Когда примут на вооружение бмп т 15. Комплекс активной защиты Афганит

О том, что на "Армии-2018" в этом году впервые представят БМП на платформе "Армата" Т-15, военные эксперты заговорили еще в середине лета.

Тяжелая боевая машина пехоты, аналога которой никогда не было в советской и российской армии, должна была стать изюминкой форума еще и потому, что, в отличие от "парадной версии" с 30-миллиметровой пушкой, на выставку привезли Т-15 с мощнейшим боевым модулем АУ-220М "Байкал". И 57-миллиметровое орудие, и сверхзвуковые противотанковые ракеты "Атака" превратили "Армату" в какой-то "космический броневик будущего".

Если подойти к Т-15 поближе, то становится понятно, что внешне машина не похожа ни на одну из известных БМП и скорее напоминает то ли боевой корабль, то ли катер, выкрашенный в зеленый цвет. Машина визуально огромная. И это неудивительно: весит она даже больше, чем танк "Армата", – 50 тонн.

Танковый уровень бронирования, активная защита "Афганит". Т-15 создавалась, чтобы вести бой в одном строю с танками "Армата". Но возможностей у БМП даже больше. Машину специально "натаскивают" на беспилотники вроде американских MQ-1 Predator. Для их уничтожения у Т-15 есть ПТРК "Корнет-ЭМ", которые также эффективны против танков и вертолетов.

Неясно только, когда военные закажут тяжелые БМП. Пока известен только заказ на 100 танков "Армата", которым еще только предстоит пройти войсковые испытания. Армия достаточно консервативна и неохотно принимает принципиально новые виды вооружения. Т-15 стоит столько же, сколько и танк "Армата", так почему бы не купить еще один Т-14 или два Т-72Б3? В похожей ситуации оказалась и боевая машина поддержки танков (БМПТ) "Терминатор", но ей помогло успешное боевое применение в Сирии. Весной БПМТ приняли на вооружение.

Впрочем, как сказал во вторник на форуме замгендиректора по спецтехнике корпорации "Уралвагонзавод" Вячеслав Халитов, все идет в соответствии с графиком, согласованным с Минобороны. А все заявления по поводу "запоздания" с введением в строй новейших российских вооружений из числа бронемашин и средств артиллерии можно считать несостоятельными. Что ж, осталось в этом убедиться.

Другая машина, впервые представленная на форуме, это новейший самоходный зенитно-ракетный комплекс "Деривация-ПВО" разработки ЦНИИ "Буревестник", которую, кстати, тоже упомянул Халитов. Самоходный ЗРК находится несколько в глубине экспозиции и близко к нему не подойти, но разглядеть все же можно.

Машина выполнена на базе хорошо знакомой платформы БМП-3, и это очевидная замена советским "Шилкам" и "Тунгускам". А в компании "Армат", "Курганца" и "Бумеранга" она оказалась потому, что в перспективе ее возможно будут собирать на базе платформы "Армата". Все вместе эти машины будут связаны единым форматом сетецентрических войн, когда у всех экипажей будет одна программа, что позволит максимально быстро взаимодействовать друг с другом практически как один механизм.

Что касается "Деривации-ПВО", то этот комплекс должен сбивать не только вертолеты и штурмовики, но и крылатые ракеты, беспилотники, ракеты класса "воздух – поверхность" и даже реактивные снаряды систем залпового огня вроде "Градов". Действительно, самоходный ЗРК совершенно другого уровня. Та же "Тунгуска" вооружена 30-миллиметровыми орудиями, а "Деривация-ПВО" – солидной пушкой калибра 57 мм, разумеется, автоматической.

Как заявил на форуме гендиректор ЦНИИ "Буревестник" Григорий Закаменных, на базе этой самоходки уже решили сделать боевого робота, которым будет дистанционно управлять оператор. В этом нет ничего удивительного, это одна из основных тенденций последних нескольких лет, и опытные образцы уже успешно проходят испытания. Правда, только единицы уходят в серию. Сложилось даже впечатление, что на прошлогодней выставке было больше прототипов боевых роботов. В этом году акцент больше сделан на беспилотники.

Немецкий легкий танк Т-15

Танк этот был спроектирован и построен благодаря усилиям чешских и немецких конструкторов под пристальным вниманием немцев, поэтому чисто чешским, танк Skoda T-15 назвать нельзя. В марте 1939 года немцы без боя оккупировали Чехословакию, благодаря чему получили мощнейший в Европе военно-промышленный комплекс с множеством предприятий (Чехословакия была оккупирована без боев благодаря Мюнхенскому сговору в 1938 году).

К 1939-му году немцы оценили средние и тяжелые чехословацкие танки как устаревшие и не отвечающие требованиям ведения современной войны, поэтому, было принято решение о создании экспериментального танка для разведки.


Немецкий легкий танк Т-15

В том же, 1939 году руководство Вермахта выдало техзадание (15.09.39) на проектировку и создание маневренного танка, который мог бы производится на чехословацких заводах. К работе по проектировке привлекли специалистов из чехословацкого ЧКД, Шкода-Верке, ВММ и немецкого MAN. После общего совещания в OKW, которое прошло летом 1939 года, проект разведывательного танка был детально рассмотрен и утвержден: высокая мобильность и скорость до 60 км/час (на деле оказалось 50 км/час), лобовая броня до 30 мм, вооружение: 37-мм или 20-мм пушка, вес танка – 11-13 тонн. Экспериментальный танк получил первое обозначение: WaPruf 6. Так как основную часть по проектировке танка взяла на себя чехословацкая часть конструкторов, они решили взять за основу конструкцию легкого чехословацкого танка LT vz.38, и уже на базе этого танка создать совершенно новый танк, отвечающим требованиям OKW. Уже после этого этот экспериментальный танк получил обозначение Т-15.


Немецкий легкий танк Т-15

Компоновка танка Т-15

В отличие от своего «прародителя» , у нового Т-15 корпус был полностью сварной а не клепанный, что давало массу преимуществ. По форме корпус танка Т-15 был похож на LT vz.38. В середине корпуса танка находилось боевое отделение, где были размещены место командира и весь боекомплект, в передней части находились отделение управления с местом мехвода и узлы трансмиссии. Толщина лба и бортов корпуса составляла 25-30 мм, днище – 8 мм, крыша корпуса – 15 мм, лоб башни – 30 мм. На корпус была установлена сварная башня с низкосилуэтной командирской башенкой, в которую разместили перископический прибор для наблюдения. В задней части корпуса находился 220-сильный бензиновый двигатель Шкода Т-15. Непосредственно с двигателем устанавливался топливный бак и вентилятор жидкостной системы охлаждения. По аналогии с немецкими танками, танк Т-15 оснастили противопожарной бронированной перегородкой, которая разделяла моторный и боевые отделения. Дальность хода танка составляла 220 км.


Немецкий легкий танк Т-15

Вооружение танка Т-15

Уже в процессе создания, по указанию Вермахта конструкторы отступили от техзадания и установили более мощную 47-мм пушку Шкода А11 (прибор наведения пушки состоял из монокулярного оптического прицела, расположенного слева от пушки). По некоторым данным, танк все же вооружили 37-мм пушкой Шкода А-19. В качестве средства поражения пехоты, в лобовую часть башни установили немецкий пулемет MG-34 (боекомплект 2100 патронов). Стоит немного остановится на самой пушке Шкода А11. Для того времени, пушка отвечала современным стандартам войны, она могла на расстоянии 1 км пробить под прямым углом броню толщиной 41 мм. Начальная скорость снаряда составляла 782 м/с, боекомплект составлял 78 снарядов (в том числе противопехотные осколочные снаряды весом 1,5 км, максимальная дальность которых составляла 4 км).

Ходовая часть танка Т-15

В целом подвеска Т-15 была похожа на LT vz.38, принцип был тот же, однако и существовало несколько отличий. Подвеска состояла из четырех сдвоенных опорных катков, которые имели амортизационные элементы сделанные из листовых полуэллиптических рессор, спереди находилось ведущее колесо, гусеницы поддерживали 3 сдвоенных ролика. К втулкам колес также крепились металлические пластины, которые вносили элементы жесткости для конструкции.


Немецкий легкий танк Т-15

Официально было собрано 5 экспериментальных образцов, однако танк Т-15 так и не был принят на вооружение. В декабре 1941 года, еще до окончания строительства первого Т-15 немецкий OKW подписал контракт с чехословацкой Шкода-Верке на создание партии из 5 единиц Т-15 для статических и ходовых испытаний. Для удешевления процесса 2 единицы танков Т-15 сделали из неброневой стали. По контракту первые два танка Т-15 должны быть поставлены в промежутке между ноябрем 1941-го и мартом 1942-года. Однако, график поставки танков Т-15 был сорван по причине неудачного наступления на Россию. И еще одним важным фактором стало появление на полях сражений легендарного танка Т-34. Не смотря на это, 4 созданных танка Т-15 весной-летом 1942 года прошли первые тестирования, осенью танки были переправлены на полигон в Куммерсдорф, где прошли еще ряд испытаний. Официально было собрано 4 танка на заводе Шкода-Верке, еще один танк неофициально. В начале 1944 года немецкий Вермахт окончательно отказался от производства танков Т-15. В конечном счете чехи разобрали свои танки. Кстати говоря, чехословацкие инженеры разработали еще несколько проектов танков: Т-15А, Т-16, Т-15S, Т-15B, но от них отказались по понятным причинам.

Т-15 (Индекс ГБТУ — Объект 149 ) - перспективная российская боевая машина пехоты на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Предназначена для ведения всех видов боевых действий и транспортирования подразделений мотострелковых войск и огневой поддержки спешившихся стрелков.

Особенностью БМП Т-15, созданной на одной платформе с перспективным российским танком Т-14 «Армата», является беспрецедентно высокий уровень защиты, который даёт ей возможность действовать в одной линии с танками. Первый официальный показ Т-15 состоялся на Параде Победы в Москве 9 мая 2015 года.

Тяжелая БМП Т-15 представляет собой высокозащищенную гусеничную боевую машину, способную транспортировать мотострелковые подразделения и оказывать им огневую поддержку, действуя в единой боевой линии с танками.

Компоновка

Будучи сконструированной на единой платформе с танком Т-14, БМП Т-15 имеет иную, чем у танка компоновку: в носовой части корпуса расположена силовая установка, отделение управления - посередине, а в кормовой части находится отсек для десанта. Для посадки и высадки десантников служит кормовая дверь с откидной аппарелью.

Эта компоновка характерна для большинства БМП зарубежного производства. При этом боевое отделение в корпусе машины отсутствует. Вооружение и боекомплект Т-15 находятся в необитаемой башне, вне жилых отсеков.

Бронекапсула для экипажа в БМП Т-15 отсутствует, в отличие от танка «Армата». Отчасти это компенсируется передним расположением двигателя, который прикрывает собой экипаж и десант при обстреле машины спереди. Кстати, размещение моторно-трансмиссионного отделения между двумя расположенными под острым углом друг к другу бронелистами носовой части БМП, а не в кубическом объеме кормовой части, представляло собой нетривиальную конструкторскую задачу, но разработчики сумели ее решить. Кроме того, потребовалось предусмотреть различные лючки и точки доступа, необходимые для обслуживания МТО, без ослабления лобовой бронезащиты машины. И хотя трудоемкость работ по техобслуживанию БМП Т-15 значительно ниже, чем, например, у БМП-1, все равно требуется обеспечить доступ к МТО. А ведь кроме двигателя в носовой части машины располагаются различные системы, обеспечивающие его работу: охлаждения, питания воздухом и т.д. При этом необходимо одновременно и защитить их, и обеспечить доступ, а также отвод воздуха.

Размещение экипажа

Экипаж БМП Т-15 включает 3-х человек, а отделение для десанта рассчитано на 9 пехотинцев в полной боевой экипировке. Для сравнения, БМП-2 и БМП-3 могут вместить всего лишь 7 десантников.

Рабочее место механика водителя находится около левого борта, место командира – справа от него. За ним расположено место наводчика-оператора.

БМП Т-15 и танк Т-14 имеют одинаковые рабочие места мехводов, что упростит процесс боевой подготовки экипажей для обоих типов машин. В то же время места командиров и наводчиков-операторов Т-15 и Т-14 отличаются, поскольку танк и БМП оснащены разным вооружением.

Посадка/высадка членов экипажа Т-15 может осуществляться через люки в крыше корпуса, или через кормовой люк для десанта. Крышки люков членов экипажа откидываются назад и оснащены призменными наблюдательными приборами.

В десантном отделении расположены 9 сидений для десантников: по 4 с каждого борта (бойцы размещаются спиной к бортам), и еще 1 – в проходе к отделению управления.

Откидная аппарель делает процесс посадки/высадки десанта в Т-15 более быстрым и удобным по сравнению с отечественными БМП предыдущего поколения. Спускаться и подниматься через аппарель Т-15 гораздо удобнее, чем в спешке пролезать через дверцу БМП, особенно если бойцы оснащены бронежилетами и громоздким вооружением, среди них есть раненые и т.д. К тому же ширина двери Т-15 позволяет производить десантирование бойцов в колонну по два, что в разы сокращает время высадки. Конструкция сидений предусматривает автоматическое их поднимание при отсутствии нагрузки. После выхода бойцов, сидящих ближе к двери, сиденья поднимаются, увеличивая ширину прохода для следующих. В случае, если аппарель по любым причинам не может открыться, в ней есть одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В двери имеется амбразура для ведения огня из стрелкового оружия.

Конструкция внутренних помещений и систем жизнеобеспечения БМП Т-15 дают возможность экипажу и десанту выполнять боевые задачи, не покидая машину в течение 3 суток.

Платой за возможность комфортного размещения 12 человек внутри машины стало значительное увеличение ее массы и габаритов. Длина БМП Т-15 составляет 9,5 м, ширина (с бортовыми элементами ДЗ) – 4,8 м, высота – 3,5 м. Для сравнения, линейные характеристики БМП-1: длина корпуса – 6,73 м, ширина – 2,94 м, высота по крыше башне – 1,92 м. Конечно, большие размеры повышают уязвимость Т-15, но этот недостаток компенсируется высоким уровнем ее защиты. К тому же, Т-15, в отличие от российских БМП предыдущих моделей, оснащена необитаемой башней, попадание в которую не приведет к поражению критически важных систем машины, а также находящихся внутри ее людей.

Силовая установка

Основной танк Т-14 и БМП Т-15 имеют одинаковые силовые блоки, состоящие из высокоресурсного многотопливного дизеля 2В-12-3A мощностью 1500 л.с. и гидромеханической трансмиссии. Такая унификация силовых установок танка и БМП применена впервые в отечественном танкостроении, и сильно упрощает техническое обслуживание боевых машин. На замену силового блока целиком уходит от 1 до 3 часов, тогда как аналогичная операция на современных боевых машинах может занять более суток. Дизель 2В-12-3А по мощности превосходит все силовые агрегаты отечественных боевых машин и догнал по этому показателю двигатели лучших зарубежных танков, таких как М1 «Абрамс», «Леопард» 2А6, и «Меркава» Мк.4.

Кроме основной силовой установки, БМП Т-15 располагает вспомогательной – с газотурбинным двигателем и агрегатом дополнительного электропитания. Вспомогательная установка питает энергией системы вооружения и бортового оборудования при выключенном основном двигателе, например, если машина находится в обороне или на стоянке. Это бережет ресурс основного двигателя и обеспечивает дополнительную маскировку машины в ИК-спектре.

Танк Т-14 и БМП Т-15 имеют реверсивную коробку передач, обеспечивающую включение 8 передач переднего и 8 передач заднего хода. Таким образом, эти боевые машины могут двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, что особенно важно во время боя на городских улицах. Например, при попадании машины под обстрел трудно переоценить ее способность быстро «сдать» назад без разворота на 180 градусов.

Ходовая часть

Ходовые части БМП Т-15 и танка Т-14 в целом аналогичны. Подвеска независимая, торсионная, с регулируемыми пластинча­то-щелевыми амортизаторами на первых двух и на последних узлах. Ведущие колеса с цевоч­ным зацеплением на Т-15 расположены в но­совой части корпуса машины, а направляющие колеса в кормовой части. Гусеница мелкозвенчатая, с параллельным резинометаллическим шарни­ром, с необрезиненной беговой дорожкой.

Подвижность

БМП Т-15 и танк Т-14 предназначены для совместных действий, поэтому характеристики подвижности обеих машин, оснащенных одинаковыми двигателями, трансмиссиями и ходовыми частями, совпадают.

Высокая мощность двигателя позволяет тяжелой машине двигаться по пересечённой местности со средней скоростью 50 км/ч, а максимальная достигает 75 км/ч. Запас хода Т-15 составляет 500 км.

Обладая боевой массой в 50 т, БМП Т-15 не может плавать, но зато форсирует водоемы глубиной до 5 м при помощи оборудования для подводного вождения.

Защита

Защита Т-15 комбинированная, и имеет несколько уровней.

Маскировка машины в оптическом и радиолокационном диапазонах обеспечивается покрытием ее корпуса и башни специальными составами, поглощающие излучение РЛС противника. Видимость в инфракрасном диапазоне снижена за счет специальной окраски, предотвращающей нагревание корпуса машины и рассеивателей выхлопа.

Как и большинство современных образцов бронетанковой техники, БМП Т-15 имеет комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП). Он включает систему датчиков для обнаружения любого облучения машины, например, лазерным дальномером танка или системой лазерного целеуказания. Как только обнаружено облучение, происходит отстрел аэрозольных гранат, создающих вокруг машины аэрозольную завесу с металлическими частицами. Она скрывает машину в спектрах работы оптических приборов, тепловизоров и РЛС, не позволяя противнику произвести прицеливание.

Также БМП Т-15 оснащена системой блокировки или подрыва мин с электромагнитным взрывателем.

Еще одним важнейшим элементом защиты БМП является комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит», способный автоматически обнаруживать и уничтожать на подлете к машине ПТУР, реактивные гранаты РПГ, бронебойные снаряды и авиационные ракеты. Пусковые установки КАЗ «Афганит» находятся вверху бортов корпуса, в носовой и средней их частях.

И, наконец, последний рубеж обороны Т-15 – это ее бронированный корпус.

Броневые детали лобовой проекции машины, обладающие рациональными углами наклона и встроенной динамической защитой, обеспечивают надежную защиту от снарядов танковых пушек и ПТУР. Переднее расположение силовой установки создает дополнительную защиту для людей, находящихся внутри БМП.

Борта машины прикрыты бронелистами и экранами, на которых установлены блоки динамической защиты. В районе МТО на бортах смонтированы экраны с элементами ДЗ, установленные под наклоном. Они служат для отвода выхлопных газов наружу и обеспечения циркуляции воздуха.

Аппарель, занимающая большую часть кормовой проекции машины, прикрыта решетчатым экраном.

Противоминная стойкость БМП обеспечивается усиленным днищем, а также специальными многослойными вставками в полах обитаемых отделений. Обитаемые отсеки дополнительно экранированы второстепенными агрегатами.

Необитаемая башня Т-15 сконструирована таким образом, что даже в случае ее поражения и подрыва боекомплекта экипаж и десант внутри машины не пострадают.


Вооружение и система управления огнём

БМП Т-15 оснащена дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха» («Бумеранг-БМ») со следующим составом вооружения:

  • 30-мм автоматическая пушка 2А42 с селективным боепитанием и боекомплектом из 500 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасных снарядов (рассматриваются варианты установки боевого модуля «Байкал» с 57-мм корабельной автоматической пушкой для поражения бронированных воздушных целей, например, штурмовиков и тяжелых вертолётов, а также боевого модуля со 120-мм миномётом «Сани»);
  • 7,62-мм пулемёт ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов;
  • 2 ПУ ПТРК «Корнет-Д» - в каждой по 2 управляемые ракеты.

Такой набор вооружения в сочетании с автоматизированной цифровой СУО позволяет поражать практически любые цели на поле боя: танки, укрепления, автомобили и легкую бронетехнику, пехоту, а также низколетящие самолеты, вертолеты и БЛА. Особенностью вооружения и СУО БМП Т-15 является нацеленность на работу в системе ПВО ближнего радиуса действия с акцентом на борьбу с БЛА и противотанковыми вертолетами типа «Апач».

СУО БМП Т-15 включает два прицельно-наблюдательных комплекса – командира и наводчика-оператора. Полный круговой обзор на ближней дистанции осуществляется при помощи видеокамер, передающих изображение на дисплеи экипажа.

Также в ее состав входят РЛС, развитая система датчиков и двухплоскостной стабилизатор вооружения. Система производит поиск целей в активном и пассивном режимах, может обнаруживать замаскированные цели (например, снайперов) оптическим локатором и при необходимости обеспечивает одновременный обстрел двух целей. Огонь ведётся с большой точностью на всю дальность стрельбы с места и в движении благодаря системе автосопровождения целей.

Также возможно ведение эффективного зенитного огня из пушки 2А42 при углах возвышения оружия до +70 градусов. Особенностью системы управления огнем БМП Т-15 является возможность ведения огня в режиме дистанционного управления, когда экипаж полностью отсутствует в машине.

Боевая информационно-управляющая система

Средства связи и боевая информационно-управляющая система (БИУС) БМП Т-15 обеспечивают значительно более высокий уровень командной управляемости Т-15 по сравнению с БМП предыдущих поколений. БМП Т-15 соответствует условиям современной «сетецентрической войны» и может обмениваться целеуказаниями с другими машинами в системе ЕСУ ТЗ.

Помимо этого, БИУС предоставляет экипажу БМП полные данные о техническом состоянии машины, позволяя сосредоточиться непосредственно на выполнении боевых задач.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время осуществляется доводка и подготовка БМП Т-15 к Государственным испытаниям, которые пройдут в 2016-2017 годах, после чего начнется серийное производство. Точное количество планируемых к выпуску БМП пока не определено, известно лишь, что общий объем боевых машин на платформе «Армата», предусмотренный Госпрограммой вооружений до 2020 г., составит 2300 единиц. Таким образом, Т-15 «Барбарис» будет первой в российских Вооруженных Силах тяжелой БМП (обладающей защитой на уровне основного танка).

В перспективе планируется создание КШМ машины на базе Т-15 (БМП-КШ). Преимуществом такой машины перед существующими КШМ будет намного более надёжная защита. Это позволит командирам, например, батальонного уровня, с минимальным риском управлять своим подразделением, находясь непосредственно на поле боя. Большой внутренний объем БМП-КШ позволит разместить внутри машины любое оборудование и рабочие места для офицеров штаба.

В настоящее время не все технические особенности БМП Т-15 открыты широкой общественности ввиду режима секретности. Однако даже то, что известно, позволяет говорить о появлении в российской армии принципиально новой БМП с боевой эффективностью на порядок выше существующих моделей.

Технические характеристики

Видео

На фоне премьерного показа первого российского на Красной площади в День Победы, перспективная модель новейшей разработки наших конструкторов – боевая машина пехоты (БМП) Т-15, вроде бы осталась незамеченной. Но это совершенно несправедливо. На самом деле обе машины – это первые два элемента уникальной российской разработки: Перспективной боевой системы (ПБС).

Телеканал «Звезда» стал первым, кому об этом рассказал автор самой идеи ПБС, заместитель генерального директора ОАО НПК «Уралвагонзавода» по специальной технике Вячеслав Халитов: «Мы переходим на новую идеологию проведения боевых действий. Гибридные конфликты, — самый распространенный вид военных конфликтов в наше время. Они требуют быстрых мобильных действий. С помощью танков класса «Армата», вкупе с БМП Т-15 и целым рядом других суперсовременных машин, уже, можно сказать, создается Перспективная боевая система, которая сможет быстро и эффективно решить любые военные задачи ».

Защищенность: главный козырь

Российская Т-15 – тяжелая БМП, которой пока нет полных аналогов в мире. Только по некоторым параметрам с ней могут посоревноваться израильский Namer и германская Puma. Т-15 создана на платформе «Арматы» — и это практически все, что сегодня точно известно об этой машине. Как и ее «родной брат» — , БМП Т-15 является одним из самых засекреченных проектов нашего военного ведомства.

Но в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» Вячеслав Халитов все-таки ответил на ряд вопросов, связанных с этой разработкой:

«На вопрос о том, действительно ли Т-15 является самой защищенной БМП в мире я могу ответить так – эта БМП обладает высокой комплексной многоуровневой защитой от противотанковых средств поражения за счет применения рациональной архитектуры в комплексе со съемно-модульными защитными устройствами с динамической защитой нового поколения, с использованием радиопоглащающих композитных материалов и специальной окраски, установки активных средств защиты в составе комплекса активной защиты, системы противодействия высокоточному оружию и системы электромагнитной защиты ».

Такая сверхзащищенность машины, предназначенной в принципе для доставки пехоты к передней линии огня, сразу оказалась в центре споров военных специалистов. Ее даже стали называть «переизбыточной».

«Мое мнение заключается в том, что назрела необходимость того, чтобы в одном боевом строю находились равнозащищенные и равноподвижные машины. Как бы вы не моделировали современный бой, но к его середине в наше время останется «в живых» только наш танк «Армата» и Т-15. И очень хорошо, что это вовремя поняли в Министерстве обороны, что приняли решение создавать такую тяжелую БМП », — говорит Халитов.

В создаваемой ПБС «Армата» может меняться местами с Т-15, т.е. тяжелые БМП могут идти не за, а перед танками. При этом продвигаться вперед «пятнадцатая» может, как под огневым прикрытием танков, так и под «зонтом» разрывов собственных снарядов. И то и другое обеспечит прибытие пехоты прямо на передний край, что призвано свести потери среди наших бойцов к минимуму.

Конструктивные особенности

Конструктивно БМП Т-15 имеет переднее отделение, в котором расположен двигатель, за ним – боевой модуль, и только потом – обитаемый отсек. Руководитель проектов спецтехники Уралвагонзавода утверждает, что новая БМП не только не уступает по защищенности , но по некоторым характеристикам и превышает ее, в частности, по защищенности обитаемого отделения.

«До переднего края мотострелки в БМП Т-15 доберутся точно целыми и невредимыми. На корме расположена отбрасывающаяся аппарель, которая позволит десанту мгновенно покинуть машину. Верхние люки предусмотрены только для механиков-водителей. Силовой блок, расположенный впереди – это еще одна защита, серьезная противоминная защита экипажа – все сделано для того, чтобы ничто не помешало выполнению боевой задачи », — говорит Халитов.

Необитаемый боевой модуль с вооружением находится над бронекапсулой. Все процессы заряжания и ведения огня тяжелого БМП Т-15 автоматизированы. Новая БПМ обладает особой плавучестью хода, что обеспечивается мощным дизельным двигателем, который, по некоторым данным обладает мощностью до 1500 л.с., и способен разгонять эту машину до 70 км/ч. Ходовая часть с передним расположение 7-го ведущего колеса и активной подвеской обеспечит движение на высокой скорости по пересеченной местности, снизит утомляемость экипажа и повысит точность стрельбы.

«БМП Т-15 не обладает той плавучестью, которой обладают легкие БМП. Но мы не считаем это недостатком. «Пятнадцатая» может передвигаться под водой. Но еще Великая Отечественная Война показала, что занятие плацдарма перед наступлением, — залог успеха наступательной операции, поэтому сходу преодолевать водные препятствия – это тактика прошлого, а не будущего », — говорит специалист по созданию военной техники.

Шесть отличий

Вячеслав Халитов утверждает, что БМП Т-15 просто незаменима в урбанизированных районах и проведении военных операциях в горной местности. Ее противопожарная система, и защита от нападения сверху делают эту машину практически неуязвимой в перечисленных условиях. Способствуют этому шесть отличий новой машины от своих предшественников.

«Основные отличия от предыдущих поколений БМП заключаются в том, что Т-15 обладает высоким уровнем баллистической защиты, у нее большое обитаемое отделение, дистанционно управляемое вооружение, высокоавтоматизированная система управления огнем с мультиспектральным прицельным комплексом, цифровые информационно-управляющие системы и семи опорная ходовая часть », — говорит Вячеслав Халитов.

Цифровые информационно-управляющие системы позволяют экипажу Т-15 максимально сконцентрироваться на выполнении поставленных задач за счет того, что эта система сама осуществляет не только контроль, но и диагностику технического состояния машины. А это, в свою очередь обеспечивает безаварийную работу узлов и агрегатов. В легковом транспорте это принято называть бортовым компьютером, — т.е. масляные щупы, и прочие архаичные предметы контроля навсегда уходят в прошлое.

Вооружение и перспективы

Вооружение тяжелой БМП размещено в необитаемом боевом модуле кругового вращения. В его составе ожидается 30-мм автоматическая пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. По некоторым данным, на БМП Т-15 может быть установлена пушка 75-мм или 100-мм калибра, а также автоматический гранатомет АГ-30.

«Модульный принцип создания боевых машин нового поколения позволяет нам менять любые узлы и агрегаты, менять местами их расположение. Сейчас БМП Т-15, как и танк «Армата» находятся в стадии опытно-промышленных образцов, проводятся их испытания, поэтому говорить об их тактико-технических характеристиках еще слишком рано. Эти два образца перспективной российской техники, можно сказать, находятся в стадии не рожденного, но уже 7-месячного плода. Чтобы узнать, каким будет этот «ребенок» осталось подождать совсем чуть-чуть », — говорит ведущий специалист Уралвагонзавода.

По задумке Вячеслава Халитова, Т-15 и Т-14 должны пополнить и другие машины, ничем не уступающие этим двум лучшим образцам российской военной техники. На базе Т-15, по его мнению, можно и нужно создать совершенно новую штабную машину, которая обеспечит командованию пребывание в центре боевых действий без угрозы для жизни.

Помимо , на Параде Победы 9 мая состоялся первый официальный показ и тяжёлой БМП Т-15, созданной также на базе унифицированной платформы «Армата». Поскольку основная часть лавров славы досталась именно танку, остальные новинки вооружения, военной и специальной техники остались практически в тени. Даже критики всего нового российского от прозападной прессы не удосужились уделить им внимания. А мы поделимся некоторой информацией с нашими читателями.

Один мой очень хороший друг, коллега и один из немногих в нашей стране специалистов в области вооружений, отдавший большую часть своей жизни службе в Вооруженных Силах, а именно в мотострелковых войсках, всегда говорил мне, танкисту, что за последние 50 лет для пехоты в мире было сделано только две машины — БМП-1 и . Все остальные образцы ей не подходили, так как места в них для «царицы полей» не оставалось. Похоже, теперь настает новая эра развития этого мужественного рода войск, и скоро армия, наконец, получит боевые машины, которые придутся по душе тем, без кого не завершается ни одна война или локальный конфликт. Речь идет о тяжёлой БМП Т-15.

Тяжелая гусеничная БМП фигурировала в техническом задании Министерства обороны РФ на разработку унифицированной гусеничной платформы «Армата». Целью этой ОКР являлось создание универсального гусеничного шасси тяжёлого класса, которое бы использовалось в качестве базы для бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) различных классов и типов, в том числе для основного танка, тяжёлой боевой машины пехоты, бронированной ремонтно-эвакуационной и командно-штабной машин, а также для монтажа различных вооружений и систем. По идее, платформа должна иметь унифицированные корпус, силовую установку и ходовую часть, что позволяет упростить производство БТВТ разных классов, а также обеспечить новым машинам достаточно высокие характеристики.

Первый технический проект БМП на базе платформы «Армата» («Объект 149») был утвержден весной 2010 г. Эскиз этой машины мало чем напоминает образец, который прошел по Красной площади 9 мая. Дополнения в техническое задание (ТЗ) на ОКР «Армата» (как и на ОКР и «Бумеранг») военными вносились с завидной регулярностью, что отнюдь не вселяло уверенности конструкторам в выполнении ОКР в заданные сроки, тем более что финансировать разработки дополнительных опций Министерство обороны почему-то не планировало. Поэтому финансовые средства на корректировку ТЗ приходилось либо буквально выбивать по копеечке, либо изыскивать из резервов предприятий. Некоторые руководители даже во всеуслышание объявили, что их предприятия «по ряду обстоятельств не представят новые образцы техники на Парад Победы 9 мая». Но вопреки пессимистическим прогнозам, грандиозное мероприятие на Красной площади в Москве стало не только традиционным военным парадом, но и парадом победы конструкторских и рабочих коллективов в создании новейших образцов БТВТ.

Тяжелая БМП Т-15 представляет собой боевую высокозащищенную гусеничную машину, предназначенную для транспортирования подразделений мотострелковых войск, ведения всех видов боя и огневой поддержки спешившихся стрелков. Новая БМП, построенная на единой с танком платформе, имеет аналогичный уровень защищенности и подвижности, что впервые в мировой практике позволяет машине такого класса действовать в единой с танками боевой линии. Некоторые «специалисты» поспешили заявить, что Т-15 сможет «действовать с танками в единых боевых порядках», как будто до сих пор БМП и БТРы действовали как-то иначе в отдельных боевых порядках.

Напомню, что наш Боевой устав определяет построение боевого порядка в два эшелона или в один эшелон с выделением резерва. Если в два эшелона, то и в каждом из них подразделения на танках и БМП (БТРах) будут действовать в ЕДИНОМ боевом порядке. А вот построение сил и средств эшелона, в зависимости от вида боя, его характера, может быть в одну боевую линию, углом вперед (назад): танки — впереди, за ними на удалении 100 м — БМП или наоборот. Но, например, в наступлении боевой порядок танковой роты, усиленной мотострелковым взводом, в составе танкового батальона первого эшелона бригады (полка) будет построен, как правило, в один эшелон, где танки и БМП пойдут в едином боевом порядке. Только пойдут эти БМП на некотором удалении за танками.

В отдельных источниках упоминается, что БМП Т-15 фактически представляет собой развернутое задом наперед доработанное шасси танка Т-14. В результате такого изменения силовая установка машины размещается в носовой части корпуса, а в кормовой части высвобождается большой объем забронированного пространства для размещения десанта и обеспечивается единственно возможный в этом случае способ его высадки через кормовую дверь с откидной аппарелью. С одной стороны, это утверждение верно, но не все так просто. Ведь перекомпоновка корпуса с изменением размещения силовой установки -это, по сути, проектирование машины заново. Правильнее говорить о том, что конструкторы УКБТМ под руководством Андрея Терликова за несколько лет сумели создать несколько различных машин.

Компоновка Т-15 выполнена классической для этого класса машин: моторно-трансмиссионное отделение (МТО) находится в носовой части машины, за ним — отделение управления, а десантное отделение расположено в средней и кормовой частях машины. Некоторым отступлением от «классики» стало как бы отсутствие боевого отделения, которое теперь полностью вынесено за пределы обитаемого отделения БМП. Бронекапсула для размещения экипажа, имеющаяся в танке Т-14, вТ-15 отсутствует. Поэтому говорить о том, что при создании БМП для выполнения основных требований заказчика было решено просто «развернуть» базовое шасси платформы «Армата» и внести в конструкцию корпуса некоторые коррективы, в корне неверно. Уже то, что МТО БМП пришлось размещать не в классическом кубическом объеме кормовой части танка, а между двумя наклонными бронелистами носовой части корпуса, говорит о той колоссальной работе, которую пришлось проделать конструкторам.

Кроме того, надо учесть, что в корпусе, причем в самой защищенной его части, надо было предусмотреть различные лючки, люки и точки доступа для обеспечения монтажа-демонтажа МТО и его технического обслуживания. Конечно, объем работ по техническому обслуживанию заметно снизился по сравнению с БМП-1, но технологические точки доступа к МТО все равно должны быть. К тому же, еще есть системы, обслуживающие работу двигателя, — смазки, охлаждения, питания воздухом со своими радиаторами, вентиляторами, воздухоочистителем и т.д. и т.п., которые надо разместить, а также обеспечить доступ воздуха и отвод его наружу, да при этом защитить их! Не так-то это легко.

Для наглядности приведу небольшой пример. Несколько лет назад одна зарубежная компания пообещала , в том числе, установив более мощный двигатель. Двигатель-то установили, а куда деть дополнительное тепло, образующееся при его работе, так и не решили. В результате двигатель перегревался и клинил. А вот конструкторы УКБТМ сумели «развернуть» корпус танка Т-14 и установить в нем все как надо. За счет того, что МТО оказалось в носовой части корпуса, в средней и кормовой частях машины высвободился забронированный объем для размещения десанта.


Экипаж БМП Т-15
состоит из трех человек, а в десантном отделении могут вполне комфортно разместиться девять полностью экипированных бойцов. Таким образом, полный боевой расчет машины насчитывает 12 человек. Для сравнения: боевой расчёт отечественных БМП-2 и БМП-3 составляет десять человек.

Рабочее место механика-водителя расположено у левого борта, справа от него — место командира. За командиром находится место наводчика-оператора. Оборудование рабочего места механика-водителя такое же, как в танке Т-14, что значительно упростит подготовку механиков-водителей обеих типов машин. Оборудование мест командира и наводчика-оператора Т-14 и Т-15 несколько отличается в силу использования различных комплексов вооружения.

Члены экипажа БМП Т-15 для посадки и высадки могут воспользоваться персональными люками, выполненными в крыше корпуса, а также кормовым выходом, перейдя через десантное отделение. Крышки люков членов экипажа открываются назад и оборудованы призменными приборами для наблюдения за обстановкой.

В десантном отделении вдоль бортов машины имеются восемь сидений — по четыре с каждого борта; бойцы располагаются лицом друг к другу. Еще одно легкое сиденье для девятого десантника смонтировано в проходе к отделению управления. Для ускорения высадки десанта сиденья имеют подпружиненную нижнюю часть, автоматически поднимающуюся при отсутствии нагрузки. Таким образом, после высадки бойцов, сидящих ближе к выходу, их сиденья поднимаются и увеличивают ширину прохода для следующих за ними бойцов.

Десант для посадки и высадки в Т-15 пользуется кормовым выходом, представляющим собой откидывающуюся вниз аппарель. При этом обеспечивается свободный выход солдат из машины в колонну по два, что сокращает время десантирования в разы. Для покидания машины в экстренных случаях, когда по каким-либо причинам аппарель не открылась, в ней имеется одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В ней оборудована закрывающаяся амбразура для ведения огня из личного оружия десанта в заднюю полусферу. По последним данным, эргономика обитаемых отделений и установленные в Т-15 системы жизнеобеспечения позволяют экипажу и десантникам выполнять поставленную задачу и не покидать машину в течение 72 ч. Конечно, ничего так просто не бывает, за все надо платить. Комфортное размещение 12-ти человек в Т-15 повлекло за собой увеличение ее размеров и боевой массы. Длина БМП составляет 9,5 м, ширина (с учетом бортовых элементов динамической защиты, расположенных под углом к нормали) — 4,8 м, высота по крыше башни — 3,5 м. Боевая масса машины равняется примерно 50 т. Но если для прежних поколений БМП такие размеры были бы в бою равносильны самоубийству, то для Т-15 с ее уровнем защиты они не являются критическими. Следует также учесть, что башня новой БМП (по сути, дистанционно-управляемый боевой модуль) необитаема, поэтому попадание в неё и даже пробитие её защиты не вызывает катастрофических последствий ни для самой машины, ни для экипажа и десанта.

Впервые в отечественной практике на основном танке и БМП использованы силовые блоки, в которых применены одинаковые двигатель и трансмиссия. Внедрение силового блока позволяет упростить ремонт агрегатов и обслуживающих их систем. Специалисты отмечают, что замена силового блока целиком занимает не более 1-3 ч, в то время как аналогичные операции с «традиционными» разделёнными агрегатами могут занять сутки и более, в зависимости от квалификации ремонтников и наличия необходимого инструмента. И танк Т-14, и тяжёлая БМП Т-15 оснащаются Х-образным 12-цилиндровым многотопливным дизелем 2В-12-ЗА мощностью порядка 1500 л.с., объединенным в единый блок с гидромеханической трансмиссией. По мощности новый двигатель превосходит все силовые установки существующих отечественных танков и догнал по этому показателю агрегаты зарубежных боевых машин.

Одной из важнейших особенностей трансмиссии перспективного танка и новой тяжёлой БМП, выгодно отличающей их от существующих боевых машин, является реверсивная коробка передач. Она обеспечивает включение восьми передач как переднего, так и заднего хода. Таким образом, Т-15 способна двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад.

Конструкция ходовой части БМП Т-15 с семью опорными катками на борт повторяет (с минимальными изменениями) конструкцию ходовой части танка Т-14. Подвеска независимая, торсионная, с регулируемыми пластинчато-щелевыми амортизаторами на первых двух и на последних узлах. Ведущие колеса с цевочным зацеплением на Т-15 располагаются в носовой части корпуса, а направляющие колеса -в кормовой части. Гусеница мелкозвенчатая, с параллельным резинометаллическим шарниром, с необрезиненной беговой дорожкой.

Учитывая, что на БМП используются практически одинаковые с перспективным танком силовые установки, трансмиссии и ходовые части, по подвижности она не уступает Т-14, что особо положительно скажется на совместных действиях танковых и мотострелковых подразделений во всех видах боя. По опубликованным данным, максимальная скорость БМП Т-15 по шоссе достигает 75 км/ч, а средняя скорость на пересеченной местности — до 50 км/ч. Запас хода по шоссе без использования дополнительных топливных бочек составляет 500 км.

Поскольку Т-15 обладает значительной боевой массой, она лишилась такого свойства отечественных БМП, как плавучесть. Однако преодолевать водные преграды глубиной до 5 м новая машина способна под водой, после установки оборудования для подводного вождения.

БМП Т-15 , как и танк Т-14, оснащается вспомогательной силовой установкой с газотурбинным двигателем и агрегатом дополнительного электропитания. Вспомогательная силовая установка предназначена для обеспечения работы бортовых систем, средств связи и комплекса вооружения при выключенном основном двигателе. Это позволяет использовать все бортовые системы (особенно, комплекс вооружения) в обороне или на стоянке без повышенного расхода топлива. Тяжелая БМП максимально унифицирована с танком и по комплексу средств защиты. С целью повышения живучести на поле боя на машине используется целый набор средств -от пассивной бронезащиты до автоматических комплексов активной защиты и защиты от поражающих факторов ОМП и зажигательных средств. Благодаря этому она получает «многоуровневую» защиту, способную противостоять противотанковым средствам различного типа.

Первым «эшелоном» защиты БМП Т-15 являются специальные материалы покрытия корпуса и башни, а также их окраска. Благодаря этому снижается вероятность обнаружения машины как в оптическом диапазоне, так и при использовании противником радиолокационных средств обнаружения, что затрудняет или делает вообще невозможным применение различных противотанковых систем.

Как и на большинстве современных танков, на Т-15 имеется комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП), представляющий собой комплект многоспектральных датчиков оптико-электронного облучения. Это, так сказать, второй «эшелон» защиты БМП. При обнаружении какого-либо облучения, например, от лазерного дальномера танка или системы лазерного целеуказания, КОЭП автоматически произведет отстрел аэрозольных гранат, образующих в доли секунды облако дыма с металлическими частицами. Такая аэрозольная завеса скрывает боевую машину не только в обычном оптическом спектре наблюдения, но и в спектре работы тепловизионных и радиолокационных приборов, и не позволит противнику атаковать БМП.

На БМП Т-15 предусмотрена установка системы блокировки или преждевременного подрыва мин с электромагнитными взрывателями.

Один из основных «эшелонов» защиты БМП Т-15 — комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит». Он способен в автоматическом режиме обнаруживать подлетающие к танку вражеские противотанковые снаряды и управляемые ракеты и уничтожать их специально отстреливаемыми боеприпасами на расстоянии от 4 до 200 м. По сообщениям в открытой печати, «Афганит» может перехватить любые атакующие боевую машину боеприпасы, причём не только ПТУР и реактивные гранаты ручных противотанковых гранатомётов, но и артиллерийские бронебойные подкалиберные снаряды, а также авиационные ракеты. Пусковые установки КАЗ двух типов установлены в верхней части бортов корпуса в носовой и средней части.

Еще один «оборонительный рубеж» — бронированный корпус БМП Т-15 . Противоснарядная стойкость передней проекции машины обеспечивается лобовыми броневыми деталями (верхней и нижней) с многослойной комбинированной защитой и элементами встроенной динамической защиты (ДЗ). Лобовые броневые детали установлены с большими углами наклона к нормали, что повышает их стойкость к кинетическому воздействию. Дополнительную защиту экипажа и десанта со стороны лобовой проекции создают агрегаты и системы МТО.

Бортовая проекция машины прикрыта бортовыми броневыми листами, а также экранами, на которых смонтированы блоки ДЗ. Поскольку высота бортов в районе десантного отделения несколько выше, чем в районе МТО и отделения управления, то блоки ДЗ здесь расположены в два ряда. Для выхода выхлопных газов от основной и вспомогательной силовых установок, циркуляции воздуха, обеспечивающего работу систем двигателя, на бортах Т-15 предусмотрены экраны с элементами ДЗ, установленные под наклоном. Это придает машине необычный внешний вид и увеличивает ее ширину. Кормовой лист, основную часть которого представляет собой кормовая аппарель для высадки десанта, прикрыт решетчатым экраном.

Для повышения противоминной защиты и повышения выживаемости экипажа и десанта при подрыве на минах или самодельных взрывных устройствах днище БМП усилено, а пол обитаемых отделений оборудован специальными «сэндвичами» — многослойными вставками.

БМП Т-15 оснащается дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха», разработанным конструкторами тульского КБП. Он выполнен в виде необитаемой башни с комплексом вооружения разных типов. В состав модуля включены: 30-мм автоматическая пушка 2А42 (боекомплект 500 патронов), пулемет ПКТМ (боекомплект 2000 патронов) и комплекс управляемого вооружения «Корнет-Д» с двумя пусковыми установками с четырьмя управляемыми ракетами. Такой состав вооружения в совокупности с современной автоматизированной системой управления огнем (СУО) позволяет бороться с пехотой, небронированной и легкобронированной техникой, низколетящими самолетами, вертолетами и беспилотными летательными аппаратами, а также эффективно поражать танки и укрепления противника.

В состав новой автоматизированной СУО тяжёлой БМП Т-15 входят два независимых комбинированных прицельно-наблюдательных комплекса — командира и наводчика-оператора. По сообщениям разработчиков, эта СУО обеспечивает автоматический поиск целей одновременно в различных спектральных диапазонах (в пассивном и активном режимах), обнаружение замаскированных целей оптическим локатором, а также одновременный обстрел двух целей.

Помимо этого, СУО БМП Т-15 дает возможность вести высокоэффективную стрельбу из пушки 2А42 по воздушным целям с использованием автомата сопровождения целей при углах возвышения оружия до +70 град. Одной из оригинальных особенностей СУО является боевая работа в режиме дистанционного управления или по внешнему целеуказанию, т.е. когда экипаж покинет машину. СУО построена по блочно-модульному принципу; её отличает многофункциональность боевого применения и возможность повышения защищённости экипажа.

В качестве одного из вариантов вооружения БМП Т-15 рассматривается установка боевого модуля с 57-миллиметровой автоматической пушкой высокой баллистики, аналогичного по конструкции боевому модулю модернизированной БМП-3 в рамках ОКР «Деривация».

Эффективность боевого использования новой БМП в различных видах боя во многом зависит от ее командной управляемости. Показатели этого боевого свойства Т-15 по сравнению с БМП предыдущих поколений повышены в разы, а может и на порядок.

Цифровая бортовая информационно-управляющая система (БИУС) позволяет экипажу Т-15 максимально сконцентрироваться на выполнении поставленных задач: она осуществляет не только контроль, но и диагностику технического состояния машины. Это, в свою очередь, обеспечивает безаварийную работу узлов и агрегатов, повышает ресурс машины. Современные средства связи, судя по видимым на машине антеннам, обеспечивают обмен информацией в режиме передачи данных, а также интеграцию в единую систему управления тактического звена.

По имеющимся данным, в настоящее время специалисты корпорации «Уралвагонзавод» продолжают работы по тяжёлой БМП Т-15. В перспективе на ее базе возможно создание командно-штабных машин типа БМП-КШ, у которых защищенность будет на несколько порядков выше, чем у всех существующих КШМ. В такой машине определенная часть командиров сможет управлять подразделением в бою, например, батальоном, находясь, по сути, на переднем крае. Большой забронированный объем позволяет разместить любые средства связи, оборудовать автоматизированные рабочие места и разместить офицеров штаба.

Точные объемы будущего производства БМП Т-15 пока не определены, но уже оглашены предварительные планы по всему семейству в соответствии с текущей Госпрограммой вооружений: до 2020 г. предусмотрено строительство и передача Вооруженным Силам 2300 единиц бронетанковой техники на базе платформы «Армата». Это не десятки тысяч единиц, как было 30-40 лет назад, но надо учитывать, что качество и боевой потенциал новых машин на порядок выше.

Тактико-технические характеристики БМП Т-15

Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 9
Боевая масса, т Около 50
Длина, м 9,5
Ширина по бортовым экранам, м 4,8
Высота по крыше башни, м 3,5

Вооружение:
Комплекс вооружения Универсальный ДУБМ «Эпоха»

Пушка:
— тип Автоматическая
— марка 2А42
— калибр, мм 30
— боекомплект, патронов 500
— дальность прицельной стрельбы, м До 4000

Спаренный пулемёт:
— марка ПКТМ
— калибр, мм 7,62
— боекомплект патронов 2000

Комплекс управляемого вооружения:
— марка ПТРК «Корнет-Д»
— количество ПТУР на ПУ, шт. 4
— дальность стрельбы, км До 8000

Система Управления Оружием (СУО):
— тип Автоматизированная, цифровая

Силовая установка:
— тип двигателя Х-образный многотопливный турбодизель
-марка В-12-ЗА
— мощность, л.с. 1200-1500
— тип трансмиссии Гидромеханическая, роботизированная

Максимальная скорость по шоссе, км/ч 75
Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч До 50
Запас хода по шоссе (без бочек), км 500

Защита Комбинированная, модульная, со встроенной ДЗ и КАЗ «Афганит»

Гарантийный ресурс, км 14000


Top