Выбросы передвижными объектами. Экологические платежи: размеры и нормативная база

Со вступлением в силу с 1 января 2015г. Федерального закона от 21.07.2014г. (ред. от 29.12.2014г.) №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28-я статья Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Таким образом, с 1 января 2015г. взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусмотрено. Минприроды России в письме от 10.03.2015г. №12-47/5413 дает разъяснения по этому вопросу, в том числе о дате вступления в силу нормы, отменяющей плату за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками, но аналогичная норма излагается и в Федеральном законе от 10.02.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в новой редакции) и вступит она в силу только с 01.01.2016г. Проясните, пожалуйста, необходимо ли начислять и перечислять плату за негативное воздействие от передвижных источников в 2015г.?

Да, во избежание споров с уполномоченными ведомствами лучше продолжать исчислять и уплачивать плату за воздействие на окружающую среду.
В настоящее время данное в вопросе разъяснение Минприроды несколько противоречит действующим законодательным актам по датам их вступления в силу. В письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» Министерство сообщает, что со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Это официальная позиция.
Вместе с тем, при буквальном подходе к нормам о вступлении законов:
– об охране окружающей среды – с 2016 г. (пункт 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
– об охране атмосферного воздуха – с 2015 г (выбросы по стационарным объектам).
можно сделать вывод о том, что существует их несогласованность – коллизия. Оба Закона самого порядка взимания платы за загрязнение передвижными источниками не устанавливают, он содержится в Постановлениях Правительства РФ. А в этих документах изменения на основании новых законов пока внесены не были. Поэтому в силу несоответствия дат вступления поправок к Законам никаких изменений по расчету платы за воздействие на окружающую среду передвижными объектами с 2015 года в нормы постановлений не вносились.
Таким образом, до выхода официальных опровержений по письму или комментарий к нему в 2015 году лучше продолжать платить за передвижные объекты до выхода в свет обещанных Минприроды нормативов: «в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, рекомендуем Вам сделать официальный запрос в уполномоченный орган (Росприроднадзор) на предмет соответствия от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» действующему законодательству.

Обоснование

Из письма Минприроды России 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России рассмотрел письмо Центра правового обеспечения природопользования от 18 ноября 2014 года № 11003 по вопросу внесения платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников и сообщает.

Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.*

В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Принятый в середине прошлого года Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) отменяет обязанность природопользователей по расчету и внесению платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ от передвижных источников в атмосферный воздух, однако вступление в силу отдельных положений указанного документа отложено. Так нужно ли в текущем году вносить плату за выбросы от передвижных источников или от этой обязанности мы будем избавлены только с 1 января 2016 г.? Давайте попробуем разобраться.

Ключевые слова : плата за НВОС, передвижные источники, выбросы

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) является платным. Пунктом 2 данной статьи установлены виды НВОС, за которые взимается плата, а именно:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ ;
  • загрязнение недр, почв;
  • иные виды НВОС.

Обязанность исчисления платы за НВОС в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух была закреплена также в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ):

Извлечение

(в редакции, которая утратила силу с 01.01.2015)

Статья 28. Плата за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполняя указанные нормы, природопользователи вносили плату за НВОС в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как от стационарных, так и от передвижных источников. При этом отмечался тот факт, что при инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов учитывались выбросы от передвижных источников (автомобильные стоянки, гаражи, проезд транспорта по территории предприятия, строительная техника и т.п.). Кроме того, в судебной практике из-за отсутствия до 01.01.2015 законодательно установленных понятий стационарного и передвижного источников выбросов встречались факты признания самоходной строительной техники (краны на автомобильном или гусеничном ходу, бульдозеры и т.п.) стационарными источниками выбросов (см. Постановление 15 ААС от 05.04.2011 № 15АП-2054/2011 по делу № А32-25126/2010, Решение АС Краснодарского края от 20.05.2010 по делу № А32-12033/2010-11/229-102АЖ, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.2009 по делу № А32-25383/2008-59/283-132АЖ). Указанные обстоятельства привели к тому, что природопользователи вносили плату за одни и те же выбросы дважды: как за выбросы от стационарных источников и как за выбросы от передвижных источников по фактическому расходу топлива.

Федеральный закон № 219-ФЗ внес свои коррективы в сложившуюся ситуацию. В частности, в измененной редакции ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ к видам НВОС, за которые будет взиматься плата, отнесены только выбросы от стационарных источников , но эта норма вступает в силу лишь с 01.01.2016 :

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками […];

сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […];

размещение отходов производства и потребления.

Федеральным законом № 219-ФЗ также были внесены изменения и в Федеральный закон № 96-ФЗ. Так, в ст. 1 введены понятия стационарного и передвижного источников:

  • стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Интересующая же нас ст. 28 Федерального закона № 96-ФЗ в новой редакции, которая действует с 01.01.2015 , выглядит следующим образом:

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 28. Плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
(в ред. от 21.07.2014)
За выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Получается, что Федеральный закон № 219-ФЗ вносит аналогичные изменения в разные федеральные законы — № 7-ФЗ и № 96-ФЗ, но данные изменения вступают в силу в разное время. В связи с этим в апреле текущего года перед природопользователями возник вопрос о необходимости внесения платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников: часть природопользователей за I квартал 2015 г. внесли плату за выбросы от передвижных источников, а некоторые посчитали, что положение, избавляющее их от этой обязанности, уже вступило в силу и, следовательно, платить за выбросы от транспорта не нужно.

Напомним, что приоритетность нормативно-правовых актов закреплена ст. 76 Конституции Российской Федерации. Так, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону бо льшей юридической силой. Однако отметим, что прецеденты признания иерархии федеральных нормативно-правовых актов имели место.

Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» изложена следующая правовая позиция: « Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях уже подчеркивал необходимость учета особенностей предмета регулирования тех или иных законодательных актов при разрешении возникающих между ними коллизий (Постановления от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и от 24 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним)».

Таким образом, в соответствии с выводами Конституционного суда Российской Федерации предметные законы имеют приоритет над общими.

Федеральный закон № 7-ФЗ затрагивает общие вопросы охраны окружающей среды, а вопросы охраны конкретных компонентов природной среды регулируются следующими федеральными законами:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон № 96-ФЗ;
  • Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;
  • Водный кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Лесной кодекс Российской Федерации и др.

Несомненно, в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предметным является Федеральный закон № 96-ФЗ, а в части платы за НВОС к таковым можно отнести Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Но в данных нормативно-правовых актах рассматривается плата за НВОС в целом без разделения НВОС на виды.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что с 01.01.2015 природопользователи имеют право не вносить плату за НВОС в части выбросов от передвижных источников, что также подтверждается письмом Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»:

Извлечение
из письма Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413
«
О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

[…]
Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено .
В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом необходимо отметить, что Росприроднадзор в настоящее время придерживается иной позиции и, отвечая на письменные запросы природопользователей, указывает на необходимость внесения платы за выбросы от передвижных источников в 2015 г.

Например, Департамент Росприроднадзора по СЗФО приводит на своем официальном сайте следующие разъяснения:

Разъяснения Департамента Росприроднадзора по СЗФО о внесении платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации .

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» установлены в том числе и нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива).

В свою очередь Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха, направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии и не содержит норм запрещающего характера в части взимания платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (ред. от 15.10.2014) «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» полномочия по администрированию платы за НВОС делегированы Росприроднадзору . Плата за НВОС является одним из источников формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) утвержден код бюджетной классификации для платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, по которому проводятся операции по перечислению сумм платежей.

При этом следует учитывать, что письма государственных органов не являются нормативно-правовыми актами . В то же время необходимо отметить, что Росприроднадзор как администратор платы за НВОС заинтересован в наполняемости бюджета Российской Федерации, тогда как Минприроды России является нормотворческим органом, поэтому именно разъяснения Министерства в рассматриваемой ситуации будут более весомыми.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается .

Ю. Карасева, инженер по охране окружающей среды ДТФ «Мостоотряд-90»

Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России

С 1 января вступил в силу Закон, который внес серьезные коррективы в обязанности организаций и предпринимателей в сфере негативного воздействия на окружающую сред уЗакон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее - Закон № 219-ФЗ) . Правда, не полностью, некоторые положения Закона будут вступать в силу поэтапно, вплоть до 2020 г.

О том, какие новые обязанности появятся у компаний, нам рассказал представитель Минприроды.

Дмитрий Михайлович, аудитория нашего издания - это в основном бухгалтеры и финансовые работники офисных компаний, загрязняющих природу путем выбрасывания накопившегося за день мелкого мусора и эксплуатации автомобилей. Как повлияют поправки на такие компании?

В частности, новый Закон делит все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категори ип. 1 ст. 4.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) . К какой категории объектов будут отнесены офисные здания и помещения?

Д.М. Беланович: Критерии отнесения объектов к одной из четырех категорий будут установлены Правительством РФ, проект постановления подготовлен Минприроды России.

Офисные здания и помещения, конечно же, будут отнесены к IV категории. Объекты этой категории не имеют источников вредных выбросов и сбросов и не подлежат нормированию по водоснабжению и водоотведению. В отношении этих объектов не потребуется установление нормативов, получение разрешений, представление декларации и отчетности, как для объектов I- III групп.

Для объектов всех групп пока сохраняются прежние требования. Положения Закона, устанавливающие новую систему нормирования в области охраны окружающей среды, вступают в силу только с 1 января 2019 г.п. 6 ст. 12 Закона № 219-ФЗ

Не обяжут ли все-таки офисные компании вносить плату «за грязь»? Согласно позиции ВАС они ее платить не должн ыПостановления Президиума ВАС от 17.03.2009 № 14561/08 , от 20.07.2010 № 4433/10 , от 12.07.2011 № 1752/11 . Но по новым правилам с 2016 г. платить за размещение отходов придется тем организациям и ИП, в результате деятельности которых эти отходы образовалис ь. А с 2019 г. вводится норма, разрешающая не вносить плату, если отходы размещаются на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую сред уп. 7 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2019) .

Д.М. Беланович: Гипотетическое взимание платы с офисных компаний - это всего лишь вымыслы. Такие компании отнесены к IV категории, а значит, плата с них взиматься не будет.

Поправки, касающиеся обязательства по внесению платы со стороны юридических лиц и предпринимателей, в результате деятельности которых образовались отходы производства и потреблени яст. 16.1 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2016) , были внесены при подготовке Закона № 219-ФЗ как раз в целях реализации решения ВАС, о котором вы упомянули. Более подробно вопросы размещения отходов прописаны в Законе о внесении изменений в Закон об отходах производства и потреблени яЗакон от 29.12.2014 № 458-ФЗ .

А сохранится ли плата за вредные выбросы автомобилей? По новому Закону количество видов вредного воздействия на окружающую среду сократилось, их осталось только три: размещение отходов, выбросы в атмосферу от стационарных источников, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объект ыст. 16 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2016) . Этот перечень будет действовать с 2016 г., он закрытый, выбросы в атмосферу от передвижных источников в нем не названы.

Д.М. Беланович: Передвижные источники исключены из системы нормирования в области охраны окружающей среды. И плата за вредные выбросы от передвижных источников взиматься не будет с 1 января 2016 г.

Теперь вопросы регулирования негативного воздействия передвижных источников определяются другими механизмами. Например, технические регламенты устанавливают допустимое содержание загрязняющих веществ в выбросах автомобилей и требования к качеству топлива. Кроме того, субъекты РФ наделены правом вводить ограничения на въезд транспортных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма. Они могут регулировать передвижение транспорта на особо охраняемых природных территориях.

Еще одно новшество - обязательная постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Эта норма начинает работать с 2015 г. Что в связи с этим нужно сделать компаниям и предпринимателям?

Д.М. Беланович: Юридические лица и предприниматели (в том числе и «офисы») должны поставить на государственный учет принадлежащие им объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую сред уст. 69.2 Закона № 7-ФЗ . На это им дается 2 годап. 3 ст. 11 Закона № 219-ФЗ . При постановке на госучет объекту присваивается одна из категорий воздействия на окружающую сред уст. 4.2 Закона № 7-ФЗ .

Если объект подлежит федеральному надзору, на учет его надо будет поставить в Росприроднадзоре. Если региональному надзору - его надо будет поставить на учет в местных органах исполнительной власти.

Закон называет такой документ, как отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контрол яп. 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ . Что это за документ? Нужно ли будет сдавать его офисным компаниям? Какие показатели в нем указываются?

Д.М. Беланович: Поскольку офисные компании относятся к объектам IV категории, эту отчетность представлять не нужно. А вот организации и предприниматели, работающие на объектах I- III групп, обязаны проводить производственный экологический контроль и отчитываться об этом. В новой редакции Закона об охране окружающей среды перечислены сведения, которые должна содержать программа такого контроля: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за проведение экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях; о периодичности и методах контроля, местах отбора проб и методиках измерени йп. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ .

Результаты проведения экологического контроля по всем перечисленным позициям надо отражать в отчете.

С 1 августа 2014 г. применяется новый федеральный классификационный каталог отходо вутв. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 . ИП и организации, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на такие отход ыст. 14 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ ; Письма Минприроды от 30.07.2014 № 05-12-44/16059 , от 17.03.2014 № 05-12-44/5164 . Надо ли переоформлять ранее оформленные паспорта? Какие санкции грозят организации или предпринимателю, если они этого не сделают?

Этот каталог можно найти: официальные сайты Минприроды России и Росприроднадзора

Д.М. Беланович: Все предприниматели и организации, у которых образуются отходы I- IV классов опасности, должны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасност ипп. 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.08.2013 № 712 (далее - Постановление № 712) , составить и утвердить паспорта на нихформа паспорта утверждена Постановлением № 712 .

В классификационном каталоге отходов четко прописан каждый вид отходов. Каталог постоянно пополняется. Подтвердить отнесение к определенному классу, а также уточнить необходимость паспортизации отхода можно в каталоге.

Если образующиеся отходы еще не включены в федеральный классификационный каталог отходов, сначала надо подтвердить отнесение их к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образовани яп. 10 Правил, утв. Постановлением № 712 . А затем, когда Росприроднадзор внесет такие отходы в каталог, - оформить на них паспорт.

Если отходы включены в федеральный каталог, на них сразу надо оформить паспор тп. 7 Правил, утв. Постановлением № 712 .

Паспорта, оформленные до 1 августа, необходимо переоформить. Но если организация или предприниматель до 1 августа подтвердили отнесение отходов к конкретному классу опасности, можно использовать подтверждающие это документы для паспортизации отходов и после 1 августа. Копии писем с ответами на вопросы, касающиеся порядка паспортизации отходов, опубликованы на официальных сайтах Минприроды России и Росприроднадзора, а также региональных управлений Росприроднадзора, например на сайте Управления Росприроднадзора по Ивановской области .

За несоблюдение экологических требований в области обращения с отходами производства и потребления предусмотрены штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб. для руководителя организации, штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для предпринимателя, штраф от 100 тыс. до 250 тыс. руб. для организации либо административное приостановление деятельности для организации и предпринимател яст. 8.2 КоАП РФ .

С 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, письмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Таким образом, с 2015 года все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.В закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ данные изменения будут внесены с 01.01.2016года. Необходимо ли вносить плату за выбросы передвижными объектами (автомобилями) в 2015 году?

Отвечает Александр Ермаченко, эксперт
В настоящее время данное в вопросе разъяснение Минприроды несколько противоречит действующим законодательным актам. В письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» Министерство сообщает, что со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Это официальная позиция.
Вместе с тем, при буквальном подходе к нормам о вступлении законов:
– об охране окружающей среды – с 2016 г. (пункт 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
– об охране атмосферного воздуха – с 2015 г (выбросы по стационарным объектам).
можно сделать вывод о том, что существует их коллизия. Оба Закона самого порядка взимания платы за загрязнение не устанавливают, он содержится в Постановлениях Правительства. А в них пока никаких изменений нет. Иными словами никаких изменений по расчеты платы за воздействие на окружающую среду передвижными объектами с 2015 года в нормы по расчету не вносились.
В этой ситуации в 2015 году лучше продолжать платить за передвижные объекты до выхода в свет обещанных Минприроды нормативов: «в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, рекомендуем Вам сделать официальный запрос в уполномоченный орган (Росприроднадзор) на предмет соответствия от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» действующему законодательству.

Обоснование

Из письма Минприроды России 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России рассмотрел письмо Центра правового обеспечения природопользования от 18 ноября 2014 года № 11003 по вопросу внесения платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников и сообщает.

Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.*

В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Уточнены лица, обязанные вносить плату за размещение отходов

Наряду с выбросами в атмосферный воздух еще одним видом негативного воздействия является размещение отходов производства и потребления. С 1 января 2016 года новой редакцией ст. 16 Закона № 7-ФЗ уточнено, что под этим понимается их хранение и захоронение.

Чтобы расшифровать данные понятия, нужно обратиться к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ). В него также внесен ряд изменений, вступивших в силу 1 января 2016 года. Они предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (далее - Закон № 458-ФЗ).

  • хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем на 11 месяцев в целях их утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

При этом складирование отходов в специально оборудованных местах сроком до 11 месяцев является их накоплением (ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Исходя из того, что плату за размещение отходов необходимо вносить только в случае их хранения либо захоронения, при таком временном складировании обязанности по перечислению платы не возникает.

Поскольку данные нормы являются новшеством, пока сложно предугадать, как они будут применяться на практике. В частности, каким образом организация или предприниматель смогут подтвердить срок хранения отходов (менее или свыше 11 месяцев)?

Ранее такое уточнение отсутствовало в законе. Поэтому вопрос, на кого возлагается обязанность по внесению платы "за мусор", решался неоднозначно.

Так, в последнее время органы Росприроднадзора (с учетом сложившейся арбитражной практики) утверждали, что это должны делать собственники отходов. А таковыми являются:

  • либо собственники сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались;
  • либо третьи лица, которые приобрели у собственников право на такие отходы и с которыми заключен договор о конечном размещении отходов (например, полигон).

В процессе хозяйственной деятельности у организаций и предпринимателей, как правило, образуется в основном бытовой мусор (отходы бумаги, картона т.п.).

С 1 января 2016 года на основании п. 5 ст. 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками за негативное воздействие при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) признаются операторы (в том числе региональные операторы) по обращению с такими отходами. Исходя из определения ТКО в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, полагаем, что к ТКО относится как раз бытовой мусор. Следовательно, вносить плату за его размещение обязаны специализированные компании (или предприниматели), которым в установленном порядке присвоен статус оператора по обращению с ТКО.

Подытожив, можно сделать следующий вывод:

  1. если в ходе деятельности организации или предпринимателя образуются отходы, не относящиеся к ТКО, вносить плату за негативное воздействие обязаны именно такие лица.

Однако для этого должно выполняться следующее требование - организация (предприниматель) осуществляет складирование отходов на срок более 11 месяцев в специализированных объектах или размещает их в специальных хранилищах.

  1. если в процессе деятельности образуется бытовой мусор (твердые коммунальные отходы), обязанность по внесению платы возлагается на операторов по обращению с таким видом отходов.

Конкретизирован порядок уменьшения исчисленной суммы платы

С 1 января 2016 года рассчитанную сумму платы за негативное воздействие можно уменьшить на те затраты, которые организация (предприниматель) произвела, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду (п. 11 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, абз. 31 п. 9 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). К примеру, это могут быть расходы на реконструкцию систем канализации, на установку оборудования по обезвреживанию отходов производства и потребления или систем по контролю за составом и массой сточных вод (п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ).

Это связано с тем, что платежная база (то есть объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или размещенных отходов) для целей расчета платы также определяется в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).

Изменены сроки внесения платы за негативное воздействие

С 1 января 2016 года начали действовать нормы о новых сроках внесения платы за негативное воздействие и представления отчетности по ней, которые были предусмотрены принятым еще в 2014 году Законом № 219-ФЗ (п. 8 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Так, в настоящее время отчетным периодом для перечисления платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). По итогам года платеж нужно уплатить не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Ранее порядок внесения платы не был прописан в Законе № 7-ФЗ , а регулировался положениями приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 (далее - Приказ № 557). Согласно п. 1-2 Приказа № 557 отчетным периодом признавался квартал, а плату требовалось вносить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Если платеж (годовой или квартальный) вносится позже установленных законодательством сроков, потребуется дополнительно перечислить пени. Они рассчитываются за каждый день просрочки со дня, следующего после окончания срока для перечисления платежа. Для расчета используется 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на дату уплаты пеней (но не более 0,2 процента от суммы задолженности) (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, если ключевая ставка Банка России повысится и 1/300 от ее размера окажется больше 0,2 процента, то для исчисления пеней нужно использовать 0,2 процента.

Вместо расчета платы за негативное воздействие нужно представлять декларацию

В соответствии с поправками Закона № 219-ФЗ и Закона № 404-ФЗ лица, перечисляющие плату за негативное воздействие, должны отчитываться о ней путем подачи декларации.

Подавать ее нужно раз в год - не позднее 10 марта года, следующего за истекшим годом (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ, пп. "в" п. 5 ст. 1 , ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

Следовательно, по итогам 2016 года нужно отчитаться не позднее 10 марта 2017 года. Форма декларации пока не утверждена.

Подавать какую-либо отчетность о перечислении в течение года авансовых платежей не нужно. Законом такая обязанность не предусмотрена.

До внесения указанных изменений нужно было ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) представлять расчет платы за негативное воздействие по форме , утв. приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее - Приказ № 204).

Определен срок уплаты экологического сбора

Напомним, что с 2015 года введена обязанность по уплате экологического сбора (п. 22 ст. 1 , ч. 1 ст. 24 Закона № 458-ФЗ).

Производители и импортеры товаров по перечню , утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, должны самостоятельно обеспечивать их утилизацию по соответствующим нормативам (№ 404-ФЗ.

Таким образом, правило, предусмотренное нормативным актом Правительства РФ, теперь зафиксировано в законе.

Продлен срок для получения лицензии на обращение с отходами I - IV класса опасности

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).

Изначально было предусмотрено, что лицензию на осуществление данных видов деятельности нужно получить до 1 июля 2015 года. Однако данный срок был продлен вначале до 1 января 2016 года, а затем до 1 июля 2016 года (пп. "б" п. 1 ст. 7 , ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

Необходимо обратить внимание на то, что указанный период продлен для оформления лицензий только для деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.06.2015 № 458-ФЗ).

При этом для работ по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности переходный период не предусмотрен. Соответственно, в настоящее время заниматься перечисленными работами без лицензии неправомерно. На это указали специалисты Росприроднадзора в письме от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364. Специалисты ведомства также отметили, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 июля 2019 года (согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).


Top