Биологические исследования в школьном кружке. Рабочая программа кружка по биологии « Мир вокруг нас

КЮБЗ – научно-исследовательский кружок, созданный в 1924 году для подготовки молодых зоологов, проведения научных наблюдений за животными зоопарка и помощи зоопарку.
И сейчас, спустя 90 лет, ребята в КЮБЗе ведут научную работу, наблюдают за животными, помогают зоопарку, выезжают на природу.

За годы работы кружка его членами были почти 2000 человек, среди которых 9 академиков, 40 профессоров, около 100 докторов и более 200 кандидатов наук. Среди выпускников КЮБЗа известные деятели культуры – писатели, художники, скульпторы.

Работа КЮБЗа состоит из:

- Лекций , которые читают «старые» КЮБЗовцы, известные ученые, сотрудники зоопарка, руководители кружка. Лекции охватывают широкий спектр биологических дисциплин: зоологию позвоночных и беспозвоночных, ботанику, цитологию, зоогеографию, методики исследований и разные практические занятия. Расписание лекций составляется каждый год с учетом интересов КЮБЗовцев.
- Собраний кружка , на которых члены кружка делают доклады, рассказывают о проделанной работе, о поездках, принимают новых членов в кружок и решают орг. вопросы.
- Самостоятельной работы в зоопарке. Все члены КЮБЗа ведут научные наблюдения за животными зоопарка и пишут исследовательские работы.
- Выездов на природу. Проводятся по выходным (примерно раз в две недели в Подмосковье), на школьных каникулах (в заповедники) и летом (месячная экспедиция в заповедник).
- Помощи зоопарку (члены кружка участвуют в субботниках, привозят из леса шишки, мох и т.д).

В КЮБЗе самоуправление. Работу кружка организует Бюро, выбираемое из активных школьников, все спорные вопросы решаются на общем собрании. Участвует в жизни кружка и КЮБЗовцы-студенты, поддерживается тесная связь с кюбзовцами старших поколений.

В КЮБЗ принимают школьников с 6 класса (возможны исключения), интересующихся биологией, желающих изучать животных зоопарка и природу Подмосковья, России. Кружок бесплатный. КЮБЗовцы бесплатно проходят на территорию зоопарка.

Занятия в нашем кружке проходят:
По средам (лекции) – 17.00-19.00
По воскресеньям - (собрания) – 11.00-13.00

Первый раз прийти в кружок можно в любой из этих дней в течение всего учебного года.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Синельниковская средняя общеобразовательная школа

Октябрьского района»

Рабочая программа кружка по биологии

«Юный биолог»

Учитель биологии: В.В. Кисурина

с.Синельниково-2

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.9 ст.2, п.1 ст.48), соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, приказ Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897 с учётом внесённых изменений методических рекомендаций), основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Синельниковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района» от 2015 г. , в соответствии с федеральным базисным учебным планом, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся основной школы.

Цель : повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий, углубление и расширение знаний и умений по биологии, сущности биологических процессов, явлений и их закономерностях, развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой; выявление наиболее способных учеников.

Задачи :

Образовательные задачи: формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;

Развивающие задачи: приобретать опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;

развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ

Формировать приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к миру живых существ.

Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формировать основы экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;

Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Программа позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, развивать познавательную деятельность, творческие способности, логическое мышление, воображение, наблюдательность, исследовательский подход к делу, расширить общий кругозор, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала, даёт возможность заинтересовать учащихся и популяризовать биологические знания. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.

На биологию в 5 - 6 классах выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла необходимость создания курса кружковой работы «Юный биолог». Кроме этого В кружковой курс включены различные материалы: олимпиадные задания, тренировочные варианты контрольно- измерительных материалов, позволяющие подготовиться не только к олимпиаде, но и к ГИА, и ЕГЭ, так как у учащихся, как правило, затруднения вызывают вопросы по анатомии, физиологии, морфологии и систематике растений. Задания разного уровня учат детей сравнивать, применять знания в различных ситуациях, обосновывать процессы и явления, сопоставлять и определять их последовательность, самостоятельно формулировать ответ. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 7–9 классах. В рамках кружка запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа кружка способствует формированию базовых знаний и умений, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, помогает в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, закладывает основы жизненно важных компетенций.

Ученики 5 - 6 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью.

Программа кружка построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Кружковая работа».

Формы работы : лабораторные и практические работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; просмотр видеофильмов, мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалог)

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

Познавательные универсальные учебные действия

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Предметными результатами освоения курса являются следующие умения:

пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

приобретать навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты.процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

1.Введение (1 час)

Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

2. Природа под микроскопом (5 ч)

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Деление клетки. Митоз и мейоз.Неклеточные формы.

Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Исследования природы с помощью микроскопа.

Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника. Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей. Работа с готовыми препаратами тканей.

3. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)

Экскурсия на школьный участок, знакомство с растения разных жизненных форм, осенние явления в жизни растений Заготовка растений для определения и гербария. Оформление отчёта экскурсии.

Эволюция растительного мира.

Понятие «орган». Органы цветкового растения.

Тайна семени (особенности строения семян). Химический состав семени. Прорастание семян.

Вегетативные органы цветкового растения. Развитие корня из зародышевого корешка. Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные.

Вегетативные органы цветковых растений: побег. Рост и развитие побега. Строение видоизменённых подземных побегов. Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение кожицы и основной ткани листа герани.

Сравнительный анализ строения жилки листа и стебля.

Генеративные органы растения: цветок. Разнообразие плодов и семян.

4.Тайны жизни растений.(6 часов)

Процессы дыхания и транспирации. Движение растений.

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

5.Систематика. (3 часа)

Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.

6. Организм и среда обитания. Экосистема. (4 часа)

Среда обитания и экологические факторы, их влияние на растения.

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы.

Взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

Экскурсия №3 «Растительное сообщество».

Творческий проект: «Природные сообщества родного края»

7. Области использования растений.Влияние хозяйственной деятельности растения (5 часов)

Роль растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения и биологически активные вещества. Охрана, рациональное использование и восстановле­ние растительных ресурсов и животных в планетарном масштабе как важнейшая международная задача. Растения Красной книги Приморского края и меры по их охране.

Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…»

Демонстрации: живых объектов, гербариев, муляжей, кол­лекций плодов и семян, представителей разных таксонов и экоси­стем региона.

Экскурсии:

«Сезонные изменения в жизни растений (весна, осень, зима)»;

«Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».

«Растительное сообщество».

Календарно-тематическое планирование

Форма проведения

Введение- 1 час.

Цели задачи кружка. План работы кружка. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

Вводная лекция с элементами беседы.

Природа под микроскопом (5 ч)

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.

практикум

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Неклеточные формы.

Семинарское занятие

Деление клетки. Митоз и мейоз. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

П/р «Определение органоидов растительной клетки на таблице»

Л/р «Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника». Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей. Работа с готовыми препаратами тканей.

Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина».

практикум

Практическое занятие: «Клеточный и тканевой уровни организации растительного организма». Вопросы из ЕГЭ и олимпиадных заданий.

Практикум

Тренировочные

Упражнения

Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)

Сезонность в природе. Фенологические наблюдения.

Экскурсия №1 «Сезонные изменения в жизни растений»

Растения - синоптики, растения - индикаторы загрязнения.

Экскурсия

Исследовательская работа с ресурсами Интернет и справочниками

Сравнение в строении и жизнедеятельности бактерий с другими организмами. Симбиоз высших растений и бактерий.

Эволюция растительного мира.

Уровень организации растительных организмов: орган. Понятие «орган». Органы цветкового растения.

Семинарское занятие

Тайна семени (особенности строения семян).

П/Р «Химический состав семени. Прорастание семян»

Семинарское занятие.

практикум

Вегетативные органы цветкового растения. Развитие корня из зародышевого корешка.

Л/р «Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные. Типы корневых систем»

Тренировочные упражнения.

Вегетативные органы цветковых растений: побег.

П/р « Строение видоизменённых подземных побегов»

Семинарское занятие

практикум

Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

П/р « Строение кожицы и основной ткани листа герани»

Семинарское занятие

практикум

Л/ р « Сравнительный анализ строения жилки листа и стебля»

Тестирование по теме: «Вегетативные органы цветковых растений»

Тренировочные упражнения, практикум

Генеративные органы растения: цветок. П/ р « Определение частей цветка. Формула цветка. Разнообразие соцветий по гербарному материалу»

Практикум

Семинарское занятие практикум

Плод -зрелый цветок. П/р «Разнообразие плодов и семян».

Тренировочные упражнения

Тестирование по теме: «Вегетативные и генеративные органы цветковых растений». Олимпиадные вопросы анатомо-морфологической направленности по теме: «Высшие растения»

Тренировочные олимпиадные задания

Задания с ОГЭ

Тайны жизни растений.(6 часов)

Жизнедеятельность организмов: минеральное и воздушное питание растений. Сравнительная характеристика питания растений и животных.

Семинарское занятие

Процессы дыхания и транспирации.

Л/р «Транспорт веществ в организме» . Движение растений.

Семинарское занятие, практикум

Растение- живой организм. Взаимосвязь между органами растения. Обмен веществ и энергии- основное свойство живых организмов.

Задания по практическому применению знаний о процессах жизнедеятельности растений.

Исследовательская работа с учебником и справочниками

Тренировочные упражнения

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. П/р с таблицами и схемами: « Особенности размножения споровых растений. Вегетативное размножение»

практикум

Сравнительная характеристика полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений.

Семинарское занятие

Тренировочные упражнения

Исследовательский проект: «Вегетативное размножение. Черенкование комнатных растений. Использование вегетативного размножения человеком»

Исследовательская работа

Систематика (3 часа)

Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Семинарское занятие

П/работа с гербарным материалом:

« Признаки растений, относящихся к различным семействам. Формулы цветка».

Тренировочные задания

практикум

Экскурсия №2 «Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».

Тематический контроль знаний

Вы знаете как растет ананас? А зачем жирафу нужны рожки? Что такое ГМО и почему из-за него столько шума?

Если вам интересно - добро пожаловать в биологию! Сегодня мы расскажем, какие кружки бывают в Москве и как на них увлекательно учиться!

Потрогать, поездить, понаблюдать.

В московском зоопарке с 1924 года существует юннатское объединение под названием «Кружок юных биологов зоопарка» . Здесь школьникам 5-8 классов читают лекции известные ученые, сотрудники зоопарка, бывшие КЮБЗовцы, а сами дети наблюдают за животными и ведут исследовательскую работу, о результатах которой докладывают на общих собраниях кружка. Организаторы регулярно вывозят детей на природу, в том числе - в месячную экспедицию в заповедник. Участники помогают зоопарку: проводят субботники и выполняют небольшие поручения для обитателей.

Еще больше кружков по биологии вы найдете на сайте study.olimpiada.ru !

Но если не нашлось подходящего по времени кружка или если хочется заниматься еще больше, обратите внимание на проект КПД БИО - на сайте есть полезные материалы для самостоятельных занятий. Это и целый канал с полезными видео, и список рекомендуемой литературы по разделам и даже тесты региональных этапов всероссийской олимпиады прошлых лет для активных участников олимпиад.

Влада Казанцева

Рабочая программа факультатива по биологии

«Юные исследователи живой природы».

Мухамадиевой Розалии Авхадиевны

Программа рассчитана на 70 часов занятий за год (2 часа в неделю).

Кружок проводится для учащихся 6-8 классов. В связи с сокращением учебным часов по биологии в 6 классе учащиеся испытывают потребность в дополнительных занятиях по биологии именно практико-ориентированной направленности, у многих учащихся есть потребность в углублении и расширении знаний о живой природе. Программа кружка ориентирована на учащихся среднего звена, так как именно в этом возрасте закладываются знания о многообразии живых организмов, о их значении в природе и в жизни человека. В связи с тем, что у нас не преподаётся учебный предмет «Экология», на занятиях будут рассматриваться и экологические вопросы, которые направлены не только на изучение экологических взаимоотношений в природе, но и на воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.

Раздел 1. Основные принципы биологии – 2 часа.

Раздел 2. Самые простые организмы – 2 часа.

Раздел 3. Истинноядерные организмы – эукариоты. – 3 часа.

Раздел 4. Самые простые и древние растения – водоросли. – 2 часа.

Раздел 5. Растения без цветков. – 3 часа.

Раздел 6. Цветковые растения. - 5 часов.

Раздел 7. Животные, состоящие из одной клетки.- 1 час.

Раздел 8. Первые многоклеточные животные. Симметрия тела. 2 часа.

Раздел 9. Самые простые трёхслойные животные. – 6 часов.

Раздел 10. Мягкотелые. – 2 часа.

Раздел 11. Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые. 4 часа.

Раздел 12. Рыбы – жители воды. - 2 часа.

Раздел 13. Вышедшие на сушу. Первые земноводные. – 2 часа.

Раздел 14. Бывшие владыки Земли – рептилии. – 2часа.

Раздел 15. Покорители воздуха – птицы. – 4 часа.

Раздел 16. Цари природы – млекопитающие. – 2 часа.

Раздел 17. Мир млекопитающих. – 8 часов.

Раздел 18. Человек – венец эволюции. – 6 часов.

Раздел 19. Анатомия, физиология и гигиена человека. 12 часов.

Цели и задачи кружка:

Углубление и расширение знаний о многообразии форм и уровней живых организмов.

Повышение познавательного интереса к предмету, способствовать профориентации учащихся

Развивать практические умения учащихся работать с биологическими объектами, приборами, выполнять лабораторные работы, проводить эксперименты.

Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, воспитания бережного отношения к окружающей природе.

Расширять знания учащихся о собственном организме, о методах сохранения здоровья, обеспечивать гигиеническое воспитание школьников, способствовать воспитанию здорового образа жизни.

Способствовать формированию взглядов о единстве живой материи

Тематическое планирование занятий факультатива «Юные исследователи живой природы»

Тема занятия

Форма работы

Оборудование

Раздел 1. Основные принципы биологии

Свойства и уровни организации живых организмов как биологических систем.

Беседа, демонстрация

Клетка – основа жизни: пределы сложности жизни.

Беседа, демонстрация

Раздел 2. Самые простые организмы.

Царство Вирусы.

Беседа, демонстрация

Надцарство Прокариоты.

Беседа, демонстрация

Раздел 3. Истинноядерные организмы – эукариоты.

Отличие эукариот от прокариот.

Практическая работа «Изучение эукариотической клетки».

Модели клетки, микроскопы, микропрепараты

Царство грибов. Высшие и низшие грибы.

Практическая работа «Съедобные и ядовитые грибы нашей местности»

Симбиотические организмы - лишайники

Беседа, демонстрация

Раздел 4. Самые простые и древние растения – водоросли.

Признаки царства Растений.

Практическая работа «Изучение строения клеток водорослей»

Низшие растения – водоросли. Отделы водорослей.

Практическая работа «Изучение внешнего строения и микроско-пического строения водорослей» .

Раздел 5. Растения без цветков.

Высшие растения. Основные органы высших растений

Практическая работа «Изучение тканей растений»

макеты микроскопы, микропрепараты

Беседа, демонстрация

Папоротникообразные.

Практическая работа

«Изучение размножения и развития папоротника»

макеты микроскопы, микропрепараты

Практическая работа

«Изучение размножения и развития сосны»

макеты микроскопы, микропрепараты

Раздел 6. Цветковые растения.

Отдел Покрытосеменные и (цветковые) растения

Беседа, демонстрация

Основные органы Цветковых: корень, стебель, лист.

Беседа, демонстрация

макеты микроскопы, микропрепараты

Основные органы Цветковых: цветок, семя, плод.

Практическая работа «Изучение различных типов плодов цветковых»

макеты микроскопы, микропрепараты

Семейства класса Двудольные цветковые.

Таблицы, модели цветков и плодов,

гербарий

Семейства класса Однодольные цветковые

Практическая работа «Определение семейства растения»

Макеты, модели цветков и плодов, .гербарий

Раздел 7. Животные, состоящие из одной клетки.

Простейшие.

Практическая работа «Изучение строения Эвглены зелёной»

макеты микроскопы, микропрепараты

Раздел 8. Первые многоклеточные животные. Симметрия тела.

Низшие многоклеточные животные: происхождение.

Беседа, демонстрация

Губки. Кишечнополостные.

Беседа, демонстрация

Практическая работа «Изучение строения гидры»

макеты микроскопы, микропрепараты

Раздел 9. Самые простые трёхслойные животные

Тип плоские черви.

Беседа, демонстрация

Нематоды и Кольчецы. Вторичная полость тела.

Беседа, демонстрация

Тип Членистоногие. Раки.

Практическая работа «Изучение внешнего строения рака»

Раздаточный материал по внешнему строению рака

Беседа, демонстрация

Насекомые. Отряды насекомых.

Беседа, демонстрация

Макеты коллекция насекомых

Общественные насекомые. Многообразие, образ жизни.

Беседа, демонстрация

Практическая работа «Изучение строения челюсти пчелы»

Макеты коллекция насекомых

микроскопы, микропрепараты

Раздел 10. Мягкотелые.

Тип Моллюски: брюхоногие.

Беседа, демонстрация

Препараты моллюсков

Двустворчатые и Головоногие моллюски.

Беседа, демонстрация

Макеты препараты моллюсков

Раздел 11. Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые.

Тип Иглокожие. Морские звёзды, лилии, ежи.

Беседа, демонстрация

Скелеты иглокожих

Полухордовые – Кишечнодышащие и Крыложаберные.

Беседа, демонстрация

Тип Хордовые. Подтипы Личиночно-хордовые и Бесчерепные.

Беседа, демонстрация

Подтип Позвоночные (черепные). Класс Круглоротые.

Беседа, демонстрация

Раздел 12. Рыбы – жители воды.

Хрящёвые рыбы: акулы, скаты.

Беседа, демонстрация

Костистые рыбы.

Беседа, демонстрация

Раздел 13. Вышедшие на сушу. Первые земноводные.

Беседа, демонстрация

Макеты раздаточный материал по скелету рыб

Происхождение амниот.

Беседа, демонстрация

Раздел 14. Бывшие владыки Земли – рептилии.

Рептилии – первые настоящие наземные животные. Архозавры.

Беседа, демонстрация

Многообразие рептилий: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

Беседа, демонстрация

Раздел 15. Покорители воздуха – птицы.

Класс Птиц: происхождение, основные признаки.

Беседа, демонстрация, практическая работа «Изучение приспособлений к полёту в скелете птиц»

Макеты раздаточный материал по скелету голубя

Нелетающие птицы.

Беседа, демонстрация

Килевые птицы: отряды.

Беседа, демонстрация

Экологические группы птиц

Беседа, демонстрация

Раздел 16. Цари природы – млекопитающие.

Класс Млекопитающие: происхождение, основные признаки.

Беседа, демонстрация

Макеты раздаточный материал по скелету крысы

Строение млекопитающих

практическая работа «Изучение приспособлений к экологическим условиям

в скелете млекопитающих»

Таблицы, макеты

раздаточный материал по скелету млекопитающих

Раздел 17. Мир Млекопитающих.2 часа.

Первозвери

Беседа, демонстрация

Сумчатые

Беседа, демонстрация

Плацентарные. Отряд Насекомоядные.

Беседа, демонстрация

скелет крота

Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные

Беседа, демонстрация

Хищники. Приматы.

Беседа, демонстрация

Хоботные. Непарнокопытные.

Беседа, демонстрация

Парнокопытные.

Беседа, демонстрация

Вторичноводные млекопитающие: сирены, ластоногие, китообразные.

Беседа, демонстрация

Раздел 18.Человек – венец эволюции.

Место человека в системе живой природы.

Беседа, демонстрация

Сходство и различия человека и животных

Беседа, демонстрация

Происхождение вида Человек разумный. Предки человека и человекообразных обезьян

Беседа, демонстрация

Древнейшие люди.

Беседа, демонстрация

Макеты модели черепа предков человека

Неандертальцы. Кроманьонцы.

Беседа, демонстрация

Макеты модели черепа предков

Расы человечества. Единство рас.

Беседа, демонстрация

Рад Раздел 19. Анатомия, физиология и гигиена человека.

Клеточное строение организма человека. Гистология. Ткани человека.

Практическая работа «Изучение микроскопического строения клеток крови, тканей человека»

Макеты микроскопы, микропрепараты

Основные органы и системы органов.

Практическая работа «Изучение расположения внутренних органов человека на модели »

Макеты модель человека «Расположение внутренних органов»

Опора и движение. Гиподинамия. Роль движения в формировании скелета и мышц.

Беседа, демонстрация практическая работа «Изучение приспособлений к прямохождению и трудовой деятельности в скелете человека»

Макеты модель скелета человека

Внутренняя среда организма.

Беседа, демонстрация

практическая работа «Изучение клеток крови человека»

Макеты микроскопы, микропрепараты

Зачем нам нужен кислород? Транспорт газов и других веществ в организме.

Беседа, демонстрация

Пищеварение. Питательные вещества. Витамины.

Беседа, демонстрация

Макеты микроскопы, микропрепараты

Выделение. Теплорегуляция.

Беседа, демонстрация

Нейрогуморальная регуляция организма человека

Беседа, демонстрация

Рост и развитие человека. Влияние факторов окружающей среды.

Беседа, демонстрация

Гигиена человека. Здоровый образ жизни.

Беседа, демонстрация

Глобальные экологические проблемы человечества

Беседа, демонстрация

Таблицы, диски.

Литература.

1. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994

2.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,1986.

3.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

4. Одум Ю. Экология.Т. 1-2. М.: Мир,1992

5. Быховский и др. Биология: Животные. М.: Просвещение, 1997.

6. Шпинар З.В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977.

Интернет-ресурсы для ученика.


Top