Водяной. Водяной — хозяин водной стихии: морей, рек и озер Водяной мифология

Образ водяного как хозяина и охранителя вод присутствует в мифах всех славянских народов. У народов западной Европы его аналогом служит морской царь. Однако морской царь это одно существо, которое управляет всеми водами Земли. Водяных же много, каждый из них живет в своем крупном водоеме, а также в мелких, но особо важных, например, в родниках.

Особенно, как утверждают народные сказания, водяные любят водоемы при мельницах. Падающая с мельничного колеса вода обязательно вымывает глубокий омут, куда водяной и приходит жить со своим окружением. В услужении у него находятся русалки, которые очень любят кататься на мельничном колесе. Выглядят водяные по-разному. Они умеют менять свой облик, могут прикинуться ребенком или девушкой. Но обычно это бородатый мужчина с зелеными усами и набившейся в бороду тиной. Народные предания зачастую связывают облик водяного с фазой луны. Считается, что пока луна «молодая», то водяной выглядит как молодой человек. Вместе с «ростом» луны он стареет, и наконец, когда луна «полная», водяной выглядит как глубокий старик. И этот цикл повторяется из месяца в месяц. Зимой водяной постоянно спит в глубоком омуте. Однако его можно разбудить, если нужна помощь. Так делают в основном на святки. В прорубь опускается угощение для него, чтобы водяной помог девушкам в святочных гаданиях. В целом к людям водяной относится нейтрально. Однако он любит проявление уважения к себе и не терпит, когда наносится вред водоему. Водяной топит тех, кто купается после заката и до рассвета, а также кто входит в воду, не осенив себя крестным знамением. Утопленников он обращает в своих слуг. Причем он забирает только душу, а тело выбрасывает на берег, чтобы оно не загрязняло воду.
По народным поверьям, под водой жизнь у водяного жизнь налажена, как у зажиточного крестьянина. Он имеет просторную избу и даже домашний скот: коров и лошадей, все эти животные - черного цвета. Больше всего от водяного зависят мельники, рыбаки и пчеловоды. Последние потому, что широкий и бурный разлив может подтопить ульи. Кроме того, пчелы крайне чувствительны к влаге, и несколько капель косого дождя могут уничтожить целую пчелиную семью. А так как всей водой заведует водяной, то опытный пчеловод обязательно стремится задобрить водяного. В омут бросают крупные куски меда в сотах от первого сбора, и даже топят первый отделившийся рой. По поверьям, водяной за это дает пасечнику кукушку, которую следует поселить в отдельном улье в сторонке от остальных. Улей этот ни в коем случае нельзя открывать. Если же его откроют, то кукушка улетит, а вслед за ней разлетятся и все пчелы. По-другому ублажают водяного дедушку рыбаки. Считается, что после зимней спячки водяной просыпается голодным и злым. О своем недобром расположении духа он дает знать крупной рябью на поверхности вод и подземным гулом. Три дня водяной готов подождать угощения, если же его не умилостивить за это время, то он разгонит всю рыбу по другим водоемам, и рыбаки останутся без добычи.
Для угощения водяного надо купить обязательно у цыган и обязательно не торгуясь, самую негодную и худую черную лошадь. Лошадь три дня откармливают хлебом. А потом, привязав ей на шею два старых мельничных жернова, загоняют в воду, стремясь утопить ее на самой середине водоема. Если водяной примет жертву, то уловы будут богатыми. Иначе сети все время будут путаться и рваться, а пойманная рыба - портиться. Не любит водяной и когда рыба выбирается в слишком больших количествах. Так что рыбакам следует себя ограничивать в ловле, иначе водяной может и лодку опрокинуть, и самого рыбака забрать к себе в услужение. Самыми зависимыми от водяных являются мельники. В каждом мельничном пруду есть свой водяной, и если его своевременно не умилостивить, то каждый год он будет ломать плотину и мельничное колесо. Чтобы задобрить водяного, в омут бросают хлеб и льют водку. На Пошехонье рассказывают, что в старые времена мельники частенько приносили водяному и человеческие жертвы. Для этого они выбирали одиноких подгулявших прохожих. Их-то и топили в омуте, а потом все объясняли несчастным случаем. Мол, шел пьяный, упал с плотины, утонул. В наше время мельники ограничиваются киданием в омут трупов животных обязательно в шкуре. Кроме того, они носят при себе шерсть черного козла, это животное считается особенно милым водяному. При постройке водяных мельниц, под будущей дверью закапывается живой черный петух и три стебля ржи, имеющие по два колоса. Кроме того, на мельницах обязательно растят черных котов и петухов, это жертвы на случай, если водяной вдруг осерчает на хозяина и начнет ему пакостить.
Водяной тесно взаимодействует с лешим. Леший хранит покой и чистоту в лесах и оберегает местную живность. Водяной выполняет те же функции в водоеме. Если водяному захочется мяса, то леший загонит в воду кабана или косулю. Когда же лешему захочется рыбы, то водяной вынесет на берег сома, леща или налима. Не шумите у водоемов, не мутите воду без надобности, не купайтесь от заката до рассвета, не снимайте крест и не заходите в воду, не перекрестившись. А, главное, не ходите по ночам пьяным мимо мельницы. И ваши отношения с водяным будут хорошими.

3 апреля — Водопол (День Водяного) - пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. Другие названия праздника: Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.

Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Водяной дедушка — хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы.

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.

В этот день рыбаки примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой». Этому дню предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 апреля) - собственно начало ледолома: «Загуляла река-матушка», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно - ходить по нему опасно». На Акулину (7 апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины - наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство… Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 апреля): «Антип воды распустил», «Антиповы водополы - подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».

Кто такой Водяной? (основа текста — Тайгана)

Огонь и вода представляют собой священные стихии, не приемлющие ничего «нечистого», ими вершился божий суд, ими клялись, у них вопрошали о будущем… По поверьям вода «выталкивает» из себя все нечистое. Сам мир изначально был растворен в бескрайних водах. В более позднее время вода воспринималась как граница между мирами. Издавна у многих народов существовали обычаи проверять правдивость слов и чистоту намерений, выводить неправду наружу при испытании водой. Возводящего поклеп и обвиненного опускали в прорубь или же в реку, и смотрели — кто первый забьется, запросит пощады, тот и виновен. Считалось, что «виновному» вода причиняет боль, оттого он и не выдерживает. Чтобы вычислить неизвестного преступника из числа знакомых (односельчан) брали чашу с водой, в которую опускали жребьи с написанными именами всех «участников». Тот, чей жребий никак не тонул, признавался виновным. Отсюда взялась присказка «вывести на чистую воду».

С приходом христианства древние верования исказились, продолжая существовать уже в измененном виде. Раньше хозяин водных пространств — не важно, море-океана или же самого заросшего болотца — воспринимался как тот, кто распоряжается судьбой своих владений и всего того, что в них попадает. Водяной «срастался» со своим владением, и если вдруг уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось, что это «хозяин» ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым или мрачным, ужасным и справедливым, но не выступал как безусловное зло (как это пытаются доказать христиане). В названии рек сохранилось почтительное наименование стихии воды: Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь. Водным духам приносились жертвы, их уважали, с ними находили общий язык.

Существовало разделение на водных мужских и женских духов, в поздние времена разделившихся на водяных и русалок (речных/лебединых дев). Сейчас речь пойдет именно о мужских водяных духах.

Будучи «хозяином», водяной всегда заботился о чистоте своих владений, и его сила как существа «потустороннего» передавалась месту. Чем заботливей был «хозяин», тем больше проявлялись магические свойства воды. Люди же, если не досаждали водяному, могли рассчитывать на его помощь и покровительство. При содействии водяного рыба сама шла в сети, на мельнице не заканчивалась мука и т.д. В противном случае улов мог превратиться в говно, сети — в лохмотья, а спокойная вода — в злую стихию, сносящую все на своем пути.

Христианство определило всех хозяев водных пространств как упавших с неба в реки и моря мятежных ангелов, и, соответственно, наделило их чертами отрицательных персонажей, тем самым противореча изначальному посылу отторжения водой «дьявольского». На земле же много озер, речек, ручьев и болот — откуда взяться такому числу грешных ангелов? Поэтому на роль водяных стали претендовать утопленники, проклятые или некрещеные люди (младенцы), продолжающие жить под водой. Причем, считалось, что водяной всегда забирает к себе душу, тело же за ненадобностью выбрасывает на берег — чтобы люди похоронили, воду не мутили. Если же тело не находилось, это означало, что утопленник стал одним из обитателей подводного мира, но кем — «слугой» или «хозяином» — зависело от личных качеств человека. Также считалось, что «дух-хозяин» может выбирать среди жертв наиболее достойных, чтобы передать им власть над местом. В народе водяного называли «водяник», «водяной хозяин», «водяной черт», «дедушка водяной», «топельник», «волосатик», «навной».

Будучи агрессивным по отношению к людям, водяной мог «забирать» тех, кто купается (особенно в полдень и в полночь, на Купалу или Илью — периоды наибольшей активности водяного), топить лодки, ломать водяные мельницы. Однако водяной мог быть и благодарным человеку, если тот, например, вбросил его с суши в воду и тем самым спас ему жизнь. Тогда водяной всячески способствовал во всех делах, связанных с водой, особенно в рыбалке. Чтобы заручиться поддержкой водяного в рыбацком деле, нужно было заключить с ним союз. Особенно его услугами пользовались мельники, которые в качестве жертвы забрасывали под первый лёд сало или свиной окорок.

Водяной, подобно лешему, может принимать любой облик. Нередки для него зооморфные черты: рыбья чешуя, коровий хвост, утиные перепончатые лапы и т.п. Нет проблем у водяного и со сменой пола: прикинуться он может и женщиной, и ребенком, и мужчиной; может выглядеть как зверь, птица или рыба, однако перекидываясь в них, достаточно часто оказывается помечен синим цветом. Для зверя и рыбы это может проявляться в изменении окраса, для человека же — в голубой крови. (Синий цвет присущ не только водяному, но и лешему, и является определением принадлежности к старым языческим божествам, каковыми они изначально и были).

Подобно всем существам «иного» мира, водяной может иметь какое-то уродство: например, он горбат, или обладает чересчур большой головой, или же копытами вместо ног. Впрочем, и у него все же есть наиболее излюбленный облик. Это либо получеловек-полурыба, чьи черты расплывчаты и как бы подернуты рябью, либо длиннобородый старик с запутавшейся ряской меж волос, облепленный грязью и тиной, с большим пузом или, наоборот, ужасно худой. А если он выглядит как обычный человек, то опознать его можно по мокрым волосам и краям платья. Впрочем, описаний водяного довольно много.

Считается, что облик водяного зависит от фазы Луны. Когда Луна только начинает расти, «хозяин» кажется молодым человеком, когда же на ущербе — он седеет, превращаясь в старика.

Живет водяной в омутах, водоворотах, на старых мельницах и под шлюзами, а также на дне реки. Но обязательно вода, в которой поселяется «хозяин», должна быть «живой». Водяному иногда приписывается обладание роскошными, хрустальными хоромами и сокровищами под толщей воды. Хотя часто быт водяного рисуется как отражение реальности, без особой роскоши. Ну, хороший дом, скот (преимущественно черные лошади и коровы), жена, дети…

Активность жизни водяного подчинена колесу года. Зимой он, подобно лешему, спит, просыпаясь лишь в начале апреля, с приходом весны. Однако даже зимой можно дозваться до водяного, чтобы, например, он помог в святочных гаданиях у проруби. Наибольшая же активность лешего связана с летними праздниками (Купалой, Петровым днем и т.д.). На Купалу, в дни солнцеворота наиболее мощно проявляют себя все жизненные природные силы. Вода, в т.ч. роса, обладает в этот период максимально целительными и очищающими свойствами, водяной же находится на пике своих возможностей. На Петров день водяной справляет, можно сказать, «профессиональный» праздник (апостол Петр — «Рыболов», покровитель рыбных промыслов). Также активен водяной и на Ильинской неделе. Вероятность встречи с водяным возрастает в «пиковые» моменты суточного цикла — в полдень и полночь (особенно при лунном свете).

Чтобы умилостивить водяного, накануне его пробуждения и перед началом зимней спячки приносились жертвы. В любом случае, водяной «насыщался» энергией жертвы, которая одновременно являлась авансом (весна) и платой (осень) за улов. Общение с «хозяином» накладывало на человека ряд обязанностей и ограничений, не позволявших последнему выказывать неудовольствие, брать рыбы более, чем требовалось для пропитания, загрязнять воду; необходимо было вежливо общаться с хозяином, его «домом».

Водяному также приписывались пророческие функции. Будучи хозяином вод, которые проникают повсюду, он знал все, что происходит в мире. В зеркале воды водяной мог показывать и будущее. (Например, на святочные гадания девушки ходили к проруби, стараясь разглядеть в ней лицо суженого.) Водяной, а вернее, водяница, мог исцелить, наделить здоровьем и красотой. Главное — уважительно относится к владениям духов — «хозяев», не вынуждая их вступать в борьбу за выживание.

Оберегом от водяного считались пепел, свист, а также хлеб из муки, смолотой на Купалу: съев его, человек не мог утонуть. Однако, говорили, за обиду, нанесенную водяному человеком, мог отомстить «сухопутный бес».

Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые рождают «водянёнков». Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от размеров и опасности реки или озера. В том случае, если водоемы искусственно связывали, водяные погибали.

www.d-pankratov.ru/archives/6291

где живет водяной?

Альтернативные описания

Вишневый... - роман М. Н. Алексеева

Водоворот на реке, образуемый встречным течением

Водоворот, с которым сравнивал бабье лето поэт Игорь Кохановский

Глубинная часть озера

Глубокая яма на дне реки или озера

Глубокое место реки, озера

Синоним бочаг

Тихая резиденция чертей

Тихое место, в котором водиться всякая нечисть

Черти водятся

Чертовски тихое место

Пресноводная бездна

Тихое место водоема, где водятся черти

Водоворот страстей (перен.)

. «в... танца с головой» (песен.)

Роман американского писателя Фрэнка Норриса

Роман российского писателя М. Алексеева «Вишневый...»

. «от беды бежал, да в... попал» (посл.)

Место, куда можно кинуться с головой

Яма, вырытая водоворотом

Роман русского писателя К. Станюковича

Тихое местожительство чертей

Глубокая яма на дне водоема

Чертовски тихая заводь

Водоем для рисковых

Водоворот с чертями

Водоворот

Яма на дне озера

Водоворот на реке

Пристанище чертей

Водное пристанище чертей

Тихая «чертовщина»

В нем черти водятся

Тихий с виду водоворот

Затягивающая яма

Речной приют для чертей

Тихий приют чертей

Водная яма с чертями

Яма на дне пруда

. «от беды бежал, да в... попал»

Тихое место концентрации чертей

Яма на дне водоема

Тихое местечко для всех чертей

Обитель всех чертей на речке

В нем, тихом, все черти водятся

Тихое место тусовки всех чертей

Речная обитель всех чертей

Яма на дне реки

Речная яма как обитель чертей

Речная яма, вымытая водоворотом

Яма в реке с чертями

Речная яма, вымытая течением

Тихая обитель всех чертей

Речное тихое чертово местечко

Глубокая яма в реке

Место в реке для чертей

Тихое место, где водятся все черти

Речной приют для нечисти

Чертовски тихое речное место

Речной водоворот

Яма, где черти водятся

Самое глубокое место в озере

Гиблое место реки

Место, где черти водятся

Опасное место в реке

Где в реке черти водятся?

. «чертова» яма на дне реки

Речная яма

Место в реке

Бочаг, водоворот

Яма в реке

Глубокое место в реке

Речной бочаг

Тихое место для козлоногих

Место для тихих чертей

Глубокое место реки, озера

Глубокая яма на дне реки или озера

Водоворот на реке, образуемый встречным течением

. "В... танца с головой" (песен.)

. "От беды бежал, да в... попал"

. "от беды бежал, да в... попал" (посл.)

Где в реке черти водятся

Где живет водяной

М. омутина ж. омутник м. пск. омуток, омутец, омутинка, омутица: омутишка; вероятво в начале значило бучало (см. буча), падь под мельницею, где быстрина мутит и вымывает ямину; вообще, яма под водою, в реке, озере; обрывистые, глубокие места в воде. Водяной в омуте сидит. тихом омуте (болоте) черти водятся. *Попасть в омут с головою, в беду. тихой воде омуты глубоки. Омут, говоря о человеке, хитрый и скрытный бестолковый. Омутной и омутовой невод, стенистый, глубокий ногами. Омутистая река дань берет, топит. Речка наша каршиста и омутовата. Омутковый вологодск. о месте, пустопорожний, глухой, бесплодный; о человеке, пустой, вздорный враль. Омучать, омутить воду, помутить, взмутить; -ся, помутиться. Омутеть, смутиться

Роман российского писателя М. Алексеева "Вишневый..."

Тихая "чертовщина"

В нём черти водятся

Самое глубокое место на реке

В нём, тихом, все черти водятся

Тихая заводь для всех чертей

В ОДЯНОЙ - хозяин вод, водяной дедушка, хранитель рек, озер и рыбных запасов. Пасет на водных просторах, особенно в омутах, стада лещей, сомов, налимов и другой водной живности. Покровительствует и птицам, обитающим на воде. Подчинен, как и все водяные духи, богу .

В дальнейшем водяные изображаются как водяная нежить, полудухи, власть которых распространялась над водами. Нечистая сила, живущая в омутах, в водоворотах, под мельницами, в речных ямах, где она имеет роскошные Хоромы и куда затаскивает купающихся, особенно мальчиков, и готовит из них своих преемников. Других превращает в кабальных рабочих: заставляет их переливать воду, перетаскивать и перемывать речной песок.

Водяного называют и бесом, и водяным дедушкой. Представляется он раздутым, нагим, косматым, с зеленой бородой, опутанным речной тиной. Лапы у него с перепонками, хвост - рыбий, а глаза горят, как уголья. Ездит на соме или на коряге. Может показаться в виде заросшей мхом щуки, а может предстать и в собственном виде. Когда луна молодая, водяной выглядит молодо, при старой луне - старо.

С другими водяными он нередко враждует. Чаща всего из-за того, что стараются рыбьи стада друг у друга угнать. А бывает, что пытаются и территорию соседа захватить. Иногда, враждуя друг с другом, даже мужиков деревенских себе на помощь зовут.

Водяной считается злее и опаснее леших полевых (водная среда для человека более опасна ), но все же является их товарищем, а во домовому он недруг.

«Раньше, говорят, Водяной с Лешим бы. очень близкими друзьями. Часто встречались беседовали. А однажды медведь - подопечный Лешего - забрался в озеро, ну и понятно дело, как медведь, устроил шум, гам и тарарам. Воду взбаламутил, рыбу гоняет-ловит. И приключилось тут быть сому из свиты Водяного. Не стерпел он такого безобразия и вцепился всеми своими зубами в пасть медведя.

Взревел медведь от боли, на берег выскочил, а сом так на морде у него и висит. Содрал он его с себя лапами, разорвал на куски да и сам сдох. С тех пор Леший с Водяным не то чтобы рассорились, но и такими близкими друзьями перестали быть: Леший на всякий случай стал леса от берегов рек и озер отодвигать».

Водяниху отчасти напоминает русалка , образ которой, впрочем, весьма варьируется по регионам. В значительной части северных районов вовсе не знают такого образа, а если знают, то представляют ее старой безобразной женщиной с отвислыми грудями, напоминающей лихачиху и не связанной с водной стихией. Более известный нам тип речной или лесной красавицы, чешущей волосы, чарующей мужчин и губящей девиц, распространен в Южной и Центральной России, а также на Украине.


Водяному приносили жертвы самого разного рода - от животных (например, черной свиньи или ворованной лошади) до табака, который поморы на Русском Севере бросали в воду с бранью: староверы считали, что «табак и ругань как порождение „нечистого" должны были служить угодным ему подношением». Поморы, кстати, верили, что и в море живет враждебный человеку дух - «морской сотан», мешающий промыслу и губящий рыбаков. Водяной, как леший, женолюбив и вообще склонен похищать людей, которые навсегда остаются в его подводных хрустальных чертогах.

Водяной пасет на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Вообще-то он добрый, но иногда любит водяной побаловаться: затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного.

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог и т. п.

Водяной часто пытается перевернуть, затопить лодку с людьми. Об этом говорится в севернорусском «Житии Иова Ущельского» (XVII в.): «Ехали через Мезень-реку в лодке Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою и переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали...»

По словам С. Максимова, кровоподтеки, раны и царапины, замечаемые на телах вынутых из воды утопленников служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.

Хорошо осведомленные люди не едят раков и голых рыб (налимов и угрей), так как это любимые блюда на столе водяного, а также и сомовину за то, что на сомах, вместо лошади, ездят под водой водяные.


«Приходит водяной к попу и просит одной вещи, а какой - выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: „Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится - приходи. Я буду твоим вечным слугой"».

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека.

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор из первого улова часть или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идучи на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны.

Плотогоны и рыбаки почитали и боялись водяного: проплывая над местом, где могло быть его жилище, они снимали шапки. Полагали, что почитающих его рыбаков и моряков водяной оберегает: спасает во время бури, помогает при ловле рыбы. Чтобы задобрить водяного, рыбаки бросали в воду соль, табак и лапти с портянками и кричали: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!»

С водяными делились собственной едой и даже чаем, отливали немного в воду. Рыбак мог заключить договор с водяным, и тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. Но условия были жестокими: рыбак должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Такой рыбак рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.


С водяным старались дружить и пасечники: они считали его покровителем пчел. Согласно легенде, первый рой пчел отроился от лошади, заезженной водяным. Поскольку недовольный водяной мог затопить ульи, которые часто ставили на прибрежных лугах, или же наслать на пчел сырость и этим погубить их, то когда начинали вынимать соты с новым медом, пасечники «кормили» водяного медом и дарили воском понемногу от каждого улья.

Считалось, что если пасечник заключит договор с водяным, тот даст ему кукушку, которую следует посадить в отдельный улей. Пока такая кукушка живет у пасечника, у него пчелы дают много меда, но стоит ее выпустить, как следом за ней улетит весь рой. Однако мед от таких пчел не слишком хорош и вкусен, а отличить его можно по тому, что обычные пчелы строят соты крестиками, а пчелы водяного - кружочками.

Согласно народным поверьям, водяные - духи водной стихии и появились одновременно с ней. По другой версии, их происхождение связано с восстанием ангелов против Бога: Создатель в гневе низверг непокорных на землю, где они и определились в соответствии с местом попадания. Те, что попали в леса, стали лешими, те, что в людские жилища, - домовыми, а те, что в воду, - водяными. Есть и такая версия - в водяных превратились неудавшиеся дети Адама и Евы, которых они спрятали от Бога. Наконец, самая мрачная легенда повествует о том, что водяные - это проклятые люди, заложные утопленники или покойники, сбрасываемые в воду в качестве жертвы суровым богам.

В разных местностях было разное представление о внешности водяного. Но все описания схожи в одном: это старик, опутанный тиной, который имеет рыбий хвост, длинную зеленую бороду. В целом он похож на лешего, только не оброс шерстью и не так докучает людям. На зиму водяной впадает в спячку и пробуждается с таянием льда на реках. Просыпается голодным и очень злым. Ранней весной лучше его не беспокоить и не попадать под горячую руку - заманит в омут и утопит. А вот ближе к дню рождения духа воды (который, по некоторым данным, приходится на 16 апреля) можно и угощение приносить, и обращаться с просьбами.

Без воды все живое на земле гибнет, древние славяне знали это. Вот почему воде отводится наиважнейшее значение в традициях, обычаях, обрядности. Наши предки были уверены, что от водяного зависят многие сферы жизни человека: от удачи рыбаков до участи тех, кто живет у воды или просто находится рядом с водоемом. Хозяин вод ревниво следит за своими владениями и требует соблюдения определенных законов и правил при ловле рыбы, сплаве леса, купании, передвижении на плавсредствах. Он не терпит шумных людей и болтунов, на дух не переносит, когда близ воды поминают лешего, медведя, зайца, попа и Бога. Он может порвать или спутать рыбацкие сети, если они вязаны в праздники или плохо починены. Будучи не.в настроении, может разогнать рыбу, поломать удочки, украсть весла. Рыбаки, зная это, исстари задабривают водяного - плескают в воду вино, бросают крошки хлеба и табак, приговаривая:

«На тебе табачку да хлебной посыпки, а нам дай побольше рыбки».

Принято первую пойманную рыбу возвращать водяному (кидая ее в воду) или отдать часть улова. Хозяина вод традиционно угощали не только рыболовы, но и крестьяне, жившие близ озер и рек. Традиционно весной, когда водяной пробуждался ото сна, ему бросали в воду скот (иногда падший, а иногда и живой), черных петухов, бараньи головы, гусиное мясо, которое он очень любит, хлеб и масло. При этом приговаривали:

«С приходом весны-красны и с новой водой тебя, хозяюшко-водяной! На тебе гостинчик на новоселье, люби и жалуй нас, помогай и подсобляй. А мы отдаримся не раз».

Гадания

Водяной как существо, связанное со всеобъемлющей водной стихией, наделен способностью знать и предсказывать будущее. Стоит вспомнить про венки из березовых ветвей или красивых цветов, которые девушки кидали в реку или озеро, и по тому, как вел себя венок в воде, узнавали подробности о будущем замужестве. А вот очень популярный способ гадания, не утративший актуальности и сегодня: на щепку или кусок древесной коры нашепчите желание и опустите в реку. Если река живо подхватывает предмет и ровно несет по течению, желание сбудется; если же вода бросает щепку туда-сюда, прибивает к берегу - значит, водяной дает знак: надежды на то, что желание сбудется, нет.

Ритуалы на избавления от болезней

Большое значение имеют ритуалы на избавление от болезней. Так, при серьезном заболевании возьмите свою ночную одежду, в которой спали не менее 9 дней, положите ее на ночь перед изображением водного духа и скажите:

«Батюшка-водяной, забери мою болезнь с собой, утопи ее в тине-болоте, пусть отстанет от моей плоти, пусть душу мою не терзает и смерти моей не желает. Аминь».

На рассвете унесите одежду на реку и утопите в воде (желательно подальше от берега, например, с лодки или с моста) со словами:

«Уходи, болезнь, как и не было. Навсегда!»

Можете завернуть в одежду камень, чтобы наверняка утонула. Если рядом нет водоема, подержите одежду под проточной водой, потом, не отжимая, заверните в пакет и выбросьте в мусорку с теми же словами.


Top