, а в некоторых случаях и по многофункциональным РЛС управления огнём. Так, к примеру, корабельный зенитно-ракетный комплекс дальнего радиуса действия С-300Ф «Форт» отличается от наземного ЗРДН С-300ПС круглой конструкцией ПФАР и пониженной пропускной способностью морской МРЛС 3Р41 «Волна» (3 одновременно «захватываемых» цели против 6 целей для сухопутного РПН 30Н6Е), а также модернизированной ЗУР 5В55РМ, которая в отличие о версии 5В55Р имеет на борту специализированные модули радиосвязи с транспортно-пусковыми контейнерами ВПУ Б-204А. По аналогичному принципу были созданы зенитные ракетно-артиллерийские комплексы (ЗРАК) «Кортик», «Панцирь-М» и ЗРК самообороны «Оса-М», «Кинжал», «Гибка» которые получили полную унификацию по ракетам с войсковыми комплексами «Оса», «Тунгусска», «Панцирь-С1», «Оса» и «Тор-М1» и «Игла-С».

Можно уверенно сказать, что это решило все вопросы с взаимозаменяемостью между флотскими и войсковыми арсеналами зенитных управляемых ракет вышеречисленных комплексов. При этом, совокупность этих ЗРК в плотно держащейся корабельной или авианосной ударной группировке позволяет создавать мощную эшелонированную систему ПВО-ПРО, когда, к примеру, на дальнем рубеже цели перехватываются «Фортом» с ракетного крейсера ПВО «Москва», на среднем - «Штилем-1» с СК пр. 11356 «Адмирал Григорович», а на ближнем - зенитно-артиллерийскими комплексами АК-630М и ЗРК «Оса-М» и «Гибка» (на примере КУГ Черноморского флота). Но судя по последним , не всё в возведении корабельной ПВО XXI века идёт так гладко, как хотелось бы.

Так, 26 сентября 2016 года, пришли две очень важные новости от генерального директора АО «Ижевский электромеханический завод ’’Купол’’» Фанила Зиятдинова, которые можно отнести к разряду «хорошая и плохая». Хорошая заключается в том, что входящий в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» завод «Купол» начинает программу по обновлению аппаратной и программной базы зенитно-ракетных самоходных комплексов семейства «Тор-М2/2КМ» для реализации возможности перехвата малоразмерных гиперзвуковых элементов высокоточного . Семейство «Тор-М2» может стать первым мобильным ЗРК, способным сбивать цели со скоростями до 1500 м/с, что ранее было доступно только таким системам, как С-300ПС. Войсковая ПВО будет наделена ещё большими противоракетными качествами полноценной ВКО (также известно, что ПВО Сухопутных войск получит «Бук-М3» с диапазоном скоростей целей до 3000 м/с). Вторая новость от гендиректора «Купола» вызывает очень противоречивые мнения, и относится скорее к плохим.

Отмечается, что разрабатывается новая корабельная модификация ЗРК «Тор-М2КМ» «М-Тор», которая постепенно заменит на различных классах боевых кораблей ЗРАК «Кортик» и ЗРК «Кинжал». Подобную информацию, 2 февраля 2014 года, уже сообщал пресс-секретарь генерального директора «Алмаз-Антей» Юрий Байков. Новые боевые модули (БМ) и пусковые установки начнут поставляться во флот примерно с 2018-го года. Что это значит?

С таких НК, как сторожевые корабли пр. 11540 «Ястреб» («Неустрашимый»), а также большие противолодочные корабли пр. 1155/1155.1 «Удалой/Удалой-II» будут демонтированы боевые модули 3С87-1 ЗРАК «Кортик-М», а также ЗРК «Кинжал», включая свосьмирённые револьверные вертикальные пусковые установки 4С95 и антенные посты многофункциональных радиолокаторов подсвета К-12-1. А вместо них, на специальных постаментах, будут установлены автономные боевые модули управления онём с РПН 9А331МК-1, а также определённое количество счетверённых зенитно-ракетных модулей 9М334Д с ЗУР 9М331Д, зависящее от водоизмещения корабля. Нет сомнений в том, что процесс переоборудования кораблей модульными ЗРК «М-Тор» в разы менее трудоёмкий и затратный, нежели установка глубоко интегрированных в конструкцию «Кинжалов», но трудно себе представить уровень боевого потенциала обновлённых таким образом боевых кораблей, а тем более, после снятия «Кортиков-М». Последует неминуемое снижение противоракетного потенциала кораблей, обусловленное нерациональным расположением антенного поста «М-Тор» относительно мешающих обзору надстроек и отсутствием защиты «мёртвой зоны», которая обычно осуществлялась ЗРАК «Кортик-М».

Начнём с вопроса нерационального расположения автономного боевого модуля (АБМ) 9А331МК-1, а, соответственно, и РЛС управления комплексом «М-Тор». На предоставленных в сети эскизах и графических изображениях можно увидеть боевой корабль класса «фрегат», у которого на месте носовой артиллерийской установки находится один автономный модуль АБМ 9А331МК-1, а по бокам от него - 4 вертикальные встроенные пусковые установки на 16 ЗУР, собранные в 2 зенитно-ракетных модуля ЗРМ 9М334Д (8 ракет в каждом). По поводу пусковых установок нет абсолютно никаких вопросов, поскольку вертикальный «холодный» пуск зенитных ракет 9М331, как и в ранних револьверных ВПУ, обеспечивает всеракурсную стрельбу по воздушным целям вне зависимости от места расположения на палубе корабля, чего не скажешь о расположении АБМ. Его нахождение в носовой части фрегата выражено большими ограничениями по сектору работы многофункционального радиолокатора в задней полусфере корабля. Весь обзор главному стрельбовому радару «М-Тора» перекрывается архитектурой надстройки корабля и мачтовыми устройствами, из-за чего около 20 градусов азимута задней полусферы корабля по курсовому направлению остаются абсолютно незащищёнными перед ударом даже одной высокоскоростной и интенсивно маневрирующей противокорабельной ракеты.

Это к тому, что на кораблях водоизмещения класса «фрегат», по всей видимости, не будет заднего автономного боевого модуля 9А331МК-1 со второй «стрельбовой» РЛС для работы по целям, атакующим корабль сзади, поскольку, во-первых, необходимо дополнительное место для установки артиллерийской установки, во-вторых,- пустые участки надстройки также обычно заняты РЛС обнаружения надводных целей в пределах радиогоризонта, а также радиолокаторами управления огнём артиллерии и ПКРК. Антенные посты К-12-1 комплекса «Кинжал» имеют наиболее оптимальное расположение на верхних участках настроек, за счёт чего радиогоризонт в плане обнаружения приближающихся противокорабельных ракет отодвигается ещё на 4-5 км. Без ЗРАК прикрытия типа «Кортик», которые оберегают ближний воздушный рубеж корабля, новый «М-Тор» не сможет отбить «звёздный налёт» нескольких десятков ПКР, часть из которых сможет прорваться в 1,5-километровую «мёртвую зону» комплекса, а поэтому и демонтировать их - решение совершенно неправильное. Если подобную «модернизацию» провести на «Петре Великом» и «Адмирале Кузнецове», - получим 2 флагмана с отсутствующим нижним эшелоном ПРО, который в итоге может стать решающим.

Гораздо более верным решением может быть замена «Кортиков» на более совершенные зенитно-артиллерийские комплексы «Панцирь-М», с последующей модернизацией последних для расширения скоростного диапазона перехватываемых целей, посколько даже глубоко модернизированные «М-Торы», способные перехватывать гиперзвуковые цели, будут иметь «мёртвую зону» протяжённостью около 800 - 1000 м от корабля-носителя. Также, очень интересным вариантом могла бы стать модернизация радиолокационных элементов состоящего на вооружении корабельного ЗРК «Кинжал» при сохранении револьверных ПУ 4С95.

Она заключается в разработке перспективной 4-хсторонней многофункциональной РЛС наведения на основе активных или пассивных ФАР, которые могут устанавливаться в 4-х поворотных антенных постах, расположенных на верхних углах надстройки боевого корабля для обеспечения наиболее продуктивного обзора воздушного пространства. Каждый антенный пост должен иметь конструктивную возможность поворота на +/- 90 градусов в азимутальной плоскости: в итоге это позволит одновременно 3 антенным решёткам сопровождать и захватывать большое количество целей на небольшом участке воздушного пространства. Как вы знаете, все существующие МРЛС, включая «Полимент» и AN/SPY-1A/D, имеют неподвижные полотна ФАР на каждой грани надстройки, из-за чего только 2 из них могут работать по одному ракетоопасному направлению, что снижает общую производительность корабельного ЗРК. Версия же с подвижными радиолокаторами в корне изменила бы ситуацию. Исходя из модульной концепции комплекса «М-Тор», такую модернизацию возможно провести размещением четырёх автономных боевых модулей 9А331МК-1 на углах надстройки, но всё дело в том, что они являются достаточно крупными для кораблей водоизмещением до 6000 тонн, а поэтому потребуется разработка небольшого антенного поста.

Корабельный ЗРК «Кинжал», а также зенитно-ракетные 9М331МКМ «Тор-М2КМ» являются 4-хканальными, а поэтому, к примеру, у любой конфигурации морского «Тора» с четырьмя многофункциональными РЛС число обстреливаемых целей составит 16 единиц, от 12 до 18 из которых могут быть одновременно обстреляны на одном направлении. На авиасалоне МАКС-2013 корпорация «Тактическое ракетное вооружение» представила новую ЗУР для комплексов семейства «Тор-М2» - 9М338 (Р3В-МД). Данная ракета-перехватчик, в отличие от ракет 9М331 и 9М331Д, обладает на в 1,2 раза большей максимальной скоростью (1000 м/с), дальностью - 16 км (у предыдущих версий 12-15 км), лучшими маневренными качествами, а также более совершенным БРЭО радикомандной системы управления. Аэродинамическая конструкция и геометрические размеры 9М338 претерпели значительные изменения: от схемы «утка» специалисты КБ «Вымпел» пришли к нормальной аэродинамической схеме с хвостовым расположением аэродинамических рулей и стабилизаторов.

Важнейшим достоинством этой ракеты являются значительно меньше габариты при сложенных плоскостях, что позволило примерно на 35% уменьшить поперечный размер нового цилиндрического транспортно-пускового контейнера 9М338К по сравнению с модульными квадратными ТПК 9Я281 комплекса «Тор-М1». Благодаря этому планируется почти в 2 раза увеличить общий боекомплект ракет в пусковых модулях всех последних модификаций ЗРК «Тор-М2». Меньшего, «упакованного» в ТПК, размаха рулей и стабилизаторов удалось добиться не только методом уменьшения их размера, но и размещением складного механизма: если у 9М331 складной механизм находился в середине плоскостей, то у 9М338 он расположен в корневой части.

Кроме того, по заявлениям заместителя гендиректора «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Сергея Друзина, комментировавшего ранее учебные перехваты элементов ВТО условного противника, РЗВ-МД продемонстрировала высочайшую точность: из пяти уничтоженных зенитными управляемыми ракетами 9М338 целей, три было поражено прямым попаданием (кинетическим перехватом,- «hit-to-kill»). Как известно, обычное радиокомандное управление может лишь в редких случаях обеспечить прямое попадание «ракеты в ракету», для этого необходима либо активная, либо полуактивная радиолокационная головка самонаведения, также может использоваться метод радиокоррекции от оптико-электронного ТВ/ИК-визира, установленного на БМ семейства «Тор». Ракета 9М338, как известно, обладает лишь последним, а поэтому своей высокой точностью комплекс обязан также РЛС наведения с малоэлементной ФАР, работающей в сантиметровом Х-диапазоне с шириной луча не более 1 градуса. Ещё первые модификации ЗУР 9М331 обладали значительным объёмом отсека для радиовзрывателя, позднее же уже на 9М338 может быть размещена и компактная высокоэнергетическая АРГСН, способная прямым попаданием уничтожать гиперзвуковые цели даже при самом сильном радиоэлектронном противодействии со стороны противника.
Не исключается, что дальнейшие работы «Алмаз-Антея» над модернизацией «Тор-М2КМ» и «М-Тор» в плане разработки новых методов самонаведения (включая активное радиолокационное) приведут к появлению более многоканальных морского и войскового вариантов, способных одновременно перехватывать 6 и более воздушных целей. А на текущий момент говорить о полной замене боевыми модулями «М-Тора» универсальных и уникальных по боевым качествам зенитно-артиллерийских «Кортиков» и оптимизированных для всеракурсного перехвата «Кинжалов», отлично зарекомендовавших себя за пару десятилетий применения, очень рано.

«ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ» ДЛЯ ЗЕНИТНО-РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ 9К33М3 «ОСА-АКМ»: ДОТЯНУТЬСЯ ДО «СТИЛЕТА»

При всей интенсивности модернизационных работ по проектам перспективных корабельных и сухопутных версий зенитно-ракетных комплексов семейства «Тор-М2У», завод «Купол» не забывает и о более ранних войсковых зенитно-ракетных самоходных комплексах малой дальности семейства «Оса». Несмотря на то, что для отражения ударов современных малозаметных средств воздушного нападения одноканальные ЗРСК «Оса-АК/АКМ» практически непригодны, их модернизационный потенциал по-прежнему остаётся на достаточно высоком уровне, что привело к разработке различных передовых концептов «Осы» российскими, белорусскими и польскими конструкторскими бюро. В своём заявлении для средств массовой информации, Ф. Зиятдинов отметил проведение модернизации ЗРСК «Оса-АКМ» до уровня «Оса-АКМ1», что позволит продлить их эксплуатационный ресурс ещё на 15 лет.

Самоходному войсковому ЗРК 9К33 «Оса» 4 октября 2016 года исполняется ровно 45 лет со дня принятия на вооружение Сухопутных войск СССР, и за этот «горячий» и сложный, с геостратегической точки зрения, период времени комплексу не раз приходилось доказывать высокий технический уровень и престиж изделий российской оборонки во многочисленных военных конфликтах на Ближнем Востоке, в Африке, а также в Ираке. Боевое крещение первых комплексов «Оса» прошло в «Первой ливанской войне», где было сбито несколько ударных истребителей «Хель Хаавир» (ВВС Израиля), причём невероятный страх у израильских пилотов вызывало впервые применяемое на самоходных средствах ПВО оптико-локационное наведение с помощью пассивных телевизионно-оптических визиров, из-за чего система предупреждения об облучении у «Фантомов» часто молчала, и готовиться к противозенитному манёвру можно было только после обнаружения дымовой полоски от ТРД стартующей зенитной ракеты 9М33, зачастую в этот момент самолёт был уже обречён.

В дальнейшем, поставляемые для ПВО Ирака ЗРК 9К33М2 «Оса-АК», во время начала массированного ракетно-авиационного удара ВМС США перед проведением операции «Буря в пустыне», смогли перехватить несколько стратегических крылатых ракет «Томагавк». Эта модификация была разработана на базе комплекса «Оса» ещё в 1975 году, и даже она подтвердила способности прикрытия войск и стратегических объектов от одиночных ударов современного высокоточного оружия. Сейчас несколько трофейных комплексов «Оса-АК», захваченных в ходе боёв у украинских военных формирований, сформировали основу среднего рубежа ПВО Донецкой и Луганской Народных Республик. В Новороссии они прикрывают крупнейшие транспортные развязки, машиностроительные и коксохимические предприятия, а также военные склады ВСН в Донецко-Макеевской агломерации от ударов штурмовиков Су-25 ВВС Украины.

Польская модификация «Осы-АК» - SA-8 «Sting», на первый взгляд, является лицензионным аналогом российского комплекса, но видимо имеет усовершенствованное индикационное оборудование автоматизированных рабочих мест боевого расчёта, основанное на ЖК МФИ, а также радиостанцию для обмена тактической информацией с другими БМ 9А33БМ «Оса-АК» на уровне батареи и получения информации о воздушной обстановке от РЛС-ДРЛО и радиолокационных обнаружителей дальнобойных ЗРК типа С-300ПС, «Бук-М1/2». Облик радиолокационных станций обнаружения и сопровождения, а также ракетной части остался прежним. О «начинке» SA-8 «Sting» практически ничего неизвестно, поскольку для СМИ и любителей данная информация не разглашалась. Очевидно, что обновление осуществлялось примерно по той же схеме, что и при разработке российской версии «Оса-АКМ».

Модернизация ЗРК «Оса-АКМ» до уровня «Оса-АКМ1» на заводе «Купол» заключается уже не просто в интеграции сетецентрического оборудования обмена данными с другими юнитами ПВО и установке многофункциональных жидкокристаллических индикаторов для отображения данных с РЛО и РЛС наведения, но и в полной оцифровке всей элементной базы в трактах передатчика и приёмника радиолокационного сигнала, а также в преобразователе телевизионно-оптического изображения для пассивной работы зенитно-ракетного комплекса. Фанил Зиятдинов отметил, что помехозащищённость «Осы-АКМ1» будет значительно выше, чем у предыдущей модификации. После обновления «АКМ1» сохранит уверенную конкурентоспособность на африканском и азиатском рынках вооружения. В каком же векторе будет двигаться усовершенствование одних из самых известных войсковых самоходных зенитно-ракетных комплексов?

В качестве примера наиболее продвинутых версий ЗРСК «Оса-АКМ» можно рассматривать проекты белорусского научно-производственного предприятия «Тетраэдр», которое также известно модернизацией ЗРК с инфракрасной системой наведения «Стрела-10М2» до уровня «Стрела-10Т», а также С-125 «Печора» до уровня С-125-2ТМ «Печора-2ТМ». К этим проектам относится промежуточная модификация «Осы» - 9К33-1Т «Оса-1Т», а также наиболее совершенная версия Т38 «Стилет». По аппаратной части эти комплексы почти не различаются, главные различия наблюдаются по ракетной части.
ЗРК «Оса-1Т», являющийся глубокой модернизацией комплекса «Оса-АК», получил совершенно новое трёхосное шасси МЗКТ-69222 повышенной проходимости с 420-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-7513.10, на аналогичной ходовой части базируется зенитно-ракетный самоходный комплекс «Тор-М2Э». За счёт этого запас хода по топливу без дозаправки (при двухчасовом боевом дежурстве на позиции) у «Осы-1Т» составляет 500 км, что в 2 раза больше, чем у предыдущих комплексов «Оса», базирующихся на трёхосном шасси БАЗ-5937 с дизелем БД20К300 мощностью 300 л.с.
Даже несмотря на то, что МЗКТ-69222 не является плавающей платформой, её лучшая тяговитость даёт дополнительные преимущества на Европейском театре военных действий с влажным и мягким грунтом. Скоростные же параметры в походном положении остались на прежнем уровне - порядка 75 км/ч по шоссе.

Что касается противовоздушного потенциала новой «Осы-1Т», он гораздо выше, чем у «Осы-АК/АКМ». Так, благодаря новому аппаратному и программному обеспечению с продвинутыми алгоритмами радиокомандного управления стандартной ЗУР 9М33М2/3, вероятность поражения цели типа истребитель возросла примерно с 0,7 до 0,85. Повышение чувствительности приёмника и преобразователя отражённого сигнала позволила работать по сверхмалоразмерным целям с эффективной поверхностью рассеяния 0,02 м2 (комплекс может перехватывать истребители типа F-35A, а также противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM и другое высокоточное оружие). Дальность перехвата воздушных целей, по сравнению с «Оса-АКМ», увеличилась с 10 до 12 км, а высота с 5 до 7 км.

Согласно графикам, приведённым на рекламной страничке продукции «Тетраэдра», «Оса-1Т» способна перехватывать цели, летящие со скоростью в 500 м/с на высоте 6 км в диапазоне дальностей от 3500 до 8000 м («Оса-АКМ» перехватывает подобные цели на высоте всего в 5 км и с маленьким диапазоном дальности от 5 до 6 км). Если же говорить об уничтожении противорадиолокационной ракеты AGM-88 HARM на скорости 700 м/с (2200 км/ч), то «Оса-АКМ» эту задачу выполнить не сможет, т.к. скорость HARM будет превышать скоростной лимит комплекса. «Оса-1Т» перехватит подобную цель на высоте 5 км и в дальностном диапазоне от 4 до 7 км. Свой вклад в повышение скоростного лимита и точности перехвата вносит также обновлённый двухканальный счётно-решающий прибор СРП-1, позволяющий осуществлять пуск сразу двух ЗУР по одной цели.

Помимо стандартных одноступенчатых зенитных управляемых ракет 9М33М3, развивающих скорость 500 м/с, в боекомплект семейства «Оса-1Т» могут входить и высокоскоростные бикалиберные двухступенчатые ЗУР Т382, разработанные киевским ГосККБ «Луч». После оснащения подобными ракетами, а также незначительной модернизации ПО и «железа», комплекс превращается в радикально модернизированный вариант Т-38 «Стилет». Боекомплект из новых ракет размещается в 2-х счетверённых наклонных пусковых установках с цилиндрическими транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК). Боевая машина Т381 комплекса Т38 «Стилет» может нести и смешанный боекомплект в виде стандартной тройной ПУ с ракетами 9М33М2(3) на одной стороне боевого модуля и ПУ с ракетами Т382 на другой стороне.

Боевые характеристики «Стилета» с ракетами Т382 примерно на 35% выше, чем с ЗУР 9М33М2. Стратегические крылатые ракеты типа «Томагавк» или AGM-86C ALCM перехватываются новой зенитной ракетой на дальности от 12 км, ударные вертолёты и тактическая авиация противника - до 20 км, высокоточные средства воздушного нападения (ПРЛР, управляемые авиабомбы и т.д.) могут быть поражены на удалении 7 км. Если внимательно сравнить графики дальности для «Стилета» с ЗУР 9М33М3 и Т382, можно обратить внимание, что дальность поражения крылатых ракет у Т382 значительно больше, а дальность работы по малоразмерным элементам ВТО идентична для обеих ракет. Здесь всё дело в том, что более слабый ракетный двигатель 9М33М3 не позволяет реализовать достаточную скорость и дальность для уничтожения удалённых низковысотных СКР на расстоянии более 8 км, а для двухступенчатой Т382 это достижимо. В то же время, прежние параметры станции сопровождения и наведения на цель (ССЦ) не позволяют ни 9М33М3, ни Т382 захватывать малозаметное ВТО на дальностях, превышающих 7 км. Это подтверждает различие между «Осой-1Т» и «Стилетом» лишь по ракете. Перейдём непосредственно к обзору ЗУР Т382.

Первая ступень ЗУР-перехватчика имеет диаметр 209,6 мм, и представлена мощным твердотопливным стартовым ускорителем, разгоняющим ракету до 3100 км/ч (у 9М33М3 - 1800 км/ч). После разгона до необходимой скорости и «выгорания» ускорителя, последний отделяется, и вступает в работу маршевый двигатель боевой ступени с временем работы 20 с, сохраняющий высокую сверхзвуковую скорость полёта даже на завершающем участке перехвата. Боевая ступень имеет диаметр 108 мм и оснащается на 61% более тяжёлой боевой частью (23 кг против 14,27 кг), чем у 9М33М3: достигается уверенное поражение целей даже при сильной погрешности наведения ЗУР, в случае активного радиоэлектронного противодействия. Компактная маршевая ступень с большими стабилизаторами и аэродинамическими рулями может маневрировать с перегрузками более 40 ед, благодаря чему от неё не смогут увернуться летательные аппараты, совершающие противозенитные манёвры с перегрузками до 15 ед.

Скорость поражаемой цели при оснащении комплекса Т38 «Стилет» ракетой Т382 доходит до 900 м/с (3240 км/ч), что выводит обновлённую белорусскую «Осу» на промежуточный уровень между «Тор-М2Э» и «Панцирь-С1»; конечно, это касается исключительно скорости перехватываемых объектов, а также работы по целям вдогон, поскольку при отражении массированного авиаудара «Стилет» с 2 целевыми каналами имеет превосходство лишь над ЗРСК «Тор-М1», - он тоже 2-хканальный. По высоте уничтожаемых СВН, составляющей 10000 м, «Стилет» также не отстаёт от «Тор-М2Э»: именно высотном диапазоне от 5 до 12 км будет происходить большинство грядущих воздушный боёв между многоцелевыми истребителями поколения «4++» и «5», а здесь как новые «ОсыАКМ1», так и «Стилеты» способны неплохо поддержать нашу истребительную авиацию над собственной территорией, обладая возможностью скрытной работы с использованием телевизионно-оптических визиров типа 9Ш38-2 или ОЭС-1Т.


ЗРСК Т38 «Стилет» со смешанным комплексом вооружения (слева ТПК с ЗУР 9М33М3, справа ТПК с высокоскоростными ЗУР Т382)

Если модернизация российских ЗРК «Оса-АКМ» будет нацелена на обновление ракетной части по белорусской методике, «Куполу» потребуется разработка собственной высокоскоростной ЗУР, схожей по характеристикам с украинской Т382, ведь сотрудничество с ГосККБ «Луч» на сегодняшний день полностью остановлено. Её разработка не потребует длительного периода времени, а также значительных и затратных исследований, поскольку проект двухступенчатой бикалиберной высокоскоростной ЗУР-перехватчика у наших ракетчиков уже давно имеется. Речь идёт о ЗУР 9М335 (57Э6), которая является основой вооружения зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». Баллистические качества компактной маршевой ступени этой ракеты значительно превосходят показатели украинской Т382: начальная скорость 57Э6 достигает 1300 м/с (4680 км/ч), а скорость замедления маршевой ступени (40 м/с на 1 км траектории) значительно ниже, чем у украинского варианта. Несмотря на меньшие массо-габаритные размеры 57Э6 (диаметр стартовой ступени -90 мм и маршевой ступени - 76 мм), ракета несёт аналогичную тяжёлую стержневую боевую часть массой 20 кг. Время работы стартовой ступени 57Э6 составляет 2,4 с (Т382 - 1,5 с), за которое ракета разгоняется до максимальной скорости, благодаря чему может поражать цели на высотах 15000 м. Компактность ракеты, при уникальных ТТХ, удалось сохранить благодаря отсутствию ракетного двигателя маршевой ступени с одновременным приданием значительных качеств стартовому ускорителю.

Ракеты 9М335, используемые комплексом «Панцирь-С1», также имеют радиокомандное наведение на базе полностью цифровой элементной базы БЦВМ и оборудования обмена данными, а поэтому и их интеграция в систему управления вооружением новой «Осы-АКМ1» вполне реализуема. О подробностях модернизации пока известно не очень много, но её потенциал для «Осы-АКМ» остаётся очень и очень большим, что заметно на примере белорусского «Стилета». Огромное количество армий стран-эксплуатантов комплексов семейства «Оса», в «клуб» которых входят ВС России, Индии, Греции и Армении, продолжают питать большие надежды относительно обновления состоящих на вооружении комплексов до показателей, позволяющих оборонять небо XXI века наравне с такими комплексами, как «Тор-М1» и «Панцирь-С1», а поэтому финансирование амбициозной программы будет продолжаться ещё не один год.

Источники информации:
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/stilet/stilet.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/osa_akm/osa_akm.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/tor-m2km/tor-m2km.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kinzgal/kinzgal.shtml

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Зенитный ракетный комплекс «Кинжал» - Зенитный ракетный комплекс «Кинжал» В 80 х годах в НПО «Альтаир» под руководством С. А. Фадеева создается зенитный ракетный комплекс ближней обороны «Кинжал» (псевдоним «Клинок»). Основой многоканальности… … Военная энциклопедия

    Зенитный ракетный комплекс М-22 «Ураган» - Зенитный ракетный комплекс М 22 «Ураган» Корабельный универсальный многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Ураган» был разработан НПО «Альтаир» (главный конструктор Г. Н. Волгин). Позже комплексу … Военная энциклопедия

    Зенитный ракетный комплекс большой дальности С-300М «Форт» - Зенитный ракетный комплекс большой дальности С 300М «Форт» 1984 В 1969 году была принята концепция и программа разработки ЗРК с дальностью стрельбы до 75 км для войск ПВО и ВМФ. Кооперацию предприятий разработчиков ЗРК в интересах войск … Военная энциклопедия

    Зенитный ракетный комплекс малой дальности «Оса-М» - Зенитный ракетный комплекс малой дальности «Оса М» 1973 27 октября 1960 года было принято Постановление СМ № 1157–487 о разработке зенитных ракетных комплексов «Оса» и «Оса М» для Советской армии и ВМФ… … Военная энциклопедия

    Зенитный ракетный комплекс 9К331 «Тор-M1» - Зенитный ракетный комплекс 9К331 «Тор M1» 1991 ЗРК 9К331 «Тор М1» предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых дивизий во всех видах боевых действий от ударов высокоточного оружия, управляемых и… … Военная энциклопедия

    Зенитный ракетный комплекс - Подвижная ракетная установка комплекса «Пэтриот» на 4 ракеты Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) совокупность функционально связанных боевых и технических средств, обеспечивающих решение задач по борьбе со средствами воздушн … Википедия

    Тор (зенитный ракетный комплекс) - У этого термина существуют и другие значения, см. Тор … Википедия

    Бук (зенитный ракетный комплекс) - У этого термина существуют и другие значения, см. Бук (значения). Бук индекс ГРАУ 9К37 обозначение МО США и НАТО SA 11 Gadfly … Википедия

Зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» - это многоканальный, всегоподный, автономный зенитный ракетный комплекс ближней обороны, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т. п.

Головной разработчик комплекса - НПО «Альтаир» (главный конструктор - С. А. Фадеев), зенитной ракеты - МКБ «Факел».

Корабельные испытания комплекса были начаты в 1982 году на Черном море на малом противолодочном корабле пр. 1124. В ходе показательных стрельб весной 1986 года на МПК было запущено с береговых установок 4 крылатые ракеты П-35. Все П-35 были сбиты 4 ракетами ЗРК «Кинжал». Испытания шли тяжело и со срывом всех сроков. Так, например, «Кинжалом» предполагалось вооружить ТАКР «Новороссийск», но он был принят на вооружение с «дырками» для «Кинжала». На первые корабли проекта 1155 комплекс устанавливался один вместо положенных двух.

Только в 1989 году ЗРК «Кинжал» был официально принят на вооружение больших противолодочных кораблей пр. 1155, на которых было установлено 8 модулей по 8 ракет.

В настоящее время ЗРК «Кинжал» находится на вооружении тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», атомного ракетного крейсера «Петр Великий» (пр. 1144,4), больших противолодочных кораблей пр.1155, 11551 и новейших сторожевых кораблей типа «Неустрашимый».

Комплекс ПВО «Кинжал» предлагается иностранным покупателям под наименованием «Клинок».

На западе комплекс получил обозначение SA-N-9 GAUNTLET .

В комплексе используется телеуправляемая зенитная ракета 9М330–2, унифицированная с ракетой сухопутного комплекса «Тор», или ЗУР 9М331 комплекса «Тор-М». 9М330–2 выполнена по аэродинамической схеме «утка» и использует свободно вращающийся крыльевой блок. Ее крылья складные, что дало возможность разместить 9М330 в предельно «обжатый» ТПК квадратного сечения. Старт ЗУР - вертикальный под действием катапульты с дальнейшим склонением ракеты газодинамической системой, с помощью которой менее чем за одну секунду, в процессе подъема на высоту запуска маршевого двигателя, ракета разворачивается в сторону цели.

Подрыв боевой части осколочно-фугасного типа производится по команде импульсного радиовзрывателя в непосредственной близости от цели. Радиовзрыватель помехозащищен и адаптируется при подходе к водной поверхности. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах и не нуждаются в проверке в течение 10 лет.

ЗРК «Кинжал» оснащен собственными радиолокационными средствами обнаружения (модуль К-12–1), обеспечивающими комплексу полную независимость и оперативные действия в самой сложной обстановке. Основой многоканальности комплекса являются фазированные антенные решетки с электронным управлением луча и бустродействующий вычислительный комплекс. Основной режим работы комплекса - автоматический (без участия личного состава), основанный на принципах «искусственного интеллекта».

Встроенные в антенный пост телевизионно-оптические средства обнаружения целей не только повышают его помехозащищенность в условиях интенсивного радиопротиводействия, но и позволяют личному составу визуально оценивать характер сопровождения и поражения целей. Радиолокационные средства комплекса разработы в НИИ «Квант» под руководством В. И. Гузя и обеспечивают дальность обнаружения воздушных целей 45 км на высоте 3,5 км.

«Кинжал» может одновременно обстреливать до четырех целей в пространственном секторе 60° на 60°, при этом параллельно наводится до 8 ракет. Время реакции комплекса составляет от 8 до 24 секунд в зависимости от режима РЛС. Кроме ЗУР система управления огнем комплекса «Кинжал» может управлять огнем 30-мм автоматов АК-360М, производя дострел уцелевших целей на расстоянии до 200 метров.

Пусковая установка 4С95 комплекса «Кинжал» разработана КБ «Старт» под руководством главного конструктора А. И. Яскина. ПУ подпалубная, состоит из 3–4 пусковых модулей барабанного типа, в каждом - 8 ТПК с ракетами. Вес модуля без ракет 41,5 тонны, занимаемая площадь 113 кв. м.

Как противостоять противнику, имеющему подавляющее превосходство? Очевидно, выход из такого положения обеспечат доступные средства способные нанести неприемлемый ущерб врагу. Этим требованиям соответствует российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал». О его успешном испытании было официально объявлено 1 марта 2018 года.

Как и положено, большинство сведений об этом оружии осталось вне открытого доступа. Но то, что стало известно, свидетельствует, что мировых аналогов этого комплекса пока нет.

Уникальный ракетный комплекс

Гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс (АРК) «Кинжал» предназначен для нанесения высокоточных ударов по движущимся надводным и неподвижным наземным целям. Он включает высокоскоростной самолет-носитель и аэробаллистическую ракету Х-47М2. Хотя, этот буквенно-цифровой индекс пока не объявлен официально, ряд специалистов склоняются именно к такому обозначению изделия.

Данная ракета способна на гиперзвуковой скорости с высокой точностью поразить движущийся корабль класса «авианосец – фрегат» или укрепленный наземный объект. Как известно, к гиперзвуковому оружию относятся летательные аппараты, скорость которых превышает скорость звука не менее чем в пять раз.

Ракета Х-47М2

Именно гиперзвуковая Х-47М2 стала главным инновационным элементом комплекса «Кинжал». Хотя, высокие или даже, как считают некоторые специалисты, завышенные тактико-технические характеристики стали предметом споров и недоверия. Тем не менее, сравнение тактико-технических характеристик ракеты Х-47М2 и ее западных конкурентов явно говорит в пользу отечественной разработки.

Сравнительные характеристики ракет воздушного базирования

Тип Х-47М2 AGM-154A
JSOW-A
AGM-158B SCALP-EG ASLP
Страна Россия США США Велик.-Фр. Франция
Класс аэробалл. крылатая крылатая крылатая аэробалл.
Старт.масса, кг 4000 483 - 1300 -
Масса БЧ, кг 480 100 454 400 ЯБЧ ≤ 100 кТ
Макс. скорость, км/ч 12250 1000 1000 1000 3185
Полетное число М 10 0,8 0,8 0,8 3
Макс. дальность, км 2000 130 925 400 1200

Данная ракета считается не крылатой, а аэробаллистической: дальность полета определяется ее скоростью. Самолет выполняет пуск, находясь на высотах порядка 15000 м. Отделившись от носителя, ракета запускает собственный двигатель, а затем по баллистической кривой набирает высоту, по разным оценкам достигающую 25…50 тыс. м.


По достижении верхней точки траектории происходит отключение двигателя, отделение головной части ракеты и начало ее снижения. Такая схема пуска позволяет развить максимальную скорость, а также накопить достаточно энергии для маневрирования с перегрузками не менее 25 единиц.

Возможности АРК «Кинжал» требуют существенного сокращения времени реакции ПВО/ПРО противника.

Во-первых, указанная дальность пуска дает возможность самолету-носителю миновать зону обнаружения радиолокационными станциями.

Противник при этом не знает, откуда ждать удара. Например, предельная дальность обнаружения самолета комплексом ПРО THAAD – до 1000 км. Теоретически, ситуацию с обнаружением исправил бы самолет ДРЛО. Но вряд ли ему это позволит боевая обстановка.

Во-вторых, гиперзвуковая скорость подхода к цели на непредсказуемой для противника траектории полета (включая угол атаки до 90°) просто не оставляет времени для просчета траектории головной части и обеспечения успешного перехвата. Кроме того, ЗУР в большинстве своем не обладают достаточной скоростью и способностью к маневру с необходимыми перегрузками, включая хваленые RIM-161«Стандарт» SM3.


Очевидно, такие условия предъявляют специфические требования также к системе наведения самой ракеты Х-47М2. Но о ней приходится судить пока только приблизительно. Можно предположить, что алгоритм работы системы наведения выглядит следующим образом:

  • после отделения от носителя включается первичная коррекция траектории по данным российской спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • после отделения головной части – инерциальная система наведения с коррекцией по спутнику;
  • в точке поиска цели включается ГСН – радиолокационная или оптическая.

Ракета комплекса «Кинжал» согласно современным тенденциям отечественного ракетостроения будет оснащаться широким набором боевых частей, включая ядерный вариант. Благодаря этому, она сможет эффективно поражать как точечные, так и рассредоточенные цели.

Самолет-носитель МиГ-31БМ

В испытаниях АРК «Кинжал» принимал участие скоростной самолет-носитель МиГ-31БМ – последняя модификация непревзойденного российского истребителя-перехватчика. Такой выбор определялся высокой скоростью самолета, максимальное значение которой – 3400 км/ч.

Все они, кроме последнего, способны нести Х-47М2 на модернизированной соответствующим образом внешней подвеске. А «Белый лебедь» можно оснастить четырьмя такими ракетами, используя внутренние отсеки вооружения без существенной их переделки.

Планируется, что АРК «Кинжал» войдет в состав вооружения перспективного авиационного комплекса дальней авиации как штатное средство поражения.

Таким образом, комплекс «Кинжал» получил еще одно существенное преимущество – универсальность авиационного носителя.

Мнения экспертов

Несмотря на скупость информации, экспертное сообщество активно обсуждает возможности нового комплекса. С одной стороны, отмечается внешнее сходство Х-47М2 с оперативно-тактической ракетой 9М723 комплекса 9К720 «Искандер-М». Это позволило предположить, что новая ракета – результат глубокой модернизации ее аналога наземного базирования.

Исходя из этого, по мнению скептиков, заявленной дальности полета можно было достичь либо при гораздо меньшей скорости полета (околозвуковой), либо за счет кардинального снижения массы боевой части.

С другой стороны, модернизация удачного изделия имеет свои преимущества перед созданием совершенно нового оружия. Наряду с унификацией узлов и деталей имеет место сокращение сроков и стоимости разработки и дальнейшего производства нового образца.

Что же касается указанной скорости и дальности полета, то эти показатели обеспечиваются условиями пуска ракеты.

Он производится на сверхзвуковой скорости полета носителя вне плотных слоев атмосферы. Там же проходит часть траектории полета, что существенно экономит топливо. Поэтому к моменту подлета боеголовки к границе зоны ПВО ее скорость вполне может достигать заявленного значения.


Проблемой также является возникновение плазменной оболочки вокруг тела, движущегося в плотных слоях атмосферы с гиперзвуковой скоростью. Из-за перегрева молекулы воздуха распадаются и образуют «кокон» из ионизированного газа, который отражает радиоволны. Поэтому прием навигационных данных от спутника и работа радиолокационной ГСН становится невозможной.

Получается, что уже на момент начала поиска цели скорость Х-47М2 не достигает гиперзвуковой. К тому же маневрирование ГЧ без работающего двигателя должно, по идее, снизить ее скорость до сверхзвуковой. Из этого следует, что «Кинжал» для ПВО противника представляет угрозу хоть и серьезную, но, преодолимую.

Однако, поскольку проблема «плазменного кокона» далеко не нова, то и работы по ее преодолению ведутся давно, в том числе успешные. Нельзя исключать, что результатом закрытых разработок стало положительное решение этого вопроса.

Стоит отметить, что гиперзвуковая скорость ракеты сообщает ей кинетическую энергию, сопоставимую с энергией взрыва обычной боевой части.

В принципе, если большая (500 кг) масса БЧ препятствует разгону или сокращает дальность полета ракеты, то ее можно снизить до минимума.

Даже в этом случае попадание Х-47М2, скажем, в авианосец выведет его из строя. Повреждение полетной палубы или лишение корабля хода, конечно, не утопит такой «носитель демократии», но точно прекратит полеты палубной авиации.

Подведем итоги

Объективно взвесив доводы «за» и «против» относительно боевых возможностей АРК «Кинжал», можно считать, что они достижимы. Все зависит от того, насколько российский научный потенциал позволил преодолеть указанные выше трудности. Естественно, успехи секретных разработок раньше времени не афишируются.


Таким образом, исходя из заявленных характеристик АРК «Кинжал», это оружие будет обладать следующими решающими преимуществами:

  1. Способность преодолевать противодействие ПВО/ПРО противника благодаря таким возможностям, как:
  • дальность пуска за пределами радиуса обнаружения самолета-носителя существующими радиолокационными станциями вероятного противника;
  • маневрирование на гиперзвуковой скорости с перегрузками, недоступными для современных зенитных ракет;
  • применение средств радиопротиводействия.
  • Поражающая способность ракеты усилена за счет кинетической энергии боеголовки.
  • Высокая точность наведения ракеты обусловлена коррекцией курса на всем протяжении полета ракеты и ее головной части, включая использование всепогодной ГСН на конечном участке траектории.
  • Конструкция ракеты позволяет использовать в качестве носителя, наряду с перехватчиками МиГ-31, различные типы машин, обладающих соответствующей скоростью полета.
  • Ожидается, что принятие на вооружение АРК «Кинжал» станет прорывом в расширении боевых возможностей ВС РФ, хотя в среднесрочной перспективе не снизит значимости авианосных группировок стран-«партнеров».

    
    Top