Десант и морская. О морском десанте

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1986, стр. 22-32

Морские десанты в локальных войнах

Капитан 1 ранга А. В. УСИКОВ ,

кандидат исторических наук, доцент

ИСТОРИЧЕСКИЙ опыт показывает, что многие локальные войны, развязанные империалистами после второй мировой войны, начинались с высадки морских десантов на побережье независимых государств. Примерами этого являются англо-франко-израильская агрессия против Египта в октябре 1956 года, вторжение контрреволюционеров на Кубу в апреле 1961 года, американских войск в Доминиканскую Республику в апреле 1965 года, захват англичанами Фолклендских (Мальвинских) островов в апреле-июне 1982 года и др. Высадка большинства морских десантов, по мнению зарубежных военных специалистов, осуществлялась в соответствии с современными взглядами на проведение десантной операции, но, как правило, при отсутствии противодействия на переходе десанта морем.

Анализ накопленного опыта высадки морских десантов в локальных войнах на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, Южном и Восточном Средиземноморье, в районе Карибского бассейна и в Южной Атлантике позволяет вскрыть особенности и характерные черты, а также некоторые тенденции развития этого вида боевых действий. Цели и задачи морских десантов, их состав, организация и интенсивность использования в локальных войнах были различными и определялись политическими целями войны (конфликта), военно-географическими условиями театра, характером вооруженной борьбы на суше, соотношением сил сторон и сложившейся обстановкой. Проведением десантных операций агрессор нередко стремился достичь не только военных, но и крупных военно-политических целей: свержения правительств независимых государств (Суэцкая десантная операция, вооруженное вторжение на Кубу и Гренаду), восстановления колониального статуса (Фолклендская десантная операция) и др.

Перед десантами ставились такие задачи, как нанесение ударов во фланг или тыл группировкам войск другой стороны; захват военно-морских баз, приморских городов, районов побережья или узлов прибрежных коммуникаций и островных территорий.

В локальных войнах в зависимости от целей и состава участвующих сил производилась высадка оперативных, тактических и разведывательно-диверсионных десантов. Как правило, в ходе морских десантных операций выбрасывались и разведывательно-диверсионные группы, а также осуществлялась высадка демонстративных десантов с задачей содействия главным силам. Для успешного ведения десантных действий, как и в годы второй мировой войны, обязательным считалось выполнение следующих условий: изоляция района боевых действий, создание превосходства сил на море и в воздухе, максимальное ослабление противодесантной обороны побережья до начала высадки десантов, достижение скрытности подготовки и внезапности нападения. Кроме того, в этот период в подготовке и ведении морских десантных операций имели место и существенные особенности, которые предопределялись прежде всего возросшими боевыми возможностями современных десантов, сил флота и авиации.

Главными силами в морских десантах являлись сухопутные войска и морская пехота. Количество войск, выделяемых в их состав, зависело от характера противодесантной обороны противника и поставленных задач. В оперативных десантах оно колебалось от 2-4 бригад с частями усиления (высадка англо-французских войск в Египет и английских - на Восточный Фолкленд) до армейского корпуса (Инчхонская десантная операция) общей численностью до 70 тыс. человек. Их боевые действия обеспечивали крупные силы флота и авиации: до 250 боевых кораблей и судов и до 500 боевых самолетов.

В тактических десантах численность войск колебалась в еще более широком диапазоне. Так, для вторжения на Кубу привлекалась бригада «2506» в составе шести батальонов (четырех пехотных, одного моторизованного и одного воздушно-десантного) с частями усиления (танковая рота, бронеотряд и батальон тяжелого оружия). Их переброска осуществлялась на б транспортах, а высадка прикрывалась двумя эсминцами. В авиационной подготовке участвовало 12 самолетов, из них 9 бомбардировщиков В-26.

В ходе проводившихся вооруженными силами США поисково-карательных операций против патриотических сил Южного Вьетнама в состав тактических десантов, как правило, выделялось не свыше усиленного полка морской пехоты - полковая десантная группа и до 15-18 десантных кораблей. А в период агрессии Израиля в Ливане в июне 1982 года в тылу палестинских войск и национально-патриотических сил Ливана в районах городов Сур, Сайда и Дамур были высажены десанты в составе нескольких батальонов с привлечением значительного количества кораблей.

Независимо от состояния противодесантной обороны нападающая сторона всегда стремилась к созданию и поддержанию в районе высадки подавляющего превосходства над противником в силах и средствах. В Инчхонской десантной операции в Корее интервенты имели, например, более чем 20-кратное преимущество в численности войск и абсолютное - по авиации и кораблям, в Суэцкой - англо-францу-зы превосходили египтян более чем в 5 раз, а в Фолклендской - группировка сил английского флота имела восьмикратное превосходство над противодействующими ей силами ВМС Аргентины.

Наиболее подготовленной для высадки и действий в передовых эшелонах десантов или в качестве штурмовых групп показала себя морская пехота. В тактических десантах она зачастую решала задачи самостоятельно или с приданными частями усиления. В ходе локальных войн агрессор, как правило, стремился значительно увеличить состав морской пехоты. Так, командование ВМС США во время войны в Корее подняло численность этого рода сил с 75 тыс. до 249 тыс., а во Вьетнаме - со 190 тыс. до 304,5 тыс. человек.

Основными тактическими подразделениями в вооруженных силах США и НАТО стали батальонные десантные группы, состоящие из батальона морской пехоты и подразделений усиления и обслуживания общей численностью до 2500 человек. Для транспортировки и высадки такой группы привлекался десантный вертолетоносец или войсковой транспорт и транспорт-док. При погрузке на корабли и суда обычно сохранялась тактическая целостность подразделений, что обеспечивало их высокую готовность к немедленным действиям при высадке на побережье. Батальонная десантная группа стала основной типовой тактической единицей при планировании и выполнении всех расчетов в ходе подготовки морских десантных операций.

Районы высадки выбирались как на оборудованном побережье (непосредственно в порты - высадка американской дивизии морской пехоты в Инчхон 15 сентября 1950 года, английских бригады морской пехоты и парашютной бригады в Порт-Саид и французских механизированной дивизии и танкового полка в Порт-Фуад в ноябре 1956 года), так и в необорудованных районах, а в ряде случаев на труднодоступных с моря участках побережья, где отсутствовала или была слабо подготовлена противодесантная оборона (высадка английских войск в бухте Сан-Карлос острова Восточный Фолкленд 21 мая 1982 года).

Способы десантирования в основном зависели от природных условий, конкретной оперативной обстановки, наличия и возможностей десантно-транспортных и десантно-высадочных средств. Высадка проводилась различными способами: «берег - берег» - без перегрузки войск с десантно-транспортных судов на высадочные средства; «корабль - берег» - с их перегрузкой и «комбинированным».

В морских десантных операциях широко применялись воздушные десанты. Для их высадки стали привлекаться вертолеты. Начало этому было положено в ходе боевых действий американских войск в Корее. 20 сентября 1951 года усиленная рота морской пехоты США (228 солдат с вооружением и 8 т груза) за 4 часа на 21 вертолете была высажена в нейтральную зону юго-западнее Косона. В дальнейшем вертолетные десанты стали составной частью морских десантов. В период англо-франко-израильской агрессии против Египта в ноябре 1956 года во втором эшелоне морского десанта с двух авианосцев, маневрировавших в 100 км от берега, на корабельных вертолетах в район Порт-Саида был высажен английский батальон морской пехоты в составе более 400 человек с вооружением. Это новое явление в практике морских десантов* послужило толчком к совершенствованию способов высадки десанта и строительству специальных кораблей (десантных вертолетоносцев типа «Иводзима» и универсальных десантных кораблей типа «Таррава»). Вертолетные десанты нашли широкое применение в последующих локальных войнах.

На основе массированного использования вертолетов в войне во Вьетнаме были выработаны особые способы десантных действий - «вертикальный охват» и «орлиный полет». Суть первого заключалась в высадке десанта с вертолетов, взлетавших с кораблей-вертолетоносцев и кораблей-доков, за которой следовал захват плацдарма. Второй имел место тогда, когда подразделения десанта после овладения плацдармом перебрасывались на транспортных вертолетах в глубину обороны для захвата новых рубежей. В обоих случаях боевые действия десантов поддерживались огневыми ударами вертолетов и самолетов морской пехоты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП). Для доставки десанта стал применяться новый тип корабля - десантно-вертолетный корабль-док.

Комбинированная высадка морского и воздушного десантов обеспечивала штурм побережья с моря и с воздуха. Такое использование сил и средств придавало десантной операции ярко выраженный воздушно-морской характер, что широко проявилось при высадке десантов в период войны во Вьетнаме и англо-аргентинского конфликта. Авиация, особенно вертолеты, при этом решала довольно сложные задачи: погрузка сил десанта на корабли и суда в пунктах погрузки; противолодочная оборона (ПЛО) оперативного соединения и передача грузов на суда на переходе морем; ведение разведки, обеспечение высадки разведывательно-диверсионных групп и передовых отрядов морской пехоты, переброска боевой техники с десантных судов на берег, огневая поддержка сил десанта в ходе боя за высадку и при решении задач на берегу; переброска сил на новые рубежи при захвате господствующих высот и узлов коммуникаций; нанесение ударов по наземным целям и кораблям противника; доставка материальных средств; связь и управление, эвакуация раненых. По взглядам американского командования, не менее одной трети личного состава морской пехоты должно доставляться на плацдарм высадки транспортно-десантными вертолетами.

Для проведения морских десантных операций формировались специальные соединения флота. Так, командование ВМС США для осуществления Инчхонской десантной операции осенью 1950 года временно создавало 7-е оперативное соединение флота, в состав которого входили соединения для перевозки и высадки основных сил и средств десанта, соединение сил прикрытия для огневой подготовки высадки и поддержки боевых действий его на берегу, авианосное соединение для прикрытия перехода сил десанта морем и его поддержки с воздуха, соединение тылового обеспечения, разведывательное соединение. Группировка ВМС, созданная для участия в операции, насчитывала в целом 257 единиц. Задачу прикрытия с воздуха выполняли около 500 боевых самолетов морского и наземного базирования.

Для восстановления колониального господства на Фолклендских (Мальвинских) островах было сформировано специальное оперативное соединение ВМС Великобритании, включавшее две авианосные группы (корабельную ударную и поисково-ударную), две амфибийно-десантные и группу сил обслуживания. По составу и целевому назначению оно, по мнению зарубежных специалистов, представляло собой оперативный флот, созданный с учетом возможностей противника и удаленности района боевых действий.

В некоторых морских десантных операциях участвовали как национальные силы агрессора, так и соединения и части коалиционного состава.

Во всех десантных операциях особое значение придавалось надежному огневому подавлению противодесантной обороны (ПДО) путем проведения эффективной огневой подготовки и поддержки десанта. Его части и подразделения, как правило, стремились под прикрытием мощных огневых ударов в высоких темпах высадиться на берег, захватить плацдарм и в дальнейшем развивать наступление в глубину. Так, перед англо-франко-израильской интервенцией в Египет морские силы агрессоров блокировали побережье страны. Непосредственному вторжению их войск предшествовали интенсивные бомбардировки, которые значительно ослабили оборону египтян. 5 ноября 1956 года после двухчасовой авиационной подготовки были выброшены на парашютах воздушные десанты в районе аэродрома Гамаль и южнее Порт-Фуада в целях обеспечения высадки посадочного эшелона и морского десанта. А на рассвете 6 ноября под прикрытием мощного огня корабельной артиллерии агрессоры приступили к высадке морского десанта. Высадка воздушного и морского десантов осуществлялась со специальных десантных судов в два эшелона. Ударами превосходящих сил египетская оборона была прорвана. Интервенты овладели Порт-Саидом и продвинулись вдоль Суэцкого канала на 35 км.

Одной из сложных проблем подготовки и проведения морской десантной операции является организация ПВО. Так, в англоаргентинском конфликте она стала выполнять и задачи ПРО от противокорабельных ракет (ПКР). ПВО английских ВМС строилась по зональному принципу и предусматривала эшелонированное использование средств разведки и РЭБ, палубных самолетов и вертолетов, корабельных и наземных зенитных ракетных и артиллерийских комплексов. При ее организации учитывались радиусы действия аргентинских и английских самолетов, а также удаленность островов от материка. В иностранной печати отмечается, что было создано три района ПВО: первый - на расстоянии 120 миль от группировки главных сил; второй - над Фолклендскими (Мальвинскими) островами; третий - в северной части Фолклендского пролива и в бухте Сан-Карлос для непосредственного прикрытия десантных сил на плацдарме.

Англичане стремились в ходе подготовки и проведения морской десантной операции увеличить дальность полета самолетов патрульной авиации и дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). В качестве средств раннего обнаружения воздушных целей использовались фрегаты и эсминцы УРО. Воздушное прикрытие обеспечивалось самолетами с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой (СВВП) и вертолетами. Часть из них находилась в воздухе, а остальные в трехминутной готовности к взлету. Для отражения ударов аргентинской авиации использовались зенитные ракетные комплексы (ЗРК) и корабельные зенитные артиллерийские системы. Самолеты СВВП, обладающие хорошей маневренностью, зарекомендовали себя в ходе конфликта довольно эффективным средством ПВО. Ими был уничтожен 31 аргентинский самолет. Зенитными ракетными и артиллерийскими комплексами кораблей в общей сложности было сбито 25 самолетов.

Результативным средством ПВО наземных позиций английских частей и подразделений, существенно затруднявшим действия аргентинской авиации, оказались ЗРК «Рапира», смонтированные на шасси автомобилей, а также переносные ЗРК «Блоупайт» с оптической системой наведения, которыми было сбито 9 и 10 аргентинских самолетов соответственно.

И все же, подчеркивает зарубежная печать, ПВО и ПРО оперативного соединения ВМС Великобритании имели много недостатков. Из-за нехватки средств дальнего радиолокационного обнаружения и эффективных РЛС обнаружения авиации и ПКР на малых высотах действия по их отражению были в большинстве случаев запоздалыми. Учитывая опыт обеспечения морских десантов в локальных войнах последних лет, военное руководство Великобритании и других стран НАТО пересматривает организацию ПВО и ПРО. Их системы предлагается полностью автоматизировать, на кораблях установить более совершенные РЛС, наиболее эффективные ЗРК. и ЗАК с большей скорострельностью. При переоборудовании кораблей строго соблюдается требование электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.

В большинстве десантных операций отмечалось стремление достичь внезапности путем тщательной организации всестороннего обеспечения и принятия мер для надежного управления силами и средствами.

В ходе локальных войн наметилась устойчивая тенденция комбинированного использования различных способов достижения внезапности. Важнейшее место в этом отводилось оперативной маскировке. Ее цели достигались прежде всего скрытием планов, отвлекающими, демонстративными (имитационными) действиями, радио-, устной и документальной дезинформацией. Так, в ходе войны в Корее для обеспечения скрытности подготовки Инчхонской десантной операции план ее разрабатывала небольшая группа из 12 офицеров. Подготовка сил десанта велась длительное время в нескольких районах Японии. В заливах Строганова, Сагами и других местах проводились учения по отработке способов высадки войск на берег и поддержки десанта огнем с моря и с воздуха. Погрузка войск и техники осуществлялась рассредоточенно: 1-я дивизия морской пехоты без 5-го полка - в Кобе, ее 5-й полк - в Пусане, 7-я пехотная дивизия - в Иокогаме, группа поддержки - в Сасебо, штабная группа - в Токио. Движение групп кораблей начиналось в разное время. Первые вышли из Иокогамы 3 сентября 1950 года, а последние - из Пусана 13 сентября. До последнего момента личному составу не сообщали маршрута следования десанта.

Достижению внезапности способствовали: распространение слухов о высадке десантов в других районах - в Кунсане и Вонсане; нанесение ударов палубной авиацией на широком фронте в полосе до 240 км к северу и до 160 км к югу от назначенного района высадки; тщательный сбор сведений о районах десантирования. Внезапности высадки добивались также выбором места и времени десантирования основных сил. Впервые десантирование войск США производилось в дневное время и непосредственно в гавань крупного морского порта.

Широкий круг мероприятий по оперативной маскировке имел место и в период англо-аргентинского конфликта. Факт подготовки морской десантной операции командованием вооруженных сил Великобритании не скрывался. Но были приняты меры к тому, чтобы скрыть состав десантных сил, время и место проведения операции, направление главного удара. Чтобы заставить противника сосредоточить свои силы и средства на ложных направлениях, была организована блокада района боевых действий с целью не допустить туда разведывательные силы противника. Англичане применяли демонстративные удары по пунктам, где высадка не планировалась, инсценировали «потерю секретных документов» с указанием места высадки десанта. Для подкрепления этих данных велись радиопереговоры между кораблями оперативного соединения и демонстративными группами. В результате аргентинская разведка так и не смогла вскрыть момент начала десантной операции и установить место действительной высадки. Противодесантные действия войск, авиации и сил флота оборонявшихся были запоздалыми.

Таким образом, согласованные и проводимые по единому замыслу и плану мероприятия по введению противника в заблуждение относительно цели, масштаба, времени, района высадки и состава привлекаемых сил стали основным содержанием мероприятий по достижению внезапности в десантных операциях.

При подготовке морских десантов все большее значение придавалось разведке. Во время войн во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и особенно англо-аргентинского конфликта она добывала и обобщала сведения о военно-политической обстановке, вооруженных силах, театре военных действий, группировке сил, противодесантной обороне, а также другие данные, необходимые для успешного проведения десантной операции. Так, в период англо-аргентинского конфликта вооруженные силы Великобритании использовали все виды разведки: наземную, воздушную, морскую, космическую и специальную. Наиболее характерным было комплексное применение всех ее видов в тесном взаимодействии со спецслужбами и космическими системами США.

Впервые в практике морских десантных операций широко использовались данные космической радио- и радиотехнической, метеорологической и топогеодезической разведки с цифровыми методами передачи информации. Американские искусственные спутники Земли оптико-космической разведки («Ки Хоул-11»), фото- и радиотехнической разведки («Биг Берд») собирали и передавали командованию английского оперативного соединения обширную информацию, оказав тем самым значительную помощь в подготовке и проведении десантной операции. Для тактической разведки применялись самолеты вертикального взлета и посадки, вертолеты, специально оборудованные разведывательной аппаратурой и средствами радиотехнической разведки, корабли дальнего радиолокационного обнаружения и самолеты-разведчики «Нимрод», а также разведчики-диверсанты, разведывательные подразделения морской пехоты и части «коммандос».

Опыт локальных войн показал, что на проведение морских десантных операций все возрастающее влияние оказывают действия разведывательно-диверсионных сил. Техническому и боевому оснащению, укомплектованности, подготовленности к выполнению задач, постоянному совершенствованию вооружения подразделений и частей этих сил в армиях империалистических государств в послевоенные годы уделяется самое пристальное внимание. Расширяется круг решаемых ими задач. Их специальная подготовка осуществляется в районах, схожих по характеру местности, климатическим и погодным условиям с районами предстоящего боевого применения. Отличительной чертой их действий является скрытность, внезапность.

В локальных войнах задачи некоторых тактических" и большинства разведывательно-диверсионных десантов выполнялись только частями и подразделениями специального назначения. В морских десантных операциях наряду с другими войсками разведывательно-диверсионные силы флота действовали как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами специального назначения армии и ВВС, а также с аналогичными подразделениями морской пехоты. Наиболее широкий размах их совместное использование получило в период англо-аргентинского конфликта.

В боевых действиях участвовало большое количество разведывательно-диверсионных частей и подразделений английских сухопутных войск и ВМС. Они вели разведку минных полей на подходах к побережью и всей системы противодесантной обороны в предполагаемых районах высадки, выбирали и готовили участки высадки десанта и посадочные площадки для вертолетов. Важное значение придавалось захвату ими аэродромов, уничтожению боевой техники, складов боеприпасов и горюче-смазочных материалов, нарушению линий связи. Кроме того, разведывательно-диверсионные подразделения и группы корректировали огонь корабельной артиллерии, наводили самолеты и вертолеты на цели, а также вели боевые действия для введения аргентинцев в заблуждение относительно места высадки десанта и выполняли другие задачи.

Опыт боевых действий подтверждает, что специально подготовленные и оснащенные части и подразделения этих сил способны успешно решать разнообразные задачи и оказывать существенное влияние на успех морских десантных операций.

Радиоэлектронная борьба как вид боевого (оперативного) обеспечения зародилась в локальных войнах 50-70-х годов, когда были определены роль и место средств радиоэлектронного противодействия в военных действиях, разработаны основные принципы построения системы этих средств и тактика их применения.

В морских десантных операциях 80-х годов РЭБ стала одним из важнейших элементов их подготовки и ведения. Так, при высадке десанта на Восточный Фолкленд РЭБ осуществлялась всеми родами английских экспедиционных сил в целях разведки и последующего огневого поражения и радиоэлектронного подавления радиоэлектронных средств (РЭС) и систем аргентинской стороны, особенно систем управления силами, а также радиоэлектронной защиты своих РЭС и систем. Для этого использовались корабельные, самолетные и вертолетные радиоэлектронные системы, включающие станции разведки и помех. Уже во время конфликта англичане в срочном порядке оснастили СВВП и некоторые типы вертолетов приемниками обнаружения радиолокационного облучения, автоматами для выстреливания диполь-ных отражателей и инфракрасными ловушками. Были установлены передатчики активных помех, которые успешно применялись против РЛС управления огнем зенитной артиллерии.

В воздушных боях англичане широко использовали новые образцы помехозащищенных ракет третьего поколения с высокочувствительными инфракрасными головками самонаведения (ГСН) и активными неконтактными лазерными взрывателями.

Опыт ведения РЭБ в десантной операции по захвату Фолклендских (Мальвинских) островов подтвердил наметившуюся ранее тенденцию возрастания ее интенсивности и увеличения возможностей по нарушению систем разведки, управления силами и средствами противника во всех звеньях и обеспечения устойчивости действий своих систем. Главное внимание стало уделяться развитию средств, способов и тактики радиоэлектронного подавления и поражения самонаводящимся оружием радиоэлектронных средств ПВО, управления авиацией, силами и средствами ПДО.

Такие виды обеспечения морской десантной операции, как противоминное (ПМО) и противолодочное (ПЛО), в локальных войнах имели второстепенное значение и велись ограниченным составом. Однако охранение сил высадки на переходе морем и в районах операций всегда строилось с учетом вероятной угрозы и необходимости организовать тот или иной вид обеспечения.

Успеху морских десантных операций во многом способствовала организация тылового и технического обеспечения. Количество видов материального обеспечения и их суммарная масса (в пересчете на одного военнослужащего) постоянно возрастают. Обеспечение десантов осуществлялось путем создания подвижного тыла, опыт работы которого тщательно изучался со времен второй мировой войны. Отмечается устойчивая тенденция неуклонного изменения соотношения между боевыми кораблями и обеспечивающими судами в сторону увеличения доли последних. Если в Инчхонской десантной операции оно составляло 1:0,8, то в ходе высадки на Восточный Фолкленд - уже 1:1,7. Для проведения последней операции англичане привлекли за 2,5 месяца боевых действий 51 боевой корабль и 86 судов, в том числе 36 танкеров, 13 лайнеров, войсковых и грузовых транспортов. В этой связи, как отмечают зарубежные специалисты, «особый интерес представляет использование в военных целях судов торгового флота, четкая работа различных складов и арсеналов, а также умелое привлечение промышленности к решению задач военного характера».

По мнению зарубежных специалистов, практика локальных войн выявила устойчивую тенденцию к централизации управления силами и средствами в десантных операциях. В Инчхонской десантной операции, например, общее руководство осуществлял главнокомандующий вооруженными силами США на Дальнем Востоке, а в Фолклендской - специальный штаб во главе с начальником штаба (командующим) ВМС Великобритании. В него входили: командующий ВВС, командующий ВМФ, командующий морской пехотой и начальник главного управления МТО ВМС. Штаб, размещавшийся в Нортвуде (близ Лондона), одновременно являлся консультирующим органом правительства. Непосредственное руководство силами в районе операции возлагалось на командующего 1-й флотилией надводных кораблей, принявшего командование оперативным соединением. Для обеспечения связи КЛ ВМС с флагманским кораблем «Гермес» на геостационарную орбиту был выведен английский спутник связи «Гепфиллер». Управление силами осуществлялось также через американские спутники и систему военной связи восточного побережья Канады, предоставленных командованию вооруженных сил Великобритании союзниками по НАТО во время конфликта.

Серьезные изменения происходили и в средствах управления разнородными силами десанта. Так, большое количество выделенных для проведения операции сил, огромная удаленность района высадки потребовали от англичан в ходе борьбы за Фолклендские (Мальвинские) острова улучшить организацию связи. Традиционные средства пришлось дублировать новыми высокоэффективными закрытыми системами связи с большей пропускной способностью, обеспечивающими передачу данных в реальном масштабе времени. В последних локальных войнах, по отзывам иностранных специалистов, наметилась тенденция к сокращению информации, передаваемой по открытым каналам, а также к широкому использованию космических систем связи, обладающих высокой помехозащищенностью, надежностью, гибкостью и большой пропускной способностью.

Анализ морских десантных операций в локальных войнах, как свидетельствует иностранная печать, позволяет вскрыть их характерные черты и некоторые тенденции дальнейшего развития этой формы боевых действий, взгляды командования ВМС НАТО на применение десантов в будущих военных действиях.

Во-первых, совершенствование способов высадки морских десантов будет осуществляться путем принятия на вооружение новых скоростных десантно-высадочных средств, прежде всего кораблей на воздушной подушке и катеров с более плоским корпусом и меньшей осадкой (водометно-глиссерного типа), что позволит им преодолевать линию прибоя, полосу пляжа и доставлять войска и технику прямо на берег. Их надводная скорость будет в 3-5 раз выше, чем у имеющихся десантно-высадочных средств. Значительно возрастут десантовместимость, дальность плавания, огневая мощь. Рассчитанные на базирование в сухих доках амфибийных кораблей, они значительно повысят мобильность десантных войск. Все это, по мнению американских специалистов, расширит десантодоступность побережья с 17 до 70 проц. общей протяженности береговой линии и в несколько раз увеличит возможность высадки морских десантов на необорудованное побережье и окажет влияние на повышение темпов высадки войск десанта на берег.

Во-вторых, возрастет применение в морских десантах самолетов СВВП и вертолетов. Они могут перебрасываться на тех же десантных кораблях, что и морская пехота, производить взлет и посадку с палубных надстроек боевых кораблей и транспортных судов или со слабо оборудованных береговых площадок, обеспечивать гибкость базирования и непосредственную авиационную поддержку сил и войск десанта. Из 52 самолетов, использовавшихся англичанами в ходе боевых действий в Южной Атлантике, 43 были самолетами СВВП.

В-третьих, новые десантно-высадочные средства, по мнению зарубежных специалистов, уже в середине 80-х годов позволят осуществить на практике концепцию «глубокого штурма побережья», в основе которой заложены стремительность действий штурмовых подразделений десанта, огневое поражение противника на всю глубину его ПДО; тесное взаимодействие частей, совершающих «горизонтальный» и «вертикальный» штурм побережья, с корабельной авиацией вертикального взлета и посадки и вертолетами. По новой концепции спуск десантно-высадочных средств будет происходить на расстоянии до 60 км от берега (сейчас 5-7 км и менее). В зоне между десантными кораблями и берегом планируется размещать корабли РЭП для постановки помех системам ПКР.

В-четвертых, решающей силой в морских десантах будет и впредь оставаться морская пехота. Ее оснащению и подготовке уделяется сейчас большое внимание. Так, корпусу морской пехоты США рекомендуется проводить подготовку в различных климатических условиях. Часть ее должна быть способна действовать в «условиях тропиков, большой влажности, низких широт... и находиться в состоянии боеготовности действовать в Карибском море, Восточном Средиземноморье, Южно-Китайском море и других горячих точках планеты». Для этих целей рекомендовано выделить по одной бригаде морской пехоты на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях США. Большую часть этого рода сил планируется готовить для действий в арктических условиях и проведения операций за Полярным кругом.

В-пятых , существенные изменения произойдут в организации артиллерийской подготовки и поддержки в десантных операциях. По мнению военных специалистов США, отсутствие на современных кораблях артиллерии крупного калибра не позволяет оказывать достаточную артиллерийскую поддержку десантным частям во время их высадки на побережье, боя за высадку и при решении задач на берегу. Повышение эффективности артиллерийского огня предполагается осуществить по следующим направлениям: создание и применение новых снарядов, в том числе активно-реактивных калибра 155 и 203,2 мм с полуактивной системой управления на конечном участке траектории, что позволит увеличить дальность и точность огня корабельной артиллерии; принятие на вооружение облегченных артиллерийских установок калибра 203,2 мм (скорострельность - 12 выстрелов в минуту, дальность стрельбы до 28 км); модернизация и ввод в строй старых артиллерийских кораблей, содержащихся в резерве.

По мнению иностранных специалистов, в современных локальных войнах роль морских десантов не только не снижается, а наоборот, значительно возрастает. Для отдельных же театров и направлений по опыту англо-аргентинского конфликта десантирование может стать главным содержанием наступательных военных действий. О важности морских десантов в будущем свидетельствует и направленность боевой подготовки ОВС НАТО. Почти на всех учениях этого блока одно из важных мест занимают десантные операции крупного масштаба.

Кэгл М., Мэн сон Ф. Морская война в Корее.-М.: Воениздат, 1962, с. 365-379; Монтросс Л., Кэнзона Н. Иньчхонь-Сеульская операция.- М.: Иностранная литература. 1959, с. 309-343; International Defence Review, 1982 № 6 p. 685-686.

Военно-исторический журнал, 1963, № 7. с. 42-43; Куба, 1966, № 4, с. 4.

Зарубежное военное обозрение, 1982, № 8, с. 9.

Морской сборник, 1985, № 10, с. 17.

Военно-исторический журнал, 1983, № 4, с. 68; L"Expresse, 1982, № 1618, р. 37.

Васильев А. М. и др. Морские десантные силы.- М.: Воениздат, 1971, с. 251.

Морской сборник, 1982, № 11, с. 87.

Зарубежное военное обозрение, 1983, № 3, с. 64-67.

International Defense Review, 1982, № 8, p. 980.

Air et Cosmos, 1982, № 917, p. 35.

Внезапность в операциях вооруженных сил США.- М.: Воениздат, 1982, с. 253.

Монтросс Л., Кэнзона Н. Иньчхонь-Сеульская операция, с. 306-307; Внезапность в операциях вооруженных сил США, с. 248-253.

Osterreichische Militarische Zeitschrift, 1982, № 4, S. 312.

U.S. Naval Institute Proceedings, 1983, p. 133; Air et Cosmos, 1982, № 913, p. 40; № 917, p. 33.

International Defense Review, 1982, № 8, p. 977.

Морской сборник, 1982, № 12, с. 87.

Journal of the Royal United Services Institute for Defence Studies, 1982, № 3, p. 53-55.

Defense Nationale, 1983, Mai, p. 171.

Военно-исторический журнал, 1983, № 4, с. 68; Морской сборник, 1985, № 10, с. 18.

Defense Nationale, 1983, Mai, p. 170-171.

Военный вестник, 1982, № 3, с. 91-93.

Marine Corps Gazette, 1980, № 2, p. 38.

Военный вестник, 1982, № 3, с. 91.

Зарубежное военное обозрение, 1982, № 10, с. 12,

19.06.2017
На Тихоокеанском флоте начался конкурс среди подразделений морской пехоты береговых войск ВМФ России «Морской десант-2017»


16.06.2017
На полигоне Тихоокеанского флота Бамбурово идёт подготовка к конкурсу «Морской десант - 2017»

На полигоне Тихоокеанского флота «Бамбурово» военнослужащие Тихоокеанского, Балтийского, Северного и Черноморского флотов, Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, Каспийской флотилии и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища приступили к подготовке к конкурсу по полевой выучке среди подразделений морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота «Морской десант - 2017».

В настоящее время военнослужащие на полигоне «Бамбурово» завершили приём техники и приступили к совершенствованию навыков вождения бронетранспортеров по пересеченной местности и на плаву, а также ведению огня из вооружения бронетранспортеров - крупнокалиберного пулемёта Владимирова (КПВТ) калибра 14,5 миллиметров, спаренного с 7,62-мм пулеметом Калашникова (ПКТ). Подготовка проводится поэтапно - от одиночной подготовки механиков-водителей до выполнения задач отдельным экипажем и в составе команды. В мероприятии задействовано свыше 20 единиц боевой техники и 21 экипаж.

Помимо вождения и выполнения боевых стрельб из вооружения боевых машин, участники предстоящего состязания тренируются в силе и выносливости, выполняя комплексы различных физических упражнений, как индивидуально, так и в составе экипажа. Конкурс по боевой подготовке среди экипажей бронетранспортеров БТР-80 «Морской десант - 2017» пройдет в период с 19 по 29 июня на полигоне береговых войск Тихоокеанского флота «Бамбурово». В основу программы «Морского десанта» включены дух, цели, задачи и положения «Танкового биатлона» применительно к береговым войскам ВМФ, а также основные положения и вопросы подготовки личного состава в соответствии с "Курсом стрельб боевых машин" и программы боевой подготовки по вождению боевых машин. Стоит отметить, что данный конкурс на Тихоокеанском флоте проводится впервые.

14.06.2017
На Тихоокеанский флот прибыли все участники конкурса «Морской десант - 2017»

На Тихоокеанский флот для участия конкурса по полевой выучке среди подразделений морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота «Морской десант - 2017» прибыли команды от Северного, Черноморского и Балтийского флотов, Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, Каспийской флотилии и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.

В общей сложности за победу на полигоне Бамбурово в Приморском крае будут бороться более 200 морских пехотинцев и курсантов.

В настоящее время представители команд изучают трассу и возведённые на ней препятствия, места проведения соревнований по физической и огневой подготовке, ознакамливаются с различными особенностями проведения конкурса.

В ближайшие дни командам предстоит принять технику и вооружение. После чего экипажи на авто- и вододроме полигона начнут совершенствовать навыки вождения бронетранспортеров по пересеченной местности и на плаву, а также отрабатывать ведение огня из вооружения бронетранспортеров, гранатометов и стрелкового оружия по различным мишеням.

Торжественная церемония открытия конкурса «Морской десант - 2017» состоится 19 июня на полигоне береговых войск Тихоокеанского флота Бамбурово. Соревнования завершатся 29 июня.

11.06.2017
На Тихоокеанский флот прибывают команды-участники конкурса «Морской десант - 2017»

В Приморский край уже прибыли команды Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, Северного флота и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. В ближайшее время ожидается прибытие военнослужащих из состава команд, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Уже со вторника на полигоне Тихоокеанского флота «Бамбурово» начнется приём экипажами бронетранспортёров БТР-80 и приведение их вооружения к нормальному бою.

Всего для участия в «Морском десанте - 2017» в Приморский край прибудет 6 команд общей численностью более 200 человек. Морским пехотинцам и курсантам в кратчайшие сроки предстоит освоить технику, чтобы на конкурсе показать свое мастерство и побороться за первое место, как в личном, так и в командном первенствах. В общей сложности в мероприятии будет задействовано более 20 единиц боевой техники.

В рамках подготовки к участию в «Морском десанте» команды совместно с командами Тихоокеанского флота на авто и вододроме полигона «Бамбурово» в течение недели будут совершенствовать навыки вождения бронетранспортеров по пересеченной местности и на плаву, а также отрабатывать ведение огня из вооружения бронетранспортеров, гранатометов и стрелкового оружия по различным мишеням.

Конкурс по полевой выучке среди подразделений морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота «Морской десант - 2017» пройдет в период с 19 по 29 июня на полигоне береговых войск Тихоокеанского флота «Бамбурово».

10.06.2017
Впервые в конкурсе «Морской десант» примут участие представители ВДВ

В этом году в конкурсе по полевой выучке среди подразделений морской пехоты береговых войск ВМФ впервые примет участие команда курсантов Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.

Представителям ВДВ в кратчайшие сроки предстоит принять и освоить технику. После этого, совместно с курсантами Дальневосточного высшего общевойскового командного училища и морскими пехотинцами Тихоокеанского, Северного, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии сони проявят свои навыки вождения бронетранспортеров по пересеченной местности и на плаву, а также отработают ведение огня из вооружения бронетранспортеров, гранатометов и стрелкового оружия по различным мишеням.

Конкурс по полевой выучке «Морской десант - 2017» среди подразделений морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота пройдет в период с 19 по 29 июня на полигоне береговых войск Тихоокеанского флота Бамбурово в Приморском крае. Всего в «Морском десанте - 2017» примет участие 7 команд общей численностью более 200 человек.

09.06.2017
Командующий ТОФ проверил готовность полигона Бамбурово к проведению конкурса «Морской десант - 2017»

Военные инженеры и военнослужащие соединения морской пехоты береговых войск Тихоокеанского флота провели большой комплекс работ по устройству на полигоне инженерных заграждений и имитационных полей. В общей сложности, в рамках подготовки к конкурсу «Морской десант - 2017» создано более 30 препятствий для четырех этапов конкурса, которые называются «Полоса препятствий», «Тропа выживания», «Гонка преследования», и «Эстафета». Общая протяженность трассы с препятствиями составляет более 9 километров, 600 метров из которой приходятся на воду.

На полигоне также созданы учебные минные поля, проволочные и минно-взрывные заграждения, а также ряд других инженерных сооружений для проверки знаний и умений участников конкурса преодолевать созданные заграждения и естественные природные препятствия. На полигоне для выполнения стрельб из вооружения бронетранспортеров, стрелкового оружия и гранатометов накрыта мишенная обстановка и обустроены огневые рубежи. В ходе проведения этапов конкурса предусматривается применение различных имитационных средств, предназначенных для обозначения на местности действий морской и фронтовой авиации, береговой и корабельной артиллерии, как в воде, так и на суше.

Конкурс по полевой выучке среди подразделений морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота «Морской десант - 2017» пройдет в период с 19 по 29 июня на полигоне береговых войск Тихоокеанского флота «Бамбурово». Завершатся соревнования проведением командной эстафеты и показательными выступлениями морских пехотинцев Тихоокеанского флота.
В общей сложности в мероприятии будет задействовано свыше 20 единиц боевой техники и более 200 участников, составляющих 21 экипаж боевых машин Северного, Балтийского, Тихоокеанского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии.

Во время Великой Отечественной войны Черноморский флот первым начал проводить десантные операции. Как известно, первые десанты совершили корабли и морские пехотинцы Дунайской военной флотилии совместно с пограничниками и воинами Красной Армии на румынский берег и острова Дуная уже 25 и 26 июня, где заняли плацдармы у Сатул-Ноу и Килия-Веке.

Но, пожалуй, самым известным и сыгравшим важную роль в обороне Одессы стал морской Григорьевский десант, совершенный морскими пехотинцами 3-го Черноморского морского полка в ночь с 21 на 22 сентября 1941 года. Утром 21 сентября в Севастополе три его батальона в составе 1600 человек были погружены на крейсеры «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцы «Безупречный», «Беспощадный» и «Бойкий». Поздней ночью корабли подошли к берегу в р-не Григорьевки и с 1.20 до 4.15 22.09.41 под прикрытием артогня высадили на 19 катерах, 9 корабельных баркасах и буксире «Алупка» несколькими рейсами десант. После артобстрела береговых целей крейсеры ушли в Севастополь, а эсминцы продолжали огневую поддержку десанта. Десантники захватили дальнобойную 4-орудийную 105-мм батарею и освободили Чабанку, Новую и Старую Дофиновки. К 18.00 десантники вышли к Александровке, где встретились с воинами 421 и 157 СД и парашютистами-десантниками.

Но это был не первый и не единственный морской десант, совершенный в период обороны Одессы. ..

Из истории обороны Одессы известна попытка в ночь на 3 сентября высадить десант с канонерской лодки «Красная Грузия». Десантники на шести шлюпках при подходе к берегу были встречены плотным пулеметным огнем (погибло 2 и ранено 14 человек), что вынудило их вернуться на канлодку. Об этом десанте известно мало, очевидно, потому, что он оказался неудачным. Но мало кто знает, что таких неудачных десантов было три.

В советское время было как-то не принято писать о поражениях. Но в наше время участник одного такого десанта Яков Савченко в своей книге («Iз небуття - в безсмертя». Одеса. Астропринт, 2000, кн. 1-2) поведал о трагедии этого десанта. В ночь с 27 на 28 сентября диверсионный партизанский отряд им. Ф. Дзержинского во главе с командиром Г.М. Цибульским (в составе - два взвода партизан и два взвода моряков) погрузился на судно «Кубанец» и канлодку «Красная Грузия». Они пересекли Одесский залив, незаметно подошли к берегу в районе Коблево - Аждиаска (ныне Рыбаковка), спустили шлюпки, выгрузили десант на берег и так же незаметно отошли в море.

Утром отряд был случайно обнаружен немецкими мотоциклистами, прикатившими на берег моря купаться и въехавшими в балку, где укрылся отряд. Не обошлось без стрельбы. Часть уцелевших экипажей мотоциклов умчалась за подмогой. Десант был окружен. Под прикрытием минометного огня немцы пытались сбросить отряд в море. Весь день бойцы отряда, заняв старые советские траншеи, вырытые вдоль берегового обрыва, вели неравный бой, в котором погибла большая часть отряда вместе с командиром. Ночью оставшиеся в живых попытались прорваться из окружения. В Одессу смогли вернуться только два бойца, они и доложили командованию о судьбе десанта.

Историю еще одного, оказавшегося первым во время обороны Одессы, тоже неудачного десанта приоткрыл в 2001 году Максим Таран, тогда учащийся юридического лицея, в научной работе, представленной на областной этап конкурса Малой академии наук. Ему удалось найти ветерана морской пехоты Сергея Афанасьевича Жернакова - одного из участников этого необычного десанта. Жернаков был добровольцем - командиром отделения в сформированном в Севастополе спецотряде моряков. В середине августа отряд, в котором насчитывалось 100 моряков-добровольцев, дополненный двумя десятками разведчиков - сотрудников НКВД, на крейсере «Ворошилов» приступил к освоению «пехотной науки». Этим спецотрядом командовал майор Валейко.

В 20-х числах августа отряд перегрузился на крейсер «Червона Україна» и убыл в Одессу. Утром он разместился на втором этаже здания холодильного института в условиях повышенной секретности (бойцам было запрещено выходить из помещения). Командование Одесского оборонительного района уделяло отряду особое внимание. С бойцами встречались зам. наркома ВМФ вице-адмирал Гордей Иванович Левченко, командующий ООР контр-адмирал Гавриил Васильевич Жуков, другие морские и армейские старшие командиры. 27 августа у всех бойцов отобрали личные документы, письма и фотографии, после чего отряд на машинах отправили в Овидиополь. В ночь с 27 на 28 августа на 4-5 шлюпках десантники направились через Днестровский лиман к Аккерману. Они должны были на рассвете внезапным ударом разгромить румынский гарнизон Аккермана, выйти на тыловые коммуникации и дальше действовать в Бессарабии как диверсионно-разведывательный партизанский отряд, для чего десантники были заранее разбиты на группы по 20 бойцов во главе с офицером НКВД.

Но на подходе к берегу десант был встречен плотным ружейно-пулеметным и артиллерийским огнем. Шлюпочную флотилию атаковала даже авиация, сбросив бомбы. Высаживаться на берег или возвращаться назад средь бела дня было бы самоубийством. По приказанию командира отряда группы рассредоточились в камышах. Лодки пришлось перевернуть и замаскировать камышом. Под ними и просидели в воде весь день, терзаемые полчищами комаров. Участок камышей был довольно обширный, и румыны не решились лезть в них. Весь день слышался шум пролетающих самолетов да отдельные выстрелы с берега. Внезапность была потеряна, и отряд ночью вернулся в Овидиополь.

В ночь с 29 на 30 августа отряд, пользуясь темнотой, прошел вдоль берега лимана и внезапно атаковал Николаевку. Услышав стрельбу со стороны берега, крики «Ура!» и «Полундра!», румыны в панике бежали. На рассвете десантников сменили подразделения 25-й Чапаевской дивизии.

Отряд вернулся в Одессу на отдых. Его изредка использовали как резерв ООР, для ликвидации прорывов. Позже старшину Жернакова и с ним 12 матросов направили в разведбат 421 СД. Там он был ранен и контужен.

Где же у Аккермана (ныне Белгорода-Днестровского) мог высаживаться этот десант? Наиболее вероятным местом высадки может быть обширная камышовая заводь возле низкого берега в р-не Мокрых Чигирей.

Недавно Александр Черкасов в своей книжке «Оборона Одессы. Страницы правды», Одесса, «Optimum», 2006, выдал «сенсационную новость» о дислокации в районе Дачи Ковалевского специального отряда диверсантов-подводников, оснащенного управляемыми торпедами «Дельфин», атаковавших и потопивших в начале сентября 1941 года в портах Варна и Бургас сразу несколько вражеских транспортов и даже... крупный танкер. Увы, в его книге главу «Атакуют советские люди-«торпеды» можно отнести к жанру чистой фантастики, к реальной истории советского флота отношения не имеющей.

Во-первых, причины гибели всех болгарских, итальянских и румынских кораблей, судов и, тем более, танкеров давно выяснены нашими коллегами-историками за границей.

Во-вторых, в Болгарии действительно похоронены два моряка, но не в Бургасе, а в Созополе. Кроме того, достоверно установлено, что это ст. лейтенант В.Л. Душин и главстаршина Ф.Д. Терехов - моряки-подводники из экипажа советской подлодки «С-34», погибшей у болгарского берега предположительно после 12 ноября 1941 года.

В-третьих - в «Энциклопедии военной разведки России», изданной в Москве в 2004 году, на стр. 568-578, в разделе, посвященном подводным диверсантам, сказано, что в 1938 году на Тихоокеанском флоте в частях морской пехоты была создана рота особого назначения (РОН), оснащенная подводными дыхательными аппаратами (типа ИДА, которые входили в спасательные комплекты экипажей подлодок). Позже на Черноморском и Балтийском флотах небольшие подразделения морпехов обучались работе с ИДА, но дальше экспериментов дело не пошло. Первая РОН при разведотделе Балтфлота появилась лишь в середине августа 1941 года. Она приняла активное участие в обороне Ладоги и Балтики под Ленинградом, а в 1945 году была расформирована.

На Черноморском флоте разведывательный отряд особого назначения (РООН) из 10 человек появился лишь к апрелю 1944 года. Его возглавил ст. лейтенант Осипов. На счету РООН только одна боевая операция. 5 апреля 1944 года отряд был высажен на берег в районе пос. Любимовка в Крыму с задачей ведения разведки в отношении кораблей противника, входящих и выходящих из Севастополя. До 10 мая разведчики регулярно передавали по радио добытую информацию, после чего были эвакуированы в расположение своих войск. После освобождения Севастополя РООН обследовал затопленные немецкие корабли с целью выявления документов, представлявших интерес для советского командования. В конце 1945 РООН был расформирован. Подводные пловцы снова появились на КЧФ лишь в 1953 году, но это уже другая история.

Ныне часть погребений моряков-десантников утрачена. Надеемся, что найдутся и откликнутся земляки, располагающие сведениями о местах захоронения павших героев под Одессой. Память о защитниках Отечества необходимо сберечь.

Леонид СУХОВЕЙ

(от франц. descente - высадка, спуск), войска, специально подготовленные и высаженные (выброшенные) или предназначенные для высадки (выброски) на территорию противника для ведения боевых действий. По количеству привлекаемых войск, характеру выполняемых задач и глубине высадки (выброски) в армиях наиболее развитых стран Десант может быть стратегическим, оперативным, тактическим и специального назначения.
Стратегический десант (С.д.) может состоять из соединений и частей различных родов войск и специальных войск. Он применяется в стратегических операциях для захвата важных административно-политических центров и промышленно-экономических районов противника, дезорганизации его государственного и военного управления, овладения проливными зонами и островными территориями, содействия наступающим войскам фронтов (силам флота) в изоляции и быстрейшем разгроме крупных группировок противника. В ряде случаев стратегический десант может применяться для вторжения на территорию противника с целью открытия нового фронта вооруженной борьбы, а также для вывода из войны отдельных государств вражеской коалиции. Подготовка и высадка стратегического десанта планируется и проводится как воздушно-десантная операция или морская десантная операция. Для обеспечения высадки стратегического десанта могут привлекаться силы и средства всех видов вооруженных сил.
Оперативный десант (О. д.) обычно состоит из частей или соединений воздушно-десантных, пехотных (механизированных, моторизированных, мотострелковых) войск и морской пехоты. Применяется в операциях групп армий, во фронтовых и армейских операциях, в операциях флотов и флотилий. Основные задачи оперативного десанта : уничтожать оперативно-тактические ядерные средства и наиболее важные пункты управления противника и объекты его тыла; воспрещать подход оперативных резервов и срывать организованный ввод их в сражение; содействовать наступающим войскам в преодолении с ходу крупных водных преград, горных районов, зон радиоактивного заражения, заграждений и затоплений; захватывать и выводить из строя аэродромы и авиационные базы; содействовать наступающим войскам в окружении и уничтожении группировок войск противника; захватывать острова, проливные зоны, порты, военно-морские базы и участки морского побережья для дальнейшего развёртывания боевых действий. Подготовка и высадка оперативного десанта планируется и осуществляется так же, как и стратегический десант, а действия высаженных войск поддерживаются силами и средствами фронта (флота), группы армий.
Тактический десант (Т. д.) включает общевойсковые (мор. пехоты) подразделения и части в составе усиленной роты, батальона, полка. Он применяется соединениями, а иногда и объединениями сухопутных войск и военно-морского флота. В его задачи входят: захват и уничтожение важных объектов противника в его тактической и ближайшей оперативной глубине, в том числе ядерного оружия, пунктов управления и узлов связи; захват и уничтожение районов (рубежей) и объектов тактического значения (узлов дорог, мостов, переправ, гидротехнических сооружений, горных перевалов, проходов, дефиле и др.) с целью содействия наступающим войскам в быстром преодолении естественных преград, воспрещения манёвра войск противника и обеспечения высоких темпов наступления; уничтожение тыловых баз, складов, разрушение трубопроводов и др. Тактический десант может высаживаться с вертолётов (самолётов) или десантных средств флота на такую глубину, чтобы наступающие войска могли быстро (в течение нескольких часов) выйти к ним и развить успех их боевых действий.
Десант специального назначения (Д. с. н.) применяется командованием оперативных объединений для выполнения задач диверсионного и разведывательного характера в тактической или оперативной глубине противника. Такими задачами могут быть: разведка и уничтожение средств ядерного нападения противника; подрыв, поджог и затопление важных оборонительных объектов и сооружений в его тылу; захват новых образцов техники, вооружения и важных оперативных документов; распространение ложных слухов, создание паники в тылу врага и т.д. По составу десант специального назначения небольшой (отделение, взвод, рота). Для осуществления коротких стремительных налётов на тыловые и другие объекты противника в определённом районе может быть применено одновременно несколько десантов специального назначения. Для выброски (высадки) их могут использоваться вертолёты, транспортные самолёты, плавающие танки, подводные лодки, надводные корабли и другие средства десантирования. По составу войск (сил), средствам и способам переброски десант может быть воздушным, морским (речным, озёрным) и комбинированным.
Воздушный десант (В. д.) в зависимости от применяемых средств и способов высадки может быть парашютный, посадочный и парашютно-посадочный (комбинированный). Парашютный десант выбрасывается с военно-транспортных самолётов на парашютах. Такой способ можно применить в любое время года и суток, почти на любой местности. Для этого личный состав десанта проходит соответствующую подготовку. Посадочный десант перебрасывается на самолётах, вертолётах и планерах и высаживается на захваченные аэродромы и посадочные площадки. В него могут включаться общевойсковые подразделения и части, не имеющие специальной воздушно-десантной подготовки. Парашютно-посадочный (комбинированный) десант предусматривает выброску части личного состава и военной техники на парашютах и высадку другой части из самолётов, вертолётов и планеров. Воздушный десант выполняет свои задачи, как правило, во взаимодействии с соединениями и частями различных видов вооруженных сил и родов войск. Основу стратегического и оперативного воздушного десанта составляют соединения и части воздушно-десантных войск. В их состав могут включаться также пехотные (механизированные, мотопехотные, мотострелковые) соединения которые высаживаются в районы, захваченные предварительно воздушно-десантными частями. Тактические воздушные десанты выделяются преимущественно из состава общевойсковых соединений и частей. Для десантирования воздушного десанта применяются самолёты и вертолёты. Лёгкое вооружение, переносные радиостанции, боеприпасы и малогабаритные боевые грузы десантируются вместе с лнчным составом. Танки и другая военная техника обычно доставляются в тыл противника на транспортных самолётах с помощью воздушно-десантной техники.
Начало десантированию с воздуха было положено в годы 1-й мировой войны. Уже тогда в тыл противника перебрасывались на самолётах отдельные разведчики и диверсанты. После 1-й мировой войны в вооруженных силах главнейших государств Европы и США большое внимание уделялось вопросам высадки (выброски) войск и военной техники в тыл противника. В 1929 в Советском Союзе появились первые труды по теории боевого применения воздушного десанта, а в 1930 на манёврах войск Московского военного округа впервые был выброшен небольшой парашютный десант. Развитие авиационной и воздушно-десантной техники позволило в 30-х годах перейти к широкому развёртыванию воздушно-десантных войск. На манёврах Киевского военного округа 1935 впервые в мировой практике был выброшен десант в составе парашютного полка (1188 человек) и переброшены по воздуху два стрелковых полка с частью артиллерии и другой техники. На маневрах Белорусского военного округа 1936 был высажен десант численностью 5700 человек и выброшен парашютный десант в количестве 1800 чел.
Основные положения о воздушном десанте были изложены в Полевом уставе РККА 1936. К началу 2-й мировой войны в вооруженных силах Советского Союза, Германии, а затем Англии, США и других стран были отработаны основные способы высадки воздушного десанта. Все они, особенно комбинированные, широко использовались в ходе 2-й мировой войны. В Великой Отечественной войне 1941-45 воздушные десанты применялись в сражениях под Киевом, Одессой, на Керченском полуострове, в битве под Москвой. Наиболее крупный парашютный оперативный воздушный десант (свыше 10 тыс. чел.) был выброшен в начале 1942 в районах Вязьмы и Юхнова (см. Вяземская воздушно-десантная операция 1942) и в сентябре 1943 (около 10 000 человек) - севернее Канева (см. Днепровская воздушно-десантная операция 1943). Неоднократно применялись воздушные десанты и в войне с Японией (1945), в районах Чанчунь, Мукден (Шеньян), Дальний (Далянь) и др. Во 2-й мировой войне фашистская Германия использовала воздушные десанты при оккупации Голландии и Бельгии в 1940 (6680 чел.), при захвате острова Крит в 1941 (23,5 тыс. чел.). Командование союзников применяло воздушные десанты при высадке войск в Северной Африке в 1942 (1200 чел.), на о. Сицилия в 1943 (8830 чел.), при вторжении в Нормандию в 1944 (ок. 35 тыс. чел.), при форсирования реки Рейн в 1945 (св. 17 тыс. чел.) и др. США, кроме того, применяли воздушные десанты на Тихоокеанском ТВД. После 2-й мировой войны воздушные десанты использовались в локальных империалистических войнах: США - против КНДР (1950-53), Англией и Францией - против Египта (1956), кубинскими контрреволюционерами при высадке в район Плайя-Хирон (Куба, 1961), Израилем - против арабских государств (1967). В связи с возрастанием разрушительной мощи и дальнобойности средств поражения, увеличением размаха наступательных операций (боевых действий), появлением новых, более совершенных самолётов военно-транспортной авиации и вертолётов, а также других средств десантирования роль и значение воздушного десанта ещё больше возрастают. Способы их применения широко отрабатываются в армиях стран НАТО. Важное место при этом отводится использованию крупных оперативных (стратегических) воздушных десантов
Морской десант (М. д.) перевозится на десантных кораблях и транспортных судах. Высадка с относительно небольших десантных кораблей производится непосредственно на морском побережье, а с крупных кораблей и транспортных судов - с помощью десантно-высадочных средств, включая вертолеты, на которые войска и техника перегружаются с приходом десантных отрядов в район высадки.
В состав морского десанта выделяются соединения и части мотострелковых и танковых войск, части морской пехоты. Успех их высадки достигается надёжным подавлением противодесантной обороны противника, высоким темпом высадки и решительными действиями войск на морском побережье.
Применение морского десанта известно с древних времён, когда нередко на побережье противника высаживались целые армии, составлявшие основную группировку сил для достижения целей войны. Так, в период Пунических войн 3 - 2 вв. до н.э. на побережье Карфагена римляне высаживали крупные морские десанты дважды: в 256 до н.э. (40 тыс. чел.) и в 204 до н.э. (25 тыс. чел.). В войнах той эпохи победой или поражением морского десанта часто определялся исход войны. В эпоху феодализма и капитализма в связи с изменением характера войн, увеличением размаха военных действий на сухопутных ТВД морскому десанту стала отводиться вспомогательная роль. Состав участвующих в десанте войск зависел от характера задач и условий их выполнения. В ходе Северной войны 1700-21 русская армия и флот, например, неоднократно высаживали на побережье Швеции морские десанты, но каждый не превышал 5 тысяч человек.
В период появления парового флота численность морского десанта иногда, при особо благоприятных условиях, достигала 60-80 тыс. чел. (в Крымскую войну 1853-56 морской десант союзников, высаженный в районе Евпатории, составил 62 тысяч человек). В войнах периода империализма в связи с ростом торгового флота стали применяться морские десанты и большей численности. В двух англо-французских морских десантах в Дарданеллъской операции 1915-1916 участвовала 91 тысяча человек. Особенно широко применялись морские десанты в годы 2-й мировой и Великой Отечественной войн, в ходе которых было высажено более 700 морских десантов, в т.ч. 72 крупных (в 1-ю мировую войну - 5). Наиболее крупные морские десанты периода Великой Отечественной войны были высажены Советскими Вооруженными Силами в районах: Керчи и Феодосии 25 дек. 1941 (ок. 42 тысяч человек); Станички, Южной Озерейки 3-9 февраля 1943 (св. 17 тыс. чел.); Керчи, Эльтигсна 31 окт. - 11 дек. 1943 (части 56-й н 18-й армий Северо-Кавказского фронта). Самые значительные морские десанты союзников в войне против фашистской Германии: в Сицилию в июле 1943 (более 270 тыс. чел.), в Нормандию в июне 1944 (ок. 450 тыс. чел.); в войне против Японии: на о. Лусон в январе 1945 (275 тыс. чел.), на о. Окинава в апреле 1945 (452 тыс. чел.). После 2-й мировой войны морские десанты высаживались в ходе агрессивных войн империалистических государств против стран, боровшихся за свою национальную независимость. Ряд морских десантов был высажен ВМС США в период Корейской войны 1950-53, в т.ч. крупный десант (свыше 40 тыс. чел.) в Инчхон 15 сентября 1950. В ходе англо-франко-израильской агрессии против Египта морской десант был высажен в Порт-Саид 4 ноября. 1956 и т.д. Командование и штабы ВМС стран НАТО уделяют большое внимание отработке способов высадки морского десанта с применением новых десантно-транспортных средств и систематически проводят специальные десантные учения.
Литература: Кукушкин П.В. Батальон в морском десанте М., 1972, Лютов И.С.,Сагайдак П.Т. Мотострелковый батальон в тактическом воздушном десанте. М., 1969; Лисов И.И. Десантники. М., 1968; Михайлов А.Д Воздушные десанты М., 1962, Софронов Г.П. Воздушные десанты во второй мировой войне М, 1962, Белли В.А., Пензин К В. Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море 1939-1945 гг. М., 1967; Кампании войны на Тихом океане. М., 1956, Геивин Д. Воздушно-десантная война. Пер. с англ. M, 1957; Вильсон X. Морские операции в мировой войне 1914-1918 Пер. с англ M, 1935. В.А.Булатников, Е.Д. Гребиш, Н.Н. Фомин, M. M. Холодов.

Морской десантной операцией может быть как высадка на берег разведывательной группы из четырех человек, так и высадка целой армии на значительную часть побережья. Независимо от масштаба операции они являются одними из самых сложных тактических операций, так как они требуют необычно интенсивной тыловой поддержки.

Морской десантной операцией может быть как высадка на берег разведывательной группы из четырех человек, так и высадка целой армии на значительную часть побережья. Независимо от масштаба операции они являются одними из самых сложных тактических операций, так как они требуют необычно интенсивной тыловой поддержки. Большинство наступательных морских десантных операций делится на семь этапов:

Планирование и подготовка;

Посадка и погрузка на суда;

Движение к месту высадки десанта;

Подготовительные операции перед высадкой;

Движение от транспортов к пункту высадки;

Десантирование;

Закрепление.

Речные патрули наиболее уязвимы для засад на берегу. На рисунке группа спецназа атакует патруль на трех лодках, а другие команды прикрывают их с тыла и фланга на случай нападения противника.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА

Планирование, возможно, является самым сложным этапом операции, так как включает координацию действии многочисленных родов войск в едином плане сражения. Должны быть проанализированы все имеющиеся разведывательные данные об объекте. Первое, выбор места высадки. Оно должно быть благоприятным для высадки морского десанта с открытой навигацией в акватории в районе высадки десанта и отсутствием неблагоприятных морских условий, например, очень сильных поперечных течений. Должен быть относительно крутой подъем береговой линии (мелководье увеличивает риск попадания кораблей на мель еще до высадки); место высадки должно быть достаточно обширным для того, чтобы разместить все атакующие силы и части последующей тыловой поддержки.

Прежде всего разведка должна определить все укрепленные точки противника и расположение вооружения в любом месте высадки, особенно тех видов оружия, которые могут угрожать движению судов в акватории высадки и десантным силам при их движении от транспортов к берегу. Эти позиции обычно подавляются воздушной бомбардировкой и обстрелом с моря перед высадкой.

После выбора и определения района высадки начинается напряженная работа по планированию материально-технического обеспечения. Материально-техническое обеспечение морской десантной операции координируется между армией, военно-морским флотом и военно-воздушными силами. Они согласовывают между собой, что штурмовые части достигают места назначения при полном материально-техническом обеспечении, которое будет сохранено в течение дней и недель после высадки. После того как вопросы тыла будут определены, остается установить время и день. Время высадки обычно должно совпадать с хорошими погодными условиями, способствующими движению судов и осуществлению поддержки с воздуха, а также при низком уровне активности противника в районе высадки. Ночные десантирования являются обычно большой тактической неожиданностью, но делают само десантирование более непредсказуемым. Рассвет и сумерки наиболее обычное время для высадки десанта.

ПОСАДКА И ПОГРУЗКА НА СУДА

Посадка и погрузка состоит из сбора людей и оборудования для предстоящей операции и погрузки их на борт судов, которые доставят затем их к месту десантирования. Это очень не просто загрузить все на борт перед отправлением в плавание. Во время операций военно-морской пехоты США в Тихом океане во время Второй мировой войны было обнаружено, что порядок в котором происходит погрузка материалов на борт, имеет исключительное значение для того, что произойдет впоследствии. Боеприпасы и техника всегда грузятся последними, потому что при высадке они потребуются первыми. Питьевая вода имеет такое же значение. Все оборудование должно распаковываться на плацдарме высадки без загромождения территории и превращения ее в неподконтрольную для коменданта пункта высадки.

ДВИЖЕНИЕ К МЕСТУ ВЫСАДКИ ДЕСАНТА

Период перехода к месту высадки десанта является опасной фазой морской десантной операции. Флот и авиация противника обычно пытаются перехватить десантное оперативное соединение (ДОС] до того, как оно достигнет исходного рубежа для атаки. Главная опасность в современных сражениях - противокорабельные ракеты и морские мины, запускаемые самолетами и кораблями противника, и угроза, исходящая от подводных лодок (хотя только несколько государств в мире имеют высокоразвитый подводный флот). Десантное оперативное соединение выбирает наименее опасный путь. Оно остается в открытом море как можно дольше, держась вдали от береговой линии, на которой может находиться разведывательное оборудование и, возможно, противокорабельное оружие. Открытое море дает также возможность рассредоточить силы с значительным расстоянием между судами на случай вражеского нападения.

Разведка берега (перед высадкой). В обязанности солдат входят: измерение крутизны берега (А); составление сообщения о характере прибоя (В); обеспечение безопасности для лодки и команды (С); осмотр, определение местоположения и фотографирование ориентиров на берегу (D).

Большинство десантных оперативных соединений хорошо защищены во время перехода. Эсминцы защищают от вражеских надводных кораблей и подводных лодок, а сопровождающие самолеты обеспечивают прикрытие с воздуха. Боевые корабли рассредоточиваются среди, как правило, невооруженных транспортных судов. Весь конвой защищен системами дальней разведки, такими, как загоризонтные РЛС, и самолетами раннего обнаружения (AWAC). Если ДОС засечено, оно наносит сильный ответный удар, продолжая держать курс к месту высадки десанта.

Морские десантные операции требуют продуманного планирования, ослабление сил врага начинается за недели до начала перехода. В результате большинство ДОС должны иметь возможность совершать переходы, не встречая сопротивления со стороны противника. Более опасным является период размещения после высадки, когда противник имеет больше времени для планирования наступательных ударов. Многие из британских судов, потопленных аргентинской авиацией во время Фолклендской войны, были потеряны именно в этот период.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ ПЕРЕД ВЫСАДКОЙ

Перед тем как штурмовая группа вступит в действие, зона высадки десанта подготавливается для того, чтобы дать десанту наилучшие шансы на успех, Наиболее обычным видом подготовки является огонь на подавление для разрушения позиций противника. При подготовке к высадке войск союзников в Нормандии бомбардировщики союзников сбросили около 80 000 тонн бомб на ключевые тыловые цели в Западной Франции, разрушив сеть автомобильных и железных дорог, которые могли бы быть использованы для усиления немецких контратак. Непосредственно в день вторжения военно-морские силы союзников подвергли береговые позиции врага массированному обстрелу крупнокалиберными снарядами и ракетным огнем. Морские пехотинцы США при операциях в Тихом океане также использовали массированный огонь для разрушения прибрежных позиций противника. Однако сам по себе огонь, ведущийся с кораблей по береговым целям, имеет ограниченный тактический эффект. Японские войска на острове Окинава, например, отошли в глубь острова, когда американцы начали подготовительный обстрел перед высадкой, для того чтобы сберечь свои силы и встретить американцев в более защищенной зоне.

Используются также и многие другие виды подготовительных операций перед высадкой. Введение в заблуждение имеет большое значение для отвлечения противника от настоящего места высадки. Перед высадкой в Инчоне (Корея) в 1950 году американские боевые пловцы оставили разведывательное снаряжение в месте, расположенном вне реальной зоны предстоящей высадки для того, чтобы ввести противника в заблуждение относительно планов войск ООН. Введение в заблуждение может быть достигнуто и высадкой отвлекающего десанта или проведением операции в какой-либо части вражеской территории. Для атаки на позиции противника вне зоны высадки могут быть использованы специальные силы, например, большой парашютный десант, высаженный в глубине территории, может оттянуть силы противника с побережья. Другой операцией перед высадкой является психологическая война против защитников побережья. Ведение радиопередач и разбрасывание листовок, направленных на подрыв морального духа, могут способствовать тому, что сопротивление на побережье будет менее стойким.

Операции перед высадкой включают также устранение препятствий в зоне высадки десанта, Обычно это подводные ловушки для десантных судов (мины или металлические балки, предназначенные для пробивания корпусов кораблей), противопехотные и противотанковые мины или ловушки для машин непосредственно на самом берегу. Поэтому непосредственно перед операцией должен быть высажен скрытный десант для разрушения препятствий или, что более обычно, нанесения их на карту, чтобы десантные части могли избежать их.

ДВИЖЕНИЕ ОТ СУДОВ К БЕРЕГУ

На этом этапе операции штурмовая команда транспортируется от основной группы кораблей к месту высадки. Это делается на специально сконструированных десантно-высадочных средствах типа плавающих транспортеров или вертолетах, размещенных на авианосцах. Отплытие начинается из специально предназначенного района сбора, расположенного близко к береговой линии, движение от судов к берегу прикрывается огнем поддержки. Необходимо отметить, что, особенно в современной военно-морской доктрине, концепция движения от транспорта к берегу часто заменяется концепцией движения от транспорта к объекту. В этом случае высадившиеся части движутся прямо из района высадки к объекту в глубь территории, не ожидая сосредоточения средств тыла на берегу. Движение транспорт - цель обеспечивает быстрый темп операции, но требует высокой степени самообеспеченности десантных войск.

ДЕСАНТИРОВАНИЕ

Первая задача десанта - захват плацдарма на берегу. По вражеским позициям ведется сильный огонь, и десантные подразделения начинают движение «огонь и маневр» в зоне высадки. Укрепленные позиции врага штурмуются и разрушаются по отдельности, а береговые препятствия расчищаются. Часть зоны высадки предназначается для подкрепления и служб материально-технического обеспечения, которые обеспечивают безопасность плацдарма и поддержку продолжающейся операции. Плацдарм расширяется и заполняется дополнительными частями по мере захвата вражеских позиций. Тем временем ведется бомбардировка с воздуха и обстрел из дальнобойных корабельных орудий вражеских позиций, расположенных далеко за пределами зоны высадки десанта для того, чтобы предотвратить усиление противника.

Как только плацдарм закреплен, десантные части или продвигаются к целям, расположенным в глубине, или позволяют другим частям принять на себя выполнение этой миссии. Раненых эвакуируют с берега на госпитальные суда, находящиеся недалеко от берега.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Закрепление является важным элементом общего успеха морской десантной операции. Как правило, после высадки десанта следует крупномасштабная

контратака противника, если у него имеются для этого силы. Это попытка уничтожить плацдарм, нанести урон высадившимся силам и предотвратить любое дальнейшее сосредоточение средств тыла. Поэтому материально-техническое обеспечение и подкрепление должны поступить на берег как можно быстрее. Для организации снабжения с берега передовых частей должны быть также выгружены транспортные средства. Одновременно корабли, производящие десантирование, должны получать материально-техническое снабжение с кораблей снабжения для поддержания темпа операции.

Эффективное маневрирование во время закрепления приводит к тому, что плацдарм превращается в надежную действующую базу для продвигающихся в глубь войск и основной исходный пункт для продвижения внутрь страны.

Десант в Инчоне

Морской десант в порту Инчон (Корея) был осуществлен войсками ООН в 1950 году для того, чтобы начать наступление в 332 километрах за линией фронт. Операция была исключительно трудной. Фактически, только четыре дня в месяц были пригодны для проведения этой операции. В остальные дни глубина воды внутри порта, составлявшая 9 м, была недостаточна для осадки десантных кораблей, составлявшей 8,8 м. К тому же здесь не было прибрежной полосы, и поэтому высадка должна была совершаться прямо в центре города Инчон. Вход в порт был настолько узок, что один затонувший корабль полностью блокировал бы проход для всех остальных. Основные десантные силы прибыли 14 сентября. Морские штурмовики и штурмовики ВВС, а также тяжелая корабельная артиллерия вели обстрел позиций противника в течение почти двух дней, разрушив наиболее эффективные оборонительные позиции. Атака началась в 6 часов 15 минут утра 15 сентября. Батальон 5-го полка морской пехоты захватил Волми-до - остров с мощной обороной, доминировавший над бухтой. Потери при этом составили всего 17 раненых. Атака против самого порта началась ранним вечером. Подразделение морской пехоты имело в своем распоряжении всего три часа до того, как вода спадет и оставит их десантный корабль на мели. Серьезной проблемой стала и навигация из-за дыма, стелющегося из районов, подвергнутых бомбардировке. Войска быстро высадились на берег и вошли в город. К половине второго ночи 16 сентября высадка была закончена и все поставленные цели достигнуты. Благодаря внезапности атаки, потерн составили всего 20 убитых солдат из 70 000.

К.Макнаб, У.Фаулер / Современный бой/ Оружие и тактика.


Top