Дельфины интеллект. Зачем дельфинам столь крупный мозг? Изучение ДНК дельфина

Уже несколько десятков лет ученые пытаются понять, как в точности устроен мозг дельфина. Способные к обучению, обладающие собственными социальными навыками и четко понимающие поведение людей, эти млекопитающие будто пришли с другой планеты - настолько они отличаются от представителей всего прочего животного мира.

За последние пятьдесят миллионов лет мозг дельфинов развился до невиданных размеров. Одно из последних опубликованных исследований, автором которого выступила морской биолог Лори Марино, утверждает, будто дельфины и киты прошли путь обратной эволюции, вернувшись с суши в океанские глубины. Вот несколько фактов, которые вполне подтверждают эти смелые выводы.

Сон
Депривация сна убивает любое живое существо - так же верно, как огнестрельное ранение. Всего двенадцати дней без отдыха хватает высоко организованному мозгу для отключения главных функций. Но дельфины научились систему обманывать: эти удивительные млекопитающие умеют отключать, по желанию, половину мозга, чтобы та могла отдохнуть.


Язык
Дельфины остаются единственными в мире созданиями (кроме людей, разумеется), обладающими собственным языком. Они общаются с помощью сложного сочетания щелчков и звуков. Причем, язык дельфинов достаточно сложен для того, чтобы точно координировать поведение всей стаи. Исследователи оценивают лингвозапас обычного дельфина в 8 тысяч «слов» - у среднего человека он составляет всего 14 тысяч, притом, что в обычной жизни используется всего около 1-2 тысяч слов.


Логическое мышление
Ученые выяснили, что дельфины обладают зачатками логического мышления. Это высшая форма развития разума, которую никто не ожидал встретить у млекопитающих. Дельфины оказались способны решать различные сложные загадки, находить ответы на комплексные вопросы и даже подстраивать свое поведение в зависимости от новых обстоятельств, заданных человеком.


Размеры
Мозг взрослого дельфина весит больше, чем мозг человека - 1700 граммов и 1400 соотвественно. Кроме того, у дельфинов в коре головного мозга находится в два раза больше извилин, чем у нас.


Самосознание
Последние полученные учеными данные и в самом деле могут сигнализировать о наличии у дельфинов серьезной социальной структуры. Они обладают не только самосознанием (этим могут похвастать и некоторые другие животные), но и социальным сознанием, практикуемым совместно с эмоциональным сочувствием.


Эхолокация
Общее число нервных клеток у дельфина выше, чем у человека. Это, отчасти, объясняется способностью млекопитающих к эхолокации: они буквально видят ушами. Расположенная на голове акустическая линза фокусирует ультразвук, которым дельфин «ощупывает» подводные объекты, определяя их форму.


Магнитное чувство
Еще одним удивительным свойством мозга дельфина оказалась способность чувствовать магнитные полюса. У дельфинов и китов обнаружились в мозгу специальные магнитные кристаллы, которые помогают этим млекопитающим ориентироваться на просторах мирового океана. Эта же особенность может объяснять и причины, по которым киты выбрасываются на берег: руководствуясь показаниями своего «GPS» они его просто не замечают.

В одном из нью-йоркских музеев американские ученые представили сорок фотографий, сделанных с компьютерного экрана. Они отражали поэтапное перерождение человека в дельфина. Это — при гипотетических условиях, если люди полностью переселились бы жить в Океан. Причем информация о дельфинах в компьютер не закладывалась.

Машина об их существовании и «представления не имела». Результат вычислений был ошеломляющим. ЭВМ со всеми своими процессорами выдала не только внешний облик «аристократов моря», но и их физиологические характеристики!

Увидеть дельфина в море, считается очень хорошим знаком. Пообщаться с ними поближе - счастье неимоверное. Эти славные существа с умными глазами, того и гляди скажут что-то в ответ.

А говорить они умеют. Это выяснили ученые, выдвинув версию, что дельфины общаются на своем языке. Есть предположение, что очень много лет назад мы говорили также, как и эти симпатичные млекопитающие. Просто наша речь потом эволюционировала, а их осталась на прежнем уровне. Можно ли нам вернуть былое взаимопонимание?

Люди, которые много времени проводят с дельфинами, говорят, что они поют песни об известных событиях, рыбах, и всех - кого они встречали, спасали или сопровождали. И их постоянное стрекотание очень приятно на слух.

Что интересно, подобным способом морские интеллигенты способны связываться с различными видами морских существ. Причем, дельфины умеют издавать и тихие звуки. Но лишь небольшой процент от населения всего земного шара имеет способность услышать их.

Ну а пока элементарное общение между дельфином и человеком происходит с помощью ручных сигналов и языка жестов. Хотя, тренеры этих улыбчивых существ утверждают, что порой и этого всего не требуется. Потому что, млекопитающие точно понимают все услышанное.

Работа с людьми вообще является забавой для дельфинов. И они всегда и во всем стремятся нам помочь. Часто обеспечивают эскорт для судов, прыгая и играя рядом. Еще одна интересная особенность этих созданий, что они живут сегодняшним днем и не дают грустным воспоминаниям испортить жизнь. Они хранят собственные истории, но не видят причин позволить истории столкнуться с сегодняшним днем. О, эти морские жители могли бы многое рассказать…

Интеллект удивил ученых

Ну а ученые уже много времени пытаются расшифровать непонятный язык дельфинов. И свой способ сделать это разработал лингвист из Гарвардского университета Джордж Зипф. Он подсчитал, сколько раз в типичном тексте на английском языке встречаются различные буквы. Ведь в осмысленном тексте не могут подряд стоять несколько одинаковых знаков, они встречаются с некоторой периодичностью.

Затем светила построил график для частот появления букв в определенном порядке и в логарифмическом масштабе. Получилась наклонная линия с угловым коэффициентом, равным -1. Для текстов на других языках угловой коэффициент получался таким же. Абсолютно случайный набор букв, который не несет никакой информации, на графике располагается горизонтально, без всякого наклона.

То есть всякая абракадабра, прошедшая сквозь сито математических формул, на таком графике покажет нулевой результат. Таким образом, ученые исследовали свист дельфинов, применив метод Зипфа, и получили такой же коэффициент наклона, что и у человеческих языков. То есть - несущим информацию!

«Значит, дельфины нам близки по интеллекту», - сделали вывод ученые. Теперь дело за тем, чтобы понять, что хотят сказать нам эти «свистуны»?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Научный сотрудник лаборатории биоакустики Владислава ТАРЧЕВСКАЯ, много лет занимается проблемой звукового общения дельфинов:

- Вполне возможно, что люди и дельфины - самые разумные существа во Вселенной. Морские обитатели таят в себе необыкновенные возможности. Диапазон частот звуковых сигналов у дельфинов значительно перекрывает человеческий. Судите сами: если наше звуковое общение происходит в полосе частот до 20 кГц (а музыканты способны различать до 40 кГц), то у дельфинов этот «потолок» поднят до 300 кГц. Более того, в итоге наших исследований оказалось, что у наших «братьев» примерно столько же уровней организации звуков, сколько и у человека: шесть. Звук, слог, слово, фраза, абзац, контекст.

У человека смысловое значение возникает с 3-го уровня, то есть со слова. А вот с какого уровня оно начинается у дельфина, мы пока не знаем. Но по сложности организация звуковых сигналов у человека и дельфина почти одинакова. А вообще есть много заметных параллелей между двумя видами - Homo sapiens и Orcinus orca. Срок их жизни примерно тот же, что и у людей, они взрослеют в том же возрасте, очень общительны и живут семьями. И у них есть свои диалекты - нечто вроде наших языков.

Каждый имеет свое имя

Существует легенда, что дельфины - это перерожденные люди, прежде населявшие исчезнувшую под водами океана Атлантиду. Звучит красиво. А еще, есть версия, что у дельфинов, как и у людей есть имена, которыми они друг друга нарекают.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Павел Веденин, психолог:

- Это правда, что дельфины - вторые разумные существа на земле. И, если бы они жили на суше, Дарвин определил бы, что человек произошел именно от них. Дельфины читают человеческие мысли на большом расстоянии. Приходилось ли вам наблюдать в море резвящихся дельфинов? Они совершенно не боятся людей и любят подплывать довольно близко к купающимся. Наверное, они бы играли с нами и вблизи от берега, но, очевидно, что там для них слишком мелко. Известны случаи, когда дельфины проявляли довольно высокие «интеллектуальные» способности.

А в контакт с ними вступить достаточно просто. И это делается уже давно. Я не имею в виду простую дрессировку, хотя и она впечатляет. Но мне хочется акцентировать внимание на том, что эти животные не только дрессируются, но и способны к тренировкам, то есть к осознанному выполнению возложенных на них задач. Логические цепочки, которые выстраивают дельфины, намного длинней и крепче, чем может увязать любое другое животное.

Пришельцы из космоса живут в море

В одном из нью-йоркских музеев американские ученые представили сорок фотографий, сделанных с компьютерного экрана. Они отражали поэтапное перерождение человека в дельфина. Это — при гипотетических условиях, если люди полностью переселились бы жить в Океан. Причем информация о дельфинах в компьютер не закладывалась. Машина об их существовании и «представления не имела». Результат вычислений был ошеломляющим. ЭВМ со всеми своими процессорами выдала не только внешний облик «аристократов моря», но и их физиологические характеристики!

Имеются и другие косвенные свидетельства в пользу того, что дельфины — ближайшие родственники современного человека. Например, Китайский биолог поверг в изумление научный мир, утверждая, что дельфины являются потомками пришельцев из космоса. Тут поправка: профессор Хсу Сенсунг не сомневается, что у некоторых дельфинов коэффициент интеллекта выше, чем у людей. Он также уверяет, что поддерживает с ними телепатический контакт.

Подопечные профессора передают ему сигналы. Их он воспринимает как мысли и образы. Из коих он и почерпнул: предки дельфинов прилетели на Землю на межзвездных кораблях 100 тысяч лет назад. Они были вынуждены покинуть собственную планету из-за жутких экологических проблем. Однако, на Земле их технологии оказались непригодными, и спустя столетия цивилизация звездных пришельцев пришла в полный упадок...

Иногда «серые уфонавты» парализуют человека на расстоянии... Кто-то ухмыльнется, подумав, что это всего лишь современные мифы, сказки людей с обостренно-необузданной фантазией. Но не будем торопиться «подводить черту». То, что ныне открывает современная наука в области дельфинологии, и вовсе во сто крат перекрывает самые невероятные фантазии и легенды о жизни зубатых китообразных.

Одну из последних гипотез выдвинул астроном из Космического центра имени Кеннеди - Саймон Кларк. По его мнению, дельфины являются коренными обитателями одной из лун Юпитера. «Забудьте про «маленьких зеленых человечков» — самыми умными существами после человека в нашей Солнечной системе могут быть дельфины», — сообщил ученый.

Дело в том, что когда несколько лет назад запущенная НАСА космическая станция «Галилей» пролетала от луны Юпитера Европы всего в 400 километрах, ее чувствительные радиодетекторы зафиксировали под толщей льда в океане какое-то движение.

Звуковые сенсоры уловили исходящий прямо из-подо льда свист. Тогда директива из высших эшелонов власти обязала НАСА засекретить все данные о программе «Галилей». Поэтому подробности открытия стали известны лишь недавно.

— После того как эти факты были переданы на Землю и подвергнуты тщательному компьютерному анализу, — рассказал Кларк, — ученые были поражены. Аудиограф показал, что частота звуков, исходящих из океана Европы, была идентична звукам, издаваемым земными дельфинами! Вероятность ошибки составляет 0,001 процента.

Хотя на данный момент невозможно сказать, что за существа «переговариваются» в океанах Европы, ученые выдвигают гипотезу, что на далеком спутнике Юпитера обитают организмы, похожие на наших земных дельфинов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Государственного океанариума Украины (Севастополь) Людмила Лукина:

- Долгое время наука о морских млекопитающих считала дельфинов вторично-водными. В ледниковый период в условиях экстремального похолодания они ушли под воду, адаптировались, превратились в милых обаятельных существ. И тому приводилась масса доказательств. А сейчас появляется теория, что это — параллельная человеческой цивилизация.

О происхождении милых китообразных идут споры, обсуждаются различные гипотезы, но загадка родословной дельфинов до сих пор не раскрыта. Во всяком случае, об их происхождении ученые пока ничего путного сказать не в силах. Необозримые дали времен для нас так и остаются интригующей и, увы, неразгаданной загадкой.

http://cloudwatcher.ru

Дельфины являются самыми умными млекопитающими на земле. Головной мозг дельфина и схожи по строению. Несмотря на многочисленные исследования, они остаются самыми загадочными млекопитающими на земле.

Исследования необыкновенных возможностей морских обитателей, подтвердили их интеллектуальные способности. Путем МРТ диагностики, ученые обнаружили, что сложность мозговых структур у дельфинов не уступает человеческому центру, а наоборот, в сравнении с человеком, извилин и нервных клеток даже на порядок больше.

Мозг дельфина-афалины имеет вес 1700 гр., всего на 350 гр. превышая вес центрального органа нервной системы у взрослого мужчины. Внешнее отличие лишь в форме: у млекопитающих он имеет форму сферы, человеческий мозг слегка приплюснут. Абсолютно идентична с человеком, ассоциативная область коры – подтверждая тем самым наличие интеллекта у морских обитателей.

Теменная доля у дельфинов по размеру сопоставима с теменной и лобной долей у человека. Зрительная часть мозга (затылочная), у млекопитающих очень большая.

Несмотря на отличное зрение, и возможность движения глазными яблоками в разном направлении, охватывая тем самым радиус в 300 градусов, для зрения млекопитающие используют ультразвук – направляя его на различные объекты. Отталкиваясь, звук возвращается, тем самым дельфин определяет форму и расстояние до предмета.

В отличие от людей, мозг дельфинов может обходиться без сна – для человека это смертельно. Особенность этих созданий, в способности отключать одну половину центра, с сохранением всех реакций. Одна часть мозга берет на себя все функции, когда другая находится в состоянии сна – это равнозначно наличию двух центров.

Дельфины, так же как и люди, обладают способностью воспроизводить звук. Млекопитающие могут точно скопировать различные шумы или трели птиц. Общение между сородичами происходит через сигналы, которые образуются путем прохождения воздуха через носовые каналы.

Словарный запас дельфинов:

  • Базовые звуковые сигналы (около 60);
  • Пять уровней их разного сочетания;
  • 14 тысяч различных сигналов.

Это идентично словарному запасу человека и если перевести звук млекопитающих в слова, то это будет похоже на иероглиф. Дельфины обладают хорошей памятью и психическими возможностями, что позволяет, как и человеку передавать опыт поколениям.

Особенностью центрального аппарата, у китообразных является наличие магнитных кристаллов, которые ориентируют в широком пространстве океана.

Кто умней?

Многочисленные исследования мозговых структур китообразных, подтверждают их эволюционное развитие и наличие высшей формы разума (логика). Австралийские ученые, отнесли дельфинов к ближайшим родственникам человека, на основе анализа ДНК.

Возможно, это и стало основой для гипотезы — все китообразные являются далекими предками человека и покинуть сушу их вынудили весомые причины. Размер полушарий объясняется кислородным голоданием и как следствие — увеличение органа.

Ученые – ихтиологи доказали, что мозг млекопитающих способен к выражению чувств: ревность, обида, любовь. Это говорит о наличии долговременной памяти и разума близкого к человеку.

Определенные особи дельфинов, воспринимают сложные лингвистические конструкции и способны к анализу ситуации. Уровень их интеллекта схож с ребенком дошкольного возраста.

Большой мозг у дельфинов не связан с огромным интеллектом — слишком мало нейронов. Центральный орган морским обитателям нужен, для ориентации в пространстве и теплорегуляции. Исходя из этого, млекопитающие занимают почетное второе место по интеллектуальному развитию после человека.

Если сравнить животных по уровню интеллекта, то царем зверей окажется вовсе не лев. Первое место займут дельфины, а второе - слоны. Обезьянам же достанется только четвертое место. Чем же объясняется такая «расстановка» в «хит-параде» способностей?

Как известно, у обезьян зрительная память развита лучше, чем слуховая. У дельфинов все обстоит с точностью до наоборот. Они гораздо лучше запоминают звуки, нежели картинки. Благодаря этому дельфины различают друг друга по свисту. Каждый дельфин знает по голосам особей из своей стаи и обладает своим личным «именем». С помощью свистов разной длины, тональности и мелодичности дельфины общаются между собой. Один дельфин, не видя другого, может «просвистеть» ему, на какую педаль, правую или левую, нужно нажать, чтобы получить рыбу. С помощью свиста можно и описать товарищу размер препятствия, невидимого в мутной воде. А распознать преграду дельфину помогут эхолокационные импульсы - они играют в жизни дельфинов даже большую роль, чем зрение.

Дельфины - превосходные звукоподражатели. Они не только узнают звуки при прослушивании, но и сами имитируют их. Скрип ржавой двери, бульканье воды, колокольный звон, щебет птиц - талантливые дельфины могут изобразить тот или иной шум так, что с закрытыми глазами его не отличишь от настоящего! Они могут копировать даже человеческую речь или смех. Если записать такое звукоподражание на пленку и потом прослушать с замедленной скоростью, сходство с голосом человека отчетливо проявится.

Эти морские жители хорошо различают оттенки многих цветов, кроме синего. Запоминание геометрических форм тоже не составляет для них труда. Более того, дельфины отличают друг от друга плоские и объемные формы. Они никогда не спутают бумажный круг или квадрат с мячом или кубиком. В советское время над дельфинами ставили такой эксперимент. Тренер показывал животному мяч, затем прятал игрушку за ширму. Когда ширма раздвигалась, дельфин видел плоский щит и объемную коробку. В одном из предметов был спрятан мяч. Дельфину нужно было только потянуть за петлю, соединенную с нужным предметом, чтоб мяч выпал. Так вот, даже при первом проведении эксперимента дельфины всегда выбирали коробку и никогда не пытались искать мяч внутри плоского щита. Так опыт показал, что дельфины могут различать плоские и объемные предметы.

Дельфины легко находят привлекательные для них объекты. Если показать дельфину, скажем, рыбу или мяч, а потом убрать за ширму, дельфин без труда догадается, где и как надо искать предмет. Глазомер у дельфинов также хороший - стоит только посмотреть, с какой ловкостью они прыгают через обруч или забрасывают мяч в корзину!

Дельфины очень эмоциональны, и это может влиять на процесс обучения. Например, в ходе научных экспериментов рассерженный или раздраженный дельфин делает больше ошибок, чем спокойный. Если же человек ударит или накажет дельфина, животное откажется выполнять его задания и работать с ним в паре. Поэтому при обучении и исследовании дельфинов их поощряют пищей, играми, а также лаской и добрым отношением.

У дельфинов хорошо развито имитационное поведение. Они довольно легко запоминают и повторяют действия других особей. Например, возле берегов Австралии в 2008 году была замечена стая дельфинов, где вожак умел стоять на хвосте. Другие члены клана достаточно быстро переняли эту способность, подражая вожаку. При этом стоит учесть, что это не было требованием иерархии. Дельфины решили повторить трюк вожака из интереса и любопытства.

В научных статьях описан случай, когда самка дельфина, прожив некоторое время в дельфинарии, стала повторять номера за его обитателями, хотя ее не готовили к этому специально. После того, как ее выпустили на волю, она научила членов своей стаи повторять эти трюки.

Но дельфины могут подражать не только друг другу. Известен случай, когда две дельфинихи, жившие в одном бассейне с морским котиком, стали копировать его действия. Они спали в тех же позах, что и котик, перенимали его манеру плавать, подгребая плавниками как ластами и держа хвост неподвижно, хотя у них не было строгой необходимости повторять его действия. Дельфинихи научились даже потирать живот, лежа на спине у поверхности воды, и зевать, подражая котику!

Мозг дельфина хранит большое количество информации, полученной разными способами. Но помимо ее накопления, дельфины умеют ее использовать. Им не чужд исследовательский подход, и он проявляется у них чаще, чем пассивность или осторожность. Они быстро оценивают ситуацию и подстраивают под нее свое поведение, хорошо ориентируются в происходящем.

Джон Лилли успел прочесть и одобрить мою статью, как раз перед своей смертью. Слава Богу, я упел ему сказать, что он был прав!

(Опуб. В трудах, THE 5TH WORLD MULTICONFERENCE ON SYSTEMICS, CYBERNETICS AND INFORMATICS SCI"2001,)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТОВ ЧЕЛОВЕКА И ДЕЛЬФИНА

А. Г. Ющенко

E-mail: [email protected]

Мозг дельфина (рис. Л. Крюгера и А. Бретнаха) Мозг человека (рис. Р. Коппа)
/А.Г. Томилин, «Дельфины служат человеку», М.: Наука, 1969, 248с./

Введение. Современное состояние глобального "человеческого муравейника" могла бы наглядно охарактеризовать картина изображающая строителя, который возводит грандиозное строение, вынимая для этого блоки из его фундамента. Здесь мы не будем анализировать причины возникновения "синдрома динозавра" у нашего антропошовинистического вида, поскольку это было проделано многими исследователями (наш вклад в это движение - работа "Этика живого вещества как основа этики человека"), а будем исходить из того, что думающее большинство проникнется духом Ванкуверской декларации, возвестившей от имени 24х ведущих экспертов мира еще 1989 году, что "сохранение жизни на Земле - одна из главных задач, стоящих перед человечеством" . В данном исследовании мы постараемся определить, с пантеистических позиций, логику пространственно - временного мегасинтеза не только на уровне человеческих индивидов , но и на уровне наиболее цефализованних форм жизни, к которым необходимо отнести некоторые виды дельфинов. Необходимость такой межвидовой кооперации понимается как закономерная ступень в интеграции сверхсознания ноосферы.

1. Информация и интеллект в современном мире

Наш современный мир, в отличие от предшествующих исторических эпох, успевает существенно измениться за время отдельной человеческой жизни. Ключевая роль в преобразовании мира принадлежит так называемым "информационным технологиям". Построение развитого информационного общества, в котором паутина компьютерных сетей опутает практически все сферы человеческой жизнедеятельности, - приоритетная задача ЕС. В общем случае, информация представляет собой некую микроструктуру, связанную по определенному закону c соответствующим макрособытием. Информация избавляет нас от необходимости личного присутствия и наблюдения всех событий; владея информацией, мы имеем возможность увидеть их сколько угодно раз и в удобное время в своем воображении или на экране компьютера. Феномен интернет нам легче всего объяснить с эволюционно- биологических позиций. Современные взгляды на информацию позволяют заключить, что она является основой всех известных нам эволюционных процессов на различных уровнях структурной организации: биологическом, психическом, виртуальном . Для предмета нашего исследования будет важно рассмотреть роль информационного обмена у общественных насекомых: муравьев, пчел и термитов, которые установили коммуникативные связи задолго до появления человека. Сопоставляя роль нервной системы у многоклеточных организмов по синхронизации жизненных циклов отдельных органов и язык общественных насекомых, можно заключить, что они выполняют идентичные функции, а значит, и считать последних некой экзотической формой единого организма, состоящего из относительно обособленных подвижных частей . Очевидно: язык и коммуникация у других биологических видов, включая человека, служат той же цели на различных уровнях их ассоциации. Таким образом, развитие интернет представляет собой образование "нервной системы" в глобальном человеческом муравейнике. Интеллектуальная и культурная интеграция, ввиду демократической природы компьютерных технологий, становится доступной все большему числу людей; индивидуальные сознания последних, совместно с все более усложняющимися системами искусственного интеллекта имеют тенденцию образовывать единое биотехнологическое сверхсознание планеты. Уяснив логику современной фазы мегасинтеза, мы должны задаться вопросом о возможности подобной интеграции среди других биологических видов. Инструментом такого рассмотрения следует выбрать результаты анализа эволюционных причин возникновения и становления интеллекта человека.
Важно отметить, что условием духовно- нравственной интеграции человека с иными высшими формами жизни является принятие им современной биоэтической концепции, изложенной, например, в работе .

2. Tursiops Truncatus и Homo Sapiens

За последние десятилетия ни одно животное не привлекало к себе столько внимания ученых, да и общественности тоже, как дельфин. Долгое время считалось, что Телемах, сын легендарного Одиссея был "первым смертным" подружившимся с его спасшим дельфином. Сравнительно недавно обнаруженные в пещерах Южной Африки стилизованные рисунки с изображением человека плывущего рядом с дельфином оказались гораздо древнее . Эти находки интересно сопоставить с оригинальной и достаточно аргументированной гипотезой о решающем значении "водной фазы" в формировании Homo sapiens на островах вблизи Африки . Тогда вполне можно предположить, что дружба наших предков с дельфинами могла исчисляться тысячелетиями, а может и миллионами лет...
Семейство дельфинов насчитывает около 50-ти видов, среди них наибольшей славой пользуется Афалина или бутылконосый дельфин благодаря своей сообразительности, дружелюбному кроткому нраву, и не устрашающим человека размерам, в отличие, например, от семиметровой касатки. У человека и дельфина оказалось много общего: сходное строение мозга (см. рисунок), неожиданное появление в палеонтологической летописи, любовь к играм и подражательному поведению, альтруистическая любовь к потомству и т.д. Древнегреческие и древнеримские ученые описывали известные им случаи кооперативной ловли рыбы людьми и дельфинами, спасения последними утопающих (в их числе был и знаменитый певец Арион), защиты от акул; новейшая история полностью подтвердила достоверность таких сведений.
Последние десятилетия принесли еще один сюрприз - была обнаружена чудесная способность дельфинов благотворно воздействовать на нервную систему людей во время сеансов совместного плавания. Природа уникального целительного эффекта еще не раскрыта, несмотря на множество выдвинутых моделей от биополевой до биосонарной (диапазон частот сонара дельфина от нескольких Герц до двухсот МГц при мощности до 8 Ватт / см), что не мешает его многолетнему использованию в различных странах мира: США, Дании, Кубе, Японии, и др. Украина также одна из пионеров в данной области благодаря работам, проводимым в Научно-исследовательский центре “Государственный океанариум” Министерства обороны и НАН Украины (г. Севастополь, создан в 1966 году по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Горшкова). Уже несколько десятков лет дельфинов обучают инструктора Военно-морских сил США поиску затонувших военных объектов, морской охране баз и т.д. Проводились такие работы и в бывшем СССР. В целом представляется, что достижения в данном межвидовом сотрудничестве впечатляющие, но каковы же их перспективы в свете тех идей, которые взволновали в свое время мировую общественность? Кратко остановимся на самых ярких из этих идей, которые были высказаны заведующим отделом "Общих исследований коры головного мозга" Национального института психического здоровья (США) Джоном Лилли и Игорем Чарковским . В книге "Человек и дельфин" (1962 г.) , опираясь на собственные исследования и оценки уровня структурного развития мозга высших млекопитающих, доктор Лилли предсказывал, что " в ближайшие 10 - 20 лет человечество наладит связь с представителями других биологических видов". Наиболее подходящим партнером он считал Афалину по ряду причин. Идея же Игоря Чарковского чисто био-эволюционная: технократическая цивилизация неизбежно приведет к экологической катастрофе на суше, и люди вынуждены будут спасаться в океане. Вместе с дельфинами они создадут новую цивилизацию, конечным продуктом которой будет более совершенное существо "гомо-дельфинус" . Утверждается, что последователи Чарковского умеют спать на воде и находить пищу в море; что они установили с дельфинами особые, по-видимому, телепатические контакты. По крайней мере, в группе Чарковского есть дети, благополучно рожденные в воде под присмотром дельфинов. Что ж, такое развитие событий, при неконтролируемом перенаселении нашей планеты и игнорированием экологических проблем - вполне возможно. Однако будет ли тогда океан еще пригодным для выживания высших млекопитающих? Вместе с тем, до сих пор никому не удалось установить речевой контакт с дельфином, что значительно увеличивает и без того огромное число скептиков данной волнующей перспективы. И все же есть основания считать, что смелые предсказания Лилли отчасти сбылись уже через пять лет! Это продемонстрировала знаменитая шимпанзе Уошо, когда в 1967 году впервые попросила "дать вкусненького" на языке глухонемых Северной Америки - "Амслене", т.е. на человеческом языке . Заметим, впоследствии была организована целая колония шимпанзе, употребляющая этот язык (до ста слов) как для внутривидового общения, так и для общения с человеком. Мозг шимпанзе примерно в три раза меньше, чем мозг человека и менее его развит структурно; мозг афалины по весу больше человеческого и даже превосходит структурно по некоторым параметрам. Так отчего же элементарные разумные контакты установлены с шимпанзе, а не с дельфином? Далее мы постараемся дать ответ на этот вопрос.
Homo sapiens и высшие виды дельфинов, включая Tursiops truncatus (Афалина) являются самими цефализоваными формами жизни в наземной и водной средах, соответственно, что обусловливает коренную особенность их межвидового положения . Строго научного объяснения причин эволюционной необходимости у высших дельфинов такого сложного и большого мозга до сих пор нет, как нет и явных доказательств наличия у них высокоразвитой речи и высших форм рассудочной деятельности. Тем не менее, распространенное мнение о том, что такое выдающееся развитие мозга дельфинов вызвано главным образом его ориентационно -локационными способностями, опровергается тем фактом, что у летучей мыши "чрезвычайно слабо цефализированный мозг и по диффенцировке височных долей она находится на одном из последних мест среди млекопитающих" , несмотря на её известные эхолокационные способности. Нам представляется, что возникновение такого совершенного мозга у дельфинов могло быть обусловлено в их эволюции информационной функцией направленной на социализацию. Наличие информационного обмена между дельфинами подтверждается согласованностью их действий, как во время групповой охоты, так и в экстремальных ситуациях, а также экспериментами по обмену информацией (по акустическому каналу) между дельфинами в изолированных бассейнах, проведенными учеными американского и советского военно-морских ведомств . Тем не менее, однозначная корреляция между частотно-модулированными сигналами и поведением дельфинов до сих пор не установлена. Учеными НИЦ “Государственный океанариум” недавно был обнаружен тонкий гармонический состав коммуникационных сигналов и обосновано положение об информационной значимости кратных высших гармоник, которые ранее не исследовались. Результаты их работы позволяют заключить, что для осуществления коммуникации в приповерхностной нестационарной морской среде дельфины используют тестовые информационные сигналы. В таком случае, по тест- сигналу становится возможным определить закон искажения кратных гармоник в каждом конкретном трафике и, применив обратное преобразование к искаженному информационному сигналу (для чего необходим высокоразвитый мозг), восстановить его достаточно полно. Заметим, что в НИЦ "ГО" разработана также и конструкция модернизированного транспонирующего устройства, преобразующего гармонический спектр сигналов дельфинов в область частот, воспринимаемых человеком. В целом представляется, что современные телекоммуникационные технологии позволяют преодолеть техническую проблему существенного различия естественных коммуникационных систем человека и дельфина. Однако проблема не только в этом. Очень важно понять, что формирование интеллекта отдельного человеческого индивидуума в конкретной исторической фазе органически связано с соответствующим уровнем культуры, обусловленной состоянием научно-технологического прогресса всего человеческого сообщества. Для формирования интеллекта личности в человеческом обществе служит институт семьи и создана многоступенчатая система образования, которая фактически исполняет роль репликатора культурного мимофонда . Следует обратить особое внимание на то, что способность к формированию интеллекта человека кардинально зависит от его возраста. Известные нам многочисленные случаи длительного воспитания детей вне человеческого общества, например, в семье волков, показывают, что они, возвращаясь обратно к людям, практически не поддаются обучению. По-видимому, нейроны их мозга утрачивают способность устанавливать дополнительные связи. Фундаментальные эксперименты, проведенные Марком Розенцвейгом, показали , что " у крыс, выращенных в "обогащенных" лабораторных условиях (т.е. в просторных клетках, где они содержались совместно с другими крысами и имели много разнообразных предметов для игры), кора мозга была развита лучше, чем у крыс, выращенных в пустых и тесных клетках. Расширение социального и физического опыта приводит к большему развитию нервной системы, и благодаря этому крысы быстрее и лучше решают различные задачи, например, задачи с лабиринтом". Иными словами, интеллект высокоорганизованных животных в большой степени зависит от воспитания и научения, т.е. от их информационного окружения. Очевидно, что чем выше биологическая организация мозга, тем большее значение в его активном формировании приобретает среда. Это означает, что интеллект человека реплицируется неким "социальным оператором" благодаря возрастной пластичности его мозга поскольку "нервная система человека должна развиваться в условиях человеческой жизни, чтобы порождать человеческое сознание"" . Возрастная пластичность мозга млекопитающих является фундаментальным фактом, значение которого, представляется, еще не осознано в должной мере. Приведем такой пример: у человека, имеющего "серьезное повреждение левой стороны мозга... мозг оказывается достаточно пластичным, чтобы передать управление речью неповрежденному левому полушарию. У взрослого человека эта пластичность не сохраняется". (выделено нами). По существу, наша цель - подойти к пониманию того, что в отношении наиболее цефализованных видов дельфинов правильно ставить задачу не об оценке уровня их интеллекта, как это делалось до сих пор, а о поиске методов его активного возрастного формирования, в известном смысле моделирующих репликационные функции социальных институтов человеческого сообщества!
Основными ожидаемыми результатами в случае успешной реализации проекта такого исследования могли бы быть :
(1) подтверждение фундаментальной возможности интеллектуального развития высших видов дельфинов, отвечающая “выдающейся величине neocortex” их высокодифференцированного мозга к информационному восприятию достижений человеческого культуры и, основанная на ней -
(2) новая форма межвидовой кооперации в практической и духовной сферах, соответствующая эволюционной тенденции формирования планетарного сверхсознания.
Естественно, лишь дальнейшие исследования могут определить истинные физиологические возможности мозга дельфинов и их готовность к восприятию достижений человеческого интеллекта. Конечно, априорно мы ничего не можем сказать о механизме мышления дельфина, он то и у людей бывает преимущественно левополушарный (речевой) или правополушарный (образный). В этой связи уместно будет вспомнить Норберта Винера, который "отметил, что ему случается думать и со словами, и без слов" и Альберта Эйнштейна заметившего по этому поводу следующее: "Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышле¬ния. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы" .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственной основой предложенного здесь исследования возможностей усвоения интеллектом наиболее цефализованных видов дельфинов исторических достижений человеческой культуры является осознание человеком себя как творения, созданного эволюционным мыслительным процессом а, значит, и необходимости этического соответствия своей деятельности логике общего планетарного развития, из которой следует, что научно-технические, а также духовные достижения человечества принадлежат общему феномену жизни на Земле. Заметим, обоснованная нами концепция о гомологичности психологии творчества сознания и природы позволяет нам трактовать эволюцию как рефлексирующий мыслительный процесс . Научным обоснованием возможности такой формы интеллектуальной кооперации является как фундаментальное свойство "пластичности" нервной ткани млекопитающих, которая является анатомической основой исторического развития человеческой цивилизации, так и высокоразвитый мозг наиболее цефализованных видов дельфинов. Техническим обеспечением конструирования канала связи для практической реализации отмеченной межвидовой кооперации являются выдающиеся достижения современных телекоммуникационных технологий в кодировании, передаче и обработке информационных сигналов, а также в распознавании сложных образов.
К сожалению, пластичность нервной ткани человека и дельфина может быть использована в негуманных целях для обеспечения эгоистичных корпоративных интересов влиятельных структур человеческого сообщества. Поэтому хотелось бы привлечь внимание демократической общественности к этой проблеме, и в особенности, альтруистических организаций в плане контроля над соблюдением как этических норм в сфере образования и массовой коммуникации, так и биоэтических - в области научных исследований.
Тот очевидный факт, что человеческая практическая деятельность и все еще сохраняющаяся вероятность ядерной катастрофы создали реальную угрозу существования жизни в современных высокоразвитых её формах , лишает человека права считать себя выше других безобидных живых организмов. Скорее всего, основная причина генетически детерминированной агрессивности человека заключается в том, что главной движущей силой в его сотворении был мальтузианский естественный отбор "вследствие перенаселения" : многочисленные ближайшие родственники человека были убиты, а во многих случаях даже съедены . В то же время как, высшим достижением отбора обусловленного "все возрастающим приспособлением" к среде являются киты и дельфины. Тот, кто обладает элементарным эстетическим чувством красоты, не может не восхищаться их совершенством в отношении среды обитания; эта последняя составляет 2/3 поверхности нашей планеты, назвать которую поэтому следует Океан, где жизнь и зародилась. В самом деле, исключительным морфологическим признаком китообразных является "общая редукция лимбических структур", которая "возможно, и определяет ярко выраженный "кроткий" характер дельфинов" .
Не является ли агрессивный и самодовольный человек ошибкой эволюционного мыслительного процесса, узнают уже наши ближайшие поколения. В целом представляется, что этическим правилом выживания современного человека является чувственная интеграция со всеми формами жизни посредством принятия этики живого вещества и, вероятно, логически дополняющая её интеллектуальная интеграция с остальными наиболее цефализованными творениями земного разума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курьер Юнеско. Ноябрь 1990 г.
2. П.Т. Шарден. Феномен человека. М.:Наука.1987.
3. К. Саган. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого мозга.
М.: Москва. 1986.
4. П. Кууси. Этот человеческий мир. Москва, Прогресс, 1988.
5. Р. Докинз. Эгоистичный ген. Москва: Мир, 1993.
6. Т.Н. Павлова. Биоэтика в высшей школе.
Уч. Пос. М.: МГВМиБ им. К.И. Скрябина, 1997.
7. Д. Колдуэлл, М. Колдуэлл. Мир бутылконосого дельфина.
Л. Гидрометеоиздат. 1980.
8. В. Белькович, С. Клейнберг, А. Яблоков. Наш друг-дельфин.
М.: Молодая гвардия. 1967.
9. Ян Линдблад. Человек - ты, я и первозданный. М.: Прогресс. 1991.
10. Друзей не держат в заточении- интервью Джона Лилли.
Газета "Социалистическая индустрия" №229, 4 октября, 1988 г.
11. Дж. Лилли. Человек и дельфин. М.Мир.1965.
12. Ю. Линден. Обезьяны, человек и язык. М.:Мир.1981.
13. Ф.Г. Вуд. Морские млекопитающие и человек. Л.:Гидрометеоиздат.1979.
14. А. Яблоков, В. Белькович, В. Борисов. Киты и дельфины. М.:Наука.1972
15. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедетер. Мозг, разум и поведение. М.:Мир.1988.
16. Д. Вулдридж. Механизмы мозга. М.: Мир.1965.
17. А. Ющенко. Загадка супермозга и её возможная разгадка.
Официальные ведомости, №40-41, стр.15-16, 1999.
18. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Изд-во "Советское радио", Москва, 1970.
19. А. Ющенко. Информация и интеллект в современном мире.
Официальные ведомости, №46-47, стр.16, 1999.
20. Ф. Энгельс. Диалектика природы. М.: Политиздат. 1987.
21. Т. Николов. Долгий путь жизни. М.: Мир, 1986


Top