Украинский танк «Булат» опасно недооценивают. Основное вооружение танка

История советского танкостроения знает немало случаев, когда машины, выпущенные несколько десятков лет назад, до сих пор продолжают оставаться вполне актуальными на современном поле боя. Не без модернизации, конечно же. Один из таких примеров - «Булат». Танк этот выпускается Харьковским заводом и представляет собой модернизацию старой машины Т-64А.

Предшественник

Нужно заметить, что этот танк в свое время являлся одной из наиболее перспективных разработок советской промышленности. История его создания берет начало с 60-х годов, в КБ города Харькова. С середины все тех же 60-х годов его отправляют на конвейер, где новую машину начинают массово выпускать наряду с танками Т-64, Т-62, и Т-55. Официальное принятие на вооружение произошло только в 1969 году, причем в первую очередь им комплектовались элитные расположенные на западных окраинах страны.

История Т-64А

Справедливости ради стоит сказать, что первоначально идея появления подобной машины возникла у конструкторов еще в далеком 1946 году. На эту мысль их натолкнули начавшиеся работы по созданию принципиально иного дизельного двигателя (с которыми в СССР всегда была беда). Вскоре знаменитое в узких кругах КБ №75 завершило его создание. Практически сразу начались работы над самим танком, который долгое время носил кодовое наименование «Объект 430».

«Шестьдесятчетверка» начала выпускаться на с 1963 года (Харьковский танковый завод). Выпуск продолжался четверть века, причем за это время с конвейера успели спустить около 5,5 тысяч этих машин, которые были передовыми для своего времени.

Сразу после развала СССР Харьковский танковый завод был быстро прибран к рукам независимой Украиной (вместе со всей техникой, уже оплаченной). Неудивительно, что «иностранный» Т-64 быстро перестал интересовать Министерство Обороны, а потому оставшиеся на территории России танки быстро «переквалифицировали» в учебные машины, на которых курсанты отрабатывали самые немыслимые упражнения, попросту расходуя их ресурс.

Сравнительно недавно (в 2011 году) было издано официальное предписание отправить все оставшиеся танки на переплавку. Если говорить о делах нынешних, то эта маленькая деталь сослужила добрую службу: нынешние украинские власти не могут обвинять Россию в поставках этих танков на Донбасс. Официально их у нас нет.

Так как вся база проекта была на руках специалистов с Украины, они все же решили до конца не разваливать предприятие. Было принято решение о начале модернизации старой техники с установкой сравнительно нового вооружения, приборов наблюдения и прочего. Под маркой Т-64Е машина в настоящее время активно (хоть и малыми партиями) поставляется в государства наподобие Южного Судана и Сомали, у которых попросту нет денег на нормальную, современную бронетехнику.

Так откуда появился тот самый «Булат»? Танк является дальнейшим развитием этой старой линейки.

Модернизация Т-64Е

Вскоре стало ясно, что и отечественным войскам Украины срочно нужны нормальные танки. Ситуация была патовая: вроде бы Харьков являлся жемчужиной всего танкостроения СССР, вот только все приличные машины были давно проданы, а от «законсервированных» Т-80 и Т-72 порой оставались только корпуса. Словом, нужны были новые, «украинские» танки.

Конечно, большие надежды возлагались на полумифический (для самих украинцев) «Оплот», вот только в ВСУ этих танков до сих пор не больше десятка, а их стоимость такова, что рассчитывать на дальнейшее насыщение «самостийных» войск этой техникой бессмысленно. Зато эти машины радуют владельцев нефтяных бюджетов в ОАЭ, где о них отзываются очень положительно.

Выход был найден сравнительно быстро. На складах оставалась куча никому не нужных Т-64. Оставалось только «привинтить» к ним новый двигатель 5ТДФЕ, мощность которого составляет весьма приличные 900 л. с. Как ни странно, но все работы украинцами проводились в режиме секретности, новый танк никому не удавалось увидеть. Только пару лет назад его стали активно рекламировать в прессе, он успел «засветиться» даже на престижной оружейной выставке в ОАЭ.

В принципе, впервые танк показали широкой публике уже в 1999 году, вот только (по активным слухам) это был макет в весьма печальной стадии готовности, машины не дождалась и украинская армия. Танковые войска этого государства в ту пору формировались исключительно из остатков запасов Т-72 и Т-80У.

Что изменилось в танке?

Нужно заметить, что результаты работы и в самом деле видны даже невооруженным взглядом. Танк более не выглядит реликтом времен Второй Мировой, он стал похож на современную боевую машину. По корпусу танка равномерно распределена динамическая защита, лобовая часть выглядит мощно и надежно. Давайте рассмотрим основные нововведения:

  • Борта машины закрыты блоками защиты «Нож-2». Для лучшего охвата поверхности они делаются как квадратными, так и прямоугольными.
  • Два типа «динамики» - «Нож-2» и «Контакт-1» - рационально распределены по поверхности брони, собраны по простой и дешевой «решеточной» схеме. Основным достоинством такого способа монтажа является крайне малый вес броневой защиты машины.
  • Конструктивная составляющая башни также в корне изменена, что особенно видно в боковой проекции. Украинская сторона не распространяется об этом моменте, но специалисты предполагают, что в башне размещен дополнительный отсек для боеприпаса.

Так чем же еще характеризуется танк, на базе которого был создан «Булат»? Танк, как мы уже и говорили, оснащен намного более совершенными приборами наблюдения. Так, впервые в танках этого класса появился панорамный прицел с тепловизором, что сильно увеличивает шансы на выживание танка в бою.

Так как место для его установки выбрано действительно удачное, можно с уверенностью говорить, что модернизация была проведена продуманно. В общем-то, все украинские танки отличаются неплохой задумкой, вот только реализация проектов нередко страдает. Обычно это связано с низким качеством используемой броневой стали и отсутствием опытных специалистов старой советской школы.

Основное вооружение танка

Основным вооружением является танковая пушка калибра 125 мм. Кроме того, на машину монтируется сразу два боевых модуля: они состоят из авиационной автоматической пушки ГШ-23 (калибром 30 мм), пулемёта НСВТ калибром 12,7 мм, а также автоматического станкового гранатомета АГ-17.

Эти модули чрезвычайно эффективны в городских условиях, в которых обычные советские танки традиционно несут большие потери от противотанкового оружия. Кроме того, они чрезвычайно эффективны в деле противодействия легкой бронетехнике врага, позволяя попусту не расходовать основной боеприпас.

В общем и целом, работа действительно была проведена впечатляющая. Но это - еще не «Булат». Танк, который носит это имя, является дальнейшим развитием и переработкой описанной только что модификации старой машины. Итак, мы наконец-то приступим к описанию непосредственного «героя» нашей статьи.

Так что такое «Булат»?

Итак, новый украинский танк представляет собой «глубокое переосмысление» машин Т-64А и Т-64Б (и других модификаций). Цель модернизации была в том, чтобы вплотную приблизить новую машину к уровню Как мы уже писали выше, «первое явление» произошло в 1999 году.

Вся модернизация сводилась к углубленной работе по трем направлениям:

  • Значительное увеличение подвижности (новая силовая установка).
  • Усиление защиты, в том числе и от более-менее современных противотанковых комплексов.
  • Повышение огневой мощи и боевого могущества за счет установки новых комплексов вооружения.

Силовая установка

Логично, что для повышения подвижности в моторное отделение устанавливается совершенно новый дизельный двигатель. Как и в случае с предшественником, на эту роль был выбран мотор 5ТДФМ, мощность которого составляет 850 лошадиных сил. В принципе, это дальнейшее развитие довольно старого дизеля 5ТДФ, над которым поработали инженеры.

Чтобы в старое моторное отделение уместить новый 5ТДФМ, потребовалось не только полностью заменить старый и неэффективный воздухоочиститель, но и переработать выпускную систему, которая также не отвечает никаким современным требованиям. Чтобы украинский танк «Булат» (еще раз напоминаем, созданный на базе старого Т-64) не портил дороги также чудовищно, как и его предшественник, в Харькове разработали специальные накладки на гусеницы, предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

Во всяком случае, асфальтовое шоссе после движения колонны машин, которые оборудованы такими устройствами, не превратится в танковый полигон. Преимущество такой схемы еще и в том, что каких-то дополнительных доработок самой гусеницы производить не требуется. Асфальтоходные башмаки и крепежи завод (вроде бы) поставляет отдельно, по требованию заказчика.

Вообще, украинские танки «Булат» и «Оплот» на всем протяжении своей эксплуатации активно сопровождаются производителем, что вызывает определенное уважение.

Защита от противотанковых средств

Повышение уровня защиты достигается за счет установки новых комплексов динамической защиты на башню, борта и корму танка. Производитель сообщает, что смог на порядок улучшить стойкость брони к действию кумулятивных боеприпасов (КУМ), а также подкалиберных бронебойных снарядов (БПС). При этом основной упор делается на то, что масса танка возросла совсем незначительно.

Комплект защиты состоит из двух отдельных модулей: накладной пассивной брони и встроенной системы динамической защиты. Внешняя динамическая защита представлена лобовым модулем и экранами, которые крепятся по всему периметру корпуса танка. На крышу башни и в некоторые труднодоступные места монтируют модульные секции, которые можно быстро поменять в случае выхода их из строя. Элементы встроенной динамической защиты усиливают стойкость техники к противотанковым средствам еще сильнее.

Общая масса полного комплекта динамической защиты (вместе с крепежом) составляет порядка 3,5 тонн. Один только экипаж танка, причем собственными силами, сможет выполнить монтаж приблизительно за 5,5-6 часов. Встроенная динамическая защита, которая уже установлена на танк производителем, не нуждается в каком-то дополнительном уходе в процессе эксплуатации. Таким образом, система защиты от харьковских производителей хороша тем, что для ее монтажа и эксплуатации не нужны сложные инструменты и

Но и это еще не все. Отчего, как правило, погибает экипаж танка при его поражении противотанковыми средствами, которые (вероятнее всего) использует пехота противника? От пожара и высокой температуры. Чтобы защитить людей и повысить их шансы на выживание, украинские танкостроители предусмотрели автоматическую систему пожаротушения, время срабатывания которой (после некоторых инженерных доработок) было сокращено до 150 мсек.

Результаты модернизации

Так что такое танк Т-64 «Булат»? Как заявляют сами украинские производители (не страдающие избытком скромности), он «практически идентичен российскому танку Т-90» и «сравним по характеристикам с новейшим "Оплотом"».

Да, машина имеет неплохие перспективы в области дальнейшей модернизации, особенно в области усовершенствования силовой установки путем монтажа двигателя 6ТД-1 или 6ТД-2. Можно в значительной степени улучшить прицельные приспособления, поставить принципиально иную СУО, средства навигации и связи. Кроме того, ресурс машины после модернизации приближен к 11 тысячам километров (как для нового танка).

Если же отбросить в сторону пафос, то все не столь радужно. Да, по своим характеристикам модернизированный Т-64 действительно может сравниться с Т-72 ранних серий. Вот только как он может «превосходить» принципиально иной Т-90 и новые модификации Т-72, не совсем понятно.

В принципе, у него действительно есть Так, при изготовлении катков и прочих деталей ходовой части танка Т-72 используется более тонны сплавов цветных металлов, в то время как для Т-64 нужно не более 200 килограммов. Соответственно, этот факт резко удешевляет стоимость боевой машины, но вот надежность «ходовки» страдает.

Единственное, в чем Т-64 действительно лучше, так это ремонтопригодностью ходовой части. Да и то, к последней у специалистов немало вопросов (еще раз вспомним о сплавах цветных металлов). Дело в том, что в ГДР (куда шло большинство этих танков) у техников были многочисленные претензии по части износа гусениц и венцов. У Т-64 очень часто слетали гусеницы, причем нередко это сопровождалось тяжелыми травмами и увечьями для людей, которые были поблизости от танка.

И уж совсем «необычно» смотрятся заявления украинцев о том, что их «лучший современный танк» чуть ли не превосходит английский «Челленджер» и немецкий «Леопард-2» - что выглядит особенно нелепо в свете того, что английская машина была объективно признана лучшим танком во время операции НАТО в Ираке. Было бы лишним говорить, что «Булат» успел повоевать только на Донбассе, причем в сети уже полно фотографий подбитых и сожженных украинских машин. Чем же он так хорош?

Видимо, своей дешевизной: стоимость модернизации одного старого Т-64 (по данным двух-трехлетней давности) составляет порядка 400 тысяч долларов, в то время как для производства одного «Оплота» нужно минимум 1,5 миллиона.

Разбор недостатков

В сети на сегодняшний день такое количество «песнопений», которые посвящены «новому» танку, что хотелось бы устроить минутку объективности, поговорив о его недостатках.

Во-первых, вес и мощность двигателя. «Булат» весит 45 тонн при мощности двигателя 850 л/с. «Устаревший и неэффективный российский танк Т-72» имеет массу в 44,5 тонны и двигатель, чья мощность составляет 1000 л/с. О какой такой «высочайшей подвижности» (рекламные буклеты Харьковского завода) здесь вообще может идти речь? На Т-72 в случае необходимости можно повесить еще пару тонн брони, в то время как для Т-64 для этой цели придется менять движок.

И вот тут-то и «зарыта собака». Еще в «лохматых» 70-х годах были попытки дальнейшего развития Т-64 путем установки на него двигателя на 1000 л/с. Проблема была в том, что ходовая старой машины не выдерживала таких испытаний, начиная буквально рассыпаться на ходу. Из-за этого к 1987 году руководство СССР уже окончательно отказалось от дальнейшего развития Т-64.

Пушка. Танк «Булат», характеристика которого нами рассматривается, комплектуется моделью КБА3 (обычная 2А46М-1). Производитель заявляет, что она «намного лучше орудий Т-72 и Т-90». Интересно, чем же лучше? На российских танках установлена пушка 2А24М-4/М-5, которая дает на 17% меньше рассеивания при стрельбе на ходу и обеспечивает улучшение на 15-20% точности стрельбы (как раз-таки в сравнении со старой 2А46М-1). Парадокс, не иначе.

Что же касается реальной дальности стрельбы, то с этим все еще интереснее. Если судить по официальным, советским еще данным, то пушка «украинца» обеспечивает реальную дальность поражения цели в 1,5 км (что для тех времен было нормой). У «тагильцев» же эта величина равняется 2,3-2,5 км. И где здесь «улучшения»? Снова непонятно.

Что же касается пассивной и динамической брони, то здесь история вообще туманная. Ни одного (!) полноценного Государственного испытания «Булат» со всем этим «обвесом» не проходил. Все данные - исключительно из официальных харьковских источников. Наверняка все теми же доводами руководствуются и международные заказчики: их интересует Т-72, Т-80, Т-90 и тот же «Оплот», но почему-то им совершенно неинтересен «Булат».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод. Харьковская модификация, безусловно, улучшает качественные характеристики старого Т-64, но в супероружие она его точно не превращает. Модернизация достаточно добротная, отвечает нуждам современной украинской армии, которая не избалована нормальным финансированием. Но все же чудес не бывает: машина из 60-х годов, пусть даже с новым двигателем и динамической защитой, не ровня.

Танк Т-64БМ БУЛАТ является результатом модернизации танков Т-64А и Т-64Б. Целью модернизации было доведение боевых и технических характеристик танка до современного уровня, таких танков как Т-80УД, Т-84У. Впервые был показан в 1999 году.

Модернизация проводится по трём основным направлениям:
Подвижность (модернизация силового отделения)
Защита (снижение уязвимости от современных противотанковых средств)
Огневая мощь (модернизация вооружения и комплекса управления огнём с целью повышения эффективности огня)
Для повышения подвижности, в мотороно-трансмиссионном отделении устанавливается силовая установка большей мощности. В качестве новой силовой установки использован двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с., являющийся форсированной модификацией двигателя 5ТДФ с проведёнными мероприятиями по увеличению мощности. Установка двигателя 5ТДФМ требует замены штатного воздухоочистителя на новый и доработки выпускной системы. КП ХКБМ разработана конструкция, изготовлены детали и испытаны асфальтоходные башмаки (АХБ) на гусеницах танка БМ БУЛАТ и его модификаций. Доработка деталей гусеницы не требуется. Асфальтоходные башмаки с элементами крепления поставляются отдельно.

Повышение уровня защиты танка Т-64Б обеспечивается путём установки комплекса дополнительной защиты на корпус и башню танка. Назначение Комплект дополнительной защиты предназначен для значительного повышения уровня защиты танка от кумулятивных (КУМ) и кинетических (бронебойных подкалиберных снарядов - БПС) поражающих средств при минимально возможном увеличении массы танка. Состав комплекта Комплект дополнительной защиты состоит из пассивной (накладной) броневой защиты и встроенной динамической защиты (ВДЗ). ВДЗ состоит из носового модуля и бортовых экранов, установленных на корпусе танка, а также модульных секций, размещённых по внешнему периметру лобовых и бортовых участков башни и контейнеров, установленных на крыше башни. Внутри каждой секции ВДЗ, а также в контейнерах на крыше башни установлены элементы динамической защиты (ЭДЗ).

Масса комплекта дополнительной защиты с установочными и крепёжными деталями, а также с элементами динамической защиты составляет 3500 килограммов. Время установки комплекта элементов динамической защиты на одном танке силами экипажа составляет 5,5-6 часов. Элементы динамической защиты, установленные на танке, в процессе его эксплуатации в специальном обслуживании не нуждается. Для проведения работ по оборудованию танка комплектом дополнительной защиты не требуются нестандартизированное технологическое оборудование и оснастка, специальный инструмент и специалисты высокой квалификации.

Накладная броня устанавливается на лобовых и бортовых участках башни. Встроенная динамическая защита (ВДЗ) устанавливается на лобовых, бортовых участках и крыше башни.

Для повышения защиты танков БМ БУЛАТ и экипажа при возгорании внутри боевого отделения танка и МТО устанавливается быстродействующая система пожаротушения, которая сокращает время срабатывания системы в обитаемом отделении до 150 мсек.

Модернизирован танк Т-64Б (БМ «Булат») по основным техническим характеристикам является сравнимым с российским Т-90 и приближается к украинскому «Оплот» и имеет перспективы относительно последующей модернизации за счет установки более мощной силовой установки с двигателем 6ТД-1 или 6ТД-2., усовершенствованных прицельных приспособлений, системы активной защиты, более современной системы связи и навигации. Сроки эксплуатации модернизированного танка Т-64Б продлены на 15 лет, ресурс танка увеличен до 11 тыс. км. (как для нового танка)

В свете поступления на вооружения украинской армии модернизированного танка БМ Булат стоит кратко рассмотреть некоторые материалы, появившиеся о нем в прессе. Например, нельзя не прокомментировать появившуюся в интернет-издании «ОБКОМ» статью «Заплаты для «Булата», или Поношенная броня для украинской армии» где явно не обремененный техническими знаниями автор Павел Вольнов пытается рассуждать об этом танке.

Например, автор заявляет что «шестьдесятчетверки» считались безнадежно устаревшими и уж никак не укрепляли боевую мощь страны. И далее информирует, что на самом деле он всего лишь «один из». На том же Харьковском заводе создан куда более эффективный Т-84 «Оплот».

Прежде всего, автору вышеприведенных строк следует понять, что «оплоты» не производят вовсе не из-за того, что не хотят, а потому. Что стоимость модернизации Т-64 до стандарта «Булат» обходится в 4 раза дешевле производства нового танка БМ «Оплот» («Оплот» стоит 1. 684 млн. у.е., в то время как «Булат» в 416 тыс. у.е). При этом танк по основным характеристикам огневой мощи, защиты и подвижности лишь незначительно уступает новому танку «Оплот». Модернизация является основным направлением в развитии танков, как за рубежом, так и в России и Украине, например в ФРГ танки «Леопард-2» прошли несколько модернизаций. Последняя из них - «Леопард-2А6», в России производится модернизация танков Т-72Б и Т-80, Польша модернизирует свои Т-72 до стандарта ПТ-91А, так же поступает и Чехия, Словакия, модернизируя свои Т-72 как и подавляющее большинство других стран. Удивительно, что автор этого не заметил.

Списывать со счетов Т-64 пока рано, это основной танк вооруженных сил Украины, который даже в его не модернизированном виде способен выполнять стоящие перед ними задачи. Полностью заменить его на новый, в количестве хотя бы 350-400 единиц не представляется возможным по финансовым соображениям. Тем более модернизированный «Булат» ничем не уступает, а в некоторых отношениях и превосходит наиболее совершенные танки, находящиеся на вооружении у соседей Украины, такие как PT-91 "Twardy" (модернизированный Т-72М, Польша), TR-85M1 «Бизон» (модернизированный Т-55, Румыния), Т-72М2 и Т-72СZ (Модернизированные Т-72. Словакия и Чехия). Танк БМ «Булат» находится на уровне лучших российских образцов Т-80У и Т-90, а также по всем характеристикам, за исключением возможностей по ведению боя в темное время суток, таким зарубежным танкам как «Леопард-2А5» и М1А2 «Абрамс».

ТТХ Т-64:
Классификация -основной боевой танк
Боевая масса-, т 45
Компоновочная схема -классическая
Экипаж, чел.- 3

Размеры
Длина корпуса, мм 9225
Ширина корпуса, мм 3600
Высота, мм 2172

Бронирование
Тип брони комбинированная многослойная
Активная защита КОЕП «Варта»
Динамическая защита встроенная, ДЗ «Нож»

Вооружение
Калибр и марка пушки 125-мм КБАЗ
Тип пушки гладкоствольная КБА3
Боекомплект пушки 40 снарядов (из них 28 в автомате заряжания МЗ)
Дальность стрельбы, км 2300-2500 м БОПС и кумулятивными снарядами, 10 км фугасными снарядами и 5 км с вероятностью попадания 0,8 управляемой ракетой
Прицелы дневной прицел наводчика 1Г46М, прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4CR (возможна установка ПНК-5 или ПНК-6), тепловизор Буран-Кетрин-Э, прицел зенитной установки ПЗУ-7
Пулемёты 12,7-мм зенитный пулемёт КТ-12,7; 7,62-мм спаренный пулемёт КТ-7,62
Другое вооружение управляемые ракеты

Подвижность
Тип двигателя Дизельный многотопливный
Мощность двигателя, л. с. 850-1000
Скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 385
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,85
Преодолеваемый брод, м 1,8 с предварительной подготовкой, 5 с ОПВТ

По сообщениям украинских и российских средств массовой информации, вечером 13 июля вооруженные силы Украины предприняли попытку обойти г. Луганск и прорваться к войскам, окруженным в луганском аэропорту. В бой была брошена 1-я отдельная танковая бригада, на вооружении которой имеется бронетехника нескольких типов. Среди прочих машин это соединение эксплуатирует основные танки Т-64БМ «Булат», являющиеся новейшей модификацией семейства. Бой 13 июля стал не только одним из первых случаев боевого применения «Булатов», но и открыл счет их потерям. По некоторым данным, в этот день было уничтожено три украинских танка, один из которых – Т-64БМ. Кроме того, украинские войска потеряли несколько бронетранспортеров и автомобилей.

Вскоре после боев 13 июля были опубликованы первые фотографии с их результатами. На одной из них был запечатлен сгоревший танк с рядом характерных признаков, позволяющих определить его как Т-64БМ «Булат». Этой машине пришлось не просто принять участие в боевых действиях, но и стать первым уничтоженным танком своей модели. Украинский танк был подбит и сгорел вблизи города Лутугино на территории непризнанной Луганской народной республики.



фото http://andrei-bt.livejournal.com

Интересна реакция некоторых СМИ на уничтожение украинского танка. Так, уже 14 июля изображение сгоревшей машины появилось в фотоподборке интернет-издания «Сегодня.ua». При подготовке этого материала украинский танк «превратился» в боевую машину луганских ополченцев, уничтоженную ВВС Украины.

Известны как минимум две фотографии первого уничтоженного танка «Булат». На них хорошо видны повреждения внешних элементов боевой машины, которые позволяют строить свои предположения. При этом нельзя говорить о чем-либо с уверенностью, поскольку точные и подтвержденные данные о ходе боя и способе уничтожения машины до сих пор отсутствуют.

При рассмотрении имеющихся фотографий сгоревшего Т-64БМ первыми в глаза бросаются многочисленные повреждения внешних агрегатов танка, а также многочисленные следы горения. Бортовые экраны, дополнительная защита башни и другие элементы машины заметно деформированы, дымовые гранатометы помяты или сорваны со своих мест. Кроме того, корпус покрыт сажей. Лучше всего следы горения заметны на бревне, закрепленном на корме машины. Вероятно, во время боя машина потеряла ход, после чего была расстреляна противником. В пользу этой версии говорит порванная левая гусеница.

Внутренние повреждения танка неизвестны, однако некоторые вещи могут говорить о серьезном повреждении некоторых агрегатов. На фото видно, что танк почти опустился днищем на грунт, настолько просела торсионная подвеска. Несмотря на все повреждения танка, его экипаж мог остаться в живых или, как минимум, покинуть подбитую машину. Люки экипажа были открыты и, по-видимому, уже после этого покрылись копотью.

Способ уничтожения танка остался неизвестным. Вероятно, снаряд или ракета попала в левый борт и поэтому пробоина отсутствует на опубликованных фотографиях. За попаданием мог последовать пожар, вследствие чего внешняя поверхность машины получила характерные повреждения, а торсионы не справились с термическими нагрузками и «сели». Тем не менее, возгорание не привело к детонации боекомплекта, и этот факт может опровергать версию о пробитии левого борта боевого отделения.

В качестве альтернативной версии, учитывающей сильное обгорание и прочие повреждения уничтоженного танка, можно рассмотреть использование реактивной артиллерии. Наконец, украинские СМИ могли не ошибиться, и танк действительно был уничтожен ракетно-бомбовым ударом с воздуха. Однако в таком случае возникают соответствующие не вполне приятные вопросы к летчикам украинских ВВС.

Некоторые вопросы может вызывать буксирный трос, закрепленный на одном из кормовых крюков сгоревшей машины. Этот нюанс может служить основанием для еще одной версии: танк был подбит и потерял возможность продолжать бой. После этого его попытались эвакуировать, однако по неким причинам бросили. Возможно, причиной этого стало начало обстрела, уничтожившего танк.

Так или иначе, инцидент с танком Т-64БМ «Булат» под Луганском подтверждает очевидный факт: любая бронемашина может быть повреждена или уничтожена. Однако некоторые особенности проекта Т-64БМ, а также «пиар-кампания», в свое время развернувшаяся вокруг него, придает ситуации неоднозначный вид. Проект «Булат» создавался с целью доведения характеристик серийных танков семейства Т-64 до уровня танка Т-84У. Для этого в ходе ремонта и модернизации техника получала новые двигатели, новую систему управления огнем и прицельные приспособления, динамическую защиту «Нож» а также набор прочей аппаратуры.

В многочисленных и не всегда объективных сравнениях с другими танками машина Т-64БМ регулярно получала хорошие оценки. Особых похвал удостаивались системы защиты, в частности динамическая защита «Нож». Серийное переоборудование имеющихся танков в соответствии с новым проектом стартовало в 2004 году. Ранее министерство обороны Украины планировало модернизировать до 400 танков Т-64, однако ограниченные финансовые возможности заставили серьезно сократить заказ. В 2004 году был подписан контракт на обновление 85 серийных танков Т-64. Первая партия из 56 «Булатов» была передана войскам в 2008 году. К 2012 году количество этих танков достигло 76.

С начала июля начали появляться сообщения об использовании танков Т-64БМ в боях с луганскими и донецкими «террористами». Уже 13 июля была уничтожена первая из машин этого типа. Активное участие в боях 1-й отдельной танковой бригады, вооруженной «Булатами», может говорить о том, что потери техники этого типа продолжатся. Дальнейшая эксплуатация техники этого типа в условиях реального конфликта позволит понять ее настоящий потенциал и эффективность. Тем не менее, уже сейчас понятно, что эффективность применения танков всех моделей будет прямо связана с уровнем подготовки экипажей и командования, а он оставляет желать лучшего.

По материалам сайтов:
http://andrei-bt.livejournal.com/
http://bmpd.livejournal.com/
http://armor.kiev.ua/
http://segodnya.ua/

Боевая машина Т-64БМ является одной из самых совершенных во всем мире. Её неоспоримыми преимуществами является маневренность, защита и мощность боевых орудий. Стоимость модернизации боевой машины, донором для которой стал морально и технически устаревший танк Т-64БВ около 460 тыс. долларов. Этот танк официально признан одним из лучших и в случае начала он возможно будет играть одну из ключевых ролей.

Немного истории создания танка Т-64БМ

Современный украинский танк Т-64БМ "Булат" принят на украинской армии в 2005 году. Его разработка началась еще девяностые и заключалась в глубокой модернизации модели Т-64БВ.

Постепенную разработку танка Т-64БМ, можно узнать, просмотрев старые записи парадов, где заметны поэтапные улучшения и доработки, которые в последствии были установлены на танк «Булат».

Технические характеристики и преимущества танка Т-64БМ Булат

Огневая мощь

Все преимущества, которые были оценены мировыми экспертами, были результатом глубокой модернизации, которая как раз и велась по трем основным направлениям.

Основным орудием, которое устанавливается на танк Т-64БМ, является 125 мм гладкоствольная ракетно-пусковая установка КБАЗ, которая имеет 48 калибр. С боекомплектом в 36 ракет составляет серьезную угрозу для движущихся и стационарных целей. Кроме того, танк "Булат" оборудован двумя крупнокалиберными пулеметами, КТ 12.7 и спренным КТ 7.62. К системе вооружения также можно приписать танковый ракетный комплекс ТАКО 621 украинского производства, который обеспечивает дальность стрельбы танка Т-64 в 5000 м.

Защита

Защита танка Т-64БМ "Булат" получила новую встроенную защитную систему «нож», которая смогла увеличить защитные характеристики вдвое. Благодаря этому эксперты оценили эту боевую машину полностью готовой к Третьей мировой войне и признали его современную защиту как уникальную и не имеющую аналогов во всем мире.

Динамические характеристики

Параллельно с высокой дальностью стрельбы танка Т-64, боевая машина получила уникальные ходовые характеристики. Это было достигнуто благодаря модернизации и установке нового двигателя 5ТДФМ, мощностью 850 л.с. Это позволило увеличить скорость на 7км/час. Высокая маневренность и топлива полностью соответствуют полной готовности боевой машины к участию в Третьей мировой войне.

Кто использует танки «Булат»

Танк Т-64 новой модификации состоит на вооружении сухопутных войск Украины 1й отдельной танковой бригады «лесные волки» и Академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного.

Высокая прицельная дальностью стрельбы танка Т-64БМ привлекла и иностранных покупателей. В частности, танки этой модели были приобретены республикой Конго и Таиландом.

География применения Т-64БМ в вооруженных

Танки этой модификации получили широкое распространение в ходе боевых действий на востоке Украины в 2014-2015 годах. Здесь были понесены первые потери. Первый танк был подбит 17 июня 2014 года в районе поселка Станица Луганская.

Уничтоженный танк Т-64БМ "Булат"

В ходе конфликта украинская сторона понесла потери как минимум трех боевых машин. Некоторые из них были захвачены ополченцами и теперь применяются в качестве трофейного оружия. Сегодня уже началось производство новой модификации танков Т-64БМ1М "Булат", которые являются более экономным вариантом модернизации предшественника.

Производство «шестьдесятчетверок» завершилось в 1987 году, всего было выпущено более 8 тысяч танков различных модификаций. После распада СССР Украина унаследовала значительное количество танков Т-64, На 1995 год ВСУ имели на вооружении 2 354 машины различных модификаций. Хотя большинство из них уже не соответствовали современным требованиям, однако недостаток финансирования не позволял заменить их новыми танками. В таких условиях единственной возможностью существенно повысить боеспособность войск стала капитальная модернизация. Соответственно, в начале 90-х годов в ХКБМ начались работы по усовершенствованию Т-64. Основные усилия были сосредоточены на повышении огневой мощи за счет усовершенствования системы управления огнем, а также на повышении защищенности от современных противотанковых средств и на повышении мобильности за счет установки более мощного двигателя. Было разработано несколько вариантов модернизации Т-64, которые бы подтянули их до уровня более современных танков Т-80УД и Т-84, отличавшихся уровнем использовавшихся компонентов и, соответственно, стоимостью.

Модернизация системы управления огнем предлагалась в двух вариантах:
- первый, более простой, вариант предусматривал установку дневного прицельного комплекса 1А43У«Рось» и ночного прицельного комплекса наводчика Т01-К01Э, а также комплекса управляемого вооружения 9К119 с соответствующим механизмом заряжания 6ЭЦ43. 64БМ2 Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) (объект 447АМ-2);
- второй, более продвинутый, вариант заключался в установке системы управления огнем 1А45 «Иртыш» (унифицированной с танками Т-80УД и Т-84) в полном объеме. В состав этой СУО входят дневной прицельный комплекс 1А43У «Рось», ночной - Т01-К01Э и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4СУ. Прицельный комплекс 1А43У включает в себя прицел-дальномер прибор наведения 1Г46М «Промiнь» и танковый баллистический вычислитель 1В528-1. Ночной прицельный комплекс Т01-К01Э состоит из ночного инфракрасного прицела ТПН-4Э «Буран-Э» и осветителя Л-4. Прицельный комплекс ПНК-4СУ размещен перед местом командира машины и совместно с приводом наведения 1ЭЦ29 позволяет командиру брать на себя управление вооружением танка.

Для усиления защищенности оба варианта модернизированного танка оснащались встроенной динамической защитой украинской разработки. А для улучшения подвижности предназначался модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 л.с. (форсированная модификация двигателя 5ТДФ). Танк первого, более простого, варианта модернизации получил обозначение Т-64БМ2 (объект 447АМ-2), а второго - Т-64У (объект 447АМ-1). Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой, а также по виду зенитной пулеметной установки (ЗПУ): у Т-64БМ2 она осталась прежняя, а у Т-64У - такая же, как на Т-80УД.

Впервые модернизированные танки Т-64 были продемонстрированы широкой публике в ходе военного парада в честь Дня независимости Украины 24 августа 1999 года. По Крещатику прошли шесть капитально отремонтированных на 115-м танкоремонтном заводе (ныне ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод») танков Т-64 с макетом встроенной динамической защиты и два танка, модернизированных до стандарта Т-64БМ2. Еще один Т-64У был оставлен в запасе и по Крещатику не шел. Для нужд украинской армии первоначально предполагалось модернизировать танки Т-64А и Т-64Б до уровня Т-64БМ2, то есть был выбран вариант менее глубокой модернизации. И в 2001 году на параде в честь Дня независимости можно было увидеть десяток Т-64БМ2.

Однако позже Министерство обороны (МО) Украины предпочло более глубокую модернизацию - Т-64У, в результате которой получало машину с лучшими характеристиками. Ей было присвоено наименование Т-64БМ «Булат». Один из проектов программы модернизации танкового парка Украины предусматривал улучшение около 400 Т-64Б/БВ до уровня «Булат», однако впоследствии эти планы были существенно скорректированы - до 85 единиц. В 2004 году МО Украины выдало заказ на 85 «Булатов», к работе над которыми Харьковский завод имени Малышева приступил в том же году. Стоимость одного танка, по ценам на 2004 год, составляла около 470 тысяч долларов. Однако из-за политических и финансовых проблем выполнение заказа растянулось на целых десять лет.

Официально Т-64БМ «Булат» был принят на вооружение ВСУ в 2005 году. Первые 56 машин были преданы в войска в 2008 году Следующая часть заказа предусматривала поставку оставшихся 29 танков в период с 2010 по 2012 год. Первые 10 из этих 29 танков были отправлены с завода осенью 2010 года, еще 10 машин - 28 декабря 2011 года, а оставшиеся 9 планировалось поставить в 2012 году. Однако отправить последние машины удалось только в марте 2014 года. Таким образом, по состоянию на март 2014 года на вооружении ВСУ имелось 85 Т-64БМ «Булат». Основная часть танков - 61 единица - стояла на вооружении 1-й отдельной танковой бригады «Лесные волки» 8-го армейского корпуса, дислоцировавшегося в поселке Гончаровское Черниговской области. Десять машин было отправлено в 300-й учебный танковый полк и по нескольку машин в учебные роты Национального университета обороны Украины, Харьковского факультета танковых войск и Академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного. По сравнению с предыдущими модификациями Т-64 у «Булата» существенно выросли характеристики боевой мощи, подвижности и защищенности. Ресурс модернизированного танка составляет 11 000 км, а срок эксплуатации - 15 лет, как у вновь построенной машины.

Основным вооружением танка Т-64БМ является 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ украинского производства. «Булат» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу. Замена штатного КУРВ танка Т-64Б «Кобра» новым КУРВ «Комбат» повысило максимальную дальность стрельбы с 4000 до 5000 м, а бронепробиваемость за динамической защитой - с 600-700 мм до 750 мм. Скорострельность Т-64БМ составляет до 8 выстрелов/мин (7-12,5 с на заряжание одного выстрела). Горизонтальная скорость наведения после модернизации возросла в 2 раза и составляет до 40 град/с (для сравнения - у Т-90А, Т-90С 16-24 град/с). Также в два раза улучшена и точность прицеливания за счет нового стабилизатора основного вооружения 2Э42М. Он разработан киевским НИИ «Квант» и производится на ГП «Харьковский машиностроительный завод «ФЭД»».

СУО «Булата» - 1А45 «Иртыш» - обеспечивает существенно лучшую точность ведения огня по сравнению с Т-64Б за счет стабилизации поля зрения и автоматического ввода углов прицеливания и упреждения. По своим характеристикам СУО «Булата» превосходит СУО танка Т-80У. Ночной комплекс наводчика «Буран-Е» (Т01-К01ЕР) улучшает вдвое эффективность стрельбы и в 2-3 раза сокращает время на подготовку выстрела за счет замены механической связи головного зеркала с пушкой на электрическую, введения стабилизации поля зрения и автоматического ввода углов прицеливания и упреждения. Эффективная дальность стрельбы снарядами по сравнению с Т-64Б повысилась ночью с 600 до 1 500 м. Прицельно-наблюдательный комплекс командира «Агат» (ПНК-4СР) стабилизирован в вертикальной плоскости и обеспечивает дублирование стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемета зенитной установки днем и ночью. В перспективе планируется замена прицельного комплекса ПНК-4 на ПНК-5, в состав которого введен собственный лазерный дальномер и устройство ввода бокового упреждения.

Повышение уровня живучести танка достигнуто за счет установки дополнительной защиты на корпус и башню. Комплект дополнительной защиты предназначен для повышения уровня защиты от современных кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов при минимально возможном увеличении массы танка. Комплект дополнительной защиты состоит из пассивной (накладной) броневой защиты и встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож» украинской разработки. ВДЗ состоит из носовоuj модуля и бортовых экранов, установленных на корпусе танка, а также модульных секций, размещенных по внешнему периметру лобовых и бортовых участков башни, и контейнеров, установленных на крыше башни. Установка комплекта ВДЗ на одном танке силами экипажа занимает около 6 часов. Элементы ВДЗ, установленные на танке, в процессе его эксплуатации в специальном обслуживании не нуждаются. Общая масса комплекта дополнительной защиты составляет 3,5 т.

Действие ДЗ «Нож» основывается на принципе воздействия на атакующие боеприпасы при помощи кумулятивной струи и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов - «кумулятивных ножей». Они разрушают и дестабилизируют атакующий кинетический боеприпас или кумулятивную струю. Комплекс «Нож» доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением широкой номенклатуры ОБПС калибра 125 мм, а также современных 120-мм боеприпасов производства западных стран, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики. По данным производителя, после модернизации стойкость лобовой и бортовой проекций корпуса и башни Т-64БМ относительно современных противотанковых средств повышается примерно в 2 раза.

На Т-64БМ устанавливается пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объемом 13,6 л и мощностью 850 л.с. Он многотопливный - может работать на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции. По сравнению со старым 5ТДФ у нового двигателя на 21,4 % возросла удельная мощность, достигнув величины 62,5 л.с./литр при тех же габаритах и массе (1 040 кг), Модернизированный двигатель также значительно надежнее предшественника. Установка 5ТДФМ требует замены штатного воздухоочистителя новым и доработки выпускной системы. Кстати, благодаря ее конструктивным особенностям двигатели серии 5ТД/6ТД танков Т-64 имеют самый «холодный» выхлоп в мире. Так, например, танки семейства Т-72/Т-90 с двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза заметнее на поле боя в инфракрасном диапазоне, чем танки Т-64БМ «Булат». Для маскировки также используется связанная с двигателем термодымовая аппаратура (ТДА) и система «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат ЗД6. Пусковые установки расположены снаружи башни на лобовой ее части по шесть штук слева и справа от пушки. Благодаря новому двигателю средняя скорость движения танка по шоссе увеличилась на 7 км/ч, а запас хода (без учета дополнительных топливных баков) - примерно на 80 км. Для сохранения дорожного покрытия гусеницы могут оснащаться асфальтоходными башмаками. Предусмотрена возможность установки на Т-64БМ и двигателя 6ТД-1 мощностью 1 000 л.с.

Подводя итог, можно сказать, что Т-64БМ «Булат» по совокупности тактико-технических характеристик превосходит наиболее распространенные образцы советских основных танков Т-72АВ/Б и Т-80БВ и приближается к таким более современным машинам, как Т-90А и «Оплот». Несмотря на то, что основой для «Булата» служит Т-64, принятый на вооружение в середине 60-х годов, у него еще есть перспективы развития. Так, в МТО без значительных переработок может быть установлен двигатель 6ТД-1 мощностью до 1 000 л.с., а запас прочности ходовой части позволяет улучшать защищенность машины за счет установки на танк перспективных комплексов активной, пассивной или динамической защиты. Имеется и потенциал, связанный с дальнейшим совершенствованием системы управления огнем, поскольку она не отвечает современным стандартам из-за отсутствия тепловизионного и панорамного прицелов.

Технические характеристики Т-64БМ «Булат»
Боевая масса, т 45,0
Компоновочная схема - классическая
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 6540
Длина с пушкой вперёд, мм 9295
Ширина корпуса, мм 3560
Высота, мм 2184
Клиренс, мм 500
Тип брони - комбинированная противоснарядная
Динамическая защита - встроенная, «Нож»
Калибр и марка пушки - 125-мм КБАЗ
Тип пушки - гладкоствольная
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 36 (28 в МЗ)
Дальность стрельбы, км
- БОПС: 2,8
- ОФС и БКС: 2,6
- ПТУР: 5,0
Прицелы 1Г46М, ПНК-4СР, ПЗУ-7
Пулемёты 1х12,7-мм КТ; 1х7,62-мм КТ
Другое вооружение ПТУР «Комбат»
Двигатель 5ТДФМ
Мощность двигателя, л. с. 850
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 385 (600 с внешними баками)
Тип подвески торсионная
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,85
Преодолеваемый брод, м 1,8 (5,0 с ОПВТ)


Top