Эволюционное учение термины по теме. Словарь терминов

Словарь терминов

Адаптивная зона - совокупность экологических ниш, приурочена к определенному типу местообитаний (море, суша и т. д.), занятых видами, сходными в основных способах использования ресурсов внешней среды.

Адаптируемость - генетически обусловленная способность филетической линии к выживанию в условиях медленно изменяющейся среды.

Аддитивная модель наследования - модель, в соответствии с которой значение количественного признака определяется суммой вкладов отдельных генов.

Аллель - любое из альтернативных состояний одного пена (локуса).

Аллометрический рост - непропорциональный рост отдельных частей организма.

Амфидиплоид - организм с двумя диплоидными хромосомными наборами, происходящими от разных видов.

Анаболия - по А.Н. Северцову, добавление новой стадии на завершающем этапе онтогенетического развития органа.

Биомасса вида (популяции ) - общая масса всех особей вида (популяции).

Вид - совокупность популяций, генофонды которых объединены генным потоком. Внутривидовое разнообразие аллелей генных локусов относительно невелико, поэтому особи одного вида имеют сходные требования к среде, как правило, близки по фенотипу и дают плодовитое потомство.

Видообразование - преобразование одного вида (старого) в другой (новый), при котором вид-потомок переходит в соседнюю экологическую нишу. Процесс обычно сопряжен с заметным изменением фенотипа особей и возникновением репродуктивной изоляции между представителями нового и старого видов.

Гамета - мужская или женская половая клетка, несущая половинный по сравнению с соматическими клетками набор хромосом.

Ген - наследственный фактор, наделяющий организм одной молекулярной (элементарной) функцией.

Генетическая сложность (структуры) - число генов, участвующих в программе развития рабочей структуры.

Генетический груз - уменьшение приспособленности популяции за счет присутствия в ее генофонде аллелей, снижающих долю их носителей в следующем поколении.

Генный поток - перенос аллелей по территории ареала вида за счет перемещения особей или их гамет.

Геном - совокупность генов организма.

Генотип - конкретная комбинация генов (аллелей) генома.

Генофонд - совокупность всех имеющихся в популяции аллелей генов генома.

Гены домашнего хозяйства - гены, контролирующие биохимические процессы, протекающие в любом типе клеток.

Гены межклеточного взаимодействия - гены, контролирующие синтез продуктов, необходимых организму в целом (например, гормонов).

Гетерозигота - особь, несущая два разных аллеля одного гена (локуса).

Гомозигота - особь, несущая два идентичных аллеля в одном локусе.

Гомологичные органы - органы, для которых доказано общее эволюционное происхождение.

Движущий отбор - естественный отбор , благоприятствующий мутациям, изменяющим некоторый признак организма в определенном направлении.

Динамический прогресс - прогресс, связанный с повышением скорости потребления энергии среды каждой единицей биомассы популяции.

Дрейф генов - изменение алллельных частот в генофонде популяции за счет случайного характера формирования конечного числа зигот из гаметного фонда.

Зигота - оплодотворенная яйцеклетка - продукт слияния мужской и женской гамет, начальная стадия индивидуального развития многоклеточного организма.

Инбридинг - близкородственное скрещивание. Ведет к уменьшению аллельного разнообразия по всем локусам.

Клеточная дифференцировка - устойчивое состояние клетки, основанное на необратимой инактивации части генов генома.

Кладогенез - ветвление филетических линий.

Клон - совокупность организмов, возникшая в результате бесполого размножения одной особи-основательницы.

Количественные признаки - измеряемые признаки, имеющие непрерывный характер изменчивости.

Кроссинговер - обмен гомологичными участками хромосом.

Кроссоверная рекомбинация - перегруппировка родительских аллелей при мейозе вследствие кроссинговера.

Леталь - мутация, снижающая (обычно в гомозиготном состоянии) приспособленность ее носителя не менее, чем на порядок.

Лопастная линия (сутура) аммоноидей - линия срастания поперечной перегородки с внутренней стенкой раковины.

Макроэволюция - эволюционные процессы, действующие на протяжении многих миллионов лет и приводящие к формированию таксонов выше видового ранга (родов, семейств и т. д.).

Мейоз - механизм клеточного деления, обеспечивающий попадание в одну гамету только одного аллельного варианта каждого гена.

Микроэволюция - эволюционные процессы, происходящие внутри популяций, в основном сводящиеся к изменениям аллельных частот.

Мобилизующий отбор - отбор, действующий среди филетических линий, направленный на повышение мобильности какого-либо признака, следствие повторяющегося действия движущего отбора по данному признаку.

Мобильность - максимальная скорость эволюционного преобразования мощности рабочей структуры под действием направленного отбора определенного давления.

Модификационная изменчивость - ненаследственная форма изменчивости.

Морфофизиологический прогресс (ароморфоз ) - по А.Н. Северцову, повышение степени морфологической дифференциации организма при интенсификации его функций, что ведет к повышению общего уровня энергии жизнедеятельности.

Мощность метаболизма - скорость потребления энергии особью.

Мощность рабочей структуры - объем работы, выполняемый за единицу времени в режиме максимальной нагрузки. Если рабочая структура не выполняет активной работы, то мощностью считается способность уравновешивать максимальные нагрузки со стороны внешних или внутренних факторов.

Мультипликативная модель наследования - модель, предполагающая, что значение количественного признака является произведением вкладов отдельных генов.

Мутация - наследуемое изменение генетического материала.

Наследуемость - доля генетического компонента в полной фенотипической изменчивости (дисперсии) популяции.

Нейтральные аллели - аллели, «не различаемые» естественным отбором.

Ортогенез - антидарвинистская концепция, утверждающая, что эволюция организмов идет в определенном направлении под действием гипотетических внутренних факторов.

Ортоселекция - отбор, направленный на развитие какого-либо признака, который полезен в большинстве эволюционных ситуаций.

Основные функции - минимальный набор функций, обеспечивающий неопределенно долгое существование биологической системы. К ним относятся функции: доставки, удаления, гомеостаза, охраны, воспроизведения.

Очищающий отбор - естественный отбор , направленный на устранение из генофонда популяции вредных аллелей.

Панмиксия - ситуация, обеспечивающая возможность скрещивания между любыми двумя особями популяции.

Полигенные мутации - мутации, оказывающие на величину количественного признака слабый эффект, сопоставимый с влиянием внешней среды.

Популяция - совокупность особей одного вида, отделенная от других популяций того же вида барьерами, ослабляющими генный поток.

Правило Бергмана - у теплокровных животных тенденция к увеличению размеров тела в более холодных областях ареала вида.

Правило Копа - макроэволюционная тенденция к увеличению размеров тела.

Принцип максимальной адаптируемости - организация живых существ, обеспечивающая максимальную скорость фиксации благоприятных мутаций.

Принцип симморфоза - гласит, что мощность ни одной рабочей структуры не превосходит уровня, необходимого организму при максимальных нагрузках.

Рабочая структура - структура организма, способствующая протеканию любого процесса по преобразованию энергии и вещества окружающей среды в биомассу популяции.

Синтетическая теория эволюции - теория эволюции, основанная на достижениях таких областей биологии, как дарвинизм, классическая генетика , экология, популяционная генетика и палеонтология.

Сложность лопастной линии (аммоноидей) - степень изогнутости лопастной линии, определяемая как логарифм отношения длины этой линии к длине контура поперечного среза раковинной трубки моллюска.

Соматический - относящийся к телу особи, но не к ее гаметам.

Специальные гены структуры - гены, аккумулированные в ходе макроэволюции под действием отбора на повышение мощности рабочей структуры.

Сутура (см. Лопастная линия аммоноидей ).

Сцепление - расположение генов в одной хромосоме (одной группе сцепления). Сила сцепления между генами находится в обратной зависимости от вероятности кроссинговера между ними.

Тагмозис - морфологическая и функциональная дифференциация отделов тела у членистоногих.

Теория прерывистого равновесия - взгляд на видообразование как на относительно краткий (в геологическом масштабе) процесс, чередующийся с длительными периодами стазиса.

Стазис - фаза существования вида, характеризующаяся неизменностью морфологии особей.

Фенотип - совокупность всех признаков и свойств особи, формирующихся в процессе взаимодействия ее генотипа и внешней среды.

Филетическая группа - иерархически организованная группа филетических линий, происходящих от общего предка.

Филетическая линия - цепь видов, связанных отношением предок-потомок.

Филетическое видообразование - превращение одного вида в другой, не сопровождающееся ветвлением филетической линии.

Хромосома - клеточный органоид, основу которого составляет единая молекула ДНК - материального носителя наследственной информации.

Чистые линии - группы родственных особей, практически идентичных в генетическом отношении. Гомозиготны по большинству генов.

Экологическая ниша - комплекс параметров среды, необходимый для неопределенно долгого существования вида.

Экспрессия (гена) - отражение активности гена на фенотипе особи.

Эмбриональная индукция - переключение группы клеток эмбриона на новый путь развития под влиянием молекулярного сигнала от близко расположенных клеток другого типа.

Энергетический прогресс - прогресс, связанный с повышением суммарной мощности метаболизма индивида.

<<< Назад
Вперед >>>

Биологическая эволюция определяется как любое генетическое изменение в популяции, которое происходило в течение нескольких поколений. Эти изменения могут быть небольшими или большими, сильно заметными или не значительными.

Для того чтобы событие считалось примером эволюции, изменения должны происходить на генетическом уровне вида и передаваться от одного поколения к другому. Это означает, что , или, более конкретно, аллели в популяции изменяются и передаются. Эти изменения отмечаются в (выраженных физических чертах, которые могут быть замечены) популяции.

Изменение генетического уровня популяции определяется как мелкомасштабное изменение и называется микроэволюцией. Биологическая эволюция также включает идею о том, что все живые организмы связаны и могут происходить от одного общего предка. Это называется макроэволюцией.

Что не относится к биологической эволюции?

Биологическая эволюция не определяет простое изменение организмов во времени. Многие живые существа испытывают изменения со временем, такие как потеря или увеличение размеров. Эти изменения не рассматриваются в качестве примеров эволюции, поскольку они не являются генетическими, и не могут быть переданы следующему поколению.

Теория эволюции

Как генетическое разнообразие происходит в популяции?

Половое размножение может создавать благоприятные комбинации генов в популяции или удалять неблагоприятные.

Популяция с более благоприятными генетическими комбинациями выживет в своей среде и воспроизведет больше потомства, чем особи с менее благоприятными генетическими комбинациями.

Биологическая эволюция и креационизм

Теория эволюции вызвала споры со времени ее возникновения, которые длятся по сегодняшний день. Биологическая эволюция противоречит религии в отношении потребности в божественном творце. Эволюционисты утверждают, что эволюция не затрагивает вопрос о том, существует ли Бог, но пытается объяснить, как происходят естественные процессы.

При этом, однако, не избежать того факта, что эволюция противоречит некоторым аспектам определенных религиозных убеждений. Например, эволюционный учет существования жизни и библейский рассказ о творениях совершенно разные.

Эволюция предполагает, что вся жизнь связана и может быть прослежена до одного общего предка. Буквальное толкование библейского творения предполагает, что жизнь была создана всемогущим сверхъестественным существом (Богом).

Тем не менее, другие пытались объединить эти два понятия, утверждая, что эволюция не исключает возможности существования Бога, а просто объясняет процесс, посредством которого Бог создал жизнь. Однако этот взгляд все еще противоречит буквальной интерпретации творчества, представленной в Библии.

По большей части эволюционисты и креационисты согласны с тем, что микроэволюция действительно существует и она заметна в природе.

Тем не менее макроэволюция относится к процессу эволюции, который находится на уровне видов, и где один вид эволюционирует от другого вида. Это резко контрастирует с библейским мнением о том, что Бог лично участвовал в формировании и создании живых организмов.

Пока что дискуссия по эволюции/креационизму продолжается, и кажется, что различия между этими двумя взглядами вряд ли будут урегулированы в ближайшее время.

Раздел 4 Эволюционное учение

Задания для самостоятельного выполнения.

Краткое изложение темы

План изучения темы

Тема 3.10. Биотехнология

биотехнология, клеточная инженерия, генная инженерия, клонирование, метод клеточных культур, клон.

1. Биотехнология. Направления развития. Практическое значение.

2. Генная инженерия.

3. Клеточная инженерия.

4. Клонирование.

1. Биотехноло́гия - дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами. Впервые термин «биотехнология» применил венгерский инженер Карл Эреки в 1917 году.

Микроорганизмы, клетки растений, животных - основные объекты биотехнологии. Производство человеком с давних времен сыра, хлебопечение, виноделие, выделка кож на основе использования микроорганизмов.

Биотехнологии, основанные на достижениях микробиологии, наиболее экономически эффективны при комплексном их применении и создании безотходных производств, не нарушающих экологического равновесия.
Выращивание бактерий, низших грибов, дрожжей на специальных питательных средах в стерильных условиях, при определенной температуре, реакции среды с целью повышения интенсивности их размножения, ускорения производства витаминов, ферментов, белков, антибиотиков, лимонной, уксусной кислот.

2. Генная инженерия - направление биотехнологии, в основе которого лежит пересадка генов от одного организма к другому, получение организмов с новыми свойствами. Создание с помощью пересадки генов новых сортов растений с ценными для человека признаками, например устойчивого к колорадскому жуку картофеля, высокоурожайных сортов сои и других растений. Возможность пересадки генов человека в клетки микроорганизмов с целью синтеза ими ценных для человека ферментов, гормонов, например инсулина, необходимого больным сахарным диабетом.

Выделяют метод гаплоидов и метод получения полиплоидных растений в результате кратного увеличения хромосом.

3.Клеточная инженерия -отрасль биотехнологии, в который применяют методы выделения клеток из организма и переноса их на искусственные питательные среды, где эти клетки продолжают жить и размножаться. Кроме того, клеточная инженерия занимается соединением соматических клеток разных видов, родов, семейств и порядков (рядов) организмов, благодаря чему удается скрещивать организмы, гибридизация которых половым путем невозможна.
Благодаря выделению соматических клеток из организма и переносу их на питательные среды можно создать культуру клеток (тканей) для получения ценных веществ, что значительно уменьшит себестоимость препаратов (например, препараты лекарственного растения-женьшеня). Перспективным направлением клеточной инженерии является клонирование.


4. Клонирование - новое направление в биотехнологии, в основе которого лежит пересадка ядра из клетки тела в яйцеклетку другого организма, пересадка этой яйцеклетки в клетку другого животного с целью получения организма с новыми свойствами.
Клоном (от греч. Клон - ветвь, отпрыск) называют совокупность клеток или особей, возникших от общего предка неполовым путем. Клон состоит из генетически однородного материала. Пример клонирования - получение овечки Доли в Англии.

«не предусмотрено»

1.Подготовить сообщение и презентацию на тему:

-«Микробиология, напрвления исследований», используя различные (печатные, электронные) источники информации.

Составить синквейны понятий «биотехнология», «клонирование»

Форма контроля самостоятельной работы:

Устный опрос

Защита презентации и сообщений

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что такое биотехнология?

2. Чем генная инженерия отличается от клеточной инженерии?

3. Назовите методы генной инженерии.

4. В чем заключается значение клонирования?

5. Приведите примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

Основные понятия и термины по теме: эволюция,креационизм, трансформизм, искусственная система, «теория катастроф» ,дарвинизм.

План изучения темы:

1. История развития эволюционных идей.

2. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ж. Кювье в развитии эволюционных идей в биологии.

3. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Краткое изложение темы:

1.История развития естествознания в античный период тесно связана

с развитием философии.

Считалось, что от воли богов зависит и жизнь людей (креационизм).

Так, Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) считал, что мир не создан никем из богов. В нем нет ничего застывшего, все находится в постоянном движении.

Все течет, все изменяется, как вода в реке.

В трудах великого философа и естествоиспытателя древности Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) имеются высказывания о развитии

живой природы, основанные на знании общего плана строения

высших животных (в книгах Аристотеля упоминается около 500

разных видов).

Теофраст (372 - 287 гг. до н.э.). Он описал 400 видов растений, исследовал их органы. В его трактатах содержатся сведения о жизнедеятельности (физиологии) растений, их практическом значении.

Фундаментальные труды Аристотеля «О частях животных», «История

животных» и Теофраста «Исследования о растениях», обобщающие

биологические знания того времени, оказал решающее влияние на последующее развитие биологии.

2.Карл Линней (1707-1778), труд «Система природы», выдвинул иерархический принцип систематических категорий: объединил виды в роды, роды в отряды, отряды в классы. Предложил бинарную номенклатуру, создал первую искусственную систему природы. Линней отнес человека к миру животных и поместил его в один отряд с обезьянами. Научное наследие К.Линнея включает 180 опубликованных работ.

Жорж Кювье (1769-1832) был крупнейшим специалистом в области

палеонтологии и сравнительной анатомии.

Установил сходство между ископаемыми и современными животными.

Кювье разработал «теорию катастроф», которые в прошлом уничтожали всех животных,и после каждой катастрофы происходило сотворение новыхживых организмов.

Кювье использовал для подтверждения деятельности творца, он рассматривал в качестве доказательства естественного происхождения и изменения живых организмов (трансформизм).

Жан Батист Ламарк (1744- 1829) предложил первую эволюционную теорию, подкрепленную многочисленными примерами. В основу учения положено представление о постепенном естественном развитии организмов во времени от простого к сложному и роль внешней среды в этом процессе оказывают условия среды. Основной труд «Философия зоологии».

3. Чарльз Дарвин(1809-1882)

Главная научная заслуга Ч.Дарвина состоит в том, что он раскрыл основные механизмы и движущие силы эволюции органического мира Земли. Дарвин объяснил суть селекции: человек создает новые породы домашних животных и сорта растений на основе наследственной изменчивости и искусственного отбора. Центральным звеном в теории Дарвина по праву следует считать разработанное им учение о естественном отборе, который, в свою очередь,

становится следствием борьбы за существование. Борьба за существование происходит из-за почти неограниченной способности организмов к размножению (под контролем естественного отбора). Ч.Дарвин считал, что

механизмы эволюции едины. Дарвин вскрыл причины приспособлений организмов и показал относительный характер приспособленности, объяснил саму суть процесса видообразования (принцип дивергенции).

Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»

Конспект урока по биологии в 11 классе по теме «Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина».

Нужно: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».

Цель: изучение сущности естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции.

Познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей;

Рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории, познакомить учащихся с взглядами К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ж. Кювье, К.Бэра, Ч. Лайеля;

Раскрыть основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина.

Тип урока: комбинированный. Оборудование: портреты ученых, карточки для закрепления изученного материала.

I Организационный момент:

II Актуализация знаний учащихся:

1.Как вы понимаете, что такое эволюция?(ответы детей)

III Изучение нового материала:

Слайд № 1

С высказыванием древнегреческого философа Гераклита. «Все есть и не есть, потому что хотя и настанет момент, когда оно есть, но оно тут же перестает быть… Однако и то же и молодо и старо, и мертво и живо, то изменяется в это, это, изменяясь, снова становится тем».

Учитель: Прочитайте высказывание древнегреческого философа Гераклита. Как вы понимаете эти слова?

На уроке мы будем говорить о развитии эволюционного учения Чарльза Дарвина.

Слайд № 2

На слайде вы видите задачи нашего урока.

Познакомить с историей формирования и развития эволюционных идей;

Рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории;

Познакомить учащихся с работами Ж-Б Ламарка и других ученых.

Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Основной труд Чарльза Дарвина « Происхождение видов» в корне изменивший представление о живой природе, появился в 1859 году. Этому событию предшествовала более чем двадцатилетняя работа по изучению и осмыслению богатого фактического материала, собранного как самим Дарвином, так и другими учеными. Сегодня мы поговорим с основными предпосылками эволюционных представлений, первой эволюционной теорией Жана Батиста Ламарка, узнаете о теории Чарльза Дарвина об искусственном и естественном отборе.

Основные понятия урока.

Запишите основные понятия, которые вы должны усвоить на уроке.

Эволюция

Наследственная изменчивость

Естественный отбор

Искусственный отбор

Борьба за существование

Слайд № 4

Портрет Ч.Дарвина и цитата « Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем больше невероятными становятся для нас чудеса».

Слайд № 5

Чарльз Дарвин.

Английский ученый натуралист и путешественник. Одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость. Идеи и открытия Дравина формируют фундамент современной теории эволюции и составляют основу биологии.

Учитель: Проследим основные пути формирование мировоззрения Дарвина и его систему доказательств.

Учитель: Термин « эволюция» (от латинского evolution- развертывание) ввел в XVIII веке швейцарский натуралист Шарль Боннэ.

Под эволюцией в биологии понимают необратимое историческое развитие природы. В биологии эволюция рассматривается как сила. ведущая к образованию новых форм организмов, как процесс, благодаря которому доклеточные формы жизни, возникшие более 3 млрд лет назад, дали начало исключительно сложным многоклеточным организмам нашего времени.

Слайд № 8

(портрет К. Линнея) Система органической природы К. Линнея (1707-1778)- шведского естествоиспытателя.

Учитель: Потребность в упорядочении быстро накапливающихся знаний привела к необходимости систематизировать их. Большой вклад в создание системы природы внес выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Ученый описал более 8000 видов растений и свыше 4000 видов животных, установил единообразную терминологию и порядок описания видов.

За единицу классификации он принял вид- совокупность особей, сходных по строению.

Выделил три царства: Растения, Животные и Минералы.

Установил единообразную терминологию.

Закрепил использование в науке бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Каждый вид обозначается двумя словами. Например: Кошка домашняя (ливийская).

Установил принцип соподчиненности: соседние категории связаны не только сходством, но и родством, но чем дальше друг от друга находятся категории, тем меньше степень их родства.

Ошибочность его теории:

Видов столько, сколько создал Творец.

Ученый во многих случаях правильно объединил виды организмов по сходству их строения. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он сознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.

Учитель: Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде французского естествоиспытателя Жаном Батистом Ламарком.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

(1744-1829) Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде « Философия зоологии» в 1809г. французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком

Жан Батист Ламарк.

Эволюционная идея тщательно разработана, подкреплена многочисленными фактами, превращается в теорию.

Приводит доказательства изменяемости видов.

Ошибочные механизмы изменчивости:

1)стремление организмов к совершенствованию;

2) прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.

Учитель: В биологии был сделан ряд крупных открытий, которые оказались несовместимыми с представлениями о неизменяемости природы, об отсутствии родства между ними.

Портрет Жоржа Кювье - французского ученого (1769-1832)

Жорж Кювье.

Исследовал органы позвоночных;

Установил:

Все органы представляют собой части одной целостной системы;

Ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей;

Установил, что вымирание древних животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера.

Слайд 13 - Карл Бэр - российский ученый (1792-1876)

Впервые описал процесс возникновения тканей и органов в ходе развития эмбриона.

Сформулировал закон зародышевого сходства:

«Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствуют об общности их происхождения»

Чарльз Лайель - английский ученый (1797-1876)

Удалось расшифровать и датировать геологическую историю Земли.

Показал, что горообразование, вулканизм, оледенения, потоки, дождь, ветер, приливы, объясняют изменения земной поверхности, а значит и изменения в составе органического мира.

Учитель: Великий английский ученый Чарльз Дарвин разработал научную теорию об эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики.

Предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина.

1)Социально-экономические.

2)Научные.

Социально- экономические предпосылки.

Развитие промышленности в Англии, интенсивный рост городов. Развитие колоний, бурное развитие селекций, выведение новых сортов растений и животных, проведение многочисленных научных экспедиций.

Научные предпосылки.

Успехи систематики растений и животных, развитие биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии, появление клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.

Учитель: Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение о развитии органического мира.

Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина.

Любой вид растений и животных в природе стремится к размножению в геометрической прогрессии. В природе происходит непрерывная борьба за существование. В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который, позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. Движущей силой изменения видов является естественный отбор.

Учитель: В эволюционной теории Дарвина предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость, а движущими силами эволюции - борьба за существование и естественный отбор.

Это изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.

Комбинативная - в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения.

Мутационная - возникает в результате внезапного изменения состояния генов. Характер случайный, ненаправленный.

Наследственная изменчивость (неопределенная)

Наследственная изменчивость и производимый человеком отбор представляют собой движущие силы эволюции.

Однако свойства, полезные с точки зрения человека, могут оказаться бесполезными и даже вредными в борьбе за жизнь, происходящей в дикой природе.

Учение Дарвина об искусственном отборе.

Искусственный отбор - это процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений.

Формы искусственного отбора.

1.Сознательный (методический).

2.Бессознательный.

Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для человека, но необязательно выгодны для животных.

Сознательный.

(Методический) искусственный отбор.

При методическом отборе селекционер ведет отбор по одному- двум признакам.

Условия успеха методического искусственного отбора- большое исходное число особей.

Бессознательный искусственный отбор.

Человеком не ставилось цели вывести определенную породу или сорт.

Например: убивали или съедали в первую очередь худших животных, а сохранялись при этом наиболее ценные.

Учение Дарвина о естественном отборе.

В результате борьбы за существование происходит естественный отбор - «Сохранение благоприятных индивидуальных различий и уничтожение вредных».

Накапливаются признаки, полезные только для организма в целом, в результате чего образуются виды и разновидности.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель:Работа по карточкам

Задание № 1

Какие утверждения верны:

1. Ламарк создал лучшую искусственную систему(-)

2. Линней считал, что виды существуют и не изменяются(+)

3. Ламарк создал первую эволюционную теорию.

4. Ламарк считал, что организмы изменяются от простого к сложному(+)

5.Ламарк отрицал изменчивость видов(-)

6.Линней разделил всех животных на 5 классов(-)

7.Ламарк считал, что все признаки, приобретенные в течение жизни, наследуются потомками(+)

8. Линней закрепил использование бинарной номенклатуры (двойных названий) для вида(+)

Домашнее задание:

Ответить устно на вопросы.

1.Как Ж.-Б. Ламарк объяснял многообразие видов в природе?

2.Какие предпосылки послужили толчком к созданию эволюционной теории?

3.В чем состоят основные положения учения Дарвина?


Top