Антидемпинговые меры 44 фз. Демпинг и демпинговая цена — что это такое и для чего используется

По ранее действовавшему закону о размещении госзаказов (закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) главным критерием отбора поставщиков и исполнителей являлась предложенная ими цена. Контракты заключались с коммерсантами, в заявках которых она была наиболее низкой. На практике это оборачивалось низким качеством поставляемой продукции, срывом заявленных сроков и прочими неприятностями для заказчика. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ, закону от 05.04.2013, вступившему в силу в январе 2014 года, призваны не допускать подобных ситуаций, препятствуя искусственному занижению цены участниками аукционов.

Барьеры демпингу

Демпинг – это продажа товаров (работ, услуг) по искусственно заниженной цене. Государству пришлось ужесточить процедуру проведения конкурсов и аукционов, так как недобросовестные коммерсанты и оборотистые мошенники довольно быстро научились его обманывать. Предлагая самую низкую цену, и выигрывая конкурс по формальным критериям, они нередко удерживали ее за счет ненадлежащего качества товара или услуги. Иногда сметы пересматривались в процессе работы, когда, уже выполнив ее часть, исполнитель начинал убеждать заказчика, что первоначальные цены необходимо повысить. Иногда и вовсе, получив аванс, поставщик-мошенник исчезал вместе с государственными деньгами.

Поэтому антидемпинговые меры применяются по 44-ФЗ оправданно и неслучайно. Их основная цель – не позволить поставщикам и исполнителям выигрывать конкурсы за счет недобросовестного (искусственного) снижения цены на предлагаемые товары и услуги. Она достигается двумя способами (37-я статья закона № 44-ФЗ):

    если начальная/максимальная цена контракта по итогам конкурса (аукциона) составляет не больше 15 000 000 рублей, стороны заключают контракт:

    • либо после предоставления поставщиком / исполнителем / подрядчиком (участником закупки) увеличенного в полтора раза обеспечения – по сравнению с величиной, указанной в конкурсной документации, но не менее суммы аванса, если его выплата заказчиком предусмотрена;

      либо после предоставления участником информации, которая свидетельствует о его добросовестности ;

    если начальная/максимальная цена контракта превышает 15 000 000 рублей, до заключения контракта участник должен предоставить полуторное обеспечение (но не менее суммы аванса) в обязательном порядке.

Критерии добросовестности участника определены п. 3 ст. 37 указанного закона. В частности, в течение года или в течение трех лет до подачи текущей заявки он должен добросовестно исполнить не менее 3-х контрактов (без штрафов и неустоек). Или в течение двух лет – не менее 4-х контрактов, из которых не менее 75% исполнено без нареканий. Информация проверяется по специальному Реестру. При этом хотя бы один из ранее заключенных контрактов должен составлять не менее 20% от цены запланированного контракта.

Применение антидемпинговых мер по 44-ФЗ

Итак, антидемпинговые меры способствуют «отсечению» от конкурсов и аукционов коммерсантов, для которых главное – заключить контракт, а не его исполнить. Однако применяются они только в определенных случаях.

Дополнительные сдерживающие меры необходимы, если участник закупки существенно снижает начальную или максимальную цену контракта – не менее чем на 25%. Но из этого правила есть несколько исключений.

Следует учесть, что вышеуказанные ограничения, препятствующие искусственному занижению цены, касаются только проведения конкурсов и аукционов, где на стороне заказчика выступают государственные структуры. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ запрос котировок и предложений не охватывают.

Особый порядок разработан для госзакупок лекарств, жизненно-необходимых населению. Их перечень утверждается Правительством РФ. Оно же устанавливает и предельно допустимую цену на такие лекарственные средства. Если участники торгов снижают цену менее чем на 25% относительно этой величины, антидемпинговые защитные меры к ним не применяются.

Если поставщики товаров, требующихся для бесперебойного жизнеобеспечения граждан (продукты, топливо и т.д.), при проведении конкурса снижают цену больше чем на 25%, им необходимо ее документально обосновать. Например, предоставить гарантийное письмо от их производителя или товарную накладную (п. 9, 10 ст. 37 закона № 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: пример расчета

Согласно п. 6 ст. 96 закона № 44-ФЗ, обеспечение контракта может варьироваться от 5 до 30 процентов от его начальной или максимальной цены.

Например, если цена составляла 10 000 000 рублей, а сумма обеспечения – 2 000 000, то поставщик, снизив цену более чем на 25%, должен будет увеличить обеспечительный взнос в полтора раза, и предварительно внести 3 000 000 рублей.

Но, если по условиям контракта поставщику полагается аванс в размере, например, 5 000 000 рублей (50% от цены контракта), сумма обеспечения возрастет до этой величины, поскольку при авансе, превышающем 30% от суммы контракта, размер обеспечения устанавливается именно в размере аванса.

С демпингом в своей деятельности сталкиваются многие компании, особенно работающие в сфере торговли. Часто говорят о демпинге и противодействии ему и на государственном уровне. В этой статье поговорим о том, что такое демпинг, какова его стратегия, в каких случаях его применяют, и что делать, если демпингуют против вас.

Демпинг – это продажа товаров по целенаправленно заниженной стоимости для завоевания большей доли рынка и вытеснения конкурентов. В большинстве развитых стран демпинг считается недобросовестной конкуренцией, однако это не мешает компаниям периодически применять его.

Сам термин используется с 30-х годов ХХ века. Одни специалисты связывают его с британским словом dumping («разгрузка», «сброс»), другие предполагают происхождение от норвежского dumpa («падать тяжело»). Так или иначе, смысл передается в обоих вариантах: резкое падение цены.

Первоначально понятие «демпинг» применяли к залежавшимся товарам, которые сбывали по заниженной стоимости, однако в дальнейшем термин обрел новый смысл.

Чем демпинг отличается от обычного снижения цен

Снижение цены – не редкость в экономических отношениях. Однако акции и прочие маркетинговые ходы, а также удешевление товара из-за снижения издержек или применения новых технологий не имеют с демпингом ничего общего.

В случае с демпингованием речь идет не о привлечении внимания клиентов к какому-либо товару или о сохранении рентабельности при сниженной цене. Нет, здесь цель – только жесткое завоевание рынка, в том числе за счет сознательной работы себе в убыток в течение какого-то отрезка времени.

При этом покупатель от демпинга только выигрывает – по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Пока на рынке есть конкуренция, можно спокойно покупать дешевые товары. В дальнейшем есть риск монополизации и роста цен, но повлиять на этот процесс конечный потребитель не может.

Когда применяют демпинг

Главный повод для применения этого неоднозначного экономического инструмента – желание занять нишу на новом рынке – и желательно, нишу пожирнее. Если рынок конкурентный, используемые технологии общедоступны, а ценовая политика участников стабильна, для достижения быстрого результата новый игрок может сделать только один ход конем: резкое снижение цены. Это позволит переманить покупателей, а в дальнейшем даже при повышении стоимости до экономически обоснованной кто-нибудь из клиентов да останется.

Также демпинг применяют для вытеснения конкурентов с рынка. Так федеральная торговая сеть заходит в небольшой город, резко снижает цены на самые ходовые товары, выдавливает местные торговые точки, затем начинает диктовать свою ценовую политику.

Пример Евросети:

Третья причина применения демпинга – «олдскульная»: вам нужно продать товар с истекающим сроком годности, или вы собираетесь обновить ассортимент и нужно очистить склад от неликвидов. Цена резко снижается – товар распродается.

Виды демпинга

С точки зрения сферы применения демпинга есть два его вида:

Ценовой демпинг

Чаще используется на внешних рынках. Продавец продукции из одной страны за счет меньших издержек (например, на рабочую силу или сырье) экспортирует свой товар в другие страны по более низкой цене, чем могут предложить местные производители. Такую экспансию начиная с середины 90-х годов проводит, например, Китай. Хотя и российские компании – в частности, металлургические – не брезговали своими преимуществами, выходя в середине и конце 2000-х на рынок США, подробно данный пример будет рассмотрен ниже.

Внутри одной страны ценовой демпинг используется производителями из регионов, где есть более дешевый доступ к сырью, материалам, трудовым ресурсам. Скажем, торговые сети за счет больших объемов перевозок и более жестких условий для поставщиков имеют возможность открывать свои магазины на отдаленных территориях, лишь незначительно повышая цены по сравнению с обычными, что для местных продавцов невозможно из-за высоких транспортных и прочих издержек.

Стоимостной демпинг

Самый агрессивный тип демпинга, когда компания для завоевания рынка какое-то время торгует по ценам, равным или даже ниже себестоимости. Чтобы пойти на такую меру, нужны точные расчеты, иначе можно прогореть, не успев вытеснить конкурентов. Именно компании, занижающие себестоимость, находятся под особым вниманием антимонопольных служб.

Формы демпинга

Постоянный демпинг – продажа товара по себестоимости (или дешевле) на протяжении всего срока реализации. Такой вид демпинга применяют в маркетинговых целях в рамках акций для стимулирования продаж других товаров. Например, мебельный магазин может продавать диван обычной стоимостью в 30 000 рублей за 15 000, но при условии одновременной покупки еще трех предметов мебели по обычной цене. Компенсация демпинговой цены товара-«приманки» заложена в стоимость других товаров.

Взаимный демпинг – продажа товаров по сниженной цене двумя странами друг другу. Это может быть один и тот же товар (и тогда речь идет о жесткой конкуренции за рынки) или разные (и тогда в некоторых случаях можно говорить и о взаимовыгодном сотрудничестве).

Обратный демпинг – продажа товаров на внутреннем рынке по более низким ценам, чем на экспорт для поддержания внутриэкономической стабильности. Яркий пример – газ, бензин, электричество, другие энергоносители, которые внутри РФ продаются по ценам ниже среднемировых. Однако такой демпинг имеет обратную сторону: экспортеры мотивированы продавать товары по более выгодной стоимости за рубеж, из-за чего на внутреннем рынке периодически образуется дефицит, и цены начинают расти.

Преднамеренный демпинг – целенаправленные действия для вытеснения с рынка конкретного конкурента для увеличения своей доли. Эффективен на низкоконкурентном рынке, совсем не работает там, где один конкурент может занять место другого.

«Пиратский» демпинг – целенаправленные действия для уничтожения бизнеса всех конкурентов на рынке. Наиболее безответственный вид демпинга, когда ради главенства на рынке в жертву может быть принесена стабильность целой отрасли.

Спорадический демпинг – краткосрочное снижение цены для того, чтобы распродать складские излишки или неликвидный товар.

Евгений, владелец магазина молодежной одежды

Мы торгуем одеждой молодежных брендов, это джинсы, толстовки, пуловеры, пуховики и т.д. В нашем бизнесе никогда нельзя угадать, что пойдет хорошо, а что останется лежать на полках. Для поддержания ассортимента мы закупаем разнообразную продукцию. Некоторые из экземпляров могут залежаться и тогда нам приходится избавляться от них по цене ниже закупочной. Мы, конечно, можем подержать такую продукцию годик-другой, авось кто-нибудь да купит. Но зачем? Я лучше освобожу полку под что-то более прибыльное, где накрутка составляет 100-200%. Эти вещи окупят с головой те убытки, что я понесу, продавая неликвид за полцены.

Последствия демпинга

У демпинга могут быть разные последствия – в зависимости от того, насколько верно была выбрана стратегия демпингующей компании, как реагировали на нее конкуренты и госорганы, насколько широко велась кампания.

Положительные последствия

Такие могут быть у компаний, которые достигают своей цели и завоевывают нужную долю рынка или вытесняют конкурентов. Хрестоматийный пример – знаменитый Джoн Poкфeллep и его компания Standard Oil, которая за счет демпинговых цен завоевывала регион за регионом, и во второй половине ХIX века стала монополистом на рынке производства топлива в США. Столь же удачной оказалась стратегия компании Sony, которая подавила своих конкурентов на американском рынке, продавая телевизоры вдвое дешевле, чем в Японии.

Не брезговал демпингом и СССР, поставлявший в 70-х годах ХХ века «Жигули», например, в Канаду по цене 2600 рублей (около 5 тысяч канадских долларов). В Советском Союзе тогда такая же машина стоила 8400 рублей. Сейчас это выглядит смешно, а тогда канадцам было не до смеха. Этой стране так и не удалось в полной мере наладить собственное автомобилестроение – не в последнюю очередь из-за советского демпинга. За 20 лет в Канаду было продано более 300 тысяч автомобилей ВАЗ 6-й и 7-й моделей.

Более современный пример – стратегия компании Nissan, вывозившей в Европу не только недорогие авто, но и строившей там заводы. За счет более продвинутой на конец 90-х – начало 2000-х годов технологии организации предприятий и грамотного демпинга японцы смогли нарастить продажи в десятки раз, серьезно потеснив немецкие концерны.

Негативные последствия

В этом случае пострадавшей стороной могут оказаться как одна или несколько компаний, так и целые государства.

Влияние демпинга Россия ощутила на себе в начале 90-х годов прошлого века, когда в страну начали поставлять товары из других государств, во многих случаях по сознательно заниженным ценам. Первыми жертвами такого демпинга пали отечественные легкая и пищевая промышленность, которые до сих пор полностью не восстановились. Тяжело пострадали машиностроение, авиастроение, кораблестроение и другие отрасли.

Демпинг препятствует экономическому росту, поскольку общее снижение цен на рынке приводит к падению показателей рентабельности и прибыльности целых отраслей.

Если же говорить об отдельных компаниях, то наглядным примером может служить попытка российских металлургов в более широких масштабах выйти на рынки США и ЕС. Если в середине 2000-х это удавалось за счет покупки зарубежных активов и продажи российской стали через них (а из-за более низких издержек на заработную плату и сырье российский металл получался существенно дешевле американского или европейского), то к середине 2010-х в США были введены беспрецедентные антидемпинговые пошлины (до 240%), а в 2017-м россиян «прижали» и европейцы. Это резко снизило прибыли металлургов и не вызвало кризиса только потому, что разница в себестоимости отечественной и американской/евросоюзовской продукции велика, и даже резкий рост цены не стал причиной провала, хотя доля рынка российских компаний в США и ЕС сократилась в несколько раз.

Иногда демпинг приводит к неожиданным последствиям для экономики, о чем свидетельствует, например, история с производителями колес для железнодорожных вагонов. В 2016 году Евразийская экономическая комиссия установила антидемпинговые пошлины в 32% на колеса украинской компании «Интерпайп», поставлявшиеся в Россию и другие страны Таможенного союза. Просившие об этом российские ОМК и «Евраз» сразу после сокращения объема украинских поставок резко повысили цены на свои ж/д колеса, воспользовавшись уменьшением доли конкурента. Сейчас ФАС расследует уже сговор монополистов.

Ошибка в расчетах при демпинге также быстро вызывает отрицательные последствия. В 1997 году руководство компании «Внуковские авиалинии» задумало при помощи демпинговых расценок потеснить «КрасЭйр» и «Сибирь», своих основных конкурентов. В результате еще до августа 1998 года экономические показатели «внуковцев» рухнули много ниже предполагавшихся величин, а скачок курса доллара окончательно добил компанию.

Нельзя просто так взять и снизить цены – сначала требуется хорошо подумать и посчитать. Первым шагом всегда становится маркетинговое исследование наиболее прибыльных товарных позиций у конкурентов. Когда эти позиции выявлены, нужно определиться с собственной стратегией. При ее определении следует учитывать несколько важных факторов:

  • Цена в сознании клиента очень часто связана с качеством. Поэтому вывод на рынок нового товара совместить с демпингом непросто. Потом будет сложно убедить покупателя, что ему нужно платить за дешевый товар больше. Другое дело – зарекомендовавшие себя товары. Низкая цена на них расценивается клиентом как бонус, особенно если она не оговорена никакими условиями («купите три по цене двух» и т.д.).
  • Демпинг чаще всего – удел низкой ценовой категории. Поэтому если вы хотите продавать товар или услугу с высокой добавленной стоимостью, одним искусственным занижением цены не обойтись, нужны сопутствующие маркетинговые мероприятия (а может быть, демпинг и вовсе не пригодится как действенный инструмент).
  • Демпинг почти неизбежно приводит к росту трудозатрат – чтобы поддерживать оборот, придется продавать большее число товаров по меньшей цене. Иногда это приводит к увеличению численности персонала и снижает эффективность работы организации. Клиенты хотят покупать недорогой товар, но не хотят стоять в очередях или приобретать просрочку.

Приняв во внимание всё перечисленное, отметим несколько правил грамотного демпинга:

  • подход к снижению цены в каждом случае должен быть индивидуальным. Можно уценить товар, который приносит наибольшую прибыль конкуренту (и тем самым нанести ему ущерб), а можно – на тот, который приносит самый крупный куш вам (и завоевать бОльшую долю рынка);
  • демпинг не может быть бесконечным: необходимо определить для себя временнЫе границы торговли по демпинговой цене;
  • любой демпинг нужно облекать в красивый маркетинговый «фантик» – объявлять акции, распродажи, программы лояльности и т.д., чтобы клиент не считал, что вы за его счет достигаете своих бизнес-целей.
  • Прежде чем снижать цены, убедитесь, что этим не воспользуются перекупщики; выгоду должен получить конечный потребитель – именно его лояльность вам нужна.

7 стратегий борьбы с демпингом

Если вы чувствуете, что в ваш рыночный сегмент зашел игрок, который всерьез демпингует, вариантов реагирования может быть несколько.

Стратегия 1. Жалоба в ФАС

Демпинг в РФ –деяние, граничащее с незаконным, поэтому обращение в региональное управление Федеральной антимонопольной службы будет логичным. Найти контакты вашего УФАС можно . Необходимо написать заявление, в котором подробно описать действия конкурента, привести аргументы преднамеренного снижения им цен по сравнению с обычными, описать последствия таких действий (падение рентабельности отрасли, налоговых поступлений). Отдельно требуется остановиться на доказательствах того, что речь идет именно о спланированном акте, а не о разовой кратковременной маркетинговой акции.

Доказать умысел подорвать позиции конкурентов в действиях той или иной фирмы трудно, ФАС начинает разбирательство только в вопиющих случаях. Но попытка – не пытка. Если демпинг будет доказан, ФАС выпишет нарушителю штраф за недобросовестную конкуренцию.

Стратегия 2. Ожидание краха конкурента

Это самый простой путь, но придерживаться пассивной роли имеет смысл только если вы абсолютно уверены в своих позициях на рынке и в лояльности своих клиентов. Нередко демпинговать начинают фирмы, не подготовившиеся к длительной борьбе за покупателя – и в конце концов проигрывают. Когда почувствуете, что демпингующий конкурент начал выдыхаться и уже задумывается о своих невеселых перспективах, можно предложить выкупить его бизнес на выгодных для вас условиях и тем самым расширить свою долю на рынке.

Стратегия 3. Переход в более высокий ценовой сегмент

Если чувствуете, что бороться с демпингующим конкурентом возможностей нет, попробуйте переформатировать свой бизнес под более высокий ценовой сегмент. Освойте товары с более высокой добавленной стоимостью, разработайте новую упаковку, проведите хорошую маркетинговую кампанию, сделайте акцент на качество, эксклюзивность. К вам придут клиенты, которым не интересен сегмент дешевых товаров, – и здесь вы будете надежно защищены от демпинга.

Стратегия 4. Налаживание партнерских отношений

Если рынок низкоконкурентный, или у вас есть личные контакты с владельцами демпингующих фирм, можно попробовать договориться о «ненападении» – например, вы уходите из сегмента, который наиболее интересен вашему партнеру, а он оставляет вам сегмент, где получаете наибольшую прибыль вы. Эта стратегия хорошо работает, если у компаний широкий спектр товарного ассортимента, но ключевые цели разные.

Стратегия 5. «Паровоз с прицепом»

Продажа по сниженной цене того же товара, что и у демпингующего конкурента, но не самого по себе, а в комплекте с сервисным обслуживанием, расширенной гарантией, дополнительными услугами. Понятно, что все прочие позиции, кроме основного товара, продаются по цене, способной компенсировать акционную. Разновидность этой стратегии – пакетные предложения, которые так любят, например, сотовые операторы. Наряду с жизненно необходимыми вам 300 гигабайтами интернета в пакет включается энное число СМСок, стоимость которых рассчитана по двойной цене. А прицепом к установленному количеству минут идет тарификация исходящих на межгород по тройной себестоимости.

Стратегия 6. Увеличение добавленной ценности

Если в предыдущей стратегии снижается цена одного товара, но при этом поднимается стоимость сопутствующих услуг, то в этой стратегии стоимость основного товара остается прежней, но снижается стоимость сопутствующих услуг. Или их включают в стоимость основного товара. Например, вы занимаетесь шиномонтажом. Рядом открывается конкурент и начинает предлагать шиномонтаж дешевле. Вы, вместо снижения цены на один уровень с конкурентом, добавляете в стоимость, например, купон на бесплатную подкачку колес в течение 6 месяцев и бесплатные пакеты для резины. Часть клиентов возможно уйдет к конкуренту, зато другие клиенты оценят нововведение, станут вашими приверженцами и приведут новых клиентов через рекомендацию и сарафанное радио. Через какое-то время конкурент не сможет работать с низкой маржой или себе в убыток и сам исчезнет с горизонта.

Стратегия 7. Уход с рынка

Это не стратегия борьбы, а способ решить проблему. Если вы понимаете, что не можете противостоять экспансии конкурента, один из разумных вариантов – постараться выгодно продать ему свой бизнес и попробовать свои силы в другом направлении.

Антидемпинговые меры государства

Государственные конкурсные закупки, которые проводятся в рамках федеральных законов №44-ФЗ и 223-ФЗ, особенно уязвимы для демпинга. Необоснованно резкое снижение начальной цены ради победы в аукционе нередко приводило к невыполнению контракта: поставщик просто не укладывался в заявленную им же сумму. Работы в полном объеме не проводились, товары поставлялись ненадлежащего качества – это наносило ущерб заказчику, вынуждало расторгать контракты в суде, тратить время на новые тендеры. В итоге для защиты от недобросовестной конкуренции приняли особые законодательные меры, которые хотя и не защищают на 100% от демпинга, но серьезный барьер на его пути все же ставят:

  1. При начальной цене закупки меньше 15 миллионов рублей, если участник снижает эту сумму больше чем на 25%, он должен заплатить обеспечение контракта в полуторном размере по сравнению с обычным (эта сумма вносится исполнителем в залог: если работа не выполняется, остаются у заказчика). Либо представить подтверждение своей состоятельности (сведения о выполнении как минимум трех госконтрактов в предыдущем году, отсутствие пеней и штрафов по выполненным закупкам).
  2. При начальной цене больше 15 миллионов и попытке участника тендера скинуть цену больше чем на 25% вариант только один – полуторное обеспечение исполнения контракта.
  3. Для товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты питания, питьевая вода, тепло-, электроснабжение и т.д.), если участник аукциона сбрасывает цену более чем на 25% от начальной, он должен предоставить гарантийное письмо от производителя с указанием отпускной цены на товар; подтверждение наличия товара у исполнителя, договор о транспортировке товара, лицензии, сертификаты и другие документы, подтверждающие реальность предложения.

Другой способ государственного регулирования демпинга – меры, принимаемые в рамках Таможенного союза. По заявкам отечественных компаний специальная комиссия рекомендует правительствам стран-участников ТС ввести ту или иную пошлину на импортные товары. Пошлина может быть заградительной (очень высокой, ее цель – полностью закрыть доступ товару в страну экономическими методами) или защитной, которая оставляет для импортеров возможность торговать, но усиливает конкурентные позиции местных производителей.

Чисто российским способом защиты от недобросовестного импорта является федеральный закон №165-ФЗ («О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»). В нем предусмотрено проведение расследований при продаже на территории РФ товаров, наносящих ущерб экономике страны или препятствующих развитию отраслей экономики из-за заведомой неконкурентоспособности отечественных аналогов. По результатам расследований также вводятся антидемпинговые пошлины.

Демпинг – это хорошо или плохо?

Как и у любого способа продвижения товара или компании на рынок, у демпинга есть положительные и отрицательные стороны. Попробуем свести их в одну таблицу.

Плюсы демпинга Минусы демпинга
Товар или компанию можно продвигать на любой рынок, вне зависимости от уровня конкуренции на нём. На первом этапе резко падают финансовые показатели фирмы.
Это эффективный инструмент, который при грамотном применении заметно усиливает позиции компании на рынке. Общественное мнение и профессиональные сообщества не слишком благосклонны к демпингующим фирмам.
Демпинг сам по себе является мощным маркетинговым инструментом, поэтому он заметно экономит бюджет на маркетинг и рекламу. Без грамотной оценки рынка можно потерять основного клиента, поскольку в массовом сознании низкая цена на некоторые товары и услуги – признак плохого качества.
При правильном подходе существенно расширяется спектр клиентуры. Постоянно приходится опасаться антидемпинговых процедур, которые могут подорвать позиции бизнеса.

Заключение

Термин «демпинг» в экономике окружен негативным ореолом. И не случайно. Этот способ продвижения на рынке находится на тонкой грани между добросовестной и недобросовестной конкуренцией. Его суть в том, что цена на товар или услугу сознательно занижается – в некоторых случаях ниже себестоимости – для переманивания клиентов у конкурирующих фирм, завоевания большей доли на рынке и для вытеснения конкурентов.

В отличие от обычного снижения цен при демпинге используется именно резкое, радикальное, против всех норм и обычаев падение стоимости товара. Оно не обосновано повышением эффективности производства или снижением цен на сырье. Это чисто волюнтаристское, сознательное действие.

Существует много форм демпинга, каждая из которых используется для достижения разных целей: уничтожения бизнеса конкурента, завоевания большей доли в рыночном сегменте, достижение выгодной договоренности с конкурентами, улучшение продаж сопутствующих товаров и так далее.

Результатом демпингования может стать как завоевание новой рыночной доли, так и разорение собственной компании – всё зависит от конкретных условий и грамотного планирования демпинговой кампании.

Если демпингуют против вас, можно использовать различные стратегии – от спокойного ожидания до ухода с рынка. Наиболее популярны стратегии встречного демпинга, акции и пакетные предложения, обращение в ФАС.

Государство не слишком активно вмешивается в рыночную борьбу хозяйствующих субъектов (приходится тщательно доказывать каждое подозрение на демпинг), а вот свои интересы блюдет всерьез. В рамках государственных закупок установлены защитные меры от исполнителей, побеждающих на аукционах за счет резкого снижения цены. Так же внимательно ФАС относится к попыткам демпинговать со стороны иностранных экспортеров.

В целом же у демпинга есть как плюсы, так и минусы, применять его специалисты советуют с большой осторожностью и по возможности использовать менее радикальные методы конкуренции.

Видео на десерт: 10 заброшенных мест, о которых никто не знает

) определяет антидемпинговые меры при осуществлении конкурса и аукциона. Демпинг — это реализация продукции по искусственно заниженной стоимости. В прошлом недобросовестный производитель, предложивший самую низкую цену товару, выигрывал на конкурсах и аукционах. Эти действия, не связанные с их навыками и качеством выполнения в прошлом заказов, становились следствием срывов сроков выполнения госзаказов, аннулирования договоров, ухудшения свойств товаров, к трате бюджетных денег. Поэтому и была добавлена статья 37, описывающая антидемпинговые меры.

Последние изменения, внесенные в статью 37 , датируются 4 июнем 2014 года. От прошлой редакции ее отличает появление 12-ой части. Рассмотрим подробнее все части статьи об антидемпинговых мерах.

Первая часть

В первой части рассказывается о применяемых антидемпинговых мерах в ситуации, когда изначальная (максимальная) стоимость договора — больше, чем 15 млн. руб., а потенциальный покупатель предлагает стоимость договора, которая меньше НМЦК на 25% и выше. Это повлечет за собой антидемпинговые меры, выраженные в увеличении в 1,5 раза объема денежной гарантии выполнения договора, записанныго в бумаге о закупке. Однако, если в договоре прописана возможность оплаты аванса, то эта сумма денежной гарантии не должна быть меньше его.

Вторая часть

Ситуация, описанная в ч. 2 ст. 37 закона 44-ФЗ, оговаривает порядок действий и антидемпинговые меры, применяемые при изначальной (максимальной) стоимости соглашения в 15 млн. руб. или меньше и предложением участника торга снизить сумму на 25 и больше процентов. В этом случае предписаны те же антидемпинговые меры увеличения поставщиком в 1,5 раза объема денежного обеспечения. Также, в качестве альтернативы, поставщик имеет возможность предоставить сведения, которые подтвердят его добросовестность, что тоже является разновидностью антидемпинговых мер.

Третья часть

По ст. 37 про антидемпинговые меры сведения, которые могут доказать добросовестность участника торга, должны находиться в реестре договоров и удостоверять выполнение поставщиком:

  • 3-х и более договоров за 1 год до даты подачи заявки. Все договора должны быть выполнены без взыскания к поставщику неустоек;
  • 4-х и более договоров за 2 года. 75% вышеуказанных договоров должны быть реализованы без использования штрафов по отношению к поставщику;
  • 3-х и более договоров за 3 года. Во время выполнения договоров на участника не должны быть наложены штрафы.

Стоимость 1 контракта = стоимости, предложенной участником торга, в эквиваленте — не меньше 20%. В этом заключается общее требование антидемпинговых мер.

Четвертая часть

Указанная информация в 3-ей части 37-ой статьи про антидемпинговые меры должна быть включена в состав заявки. Если сведения неподтвержденные, то комиссия, занимающаяся проведением закупок, отклоняет запрос. Данное постановление закрепляется в соответствующем протоколе и описываются причины, почему произошло отклонение заявки. Участник уведомляется не позднее рабочего дня, который следует за днем подписания протокола.

В ФЗ-44 ч. 4 ст. 37 про антидемпинговые меры говорится, что, если в заявке нет сведений, удостоверяющих добросовестность участника, то он платит сумму в 1,5 раза превышающую объем обеспечения выполнения контракта.

Пятая часть

Антидемпинговые меры предопределяют — если проводится аукцион, участник закупки предоставляет информацию, описанную в третьей части статьи, когда направляет заказчику подписанный контракт. Если поставщик не выполнит данную процедуру или эта информация будет признана недостоверной, то будет считаться, что он отклонился от подписания контракта. По итогу комиссия составит протокол и внесет данные в реестр.

Шестая часть

Оговоренное обеспечение поставщик должен предоставить до заключения сделки. Невыполнение этого требования считается уклонением от заключения контракта. Составляется протокол и информация регистрируется в реестре. Все участники закупки уведомляются об этом, согласно ст. 37 про антидемпинговые меры.

Седьмая часть

Закон не обошел вниманием и конкурсы, где объектом выступает осуществление НИОКР, научно-технических работ и предоставление консалтинговых услуг. Антидемпинговые меры дают возможность заказчику установить в документации разные величины значимости критериев оценки заказов, если предложение о стоимости контракта:

  • до 25% ниже изначальной (максимальной) цены;
  • больше, чем на 25% ниже изначальной (максимальной) цены.

Восьмая часть

Антидемпинговые меры применяются, если предложение о стоимости контракта больше, чем на 25% ниже изначальной (максимальной) цены, то размер значимости ценового предложения — 10% от суммы величин других критериев оценки.

Девятая часть

Часть 9 ст. 37 про антидемпинговые меры закона 44-ФЗ описывает контракты на осуществление поставок товаров (продукты, лекарства, топливо). Если предложена стоимость на 25 и больше % ниже НМЦК, то участник закупки должен обеспечить подтверждение предлагаемой цены договора. Подтверждается следующими документами:

  • гарантийный документ от изготовителя, где указывается стоимость и объем поставляемого товара (узнайте );
  • бумаги, доказывающие, что товар находится на руках у участника;
  • расчеты и бумаги, доказывающие, что участник закупки сможет реализовать поставку по предложенной цене.

Десятая часть

Согласно статье про антидемпинговые меры, подтверждение предлагаемой цены договора предоставляется участником закупки:

  • чья цена договора ниже изначальной стоимости на от 25% и выше в обращении на участие в конкурсе. Отклонение заявки осуществляется комиссией, что упоминается в протоколе;
  • отправившим договор заказчику с подписью, в случае проведения аукциона. Невыполнение этого требования будет считаться избеганием подписывать контракт и будут применены антидемпинговые меры. Соглашение не подписывается и сделка заключается с другим участником аукциона, который предложил условия получше.

Одиннадцатая часть

Антидемпинговые меры применяются к участнику конкурса/аукциона в полной мере, который является победителем конкурсной процедуры, но в тоже время признан уклонившимся от заключения контракта.

Двенадцатая часть

Положения об антидемпинговых мерах не применяются при осуществлении закупок важных лекарств, если предложенная стоимость ниже не более, чем на 25 процентов от зарегистрированной предельной отпускной стоимости.

Скачать

Закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно скачать .

Ст. 37 регламентирует антидемпинговые меры и ориентирована на неприемлемость искусственного занижения стоимости при конкурсных процедурах или аукционах. Антидемпинговые меры обуславливаются НМЦК. Указан объем денежного обеспечения выполнения договора, информация, которую участник закупки должен предоставить, чтобы доказать свою добросовестность. Все необходимые сведения об участниках можно найти в реестре.

Участник тендера рано или поздно сталкивается с демпингом в госзаказе. Само явление демпинг существует в сфере тендеров очень давно, практически с момента возникновения института государственных закупок в России. Понятие «антидемпинговые меры» в госзаказе появилось не так давно, а именно после принятия 44-ФЗ. В действовавшем до 44-ФЗ законе №94-ФЗ такое понятие отсутствовало. При этом на практике демпинг в госзаказе конечно же был, но законодательно государство никак с этим явлением не пыталось бороться. Что же из себя представляет «демпинг» в госзаказе на сегодняшней момент и какие способы борьбы с этим явлением применяются? Попробуем во всем разобраться!

Что такое демпинг в госзаказе?

Слово демпинг заимствовано от английского dumping, в переводе сброс (продажа по искусственно заниженным ценам). Чаще всего, демпинговые цены ниже рыночных и даже ниже себестоимости. Чтобы понять природу это явления давайте с Вами разберемся в причинах использования демпинга в тендерах:
1. Вход поставщика на рынок, который уже поделен и нет иного способа на него попасть.
2. Получение заказа у конкретного заказчика, чтобы начать с данным заказчиком сотрудничество с целью допродажи смежных услуг, работ, а также выход на более крупные контракты.
3. Получение новых контрактов и получение необходимой квалификации для участия в крупных конкурсах, запросах предложений.
4. Игра по правилам, установленным государством, где ценовой показатель является в госзакупках наиболее важным и большинстве случаев решающим.

Общее у всех этих причин это то, что поставщик работая в минус или в ноль планирует получить прибыль или какие то преференции в будущем. Кроме того, не стоит забывать и про Российскую действительность. На данный момент государством создана система госзакупок, при которой больше шансов выиграть имеет поставщик, который предложит наименьшую цену. Это справедливо, как для аукционов, так и для конкурсов и иных способов закупок. В подавляющем большинстве закупок коэффициент значимости выше для критерия «Цена», чем по другим оценочным критериям.
Не смотря, на то что государство создало условия для развития демпинга в госзаказе, оно же создало и антидемпинговые меры для борьбы с этим явлением. Рассмотрим этот инструмент поподробнее.


Антидемпинговые меры по 44 ФЗ: что это такое?

Под демпингом в 44-ФЗ понимается снижение ценового предложения участника на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта. То есть, если лимит закупки 1 000 000 рублей и ценовое предложение участника составляет 750 000 рублей или более, то такое предложение признается демпинговым, если поставщик предложит 750 001 рубль, то по закону это не демпинг. Уловили тонкую грань? Один рубль или даже одна копейка может повлиять на то признается предложенная цена демпинговой или нет. Конечно же такой подход он формален и к рынку имеет опосредованное отношение. На рынке госзаказа свои правила и эти правила 44-ФЗ. Разберем антидемпинговые меры по 44 фз поподробнее.

Возможны две ситуации:

Вариант №1 Цена (НМЦ) закупки более 15 миллионов рублей.
В этом случае, согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ если цена победителя закупки является демпинговой и снижена на 25% и более, то заказчик заключает контракт с таким участником только после предоставления победителем обеспечения контракта с коэффициентом 1,5. Но при этом сумма должна быть не менее, чем размер аванса (если аванс предусмотрен по закупочной документации и по проекту контракта). То есть участник закупки, предлагая цену на 25% и ниже цену от НМЦ должен быть готов в случае победы предоставить обеспечение контракта в 1,5 выше. Обеспечение контракта участник на выбор может предоставить, как в виде банковской гарантии, так и перечислив денежные средства на счет заказчика. Конечно же, чаще всего поставщик выбирает обеспечение в виде банковской гарантии.
Вариант №2 Цена (НМЦ) закупки менее 15 миллионов рублей.
В этом случае у участника закупки есть выбор:
- предоставить обеспечение контракта с коэффициентом 1,5 (как в варианте выше)
- предоставить в составе заявки документы, подтверждающие добросовестность поставщика на дату подачи заявки.

ВАЖНО: документы по добросовестности необходимо представлять в составе заявки на конкурс, то есть до определения победителя. Если Вы участвуете в аукционе, то такие документы предоставляются вместе с подписанным контрактом.

Информация подтверждающая добросовестность поставщика.

Рассмотрим, что понимается под «добросовестностью» поставщика» и подтверждающей информацией.
Под добросовестностью поставщика понимается подтвержденный факт успешного исполнения контрактов с государственными заказчиками. То есть, такие контракты должны быть завершены и информация о таких контрактах должна содержаться в реестре контрактов.
Кроме того, должны быть соблюдены условия по сроку давности таких контрактов, количеству и наличию или отсутствию штрафных санкций:
Вариант №1: 3 и более контракта в течении 1 года до даты подачи заявки, без неустоек.
Вариант №2: 4 и более контракта в течении 2 лет до даты подачи заявки, 75% контрактов без неустоек.
Вариант №3: 3 и более контракта в течении 3 лет до даты подачи заявки, без неустоек.
При этом, цена одного исполненного контракта должна быть не менее 20% ценового предложения участника в закупочной процедуре.

ВАЖНО: Обратите внимание на то что контракты, подтверждающие добросовестность обязательно должны быть внесены в реестр контрактов. Факт внесения такого контракта в реестр необходимо проверить самостоятельно. Контракты, которые не внесены в реестр контрактов не могут быть использованы участников в качестве информации, подтверждающей добросовестность. В случае, если заключенный контракт отсутствует в реестре, то обратитесь к заказчику для уточнения причин. Внесение контрактов в реестр - это обязанность заказчика, который также несет и административную ответственность.

На практике информация подтверждающая добросовестность может быть представлена поставщиком в виде справки с перечнем контрактов, которые соответствуют требованиям Варианта №1,2 или №3, которые мы с Вами разобрали выше. В такой справке участник закупки может указать также и ссылку на записи в реестре контрактов. В качестве подтверждения информации поставщик может приложить распечатки с реестра контрактов, а также сами копии исполненных договоров и актов (справку участник представляет обязательно, остальное по усмотрению).

В некоторых случаях заказчик может признать информацию подтверждающую добросовестность недостоверной если:
- участником представлена информация по добросовестности по незавершенным контрактам
- представленные сведения по контрактам, подтверждающим добросовестность отсутствуют в реестре контрактов
- не выполнены требования по количеству подтверждающих контрактов, сроку, отсутствию неустойки (в соответствии с вариантами 1,2,3 разобранными выше)

Такая ситуация может иметь далеко идущие последствия для поставщика с внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков, в случае участия в электронном конкурсе. В случае выявления заказчиком недостоверной информации в открытом конкурсе участник отделается отклонением заявки.

Антидемпинговые меры по 44 ФЗ и особые случаи.

Вариант №1: В случае, если Заказчик проводит конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, то в конкурсной документации могут быть предусмотрены различные критерии оценки заявок с ценой снижения 25% и более от НМЦ и менее 25% от НМЦ. Например, участник такого конкурса снижает цену на 25% и более, в этом случае Заказчик понижает коэффицент значимости для ценового предложения и устанавливает его равным не 60%, а 30%, для оценки квалификации коэффициент станет, например, не 40%, а 70%. Таким образом, заявка «демпингующего» участника будет оцениваться так, что предлагать заниженную цену становиться не выгодно, так как участник в этом случае гарантированно наберет меньше баллов. Эти цифры указаны для примера и естественно, что заказчик должен прописать в закупочной документации коэффициенты значимости и условия, при которых они будут применяться.

Вариант №2: В случае, если заказчик производит закупку товаров для жизнеобеспечения (продукты, средства для первой помощи, топливо и т.д.), то участнику дополнительно к 1,5 кратному обеспечению контракта (или информация подтверждающая добросовестность) необходимо обосновать снижение ценового предложения путем представления:
- гарантийного письма от производителя (с ценой и количеством товара)
- документов, которые подтверждают факт наличия товара у участника процедуры
- иных документов

Вариант №3. Антидемпинговые меры в некоторых случаях вообще не могут быть применены, например, в случае закупки лекарств, которые включены в перечень необходимых и важнейших лекарств (такой перечень утверждается Правительством РФ). Но цена лекарственных препаратов должна быть снижена не более 25% относительно предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ.

Вариант №4: Антидемпинговые меры не применяются также и в случае, если заказчиком не установлено требование о обеспечении исполнения контракта. Установление требования о обеспечении контракта это обязанность заказчика и в некоторых случаях заказчик вправе обеспечение контракта не устанавливать. В этом случае у поставщика отсутствует необходимость предоставлять обеспечение контракта, предоставлять информацию подтверждающую добросовестность в составе заявки или предоставлять обеспечение контракта с коэффициентом 1,5.

А был ли демпинг?

Мы с Вами подробно разобрали антидемпинговые меры по 44 фз, рассмотрели во всех ньюансах добросовестность поставщика, способы подтверждения добросовестности. А теперь давайте зададимся вопросом насколько эффективны данные меры, предложенные авторами 44-ФЗ? Дело в том, что точкой отсчета при определении демпинговая цена или не демпинговая предложена начальная максимальная цена контракта (НМЦ). Но, как показывает практика НМЦ заказчик может сформировать и обосновать абсолютно любую, то есть это не рыночная цена. Если НМЦ 1 000 000 это совершенно не значит, что реальная стоимость товаров, работ, услуг является такой же, то есть 1 000 000 рублей. Естественно, что заказчик заинтересован в том, чтобы процедура закупки состоялась. Поэтому заказчику выгодно формировать НМЦ выше реальной стоимости. Такая ситуация с формированием НМЦ выгодна также и поставщику, который при участии в закупке имеет возможность «скинуть» цену и побороться за заказ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цена поставщика сниженная на 25% и более от НМЦ не всегда может являться действительно демпинговой. Механизм, который заложен в 44-ФЗ для борьбы с демпингом нельзя назвать эффективным и продуманным.

Но следует отметить и тот, факт, что заказчик сам может создать условия для борьбы с демпингом, например выбирая процедуру закупки, в которой возможно установить коэффициент значимости по цене 30%. Как показывает практика заказчик сам не всегда заинтересован бороться с демпингом, так как в сегодняшних нестабильных реалиях наименьшая цена контракта является важнейшим фактором при выборе поставщика.

Следует также понимать, что слишком низкая стоимость может стать причиной низкого качества поставляемых товаров работ, услуг. Заказчикам и поставщикам следует пытаться искать и находить золотую середину в этом непростом вопросе.

Одним из широко используемых средств продвижения товара на зарубежные рынки является демпинг , представляющий собой наиболее яркое проявление ценовой конкуренции.

Демпинг - массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам (ниже их "нормальной цены") с целью вытеснить конкурентов с рынка.

В практике внешней торговли под демпингом понимают сбыт товаров за рубежом по ценам ниже, чем цены реализации товара на внутреннем рынке страны экспортера , наносящий или угрожающий нанести материальный ущерб отрасли экономики, созданной на территории страны импортера, или существенно задерживающую создание таковой. О масштабах его применения свидетельствует распространенность антидемпинговой практики в мире (см. табл. 7).

Таблица 7

Статистика антидемпинговых разбирательств в 1997- 98 г.г.

Количество

разбирательств

Количество

разбира-тельств

Австралия

Страны ЕС

Страны ЕС

Республика

Бразилия

Аргентина

Австралия

Источник: БИКИ. - 1999. - № 60. С.1.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

    постоянный демпинг;

    хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг;

    случайный (спорадический) демпинг;

    обратный демпинг;

    встречный (взаимный) демпинг.

Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой, т.е. когда занижение цен носит постоянный характер.

Хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг - временное умышленное занижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующее установление монопольных цен.

На практике это может означать экспорт товаров по ценам не только ниже цен своего внутреннего рынка, но даже ниже издержек производства.

Случайный (спорадический) демпинг - временная, эпизодическая продажа товара на иностранном рынке по заниженным ценам.

Происходит это тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка или у производителей скапливаются большие запасы товаров. Перед компанией встает дилемма - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешнем рынке.

Обратный демпинг - продажа товара внутри страны по ценам, ниже экспортных.

Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют, обусловливающих расхождение между ценой товара на внутреннем рынке страны экспортера и ценой на рынке страны импортера.

Встречный (взаимный) демпинг - взаимные поставки (встречная торговля) одного и того же товара между двумя странами по демпинговым ценам.

Эта разновидность демпинга также встречается редко: в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Экономический смысл демпинга заключается в том, что он представляет собой обязательно не простое снижение цен, а именно ценовую дискриминацию .

Ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара на различных рынках по разным ценам.

В этом случае цены занижаются на одном рынке, в то время как тот же товар продается на других рынках по более высоким ценам. В действительности, смысл практики демпинга заключается в том, что она тесно связана с монополизацией рынков и применением монопольно высоких цен. Благодаря тому, что конкретная компания занимает монопольные позиции на отдельных рынках (чаще всего это внутренний рынок страны базирования компании или рынок страны, где расположены основные производственные мощности), она получает возможность продавать свою продукцию на этом рынке по завышенным (монопольно высоким) ценам. Таким образом, демпингующая фирма получает дополнительную (монопольную) прибыль.

Возможность получать дополнительную прибыль за счет одного рынка позволяет проводить политику искусственно заниженных цен на других рынках с целью вытеснения с них конкурентов. Использование заниженных цен как средства конкурентной борьбы на отдельном рынке имеет экономический смысл только тогда, когда данный поставщик является монополистом на каком-либо другом рынке. В этом проявляется дискриминационный характер практики демпинга.

Последствия иностранного демпинга на рынке страны-импортера следует рассматривать как с точки зрения потребителей данного товара, так и местных производителей аналогичной продукции. Отношение потребителей товара в стране-импортере к иностранному демпингу неоднозначно. Если продажа товара по низким ценам носит регулярный характер, то очевидно, что потребители (как индивидуальные, так и производственные) могут выиграть, приобретая такой товар. В то же время, если доля иностранного поставщика на рынке заметно увеличится и другие поставщики будут вытеснены с рынка, иностранная фирма сможет обеспечить монопольный контроль над зарубежным рынком. Это может создать угрозу того, что иностранный поставщик, подавив конкурентов, перейдет к политике монопольно высоких цен. Таким образом, демпинг является инструментом подавления конкуренции на экспортном рынке и предпосылкой монополизации рынка . В последнем случае потребители понесут потери в будущем, когда политика низких цен сменится политикой монопольно высоких цен.

Производители товара в стране-импортере всегда несут ущерб от иностранного демпинга. Они испытывают жесткую ценовую конкуренцию со стороны иностранных поставщиков. При этом местные фирмы оказываются в крайне невыгодном положении. С одной стороны, они вынуждены отвечать снижением цен, а с другой стороны, у них нет возможности компенсировать возникающие при этом потери за счет продажи товара по завышенным ценам на каком-либо другом рынке. Поэтому они вынуждены либо нести большие финансовые потери, либо уступить свою долю на рынке иностранному поставщику .

Средством защиты внутреннего рынка страны импортера от ввоза товаров по заниженным ценам является политика антидемпинга или антидемпинговые меры. Известны два основных способа устранения неблагоприятных экономических последствий демпинга:

    введение антидемпинговых пошлин (в том числе в форме предварительных мер - временных антидемпинговых пошлин );

    принятие со стороны экспортеров ценовых обязательств , предполагающих отказ от поставок товара по заниженным ценам.

Антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые в рамках антидемпинговых мер на временной основе и направленные на устранение экономических последствий демпинга. Они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Поскольку действие антидемпинговых мер направлено на нейтрализацию эффекта занижения цен, постольку численно антидемпинговые пошлины равны (в некоторых случаях меньше) величине такого занижения .

Для применение мер, противодействующих демпингу, (антидемпинговых процедур ) требуется соблюдение ряда условий :

    установление факта демпинга на основе соответствующих критериев и методик;

    наличие демпинговой разницы , т.е. превышения нормальной стоимости над ценой, по которой экспортируется товар, и определения размера занижения цены (демпинговой маржи );

    наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны импортера и определение размера материального ущерба;

    существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и возникновением ущерба .

В соответствии с общемировой практикой в Федеральном законе "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" определены два варианта установления антидемпинговых мер . Причем, если в антидемпинговое расследование вовлечены несколько производителей и/или экспортеров демпингового импорта из одного и того же и/или из разных государств, окончательные результаты для каждого из них могут не совпадать. Антидемпинговые меры применяются:

    в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта товара, всех производителей (экспортеров) данного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств);

    на индивидуальной основе в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, конкретных производителей (экспортеров) данного товара или объединений таких производителей (экспортеров).

Торгово-политический смысл проведения антидемпинговых процедур состоит в устранении экономических последствий нанесенного демпингом ущерба и ценовой дискриминации (см. рис. 7).

Установление факта демпинга предполагает сопоставление цен, по которой товар реализуется в стране производства и в стране экспорта (куда от ввозится), т.е. нормальной стоимости и экспортной цены (цены экспорта) .

Нормальная стоимость товара - цена товара, по которой он реализуется в стране производства (экспортирующей стране) при обычном ходе торговли таким товаром.

Экспортная цена - цена, по которой демпинговый товар ввозится в страну экспорта.

Нормальная стоимость определяется как цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в стране производителя или экспортера товара. Наиболее часто в качестве нормальной стоимости используются внутренние цены в стране производства. В практике применения антидемпинговых мер встречаются случаи, когда фактические цены не могут быть использованы при определении нормальной стоимости. Например, из рассмотрения должны быть исключены торговые операции между взаимосвязанными компаниями или в рамках торговых соглашений.

В тех случаях, когда внутренняя цена не может быть использована для сопоставления, необходим поиск альтернативных методов установления нормальной стоимости. Среди них чаще всего используются следующие методы определение нормальной цены:

    на основе наивысшей цены на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в третью страну;

    на основе расчетных цен - суммы издержек производства в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах административных, торговых и общих издержек;

    применение внутренних цен в третьей стране (метод суррогатной страны ).

Как показывает практика антидемпинговых расследований, выбор сурророгатной страны чаще всего является произвольным. Этот подход к определению нормальной цены применяется в отношении стран с полной, или в существенных чертах полной монополией торговли, в которых все внутренние цены устанавливаются государством. Иными словами, прямое сравнение с внутренними ценами в такой стране не всегда может быть оправданным. Исторически этот метод возник в торговле со странами с централизованной экономикой. Основанием для его применения в данном случае было то, что внутренние цены этих стран не могли считаться экономически обоснованными и соответственно использоваться для сопоставления .

Выбирая суррогатную страну, специалисты стремятся найти страну со сходной технологией и близкими стандартами производства. В данном случае формально учитывается только технический уровень производства, а не экономические факторы, которые определяют конкурентные преимущества той или иной страны.

В настоящее время этот метод применяется к товарам из некоторых стран с переходной экономикой, определяемых как страны с нерыночной экономикой, в частности, из России. Безусловно, такой подход носит откровенно протекционистский и дискриминационный характер, поскольку в России в 90-е годы цены формируются под действием рыночных факторов и тем более не на основе административных решений.

Примечательным является то, что в последнее время в антидемпинговое законодательство ЕС и США введены дополнительные положения. Они позволяют предприятиям, которые обвиняются в демпинге, запрашивать для себя в индивидуальном порядке режим определения нормальной стоимости на основе фактических цен, если в целом для страны, где они расположены, применяется метод суррогатной страны (эти положения применяются в отношении Китая и России). Однако в данном случае эти предприятия несут дополнительное бремя по доказательству того, что они устанавливают свои цены свободно на основе рыночных факторов. Таким образом, они все равно подвергаются дискриминации.

Демпинговая маржа - разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой.

Величина демпинговой маржи свидетельствует о размере занижения цены в результате демпинга. Как правило, она исчисляется в относительных величинах: отношение демпинговой разницы (нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара) к экспортной цене .

Обязательным условием применения ограничений на ввоз демпингового товара является установление не только факта демпинга, но и наличия ущерба или угрозы такого ущерба в связи с ввозом товара по демпинговым ценам, а также причинно-следственной связи между ними.

В данном случае материальный ущерб или угроза его наступления трактуется идентично понятиям "существенного ущерба отрасли экономики" и "угрозы причинения существенного ущерба отрасли экономики", приведенному при рассмотрении защитных мер. С тем лишь уточнением, что значительное общее ухудшение положения отрасли наступает вследствие возросшего демпингового импорта товара.

Пример (один из эпизодов дела о поставках в ЕС неочищенного магния из России и Украины).

Неочищенный магний в основном применяется в производстве алюминия. В 1993 году общий объем потребления этого вида продукции в ЕС составил 46 тыс. тонн. Из России и Украины в общей сложности было импортировано 9 тыс. тонн. Для сравнения в 1991 году объем импорта из этих государств составил 2 тыс. тонн, а в 1992 году - 6 тыс. тонн.

По заключению Комиссии ЕС, в результате того, что российские и украинские цены были на 30-40% ниже цен на сопоставимую европейскую продукцию, Россия завладела 13%, а Украина - 7% рынка ЕС. Доля рынка единственного производителя ЕС, компании "Pechiney", сократилась с 17% в 1991 году до 7% в 1993 году, что привело к значительной потере рабочих мест. Компания "Pechiney" попыталась снизить цену на свою продукцию, однако рентабельность упала так низко, что создалась угроза ее жизнеспособности. Комиссия ЕС признала, что на столь прозрачном рынке, каковым является рынок магния, цена импортируемой продукции оказывает существенное воздействие на цены всего рынка. Иными словами, Комиссия ЕС установила, что существует причинно-следственная связь между демпинговым импортом неочищенного магния из России и Украины и ущербом, нанесенным единственному в ЕС производителю магния .

Если хотя бы одна из указанных предпосылок (факты демпинга и наличия ущерба или угрозы такого ущерба, а также причинно-следственная связь между ними) отсутствует, дело считается закрытым, если нет, то компетентные органы продолжают расследование для установления объемов демпинга и нанесенного ущерба.

Примечательно, что в США, где антидемпинговые процедуры имеют продолжительную историю и обширную практику, в целях достижения большей обоснованности в применении или неприменении антидемпинговых мер разграничены функции установления факта демпинга и определения материального ущерба и функции принятия решения о применении мер. Решение об обоснованности жалобы и целесообразности открытия процедуры и наличия факта демпинга принимает подразделение Министерства торговли. Наличие же материального ущерба устанавливается Комиссией по международной торговли, являющейся независимым органом. Т.е. антидемпинговая процедура складывается из двух параллельно осуществляемых независимыми органами расследований (см. рис. 6).

В процессе проведения антидемпингового расследования могут быть применены в качестве временных мер временные антидемпинговые пошлины .

Временные антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые до завершения антидемпингового расследования в том случае, если продолжение ввоза товара по демпинговым ценам до завершения антидемпингового расследования может привести к неблагоприятным экономическим последствиям, устранить которые окажется невозможным.

При этом предусматриваются специальные правила (в том числе возврата уплаченных пошлин) на тот случай, если антидемпинговые пошлины, введенные после завершения процедуры антидемпингового расследования будут отличаться от временных антидемпинговых пошлин либо антидемпинговое расследование выявит отсутствие оснований для применения антидемпинговых пошлин. Временная антидемпинговая пошлина не подлежит перечислению в доход государственного бюджета до принятия окончательного решения о введении антидемпинговой пошлины.

Расследование на предмет введения антидемпинговых мер может быть завершено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин при условии принятия иностранными экспортерами следующих обязательств, в результате которых прекратится нанесение ущерба национальным производителям:

    добровольного обязательства об отказе от демпинговых цен , т.н. ценового обязательства о минимальных ценах продажи;

    добровольного обязательства о сокращении объема демпингового импорта .

В отсутствии взаимоприемлемых ценовых соглашений вводятся антидемпинговые пошлины. Они просчитываются в отношении каждого экспортера, допустившего демпинг, и их окончательный размер не должен превышать величину демпинговой разницы. Сроки применения мер ограничиваются временем, необходимым для нейтрализации причиненного демпингом ущерба, и не должны превышать пяти лет, после чего предполагается снизить антидемпинговые пошлины.

В соответствии с Соглашением, принятым в рамках ГАТТ, действует правило о том, что антидемпинговое расследование должно быть прекращено, если соответствующими органами установлено, что демпинговая разница (демпинговая маржа) является минимальной (менее 2% от экспортной цены товара ) или что уровень демпингового импорта незначителен (на долю демпингового импорта из какого-либо государства приходится менее 3% от импорта такого товара в импортирующую страну ).

Таким образом, антидемпинговые процедуры включают в себя следующие основные элементы :

1) подача заявления (жалобы) от имени национальной промышленности с просьбой о начале процедуры . Многосторонние соглашения и законодательства большинства стран предусматривают критерий достаточного представительства для такого заявления. Как правило, требуется, чтобы оно было поддержано более чем 50% предприятий, производящих данную продукцию. При этом расследование не начинают, если заявление поддерживают менее 25% таких предприятий;

2) предварительное расследование , целью которого является выяснение общей обоснованности заявления и принятие решения о целесообразности открытия процедуры;

3) открытие процедуры с обязательной официальной публикацией и уведомлением заинтересованных сторон;

4) сбор необходимой информации . Данный этап предполагает рассылку специальных вопросников всем заинтересованным сторонам, посещение предприятий и т.п.;

5) установление факта демпинга на основе собранных материалов и определение демпинговой маржи ;

6) установление факта материального ущерба или угрозы такого ущерба ;

7) введение предварительных антидемпинговых пошлин , если ожидание окончания процедуры может привести к тому, нанесенный ущерб будет невозможно устранить. Если же в результате расследования выявляется отсутствие оснований для применения антидемпинговых пошлин, уплаченные суммы возвращаются;

8) проведение переговоров с экспортерами о принятии ценовых обязательств (прекращении демпинга в обмен на приостановление процедуры);

9) установление наличия причинно-следственной связи между фактом демпинга и фактом нанесения ущерба;

10) подготовка предложений или принятие решения о применении или неприменении антидемпинговых пошлин .

В целом процедура никогда не продолжается более 18 месяцев.

Применение ведущими странами мира антидемпингового законодательства в отношении российских экспортеров связано с рядом особенностей. Во-первых, Россия не является членом ВТО, и не может претендовать на безусловное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Во-вторых, до недавнего времени, практически, все развитые страны относили Россию к числу государств с нерыночной системой торговли (страны ЕС лишь в апреле 1998 года исключили Россию из списка стран с нерыночной системой торговли для целей антидемпинговой политики). Эти обстоятельства обусловили многочисленные антидемпинговые расследования в отношении российских компаний и принятие последующих антидемпинговых мер в США, Западной Европе, Юго-Восточной Азии.

Процедура одного из антидемпинговых расследований в отношении российских производителей, раскрывающая не только содержание основных его стадий, конкретных антидемпинговых мер, но и наиболее характерные ошибки, допущенные как компаниями, так и правительственными органами России, не оказавшими должной поддержки отечественным экспортерам, рассмотрена на примере конкретной ситуации (кейса) "Российские металлургические комбинаты на американском рынке стали" (См. Приложение 4).

Создав законодательную базу по защите интересов отечественных производителей во внешней торговле, Россия намерена активизировать свою деятельность по защите наиболее важных отраслей национальной экономики. Основанием для этого являются многочисленные факты демпингового импорта в Россию, в частности, ввоз по демпинговым ценам продовольствия из европейских стран, поставки дешевой украинской стали, стальных труб.

Пример. Осенью 2000 года российское правительство направило официальное уведомление Минэкономики Украины о намерении ввести антидемпинговые санкции против импорта стальных труб украинского производства. По российской статистике, на долю Украины приходилось до 80% всего объема импортируемых в Россию труб. В результате чего Украина занимала 30% российского трубного рынка. При этом поставки в Россию неуклонно росли: в течение 2000 года они увеличились более чем вдвое. Эксперты утверждали, что качество украинских труб ниже качества российских, а поставки шли по демпинговым ценам. Подобная ситуация складывалась не только с трубами. Незадолго перед демаршем российского правительства о намерении ввести антидемпинговые санкции против украинских производителей труб, крупнейшие российские металлургические комбинаты - Магнитогорский металлургический комбинат и "Северсталь" - заявили о намерениях возбудить антидемпинговый процесс против украинских производителей горячекатаного листа, арматурной стали и сортового проката, ссылаясь на то, что поставляемый украинский металлопрокат на 10% дешевле российского.

Между тем нельзя сказать, что ввоз в Россию дешевой украинской стали играет совсем уж отрицательную роль. Безусловно, российские металлурги несут определенные убытки. Однако, с другой стороны, как утверждают машиностроители, именно наличие дешевого украинского импорта сдерживало российских металлургов от повышения цен на свою продукцию до мирового уровня, что, несомненно, было на руку потребителям сталепродукции.

Обращение России к цивилизованному способу разрешения конфликта с одним из торговых партнеров посредством процедуры антидемпингового разбирательства свидетельствует о вхождении ее в новый этап торговых отношений - проведения на деле политики протекционизма в соответствии с общепринятыми международными правилами.


Top