Зенитно ракетных комплекса морского базирования кинжал. Гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал

1960-х гг. в нашей стране и за рубежом были разработаны первые корабельные маловысотные зенитные ракетные комплексы — «Оса-М», «Си Сперроу», «Си Кет» и «Си Вульф», что заставило в очередной раз пересмотреть тактику действия морской авиации.
Ранее американцы, опираясь на подавляющее превосходство в надводных кораблях, почивали на лаврах своих побед в войне на Тихом океане и рассчитывали утопить корабли вероятного противника ударами самолетов с обычными, неуправляемыми средствами поражения.

К началу 1970-х гг. оснащение советского флота зенитным ракетным оружием, его быстрый количественный рост, выход для постоянного несения боевой службы в Средиземное море и другие районы Мирового океана заставили американцев рассматривать его как серьезного противника.Им пришлось оснастить самолеты управляемым ракетным и бомбовым вооружением, т.е. в определенной мере догонять уже ставшую ракетоносной советскую морскую авиацию. Этому способствовал и опыт шедшей в те годы войны во Вьетнаме, показавшей, что эффективное поражение даже стационарных малоразмерных объектов достижимо только с использованием управляемого вооружения. А корабли, мало того что движутся, но еще и энергично маневрируют под угрозой бомбового удара. Кроме возможности поражения цели одним-двумя боеприпасами, переход на управляемое вооружение обеспечивал хотя бы относительную безопасность его носителей. Пуск производился с удаления, превышающего дальность действительного огня не только зенитной артиллерии, но и ракетных комплексов самообороны.

Кроме того, также в режиме «гонки за Советами» за рубежом были созданы и корабельные крылатые ракеты, наиболее распространенными из которых стали «Экзосет» и «Гарпун». В отличие от советских аналогов, они характеризовались малыми габаритами и массой, что позволило постепенно оснастить ими чуть ли не все новые корабли США и их союзников, начиная с корветов и фрегатов.

В 1970-е гг. актуальнейшей задачей разработчиков зенитных ракетных средств стало создание ЗРК для уничтожения не столько самолетов, сколько управляемых средств поражения (высокоточного оружия). Как цели они обладали определенной спецификой по сравнению с пи-лотируемыми самолетами. Во-первых, эффективная поверхность рассеяния была снижена на один-два порядка по сравнению с самолетами за счет малоразмерности и чистоты внешних форм ракет. Во-вторых, отсутствие на борту летчика давало возможность пойти на больший риск и снизить высоту полета до нескольких метров над водной поверхностью. В-третьих, размещение на борту самолета-носителя нескольких управляемых средств поражения многократно увеличивало количество целей, одновременно атакующих корабль, по сравнению с непосредственным бомбово-штурмовым ударом самолетов.

В целом, управляемые средства поражения стали если не неуязвимыми, то, по крайней мере, крайне сложными целями для ранее разработанных комплексов, которые уже не могли с приемлемой вероятностью обеспечить защиту корабля.

Необходимость в аналогичном комплексе для защиты от высокоточного оружия осознали и Сухопутные войска. Как и при разработке «Осы» и «Осы-М», было признано целесообразным создать для обоих видов Вооруженных Сил максимально унифицированные комплексы с единой зенитной ракетой.

Постановлением партии и правительства от 4 февраля 1975 г. была задана разработка ЗРК «Тор» для Сухопутных войск и «Кинжал» для ВМФ. Головным разработчиком комплекса «Тор», как и ранее при создании «Осы», определили НИЭМИ (в дальнейшем — НПО «Антей»), а главным конструктором стал В.П. Ефремов. Однако НИЭМИ, предельно загруженный проводившейся в то же время сложнейшей работой по комплексу С-300В для Сухопутных войск, не стали привлекать к созданию корабельного комплекса самообороны. Это поручили организации, разработавшей почти все флотские ЗРК, — НИИ «Альтаир» (главный конструктор — С.А Фадеев). Единая ракета для обоих комплексов создавалась в ОКБ «Факел» (главный конструктор — П.Д. Грушин).

Новые комплексы сохранили ряд целесообразных решений, реализованных в ЗРК «Оса», — применение экономически выгодного радиокомандного наведения ракет, включение в состав обоих комплексов собственных радиолокационных средств разведки целей, использование на ракете хвостового оперения, проворачивающегося относительно продольной оси изделия. С другой стороны, потребовалось и внедрение новшеств. Задача отражения внезапных массированных налетов требовала обеспечения предельно малого времени реакции и высокой огневой производительности комплекса. Техническими средствами выполнения этих тактических требований стали многоканальность, достигаемая за счет применения фазированной антенной решетки (ФАР) в станции наведения, и вертикальный старт ракет. Реализация последнего не только исключила временные затраты на перезаряжание пусковой установки и ее разворот навстречу очередной подлетающей цели, но и позволяла избежать всех конструктивных сложностей, связанных с применением в комплексе «Оса-М» скрывающейся под палубу пусковой установки.

Твердотопливная ракета 9М330 была вы­полнена по схеме «утка» и состояла из пяти от­секов. Первый отсек представлял собой радиопрозрачный обтекатель из материала АГ-4В.

На переднем торце второго отсека, выполненного из сплава АМГ-6, закреплен передатчик радиовзрывателя, антенна которого расположена под обтекателем. В передней части отсека на единой плате смонтированы рули, блок из четырех рулевых машин с системой газораспределения, а позади них расположен блок источников горячего газа, состоящий из газогенератора и газоструйной системы склонения.

Третий отсек, также выполненной из АМГ-6, служит для размещения бортовой аппаратуры, элементы которой (автопилот, приемник радиовзывателя, блок радиоуправления, источник электропитания), механически связаны четырьмя продольными стрингерами в моноблок, прикрепленный винтами к обечайке отсека. Справа и слева по бортам отсека находятся приемные антенны радиовзрывателя, сверху и снизу — приемно-передающие антенны блока радиоуправления и радиовизирования. Далее в отсеке расположена осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом.

Четвертый отсек является двухрежимным твердотопливным двигателем, стартовая тяга которого примерно вчетверо превышает тягу на маршевом участке. Корпус двигателя выполнен из высокопрочной стали с раскатной обечайкой и штампованными днищами. На заднем днище организована посадочная поверхность под внутреннее кольцо подшипника пятого отсека.

Пятый (хвостовой) отсек представляет собой крыльевой блок с силовым шпангоутом и обечайкой из листового алюминия. Как и на ЗУР комплекса «Оса-М», консоли крыльев закреплены на подшипнике, что снижает возмущения от косой обдувки.

В ЗУР комплекса «Кинжал» применены складные консоли крыльев, которые после выхода из контейнера раскрываются заключенными в цилиндрические кожухи торсионами. В транспортном положении консоли складываются попарно навстречу друг другу. Пороховая катапульта находится снаружи корпуса ракеты.
Применение 9М330 выглядит следующим образом. При старте ракета выбрасывается катапультой вертикально вверх со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводятся в автопилот перед стартом, осуществляется до запуска двигателя ракеты за счет реактивной силы при истечении продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного в основании аэродинамического руля. При этом обеспечивается управление ракетой по всем трем каналам. Управляющее усилие изменяется пропорционально углу поворота аэродинамического руля. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем, перед включением твердотопливного двигателя, стабилизирует ее в направлении последующего полета.

Двигатель ракеты запускается на высоте 16-21 м от среза пускового устройства по команде, выдаваемой либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо при отклонении оси ракеты от вертикали на угол свыше 50°. В результате практически весь импульс тяги двигателя расходуется на придание ракете скорости в направление цели. Скорость ракеты достигает 700-850 м/с на удалении 1,5 км от старта. Процесс командного наведения начинается с дальности 250 м. Ракета способна отрабатывать маневры с перегрузками до 30 единиц и поражает цели, маневрирующие с перегрузками до 12 единиц. В связи с широким диапазоном линейных размеров возможных целей (от 3-4 до 20-30 м) и параметров их движения (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости на дальности до 12 км) для оптимального их накрытия осколками боевой части со станции наведения на борт ракеты выдается значение временной задержки подрыва боевой части по отношению к моменту срабатывания радиовзрывателя. В результате достигается поражение самолетов в центр фюзеляжа, элементов высокоточного оружия — в район размещения системы управления и боевой части. На малых высотах обеспечивается селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиовзрывателя только от цели.

Стартовая масса ракеты 9М330 составляет 165 кг (из которых около 15 кг приходятся на боевую часть); ее длина — 2,9 м, диаметр корпуса – 235 мм, размах крыла — 0,65 м.

Корабельная многофункциональная система управления включает станцию наведения ракет ЗР-95 и систему обнаружения воздушных целей. Последняя разработана НИИ «Квант» под руководством В.И.Грузя на базе созданной этой организацией общекорабельной РЛС кругового обзора «Позитив» . Система позволяет обнаруживать цели на дальностях до 45 км. Антенный пост включает две противоположно направленные решетчатые параболические антенны, расположенные сверху корпуса антенного основания. Обеспечивается круговое вращение антенного поста станции наведения.

Сферический корпус антенного основания стабилизирован для компенсации бортовой и килевой качки корабля. По боковым сторонам корпуса расположены прямоугольные контейнеры с аппаратурой передатчика и приемника, для жесткости связанные ферменной конструкцией. Перед контейнерами размещается аппаратура телевизионно-оптических визиров, примененных в качестве дублирующего средства слежения за целями. Спереди корпуса закреплены фазированная антенная решетка, антенны захвата ракет и узкого луча. Корпус фазированной антенной решетки изготовлен по прогрессивной технологи с использованием прессованных и штампованных деталей из пластмасс. Конструкция привода обеспечивает ограниченное вращение антенного основания в достаточно широком диапазоне курсовых углов.

Комплекс может обстреливать до четырех целей в секторе 60×60°, одновременно наводя на них до восьми ракет, в том числе до трех ракет на одну цель. Время реакции составляет от 8 до 24 с. Радиоэлектронные средства комплекса обеспечивают управление огнем 30-мм зенитных артиллерийских автоматов АК-630. Боевые возможности «Кинжала» в 5-6 раз превышают соответствующие показатели «Осы-М».

Применение двухпроцессорного цифрового вычислительного комплекса обеспечивает высокую степень автоматизации боевой работы. Выбор наиболее опасной цели для первоочередного обстрела может производиться как автоматически, так и по команде оператора.

Подпалубная пусковая установка ЗС-95, разработанная в КБ «Старт» под руководством А.И. Яскина, включает несколько модулей, каждый из которых представляет собой барабан с восемью транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК). Крышка пусковой установки может вращаться относительно вертикальной оси барабана. Пуск ракеты производится после поворота крышки пусковой установки и подвода имеющегося в ней люка к ТПК с предназначенной к старту ракетой. Интервал пуска не превышает 3 с. С учетом относительно небольших габаритов комплекса такое решение представляется излишне сложным по сравнению с реализованным позднее на зарубежных флотах пуском ЗУР из контейнеров, размещаемых в более простых пусковых установках ячеистого типа.

Первоначально предусматривалось создание ЗРК «Кинжал» с массогабаритными характеристиками, не превышающими реализованные в «Осе-М». Более того, конструкторам предстояло добиться возможности установки комплекса вместо «Осы-М» на ранее построенные корабли в процессе модернизационного ремонта. Однако более приоритетной задачей сочли выполнение заданных боевых тактикотехнических характеристик. Массогабаритные показатели росли, поэтому преемственность зенитных ракетных комплексов «по посадочным местам» обеспечить не удалось.

Само по себе это было не столь существенно. При крайне слабой судоремонтной базе флота и нежелании как военных, так и промышленности отвлекать на ремонтные работы судостроительные заводы за счет сокращения числа построенных новых кораблей возможность радикальной модернизации уже послуживших Родине боевых единиц носила скорее абстрактный характер.

Более серьезные последствия «разрастания» «Кинжала» выразились в невозможности его размещения на малых кораблях, хотя формально он мог устанавливаться на кораблях водоизмещением более 800 т. В результате, даже на таком новаторском корабле, как спроектированном в ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор — П.В. Ельский, затем — В.И. Корольков) ракетоносце на воздушной подушке со скегами пр. 1239, пришлось установить все ту же «Осу-МА». В конечном счете, на смену «Осе-М» в качестве основного средства защиты малых кораблей пришел зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Кортик», а не «Кинжал».

Разработка «Тора» и «Кинжала» шла со значительным отставанием от первоначально установленных сроков. Как правило, раньше сухопутный вариант опережал корабельный, как бы прокладывая ему дорогу. Однако при создании автономного самоходного комплекса «Тор» выявились серьезные проблемы, связанные с отработкой боевой машины. В результате совместные летные испытания «Тора» на Эмбенском полигоне начались даже позднее, чем «Кинжала» на Черном море — в декабре 1983 г., но завершились уже в декабре следующего года. На вооружение сухопутный ЗРК был принят постановлением от 19 марта 1986 г., почти натри года раньше корабельного.

Задержка с разработкой сухопутного комплекса была малоприятным обстоятельством, но ее последствия ограничились соответствующей корректировкой производственной программы.

Заводы вместо «Тора» еще несколько лет выпускали пусть менее совершенную, но достаточно эффективную «Осу».

На море сложилась куда более пикантная ситуация. С конца 1980 г. в строй ВМФ ежегодно вступали один-два больших противолодочных корабля пр. 1155, единственным зенитным ракетным вооружением которых должна была стать пара ЗРК «Кинжал» с общим боекомплектом в 64 ракеты. Задержка с его разработкой привела к тому, что на протяжении более чем пяти лет эти крупные корабли оставались почти беззащитными от ударов с воздуха: к концу XX в. артиллерия уже не могла обеспечить их прикрытие от воздействия авиации. Более того, явное отсутствие станций наведения на предназначенных для них местах как бы призывало пилотов противника побыстрей и практически без какого-либо риска для себя отправить наши корабли на дно.

Правда, на первых порах натовские эксперты не разобрались в столь скандальной ситуации и предались буйству фантазии, рассуждая в печати о наличии на наших новых кораблях каких-то сверхперспективных, внешне незаметных средств наведения зенитных ракет. Так или иначе, головному кораблю пр. 1155 — БПК «Удалой» — пришлось почти десятилетие дожидаться принятия «Кинжала» на вооружение (после вступления в строй в 1980 г.).

Из-за задержки с разработкой ЗРК на протяжении двух лет не мог использоваться по назначению и малый противолодочный корабль МПК-104 (строительный номер 721), построенный по проекту 1124К специально для испытания «Кинжала». От своего прототипа — корабля пр. 1124М — он отличался не только естественным отсутствием средств штатного ЗРК «Оса-М». Слишком большие веса и, что несколько важнее, высокое расположение многофункциональной станции наведения комплекса «Кинжал» не позволили установить на нем артиллерийское вооружение и все штатные РЛС, что, впрочем, было не так принципиально для опытового корабля. Формальное вступление в строй состоялось в октябре 1980 г., при этом корабль был укомплектован только пусковой установкой с тремя модулями, но станция наведения еще не была поставлена на Черное море. В дальнейшем на МПК-104 смонтировали один из двух изготовленных в 1979 г. опытных образцов комплекса. Испытания ЗРК велись с 1982 по 1986 г. и проходили далеко не гладко. Система не была достаточно отлажена в наземных условиях — на стендах НИИ «Алтаир» и на его испытательной базе «Большая Волга». Доводка шла в основном на корабле, в не вполне благоприятных для ее проведения условиях.

Однажды в ходе стрельб не включился двигатель выброшенный катапультой ракеты, которая упала на палубу и развалилась на две части. Что касается одной половины изделия, то, как говорилось, «она утонула». А вот вторая часть, при всем смирном ее поведении, вызвала вполне обоснованные опасения. После этого случая пришлось пересмотреть основные технические решения по запуску двигателя, что повысило надежность этого процесса. В другой раз в силу «человеческого фактора» (из-за несогласованных действий личного состава и представителей промышленности) произошел несанкционированный пуск ЗУР. Один из разработчиков, находившийся рядом с пусковой установкой, едва успел укрыться от струи двигателя ракеты.

Незадолго до завершения испытаний весной 1986 г. весьма эффектно были сбиты все четыре использовавшиеся в качестве мишеней ракеты П-35, запущенные залпом берегового комплекса. Однако только в 1989 г. комплекс «Кинжал» официально приняли на вооружение.

ЗРК «Кинжал» обеспечивал поражение целей, летящих со скоростями до 700 м/с в диапазоне высот от 10 до 6000 м на дальностях от 1,5 до 12 км.

Основными носителями комплекса должны были стать большие противолодочные корабли пр. 1155. Первоначально этот корабль задумывался как развитие сторожевика пр. 1135, но к моменту закладки превратился в БПК вдвое большего водоизмещения. Предполагалось, что корабли пр. 1155 будут решать противолодочные задачи совместно с эсминцами пр.956, оснащенными мощным ударным и зенитным ракетным вооружением — комплексами «Москит» и ЗРК средней дальности «Ураган». Поэтому с учетом ограничений по водоизмещению, обусловленных возможностями заводов, БПК пр. 1155 решили оснастить только комплексами самообороны «Кинжал». На каждом корабле устанавливалось по два ЗРК с общим боекомплектом 64 ракеты 9М330 и двумя станциями наведения ракет ЗР-95.

Головные корабли на «Заводе им. Жданова» и калининградском заводе «Янтарь» были заложены в 1977 г. и вступили в строй практически одновременно — в последние дни 1980 г. Так как разработка комплекса «Кинжал» основательно задержалась, принятие кораблей флотом носило более чем условный характер. Несколько кораблей, вплоть до пятого в серии, сдавались без станций наведения ракет.

Всего на «Заводе им. Жданова» по осень 1988 г. под заводскими номерами с 731 по 734 были построены четыре корабля: «Вице-адмирал Кулаков», «Маршал Василевский», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Левченко».

На калининградском заводе «Янтарь» до конца 1991 г. под заводскими номерами с 111 по 117 построили восемь БПК: «Удалой», «Адмирал Захаров», «Адмирал Спиридонов», «Маршал Шапошников», «Симферополь», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Пантелеев».

За годы службы БПК пр. 1155 в целом хорошо зарекомендовали себя как надежные и эффективные корабли. Показательно то, что в сложный период 1990-2000-х гг. из 11 построенных БПК были списаны только три первых корабля постройки калининградского завода и «Маршал Василевский», а большая часть кораблей пр. 1155 входит в состав флота. При этом «Удалой», «Маршал Василевский» и «Вице-адмирал Кулаков» так и не получили комплекс «Кинжал».

Помимо 12 больших противолодочных кораблей пр. 1155 и одного усовершенствованного, построенного по пр. 11551 — «Адмирал Чабаненко», по четыре комплекса «Кинжал» с 192 ракетами было установлено на тяжелом авианесущем крейсере пр. 11434 «Баку» (с 1990 г. — «Адмирал флота Советского Союза Горшков») и на единственном авианосце нашего флота пр.11435, сменившем немало названий и ныне именуемом «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Ко времени проектирования этих кораблей среди моряков и кораблестроителей утвердилось здравое понимание того, что корабли данного класса должны нести только оружие самообороны, а задачи воздушного прикрытия на дальних подступах должны решаться ЗРК, установленными на кораблях охранения. Два комплекса «Кинжал» с восемью пусковыми модулями на 64 ракеты предполагалось установить в качестве вспомогательного «зенитного калибра» на атомном тяжелом ракетном крейсере пр. 11442 «Петр Великий», но фактически корабль был оборудован всего одним антенным постом.

По одному ЗРК «Кинжал» с боекомплектом 32 ракеты было размещено на кораблях пр. 11540 «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», официально отнесенным к сторожевым кораблям, но по водоизмещению и размерениям примерно соответствующим БПК пр.61, массово строившимся в 1960-е гг.

Таким образом, не считая опытового МПК-104, на 17 кораблях нашего флота было установлено всего 36 зенитных ракетных комплексов «Кинжал» (1324 ракеты).

С 1993 г. экспортная модификация комплекса «Кинжал» под наименованием «Клинок» неоднократно демонстрировалась на различных международных выставках и салонах, однако сведений о его поставках за рубеж не имеется.

Тем не менее ЗРК «Кинжал» стал одним из совершеннейших образцов отечественного ракетного оружия, наиболее полно отвечающим современным условиям противовоздушного боя на море. Относительно небольшая дальность поражения не является его существенным недостатком.

Маловысотные цели, в первую очередь — управляемые средства поражения, так или иначе будут обнаруживаться на малом удалении. Как свидетельствует опыт локальных войн, их носители, по-видимому, будут лишь на крайне непродолжительный промежуток времени взмывать над радиогоризонтом для уточнения местонахождения атакуемого ими корабля и пуска своих ракет. Поэтому поражение самолетов-носителей зенитными комплексами большей дальности представляется маловероятным. Но рано или поздно, запущенные самолетами ракеты приблизятся к объекту атаки. И вот здесь в полной мере должны проявиться все достоинства одного из самых совершенных отечественных зенитных комплексов «Кинжал» — малое время реакции, высокая огневая производительность, многоканальность, эффективное действие боевой части при адаптивном режиме применения по целям различных классов.

В.Коровин, Р.Ангельский

по материалам журнала «Техника и вооружение» № 5 2014 г.

Начало 1980-х гг. ознаменовалось резким ростом боевой мощи военных флотов зарубежных стран мира, в которые в массовом порядке стали поступать современные противокорабельные ракеты, которыми вооружались боевые надводные корабли различных классов и водоизмещения, а также боевые катера и самолеты (вертолеты).

Причем это уже были не те громоздкие и тяжелые «монстры», которыми вооружались первые ракетные катера и корабли, а совершенно иные изделия – малогабаритные, малозаметные, с высокоточными системами самонаведения и способностью следовать к цели едва ли не над гребнями волн, к тому же с применением противозенитного маневра.

Все это затрудняло своевременное обнаружение таких ракет, их классификацию и выдачу целеуказания боевым средствам корабельных систем противовоздушной и противоракетной обороны, что вкупе с объективной сложностью поражения малоразмерных скоростных низколетящих целей в конечном итоге приводило к существенному снижению эффективности борьбы с ними и повышало уязвимость кораблей перед данными средствами поражения.

Особо широкое распространение в зарубежных флотах получили противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) семейств «Гарпун» (США) и «Экзосет» (Франция), которые, благодаря своей относительно невысокой стоимости быстро проторили дорогу в арсеналы военно-морских флотов «второй линии», так что вскоре даже корабли признанных морских держав мирового уровня не могли считать себя в безопасности на океанских просторах.

Особенно ярко новую эру, наступившую в области вооруженной борьбы на море, продемонстрировал англо-аргентинский вооруженный конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов 1982 г., известный больше как Фолклендская война. Французские противокорабельные ракеты «Экзосет», стоявшие в то время на вооружении военно-воздушных и военно-морских сил Аргентины (самолеты «Супер Этандар» и надводные корабли), нанесли серьезный урон оперативному соединению флота Ее Величества. Практически все выпущенные аргентинцами «экзосеты» нашли свои цели, так что если бы не эмбарго, наложенное Парижем на поставку уже законтрактованных Буэнос-Айресом ракет, то шкурку вставшему на дыбы «Британскому Льву» подпортили бы изрядно. Именно после Фолклендской войны во флотах ведущих стран мира срочно приступили к созданию новых и модернизации старых системы ПВО/ПРО, которые могли бы обеспечить надежную защиту надводных кораблей от таких скоростных малоразмерных и низколетящих целей, как противокорабельные ракеты последних разработок.

Зенитный ракетный комплекс «Кинжал» («Клинок»)

В Советском Союзе работы по созданию современных высокоэффективных корабельных средств самообороны были начаты еще во второй половине 1970-х гг. Командование и специалисты ВМФ СССР своевременно сумели разглядеть ту угрозу, которую представляют новейшие противокорабельные ракеты. При этом работы по созданию таких систем пошли по двум направлениям – создания скорострельных артиллерийских систем, в конструкции блока стволов которых было решено использовать принцип американского конструктора Гатлинга (вращающийся блок стволов), и разработки совершенно новых, по большому счету уникальных корабельных зенитных ракетных комплексов, отличительными особенностями которых должны были стать высокая степень реакции и точность наведения/самонаведения, а также высокая огневая производительность, обеспечивающие возможность эффективного поражения таких сложных целей, как низколетящие ПКР.

В рамках этого процесса в 1975 г. специалисты Государственного научно-производственного объединения (ГНПО) «Альтаир» под руководством С.А. Фадеева по заданию командования советского ВМФ приступили к работам над новым многоканальным корабельным ЗРК, которому было присвоено название «Кинжал» (обозначение НАТО – SA - N -9 « Gauntlet », позже появилось и экспортное обозначение – «Клинок» ).

Кроме ГНПО «Альтаир» (сегодня – ОАО МНИИРЭ «Альтаир» ), определенного генеральным разработчиком комплекса «Кинжал» в целом, к работе над последним были подключены Конструкторское бюро (КБ) «Факел» (сегодня – ОАО «МКБ «Факел» им. академика П.Д. Грушина»; разработчик и изготовитель боевого средства комплекса зенитной управляемой ракеты типа 9М330 ), серпуховское ОАО «Ратеп» (разработчик и изготовитель системы управления комплекса ), свердловское Научно-производственное предприятие (НПП) «Старт» (разработчик и изготовитель пусковой установки комплекса ) и другие организации и предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса.

При разработке нового корабельного комплекса в целях получения высоких тактико-технических характеристик разработчиком было решено широко использовать принципиальные схемные решения, полученные в ходе создания корабельного ЗРК большой дальности «Форт», а именно многоканальная РЛС с фазированной антенной решеткой с электронным управлением лучом и вертикальный старт ЗУР из транспортно-пусковых контейнеров, расположенных в подпалубной пусковой установке «револьверного» типа (для комплекса был выбран вариант пусковой установки на 8 ракет). Кроме того, для повышения автономности нового комплекса аналогично ЗРК «Оса-М» в состав системы управления ЗРК «Кинжал» была включена собственная РЛС кругового обзора, размещенная на едином антенном посту 3Р95.

В новом ЗРК была применена радиокомандная система наведения зенитных управляемых ракет, отличавшаяся высокой точностью (эффективностью). Плюс к тому, в целях обеспечения повышенной помехозащищенности в состав антенного поста была дополнительно включена телевизионно-оптическая система сопровождения. В конечном итоге, по оценкам специалистов, по сравнению со старым корабельным ЗРК типа «Оса-М», боевые возможности ЗРК типа «Кинжал» удалось повысить ориентировочно в 5-6 раз.

Испытания ЗРК «Кинжал» проходили в акватории Черного моря, начиная с 1982 г. на малом противолодочном корабле МПК-104, достроенном по специально доработанному проекту 1124К. Согласно обнародованным в открытой печати данным, в ходе выполненных показательных стрельб комплексом весной 1986 г., установленным на борту МПК-104, четырьмя ракетами были сбиты все четыре крылатые ракеты П-35, использовавшиеся в роли имитаторов атакующих средств воздушного нападения противника и запущенные с береговых пусковых установок. Однако высокая новизна и сложность нового ракетного комплекса привела к серьезной задержке с его разработкой и доводкой, поэтому только к 1986 г. ЗРК типа «Кинжал» был, наконец то, принят на вооружение ВМФ СССР. А вот на большие противолодочные корабли проекта 1155 в полном, согласно ранее утвержденному плану, варианте комплектации – 8 модулей по 8 ракет в каждом – комплекс был установлен только в 1989 году. Примерно со второй половины 1990-х гг. комплекс под названием «Клинок» предлагается на экспорт, уже имеются поставки.

Следует особо отметить, что сложности технического и технологического характера, с которыми пришлось столкнуться разработчикам ЗРК «Кинжал», привели к тому, что несмотря на изначальное требование тактико-технического задания заказчика уложиться в массогабаритные характеристики корабельного ЗРК самообороны типа «Оса-М», выполнить данное условие не представилось возможным. В конечном итоге это обеспечило возможность вооружать данным комплексом только боевые корабли водоизмещением от 800 т и выше. Впрочем, характеристики комплекса позволяют размещать на кораблях среднего и большого водоизмещения по 2-4 зенитных ракетных комплекса «Кинжал», причем система управления каждого из них может управлять четырьмя пусковыми установками.

Корабельный многоканальный всепогодный автономный зенитный ракетный комплекс самообороны надводных кораблей «Кинжал» (3К95) предназначен для самообороны надводных кораблей и судов – отражения в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия массированных атак действующих на малых и средних высотах беспилотных и пилотируемых средств воздушного нападения, особенно – низколетящих скоростных высокоточных противокорабельных крылатых ракет с современными системами наведения (самонаведения), а также для поражения надводных целей (кораблей и судов) и таких «пограничных» образцов техники, как экранопланы и экранолеты.

Комплекс имеет модульную конструкцию и высокий модернизационный потенциал, а также – что не очень широко известно – может быть использован в береговом варианте. Комплекс «Кинжал» способен самостоятельно обнаруживать воздушные и морские цели и поражать до четырех целей одновременно управляемыми зенитными ракетами. Комплекс может использовать информацию – данные целеуказания – от общекорабельных систем целеуказания, а также осуществлять управление огнем скорострельных 30-мм зенитных артустановок включенных в общий контур, что позволяет выполнять дострел прорвавшихся через рубежи обстрела зенитными управляемыми ракетами воздушных целей или же неожиданно появившихся целей на ближнем рубеже – на дальности от 200 м от корабля. Боевая работа комплекса полностью автоматизирована, но может осуществляться и при активном участии операторов. В пространственном секторе 60х60 град. комплекс «Кинжал» способен вести одновременный обстрел четырех воздушных целей восемью ракетами.

В состав комплекса «Кинжал» в базовом (типовом) варианте входят следующие подсистемы и средства:

Боевые средства – зенитные управляемые ракеты семейства 9М330-2, поставляемые в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК);

Подпалубные пусковые установки типа 3С95 – револьверного типа с вертикальным пуском ракет из ТПК (три – четыре пусковых модуля (установки) «револьверного» типа, в каждом из которых размещаются 8 ракет в герметичных транспортно-пусковых контейнерах);

Корабельная многоканальная система управления;

Средства комплекса наземного обслуживания.

Зенитная управляемая ракета 9М330-2 разрабатывалась в КБ «Факел» под руководством П.Д. Грушина и была унифицирована с ЗУР, применяемой в армейском самоходном ЗРК «Тор», который создавался практически одновременно с корабельным ЗРК «Кинжал». Ракета предназначена для поражения различных средств воздушного нападения (самолетов тактической и морской авиации, вертолетов, управляемых ракет различных классов, включая противокорабельные и противорадиолокационные, и управляемых и корректируемых авиабомб, а также беспилотных летательных аппаратов различных классов и типов) в широком диапазоне условий их боевого применения. Применение данных ракет возможно также и по малоразмерным надводным целям.

Ракета 9М330-2 – одноступенчатая, выполнена по аэродинамической схеме «утка» с раскрываемым после старта свободно вращающимся хвостовым крыльевым блоком, имеет двухрежимный твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ) и оснащена уникальной газодинамической системой, которая после старта ракеты – до включения ее разгонно-маршевого твердотопливного двигателя – производит ее наклонение (ориентирование) в сторону цели. Старт ракеты – вертикальный из подпалубной ПУ, с помощью размещенной в транспортно-пусковом контейнере ракеты катапульты, без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели.

Конструктивно ракета типа 9М330-2 включает несколько отсеков, в которых расположены следующие системы и оборудование (аппаратура): радиовзрыватель, агрегаты управления рулями ракеты, система газодинамического склонения ракеты, осколочно-фугасная боевая часть, блоки бортовой аппаратуры, двухрежимный РДТТ и приемники команд управления.

Боевая часть ракеты – осколочно-фугасная с осколками высокой энергии (высокой пробивной силой) и бесконтактным импульсным радиовзрывателем. Система наведения ракеты – радиокомандная, по радиокомандам от расположенной на корабле станции наведения (телеуправление). Подрыв боевой части ракеты осуществляется при подлете ее к цели по команде радиовзрывателя или по команде, поступающей от станции наведения. Радиовзрыватель – помехозащищен, адаптируется при подходе к водной поверхности.

«Ракета имеет высокие аэродинамические качества, хорошую маневренность, управляемость и устойчивость по каналам управления и обеспечивает поражение маневрирующих и прямолинейно летящих скоростных целей», – подчеркивается в справочнике «Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Том III: Вооружение Военно-Морского Флота» (ИД «Оружие и технологии», 2001 г., с. 209-214).

Ракета 9М330-2 имеет следующие основные тактико-технические характеристики: длина ракеты – 2895 мм, диаметр корпуса ракеты – 230 мм, размах крыла – 650 мм, масса ракеты – 167 кг, масса боевой части ракеты – 14,5 – 15,0 кг, скорость полета ракеты – 850 м/с, зона поражения по дальности – 1,5 – 12 км, зона поражения по высоте – 10 – 6000 м. Ракета эксплуатируется в специальном герметичном транспортно-пусковом контейнере, не требует проверок и регулировок в течение всего срока своей службы (гарантированный срок хранения на носителе или в арсенале без проверок и обслуживания – до 10 лет). Следует отметить, что размещение ракеты в герметичном транспортно-пусковом контейнере позволяет обеспечить ее высокую сохранность, постоянную боевую готовность, удобство при транспортировке и безопасность при загрузке ракет в пусковую установку корабельного ЗРК «Кинжал».

Восьмиконтейнерные барабанного (или «револьверного») типа пусковые установки 3С95, размещенные под корабельной палубой, обеспечивают так называемый «холодный» (катапультный) старт ЗУР с неработающим двигателем – последний включается только после выхода ракеты на безопасную высоту над палубой (надстройками) и склонения ее в направлении обстреливаемой цели. Такой способ старта ракет позволяет избежать разрушительного воздействия факела ракеты на корабельные конструкции и позволяет обеспечить минимальное значение ближней границы зоны поражения комплекса «Кинжал». Отличительной особенностью пусковой системы комплекса является способность ведения ракетной стрельбы из подпалубных ПУ в условиях наличия бортовой качки до 20°. Расчетный интервал между пусками составляет всего 3 сек. Пусковая установка комплекса включает в свой состав три или четыре унифицированных пусковых устройства (модуля) с автономными приводами наведения, а пусковое устройство – «револьверного» или барабанного типа – имеет вращающуюся относительно барабана пусковой установки пусковую крышку, закрывающую пусковое окно, через которое и производится выброс зенитной управляемой ракеты. Пусковая установка разработана специалистами НПП «Старт» под руководством главного конструктора А.И. Яскина.

Корабельная система управления комплекса «Кинжал» разработана специалистами ОАО «Ратеп» (г. Серпухов), является многоканальной и предназначена для осуществления одновременного использования ракетного и артиллерийского оружия комплекса по любой из сопровождаемых целей. Система управления ЗРК «Кинжал» решает задачи, изложенные в комплекте средств программного обеспечения, и включает модуль обнаружения, который решает следующие задачи: обнаружение воздушных, в том числе низколетящих, и надводных целей; одновременное сопровождение до 8 целей; анализ воздушной обстановки с расстановкой целей по степени опасности; выработка данных целеуказания и выдача данных (по дальности, пеленгу и углу места); выдача (данных) целеуказания средствам ПВО корабля.

В состав системы управления зенитного ракетного комплекса «Кинжал» входят:

Радиолокационные средства обнаружения и опознавания целей;

Радиолокационные средства сопровождения целей и наведения ракет;

Телевизионно-оптические средства сопровождения целей;

Быстродействующий цифровой вычислительный комплекс;

Аппаратура стартовой автоматики;

Система управления огнем 30-мм артиллерийских установок типа АК-630М/АК-306, которая устанавливается по требованию заказчика.

«Оригинальная конструкция антенного поста предусматривает размещение на едином основании параболических зеркальных антенн модуля обнаружения со встроенными в них антеннами опознавания и фазированных антенных решеток (ФАР) с электронным управлением лучом, предназначенных для сопровождения целей, захвата и наведения ракет», – указывается в справочнике «Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Том III: Вооружение Военно-Морского Флота» (с. 209-214). Отличительной особенностью передающего устройства РЛС системы управления ракетной стрельбой комплекса является поочередная его работа в целевом и ракетном каналах.

В состав радиолокационных средств системы управления ЗРК «Кинжал» входит собственная двухкоординатная помехозащищенная РЛС кругового обзора для обнаружения воздушных и надводных целей (модуль К-12-1), имеющая постоянную скорость вращения – 30 или 12 оборотов в минуту – и способная обнаруживать воздушные цели на высоте 3,5 км на дальности до 45 км и обеспечивающая комплексу «Кинжал» полную независимость (автономность) и высокую оперативность действий, в условиях максимально осложненной различными обстоятельствами обстановки.

Работу корабельного зенитного ракетного комплекса обеспечивает современный цифровой вычислительный комплекс, который отличается развитым программным обеспечением, созданным на базе мультипрограммной двухмашинной обработки информации в реальном масштабе времени, и обеспечивает высокую степень автоматизации боевой работы всего комплекса. Вычислительный комплекс обеспечивает ЗРК «Кинжал» работу в различных режимах, в том числе в полностью автоматическом режиме, когда все действия по обнаружению цели собственными РЛС или получение данных целеуказания от общекорабельных РЛС, взятию цели (целей) на сопровождение, выработка данных для стрельбы, пуск и наведение ракеты (ракет), оценка результатов стрельбы и перенос огня на другие цели выполняются автоматически, с применением «искусственного интеллекта» и полностью без вмешательства (участия) операторов боевого расчета ЗРК. Наличие данного режима обеспечивает комплексу существенно более высокий боевой потенциал (боевые возможности), в том числе в сравнении с работой комплексов оружия, использующих принцип «выстрелил – забыл» (в случае с работой ЗРК «Кинжал» оператору даже не приходиться беспокоиться о том, что необходимо найти цель и обстрелять ее – комплекс все делает самостоятельно).

Применение фазированных антенных решеток, электронное управление лучом и наличие быстродействующего вычислительного комплекса (ЭВМ) и обеспечивают упомянутую выше многоканальность ЗРК «Кинжал». Кроме того, наличие в составе комплекса встроенных в антенный пост телевизионно-оптических средств обнаружения воздушных и надводных целей дополнительно повышают его помехозащищенность в условиях интенсивного применения противником средств радиоэлектронной борьбы, а также позволяют боевому расчету комплекса выполнять визуальную оценку результатов сопровождения комплексом целей и последующего их поражения.

Разработка радиолокационных средств ЗРК «Кинжал» осуществлялась специалистами Научно-исследовательского института (НИИ) «Квант» под руководством В.И. Гузя.

Модернизация ЗРК «Кинжал» осуществляется в направлении улучшения его тактико-технических и эксплуатационных характеристик, особенно – в части, касающейся существенного повышения поражающего потенциала комплекса и расширения зоны его поражения по дальности и высоте, а также снижения массогабаритных характеристик комплекса в целом и его отдельных элементов (подсистем).

ЗРК «Кинжал» установлен в настоящее время на следующих типах боевых кораблей: ТАВКР проекта 11435 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (24 пусковых модуля по 8 ракет в каждом, боезапас – 192 ЗУР), ТАРКР проекта 11442 «Петр Великий» (1 установка вертикального пуска, боезапас – 64 ЗУР), БПК проекта 1155 и 11551 (8 пусковых модулей, боезапас – 64 ЗУР), СКР проекта 11540 (4 пусковых модуля, боезапас – 32 ЗУР). Комплекс «Кинжал» планировался также к размещению на авианесущих кораблях (авианосцах) проектов 11436 и 11437, которые, впрочем, достроены так и не были.

ТАБЛИЦА 1

Основные тактико-технические характеристики ЗРК «Кинжал» («Клинок»)

ТАБЛИЦА 2

Тактико-технические характеристики системы управления ЗРК «Кинжал» («Клинок»)

Одним из наиболее интересных моментов недавнего обращения Президента России Владимира Путина к элите и массам стала презентация новейших образцов вооружений , которые в скором времени заступят на боевое дежурство. Как оказалось, один из них уже активно стережет западные рубежи нашей Родины. Авиационный ракетный комплекс (АРК) «Кинжал» — наш гость сегодня.

11 марта 2018 г. Министерство обороны России опубликовало кадры «учебно-боевого» пуска ракеты «Кинжал» с борта самолета-носителя МиГ-31. Этот самолет сам по себе уникален. Более подробно о нем, мы рассказывали Вам в контексте разработки новейшей ему замены под наименованием МиГ-41 . Его еще именуют ПАК-ДП (Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата ).

Как оказалось, подвесить высотную ракету под обычный самолет нельзя. Даже фактически стратосферный МиГ-31 в своем, в том числе, противоспутниковом варианте не способен без дополнительных изменений в конструкции «работать» с такой габаритной ношей. Самолет доработали, ракету закрепили и отправили на боевое дежурство.

Многие пользователи отмечают ряд нестыковок в опубликованном видео. Для чего нужно было «размывать» элементы ракеты на земле и открывать их в воздухе? Ряд экспертов, как например блог BMPD, заметили на видео один из применяемых РСК «МиГ» в качестве летающей лаборатории экземпляров истребителя. Данные факты могут говорить о наличие монтажа сюжета из нескольких роликов различающихся по времени съемки вплоть до нескольких лет.

Кадр Минобороны РФ

Еще одним немаловажным фактом является уникальное сходство новейшего «Кинжала» и относительно немолодого оперативно-тактического комплекса «Искандер-Э». Точнее ракеты к нему под индексом 9М723. Визуально разницы между ними фактически нет, а увеличение на 70 см длины изделия может быть вызвано установкой аэродинамического обтекателя и сбрасываемой после отделения от носителя защиты сопла ракеты.

МиГ-31 с ракетой «Кинжал». Кадр Минобороны РФ

Что касается гиперзвука! Владимир Путин, как и наши военные, в один голос называют новый комплекс — гиперзвуковым , т.е. летящим к цели со скоростью в 10-12 раз выше скорости звука. С точки зрения теории — все верно. Вы только вдумайтесь, 12 000 км/ч! Гиперзвуковой называют скорость движения объекта выше 5 Маха (1 Мах = 1062 км/ч на высоте 11 км) Однако, американские специалисты трактуют понятие гиперзвукового изделия, как использующего для движения прямоточный воздушно-реактивный двигатель. А нашему блогу, откровенно начхать, что думают западные «партнеры». Такого оружия, работающего на таких скоростях, дальностях и высотах… нет ни у одной страны в мире, кроме НАШЕЙ!

«Российская газета»

Она еще и маневрирует. Несмотря на огромную скорость, ракета способна активно маневрировать на всем протяжении полета к цели. Если проводить аналогию с «Искандером», то траекторию ее движения не могут предугадать даже разработчики…она летит как хочет, это же русская ракета.

Уникальные исследования российских учёных и разработки инженеров, позволили создать уникальный гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал», являющийся, на сегодняшний день, по оценкам независимых экспертов, одним из лучших и мощнейших вооружений в мире. Фактически, Россия стала первой страной, которая успешно испытала и начала использовать гиперзвуковое оружие, о котором в США пока что только мечтают, что в свою очередь обеспечивает высокую обороноспособность страны и высокий военный потенциал. Что из себя представляет гиперзвуковой авиационно-ракетный комплекс «Кинжал»?

Что такое «Кинжал»?

По причине того, что разработка отечественных учёных и инженеров является уникальной и секретной, подлинная информация о назначении и возможностях гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал» не раскрывается, однако, известно о том, что он включает в себя самолёт-носитель и гиперзвуковую ракету. Боевая часть ракеты комплекса «Кинжал» может быть оборудована как обычным боевым зарядом, так и ядерным, что позволяет наносить колоссальный урон противнику. Максимальная скорость полёта ракеты авиационно-ракетного комплекса «Кинжал» составляет порядка 12250 км\ч., что означает то, что ракета сможет преодолеть расстояние в 2000 километров менее чем за 10 минут.

Учитывая гиперзвуковую скорость полёта ракеты, авиационный ракетный комплекс «Кинжал» делает бесполезной работу систем ПВО и ПРО, что уже вызывает обеспокоенность у Министерства обороны США, так как это означает, что против современного российского оружия попросту нет защиты.

Отнюдь не менее важной ключевой особенностью гиперзвукового авиационно-ракетного комплекса «Кинжал» является то, что ракета с боевой частью может осуществлять маневрирование на любых участках местности, что делает её полёт незаметным.

Самолёт-носитель для «Кинжала»

Учитывая тот факт, что авиационно-ракетный комплекс «Кинжал» представляет собой современную разработку, в качестве самолёта-носителя вероятней всего будет использоваться российский истребитель-бомбардировщик Су-57. Официальных подтверждений этому пока что нет, однако, учитывая тот факт, что самолёт ещё не начал поступать на вооружение российской армии, вполне вероятно, что эта модель как нельзя лучше подходит для поставленных целей.

Скептицизм и факты

Несмотря на тот факт, что о завершении испытаний и разработки гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал» заявил сам Владимир Путин, отметив при этом, что сам комплекс уже находится на опытно-боевом дежурстве на аэродромах Южного военного округа, у этого заявления появилась масса скептиков. Скептицизм в первую очередь объясняется тем фактом, что на представленных видеоматериалах, были замечены следы монтажа, на которых, за несколько мгновений до взрыва ракеты, видна подмена объекта, по которому наносился удар.

Конечно же, это может быть объяснено тем, что разработчики, ввиду секретности авиационно-ракетного комплекса, решили не раскрывать его реальные возможности, однако, это является маловероятным.

Отнюдь не меньший скептицизм вызывает и тот факт, что ранее российские учёные не заявляли о разработке гиперзвукового оружия, да и реализация самого проекта вполне вероятно заняла бы не менее 5-6 лет, не говоря уже о выделении колоссальных финансовых средств.

Как бы то ни было, учитывая официально представленные данные, на сегодняшний день гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал», является абсолютным оружием, при этом, с большой долей уверенности можно заявить о том, что учёные наверняка продолжат его совершенствовать.

Как противостоять противнику, имеющему подавляющее превосходство? Очевидно, выход из такого положения обеспечат доступные средства способные нанести неприемлемый ущерб врагу. Этим требованиям соответствует российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал». О его успешном испытании было официально объявлено 1 марта 2018 года.

Как и положено, большинство сведений об этом оружии осталось вне открытого доступа. Но то, что стало известно, свидетельствует, что мировых аналогов этого комплекса пока нет.

Уникальный ракетный комплекс

Гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс (АРК) «Кинжал» предназначен для нанесения высокоточных ударов по движущимся надводным и неподвижным наземным целям. Он включает высокоскоростной самолет-носитель и аэробаллистическую ракету Х-47М2. Хотя, этот буквенно-цифровой индекс пока не объявлен официально, ряд специалистов склоняются именно к такому обозначению изделия.

Данная ракета способна на гиперзвуковой скорости с высокой точностью поразить движущийся корабль класса «авианосец – фрегат» или укрепленный наземный объект. Как известно, к гиперзвуковому оружию относятся летательные аппараты, скорость которых превышает скорость звука не менее чем в пять раз.

Ракета Х-47М2

Именно гиперзвуковая Х-47М2 стала главным инновационным элементом комплекса «Кинжал». Хотя, высокие или даже, как считают некоторые специалисты, завышенные тактико-технические характеристики стали предметом споров и недоверия. Тем не менее, сравнение тактико-технических характеристик ракеты Х-47М2 и ее западных конкурентов явно говорит в пользу отечественной разработки.

Сравнительные характеристики ракет воздушного базирования

Тип Х-47М2 AGM-154A
JSOW-A
AGM-158B SCALP-EG ASLP
Страна Россия США США Велик.-Фр. Франция
Класс аэробалл. крылатая крылатая крылатая аэробалл.
Старт.масса, кг 4000 483 - 1300 -
Масса БЧ, кг 480 100 454 400 ЯБЧ ≤ 100 кТ
Макс. скорость, км/ч 12250 1000 1000 1000 3185
Полетное число М 10 0,8 0,8 0,8 3
Макс. дальность, км 2000 130 925 400 1200

Данная ракета считается не крылатой, а аэробаллистической: дальность полета определяется ее скоростью. Самолет выполняет пуск, находясь на высотах порядка 15000 м. Отделившись от носителя, ракета запускает собственный двигатель, а затем по баллистической кривой набирает высоту, по разным оценкам достигающую 25…50 тыс. м.


По достижении верхней точки траектории происходит отключение двигателя, отделение головной части ракеты и начало ее снижения. Такая схема пуска позволяет развить максимальную скорость, а также накопить достаточно энергии для маневрирования с перегрузками не менее 25 единиц.

Возможности АРК «Кинжал» требуют существенного сокращения времени реакции ПВО/ПРО противника.

Во-первых, указанная дальность пуска дает возможность самолету-носителю миновать зону обнаружения радиолокационными станциями.

Противник при этом не знает, откуда ждать удара. Например, предельная дальность обнаружения самолета комплексом ПРО THAAD – до 1000 км. Теоретически, ситуацию с обнаружением исправил бы самолет ДРЛО. Но вряд ли ему это позволит боевая обстановка.

Во-вторых, гиперзвуковая скорость подхода к цели на непредсказуемой для противника траектории полета (включая угол атаки до 90°) просто не оставляет времени для просчета траектории головной части и обеспечения успешного перехвата. Кроме того, ЗУР в большинстве своем не обладают достаточной скоростью и способностью к маневру с необходимыми перегрузками, включая хваленые RIM-161«Стандарт» SM3.


Очевидно, такие условия предъявляют специфические требования также к системе наведения самой ракеты Х-47М2. Но о ней приходится судить пока только приблизительно. Можно предположить, что алгоритм работы системы наведения выглядит следующим образом:

  • после отделения от носителя включается первичная коррекция траектории по данным российской спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • после отделения головной части – инерциальная система наведения с коррекцией по спутнику;
  • в точке поиска цели включается ГСН – радиолокационная или оптическая.

Ракета комплекса «Кинжал» согласно современным тенденциям отечественного ракетостроения будет оснащаться широким набором боевых частей, включая ядерный вариант. Благодаря этому, она сможет эффективно поражать как точечные, так и рассредоточенные цели.

Самолет-носитель МиГ-31БМ

В испытаниях АРК «Кинжал» принимал участие скоростной самолет-носитель МиГ-31БМ – последняя модификация непревзойденного российского истребителя-перехватчика. Такой выбор определялся высокой скоростью самолета, максимальное значение которой – 3400 км/ч.

Все они, кроме последнего, способны нести Х-47М2 на модернизированной соответствующим образом внешней подвеске. А «Белый лебедь» можно оснастить четырьмя такими ракетами, используя внутренние отсеки вооружения без существенной их переделки.

Планируется, что АРК «Кинжал» войдет в состав вооружения перспективного авиационного комплекса дальней авиации как штатное средство поражения.

Таким образом, комплекс «Кинжал» получил еще одно существенное преимущество – универсальность авиационного носителя.

Мнения экспертов

Несмотря на скупость информации, экспертное сообщество активно обсуждает возможности нового комплекса. С одной стороны, отмечается внешнее сходство Х-47М2 с оперативно-тактической ракетой 9М723 комплекса 9К720 «Искандер-М». Это позволило предположить, что новая ракета – результат глубокой модернизации ее аналога наземного базирования.

Исходя из этого, по мнению скептиков, заявленной дальности полета можно было достичь либо при гораздо меньшей скорости полета (околозвуковой), либо за счет кардинального снижения массы боевой части.

С другой стороны, модернизация удачного изделия имеет свои преимущества перед созданием совершенно нового оружия. Наряду с унификацией узлов и деталей имеет место сокращение сроков и стоимости разработки и дальнейшего производства нового образца.

Что же касается указанной скорости и дальности полета, то эти показатели обеспечиваются условиями пуска ракеты.

Он производится на сверхзвуковой скорости полета носителя вне плотных слоев атмосферы. Там же проходит часть траектории полета, что существенно экономит топливо. Поэтому к моменту подлета боеголовки к границе зоны ПВО ее скорость вполне может достигать заявленного значения.


Проблемой также является возникновение плазменной оболочки вокруг тела, движущегося в плотных слоях атмосферы с гиперзвуковой скоростью. Из-за перегрева молекулы воздуха распадаются и образуют «кокон» из ионизированного газа, который отражает радиоволны. Поэтому прием навигационных данных от спутника и работа радиолокационной ГСН становится невозможной.

Получается, что уже на момент начала поиска цели скорость Х-47М2 не достигает гиперзвуковой. К тому же маневрирование ГЧ без работающего двигателя должно, по идее, снизить ее скорость до сверхзвуковой. Из этого следует, что «Кинжал» для ПВО противника представляет угрозу хоть и серьезную, но, преодолимую.

Однако, поскольку проблема «плазменного кокона» далеко не нова, то и работы по ее преодолению ведутся давно, в том числе успешные. Нельзя исключать, что результатом закрытых разработок стало положительное решение этого вопроса.

Стоит отметить, что гиперзвуковая скорость ракеты сообщает ей кинетическую энергию, сопоставимую с энергией взрыва обычной боевой части.

В принципе, если большая (500 кг) масса БЧ препятствует разгону или сокращает дальность полета ракеты, то ее можно снизить до минимума.

Даже в этом случае попадание Х-47М2, скажем, в авианосец выведет его из строя. Повреждение полетной палубы или лишение корабля хода, конечно, не утопит такой «носитель демократии», но точно прекратит полеты палубной авиации.

Подведем итоги

Объективно взвесив доводы «за» и «против» относительно боевых возможностей АРК «Кинжал», можно считать, что они достижимы. Все зависит от того, насколько российский научный потенциал позволил преодолеть указанные выше трудности. Естественно, успехи секретных разработок раньше времени не афишируются.


Таким образом, исходя из заявленных характеристик АРК «Кинжал», это оружие будет обладать следующими решающими преимуществами:

  1. Способность преодолевать противодействие ПВО/ПРО противника благодаря таким возможностям, как:
  • дальность пуска за пределами радиуса обнаружения самолета-носителя существующими радиолокационными станциями вероятного противника;
  • маневрирование на гиперзвуковой скорости с перегрузками, недоступными для современных зенитных ракет;
  • применение средств радиопротиводействия.
  • Поражающая способность ракеты усилена за счет кинетической энергии боеголовки.
  • Высокая точность наведения ракеты обусловлена коррекцией курса на всем протяжении полета ракеты и ее головной части, включая использование всепогодной ГСН на конечном участке траектории.
  • Конструкция ракеты позволяет использовать в качестве носителя, наряду с перехватчиками МиГ-31, различные типы машин, обладающих соответствующей скоростью полета.
  • Ожидается, что принятие на вооружение АРК «Кинжал» станет прорывом в расширении боевых возможностей ВС РФ, хотя в среднесрочной перспективе не снизит значимости авианосных группировок стран-«партнеров».

    
    Top