Военное государство. Военная политика как специфический вид политики

Войны издревле известны человечеству. Они уносили миллионы жизней в течение веков. Военная политика — понятие, возникшее позже самих боевых действий. Хотя принципы ее и суть использовались еще с первых вооруженных столкновений. Что такое военная политика? Для чего она применяется, каковы механизмы? Давайте разбираться.

Исторические предпосылки

Начать следует с того, что военное дело еще древним людям представлялось особым, полезным общине искусством. Умение создавать и применять оружие делало племя сильнее. Оно имело возможность отстаивать свои и захватывать чужие территории, следовательно, было более жизнеспособным. Развивалось военное дело по-разному. Одни нации оттачивали стратегию нападения, другие придумывали механизмы защиты. Суть же оставалась приблизительно одной и той же. Перед людьми стояла важная задача по защите жизни соплеменников и территории, позволяющей общине воспроизводится. По словам историков, наибольшую значимость вопрос приобрел с созданием государства. Этому образованию потребовался механизм отстаивания самого права на существование. На первый план в межгосударственных отношениях военная политика вышла в двадцатом веке. Часть стран взяли курс на милитаризацию, ставя во главу угла мощь оружия. При этом страдали простые жители этих и соседних государств. Им приходилось нести на своих плечах тяготы многочисленных локальных контактов и двух мировых войн. С развитием технологий военная политика обретает более изощренные механизмы воздействия на «соседей по планете». Нынче уже не обязательно применять оружие. Достаточно угрозы введения его в действие.

Суть военной политики

Этот термин скрывает за собой целый механизм, состоящий из государственных органов, а порой и частных структур. Используется такая политика, как и в древности, для защиты интересов страны и ее граждан. После Второй мировой войны на первое место в целеполагании выходит сохранение суверенитета и целостности государства. Ведь методы влияния на страны меняются, совершенствуются. Ныне необязательно вводить войска, чтобы добиться разрушения государства. Все мы читаем и анализируем новости из Украины. На нее никто не нападал, но система власти в этой стране, общественная жизнь деградируют быстрыми темпами. Нельзя отрицать, что это результат особой политической игры, проводимой мировым гегемоном. Система влияния, связанная с военным искусством, делится на внешнюю и внутреннюю стороны. Если возникают угрозы со стороны иных держав, приходится применять политические инструменты в их отношении. Внутренняя нестабильность заставляет использовать для разрешения вопросов в обществе также военную политику. То есть с ее помощью государство решает ряд задач по сохранению своего существования.

Военная политика России

Миролюбие — это принципиальная позиция РФ. Политика в этой сфере не создавалась заново, а базировалась на той системе, которую создали в СССР. Из нее Россия взяла все самое лучшее. Одновременно изучался опыт других государств, внедрялись передовые технологии и новые методы влияния. Естественно, их практики пропускались через призму особенностей развития РФ и ее интересов. Военной политикой в России занимаются президент, правительство, парламент. Множество институтов работает в этом направлении. Необходимо не только совершенствовать системы вооружений, но и отслеживать изменения, происходящие в соседних странах. К примеру, ситуация на Ближнем Востоке все предыдущие годы вызывала беспокойство. Развитие радикализма и терроризма представляло собой угрозу России. ДАИШ действует не только на земле, но и в Интернете, вербует сторонников, привлекает ресурсы. А это опасно для территориальной целостности соседних стран, да и тех, что расположены далеко тоже. Людское недовольство жизненным уровнем порождает мысли о несправедливости системы, а это приводит к распространению радикальных взглядов в наиболее активных слоях общества. Необходимо вырабатывать методы подавления данной волны.

Методы гегемона

Невозможно говорить о том, что значит военное дело для не затронув деятельность США в данном направлении. Всем известно, что у гегемона (была до недавнего времени). Однако современна история не содержит данных о победных ее применениях. Американцы не смогли победить народ Вьетнама, показали маленькую эффективность на Ближнем Востоке. Они наращивали свою военную мощь не для практического применения оружия. Оно было инструментом давления на «соседей по планете». Войска на деле применялись только против маленьких стран, в которых отсутствовала как таковая армия. Вспомним историю Гренады. Остров и правда был захвачен военной силой. Но там и сопротивления особого не было из-за отсутствия элементарных систем вооружения, сопоставимых с американскими. Этот случай — явный пример использования военной мощи как способа давления. Мол, кто нас не слушается, к тому плывет шестой флот.

О задачах военной политики

Вернемся непосредственно к нашей теме. обязательны для современных государств. Не у всех они носят К примеру, страны ЕС находятся под защитой НАТО. То есть не у всех из них есть собственные армии. Они содержат общую. Однако подобные институты выполняют задачи военной политики. Они таковы:

  • обеспечение целостности, неприкосновенности государства, общества, территории;
  • защита граждан, находящихся за пределами страны;
  • создание условий для безопасности флотов.

Тактика же решения этих задач у стран различна, как и в историческом прошлом. США создали мощные флоты для того, чтобы властвовать на морских просторах. Континентальные страны, в том числе и РФ, больше внимания уделяют обороне.

О целях военной политики

Необходимо отметить, что оборонная мощь является серьезным фактором влияния на мировой арене. Планета у нас одна, а средств ее уничтожения создано столько, что можно убить все несколько раз. Потому десятилетиями в обществе поднимаются вопросы разоружения, перманентно ведутся переговоры по этой тематике. Они, кстати, являются еще одним инструментом давления государств на соседей. Каждое пытается отстоять свои интересы. При этом учитываются заявленные цели военной политики. Российская Федерация задекларировала их таким образом: создание благоприятных условий для того чтобы общество, государство, граждане динамично и прогрессивно развивались, не испытывая беспокойства по поводу Данный принцип провозглашается любой демократической страной. Армия необходима для того, чтобы общество спокойно развивалось. С другой стороны, военные структуры являются ощутимой его частью.

О связи с экономикой

В современном мире невозможно рассматривать военную политику отдельно от других направлений деятельности государств. Процессы глобализации объективно приводят к тому, что все сферы общественной жизни переплетаются между собой. Вооружения создаются, развивая науку и промышленность. Предприятия платят налоги и дают работу жителям стран. Они же конкурируют за рынки сбыта. Военная политика государства очень плотно связана с его экономикой. Стоит только посмотреть на новостные ленты. Там постоянно приводится информация о том, как производители ведут борьбу за контракты. Тем более что продажа вооружений приносит стране не только прибыль, но и политическое влияние. В этой связи необходимо указать на важность развития собственного военно-промышленного комплекса. Оборонная политика сильных стран учитывает это обстоятельство. Покупать оружие на стороне, значит, попасть в полную зависимость от производителя. Руководство РФ учитывает в своей политике эти риски.

Источники военной опасности

Это вопрос очень обширный. Он затрагивает то положение, которое занимает Россия в современном мире. Военная политика государства направлена в первую очередь на поддержание бесконфликтных отношений с другими странами. Кроме того, есть ряд проблем, связанных с межэтническими и межрелигиозными разногласиями, возникшими на территории России. Все эти сложные вопросы приходится решать политическими инструментами. Военные угрозы делятся на уровни. Вероятность использования ядерного оружия относится к глобальным. Угроза применения армий соседями — региональная. К локальным относятся конфликты между субъектами РФ на религиозной, межэтнической, межконфессиональной и иных основах. По-видимому, в современном мире и экономические войны следует отнести к глобальным угрозам. Особенно если учесть, что президент США не гнушается в своих выступлениях высказывать идеи о необходимости давления на валюты и промышленности других стран.

О новом оружии РФ

Следует отметить, что условия реализации военной политики странами меняются стремительно. На знаменитый залп ракетами «Калибр» из Каспийского моря пока не все партнеры успели отреагировать. Но смысл его уяснили. Эти новые системы поставили крест, как говорят специалисты, на мощи военных флотов НАТО и США. Американские политологи указывают на то, что авианосцы превратились в один момент из прекрасного механизма влияния в груду металлолома. Их дороговизна в производстве и содержании никак не соответствует отсутствию эффективности в новых условиях. Нынче уже генералы НАТО без стеснения указывают на критическое отставание от РФ в развитии вооружений.

Кому угрожает Россия?

Рассматривая вопросы военной политики невозможно не затронуть данную тему. Дело в том, что должностные лица стран НАТО то и дело говорят об угрозах со стороны РФ. Однако, военная политика России в системе современных международных отношений остается взвешенной, миролюбивой, предсказуемой и эффективной. Участие ВКС на территории Сирии, это полностью доказывает. Но, несмотря на наличие видеосъемок ударов по боевикам и их базам, крики об угрозе со стороны западных партнеров не прекращаются. По-видимому, их страшит продемонстрированная мощь армии России. А целеполагание они на нее собственное экстраполируют. Страшатся того, что сделали бы сами, будь у них такие вооруженные силы. РФ же устами президента В.В. Путина совершенно откровенно и прямо заявила, что угрожает только тем, кто пытается подорвать ее безопасность. Не надо посягать на тайгу медведя, он никого тогда не обидит.

Заключение

Вопросы реализации военной политик сложны и многомерны. Борьба в этом направлении ведется нешуточная. России необходимо постоянно совершенствовать институты, отвечающие за безопасность, чтобы быть готовой к отражению любых угроз. А они благодаря нашим партнерам тоже развиваются. Появляются новые, совершенствуются имеющиеся. Над каждой нужно работать, чтобы найти пути устранения их по возможности бескровно и безопасно для граждан.

совокупность вооруженных, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и др. органов, учреждений и институтов государства, занимающихся военной деятельностью. Основным элементом В.о.г. является вооруженная организация государства, в которую входят вооруженные формирования, предусмотренные государственным законодательством, а также военно-административные, военно-правовые органы. Ядро вооруженной организации составляют ВС. Вторым элементом В.о.г. является система жизнеобеспечения вооруженной организации государства. Ее ведущим звеном выступает военно-промышленный комплекс и часть др. отраслей экономики и науки, преимущественно работающих в военной области. Третий элемент В.о.г. составляют органы и учреждения государственной власти, политические органы и организации, непосредственно занимающиеся вопросами обороны и безопасности страны. Назначение В.о.г. зависит от характера и целей политики государства. Ее конкретная структура и функции определяются органами государственной власти в соответствии с военной доктриной государства, состоянием военно-политической обстановки в мире и регионе, экономики, социальной и духовной жизни общества, историческими и национальными традициями и др. объективными факторами. Деятельность В.о.г. обеспечивает необходимый уровень обороноспособности государства, его военную мощь и боевую мощь ВС.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

часть государственного механизма, предназначенная для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы. Военная организация РФ включает в себя ВС РФ, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, др. войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач обороны и безопасности. В более широком смысле в В. о. г. включаются часть промышленного и научного комплекса страны, а также органы государственного управления военно-техническим строительством и нормативная правовая база, определяющая функции, права, обязанности и взаимосвязи всех элементов В. о. г. Признаками В. о. г. являются: вопервых, исполнение военнослужащими в особом порядке служебных обязанностей (обязанностей военной службы), во-вторых, регламентация их деятельности военным законодательством, не распространяющимся на иные виды деятельности, в-третьих, и это основное, решение специфических задач военной безопасности специфическими (военными) методами. Структура В. о. г. меняется в зависимости от уровня развития общества, характера политического строя, социально-экономической базы, а также в зависимости от развития средств вооруженной борьбы, условий внутренней и внешнеполитической обстановки. К воинским формированиям относятся воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Под понятием «органы» подразумеваются: СВР России; органы ФСБ России; органы ФСО России; Федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ.

Военное государство отличается от обычного не военными, а штатскими. Военное государство не признаёт автономности личности, право (пусть даже в виде идеи полицейского государства), согласно лишь на приказ как абсолютный произвол.

Россию часто характеризовали как страну рабов и господ. К сожалению, реально это страна генералов и солдат. Никакого рабства в России не было и нет. Рабом сочли военного. Ошибка понятная: солдаты, как и рабы, бесправны и живут не по своей воле и не по праву, а по приказу. Однако, есть существенная разница: рабы не воюют. Ещё ни одна империя не создавалась армией, состоящей из рабов. Российская империя - не исключение. Не рабами царя были её жители, не холопами, не верноподданными, а военнобязанными. Здесь - качественное отличие России от Руси, которая была разной в разные века, но никогда не была военизированной державой. Здесь - качественное родство России со Спартой, с имерией ацтеков, с Оттоманской Портой и прочими людскими полчищами, в которых главное было не национальность и вера, а желание завоевать и готовность выполнить приказ.

За рубежом первым поделил государства на военные и промышленные Герберт Спенсер (1820–1903) в своих «Основаниях социологии» (1896):

«Современные Дагомея и Россия, а также древние Перу, Египет и Спарта - в социальной системе этих стран жизнь, свобода и имущество гражданина принадлежат государству, целью которого является война».

Можно было бы упомянуть ещё и Пруссию - во всяком случае, немецкие историки Герхард Риттер и Вилфред фон Бредов считали, что прусский милитаризм кладет в основу политики интересы армии, а не государства в целом, военные отношения и военные ценности проникают в гражданское общество.

Спенсер все страны разделил на производящие и воюющие (промышленные и воинственные). Он прилагал к обществу метафору дарвинизма: борьба за существование может вестись через попытку уничтожить другого, а может - через попытку сотрудничества с другим. Спенсер не был социалистом, он был ярым противником социализма, но он был последователем Огюста Конта и считал, что налицо прогресс - появляются промышленные страны. Впрочем, одно то, что Спенсер выделял Спарту и Россию как страны милитаристские, показывает, что он не считал все страны вообще воинственными.

Милитаристское сознание первым делом пытается замаскироваться. Скрыть свой милитаризм можно двумя способами: объявив себя мирной страной или объявив все страны милитаристскими. Российская власть любит утверждать, что она - ещё не более всех военная, не более всех нарушает права человека. Такая маскировка возможна, потому что с точки зрения миротворческой все страны и древнего, и современного мира являются обществами насилия, более того - милитаризованными. США, классическая не милитаристская страна, воюют постоянно. Неправда же милитаристской маскировки в том, что есть качественная разница между милитаризмом как целью существования всего государства и сохранением войны в качестве политического средства. Это прежде всего выражается в качестве жизни граждан того или иного государства, а качество жизни при этом начинается со смысла жизни.

Можно сравнить страну-армию с человеком, проанализировав её, к примеру, с точки зрения "большой пятёрки" - психологической классификации, которая делит человека на пять основных уровней.

Во-первых, в стране-армии высший уровень человека тот, где он определяет смысл своего существования, "царственная ипостась". В стране армии этот уровень присвоен коллективным руководством. Цель существования человека определяет не человек, а система, ориентированная на войну. (Главнокомандующие, военные пропагандисты, штабы и т. п. являются лишь проявлениями этой безличной системы). В таком государстве существует представление о том, что жизнь каждого определяется некоей "общей идеей", "национальной идеей", и в эту идею непременно включается военная агрессия.

В стране-армии цель существования человека - не его существование, а существование страны. В нормальном обществе индивид не подчинён государству и права индивида защищены от посягательств государства

В стране-армии искусственно насаждается единство мировоззрения. Поощряется лояльность к начальству (такая, чтобы преобладала над лояльностью к семье и правде), конформизм, готовность к самопожертвованию.

Во-вторых, в милитаристском обществе прогностическая, разумная способность целиком подчинена страху. Милитаризм боится, милитаристский ум всю поступающую к нему информацию деформирует, оценивая с одной точки зрения - как угрозу. В быту человек с такой психологией называется параноиком, конспирофобом. Что бы ни происходило, во всём он видит заговор против себя, угрозу своему существованию. Нормальные пророки пророчествовали о разном, но прежде всего о спасении и наказании за маловерие в высшую силу. Милитаризм всегда пророчествует об одном: о неизбежности гибели, о спасении через нападение, о том, что надо полагаться лишь на себя. Это крайнее, патологическое выражение "болезни эксперта" (когда психиатр во всех видит сумасшедших, прокурор убеждён, что все - преступники). Именно этот аспект милитаризма побудил Дж. Маркса обыграть два значения слова «интеллект» ("интеллидженс") в английском языке - «разумность» и «разведка», заметив, что "армейский интеллект" есть противоречие по определению.

В-третьих, милатаризм подменяет совесть, способность человека выстраивать этические системы для взаимодействия людей. Суд упраздняется, остаётся трибунал, то есть личный произвол, нацеленный не на восстановление мира, а на уничтожение того, кто не слушается приказа. Это антиправо, оберегающее прежде всего произвол приказа. В стране-армии приказ, в нормальной стране - право. В первой что не разрешено, то запрещено, во второй - разрешено всё, что не запрещено.

Четвёртая «ипостась» человека - миротворческая. Это вовсе не обязательно пацифизм, это прежде всего сама способность (и желание) налаживать отношения с другими, быть сыном, братом, коллегой, мужем, другом, соседом. Нормальная страна основана на самоуправлении и самоорганизации снизу. Страна-армия запрещает самоорганизацию, она предельно централизована. Поэтому же в ней власть не избирается, а тяготеет к передаче по наследству, - как и в армии передача власти осуществляется не через выборы, а через назначение как замену наследства.

Пятая сторона человеческой личности - творческая, производящая, способность работать для достижения тех целей, которые ставят первые четыре ипостаси - осмысленности, разумности, справедливости, мира. Работа, конечно, и в милитаристском государстве остаётся насущной необходимостью. Более того: жизнь сводится к работе, работа становится оправданием существования и прикрывает милитаризм. Ведь булочник и в милитаристском государстве делает те же булки, что в нормальном. Стреляет меньшинство. Тем не менее, совесть подсказывает, что булки в воюющем государстве имеют несколько иной смысл. Булки, религия, спорт, педагогика…

Спенсер относил религию к особенностям «государства-армии», но речь, несомненно, должна идти о том, что милитаризм проявляется в религиозных формах, инфицируя веру. Христианство бывает и милитаристским, и нормальным. В обычном обществе могут существовать религии, обладающие всеми чертами милитаризма, хотя и не обладающие реальной властью и оружием.

Идеи Спенсера развил американский социолог Гарольд Лэссвил (1902–1978) в своей статье 1941 г. «Государство-гарнизон». Главным, конечно, является вопрос о том, как отличить милитаризм от «обычной» армии. Вполне возможно, что ответа и не существует - с точки зрения пацифизма, любая ориентация на убийство, в том числе, ради «обороны общества», продуцирует милитаризм. На практике различие достаточно очевидно: американский историк милитаризм Альфред Вагтс считал, что «армия, устроенная так, что служит не целям подготовки к возможной войне, а интересам военных, является по своей сути милитаристской».


Милитарист всегда подчёркивает качественное отличие - в лучшую сторону - своей империи от иных. Нехорошие китайцы и французы вели с Китаем опиумную войну, а Россия - не вела. Правда, Россия во время второй опиумной войны «получила» от Китая Приамурье и Приморье за противостояние Франции и Англии. Но разве можно сравнивать человека, который подобрал кошелёк, оброненный во время ограбления, с грабителем? Правда, Англия и Франция уже давно ничем от Китая не пользуются, а оброненные Приамурье и Приморье - наши по сей день. Как и Воловьи Лужки.

Россия так же отличается от большинства стран Востока и Запада как раковая опухоль от здорового организма. Это опасно деформированная страна. Во всех западных странах говорят не «государство» (т. е. нечто, принадлежащее государю, царю), а «состояние» - «state» на английском. Одно и то же слово обозначает государство и сословие. Английский словарь Вебстера определяет государство как "политически организованный народ ("тело людей" - "body of people"). В короткий период между отменой крепостной права и революцией, когда Россия начала не формально, а реально приходить в нормальное состояние, Владимир Соловьёв дал схожее определение: "Общественное тело с постоянною организациею, заключающее в себе полноту положительных прав, или единую верховную власть, называется государством". Государство есть политическое измерение общества. В современной России остаётся взгляд и на политику как на исключительное занятие государя - того, кто сидит на царском стульчике и распоряжается "государевыми людишками", армией, в которую зачислены все от мала до велика обитатели "государства".

Обычный милитаризм - то есть, существование страны с армией, предназначенной как для обороны, так и для возможных завоеваний - можно сравнить с ногтём, который отрастили так, чтобы использовать в качестве орудия или даже оружия. Ноготь, у корня своего живой, живой там, где он соприкасается с плотью, переходит в мертвенно-белесую острую пластину. Некоторые искусники таким ногтём пользуются, как отвёрткой. Рассказывают легенды о людях, способных убить остро заточенным ногтём, чиркнув им по сонной артерии.

Всё это обычный милитаризм. Между милитаризмом и пацифизмом нет промежуточных стадий, тут "либо/либо", просто обычные люди считают «милитаризмом» некое «чрезмерное» развитие армии, не подозревая, что любая армия уже по определению "через меру" человеческого.

Военный же народ похож на ноготь, который съеден грибком. Им, кстати, уже и воевать невозможно - после определённой стадии ноготь становится, с одной стороны, похожим на копыто, с другой стороны - он становится рыхлым. При этом отравляется весь организм, и его лечить очень трудно (например, массаж не показан тем, кто болен грибком). Народ, который сориентировался на войну как состояние духа и плоти, превращается в рыхлую массу, лишённую права, частной собственности, договорных отношений, личного начала.

В этом различие между "новым средневековьем", которое в начале ХХ века пытались противопоставить «массе», и реально состоявшимся в России. Речь шла о том, что безликость следует преодолевать через корпоративизм, солидаризм, создание самоуправляющихся общин ("коммуна" после 1917 года старались не употреблять). Подразумевалось, что корпорация есть союз личностей, которые договариваются между собой. То "новое средневековье", которое восторжествовало в России после 1990 года (и которое похоже на гитлеризм) есть торжество безличного, аморфного. Не могут договариваться те, кто не имеет лица. Они лишь сливаются, и этот слив есть не спасение от "восстания масс", а деградация этих самых масс до низшего уровня.

"Восстание масс", которое так пугало интеллектуалов, обернулось абсолютно нормальным приобщением вчерашних крестьян к просвещению, грамотности и культуре. Через это приобщение прошли и сами интеллектуалы либо их предки двумя-тремя столетиями ранее. Просвещение и есть единственный способ преображения «массы» (которая не промышленной революцией создана, которая и в Средневековье была) в союз личностей, и все нападки на просвещение есть проявление вульгарного снобизма, то есть именно остатков безликости в сознании.

Военная политология

Раздел III

АРМИЯ И ПОЛИТИКА

Глава 1

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Учебные вопросы:

1. Сущность военной политики, ее структура и функции.

2. Военная политика Российской Федерации: политико-правовые основы, содержание и особенности.

Военная политика представляет собой сложную и очень важную сферу деятельности всех государств мира, в том числе и России. Она возникла в глубокой древности, когда при разложении родового строя стали формироваться государства, когда силой оружия стали решаться большинство возникающих между ними противоречий. В ходе эволюции человечества военная политика прошла долгий путь своего становления и совершенствования. И, несмотря на стремление людей жить в мире, военная политика, востребована и в наши дни. Это связано с тем, что силовые методы разрешения споров и противоречий остаются одними из самых эффективных.

В ядерный век, когда развязывание войны несет угрозу человеческой цивилизации, возникает реальная необходимость глубоко и основательно разбираться в природе и особенностях военной политики государства, факторах, определяющих ее содержание, в ее внутренней структуре и характере внешних проявлений, в тенденциях ее современного развития.

1. Сущность военной политики, ее структура и функции

В широком смысле военная политика – это политика, проводимая в военной области, собственно военные аспекты внутренней и внешней политики государства. В политологическом аспекте военную политику определяют как составную часть общей политики государства, непосредственно связанную с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия для достижения определенных политических целей. Военная политика выражает основные цели и задачи военной безопасности государства. Ряд политологов определяет военную политику как искусство управления военной деятельностью государства.

Внутренняя составляющая связана с созданием, содержанием и подготовкой военной организации государства, осуществлением военного строительства и использованием средств вооруженного насилия (в одном случае – для поддержания существующего строя и срыва попыток его изменения; в другом – для разрушения существующей и установления новой политической системы в результате военного переворота).

Внешняя составляющая связана с обеспечением обороны государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и самостоятельности, предупреждением, срывом и отражением возможной агрессии извне, а также с расширением (сохранением) границ, установлением (поддержанием) господства в определенных регионах и достижением оборонительных, либо агрессивных, завоевательных целей.

Современная наука различает военную политику мирного времени и военного времени .

Военная политика мирного времени осуществляется государством в оборонной области в условиях мира в целях обеспечения национальной и международной безопасности, укрепления его военно-политических и военно-стратегических позиций, подготовки государства и вооруженных сил к отражению возможных военных провокаций и потенциальной агрессии. Она охватывает:

определение военных задач государства для обеспечения его мирного развития на определенный период;

подготовку вооруженных сил, экономики и населения к обороне;

осуществление комплекса мер по предупреждению войны, в случае обострения военной угрозы, в чрезвычайной обстановке и при различных вариантах возникновения военных конфликтов или развязывания войны.

Важное место в военной политике мирного времени занимает укрепление позиций государства в регионе и на международной арене.

Военная политика в мирное время должна соразмеряться с текущим уровнем военной опасности и по своему содержанию быть адекватной социально-экономическому состоянию общества. При этом важнейшим критерием ее высокой эффективности является поддержание обороноспособности государства, его стратегического и мобилизационного потенциала на минимально достаточном уровне с наибольшим использованием последних достижений научно-технического прогресса, то есть при минимально необходимом отвлечении материальных и людских ресурсов от решения социально-экономических и гражданских задач. По мере обострения обстановки военная политика государства может приобретать все большую роль, принимать более активные и решительные формы, распространяться на новые сопредельные территории и регионы.

Военная политика военного времени формируется и осуществляется в соответствии с конкретными целями и планами ведения войны, реально складывающейся военно-политической обстановкой, результатами военных действий и развитием военно-экономического противоборства сторон. Она является активизированным продолжением военной политики мирного времени, развивается и корректируется на различных этапах войны в зависимости от уровня достижения тех или иных военно-политических целей, вступления в войну или выхода из войны отдельных государств.

В соответствии с избранным курсом военной политики на военное время определяются наиболее приоритетные общие и частные военно-политические и стратегические цели и задачи вооруженных сил, уточняется стратегия ведения войны в целом и по отдельным направлениям, устанавливается более конкретный характер взаимоотношений с союзниками и нейтральными государствами. Соответственно, уточняется направленность экономической, идеологической и дипломатической борьбы.

Характерными чертами военной политики в ходе войны являются:

ее решительность и бескомпромиссность, разнообразие форм и способов осуществления преимущественно через вооруженную борьбу;

временная подчиненность отдельных институтов власти и сегментов экономики государства интересам реализации военной стратегии;

использование разногласий и противоречий в лагере противников в целях достижения над ними победы по частям.

Субъектами военной политики выступают высшие органы законодательной и исполнительной власти, органы военного руководства данного государства, военно-политические союзы.

Объектами военной политики являются все области жизнедеятельности общества, которые формируют военный потенциал, военную мощь государства: экономика, наука и техника, социально-политические отношения и социальные структуры, общественное сознание.

Военная политика социально обусловлена. Она может иметь милитаристскую, реакционную, агрессивную природу и направленность или, напротив, носить миролюбивый и оборонительный характер, играть прогрессивную роль.

Было бы упрощением полагать, что те или другие, в том числе противоположные черты, могут быть присущи только неодинаковым политическим системам. Военная политика государства может кардинально меняться у той или иной страны на разных этапах исторического развития, под воздействием различных социально-политических условий.

В структуре военной политики можно выделить ряд относительно самостоятельных элементов: военно-политические отношения, военно-политические интересы, военно-политическое сознание, военно-политические институты, военно-политическая деятельность.

Военно-политические отношения определяют и характеризуют степень и уровень урегулированности проблем, прежде всего, между союзниками военной коалиции по принципиальным вопросам военного сотрудничества, военно-технического оснащения, развития организационных структур войск и флотов, их дислокации, группировок, управления, подготовки кадров и, наконец, совместных действий в конкретных ситуациях. Военно-политические отношения могут развиваться и между государствами, армиями, входящими в разные военные союзы или не входящими ни в один из них. Они включают, как правило, урегулирование пограничных вопросов, обеспечение взаимной сдержанности, сокращение вооружений и контроль над этими процессами, реализацию мер доверия, координацию военных доктрин, а также взаимное ознакомление с условиями жизни, быта, военной подготовки.

Военно-политические интересы как один из самых сложных элементов военной политики определяют ее направленность, содержание и практику реализации. Как известно, военно-политическая обстановка внутри страны и на мировой арене подвержена непрерывным изменениям. Некоторые из них происходят внезапно, затрагивают самые глубокие жизненные интересы государств и народов. Они требуют своевременной, иногда даже экстренной реакции, принятия судьбоносных, порой роковых решений, последовательного и твердого проведения их в жизнь. Эти решения должны прежде всего отражать особенности конкретной обстановки и, разумеется, соответствовать общим идеям и установкам военной доктрины. Здесь-то и начинается область военно-политического искусства, умение формировать стратегию и тактику, проводить их в соответствие друг с другом.

В оенно-политическое сознание является идейным, ценностно-мотивационным основанием военной политики. Любые военно-политические решения, планы будут выполняться эффективно, если они поняты и приняты, поддержаны народом, воинами армии и флота. Целью информационно-идеологического обеспечения военной политики является поддержание военно-патриотических ценностей, идеалов и настроений народа и военнослужащих, усиление доверия к проводимой политике на международной арене. Эта цель достигается разнообразными средствами. Среди них – выступления с заявлениями и другими актами глав государств, политических и общественных деятелей, деятельность военных средств массовой информации, всего офицерского корпуса.

Идейный стержень военной политики – военная доктрина государства. Она вырабатывается высшими органами политического и военного руководства. Политические, военные, военно-технические и экономические основы военной доктрины формируются на базе научного анализа военно-политической практики. Положения и установки военной доктрины дают общее направление военно-политической деятельности.

Военно-политические институты представляют собой институциональный компонент военной политики. Такими институтами в Российской Федерации являются:Президент Российской Федерации; Федеральное собрание Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Совет безопасности Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Министерства обороны Российской Федерации; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военно-политическая деятельность как практика реализации военной политики заключается в реализации доктринальных положений, принимаемых планов и решений субъектами военной политики. В военно-политической деятельности особое место занимают следующие компоненты.

Во-первых, военное строительство в целом, строительство вооруженных сил в частности . Оно связано с созданием материальных и духовных основ военного потенциала (военной мощи) государства. Это требует выработки и реализации научной военно-экономической, военно-технической политики, а также военных аспектов социальной, демографической, культурной политики, кадровой политики в вооруженных силах; установление и поддержание военно-политических отношений с другими государствами, коалициями, армиями. Главную роль здесь играют средства и методы военной дипломатии.

Во-вторых, военно-политические акции различного характера и масштаба внутри страны и на международной арене . Это могут быть действия по предотвращению войны или ходом войны, действия по отпору агрессору или развертыванию агрессии, по стабилизации внутренней обстановки или ее дестабилизации. Военная политика при этом призвана обеспечить согласованные действия с союзными силами, нейтрализацию или косвенное использование сил, не участвующих в военно-политической акции, решительное противодействие противнику, уничтожение его военной силы.

Из структуры военной политики вытекает ее содержательное определение как совокупности военно-политических отношений и военно-политической деятельности, направленных на обеспечение военной безопасности государства и достижение политических целей военными средствами.

По своему предназначению военная политика призвана: оценивать возможность, необходимость и пределы применения военной силы для достижения политических целей; определять количественные и качественные характеристики необходимой и достаточной военной силы, направлять процесс военного строительства; вырабатывать методы применения военной силы, способы противодействия противнику и взаимодействия с союзниками, руководить военными акциями.

Конкретное содержание военной политики различных государств на разных этапах их развития обусловливается следующими факторами:

экономическими и политическими интересами государств , составляющих их наций, классов и социальных групп, коалиций государств, выраженных в соответствующих концепциях, доктринах, установках;

потенциальными и наличными возможностями субъектов военной политики, позволяющими реализовать эти интересы;

внутренними и внешними условиями существования данного государства, степенью угрозы его безопасности.

Экономический и политический интерес субъектов военной политики – главное, что определяет ее суть, принципы и направленность. Интерес, как известно, – реальная причина социальных действий, событий, свершений. Как писал Гегель, «ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль». Непосредственными побуждениями интереса выступают мотивы, помыслы, идеи, участвующих в истории индивидов, социальных групп, классов, наций.

Главный интерес субъекта военной политики заключается, как правило, в следующих аспектах: в обеспечении выгодных экономических, политических, культурных, научных связей со всеми странами; в установлении такого миропорядка, в котором решение назревших проблем осуществляется не под диктатом одной страны или определенного военно-политического союза государств, а в результате коллективных решений под эгидой ООН.

Истории известны и другие установки и цели военной политики, а также их сложное переплетение. Во имя их велось бесчисленное множество самых различных войн: захватнических, освободительных, гражданских и т.д. Достижение этих целей осуществлялось не только посредством войн, но и военными угрозами, демонстрацией военной силы.

Важным фактором, определяющим цели и средства военной политики, являются потенциальные и наличные возможности , позволяющие действовать уверенно, эффективно. Реальные возможности определяются текущим состоянием экономики (валовой национальный продукт), количеством и качеством населения, уровнем научно-технических достижений, количественными и качественными показателями военной мощи и, прежде всего, вооруженных сил. Потенциальные возможности выражаются такими характеристиками этих элементов, которые могут быть получены при максимальном напряжении сил и средств общества и государства.

Цели и средства военной политики во многом предопределяются внутренними и внешними условиями жизнедеятельности государства. Их постепенные или резкие изменения могут вызвать необходимость пересмотра целей и средств военной политики, действий по увеличению (уменьшению) военной мощи.

Военная политика государства основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией Российской Федерации, ее положениями об основах организации и функционирования военной организации Российского государства и нормами, специально относящимися к его военной безопасности.

Среди основных принципов необходимо выделить следующие:

приоритета национальных интересов , согласно которому военная политика направлена на реализацию общенациональных интересов, обеспечение необходимыми ресурсами выполнение функций, имеющих важнейшее значение для общества и государства в целом, а также обеспечение жизнедеятельности военной организации государства;

прагматизма , который предполагает учет планов и направлений развития вооруженных сил в других странах, отказ от количественных показателей. Строительство вооруженных сил должно основываться на интеллектуальном превосходстве, быть ассиметричным, менее затратным, но в то же время сохраняющим надежность и эффективность армии;

законности в военной политике , который выражается в том, что весь процесс определения, формулирования и реализации военной политики детально регламентируется нормами права, соблюдение которых обязательно для всех органов, должностных лиц и граждан;

гласности военной политики , который предполагает в демократическом государстве доведение до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных правовых актов, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну;

плановости, который определяет, что вся военная политика государства базируется на основе целой системы плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативно-правовых документах;

гражданского контроля над выработкой и реализацией военной политики. Гражданский контроль должен охватить политику, военную стратегию и взаимодействие между ними. Объектами гражданского контроля являются: военная составляющая политики (военная идеология, военная доктрина, деятельность Президента, Администрации Президента, Правительства, Федерального собрания, Совета безопасности, Министерства обороны); Вооруженные силы (военный бюджет, комплектование, организационная структура, планирование, управление войсками, боевая и мобилизационная готовность, подбор и расстановка кадров, боевая и оперативная подготовка, система воспитания военнослужащих, военное образование, развитие военной науки, соблюдение прав военнослужащих).

Военная политика играет определенную социальную роль, выражающуюся в разнообразных функциях.Эти функции отражают ее влияние на выполнение задач военной организации государства в сфере обеспечения военной безопасности. Их содержание в мирное время составляет:

формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;

поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;

создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и ее союзников;

всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, поддержание их в готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;

подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию);

совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;

защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;

охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;

поддержка (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, а также военно-морского присутствия;

подготовка к территориальной и гражданской обороне;

развитие необходимой военной инфраструктуры;

обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации от военных угроз;

формирование сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны;

осуществление контроля над взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, укрепления мер доверия;

обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.

В угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта):

своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных ее местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск либо их части, приведение их в готовность к выполнению задач;

координация в соответствии с федеральным законодательством деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии;

организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;

принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;

перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения;

организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;

оказание помощи союзникам Российской Федерации, привлечение и реализация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);

предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;

использование возможностей ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии, принуждения агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на ранних стадиях, восстановления международной безопасности и мира.

Таким образом, можно заключить, что военная политика пока остается необходимым и важным элементом общеполитической деятельности, направленной на обеспечение национальной безопасности государства, предотвращение войны, упрочение стратегической стабильности.

Подготовка и ведение войн, создание вооруженных формирований и военно-политических коалиций всегда занимали важное место в политических отношениях. Это «вызвало к жизни» такой специфический вид политики как военная политика.

Военная политика прошла сложный путь становления и развития. Ее зарождение связано с возникновением государств. Обеспечение и реализация их властных полномочий требовали организованной военной силы, ведения вооруженной борьбы как формы разрешения социальных противоречий и достижения политических целей.

В относительно самостоятельный вид военная политика выделилась на рубеже XVIII-XIX веков. Это было обусловлено формированием массовых, регулярных армий, участием в войнах больших людских ресурсов, использованием в военном противоборстве значительных материальных средств. В этих условиях решение об использовании вооруженного насилия в политических целях могло приниматься не в рамках военной стратегии, а только на общегосударственном уровне. Для руководства военной деятельностью необходимы были постоянные учреждения и органы, определяющие политику государства в военной сфере.

Военная политика не является обособленной, абсолютно самостоятельной частью общей политики. Ее составляют определенные аспекты внутренней и внешней политики государства и их разновидностей. Военная политика – это деятельность государства, направленная на создание и обеспечение функционирования военной организации, подготовку и применение средств вооруженного насилия для защиты и реализации национальных интересов.

Военная политика интегрирует политическую, экономическую, научно-техническую и другие виды деятельности государства, ориентирует их на решение конкретных задач обеспечения военной безопасности общества, государства, личности. Военная политика функционально связана с различными сферами жизни общества, опирается на них и обеспечивает необходимые условия для их развития.

Функционирование и реализация военной политики, как особой сферы деятельности государства, имеют свои особенности:

- во-первых , содержание и направленность военной политики предопределяются геополитическим положением страны, уровнем её экономического развития, состоянием демографической ситуации, политической организацией, социокультурными факторами и мобилизационными возможностями общества, а также интересами господствующей элиты. Это обуславливает цели военной политики и ее характер: в одних случаях агрессивный, захватнический, а в других миролюбивый, оборонительный;

во-вторых , содержание военной политики составляют военно-экономическое, военно-политическое, военно-техническое, военно-кадровое, военно-дипломатическое, военно-информационное и другие направления государственной деятельности. Этим обеспечивается реализация национальных интересов в различных сферах общественных отношений, защиту суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя страны;


в-третьих , военная политика активно воздействует на различные сферы общественной жизни. Во время войны, она в известной мере подчиняет себе систему управления, экономику, культуру и науку, системы образования и здравоохранения, организуя и мобилизуя их в интересах укрепления и поддержания высокой боеспособности военной организации государства, эффективного ведения вооруженной борьбы.

Формирование и реализация военной политики осуществляется ее субъектами . Основным субъектом военной политики является государство, которое обладает монопольным правом на легальное применение военной силы, вооруженных средств борьбы для достижения политических целей. Кроме государства субъектами военной политики, в зависимости от их места и роли в системе политических отношений, могут быть различные социальные силы и институты: органы местного самоуправления, политические партии, руководящие органы военных и военно-политических блоков и союзов, общественные организации и движения и др. Объектом военной политики является военная организация государства, те сферы жизнедеятельности общества, в которых формируются ресурсы и средства, используемые для обеспечения ее функционирования.

Военная политика имеет определенную структуру. Для ее раскрытия используется два основных подхода – системный и функциональный. На основе системного подхода, военная политика рассматривается, как подсистема общей политики, которую образует военная составляющая экономической, социальной, культурной, информационной и других разновидностей политики государства. В соответствии с этим подходом сама военная политика является системой, структуру которой составляют: военно-политические институты и учреждения; военно-политические интересы, военно-политическое сознание и военно-политические отношения.

Военно-политические институты и учреждения – это организационно оформленные структуры, осуществляющие военную деятельность и предназначенные для решения военно-политических задач. Их составляют: органы государственной власти (Глава государства, Парламент, Правительство, Комитеты (советы) Безопасности, региональные органы власти), военные Комитеты и Штабы, органы военного управления. Кроме того, к военно-политическим институтам и учреждениям относятся организации и службы, составляющие систему жизнеобеспечения военной организации государства (военно-промышленный комплекс, военная прокуратура и т.п.), а также создаваемые гражданами организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны и защите страны (добровольные оборонные и военно-патриотические организации).

Военно-политические интересы представляют собой осознанные, объективно существующие потребности населения конкретной страны в военной безопасности личности, общества и государства. На национально-государственном уровне они выражаются в официальных, доктринально-целевых установках по обеспечению военной безопасности. Военно-политические интересы имеют объективно-субъективную природу. Их объективная природа обусловлена реальными потребностями личности, общества и государства в военной безопасности страны, в ее надежном суверенитете, территориальной целостности и международном авторитете. Военно-политические интересы основываются на национальном достоянии и национальных ценностях, обеспечиваются возможностями экономики, социальным, политическим, духовно-нравственным, интеллектуальным и геополитическим потенциалами общества, военной организацией государства. Субъективная сторона военно-политических интересов проявляется в том, что их конкретными носителями являются индивиды (личности), общество и государство, с присущими только им ценностями и потребностями, устремлениями и установками в обеспечении эффективной военной безопасности.

Военно-политическое сознание в структуре военной политики представлено выработанными обществом идеями и мнениями о роли военного фактора в истории, внутренней и внешней политике государства, идеями защиты отечества и воинского долга, оценочным отношением людей к конкретным войнам и военно-политическим явлениям. Государство и другие властные субъекты в интересах обеспечения широкой социальной поддержки своей военной политики вырабатывают и внедряют в массы идеологические и психологические ценности и установки, способствующие формированию и развитию патриотического военно-политического сознания.

Военно-политические отношения составляют многообразные связи, складывающиеся между индивидами, общностями, государствами, создаваемыми ими институтами и организациями, в процессе их военной деятельности. Эти связи могут быть союзническими, проявляться в тесном сотрудничестве и взаимопомощи субъектов военной деятельности, или конфронтационными, характеризоваться взаимной подозрительностью и отчужденностью, проявляться в противостоянии и даже открытой вооруженной борьбе. Состояние военно-политических отношений между их субъектами определяет содержание и задачи военной политики.

C точки зрения функционального подхода структуру военной политики составляют: военно-политические идеи и принципы, военно-политические решения и планы, практическая деятельность субъектов военной политики по их реализации. Военно-политические идеи и принципы формулируются в военной доктрине и в других государственных правовых и политических документах. Военно-политические решения и планы , разрабатываются органами военно-политического руководства страны и военного управления, носят конкретный ситуативный характер. Практическая деятельность субъектов военной политики по реализации военно-политических идей и принципов, военно-политических решений и планов заключается в руководстве военным строительством и вооруженными силами, в регулировании военно-политических отношений с другими государствами и их коалициями, в руководстве военно-политическими акциями различного масштаба и характера.

Элементы структуры военной политики находятся в тесном единстве и взаимосвязи. Их взаимодействием достигается целостность военной политики, как самостоятельного явления, определяется ее предназначение . В современных условиях военная политика призвана: оценивать возможности, необходимость и пределы применения военной силы для достижения политических целей; определять количественные и качественные характеристики необходимой и достаточной военной силы, направлять процесс военного строительства; вырабатывать методы применения военной силы, способы противодействия потенциальному агрессору и взаимодействия с союзниками, определять характер военных акций. Предназначение военной политики свидетельствует о ее особой роли в системе общественных отношений, обеспечении национальной безопасности и защите суверенитета страны.

Военная политика – специфическая разновидность политики, отражающая социально-политические аспекты ее взаимодействия с военным делом. Она является неотъемлемой частью общегосударственной политики с присущими ей генетическими, родовыми и видовыми атрибутами.

Политика сформировалась как особая система социальных связей, сохраняющая общность жизни людей посредством публичной власти. Она необходимое средство выживания и развития общества за счет повышения уровня межгруппового согласия, совершенствования и прогресса социальных отношений. Это своеобразный механизм, посредством которого осуществляется распределение материальных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении общества.

Политика как общественное явление обладает отличительными свойствами, структурой, выполняет в современном обществе значимые функции и подразделяется на отдельные виды. Она не является изолированной областью социальной действительности, а находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с различными явлениями общественной жизни: экономикой, правом, моралью, войной и другими.

Особой разновидностью политики является военная политика. Это составная часть общей политики государства, направленная на создание и функционирование военной организации, подготовку и применение насильственных средств для достижения политических целей. Современная Россия нуждается в эффективной и целеустремленной военной политике, отвечающей ее национально-государственным интересам, задачам обеспечения национальной безопасности.

Контрольные вопросы

1. Раскройте предпосылки возникновения политики.

2. Дайте определение понятия «политика». В чем природа и сущность политики?

3. Перечислите отличительные свойства и структурные элементы политики как общественного явления.

4. Классифицируйте политику по различным основаниям. Дайте характеристику ее основным разновидностям.

5. Какова взаимосвязь и взаимодействие политики и других явлений общественной жизни: экономики, права, морали?

6. Выделите основные аспекты взаимосвязи политики и войны.

7. Дайте определение понятия «военная политика». Перечислите структурные элементы военной политики и охарактеризуйте их.

Литература

Аристотель. Политика; Афинская полития/Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997.

Бельков О.А. Политика военная//Военная энциклопедия. – М.: Военное издательство, 2002. – Т. 6. – С. 476-477.

Капустин Б.Г. Моральный выбор политики: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2004.

Козырев Г.И. Политика как общественное явление // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 1.

Крижанич Ю. Политика. – М.: Наука, 1965.

Платон. Государство. Законы. Политика. – М.: Мысль, 1999.

Политическая энциклопедия. – М.: Мысль, 2001. – Т. 2. – С. 156-169.


Top