История происхождения Крымских татар - Этнографический Донбасс. Места компактного проживания крымских татар в крыму

Крымские татары (крымскотат. qırımtatarlar, къырымтатарлар, ед. ч. qırımtatar, къырымтатар) или крымцы (крымскотат. qırımlar, къырымлар, ед. ч. qırım, къырым) - народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.

Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

Досье

Самоназвание: (крымскотат.) qırımtatarlar, qırımlar

Численность и ареал: Всего 500 000 человек

Украина: 248 193 (перепись 2001)

  • Республика Крым: 243 433 (2001 г.)
  • Херсонская область: 2 072 (2001 г.)
  • Севастополь: 1 858 (2001 г.)

Узбекистан: от 10 046 (перепись 2000) и 90 000 (оценка, 2000 г.) до 150 000 чел.

Турция: от 100 000 до 150 000

Румыния: 24 137 (перепись 2002)

  • жудец Констанца: 23 230 (перепись 2002)

Россия: 2 449 (перепись 2010 г.)

  • Краснодарский край: 1 407 (2010 г.)
  • Москва: 129 (2010 г.)

Болгария: 1 803 (перепись 2001)

Казахстан: 1 532 (перепись 2009)

Язык: крымскотатарский

Религия: Ислам

Входит: в Тюркоязычные народы

Родственные народы: крымчаки, караимы, кумыки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы, карачаевцы, балкарцы, татары, узбеки, турки

Расселение Крымских татар

Крымские татары проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане (90 тыс., оценки от 10 тыс. до 150 тыс.), России (4 тыс., в основном в Краснодарском крае), Болгарии (3 тыс.). По данным местных крымскотатарских организаций, диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 5-6 млн человек, однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения.

Этногенез Крымских татар

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII-XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма - составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков.

Исторические предпосылки

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье - тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, адыги (черкесы), малоазийские турки. На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде.

К середине XIII века Крым был завоёван монголами под предводительством хана Бату и включён в состав основанного ими государства - Золотой Орды.

Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до того Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи.

Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама. Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур.

История Крымских татар

Крымское ханство

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы.

С начала XVI века Крымское ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до XVIII века преимущественно наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского, украинского и польского населения.

В составе Российской империи

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией.

В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымско-татарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы.

Революция 1917 года

Крымские татарки на открытке 1905 года

Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. В революцию 1905 года в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания политических прав, создания современных учебных заведений.

В феврале 1917 года крымскотатарские революционеры с большой подготовленностью наблюдали за политической обстановкой. Как только стало известно о серьёзных волнениях в Петрограде, уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком.

В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип.

Крым под немецкой оккупацией

Депортация

Обвинение в сотрудничестве крымских татар, а также других народов, с оккупантами стало поводом для выселения этих народов из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года. Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область.

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших.

Возвращение в Крым

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в «оттепель», крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка»).

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года).

Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.

Крымские татары — народность, зародившаяся на полуострове Крым и на юге Украины. Специалисты утверждают, что этот народ пришел на полуостров в 1223 году, а обосновался с 1236 года. Толкование истории и культуры этого этноса туманно и многогранно, что вызывает дополнительный интерес.

Описание народности

Крымцы, крымчаки, мурзаки — наименования этого народа. Проживают в Республике Крым, Украине, Турции, Румынии и т.д. Несмотря на предположение о разнице между казанскими и крымскими татарами, специалисты утверждают о единстве истоков этих двух направлений. Различия возникли в связи со спецификой ассимиляции.

Исламизация этноса произошла в конце XIII века. У него есть символы государственности: флаг, герб, гимн. На флаге голубого цвета изображена тамга — символ степных кочевников.

На 2010 год в Крыму зарегистрировано около 260 тыс., а в Турции насчитается 4-6 млн представителей этой народности, которые считают себя турками крымского происхождения. 67% живут не в городских районах полуострова: Симферопольский, Бахчисарайский и Джанкойский.

Свободно разговаривают на трех русском и украинском. Большинство говорит на турецком и азербайджанском языках. Родной язык — крымско-татарский.

История возникновения Крымского ханства

Крым — полуостров, заселенный греками уже к V-IV векам до н. э. Херсонес, и Феодосия — крупные греческие поселения этого периода.

По мнению историков, славяне осели на полуострове после многократных не всегда успешных вторжений на полуостров в VI веке н. э., сливаясь с местным населением — скифами, гуннами и готами.

Татары стали делать набеги на Тавриду (Крым) с XIII века. Это привело к созданию татарской администрации в городе Солхате, позднее переименованном в Кырым. С так стали называть полуостров.

Первым ханом признали Хаджи Гирея, потомка хана Золотой Орды Таш-Тимура — внука Чингисхана. Гиреи, называя себя Чингизидами, предъявляли права на ханство после разделения Золотой Орды. В 1449 году его признали Крымским ханом. Столицей стал город Дворец в садах — Бахчисарай.

Распад Золотой Орды привел к миграции десятков тысяч крымских татар в Великое княжество Литовское. Князь Витовт использовал их в военных действиях и для наведения дисциплины среди литовских феодалов. Взамен татары получали земли, строили мечети. Постепенно ассимилировались с местными жителями, перейдя на русский или польский язык. Татары-мусульмане не подвергались гонениям со стороны церкви, так как не препятствовали распространению католицизма.

Турецко-татарский союз

В 1454 году крымский хан заключил договор с Турцией по борьбе с генуэзцами. В результате турецко-татарского альянса в 1456 году колонии обязались выплачивать дань туркам и крымским татарам. В 1475 году турецкие войска при содействии татар заняли генуэзский город Кафу (по-турецки Кефе), после — Таманский полуостров, покончив с присутствием генуэзцев.

В 1484 году турецко-татарские войска завладели черноморским побережьем. На этой площади было основано государство Буджицкая Орда.

Мнение историков по поводу турецко-татарского альянса разделились: одни уверены, Крымское ханство превратилось в вассала Оттоманской империи, другие считают их равноправными союзниками, так как интересы обоих государств совпадали.

В реальности же ханство зависело от Турции:

  • султан — предводитель крымских мусульман;
  • семья хана жила в Турции;
  • Турция скупала невольников и награбленное;
  • Турция поддерживала нападения крымских татар;
  • Турция помогала вооружением и войсками.

Длительные военные действия ханства с Московским государством и Речью Посполитой приостановили русские войска в 1572 году в битве при Молодях. После битвы ногайские орды, формально подчиняющиеся Крымскому ханству, продолжали набеги, но число их сильно сократилось. Сторожевые функции взяло на себя сформировавшееся казачество.

Жизнь крымских татар

Особенность народа заключалась в непризнании оседлого образа жизни до XVII века. Земледелие развивалось слабо, в основном было кочевым: земля обрабатывалась весной, урожай собирался осенью, после возвращения. В результате получался маленький урожай. Людей за счет такого земледелия прокормить было невозможно.

Источником жизнедеятельности для крымских татар остались набеги и грабежи. Войско хана не было регулярным, состояло из добровольцев. В крупных походах участвовало 1/3 мужчин ханства. В особо крупных — все мужчины. В ханстве оставались только десятки тысяч невольников и женщины с детьми.

Быт в походе

Татары не использовали в походах обозы. В повозки дома запрягались не лошади, а волы и верблюды. Эти животные к походам непригодны. Лошади сами находили себе еду в степях даже зимой, разбивая копытом снег. Каждый воин брал с собой в поход 3-5 лошадей для увеличения скорости при замене уставших животных. Кроме того, лошади — дополнительная еда для воина.

Основное оружие татар — луки. Они попадали в цель со ста шагов. В походе имели сабли, луки, нагайки и деревянные шесты, которые служили опорами для шатров. На поясе держали нож, кресало, шило, 12 метров кожаной веревки для пленных и инструмент для ориентирования в степи. На десять человек брался один котелок и барабан. У каждого была при себе свирель для оповещения и бадья для воды. Питались в походе толокном — смесью муки из ячменя и проса. Из этого делался напиток пексинет, в который добавляли соль. Кроме того, у каждого было поджаренное мясо и сухари. Источник питания — слабые и травмированные лошади. Из конины готовили вареную кровь с мукой, тонкие пласты мяса из-под седла лошади после двухчасовой скачки, вареные куски мяса и т. д.

Забота о лошадях — самое важное для крымского татарина. Лошадей плохо кормили, считая, что они восстанавливают силы сами после долгих переходов. Для лошадей использовались облегченные седла, части которых использовались всадником: нижняя часть седла — ковер, основа — для головы, бурка, натянутая на жерди, — шатер.

Татарских лошадей — бакеманов - не подковывали. Они небольшого роста и неуклюжи, одновременно с этим выносливые и быстрые. У богатых людей красивые для них служили рога коров.

Крымцы в походах

У татар особая тактика ведения похода: на своей территории скорость перехода невысокая, с сокрытием следов передвижения. За ее пределами скорость снижалась до минимума. Прятались во время набегов крымские татары в оврагах и лощинах от врагов, ночью не разводили костры, не давали лошадям ржать, отлавливали языков для получения разведданных, перед сном крепили себя арканами к скакунам для быстрого ухода от неприятеля.

В составе Российской империи

С 1783 года начинается «Черное столетие» для народности: присоединение к России. В указе 1784 года «Об устройстве Таврической области» управление на полуострове реализуется по российскому образцу.

Знатные вельможи Крыма и верховное духовенство сравнялись в правах с российской аристократией. Массовый отъем земель привел к эмиграции в 1790-е и 1860-е годы, во время Крымской войны, в Османскую империю. Три четверти крымских татар ушло с полуострова в первое десятилетие власти Российской империи. Потомки этих мигрантов создали турецкую, румынскую и болгарскую диаспоры. Эти процессы привели к опустошению и приведению в запустение сельского хозяйства на полуострове.

Жизнь в составе СССР

После Февральской революции в Крыму предпринималась попытка создания автономии. Для этого созвали крымско-татарский курултай из 2000 делегатов. На мероприятии избрали Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК). Большевики не учитывали решения комитета, и в 1921 году была сформирована Крымская АССР.

Крым во время Великой Отечественной войны

В оккупацию с 1941 года создавались мусульманские комитеты, которые переименовывались в Крымский, Симферопольский. С 1943 года организация была переименована в Симферопольский татарский комитет. Независимо от названия к ее функциям относились:

  • противостояние партизанам — сопротивление освобождению Крыма;
  • формирование добровольных отрядов — создание айнзацгруппы D, в которой насчитывалось около 9000 человек;
  • создание вспомогательной полиции — к 1943 году насчитывалось 10 батальонов;
  • пропаганда нацистской идеологии и т. д.

Действовал комитет в интересах формирования отдельного государства крымских татар под эгидой Германии. Однако это не входило в планы нацистов, которые предполагали присоединение полуострова к Рейху.

Но было и противоположное отношение к нацистам: к 1942 году шестая часть партизанских соединений — крымские татары, которые составляли Судакский партизанский отряд. С 1943 года велась подпольная работа на территории полуострова. В Красной Армии сражались около 25 тысяч представителей народности.

Сотрудничество с нацистами привело к массовым выселениям в Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, на Урал и иные территории в 1944 году. За два дня операции было депортировано 47 тысяч семей.

С собой разрешалось брать одежду, личные вещи, посуду и продукты в количестве не более 500 кг на семью. В летние месяцы переселенцам предоставляли продукты в счет оставленного имущества. Только 1,5 тыс. представителей народности осталось на полуострове.

Возвращение в Крым стал возможным только в 1989 году.

Праздники и традиции крымских татар

В обычаи и ритуалы входят мусульманские, христианские и языческие традиции. Праздники основаны на календаре сельскохозяйственных работ.

Звериный календарь, привнесенный монголами, отображает влияние определенного животного в каждый год из двенадцатилетнего цикла. Весна — начало года, поэтому Навруз (Новый год) отмечается в день весеннего равноденствия. Связано это с началом полевых работ. На праздник положено варить яйца как символы новой жизни, печь пироги, сжигать на костре старые вещи. Для молодежи организовывались прыжки через костер, походы в масках по домам, пока девушки гадали. И по сей день в этот праздник традиционно посещают могилы родственников.

6 мая — Хыдерлез — день двух святых Хыдыра и Ильяса. У христиан — день святого Георгия. В этот день начинались работы в поле, скот выгонялся на пастбища, свежим молоком обрызгивался хлев для защиты от злых сил.

Осеннее равноденствие совпадало с праздником Дервиз — сбор урожая. Пастухи возвращались с горных пастбищ, в поселениях устраивали свадьбы. В начале празднования по традиции проводилась молитва и ритуальное жертвоприношение. Потом жители поселения шли на ярмарку и танцы.

Праздник начала зимы — Йыл Геджеси - приходился на зимнее солнцестояние. В этот принято печь пироги с курицей и рисом, делать халву, ходить ряжеными по домам за сладостями.

Крымские татары также признают мусульманские праздники: Ураза Байрам, Курбан Байрам, Ашир-Куню и др.

Крымско-татарская свадьба

Свадьба у крымских татар (фото далее) длится два дня: сначала у жениха, потом у невесты. Родители невесты не присутствуют в торжествах в первый день, и наоборот. Приглашают от 150 до 500 человек с каждой стороны. По традиции начало свадьбы знаменуется выкупом невесты. Это тихий этап. Отец невесты повязывает ей на талию красный платок. Это символизирует силу невесты, которая становится женщиной и посвящает себя порядку в семье. На второй день отец жениха этот платок снимет.

После выкупа жених с невестой совершают обряд бракосочетания в мечети. Родители не участвуют в обряде. После прочтения муллой молитвы и выдачи свидетельства о браке жених с невестой считаются мужем и женой. Невеста во время молитвы загадывает желание. Жених обязан исполнить его в установленные муллой сроки. Желание может быть любым: от украшения до постройки дома.

После мечети молодожены отправляются в загс для официальной регистрации брака. Церемония ничем не отличается от христианской, за исключением отсутствия поцелуя при других людях.

Перед банкетом родители жениха и невесты обязаны выкупить Коран за любые деньги без торга у самого маленького ребенка на свадьбе. Поздравления принимают не молодожены, а родители невесты. На свадьбе нет конкурсов, только выступления артистов.

Заканчивается свадьба двумя танцами:

  • национальным танцем жениха с невестой — хайтарма;
  • Хоран — гости, держась за руки, танцуют по кругу, а молодожены в центре танцуют медленный танец.

Крымские татары — нация с мультикультурными традициями, уходящими далеко в историю. Несмотря на ассимиляцию, они сохраняют собственную самобытность и национальный колорит.

Итальянцы, черкесы, турки, монголы; особо важную роль в этногенезе крымских татар сыграли западные кыпчаки, известные в Киевской Руси как половцы , а западной Европе под названием куманы или команы . Кыпчаки, придя с берегов Иртыша, с 11-12 веков стали заселять приволжские, приазовские и причерноморские степи (которые с тех пор вплоть до XVIII столетия именовались Дешт-и Кыпчак - «Кыпчакская степь»), и очевидно в это время стали проникать и в Крым. Часть кыпчаков которых возглавил хан Лайпан перекочевало с Крыма на Кавказ, где поучаствовало в этногенезе карачаевцев. Консолидация этого пёстрого этнического конгломерата в единый крымско-татарский народ происходила на протяжении столетий. Объединяющими началами при этом выступали общность территории, язык тюрков-кыпчаков и исламская религия.

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Государство крымских татар - Крымское Ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской Империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского Ханства - это период расцвета крымско-татарской культуры, искусства и литературы. Классик крымскотатарской поэзии той эпохи - Ашик Умер. Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырымлы и хан Газы II Герай Бора. Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени - ханский дворец в Бахчисарае.

Крымское Ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до 18 века наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского и украинского населения. Захваченные в рабство продавались на крымских невольничьих рынках, среди которых наиболее крупным являлся рынок в городе Кефе (современная Феодосия), в Турцию и на Ближний Восток. В 1571 году 40-тысячное крымское войско под командованием хана Девлета I Герая, обойдя русские укрепления, дошло до Москвы и подожгло её пригороды, после чего город за исключением Кремля сгорел дотла. Однако уже в следующем году повторно пришедшее 120-тысячное войско, надеявшееся окончательно покончить с независимостью Руси, потерпело сокрушительное поражение в Битве при Молодях, что заставило ханство умерить свои политические притязания. Тем не менее, формально находившиеся в подчинении у крымского хана, а фактически почти независимые ногайские орды, кочевавшие в Северном Причерноморье, регулярно совершали набеги на сопредельные российские и украинские территории с целью грабежа и захвата пленников. Для этого, как правило, использовался Муравский шлях, проходивший от Перекопа до Тулы. Эти набеги способствовали формированию казачества, выполнявшего сторожевые и дозорные функции на пограничных территориях Московского Государства и Речи Посполитой.

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожглиБахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской Империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией. Это ознаменовало начало эпохи в истории крымских татар, которую сами они называют «Чёрным столетием». Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымско-татарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую Империю. Именно их потомки сейчас составляют крымско-татарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма. Тогда же Крым покинула большая часть крымско-татарской элиты. Наряду с этим шла колонизация Крыма за счёт привлечения российским правительством переселенцев с территории метрополии. Всё это привело к тому, что из миллиона крымских татар, населявших Крым к моменту аннексии его Россией, к концу XIX века осталось меньше 200 тыс., которые составляли около четверти всего крымского населения.

Крымско-татарское возрождение связано с именем великого просветителяИсмаила Гаспринского. Он приложил огромные усилия, направленные на возрождение и выживание крымскотатарского народа. Он стал фактическим создателем нового литературного крымско-татарского языка. Гаспринский начал издавать первую крымско-татарскую газету «Терджиман» («Переводчик»), которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма. Он же разработал новую методику школьного обучения, что привело, в конечном счёте, к появлению новой крымско-татарской интеллигенции.

Оценки численности крымско-татарского населения в Крыму перед началом Гражданской войны противоречивы. По данным переписи 1917 крымские татары составляли 200 тыс. человек (26,8% населения полуострова). Другие подсчеты указывают на то, что число крымских татар достигало 450 тыс. человек (42% населения полуострова): в Ялтинском уезде — 150 тыс. человек, в Симферопольском — 100 тыс., в Феодосийском — 80 тыс., Евпаторийском — 60 тыс., в Перекопском — 60 тыс.

Февральская революция активизировала попытки крымско-татарского народа подключиться к управлению государством, однако это не встретило поддержки со стороны местных советов. Исполком Симферопольского совета 17 марта 1917 отклонил ходатайство крымских татар о предоставлении им представительства в нем, на основании того, что «национальные организации представительства в Совете не имеют». Это привело к тому, что представители крымско-татарского народа решили действовать самостоятельно. 25 марта 1917 в Симферополе был проведен крымско-татарский курултай на который съехались свыше 2000 делегатов. Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК), главой которого был избран Ч.Челебиев. Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. С этого началось претворение в жизнь культурно-национальной автономии крымских татар.

Тяжёлым испытанием для крымских татар стала Гражданская война в России. В 1917 году послеФевральской революции был созван первый Курултай (съезд) крымско-татарского народа, провозгласивший курс на создание независимого многонационального Крыма. Известен лозунг председателя первого Курултая, одного из наиболее чтимых крымскими татарми лидеров,Номана Челебиджихана - «Крым - для крымчан» (подразумевалось всё население полуострова независимо от национальности). «Наша задача, - говорил он, - создание такого государства, какШвейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку». Однако Челебиджихан был пленён и расстрелян большевиками в 1918 году, а интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми, так и красными. В результате голода 1921-1922 годов погибло около 15% крымских татар.

В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней былирусский и крымско-татарский, высшее руководство состояло в основном из крымских татар. Но вслед за коротким подъёмом национальной жизни после создания республики (открытие национальных школ, театра, выпуск газет) последовали сталинские репрессии 1937 года. Репрессирована была большая часть крымско-татарской интеллигенции, в том числе известный государственный деятель Вели Ибраимов и учёный Бекир Чобанзаде. Согласно данным переписи 1939 года крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек, то есть 19,4% от всего населения полуострова.

В декабре 1941 года в Крыму были созданы мусульманские татарские комитеты, поддерживающие немецкую оккупационную администрацию. В Симферополе начал свою работу центральный «Крымский мусульманский комитет». В сентябре 1942 немецкая оккупационная администрация запретила использовать в названии слово «крымский» и комитет начал называться «Симферопольский мусульманский комитет», который в 1943 был в очередной раз переименован в «Симферопольский татарский комитет». Комитет состоял из 6 отделов: по борьбе с советскими партизанами; по комплектованию добровольческих формирований; по предоставлению помощи семьям добровольцев; по культуре и пропаганде; по религии; административно-хозяйственный отдел и канцелярия. Местные комитеты по своей структуре дублировали центральный. Деятельность комитетов была прекращена в конце 1943 года.

Первоначальная программа комитета пред усматривала создание в Крыму государства крымских татар под протекторатом Германии, создание собственного парламента и армии, возобновление деятельности запрещённой в 1920 году большевиками партии «Милли Фирка» (Шаблон:Lang-qr — национальная партия). Однако уже зимой 1941-42 годов немецкое командование дало понять, что не намерено допускать создания какого бы то ни было государственного образования в Крыму. В декабре 1941 года представители крымско-татарской общины Турции Эдиге Кырымал и Мюстеджип Улькюсал посетили Берлин в надежде убедитьГитлера в необходимости создания крымско-татрского государства, но им было отказано. Долгосрочные планы нацистов предусматривали присоединение Крыма непосредственно к Рейху в качестве имперской земли Готенланд и заселение территории немецкими колонистами.

С октября 1941 года было начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар: рот самообороны, главной задачей которых была борьба с партизанами. До января 1942 года этот процесс шел стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатцгруппы«D». В течение января 1942 года было завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны (было сформировано 14 рот). В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а еще 5 тыс. человек находились в составе резерва. В дальнейшем на основе созданных рот были развернуты батальоны вспомогательной полиции, число которых к ноябрю 1942 года достигло восьми (номера с 147 по 154). В 1943 году было создано еще два батальона. Крымско-татарские формирования использовались при охране военных и гражданских объектов, принимали активное участие в борьбе с партизанами, в 1944 году оказали активное сопротивление освобождавшим Крым соединениям Красной Армии. Остатки крымско-татарских частей вместе с германскими и румынскими войсками были эвакуированы из Крыма морем. Летом 1944 года из остатков крымско-татарских частей в Венгрии был сформирован Татарский горно-егерский полк СС, который вскоре был переформирован в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС, которая была расформирована 31 декабря 1944 и преобразована в боевую группу «Крым» влившуюся в Восточно-тюркское соединение СС. Крымско-татарские добровольцы, не вошедшие в состав Татарского горно-егерского полка СС, были переброшены во Францию и включены в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона или (в основном необученная молодёжь) были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны.

Деятельность партизан в оккупированном Крыму принято делить на три этапа: ноябрь 1941 - октябрь 1942 года, ноябрь 1942 - октябрь 1943 года, октябрь 1943 - апрель 1944 года. На каждом из трёх этапов крымские татары принимали активное участие в партизанском движении. На 20 ноября в Крыму насчитывалось 3734 партизана, среди них 2419 гражданских (в основном жители Крыма) и 1315 военных (главным образом уроженцы других регионов). Крымские татары составляли примерно 1/6 часть гражданских партизан. В основном из крымских татар состоял Судакский партизанский отряд. В связи с плохой организацией партизанской борьбы и постоянной нехваткой продовольствия, медикаментов и оружия, командование приняло решении об эвакуации большей части партизан из Крыма осенью 1942 года. Во время второго периода партизанской войны в лесах Крыма оставалось всего около 400 партизан. Во второй половине 1943 года началась активная переброска в Крым новых кадров для активизации подпольной борьбы. Значительную их часть составляли уроженцы Крыма, в том числе немало крымских татар. В 1943-44 годах командный состав пратизанских отрядов Крыма почти наполовину состоял из крымских татар (Аблязиз Османов, Сеит-Али Аметов, Джеббар Колесников, Мемет Молочников, Рамазан Куртумеров, Сейдамет Ислямов, Осман Аширов, Мустафа Мамутов, Талят Тынчеров, Серанеджин Менаджиев, Рефат Мустафаев, Мустафа Селимов, Измаил Хайруллаев и другие). Из 3472 партизан, находившихся в Крыму к 15 января 1944 года 598 человек (17 %) составляли крымские татары. Доля крымских татар среди партизан-крымчан была больше, так как часть партизан была родом из других регинов страны. Среди партизан, боровшихся с немецкими войсками с первого до последнего дня оккупации (всего их около 20 человек) трое крымских татар: Мемет Молочников, Сеитхалил Кадыев и Куртсеит Муратов. Как писала газета «Красный Крым» в сентябре 1943 года «…в партизанских отрядах сыны и дочери татарского народа вместе с русскими беспощадно уничтожали фашистов…»

В рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 25 тысяч крымских татар. Пятеро крымских татар (Петай Абилов, Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдуреим Решидов, Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза, а один (Аметхан Султан) стал Дважды Героем. Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерамиОрдена Славы. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

Несмотря на то, что представители крымско-татарского народа достойно сражались в рядах Красной Армии и активно участвовали в партизанском движении, факты сотрудничества с оккупантами привели к тому, что в 1944 произошла главная трагедия в истории крымских татар. 18 мая 1944 года по приказу Сталинаначалась операция по депортации крымских татар, обвинённых в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана, небольшие группы были отправлены вМарийскую АССР, на Урал, в Костромскую область).

Официально основанием для высылки считались массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей . При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымско-татарских коллаборационистов. Большая часть тех из них, кто не погиб в боях за освобождение Крыма в апреле 1944 года, были эвакуированы немцами в Германию и в 1945 году сдались в плен западным союзникам. Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было выявлено около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымско-татарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е годы.

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956году, крымские татары были лишены этого права до 1989 года, несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС, ЦК КПУ и непосредственно к лидерам советского государства. С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым.

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 270 тыс. крымских татар. При этом в местах депортации ещё остаётся около 150 тыс. человек. Основные проблемы - это массовая безработица (её уровень среди крымских татар в несколько раз выше, чем в среднем по Крыму), проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымско-татарских посёлках.

В 1991 году был созван второй Курултай и создана система национального самоуправления крымских татар. Каждые пять лет происходят выборы Курултая (национального парламента), в которых участвует всё взрослое крымско-татарское население, Курултай формирует исполнительный орган - Меджлис Крымско-татарского Народа (подобие национального правительства).

19 марта на круглом столе в Симферополе (Акмесджиде) Росстатом были представлены предварительные итоги переписи населения Крымского федерального округа по национальному составу, родному языку и гражданству. Проведенная в октябре 2014 г. перепись стала первой на полуострове с 2001 года, и новые сведения о национальном составе населения Крыма представляли значительный интерес для крымской общественности. Основываясь на новых данных, мы теперь можем свежим взглядом осмотреть национальную палитру Крыма.

Подводя итоги

Согласно обнародованным результатам, постоянное население Крымского федерального округа, в состав которого входят Республика Крым и город Севастополь, составило 2284,8 тыс. человек. Из них 96,2% указали свою национальность. Порядка 87,2 тысяч крымчан либо отказались участвовать в переписи, либо не дали ответа на вопрос о своей национальной принадлежности. Для сравнения, во время Всеукраинской переписи населения 2001 г. не указали свою национальность 10,9 тысяч жителей полуострова.

Всего переписчики обнаружили на полуострове представителей 175 национальностей (по данным Всеукраинской переписи 2001 г., в Крыму проживали представители 125 народов). Наиболее многочисленной национальной группой являются русские, которых в Крыму насчитывается 1,49 млн. чел. (65,31% от всего населения федерального округа), в том числе в Республике Крым - 1,19 млн. чел. (62,86%) и г. Севастополе - 303,1 тыс. чел. (77%).

Второе место по численности заняли украинцы – 344,5 тыс. чел. (15,08% населения Крыма). Из них в Республике Крым проживает 291,6 тыс. чел (15,42%), а в Севастополе - 52,9 тысяч (13,45%).

Численность крымских татар по итогам переписи насчитывает 232340 человек, что составляет 10,17% от населения полуострова. 229526 крымских татар проживают в Республике Крым (12,13% от всего населения республики), а 2814 - в Севастополе (0,72%). В то же время почти 45 тысяч человек (2% населения) были записаны татарами (под татарами обычно понимаются казанские, астраханские и сибирские татары).

Трехкратный рост численности татар (в 2001 г. в Крыму было переписано 13,6 тысяч татар) смутил самих организаторов переписи. Как сообщает агентство «Крыминформ», в ходе круглого стола начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина заявила следующее: «В связи с резким увеличением численности татар и сокращением численности крымских татар на 5% нами была проведена выборочная проверка правильности сбора сведений в местах компактного проживания. Результаты проверок показали, что часть крымских татар при переписи назвали себя просто татарами. Люди считали, что они и так живут в Крыму, и указывали сокращенное название – татарин, татарка». В итоге, по словам Никитиной, принято решение учитывать крымскотатарское и татарское население суммарно, а при следующей переписи населения провести разъяснительную работу о важности точного указания национальности.

Таким образом, подавляющее большинство жителей Крыма принадлежит к трем основным национальным группам – русским, украинцам и крымским татарам. Среди остальных народов наиболее многочисленны белорусы – 21,7 тысяч (почти 1% населения) и армяне – 11 тысяч (0,5%). Численность болгар составила 1868, греков – 2877, немцев – 1844, караимов - 535, крымчаков – 228 человек.

Кто в плюсе, а кто в минусе

За тринадцать лет, прошедших между переписями 2001 г. и 2014 г., численность представителей основных национальностей изменялась разнонаправленно. Как видно из таблицы, население Крыма за межпереписной период сократилось на 116,4 тыс. человек вследствие превышения уровня смертности над рождаемостью. При этом численность русских выросла на 41,6 тысяч человек. Основная часть прироста (33 тыс.) пришлась на Севастополь, в то время как в Республике Крым увеличение числа русских было чисто символическим – 8,5 тыс.

Увеличение численности русского населения, по всей видимости, во многом произошло из-за сокращения украинцев. В целом украинцы потеряли 232 тыс. чел. Причем сокращение было значительным как в Республике Крым, так и в Севастополе. Столь значительные изменения, возможно, были связаны с тем, что часть украинцев сменила свою национальную идентичность на русскую.

Крымскотатарское население, согласно данным из данных Росстата, в свою очередь сократилось почти на 13 тысяч человек. Очевидно, что значительная часть крымских татар была по ошибке записана переписчиками татарами. Заметим, что в 1989 г., по данным последней советской переписи населении, в Крыму проживало 10,7 тыс. татар. К 2001 году их численность возросла до 13,6 тыс. Уже тогда этот факт вызывал вопросы, поскольку на территории Крыма татары проживают рассеянно, и заметных миграционных потоков из Татарстана на полуостров не наблюдалось. В других регионах, где татары представлены переселенцами советского времени, их численность в постсоветский период, как правило, сокращалась. Вполне возможно, что уже во время переписи 2001 г. несколько тысяч крымских татар были записаны татарами. По крайней мере, 6,4% татарского населения Крыма тогда назвали родным языком крымскотатарский. Очевидно, что за последние десятилетие никаких предпосылок для резкого роста численности татар на территории Крыма не наблюдалось. Конечно, в прошлом году в Крыму появилось некоторое число представителей татарского народа, приехавших сюда в качестве чиновников и сотрудников силовых ведомств. Однако вряд ли это могло увеличить численность представителей этого этноса в три раза.

Идею учитывать представителей двух народов вместе в нынешней ситуации можно воспринимать с пониманием. Иной подход ведет к неоправданному занижению численности крымских татар. В целом же это напоминает довоенную советскую практику, когда крымских татар и казанских татар учитывали вместе. Стоит заметить, что проживавшие тогда в Крыму казанские татары были тесно связаны с крымскотатарским народом, активно участвовали в его культурной жизни и во время сталинской депортации были выселены вместе с крымскими татарами.

Совокупная численность крымских татар и татар составляет 277 тысяч человек или 12,14% от всего населения Крыма. Доля обоих народов в населении Республики Крым составила 14,36%.

Родной язык

Что же касается родного языка, то русский язык назвали родным 84% жителей Крыма, ответивших во время переписи на вопрос о языке. Крымскотатарский считают родным 7,9% населения, татарский - 3,7%. Это еще раз говорит о качестве переписи, поскольку переписчики явно записали татарский язык родным и у части тех, кого записали как крымских татар.

Статистики отмечают, что родным языком русский назвали 79,7% украинцев, 24,8% татар и 5,6% крымских татар. Украинский язык родной для 3,3% населения полуострова. Для сравнения, в 2001 г. русский родным языком считали 79,11% жителей Крыма, крымскотатарский – 9,63%, украинский – 9,55%, татарский - 0,37%.

Планируется, что более подробные результаты переписи 2014 г. по национальности и родному языку будут обнародованы в мае этого года. Тогда мы и вернемся вновь к этой теме.

Ученые ведут бесконечные споры и дискуссии о происхождении крымских татар. Сегодня исследователи находят корни крымскотатарского народа в археологических культурах бронзового и железного веков, некогда развивавшихся в Северном Причерноморье и Крыму.

Представителями одной из таких культур - Кизил-Кобинской - являются тавры, аборигены крымского полуострова.

Об этом идет речь в материале историка, телеведущей ATR Гульнары Абдуллы, опубликованном изданием 15 минут .

Именно тавры, которые известны с X века до н. э., и стали одним из главных компонентов складывавшегося коренного народа Крыма. Они заселяли горный и предгорный районы полуострова и, бесспорно, оставили свой след в материальной культуре народов Крыма. Общие родственные корни с таврами имеют киммерийцы, известные с X по VII век до н. э. При этом они никогда не смешивались между собой. Киммерийцы занимали обширную степную территорию между Доном и Днестром, степную часть Крыма и Тамани. Некоторые исследователи утверждают, что в первой половине VII века до н. э. часть этого народа покинула территорию Северного Причерноморья из-за сильной засухи. Но на полуострове к этому времени потомки киммерийцев уже успели стать составной частью таврского и скифского народа, частью генофонда Крыма.

В VII в. до н. э. в Крыму появился наиболее известный в древней истории племенной союз - скифы. В отличие от тавров и киммерийцев, прародиной скифов был Алтай - колыбель тюркских народов. В Крыму скифские племена расселились не равномерно, заняли восточное, западное побережье и Главную гряду крымских гор. В степной части скифы селились неохотно, но это им не помешало потеснить киммерийцев к предгорью. А вот что касается тавров, то с ними скифы мирно сосуществовали и по этой причине между ними происходил активный процесс межэтнического взаимодействия. В исторической науке появляется этнический термин «тавроскифы» или «скифотавры».

Около VIII века до н. э. на крымском полуострове появились маленькие поселения рыбаков и торговцев, принадлежавшие эллинам из Милета − самого могущественного и богатого из городов в Малой Азии. Первые межэтнические контакты у колонистов и местного крымского населения были исключительно экономические и достаточно сдержанные. Эллины так никогда и не продвинулись вглубь полуострова, они осели в прибрежной полосе.

Более интенсивные интеграционные процессы проходили в восточной части Крыма. Интеграция с эллинами не шла большими темпами, к примеру, как у скифов с киммерийцами и таврами, последних по численности становилось меньше. Они постепенно растворялись в скифах и хлынувших в III веке до н. э. с материка на полуостров сарматах, которые заняли степи Северного Причерноморья, вытесняя оттуда скифов. Отличительной особенностью сарматов являлся матриархат - женщины были и в составе конницы, и занимали высокие жреческие посты. Мирное проникновение сарматов в горные и предгорные области полуострова продолжалось на протяжении II–IV веко в. н. э. Вскоре их назвали не иначе как «скифо-сарматы». Под натиском готов они покинули крымские долины Альмы, Булганака, Качи и ушли в горы. Так скифо-сарматам предстояло навсегда осесть между Первой и Второй грядами Крымских гор. Культура, идеология и язык сарматов были близки скифам, поэтому интеграционный процесс этих народов шел быстро. Они взаимно обогащались, вместе с тем сохраняя черты своей индивидуальности.

В I веке н. э. на крымском полуострове появились римские легионеры. Нельзя сказать, что их история тесно переплелась с местным населением. Но римляне находились в Крыму достаточно долго, до IV века н. э. С уходом римских войск не все римляне захотели покинуть Крым. Кто-то был уже связан родственными узами с аборигенами.

В III веке на полуострове появились восточногерманские племена - готы. Они заняли Восточный Крым, расселились главным образом вдоль Южного берега полуострова. В среде крымских готов активно распространялось христианство арианского толка. Примечательно, что крымские готы достаточно долго жили в Крыму в своем княжестве Мангуп, почти не смешиваясь с местным населением.

В V веке н. э. началась эпоха Великого переселения народов. Прекратила существование античная цивилизация, Европа вступила в ранее средневековье. С утверждением новых государств формировались феодальные отношения, а на полуострове образовывались новые политико-административные центры, смешанные по этническому составу.

Следом за готами, в IV веке н. э. на полуостров обрушилась волна новых мигрантов. Это были тюрки - известные в истории, как гунны. Они оттеснили готов в горные и предгорные районы полуострова. Гунны прошли долгий путь в тысячи километров от Монголии и Алтая до Европы и осели в Крыму, открыв впоследствии дорогу хазарам, кыпчакам и ордынцам. Гуннская кровь гармонично влилась в крымский «плавильный котел», на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос. Гунны принесли на полуостров веру и культ бога Тенгри. И с этого времени наряду с христианством в Крыму распространилось тенгрианство.

За гуннами последовали авары, но их пребывание не оставило глубокого следа. Они сами очень скоро растворились в местном населении.

В VII веке в Крым под давлением хазар проникли булгары - один из тюркских этносов. В Крыму они жили этническими общинами, но замкнутый образ жизни не вели. Расселились почти на всей территории полуострова. Как и все тюрки, они были общительны и свободны от предрассудков, поэтому интенсивно смешивались как с аборигенами, так и с такими же, как они недавними «крымчанами».

В конце VII века к Азовскому морю продвинулись хазары (тюркские племена, в подавляющей массе относившиеся к монголоидам), подчинив своей власти почти все Северное Причерноморье и степную часть Крыма. Хазары уже на рубеже VIII века продвинулись к ареалу расселения готов на юге полуострова. После распада своего государства − Хазарского каганата − часть аристократии, исповедовавшая иудаизм, осела в Крыму. Называли себя они «караиты». Собственно, по одной из существующих теорий, именно с X века на полуострове начала формироваться нация, более известная как «караимы».

Около 882 года на полуострове осели и приняли участие в этнических процессах, происходивших среди населения Крыма, еще одни тюрки - печенеги. Они оттеснили тюрко-булгар в предгорье и тем самым усилили тюркизацию горцев. Впоследствии печенеги окончательно ассимилировали в тюрко-алано-булгарско-кипчакской среде предгорья. Они имели европеоидные черты с незначительной примесью монголоидных.

Во второй половине XI века в Крыму появились кыпчаки (в западной Европе известные как куманы, в Восточной Европе как половцы) - одно из многочисленных тюркских племен. Они заняли весь полуостров, кроме его горной части.

Согласно письменным источникам, кыпчаки были по большей части светловолосыми и голубоглазыми людьми. Удивительная особенность этого народа в том, что не они ассимилировались, а ассимилировались в них. То есть, они являлись ядром, к которому, как к магниту, притягивались остатки племен печенегов, булгар, алан и других, принимая их культуру. Столицей кыпчаков на полуострове стал город Сугдея (совр. Судак). К XIII веку они окончательно слились с местным населением, перешли от тенгрианства в Ислам.

В 1299 году, в заперекопские земли и в Крым вошли войска ордынского темника Ногая. С этого времени полуостров вошел в состав Джучиевого улуса Великой Орды, без особых потрясений, фактически не изменив сложившегося в начале XIII века структуры населения, без перемен в хозяйственном укладе, без разрушения городов. После этого и завоеватели, и побежденные зажили на крымской земле мирно, фактически без конфликтов, постепенно привыкая друг к другу. В образовавшейся таким образом пестрой демографической мозаике каждый мог продолжать заниматься своим делом и сохранять собственные традиции.

Но именно с приходом кыпчаках в Крыму начался заключительный многовековой тюркский период. Именно они и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения полуострова.

Когда в XVI веке в крымские степи стала проникать значительная масса заперекопских ногайцев, потомки кыпчаков стали первыми, с кем ногайцы столкнулись и с кем начали довольно интенсивно смешиваться. В результате их физический облик изменился, приобретя выраженные монголоидные черты.

Итак, с XIII века на полуострове уже присутствовали почти все этнические компоненты, все составляющие, другими словами - существовали прародители, из которых сложится новая нация - крымские татары.

Примечательно, что еще до возникновения Османской державы на полуострове появились переселенцы из Малой Азии, это были выходцы тюркского племени, сельджуки, которые оставили следы своего пребывания в Крыму, как части его населения, говорившего на турецком языке. Этот этнический элемент сохранялся век за веком, частично смешиваясь с единоверным и довольно близким по языку крымскотатарским населением - процесс неизбежный для любых мигрантов. Собственно, контакты с сельджуками, а после - и турками-османами с XIII и на протяжении последующих веков не прекращались в силу того, что будущие государства - Крымское ханство и Османская империя - всегда были союзниками.

Говоря об этническом составе Крыма, трудно обойти стороной венецианцев и генуэзцев. Первые венецианцы появились на полуострове уже в конце XI века. Вслед за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Последняя впоследствии окончательно вытеснила Венецию из Крыма. Генуэзские фактории процветали и в первые годы независимой крымскотатарской державы - Крымского ханства, но в 1475 году они были вынуждены возвратиться в Италию. Но не все генуэзцы покинули Крым. Многие пустили здесь свои корни и со временем полностью растворились в крымских татарах.

На протяжении веков довольно сложно складывался этногенез современных крымских татар, в котором приняли участие нетюркские и тюркские предки. Именно они определили особенности языка, антропологический тип и традиции культуры этноса.

В период Крымского ханства наблюдались и локальные интеграционные процессы. К примеру, известно, что в первые годы Крымского ханства сюда переселялись целыми родами черкесы, которые к концу XIX века растворилась в крымских татарах.

На сегодня современные крымские татары состоят из трех основных субэтнических групп: южнобережные (ялы бойю), горные, предгорный Крым (таты), степные (ногъаи).

Что касается этнонима «крымские татары», а точнее татары, то он появился в Крыму только с приходом ордынцев, то есть, когда Крым вошел в состав Джучиевого улуса Великой (более известной как Золотой) Орды. А как выше было сказано, к этому времени уже почти сформировалась новая нация. Именно с тех пор татарами стали называть жителей Крыма. Но это ни в коем случае не означает, что крымские татары являются потомками ордынцев. Собственно, именно этот этноним унаследовало и молодое Крымское ханство.

На сегодня этногенез крымских татар еще не завершен.


Top