Рациональный склад ума. Рациональное мышление

НАТА КАРЛИН

Рациональное мышление отличается от иррационального тем, что в ее основе лежат логически обоснованные доводы и факты для размышлений и принятия решений. Иррациональное мышление – бессвязный ход мыслей, не имеющий строго выстроенной логической цепочки и основанный на предположениях и чувствах. Иррациональное мышление возникает из желания человека верить в свои фантазии.

Рациональное мышление – процесс, а не результат

Такой способ мышления – это способность строить логические цепочки, делать соответствующие выводы и . Стремление мыслить рационально является положительным фактором для работы над собственными недостатками. Руководствуясь логическими размышлениями, человек не действует спонтанно, тем самым, исключая неприятные неожиданности. Рациональное мышление позволяет человеку видеть вещи в истинном свете, объясняет необъяснимое, успокаивает и показывает кратчайший путь к достижению необходимого результата. Этот способ помогает , которая в данный момент считается первостепенной.

Чтобы научиться мыслить рационально, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Каждое размышление начинайте с поиска проверенных фактов. Иногда это сложно сделать, но без них невозможно выстроить логическую цепочку, которая приведет к верным выводам и правильным поступкам;
В размышлениях руководствуйтесь тем, что ваша точка зрения (равно как и окружающих) может быть неверна. Поинтересуйтесь у знакомых их видением данного факта.

Не судите о поступках и поведении людей только по внешним проявлениям. Вы думаете, что знакомый избегает общения с вами? На чем основаны ваши выводы? На логике или предположениях? Выясняйте правду, не стройте догадки. Найдите подтверждение тому, что избегают именно вас. Может быть, у человека неприятности, и он стремится ограничить общение со всеми. Ему не до вас;
Не додумывайте фразы за оппонента, не воображайте себе то, о чем он думает. Слушайте внимательно собеседников, и воспринимайте только то, что вам говорят;
Сомневаетесь в искренности слов и поступков человека? Поговорите напрямую, высказав претензии и задав вопросы.

Польза рационального мышления

Пользу от рационального мышления видно на простом примере. Вы выслушали от собеседника упреки и недовольство, выраженные в неприятии ваших взглядов и поведения. Первым порывом в этом случае будет ответить человеку тем же. Но, что вы получите в случае скандала? Взаимную неприязнь, душевный дискомфорт, и продолжительный . Лучше сохранить собственное достоинство и душевное равновесие. Человек, обладающий рациональным мышлением, поступит проще – он проанализирует собственные поступки, которые вызвали критику и недовольство, и примет мнение того, кто его критиковал. Постарается найти консенсус – достигнуть согласия в том вопросе, на который у обоих существует собственное мнение. В то же время, даст понять оппоненту, что можно решать вопросы мирным соглашением, не обижая, и не унижая взглядов собеседника.

Рациональное мышление способствует тому, что человек возвращает себе спокойствие. Можно привести пример того, как мыслят люди, летящие в самолете, попавшем в зону турбулентности:

Иррационально мыслящий человек в ту же минуту представляет себе собственную гибель во всех подробностях.
Рационально мыслящий человек думает о том, что в была похожая ситуация, и все закончилось благополучно. К тому же, процент авиакатастроф от общего числа полетов в мире ничтожно мал.

В любом случае, лучше быть спокойным и хладнокровным до самого конца, чем «накручивать» себя, ухудшая ситуацию и паникуя.

Рациональное мышление характерно для людей следующих профессий:

Математики;
Военные;
Физики;
Химики и т.д.

В каждой области, где требуется знание точных наук, люди пользуются рациональным мышлением.

Иррациональное мышление – чувства и эмоции

Люди, не умеющие отделить факты от вымысла, и выстраивать логические цепочки размышлений пользуются иррациональным мышлением. Им сложно предусмотреть события и результат тех или иных действий, что приводит к спонтанным поступкам и лишним переживаниям. Однако рациональное мышление невозможно без присутствия иррациональной (духовной) составляющей. Например, художник не может объяснить принцип, которым он пользуется в подборе красок. Выясняется, что он противоречит законам логики, при этом создавая шедевры изобразительного искусства.

Однако обывателю нужно учить бороться с проявлениями иррационального мышления. Необходимо анализировать события и факты, чтобы исключить возможность мыслить иррационально.

Крайности.

При оценке той или иной ситуации, не впадайте в крайности типа «все или ничего» или «это однозначно черное, а это белое, и полутонов не существует». Чтобы бороться с такими проявлениями, есть несколько правил:

Нет плохих и хороших людей, все они со своими достоинствами и недостатками. В каждом человеке можно найти положительные качества и «закрыть глаза» на отрицательные;
Исключите из лексикона слова, выражающие крайнюю степень чего-либо. Например, «всегда» или «никогда». Не употребляйте их по отношению к окружающим и к себе самому;
Оставьте в стороне категоричное мышление. Лучше признавайтесь людям в том, что страдаете вспышками раздражительности, а не утверждайте, что вы вспыльчивая натура. Этим вы оправдываете свой недостаток.

«Кошмар».

Измените отношение к подобным мыслям:

Подумайте о том, что возникшая ситуация – это проблема, но не та, которая гарантирует неминуемую гибель или конец существования Вселенной;
Сравните создавшуюся ситуацию с поистине страшным событием – смертью близкого человека или состоянием людей в концентрационных фашистских лагерях.

Успокаивайте себя следующими размышлениями:

«Это пустяк, который не стоит того, чтобы заострять на нем внимание»;
«Неприятно, но не смертельно»;
«Все будет хорошо»;
«Земля не сойдет с орбиты, и человечество продолжит свое существование».

«Конец света».

Если вы привыкли преувеличивать разрушительную силу той или иной проблемы, представляя себе страшные последствия возникшей ситуации, успокаивайтесь следующими мыслями:

Учитесь ожидать от жизни не только ударов, но и хороших моментов;
Постоянно повторяйте себе, что исход ситуации может быть плохим, но вероятность этого ничтожна
Не беспокойтесь о том, что может произойти. Ведь ключевое слово здесь «может». Скорее всего, этого вовсе не случится, а вы только зря тратите нервы;
Попробуйте спроектировать несколько вариантов развития событий, и высчитайте в процентном соотношении вероятность того, что результат будет самым плохим.

«Я больше не могу».

Это убеждение не только людей, которые используют иррациональное мышление, но и тех, кто . Переформулируйте выражение и убедите себя в том, что вам сейчас жить сложно, но постепенно вы преодолеете и эту преграду.

Главное – ответьте себе на вопрос о том, ваша ли это проблема на самом деле? Или вы просто переживаете чужую боль, выдавая за собственную.

22 марта 2014, 11:21

ВАШ РАЦИОНАЛЬНЫЙ УМ

Для большинства людей жизнь - это поле боя между внешним миром и их эго, над которым властвуют пристрастия к безопасности, определенным ощущениям и власти. Для того, чтобы ощутить красоту жизни, нужно вернуть свое сознание к состоянию ясного спокойствия, которое большую часть времени бывает у младенцев. Для того, чтобы постоянно видеть жизнь с Четвертого, Пятого или Шестого Центров сознания, вовсе не нужно доводить себя тренировками до того состояния, когда мысли спонтанно больше не возникают и отсутствует неуправляемый поток сознания. Однако поток мыслей должен быть снижен до легкого дуновения ветерка, который слегка колышет листья деревьев - вместо хлесткого урагана, который сгибает деревья в дугу.

Когда вы появились на свет, у вас было очень немного эмоциональных запросов. Немного молока для утоления голода было основной потребностью. С того времени вы вложили в себя сотни сотен программ, которые не имеют ничего общего с физическим обеспечением вашей жизни. Большинство этих пристрастий связаны с социальными ролями, к которым мы эмоционально привязываемся. Эмоциональное пристрастие, или ожидание, похоже на воздушный шар, который вам приходится повсюду носить с собой и охранять, опасаясь, как бы его кто-нибудь не проколол. В то время как ваше эго пытается защищать вас, автоматически запуская страхи потерять безопасность, стремления к удовольствиям и связанную с властью злобу, ваш рациональный ум делает свою работу, пытаясь помогать эго. Он обосновывает, почему вы оказываетесь “правы”. Он манипулирует и строит схемы, пытаясь помочь вам провести в жизнь модель “успеха” для различных ролей, с которыми вы себя отождествляете.

По мере вашего роста к высшему сознанию вы поймете, что все ваши страхи, горести и злоба - это урок, который вам предлагает этот мир для того, чтобы помочь вам освободиться от всей этой свистопляски, в которую вы ввязались. Мир дает вам опыт, который поможет понять, насколько вы автоматичны, когда играете разные роли, от которых зависите. Каждое чувство разобщения, негодования, обиды, недоверия или раздражения в отношении чего угодно, что кто угодно делает и говорит, должно служить напоминанием, что в игру жизни вы играете без осознавания. Мир говорит вам, что

Жизнь - это только игра, в которую мы играем. В ней нет специального пути!

Ваше эго и рассудок действуют по жестким программам, говорящим, что мир должен быть вполне определенным, таким-то и таким-то, что люди вокруг вас должны действовать и поступать так-то и что ваш рациональный ум должен устроить все правильно. Когда жизнь преподносит вам что-то, что идет вразрез с вашими моделями, к которым вы привыкли, ваше эго толкает рассудок на беспокойную мыслительную работу. Одновременно с этим эго запускает отрицательные эмоции, такие, как тревожность, обида, негодование, отвержение и т.д. У вас учащается пульс и в кровь выбрасывается изрядная доля адреналина. Эта психосоматическая встряска по системе обратной связи, в свою очередь, снова активизирует рассудок, и он еще сильнее начинает работать. Пока вы не поймете своего сознания, вы будете принимать эти хаотические встряски как нечто “важное”, что нужно в жизни. По мере того, как увеличится ваше сознание, вы научитесь работать рассудком без того, чтобы это автоматически ввергало вас в эмоциональные встряски, которые заставляют вас пытаться манипуляциями загнать внешний мир под систему своих ожиданий.

Например, когда вы не понимаете, как действует это трио, состоящее из ваших основанных на пристрастиях программ, вашего эго и рационального ума, вы автоматически начнете злиться, когда кто-то вас станет критиковать. Когда Центр Власти перестанет определять реакции, у вас появится возможность выбора, что делать и что говорить, когда вас критикуют. Вы можете пожелать просто спокойно выслушать, что говорят, и оценить то, что они дают вам возможность получить пользу от их мыслей. Не всегда нужно соглашаться или не соглашаться - просто возьмите то, что вам предлагают, и используйте из этого то, что можете, а остальное - оставьте. Вы можете пожелать выяснить и обсудить чужую критику или предложения. Можно попросить их помочь - они с удовольствием вложат энергию в то, что сами же предлагают. Можете сказать им, что вы уже знаете то, о чем они говорят, и решили все же сделать по-своему - и это “то, что есть здесь и сейчас”. Иначе говоря, когда у вас есть восприимчивость и понимание вместо раздражения и повышенной реактивности, то у вас есть выбор среди возможных реакций.

Мгновенно действующая, автоматическая система тревоги, в которой ваши программы, рассудок и эго молниеносно формируют эмоциональное чувство острой необходимости, была выработана нашими предками для того, чтобы выжить в джунглях. Если вы не стоите перед угрозой жизни или непосредственной физической опасностью, то оптимальное решение любой “проблемы” состоит в том, чтобы гармонизировать свои энергии с энергиями окружающего мира. А для того, чтобы находиться в гармонии с потоком сознания “мы” (вместо сознания “я” против “они”), необходимо быть спокойным в достаточной степени, чтобы получить понимание и восприимчивость, которые всегда придут к вам, когда вы поднимете свои пристрастия до уровня предпочтений.

По мере того, как у вас будет все больше и больше опыта в применении Путей, вы снова увидите, какую шутку играл с вами ваш рациональный ум. Вы увидите тот способ, каким ваше эго и программы вынуждали его действовать и продуцировать длинную цепь критических, разобщающих мыслей. Вы научитесь отличать эти мысли, которые продуцируете в момент расстройства, и назовете их чистой бессмыслицей... Вы их не принимаете и не отвергаете. Вы просто “позволяете им случиться”, наблюдаете за ними и ощущаете чувство покоя от того, что вы больше не пойманы в их сети. Это дает возможность действовать интуитивной мудрости, которая всегда была внутри вас.

Предположим, например, что кто-то пытается вынудить вас изменить свое мнение о чем-либо. Вы можете почувствовать, что он вторгается в пределы вашей власти, престижа и гордости. Ваше эго сразу же активизирует ваш рассудок, чтобы он среагировал и разгромил этого человека, который имел глупость не согласиться с вами. Когда вы будете обладать способностью наблюдать за работой своего ума без того, чтобы запускать при этом отрицательные чувства и эмоции, у вас появится выбор между теми реакциями, которые производят разъединение, и теми, которые ведут к любви и единению. Когда вы работаете на уровне низшего сознания, вы лишены этого выбора. Вы тут же вставите любую пришедшую в голову “необходимую мысль”, даже если этим перебьете собеседника.

По мере роста к высшему сознанию вы можете наблюдать машинообразную, автоматическую “продукцию” своего рационального ума. Это будет для вас как шестое чувство -просто еще один вид сенсорной информации. Когда вы поднимете свои зависимости до уровня предпочтений, ваши мысли больше не будут автоматически воспламенять ваши эмоции. Впервые в жизни вы начнете освобождаться от свистопляски своего ума.

Интересно заметить, что это не есть подавление самого себя. Когда вы подавляете, то не выражаете своих чувств, потому что боитесь последствий. Подавление - это самое вредное, что только можно сделать для себя. Мы предлагаем вот что - взять энергию, производимую вашими эмоциями, и направить ее на перепрограммирование пристрастия в предпочтение. Вы, таким образом, не подавляете энергию, а используете ее конструктивно и с пользой, так что цепи мыслей, которые генерирует ваш рассудок, не запускают чувства злобы и обиды. По мере роста вашего сознания у вас не будет отрицательных эмоций, которые нужно было бы подавлять или даже выражать. Вы станете похожи на знатока, который не хватает все подряд, а, тонко чувствуя, воспринимая и понимая, делает точный выбор. Сознательное существо всегда знает, что в жизни всего лучше действовать из любви, потому что это дает нам возможность воспринимать людей не как какие-то совершенно отличные от нас предметы.

Когда ваш биокомпьютер обрабатывает такую информацию, которая вас не раздражает, вы заметите, что в поле вашего сознания нет этого постоянного конфликта между вами и внешним миром. Вы тогда сможете настраиваться на более тонкие аспекты окружающих вас людей и сложившихся ситуаций. Ваше понимание и восприимчивость возрастет во сто крат. Вы увидите, что врожденная мудрость, которая может действовать только тогда, когда молчит ваш рассудок, начинает вести вас и вести так, что вы реагируете самым оптимальным образом на любую жизненную ситуацию.

Традиционный способ успокоить ум - медитация. Большинство способов медитации состоит в том, что человек сидит, выпрямив спину, в уединенной комнате и сосредоточивается на физическом объекте или абстрактной идее, чтобы остановить поток случайных, поверхностных мыслей. Например, можно сосредоточиться на дыхании - вдохах и выдохах. Или, например, можно поставить перед собой маленькую свечку и тренировать свое сознание так, чтобы во время медитации оно было занято пламенем свечи. Когда приходят всякие “бродячие”, посторонние мысли - например, “интересно, сколько времени понадобится для того, чтобы получить результаты”, или “У меня болит колено”, - то человек не привязывается к этим мыслям и позволяет им свободно ассоциировать. Но при этом мысли не отвергаются, потому что чем больше вы будете гнать их, тем настойчивее они будут лезть к вам, открыто или скрытно. У вас постепенно развивается способность просто позволять им проходить мимо, и вы без резкостей, но постепенно возвращаетесь к объекту медитации. Вы знаете, что в каждый конкретный момент ваше сознание может отдавать полное внимание только чему-то одному, хотя ваш ум и может переключаться с молниеносной быстротой. Постоянно держа в сознании один предмет или мысль, вы постепенно натренировываете свой ум так, что он прекращает свою хаотическую деятельность и становится для вас хорошим слугой.

Если в настоящее время вы пользуетесь традиционным методом медитации и он дает вам результаты, то вам, наверное, лучше продолжать эту практику - особенно если у вас есть хороший учитель, с которым вы работаете персонально. Любая система медитации находится в согласии с Путем Живой Любви. Однако, если вы сейчас не применяете никакой метод, то можете воспользоваться Пятью Путями для перехода к Четвертому Центру Сознания. Они не требуют от вас ухода от мира ни на минуту и не требуют отрешения от повседневных дел. Они помогают вам получить множество преимуществ, даваемых медитацией, в то время как вы вовлечены в гущу ежедневных дел и забот своей жизни. Один из основных “объектов” медитации - воспринимать себя и окружающий вас мир ясно и сознательно: без эмоциональных пристрастий, претензий, зависимостей, инфантильных стереотипов и т.п. Для большинства людей, как показывает опыт, прямой путь к этому лежит через Двенадцать Путей, Семь Центров и Пять Методов. Мы называем эту психотехнику “медитация через действие”.

Успокоение своего рационального ума путем уменьшения груза пристрастий, которые его постоянно активизируют, является важной фазой вашего пути к высшему сознанию. У нас за спиной миллионы лет животной жизни в джунглях, где жизнь и смерть зависели от сотых долей секунды, и наши эмоции, эго и рассудок реагируют на все, что происходит вокруг нас, гораздо быстрее, чем нужно. По мере роста сознания вы станете более восприимчивы и увеличится ваша способность принимать. Вы просто позволяете сенсорной информации поступать, позволяете ей отсортировываться и уходить. Вы видите, как ваш рассудок “формирует предупреждения”, но вы научитесь позволять своему уму продуцировать потоки мыслей без того, чтобы ваше эго попадалось в их сети. Когда ваш ум генерирует мысли, мотивированные безопасностью, удовольствиями и властью, которые заставляют вас чувствовать раздражение, разъединение, и вы начинаете выбрасывать кого-то из своего сердца, то вы знаете, что вы работаете на низших уровнях сознания. Вы все в большей степени начинаете осознавать те периоды, когда ваш рассудок начинает “пениться” или метаться взад-вперед. Вы полны решимости не терять вашей настроенности и понимания здесь и сейчас, вашей способности любить необусловленно. Тогда каждое ваше действие будет эффективным и даст наилучшие результаты как в настоящем, так и в будущем.

Любовь и покой высшего сознания проистекают от “просто быть - быть и радоваться всему этому”. Все, что бы вы ни делали, будет недостаточно, пока вы не наполнитесь этим “просто быть”. Обычно мы несчастливы, когда кончаем делать что-то, что бы это ни было. Процесс деятельности создает ожидания, что окружающий мир, или вещи, или люди либо удовлетворяют ожидания, либо нет. Вещи, которые мы делаем, растворяются во времени. Нужно научиться ценить то, что ты просто есть, что ты просто живешь в этом сейчас в любой, какая бы она ни сложилась, ситуации.

Удовлетворенность - это не просто одно из преимуществ высшего сознания, но это также один из способов работы для достижения высшего сознания. Просто настаивайте, чтобы ваш рассудок замедлил свое отвержение вашего Здесь и Сейчас вместе со всеми своими умственными жвачками, сравнениями и суждениями, которые обычно не создают ничего, кроме разобщенности. Есть такие моменты, когда вам может понадобится твердо и с силой сказать своему рассудку “заткнись” - так, чтобы вы могли насладиться вашим Здесь и Сейчас. Как мы уже отмечали в истории о дзен-буддийском монахе, тиграх и землянике, всегда есть вещи, о которых можно подумать, чтобы держать свои эмоции в напряжении... И всегда есть “земляника”, от которой можно получить радость здесь и сейчас. Будете ли вы постоянно наслаждаться жизнью или же постоянно расстраиваться от нее, зависит от того, насколько хорошо вы научились просто менять то, что можно изменить (без того, чтобы выбрасывать людей из своего сердца), и затем спокойно принимать то, что вы не можете изменить (за исключением тяжелых субъектно-объектных манипуляций и насилия).

Для осознавания того, как работает наш рассудок, когда отделяет вас от людей, вам не понадобится наблюдать эффект “цепной реакции”. Предположим, вам нравится быть в обществе определенного человека и у вас много общего. Затем предположите, что у вас есть одно сильное пристрастие, которое приводит вас к состоянию злобы и выбрасывает этого человека из сердца. До тех пор, пока вы не научитесь быстро брать верх над этим пристрастием и увеличивать осознание, вы увидите, что разобщающая установка, запущенная пристрастием, будет распространяться подобно раковой опухоли и заставит вас стать к этому человеку еще более критичным и в других отношениях, не имеющих ничего общего с исходным пристрастием. Ваш рассудок просто-напросто ведет себя, как проститутка, по отношению к подсознательной деятельности вашего эго и ваших основанных на пристрастиях программ. Тем или иным образом вы будете чувствовать разобщенность к этому человеку. Ваш рассудок начнет рыться в памяти и перетолковывать прошлые события, чтобы “пролить на них новый свет”, имея целью показать, что ваши отношения были вовсе не так красивы, как вам это казалось в то время. Он перетолкует и пересмотрит все, и прошлое и настоящее, в свете других ваших пристрастий к безопасности, удовольствиям и власти и постарается сделать из мухи слона, раздуть мелочи в разделяющие вас “проблемы”. Предположим, Том и Мэри - супруги и у них между собой прекрасные отношения взаимной любви и гармонии. Предположим, Том должен ехать по делу на конференцию в другой город на несколько дней. Зная, что он будет все время занят, он предпочитает не брать Мэри с собой. Предположим, у Мэри есть пристрастие везде ездить с Томом. Ее Центр Власти требует, чтобы он не оставлял ее одну на день или два. Если она не поймет, что делает с собой этим эмоциональным пристрастным шаблоном, ее рассудок может предположить, что Том просто хочет от нее избавиться, что ему просто хочется переспать с кем-то еще, или же, что он просто гоняется за положением и не любит ее. И тогда все их дальнейшие отношения будут омрачены подозрениями. Нет конца той бессмыслице, которую рациональный ум может продуцировать под давлением эго. Человек, растущий к высшему сознанию, учится видеть эти метания рассудка и отказывается позволить его “продукции” запускать какие-то отрицательные эмоции. Можете быть уверены, что вам придется выдержать немало битв со своим рассудком для того, чтобы сохранить осознавание.

Как и любая сложная машина, наш рассудок может принести много пользы, если мы будем знать его ограничения и его проблемные области. Методы Живой Любви помогут вам стать специалистом по “истреблению проблем”, так чтобы ваш рассудок работал на вас, а не против вас. Ваш рассудок очень хорошо умеет доказывать, что вы “правы”, а другой “не прав”. Но для того, чтобы иметь осознание, любовь, счастье, - недостаточно быть “правым”. Вы можете быть “правым” в своих индивидуальных контрактах и в исполнении роли в игре, в которую играет общество, и в то же время вести совершенно ничтожную, изолированную, несчастную жизнь. Мы все знаем людей, которые почти всегда “правы” или “правильны”, но которые не имеют счастья. Человек получает гораздо больше полноты и удовлетворения от того, что он любим, чем от того, что он “прав”. Любовь дает больше счастья, чем эффективность и успех. Часто гораздо лучше дать людям возможность самим найти свои ошибки и позволить естественному ходу событий жизни показать им, где и что им надо менять. Если человек спрашивает вас, считаете ли вы, что он прав или нет, то вам следует полностью раскрыться и дать ему возможность получить пользу от ваших мыслей и чувств. Но спорить по каждому поводу, пытаясь доказать людям, что вы правы, а другие не правы просто-напросто означает, что вы находитесь в ловушке у своего рационального ума и бессознательно проигрываете свои пристрастия к безопасности, удовольствиям и власти.

Учитель дзэн обучал одну красивую девушку. Она забеременела и, солгав, назвала имя учителя, когда ее спросили, кто отец будущего ребенка. Когда ребенок родился, родители девушки пришли к учителю дзэн и с негодованием отдали ему ребенка, обвинив его в том, что он использовал свое положение, чтобы обольстить девушку. Его единственным ответом было: “Ах - да”. Они оставили ребенка учителю дзэн, которому очень нравилось за ним ухаживать, и он провел много счастливых часов, играя с ним. Примерно через год молодая женщина серьезно заболела и, не желая умирать с грузом на душе, рассказала своим родителям, что настоящим отцом ребенка был молодой человек из соседнего города. Ее родители немедленно пошли к учителю дзэн, извинились перед ним и попросили ребенка назад. Учитель отдал им ребенка и сказал: “Ах - да”.

Когда они обвинили его в первый раз, рациональный ум учителя дзэн не стал попадаться в ловушку длинной цепи запускаемых эго аргументов, отрицающих то, что он отец ребенка, протестующих против несправедливого обвинения, угрожающих рассказать людям, что его пытаются оклеветать и т.д. Он понимал, что родители девушки не намерены доверять ему больше, чем словам беременной дочери. Он просто увидел, что они закрыты и не собираются его слушать. Они не спрашивали его, сделал ли он это, - они просто говорили ему, что он это сделал, когда высказывали ему обвинения. Поэтому учитель просто шел вместе с развитием этой драмы, не соглашаясь и не отвергая. Он остался в мирном состоянии высшего сознания и просто радовался тому, что происходило - и он был рад пожить с ребенком некоторое время. Когда они пришли и стали извиняться за ложные обвинения, его рассудок не стал говорить: “Я мог бы вам это сказать, но вы бы не стали слушать”. Он просто спокойно видел, что теперь они все поняли и говорить нечего. Он мог продолжать радоваться новому акту спектакля.

Эта история не говорит нам, что надо всегда сдавать свои позиции в любой ситуации или не сдаваться никогда. Она просто говорит о том, что когда вы все осознаете, то имеете выбор ввязываться в дискуссию или нет, потому что заранее знаете, приведет ли ваша аргументация вас и вашего собеседника к любви и единению или же она будет разъединять вас и изолировать. При данных обстоятельствах ответ учителя дзэн “Ах - да” был наилучшим, чтобы произвести наибольшую гармонию, которой только можно было добиться в этой ситуации. Позже он охотно и с любовью отдал ребенка без ответных обвинений. В отношении всех участвовавших это тоже было “актом гармонизации”. Большинство людей, с которыми вам придется сталкиваться, будут более открытыми, чем родители беременной девушки. Обычно вы сможете применять Седьмой Путь, который предлагает вам полностью раскрываться людям. Но используйте также Девятый Путь, который советует вам раскрываться только тогда, когда вы центрированы, спокойны и в находитесь состоянии любви.

По мере того, как вы все больше и больше будете идентифицироваться со своим Осознающим Сознанием, вы увидите, что ваш рассудок становится полезным инструментом, который как-то сходен с вашими остальными чувствами. Совместно с памятью он производит теории, обобщения, прогнозы, предположения. Вы знаете, что точно так же, как вас может обмануть зрение, вас может обмануть и рассудок.

По мере того, как ваши пристрастия поднимаются на уровень предпочтений, вы увидите, что ваши чувства и рассудок начинают работать с меньшими искажениями и больше действовать совместно для того, чтобы помогать вам в жизни. Тогда вы будете получать радость от того, что вам положено по праву человеческого рождения. Вы станете хозяином своих эмоций, эго и рассудка. Это одно из величайших достижений, какое только может сделать человек. Это красиво и здорово - писать великолепные картины, возводить небоскребы, писать выдающиеся произведения. Но стать хозяином самого себя - это еще большее достижение для человечества и, конечно же, для вас. И в этом состоянии ваша внешняя деятельность будет в еще большей гармонии с энергетическим потоком мира.


Рациональное мышление (рациональность) – термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности, характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Однако сам термин имеет разные значения в философии, экономике, социологии, психологии, эволюционной биологии и многих других науках и предметах.

Человек, обладающий рациональностью, имеет четкую логику мышления. Он может замечать собственные ошибки и менять мнение в зависимости от этого. Эти ошибки называются .

Бывают следующие типы когнитивных искажений:

Искажения, связанные с поведением и принятием решений

  • Неприятие потери – когда человек больше огорчается от потери 100 долларов, чем радуется от находки той же купюры.
  • Проклятие знания – когда информированный человек испытывает трудности рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.

Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами

  • Ошибка игрока – когда человек считает, что может каким-либо образом повлиять на случайное событие (например, лотерею).
  • Эффект знания задним числом – склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.

Социально обусловленные искажения

  • Иллюзия прозрачности – когда вы переоцениваете свою способность понимать другого человека, а также то, что он понимает вас.
  • Искажение в связи с проекцией – склонность полагать, что другие люди разделяют те же ценности, что и вы.

Искажения, связанные с ошибками памяти

  • Криптомнезия – когда вам ошибочно кажется, что это вы сочинили анекдот или историю.
  • Эффект благодетеля – восприятие себя как ответственного за желательные исходы, но не ответственного за нежелательные.

Все эти типы когнитивных искажений следует изучать для того, чтобы прокачивать свое рациональное мышление. Чем меньше ошибок вы допускаете, тем лучше для него. Кроме того, важно овладеть и инструментарием рационального мышления:

  • Анализ. То, что для неподготовленного человека просто набор чисел (например, в статистике), для аналитика – кладезь полезной информации.
  • Аргументация. Суть ее в том, что каждое утверждение должно иметь основание достоверности.
  • Сравнение. Вы должны научиться сопоставлять имеющиеся данные между собой.
  • Суждение. Это ваше утверждение, мнение о каком-либо явлении.
  • Умозаключение. Из каждого суждения, а тем более из системы суждений, нужно делать вывод.

Вы наверняка читали статьи о развитии рационального мышления, поэтому мы не будем повторяться (ну разве что немного), а лишь проанализируем одну книгу, которая идеально вписывается в нашу тему.

Гарри Поттер и методы рационального мышления

С 2010 по 2015 год американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковски публиковал в своем блоге фанфик (любительское сочинение по мотивам популярных литературных произведений) по серии романов о Гарри Поттере. Он назывался «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Юдковски предлагает альтернативную историю о «мальчике, который выжил». В контексте статьи самое интересное для нас то, что в этом произведении Гарри обладает едва ли не каноническим рациональным мышлением. Вероятно, такого уровня владения навыком нет ни у одного человека на нашей планете, однако то, как герой выявляет ошибки мышления и справляется с ними, весьма интересно.

Ошибки в мышлении

Фундаментальная ошибка атрибуции

«Представьте, вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: «Какой же у него скверный характер». В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. «Кто угодно на моём месте разозлился бы», - думает он».

Фундаментальная ошибка атрибуции – это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение – внешними обстоятельствами.

Мы, люди, склонны искать причину своего плохого поведения во внешних факторах, в то время как другим таких поблажек не делаем. Наверное, у них просто характер скверный.

Почему существует фундаментальная ошибка атрибуции? Причин психологи и ученые нашли очень много, но одна из самых логических состоит вот в чем. Когда что-то случилось с нами, то мы знаем, в каких обстоятельствах это происходило. А вот если это случилось с другим человеком, нам проще действовать по стереотипу, навешивая ярлык: это значительно быстрее и не требует умственных усилий. Как мы знаем, мозг очень любит выбирать ту мысль или реакцию, которая забирает меньше всего энергии.

Ошибка планирования

«Учёные-маглы выяснили, что люди всегда настроены излишне оптимистично: они говорят, что какой-то процесс займет два дня, а на самом деле уходит десять, или говорят - два месяца, а уходит больше тридцати пяти лет».

Ошибка планирования – это термин, впервые предложенный Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски, который означает, что человек недооценивает количество времени, которое уйдет на решение задачи.

Юдковски в лице Поттера отмечает исследование, в котором студентов просят оценить, когда они закончат свои академические проекты. В частности, их просили спрогнозировать, когда они закончат 50%, 75% и 99% работы:

  • 13% участников закончили свой проект к тому времени, когда им был присвоен 50% -ный уровень вероятности;
  • 19% закончили к тому времени, когда ему был присвоен 75% -ный уровень вероятности;
  • 45% закончили к моменту их 99% -ого уровня вероятности.

Помимо этого, был проведен опрос канадских налогоплательщиков, опубликованный в 1997 году, который показал, что они отправили свои налоговые декларации примерно на неделю позже, чем прогнозировали.

Почему так получается? Есть несколько причин:

  • Люди часто фокусируются на более оптимистическом сценарии, не задумываясь о проблемах и сложностях, которые могут возникнуть.
  • Человек принимает желаемое за действительное. Может быть, вначале он понимает, что это лишь его желание, но через какое-то время попросту забывает об этом.
  • Люди забывают также и о том, как долго они выполняли эту задачу в прошлом.

Системная предвзятость

«Обычно люди предпочитают проводить эксперименты, которые подтвердят их гипотезы, а не те, которые их опровергнут. У тебя - почти такая же ошибка. Необходимо учиться смотреть на отрицательные стороны вещей, пристально вглядываясь в темноту».

Системная предвзятость – свойственная процессу тенденция поддерживать одну из сторон, отдавать предпочтения отдельным результатам.

В сцене, результатом которой стала фраза Поттера, Гарри просит Гермиону назвать три любых числа. При этом у него есть некоторое правило, которое либо соответствует этим числам, либо нет. Задача заключается в том, чтобы узнать, в чем состоит правило.

Гермиона называет числа «4, 6, 8», Гарри говорит «да».

Гермиона говорит «10, 12, 14», Гарри говорит «да».

Гермиона говорит «Минус 3, минус 1, плюс 1», Гарри говорит «да».

Гермиона: «Правило заключается в том, что каждое следующее число из тройки больше предыдущего на два». Гарри: «Три действительных числа в порядке возрастания, от меньшего к большему».

Ошибка заключалась в том, что Гермиона сама придумала некоторую систему, поверила в нее со второй попытки и не пыталась ее опровергнуть. Данного когнитивного искажения стоит избегать как ученому с его теориями, так и обычному человеку.

Если вы придумали свою теорию или систему, выделите время и на то, чтобы попытаться ее опровергнуть.

Эффект свидетеля

«Эффект свидетеля, - подумал Гарри, вспоминая эксперимент Латана и Дарли, доказавших, что в случае эпилептического припадка вы скорее получите помощь, если рядом с вами будет один человек, нежели трое. - Рассеивание ответственности: каждый думает, что кто-то другой начнёт действовать первым».

Эффект свидетеля – это психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления или других), не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше людей окажется рядом, тем больше вероятность, что они просто будут стоять и ничего не делать.

Какое отношение эффект свидетеля имеет к рациональному мышлению? Да самое прямое – грош цена этому навыку, если вы когда-нибудь поддадитесь данному искажению и не придете на помощь человеку, который попал в беду.

Попытка избавления от когнитивного диссонанса

«Мировое господство - такая некрасивая фраза. Предпочитаю называть это мировой оптимизацией».

Когнитивный диссонанс – это состояние психического дискомфорта человек, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Гарри Поттер этой фразой избавляется от конфликта в своих мыслях тут же предстает сам для себя благодетелем человечества. Стоит понимать, что мы занимаемся подобным самообманом очень часто, что приводит к неправильному мышлению и негативно влияет на наши решения.

Начните замечать за собой подобные попытки избавиться от когнитивного диссонанса и вы поймете, что привыкли обманывать себя, чтобы не переживать неприятные эмоции.

Книги

Разумеется, для того, чтобы развить в себе рациональное мышление, нужно нечто большее, чем прочесть одну статью и выполнить пару упражнений. Вы должны углубиться в тему. Для этого идеально подходят книги. Вот с каких мы рекомендуем начать.

  • «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей» Кейт И. Станович.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезер Юдковски.
  • «Рациональность: от ИИ до зомби» Элиезер Юдковски.
  • «Мозг. Инструкция по применению» Дэвид Рок.
  • «Мозгоускорители» Ричард Нисбетт.
  • «Искусство системного мышления» Джозефф О’Коннор, Иан Макдермотт.
  • «Японская система развития интеллекта и памяти» Рюта Кавашима.
  • «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее» Барбара Оакли.

Желаем вам удачи!

Предыдущий урок мы закончили на утверждении, что одной из самых серьезных преград на пути развития критического мышления является иррациональное мышление. Но что же это такое? Почему оно свойственно многим людям? Какое влияние оно оказывает на жизнь и деятельность человека? Как от него избавиться и нужно ли это делать? На эти и некоторые другие вопросы мы ответим в пятом уроке.

Иррациональное и его характеристика

Если попытаться объяснить понятие «иррациональное» с позиции философии, то охарактеризовать его можно как определенное начало человеческой натуры, противоположное свойству рационально, т.е. разумно постигать этот мир. Иррациональное допускает, что существуют такие области мировоззрения, которые разум не в состоянии понять, но все же они приемлемы благодаря вере, чувствам, интуиции. Таким образом, иррациональное - это одна из характеристик особого характера действительности. На протяжении многих лет вопросы иррационального изучались такими известными философами, как Бергсон, Дельтой, Ницше, Шопенгауэр и многие другие.

Мыслить иррационально могут позволить себе, так скажем, «свободные» личности, не задумывающиеся о последствиях. Действовать так значит допускать, что действительность не всегда может быть понята с помощью научных методов. Исходя из воззрений сторонников иррационального мышления, реальность со всеми ее компонентами и производными, например, жизнью и психологическими процессами, неподвластна общепринятым законам.

Безусловно, такая позиция имеет место быть, но в случае с критическим мышлением она совершенно не подходит. Иррациональные люди стремятся познать законы бытия, нарушая все общепринятые законы, а люди рациональные, напротив, мыслят критически, не доверяя тому, что нельзя проверить, опираясь только на достоверные и подтвержденные факты. И, беря это в расчет, мы должны сказать, что даже в том случае, если иррациональное вам свойственно, при желании развивать умение мыслить критически вы хотя бы на время должны отбросить все, что может ему противоречить.

Что же именно отбрасывать? Давай постараемся уточнить этот момент, ведь иррациональные мысли могут быть разных типов.

Типология иррациональных мыслей и их влияние

Иррациональные мысли - это мысли, мешающие объективному и адекватному восприятию окружающей действительности, а с позиции поведенческой психологии - даже служащие причиной появления .

Всего можно выделить три категории иррационального мышления и соответствующие им типы мыслей:

  • Преувеличение. Сюда относятся мысли типа: «Она заметила, что я был не уверен в себе», «Они точно подумали, что со мной что-то не так», «Он видит меня насквозь» и т.д.
  • Сверхобобщение. Сюда относятся мысли типа: «Если я струсил тогда, значит, струшу и сейчас», «Он со всеми так общается - и меня не обойдет стороной», «Этот экзамен не сдал никто - у меня нет шансов» и т.д.
  • Чтение мыслей. Сюда относятся мысли типа: «Она считает, что я злой и конфликтный», «Я знаю, что ты обо мне думаешь», «Он понял, что я плохо о нем подумал» и т.д.

Есть и другие типы подобных мыслей, но в той или иной степени они будут относиться к одной из категорий иррационального хода мыслей. Самая же большая их опасность в том, что они продуцируют запуск катастрофического мышления: человек с головой погружается в безосновательные волнения и панику, а его способность принимать решения и действовать полностью парализуется. Ни о каком критическом мышлении здесь не может быть и речи.

Злободневные наглядные примеры иррационального мышления вы можете найти в книгах, посвященных работе с ним. Вот несколько вариантов:

  • Канеман Даниэль
  • Гоулман Дэниел
  • «Эмоциональная гибкость» Дэвид Сьюзен
  • «Решение проблем по методикам спецслужб» Джонс Морган
  • Голдсмит Маршалл и Рейтер Марк

Здесь же будет логично поговорить немного и о том, как влияет иррациональное мышление на то, что делает человек.

Как уже стало ясно, иррационально значит нелогично, ненаучно и без какой-либо критики. Иррациональные действия направлены на получение результата, однако сами поступки никак заранее не обдумываются и не оцениваются. Здесь нет осмысленных заблаговременно возможных вариантов развития хода событий, разрешения вопросов или решений задач.

Все это, как правило, имеет самую прямую связь со спонтанным проявлением чувств и эмоциями, раздражающими или успокаивающими мысли. Иррациональные личности могут наблюдать проявления действительности вне пределов их логических объяснений, а также склонны верить неподтвержденным фактам просто потому, что они довлеют над другими. Такие люди пренебрегают использованием так называемых жизненных инструкций, т.е. продуманных стратегий поведения и алгоритмов действий. Основой такого поведения в большинстве случаев служит вера человека в положительный исход, даже если он совершенно не понимает практические основы и причины успеха в случае его достижения. Чаще всего успех объясняется удачей или благосклонностью судьбы.

Но с практической и тем более с критической позиции позволить себе так себя вести может либо очень , либо ребенок. К тому же, размышляя или делая выводы, эффективно руководствоваться правилом сохранения энергии, и мыслить иррационально, просто опираясь на шаблоны и первую поступившую информацию, менее затратно с точки зрения расхода времени и сил. Но если основанные на воспитании или полученном опыте знания иррациональны, ничего хорошего из этого не выйдет.

Вот лишь небольшой перечень факторов, препятствующих эффективному мышлению и правильным действиям - иррациональное мышление:

  • Спонтанно и безосновательно
  • Уводит человека в сторону от правильных мыслей
  • Может помешать человеку в процессе ежедневной деятельности
  • Снижает эффективность в профессиональной и других сферах
  • Часто активизируется тогда, когда это не нужно
  • Служит причиной раздражительности, депрессии и тревоги
  • Нарушает адаптацию к внешнему миру
  • Не отличается гибкостью
  • Служит причиной развития
  • Продуцирует
  • Продуцирует страх общения с авторитетами и более осведомленными людьми
  • Снижает мотивацию к достижению новых результатов
  • Может погрузить человека в одиночество
  • Служит причиной проблем в личной, социальной и профессиональной жизни
  • Порождает зависимость от других людей и общественного мнения
  • Способствует развитию вредных привычек

Поведенческая психология, да и банальный житейский опыт говорят о том, что чем скорее человек осознает иррациональность и нелогичность своих мыслей и действий, тем быстрее в его жизни начнут происходить благоприятные перемены: сократится количество негативных событий и ошибок, станет более крепкой психика и повысится устойчивость к стрессам, повысится личная продуктивность и эффективность, сформируется критический подход к обработке информации.

Мыслить иррационально для здравомыслящего человека неправильно. Но одолеть эту помеху на пути развития критического мышления можно только тогда, когда известны причины ее появления. И о них стоит поговорить детальнее.

Причины иррационального мышления

Для начала стоит сказать о том, что зачастую поведенческие стереотипы закладываются еще в раннем детстве. Они необходимы, т.к. не просто экономят энергию и время на принятие решений, но и способствуют первоначальной адаптации к жизни и обществу, обеспечивая выживание индивида. Но по достижении взрослого возраста человек начинает сталкиваться со «сбоями», т.е. с проблемами иррационального мышления. Основными причинами тому служат следующие:

  • Не все мыслительные схемы и механизмы, сформированные в детском возрасте, оказываются верны
  • Не все мыслительные схемы и механизмы, подходящие для ребенка, подходят для взрослого человека

Иррационализм является нарушением мышления. Впоследствии это приводит к проблемам адаптации к окружающей действительности. Кроме того, в сознании человека формируются деструктивные базовые установки, а именно:

  • Завышенная требовательность к себе (я должен то-то, я не должен того-то)
  • Завышенные требования к окружающему миру (они должны то-то, они не должны того-то)
  • Катастрофизация (если это случится - это конец, ужас, смерть, катастрофа, все пропало и т.д.)
  • Низкая фрустрационная толерантность (я не смогу этого пережить, для меня это конец и т.п.)

Сложив все мысли, приведенные выше, на выходе мы получим нечто вроде: «Я ни в коем случае не должен запнуться во время своего выступления. Если я вдруг запнусь, они не должны поднимать меня на смех. Но если это случится - это означает конец для меня, я этого не переживу».

В действительности многообразие мыслей может быть намного шире, но если отбросить все лишнее, всегда можно увидеть стандартный механизм иррационального мышления, срабатывающий каждый раз в разных ситуациях в измененной форме. Кстати, подобная схема нередко служит причиной всевозможных .

Любая проблема, любое явление или процесс, при столкновении с которым у человека возникает психологический дискомфорт, можно разобрать на элементы, чтобы найти основную иррациональную схему, вызывающую страх, тревогу, панику и прочие проявления и нарушающие взаимодействие с окружающим миром.

Говоря простым языком, тот, кто не способен различать вымысел и правду, а также находить причинно-следственные связи, использует иррациональное мышление. Оно никогда не поможет предугадать события или просчитать результаты своих действий, отчего и возникают спонтанные поступки и ненужные переживания.

Но и рациональное и критическое мышление в какой-то мере включает в себя иррациональную, можно сказать духовную составляющую. К примеру, люди искусства, создавая уникальные произведения, часто противоречат логическим законам, хотя и действуют обдуманно. Однако иррациональное не должно владеть умом здравомыслящей личности, и с его проявлениями можно и нужно бороться.

Как бороться с иррациональным мышлением

Преодолеть иррационализм непросто, но при должном усердии и систематических тренировках это вполне возможно. Важно лишь знать, что делать. Способов же существует немало, и сейчас мы с ними вас познакомим.

Определение иррациональных мыслей

Определять иррациональные мысли сложно только на первом этапе. Часто они появляются в голове очень быстро и автоматически, берутся, словно из ниоткуда, и уловить их осознанно почти нереально. По этой причине задачу можно упростить: заведите себе блокнот, куда в течение дня и ежедневно вы будете записывать мысли, способные вызвать у вас негативные эмоции, тревогу и переживания. С практикой определять их появление станет легко, т.к. ваш мозг будет натренирован и адаптирован к этому.

Установление объективности мыслей

Когда вы спокойны, расслаблены и ничто вас не тревожит, задайте себе вопрос: «Насколько объективны мои мысли?». К примеру, кто-то сегодня не захотел с вами общаться, а вы сразу начали себе надумывать не бог весть что. Но посмотрите на ситуацию критически: быть может, он просто устал и был не в духе? А если вы при общении с кем-то проявили немного робости, на самом ли деле этот кто-то составит о вас негативное мнение?

Чтобы лучше осознавать необъективность своих мыслей, воспользуйтесь простым приемом: посмотрите на ситуацию с новой стороны. Т.е. если вы видите, что человек проявляет ту же робость, вы сразу думаете об этом человеке плохо? А если вы не хотите в данный момент с кем-то общаться, это означает, что он вам не нравится? Скорее всего, все обстоит совсем не так. Всегда оценивайте ситуацию с нескольких сторон, и жизнь станет намного проще и интереснее.

Подмена иррационального рациональным

Еще один метод - планомерная замена иррациональных мыслей рациональными, более объективными. Но ощутимого результата тут можно ждать лишь через некоторое время. На первых шагах может чувствоваться психологический дискомфорт, но его нужно смело преодолевать ежедневными тренировками. Постепенно и войдет в вашу зону комфорта.

Вот пример хороших мыслей, которыми можно подменить иррациональные: «Вполне возможно он не заметил моей робости», «Мне вообще могло показаться, что она не хочет общаться», «Да они, скорее всего, обо мне даже и не думали» и т.п.

Если обобщить три этих способа, можно сделать такой вывод: например, вам предстоит через несколько минут выйти на контакт с малознакомым человеком. Времени до встречи становится все меньше, а ваша тревога становится все сильнее. И как раз сейчас самое время спросить у себя, почему же вам страшно. Скорее всего, страх связан с тем, что ваш будущий собеседник может заметить какие-то особенности в вашем поведении: слегка неуверенный голос, небольшая дрожь рук и т.д., отчего у него сложится отрицательное представление о вас. Вот здесь-то и стоит применить навыки критического мышления:

  • Мысли собеседника могут быть заняты чем-то другим в момент общения
  • Собеседник может не заметить особенностей вашего поведения
  • Даже если собеседник что-то заметит, он вряд ли будет это анализировать, и через несколько минут уже забудет о вас

Вы и сами видите, что ничего страшного на самом деле нет. Злую шутку играет иррациональное мышление. Но при регулярном проведении подобной процедуры тревожные состояния постепенно начнут отступать и терять силу.

А вот еще несколько хороших приемов борьбы с иррациональным, которые предлагает нам поведенческая психология:

Не впадать в крайности

Оценивая какую-то ситуацию, старайтесь избегать крайностей вроде «это точно плохо», «только это - хорошо», «это конец», «так или никак вообще» и т.д. Преодолеть подобные мысли можно несколькими путями:

  • Исключить из своего лексикона слова, выражающие крайности, такие как «никогда» или «всегда». Перестаньте использовать эти термины в отношении себя, окружающих людей и мира, в котором живете.
  • Принять тот факт, что нет плохих или хороших людей, плохих или хороших ситуаций. В любом человеке и любой ситуации при желании можно найти плюсы и положительные стороны.
  • Отказаться от категоричного мышления. Иногда полезно принять себя вместе со своими недостатками и слабостями, чем убеждать себя и других в их отсутствии. Нередко это помогает оправдать свое поведение и мышление.

Избегать катастрофичности в мыслях

Преувеличивая масштаб и значимость проблемы, вы делаете хуже самому себе. Говоря о чем-то неприятном, не стоит придавать «не очень хорошо» форму «кошмарно». Отношение к проблемам и неприятностям легко изменить:

  • Задумайтесь над тем, что проблемная ситуация пусть и не хороша, но вовсе не ведет к неминуемой гибели и краху всех надежд
  • Попробуйте сравнить проблемную ситуацию с чем-то по-настоящему страшным, к примеру, со смертью кого-то из близких, или тем, что чувствуют бездомные или несправедливо заключенные люди

Также можно попытаться самому успокоить себя:

  • «На самом деле в этом нет ничего страшного, чтобы так переживать»
  • «Да, неприятно, но на этом жизнь не заканчивается»
  • «В любом случае все образуется»
  • «От этого еще никто не умирал»

Размышлять объективно

Если вы замечаете, что вам свойственны преувеличения и иррационализм, и вы часто рисуете себе картины страшных последствий даже при незначительных проблемах, тренируйтесь думать объективно:

  • Жизнь преподносит не только испытания, но и радостные события, и за черной полосой всегда последует белая
  • Даже если исход какой-то ситуации и может быть плохим, его вероятность крайне низка
  • Зачем переживать из-за того, что не случилось? Скорее всего, ничего плохо не произойдет, а тревога - лишь пустая трата энергии
  • Моделируйте разные варианты развития событий, а затем прогнозируйте вероятность наступления каждого из них

Психически расслабляться

Многих часто посещает мысль «я больше так не могу». Но это свойственно иррациональным и неуверенным в себе людям. Чтобы побороть иррациональные мысли, нужно и убедить себя в том, что, несмотря на сложности в текущий момент, через некоторое время вам станет легче и вы решите свои проблемы.

И, подытоживая этот раздел, осталось сказать только, что самым эффективным способом преодолеть иррационализм и негативные переживания является критический подход: ставьте под сомнение свои чувства и ощущения и анализируйте нелогичные и иррациональные мысли, лежащие в их основе.

Иррациональное мышление порождается желанием человека верить в свои фантазии. Это почти бессвязные рассуждения, не имеющие никаких логических обоснований и основанные на чувствах и предположениях. Рациональное и критическое мышление, напротив, состоит в том, что за основу размышлений и будущих действий берутся только обоснованные логикой и причинно-следственными связями факты и свидетельства. Польза и эффективность такого подхода очевидна и неоспорима, но вы все-таки скажем о ней несколько слов.

Преимущества рационального мышления

Рациональное мышление помогает делать выводы и , используя для этого логические цепочки. Желание мыслить критически и рационально способствует работе над своими недостатками. Когда в расчет берутся логические размышления, человек перестает совершать спонтанные поступки, а это минимизирует возникновение неприятных неожиданностей.

Когда мы мыслим рационально, мы начинаем видеть вещи такими, какие они есть, можем объяснить то, что раньше казалось необъяснимым, становимся более спокойными и находим наиболее короткие и эффективные пути достижения своих целей, получаем возможность фокусироваться на наиболее приоритетных в данный момент вещах.

Научиться рационально мыслить не составляет никакого труда. Все, что нужно - следовать небольшому ряду простых правил и советов:

  • Все размышления должны начинаться с поиска достоверной информации. Не всегда это бывает просто, но выстраивать логические цепочки, ведущие к правильным выводам и действиям, без проверенных данных невозможно.
  • Размышляя о чем-то, всегда брать в расчет то, что неверной может быть не только позиция другого человека, но и ваша собственная. Интересуйтесь у окружающих, что они думают о предмете ваших мыслей. Это позволит взглянуть на ситуацию с разных ракурсов.
  • Не берите за основу своих суждений о действиях и поведении окружающих лишь внешние проявления. Вы уверены, что человек не желает с вами общаться? На чем основывается такой вывод? На домыслах или логике? Догадки еще ничего не значат. Вы должны стремиться к выяснению правды. Когда хотите убедиться в чем-то, ищите подтверждающие это факты.
  • Никогда не додумывайте за человека и не принимайте за него решения, не пытайтесь прочитать его мысли. Одно из - внимательно слушать своего собеседника и воспринимать только то, что он говорит.
  • Если при общении с человеком у вас возникают сомнения в искренности его поступков и слов, просто задайте ему несколько прямых вопросов, выскажите беспокоящие вас мысли и попробуйте пообщаться доверительно.

Преимущества рационального мышления можно наглядно продемонстрировать на таком примере: вы пообщались с человеком и он озвучил вам свои недовольства и упреки, объяснил, что ваши взгляды и действия для него неприемлемы. Первое, что хочется сделать в ответ, - это отплатить той же монетой. Однако что будет в результате, кроме недопонимания, ссор и неприязни? Возможно, еще больше душевного дискомфорта и долгосрочный разрыв отношений.

Намного эффективнее будет постараться сохранить спокойствие, равновесие и собственное достоинство. И рациональное мышление предлагает в этом случае поступить гораздо проще: проанализировать свои действия и слова, вызвавшие критику и недовольство собеседника, и принять критическое мнение со стороны. Нужно приходить к компромиссу - искать взаимопонимания и согласия по вопросу, на который у вас имеются разные взгляды. Одновременно с этим следует дать понять другому человеку, что проблемные ситуации могут быть разрешены без унижений, скандалов и обид, и для вас это приемлемо.

Рациональный подход и развитие критического мышления будут способствовать тому, что вы вернете себе спокойствие и психологический комфорт. В любой ситуации, когда вы оказываетесь во власти иррациональных мыслей, вызванных эмоциями, усталостью, переутомлением или стрессами, как можно скорее прогоняйте их от себя.

Не важно, кто вы: химик, физик, математик, военный, бизнесмен, простой работник фирмы или студент, рациональное и критическое мышление может стать для вас эффективным средством для достижения целей, решения повседневных и профессиональных задач, улучшения общения с людьми и взаимодействия с окружающим миром, и развития своих способностей.

Чтобы повысить свой иммунитет к иррациональным мыслям, мы рекомендуем вам вести здоровый образ жизни, больше отдыхать, правильно спать, и культивировать в себе хорошее настроение и позитивный настрой. И, конечно, читайте соответствующую литературу: Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро», Кейт Станович «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей», Дайана Халперн «Психология критического мышления», Роберт Бертон «Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» и другие книги.

И в заключительном уроке нашего курса мы коснемся еще одного важного вопроса, касающегося критического мышления - работы с информацией. Именно с ней нам приходится сталкиваться каждый день, и от ее достоверности зависят наши выводы и суждения, эффективность принимаемых решений и грамотность действий. Из шестого урока вы узнаете, как искать информацию, как ее анализировать и хранить, для каких целей может применяться информация, как с ней работать и как принимать решения на ее основе.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ УМЫ

Как-то я работал с одной женщиной. У неё перестал идти бизнес. Трудилась она много, а деньги не шли. Я работал с ней методом Диалога Голосов.

Разумеется, сначала она переместилась в субличность, которая любит работать. Выяснив её позиции и мысли относительно того, что происходит, я помог ей переместиться в субличность, которая отвечает за отдых. Как и следовало ожидать, именно эта субличность начала вмешиваться в работу, заваливать сделки и отводить клиентов. Женщина очень устала, она не отдыхала несколько лет подряд. Несмотря на то что она изредка выезжала на море, мысли её всё равно находились на работе. А это, конечно же, неполноценный отдых. Я помог этой женщине хорошо познакомиться с субличностями, но всё равно сохранялось чувство, что кто-то ещё внутри неё вмешивается в её работу.

Мы поговорили немного на общие темы, а потом решили познакомиться с её логическим умом. Когда линейный ум вышел на поверхность, оказалось, что в данный момент именно он организовывает всю её жизнь. Очень целеустремлённый, напористый, с решительными нотками в голосе, ему нравится делать жизнь предсказуемой, и он справляется с этой задачей блестяще. Он мгновенно просчитывает всё, что может дать та или иная встреча, к каким последствиям может привести и что получится в итоге. Он сводит её с людьми ради её выгоды и разводит, если считает, что связь с ними не приведёт к положительным результатам. Он структурирует каждое мгновение её жизни. Он занимается даже планированием её чувства юмора и того, насколько она должна быть весёлой в жизни и в компании.

Я спросил у него (на самом деле у неё):

– Если ты планируешь в её жизни всё без исключения, даже путь на работу и обратно, во сколько выйти, во сколько прийти, когда завернуть за угол и что будет потом, – откуда ты возьмёшь пищу для собственного существования, когда в её жизни не останется случайностей? Она идёт по улице, и вдруг ей захотелось пойти не привычным путём, а свернуть в переулок, а там ей, например, встречается человек, мужчина, который может привнести в её жизнь значительные положительные перемены.

– Я не позволю ей свернуть, я пойду привычным путём. А если и сверну и ко мне станет приближаться мужчина, я мгновенно просчитаю, кто он и что собой представляет, и на основании этого уже решу, заговорить мне с ним или нет, – ответил он.

– Ты держишься вдали от мужчин, которые тебе нравятся, потому что боишься их?

– Да, – отвечает он.

– А мужчин, которые не нравятся, ты тем более сторонишься, не так ли?

– Так.

– И таким образом ты поступаешь в любой сфере своей жизни. Так откуда ты возьмёшь пищу для собственного существования, если ты не впускаешь в свою жизнь случайностей? – опять спрашиваю я его. – Представь себе, что ты вселился в новую квартиру. Полгода или пусть даже десять лет ушло на то, чтобы её обустроить, всё расставить по местам и упорядочить. И всё, больше тебе делать нечего. Ты умираешь. Без впускания в жизнь случайностей ты умрёшь, потому что тебя питает, то есть искру жизни в тебе питает твоя собственная работа над просчитыванием будущего и его упорядочиванием. Нет случайностей, нет и работы для тебя, а есть только твоя смерть.

После долгого раздумья и вычислений он сказал:

– Хорошо, я согласен впускать случайности в её жизнь. Хочу здесь отметить, что, согласившись на случайности в её жизни, он фактически дал добро на то, чтобы она могла спать столько, сколько ей хочется (тем более что, если она просыпается по установленному графику в шесть, у неё всё равно нет сил подняться – другая субличность останавливает её, – и она валяется в постели до восьми), чтобы она могла приходить на работу, когда хочется, чтобы могла не соблюдать ряд других правил, которые делают жизнь такой нудной, тоскливой и невыносимой.

Прежде чем расстаться с ним, я спросил у него разрешения поговорить с его противоположностью, и, получив согласие, мы тепло распрощались. Когда на поверхность вышла сама женщина, она не могла скрыть своего изумления по поводу услышанного. Она, конечно, знала, что планирует свою жизнь, но не могла представить до какой степени. Отдохнув немного, мы с ней переместились в нелинейный ум. Это оказалась мудрая и расслабленная женщина, лёгкая в словах и поступках, а также очень весёлая. С ней мне пришлось гораздо труднее, чем с линейной женщиной, потому что с логикой у меня более или менее хорошо, а вот с нелинейным умом… я ещё не умею свободно разговаривать на его языке.

– Да, я живу событиями. Я прекрасно владею любой ситуацией, не анализируя её. Я вижу всю её целиком во времени и пространстве. Всё находится в одной точке. Всё находится здесь, и я – в центре. Я просто вижу всё целиком и принимаю решение, какое действие предпринять следующим. Поэтому все мои действия всегда эффективны. Встать или не встать рано, пойти или не пойти на встречу, свернуть на другую улицу или не свернуть – всё здесь ясно. Вообще, я не понимаю, зачем нужен линейный ум, когда я могу всё видеть и принимаю наиболее оптимальные решения. Такой вот монолог, что тут можно возразить? Да и надо ли?

Я продолжаю разговор:

– Ты видишь ситуацию целиком и принимаешь решение действовать в нужный момент, если тебе позволяют. Но каждая ситуация состоит из множества мгновений, и, когда твоё действие произошло, потом эту ситуацию надо шаг за шагом развертывать во времени. Для тебя нет ни времени, ни пространства, всё в одной точке, так ведь?

– Так, – отвечает нелинейный ум.

– А чтобы дом построить, надо предпринять множество мелких рутинных действий. Да, дом един, но он состоит из множества частей, и соединяет эти части между собой линейный ум. Ты мгновенно видишь результат, а ему, чтобы увидеть результат, приходится воплощать твои действия в жизнь и ждать. Для тебя нет времени, и ты действуешь вне времени, а он живёт во времени, и ему приходится развёртывать все твои действия во времени.

Для тебя время – ничто, а для него – всё. Ты выходишь на мгновение и тут же получаешь результат, потому что живёшь там, где нет времени, в вечности, а он живёт во времени и поэтому никогда не видит результата. Сколько бы он ни жил, что бы ни делал, он никогда не увидит конечного результата ни одного из своих поступков, поэтому время для него превращается в ничтожное мгновение, в ничто. Мы оглядываемся назад, на прожитые годы, и видим мгновение, ничто.

И нелинейный ум сказал:

– Да я себя и так комфортно чувствую, когда время от времени выхожу на поверхность и предпринимаю действия. Мне этого достаточно, мне нравится такая жизнь. Пускай он себе существует.

Кажется, данного примера вполне достаточно для того, чтобы понять природу рационального и иррационального ума. Но мне хочется ещё кое-что добавить.

Линейный, рациональный ум в своих действиях руководствуется методами и правилами, то есть проверенными шаблонами поведения. Принимая решение, он сначала перебирает варианты, сравнивает их, а потом выбирает лучшее. И лучшее он выбирает, руководствуясь сиюминутной выгодой, потому что будущее для него закрыто. Находясь в рациональном уме, вы идёте к цели шаг за шагом.

У иррационального ума нет методов, правил и шаблонов. Ему они не нужны, и ему не нужно перебирать варианты, сравнивая их между собой, потому что, находясь в нём, человек и цель становятся едины , то есть результат и действие сливаются в одно целое. Всё это можно видеть в так называемых успешных действиях, когда они приводят к немедленному результату.

Рациональный ум – это плоскостное мышление, основанное на принципе «да – нет», «лучше – хуже», «ближе – дальше» и т. п., а иррациональный – объёмное. Когда вы передвигаетесь по улицам города, чтобы добраться до цели, вами руководит рациональный линейный ум. Вы не видите в этот момент цель, она существует только в вашем уме.

Иррациональный нелинейный ум – это взгляд на город сверху, когда вы ясно видите свою цель. Но ваши действия в этот момент отключены, они существуют только в потенции в вашем уме. А сам ум целиком занят целью.

Когда вы решаете добраться до цели, вы выпускаете наружу свой рациональный линейный ум, а иррациональный ум в это время отступает, поэтому действия начинают заполнять ваш ум, а цель начинает затушевываться, отходить на второй план.

Мне кажется, что животные могут великолепно пользоваться своим нелинейным умом, потому что они легко ориентируются в пространстве. Как известно, собаки и кошки легко находят дорогу домой, птицы прилетают в свои старые гнёзда, а рыбы и угри без проблем находят свои старые места для нереста. Голуби демонстрируют чудеса ориентации в самую распаршивую погоду.

Однако было бы заблуждением все достижения в овладении работой линейного и нелинейного умов приписывать только животным. Люди тоже кое-что смыслят в этом деле. Например, стрелки, которые не целясь попадают в цель, не вымысел, а работа обоих умов в гармоничном единстве.

И тут возникает масса вопросов, на которые вам надо поискать ответы:

Как открыть иррациональный ум?

Как видеть цель, не видя её?

Как почувствовать единство с целью?

Что надо сделать, чтобы познакомиться с рациональным и иррациональным умами?

Как сделать так, чтобы при решении задач одновременно работали рациональный и иррациональный умы?

Внимание и осознание каждой своей мысли, каждого своего поступка.


Top