Исследовательская работа"макулатура, как возрождение бумаги". Бумаге вторую жизнь

Государственное учреждение образования

«Базовая школа №10 г. Новополоцка»


Выполнила

Лещенко Анастасия Анатольевна

4 «Б» класса

Научный руководитель:

Лещенко Виктория Николаевна

воспитатель ГПД

Новополоцк, 2012

Введение……………………………………………………………………..…...3

Основная часть

1 Теоретическое обоснование темы…………………………………………….5

      История происхождения бумаги………………………………5

      Что такое бумага………………………………………………..7

      Предназначение и виды бумаги……………………………….7

      Свойство бумаги……………………………………………......9

1.5 Изготовление бумаги…………………………………………...9

2 Практические исследования…………………………….………………….....11

2.1 Описание практической работы «Делаем бумагу сами».…......11

2.2 Буклет «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге»…12

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованных источников…………………………………………..14

Приложение.

Коллекция образцов бумаги из различных материалов……………………....15

Введение

Актуальность проблемы

Каждый человек - это особый мир со своими чувствами, знаниями и представлениями. Жизненно важно для него уметь передать их другим людям, своим современникам и потомкам. Вся история человечества - это история общения людей. Универсальный инструмент общения - знак, обладающий особым смыслом. С помощью знаков передают и хранят информацию. Люди постоянно открывают новые способы передачи и хранения информации. За сотни и тысячи лет в этой области было сделано множество изобретений и открытий, однако ни одно из них не может сравниться с возникновением письменности и Бумаги!

Почему не сбылись прогнозы о том, что электроника заменит бумагу? Компания «International Paper» выдвинула такое предложение: «Люди желают, чтобы доступ к информации предоставлялся не только нескольким нажатием клавиш. Они ведь желают её ещё и потрогать. К тому же они привыкли держать в руках то, что читают. Им нравится прикасаться к страницам, загибать их, делать пометки».

В настоящее время в связи с развитием бумажного производства, увеличением применения бумаги в различных целях для изготовления бумаги уничтожаются огромные площади леса. Остаётся все меньше зеленого массива, наносится большой вред природе, поэтому нужно бережно и по-хозяйски относиться к лесу. Кроме того очень остро стоит экологическая проблема утилизации бумажных отходов. Около 25 % мусора в мире – это бумага.

Данный проект посвящен изучению бумаги, ее истории, свойствам, видам, а также практическому созданию бумаги из вторичного сырья.

Объект исследования

История бумаги, ее свойства, виды, технология изготовления, в том числе и в домашних условиях.

Предмет исследования

Бумага, ее вторичная переработка как решение экологической проблемы утилизации бумажных отходов.

Цель проекта

Изучение свойств бумаги, ее история, технология изготовления. Самостоятельное изготовление бумаги пригодной для вторичного использования.

Задачи исследования

1) проанализировать литературу и Интернет-источники по теме истории возникновения бумаги;

2) осуществить подбор методов исследования, позволяющих подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу;

3) осуществить практическую работу по изготовлению бумаги из вторичного сырья, обработать результаты, проанализировать и сделать выводы.

Методы исследования

1) работа с литературой и Интернет-источниками;

2) создание видеоролика «Это просто, делаем вместе!»;

3) создание буклета «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге;

4) выполнение практической работы «Делаем бумагу сами», создание коллекции.

Гипотеза

Использование вторичного сырья сохраняет и расширяет зеленый массив, бережет деревья. Кроме того вторичная бумага, сделанная своими руками не только экономит энергетические ресурсы, но и приносит творческое вдохновение.

Изготовление бумаги из макулатуры - решение экологической проблемы.

Основная часть 1 Теоретическое обоснование темы.

1.1 История происхождения бумаги.

Время и место изобретения бумаги точно не известны. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена во втором веке до нашей эры Цай Лунем .

До III века до н.э. в Китае писали на бамбуковых планках, связанных веревками наподобие жалюзи и свернутых в рулон. Есть сведения, что император Цинь Шихуан каждый день взвешивал на весах 1 дань (около 50 килограммов) документов и не ложился спать до тех пор, пока все не проработает. Потом в качестве писчего материала стали использовать шелк. Только он был слишком дорог, чтобы полностью заменить громоздкие бамбуковые планки.

Около 200 года до н.э. с изобретением Мэн Тянем волосяной кисточки появилось нечто подобное на бумаге. Эту «бумагу» изготавливали из конопляных очесов, она отличалась грубой фактурой и неровной поверхностью, поэтому была мало пригодна для письма и в основном употреблялась в качестве оберточного материала. В 105 году чиновнику, ответственному за поставку к императорскому двору предметов обихода, Цай Луню, удалось усовершенствовать технологию бумагоделания. При изготовлении бумаги он использовал в качестве сырья древесную кору, тряпье, конопляные очесы и вышедшие из употребления рыболовные сети. Сделанная по его технологии бумага имела гладкую поверхность и низкую себестоимость. К тому же новый способ оказался очень производительным. Китайцы настолько высоко оценили это изобретение, что со временем причислили Цай Луня к лику богов – он стал божественным покровителем бумажного производства – и возвели его честь храмы.

Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластину с выгравированной на ней благодарностью императора.

Древнейший известный образец бумажной книги – буддистская сутра «Пиюй цзин» - датируется серединой III века. К IV веку бумага в Китае стала главным материалом для письма. Техника бумагоделания была перенесена из Китая в соседнюю Корею, затем во Вьетнам, Японию и Индию. В VIII веке с ней познакомились арабы. В конце XII века крестоносцы принесли секрет ее изготовления в Германию, откуда она разошлась по всей Европе.

С X века в Китае стали изготавливать писчую бумагу из бамбука. Рисовую или пшеничную солому использовали в производстве бумаги для бытовых нужд. Появились и изысканные сорта бумаги – например, ароматная бумага из сандаловой коры.

Уже в VIII веке китайцы пользовались туалетной бумагой. Одновременно с этим китайцы изобрели бумажные деньги.

История производства бумаги делится на два периода: производство шероховатой, мягкой, рыхлой, мохнатой бумаги, так называемой бомбицины, и производство гладкой, твердой, плотной бумаги из льняного тряпья, собственно писчей бумаги.

В XVII и XVIII вв. производство бумаги в Европе достигло значительных размеров. В Венеции, Франции и других государствах издавались декреты, запрещающие вывозить тряпье и старую бумагу. В качестве заменителей тряпья, которое стало очень дорогим, стала использоваться солома, ржи, пшеницы, овса. В Италии на одной из фабрик применялась солома конопли, в Будапеште выделывалась в большом количестве бумага высших сортов исключительно из волокон крапивы. Предлагалось также в качестве сырья для производства бумаги использовать торф, листья, мох, водоросли, рогожи, иглы сосны, ели, кедра и многое другое. В конце концов, все вытеснила целлюлоза.

Появление писчей бумаги в России относят ко времени княжения Ивана Калиты. Первая бумажная фабрика была построена в XVI веке.

В наше время большую часть бумаги делают из древесной массы и целлюлозы. Практически всем нам, так или иначе, приходится сталкиваться со сбором макулатуры. Хорошее дело придумано с целью сохранить наше зеленое богатство – лес. Не успокаиваются и ученые. Так, чтобы наши потомки смогли испытать радость общения с книгой, создаются специальные сорта бумаги, способные донести Слово через века. Подыскиваются заменители древесной массы, используя опыт прошлого. Если когда-то писали на пальмовых листьях, то почему из них нельзя сделать бумагу? Иранские инженеры решили эту проблему и выпускают бумагу из листьев финиковой пальмы. Итальянские специалисты предлагают бумагу из пластмассы. Существуют отдельные экземпляры книг, страницы которых из… морского песка. Нет предела человеческой мысли!

1.2 Что такое бумага.

Бумага – волокнистый материал, состоящий в основном из слоя специально обработанных растительных волокон, тесно переплетённых между собой и соединённых силами сцепления, возникающими между волокнами при их обработке. Бумага вырабатывается или из одних растительных волокон, или с добавлением в бумажную массу минеральных веществ (каолина, мела и др.), проклеивающих материалов (делающих бумагу мало проницаемой для чернил), красителей и других веществ, в зависимости от названия бумаги. Бумаге могут быть приданы различная механическая прочность, гладкость, любой цвет, способность впитывать воду, печатные краски и разные жидкости, водонепроницаемость и жиронепроницаемость, та или иная степень прозрачности и различные специальные свойства. По форме бумага выпускается в виде отдельных листов и непрерывной ленты (широкими рулонами или узкими бобинами).

1.3 Предназначение и виды бумаги.

Первоначально бумага предназначалась исключительно для письма и, по мере своего распространения, постепенно вытеснила применявшиеся для этой цели разнообразные материалы: древесную кору, пальмовые листья, деревянные и глиняные дощечки и др., а также пергамент и папирус, представлявшие собой до изобретения бумаги наиболее удобный и распространённый материал для письма. С развитием бумажного производства бумага стала применяться и для других целей, в первую очередь для завёртывания товаров. Кроме того, толстая бумага нашла применение и как строительный материал. Макулатура является заменителем таких видов первичного сырья и полуфабрикатов, как целлюлоза, древесная масса, бумажная масса. Используется для производства: туалетной бумаги, картонной тары, писчей бумаги, теплоизоляционного материала типа «Эковата»; бугорчатых прокладок и формованных изделий; волокнистых плит, полимернобумажных плит, теплоизоляционных плит. Волокнистые плиты из макулатуры используются для облицовки стен, потолков, перегородок жилых, производственных и складских помещений для изготовления тары, подкладки под линолеум, задней стенки мебели. В настоящее время из бумаги изготовляются различные виды тары, предметы домашнего обихода (салфетки, скатерти, занавески и пр.), детали машин, ленты для самопишущих приборов и т. д. Но основным видом применения бумаги в массовом масштабе является книгопечатание, письмо, черчение и различного рода изоляция.

Разновидности бумаги. Бумага различается по своему внешнему виду и по своим физико-механическим свойствам. Общее число выпускаемых видов бумаг, в соответствии с многообразием предъявляемых к ним требований. Такое разнообразие достигается надлежащим выбором исходных материалов и изменением условий производства, позволяющими в широких пределах менять основные показатели бумаги. В широких пределах могут колебаться и такие показатели, как гладкость, цвет, впитывающая способность, прозрачность, зольность, воздухопроницаемость и т. д.

Отдельным видам бумаги придаются специальные свойства: жиронепроницаемость, высокая пробивная напряженность, фильтрующая способность, водопрочность и др. При этом, в зависимости от требуемой механической прочности и стойкости по отношению ко всяким внешним факторам, применяются различные марки целлюлозы. Древесная масса применяется только в тех случаях, когда от бумаги не требуется высоких механических свойств, и она не предназначается для длительного пользования или хранения. Для производства бумаги широко используется также макулатура, т. е. бумага, использованная по своему назначению и возвращаемая обратно бумажной промышленности для переработки. Сюда же относятся обрезки и отходы от переработки бумаги. На фабриках по производству бумаги выпускают разные виды и состав бумаг. Вот некоторые виды бумаги, с которой мы встречаемся более часто:

1.4 Свойства бумаги.

Бумага материал созданный человеком. Как и любой другой материал, она имеет определённые свойства. Их нужно знать, чтобы использовать при изготовлении различных изделий. Из опыта с листом бумаги мы можем понять, какие свойства имеет бумага.

1.5 Изготовление бумаги.

Технологический процесс получения бумаги и картона складывается из механической, тепловой и химической обработки растительных волокон. Исходным материалом для производства бумаги является тряпьё – в виде старой, ношеной одежды, обрезков со швейных производств, целлюлоза, древесная масса, соломенная масса и бумажная макулатура. Целлюлоза и древесная масса поступают на бумажную фабрику с целлюлозных и древесномассивных заводов в сухом виде – в листах, в сыром – в валиках и пачках, и в жидком – с содержанием фабрик, отбросов первичной обработки льна и пеньки, старых канатов, веревок, сетей.

Производство бумаги состоит из нескольких последовательных процессов.

Приготовление бумажной массы, включающее :

а) Размол волокнистых полуфабрикатов, древесную массу обычно не размалывают, а получают необходимую степень помола;

б) Проклейку, наполнение и окраску бумажной массы с приготовлением суспензий и растворов проклеивающих веществ, наполнителей и красителей;

в) Переработку оборотного брака и макулатуры.

Перечисленные работы выполняет обычно подготовительный цех или отдел фабрики, в состав которого входят два основных отделения – рольное и минерально-клейное.

Отлив бумаги, включающий:

а) образование бумажного полотна;

б) мокрое прессование;

г) первичная отделка.

Все эти процессы выполняются непрерывно и последовательно.

2 Практические исследования.

2.1 Описание практической работы: «Делаем бумагу сами».

Нам понадобится : белая писчая бумага б/у (можно использовать старые газеты), стиральный порошок, клей ПВА, миксер, кусочки разноцветной бумаги, фольги, шерстяных ниток, мелкие сухие растения, дуршлаг, миска, хлопчатобумажная ткань, доска, груз, губка, любые водорастворимые краски (гуашь, акварельные или акриловые).

Технология:

    Нарвем бумагу на мелкие кусочки, сложим её в большую миску с водой. В воду добавим чуть-чуть стирального порошка и немного клея ПВА. Оставим всё это намокать, по меньшей мере, на 3 часа, а ещё лучше на сутки.

    Теперь намокшую бумажную массу нужно измельчить. Сделать это можно с помощью миксера. Стакан миксера заполняем на треть водой и дополняем его отжатой бумажной массой. Перемешиваем короткими включениями на небольших оборотах в течение 2-3 минут.

    Если нет миксера, перетираем массу пальцами так, чтобы получилась густая каша.

    В готовую массу можно добавить маленькие кусочки цветной бумаги, фольги, шерстяных ниток, сухие растения и прочее. Перелаживаем массу над раковиной в дуршлаг и даем воде стечь. Вылаживаем массу в миску и добавляем немного клея ПВА.

    На полу в ванной ложем большой кусок полиэтилена, на него – стопку старых газет, а на них хлопчатобумажную ткань. На ткань кладем комок бумажной массы.

    Разровняем массу пальцами так, чтобы она лежала ровным тонким слоем. Чем ровнее и тоньше мы её разложим, тем лучше будет бумага. Затем хлопаем по поверхности ладонью или немного покатаем скалкой.

    Завернем ткань так, чтобы она полностью прикрыла слой бумажной массы. Сверху положим ещё один кусок ткани и повторяем всю операцию. И так до тех пор, пока у нас не кончится масса.

    Получившуюся стопку (газеты, слои бумажной массы, ткань) накрываем сверху доской и ложем на неё груз. Выступившую воду собираем губкой.

    Всё это оставляем сушиться на ночь. Утром разворачиваем наш «бутерброд» и осторожно перекладываем готовые листочки самодельной бумаги на сухую поверхность. Подождем, пока бумага высохнет окончательно. Края бумаги ровно обрезаем.


2.2 Буклет «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге».

1. Самое большое количество бумаги производят страны: США, Канада, Финляндия, Япония, Швеция. Это логично, так как 20% населения, проживающего в наиболее индустриально развитых странах, потребляют более 85% мирового объема бумажной продукции (пресса, упаковка).

2. Исследования показывают, что бумажная промышленность находится на 4-м месте по выделению газов, вызывающих глобальное потепление.

3. Если бы в США уменьшили потребление бумаги на 10%, это сократило бы выброс парниковых газов на 1,6 миллиона тонн . Такой же эффект дало бы уменьшение автомобильного парка на 280 тысяч автомобилей.

4. Около четверти всего мусора на планете (около 25%) является бумажными отходами и бумажной продукцией.

5. Американцы получают по почте ежегодно 4 миллиона тонн различной бумаги – это более десяти килограмм макулатуры на каждого американца, включая стариков и детей. Если бы все перешли на электронные письма, это спасло бы 150 тысяч деревьев ежегодно.

6. При повторной переработке тонны бумаги сохраняется 17 деревьев .

7. Китай и Индия быстро увеличивают потребность в бумаге, но им еще далеко до промышленно развитых стран. К примеру, средний европеец потребляет ежегодно около четверти тонны бумаги , а австралиец – 130 килограмм.

8. Средняя британская семья ежегодно выбрасывает в мусор столько бумаги, что для ее изготовления пришлось вырубить 6 деревьев .

9. Производство бумаги – сложный процесс, состоящий из семи или восьми различных технологических операций.

10. Если вторично переработать тонну бумаги, можно сэкономить 17 взрослых деревьев, 26 тысяч литров воды, 3 кубометра плодоносной земли, 240 литров горючего, 4000 киловатт-часов электричества . Только этой электроэнергии достаточно, чтобы в течение года питать среднюю семью.

11. Для вторичной переработки бумаги требуется почти в два раза меньше энергии, чем для ее первичного производства из дерева, при этом вредные выбросы уменьшаются более чем на 70%.

12. Миллион тонн бумаги занимают 14.000 железнодорожных вагонов .

13. За последние 20 лет мировое потребление бумаги увеличилось с 92 до 208 миллионов тонн в год – рост составил 126% ! Появление компьютеров, различных систем электронного документооборота и прочих современных технологий эту тенденцию не изменило.

14. 60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево .

15. Из тонны макулатуры можно изготовить 25 000 тетрадей .

Заключение .

Если мы будем использовать вторичное сырьё для изготовления бумаги, то сохранится и расширится в природе зелёный массив. Уменьшается площади, занятые свалками. Рециркуляция бумаги предотвратит загрязнение грунтовых вод токсичной типографской краской, остающейся после биологического разложения бумаги на свалках.

В результате проведенного исследования я узнала историю возникновения бумаги и её видов. Научилась сама получать разные виды бумаги. Собрала коллекцию.

Все сделанное своими руками заставляет не только потрудиться, но и приносит удовлетворение от результата.

Делайте бумагу сами, и мир станет чище!

Список использованных источников:

Характеристика источников

Серия журналов «Детская энциклопедия»

Детская энциклопедия, «Китай», № 12-2007, познавательный журнал для девочек и мальчиков, ЗАО «Аргументы и факты», С. 63-65.

«Все обо всем»

Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия. 1 том, Минск: Красико-Принт, 2002. – 510 с. – С.200-201

Учебно-методическая литература

Юдин А.В. С книгой по жизни. - М.: Знание, 1989. – 48 с., ил. – (Сер. «Твоя профессия»; №3). С. 6-7 «О камне, бумаге и… песке»


Интернет-источники

МБОУ «Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вторая жизнь – бумаги

Подготовили: ученицы 3-а класса Анащенко Виктория, Севостьянова Диана


Цель работы: выяснить, есть ли эффективный способ сохранения леса от вырубки. Задачи: 1. Узнать историю возникновения бумаги. 2. Познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения; 3. Попытаться получить бумагу в домашних условиях, показать применение полученной бумаги.


Гипотеза: предположим, что можно привлечь внимание людей к сохранению леса, если сделать бумагу самостоятельно из макулатуры.

Методы исследования:

  • изучить энциклопедии, спросить у других людей;
  • посмотреть в сети Интернет;
  • провести свое исследование

Бумага

(с итал.)"bambagia",

с татарского "бумуг" - хлопок.


Первый изготовитель бумаги

Цай Лунь 105 г. н.э.

Сырье для получения бумаги:

  • коконы шелкопряда;
  • тростник и бамбук;
  • старые рыболовные сети;
  • волокна тутового дерева.

1857 год – год рождения технологии

изготовления бумаги из древесины.


Стоит задуматься:

  • 100 кг макулатуры это одно спасенное дерево ;
  • Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией
  • Россиянин нуждается в 25 килограммах бумаги в год, соответственно одна семья при желании может сберечь 1 дерево в год;
  • Площадь лесных массивов на нашей планете постоянно сокращается, следовательно, дефицит деревьев станет глобальной проблемой в ближайшее время.
  • За последние несколько мировое потребление бумаги увеличилось в несколько раз .


Активные участники акции - 4 –в класс, ученик 1-в класса - Иванов Александр, ученик 2 –б класса - Комарович Максим, в 3-а классе – Гринченко Ирина.





Результаты исследования

за год наш класс мог бы спасти примерно 2 дерева


Порядок изготовления самодельной бумаги

  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.
  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.
  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.
  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.

2. Залить разорванные

кусочки теплой водой.

чтобы бумага размокла.

  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.
  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.
  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.
  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.

3. Все перемешать миксером до однородной массы, добавить воды.

добавить клей ПВА,

тщательно перемешать.

  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.
  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.
  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.
  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.

5. В получившийся раствор погрузить ракетку с пришитой на ней марлей. Равномерно распределить целлюлозу на поверхности сетки.

6. Вынуть сетку из жидкости,

дать стечь воде и поместить на кусок ткани.

Удалить полотенцем остатки жидкости.

Затем накрыть полотенцем и придавить на 24 часа.


ВЫВОД:

В результате у меня получилась вот такая бумага



Стародуб Анастасия

экологический проект "Вторая жизнь бумаги" ученицы 4а класса МАОУ гимназии № 67

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее. Юниор»

Экологический проект

«Вторая жизнь бумаги»

Выполнила: ученица 3а класса

МБОУ гимназия № 67

Стародуб Анастасия

Руководитель: Тараторкина М.В.

учитель начальных классов

Введение

Мне очень жалко деревья, которые умирают ради газет и журналов, потому что люди, прочитав их, просто выбрасывают. Для того, чтобы получилась пачка газет толщиной всего около метра, нужно срубить взрослое дерево высотой 10-12 метров.

Слайд 2 Актуальность: С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Лес нужно спасать сейчас.

Гипотеза: я предположила, что можно привлечь внимание людей к проблеме уничтожения леса ради бумаги если:

  • сделать бумагу в домашних условиях из макулатуры, подарив этим бумаге вторую жизнь;
  • из полученной бумаги изготовить экологические поделки, например, сердце дерева в бумаге, закладки, книгу, а также использовать ее в оформлении стенгазеты.

Слайд3 Цель: привлечение внимание окружающих к проблеме сокращения лесов

Задачи

  1. Изучить тему изготовления бумаги, узнать какую опасность несет истребление лесов.
  2. Изготовить в домашних условиях бумагу из макулатуры и использовать ее для создания экологических поделок.

3. Рассмотреть вопрос о пользе сбора макулатуры.

4. Сделать экологическую стенгазету.

5. Выступить с презентацией перед одноклассниками.

Проект внутренний, индивидуальный.

Время: октябрь -декабрь 2013гг .

Планируемый продукт проекта: поделки из самодельной бумаги, экологическая стенгазета, сборник задач на тему проекта.

Слайд 4 План проекта

этап

Моя деятельность

время

Теоретическая часть работы

  • поиск информации в Интернете,
  • изучение мнения СМИ по проблеме
  • анализ литературы по проблеме,
  • анализ собранной информации, формулировка выводов

Октябрь, 1 и 2 недели

Практическая часть работы

  • изготовление бумаги в домашних условиях,
  • поделки из самодельной бумаги,
  • стенгазета «Лес – источник жизни»,
  • составление математических задач на тему проекта,

Октябрь, 3 и 4 недели

Ноябрь, 1и 2 недели

Ноябрь, 3 и 4 недели

Оформительская и презентативная часть работы:

  • презентация стенгазеты «Дубки»,
  • презентация книги « О бумаге»,
  • оформление и распространение листовок с призывом собирать и сдавать макулатуру на переработку.

Декабрь,

Рефлексия

Декабрь 4 неделя

  1. Теоретическая часть работы

Моя работа о бумаге. Такой нужной, необходимой, знакомой и близкой, волшебной и прекрасной. Эта добрая спутница письменности, литературы, мысли хранит грустный секрет – каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги. 125 миллионов деревьев в год!

Стоит ли бумага таких жертв?

Слайд 16 Выводы

Моя гипотеза полностью подтвердилась. Изготовленные из бумаги ручной работы экологические поделки в защиту леса работают! Они громче всяких слов привлекают внимание людей к проблеме леса. Когда человек берет в свои руки Сердце Дерева в бумаге, он начинает задумываться, спрашивает себя: «А стоит ли бумага жизни дерева?».

Я думаю, не стоит.

Заключение

Бумага производится из древесины, поэтому нужно бережно с ней обращаться, не выбрасывать на свалку, собирать и сдавать макулатуру. Нужно перерабатывать использованную бумагу, творчески ее использовать.

Мне кажется, необходимо на школьном труде выделить несколько уроков для обучения детей, как изготовить бумагу из ненужной, использованной бумаги. А на уроках окружающего мира рассказать детям, почему так важно беречь бумагу, рассказать о гибели деревьев ради бумаги.

Было бы здорово, если бы писатели печатали свои книги только на бумаге из макулатуры или из других материалов, например, из соломы. Или был бы налажен выпуск учебников из макулатуры, например, учебников по окружающему миру.

Нужно донести до людей мысль, что бумагу надо использовать экономно, потому что за каждым листом бумаги стоит история живого дерева. Чем больше людей будут знать о беде леса, и задумываться о том, как ему помочь, как спасти лес для себя, своих детей, тем быстрее будет найден спасительный выход.

Я голосую за бережное использование бумаги и переработку макулатуры. Надеюсь, уже скоро человечество найдет способ производить бумагу в промышленных масштабах без использования древесины. Так обязательно будет! Я в это верю.

Надеюсь, что моя работа принесла пользу лесу.

Ведь это и было главной моей задачей.

Слайд 17 Использованные источники и литература

1. Глен Веччионе. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. – М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.

2. Мао Цзо-бэнь Это изобретено в Китае / Перевод с китайского и примечания А. Клышко. - М.: Молодая гвардия, 1959.

3. Г. Б. Шишкина. Бумага как эстетический феномен японской культуры // Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. XXVI. - М., 2006.

6. http://www.paperandlife.com/ Журнал «Бумага и Жизнь»

7. http://tragemata.com/news/fakty-o-bumage.html Факты о бумаге

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%EC%E0%E3%E0
Материал из Википедии. Бумага.
9.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Материал из Википедии. Макулатура.

Филюза Кашапова
Научно-исследовательская работа «Вторая жизнь бумаги»

Филиал № 1 МАДОУ № 18 г. Туймазы

Исследовательская работа

«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ БУМАГИ »

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

Выполнила ЗуфароваКамила,

воспитанница подготовительной группы

Руководитель Кашапова Ф. Х. ,

Туймазы, 2017

Цели :

Изучить, сколько макулатуры может собрать среднестатическая семья;

Информировать общественность о результатах эксперимента с целью привлечения внимания к проблеме неэффективного использования бумаги ;

Ожидаемые результаты :

Переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете. С точки зрения экономики целесообразно использовать макулатуру для производства упаковочных материалов, гофрированного и простого картона и т. п. По нашему мнению, использование макулатуры для изготовления красивых и полезных предметов быта и интерьера, не только сохраняет наши природные богатства и помогает улучшить экологическую обстановку в нашем регионе, но и делает нас талантливей, дав нам толчок для творчества!

Введение

Конец 2011 года был ознаменован рождением семимиллиардного жителя Земли, и с каждым годом людей на Земле становится всё больше, а природных ресурсов остаётся всё меньше. Чтобы и дальше пользоваться благами цивилизации, необходимо заниматься сбором, переработкой и использованием вторичного сырья .

Самым распространённым видом вторичного сырья является макулатура. Она составляет примерно 2/5 от всех образованных твёрдых бытовых отходов.

В наше время основными источниками образования макулатуры являются промышленные предприятия, типографии, крупные торговые сети.

Лес можно сберечь, не только охраняя его от вырубания, несанкционированных свалок и пожаров, но и экономно используя его ресурсы и перерабатывая использованное сырьё.

Использование макулатуры позволяет экономить древесину, которая идёт на изготовление бумаги , а результат этого – сохранение лесов.

Бумага занимает исключительное место в жизни людей . Её открытие, как и изобретение колеса - чудо, одно из величайших изобретений человеческого разума. К использованию бумаги мы привыкли с раннего детства, и даже не задумываемся, когда пишем в тетрадях, подписываем яркие поздравительные открытки, рисуем в альбомах и клеим аппликации, читаем увлекательные книги, разглядываем глянцевые журналы и каталоги. Дома, в детском саду, в школе, на улице, в магазинах – везде нас окружает бумага и созданные из нее вещи.

Лист бумаги - гладкий , чистый, отменной белизны - мы рассматриваем как некую малость, обыденную, незаметную, даже вроде бы и не вещь и не предмет, а так просто - лист, да и только. Но вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, трудом каких людей создан этот лист. А приходит время уборки, и мы безжалостно выбрасываем на свалкуисписанные тетради, разрисованные альбомы, прочитанные газеты и журналы, разорванные книги, учебники, сколько всего ненужного можно найти вокруг нас. Попадая на свалку продукты бумажной промышленности , выделяют метан – парниковый газ, который в 20 раз сильнее, чем углекислый газ.

А ведь о том, что нужно беречь природные ресурсы, мы слышим и от родителей, и от воспитателей и учителей, и с экранов телевизоров, давайте смотреть на этот «мусор» другими глазами? Ведь он вполне может прожить вторую жизнь ! Что мешает нам совершить свой маленький подвиг – спасти дерево?

Наступивший 2017 год посвящен экологии, и будет правильно, если в этот год мы постараемся помочь природе по мере своих сил. Может получиться, что мы обзаведемся такой же хорошей привычкой, как и герой А. де Сент-Экзюпери – Маленький принц : «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.»

История бумаги и ее перерождение

В том виде, в котором мы привыкли её видеть, бумага появилась не сразу . История возникновения бумаги началась с того , что в древнем Египте около 3,5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус.

Основным материалом для изготовления папируса была низ стебля тростника. Его разрезали на полоски, и выдерживали в воде, потом прокатывали деревянной скалкой по доске и помещали в воду, опять прокатывали и снова клали в воду. В результате этих операций тростник становился полупрозрачными, его сушили, и разглаживали камнем. Первая технология производства бумаги была достаточно сложной, а потому папирусы были дороги. Кроме того, они были не очень долговечны и требовали бережного отношения к себе. Другой вид бумаги – пергамент , получали путем особой, весьма сложной обработки кож молодых животных – телят, ягнят, козлов и ослов. В отличие от папируса, пергамент был значительно прочнее, эластичнее, мог храниться гораздо дольше, и на нем можно было писать с обеих сторон. Но изготовление пергамента было очень трудным процессом, а потому этот материал был чудовищно дорог. На Руси заменой пергамента стала береста – кора березы, которую заливали воском и писали острой палочкой – стилом.

Настоящим началом истории изготовления бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. Именно там придумали технологию, позволяющую использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву. Поняв, что полуфабрикатами для производства бумаги могут служить :древесная масса или целлюлоза, целлюлоза однолетних растений (соломы, конопли, риса и других,шагнув в эру технического прогресса, люди начали производить бумагу все лучшего качества.

Историки считают, что макулатура, как понятие появилось в тот момент, когда люди стали изготавливать бумагу , с помощью специального оборудования. Поскольку бумажных отходов становилось все больше, их пришлось перерабатывать

Уже в конце 19 века использование картона в упаковочных целях шло полным ходом, а самую первую картонную коробку использовали в Англии в 1817 г. Вскоре в обиход поступил и гофрированный картон.

Первое, что приходит на ум, когда мы слышим про изделия из макулатуры – это туалетная бумага и картон . Но для макулатуры это не предел. Вот что научились люди изготавливать из макулатуры :

Упаковочный картон (тара) : сюда относят хромовый картон из целлюлозы для тары с последующей цветной печатью, коробочный для изготовления тары без последующей печати;

Технический картон используется в строительстве для облицовки, прокладок, при строительстве крыш. Кровельный картон выпускается в рулонах и используется в строительстве. Прокладочный картон используется в машиностроении и при транспортировке мебели. Облицовочный картон участвует в создании строительных плит;

Трубы из картона широко применяются как основа для хранения бумаги , тканей, ковров и других материалов, которые можно упаковать наматыванием;

Эковата - специальный состав из целлюлозной массы, применяемый как тепло- и звукоизоляционный материал. Такая смесь защищает строительные конструкции от огня, гнили и плесени;

Гофрированный картон - многослойный вид картона, который состоит из лайнеров (плоских слоев) и флютингов (волнистых слоев) . Слои соединяются между собой клеем. Прочность гофрокартона зависит от количества слоев, из которого он состоит. Так, к примеру, семислойный гофрированный картон можно использовать для изготовления особо прочных коробок или ящиков.

Средства гигиены- туалетная бумага , бумажные салфетки и полотенца, и т. д. ;

бумажная посуда - такие стаканчики и тарелки легко утилизировать и они не загрязняют окружающую среду;

Пакеты из бумаги считаются экологически чистыми и легко разлагаются. Часто такие пакеты используют для упаковки хлебобулочных изделий, для расфасовки чая, кофе и других продовольственных и непродовольственных изделий;

Изготовление мебели из макулатуры, является относительно новой технологией, но при этом достаточно экологичной. Так, к примеру, если смешать бумажную массу с клеем и смолой, можно получить интересную и нестандартную дизайнерскую тумбу или иной предмет интерьера.

Однако необходимо знать, что не все виды бумаги подлежат переработке . Так, например, нельзя перерабатывать использованную туалетную бумагу и салфетки , фантики, бумажные полотенца с жирными пятнами, копировальную бумагу , бумажные стаканчики .

Так сколько же «жизней » может прожить бумага ? В среднем бумага может быть переработана до пяти-шести раз для получения новой качественной бумаги . Процесс переработки в таком случае выглядит следующим образом : бумага нагревается и нарезается на мелкие кусочки, затем бумагу готовят к переработке , смешивая с водой в специальной машине, похожей на гигантский миксер - так бумага превращается в мягкий материал. Во время этого процесса отбираются длинные волокна для производства крепкой и плотной бумаги , а короткие нити древесного волокна могут быть использованы для «слабой» бумаги , пригодной, например, для газет и кухонных салфеток. Заметим, что каждое последующее смешивание и измельчение сокращает и ослабляет древесные волокна, делая переработанную бумагу менее прочной .

А что могу я?

Моя семья состоит и пяти человек. За время подготовки данной исследовательской работы , наша семья целенаправленно собирала макулатуру. И это не только тетради, альбомы, газеты, журналы и каталоги, также мы собирали коробки из под чая, лекарств, игрушек, печенья, зубной пасты, кремов. У нас вышло 10 килограмм макулатуры. Но ведь прошло только два месяца, и это только одна семья! А ведь в наш садик ходят 120 человек, и у всех в семье по три, четыре и пять человек. Нетрудно подсчитать, что за один-два месяца можно собрать около тонны макулатуры! 54 кг газетной бумаги позволяет сохранить одно дерево, а тонна макулатуры заменяет собой четыре кубометра древесины.

Как мы узнали, в ходе нашего небольшого исследования, сфер применения макулатуры великое множество. Повторное использование бумаги – это актуальное и дальновидное занятие, помогающее сохранять окружающую среду, развивая экологический подход к предметам потребления.

В Туймазинском районе с 1966 года работает картонно- бумажный комбинат - одно из крупнейших предприятий по выпуску бумаги , картона, упаковки в Республике Башкортостан. Основными видами продукции комбината являются бумага для гофрирования , картон для плоских слоев гофрированного картона, гофрокартон и изделия из него (ящики, лотки, гофролисты, санитарно-гигиеническая бумага . Картонно-бумажный комбинат г . Туймазы занимает одно из лидирующих мест в России по производству бугорчатой тары для упаковки яиц.

Сырье для переработки на комбинат поступает от крупных предприятий, имеющих большой документооборот : Туймазинский отдел внутренних дел, центральная районная больница, завод «Химмаш» и т. д., но это на значит что в стороне остаются школы и средние учебные заведения. Регулярно, один-два раза в год, школьники и студенты собирают и сдают макулатуру. Так же прием макулатуры у населения осуществляет предприятие «БАШВТОРМЕТ » , по улице Советской и магазин «Пышка» по улице Гафурова.

Когда макулатура перестает быть хламом и мусором, и превращается в полезные вещи? Стоит ли ее собирать, хранить и потом сдавать? Конечно, стоит, ведь из нее можно получить множество полезных в хозяйстве изделий и даже использовать как нестандартный материал для творческих замыслов.

Из использованной бумаги можно изготовить прекрасные сувениры и поделки. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят теплочеловеческих рук и не имеют аналогов.

Вечное стремление человека окружить себя красивыми вещами побуждает нас к новым решениям. Старые газеты и журналы, которые скопились у вас в ящиках стола, можно сдать в макулатуру, но можно и дать им вторую жизнь , причем яркую, красивую и творческую. Несомненно, второй вариант придется по душе всем людям с «умелыми ручками» . Разумеется, зачем выбрасывать вещи, которые могут быть полезными? Это большая возможность создать нечто оригинальное, и внести разнообразие в досуг – ведь творческий процесс всегда увлекает, дарит положительные эмоции, а также снимает нагрузку и нервное напряжение.

Заключение

Получая из макулатуры такую необходимую всем нам бумагу , люди не только сохраняют леса, но также экономят воду и энергию. А это означает, что сокращается количество вредных отходов и уменьшается общее загрязнение окружающей среды. Если человек вырастает в обществе, которое заботится об окружающей природе, а также осознанно и ответственно относится к экологии, ее проблемам, то можно не сомневаться, что он будет всегда придерживаться соответствующих правил.

Переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете. С точки зрения экономики целесообразно использовать макулатуру для производства упаковочных материалов, гофрированного и простого картона и т. п. Нельзя забывать при этом, что целлюлоза – ценное химическое сырье для производства искусственных волокон, взрывчатых веществ, искусственной кожи, кинопленки и искусственного шелка.

Нужно только всегда помнить, что лес на каждую тонну древесной массы дает нам дополнительно 1,3 т кислорода. Гектар леса ежегодно производит около 45 000 м3 этого жизненно важного элемента , колоссальные количества которого мы затрачиваем на сжигание нефти, газа и угля. Через длительное время это должно привести к общему уменьшению содержания кислорода на Земле. В воздухе больших городов в часы пик и сейчас часто содержание кислорода уменьшается настолько, что это соответствует высоте 5000 м над уровнем моря, а это вредно отражается на здоровье людей. Леса к тому же - это излюбленное место отдыха, хорошая защита от пыли и шума. Города стараются окружить зелеными поясами, что одновременно способствует и борьбе с обеднением воздуха кислородом.

Макулатура - один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленногодерева вырастить новое, требуется 25-30 лет. Бумага практически не наносит вреда окружающей среде. Время разложения 2-3 года, но иногда на свалках, без поступления кислорода в слой мусора, бумага способна лежать до 30 лет, не разлагаясь. Однако краска, которая нанесена на бумагу , при разложении выделяет ядовитые вещества, а при сжигании некоторых видов краски могут образовываться диоксиды. По статистике : в России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.

Мы тоже можем внести свою посильную лепту в дело охраны окружающей среды. По нашему мнению, использование макулатуры для изготовления красивых и полезных предметов быта и интерьера, не только сохраняет наши природные богатства и помогает улучшить экологическую обстановку в нашем регионе, но и делает нас талантливей, дав нам толчок для творчества!

Нелли Толмачёва
Проект «Вторая жизнь бумаги»

Тема проектной работы

«Вторая жизнь бумаги»

ФИО участника проекта: Васильев Захар

Руководитель проекта: воспитатель Толмачёва Нелли Федоровна

г. Новый Уренгой

Проблемная ситуация: В группе каждый день скапливается много бумаги с детскими рисунками, поделками и т. д. и однажды Васильев Захар задумался: а если использованную бумагу не выкидывать в мусор, а использовать второй раз, то может быть можно будет сберечь дерево от вырубки.

Актуальность. Потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, и с каждым же днём возрастают масштабы вырубленных лесов. Чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, целесообразно придумать способы вторично перерабатывать бумагу и картон. Переработка макулатуры имеет большое значение, так как позволяет экономить древесное сырьё. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 - 50 больших ёлок и сосен).

Цель: Формирование практических способов природосбережения;воспитание экономного, бережного отношения к бумаге.

Задачи:

Развивать познавательно-исследовательские умения и навыки.

Познакомить с технологией производства бумаги.

Найти разнообразные способывторичной переработки бумаги.

Формировать представленияо существовании причинно-следственных связей между процессами сохранения лесов на планете и переработки мусора.

Воспитывать бережное отношение к лесному богатству страны.

Гипотеза: если я смогу дать бумаге вторую жизнь, изготовив из нее другую бумагу, то сберегу в природе дерево.

План деятельности по достижению цели.

Срок реализации проекта –2 недели.

Подготовительный этап.

1. Подбор методической литературы по тематике проекта.

2. Подбор видеофильмов и презентаций.

3. Подготовка необходимого оборудования для экспериментов.

Основной этап.

1. Изучение художественной литературы.

2. Просмотр презентации «Бумажные деревья или с чего все начиналось».

3. Просмотр передачи «На целлюлозном заводе».

4. Экспериментирование «Виды бумаги и картона».

5. Эксперимент «Изготовление бумаги в условиях детского сада».

Заключительный этап.

Презентация продукта проекта: альбома, сделанного из бумаги, полученной в результате вторичной переработки макулатуры «Виды бумаги».

Выполнение практической части проекта.

Реализация мероприятий плана проекта представлена в фотоматериалах в приложении 1

Результаты проектной работы.

Результатом проектной деятельности стало:

– обогащение познавательного опыта ребенка в отношении бережного отношения к природе;

– возникновение стойкого интереса к экономии бумаги и картона;

– активизация познавательной и исследовательской деятельности ребенка;

–изготовление альбома из бумаги, полученной путем вторичной переработки макулатуры «Виды бумаги».

Выводы, обобщение результатов.

Переработав старые газеты и другую бумагу, и используя их второй раз, мы действительно сберегли одно дерево.

Если мы будем постоянно перерабатывать использованную бумагу, то спасем наши леса от вырубки.

Определение дальнейших перспектив.

Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом свои свойства, мы предлагаем: продолжить вторичную переработку макулатуры и организовать изготовление поздравительных открыток к календарным праздникам из бумаги, полученной от вторичной переработки макулатуры.

Публикации по теме:

Одно их модных сегодня направлений в декоративном искусстве – рисование песком. Мастера способны приручить этот материал, создавая настоящие,.

Часто после новогодних праздников остаются от подарков мешочки. Они красивы и добротны. В этом году от подарка остался замечательный музыкальный.

Консультация для родителей «Вторая жизнь пуговицы» Консультация для родителей. «Вторая жизнь пуговицы». Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь.

В жизни всегда все упаковано, аккуратно разложено, промаркировано, и всегда любопытно заглянуть во внутрь коробки и посмотреть, что же находится.

Презентация «Новая жизнь-новые риски» 1. слайд. Приветствие, обозначение темы презентации. 2. слайд. Дорогой выпускник! Ты начинаешь новый этап своей жизни. С этого дня ты считаешься.

Семейный экологический проект «Вторая жизнь упаковки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 Семейный экологический проект «Вторая.

На протяжении всей жизни, мы постоянно делаем разные покупки, и упаковки от них обязательно выбрасываем. Если на минуту представить, что.


Top