Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы.

Казачья свадьба

Одно из первых мест в ряду многочисленных казачьих обрядов занимает свадебная обрядность, сложившаяся после введения на Дону церковного брака в XIX веке. Традиционной донской свадьбе присущи многие черты южновеликорусской и украинской свадьбы.

Свадьбы обычно устраивали осенью или зимой, когда казаки освобождались от полевых работ, но иногда и весной, чтобы к началу весенних полевых работ в семье была еще одна работница.

Чаще всего родители сами объявляли сыну свою волю в выборе невесты и отправлялись на смотрины. В доме невесты заводили разговоры о ее красоте, уме и трудолюбии. По зову матери появлялась одетая по-домашнему невеста, держа в руках поднос с кубками вина. Она угощала пришедших и скромно отходила в сторону. Гости расхваливали вино, пили умышленно медленно, чтобы дать возможность жениху рассмотреть невесту. Потом невесту уводили и спрашивали, понравился ли ей жених. А жениха спрашивали о невесте.

Через несколько дней родители жениха присылали сватов, которые приходили в дом под видом заблудившихся странников.

Завершал сватанье обряд рукобития, главное значение которого заключалось в торжественном договоре об условиях брака. Родители договаривались о кладе (т. е. подарках невесте), угощении. Договорившись, отцы били по рукам.

За неделю до свадьбы начинались посиделки, на которые у невесты каждый вечер собирались подруги, шили ей платья, готовили приданое.

Невеста оплакивала свою волю («тяжко с тобой, моя волюшка, тяжко с тобой расставатися»), своих подруг, с которыми расставалась («да вы, милаи мои подруженьки, все вы вольная да раскочнаи! Да последний жа вечерочек побывать мне, девочки, с вами»). Подруги на посиделочной неделе оставались ночевать у невесты.

За несколько дней до свадьбы праздновали «подушки». Приданое невесты веселые «подушечники» несли к дому жениха - легкие вещи несли в руках, а следом на телеге везли сундук. Жениховая родня во главе с матерью принимала приданое и угощала участников «подушечного» поезда.

В последний день перед венцом, девушки собирались у невесты печь традиционный каравай, который украшали веточками, розочками и торжественно несли в дом жениха.

Под песни девушек убирали невесту, заплетали волосы в одну косу. Ждали прихода жениха.
В доме жениха собирались родственники и знакомые. Готовили жениха: одевали, учили держать себя бравым казаком. Затем, набрав провизию, отправлялись в дом невесты, как войско, осаждающее неприятельскую крепость, вновь сводили жениха с невестой, которые торжественно подтверждали согласие на вступление в брак. Жених с невестой удалялись к молодежи, а старые отправлялись на предбрачную вечеру в дом жениха. Здесь выбирали дружку, в помощь ему выбирали двух свашек, главная из них — невестина.

У молодежи в это время тоже шла вечера. С приходом старых вечера заканчивалась, и невеста с подругами, проводив жениха, возвращалась в курень с печальной песней:

Да кукуй, кукушка, не вмолкай,
— Да немножко тебе куковать,
От велика дня до Петра!..

Наступал день выданья. Жених и его друзья садились на коней, остальные участники «поезда» рассаживались в тарантасы, украшенные красными лентами. Казаки-конники отчаянно джигитовали. Улицы станицы оглашались пением военных казачьих песен, звоном колокольчиков. С шумом подкатывал «храбрый поезд» к дому невесты на последний приступ.

К этому времени невеста уже простилась с родными, посидела «на посаде» (овчинной шубе кверху мехом), чтобы богатой и счастливой быть. Одетая в брачный наряд, с заплетенной косой, она сидела за столом в окружении свашки, дядьки, младших братьев. Братья с плетками в руках не пускали жениха к сестре. А дружка, набивая цену, выкупал невесту. После выкупа брачный «поезд» с женихом и невестой ехал на венчание в церковь, а потом - в дом жениха, где на крыльце их встречали родители и благословляли хлебом: разламывали над их головами большой каравай. Чтобы молодые жили в достатке и благополучии, на них сыпали пригоршнями орехи, конфеты, зерно, пшеницу, хмель. Девушки играли песни:

Отворяй, маменька, широк двор,
Да вот тебе, маменька, сын на дворе,
Да не сам с собою — с женою,
Со своей верною слугою.

Начинался обряд повивания: молодой расплетали косу девичью, закладывали волосы на макушке и убор замужней.

А на следующий день происходила раздача каравая со словами «Сыр-каравай принимайте, а молодых одаряйте, наши молодые нанове, им много надобно», — дружка подводил молодых к отцу с матерью. Те провозглашали свои подарки: отец сыну — коня с седлом на службу, а мать — телку или корову в хозяйство. Затем каравай разносили гостям, и каждый одаривал молодых.

Дружка и свашки, завершив свое дело, сдавали молодых родителям, просили не обижаться, если что не так. Их благодарили, наделяли подарками. Молодые благодарили всех участников свадебного пира, прощались, но гулянье после этого могло продолжаться еще неделю, в течение которой молодая пара посещала родственников, знакомых. Это называлось ходить «по сабе».

Так играли свадьбы на Дону. Но в каждом хуторе и станице были свои особенности.
Старинная казачья свадьба долго бытовала на Дону, И в наши дни в некоторых хуторах и станицах, играют свадьбы с элементами старинного обряда — с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами: и пением свадебных песен.

Проводы на войну

Уходя в поход, казаки собирались в церкви на молебен. По обычаю, брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца или матери. Землю зашивали в ладанку (расшитую сумочку с горстью земли и переписанной молитвой) и привешивали к кресту на грудь. Считалось, что это должно оградить воина от ранений и другой беды. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

После благословения отца казак кланялся в ноги родным: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!» Обращаясь к жене, говорил: «Бог даст - вернусь! Береги детей!».
Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.

Встреча казака с войны

Встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Проводы казака в последний путь

Смерть для верующих казаков представлялась естественным явлением, не вызывающим ужаса или отчаяния. Они по-философски мудро относились к последнему дню своей жизни, считая: уж коли ты родился, то должен и умереть. А потому некоторые еще при жизни присматривали себе место под захоронение.

Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и с притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие. В доме вдовы под иконой лежала шапка погибшего. Это означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Хоронили казака по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. Все предметы туалета, которыми пользовались при омовении и обряжении, непременно сжигали, чтобы их не использовали для наведения порчи.

Поминали в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. В малых донских казачьих станицах до сих пор это свято соблюдают. На поминки пекут пирожки с капустой, сладкие - из сухофруктов, варят компот. Перед началом поминок обязательно подают кутью - рис с медом или изюмом. На стол ставят водку и вино. Раньше выпивали строго по три рюмки. На обеде ели только ложками, вилок не подавали и желательно, чтобы ложки были деревянными. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.
Приближение смерти казаки связывали с некоторыми приметами. Считалось, что непременно быть беде, если икона упадет на пол, завоет без причины собака или птица забьется в окно. Умирающему старались облегчить смерть, открывали двери или в потолке делали отверстие. Перед смертью необходимо было причаститься. Казаки полагали, что особенно плохо приходится на том свете самоубийцам, которых хоронили отдельно, вне кладбища и без креста.

Светлана Асташкина
Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»

После исполнения 20 лет, казак начинал готовиться к службе . Провожали казака всей станицей . Обычно приходили родственники, друзья, товарищи и близкие. Было большое застолье. Потом всей станицей провожали за околицу .

Именно с этим обрядом мы познакомили гостей и родителей воспитанники старшей группы «Клубнички» . Наша группа получила статус «Казачья группа » .

Мы украсили зал в стиле казачьей горницы , в которой и происходили все события. Хозяйка-казачка и отец- казак встречали гостей . Дети читали стихи, пели песни о величавом Тихом Доне, о раздольном Донском крае и о славном казаке Гришатке , которому пришло время отправляться на службу .

Мероприятие прошло весело с играми, танцами с использованием настоящих казачьих традиций .

Цель : развивать представление детей об образе казачьей жизни через освоение казачьих традиций

Задачи :

Действующие лица :

Взрослые : хозяйка-Мать, хозяин-Отец, Дед Щукарь

Дети : вестовой, сын-казачок , гости-дети

Репертуар

Фонограмма песни «Трава моя муравушка»

Песня «Вечер, вечер, матушка»

Перепляс «Как донские казаки »

Танец «Из-под горочки туманик…»

Танец-песня «Барыня»

Песня «Ах, на горе калина»

Песня «Как за Доном, за рекой»

Песня «Как у нас было на Дону»

Песня «Ой, при лужке, при лужке»

Песня «О донском крае»

Игры :

На конях скачки – «Скачки на мишень»

«Прокати казачку на коне »

Игры с коромыслом

«Рыбалка»

Атрибуты : кружка, вязаные коврики, поднос с рушником и караваем, сумка деду Щукарю через плечо и рыба, Конь (голова и два человека в ткани, оружие, мешочек с землёй, сухари, 2 коня на палочке, корзина с мячами, 4 ведра, 2 коромысла, невод)

Ход праздника:

1 часть. 1 картина «На круг к атаману»

Зал оформлен в стиле казачьей горницы . Хозяин и хозяйка казачьих костюмах ) встречают гостей. Под фонограмму народной песни «Трава моя травушка» входят 5 детей.

Хозяйка : Пожалуйте, гостички, пожалуйте, дорогие!

Хозяин : Гость на порог – хозяину радость!

1 гость ребенок : Друзья имеются, так и сердце греется! (Юля)

2 гость ребенок : Доброго здоровья вам, хозяева! (Алина)

Входят дети(5, приплясывая под музыку (топотушки)

3 гость ребенок : Здорова дневали, Петр Иванович и Пелагея Марковна!

Хозяйка : Присаживайтесь станичники

4 гость ребенок : Ну и казак у вас (обращается к детям) Люб?

Хозяюшка нахваливает сына.

Дети : Люб!

5 гость ребенок : Ну, Точно дед – Иван Прокопович!

Хозяйка : Милости просим, дорогие гостички, сделайте честь нашему куреню

Хозяин : Покорнейше просим, проходите

Дети : Благодарствуем (хором! Мы спешим к вам на проводы .

Хозяйка : У нас для каждого найдется и местечко и словечко

6 гость ребенок : Без друзей жить – самому постылым быть (Богдан)

7 гость ребенок : Не плетень городи, а с соседом дружбу води (Алина Бобрышева)

Входят дети (5, приплясывая под музыку «Вечер, вечер, матушка»

Девочки : Здравствуйте Пелагея Марковна (кланяются)

Мальчики : Здравствуйте Петр Иванович (кланяются)

8 гость ребенок : Весть мы услыхали, что казачка Гришаню в поход провожают

9 гость ребенок : Пришли мы погуторить, песни спевать, свою удаль показать .

10 гость ребенок : А гостей у вас полно!

Хозяйка : Где теснее, там веселее!

Хозяин : Будьте как дома

Хозяйка : Удобно ли вам гости дорогие?

Сын : Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Дед Щукарь : (входит) Гостям известно дело, место хватило! Да не тесновато ли хозяевам?

Сын : В тесноте да не в обиде! Собрались казаки на единый «круг» !

Старые да молодые, веселые да удалые.

Будем песни петь, наш родной край прославлять и меня в поход провожать !

1 часть. 2 картина «Гулянье казаков »

Хозяева : Сегодня собрались казаки со всей станицы показать свою удаль .

Дед Щукарь : Вы пришли показать казачий пляс . А подарок есть у вас?

1 гость ребенок : Мы тебе Гришаня кружку смастерили. Ты в походе не скучай, Дон родимый вспоминай, с нами песню запевай

Исполняется перепляс «Как донские казаки » (Поклон, садятся на места)

Ребенок : Наступил и наш черед, песню заиграем.

Спляшем лихо и споем, и дары оставим!

Казачок танцует с группой «Из-под горочки туманик…» (в конце танца дети выносят цветные коврики)

Ребенок : При походе по степи пригодятся се ковры.

Хозяйка : Ох, спасибочки, веселые вы казачата да боевые !

Дед Щукарь : (взяв коврик, рассматривая его) : Да это дело хорошее, нужное при походе.

Гости : Люб ковер?

Хозяева : Люб!

Эти дети присаживаются, выходят другие дети.

Они держат хлеб на подносе с рушником

1 ребенок : А мы казачка провожаем пышным караваем !

2 ребенок : Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

Казачок : Вы долго трудились?

3 ребенок : Пот на спине, так и хлеб на столе

4 ребенок : Работящие дети и отцу – хлеб

5 ребенок : Мы сейчас себя покажем,

Каблучками постучим

Лихо «Барыню» отпляшем,

Вас с собою пригласим

Под фонограмму исполняется танец-песня «Барыня»

Хозяйка : (хвалит детей) Ой да казачатки . Лихо «Барыню» отплясали. Даже Деда Щукаря развеселили, а то он как сухарь

Дед Щукарь : Это, я как сухарь? Да я вам это, я еще вам покажу! (шарит в сумке)

Хозяйка : Что там у тебя?

Дед Щукарь : Рыбу поймал казачонку

Хозяйка : Ну, неси ее сюда

Дед Щукарь : Да не идет она

Хозяйка : Так сам иди

Дед Щукарь : Да она меня не пускает

Хозяйка : Ну, давай помогу тебе (вытаскивает рыбицу)

Дед Щукарь : (дарит рыбу) : Вот тебе, Гришаня, от деда Щукаря рыбка для порядка

Хозяин : Ну и дедушка Щукарь…Ничего нам не сказал , что рыбу дивную поймал. Пора и другим казакам приветы слать , Свое выступление начинать!

1 ребенок : Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

Неужели в этом доме половице лопнуть?

2 ребенок : Из-за Дона песню выведу,

3 ребенок : Ох, раз, еще раз,

Мы поклонимся сейчас

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас

Исполнение песни «Ах, на горе калина»

Дед Щукарь : И танцуете вы ладно и песни играете, а вот скажите, без кого казак жить не может ? Кто друг верный казака ?

Дети отвечают. Говорят пословицы о коне.

Казаку конь – себе дорог

Казак с конем и ночью и днем

Мы поклон принесли, и коня привели (ребенок заводит «коня» ,

Ты коня корми досыта и блюди его копыта

тогда твой конь ретивый будет друг незаменимый, Хорошо скачи на нем, хоть куда с таким конем.

Дети дарят «коня» . Мать и казак благодарят гостей

Сын : Воронок притомился. Пусть водицы студеной попьет, сена поест перед дорогой, сил наберется (Уводит коня)

Хозяйка : Спасибо, станичники, что все пришли моего Гришутку проводить .

А по обычаю проводим сынка моего в дальнюю дорогу с песней.

Дети поют песню «Как за Доном, за рекой» , казачок и мать запевают .

Мать и отец («вместе» ): Сынок, дорогой наш, благословляем тебя! (Надевают оружие, дают мешочек с землей, сухари и т. д.)

Сын : Спасибо, матушка, спасибо, батюшка. Спасибо, станичники, за то, что пришли проводить меня . Я буду помнить ваши наказы.

Щукарь : И я, Гришатка, тебя провожу

Мать : Будем ждать встречи, Гришатка.

Дед Щукарь : Григорий с похода сильным, ловким, смелым вернется, а вы каши мало ели? Чай, у вас и силенок нету. Песни пел с вами, плясал, а силушку вашу не видал

Ребенок : Пойдем, дед Щукарь, мы покажем, какие мы быстрые, поворотные, ловкие, разудалые ребята! Одним словом…

Все дети : Казаки !

Исполнение песни «Как у нас было на Дону»

Проводятся игры .

Хозяйка : Сердце-то не зря взыграло, поиграть пора настала

Щукарь : У меня Щукаря два товарища : Первый – конь гнедой, Второй – белый конь. Казаки , коней седлайте! Чётко в цели попадайте!

На конях скачки – «Скачки на мишень»

(Команда папы катает девочек) (6 человек)

Мать : Развеселые живут на Дону казаки- ребята . Эх, танцуют от души наши казачата !

Исполняется песня «Ой, при лужке, при лужке»

Щукарь : Ай, да ребятушки,

Ай, да казачатушки , порадовали старого

Ох, хотел бы я посмотреть, проворны ли девицы- казачки ?

А теперь попросим мы молодушек сюда

Дадим в руки коромысла да два ведра

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет

Наносим, девицы, водицы. Пора бы и ухе свариться

Игры с коромыслом. (Музыкальное сопровождение )

Пора казаков посылать Бреднем рыбы натягать

Проводится игра «Рыбалка» . (Дед ловит по кругу пап и мальчиков)

(Пока идет игра вывести одну девочку)

Щукарь : Вижу я, улов не плох, казак – ловкий рыболов

Девочка : (вбегает) Станичники! Станичники (Катя)

Щукарь : Чего тебе, кума?

Девочка : Я вам добрую новость принесла. Григорий с похода возвращается, встречайте.

Казачок : Здравствуй, милая станица. Вновь судьба свела с тобой. Здесь мне выпало родиться и вернулся я домой. Вновь душа от счастья плачет, Дону в пояс поклонюсь, Пусть мне сто дорог назначат, Я опять сюда вернусь.

Звучит фонограмма (плюс) песня о Донском крае

Вечер, вечер матушка, текст песни

1 Вечер, вечер матушка

Вечер государушка,

Иванушка приходил,

Подарочки приносил

2 Иванушка приходил,

Подарочки приносил,

Подарочек дорогой,

С руки перстень золотой

3 Та отрада, ты отрада,

Ты отрадушка моя,

Мы пойдем с тобой, отрада

Во зеленый сад гулять

4 Во зеленый сад гулять

Сладки ягоды сбирать,

Яблоки садовые,

Сладкие, медовые

5 Два яблочка сорвала

Тебя, милый поняла,

Два сахарных раскусила,

Тебя, милый, полюбила.

На авансцене - ведущие пролога

В1: - Мы – люди 21-го века.

В2:

В3:

В2:

В1: - И судьбой.

Звучит негромкая музыка. Выходит Мать и Отец , несут колыбельку.

Звучит «Казачья колыбельная»

Мать :

Отец:

Мать :

Отец:

В1:

В2:

В3:

В2: - Рубить шашкой - с 10-ти.

Маленький Казачонок

Казачонок: -

В3:

В2:

В1:

В3:

В2: - Весь день. А вечером…

Казачонок

Новобранец:- Знамо дело, отстоял.

Казачонок:-

Новобранец:-

Казачонок:- Это – добрая примета.

Входят отец, мать и сестра .

Отец.

Сестра:

Казачонок: - Цыц, баба.

Мать:- А вот и гости пожаловали

Новобранец:-

Звучит песня «Пришли в гости казаки»

Гости:

Ведущий:

Ведущий:

Мать:

Сестра: - это ещё зачем?

Казачонок:

Отец: - Тихо, сороки.

.

Отец:

Мать:

Звучит мелодия песни «Маты сына провожала»

Мать:-

С последними словами все уходят. На сцене остаются ведущие пролога

В1: - Мы – люди 21-го века.

В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.

В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.

В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.

В1: - И судьбой.

Звучит финальная песня «В путь- дорожку дальнюю»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий реконструкции обряда

«Проводы казака на службу в кубанской традиции»

На авансцене - ведущие пролога

В1: - Мы – люди 21-го века.

В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.

В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.

В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.

В1: - И судьбой.

Звучит негромкая музыка. Выходит Мать и Отец , несут колыбельку.

Звучит «Казачья колыбельная»

Мать : - Бог тебя дал, Христос даровал, Пресвятая Похвала в окошечко подала…

Отец: - В окошечко подала. Андреем назвала.

Мать : - Спи со Богом, со Христом, со Святыми Ангелами, спи, дитя до утра, до утра – до полудня

Отец: - Настанет пора – мы разбудим тебя

В1: - Когда в казачьей семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили кто саблю, кто патроны, а кто и ружье.

В2: - А когда после крестин на 40 -й день возвращались домой, отец, надев на мальчугана саблю, сажал его на коня. Придерживая в седле, он обводил его 3 раза вокруг дома, читая молитву вслух. С 3-х летнего возраста мальчик уверенно держался в седле.

В3: - Стрелять его учили с 7 -ми лет,

В2: - Рубить шашкой - с 10-ти.

Маленький Казачонок выбегает на авансцену, демонстрирует искусство владения шашкой

Казачонок: - А в 18 лет казак был полностью готов к службе.

В3: - За некоторое время до призыва новобранец мог оставить работу. Ему «давали нагуляться». Он освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят только подготовкой снаряжения.

В2: - А ещё он готовился духовно - держал строгий пост, который заканчивался напутственным молебном.

В1: - За день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков.

В3: - А после новобранца все поздравляли, желали счастливой службы и весь день был посвящён только ему.

В2: - Весь день. А вечером…

Заходят молодые казаки и новобранец, За ними – маленький казачонок.

Казачонок : -Андрюшка, а Андрюшка, а ты молебен отстоял?

Новобранец:- Знамо дело, отстоял.

Казачонок:- А конь-то твой, конь-то как?

Новобранец:- Знамо дело, как. Смирно стоял, головы не опускал.

Казачонок:- Это – добрая примета.

Входят отец, мать и сестра .

Отец. Ну что, сынок, много ли гостей придёт на проводы?

Сестра: - Вот и я говорю: «Андрюшка, много будет молодых девок?». Он грит: «А, нет». А как пошёл он, вон привел усю Брёшку».

Казачонок: - Цыц, баба.

Мать:- А вот и гости пожаловали

Появляются гости. Звучит гармонь. Гости поочерёдно подходят к казаку, дарят подарки девушки прикалывают булавками платочки/цветы к черкеске на груди казака, перевязывают его крест накрест рушником.

Новобранец:- Добро пожаловать, гости дорогие.

Звучит песня «Пришли в гости казаки»

Гости: - Благополучной дороги, успешной службы, счастливого возвращения

Ведущий: за праздничным столом звучало много пожеланий, напутствий казаку, но находилось место и для весёлых игр и песен.

Ведущий: Гости веселились до самого утра. Но наступало утро – последнее утро казака в родном доме. Пора было прощаться.

Выходят отец и мать. Отец держит в руках икону.

Мать: - Аннушка, шубу-то, шубу скорей неси.

Сестра: - это ещё зачем?

Казачонок: -Да чтоб служить ему не голо было.

Все суетятся, сестра обнимает казака, плачет.

Отец: - Тихо, сороки.

Все замолкают. Казак становится на колени перед родителями .

Отец: - Благословляю тебя, сын, на добрую службу.

Мать: - И пусть родная земля защитит тебя от погибели.

Звучит мелодия песни «Маты сына провожала» в инструментальном изложении. Новобранец целует икону, встаёт, кланяется на все четыре стороны, выходит из дома спиной вперед, поочерёдно «закрывая» за собой воображаемые «двери».

Мать:- Господи благослови, идти тебе в пути, Господь впереди, Матерь Божа с ними, а ты - за ними.

С последними словами все уходят. На сцене остаются ведущие пролога

В1: - Мы – люди 21-го века.

В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.

В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.

В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.

В1: - И судьбой.

На сцену выходят все участники реконструкции.

Звучит финальная песня «В путь- дорожку дальнюю»


ПРОВОДЫ КАЗАКА НА СЛУЖБУ "

рассказ-быль из казачьей старины
Вячеслава Григорьевича Родионова

- Здорово ли дневали? На востоке забрезжила заря, небо медленно просветляется. Сначала наступают утренние сумерки, потом высвечиваются степные просторы, серебрится Дон и под всполошные крики кочетов и ленивую брехню дворняг пробуждается казачья станица. На базах забеспокоилась худоба, хрипят кони, предчувствуя расставание и дальнюю дорогу. Это в тех дворах, где казачьи семь встали еще до зари, где в куренях идут приготовления к проводам молодого казака на почетную царскую службу. В курень служивого, стоящий на высоком вале над рекой, заходят друзья и близкие родственники. Накануне вечером, в храме Божьем, священник отслужил молебен, а сейчас молодой казак усердно молясь на образа, кладет земные поклоны. Одет он в хлопчатобумажную гимнастерку с пристяжными погонами и двумя карманами ниже пояса, в шароварах серо-синего цвета с красными лампасами, в армейских сапогах и при полной походной справе. Защитного цвета фуражка с кокардой лежит рядом на столе. Наконец служивый закончил молиться. Его отец, в казачьей форме и при наградах за былые походы, снимает икону и, благословляя ею, напутствует молодого казака. - От икона святая, дорогой сын, помни Бога, не забывай Его заповедей, служи царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на службу царскую . В от тебе благословение от меня и от твоей родительницы и знай, что с верой в Бога и Его Пречистую Матерь тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни ко п ья, ни мечи. Послужи Матушке-царице, как и деды и отцы твои служили. Молодой казак целует икону, а потом кланяется в ноги отцу и матери, деду с бабушкой, дядям и теткам, говоря: - Простите меня, родной батюшка! Простите меня, родная матушка! Простите все родные! Потом обнимает, целует жену и маленького сына. - Прости милая жена! Жди меня! Бог даст, вернусь! Казачки всхлипывают, но казаки торжественно молчат, ведь пожилые сами испытывали те же чувства, а молодые испытают в скором времени. Первым из куреня на баз выходит служивый, за ним родители, жена с сынишкой, родственники, друзья. Казак грустным взором окидывает родной двор, сад и все, что дорого и мило ему, и что так связано с его детством и юностью. Пока он мысленно прощается с родовым гнездом, седлают его коня. Потом его младший братишка выносит за распахнутые ворота пику, один из друзей выводит коня, снаряженного в полную походную сбрую. Все выходят за ворота. Рядом с казаком идут отец, мать, жена с ребенком на руках и родственники, за ними народ. Один из казаков, провожающих служивого, заводит заунывную, старинную, казачью песню, ее подхватывают все:

Путь дороженька пролегала здесь, Как по той по дороженьке Да шёл в службу молодец. Провожали его отец-мать родные , Жена милая, все приятели. Тихий Дон шумел , Он поклон ссылал Своим детушкам в дал ь ню сторону ...

Шествие направляется вдоль улицы за станицу. У станичных ворот, откуда должны выходить казаки на шлях, собирается народ, одетый по-праздничному. Казаки в форменной военной одежде, без погон, но с заслуженными наградами за былые кампании. Старики при той же форме, но либо в башмаках из грубой кожи, на толстой подошве, либо в чувяках - низкой кожаной обуви без твердого задника, и в шерстяных чулках домашнего изготовления. Женщины в нарядных платьях с обтягивающими кофтами с буфами. Толпы народа собрались провожать служивых. Все соединяются и идут вместе. Пройдя около версты, делают привал. Появляется вино и начинается угощение. Песни не умолкают. Служивые казаки пьют мало и глядят как-то сосредоточенно с сознанием важности минуты и своего долга.

Через час-два настает последнее прощание. Служивые снимают со стремян колпачки и наливают в них грамм по десять вина. Пьют стремянную. Слышен плач их жен, детей и матерей. Вот жена подала мужу ребенка, а он посадил его в седло. Сама же она обвила руками шею коня, плачет, жалится и молит коника принести назад ее милого друга. Провожающие завели печальную прощальную песню.

Ты прости, прощай, Тихий Дон, сын Иванович...

Громко несется песня над безбрежной степью, уже проснувшейся, а вдали блестит широкий, привольный Дон, заросший мелким лесом и подернутыми дымкой берегами. Казаки уже на конях; кони рвутся, бьют копытами землю и грызут удила. Последняя минута. Казаки снимают шапки, кланяются и крестятся... Дробно застучали копыта, блеснули на солнце пики, и все исчезло в дали. Только еще долго оседает пыль, поднятая конскими копытами на вековом шляхе. Народ постепенно расходится, медленно идут старики и каждый из них по-своему толкует о походе, а иные вспоминают свою прежнюю боевую жизнь и дела.Медленно расходится народ по своим дворам. Солнце пронзает степь распаляющимися лучами. Занимается жаркий день.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вот так-то, ребятки! Отправились служивые на воинскую службу, к которой готовились многие годы, с раннего детства, как и вы. Сначала в играх и забавах, потом в тренировках и состязаниях. Чтобы стать умелым и сноровистым, ловким и сильным, удалым казаком. Чтобы стать в ряды нашей армии, в ряды защитников спокойной жизни и мирного труда нашей любимой Родины - России. На то мы и казаки! Во славу Господа! Прадед Вячеслав

Обычай торжественно провожать казаков в армию уходит своими корнями в далёкое прошлое. Хоть многое и поменялось с той поры, но традиция верой и правдой служить России живёт в казачестве, как и прежде. С 1 апреля многие жители Верхнедонского района провожают своих сыновей на службу. И я хочу рассказать, как в старину провожали казака в армию.

Задолго до проводов начиналось хождение новобранца по гостям. Каждый день его приглашал кто-нибудь посидеть вечерок. Последние же дни собирались в родительском доме. Молодые девушки и парни пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. После угощения молодёжь расходилась, а за столом оставались взрослые. Участие молодого казака во время прощального ужина, когда за столом оставались взрослые, строго регламентировалось. За столом неженатый казак сидел в святом углу между отцом и матерью. Одет он был в хлопчатобумажную гимнастерку с пристяжными погонами и двумя карманами ниже пояса, в шароварах серо-синего цвета с красными лампасами, в армейских сапогах и при полной походной справе.

Нередко гости просиживали за столом всю ночь, предаваясь воспоминаниям о былых временах и военных победах. Беседы прерывались песнями. Можно отметить, что песенный репертуар также был довольно определенным в сюжетном отношении. Большая часть текстов была связана с тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были сугубо мужскими.

Утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Выйдя из-за стола, отправлялись во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону (во время благословения они трижды ими менялись). Родители, благословляя сына на добрую службу, желали благополучного возвращения. Казак целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать надевала сыну крестик или медальон (чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца) и трижды говорила: «Господи благослови. Тебе идти в пути, Господь впереди, Матерь Божья с ним, а ты за ним».

Вообще, среди служивых казаков было распространено ношение ладанок с зашитыми молитвами и щепоткой родной земли. Отец благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение царю и Отечеству. Послужи батюшке-царю, как и деды, и отцы твои служили». После благословения отца казак кланялся в ноги родным: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!» Потом обнимал, целовал жену: «Прости, милая жена! Жди меня! Бог даст, вернусь!»

Казачки всхлипывали, казаки торжественно молчали. Новобранец грустным взором окидывал родной двор, сад и всё, что дорого и мило ему, что так связано с его детством и юностью. Затем, по обычаю, который существовал в ст. Казанской, казак перед выходом из дома стрелял в верею (столб, на который навешивается створка ворот) или в порог. Младший братишка за распахнутые ворота выносил пику. Жена подводила коня, передавала повод и говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Неженатому казаку коня могли выводить невестка, сестра или друзья. Все выходили за ворота. Шествие направлялось на площадь к церкви, где служили молебен. Для этого из храма выносили «святости» — хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. Уже во время молебна примечали, какая судьба ждёт служивого: если конь стоит, опустив голову во время церковной службы, казак домой не вернется.

Затем и провожающие, и те, кто уходил на службу, смешавшись, шли на переправу. Впереди шли священнослужители. В одних случаях было принято, чтобы служивый казак шёл спешенный, в других - ехал, а коня вели жена или отец. Собравшийся народ был одет по-праздничному. Казаки в форменной военной одежде, без погон, но с заслуженными наградами в былых кампаниях. Старики при той же форме, но в чувяках — низкой кожаной обуви без твердого задника, и в шерстяных чулках домашнего изготовления. Женщины в нарядных платьях.

На берегу Дона появлялось вино и начиналось угощение. Песни не умолкали. Провожающие выпивали по чарке за каждое из трёх желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение. Служивые снимали со стремян колпачки и наливали в них грамм по десять вина. Пили стременную. Слышался плач их жён, детей и матерей.

Вот жена подала мужу ребёнка, а он посадил его в седло. Сама же она обвила руками шею коня, плачет, молит коника принести назад её милого друга. Последняя минута. Казаки снимают шапки, кланяются и крестятся...

Переправляясь через Дон, набожные воины черпали священную для них воду, мочили ею головы, утирали лицо, глаза и потом, поклонясь реке и последнему храму своей земли, стройными рядами оставляли станицу. Дробно стучали копыта, блестели на солнце пики, и всё исчезало за задонской горой. Только ещё долго оседала пыль, поднятая конскими копытами на вековом шляхе.

Вот и сегодняшние новобранцы, отслужив, вернутся домой, и когда-нибудь сами будут провожать на службу своих сыновей, как когда-то провожали их и всех казаков-предков защищать родную Отчизну да батюшку тихий Дон.


Top