Бенефициарный владелец это учредитель или директор юридического лица? Смотреть что такое "Бенефициар" в других словарях.

В конце июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - закон № 134-ФЗ). Этот закон затронул более двадцати действующих нормативных актов, в том числе внес поправки в Федеральный закон от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - закон № 115ФЗ). Самая обсуждаемая новая норма - это появление у компаний обязанности предоставлять по запросу банка информацию о бенефициарных владельцах. Включение в национальное законодательство этого положения связано с рекомендациями, которые подготовлены Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и настоятельно рекомендованы для государств, входящих в ООН, в том числе и для России. Об этом указано в резолюции Совета Безопасности ООН № 1617 (2005).

Банки уже начали применять новые положения, хотя и с осторожностью, поскольку пока отсутствуют какие-либо разъяснения Банка России и Росфинмониторинга. Например, банки уже рассылают клиентам письма с требованием раскрыть бенефициарных владельцев. Также появились случаи отказов в открытии банковского счета из-за непредоставления этих сведений.

Раскрытие сведений о бенефициарах

До внесения поправок в закон № 115-ФЗ банки запрашивали информацию только о самих клиентах и их выгодоприобретателях. По новым правилам они обязаны еще и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов (абз. 14 ст. 3, подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Росфинмониторинг может в любой момент запросить у банка сведения о бенефициарах конкретного клиента, а банк обязан предоставить эту информацию (подп. 5 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). В противном случае ему грозит существенный штраф - от 300 до 500 тыс. рублей (ч. 2.3 ст. 15.27 КоАП РФ).

В качестве лиц, которые вправе требовать раскрытия бенефициарных владельцев, в законе № 115-ФЗ названы не только банки, но и другие организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. К ним относятся любые кредитные организации, страховые компании (за исключением тех, которые работают исключительно в сфере медицинского страхования), ломбарды, лизинговые компании и профессиональные участники рынка ценных бумаг и др. (ст. 5 закона № 115ФЗ).

В связи с этим на клиентов банка возложена обязанность предоставить по запросу банка информацию о своих бенефициарах (п. 14 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Но проблема в том, что ни в законе № 115-ФЗ, ни в каком-либо ином нормативно-правовом акте нет списка мер, которые могут считаться обоснованными и доступными. Поэтому есть определенные сложности с пониманием того, какие меры нужно предпринять банкам для идентификации бенефициара клиента, чтобы не получить штрафные санкции, и какие именно сведения нужно подавать в Росфинмониторинг, если он запросит эту информацию. Сейчас закон № 115-ФЗ в новой редакции предусматривает, что объем, характер и порядок предоставления банками информации о бенефициарных владельцах устанавливает Банк России. Но на данный момент такой порядок еще не установлен. Тем не менее сейчас действует Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное Банком России 19.08.04 № 262-П. Конечно, в нем идет речь о предоставлении информации только о клиенте и выгодоприобретателе. Но в отсутствие каких-либо иных разъяснений это положение можно взять за ориентир, чтобы хотя бы примерно понимать, какие документы может затребовать банк.

«Новое понятие должно включать в себя только конечных собственников бизнеса»

Какова была цель введения в законе № 115ФЗ понятия «бенефициарный владелец»?
— Изменения в части контроля со стороны кредитной организации конечных получателей денежных средств - это результат целенаправленной многолетней политики государства по раскрытию информации о крупных собственниках акций и бенефициарных владельцах российских компаний крупного и среднего бизнеса. Так, история данного вопроса начиналась еще с общей концепции реформирования и уточнения понятия «аффилированное лицо», которое было изложенно в Стратегии развития финансового рынка на 2006–2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.06.06 № 793-р.

У самих банков сейчас уже сложилось четкое представление о том, кого следует понимать под бенефициарным владельцем компании?
— На сегодняшний день банковская практика в отношении однозначного толкования понятия «бенефициарный владелец» не сформирована. Но совершенно очевидно, что новый правовой термин в своем толковании в значительной степени сужен, чем первоначальное понятие «выгодоприобретатель». Рассматривая практическую сторону определения бенефициарного владельца, закрепленного в абзаце 13 статьи 3 закона № 115-ФЗ, в рамках общих стандартов корпоративного управления в России можно сказать, что новое понятие должно включать в себя только конечных собственников бизнеса, имеющих долю в уставном капитале головных холдинговых компаний более 25 процентов, а также владельцев управляющих организаций клиентов - юридических лиц (абз. 3 п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ«Об акционерных обществах», ст. 42 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Попадают ли автоматически в бенефициарные владельцы члены совета директоров только потому, что они имеют некую возможность контролировать действия компании именно в силу своей непосредственной функции?
— Автоматически нет, не попадают. Члены совета директоров могут быть признаны бенефициарными владельцами только в определенных случаях. До настоящего времени инвестиционно-банковская практика при проведении Due diligence клиента шла именно по этому пути и запрашивала наряду со списками аффилированных лиц, списками участников (для обществ с ограниченной ответственностью), списками зарегистрированных лиц по реестру акционеров (для акционерных обществ) клиентов еще и протоколы годовых общих собраний, а также внеочередных собраний, на которых был избран актуальный состав совета директоров (так как раньше нужно было идентифицировать выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент кредитной организации). Это делалось, чтобы установить аффилированность члена совета директоров и конечных собственников компаний, так как понятие «выгодоприобретатель» можно толковать гораздо шире, нежели «бенефициарный владелец». Но нужно иметь в виду, что члены совета директоров избираются и подотчетны общему собранию участников (акционеров) и не выступают от имени компании, а лишь участвуют во внутреннем управлении обществом, контролируя при этом деятельность исполнительного органа (генерального директора и (или) членов правления). Иными словами, при определении бенефициарных владельцев необходимо четко понимать, что степень контроля членов совета директоров за деятельностью компании - клиента кредитной организации всегда опосредована волей акционеров (участников) компании.

Бенефициарный владелец. Для реализации требований закона № 115-ФЗ в нем теперь закреплено понятие бенефициарного владельца.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (абз. 13 ст. 3 закона № 115-ФЗ).

Из этого определения следует, что бенефициаром считаются не только определенные участники (акционеры), но и формально не связанные с компанией лица, которые каким-то образом контролируют действия клиента. При этом бенефициарным владельцем может быть признан не любой участник (акционер), а только тот участник (акционер), который владеет долей (акциями), превышающей 25 процентов уставного капитала. Например, если в обществе с ограниченной ответственностью одному участнику принадлежит 60 процентов, а у оставшихся двух - по 20 процентов, то совершенно очевидно, что в этом случае бенефициаром будет являться участник с долей в размере 60 процентов.

Причем уже сейчас есть банки, которые автоматически признают бенефициаром генерального директора, если в анкете в графе «сведения о бенефициарных владельцах» ничего не указано. Хотя есть и те, которые рассматривают каждую ситуацию отдельно.

Также бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган юридического лица. Такое право предоставлено банку на случай, если в результате всех предпринятых мер бенефициарного владельца выявить не удастся (абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Например, если компания не ответит на запрос банка с требованием предоставить своих бенефициаров. Или если компания предоставила все сведения, но выявить бенефициара невозможно. Речь идет о ситуации, когда, к примеру, в обществе с ограниченной ответственностью пять участников, каждый из которых владеет долей в размере 20 процентов. В этом случае никого из них нельзя считать бенефициаром (так как для признания бенефициаром доля должна превышать 25 процентов). Поэтому банк может сделать вывод, что, поскольку в результате принятия всех возможных мер выявить бенефициара не удалось, им является единоличный исполнительный орган.

Если компания не заполнит в анкете графу о бенефициарах, то банк может на этом остановиться (ведь он предпринял все доступные меры для выявления бенефициара) и признать бенефициаром единоличный исполнительный орган. Но возможен и другой вариант - банк обратит внимание, что в цепочку участия входят иностранные компании, или увидит другие подозрительные признаки. Тогда он будет использовать любые методы, чтобы клиент раскрыл бенефициаров либо сменил банк.

Возникают и другие спорные вопросы. Например, непонятно, кого считать бенефициарным владельцем, если одно физическое лицо имеет преобладающее участие в капитале юридического лица, а другое физическое лицо имеет возможность контролировать его действия. Представляется более логичным, что возможность контролировать действия юридического лица имеет более существенное значение для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поэтому бенефициаром можно считать именно физическое лицо, которое контролирует действия компании. Также не совсем ясно, может ли у компании быть более одного бенефициарного владельца. В законе № 115-ФЗ определение бенефициарного владельца сформулировано таким образом, что можно сделать такой вывод - он должен быть только один. Но тогда возникают сложности с определением бенефициара в ситуации, когда в компании два физических лица и у каждого из них доля участия (опосредованно) в капитале - 50 процентов.

Риски при раскрытии бенефициаров. У некоторых компаний не возникает рисков при предоставлении сведений о бенефициарных владельцах. В частности, если ими являются участники (акционеры). В этом случае нечего скрывать, поскольку такая информация и так известна банку. Другое дело, если компания использует различные схемы налогового планирования с участием компаний, находящихся в офшорных зонах. Существует риск, что на каком-то этапе налоговое законодательство может ограничить возможность использования двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. А такой тренд сейчас прослеживается во многих странах, в том числе и в России. В этом случае налоговым органам будет предоставлен доступ, например, к накопленной банками информации в отношении бенефициарных владельцев клиентов. Тогда компании, использующие так называемое налоговое планирование (а возможно, и не только они), могут в одночасье лишиться всех преимуществ внедренной ими схемы, предусматривающей использование большого количества иностранных компаний.

Правда, нужно учитывать, что банк обязан соблюдать банковскую тайну и не вправе передавать третьим лицам сведения о клиенте, а значит, и о его бенефициарах (п. 1 ст. 857 ГК РФ). Информация, содержащая банковскую тайну, подлежит раскрытию только в предписанных законом случаях.

Также раскрытие информации о бенефициарных владельцах может потенциально ухудшить положение компаний в некоторых судебных делах. В частности, в контексте банкротства подконтрольных компаний. Дело в том, что термин «контролирующее должника лицо», используемый в Федеральном законе от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - закон № 127-ФЗ), в целом схож с понятием «бенефициарный владелец», используемым в законе № 115-ФЗ. Отличие лишь в том, что в законе № 127-ФЗ установлен более высокий порог владения (50 процентов) в качестве определяющего фактора наличия контроля. Если же суду, рассматривающему дело о банкротстве, будет предоставлена анкета банка, в которой клиент (должник в данном случае) указал своих бенефициарных владельцев, а также соответствующие подтверждающие документы, это может послужить существенным доказательством наличия контроля таких лиц над должником. И тогда возникнет риск того, что должник будет признан банкротом вследствие действий или бездействия контролирующих должника лиц (по сути, его бенефициаров), что грозит им привлечением к субсидиарной ответственности по его обязательствам в случае недостаточности имущества должника (п. 4 ст. 10 закона № 127-ФЗ).

Процедура идентификации бенефициарных владельцев

В законе № 115-ФЗ указано, что банки обязаны предпринимать меры, в том числе по установлению сведений о бенефициарах, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ (о запросе сведений о клиенте, его выгодоприобретателях). Таким образом, банк вправе запросить о бенефициаре (физическом лице) следующую информацию: фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при его наличии).

Некоторые компании уже не в первый раз сталкиваются с требованием предоставить сведения о цепочке собственников. Подробнее в статье «Особенности договоров с госкомпаниями. Как реагировать на требование раскрыть бенефициаров» (№ 12, 2012).

Идентификация бенефициаров клиентов. Банки проводят идентификацию бенефициарных владельцев дважды: перед открытием банковского счета, а также при очередном обновлении информации о клиенте. При первичной идентификации, то есть когда компания обращается в банк для заключения договора банковского счета, банк предоставляет анкету, в которой нужно заполнить графу о бенефициарах компании. Отталкиваясь от этих сведений, банк будет принимать решение об открытии счета.

Если же речь идет об уже существующем клиенте банка, установить бенефициарного владельца такого клиента банк обязан при очередном обновлении информации о нем. Такое обновление информации осуществляется не реже чем один раз в год (подп. 3 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Таким образом, не позднее одного года с даты вступления в силу закона № 134-ФЗ (то есть не позднее 30.06.14) банки должны завершить выявление бенефициарных владельцев своих текущих клиентов. Если же у банка возникнут сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации, то он обязан направить запрос с требованием предоставить эти сведения в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений (подп. 3 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Например, если ему покажется подозрительной какая-либо из проведенных операций с денежными средствами.

Случаи, когда банк не проводит идентификацию бенефициаров. В законе № 115-ФЗ перечислено несколько случаев, когда банки могут не выявлять бенефициаров своих клиентов. Во-первых, если клиент - физическое лицо обращается в банк, чтобы произвести оплату или перевод (в том числе электронных денежных средств) на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей, а также если он приобретет или продаст наличную иностранную сумму на эту же сумму. Хотя это правило не будет действовать, если у сотрудника банка появятся подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

Из формулировки абзаца 13 статьи 3 закона № 115-ФЗ следует, что банки обязаны идентифицировать бенефициаров не только компаний, но и физических лиц - клиентов банка. Ведь в ней идет речь о лице, которое контролирует любого клиента (независимо от того, компания это или физическое лицо). Скорее всего это сделано намеренно: чтобы исключить отмывание средств через подставных индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, идентификация бенефициарных владельцев не проводится в случае принятия на обслуживание клиентов, которые являются органами государственной власти или местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых РФ, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале. Также под идентификацию не попадают международные организации, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, обладающие самостоятельной правоспособностью. И еще эмитенты ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах (подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Правда, в этом же подпункте предусмотрено исключение - когда Росфинмониторинг отправляет запрос о предоставлении сведений о бенефициарах.

Риски непредоставления сведений о бенефициарных владельцах

В законе № 115-ФЗ предусмотрена только обязанность клиента предоставлять банку информацию о бенефициарном владельце. Ни административной, ни уголовной ответственности в отношении клиента, не выполнившего такую обязанность, пока не предусмотрено (соответствующих законопроектов тоже пока нет). Несмотря на это, у компаний возникают другие риски непредоставления сведений о своих бенефициарных владельцах.

Отказ в заключении договора банковского счета. Если компания только обратилась в банк для начала банковского обслуживания, но в анкете не указала своих бенефициаров, она может столкнуться с отказом банка принять ее на обслуживание. Так, согласно пункту 5.2 статьи 7 закона № 115-ФЗ, у банка есть такое право при наличии подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и одновременно если такая возможность предусмотрена в правилах внутреннего контроля банка. Естественно, речь идет о том случае, когда у банка действительно есть сомнения в отношении деятельности потенциального клиента. Тот факт, что в силу объективных экономических причин банк заинтересован в открытии счета клиенту, позволяет делать вывод, что банки, вероятно, будут прибегать к таким отказам, только если действительно считают, что обслуживание такого клиента создает риск применения санкций к банку со стороны контролирующих органов.

Отказ в проведении платежа. Согласно пункту 11 статьи 7 закона № 115-ФЗ, банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении денежной операции в двух случаях. Во-первых, если не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями закона № 115-ФЗ. Во-вторых, если в результате реализации правил внутреннего контроля у сотрудника банка возникнут подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Правда, банк не сможет отказать в зачислении денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица. Таким образом, если компания не предоставит информацию о бенефициарах, есть вероятность, что банк сможет использовать любое из этих оснований и откажет в совершении денежных операций клиента. Причем если в течение календарного года банк дважды отказывал клиенту в проведении операций вследствие непредставления клиентом документов, требуемых банком, то банк вправе расторгнуть с ним договор банковского счета (п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Но представляется, что это будут крайние меры, учитывая, что банку невыгодно терять клиентов.

«Сведений об участниках (акционерах) недостаточно для определения конечного бенефициара»

Определение бенефициарного владельца, закрепленное в законе № 115-ФЗ, давно известно как международной финансовой практике, так и российским финансовым организациям, прежде всего банкам. Некоторые из них (в первую очередь «дочки» иностранных организаций) уже истребуют сведения о бенефициарных владельцах в рамках процедуры KYC («Знай своего клиента»). Банк России также уже несколько лет запрашивает информацию о бенефициарных владельцах российских банков. Поэтому определенное представление по этому вопросу у российских банков точно есть. Четким его назвать сложно в силу расплывчатости формулировки «косвенное владение» и как следствие неизбежности неоднозначности ее толкования. Но совершенно понятно, что сведений об участниках (акционерах) компании, особенно если это юридические лица, недостаточно для определения конечного бенефициара. Члены совета директоров в бенефициарные владельцы автоматически тоже не попадают, поскольку возможности контролировать действия клиента у них ограничены как законодательно, так и положениями учредительных документов. Тут надо смотреть каждый конкретный случай в отдельности. Очевидными ситуациями косвенного участия в компании представляется цепочка акционерного владения, подтверждаемого информацией из доступных источников - например, торговых и иных реестров и не обремененного, например, трастовыми соглашениями. На практике такая очевидность в чистом виде встречается редко - например, если цепочка заканчивается публичной компанией и конечного бенефициара установить не представляется возможным. Более распространена ситуация, когда физические лица - реальные владельцы бизнеса являются бенефициарами траста.

Бенефициарный владелец - это физлицо, которое может контролировать бизнес не только де-юре, но и де-факто. Бенефициарные владельцы - это предприниматели, статус которых определяется на основе положений закона № 115-ФЗ — рассмотрим их подробнее.

Бенефициар: определение термина

Бенефициарным владельцем - это закреплено в законодательстве РФ — признается физлицо, которое прямо или при посредничестве третьих лиц владеет более чем 25% капитала юридического лица или же обладает возможностями для осуществления контроля за действиями данного юрлица (ст. 3 закона «О противодействии отмыванию доходов» от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Законом также предусмотрен статус бенефициарного владельца физлица (по умолчанию являющегося тем же физлицом, если нет оснований считать по-другому).

Пример

Уставный капитал ООО «Салют» на 70% принадлежит ООО «Люкс», на 20% — Петрову В. С. и на 10% — Степанову А. В. При этом Степанову принадлежат 100% уставного капитала ООО «Люкс». Таким образом, Степанов — бенефициарный владелец ООО «Салют», несмотря на то что де-юре его доля в данной организации в 2 раза меньше, чем доля Петрова.

Таким образом, статус бенефициарного владельца - это юридическая категория, и ее характеристики прописаны на уровне общеотраслевых правовых норм. Однако какую позицию бенефициар может занимать в структуре управления бизнесом? Рассмотрим, каким образом ключевые позиции в фирме учредителя и генерального директора соотносятся со статусом бенефициарного владельца - это важно с точки зрения более детального понимания роли бенефициаров на различных уровнях правоотношений.

Бенефициар - учредитель или генеральный директор?

Принципиально не имеет значения, какую должность занимает человек в бизнесе — учредителя, директора или совладельца. Главное для установления статуса бенефициарного владельца - это соответствие роли человека в бизнесе критериям, определенным в ст. 3 закона № 115-ФЗ. Он может быть фактическим владельцем (не имея юридически закрепленной доли в бизнесе — особенности данного статуса мы рассмотрим далее в статье) и при этом генеральным директором или же де-факто принимать ключевые решения в управлении организацией, в то время как директором будет другой человек.

Конечно, в общем случае бенефициарный владелец - это учредитель фирмы (или один из них). Но не исключено, что он будет лицом, купившим необходимую долю уставного капитала впоследствии. Распространены случаи, когда бенефициарный владелец юридического лица - это учредитель той фирмы, которая владеет основной долей соответствующего юридического лица.

Пример

Гражданин Львов А. Е. владеет 55% акций в ПАО «Виктория», которое, в свою очередь, является владельцем 70% акций в ПАО «Алмаз». Фактически Львов не владеет акциями «Алмаза» напрямую, но является косвенным участником этого общества. Доля его косвенного участия составит 0,55 × 0,70 = 0,385, или 38,5%. Следовательно, Львов имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале ПАО «Алмаз» и соответствует критериям бенефициарного владельца данной компании.

Итак, понятие бенефициара закреплено законодательно. Но можно ли говорить, что статус бенефициарного владельца - это то же понятие, что подразумевает другой распространенный термин — «фактический собственник»?

Бенефициар и фактический владелец (юрлица или физического лица) — одно и то же?

Понятие «фактический собственник» на уровне законодательства РФ, в свою очередь, не закреплено. В некоторых источниках права оно приводится в том же контексте, что и термин «бенефициарный владелец» (например, в письме Минфина РФ от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236). Можно ли в связи с этим их отождествлять?

В принципе, это правомерно, и повод тому дает определение бенефициарного владельца, приведенное в законе № 115-ФЗ. В данном нормативном акте сказано, что бенефициар может соответствовать лицу, имеющему возможности влиять на решения, принимаемые юрлицом (даже несмотря на то, что ему, возможно, не принадлежат какие-либо доли в уставном капитале фирмы).

Вполне допустимо именовать «фактическим владельцем» человека, который по тем или иным основаниям является бенефициарным владельцем физлица. Более того, в данном случае правомерно говорить о некоторой «чистой форме» фактического владения, поскольку законодательством не предусмотрено выделение уставного капитала физлица. Например, бенефициарным (фактическим) владельцем физлица можно назвать получателя средств, указанного физлицом в своем завещании.

Таким образом, статус бенефициарного владельца - это юридическая категория, которая может отождествляться с понятием «фактический владелец», и лучше всего данное отождествление применять в контексте контроля за действиями юрлица или над физлицом. В контексте владения уставным капиталом юрлица лучше применять только термин «бенефициарный владелец».

Какие фирмы должны вести учет бенефициаров?

Обязательства по учету бенефициаров возлагаются на юридических лиц, не являющихся:

  • государственными или муниципальными структурами;
  • международными организациями;
  • эмитентами акций в рамках организованных торгов (при раскрытии информации по ценным бумагам в установленном порядке);
  • иностранными эмитентами акций в рамках торгов на иностранной бирже (при включении биржи в перечень, определенный Банком РФ);
  • иностранными субъектами правоотношений, не имеющими статуса юрлица и не предусматривающими наличие бенефициаров и должности генерального директора.

Организации обязаны знать своих бенефициаров, принимать при необходимости меры по получению сведений о них, перечисленных в подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ, обновлять данные сведения ежегодно, хранить полученные данные не менее 5 лет.

Кроме того, сведения о бенефициарах фирмы могут раскрываться в ее отчетности — в порядке, установленном законодательством (п. 7 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ).

Какие фирмы должны раскрывать своих бенефициаров?

Юрлица, а также ИП обязаны предоставлять сведения о бенефициарах по запросам (п. 6 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ, п. 10 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209):

  • в Росфинмониторинг;
  • в ФНС.

Кроме того, при обращении в организацию или к ИП, которые осуществляют управление денежными средствами, юрлица и ИП предоставляют сведения о своих бенефициарных владельцах - это также их законная обязанность, предусмотренная п. 14 ст. 7 закона № 115-ФЗ. Объем данных сведений определен в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ.

Непредоставление фирмой в указанные государственные органы сведений о бенефициарных владельцах - это повод для применения в отношении нее санкций, предусмотренных ст. 14.25.1 КоАП РФ. А именно — штрафа на должностных лиц в величине 30 000-40 000 руб., на юрлиц — 100 000-500 000 руб.

Итоги

Бенефициарный владелец - это учредитель или директор, один из собственников или же фактический владелец фирмы (даже если де-юре какие-либо доли в уставном капитале организации ему не принадлежат), который обладает возможностями как минимум контролировать деятельность соответствующего хозяйствующего субъекта. При этом организационно-правовой статус данного субъекта значения не имеет — это может быть как юрлицо, так и ИП.

Для юридического определения статуса бенефициарного владельца необходимо, чтобы физлицо владело не менее 25% уставного капитала организации. Фирмы и ИП обязаны информировать Росфинмониторинг, ФНС, организации, управляющие денежными средствами, о своих бенефициарах по запросу.

Узнать больше об особенностях работы органов финансового контроля (которые, в частности, имеют полномочия запрашивать у юрлиц и ИП сведения об их бенефициарах) вы можете в статьях:

  • ;
  • .

Данная статья старается ответить на «загадку», связанную с законодательством и правом человека. А именно - кто такой бенефициарный владелец? Какие он имеет права и обязанности, и как может себя скрывать или выдавать, для чего они необходимы, и в каких законах может храниться ограничение для такого круга лиц. Все эти вопросы мы постараемся рассмотреть здесь.

Введение

Кто такой бенефициарный владелец? Это лицо в форме собственника или определенная группа таких лиц, которые путем прямого или косвенного вмешательства могут влиять на решение юридического лица или вовсе его контролировать. Бенефициарным владельцем может быть лицо, не указанное в правоустанавливающем документе. Однако оно будет являться прямым владельцем имеющихся активов и способно получать выгоду благодаря влиянию на деятельность организации.

Бенефициарные владельцы юридических лиц - это субъекты, которые чаще всего скрываются от закона, путем прикрытия цепочками номинальных компаний и их совета директоров. Это может быть использовано для отмывания денег, которые были получены незаконным путем. Легальные владельцы используют данное явление налогового плана.

Бенефициарный собственник на территории России

Кто такой бенефициарный владелец, мы узнали, однако когда же он стал считаться законным? На пространстве РФ данный субъект стал юридически закрепленным в законодательстве лишь в 2013 г, а подход к термину позаимствовали из общеправовой системы. До введения этого в закон, литература использовала такие понятия как, аффилированное или контролирующее лицо, а также заинтересованные лица. В отношении наличия возможности влиять на принятие решений юридических лиц они имеют общее описание. Однако все они содержат в себе некоторый ряд особенностей, что не позволяет точно определить значение понятия.

Понятие о конечном бенефициаре

Всегда есть конечный бенефициарный собственник. Это лицо физического типа, которое обладает организацией-выгодоприобретателем. Право на владение какой-либо компанией может принадлежать не только акционерам и номинальным управляющим, а также и прочим организациям. Реально владеющее организацией лицо, которое имеет свою долю в разных компаниях, и именуют конечным бенефициаром.

Разность бенефициара и выгодоприобретателя

ФЗ № 115 дает возможность различать между собой сходные явления, такие как бенефициарный владелец и выгодоприобретатель. Они имеют несколько общих характеристик, например, оба способны извлекать выгоду благодаря действиям активов. Однако владелец имеет общую долю в компании от 25% и выше, что дает ему право на контроль и управление, если не полное, то как минимум позволяющее влиять на решение деятельности организации. Такие компании обязуются при наличии некоторых условий предоставлять данные, которые помогут в борьбе с преступностью и терроризмом, легализацией поступившего незаконным путем капитала и т. д. Это позволяет принимать меры, предотвращающие финансовые махинации.

Закон федерации

Федеральный закон от седьмого августа 2001 г. (№ 115-ФЗ), освещающий вопросы по противодействию легализации капитала, полученного преступными путями, и финансового терроризма, постановил, что бенефициарный владелец является лицом физического типа, способным путем вмешательства, как косвенного, так и прямого, контролировать и владеть юр. лицом в форме клиента. Это порождает наличие одной отличительной черты между понятиями, которые мы рассматривали выше. А именно: бенефициарный владелец юридического лица - это субъект, который не имеет в РФ ряда прав или обязанностей, обуславливаемых его положением.

Реестр

Применение влияния косвенного или прямого типа находит свое применение в реализации каких-либо сделок, а также в способности влиять на их условия, протекание финансовых операций и т. д. Существует и другой ряд факторов, по которым можно классифицировать лицо как бенефициарного владельца.

Май 2014 года стал месяцем, в котором была особыми органами разработана возможность введения реестра, включающего бенефициарных владельцев. Это было обусловлено необходимостью определить конечных собственников с целью усилить меры по борьбе с финансовыми преступниками.

Идентификация

Идентификация бенефициарного владельца - необходимая мера, позволяющая лучше управлять денежными средствами страны. Важно постоянно обновлять данные о подобных субъектах. Если определить конечного бенефициара не удается, тогда владельцем может быть назначен орган исполнительной власти в организации. Из этого следует, что практически любая организационная структура, обладающая банковскими счетами, может попасть под влияние идентификации. Любые виды кредитных организаций прилагают множество усилий, при помощи которых они рассчитывают найти конечных хозяев бизнеса. Такие цели предусматривают поиск информации из любых источников.

Эксплуатация данных

Выявление бенефициарных владельцев путем сбора любой практически значимой информации необходимо для повышения работоспособности законодательства в сфере преступного отмывания денежных средств и других активов. Борьба с деятельностью террористических образований также является одним из немаловажных моментов, обуславливающих необходимость в передаче данных.

В 2013 году было введено понятие об обязанности, предусматривающей принуждение к передаче сведений по запросам структур банков. Далее банк вынуждают предоставить информацию о конечном владельце личных клиентов во владения Росфинмониторинга, который обладает законным правом на наложение штрафа в размере до пятисот тысяч рублей за отказ в доступе к такому типу данных.

Бенефициарные владельцы банка - одна из важных проблем современного налогового закона. Так как эти люди, будучи бенефициарами, могут не раскрывать свою личность закону при доле акций более чем 25%, то и привлечь их к ответственности законом нельзя, так как они скрываются. Получить эти данные крайне сложно.

Очень часто крупный счет открывает лицо, обладающее лишь правом подписи документов, но по факту он - собственник титульного типа. Это заставляет предпринимать меры по повышению контроля над деятельностью бенефициарного лица.

Введение в законодательство понятия о рассматриваемом субъекте вызвало создание такого документа, как анкета бенефициарного владельца. Она используется в банковской деятельности с целью определения всех владельцев определенного бизнеса, включая конечных, вероятно, физических лиц.

Практика за рубежом

Практика за рубежом так и не создала четкого механизма, при помощи которого можно устранить имеющееся противоречия, вытекающие из неясности в трактовке списка правовых возможностей и полномочий, что позволило бы определять обладателя бенефициарным правом собственности.

Определение понятия владельца, разделяясь на два вида субъектов, а именно фактически управляющего и учредителя по документам, приводит к утрате границ, позволяющих определить важность ответственности за деятельность компании.

Из истории известно, что впервые термин был упомянут в 1966 году в протоколе, который был подписан представителями властей США и Великобритании и являлся дополнением к Двустороннему договору, заключенному в 1945 г.

Поиск сведений о бенефициарных владельцах является одной из главных задач налогового законодательства любой страны.

На территории США такой вид владельцев не имеет четко выраженного определения, но им может считаться тот субъект, который способен в любой форме значимо влиять на деятельность организации, отдавать распоряжения и управлять процессом голосования, использовать акции. Такой вид лиц обязуется раскрывать личные данные втом случае, если доля его владений в ценных документах превышает пять процентов. Однако к какой категории владельцев он себя отнесет, выбирается индивидуально самим субъектом.

На пространствах КНР бытует термин «фактического распорядителя», по смыслу соответствующий бенефициарному владельцу. Это лицо, способное оказывать фактическое и практическое влияние на деятельность компании, но при этом не будет являться акционером. Контроль происходит посредством ряда связей инвестиционного характера, определенных соглашениями или договорами.

Законодательство Дании рассматривает под описанием данного термина субъекта, способного распоряжаться полученными доходами путем самостоятельного решения. Такое лицо не является промежуточным.

В соответствии с третьей директивой ЕС, физ. лицо, полностью контролирующее клиентов или физических лиц, эксплуатируя при этом их возможность самостоятельно совершать сделки, может считаться бенефициарным владельцем. Другим условием, необходимым для придания человеку статуса конечного собственника, должно быть наличие в распоряжении более 25% акций.

ФАТФ определяет лицо, рассматриваемое в статье, как физическое, имеющее право на распоряжение деятельностью организации или компании.

Правовые возможности и обязанности

Выгодоприобретатели обладают некоторым рядом прав, которые защищает законодательство, но также им приписывают некоторый список обязательств.

Бенефициар может защищать права на обладание своим имуществом путем составления договорных соглашений по доверительному управлению. Несоблюдение договорных пунктов наложит ответственность как на бенефициара, так и на исполнителя номинального типа.

Конечное лицо, владеющее активами, с целью обеспечения защиты имущества должно предусмотреть в условиях соглашения возможность внесения залога имущества доверительно управляющего субъекта сделки. Деятельность, не удовлетворяющая ожидания бенефициара, позволяет ему привлечь в дело и другие лица.

При совершении подобного рода сделок могут обозначаться особые гарантии с банковской основой, строящейся на конкретно установленных условиях. Исключение могут составлять договора между выгодоприобретателями и принципалами или бенефициарами. Гарантом может являться только физическое лицо.

Главной задачей соглашения выступает принуждение к выплате материальных претензий принципалом в пользу бенефициара по письменным указаниям последнего. Кредитор всегда должен выступать в роли получателя гарантии. Бенефициар имеет право выбирать разновидность поручительства.

Правовые возможности кредиторов при заключении договоров, основанных на банковской гарантии, предусматривают придание им прав о своевременном погашении задолженности. Основа заключена в наличии своевременного выполнения условий по передаче товара, активов.

Если бенефициар имеет выгоду материальной природы, то он может потребовать исполнения обязательств от гарантов как с основаниями, так и без них, что зависит от предопределенных заранее условий договоренности. Однако предъявить какие-либо претензии можно лишь до момента истечения срока, отведенного для выполнения обязательств гаранта. Поручитель должен извещать принципала о том, что были произведены определенные действия, а также изучать возможные обоснования, выдвинутые требованиями выгодополучателя.

Подводя итоги

Благодаря рассмотрению вопроса об определении понятия собственника с бенефициарными правами, изучению его отличия от схожих терминов, определению важности сбора данных мы можем теперь четко определить, кто такой бенефициарный владелец.

Бенефициарный владелец – это фактический собственник компании, обычно оффшорной, информация о котором является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Такой собственник имеет возможность прямого и косвенного влияние на принятие решений и хозяйственную деятельность.

 

Бенефициарный владелец (конечный или фактический собственник) - это одно или несколько физических лиц, имеющие права и возможности косвенного или прямого влияния на деятельность юридического лица без упоминания их персональных данных в публичных правоустанавливающих документах. Несмотря на то, что бенефициар является фактическим или конечным собственником, его личность известна только банковским структурам и зарегистрированным агентам. Он принимает участие в собрании акционеров, в решении вопросов распределения прибыли, и может передавать все или часть прав другим учредителям. Неразглашение данных о реальных владельцах является основным элементом использования оффшорных зон, как для отмывания незаконных денежных средств, так и для вполне легальных схем оптимизации налогообложения , инвестиций и владения имуществом.

Термин впервые появился в 1966 году в дополнительном протоколе к Договору между Великобританией и США «Income Tax Treaty» от 1945 года. В дальнейшем были разработаны дополнения, определяющие роль посредников, работающих по поручениям бенефициара, управление собственностью и более четкое определение конечного владельца. В настоящий момент большинство национальных законодательств используют в качестве основы Третью директиву Европарламента 2005/60/EC, определяющую кто такой бенефициарный владелец следующим образом:

«Бенефициар − это физическое лицо, обладающее полным контролем и от имени которого заключаются сделки юридическим лицом. Под его управлением должны находиться не менее 25% +1 акция в случае корпоративных финансов или более 25% имущества в трастах и фондах».

За пределами Еврозоны единого и четкого определения, какие права и полномочия дают возможность разделить конечного и номинального владельца, на данный момент не существует:

  • США . Обязательно раскрытие информации о лицах, имеющих возможность прямого или косвенного влияния на результат деятельности компании, или владеющих более 5% акций;
  • Китай . Используется аналогичный по смыслу термин «фактический распорядитель», который не является акционером (учредителем), но способен влиять на принятие решений через инвестиции, соглашения или прочие договоренности;
  • Дания . Лицо, имеющее право самостоятельно распоряжаться корпоративными денежными средствами, классифицируется как бенефициар. Своими словами это любой, кто имеет право подписи платежных документов.
  • Международная комиссия по борьбе с отмыванием незаконных средств FATF использует трактовку, близкую в Директиве ЕС.

Законодательное регулирование в РФ

В российской системе права бенефициару отводится достаточно отрицательная роль, в отличие от других стран, где использование оффшорных компаний не считается незаконным по определению. Более того, судебная практика показывает, что во многих случаях понятие может трактоваться слишком широко, и решение, считать ли физическое лицо фактическим владельцем или нет, принимается в каждом конкретном случае индивидуально, что ограничивает права бенефициара по управлению принадлежащей ему собственностью или активами.

До появления понятия «бенефициарный собственник» законодательство предусматривало похожее, по сути, понятие − «контролирующее клиента лицо». Встречается в законах РФ «О рынке ценных бумаг» и «О несостоятельности (банкротстве)» и определяет размер доли в уставном капитале или пакете акций. Контролирующим считается лицо, владеющее более 50% уставного фонда или голосов в управляющем органе. При банкротстве бенефициар несет солидарную ответственность по всем имущественным и денежным обязательствам.

Впервые понятие конечного владельца было прописано в законе ««О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», но с 2013 года положения Европейской директивы были включены во все нормативные акты, направленные на борьбу с незаконными финансовыми операциями. Это, как уже говорилось выше, определило конфиденциальность оффшорных собственников как отрицательный фактор коммерческой деятельности. Нововведения касаются всех юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ.

Отдельное внимание следует обратить на отличия бенефициара от еще одного похожего понятия − «выгодоприобретатель». Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ таким признается «лицо, получающее выгоду от действий клиента. Выгода рассчитывается на основе агентского договора или договора поручения от проведения разрешенных законодательством хозяйственных операций с имуществом или денежными средствами».

Таким образом, законодательство определяет выгодоприобретателя не только как физическое, а и юридическое лицо. Напоминаем, что бенефициарный владелец может быть только физическим лицом.

Сбор сведений

Основным источником сведений о бенефициарных владельцах являются банковские учреждения, которые вправе использовать любые источники данных в случае подозрения номинального статуса собственников, указанных в регистрационных документах. Дополнительно информация о собственниках обязательна к раскрытию в случае участия компании в государственных закупках и иных контролируемых случаях. Если установить реальных владельцев не удается, в качестве таковых признается директор или исполнительный орган (совет учредителей, собрание акционеров) компании. Данная норма была разработана в первую очередь для борьбы с фирмами-однодневками, но также применяется и к организациям, в которых действительно трудно установить список бенефициаров:

  • некоммерческие компании и объединения;
  • акционерные общества, в которых ни один из акционеров не имеет полного контроля;
  • паевые инвестиционные фонды (ПИФ);
  • трасты, в том числе и оффшорные.

Конфиденциальность информации о собственниках сохраняется для:

  • органов государственной власти, местного самоуправления и внебюджетных фондов;
  • юридических лиц, в которых государственным или муниципальным образованиям принадлежит более 50% акций или уставного фонда;
  • международных организаций, если иное не предусмотрено законодательством;
  • эмитентов ценных бумаг, участвующих в организованных торгах.

Бенефициарный владелец юридического лица - это субъект, который обладает расширенным кругом полномочий по сравнению с иными участниками, имеющими долю в уставном капитале. Из нашей статьи вы узнаете о том, какими основными признаками характеризуется бенефициарный владелец организации, каковы его полномочия и чем он отличается от других лиц, имеющих отношение к деятельности компании.

Кто такой бенефициарный владелец в ООО?

Согласно положениям абз. 13 ст. 3 федерального закона «О противодействии…» от 07.08.2001 № 115, бенефициарные владельцы юридического лица - это физические или другие юридические лица, которые самостоятельно или через третьих лиц владеют этим юрлицом или имеют право на осуществление контроля над его действиями. Основанием для получения статуса бенефициара является наличие у него доли в капитале компании размером 25% и более.

Порядок определения точного размера доли, принадлежащей тому или иному лицу, ФЗ № 115 не определяет, поэтому при решении этого вопроса можно руководствоваться порядком определения степени взаимозависимости лиц, используемым в сфере налогообложения. Точная последовательность таких действий установлена п. 3 ст. 105.2 НК РФ, а также детально прокомментирована в письме Минфина «О применении…» от 16.08.2013 № 03-01-18/33535.

Бенефициарный владелец может:

  • принимать участие в собраниях владельцев акций;
  • влиять на выбор руководителя компании;
  • выбирать сферу деятельности предприятия;
  • распоряжаться принадлежащей ему долей в уставном капитале и т. д.

Сведения о бенефициарах не всегда отображаются в официальной документации компании, однако это не является препятствием для оказания ими влияния на ее деятельность.

Причиной отсутствия прямых указаний на лиц, являющихся бенефициарами компании, может быть:

  • использование офшорных зон для операций с денежными потоками;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • легализация доходов, полученных преступным путем, и пр.

Бенефициар и выгодоприобретатель — в чем разница?

Стоит отличать сущность понятия «конечный бенефициар» от понятия «выгодоприобретатель». В качестве последнего, согласно абз. 12 ст. 3 ФЗ № 115, может выступать любой субъект, получивший доход или иную выгоду от деятельности компании. Основанием получения выгоды может стать исполнение различных договоров:

  • агентских;
  • комиссионных;
  • поручительских;
  • доверительного управления и пр.

Однако выгодоприобретатель не может принимать участия в распределении прибыли и управлении компанией по причине отсутствия у него доли в ее уставном капитале. Таким образом, понятие «конечный бенефициар» является более узким, чем понятие «выгодоприобретатель», т. к. к первой категории субъект может быть отнесен лишь в том случае, если он обладает определенной законом долей в капитале компании, а также получает выгоду от осуществления ею своей деятельности. Именно поэтому при выявлении нарушений законодательства предприятием контролирующие органы в первую очередь проводят проверки в отношении бенефициаров, решения и указания которых задают основное направление его работы.

Конечный бенефициар юридического лица

В число собственников предприятия могут входить не только физические, но и юридические лица, которые имеют одного или нескольких владельцев. В особо сложных случаях количество звеньев в такой цепочке может достигать нескольких десятков. Чтобы установить, кто на самом деле является владельцем предприятия, обладающего полномочиями, которые позволяют контролировать и регулировать его деятельность, необходимо найти конечного бенефициара. Конечный бенефициар - это лицо (или группа лиц), которое реализует свое право осуществления контроля над деятельностью предприятия косвенно, с привлечением третьих лиц, номинально наделяя их полномочиями по принятию стратегически важных решений.

В том случае, если конечный бенефициар намеренно скрывает сведения о себе, создает видимость передачи права управления третьему лицу, регистрируя на него крупные банковские счета и заключая от его имени серьезные сделки, в дело вступают правоохранительные органы. Их основной задачей является изучение принадлежащих компании счетов и формирование цепочки их владельцев, которая в итоге должна привести к истинному собственнику юридического лица. Подобный подход позволяет снизить объемы легализации средств, полученных преступным путем, а также обеспечить прозрачность иных сделок, в том числе проводимых с привлечением крупных государственных и частных компаний.

Идентификация конечного бенефициара

Обязательным условием сотрудничества предприятия с государственными заказчиками и кредитными организациями является предоставление информации о его бенефициарах, которая включает:

  • паспортные данные;
  • адрес официальной регистрации и фактический адрес проживания;
  • иные сведения, перечень которых зависит от организации, в которую они представляются.

С целью совершенствования законодательных механизмов, направленных на получение сведений о конечных бенефициарах, Банком России было издано положение «Об идентификации…» от 15.10.2015 № 499-П, устанавливающее:

  • критерии определения наличия у физического/юридического лица признаков бенефициара;
  • перечень документов, которые могут быть запрошены кредитной организацией с целью установления степени соответствия клиента указанным критериям;
  • правила ведения личного дела каждого клиента и пр.

Бенефициарный владелец — это учредитель или нет?

Учредитель компании может одновременно являться и ее бенефициаром лишь в том случае, если его доля в уставном капитале составляет не менее 25%. Это значит, что любой участник ООО, обладающий долей, не превышающей указанного значения, имеет все права и обязанности участника, но при этом не может оказывать непосредственного влияния на деятельность фирмы и получаемые по итогам ее осуществления результаты.

Информация об участниках компании не является конфиденциальной и размещается в открытом доступе, в том числе на общедоступных интернет-ресурсах (например, на сайте ФНС). Найти информацию о бенефициаре предприятия гораздо сложнее, т. к. проблемы с определением лица, обладающего реальными полномочиями по управлению фирмой, могут возникнуть даже у правоохранительных структур. Именно поэтому юридические лица, согласно действующему законодательству, обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарах (в том числе конечных), а контролирующие органы и кредитные организации — запрашивать такую информацию при любом взаимодействии с компанией.

Итак, бенефициары юридического лица - это физические лица, которым принадлежит не менее четверти его уставного капитала, получающие прибыль от его деятельности. Основным отличием их от выгодоприобретателей является то, что последние не могут участвовать в деятельности компании и принимать решения, которые оказывают существенное влияние на ее результаты. Конечный бенефициар юридического лица - это лицо, обладающее правом управление компанией и являющееся итоговым звеном в цепочке из нескольких реальных и формальных управляющих.


Top