Асмолов образовательная политика. «Агенты варварства

Асмолов Александр Григорьевич родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Кандидат психологических наук, доктор психологических наук. Профессор. Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Главный психолог Гособразования СССР (1988-1992 гг.); зам. министра образования России (с 1992 г.); вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); член президиума Российского Общества Психологов (с 1996 г.), член-корреспондент Российской Академии Образования (с 1995 г.); член 5-ти редакционных советов и 2-х экспертных советов; награжден почетными значками Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации; заведующий кафедрой психологии личности.

Область научных интересов: общая психология, психология личности, историческая психология и этнопсихология. Докторская диссертация выполнена на тему: «Историко-эволюционный подход в психологии личности». На факультете психологии МГУ А.Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

Александр Григорьевич опубликовано свыше 140 научных работ, среди них основные научные труды: «Личность как предмет психологического исследования», «Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов», «Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе», «Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Учебник для вузов», «Культурно-историческая психология и конструирование миров».

Книги (4)

Культурно-историческая психология и конструирование миров

В данную книгу избранных трудов известного психолога вошли его работы, посвященные разработке методологии современной психологии, а также использованию возможностей психологии в социальном реформировании реальности.

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

На пути к толерантному сознанию

Книга содержит конкретные методические разработки и программы, направленные на формирование у учеников средней школы установок толерантного сознания - терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Впервой части книги даны программы специальных курсов учебных занятий в школе. Вторая часть представляет собой методическое руководство по организации и проведению тренинга толерантности. В ней изложен тематический план и подробный сценарий занятий.

По ту сторону сознания

По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии

Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической методологии анализа реальности бессознательного, деятельности, психических процессов, личности и невербальной коммуникации. Адресуется психологам, философам, всем тем, кого интересует методология познания истории, общества и человека.

  • Действительный член РАН
  • Ученое звание: Профессор
  • Доктор психологических наук
  • Ученое звание: Доцент
  • Кандидат психологических наук
  • Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология»

Статья Рубцов В. В., Коул М., Верч Дж., Асмолов А. Г. , Эльконин Б. Д., Лекторский В. А., Нечаев Н. Н., Кудрявцев В. Т., Ахутина Т. В., Глозман Ж. М., , Марголис А. А., Гуружапов В. А. // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 4. С. 41-51. doi

Статья Асмолов А. Г. , Гусельцева М. С. // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. № 4 (88). С. 14-28.

Гранты

1. Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ (РНФ, 2018-2020, №18-18-00365, руководитель Солдатова Г.У.)

2. Издание монографии "Методологические основы психологии" (РФФИ, 2019-2020, №19-113-00078, руководитель Асмолов А.Г.)

3. Историко-эволюционный синтез развития сложных систем как методология социального конструирования вариативного образования (РФФИ, 2016-2018, №16-06-00764, руководитель Асмолов А.Г.)

4. Проект организации Международной научно-практической конференции "Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili" (РФФИ, 2018, №18-013-20110\18, руководитель Асмолов А.Г.)

Опыт работы

Российский психолог, политик, публицист; заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор-исследователь НИУ ВШЭ, директор Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, председатель Экспертно-стратегического совета и научный руководитель Благотворительного фонда "Вклад в будущее", доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета, академик Российской академии образования, вице-президент Российского психологического общества, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Награжден орденом Дружбы, медалью К.Д. Ушинского и медалью Л.С. Выготского. Профессор года - 2018 в номинации «Психологические науки», член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

А.Г. Асмолов – ученик классиков психологии А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. В своих исследованиях развивает идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и неклассической биологии активности Н.А.Бернштейна.

Является основателем методологии системно-деятельностного подхода и историко-эволюционного анализа развития личности; их реализации в стратегии персонализации и социокультурной модернизации образования, а также в культурных практиках вариативного образования; когнитивной психологии активности.

Член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов России, главный редактор журнала «Образовательная политика», член редколлегий и редсоветов журналов: «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологические исследования», «Культурно-историческая психология», «Вопросы образования», «Учительской газеты».

Автор более 400 работ, изданных в России и за рубежом, по методологии и теории эволюции сложных систем, культурно-исторической психологии, психоистории, политической психологии, этологии, психофизике, нейрокогнитивной науке, психологии личности, психологии переговоров и конфликтов, практической психологии образования, а также по проблемам межкультурного диалога, толерантности и профилактики агрессивного поведения.

А.Г. Асмолов является автором монографий - «Деятельность и установка» (1979), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002); учебника «Психология личности: культурно-историческое понимание человека» (5 изд. – с 1990 г. по 2019 г.), «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012, 2015), «Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции» (2018), ««Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен» (2018), «Vygotsky Today: On the Verge of Non-classical Psychology» (1998), «Das Persönlichkeitsproblem - Tätigkeit und Einstellung» (2014).

А.Г. Асмолов большое внимание уделяет популяризации идей человековедения, культуры достоинства, мотивации саморазвития человека, преадаптивной природы шутов и «гадких утят» в потоках изменений, эволюционной футорологии в различных авторских циклах передач на радио и телевидении, в публикациях в СМИ и в интернете.

Тема беседы – с одной стороны, печальная, а с другой стороны, волнующая. И со всех сторон – важная. Разговор пойдет о нынешней системе образования, потому что оно со многими другими вещами в обществе связано. Гость в студии – Александр Григорьевич Асмолов , профессор Московского государственного университета.

Что волнует сегодня общество прежде всего? Как известно, недостаток информации всегда порождает некие превратные представления о том, что собираются делать власти или какие-то люди, от которых зависит жизнь человека в России.

А информация на сегодня такова: бесплатное изучение всех предметов, которые, с точки зрения Минобрнауки, считаются лишними, отменяется. Остается церковно-приходской набор: чтение, письмо, счет. Это будет бесплатно. Все остальное – за деньги. Таково представление о грядущей реформе образования у очень многих российских граждан. Так ли это на самом деле?
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)

Асмолов: Каждое время рождает свои мифы. А дефицит информации рождает не только мифы. Он рождает и чудовище.

В этой ситуации необходимо понять следующие простые вещи.

Модернизация образования неизбежна, потому что люди живут в другое время и в другом веке. Это банальность, но которая многими не всегда с достаточной степенью отчетливости рефлексируется.

21-е столетие называют информационным веком или веком коммуникаций. Но одно из самых точных и емких его названий – это сетевое столетие. Все мы живем в сетевом столетии. Что это означает? Что люди оказались на информационном синхрофазотроне. И что многие профессии, которые существуют сегодня и по которым готовятся нынешние студенты, в 2004 году вообще не существовали. То, чему учатся студенты на втором курсе в технических вузах, к пятому курсу устаревает, и обучающиеся оказываются в иной реальности.

Если телевидению понадобилось около 50 лет, чтобы захватить информационное поле, то ай-пэды захватили его за один-два года. То есть, совершенно изменились скорости, в которых мы живем. На этих скоростях появляется новое поколение детей, которых можно назвать "информационными акселератами".

Если взрослый сейчас идет с ребенком четырех, а иногда даже и трех лет, и у него начал слегка сбоить мобильный телефон, он теряется и задумывается, как позвонить. Ребенок же берет в руки телефон, и тот у него начинает работать. Объяснить ребенок, как он это сделал, не может, но он сделал это, потому что он живет в этом мире.

Ключевая трагедия в образовании сегодня – это отставание учителей начальной школы от учеников начальной школы в области овладения информационной реальностью.

– Вы сейчас говорите о тех местах нашей страны, где информатизация присутствует. А давайте возьмем сельскую школу где-нибудь в Алтайском крае, где нет Интернета. Хотя, наверное, мобильные телефоны стали просто… Сейчас какое-то кино смотрела про современную деревню, так там все с мобильными телефонами. Но все равно это, в основном, болезнь или счастье больших городов. А страна-то какая у нас огромная…

Асмолов: Вы абсолютно правы. Если говорить о концентрации информационной реальности, то она связана с мегаполисами. Вместе с тем, сегодня "умные" мобильные телефоны существуют везде. Более того, когда докладывает правительство, то оказывается, что практически все российские школы обинтернечены. Иными словами, произошла интернетизация всей страны.

При этом некоторые не видят социальных последствий интернетизации. А одно из этих последствий – что худо-бедно начинает исчезать оппозиция центр-периферия или центр-провинция. Сегодня главное – это доступность уникальных потоков информации для учителей, а не только для учеников. Интернет открывает эту доступность для учителей. Мы всегда говорим про доступность Интернета для школьника, а я говорю про его доступность для учителя.

Поэтому ключевая проблема в сегодняшнем образовании – это проблема профессионального и личностного роста учителя, его ценности в культуре. Эта проблема – номер один.

В этом контексте это главное, что необходимо, с введением нового поколения стандартов, которых нечего бояться. Скажу резко, недоумков, которые хотели бы отказаться от физики, математики, биологии и литературы в школе, не найти. Вопрос в том, что от дискретных (отдельных) предметов мы переходим к образовательным областям.

Главная задача школы заключается не в том, чтобы ученик, например, изучая физику, знал, как включить или выключить свет, а в том, чтобы дать ему картину мира. Именно картина мира – главная задача. И когда мы даем ребенку разные образовательные области, тем самым, мы помогаем ему войти в эти картины мира.

Второй момент. Новый стандарт, который сегодня вводится, это не стандарт знаний а конституция жизни школы. А это означает, что она не на минимуме знаний, и вообще знания – важнейшая вещь. И именно поэтому начинают пугаться. Но без понимания того, что культура – это, как говорил Павел Флоренский, среда, растящая личность, ничего не получится. Культура – это базовая основа образования. Вырывание образования из контекста культуры – это противоестественно для развития человека и его социализации. А сегодня это информационная социализация как ключевая ее характеристика. Поэтому мы в стандартах образования вводим представление об универсальных мыслительных действиях.

– Очень многие возмущаются, когда слышат про предмет естествознание. Что это за такой предмет, который будет объединять в себе все естественные науки, которые все привыкли изучать по отдельности? Физика, химия, биология и т.д.

Асмолов: Великая ошибка состоит в том, что мы путаем развитие науки и развитие образования. Это два разных института культуры. Дело образования – транслировать, но не просто транслировать, как это делает попугай, то, что сделано в науке. Вы никогда не угонитесь за наукой, ничего не получится. Потому что, если каждое новое открытие впихивать в учебную программу, сработает "кукушинный принцип". Появилась экология – уменьшите физику или химию и т.д. Очень сложные отношения между рождением знаний в той или иной деятельности и научным развитием. Это две разные логики. Это не две параллельные прямые, они пересекаются, но вместе с тем, когда начинают логику наукоцентризма переносить в школу, это ошибка.

Главное – создать ситуацию деятельности, в которой человек приобщается к миру культуры, в том числе к миру научной культуры. Но здесь нельзя путать научную культуру с научным исследованием. Исследования имеют всегда аналитические установки на разложение тех или иных реальностей. Чтобы понять, всегда надо найти свою единицу, свой атом, свою молекулу.

Здесь наша задача – дать ориентировку в мире. Поэтому ключевая задача – научить ребенка решать задачи в условиях неопределенности. Сегодня в информационном мире нужна школа универсальных действий, нужна школа неопределенности, когда ребенок не был бы привязан к прокрустовым задачам. В жизни люди сегодня имеют дело совершенно с другим классом задач. Эти задачи, связаны с мотивацией, в них избыточные данные, недостаточные данные.

Мы привыкли к школьным задачам, в которых все дано, а в жизни, как говорил Колмогоров, надо вертеть задачу, всегда недостаток, дефицит или, наоборот, избыточное количество данных, из которых надо построить процесс решения. Поэтому мы сегодня говорим, что нужна школа неопределенности, когда ребенок решал бы разные типы задач, готовясь к неопределенным ситуациям в жизни.


Россия

Научная сфера: Место работы:

Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ

Учёная степень:

доктор психологических наук

Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Награды и премии


почётные знаки Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации, золотая медаль РАО , лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея»

Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля , Москва) - известный российский психолог , политик и учёный. Академик Российской академии образования .

Биография

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.

Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.

Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.

На факультете психологии МГУ А. Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

Основные научные труды

  • Деятельность и установка (1979)
  • Личность как предмет психологического исследования (1984)
  • Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
  • Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
  • Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
  • Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
  • По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002-480 с.
  • Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007-528 с.
  • Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение. 2007
  • Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования № 1, 2008 С.65-86
  • Vygotsky today: on the verge of non-classical psychology. New York. 1998

Награды

Примечания

Ссылки

  • Колонка Асмолова А. Г. в журнале «Психология на каждый день»
  • А.Г.Асмолов – Размышления О Психологии Личности Видеолекции 18 частей

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 22 февраля
  • Родившиеся в 1949 году
  • Родившиеся в Москве
  • Кавалеры ордена Дружбы (Россия)
  • Награждённые медалью К. Д. Ушинского
  • Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации
  • Лауреаты премии Правительства РФ
  • Психологи по алфавиту
  • Психологи СССР
  • Психологи России
  • Члены президиума Российского еврейского конгресса
  • Академики РАО
  • Лауреаты премии Правительства РФ в области образования

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Член корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова; родился 22 февраля 1949 г. в г. Москве; окончил МГУ в 1972 г., доктор психологических наук; в 1991 1991 главный психолог… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    Асмолов, Александр Григорьевич - (р. 1949) д р психологических наук (1996), профессор (1997), член корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой факультета психологии МГУ. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.,… … Педагогический терминологический словарь

    Асмолов, Александр Григорьевич - (1949 г.р.) Российский психолог, окончил факультет психологии МГУ (1972), доктор психологических наук (1996), член корреспондент РАО (1995). С 1988 по 1992 год А. – главный психолог Гособразования СССР, с 1992 года – зам. министра образования… … Кто есть кто в российской психологии

    - … Википедия

    Асмолов русская фамилия. Асмолов, Александр Григорьевич (род. 1949) российский психолог, политик и учёный. Асмолов, Василий Иванович (1828 1881) известный российский промышленник, основатель и владелец Ростовской табачной… … Википедия

    Является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и… … Википедия

    Является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и… … Католическая энциклопедия

    В 1996 2001 гг. консультативный орган, созданный в целях информирования Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации, разработки предложений по формированию и проведению … Википедия


Top