Изображение леса в русской литературе и живописи. Стихотворения о лесе русских поэтов Лес как символ

Многие поэты русской литературы подарили нам возможность общения с природой, с пленительным очарованием русского леса.

Притягательную силу леса мы чувствуем, читая стихи поэтов XIX и XX веков и рассматривая полотна великого русского живописца Ивана Шишкина.

У Ивана Алексеевича Бунина есть стихотворение «Детство»:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк

Прильну к сосне корявой –

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета,

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Настроение у этого стихотворения радостное, приподнятое, и рождается оно, наверное, ясным солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной, обещает новые открытия, и все лучшее кажется еще впереди.

Картины, представляющиеся в этом стихотворении, все пронизаны светом. Молодая зеленая хвоя весело блестит на солнце, а старая, рыжая, тускло мерцает на сухих ветках, виднеется кое- где среди подлеска: на земле еще можно увидеть почерневшие раскрытые старые шишки. В бору оживленно перекликается бодрая дробь дятла. Мне лес представляется прекрасным Дворцом Природы.

Не случайно поэт называет его «солнечными палатами». Высокие и прямые сосны, уходящие своими кудрявыми верхушками прямо в синее небо, кажутся величественными колоннами, на которых радостно играют блики солнца. Все стихотворение пронизано солнечным светом и запахом хвои, как и сам сосновый бор. С самых первых строк стихотворения входит в наше воображение свет солнца и запах нагретой хвои. Поэт говорит о «солнечных палатах», лужайках света по всему лесу («Повсюду блеск, повсюду яркий свет»), о нагретых солнцем стволах деревьев («Кора груба, морщиниста, красна, / Но как тепла, как солнцем вся прогрета»), о «зное и сухости солнечного света», о том, как сладостно «дышать сухим смолистым ароматом».

Создается впечатление праздничности соснового бора. Это впечатление возникает благодаря все тому же солнечному свету, « который предает всему праздничный «блеск».

Сравнение бора с «палатами», песка с шелком («песок как шелк»), сосен с величавыми «гигантами» создает ощущение чего- то необыкновенно прекрасного, радостного и царственного.

Лес поражает своим величием и красотой не только И. А. Бунина.

Великолепным певцом русского леса был замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Этот выдающийся живописец был не -превзойденным знатоком родной природы. Русскую природу И. И. Шишкин узнал и полюбил еще в детстве и ранней молодости, бродя по лесам, любуясь из окон отчего дома широкими далями.

Все произведения художника посвящены русской природе. Он руководствовался твердыми убеждениями, что природа сама по себе, а задача художника состоит в том, чтобы неутомимо и любовно ее изучать, и как можно точнее передавать. Никто до Шишкина не изучал так тщательно, во всех деталях, деревья лесов среднерусской полосы. «Лесной богатырь» - так называли Шишкина товарищи художники. На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Хвойный лес. Солнечный день», «Корабельная роща».

Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению Бунина: все они пронизаны светом, теплом и радостным мироощущением. Но все же особенно выделяется картина «Хвойный лес. Солнечный день» (1895), «На песчаном грунте. Этюд» (1889 или 1890) и «Сосны освещенные солнцем. Этюд»(1886) Первую («Хвойный лес. Солнечный день») выделяем, потому что именно в ней лес напоминает солнечные палаты в своем выверенном чередовании стройных стволов, которые выстраиваются перед нами, приглашая в глубь леса, на солнечные яркие поляны. Картина, «На песчаном грунте», нравится ощущением свежего чистого хвойного воздуха, который льется сквозь деревья и играет на мягком золотистом песке (невольно вспоминается бунинская строка: «Песок – как шелк»), кажется, будто стоишь в низинке и смотришь на возвышенность, по которой убегают к небу пригретые солнцем веселые сосны. Ну, а «Сосны, освещенные солнцем» настолько объемны, осязаемо, теплы, что хочется прижаться щекой к их коре и почувствовать от тепла, аромата хвои и света головокружительное блаженство и счастье жить. Две высокие сосны, от которых тянутся длинные сочные тени, являющиеся центром всей композиции, кажутся похожими на величественный вход в «солнечные палаты».

А вот еще одно стихотворение И. Бунина – «В лесу»

Тропинкой темною лесною,

Где колокольчики цветут,

Под тенью легкой и сквозною

Меня кустарники ведут.

Здесь полусвет и запах пряный

Сухой листвы, а вдалеке

Лес расступается поляной

К долине мирной и реке.

(«В лесу»)

Поэтический образ леса в бунинском стихотворении похож на лес, что на картине И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Еще один русский поэт, Иван Суриков, воспевает лес, как место, где есть раздолье разноцветным травам, тишине, таинственности. По сути, это гимн лету с его сочной зеленью деревьев, веселым солнцем, душистым чудом земляничных лесных полянок.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы;

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес:

Ни звука –

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Это стихотворение ярко перекликается с картиной Ивана Шишкина «Опушка лиственного леса», где мы видим душистую лесную полянку, по которой так и хочется побегать, отдохнуть и насладиться свежим лесным воздухом.

У Афанасия Фета в стихотворении «Дождь» слышится тревожное настроение от приближающейся грозы с ливнем в лесу.

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в лицо,

И что - то к лесу подошло,

По свежим листьям барабанит.

(«Дождь»)

На картине И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» мы с тревогой смотрим на темную – синюю грозовую тучу, затянувшую небо. Съежившись под зонтом, бредем вместе с другими людьми под проливным дождем по сырой, размокшей лесной дороге.

Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова А. Фета лес изображен с сочной зеленью деревьев, то в стихотворении М. Лермонтова «На севере диком» видится зимняя, одинокая сосна.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем.

Прекрасная пальма растет.

Стихотворение навевает грустное, печальное и лирическое настроение. Это подчеркивается словами «На севере диком стоит одиноко на голой вершине».

Мне представляется картина: одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко. Эти поэтические строки М. Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины «На севере диком»

Художник умело передал настроение, созданное в стихотворении. На картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато – зеленых оттенков.

Если сравнивать сосны, описанные у Бунина, с сосной, созданной воображением Лермонтова, то надо отметить, что бунинские сосны приносят человеку радость, в лесу весело и ярко, везде солнечный свет, блеск. Бунинские сосны хотя и огромны, но величавы, стволы их теплы, приятен их смолистый аромат. Они тесно связаны с прекрасными воспоминаниями детства и лета. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. Человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной.

Каждый поэт по-своему показывает нам сосны. Поэтические и художественные образы этих деревьев создают у нас разное настроение. Мы убеждаемся, как воздействует на нас поэтическое слово И. А. Бунина, И. Сурикова, А. Фета. А художник И. И. Шишкин своими картинами усилил звучание поэтических строчек.

Русский лес в прозе и живописи И. Шишкина.

Наблюдая за жизнью русского леса, нельзя не вспомнить картину Шишкина «Утро в сосновом лесу» и рассказы Г. Скребицкого, В. Бианки отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство»

« Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка.

Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки

Медвежонок тянет к ней лапу, лягушка делает в сторону большой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, а медвежонок сует туда лапу, отдергивает, трясет его и с удивлением смотрит, куда же делся его новый приятель. Я не могу оторвать глаз - до чего же хорош такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котенком. Не верится, что это дикий зверь».

После прочтения этого отрывка представляется веселый, неугомонный и неповоротливый медвежонок. А. И. Шишкин изобразил своих медвежат ранним летним утром, среди могучих сосен. Они вылезли из – под поваленного дерева. Двое из них играют, кувыркаются на поваленном бурей дереве. А третий медвежонок не играет с братьями. Он самый неуклюжий и косолапый. Взобрался на ствол другого поваленного дерева и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Медвежата, изображенные Шишкиным и Скребицким очень наблюдательны, мы увидели их характеры и повадки зверей.

А вот как рассказывал о сосновом боре писатель И. Соколов – Микитов, наш земляк. «Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь ли, едешь, бывало, по старому сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные сосны, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые, золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корой. Пахнет смолой и землей. Тихо в старом сосновом бору, изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины».

Сосновые боры у И. Соколова – Микитова и И. Шишкина похожи, ибо на картине тоже видно, как солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Эти деревья высокие и могучие, кажется, что они задевают своими кривыми и раскинутыми ветвями солнце. Прохладно, светло в пустой сосновой чаще.

Для своей картины «Утро в сосновом бору» И. Шишкин выбрал именно такую глушь, потому что только здесь медвежата могут играть беззаботно, их охраняет дремучий, пустой лес, сюда не ступала нога человека. Первоначально на картине не было медвежат, художник нарисовал их гораздо позже, тем самым он оживил свою картину, она наполнилась не только светом, но еще и звуками. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

В «Записках охотника» И. С. Тургенева природа подчиняет человека не только своей загадочностью, не только своим равнодушием, но и своей жизненной силой, здоровьем и мощью. Такова природа в рассказе «Лес и степь», замыкающем цикл. Рассказ о лесе и степи с разнообразными, важными и торжественными событиями в их жизни, со сменой времен года, дня и ночи, зноя и грез - это в то же время рассказ о человеке, чей духовный образ, определяется этой природной жизнью.

В описании леса Тургенев использует много красок: темно-серое небо; деревья, облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах кранным огнем горят лучины.

Помимо красок в лесу много разнообразных звуков: слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит, громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за вами и т. д.

В этом и есть мастерство И. Тургенева. Он умеет «вглядываться и вслушиваться» в природу.

«Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы!

Они держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свисток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму»

Такой русский лес, в котором «лепечут статные осины», шевелятся длинные висячие ветки берез и могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы есть и на картине И. Шишкина «Опушка лиственного леса»

Заключение.

Мы увидели поэтический и художественный образ леса. Каждый поэт по-своему показывает нам лес, образы деревьев создают у нас разные настроения. Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова создается впечатление праздничности от соснового бора, то от стихотворения М. Лермонтова, И. Фета навевает грустным, печальным настроением.

Своим величием лес поражал и замечательного художника Ивана Шишкина, чьи полотна с изображением усиливают звучание поэтических строк. Мы видим суровые и таинственные, сказочные и дремучие леса, с вековыми и раскидистыми, прямыми и золотистыми соснами.

В русской литературе и живописи есть еще достаточно много поэтических строк, посвященных лесу, и картин с изображением леса. Я с интересом продолжу наблюдения за тайнами и величием русского леса в поэзии и живописи.

  • учащаяся 6-а класса
  • МОУ Серноводской СОШ
  • «Образовательный центр».
  • Руководитель: Полатовская С.Ю.,
  • Учитель русского языка и литературы
Введение
  • Введение
  • I. Разновидности пейзажей.
  • II. 1. Эстетическая роль леса.
  • II. 2. Лес как символ.
  • III.Особенности раскрытия образа леса
  • в стихотворениях И.Бунина «Шумели листья, облетая», К.Бальмонта «Фантазия», Н.Разгон «Мой чудный лес», С.Я. Маршака «Лес».
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Музыка, природа, стихи - это радостно всем.
  • Музыка, природа, стихи - это радостно всем.
  • В природе есть своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщает человека к прекрасному.
  • Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием –
  • не губите красоту вокруг себя.
  • Любовь к родине всегда являлась национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить глубокий смысл.
Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие.
  • Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие.
          • Существуют целые исследования образа леса -
  • в немецкой литературе, ручья - во французской. Русская литература в этом отношении изучена недостаточно .
Тема нашей научной работы:
  • Тема нашей научной работы: «Особенности раскрытия образа леса в стихах русских поэтов».
  • Для анализа идейного замысла используются стихотворения И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака.
  • Актуальность темы данной работы определяется недостаточной ее изученностью и новизной, а также необходимостью воспитания среди учащихся бережного отношения к природе.
Цель работы – выявить общие закономерности в раскрытии образа леса разными поэтами, а также их своеобразие.
  • Цель работы – выявить общие закономерности в раскрытии образа леса разными поэтами, а также их своеобразие.
  • Задачи работы:
  • 1.Определить эстетическую роль пейзажа и образа леса в лирике.
  • 2.Узнать о системном подходе к изучению пейзажа и применить классификацию к рассмотрению образа леса.
  • 3.Уточнить возможные символические значения образа леса.
  • 4.Выявить идейный замысел стихотворений И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака.
  • 5.Выяснить, к какой разновидности пейзажа относится стихотворение.
  • 6.Расшифровать символическое значение образа леса в произведении.
Идеальный пейзаж:
  • Идеальный пейзаж:
  • 1) мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи;
  • 2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду;
  • 3) цветы широким ковром устилающие землю;
  • 4) деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень;
  • 5) птицы, поющие на ветвях.
Унылый пейзаж:
  • Унылый пейзаж:
  • 1.Особый час дня: вечер, ночь или
  • особое время года – что определяется
  • удалением от солнца, источника жизни.
  • 2.Непроницаемость для взора и слуха,
  • некая пелена, застилающая восприятие:
  • туман и тишина.
  • 3.Лунный свет, причудливый,
  • таинственный, жутковатый.
  • 4.Картина обветшания, тления,
  • развалин.
  • 5.Образы северной природы.
Бурный пейзаж:
  • Бурный пейзаж:
  • 1.Гроза
  • 2.Буря
  • 3.Метель
  • 4.Ливень
Эстетическая роль леса
  • Эстетическая роль леса
  • проявляется в созидании
  • колоритных элементов ландшафта,
  • дивных пейзажах, «собранных»
  • из седых камней,
  • прозрачных родников,
  • тихих заводей,
  • вкрадчивого шума серебристых ручьев.
  • Именно этой ипостаси леса посвящены наиболее тонкие и изящные строки талантливой прозы и высокой поэзии.
Лес - в психологических тестах, гаданиях - это душа, внутренний мир человека.
  • Лес - в психологических тестах, гаданиях - это душа, внутренний мир человека.
  • Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери.
  • Лес - это широко распространенный символ внешнего мира.
  • В легендах и сказках лес олицетворяет различные опасности.
  • Для одухотворенных людей он может стать местом уединенности
  • от житейской суеты.
  • В литературе и изобразительном искусстве древнего мира образ леса фигурирует как «священная роща» или райски прекрасный «лесной сад».
  • Христианская традиция сочетает понимание леса как зловещей «чащобы-прибежища зверей и драконов» с мотивами «лесного безмолвия»- благодатной среды для уединенных молитв.
  • Встречаются в поэзии образы леса как « храма природы».
  • В литературе 20 века лес – воплощение многотрудных путей человеческого познания, наглядный образ родины, школа «экологической мудрости».
Шумели листья, облетая,
  • Шумели листья, облетая,
  • Лес заводил осенний вой…
  • Каких-то серых птичек стая
  • Кружилась по ветру с листвой.
  • А я был мал, - беспечной шуткой
  • Смятенье их казалось мне:
  • Под гул и шорох пляски жуткой
  • Мне было весело вдвойне.
  • Хотелось вместе с вихрем шумным
  • Кружиться по лесу, кричать-
  • И каждый медный лист встречать
  • Восторгом радостно – безумным!
  • Образ леса в стихотворении
  • 1)относится к «бурному пейзажу»;
  • 2)отражает внутренний мир лирического героя;
  • 3)является символом внешнего мира, наполненного жизнью и опасностями.
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
  • Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
  • Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
  • Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
  • И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
  • Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
  • В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
  • Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
  • Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.
  • Стихотворение можно отнести к элегическому пейзажу.
  • Лес отражает внутренне состояние лирического героя.
  • В произведении отражаются мифологические мотивы - «духи ночи».
  • Лес символизирует внешний мир природы и внутренний мир человека.
  • В стихотворении можно выделить признаки унылого пейзажа: глушь, покой, тишина, но это обманчивая « дремота», потому что в лесу кипит жизнь. А значит, это идеальный пейзаж.
  • Лес символизирует внешний мир и в то же время напоминает напряженную жизнь души, творческий процесс.
  • http://allstude.ru/Literatura_i_russkiiy_yazyk/Poeziya_prirody.html
  • http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=293
  • http://relax.wood.ru/wood/symbol.php3
  • http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-l/lar/les.htm
  • http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=80657
  • http://full-house.ru/detail.php?id=22644
  • http://newyear2012t.evidentia.org/deti-v-lesu-kartinki.html
  • http://antonov-andrey.ucoz.ru/photo/39-0-283-3
  • http://imgcoder.com/gdefon/coder/full/4648-img-full
  • http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000046.php
  • http://wallpapers-diq.com/ru/42_~_Indian_Creek,_Siuslaw_National_Forest,_Oregon.html
  • http://www.wallpampers.ru/photos/16094
  • http://maskarad.endgametv.info/zimnii-les-risunki.html
  • http://znak.at.ua/photo/12-0-2579-3
  • http://www.zastavki.com/rus/Nature/Forest/wallpaper-683.htm
  • http://wpapers.su/90/
  • http://www.artfile.ru/oboi/b/i.php?i=45238син
  • http://wpapers.ru/wallpapers/nature/Winter/8184/1280-720_Глубокое-молчание.html
  • http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000032.php
  • http://vsjamebel-tut.ru/dub-v-bane.html http://luchik8888.livejournal.com/100742.html
  • http://www.iskusstvu.ru/photos.php?id=4421&type=man
  • http://www.volosov.spb.ru/E9ru.
  • http://beta.diary.ru/~yuri-senpai/?tag=727
  • Источники изображений

Леса затаились мои,
А реки давно отзвенели.
И наши с тобой соловьи,
Как будто совсем онемели.

И мы уже сами не те,
И все понимаем прекрасно.
Подходим к незримой черте,
А что за чертою не ясно.

И это не сразу,
Не вдруг.
У края свободы и воли.
Пока еще только испуг,
Не боль,
А предчувствие боли.
1981г.

Лес редеет. Золото в зеленом.
И, листы былого вороша,
как береза с пожелтевшим кленом,
медленно живет моя душа.

Тихое качанье листопада
и дождя прерывистая нить…
Может, вам еще чего-то надо.
а с меня довольно только быть…

Этот тихий шелест сердобольный,
долгий шорох падающих слез…
И с меня на целый день довольно
мерного качания берез.

Плачущая, ласковая осень,
точно мать замолкшая моя…
И куда она меня уносит,
Из листов желтеющих ладья?

Может, в край, где найдены потери
и...

Лес прибрежный вырублен под корень,
Реки, загрязнённые, в мели.
Ну, ответь мне, человек, доколе,
Будешь ты губителем земли?
Не какой-то сказочной и дальней,
Где разлит елей, где гладь да тишь,
А своей, родной, исповедальной,
На которой сеешь и стоишь.

Лес не видят за деревьями,
За словами - мысли суть.
Впечатлениям поверив мы,
Себя можем обмануть.

Себе врут что живут истиной,
Заблудившись среди правд.
И жизнь делают бессмысленной,
Ища славы и наград.

От чужих зависит мнений,
Тот, кто хочет похвалы.
Полон он в себе сомнений,
Когда люди к нему злы.

Любят все когда их хвалят,
Даже если нет заслуг.
Только там где враг обманет,
Врать не будет лестью друг.

Видя то, что нам желанно,
Всё как нужно нам поймём.
И в иллюзиях...

Поэзия – великая держава.
Она легла на много вёрст и лет,
Строга, невозмутима, величава,
Распространяя свой спокойный свет.
В ней есть большие, малые строенья,
Заборы лжи и рощи доброты,
И честные нехитрые растенья,
И синие отравные цветы.
И чем подняться выше, тем предметней
Плоды её великого труда –
Над мелкой суетливостью предместий
Стоящие сурово города.
Вот Лермонтов под бледными звездами
Темнеет в стуках капель и подков
Трагическими очерками зданий,
Иронией молчащих тупиков...

Слайд 2

Введение I. Разновидности пейзажей. II. 1. Эстетическая роль леса. II. 2. Лес как символ. III.Особенности раскрытия образа леса в стихотворениях И.Бунина «Шумели листья, облетая», К.Бальмонта «Фантазия», Н.Разгон «Мой чудный лес», С.Я. Маршака «Лес». Заключение Список использованной литературы

Слайд 3

Введение

Музыка, природа, стихи - это радостно всем. В природе есть своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщает человека к прекрасному. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя. Любовь к родине всегда являлась национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить глубокий смысл.

Слайд 4

Каждаянациональная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическоесвоеобразие. Существуют целые исследования образа леса - в немецкой литературе, ручья - во французской. Русская литература в этом отношении изучена недостаточно. .

Слайд 5

Тема нашей научной работы: «Особенности раскрытия образа леса в стихах русских поэтов». Для анализа идейного замысла используются стихотворения И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака. Актуальность темы данной работы определяется недостаточной ее изученностью и новизной, а также необходимостью воспитания среди учащихся бережного отношения к природе.

Слайд 6

Цель работы– выявить общие закономерности в раскрытии образа леса разными поэтами, а также их своеобразие. Задачи работы: 1.Определить эстетическую роль пейзажа и образа леса в лирике. 2.Узнать о системном подходе к изучению пейзажа и применить классификацию к рассмотрению образа леса. 3.Уточнить возможные символические значения образа леса. 4.Выявить идейный замысел стихотворений И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака. 5.Выяснить, к какой разновидности пейзажа относится стихотворение. 6.Расшифровать символическое значение образа леса в произведении.

Слайд 7

Разновидности пейзажей

Идеальный пейзаж: 1) мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи; 2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду; 3) цветы широким ковром устилающие землю; 4) деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень; 5) птицы, поющие на ветвях.

Слайд 8

Унылый пейзаж: 1.Особый час дня: вечер, ночь или особое время года – что определяется удалением от солнца, источника жизни. 2.Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина. 3.Лунный свет, причудливый, таинственный, жутковатый. 4.Картина обветшания, тления, развалин. 5.Образы северной природы.

Слайд 9

Бурный пейзаж: 1.Гроза 2.Буря 3.Метель 4.Ливень

Слайд 10

Эстетическая роль леса

Эстетическая роль леса проявляется в созидании колоритныхэлементов ландшафта, дивных пейзажах, «собранных» из седых камней, прозрачных родников, тихих заводей, вкрадчивого шума серебристых ручьев. Именно этой ипостаси леса посвящены наиболее тонкие и изящные строки талантливой прозы и высокой поэзии.

Слайд 11

Лес как символ

Лес - в психологических тестах, гаданиях - это душа, внутренний мир человека. Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери. Лес - это широко распространенный символ внешнего мира. В легендах и сказках лес олицетворяет различные опасности. Для одухотворенных людей он может стать местом уединенности от житейской суеты. В литературе и изобразительном искусстве древнего мира образ леса фигурирует как «священная роща» или райски прекрасный «лесной сад». Христианская традиция сочетает понимание леса как зловещей «чащобы-прибежища зверей и драконов» с мотивами «лесного безмолвия»- благодатной среды для уединенных молитв. Встречаются в поэзии образы леса как « храма природы». В литературе 20 века лес – воплощение многотрудных путей человеческого познания, наглядный образ родины, школа «экологической мудрости».

Слайд 12

Иван Бунин« Шумели листья, облетая»

Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая Кружилась по ветру с листвой. А я был мал, - беспечной шуткой Смятенье их казалось мне: Под гул и шорох пляски жуткой Мне было весело вдвойне. Хотелось вместе с вихрем шумным Кружиться по лесу, кричать- И каждый медный лист встречать Восторгом радостно – безумным! Образ леса в стихотворении 1)относится к «бурному пейзажу»; 2)отражает внутренний мир лирического героя; 3)является символом внешнего мира, наполненного жизнью и опасностями.

Слайд 13

К.Бальмонт «Фантазия»

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья, Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез; Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез. Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели, В мягкой бархатной постели им отрадно почивать, Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная, Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать. Стихотворение можно отнести к элегическому пейзажу. Лес отражает внутренне состояние лирического героя. В произведении отражаются мифологические мотивы - «духи ночи». Лес символизирует внешний мир природы и внутренний мир человека.

Слайд 14

Наталья Разгон«Мой Чудный Лес»Остались в прошлом дни пурги и стужи,Вступает март в законные права.И вот я жду, когда подсохнут лужиИ народится первая трава.Тогда я – в лес, прозрачный, затаенный,Расцвеченный лишь охрою сосны,Я здесь – царица! Лес - мои владенья,Предвечное наследие души!Мой чудный лес …Конечно, все - иначе…Ведь я – его случайная строка!А для природы, может, равнозначноРожденье человека и листка?...

Образ леса в данном стихотворении можно отнести к идеальному пейзажу, т.к. в нем подчеркивается красота природы. Лес символизирует вечность души. В стихотворении отражается восторженное настроение лирического героя.

Слайд 15

С.Я. Маршак «Лес»Многоэтажный этот домНе знает праздного безделья.Упорным занят он трудомОт купола до подземелья. Здесь ловят солнце зеркалаВ лаборатории высокой.И движутся внутри стволаДобытые корнями соки. Бормочут листья в полусне,Но это мнимая дремота.В глуши, в покое, в тишинеИдет незримая работа.

В стихотворении можно выделить признаки унылого пейзажа: глушь, покой, тишина, но это обманчивая « дремота», потому что в лесу кипит жизнь. А значит, это идеальный пейзаж. Лес символизирует внешний мир и в то же время напоминает напряженную жизнь души, творческий процесс.

Слайд 16

Выводы 1.Образ леса присутствует во многих стихах русских поэтов и помогает авторам выразить свои чувства, переживания.2. Авторы показывают также красоту леса, его таинственность3.Чаще всего лес предстает перед нами как символ внешнего мира и внутренних переживаний человека. 4. Мифологические мотивы леса также встречаются в стихах русских поэтов.

Слайд 17

Практическая польза этого исследования заключается в том, что мы доказали на примерах возможность системного подхода к анализу стихотворений, в которых описывается лес. А это значительно облегчает задание – определить идею стихотворения, его мотивы, символическое значение образов и настроение лирического героя. Кроме этого, вопрос об эстетической роли леса заставляет еще раз задуматься о необходимости беречь родную природу, зеленые насаждения.

Слайд 18

Источники информации:

http://allstude.ru/Literatura_i_russkiiy_yazyk/Poeziya_prirody.html http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=293 http://relax.wood.ru/wood/symbol.php3 http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-l/lar/les.htm http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=80657 http://full-house.ru/detail.php?id=22644 http://newyear2012t.evidentia.org/deti-v-lesu-kartinki.html http://antonov-andrey.ucoz.ru/photo/39-0-283-3 http://imgcoder.com/gdefon/coder/full/4648-img-full http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000046.php http://wallpapers-diq.com/ru/42_~_Indian_Creek,_Siuslaw_National_Forest,_Oregon.html http://www.wallpampers.ru/photos/16094 http://maskarad.endgametv.info/zimnii-les-risunki.html http://znak.at.ua/photo/12-0-2579-3 http://www.zastavki.com/rus/Nature/Forest/wallpaper-683.htm http://wpapers.su/90/ http://www.artfile.ru/oboi/b/i.php?i=45238син http://wpapers.ru/wallpapers/nature/Winter/8184/1280-720_Глубокое-молчание.html http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000032.php http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000032.php http://vsjamebel-tut.ru/dub-v-bane.htmlhttp://luchik8888.livejournal.com/100742.html http://www.iskusstvu.ru/photos.php?id=4421&type=man http://www.volosov.spb.ru/E9ru. http://beta.diary.ru/~yuri-senpai/?tag=727 Источники изображений

Слайд 19

Посмотреть все слайды

Лес шептал, в предзакатной молитве.
Грусть-художница правила в нём.
Осень, смазав ей краски в палитре,
Озарилась слепящим огнём.

Ослепи, – и померкни на время!
Дай привыкнуть к такому огню.
Ветер с клёнов смахнёт красок бремя,
Бросит вслед уходящему дню.

Окропятся леса и пригорки
Здесь багрянцем, а там – сединой.
Солнце скатится с радужной горки,
И от тучи повеет зимой.

Над оврагом простушка-осина,
Устыдившись, пригнулась к земле.
Дождь осенний наряд с неё...

Лес для гнома – добрый дом.

Здесь со всеми он знаком.

Утром, выйдя на зарядку,

Скажет здрасти, по порядку

И цветочкам, и грибкам,

И росинке и листам.

Дружит с гномом древний лес.

Для него полно чудес

Приготовит от души.

Хочешь чуда? Поспеши

Утру – здравствуйте, сказать,

Днём улыбкой просиять.

Вечерком, ложась в кровать,

Добрых снов всем пожелать.

Станет мир, как добрый лес,

Где всегда полно чудес.

© Copyright: Надежда Мунцева, 2020...

Лес зелёной стеною стоит.
Сквозь которую вьётся дорога.
Ветер баловень в чаще шумит.
И от сердца ушла вдруг тревога.

Хорошо здесь, глаза я закрою.
Растворюсь сердцем в шуме лесном.
Лес мне что то зашепчет листвою.
И расскажет о чём то своём.

Запоёт средь листвы где то птица.
Ах как всё таки жизнь хороша!
Наяву это всё ,иль мне снится?
Лес поёт и поёт с ним душа.

Мы живём в мире быстром и шумном.
Мы забыли - мы дети Земли.
Мы забыли,мчась в беге безумном.
Для чего в этот...

Лес в России так рубили,
Что наверно позабыли...
Лес столетия растёт
И лишь тогда он там поёт!
Какой вырос он красавец...
В ветры выполняет танец!
Он шумит, зверь подвывает...
Птица там вся запевает!
Жизнь лесная в нём идет...
Природа вокруг везде поёт!
В лихие демократические года...
Образовалась криминальная среда.
Лес в России поджигают,
А потом уж вырубают.
Заграницу отправляют,
Капиталы наживают!
И пойди, найди концы...
Ведь работают спецы!
Лес рубили, он кричал...
Ген...

Лес осенний. Небо ясно,
Ветер трепет сухостой,
На полянке гриб ушастый
Прячет шляпку под листвой.

Поезд едет издалёка,
Слышен мерный перестук,
Беспокойная сорока
Всполошила всё вокруг.

Вздрогнул лес и всё умолкло,
Вновь покой и тишина,
Будто чья-то недомолвка
Новым миром решена.

Но внезапно всё померкло,
Солнце скрыли тучек ряд,
И холодный дождик мелкий
Разливает листопад.

Ветерок прибавил ходу,
Кроны резко всполошил,
Листопадным хороводом
Круг магический вершил...

Лес на Дону весь загибает…
В пойме Дона он засыхает!
Весь валежником завален…
На вымирание весь реален.
Хотя бобёр здесь процветает…
Вымирать лесу здесь помогает,
Такие валит, здесь дерева!
Которые простояли тут века.
Вот так на Дону сейчас живём…
По отчётности рекорды бьём,
А на деле, - картинная иная…
Малая Родина загибает Родная!!!
Луг зарос весь бурьяном…
Лес от болезней загибает кругом!
Денег на добрые дела не хватает…
Вот природа на Дону и загибает.

Лес дремучий.Пропахшие древностью сосны
От земли и до неба собой обнимают простор.
Жутковато и страшно и здесь заблудиться так просто
По заманчивым тропкам шагов выплетая узор.
Складный говор ветвей что знавали рождение мира
И чарующий сумрак подлеска,и зов говорливых цветов,
Ворожба мягких мхов и болот колдовская трясина,
Буреломы таежных, сплетающих разум, кустов.
Здесь пропитано все первобытным и гордым началом.
Словно райский Эдем опустился с постылых небес.
Здесь само...


Top