Американского стратегического бомбардировщика нового поколения и 21. National Interest: Для ядерного удара по РФ и КНР США создадут новую ракету

Внешне самолет сильно похож на стоящие на вооружении B-2, однако в новом проекте будут устранены недостатки предшественника

Изображение нового американского бомбардировщика B-21

Москва. 29 февраля. сайт - ВВС США 27 февраля 2016 года провели презентацию, на которой частично рассекретили проект перспективного стратегического бомбардировщика LRS-B, разрабатываемого на замену существующим B-2 Spirit и B-52 Stratofortress. Во время презентации военные показали изображение возможного внешнего вида нового бомбардировщика, сообщает сайт N+1. По словам министра ВВС США Деборы Ли Джеймс, на вооружении перспективный самолет получит обозначение B-21: B - bomber (бомбардировщик), 21 - XXI век.

По словам Джеймс, военные пока не придумали название будущему самолету; его должны предложить служащие ВВС США. Судя по изображению, внешне B-21 будет сильно похож на стоящие на вооружении ВВС США бомбардировщики B-2. По словам старшего военного аналитика Лексингтонского университета и советника Пентагона Лорена Томсона, которые приводит Military.com, внешняя схожесть B-21 с бомбардировщиком Spirit связана с тем, что новый проект фактически устраняет недостатки B-2, сохраняя все его достоинства.

В частности, в проекте нового бомбардировщика Northrop Grumman делает ставку на малозаметность. По словам Томсона, в некоторых ракурсах B-2 был хорошо видим для радиолокационных станций противника; в случае с B-21 невидимость будет полной. По словам Джеймс, проектирование B-21 будет вестись в рамках программы срочной оперативной потребности, то есть с минимальным согласованием параметров с Конгрессом США и внебюджетным выделением средств.

Предполагается, что перспективные стратегические бомбардировщики будут базироваться только в США. В случае необходимости они смогут долететь из США до любой точки мира, сбросить бомбы или выпустить ракеты, а затем вернуться обратно на базу. По данным военных, технические возможности B-21 позволят бомбардировщику прорывать системы противовоздушной обороны противника, а также достаточно эффективно действовать в условиях активного противодействия.

Ранее американские военные заявляли, что B-21 начиная с первого летного образца получит системы и программное обеспечение, необходимые для нанесения ядерных ударов. При этом в первые несколько лет службы самолеты не будут сертифицированы для перевозки и применения стратегического оружия и не будут включены в договор "О сокращении стратегических наступательных вооружений" (СНВ-3). Предполагается, что самолет будет больше палубного беспилотного летательного аппарата проекта UCLASS, но меньше B-2.

Разработкой бомбардировщика занимается американская компания Northrop Grumman. По оценке Пентагона этап опытно-конструкторских работ по проекту LRS-B обойдется военному бюджету США в 21,4 млрд долларов в ценах 2010 года, или 23,5 млрд долларов в пересчете на конец 2015 года. На этом этапе военные получат несколько опытных самолетов. На покупку каждого нового бомбардировщика проекта LRS-B будут тратиться не более 511 млн долларов в ценах 2010 года, или 564 млн долларов в пересчете на цены 2016 года.

В общей сложности американские ВВС могут принять на вооружение от 80 до ста бомбардировщиков B-21.

Два года назад американская авиационная промышленность приступила к созданию перспективного стратегического бомбардировщика Northrop Grumman . Первая машина этого типа должна будет выйти на испытания лишь через несколько лет, однако уже высказываются те или иные оценки перспективного проекта, а также предпринимаются попытки прогнозирования дальнейших событий.

27 октября американское издание The National Interest опубликовало статью Кайла Мизоками под названием «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber» («Почему Россия, Китай и Северная Корея должны бояться американского бомбардировщика B-21 »). Как показывает заголовок, публикация посвящена новейшему проекту B-21 и последствиям появления такой техники в контексте международной военно-политической обстановки.

В начале своей статьи К. Мизоками напоминает о событиях недалекого и отдаленного прошлого. 27 октября 2015 года компания Northrop Grumman получила контракт на разработку перспективного малозаметного бомбардировщика B-21 Raider. При этом он отмечает, что примерно за 35 лет до подписания контракта на B-21 было заключено предыдущее соглашение подобного рода, результатом которого стал самолет B-2 Spirit.

Автор вынужден отметить, что на данный момент многие детали нового проекта окутаны тайной. В то же время, часть сведений уже была опубликована. Имея некоторые данные о будущем B-21, можно сделать те или иные выводы, чем и предлагает заняться американский журналист.

Официальное обозначение бомбардировщика – B-21 Raider – имеет любопытное происхождение. Цифры указывают на XXI век, а дополнительное имя напоминает о легендарной операции 1942 года. Во время Второй мировой войны отряд бомбардировщиков B-25 Mitchell под командованием генерала Джеймса «Джимми» Дулиттла атаковала ряд целей на территории Японских островов. Среди прочего, бомбы были сброшены и на Токио. Вспоминая «Рейд Дулиттла», военно-воздушные силы США указывают на дерзость этой атаки, стратегическую и тактическую неожиданность, а также на уникальную протяженность маршрута, преодоленного «рейдерами».

Как показывает изображение самолета B-21, официально опубликованное ВВС США, новый проект подразумевает строительство летательного аппарата типа «бесхвостка», похожего на летучую мышь. При этом новый B-21 должен иметь определенное сходство с существующим B-2. Однако два самолета заметным образом отличаются друг от друга.

К. Мизоками обращает внимание на компоновку силовой установки. На новом бомбардировщике двигатели будут размещаться ближе к рудиментарному фюзеляжу, тогда как моторы General Electric F118-GE-100 самолета B-2 располагаются на определенном расстоянии от центральной секции планера. Новый проект предусматривает использование скошенных воздухозаборников вместо «зазубренных», примененных на серийной технике. Кроме того, перспективный B-21 получит средства охлаждения реактивных газов двигателей, предназначенные для сокращения видимости в инфракрасном диапазоне. Любопытно, что подобные устройства присутствовали на ранних изображениях будущего B-2, но так и не вошли в окончательный вариант проекта.

Перспективный бомбардировщик выглядит похожим на существующую машину B-2, и, по всей видимости, тоже будет четырехмоторным. В 2016 году компания Pratt & Whitney была выбрана в качестве субподрядчика и ей предстоит сделать двигатели для нового B-21. В качестве силовой установки для этого самолета рассматриваются доработанные версии турбореактивных двигателей F-100 и F-135. Сравнительно старый F-100, используемый на истребителях F-15 Eagle, выглядит правильным выбором. Однако вместо него заказчик может выбрать модификацию F-135, устанавливаемого на истребителях F-35 Joint Strike Fighter. Это позволит как получить требуемые характеристики, так и удешевить производство двигателей для двух самолетов.

Подобно своему предшественнику, новый Northrop Grumman B-21 Raider станет тяжелым стратегическим бомбардировщиком, способным нести ядерное и конвенциональное вооружение. Если он не будет отличаться от B-2 по своим размерам, то есть основания полагать, что и полезная нагрузка останется на прежнем уровне. Кроме того, B-21 может сохранить два грузоотсека. К. Мизоками полагает, что самолет могут оснастить барабанными пусковыми установками Advanced Applications Rotary Launcher, уже используемыми на машинах B-2. Каждое такое изделие несет по восемь ракет того или иного типа.

Для решения особых задач B-21 сможет нести ядерное оружие. В таком случае в его боекомплект войдут крылатые ракеты Long-Range Stand-Off (LRSO), отличающиеся малой заметностью для средств обнаружения противника. Кроме того, будет обеспечена совместимость с тактическими бомбами B61, в том числе с их новейшей версией B61-12. Возможно комбинирование вооружений разных типов. В таком случае ракеты LRSO будут использованы для уничтожения объектов противовоздушной обороны и прорыва к основным целям. Последние, соответственно, будут уничтожаться управляемыми бомбами.

В «обычных» боевых вылетах B-21 сможет использовать широкую номенклатуру конвенциональных боеприпасов. Он сможет нести крылатую ракету JASSM-ER, а также управляемые бомбы GBU-31 Joint Directed Attack Munition калибром 2 тыс. фунтов. Автор полагает, что и в случае с неядерным оружием может использоваться стратегия последовательного применения ракет и бомб: первые помогут сделать «проход» в системе ПВО противника, а вторые полетят непосредственно на указанные цели. В качестве альтернативы можно рассматривать возможность применения в одном вылете только бомб или только ракет.

Также в номенклатуру вооружений «Рейдера» должна войти бомба GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator. Это изделие весит 30 тыс. фунтов (14 т), и в настоящее время его может нести только бомбардировщик B-2. Таким образом, в перспективном проекте следует предусмотреть возможность применения наиболее тяжелых американских авиационных средств поражения, которые не имеют большого числа носителей.

К. Мизоками указывает, что военно-воздушные силы поручили компании Northrop Grumman разработать и построить бомбардировщик, использующий принципы открытой архитектуры программно-аппаратных средств. Таким образом, в отличие от предыдущих машин своего класса, новый B-21 может стать больше чем просто бомбардировщиком. Специфика и особенности требуемой архитектуры должны гарантировать возможность простого и быстрого обновления аппаратуры, а также облегчить интеграцию новых средств. Благодаря этому самолет можно будет достаточно быстро и просто адаптировать к новым миссиям того или иного рода.

К примеру, в грузовой отсек помимо оружия можно будет поместить приборы наблюдения, целеуказания и т.д. Кроме того, B-21 сможет стать носителем специальной аппаратуры связи, беспилотного авиационного комплекса, систем радиотехнической разведки или радиоэлектронной борьбы. Все это позволит решать разнообразные боевые задачи в самых разных условиях, в том числе при активном противодействии со стороны противника. В целом, по мнению автора, текущая реализация планов в контексте открытой архитектуры бортового оборудования в будущем может сделать B-21 первым в мире многоцелевым бомбардировщиком.

По открытым данным, первый полет перспективного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Northrop Grumman B-21 Raider состоится в середине следующего десятилетия. В дальнейшем военно-воздушные силы Соединенных Штатов намерены купить не менее сотни таких самолетов. Эта техника заменит существующие машины моделей B-52H Stratofortress и B-1B Lancer. Не исключается возможность строительства и закупки двух сотен новых бомбардировщиков. Впрочем, судьба второй сотни самолетов прямо связана с размерами военного бюджета и финансовыми возможностями заказчика.

Автор The National Interest, высказав ряд предположений относительно облика будущего B-21, напоминает, что на данный момент подробная информация на этот счет отсутствует. Как именно будет выглядеть эта машина – специалисты и общественность пока не знают. Сейчас ВВС и разработчик стремятся поддерживать секретность и тщательно оберегают информацию о нем. Такая ситуация может сохраняться в течение нескольких следующих лет, вплоть до публикации официальных данных или первого показа готовой машины.

Таким образом – подводит итог Кайл Мизоками – новый B-21 Raider временно растворился во тьме секретных военных технологий, и вновь выйдет «на свет» только когда будет готов.

Нельзя не отметить, что проект стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider действительно является одной из самых интересных американских программ настоящего времени. ВВС США планируют кардинальное обновление своей стратегической авиации, которое предполагается провести при помощи техники самого оригинального облика с особыми возможностями. По этой причине следует ожидать, что в проекте B-21 будут реализованы интересные идеи того или иного рода.

По очевидным причинам, заказчик и исполнитель работ не спешат раскрывать все свои планы и публиковать технические подробности нового проекта. Тем не менее, некоторые отрывочные сведения уже стали известны из официальных и неофициальных источников. Кроме того, было опубликовано официальное изображение будущего самолета, отражавшее актуальное на тот момент состояние проекта. Впрочем, реальные результаты проекта могут заметно отличаться от планировавшихся ранее.

Отсутствие подробной информации технического и тактического характера оказывается хорошей почвой для появления разнообразных оценок. Так, в своей статье «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber» автор издания The National Interest пытается предугадать, какую силовую установку получит перспективная машина. Кроме того, он представил примерную номенклатуру вооружений, пригодных для использования самолетами «Рейдер». Удалось ли К. Мизоками сделать правильные прогнозы – станет известно позже, после появления официальной информации.

Любопытная особенность статьи в The National Interest проявляется при сравнении заголовка с самим материалом. Название публикации утверждает, что Россия, Китай и КНДР должны бояться нового самолета, а кроме того, обещает объяснить, почему. При этом в самой статье третьи страны попросту не упоминаются, и она рассматривает исключительно тактико-технические особенности перспективного проекта. По-видимому, читателю предлагается рассмотреть возможный облик и предполагаемые возможности бомбардировщика B-21, а затем самостоятельно сделать выводы в контексте его роли в контексте сдерживания России, Китая или Северной Кореи. Автор, однако, не высказывает своего мнения на этот счет.

Очевидно, что перспективный бомбардировщик B-21, поступив в серийное производство и начав службу в строевых частях, определенным образом повлияет на баланс сил в мире – как всегда бывает при появлении новых образцов вооружения и техники для стратегических ядерных сил. Впрочем, эти события пока относятся к достаточно далекому будущему, а имеющийся объем информации не позволяет делать точные прогнозы. Возможно, будущий B-21 Raider действительно сможет побеспокоить Москву, Пекин и Пхеньян. Но причины для такого испуга на данный момент до конца не ясны, и полноценные выводы по этому вопросу можно будет сделать только в будущем.

Новый американский «супербомбардировщик» B-21 не только обеспечит Соединённым Штатам мировое господство в воздухе, но и будет в состоянии прорвать противовоздушную оборону России, прогнозирует немецкий журнал Stern.

Разработка бомбардировщика проходит в условиях строжайшей секретности. «Заявленная цель» - B-21 должен быть в состоянии в любой момент нанести удар по объекту в любой точке Земли. Судя по всему, разработчикам нового американского бомбардировщика удалось добиться прорыва в технологии «стелс». «Новый B-21 должен стать ответом на прогресс в области радиолокации и ракет класса „земля - воздух“», - считает автор Stern. В середине 2020-х годов на вооружение ВВС США должны поступить от 80 до 100 единиц B-21, отмечает немецкий журнал.

Вне зоны ПВО

Американцы активно использовали свою стратегическую авиацию во Вьетнаме - для прорыва и подавления ПВО Ханоя и Хайфона. Во время операций против режима Саддама Хусейна - в 1996 году два бомбардировщика B-52H выпустили 13 ракет по электростанциям и узлам связи в Багдаде. В 1998-ом объекты промышленности Ирака бомбили B-52H и B-1B, а в 2003 году бомбардировщики B-52H выпустили по этой стране 100 крылатых ракет. B-2 впервые были применены в рамках операции «Союзная сила» против Югославии: тогда они взлетали с аэродромов Великобритании, огибали Европу, входили в акваторию Средиземного моря и наносили удары.

flickr.com/US Air Force

То есть все атаки стратегическая авиация США осуществляла либо при довольно слабой системе ПВО, либо при ее отсутствии. Поэтому применительно к нам действия бомбардировщиков возможны только за пределами зоны противовоздушной обороны.

В настоящее время в составе глобального ударного командования ВВС США под одним «крылом» находятся три типа имеющихся стратегических бомбардировщиков - B-52 Stratofortress, B-1B Lancer и Northrop B-2 Spirit.

Отметим, дозвуковой «стратег» B-52 стоит на вооружении армии США с 1955 года, сверхзвуковой B-1 Lancer - с 1985-го, самолет-«невидимка» B-2 - с 1997-го. Последний американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Модернизация бортового оборудования и вооружения B-52 и B-1 Lancer производилась на протяжении всей их истории. Так, 7 мая 2015 компания Boeing снова объявила о модернизации бомбардировщиков B-1B Lancer для приведения их в соответствие «цифровой эпохе» и в рамках концепции «Быстрого глобального удара», которая предусматривает атаку по любой точке планеты в течение одного часа.

flickr.com/US Air Force

B-1 Lancer

Как говорят эксперты, полноценная реализации малой радиолокационной заметности на таких старых платформах вряд ли возможна. Поэтому ударная сила таких самолетов, с одной стороны, - мощные средства РЭБ, с другой - крылатые ракеты, которые можно пускать на максимально возможном удалении от зоны ПВО противника. Таким образом главная угроза, которая исходит от американских бомбардировщиков - это применение ими крылатых ракет.

Скажем, авиационные ракеты воздушного базирования AGM-86ALCM с ядерной БЧ применяются при подходе к зоне действия истребительной авиации и зенитно-ракетного огня противника - с расстояния от береговой черты в 700−800 километров. Причем идти эти ракеты, как известно, могут на предельно малых высотах, огибая рельеф местности. Массовое их применение приведет к перенасыщению системы ПВО, сосредоточению усилий на определенных направлениях. В свою очередь, для борьбы с ними как раз были разработаны сверхзвуковые истребители МиГ-31, которые так и называются - авиационно-ракетные комплексы дальнего перехвата. Ведь проще бороться с носителями, чем отражать массовый удар крылатых ракет.

Новый «бомбер»

Проект нового стратегического бомбардировщика США подразумевает разработку самолета, соответствующего стратегии глобального молниеносного удара и предназначенного для замены состоящих на вооружении самолетов B-52 и B-1.

27 октября 2015 года министр обороны США озвучил победителя в конкурсе на создание нового стратегического бомбардировщика Long Range Strike Bomber (LRS-B) - контракт получила компания Northrop Grumman. В феврале 2016 года ВВС США опубликовали первое официальное изображение будущего стратегического бомбардировщика и озвучили его индекс - B-21.

Несмотря на то, что военные давно определились с техническими характеристиками самолёта и перечнем необходимых систем, которыми вооружится бомбардировщик, его подробные спецификации до сих пор засекречены. Известно лишь, что B-21 будет сделан по схеме «летающего крыла» и получит системы для нанесения ядерных ударов. По габаритам малозаметный ядерный бомбардировщик займёт промежуточное положение между палубным беспилотным летательным аппаратом UCLASS с размахом крыла 18,9 метра и стратегическим бомбардировщиком B-2 с размахом крыла 52,4 метра. Новый самолёт получит систему опционального пилотирования и сможет выполнять полёты как под управлением пилота, так и в автономном режиме.

В перспективе ВВС США действительно планируют принять на вооружение 100 новеньких B-21, заменив ими устаревшие B-2 Spirit и B-52 Stratofortress. В рамках первой части контракта к 2025 году Пентагон должен получить 21 бомбардировщик, изготовленный пятью мелкосерийными партиями.

flickr.com/US Air Force

B-2 Spirit

Отметим, что стратегические бомбардировщики нового поколения создают еще две страны - Китай и Россия. Все стороны говорят о том, что новый самолет должен быть принят в состав ВВС ближайшее десятилетие, но в в реализацию столь сжатых сроков разработки поверить довольно трудно. На создание В-2 у Northrop Grumman ушло больше 20 лет. Разработка началась в 1979 году, первый полет прототипа - 10 лет спустя, а первый бомбардировщик был принят на вооружение в 2000 году. ОКБ Туполева вроде как с 2009 года создает Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА), однако в России на вооружении еще не принят истребитель пятого поколения Су-57, а когда он пойдет в серию вообще неизвестно. Китайцы начали свою программу на год раньше нас, работы по созданию китайского стратегического самолета-невидимки H-20 проводятся в Шанхайском авиационном проектном и исследовательском институте (SADRI). Однако создание малозаметного стратегического бомбардировщика - все-таки непростая задача для ВПК КНР, несмотря на развитие китайской оборонки семимильными шагами. Прежде Пекин самостоятельно не строил стратегических бомбардировщиков, а составляющие сегодня китайскую авиационную компоненту ядерной триады «бомберы» Н-6 - лицензионная версия советского Ту-16.

Прорвет или нет?

Сама по себе любая боевая авиационная платформа должна обладать минимальной заметностью и при этом должна быть оснащена всеми современными цифровыми технологиями, которые связаны с навигацией, обнаружением целей, передачей информации, в том числе по оперативному получению разведданных. Концепция так называемой сетецентрической войны подразумевает активный обмен информацией между различными участниками боевых действий (между «землей», космической группировкой, разведывательными самолетами и самолетами ДРЛО и т. д.). И, безусловно, стратегические бомбардировщики должны быть частью такой единой информационной сети. На примере истребителей F-22 мы видим, что эти машины могут обнаруживать и поражать воздушные цели противника, фактически не включая собственные радиолокаторы, то есть получать информацию от внешних источников, не демаскируя себя. Вот так же и бомбардировщики должны иметь возможность наносить удары, не включая бортовые источники излучения.

Однако сейчас и США, и Россия активно работают над разработкой гиперзвукового оружия, которое, возможно, будет принято на вооружение через 10−15 лет.

По логике вещей, появление гиперзвукового оружия сводит на нет необходимость появления нового «бомбера» на сверхзвуке. С учетом совершенствования спутниковой группировки и средств ПВО-ПРО, скорее всего, речь идет не о бомбардировщике прорыва, а неком транспортнике, который может нести большое количество ракет большой дальности и может длительное время барражировать в воздухе вблизи района боевого применения.

10:39 — REGNUM Стратегический бомбардировщик-невидимка B-21 Raider, находящийся в разработке компанией Northrop Grumman Corporation, со временем станет фундаментом стратегической бомбовой авиации США. Однако даже он, несмотря на примененные при его создании самые современные технологии, столкнется с трудностью в проникновении в хорошо защищенные территории благодаря повышению потенциала своих ПВО со стороны КНР и России. В связи с этим Пентагон разрабатывает крылатую ракету большой дальности, запускаемую из-за пределов действий ПВО (Long-Range Stand-Off/LRSO), в добавление к новому бомбардировщику, пишет Дейв Муджамбар в статье для американского издания The National Interest.

«Благодаряпрограмме перевооружения на LRSO в будущем сохранитсябоевой потенциал бомбардировщика по доставке действующего из-за пределов ПВО оружия, которое может проникать и преодолевать продвинутые интегрированные системы ПВО, таким образом поддерживая долгосрочную эффективность стратегической авиации в ядерной триаде США», — указывается в новом Обзоре ядерных сил США.

Принятие на вооружение новой ракеты также поможет авиации США обеспечить целесообразность сохранение «древних» бомбардировщиков США B-52 в качестве основы стратегической ядерной авиации — 46 ядерных бомбардировщиков B-52H и 20 B-2A Spirits — до того, как они не будут заменены полностью на B-21.

«Оснащение наших стратегических бомбардировщиков LRSO имеет критически важное значение для сохранения их эффективности в условиях совершенствования ПВО, а также для создания широкого спектра возможных ответов», — подчеркивается в документе.

«LRSO даст B-52H возможность оставаться эффективной частью ядерной бомбардировочной авиациии сохранять свой возвратный потенциал в качестве ключевой гарантии против непредвиденных технических и геополитических ситуаций».

Хотя бомбардировщики B-52 и B-2 сохраняют свою эффективность, она будет сокращаться на фоне развития ПВО противников, поэтому разработка нового бомбардировщика крайне актуальна. Так, составители обзора указывают на то, что «с учетом продолжающегося расширения и совершенствование потенциала ПВО противника и устаревание B-52H, [крылатой ракеты] ALCM и B-2 США начали программу разработки и развертывания следующего поколения бомбардировщика», который может стать заменой существующих уже в середине 2020-х годов.

Тем не менее в обзоре указывается, что даже он не сможет всегда быть эффективным в преодолении самых серьезных ПВО со временем. И действительно, B-21 был разработан в качестве части семейства систем, которые совместно осуществляют проникновение в наиболее опасные воздушные пространства. Поэтому B-21 и будет оснащаться ракетами LRSO.

«B-21 будет способен доставлять как ядерные бомбы свободного падения, так и крылатые ракеты, — указывает документ. — Последние обеспечат долгосрочную эффективность стратегической части ядерной триады США» .

Впервые B-21 будет представлен общественности в середине 2020 годов: эта программа засекречена и осуществляется в сжатые рамки. По данным составителя обзора, любые задержки в осуществлении как программы создания бомбардировщика, так и связанных с ним оружейных систем «сократит потенциал стратегических сил [США] в преодолении ПВО противника, сократит разнообразие вариантов ответа и снизит возможность [США] посылать четкие сигналы сдерживания и гарантий, для которых идеально подходят стратегические бомбардировщики». Таким образом, очень многое зависит от программысоздания B-21, даже если в самих ВВС США о программе почти не говорят.

«Нет надежды в аду, ничто не собьет нас», – писал ведущий вокалист известной хард-рок группы Motorhead Лемми в своем сингле 1979 года «Bomber» (бомбардировщик). Уверенность Лемми в неуязвимости самолета может быть реализована только за счет конструкции и технологии.

В октябре 2015 года компания Northrop Grumman получила от ВВС контракт на разработку США стратегического бомбардировщика нового поколения. Этот контракт последовал после запроса предложений по новому бомбардировщику, опубликованного в июле 2014 года министерством обороны. Название нового самолета пока не выбрано, но свое обозначение B-21 (21 век) он получил на публичной презентации американских ВВС, проведенной на симпозиуме в Вашингтоне в феврале 2016 года.

B-21 станет первым стратегическим бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС США после B-2A (на фото)

История до настоящего время

ВВС США не получали новый стратегический бомбардировщик с тех пор как первый бомбардировщик-невидимка B-2A Spirit компании Northrop Grumman был принят в декабре 1993 года на вооружение авиаполка, дислоцированного на авиабазе в Миссури. ВВС в настоящее время имеют на вооружении 21 машину, усиленную 62 стратегическими бомбардировщиками B-1B производства Rockwell Collins/Boeing.

Бомбардировщики B-1B ограничены неядерным вооружением, поскольку после подписания договора о сокращении стратегических вооружений в 1991 году они лишились возможности нести крылатые ракеты воздушного базирования. Сегодня стратегический ядерный флот ВВС США включает самолеты B-2A плюс 78 стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress компании Boeing.

Перспективный стратегический бомбардировщик B-21 (концепция)

ВВС США сделали всё для того, чтобы усилить свою стратегическую составляющую в промежуточный период между принятием на вооружение B-2A и сегодняшним днем за счет ввода в эксплуатацию самолета Lockheed Martin FB-22A. Производитель начал в 2002 году в инициативном порядке изучать возможность разработки варианта среднего бомбардировщика своего превосходного истребителя F-22A Raptor с намерением восстановить ту роль, которую играли средние бомбардировщики F/FB-111A/D/E/F/G производства General Dynamics. Впрочем, Оборонный обзор 2006 года, в котором представляется военная доктрина США на очередные 4 года, отменил эту инициативу. В следующие несколько лет не происходило никакого движения в этом направлении, пока в июле 2014 года не был выпущен запрос предложений (см. выше).

Когда во время правления американского президента Джимми Картера в конце 70-х — начале 80-х годов в рамках программы по современному бомбардировщику Advanced Technology Bomber (ATB) началась разработка B-2A, главной озабоченностью американских стратегов была угроза советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Эти системы вооружения включали трехступенчатые твердотопливные ракеты РТ-2ПМ производства Воткинского машиностроительного завода (остаются на вооружении), разработка которых началась в 1977 году, и ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» железнодорожного базирования, которые предназначены для перевозки и запуска со специального поезда. Обе эти ракеты вызывали серьезную озабоченность у планирующих оборонных структур, особенно их мобильность, которая повышает их живучесть по сравнению со стационарными МБР в пусковых шахтах.

Площадь суши Советского Союза составляла 22 млн. квадратных километров и поэтому определение местоположения и уничтожение подобных целей можно сравнить с поиском движущейся иголки в стоге сена. Эту задачу позволил решить радар Raytheon AN/APQ-181 бомбардировщика B-2A, который обеспечивал высокоточное наведение за счет работы в радиочастотном Ka-диапазоне (33,4-36 ГГц), особенно подходящем для обнаружения и определения целей с высокой детализацией.

Американский малозаметный стратегический бомбардировщик B-2А Spirit, разработанный компанией Northrop Grumman

Сравнение конструкции бомбардировщиков B-21 (вверху) и B-2

Этот радар также может работать в режиме полета с огибанием рельефа местности, что было бы необходимым, если бы бомбардировщик B-2A должен был искать и уничтожать цели на территории Советского Союза. При выполнении этих задач B-2A вынужден был бы летать в возможно самом хорошо защищенном воздушном пространстве, поэтому его способность оставаться невидимым для радаров была обязательной. За эту способность B-2A получил свое прозвище «Stealth Bomber» (бомбардировщик-невидимка), а главной его узнаваемой и отличительной чертой стало странное «прилизанное» летающее крыло, похожее на бумеранг. Форма самолета и широкое применение углеродного волокна позволили достичь эффективной площади отражения (ЭПО) 0,01 м 2 . Важно отметить, что B-2A всё-таки виден для радаров, но его сложно обнаружить и, что особенно важно, трудно поймать активными или полуактивными радиолокационными головками самонаведения ракет класса «земля-воздух» или «воздух-воздух».

Однако, конфигурация фюзеляжа – это всего лишь часть всей истории. Самолет оборудован подсистемой активной защиты AN/ZSR-63 от Lockheed Martin. Понятно, информация по подсистеме AN/ZSR-63 недоступна, хотя предположительно в нем использована технология активного радиолокационного глушения, когда входящие радиопередачи определяются и анализируются и затем ретранслируются, возможно, без доплеровского сдвига частоты (феномен, когда радиосигнал несколько меняет свою частоту после того, как он отразится от движущегося объекта). Способность манипулировать доплеровским сдвигом может ввести в заблуждение оператора радара касательно позиции самолета или его скорости при условии, что он сможет распознать слабый сигнал, отраженный от самолета B-2A. Последнее, но не менее важное, скрытные режимы полета, например, огибание рельефа местности и экранирование излучения за счёт рельефа местности, помогают увести самолет в радиолокационную тень.

F- 22A должен был послужить основой проекта среднего бомбардировщика FB-22. Впрочем, этот проект так и не пошел дальше стадии «бумажного самолетика» и, в конечном счете, был закрыт

Запрет доступа/блокирование зоны

Малая заметность сделала B-2A, возможно, самым продвинутым бомбардировщиком, созданным в эпоху Холодной войны – конфликта, в котором ему так и не довелось участвовать. Самолет поступил на вооружение уже после распада Советского Союза в декабре 1991 года. Всё же это не помешало ВВС США применять этот самолет с его довольно низким уровнем демаскирующих признаков в последующих конфликтах. Хотя его роль была ограничена доставкой обычных вооружения, он заслужил признание 24 марта 1999 года, когда атаковал несколько целей в Сербии во время операции Союзная сила (ALLIED FORCE) – воздушной кампании под командованием США, целью которой было прекращение этнических чисток в Косово.

С тех пор самолет принимал участие в боевых операциях коалиционных сил в Ираке, Афганистане и в последний раз в Ливии в 2011 году. В конце концов, бомбардировщик B-2A создавался для участия только в одном потенциальном конфликте – ядерной войне с СССР и странами Варшавского договора, но впоследствии оказался в более сложном геополитическом пространстве, в котором продемонстрировал свою довольно высокую эффективность.

ВВС США не забывают о меняющейся геополитической обстановке, разрабатывая B-21 для завтрашних боевых задач. «Бомбардировщик B-21 будет проникать сквозь современную систему ПВО и выполнять задачи несмотря на так называемое пространство с запретом доступа/блокированием зоны (ЗД/БЗ) », – отметил представитель американских ВВС майор Роберт Лиз. ЗД/БЗ является основной проблемой для ВВС США. Прежние и потенциальные противники Америки становились свидетелями способности этого самолета проходить сквозь их оборону и затем поражать особо важные цели, порой уничтожая или ослабляя систему наземной противовоздушной обороны для того, чтобы следующие следом воздушные ударные силы могли атаковать остальные цели с относительной безнаказанностью.

Серьезную озабоченность у США вызывает разработка новых систем, например зенитного ракетного комплекса производства Алмаз-Антей, который поступает на вооружение российских вооруженных сил, и который был продан в Китай. С-400 еще должен быть проверен в боевых условиях и заслужить уважение пилотов, которые будут летать в его зоне действия. Наземная панорамная радиолокационная станция воздушного наблюдения 91Н6E комплекса может обнаруживать цели с ЭПО 0,4 м 2 на расстоянии 230 км, в то время как его ракеты 40Н6Е класса «земля-воздух» с полуактивным и активным радиолокационным наведением имеют дальность действия 400 км.


Top