Национальные стандарты рф устанавливают требования к продукции. С изменениями и дополнениями от

К средствам стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

1) национальные стандарты;

2) национальные военные стандарты;

3) межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации;

5) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

6) стандарты организаций.

Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.

Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов, а также требования к их содержанию - по ГОСТ Р 1.5.

Национальным стандартом в Российской Федерации является Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулированием).

К объектам государственных стандартов относят:

1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;

2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения,

обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг. Например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы. Применение национального стандарта на продукцию, работы и услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту по ГОСТ Р 1.9.

Правила (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Норма - положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Регламент - документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.

Технический регламент - регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Кодекс установившейся практики - документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.

ОКТЭСИ - документы в области стандартизации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ. Программы разработки национальных стандартов составляют в порядке, устанавливаемом национальным органом по стандартизации.

Стандарты организаций (СТО). Законом о техническом регулировании установлена новая категория документов в области стандартизации - «стандарты организаций». Законом раскрывается, как следует понимать термин «организации», в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц. Иначе говоря, используемое в Законе понятие «организация» охватывает все те организации, которые в действовавшем до 2004 г. Законе РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а также другими объединениями. Поскольку в ст. 17 Закона о техническом регулировании указано, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то они могут принять документально оформленное решение (путем подготовки и утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения

для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации 1 .

Целями разработки стандартов организаций являются:

Совершенствование производства;

Обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Вместе с тем стандарты организаций должны служить общим целям стандартизации, к которым относятся:

Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

Содействие соблюдению требований технических регламентов;

Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Обеспечение научно-технического прогресса;

Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

Рациональное использование ресурсов;

Техническая и информационная совместимость;

Сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Взаимозаменяемость продукции. Преимуществом стандартизации на уровне организации

(перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.

Конечно, существуют и другие виды текстовых или информативных документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации и т.п.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение, экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц.

Национальный стандарт Российской Федерации – стандарт, принятый органом РФ по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей .

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 №4 национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года.

В зависимости от объекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов :

На продукцию;

На процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, т.е. на все этапы ЖЦП;

На услуги;

Стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

На термины и определения;

На методы контроля (испытания, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты –устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость. Они также призваны обеспечивать техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности. Эти стандарты могут быть разделены на два подвида – организационно-методические и общетехнические.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждение, обновления и отмены »).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике и производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации – коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов »); требования по обеспечению единства измерений и пр.

Стандарты на продукцию устанавливают требования, которым должны удовлетворять продукция или группа однородной продукции 2 , с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению, в том числе требования на методы контроля по безопасности и на основные потребительские свойства, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.

Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам обращения, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований на всех этапах ЖЦП.

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы контроля для групп однородных услуг (туристские, ресторанные, транспортные) или для конкретной услуги (транспортные перевозки, доставка товара на дом) в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуг.

Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности. Они выполняют одну из главных задач стандартизации – обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, участвующих в объектах стандартизации.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала. Условия правильного проведения измерений и контроля предусмотрены комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Примечание. Порядок разработки и утверждения стандартов, в том числе и национальных стандартов, осуществляется согласно схеме, изложенной в . Отметим ряд основных положений в процедуре создания стандартов:

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо ;

Разработчик обязан обеспечить доступность проекта национального стандарта для ознакомления всем заинтересованным лицам;

Разработчик обязан провести публичное обсуждение замечаний по проекту, полученных от заинтересованных сторон (например, обсуждение в печатном издании);

ТК, осуществляющий и координирующий разработку стандарта, обязан организовать экспертизу откорректированного проекта стандарта;

Национальный комитет по стандартизации по представлению ТК утверждает и публикует в официальном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования перечень национальных стандартов , которые на добровольной основе могут применяться для соблюдения требований ТР.

Для целей применения доказательной базы, приведенных в ТР, в официальном издании публикуется также свод правил . Способ ссылки в ТР на свод правил называется в практике стандартизации косвенной ссылкой .

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия в порядке, определенном ГОСТ Р 1.9-2004 «Знак соответствия национальному стандарту Российской Федерации. Изображение. Порядок применения ». Знаком соответствия может маркироваться продукция, на которую имеются национальные стандарты общих технических условий или национальные стандарты общих технических требований.

Правила обозначения национальных стандартов. Обозначение национальных стандартов состоит из индекса «ГОСТ Р», где буква «Р» означает принадлежность стандарта к Российской Федерации, регистрационного номера и отделенного от него четырех цифр года утверждения стандарта (для стандартов до 2000 года – двух последних цифр года). Например, ГОСТ Р 51672-2000. Если национальный стандарт входит в систему каких-либо стандартов (общетехнических или организационно-методических), то его обозначение дополняется одно- или двухзначной цифрой, обозначающей код (шифр) системы стандартов и отделенный от регистрационного номера точкой. Например, национальный стандарт, входящий в Государственную систему обеспечения единства измерений, имеющий код 8, будет иметь обозначение ГОСТ Р 8.315-97 «ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения ». Стандарт ГОСТ Р 1.0-2008 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения » входит в систему Стандартизация в РФ, имеющей код 1.

В заключение этого раздела, ответим на вопрос: «Что же образует национальную систему стандартизации в РФ, которая стала правопреемницей Государственной системы стандартизации, действовавшей ранее в СССР ?». Национальную систему стандартизации образуют :

Участники работ по стандартизации;

Национальные стандарты;

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

Правила разработки и применения стандартов и классификаторов;

Правила стандартизации;

Своды правил.

Таким образом, в национальную систему стандартизации входят не только документы (стандарты, правила и др.), но и квалифицированные специалисты – участники работ по стандартизации в стране.

6.1. Стандартизация и стандарты. Общие сведения

6.1.1. Технический регламент

6.2.Виды нормативно-технических документов в Российской Федерации

6.2.1. Указатели стандартов

6.2.2. Общетехнические системы стандартов

6.3. Метрология

6.4. Нормативно-технические документы в библиотечном фонде

6.1. Стандартизация и стандарты. Общие сведения

Стандартизация – это инструмент государственной технической политики, деятельность по установлениюправил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции. Стандартизация является эффективным средством управления экономикой, существенным звеном, соединяющим в единый процесснауку, технику и производство. Экономика не может обойтись без стандартов. Можно привести тому множество примеров – от формата писчей бумаги до наименования доменов для Интернета.

Цели стандартизации:

· повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан,экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

· повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечение научно-технического прогресса;

· повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

· рациональное использование ресурсов;

· обеспечение технической и информационной совместимости;

· обеспечение сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

· обеспечение взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации:

· добровольное применение стандартов;

· максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

· применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ;

· недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции;

· недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

· обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Основные термины, используемые в стандартизации

Международный стандарт стандарт, принятый международной организацией.

Национальный стандарт стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

Техническое регулирование правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и т.д.

Технический регламент документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции), в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Технические регламенты принимаются законами либо постановлениями Правительства РФ.

6.1.1. Технический регламент

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают необходимые требования, обеспечивающие:

· безопасность излучений;

· биологическую безопасность, взрывобезопасность;

· механическую безопасность;

· пожарную безопасность;

· промышленную безопасность;

· термическую безопасность;

· химическую безопасность;

· электрическую безопасность;

· ядерную и радиационную безопасность;

· электромагнитую совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

· единство измерений.

Предполагается в ближайшее время разработать 181 проект технических регламентов, в числе которых технические регламенты по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

В настоящее время действуют

· Технический регламент о безопасности зданий и сооружений Федеральный Закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009г.

· Технический регламент о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно - инфузионной терапии. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 29.

· Технический регламент о безопасности машин и оборудования, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753.

· Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720.

· Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, утвержден Постановлением Правительства РФ № 307 от 7 апреля 2009г.

· Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту, утвержден Постановлением Правительства РФ № 118 от 27 февраля 2008г.

· Технический регламент на табачную продукцию, Федеральный Закон № 268-ФЗ от 22 декабря 2008г.

· Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, Федеральный Закон № 178-ФЗ от 27 октября 2008г.

· Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008г.

· Технический регламент на масложировую продукцию, Федеральный Закон № 90-ФЗ от 24 июня 2008г.

· Технический регламент на молоко и молочную продукцию, Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 июня 2008г.

· Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609

· Технический регламент о безопасности лифтов Утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 .10. 2009 г. N 782. (вступил в силу с 12.10.2010 г.)

· Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования Федеральный Закон № 347-ФЗ от 27 декабря 2009г. (вступает в силу с 27.12.2010 г.)

· Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе Утвержден постановлением Правительства РФ от 11.02.2010 г. N 65. (вступает в силу с 1.01. 2011 г.)

· Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах Утвержден постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. N 86. (вступает в силу с 1.03. 2011 г.)

· Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, Утвержден постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 620. (вступает в силу с 12.08. 2011 г.)

В настоящее время стандартизация как вид деятельности в России регламентируется Федеральным Законом «О техническом регулировании », принятым в декабре 2002 г. и введенным в действие с 1.07.2003 г. Вопросы проведения государственной политики в сфере стандартизации и метрологии находятся в ведении Госстандарта России, преобразованного в 2004 г. в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование ) Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

6.2. Виды нормативно-технических документов в Российской Федерации

На территории Российской Федерации действуют следующие документы:

· национальные стандарты;

· правила стандартизации, нормы ирекомендации в области стандартизации;

· классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Национальные стандарты утверждает Национальный орган Российской Федерации по стандартизации. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

В настоящее время фонд национальных стандартов составляет более 20000 стандартов, из них с международными стандартами гармонизировано около 40%. Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом до 1 июля 2003 г.

Рассмотрим обозначение национального стандарта Российской Федерации. Оно состоит из индекса ГОСТ Р , регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Например: ГОСТ Р 50314-92.С 2000 г. год утвержденияуказывается четырьмя цифрами. Например: ГОСТ 7.60-2003.

Государственные стандарты бывшего СССР странами СНГ признаются в качестве межгосударственных и действующих на территории государств-членов СНГ, если они не противоречат национальному законодательству. Обозначение межгосударственного стандарта состоит из индекса ГОСТ, регистрационного номера и отделенных от него тире двух последних цифр года. С 2000 г. межгосударственный стандарт также указывается четырьмя цифрами. В обозначении стандартов как межгосударственных, так и государственных РФ, входящих в комплекс стандартов, первые цифры с точкой в их регистрационном номере определяют комплекс стандартов.

В настоящее время проводится работа по гармонизации межгосударственных и национальных стандартов с международными стандартами. Россия активно сотрудничает с международными организациями по стандартизации – Международной электротехнической комиссией (МЭК), Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международным союзом электросвязи (МСЭ) и др., – принимая участие в разработке международных стандартов и в обеспечении их применения в народном хозяйстве страны.

Обозначения межгосударственного и национального стандарта РФ, оформленных на основе аутентичных текстов международного стандарта и не содержащих дополнительных требований, состоят из индекса соответственно ГОСТ и ГОСТ Р и обозначения соответствующего международного стандарта и отделенных от него знаком тире года принятия межгосударственного и утверждения государственного стандарта (до 2000 г. – двух цифр года, после 2000 г. – четырех). Например, ГОСТ Р МЭК 536–94. В случае, когда стандарты оформлены на основе аутентичного текста международного стандарта и содержат дополнительные требования, обозначение примененного международного стандарта приводится в скобках, например:

ГОСТ 7.32–91 (ИСО 5966–82)ГОСТ Р 50314–92 (ИСО 7944–84)

В России ежегодно выпускается «Указатель национальных стандартов». В нем содержатся все действующие по состоянию на 1 января текущего года нормативные документы. Стандарты систематизированы по разделам, группам и подгруппам.

С 2001 г. все действующие нормативные документы систематизированы по кодам межгосударственного классификатора стандартов и общероссийского классификатора стандартов.

6.2.1. Указатели стандартов

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов. Порядок разработки, принятия, введения в действие устанавливаетсяПравительством РФ.

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ. Гармонизирован с Международным классификатором стандартов (МКС) и Межгосударственным классификатором стандартов. ОКС предназначен для использования при формировании каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов, а также для обеспечения предоставления информации и распространения этих документов в национальном, межгосударственном и международном масштабах. Объектами классификации ОКС являются национальные стандарты и другие нормативные и технические документы.

Классификатор представляет собой иерархическую трехступенчатую классификацию с цифровым алфавитом кода классификационных группировок всех ступеней иерархического деления и имеет следующую структуру:

ХХ–разделПример :31–Электроника

ХХХ–группа31.060–Конденсаторы

ХХ–подгруппа31.060.70–Силовые конденсаторы

Для пользователей ОКС разработан и включен в состав классификатора в виде отдельного приложения алфавитно-предметный указатель (АПУ). Ведение Общероссийского классификатора стандартов осуществляет ВНИИКИ. В соответствии с законом «О техническом регулировании» на базе ВНИИКИ создан Федеральный фонд технических регламентов и стандартов.

Библиотека получает также информационный указатель стандартов (ИУС) «Национальные стандарты». В этом указателе приводится информация об утвержденных стандартах, о стандартах замененных и отмененных на территории Российской Федерации, а также изменения, утвержденные к национальным стандартам РФ. Используется классификация Общероссийского классификатора стандартов, что удобно для пользователей. Ежегодник включает сведения обо всех стандартах, действующих на 1 января текущего года. В последние годы указатель выходит в 3-х томах. 1-й и 2-й тома отражают действующие стандарты. В описании стандарта приводятся: обозначение стандарта, его название, указание, взамен какого документа был введен данный стандарт, и, для ГОСТов , введенных после 1 января 2005 г., степень соответствия аналогичному международному стандарту (стандарт идентичный или модифицированный). Описания стандартов размещены в указателе согласно Общероссийскому классификатору стандартов (ОКС). 3-й том содержит вспомогательные указатели. Здесь печатается список ГОСТов строго в порядке возрастания цифровой последовательности (но без названия) с указанием кода по ОКС и группы по Классификатору государственных стандартов (КГС), по которому происходила систематизация стандартов до внедрения ОКС. Здесь же в разделе «Для отметок» в круглых скобках помещаются сведения об изменениях ГОСТа с указанием порядкового номера изменения и года и номера ИУС, в котором было опубликовано изменение. По этому списку можно быстро найти название интересующего ГОСТа , а также определить, был ли он изменен. В этом же томе среди прочего печатается подробный предметный указатель, в котором приводятся номера страниц 1-го и 2-го томов ежегодника, на которых помещены описания ГОСТов , соответствующих данной предметной рубрике. Поэтому для удобства пользования 1-й и 2-й тома имеют сквозную нумерацию страниц.

Ежемесячный информационный указатель «Национальные стандарты» (ИУС) оперативно регистрирует все изменения в системе национальных стандартов. Издается с 1940 г. В нем публикуются новые национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, введенные в действие в качестве национальных стандартов РФ; сведения о замененных и отмененных стандартах; сведения об изменении стандартов; уведомления о разработке проектов новых национальных стандартов с указанием разработчика. Информация ИУС при работе со стандартами важна, т. к. действующие стандарты должны использоваться в форме, предусматривающей все последние текущие изменения в них.

6.2.2. Общетехнические системы стандартов

В общем объеме национальных стандартов особое место занимают комплексы стандартов общетехнических систем. Создание взаимовыгодных систем нормативных документов на основе комплексного подходав свое время стало одним из важнейших достижений советской и российской стандартизации. В России действуют 15 систем и 10 комплексов стандартов, в их числе «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД), «Единая система программной документации» (ЕСПД)и др.

Изучение блока технических дисциплин начинается с изучения стандартов Единой системы конструкторской документации ЕСКД.

ЕСКД – это комплекс национальных стандартов, устанавливающих единые взаимосвязанные правила и положения по порядку разработки, оформления и обращения к конструкторской документации. Система подобного плана разработана впервые в мире. Благодаря введению единого языка упрощенных изображений и методов их нанесения значительно сократились трудозатраты конструкторов. Дальнейшее развитие системыосуществляется с учетом обеспечения высокой эффективности процессов автоматизации проектирования, автоматизированного производства и управления на всех уровнях народного хозяйства.

В цикле изучаемых технических дисциплин изучаются и нормы по расчетам и испытаниям на прочность, вопросы технологии различных производств и многое другое, что дает возможность на этапе дипломного проектирования разрабатывать и конструировать сложные современные установки. ГОСТы ЕСКД имеются в библиотеке как в традиционном варианте, так и в электронном виде.

СИБИД – система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Настоящий стандарт распространяется на отчеты о фундаментальных , поисковых, прикладных научно-исследовательских работ по всем областям науки и техники, выполняемыми научно-исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями и др. организациями.

Стандартизация в области информационных технологий

Первооснова построения информационного общества, электронного распространения информации – информационные и коммуникационные технологии. В России приобретают особую важность работы по развитию и совершенствованию отечественной нормативной базы в области информационных технологий. Сейчас в этой области действует свыше 450 национальных стандартов, которые обеспечивают также прямое введение международных стандартов. Разрабатываются основополагающие стандарты по наиболее актуальным направлениям – программная инженерия, взаимосвязь открытых систем, компьютерное сопровождение, поддержка жизненного цикла наукоемкой продукции и т.д. Программная инженерия – одно из самых приоритетных для России направлений стандартизации. Вопросы ее основательно и глубоко изучаются и в МИФИ. Программное обеспечение измерительных информационных систем, систем контроля и оптимизации процессов, систем поверки и калибровки и применение средств искусственного интеллекта в измерительных технологиях, обеспечение безопасности измерительной системы и ее защита от несанкционированного доступа – вот основные направления стандартизации в этой области.

6.3. Метрология

Важная роль в реформировании российской системы стандартизации отводится метрологии, которая должна обеспечить единство измерений, повышение их точности и достоверностив процессе выполнения научных исследований. Регламентация метрологических правил подготовки и выполнения измерений, обработки и представления их результатов является основной целью нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Сегодня нормативную базу ГСИ составляют более 2,8 тыс. нормативных документов, в их числе национальные стандарты, правила, методические инструкции, директивные документы. Основными объектами регламентации являются общие, основополагающие нормы и правила, поверочные схемы, методики поверки средств измерений и методики выполненияизмерений. Эталонная база России является национальным достоянием и определяет уровень научного, технического и культурного развития страны.

В ГСИ входит Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойств веществ и материалов, а также важнейшие метрологические службы: Государственная службавремени, частоты и определения параметров вращения Земли; Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойств веществ и материалов (ГСССД). Эта службаобеспечивает достоверными данными о свойствах вновь создаваемых и применяемых веществ и материалов.

В 1993 г. в России был принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Закон служит базой для создания в нашей страненовой системы измерений. Межгосударственный стандарт Государственной системы обеспечения единства измерений ГОСТ 8.417–2002. ГСИ Единицы величин устанавливает единицы физических величин, применяемые в стране.

В работе по созданию ГСССД 131–89 «Нейтронно-активационные детекторы для реакторных измерений сечения реакций взаимодействия нейтронов с ядрами»принимали участие сотрудники МИФИ.

6.4. Нормативно-технические документы в библиотечном фонде

В библиотечном фонде представлена научно-техническая документация. Фонд научно-технической документации содержит свыше 5 тыс. документов. Это стандарты, правила, каталоги, справочные пособия, указатели стандартов, классификаторы, периодические издания по вопросам стандартизации, метрологии, сертификации и др. Центрполучает следующие периодические издания: «Методы менеджмента качества», «Стандарты и качество»: ежемесячные научно-технические журналы об опытевнедрения стандартов менеджмента качества, о проблемах, возникающих при этом, о путях их преодоления. В журналах публикуются материалы о передовых методах управления предприятиями и организациями.Журнал«Сертификация»:в журнале освещаются вопросы технического регулирования, в том числе подтверждения соответствия продукции нормативным требованиям, разработки и сертификации систем менеджмента, работ в рамках программы премии Правительства РФ по качеству, защиты отечественного потребительского рынка. Журнал выходит с приложением «Менеджмент: горизонты ИСО», которое посвящено вопросам международной стандартизации систем менеджмента (ИСО 9000, ИСО 14000 и др.) и опыту их применения. «Контрольно-измерительные приборы и системы» - «КИПиС " - научно-технический журнал, освещающий состояние дел в области измерительной техники, технического регулирования и метрологии. На страницах журнала публикуются сведения о внесении новых приборов в Государственный реестр средств измерений, теоретические разработки в области метрологии, рекомендации по ремонту и обслуживанию приборов, информация о конференциях и семинарах, посвященных этой проблематике.

Сотрудники абонемента научной литературы дают консультации и тематические справки студентам о наличии действующих стандартов, необходимых при выполнении лабораторных работ, учебно-исследовательской работы, курсового и дипломного проектирования, а также для научных исследований и написания статей. Фонд НТД – это систематизируемый массив документов, который корректируется на основании официальных сведений об отмене, замене, изменениях и дополнениях.

Тематика нормативно-технической документации :

· Терминология, стандартизация, документация;

· Математика, естественные науки;

· Охрана окружающей среды, защита человека от воздействия окружающей среды, безопасность;

· Метрология, измерения, физические явления;

· Испытания;

· Машиностроение, в т.ч. системы автоматизации производства и их интеграция;

· Энергетика и атомная энергетика;

· Информационные технологии.

Справочно-поисковый аппарат фонда содержит:

· нумерационный каталог – библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в порядке номеров нормативных документов;

· тематическую картотеку.

Полнотекстовая БД ГОСТов , действующих на территории РФ (программа «Стандарт Плюс») установлена в электронном читальном зале. БД содержит более 20 тыс. полнотекстовых документов. База данных содержит все полные тексты ГОСТов , действующих на территории РФ. Отсканированные нормативные документы хранятся в графическом виде в формате PDF. Данные полные тексты нормативных документов имеют статус электронной копии, на машинных носителях. Поиск ведется по тематике стандарта, по КГС (классификатор государственных стандартов) и ОГС (общероссийский классификатор стандартов). В самой программе«Стандарт Плюс» коды КГС и ОКС не представлены. Найти их можно на сайте ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» www.vniiki.ru . Предварительноможно провести поиск на сайте по кодам КГС и ОГС и тематике, а затем необходимый ГОСТ скачать из БД ГОСТов в библиотеке.

Мировой опыт управления качествомсконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Межгосударственной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г., в 2000 г. ИСО приняла новую версию этих стандартов – МС ИСО 9000-2000. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм. В России стандарты ИСО 9000-2000 введены в действие в 2001 г. принятием и опубликованием ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

Отсутствие сертификата на систему качества все в большей степени становитсяглавным препятствием выхода компании на внешний рынок. Осознав это, российские предприятия внедряют стандарты ИСО серии 9000. Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям. Любая система сертификации использует стандарты, на соответствие требованиям которых проводятся испытания. Стандарты, которые используются для целей сертификации, представлены в полнотекстовой БД «Сертификация продукции и услуг».

Стандарты Государственной системы измерений

ГСССД 1–87.Фундаментальные физические константы

ГОСТ Р 8.000–2000ГСИ.Основные положения

ГОСТ 8.057–80ГСИ. Эталоны единиц физических величин. Основные положения

ГОСТ 8.315–97ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов

ГОСТ 8.417–2002ГСИ. Единицы величин

ГОСТ Р 8.563–96ГСИ. Методика выполнения измерений

ГОСТ Р 8.565–96ГСИ. Метрологическое обеспечение эксплуатации атомных станций. Основные положения

ГОСТ Р 8.596–2002ГСИ. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения.

ГОСТ

РМГ 43–2001ГСИ.

ГОСТ 8.381–80 ГСИ.Эталоны. Способы выражения погрешностей

ГОСТ 8.157–75 ГСИ.Шкалы температурные практические.

ГОСТ 8.009–84 ГСИ.Нормируемые метрологические характеристики средств измерений

ГОСТ 8.256–77 ГСИ.Нормирование и определение динамических характеристик аналоговых средств измерений

ГОСТ 8.401–80 ГСИ.Классы точности средств измерений

ГОСТ 8.207–76 ГСИ.Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений

ГОСТ Р 8.563–96ГСИ.Методики выполнения измерений

ГОСТ Р 50779.21–96.Статистические методы. Правила определения и методы расчета статистических характеристик по выборочным данным. Часть 1. Нормальные распределения

РМГ 29–99ГСИ.Метрология. Основные термины и определения

ГОСТ 8.050–73 ГСИ.Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений

ГОСТ 8.051–81 ГСИ.Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 14004–68.Весы рычажные общего назначения. Пределы взвешиваний. Нормы точности

ГОСТ 8.567–99 ГСИ.Измерения времени и частоты. Термины и определения

ГОСТ Р 51070–97.Измерители напряженности электрического и магнитного полей. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 1.1–2002 МГСС. Термины и определения

Стандарты ЕСКД

Единая система конструкторской документации: Основные положения. ГОСТ 2.001–93 - ГОСТ 2.125–85

Единая система конструкторской документации: Правила выполнения чертежей различных деталей. ГОСТ 2.301–68 – ГОСТ 2.321–84

Единая система конструкторской документации: ГОСТ 2.412–81 – ГОСТ 2.420–84

Единая система конструкторской документации: Правила выполнения схем. ГОСТ 2.701–84 – ГОСТ 2.711–82

Единая система конструкторской документации: Обозначения условные в схемах. ГОСТ 2.782–96 – ГОСТ 2.797–81

Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски и посадки: сборник стандартов

Метрические резьбы: сборник стандартов

Стандарты СИБИД

ГОСТ 7.1-2003Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - СИБИД

ГОСТ 7.60–2003. Издания. Основные виды. Термины и определения.- СИБИД

ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. - СИБИД

ГОСТ 7.54-88Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования. - СИБИД.

ГОСТ 7.70–2003. Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов. Состав и обозначение характеристик. - СИБИД

ГОСТ 7.83–2001. Электронные издания. Основные виды и выходные данные. - СИБИД

ГОСТ Р ИСО 5725–2002 (части 1,2,3,4,5,6). Точность (правильность и прецизионность ) методов и результатов измерений

РМГ 43–2001ГСИ.Применение руководства по выражению неопределенности измерений

Стандарты ЕСПД

ГОСТ 19.001–77 ЕСПД. Общие положения.

ГОСТ 19.701–90 (ИСО 5807–85) ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения

Стандарты по информационным технологиям

Информационная технология. Автоматизированные системы. Основные положения. В сборник стандартов включены стандарты группы 24 – Единой системы стандартов автоматизированной системы управления и 34 –Информационные технологии

Стандарты серии ГОСТ ИСО–10303. Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными

ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12 182–2002. Информационная технология. Классификация программных средств

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207–99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программныхсредств

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15 408–2002 (части 1-3). Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий

ГОСТ 27 459–87. Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения

ГОСТ Р 50 922-96. Защита информации. Основные термины и определения

ГОСТ Р 51 275–99. Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения

ГОСТ Р 51 897–2002. Менеджмент риска. Термины и определения

Стандарты научно-технической среды

ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Системы менеджментов качества: основные положения и словари

Надежность в технике: c борник стандартов группы 27

ГОСТ 7427–76.Геометрическая оптика. Термины и определения и буквенные обозначения

ГОСТ 7601–78.Физическая оптика. Термины, буквенные обозначения и определение основных величин

ГОСТ 15093–90.Лазеры и устройства управления лазерным излучением. Термины и определения

ГОСТ 17021–88.Микросхемы интегральные. Термины и определения

ГОСТ 17137–87.Системы контроля, управления и защиты ядерных реакторов. Термины и определения

ГОСТ 22491–87.Ускорители заряженных частиц. Термины и определения

ГОСТ 22574–77.Материалы ядерные делимые. Термины и определения

ГОСТ 22705–77.Техника радиационная. Термины и определения

ГОСТ 23082–78.Реакторы ядерные. Термины и определения.

ГОСТ Р 50088–92.Реакторы ядерные водо-водяные энергетические ВВЭР. Общие требования к проведению физических расчетов

ГОСТ Р 50996–98.Сбор, хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов. Термины и определения

ГОСТ Р 51086–97.Датчики и преобразователи физических величин электронные. Термины и определения

ГОСТ Р 51170–98.Качество служебной информации. Термины и определения

Р 50.1.040–2002.Статистические методы. Планирование эксперимента. Термины и определения

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое национальный стандарт?

2. Что такое технический регламент?

3. Назовите виды нормативно-технических документов.

4. Где найти информацию о ГОСТах , действующих на территории РФ?

5. Как их получить полные тексты стандартов?

Установлены следующие виды документов в области стандартизации, используемые на территории России:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке;
  • стандарты организаций;
  • своды правил.

В соответствии с ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» к документам в области стандартизации, используемым на территории России, относятся также национальные военные стандарты и межгосударственные стандарты.

Межгосударственным стандартом называется региональный стандарт, принятый Межгосударственным советом стран СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей.

Национальным стандартом является стандарт, принятый Национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Разработка российских национальных стандартов осуществляется для достижения целей стандартизации в соответствии с принципами стандартизации.

Национальные стандарты применяют на добровольной основе. Обязательность их соблюдения наступает при прямом указании на них в следующих случаях:

  • в действующем законодательстве (например, если есть соответствующая ссылка в техническом регламенте);
  • в правомерно принятых документах федеральных органов исполнительной власти;
  • в договорах, контрактах предприятий любой формы собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. (т.е. до вступления в вилу Федерального закона «О техническом регулировании»), сохраняется до принятия соответствующего технического регламента в части:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • необходимости государственного контроля (надзора) за соблюдением требований стандартов.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

  • основополагающие стандарты;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на работы (процессы);
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Применение стандарта — это его использование с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом независимо от страны или места происхождения продукции, процессов ее производства, или особенностей сделок, или лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Пользователь стандарта - это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия стандарту.

Дата введения стандарта в действие - это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Ростехрегулирование все действующие государственные стандарты перевело в категорию национальных стандартов без замены аббревиатуры ГОСТ Р.

Для решения задач по организации и координации работы по стандартизации разрабатываются и после обсуждения с заинтересованными юридическими и физическими лицами выпускаются правила и рекомендации по стандартизации . Правила по стандартизации разрабатывают, если необходимо конкретизировать (детализировать) отдельные положения соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического национального стандарта, а также в случае целесообразности разработки организационно-методического национального стандарта, когда область применения ограничена только организациями и структурными подразделениями Ростехрегулирования.

Рекомендации по стандартизации разрабатывают при целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще не ставших типовыми, организационно-методических положений в соответствующей области, т.е. до принятия национального стандарта, в котором могут быть установлены эти положения. Правила и рекомендации не должны дублировать положения национальных стандартов.

Общероссийские классификаторы - это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в сфере прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время насчитывается более 30 общероссийских классификаторов, которые входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Объектом классификации и кодирования в ЕСКК является информация в разных областях хозяйственной деятельности - статистика, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.


Top