Иранские военные. Сухопутные войска республики иран

Армия Ирана является самой значительно1 в регионе, в целом это выражение является верным, правда ВС Ирана обладает массой недостатков: от устаревших ВВС и ПВО до низкой подготовки самой армии. Правда точно такие же недостатки имеют и их соседи.

На сегодняшний день, Тегеран стремится придать своим ВС современный вид,модернизируя танковую промышленность. Но их стремления ограничиваются негативной реакцией США и Израиля.

Стражи

У КСИР (Корпус Стражей Исламской революции) есть свои военно-морские силы, авиация и сухопутные войска. Корпус является опрой для страны и для многих отдельных группировок. Удивительно. что существует корпус на вполне добровольной основе. Стражи обеспечивают внутреннюю безопасность и осуществляют деятельность за рубежом. В КСИР есть отряд специального назначения «аль-Кудс» («Иерусалим»). Именно стражи отвечают за поддержку движения ХАМАС в Палестине, «Хезболла» в Ливане и боевиков в Йемене.

Численность:
130 тыс. человек, из них 100 тыс. - личный состав сухопутных войск. На вооружении корпуса стоит бронетанковая техника, артиллерийские системы, боевые самолеты, химическое оружие. В состав ВМС КСИР входит и морская пехота.

ВМС

Как и все остальные виды вооруженных сил Ирана, ВМС представлены как частями министерства обороны, так и частями Корпуса стражей исламской революции.
Численность личного состава ВМС МО более 25,000 человек.

Подводные лодки

3 пр. 877ЭКМ (Kilo по обозначениям НАТО)
Российской постройки, ПО Адмиралтейские верфи, Санкт-Петербург.
В настоящее время 2 из 3 лодок нуждаются в ремонте.

3 Al-Sabehat 15
Мини-ПЛ иранской постройки, предназначены для действий морского спецназа. Последняя поступила на вооружение в 2000г.

Надводные корабли

3 легких патрульных фрегатa типа Alvand
Бывшие английские фрегаты Vosper Mk5.

2 легких патрульных корветa Bayandor
Американской постройки типа PF103.

Ракетные и сторожевые катера

10 ракетных катеров Kaman
Французской постройки 1977-81гг, типа Combattante II.

10 ракетных катеров Thondor
Китайской постройки 1994-96, типа Hudong. Входят в состав ВМС КСИР.

3 малых сторожевых катера Parvin
Американской постройки типа PGM 71, переданы в 1967-70гг.

Имеется также порядка 170 патрульных катеров различных типов и более 200 патрульных катеров.

Десантные корабли

4 танкодесантных корабля Hengam
Английской постройки.

2 десантных корабля Iran Ajr
Японской постройки.

3 десантных корабля Iran Hormuz-24

3 малых десантных корабля Iran Hormuz-21

2 малых десантных корабля Chavoush

2-3 малых десантных корабля Fouque (MIG-S-3700)

Кроме того, имеется 6 десантных катеров на воздушной подушке Wellington (BH-7), увы, но все небоеспособны.

Минно-тральные корабли

1 морской тральщик Riazi
Американской постройки, типа Cape (второй тральщик этого типа по-видимому уже снят с вооружения).

По некоторым источникам имеется также 2 тральщика MSC 292/268 водоизмещением 384т.

С миру по нитке, как говорится.

Основная армия

Вооруженные силы Ирана насчитывают до 350 тыс. человек. Срок службы составляет от 17 до 20 месяцев. Отслужившие граждане до 55 лет числятся резервистами. Последние несколько лет бюджет вооруженных сил исламской республики в среднем составляет около $7 млрд.

На вооружении сухопутных войск: танки М-47, М-48, различные модификации британского танка Chieftain. Много трофейной западной и советской техники иранцам досталось после ирано-иракской войны. В 1990−е по лицензии в Иране собрали несколько сотен Т-72С и БМП-2, но этот контракт завершился в 2000 году. Сейчас на вооружении сухопутных войск исламской республики состоит до 1,5 тыс. танков, 1,5 тыс. БМП и БТР, около 3 тыс. артиллерийских систем и более сотни вертолетов армейской авиации.

ПВО

Недостаток иранской армии - это устаревшая противовоздушная оборона. А именно на ПВО возложена задача защиты стратегических объектов, в том числе ядерных. Воздушное пространство Ирана охраняют американские зенитно-ракетные комплексы HAWK, советские С-75 и С-200ВЭ, мобильные системы «Квадрат». Из новинок - 29 российских «Тор-М1». Имеются и переносные комплексы: «Игла-1», «Стрела-3», Stinger, QW-1.

ВВС

По сравнению с силами вероятных противников слабыми выглядят и иранские военно-воздушные силы. При шахе ВВС были элитой армии. Их оснащению уделялось большое внимание, тогда иранские ВВС считались лучшими среди стран третьего мира. Но после исламской революции обновление авиационного парка стало затруднительным. В 1989−1991 годах Иран приобрел у СССР 20 истребителей МиГ-29, 4 МиГ-29УБ и 12 бомбардировщиков Су-24МК. Но основная масса военного авиапарка - это устаревшие самолеты американского производства. В исправном состоянии находятся около 130 истребителей F-14A, F-4 и F-5 различных модификаций (произведены в основном в 1970−е). Недавно Ирану удалось сформировать эскадрилью, состоящую из иранских истребителей Saegheh. Но, по словам Александра Храмчихина, «этот «новейший» самолет является модификацией давно устаревшего F-5 Tiger».

Концепция национальной безопасности предполагает создание массовой армии с мобилизационными возможностями в военное время до 20 млн человек.

Данные приведены за 2013 год.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по теме

«Вооруж е нные силы Иран а »

1. Общая характеристика вооруженных сил Ирана

Вооруженные силы (ВС) Исламской Республики Иран (ИРИ) являются крупнейшими по численности на Ближнем и Среднем Востоке. Они обладают опытом ведения боевых действий, полученным в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 гг. В основе их строительства лежат военно-политические цели клерикального руководства Ирана, а также экономические возможности, национальные и религиозные особенности страны. Согласно Конституции ИРИ «Основой и принципом деятельности оборонительных вооруженных сил страны являются вера и исламское учение. Армия ИРИ и Корпус Стражей Исламской Революции (КСИР) создаются в соответствии с упомянутыми целями. Поэтому не только охрана границ, но и исламская миссия, то есть джихад во имя Бога, а также борьба во имя торжества Закона Божьего в мире лежит на их плечах».

2. Структура, чис ленность и боевой состав ВС ИРИ

Особенностью организационной структуры вооруженных сил Ирана является наличие в их составе двух независимых компонентов - регулярных вооруженных формирований - Армии и КСИР, в каждом из которых имеются собственные сухопутные войска (СВ), военно-воздушные и военно-морские силы (ВВС и ВМС) с соответствующей системой органов управления как в мирное, так и военное время. Кроме того, в условиях чрезвычайной обстановки в полное распоряжение военного руководства поступают силы охраны правопорядка (СОП), которые в мирное время подчиняются министерству внутренних дел.

В рамках КСИР действуют также силы сопротивления «басидж» (ССБ), являющиеся, по сути, народным ополчением и одновременно подготовленным резервом, который подразделяется на резерв 1-ой очереди и общий резерв ВС. В состав КСИР входит также структура, выполняющая стратегические разведывательно-диверсионные функции - силы специального назначения (ССН) «Коде».

Численность совокупных регулярных вооруженных сил Ирана на 1 января 2000 года составляла около 900000 человек, из которых до 670000 насчитывалось в сухопутных войсках (Армии и КСИР), почти 100000 - в ВВС, более 45000 - в ВМС, а также около 135000 - в ССБ и 15000 - в ССН «Коде».

Боевой состав вооруженных сил Ирана (по состоянию на 1 января 2000 года) насчитывал: 44 дивизии (32 пехотные, 3 механизированные, 7 бронетанковых, 1 воздушно-десантная и 1 воздушно-штурмовая); 24 отдельные бригады (17 пехотных, 2 бронетанковые и 5 воздушно-десантных); 7 ракетных бригад; 10 артиллерийских групп; 18 групп ПВО и ЗА; 8 инженерных бригад различного назначения; 2 бригады химических войск; 4 бригады армейской авиации; 25 эскадрилий боевой авиации; 14 эскадрилий вспомогательной авиации; 6 бригад кораблей и катеров и 2 бригады морской пехоты (МП).

На вооружении соединений и частей ВС ИРИ имеются: 32 ПУ ОТР; 84 ПУ ТР; 30 ПУ ПКР; 2,400 танков (1,500 по JCSS, 1,565 по IISS); 1,800 орудий полевой артиллерии (2,600 по JCSS, 2,395 по IISS); 700 РСЗО (250 по JCSS, более 889 по IISS); 4,000 минометов (5000 калибром 60 мм и выше по IISS); 600 ПТРК; 900 безоткатных орудий; 270 самолетов боевой авиации; 375 боевых вертолетов; 164 ПУ ЗУР; 1,500 орудий ЗА; 1,700 ПЗРК; 26 надводных боевых кораблей; 3 подводные лодки; 170 боевых катеров.

3. Органы высшего военного руководства

В соответствии со статьей 110 Конституции ИРИ верховным главнокомандующим (ВГК) всеми вооруженными силами страны является духовный лидер нации, глава шиитской общины (факих), он же политический руководитель страны (рахбар), который обладает практически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах.

Духовный лидер правомочен объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию. Он осуществляет назначение, смещение и принятие отставки начальника генерального штаба (ГШ) ВС, главнокомандующих КСИР, Армии, командующих видами этих компонентов ВС, командующего СОП.

Духовному лидеру подчиняется высший совет национальной безопасности (ВСНБ), являющийся важнейшим консультативным органом по вопросам безопасности государства, обороны, стратегического планирования и координации деятельности правительства в различных областях. В рамках ВСНБ функционируют два совета: совет безопасности (председатель - министр внутренних дел) и совет обороны (председатель - начальник ГШ, члены совета: министр обороны и поддержки ВС, главнокомандующий Армией, начальник объединенного штаба Армии, главнокомандующий КСИР, начальник объединенного штаба КСИР).

Совет обороны является консультативным органом по военным вопросам. Он имеет право: предлагать верховному главнокомандующему принимать решение об объявлении начала войны и заключении мира, всеобщей мобилизации, кандидатуры высших военных должностных лиц; определять формы и способы взаимодействия между вооруженными силами и гражданскими властями, между Армией, КСИР и СОП; координировать сотрудничество по вопросам проведения военных НИОКР, военного производства, закупок вооружений и военной техники.

Верховный главнокомандующий вооруженными силами Ирана руководит ими через генеральный штаб ВС ИРИ. ГШ осуществляет административное и оперативное управление ВС в мирное и военное время через объединенные штабы Армии и КСИР, штабы видов ВС, штаб СОП и соответствующие территориальные органы, которые в каждой из структур имеют свои наименование, предназначение, состав, функции и задачи.

Генштаб является высшим, центральным органом управления всех компонентов и видов ВС страны. Основные задачи ГШ - разработка стратегических вопросов обороны, планирование стратегических операций начального этапа возможной войны, а также оперативной и боевой подготовки в масштабах всех ВС (в том числе учений и маневров), контроль за уровнем их боеготовности, организация и совершенствование системы управления войсками, взаимодействия между Армией, КСИР, СОП и видами ВС, подготовка оперативных приказов (распоряжений) вооруженным силам, контроль за их выполнением и другие.

Министерство обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС) не имеет непосредственного отношения к боевой деятельности войск. Оно отвечает за следующие вопросы: военное строительство, разработка военного бюджета, контроль за текущим финансированием, военные НИОКР, функционирование Организации оборонной промышленности, плановые закупки В и ВТ (в том числе и за рубежом) для всех видов ВС страны, защита интересов военнослужащих, их правовое, медицинское, страховое и пенсионное обеспечение, издание топографических карт и т.д.

4. Армия ВС Ирана

Численность около 400,000 человек, организационно состоит из главного командования, объединенного штаба, сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.

Высшим должностным лицом в Армии ИРИ является главнокомандующий, на которого возлагаются задачи по общему руководству деятельностью Армии, видов вооруженных сил, а также организаций, управлений и служб, функционирующих в структуре Армии. Кроме того, он должен осуществлять контроль за строгим выполнением всех указов верховного главнокомандующего, распоряжений ГШ и норм действующего законодательства.

Главнокомандующий Армией подчиняется верховному главнокомандующему ВС ИРИ и является непосредственным начальником для командующих видами ВС Армии. Объединенный штаб Армии ВС ИРИ действует в качестве штаба главнокомандующего Армией.

Объединенному штабу подчинены штабы видов ВС Армии.

5. Сухопутные войска Армии

Являются основным, ударным видом вооруженных сил (более 300,000 человек; по IISS 325,000 (включая 220,000 срочной службы) плюс 350,000 резервистов; по JCSS около 350,000 плюс примерно 700,000 резервистов). Их место и роль в ВС определяются объемом и характером возложенных на них задач, а также боевым составом регулярных войск и резерва.

По взглядам военного руководства Ирана, сухопутные войска должны быть готовы самостоятельно или во взаимодействии с другими компонентами и видами вооруженных сил решать следующие задачи:

Вести наступательные и оборонительные действия, а также проводить партизанские и диверсионные операции в тылу противника в любое время года днем и ночью в различных погодных условиях;

Обеспечивать во взаимодействии с ВВС и ВМС противодесантную оборону побережья Каспийского моря, зоны Персидского и Оманского заливов;

Оказывать необходимую помощь КСИР и СОП в подавлении антиправительственных выступлений;

Участвовать в мероприятиях по ликвидации последствий стихийных бедствий.

В боевом составе СВ Армии в 2000 году имеются 4 штаба корпусов, 12 дивизий (4 бронетанковые, 6 пехотных, 2 коммандос), 7 отдельных бригад (по JCSS 8: 1 бронетанковая, 1 пехотная, 1 воздушно-десантная, 5 спецназначения) и 4 бригады армейской авиации, 14 групп (5 артиллерийских, 1 зенитная артиллерийская, 5 связи, 2 инженерные, 1 понтонно-мостовая) и 1 отдельный бронекавалерийский батальон.

На вооружении находятся пусковые установки тактических ракет «Огаб», танки (М47, М60, «Чифтен», Т-55, Т-72, «Скорпион»), БТР и БМП, орудия полевой артиллерии, РСЗО и минометы, противотанковые (в т.ч. боевые вертолеты с ПТУР) и зенитные (в т.ч. ПЗРК) средства, самолеты и вертолёты армейской авиации.

6. Корпус « с тражей исламской революции » (КСИР)

В соответствии с законодательством Ирана КСИР организационно состоит из главного командования, объединенного штаба, сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил. Кроме того, как было отмечено выше, в КСИР входят ССН «Коде» и силы сопротивления «Басидж» (народное ополчение).

Главной задачей КСИР является отражение совместно с Армией иностранной агрессии. В мирное время корпус призван обеспечивать стабильность правящего в Иране исламского режима путем борьбы с оппозицией внутри страны и за ее пределами, пресечения совместно с СОП антиправительственных выступлений, а также контроль за деятельностью политических и общественных организаций. Одна из его основных внешних функций - реализация концепции «экспорта исламской революции». Кроме того, КСИР принимает активное участие в осуществлении крупномасштабных государственных проектов по восстановлению и развитию экономики.

Высшим должностным лицом в КСИР является главнокомандующий, который подчиняется непосредственно верховному главнокомандующему ВС ИРИ. В своей деятельности он опирается на высший совет командования, аппарат заместителей, объединенный штаб КСИР, штабы видов вооруженных сил, оперативных и территориальных командований. В состав высшего совета командования КСИР входят: главнокомандующий и его заместители, начальник объединенного штаба, командующие СВ, ВВС, ВМС, сил сопротивления «басидж» и ССН «Коде», а также представители руководителя страны в КСИР и видах вооруженных сил корпуса.

Объединенный штаб КСИР фактически находится в двойном подчинении: по стратегическим, военно-политическим и специальным вопросам - главкома и высшего совета, а по военным и оперативным - генштаба ВС ИРИ. Ему, в свою очередь, подчинены штабы видов ВС корпуса. Вопросы материально-технического обеспечения войск решает главное командование тыла во взаимодействии с министерством обороны и поддержки ВС ИРИ.

7. Сухопутные войска КСИР

Являются основным и самым многочисленным видом в составе КСИР. Их численность превышает 370,000 человек (100,000 по IISS и JCSS). Место и роль СВ корпуса в вооруженных силах определяются прежде всего высоким морально-политическим духом, преданностью идеям исламской революции и в целом исламу, а также хорошо подготовленным многочисленным резервом.

В боевой состав сухопутных войск КСИР входят: 32 дивизии; десять отдельных групп (пять артиллерийских, ракетная, ПВО, связи, инженерно-саперная и противохимической защиты); отдельные бригады, в том числе идеологической обработки.

По IISS СВ КСИР имеют 16-20 дивизий (включая 2 бронетанковые, 5 механизированных, 10 пехотных и 1 спецназначения), 15-20 отдельных бригад (бронетанковые, пехотные, специального назначения), 6 артиллерийских групп (включая ракетные), части инженерных войск, ПВО и пограничной охраны.

По JCSS СВ КСИР имеют 20 дивизий (4 бронетанковые и 16 механизированных и пехотных) и 10-11 отдельных бригад / групп (3 спецназначения, 6 артиллерийских, 1-2 ракетные), причём указывается, что по некоторым данным СВ КСИР преобразованы в последнее время в 26 дивизий, без отдельных бригад. Дивизии КСИР меньше армейских, в некоторых случаях их мощь эквивалентна одной армейской бригаде.

На вооружении СВ КСИР имеются 470 танков (в основном Т-55 и Т-59, а также Т-62 и Т-72), 620 БТР и БРМ, орудия полевой артиллерии, РСЗО, минометы, различные противотанковые и зенитных средства (включая 140 зенитных орудий).

вооруженный армия техника сухопутный

8. Особенности системы управления вооруженными силами ИРИ

В программах строительства вооруженных сил ИРИ в последние годы значительно больше внимания стало уделяться системе управления войсками. Стимулом ее развития и совершенствования послужил опыт восьмилетней ирано-иракской войны, выявивший просчёты и недостатки данной системы.

Основное предназначение системы управления ВС Ирана в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях заключается в обеспечении устойчивого, оперативного и скрытного управления войсками в условиях мирного времени, в ходе их оперативного развертывания и создания группировок, а также при ведении боевых действий. Таким образом, система управления должна позволить в наиболее полном объеме реализовать боевую мощь ВС в ходе военных действий.

В Иране функционирует относительно развитая система управления национальными вооруженными силами. Она включает:

Органы управления, обеспечивающие деятельность высшего военно-политического руководства страны;

Органы управления высшего и оперативного звена руководства;

Системы управления Армии, корпуса стражей исламской революции, сил охраны правопорядка, а также видов ВС, входящих в состав данных компонентов вооружённых сил Ирана.

По масштабу и характеру выполняемых задач органы и пункты управления ВС ИРИ подразделяются на высшие, оперативные и тактические.

К высшему звену управления относятся руководитель Исламской Республики Иран как верховный главнокомандующий вооруженными силами со своим аппаратом, основу которого составляет канцелярия, президент страны (заместитель главкома и его преемник в случае чрезвычайных обстоятельств и одновременно председатель высшего совета национальной безопасности, а также такие органы, как ВСНБ, совет обороны, генеральный штаб, объединенный штаб Армии, объединенный штаб КСИР, главный штаб СОП, министерство обороны и поддержки вооруженных сил. Они имеют свои основные командные пункты (КП), в том числе центральный командный пункт для управления ВС.

Духовный лидер ИРИ осуществляет общее, главным образом политическое и религиозно-идеологическое, руководство. Во всех органах военного управления он имеет своих личных представителей, которые с помощью своих аппаратов контролируют деятельность соответствующих командующих и штабов, и без их санкций ни одно решение не может быть проведено в жизнь. Однако в последние годы наблюдается тенденция к определенному ограничению влияния исламских комиссаров, в первую очередь на решения, связанные с чисто профессиональными вопросами деятельности вооруженных сил. Одновременно все более активную роль в управлении войсками играет совет обороны. При этом все постановления этого органа приобретают силу лишь после утверждения их верховным главнокомандующим.

Непосредственное оперативное управление вооруженными силами Ирана осуществляет духовный лидер ИРИ через ГШ ВС ИРИ, в подчинении которого находятся объединенные штабы Армии, КСИР, штаб ВМС ИРИ и главный штаб СОП (в военное время).

Наличие в составе ВС двух параллельных и независимых структур: Армии и КСИР, каждая их которых имеет собственные сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы с соответствующей системой органов управления, как в мирное, так и военное время создает определенные трудности в практическом осуществлении управления войсками.

Силы охраны правопорядка в мирное время выполняют свои функции, подчиняясь МВД (министр внутренних дел является заместителем ВГК по СОП), а в военное - переходят в полное распоряжение генштаба.

Оперативное звено управления войсками и силами в мирное время включает штабы, командования видов ВС Армии и КСИР, а также объединенные оперативные командования (ОК). При этом ОК сухопутных войск Армии и КСИР формируются на операционных направлениях (Северо-Западное, Западное, Южное, Юго-Восточное и Восточное) и начинают функционировать с момента оперативного развертывания ВС ИРИ. В мирное время имеются штабы и назначены командующие ОК.

Тактическое звено управления включает штабы и командные пункты дивизий и бригад сухопутных войск, авиабазы ВВС, оперативные соединения ВМС Армии и КСИР, а также объединенные оперативно-тактические штабы.

Кроме того, система управления в вооруженных силах имеет два так называемых контура - административный и оперативный. Первый используется, как правило, в мирное время, второй - на учениях и с началом оперативного развертывания ВС.

С приведением войск в полную боевую готовность и с началом оперативного развертывания осуществляется переход управления войсками на оперативную организацию, перевод органов и пунктов высшего и оперативного звена управления на пункты управления военного времени, развертывание подвижных командных пунктов.

С началом развертывания ВС ИРИ оперативное управление сухопутными войсками Армии и КСИР переходит к объединенным оперативным командованиям. Причем в соответствии со сложившейся военно-политической обстановкой ОК сухопутных войск Армии и КСИР формируются на операционных направлениях (Северо-Западное, Западное, Южное, Юго-Восточное и Восточное) и начинают функционировать с началом боевых действий.

В ВВС командование переходит к штабам трех ОК оперативных зон ВВС: «Северо-Запад» (Тегеран), «Центр» (Исфаган) и «Юг» (Шираз), которым переподчиняются авиабазы.

ПВО ИРИ находится на постоянном боевом дежурстве, поэтому административный и оперативный контуры ее системы управления совпадают.

В ВМС в военное время и при проведении крупных учений осуществляется переход на оперативную организацию. В этом случае в их составе создаются единые (Армия и КСИР) силы, формируемые на базе объединенных ВМС в соответствующих военно-морских районах. Как подчеркивают западные специалисты, дислокация большинства BMP военно-морских сил Армии совпадает с размещением аналогичных структур ВМС КСИР. Все это облегчает быстрый переход к объединенным ВМС, для чего уже в мирное время определены операционные объединенные BMP и назначены их командующие.

Все части, соединения и войсковые учреждения соединены линиями связи. Передача приказаний и распоряжений, а также сбор информации осуществляются через узлы и пункты связи, имеющиеся при всех штабах и командных пунктах. При этом, как правило, узлы и пункты связи КП до дивизий и отдельных бригад включительно, помимо коротковолновых линий связи, имеют коммутационные устройства для вхождения в разветвленную сеть многоканальной радиорелейной связи.

Созданная система управления вооруженными силами Исламской Республики Иран, по оценкам зарубежных экспертов, позволяет военно-политическому руководству страны осуществлять относительно устойчивое управление войсками в мирное и военное время.

9. Военная техника

В 70-е гг. при шахе, Иран закупал большие количества вооружений, главным образом американского и английского производства. После исламской революции 1979 г. старые военные связи были разорваны. Имеющееся вооружение было в основном утеряно за годы ирано-иракской войны (так, из 707 танков «Чифтен» осталось по разным источникам 40-200). В то же время на вооружение поступили трофеи, захваченные у Ирака, а также техника китайского, бразильского и иного производства. Всё это создало полный разнобой в используемых запчастях, боеприпасах и ГСМ, затрудняет обучение личного состава (так, на 9 типов имеющихся танков приходится 8 различных калибров танковых пушек). С начала 90-х гг Иран предпринимает усилия по закупке крупных партий техники за границей, в первую очередь в России и по налаживанию собственного производства - лёгкое вооружение, танки, БМП, САУ, РСЗО, ПТУР, вертолёты.

200 T-72 (100 поставлены Россией и 120 Польшей; по IISS и JWA 480 Т-72; по JCSS 240 T-72C/T-72M1; некоторые источники сообщают о закупке Ираном лицензии на постройку 380-500 Т-72С (;

20-40 «Зульфикар» (по IISS ~10, по JCSS ~40; иранского изготовления, производство продолжается темпом ~20 штук в год);

100 «Чифтен» Мк3/5 (по JWA 40, по IISS 200);

500-700 T-55 и т.п. (китайские Type-59/69; иранские варианты Type-72Z и Safir-74);

50-80 «Скорпион» (+ Towsan по IISS и JCSS).

БМП, БТР и БРМ

200 M-113 (250 по IISS);

50 Boragh (по IISS ~40, по JCSS ~100; иранская версия БМП-1, производство продолжается темпом ~20 штук в год);

500 БТР-50/60 (300 по IISS);

350 BMП-1 (по JWA 100, по JCSS 300);

400 BMП-2 (по JWA 140, по JCSS 100);

35 Engesa EE-9 Cascavel.

Буксируемые артиллерия

500-1100 M-46/Type-59;

80-100 Type-54/60;

10-30 Koksan М1978 (производства КНДР);

440 M-109 (по JWA 120, по IISS 180, по JCSS 290 из 440 находятся на хранении);

Thunder-2 (иранская разработка; производится в небольших количествах);

Thunder-1 (иранская разработка с использованием Д-30; производится в небольших количествах).

Литература

1.www. waronline.org

2. Журналы «Зарубежное военное обозрение» МО России;

3. Отчёт «Военный баланс» («The Military Balance») за 2001/2002 гг. Международного института стратегических исследований (IISS - The International Institute for Strategic Studies) в Лондоне

4. www. vardanank.org

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль советских Вооруженных Сил в защите Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Структура сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное содержание военных реформ Петра I.

    презентация , добавлен 13.03.2010

    Оборона государства, вооруженные силы страны. Структура вооруженных сил. Военно-административное деление территории Российской Федерации с декабря 2010 года. Общее понятие о сухопутных, моторострелковых, танковых, ракетных и специальных войсках.

    презентация , добавлен 07.04.2015

    Вооружённые Силы Российской Федерации как одна из самых сильных армий мира. Виды и рода войск. Общий состав боевой авиации. Потенциальный мобилизационный резерв. Сравнение вооруженных сил России и США. Организационная структура, военный бюджет ВС РФ.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Место, роль и направления совершенствования системы тылового обеспечения сухопутных войск вооруженных сил США. Ее возможности при ведении боевых действий. Особенности ее организационной и функциональной структуры. Центральные органы тыла и их задачи.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Анализ структуры управления Вооруженными силами, основной период становления, которых начинается с 1917 года и заканчивается периодом формирования демократического общества - 1985 г. Отличительные черты Вооруженных сил периода Великой отечественной войны.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2010

    История создания и состав войск Вооружённых Сил России. Президент России как Верховный Главнокомандующий. Задачи Министерства Обороны и Генерального Штаба. Характеристика родов войск: сухопутных, специальных, военно-воздушных, военно-морского флота.

    презентация , добавлен 26.11.2013

    Подготовка США ко Второй Мировой войне: расширение военного производства и наращивание вооруженных сил. Тихоокеанский и средиземноморский театры военных действий. Открытие второго фронта согласно Тегеранской конференции. Высадка Союзных Войск в Нормандии.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2011

    Сущность боевой традиции, ее истоки и значение на современном этапе. Важнейшие боевые традиции Вооруженных сил России и их применение в армии сегодня. Патриотизм как неотъемлемая черта русского воина и основа героизма. Дружба в боевой готовности войск.

    реферат , добавлен 05.05.2009

    Начало работы по реформированию Вооруженных Сил, основные направления и организационные формы введения единоначалия. Численность армии в целом и по возрастным категориям. Высшее военное руководство, военная комиссия, выработка плана реформ.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2012

    Пограничные войска Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, их цели и значение, особенности применения в ходе боевых действий. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и предназначение: сухопутные и морские.

О запланированном на 9 мая 2018 года рабочем визите премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву стало известно ещё в первых числах месяца. Как выяснилось позднее, вместе с президентом России Владимиром Путиным и сербским лидером Александром Вучичем Нетаньяху принял участие в мероприятиях в ознаменование 73-й годовщины великой Победы, включая военный парад на Красной площади, а также акцию «Бессмертный полк». Но если прибытие А. Вучича крайне легко объясняется стремлением сербской стороны выстроить достойное военно-техническое и экономическое сотрудничество с братской Россией, а также заручиться военно-дипломатической поддержкой в вопросе возможного разрешения «косовского вопроса»), то лицемерию ключевой персоны в ближневосточной повестке дня - Нетаньяху уже давно нет предела. Преподнесение еврейского государства в качестве «надёжного и проверенного» партнёра Российской Федерации, крепкое рукопожатие с Владимиром Путиным, заверения в глубочайшем уважении нашей державы, а затем очередной «нож в спину» - вот самая красочная характеристика линии поведения большинства израильских лидеров в отношении России. И Биби Нетаньяху тому не исключение.
Изначально было ясно, что его визит на мероприятия в честь Дня Победы является лишь вынужденной формальностью, в то время как реальной целью было получение гарантий на полное «замораживание» поставки зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ-2 «Фаворит» сирийским войскам ПВО, а также невмешательство российского военного контингента в очередной этап высокоинтенсивного израильско-иранского военного конфликта в районе Голанских высот, в котором участвуют отряды «Аль-Кудс». Учитывая тот факт, что в очередной раз имела место, на первый взгляд, взаимовыгодная «сделка», Нетаньяху со своей стороны мог предложить лишь отказ от поддержки террористических формирований «ан-Нусры» и боевиков «Free Syrian Army» в крупнейшем южном оппозиционном плацдарме Даръа - Эс-Сувейда - Эль-Кунейтра, который рассматривается военными экспертами и политологами в качестве основного наступательного «кулака» на укрепрайоны правительственных сил Сирии.

Итоги данного визита не заставили себя долго ждать. В пятницу, 11 мая, спустя сутки после очередного массированного удара ВВС Израиля по опорным пунктам главного союзника сирийской армии - спецподразделения КСИР «Аль-Кудс», а также объектам сирийской ПВО, помощник президента России по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин заявил об отсутствии каких-либо переговоров о возможной поставке комплексов С-300 сирийской стороне, после чего пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков подытожил, что передача Дамаску «трёхсоток» никогда и не анонсировалась. Такая резкая смена позиции, спустя буквально пару-тройку недель после заявлений главы МИДа Сергея Лаврова, а также начальника Генштаба ВС России Сергея Рудского о «снятии с Москвы моральных обязательств, ранее препятствующих передаче С-300 сирийской армии», а также «рассмотрении возможности возобновления поставок данных комплексов Дамаску», с ура-патриотической точки зрения может показаться очередным «сливом» наших ближневосточных союзников в угоду имперским задумкам Тель-Авива и Вашингтона. Достаточно большое количество обозревателей уже успели связать данную ситуацию с военно-политической незрелостью российского руководства и непоследовательностью в принятии важнейших решений.

  • 11:04 28.05.2018 | 0

    крымнаш

    Но давайте оценивать происходящее не с колокольни диванного ура-патриота, а с точки зрения внешнеполитического прагматизма Кремля и стратегической продуманности оборонного ведомства Российской Федерации, ведь возглавляют и направляют их деятельность люди, способные спрогнозировать действия того же Израиля на десятки шагов вперёд. Из этого следует, что на данном этапе предложенные израильским премьер-министром условия некой негласной сделки соответствуют национальным и региональным интересам России. Стоит также помнить, что действующая позиция Москвы по С-300ПМУ-2 является весьма шаткой и может быстро измениться в случае того или иного несогласованного «телодвижения» еврейского государства. Если израильская сторона действительно заверила руководство РФ в отстранении от поддержки боевиков FSA в южном «полукотле» у Голанских высот в обмен на «заморозку» передачи «Фаворитов» (а другой формулы здесь и не просматривается), то в наших руках оказывается весьма выигрышная комбинация.
    Заключается она в том, что после окончательной зачистки от формирований ИГИЛ (запрещено в РФ) Ярмука (в южных районах Дамаска), а также освобождения от боевиков FSA «растанского котла» (в мухафазе Хомс), заметно ослабленным в боях подразделениям проправительственных сил, включая «Силы Тигра» и отряды «Хезболлы», будет значительно легче прорвать оборонительные рубежи боевиков «Сирийской свободной армии», если военно-техническая поддержка последних со стороны ЦАХАЛа окончательно прекратится. Впоследствии южные регионы Сирии (Эс-Сувейда и Эль-Кунейтра) могут быть возвращены под контроль Дамаска в разы быстрее, нежели при прямом участии Израиля на стороне противника. Конечно же, в качестве «стратегической лазейки» поддержки оппозиционно-террористического «костяка» на юге Сирии может выступать и сирийско-иорданский участок границы, где проходят автомагистрали Джараш - Даръа и Эль-Мафрак - Даръа. По ним могут перебрасываться военные грузы из Саудовской Аравии, а также США, доставленные посредством военно-транспортной авиации и амфибийно-десантных корабельных группировок Военно-морских сил США. Но есть загвоздка: приграничные участки данных шоссе могут быть взяты под огневой контроль реактивной артиллерии сирийской армии гораздо проще, чем прикрываемые комплексами «Iron Dome» участки Голанских высот.
    Что касается поддержки антиправительственной группировки FSA, а также террористических формирований «Джебхат ан-Нусры» на юге Сирийской Арабской Республики со стороны Израиля, то об этом известно ещё с осени 2014 года, когда об этом сообщил министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем в интервью телеканалу «Russia Today». Эти данные подтвердились и заявлениями тогдашнего главы оборонного ведомства Израиля Моше Яалона, который классифицировал «ан-Нусру» в качестве «умеренной группировки», несмотря на то, что она внесена в международный список террористических формирований. Тем не менее, на фоне сохраняющейся угрозы передачи Дамаску русских комплексов С-300, израильское военное руководство решило не играть с огнём, что выразилось в отсутствии видимых попыток наступления ребелов ночью 10 мая, сразу после ударов израильской тактической авиации и РСЗО MLRS по позициям САА и элитных иранских отрядов специального назначения «Кудс», входящих в КСИР. Лишь небольшие перестрелки и артиллерийская дуэль между FSA и САА были зафиксированы в районе деревни Чаддер близ Голанских высот.
    Как видим, использование зенитно-ракетного комплекса С-300 в качестве инструмента военно-политического давления сослужило отличную службу в манипулировании израильской стороной, конечной целью которого является ускорение восстановления сирийского суверенитета над захваченными оппозицией территориями. Примечательно, что о существовании подобного рода «сделки» между Россией и Израилем заявляет и директор НП «Институт политических исследований» Сергей Марков. Его мнение сводится к тому, что «Россия как великая страна не будет предавать Тегеран; но и его преобладающее влияние в Сирии также не входит в спектр российских интересов». Согласитесь, мысль весьма странная и противоречивая (особенно с позиции союзника), но и её можно частично понять.

  • 11:04 28.05.2018 | 0

    крымнаш

    Наиболее вероятно, что такими заявлениями Сергея Александровича Москва аккуратно, на медийно-информационном уровне подаёт Ирану немногозначный сигнал о недопустимости разыгрывания на Сирийском театре военных действий «собственной антиизраильской карты» в обход интересов России на данном этапе. Как известно, в список этих интересов как раз и входит скорейшее уничтожение «юго-западного полукотла», а затем медленное продвижение на восточном берегу Евфрата (начиная с «Хушамского кармана»), с задействованием «Кудс» и сирийских ополченцев против проамериканской группировки «Армии севера Сирии», формирующейся сегодня из бойцов SDF и бывших боевиков ИГИЛ. Нетрудно понять, что столкновение между проиранскими силами и АОИ на фоне такой стратегии лишь ослабляет потенциал Сирийской Арабской Армии, «перетягивая» её наиболее боеспособные подразделения к новому очагу напряжённости в районе Голанских высот.
    Тем не менее, существование негласной договорённости между Россией и Израилем нисколько не снижает остроты вопроса защиты сирийского воздушного пространства от будущих массированных ракетных ударов Военно-морских сил США по важнейшим опорным пунктам правительственных сил Сирии в районе Евфрата и южной «зоны деэскалации». Ведь несмотря на израильско-российские «сверки часов» по ситуации в южной части САР, амбиции Белого дома и Пентагона здесь куда более масштабны и по-прежнему сосредоточены как минимум на захвате больших территорий на западном берегу Евфрата и в южных окрестностях Дамаска и как максимум на свержении правительства Башара Асада, либо его вытеснении из Дамаска в Хомс, Латакию или Тартус.
    Как мы уже рассматривали ранее, опираясь на информацию Минобороны, ГШ ВС России и многочисленных очевидцев, с этой целью в провинциях Хасеке, 55-километровой «зоне безопасности», а также «южной зоне деэскалации» развёрнуты военно-полевые учебно-тренировочные лагеря, на которых инструкторы Корпуса морской пехоты и ССО США обучают курдских бойцов «Сирийских демократических сил», «Армии севера Сирии», а также «Свободной сирийской армии» тактике ведения наступления на подразделения сирийской армии, дезорганизованные многочисленным ракетными и ракетно-авиационными ударами американских флота и ВВС. Именно для возможности выполнения подобных ударов американская авианосная группировка во главе с атомным авианосцем CVN-75 USS «Harry S. Trumen» представлена усиленным ударным, противолодочным и противовоздушным компонентом из 6 эсминцев класса «Арлей Бёрк» (вместо 3-4 ЭМ при стандартном ордере), ракетного крейсера УРО CG-60 «Normandy» класса «Тикондерога», а также дополнительного немецкого фрегата F221 «Hessen» класса «Саксония». На семи американских «Иджис»-кораблях управления ракетным оружием может размещаться от 200 до 450 стратегических крылатых ракет «Томагавк» в различных вариантах (RGM-109E, TLAM-C и TLAM-D).
    А поэтому уже сейчас перед МО России поставлена задача поиска достойной альтернативы С-300ПС/ПМУ-2, способной защитить САА от беспощадных ударов сил коалиции. Давно известно, что неоспоримым техническим преимуществом С-300ПС/ПМ1/2 перед другими зенитно-ракетными средствами является установка контейнера Ф1С с радиолокационным комплексом подсвета и наведения 30Н6/Е2 на специализированные транспортируемые универсальные вышки 40В6М высотой 25 метров и 40В6МД высотой 39 метров. Если вести расчёт дальности радиогоризонта с коэффициентом рефракции 3,57 (для ДМ/СМ-волн), то получаем возможность перехвата «Томагавков» на дальностях около 45-47 км, потому что высота их полёта обычно достигает 45 - 50 м. Если же речь идёт о более современных и низковысотных средствах воздушного нападения типа тактической крылатой ракеты большой дальности AGM-158B JASSM-ER (маршевая высота в районе позиций ПВО противника около 20-25 м), то эта дальность сокращается до 38 - 40 км, чего вполне хватает для залатывания брешей на низковысотном участке воздушного пространства того или иного района Сирийской Арабской Республики.

  • 11:04 28.05.2018 | 0

    крымнаш

    В частности, для полноценного прикрытия Дамаска и окрестностей от ударов американской авиации вполне хватило бы двух 3-дивизионных полков С-300ПС, объединённых в единую систему ПРО с помощью АСУ «Байкал-1МЭ» и расположенных на удалении 35 км друг от друга, плюс для каждого полка от 4 до 6 «Панцирей-С1» для защиты «мёртвой зоны». В сумме имеем 288 ЗУР 5В55Р и 144 57Э6Е. С учётом наличия множества «Печор-2М» и «Оса-АКМ» этого количества с головой бы хватило для защиты от самых непредсказуемых ракетных атак. Но чем заменить С-300, не предусмотренный договорённостями?
    Одним из наиболее подходящих вариантов является передача сирийским войскам ПВО дополнительных дивизионов войсковых зенитно-ракетных комплексов «Бук-М2Э». Предметом военно-политических «торгов» между Тель-Авивом и Москвой данные комплексы никогда не являлись. В ту же очередь, расширенная до 45 км дальность и до 25 км высота поражаемых целей для усовершенствованной зенитной ракеты 9М317 наделяет «Бук-М2» практически таким же боевым потенциалом, как и С-300ПС. Да, отсутствует возможность поражения израильских истребителей F-15I «Ra`am» и F-16I «Sufa» задолго до запуска с их подвесок управляемых авиабомб и тактических ракет, а также американской палубной авиации, но зато имеются отличные способности по поражению уже летящих по сирийским объектам элементов высокоточного оружия. К примеру, радиолокационный обнаружитель кругового обзора 9С18М1-3, радары подсвета и наведения 9С36, а также пункт боевого управления 9С510 оснащаются обновлённой элементной базой, позволяющей работать по малоразмерным целям с ЭПР около 0,05 - 0,08 кв. м. Следовательно, в список целей входят противорадиолокационные ракеты AGM-88HARM, AGM-88E AARGM, ракеты семейств JASSM-ER, «Shtorm Shadow» и «Делила», а также 227-мм неуправляемые/управляемые реактивные снаряды семейства M26/M30, входящие в боекомплекты РСЗО MLRS и HIMARS (не говоря уже о более крупных «Томагавках»).
    Максимальная скорость поражаемых целей для «Бук-М2Э» составляет 4320 км/ч, что даёт возможность уничтожать многочисленные типы оперативно-тактических баллистических, включая перспективный израильский 306-мм управляемый реактивный снаряд «EXTRA», серийно выпускающийся компанией «Israel Military Industries Ltd.». Стоит упомянуть, что ещё в феврале этого года глава оборонного ведомства Израиля Авигдор Либерман принял решение о формировании в АОИ отдельных подразделений тактических ракет, входящих в структуру СВ Израиля вместе с Артиллерийскими регулярными войсками. Именно эти подразделения получат на вооружение дальнобойные тактические ракеты «EXTRA». Практически все отечественные и зарубежные средства массовой информации упустили данную новость, в то время как эта ракета уже благополучно проходит боевое крещение в южной части Сирийского театра военных действий. Уничтожение данных изделий на подлёте к стратегически важным объектам сирийской армии имеет первостепенное значение, так как наносимый ими ущерб очень высок. Во-первых, 450-килограммовая ОТБР наклонного пуска «EXTRA» (аналог белорусско-китайского «Полонеза») обладает дальностью действия в 150 км, что позволяет обстреливать все склады вооружения и командные пункты на территории провинции Дамаск вплоть до Хомса.
    Благодаря такой возможности практически отпадает необходимость задействования ударной авиации Хель Хаавир. Ещё более неприятным моментом можно считать мощную 125-килограммовую боевую часть и малое круговое вероятное отклонение в 10 м, достигаемое применением GPS-модуля наведения, а также системой управления на базе малоразмерных аэродинамических рулей, установленных в носовой части ракеты. Это значит, что могут быть выведены из строя даже высокозащищённые объекты военной инфраструктуры. Учитывая тот факт, что скорость полёта этой ракеты может переваливать за скоростной предел поражаемых целей «Панциря-С1» (более 1000 м/с), «Бук-2Э» остаётся единственным надёжным средством ПВО сирийской армии, которое может быть противопоставлено высокоточной реактивной артиллерии ЦАХАЛа большой дальности. К сведению, даже информированный источник «Оружие Отечества» со ссылкой на разработчика упоминает о том, что комплекс «Бук -М2Э» предназначен для уничтожения оперативно-тактических баллистических ракет с дальностью действия в пределах 150-200 км.

  • 11:05 28.05.2018 | 0

    крымнаш

    Переходим к огневой производительности и живучести зенитно-ракетных комплексов «Бук-М2Э». И здесь начинает просматриваться главный спектр «сюрпризов» как для ЦАХАЛа с сотнями «умных» ракет на вооружении, так и для палубной тактической авиации Военно-морских сил США. Мы знаем, что «Трёхсотки/Четырёхсотки» имеют достаточно заметный технический недостаток. Он заключается в наличии лишь одного радара подсвета и наведения 30Н6Е/92Н6Е в составе каждого дивизиона. Достаточно лишь одного 155-мм «Экскалибура», запущенного из САУ M109A5 на Голанах одновременно с несколькими десятками различных НУРСов (по целеуказанию от того же «Rivet Joint»), и «лопата» (так называют 30Н6Е в ПВО) будет уничтожена, а значит, весь комплекс перестанет функционировать. Вывод: работать по воздушным целям в непосредственной близости от сирийско-израильской границы «Трёхсотым» будет крайне затруднительно; либо действовать придётся «короткими вылазками», с перехватом нескольких целей и немедленной сменой позиции. Только вот эффективность такого боевого дежурства оставляет желать лучшего.
    Один же комплекс «Бук-М2Э» может похвастаться возможностью применения сразу 6 самоходных огневых установок 9А317Э, в каждую из которых интегрирован радар подсвета и наведения 9C36 с ПФАР, способный «завязывать трассы» одновременно 10 воздушных объектов в режиме сопровождения на проходе и захватывать на точное автосопровождение (осуществлять подсвет) одновременно по 4 целям. Следовательно, один комплекс не 6-канальный (как С-300), а 24-канальный. Для полного же выведения его из строя необходимо уничтожить все без исключения самоходные огневые установки (СОУ) 9А317Э, размещённые на гусеничном шасси ГМ-569. Реализовать это будет крайне затруднительно, поскольку (в отличие от «Трёхсотки») радары на СОУ «Бука» могут работать по так называемому принципу «гирлянды». К примеру, израсходовав 2 ЗУР 9М317 по цели (целям) буквально за несколько секунд, одна из 6 самоходных огневых установок может выключить излучение и за 20 секунд сменить позицию; за это время по наиболее приоритетным целям, движущимся с различных направлений, отработают ещё 2 СОУ, а затем отключат излучение и сменят позиции. И так без перерывов, пока не закончится боекомплект как на СОУ, так и на пуско-заряжающих установках 9А316Э.
    Выследить каждую самоходную огневую установку 9А317Э, особенно под прикрытием средств РЭБ, генерирующих ответные/шумовые и заградительные помехи в Х-/Ku-диапазонах волн, будет почти нереально даже таким асам радиолокационной разведки, как RQ-4B «Global Hawk». Целераспределение на огневые единицы комплекса (СОУ/ПЗУ) может поступать в онлайн-режиме даже в момент смены позиций, что возможно благодаря системной увязке командного пункта 9С510Э одновременно с обзорным радаром 9С18М1-3Э «Купол-М1-3Э» и автоматизированными системами управления «Поляна-Д4М1» и «Байкал-1МЭ», которые получают данные о воздушной обстановке от других наземных РЛС и самолётов ДРЛОиУ А-50У. Что же касается С-300, то один его зенитно-ракетный дивизион не может реализовать всеракурсное отражение массированного ракетного удара, так как единственный РПН 30Н6Е при огневой работе может охватывать лишь ограниченный сектор воздушного пространства 14×64 градуса. Ещё одним недостатком С-300ПС/ПМ/1/2 в плане мобильности является вертикальный тип пуска ракет 5В55Р/48Н6Е/2: быстрая смена позиций пусковых установок 5П85С/СЕ невозможна до тех пор, пока блок из четырёх массивных направляющих не будет приведён в горизонтальное положение (опущен на платформу тягача).

  • 11:05 28.05.2018 | 0

    крымнаш

    Если говорить о способностях перехвата низковысотных стратегических и тактических крылатых ракет на значительных расстояниях, то и здесь АО «Научно-исследовательский институт приборостроения имении В.В. Тихомирова» не подкачал. Для комплекса «Бук-М2Э» разработан специализированный самоходный вариант радара подсвета 9С36, антенный пост которого поднимается на высоту 22,5 м посредством специализированной универсальной телескопической мачтовой установки. В таком случае дальность действия по летящим на высоте 20 м крылатым ракетам увеличивается с 20 до 35 км. Возможности «трёхсотки» по работе с «Томагавками» достигнуты. Вывод из всей вышеописанной ситуации таков: пойдя на серьёзные уступки в плане поддержки южных оппозиционных «гадюшников» Сирии в обмен на «заморозку» поставок Дамаску комплексов С-300ПМУ-2, Израиль заработал куда более серьёзную головную боль в виде интенсификации поставок других, в разы более опасных средств противовоздушной обороны, о чём заявлял наш военно-дипломатический источник ещё 25 апреля. Среди них наш главный войсковой шедевр - «Бук-М2Э», а там и до модульного «Тор-М2КМ» не так далеко, разместить который можно практически на любой грузовой платформе… Вот Тель-Авив допрыгался со своим вечным торгом

  • С военно-географической точки зрения положение Ирана весьма выгодно. Он непосредственно граничит со странами, которые, по крайней мере, в настоящее время, не выказывали готовности предоставить свою территорию под группировку НАТО и Израиля для военной операции против своего соседа.

    Турция вряд ли пойдет на это, поскольку претендует на возрождение влияния в исламском мире и имеет сложные отношения с Израилем. Однако с учетом вовлеченности во внутренний конфликт в Сирии на стороне противников законного правительства этой страны – союзницы Ирана, а также членства в НАТО в определенных условиях Анкара может предоставить свою территорию для подобных операций.

    В Пакистане сильны антиамериканские настроения. Поэтому размещение значительных контингентов войск НАТО весьма затруднено. Однако экономическая зависимость Пакистана от США и сильное проамериканские лобби в политической элите могут привести к тому, что при определенном давлении руководство страны согласится на размещение группировок войск, предназначенных для войны с Ираном.

    Багдад стремится поддерживать с Тегераном как минимум нейтральные отношения и, вероятнее всего, не предоставит возможности для вторжения к соседу.

    В Афганистане группировка вооруженных сил НАТО не в состоянии контролировать территорию страны, где к тому же отсутствует достаточная инфраструктура для размещения и обеспечения интенсивной боевой деятельности значительных группировок войск. Саудовская Аравия и соседние арабские монархии, скорее всего, согласятся стать плацдармом для операции против Ирана. Они имеют относительно развитую военную инфраструктуру, позволяющую разместить значительные контингенты. Однако так как общей границы с Ираном у этих стран нет, их территория может быть использована главным образом для размещения группировки ВВС.

    Военный потенциал Ирана один из крупнейших на Ближнем Востоке. Вооруженные силы отличаются хорошей выучкой личного состава . Его боевой дух весьма высок, что в значительной мере определяется тем, что Иран является теократическим государством, в котором в качестве официальной религии принят ислам шиитского направления. Сегодня это одно из наиболее пассионарных религиозных течений.

    Финансы Бюджет 10.3 млрд.долл.США (2015 год) Проценты ВНП 2,5% Промышленность Внутренние поставщики ОАПИ
    «Iran Electronics Industries » Иностранные поставщики «Алмаз-Антей»
    РСК «МиГ»
    НПП «Старт»

    Армия

    Сухопутные войска

    Иранская армия в сравнении с прочими странами Персидского залива довольно велика. В ней проходят службу около 350 тысяч человек , из которых 220 тысяч - срочники-призывники . Армия Ирана разделена на 4 округа, в каждом из которых - 4 моторизованных дивизии , 6 пехотных дивизий, 6 артиллерийских дивизий, 2 подразделения спецназа , 1 десантная дивизия, авиационная группировка, а также прочие отдельные подразделения: бригады материально-технического обеспечения. Распределение сил между дивизиями неравномерно. Так, 28-я и 84-я моторизованные дивизии оснащены гораздо более мощной техникой, чем остальные.

    В распоряжении иранской армии находится более 1600 танков , среди которых: 540 Т-54/55 , 480 Т-72 , 168 M47 , 150 M60 , 100 Chieftain , 100 «Зульфикаров » и 75 Т-62 . Кроме того у Ирана имеется 865 прочих единиц боевой техники, 550-670 боевых машин пехоты , 2085 стволов несамоходной артиллерии, 310 САУ , около 870 реактивных систем залпового огня , 1700 орудий ПВО , большое количество противотанковых орудий, а также не менее 220 вертолётов .

    Военно-морские силы

    В иранских военно-морских силах проходят службу около 18 тысяч человек , в том числе 2600 солдат в двух бригадах морской пехоты и 2000 - в морской авиации. Военно-морские базы Ирана расположены в городах Бендер-Аббас , Бушер , Чабахар , Бендер-Хомейни на Персидском заливе , Бендер-Энзели , Мехшехр - на Каспийском море . В составе флота находятся 3 субмарины, 5 корветов, 10 ракетных катеров, 10 малых десантных кораблей и 52 патрульных катера. В морской авиации (имеется только в Персидском заливе) - 5 самолётов, 19 вертолётов. Основными поставщиками морской техники в Иран являются Россия и Китай. В настоящее время ведётся разработка собственной малой подводной лодки «Сабиха».

    Основу подводного флота Ирана составляют 3 советские дизельные подводные лодки проекта 877 «Палтус» в модификации 877ЭКМ (экспортный коммерческий модернизированный). Экипаж каждой из этих лодок - 52 человека, автономность плавания - 45 суток. Лодка вооружена 18-ю торпедами , 24-ю минами , а также шестью ракетами «земля-воздух» Стрела-3М . Подводные лодки «Палтус» являются самыми малошумными из когда-либо строившихся в СССР субмарин.

    Также в составе военно-морских сил Ирана находится около 20 сверхмалых подводных лодок классов «Гадир» (Al-Ghadir) и «Сабехат» (Al-Sabehat 15), обладающих малой заметностью, но, при этом, ограниченной автономностью и способных действовать только в прибрежных водах.

    Военно-воздушные силы

    Военно-воздушные силы Ирана - одни из самых мощных в регионе. Численность личного состава ВВС Ирана - 52 тысячи человек, из которых 37 тысяч - непосредственно в ВВС (по другим данным - 30 тысяч ), и 15 тысяч - в Войсках противовоздушной обороны . В эксплуатации находятся около 300 боевых самолётов . Вместе с тем, весьма значительная часть этой техники устарела или не может быть использована в боевых действиях вообще. Более половины всего технического оснащения иранских ВВС - американского и французского происхождения, и её полноценное техобслуживание практически невозможно из-за санкций, введённых этими странами в отношении Ирана в 1980-х годах . Остальная техника - преимущественно российская и китайская .

    В составе ВВС Ирана - 9 истребительно-штурмовых эскадрилий (до 186 самолётов), 7 истребительных (70-74 самолёта), одна разведывательная (до 8 самолётов), а также транспортная и вспомогательная авиация. Территориально ВВС разделены на 3 округа: Северный (Бабольсер), Центральный (Хамадан) и Южный (Бушер). Командование находится в Тегеране . Основу ударной мощи иранских ВВС составляют истребители МиГ-29 (25 самолётов), F-4 (65), F-5 (более 60 самолётов), F-14 (из 60 имеющихся полётопригодны 25), а также фронтовые бомбардировщики Су-24 (30 самолётов). Ведётся успешная работа по собственному самолёту «Азарахш ».

    Стражи Исламской революции

    Корпус Стражей Исламской революции - гвардейское военное формирование в прямом подчинении Высшего руководителя Ирана . Численность КСИР составляет около 125 тысяч человек. В составе КСИР имеются собственные сухопутные войска, военно-воздушные войска и военно-морской флот. В ведении ВВС КСИР находится эксплуатация ракетных сил Ирана. Также имеется особая дивизия «Кодс » («Иерусалим »), предназначенная для военной разведки и выполнения спецопераций за границей.

    Структура и командование

    • Верховный главнокомандующий: Али Хаменеи
    • Старший военный советник: генерал-майор Яхья Рахим Сафави
    • Министр обороны: генерал-майор Ахмад Вахиди
    • Начальник Генерального штаба: генерал-майор Сейед Хасан Фирузабади
      • Зам. начальника Генштаба: генерал-майор Голям-Али Рашид
      • Зам. начальника Генштаба по культурным и агитационным вопросам: бригадный генерал Сейед-Масуд Джазайери
      • Зам. начальника Генштаба по тылу и учебным сборам: бригадный генерал Сейед Мохаммад Хосейнзаде Хеджази
    • Регулярная армия
      • Командующий: генерал-майор Атаолла Салехи
      • Мохаммад-Реза Караи Аштиани
      • Представитель аятоллы Хаменеи при Армии: Мохаммад Али Аль-Хашем
        • Начальник Объединенного штаба армии: бригадный генерал Абдулрахим Мусави
      • Сухопутные войска
        • Ахмад-Реза Пурдастан
        • Зам. командующего: бригадный генерал Кюмарз Хейдари
      • ВВС
        • Командующий: бригадный генерал Хасан Шах-Сафи
        • Зам. командующего: бригадный генерал Мохсен Дарребаки
      • ПВО
        • Командующий: бригадный генерал Ахмад Мигани
        • Зам. командующего: бригадный генерал Мохаммад Хасан Мансуриан
      • ВМС
        • Командующий: контр-адмирал Хабиболла Сайяри
        • Зам. командующего: контр-адмирал Голям-Реза Кадем
      • Пограничные войска
        • Командующий: генерал-майор
    • Корпус стражей исламской революции
      • Командующий: генерал-майор Мохаммад-Али «Азиз» Джаафари
      • Зам. командующего: бригадный генерал Хоссейн Салами
      • Представитель аятоллы Хаменеи при КСИР: Можтаба Зольнур
        • Начальник Объединенного штаба КСИР:
        • Начальник разведки КСИР: генерал Миноджахар Фрузанда
      • Сухопутные войска
        • Командующий: бригадный генерал Мохаммад Пакпур
        • Зам. командующего: бригадный генерал Абдулла Араки
      • ВВС и Военно-космические силы
        • Командующий: бригадный генерал Амир-Али Хаджизаде
      • ВМС
        • Командующий: контр-адмирал Али Мортеза Саффари
        • Зам. командующего: бригадный генерал Али Фадави
      • Бригада «Кудс»
        • Командующий: генерал Кассем Солеймани
      • Басидж
        • Командующий: бригадный генерал Мохаммад Реза Нагди
        • Зам. командующего: бригадный генерал Маджид Мир-Ахмади
      • Секретное подразделение
        • Командующий: бригадный генерал Абдол-Али Наджафи

    Вооружение

    На вооружении ВС Ирана находятся:

    • около 300 боевых самолётов ,
    • 100 транспортных самолётов,
    • свыше 400 вертолётов ,

    Иранские ВМС, считающиеся самыми боеспособными в зоне Персидского залива, имеют в своём распоряжении 5 корветов , 20 ракетных и 20 торпедных катеров , 13 десантных кораблей , 28 вспомогательных судов, 3 подводные лодки , 22 самолёта и 15 вертолётов .

    Другие данные

    Мобилизационные возможности Ирана , по мнению американских военных экспертов, составляют примерно 7 млн человек, однако, как утверждает руководство страны, в случае необходимости под ружьё могут встать ещё 20 млн солдат и офицеров.

    С декабря 2005 года по январь 2007 года Россия поставила Ирану 29 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Тор-М1 ».

    БТР

    Поставщик/Производитель Тип Количество Данные/Обновления
    СССР БМП-1 ~250-350 / 210 2001 / 2010
    СССР БМП-2 ~400-500 / 400 2004 / 2010
    СССР БТР-40 ~200 2001
    СССР БТР-50 / ~300-400 / 300 2001 / 2010
    СССР МТЛБ ~40-50 2001
    США M113 ~200-250 / 200 2001 / 2010
    США M8 Greyhound /Engess EE-9 ~34-35 / 35 2002 / 2010
    Иран Type 86 WZ501 (БМП-1) / Boragh ~120-160 / 140 2004 / 2010
    Иран BMT-2 Cobra (БМП-2) ~180-230 2004

    Танки

    Поставщик/Производитель Тип Количество Данные/Обновления
    США М48 ~168 2010
    США М60А1 ~150 2011
    Великобритания Chieftain Мк3/Мк5 ~100 2011
    Великобритания Скорпион (танк) ~80 2011
    Россия /Польша /Иран T-72М1/С1 ~1200-1300 / 480 2004 / 2010
    Иран Safir-74 ~700 2004
    Иран Зульфикар ~100-200 / ~100 2004 / 2010
    Иран Tosan ~60-100 2004
    СССР /КНР Т-55 /Type 59 540 2011

    Напишите отзыв о статье "Вооружённые силы Ирана"

    Примечания

    Ссылки

    • . - Обзор вооружённых сил Ирана на сайте Lenta.ru. Проверено 7 сентября 2006. .

    Литература и источники

    • О. Чернета. Предназначение и основные задачи вооружённых сил и военизированных организаций в Иране // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1990. стр.21-24

    Отрывок, характеризующий Вооружённые силы Ирана

    Вот первое действие. При следующих интерес и забавность возрастают, само собой разумеется. После отъезда фельдмаршала оказывается, что мы в виду неприятеля, и необходимо дать сражение. Буксгевден, главнокомандующий по старшинству, но генерал Бенигсен совсем не того же мнения, тем более, что он с своим корпусом находится в виду неприятеля, и хочет воспользоваться случаем дать сражение самостоятельно. Он его и дает.
    Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего. Во время этого междуцарствия, мы начинаем очень оригинальный и интересный ряд маневров. План наш не состоит более, как бы он должен был состоять, в том, чтобы избегать или атаковать неприятеля, но только в том, чтобы избегать генерала Буксгевдена, который по праву старшинства должен бы был быть нашим начальником. Мы преследуем эту цель с такой энергией, что даже переходя реку, на которой нет бродов, мы сжигаем мост, с целью отдалить от себя нашего врага, который в настоящее время не Бонапарт, но Буксгевден. Генерал Буксгевден чуть чуть не был атакован и взят превосходными неприятельскими силами, вследствие одного из таких маневров, спасавших нас от него. Буксгевден нас преследует – мы бежим. Только что он перейдет на нашу сторону реки, мы переходим на другую. Наконец враг наш Буксгевден ловит нас и атакует. Оба генерала сердятся и дело доходит до вызова на дуэль со стороны Буксгевдена и припадка падучей болезни со стороны Бенигсена. Но в самую критическую минуту курьер, который возил в Петербург известие о пултуской победе, возвращается и привозит нам назначение главнокомандующего, и первый враг – Буксгевден побежден. Мы теперь можем думать о втором враге – Бонапарте. Но оказывается, что в эту самую минуту возникает перед нами третий враг – православное, которое громкими возгласами требует хлеба, говядины, сухарей, сена, овса, – и мало ли чего еще! Магазины пусты, дороги непроходимы. Православное начинает грабить, и грабёж доходит до такой степени, о которой последняя кампания не могла вам дать ни малейшего понятия. Половина полков образуют вольные команды, которые обходят страну и все предают мечу и пламени. Жители разорены совершенно, больницы завалены больными, и везде голод. Два раза мародеры нападали даже на главную квартиру, и главнокомандующий принужден был взять баталион солдат, чтобы прогнать их. В одно из этих нападений у меня унесли мой пустой чемодан и халат. Государь хочет дать право всем начальникам дивизии расстреливать мародеров, но я очень боюсь, чтобы это не заставило одну половину войска расстрелять другую.]
    Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее.
    В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки.
    – Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха.
    «Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал.
    Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика так, как будто бы он уже потерял его. Он нагнулся и, как учила его сестра, губами попробовал, есть ли жар у ребенка. Нежный лоб был влажен, он дотронулся рукой до головы – даже волосы были мокры: так сильно вспотел ребенок. Не только он не умер, но теперь очевидно было, что кризис совершился и что он выздоровел. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Шорох послышался подле него, и какая то тень показалась ему под пологом кроватки. Он не оглядывался и всё слушал, глядя в лицо ребенка, его ровное дыханье. Темная тень была княжна Марья, которая неслышными шагами подошла к кроватке, подняла полог и опустила его за собою. Князь Андрей, не оглядываясь, узнал ее и протянул к ней руку. Она сжала его руку.
    – Он вспотел, – сказал князь Андрей.
    – Я шла к тебе, чтобы сказать это.
    Ребенок во сне чуть пошевелился, улыбнулся и потерся лбом о подушку.
    Князь Андрей посмотрел на сестру. Лучистые глаза княжны Марьи, в матовом полусвете полога, блестели более обыкновенного от счастливых слёз, которые стояли в них. Княжна Марья потянулась к брату и поцеловала его, слегка зацепив за полог кроватки. Они погрозили друг другу, еще постояли в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света. Князь Андрей первый, путая волосы о кисею полога, отошел от кроватки. – Да. это одно что осталось мне теперь, – сказал он со вздохом.

    Вскоре после своего приема в братство масонов, Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян.
    Приехав в Киев, Пьер вызвал в главную контору всех управляющих, и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работой, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы. Некоторые управляющие (тут были и полуграмотные экономы) слушали испуганно, предполагая смысл речи в том, что молодой граф недоволен их управлением и утайкой денег; другие, после первого страха, находили забавным шепелявенье Пьера и новые, неслыханные ими слова; третьи находили просто удовольствие послушать, как говорит барин; четвертые, самые умные, в том числе и главноуправляющий, поняли из этой речи то, каким образом надо обходиться с барином для достижения своих целей.
    Главноуправляющий выразил большое сочувствие намерениям Пьера; но заметил, что кроме этих преобразований необходимо было вообще заняться делами, которые были в дурном состоянии.
    Несмотря на огромное богатство графа Безухого, с тех пор, как Пьер получил его и получал, как говорили, 500 тысяч годового дохода, он чувствовал себя гораздо менее богатым, чем когда он получал свои 10 ть тысяч от покойного графа. В общих чертах он смутно чувствовал следующий бюджет. В Совет платилось около 80 ти тысяч по всем имениям; около 30 ти тысяч стоило содержание подмосковной, московского дома и княжон; около 15 ти тысяч выходило на пенсии, столько же на богоугодные заведения; графине на прожитье посылалось 150 тысяч; процентов платилось за долги около 70 ти тысяч; постройка начатой церкви стоила эти два года около 10 ти тысяч; остальное около 100 та тысяч расходилось – он сам не знал как, и почти каждый год он принужден был занимать. Кроме того каждый год главноуправляющий писал то о пожарах, то о неурожаях, то о необходимости перестроек фабрик и заводов. И так, первое дело, представившееся Пьеру, было то, к которому он менее всего имел способности и склонности – занятие делами.
    Пьер с главноуправляющим каждый день занимался. Но он чувствовал, что занятия его ни на шаг не подвигали дела. Он чувствовал, что его занятия происходят независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. С одной стороны главноуправляющий выставлял дела в самом дурном свете, показывая Пьеру необходимость уплачивать долги и предпринимать новые работы силами крепостных мужиков, на что Пьер не соглашался; с другой стороны, Пьер требовал приступления к делу освобождения, на что управляющий выставлял необходимость прежде уплатить долг Опекунского совета, и потому невозможность быстрого исполнения.
    Управляющий не говорил, что это совершенно невозможно; он предлагал для достижения этой цели продажу лесов Костромской губернии, продажу земель низовых и крымского именья. Но все эти операции в речах управляющего связывались с такою сложностью процессов, снятия запрещений, истребований, разрешений и т. п., что Пьер терялся и только говорил ему:
    – Да, да, так и сделайте.
    Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом. Управляющий же старался притвориться перед графом, что он считает эти занятия весьма полезными для хозяина и для себя стеснительными.
    В большом городе нашлись знакомые; незнакомые поспешили познакомиться и радушно приветствовали вновь приехавшего богача, самого большого владельца губернии. Искушения по отношению главной слабости Пьера, той, в которой он признался во время приема в ложу, тоже были так сильны, что Пьер не мог воздержаться от них. Опять целые дни, недели, месяцы жизни Пьера проходили так же озабоченно и занято между вечерами, обедами, завтраками, балами, не давая ему времени опомниться, как и в Петербурге. Вместо новой жизни, которую надеялся повести Пьер, он жил всё тою же прежней жизнью, только в другой обстановке.
    Из трех назначений масонства Пьер сознавал, что он не исполнял того, которое предписывало каждому масону быть образцом нравственной жизни, и из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что за то он исполнял другое назначение, – исправление рода человеческого и имел другие добродетели, любовь к ближнему и в особенности щедрость.
    Весной 1807 года Пьер решился ехать назад в Петербург. По дороге назад, он намеревался объехать все свои именья и лично удостовериться в том, что сделано из того, что им предписано и в каком положении находится теперь тот народ, который вверен ему Богом, и который он стремился облагодетельствовать.
    Главноуправляющий, считавший все затеи молодого графа почти безумством, невыгодой для себя, для него, для крестьян – сделал уступки. Продолжая дело освобождения представлять невозможным, он распорядился постройкой во всех имениях больших зданий школ, больниц и приютов; для приезда барина везде приготовил встречи, не пышно торжественные, которые, он знал, не понравятся Пьеру, но именно такие религиозно благодарственные, с образами и хлебом солью, именно такие, которые, как он понимал барина, должны были подействовать на графа и обмануть его.
    Южная весна, покойное, быстрое путешествие в венской коляске и уединение дороги радостно действовали на Пьера. Именья, в которых он не бывал еще, были – одно живописнее другого; народ везде представлялся благоденствующим и трогательно благодарным за сделанные ему благодеяния. Везде были встречи, которые, хотя и приводили в смущение Пьера, но в глубине души его вызывали радостное чувство. В одном месте мужики подносили ему хлеб соль и образ Петра и Павла, и просили позволения в честь его ангела Петра и Павла, в знак любви и благодарности за сделанные им благодеяния, воздвигнуть на свой счет новый придел в церкви. В другом месте его встретили женщины с грудными детьми, благодаря его за избавление от тяжелых работ. В третьем именьи его встречал священник с крестом, окруженный детьми, которых он по милостям графа обучал грамоте и религии. Во всех имениях Пьер видел своими глазами по одному плану воздвигавшиеся и воздвигнутые уже каменные здания больниц, школ, богаделен, которые должны были быть, в скором времени, открыты. Везде Пьер видел отчеты управляющих о барщинских работах, уменьшенных против прежнего, и слышал за то трогательные благодарения депутаций крестьян в синих кафтанах.
    Пьер только не знал того, что там, где ему подносили хлеб соль и строили придел Петра и Павла, было торговое село и ярмарка в Петров день, что придел уже строился давно богачами мужиками села, теми, которые явились к нему, а что девять десятых мужиков этого села были в величайшем разорении. Он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами, и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему, и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличили барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге. Он не знал, что там, где управляющий указывал ему по книге на уменьшение по его воле оброка на одну треть, была наполовину прибавлена барщинная повинность. И потому Пьер был восхищен своим путешествием по именьям, и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга, и писал восторженные письма своему наставнику брату, как он называл великого мастера.
    «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, думал Пьер, и как мало мы об этом заботимся!»
    Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая ее. Эта благодарность напоминала ему, на сколько он еще больше бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей.
    Главноуправляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понимая умного и наивного графа, и играя им, как игрушкой, увидав действие, произведенное на Пьера приготовленными приемами, решительнее обратился к нему с доводами о невозможности и, главное, ненужности освобождения крестьян, которые и без того были совершенно счастливы.
    Пьер втайне своей души соглашался с управляющим в том, что трудно было представить себе людей, более счастливых, и что Бог знает, что ожидало их на воле; но Пьер, хотя и неохотно, настаивал на том, что он считал справедливым. Управляющий обещал употребить все силы для исполнения воли графа, ясно понимая, что граф никогда не будет в состоянии поверить его не только в том, употреблены ли все меры для продажи лесов и имений, для выкупа из Совета, но и никогда вероятно не спросит и не узнает о том, как построенные здания стоят пустыми и крестьяне продолжают давать работой и деньгами всё то, что они дают у других, т. е. всё, что они могут давать.

    
    Top