Японское оружие сюрикен. Способы метания сюрикена

Белый светодиод

Мощный белый светодиод

Различают два вида белых светодиодов:

  • Многокристальные светодиоды, чаще - трехкомпонентные (RGB -светодиоды), имеющие в своём составе три полупроводниковых излучателя красного, зелёного и синего свечения, объединённые в одном корпусе.
  • Люминофорные светодиоды, создаваемые на основе ультрафиолетового или синего светодиода , имеющие в своем составе слой специального люминофора, преобразующего в результате фотолюминесценции часть излучения светодиода в свет в относительно широкой спектральной полосе с максимумом в области жёлтого (наиболее распространенная конструкция). Излучение светодиода и люминофора, смешиваясь, дают белый свет различных оттенков.

История изобретения

Первые полупроводниковые излучатели красного цвета для промышленного использования были получены Н. Холоньяком в 1962 году. В начале 70-х годов появились светодиоды желтого и зеленого цвета свечения. Световой выход в начале малоэффективных устройств к 1990 году достиг уровня в один люмен . В 1993 году Суджи Накамура, инженер компании Nichia (Япония) создал первый синий светодиод высокой яркости. Практически сразу появились светодиодные RGB устройства, поскольку синий, красный и зеленый цвета позволяли получить любой цвет, в том числе и белый. Белые люминофорные светодиоды впервые появились в 1996 г. В дальнейшем, технология быстро развивалась и к 2005 году световой выход светодиодов достиг значения 100 лм/Вт и более. Появились светодиоды с различными оттенками свечения, качество света позволило конкурировать с лампами накаливания и с ставшими уже традиционными люминисцентными лампами. Началось использование светодиодных осветительных устройств в быту, в внутреннем и уличном освещении .

RGB светодиоды

Белый свет может быть создан путем смешивания излучений светодиодов различного цвета. Наиболее распространена трихроматическая конструкция из красного (R), зелёного (G) и синего (B) источников, хотя встречаются бихроматические, тетрахроматические и более многоцветные варианты. Многоцветный светодиод, в отличие от других RGB полупроводниковых излучателей (светильники, лампы , кластеры) имеет один законченный корпус, чаще всего аналогичный одноцветному светодиоду. Светодиодные чипы располагаются рядом друг с другом и используют одну общую линзу и отражатель . Поскольку полупроводниковые чипы имеют конечный размер и собственные диаграммы направленности , такие светодиоды чаще всего имеют неравномерные угловые цветовые характеристики . Кроме того, для получения правильного соотношения цветов зачастую недостаточно установить расчётный ток , поскольку световой выход каждого чипа неизвестен заранее и подвержен изменениям в процессе работы. Для установки нужных оттенков, RGB светильники иногда оснащают специальными регулирующими устройствами .

Спектр RGB светодиода определяется спектром составляющих его полупроводниковых излучателей и имеет ярко выраженную линейчатую форму. Такой спектр сильно отличается от спектра солнца, следовательно индекс цветопередачи RGB светодиода невысок. RGB-светодиоды позволяют легко и в широких пределах управлять цветом свечения путем изменения тока каждого светодиода, входящего в триаду , регулировать цветовой тон излучаемого ими белого света прямо в процессе работы - вплоть до получения отдельных самостоятельных цветов.

Многоцветные светодиоды имеют зависимость светового выхода и цвета от температуры за счет различных характеристик составляющих прибор излучающих чипов, что сказывается в незначительном изменении цвета свечения в процессе работы . Срок службы многоцветного светодиода определяется долговечностью полупроводниковых чипов, зависит от конструкции и чаще всего превышает срок службы люминофорных светодиодов.

Многоцветные светодиоды используются в основном для декоративной и архитектурной подсветки , в электронных табло и в видеоэкранах .

Люминофорные светодиоды

Спектр одного из вариантов люминофорного светодиода

Комбинирование синего (чаще) или ультрафиолетового (реже) полупроводникового излучателя и люминофорного конвертера позволяет изготовить недорогой источник света с неплохими характеристиками. Самая распространенная конструкция такого светодиода содержит синий полупроводниковый чип нитрида галлия , модифицированный индием (InGaN) и люминофор с максимумом переизлучения в области жёлтого цвета - иттрий -алюминиевый гранат, легированный трёхвалентным церием (ИАГ). Часть мощности исходного излучения чипа покидает корпус светодиода, рассеиваясь в слое люминофора, другая часть поглощается люминофором и переизлучается в области меньших значений энергии. Спектр переизлучения захватывает широкую область от красного до зелёного, однако результирующий спектр такого светодиода имеет ярко выраженный провал в области зелёного-синезелёного цвета.

В зависимости от состава люминофора, выпускаются светодиоды с разной цветовой температурой («тёплые» и «холодные»). Путем комбинирования различных типов люминофоров, достигается значительное увеличение индекса цветопередачи (CRI или R a) , что позволяет говорить о возможности применения светодиодного освещения в критических для качества цветопередачи условиях.

Один из путей увеличения яркости люминофорных светодиодов при сохранении или даже снижении их стоимости - увеличение тока через полупроводниковый чип без увеличения его размеров - увеличение плотности тока . Такой метод связан с одновременным повышением требований к качеству самого чипа и к качеству теплоотвода. С увеличением плотности тока, электрические поля в объеме активной области снижают световой выход . При достижении предельных токов, поскольку участки светодиодного чипа с различной концентрацией примеси и разной шириной запрещённой зоны проводят ток по-разному , происходит локальный перегрев участков чипа, что влияет на световой выход и долговечность светодиода в целом. В целях увеличения выходной мощности при сохранении качества спектральных характеристик, теплового режима, выпускаются светодиоды, содержащие кластеры светодиодных чипов в одном корпусе.

Одна из самых обсуждаемых тем в области технологии полихромных светодиодов - это их надёжность и долговечность. В отличие от многих других источников света, светодиод с течением времени меняет свои характеристики светового выхода (эффективности), диаграммы направленности, цветовой оттенок, но редко выходит из строя полностью. Поэтому для оценки срока полезного использования принимают, например для освещения, уровень снижения светотдачи до 70% от первоначального значения (L70) . То есть, светодиод, яркость которого в процессе эксплуатации снизалась на 30% считается вышедшим из строя. Для светодиодов, используемых в декоративной подсветке используется в качестве оценки срока жизни уровень снижения яркости 50% (L50).

Срок службы люминофорного светодиода зависит от многих параметров . Кроме качества изготовления самой светодиодной сборки (способа крепления чипа на кристаллодержателе, способа крепления токоподводящих проводников, качества и защитных свойств герметизирующих материалов), время жизни в основном зависит от особенностей самого излучающего чипа и от изменения свойств люминофора с течением наработки (деградация). Причём, как показывают многочисленные исследования, основным фактором влияния на срок службы светодиода считается температура.

Влияние температуры на срок службы светодиода

Полупроводниковый чип в процессе работы часть электрической энергии излучает в виде излучения , часть в виде тепла . При этом, в зависимости от эффективности такого преобразования, количество тепла составляет около половины для самых эффективных излучателей или более. Сам полупроводниковый материал обладает невысокой теплопроводностью , кроме того, материалы и конструкция корпуса обладают определенной неидеальной тепловой проводимостью, что приводит к разогреву чипа до высоких (для полупроводниковой структуры) температур. Современные светодиоды работают при температурах чипа в районе 70-80 градусов. И дальнейшее увеличение этой температуры при использовании нитрида галлия, недопустимо. Высокая температура приводит к увеличению количества дефектов в активном слое, приводит к повышенной диффузии , изменению оптических свойств подложки. Всё это приводит к увеличению процента безизлучательной рекомбинации и поглощению фотонов материалом чипа. Увеличение мощности и долговечности достигается усовершенствованием как самой полупроводниковой структуры (снижение локального перегрева), так и развитием конструкции светодиодной сборки, улучшением качества охлаждения активной области чипа. Также, проводятся исследования с другими полупроводниковыми материалами или подложками .

Люминофор также подвержен действию высокой температуры. При длительном воздействии температуры переизлучательные центры ингибируются и коэффициент преобразования, а также спектральные характеристики люминофора ухудшаются. В первых и некоторых современных конструкциях полихромных светодиодов люминофор наносится прямо на полупроводниковый материал и тепловое воздействие максимально. Кроме мер по снижению температуры излучающего чипа, производители используют различные способы снижения влияния температуры чипа на люминофор. Технологии изолированного люминофора и конструкции светодиодных ламп, в которых люминофор физически отделен от излучателя позволяют увеличить срок службы источника света.

Корпус светодиода, изготавливаемый из оптически прозрачной кремнийорганической пластмассы или эпоксидной смолы, подвержен старению под воздействием температуры и со временем начинает тускнеть и желтеть, поглощая часть излучаемой светодиодом энергии. Отражающие поверхности также портятся при нагреве - вступают во взаимодействие с другими элементами корпуса, подвержены коррозии. Все эти факторы в совокупности приводят к тому, что яркость и качество излучаемого света постепенно снижается. Однако, этот процесс можно успешно замедлить, обеспечивая эффективный теплоотвод.

Конструкция люминофорных светодиодов

Схема одной из конструкций белого светодиода. MPCB - печатная плата с высокой тепловой проводимостью.

Современный люминофорный светодиод - это сложное устройство, объединяющее много оригинальных и уникальных технических решений. Светодиод имеет несколько основных элементов, каждый из которых выполняет важную, зачастую не одну функцию :

Все элементы конструкции светодиода испытывают тепловые нагрузки и должны быть подобраны с учетом степени их теплового расширения. И немаловажным условием хорошей конструкции является технологичность и низкая стоимость сборки светодиодного прибора и монтажа его в светильник.

Яркость и качество света

Самым важным параметром считается даже не яркость светодиода, а его cветовая отдача , то есть световой выход с каждого Ватта потреблённой светодиодом электрической энергии. Световая отдача современных светодиодов достигает 150-170 лм/Вт. Теоретический предел технологии оценивается в 260-300 лм/Вт . При оценке необходимо учитывать, что эффективность светильника на базе светодиодов существенно ниже за счет КПД источника питания, оптических свойств рассеивателя, отражателя и других элементов конструкции. Кроме того, производители зачастую указывают начальную эффективность излучателя при нормальной температуре. Тогда как температура чипа в процессе работы значительно выше. Это приводит к тому, что реальная эффективность излучателя ниже на 5 - 7%, а светильника зачастую - вдвое.

Второй не менее важный параметр - качество производимого светодиодом света. Для оценки качества цветопередачи существует три параметра:

Люминофорный светодиод на базе ультрафиолетового излучателя

Кроме уже ставшего распространённым варианта комбинации голубого светодиода и ИАГ, развивается также конструкция на базе ультрафиолетового светодиода. Полупроводниковый материал, способный излучать в близкой ультрафиолетовой области , покрывают несколькими слоями люминофора на базе европия и сульфида цинка, активированного медью и алюминием. Такая смесь люминофоров дает максимумы переизлучения в районе зелёной, синей и красной областей спектра. Полученный белый свет обладает весьма хорошими характеристиками качества, однако эффективность такого преобразования пока невелика.

Достоинства и недостатки люминофорных светодиодов

Учитывая высокую стоимость светодиодных источников освещения по сравнению с традиционными лампами, необходимы веские причины для использования таких устройств :

  • Основное преимущество белых светодиодов - высокий КПД. Низкое удельное энергопотребление позволяет применять их в длительно работающих источниках автономного и аварийного освещения .
  • Высокая надежность и длительный срок службы позволяют говорить о возможной экономии на замене ламп. Кроме того, использование светодиодных источников света в труднодоступных местах и уличных условиях позволяет снизить затраты на обслуживание. В совокупности с высокой эффективностью, можно сказать о существенной экономии средств при использовании светодиодного освещения в некоторых применениях.
  • Малый вес и размер устройств. Светодиоды отличаются малыми габаритами и пригодны для использования в труднодоступных местах и малогабаритных переносных устройствах.
  • Отсутствие ультрафиолетового и инфракрасного излучения в спектре позволяет использовать светодиодное освещение без вреда для человека и в специальных целях (например для освещения раритетных книг или других подверженных влиянию света предметов).
  • Отличная работа при отрицательных температурах без снижения, а зачастую и с улучшением параметров. Большинство типов светодиодов показывают бо́льшую эффективность и долговечность при снижении температуры, однако устройства питания, управления и элементы конструкции могут иметь противоположную зависимость.
  • Светодиоды - безинерционные источники света, они не требуют времни на прогрев или выключение, как например люминесцентные лампы и количество циклов включения и выключения не оказывает негативного влияния на их надежность.
  • Хорошая механическая прочность позволяет использовать светодиоды в тяжёлых условиях эксплуатации.
  • Легкость регулирования мощности как скважностью , так и регулированием тока питания без снижения параметров эффективности и надёжности.
  • Безопасность использования, нет опасности поражения электрическим током за счет низкого питающего напряжения.
  • Низкая пожароопасность, возможность использования в условиях взрывоопасности и опасности возгорания за счет отсутствия накальных элементов.
  • Влагостойкость, стойкость к воздействию агрессивных сред.
  • Химическая нейтральность, отсутствие вредных выбросов и отсутствие специальных требований к процедурам утилизации.

Но есть и недостатки:

Светодиоды освещения обладают также особенностями, присущими всем полупроводниковым излучателям, учитывая которые, можно найти наиболее удачное применение, например направленность излучения. Светодиод светит только в одну сторону без применения дополнительных отражателей и рассеивателей. Светодиодные светильники наилучшим образом подходят для местного и направленного освещения.

Перспективы развития технологии белых светодиодов

Технологии изготовления светодиодов белого цвета, пригодных для целей освещения находятся в стадии активного развития. Исследования в этой области стимулируются повышенным интересом со стороны общества. Перспективы значительной экономии энергии привлекают инвестиции в сферу изучения процессов, развития технологии и поиска новых материалов. Судя по публикациям производителей светодиодов и сопутствующих материалов, специалистов в области полупроводников и светотехники, можно обозначить пути развития в этой области:

См. также

Примечания

  1. , p. 19-20
  2. Светодиоды MC-E компании Cree, содержащие красный, зелёный, голубой и белый излучатели (англ.) . LED Professional. Архивировано
  3. Светодиоды VLMx51 компании Vishay, содержащие красный, оранжевый, жёлтый и белый излучатели (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  4. Многоцветные светодиоды XB-D и XM-L компании Cree (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  5. Светодиоды XP-C компании Cree, содержащие шесть монохроматических излучателей (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  6. Никифоров С. «S-класс» полупроводниковой светотехники // Компоненты и технологии : журнал. - 2009. - № 6. - С. 88-91.
  7. Трусон П. Халвардсон Э. Преимущества RGB-светодиодов для осветительных приборов // Компоненты и технологии : журнал. - 2007. - № 2.
  8. , p. 404
  9. Никифоров С. Температура в жизни и работе светодиодов // Компоненты и технологии : журнал. - 2005. - № 9.
  10. Светодиоды для интерьерной и архитектурной подсветки (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  11. Сян Лин Ун (Siang Ling Oon) Светодиодные решения для систем архитектурной подсветки // : журнал. - 2010. - № 5. - С. 18-20.
  12. Светодиоды RGB для использования в электронных табло (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  13. Туркин А. Нитрид галлия как один из перспективных материалов в современной оптоэлектронике // Компоненты и технологии : журнал. - 2011. - № 5.
  14. Светодиоды с высокими значениями CRI (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  15. Технология EasyWhite компании Cree (англ.) . LEDs Magazine. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  16. Никифоров С., Архипов А. Особенности определения квантового выхода светодиодов на основе AlGaInN и AlGaInP при различной плотности тока через излучающий кристалл // Компоненты и технологии : журнал. - 2008. - № 1.
  17. Никифоров С. Теперь электроны можно увидеть: светодиоды делают электрический ток очень заметным // Компоненты и технологии : журнал. - 2006. - № 3.
  18. Светодиоды с матричным расположением большого количества полупроводниковых чипов (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  19. Срок службы белых светодиодов Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  20. Виды дефектов LED и методы анализа (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  21. , p. 61, 77-79
  22. Светодиоды компании SemiLEDs (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  23. GaN-on-Si Программа исследований светодиодов на кремниевой основе (англ.) . LED Professional. Проверено 10 ноября 2012.
  24. Технология изолированного люминофора компании Cree (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  25. Туркин А. Полупроводниковые светодиоды: история, факты, перспективы // Полупроводниковая светотехника : журнал. - 2011. - № 5. - С. 28-33.
  26. Иванов А. В., Фёдоров А. В., Семёнов С. М. Энергосберегающие светильники на основе высокоярких светодиодов // Энергообеспечение и энергосбережение – региональный аспект : XII Всероссийское совещание: материалы докладов. - Томск: СПБ Графикс, 2011. - С. 74-77.
  27. , p. 424
  28. Белые светодиоды с высоким световым выходом для нужд освещения (англ.) . Phys.Org™. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  29. Основы светодиодного освещения (англ.) . U.S. Department of Energy. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  30. Шаракшанэ А. Шкалы оценки качества спектрального состава света - CRI и CQS // Полупроводниковая светотехника : журнал. - 2011. - № 4.
  31. Ультрафиолетовые светодиоды SemiLED с длиной волны 390-420 нм. (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  32. , p. 4-5
  33. Системы активного охлаждения кампании Nuventix (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  34. Н.П.Сощин Современные фотолюминофоры для эффективных приборов твердотельного освещения. Материалы конференции. (рус.) (february 1, 2010). Архивировано
  35. О.Е.Дудукало, В.А.Воробьев (рус.) (may 31, 2011). Архивировано из первоисточника 27 октября 2012.
  36. Тесты ускоренной температурной деградации люминофоров (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  37. Research and Markets Releases New 2012 Report on LED Phosphor Materials (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 10 декабря 2012. Проверено 30 ноября 2012.
  38. Intematix представил набор люминофоров для качественной цветопередачи (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  39. Lumi-tech предложил SSE люминофор для белых светодиодов (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  40. Красный фосфор от компании Intematix (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  41. Светодиоды на квантовых точках (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  42. Прототип красного всетодиода с длиной волны 609 нм компании Osram с эффективностью 61 % (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  43. Переход на структуру GaN-on-Si (англ.) . LED Professional. Архивировано из первоисточника 23 ноября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  44. Tim Whitaker Joint venture to make ZnSe white LEDs (англ.) (December 6, 2002). Архивировано из первоисточника 27 октября 2012. Проверено 10 ноября 2012.
  45. , p. 426

Литература

  • Шуберт Ф.Е. Светодиоды. - М .: Физматлит, 2008. - 496 с. - ISBN 978-5-9221-0851-5
  • Вейнерт Д. Светодиодное освещение: Справочник . - Philips, 2010. - 156 с. - ISBN 978-0-615-36061-4

Ссылки

  • Сайт департамента энергетики США о светодиодном освещении
  • Led Professional. Научно-технический журнал о светодиодах и светодиодном освещении, Австрия
  • LEDs Magazine. Научно-технический журнал о светодиодах и светодиодном освещении. США
  • Полупроводниковая светотехника. Российский журнал о светодиодах и светодиодном освещении

Экология потребления. В идеале для оценки качества спектра излучения лампы необходим спектрофотометр. В крайнем случае можно использовать спектрофотометры для профилирования/калибровки мониторов (например, ColorMunki) - если такое устройство у вас есть.

В идеале для оценки качества спектра излучения лампы необходим спектрофотометр. В крайнем случае можно использовать спектрофотометры для профилирования/калибровки мониторов (например, ColorMunki) - если такое устройство у вас есть. Покупать же спектрофотометры домой для оценки ламп нет никакого смысла, они стоят от сотен до десятков тысяч долларов.

Тем не менее, для нужд геологов и ювелиров выпускают простейшие спектроскопы на основе диффракционной решетки. Их стоимость от 1200 до 2500 руб. И это забавная и полезная штука.

Выглядит спектроскоп так:

В окуляр (слева, где конус) нужно смотреть, при этом объектив (справа) должен быть направлен на источник излучения.

Диффракционная решетка разлагает свет на спектр (как радуга или оптическая призма).

Прежде чем вникать в спектры реальных ламп, напомню общую информацию. (Достаточно подробно это рассмотрено в книге в главе «Качество света»).

Здесь я покажу два спектра СДЛ с исключительно высоким индексом цветопередачи 97:

Холодный свет:

Можно видеть, что цветовая температура 5401 К, индекс 97. Главное же - можно видеть из каких видимых глазами цветов состоит спектр.

Теплый свет:

Температура 3046 К, индекс также 97.

Спектрофотометр - в отличие от спектроскопа - показывает не просто, какие цвета образуют спектр, но и дает их интенсивность. Хорошо видно, что в спектрах обеих ламп есть все цвета, составляющие белый («каждый охотник желает знать где сидит фазан», т.е. красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Различие в цветовой температуре достигается за счет относительного вклада холодных (синий-голубой) и теплых (желтый-красный) компонентов.

Вынужден упомянуть о том, что данный спектроскоп предназначен для мобильного использования с помощью глаз. Фиксировать картинку крайне неудобно, поскольку окуляр маленький и устройств для фиксации на камере нет. Поэтому одной рукой нужно удерживать камеру, другой спектроскоп, а голосом управлять съемкой. При этом еще нужно удерживать направление на источник света, небольшие отклонения от нормали приводят к искажению цветов спектра. Из почти десятка разноообразных камер, что есть у меня дома, лучшим оказался планшет «Самсунг». Камера там всего 5 мп, но хороший софт, а размер и положение объектива на корпусе устройства позволяют более-менее удобно пристроить спектроскоп. Баланс белого был зафиксирован как «дневной», ИСО 400. Снимки не обрабатывались, лишь выравнивались и обрезались. Цифры справа обозначают индекс цветопередачи источника (100 - дневной свет в облачную погоду, 99 - лампа накаливания). Качество фотографий меня не очень устраивает - но лучше я сделать не смог.

Итак, начнем сверху вниз и на конкретных примерах попытаемся понять, на что нужно обращать внимание в таких спектрах.

Дневной свет и лампа накаливания: идеальный спектр, в котором представлены все вышеперечисленные цвета.

СДЛ с индексами цветопередачи 87 и 84 также демонстрируют практически полный спектр. Проблемой обычно становится красная часть - если желтого и оранжевого, как правило, достаточно, то глубокие красные оттенки чаще всего отсутствуют. Не видно их и здесь. Также можно предположить (например, по количеству голубого в спектрах), что производители используют разные светодиоды 5736SMD. Т.е. мы имеем дело не с одной и той же лампой, приобретенной у разных продавцов - а с различными производителями.

СДЛ с индексом 78 (ее разбор приведен в главе «Пример оценочного тестирования» в книге) наряду с урезанной красной частью демонстрирует и малое количество голубого. (Может показаться, что в сравнении со спектром лампы с индексом 84 это не так. Но тут нужно вспомнить, что 84 - это теплая лампа, Т=2900. А 78 - холодная, Т=5750 К, там синего по определению намного больше). Именно в этом главные недостатки простых бюджетных СДЛ, которые формируют якобы белый свет за счет синего или пурпурного излучения светодиода и желто-оранжевого света люминофора. Справа от синего лежит голубой - но из описанной комбинации он «не получается». Поэтому в спектре СДЛ там обычно провал. За счет этого (плюс дефицит глубокого красного) и падает индекс цветопередачи.

Самый нижний спектр - это высококачественная компактная люминесцентная лампа (КЛЛ, Т=2700 К, ресурс 12000 часов, заявленный индекс цветопередачи не менее 80). И вот здесь хорошо видно, за счет чего достигается эта формально достаточно высокая величина. Сам производитель называет это «система Tricolor». Т.е. он использует люминофор из 3 компонентов, каждый из которых излучает свет в виде узкой полосы. (Конечно, и такую лампу сделать совсем непросто, т.к. требуется тщательный подбор комбинации люминофоров.) Именно наличие таких вертикальных полос (например, фиолетовая, зеленая, желтая) - признак низкокачественных источников света. Вторым следствием линейчатого спектра источника является физическое отсутствие некоторых цветов в принципе (на рисунке, например, практически нет желтого и очень мало голубого). Очевидно, что свет таких ламп для глаз малополезен несмотря на формально достаточно высокие показатели. Использовать такие лампы нужно в светильниках с качественными рассеивателями (хотя, конечно, спектра лампы это не изменит).

Вывод: в спектрах источников света с высоким индексом цветопередачи должны присутствовать все цвета спектра и отсутствовать интенсивные узкие полосы.

Отдельно хочу предостеречь от поспешности в анализе спектров. По роду деятельности я много общался со спектроскопистами и заметил железную закономерность: чем более квалифицированный и профессиональный специалист - тем более он осторожен и уклончив в своих выводах. От лучшего из них, профессора, заведующего лабораторией спектроскопии вообще в принципе было невозможно добиться внятного заключения (что меня вначале по молодости дико раздражало). Глаз, безусловно, лучший оптический прибор из существующих. Но анализ и интерпретация спектров - бесконечно сложная тема. Там действует огромное количество разных факторов. Поэтому настоятельно рекомендую только простейшую качественную оценку спектров глазами, без попыток хитрых умопостроений и далеко идущих выводов. Лучше всего попеременно смотреть на спектр оцениваемой лампы и на идеальный спектр дневного света или ЛН. Т.е. наглядное сравнение между собой. опубликовано

История холодного оружия специального назначения в России - воистину многогранна. Нож - неотъемлемая часть «гардероба» спецназа в России. Однако, удивителен тот факт, каким разнообразным может быть этот гардероб. Сами разведчики в беседах признаются, что если дело дошло до огневого контакта с противником, или что еще хуже - до рукопашной схватки, то операция смело может считаться раскрытой.

Однако, те же спецназовцы признаются, что иногда, в отдельных случаях и ситуациях, «поработать руками» всё же - самый лучший вариант. Именно тогда в игру идут спецсредства, без шума и пыли нейтрализующие любого противника.

Об истории

Само понятие «ножа» для советской армии не было новинкой - несмотря на то, что использовать холодное оружие в пылу сражений бойцов учили в основном вместе с винтовкой, оснащая огнестрельное оружие так называемыми «штык-ножами», опыт обращения с холодным оружием как с отдельным видом вооружения у советской армии имелся. Как самостоятельная боевая единица в руках солдата нож активно начал использоваться советскими солдатами в период Советско-Финской войны, а своего звёздного часа достиг в период Великой Отечественной.

В те годы ситуация на фронтах была такова, что довольно часто атаки с той или с другой стороны заканчивались самой настоящей кровавой рукопашной схваткой, в которой в ход шло всё что угодно - от прикладов винтовок и касок до палок и ножей. Не секрет, что некоторые виды вооружения, из-за отсутствия собственных наработок и по большей части, из-за нехватки времени, в Советском Союзе просто копировали с зарубежного.

Именно таким детищем и стал, изготовленный на базе форменного штык-ножа 1919 года один из первых советских ножей НА-40. Присваивать труднопроизносимое название ножу не стали и расшифровывалось название просто - Нож Армейский, а цифра 40 означала ничто иное, как год принятия на вооружение. Именно НА-40 стал основным рабочим инструментом советских солдат в ближних боях, а так же стал надёжным соратником для доброй сотни подразделений, задействованных в диверсионных операциях.

Эксперт в области холодного оружия и мастер по художественной ковке Олег Звонарёв в интервью «Звезде» рассказал несколько интересных фактов из истории советского ножа: «Что касается конкретно этого ножа, то он - типичный представитель хорошего копирования, а если быть еще точнее, то хорошего изготовления на основе уже существующих образцов.

Нож требовал минимального ухода, заточка довольно длительное время сохранялась даже в условиях весьма сурового использования, а в рукопашной схватке НА-40 мог дать фору самым хорошим немецким клинкам. Нередки были случаи, когда немцы забирали у убитых красноармейцев ножи и в последствии использовали их сами. Нельзя сказать, конечно, что нож был идеально изготовлен - рукоять, бывало, слетала в пылу схватки, но это самое серьёзное, что с ним могло тогда приключиться. Советские разведчики, например, называли этот нож «стрелой» из-за стремительных линий, и в рапортах о выполнении задания зачастую так и писали: Объект был поражен стрелой разведчика», - заявил эксперт.

«Сюрикэны» рядового Торсунжакова

Использование советским войсками и отрядами специального назначения холодного оружия было оправдано - приспособления для скрытной (бесшумной) стрельбы хоть и имелись, но в силу недостаточного развития технологий выстрел маскировали лишь частично, и, несмотря на значительно более низкий уровень шума, всё равно привлекали внимание к стрелявшему. Холодное оружие для передовых отрядов стало настоящей палочкой выручалочкой, но никто даже и подумать не мог, что помимо ножей и штыков, разведчики будут пользоваться... сюрикэнами.

Единого мнения, откуда же возникли экзотические японские метательные ножи в форме звёздочек - до сих пор не существует. Одни эксперты утверждают, что сюрикэны появились в распоряжении советских солдат сразу после русско-японской войны в качестве трофеев, другие утверждают, что маленькие японские убийцы появились лишь за год-два до войны. Так или иначе, массового применения в виду экзотичности самих «устройств» сюрикэны не получили.

Однако, в конце 1942 года из диверсионных отрядов всё чаще начали приходить донесения, в которых сюрикэны фигурировали как более смертоносное оружие, чем обычный советский нож. Историк и коллекционер холодного оружия, отставной офицер спецназа Виктор Красильников в интервью «Звезде» рассказал, где и кем использовались японские метательные ножи: «Первые сюрикэны, точнее, первые упоминания о их использовании, относятся к 1942-1943 году. Диверсионные группы во время Ржевско-Вяземской операции тогда их использовали. Говорят, что хира-сюрикэны (острые такие четырехконечные метательные «звездочки») были изготовлены кем-то из добровольцев еще в мирное время и просто лежали как диковинный сувенир, однако, с наступлением войны - очень пригодились».

«С помощью сюрикэнов, при должной сноровке, можно было запросто «снять» часовых без шума и пыли. Рядовой Красной Армии Торсунжаков во время Ржевско-Вяземской операции вообще отличился тем, что обладал уникальным умением: всаживал сюрикэн в район шейного позвонка фрицам и моментально мог нейтрализовать почти любого врага. О других случаях использования сюрикэнов я тоже слышал, но там уже были больше метательные ножи, нежели изготовленные по древним рисункам японские штуковины». - заявил эксперт.

Стреляющий друг разведчика

Послевоенные годы стали настоящим раздольем для оружейных изобретателей любого толка - пистолеты, винтовки и прочие смертоносные устройства изобретались десятками. Холодное оружие в свою очередь претерпевало лишь незначительные изменения - да и как развивать обычный с виду нож, в котором основным полем для работы является рукоять да лезвие? Однако, и на этот случай у советских оружейников были приготовлены сюрпризы.

Трудно сказать достоверно, как именно в голову тульского оружейника Хлынина пришла идея о создании стреляющего ножа. Историки и эксперты в области необычного стрелкового вооружения утверждают, что повлияло, скорее всего, изучение немецких трофеев: таких как стреляющая пряжка и прочих необычных стреляющих изделий. Так или иначе, нож разведчика специальный (или НРС), разработанный Хлыниным - до сих пор остается, пожалуй, самым необычным колюще-режущим и стреляющим одновременно предметом, принятым на вооружение.

Создание этого образца вооружения для нужд спецназа Минобороны и КГБ СССР позволило убить сразу двух зайцев: во-первых, появился эффективный предмет, с которым разведчик мог действовать даже без оружия, во-вторых появилась возможность по изучению практически неосвоенной ниши специального персонального оружия, в разработке которого были задействованы целые НИИ.

Руководитель студии художественной ковки и коллекционер-историк Виктор Новопольцев рассказал в интервью «Звезде» некоторые факты из истории самого необычного ножа в мире: «Поскольку этот нож - оружие комбинированное, то это подразумевает, что из него еще и пальнуть можно, если совсем прижмёт. Для того, чтобы не только резать, но еще и стрелять, в нож встроили небольшой ударно-спусковой механизм, а для самой стрельбы приспособили боеприпас СП-3, который кроме ножа используется в специальных бесшумных пистолетах».

«Это специальный патрон с отсечкой пороховых газов, стрельба из которого осуществляется в условиях естественной среды почти бесшумно. Патрон 7,62х38мм с близкого расстояния способен при удачном попадании убить, а при не совсем удачном - практически смертельно ранить противника. К тому же, помимо уникального спускового механизма, нож отлично годится для «полевой» работы - строгать дерево, перепиливать тонкие стальные прутья, «колючку» и прочие заградительные сооружения этим ножом можно без особого труда - для таких целей на обухе предусмотрена специальная пилка».

Мое мнение такое: этот инструмент создавался не столько как нож, сколько в качестве последнего шанса на выживание. Посудите сами: дульный срез ножа закрыть плотной резиновой шторкой, чтобы пыль и влага не скапливались, спуск максимально упростили. Всё указывает на то, что создатели сделали всё возможное, чтобы нож в критический момент на 100% сработал как по часам и не подвёл. Про режущие качества ножа я уже молчу. С ним можно спокойно выжить и в тайге некоторое время».

«Часто мне задают вопрос, а почему же всего один ствол то у ножа? Ну, ответ на этот вопрос простой: как оружию для последнего выстрела, который решает судьбу носителя, ножу ни к чему два ствола. Произвести второй выстрел в условиях активной стрельбы и вообще боя, я думаю, противник не даст. Поэтому тут либо пан, либо пропал. Хотя, на последующих стреляющих ножах боезапас всё же увеличили», - заявил эксперт.

Боевой «Хамелеон»

Тула - Родина необычного вооружения. От противотанкового до холодного - тульские оружейники делают всё. В 90-х годах, уже имея некоторые наработки в области специального оружия и снаряжения, в тульском Военно-артиллерийском училище разрабатывают специальный четырехзарядный стреляющий нож «Хамелеон». В разработке нового ножа туляки применяют весь свой багаж знаний - от использования передовых материалов для изготовления, до крайне простой и надёжной схемы спускового механизма.

Эксперт в области стрелкового вооружения и ветеран спецназа Виктор Снегирь в интервью «Звезде» делится интересными фактами из жизни тульского стреляющего ножа: «Работал с ним всего несколько раз, но тезисно могу охарактеризовать так: надёжен, удобен, не подведёт. Патроны 5,45мм брали от пистолета ПСМ. От ножа разведчиков «Хамелеон» отличается во-первых количеством носимых боеприпасов для выстрела. Их там четыре против одного у НРС. Ну, так сказать, шансы на выживание повышает. (смеется). А если серьёзно, помимо хороших качеств самого полотна ножа, которым можно пилить, строгать и довольно сильно резать, нож можно неплохо замаскировать под какое-нибудь ненужное приспособление и при необходимости быстро выхватить. Благо рукоять способствует хорошему хвату. Знаю, что есть еще модификация для подводных боевых пловцов. В ней уже используются патроны игольчатого типа - как у автомата АПС, например. Однако же, сухопутный вариант ножа получился таким, что после выстрела... с расстояния примерно метров в 25-27, боеприпас 5,45х18мм пробивал титановую пластину толщиной 1,5-2мм. Это, знаете ли, весьма недурственный показатель, который в боевых условиях гарантировал бы поражения цели». - заявил эксперт.

Эксперименты над созданием передового оружия в России, по сути, никогда не останавливались. Достоверно известно, что даже в непростые для страны 90-е годы разработка стреляющих, специальных, малогабаритных и тактических ножей для спецназа армии и флота шла полным ходом. С большой долей вероятности можно утверждать, что наработки и результаты, полученные именно в этот период, лягут в основу нового боевого холодного оружия для российского спецназа. И что-то подсказывает, что демонстрация передового холодного оружия специального назначения для российской армии - дело ближайшего будущего.

Тренировка работы со "скрытыми лезвиями" (сюрикэн ) часто входил в программу обучения школ ниндзюцу , как древних, так и современных. Но в наши дни найти реальный, рабочий сюрикэн, пригодный для отработки ударов или метания, достаточно проблемно. Максимум из того, что можно отыскать на рынке - это сувенирная звездочка, выполненная из блестящего, но крайне вялого металла, размерами едва умещающаяся в руке. Толку с такого "инструмента" немного, поэтому вопрос, как же сделать настоящий сюрикэн ниндзя дома или в ограниченных условиях, приобретает достаточно актуальный характер.

Из статей про сюрикэны , мы знаем, что существует две формы исполнения "скрытых лезвий" - бо-сюрикэн и хира-сюрикэн . И те и другие использовались как в качестве оружия ближнего боя (как кастеты или явара ), так и для поражения целей на дистанции . Отрабатывать тайдзюцу с острыми предметами без опытного учителя не рекомендуется, а метание тупых деревянных или резиновых заготовок совсем не позволит почувствовать бросок - поэтому, вам могут понадобится сюрикэны самых различных вариантво исполнения и материала.

Изготовление бодзё-сюрикена

Для начала нужно определиться с материалами - если вы хотите отрабатывать броски бо-сюрикэн , то вам в любом случае потребуется металлическое оружие (хотя начинать заниматься метательными техниками крайне рекомендуется с ножей). Изготавливать с нуля таким образом вам практически ничего не придется, поскольку огромное количество предметов уже само по себе является практически бо-сюрикэном (от вас понадобится только укоротить исходник до 18-20 см, заточить и при необходимости обработать напильником):

  1. Толстые спицы
  2. Чеки и костыли
  3. Подножные куски арматуры или прута
  4. Гвозди
  5. Любой вытянутый металлический предмет, который не жалко обточить (все, вплоть до старых столовых ножей).

Если же велико желание создать бо-сюрикэн именно специфической или оригинальной формы, то в таком случае озаботьтесь поиском или приобретением исходного материала - металлической, резиновой или деревянной пластины (смотря для чего планируете использовать готовый продукт) толщиной не менее 5мм и шириной не около 20 см (смотрите, какая длина оружия будет наиболее удобна для вашей кисти). Определитесь с формой (можете воспользоваться образцами картинки справа) и расчертите на пластине желаемый результат. Аккуратно вырежьте/выпилете заготовку и зачистите края. Заточите конец (или оба) и добавьте "хвост" или "крылья" при желании (они помогут сюрикэну держать направление полета). Готово.

Менее хлопотным и более массовым способом личного изготовления бодзё-сюрикэна в домашних условиях является планомерное распиливание той самой пластины (но тут толщину лучше подобрать побольше - около 1см) на куски вышеупомянутой длины (=ширине пластины). Полученная пачка брусков вполне может быть заточена и использована как суровый и дешевый вариант метательного оружия. Пример слева.

Изготовление сякена или хира-сюрикена

Аналогов для быстрого замещения сякэнов практически не существует. Популярные для бросков в Союзе после появления фильмов с Шо Косуги велосипедные звёздочки, пластины радиатора, фрезы пил, конечно, страшны на вид, но являлись не совсем тем, что применялось в феодальной Японии военными классами. Поэтому практически единственный выход здесь - создание такой "метательной звезды" самостоятельно.

Для сякэнов , которые вы хотите использовать в качестве кастета - из дерева и резины - процесс изготовления весьма прост: вы опять находите пластину нужного материала, размечаете (для отработки болевых точечных воздействий лучше подойдут трех - и четырехлучевые звезды), вырезаете сюрикэн и снимаете излишки ножом. Толщина в таком случае будет определяться следующим образом - чем толще звезда, тем менее болезненной и безопасной будет отработка для вашего спарринг-партнера. То есть одного-двух сантиметров для закругленного луча будет вполне достаточно.

Если же вы хотите сделать звездочку, которая действительно будет летать и втыкаться в мишень, то ваш единственным приемлемый выбор материала - металл. Какой неважно, главное, чтобы он был достаточно твердым (или толстым), а вы не могли его согнуть голыми руками. Порядок изготовления будет такой:

  1. Начертить на заготовке форму звезды. Другой способ - распечатать один из шаблонов на картинках внизу и приклеить на металл.
  2. Если металл слишком толстый для работы ножовкой, то требуется просверлить как можно больше отверстий на внешней стороне от разметки или шаблона, а потом пропилить "перегородки" между ними.
  3. Получившийся "ежистую" форму надо обработать напильником, сгладив выступы и придав сякэну нужный облик.
  4. Заострить достаточно только самые кончики лучей, этого будет вполне достаточно для того, чтобы они втыкались в мишень

По желанию в центре ся-сюрикэна (звездочки) можно сделать отверствие, чтобы можно было носить их связкой, или заточить лучи по всей длине. В этом случае он станет потенциально травматичен для неумелого сюрикэндзя, так что будьте аккуратней. И не забывайте - сюрикэны являются холодным оружием !

Метательное оружие сопровождает человека с древнейших времен. Первый камень, брошенный в мамонта, положил начало эволюции самых невероятных летающих предметов, необходимых для выживания. О них мы сегодня и поговорим. Ножи и , и специальные метательные пластины: образцы метательного оружия, дошедшие до нас из глубины веков, отличаются формой, весом, материалом из которого они изготовлены, дальностью действия, но объединяет их одно - без тренированной руки, это всего лишь кусок металла.

Мастера единоборств, говорят, что в умелых руках может стать оружием. Конечно, человек издревле , используя их на охоте, но если рассматривать предметы, именно, как оружие: , сякен, топор, нож и т.д., то здесь необходимо потратить определенное время на то, чтобы научиться им владеть, научиться правильно его метать, подготовить свое . Существует много видов метательного оружия, но сегодня мы с вами рассмотрим только четыре из них.

Сюрикен

Сюрикен (бо-сюрикен) - большой кованый штырь с заточенным концом. Это секретное оружие ниндзя. Дословный перевод с японского - клинок, скрытый в руке. Сюрикен - оружие скрытого ношения в виде стального штыря для стремительной атаки на коротких дистанциях. Длина бо-сюрикена варьируется от 12 до 21 сантиметра, а вес, от 35 до 150 грамм. Сюрикен, сам по себе может использоваться не только, как метательное оружие, но и, как оружие рукопашного боя. С сюрикенами устраивались ловушки.

Существует две основные , зависящие от хвата. При первом хвате сюрикен берется острым концом вверх. Это безоборотное метание. При втором хвате кончик сюрикена поворачивается вниз - метание вполоборота.

Если просто потренироваться в метании сюрикена человеку, который этим никогда не занимался, то у него начинает на следующий день болеть не только рука, но и все тело. Потому что здесь используется биодинамика всего тела, начиная от ног, вкручивание бедер, торс, пресс, грудная клетка и руки, то есть, практически используется полностью работа всего тела.

Задача бойца при метании сюрикена, превратить свое тело в катапульту. Энергия броска зарождается в еле заметном движении ног. Мастер подает тело вперед, придавая бедрам, импульс вращения и только на финальной стадии в этот механизм включается рука. То есть, практически рука - это завершающая стадия. Практически мы .

Сюрикен наиболее эффективен, при безоборотном метании. То есть он не вращается в вертикальной плоскости. Практически все зависит от расстояния до цели и угла атаки.

При любом броске, необходимо мгновенно определить расстояние до цели, определить положение цели в пространстве, понять свое собственное положение в пространстве, и только учтя все эти факторы, совершить бросок. Реальная дистанция поражения цели сюрикеном, варьируется где-то от двух до четырех метров.

В японских боевых искуствах сюрикен несет отвлекающую функцию. То есть, например, с левой руки идет бросок сюрикена, с правой руки .

Сякен

Следующий образец метательного оружия - это сякен, или, иначе - метательная звездочка ниндзя. Это плоское метательное оружие с количество лучей от четырех до восьми, действительно похожее на звезду. Диаметр сякена колеблется от пяти до десяти сантиметров, а вес может доходить до 300 граммов. Будьте внимательны, формально, применение сякенов, как и бо-сюрикенов, закон об оружии запрещает, но, только, если речь идет о боевых , а не о спортивных. Но как их отличить - закон разъяснения не дает. Хотя в этом случае отсутствие четких критериев, дает вольную трактовку закона об оружии. Эксперт может признать сякен холодным оружием, а может и не признать. И все же, пользоваться подобным метательным оружием вне стен спортивных секций - не рекомендуется.

Вопреки распространенному мнению, ниндзя не старались наносить большой вред, а старались минимизировать его, и, по возможности, вообще избежать столкновения. Соответственно, сякен был тоже отвлекающим , чтобы разорвать дистанцию и скрыться. В средневековой Японии, одежда была достаточно свободная. И один из вариантов использования этой одежды было защита от сюрикенов и сякенов, так как свободно висящая ткань - это достаточно серьезная преграда для сякена, перекрывающая траекторию его полета.

Техника метания сякена может быть различной. Подготовленный боец способен бросить метательную звезду из любого положения и попасть в цель. При этом не нужно контролировать, какой стороной это метательное оружие войдет в цель, и заморачиваться на тему количества оборотов. В полете звездочка крутится вокруг своей оси. Это вращение вызывает явление, схожее с действием гироскопических сил на волчок. Пока юла вертится - она не падает. Чем сильнее импульс вращения, которое передает сякену рука бойца, тем стабильнее полет метательной звезды.

Для отвлечения внимания можно метать любые подручные средства, например металлические деньги, и эффект при этом будет примерно тот же.

Шиньбяо - гибкое копье, или дротик на веревочке

Это тяжелый кованый клинок, который прикреплен к длинной веревке. Этим оружием можно наносить удары на манер , раскрутив веревку, и ударив кованым клинком плашмя, а можно раскрутить и пустить вперед, чтобы он летел острием, и в случае поражения мишени, выдергивался назад за веревку, и ты снова остаешься при своем оружии.

Шиньбяо - это один из видов, так называемого, веревочного копья. Длина исторических образцов этого оружия достигала 20 сантиметров, а масса доходила до 300 граммов. Это довольно серьезный вид оружия, и, как и любое гибкое оружие, он крайне сложен в освоении и требует много времени на это.

В отличие от сякенов и сюрикенов, действие которых наиболее эффективно на дистанции пять метров, дальнобойность и скорость шиньбяо, значительно выше. Техника его использования очень зрелищная и интересная. Позволяет метнуть его в одну сторону, выдернуть, и сразу же, ничего больше не делая, метнуть его в другую сторону.

Метательный нож

Только по форме напоминает нож классический. Как правило - это толстый, тяжелый снаряд, вес которого может доходить до 500 граммов. В отличие от обычного ножа, у спортивного снаряда нет режущей кромки, поэтому спортсмен может свободно брать его за клинок, не опасаясь порезаться.

В России к ножам, с которыми тренируются спортсмены, предъявляют особые требования. У ножа должна быть односторонняя заточка, ширина клинка не более 6 сантиметров и отсутствие упора (гарды). Частично это обуславливает закон, частично - правила международных соревнований.

Человек придает ему линейную и угловую скорость. Оба этих параметра должны быть полностью подконтрольны спортсмену. Линейная скорость - это скорость, с которой нож движется к мишени. Угловая - скорость вращения ножа вокруг своей оси.

Чем ближе мы стоим к мишени, тем ближе мы берем нож хватом за к кончику. Нож, соответственно, совершает большее число оборотов. Чем дальше отходишь от мишени, тем выше перехватываешь нож за клинок. На больших дистанциях нож берется под самую рукоятку. При этом нож крутиться медленнее. Хороший, тяжелый нож из кованой стали, имеет большую скорость и пробивную способность при броске. При этом даже если попадает в более твердую цель, чем обычная мишень, например, металлический лист, он не тупится.


Top