Огромный сюрикен. Сюрикен

Согласно древним японским трактатам, воины использовали различные предметы как оружие для метания. Самый распространенный снаряд — камни — бросали с помощью исихаджики (японское название пращи), но в арсенале японских воинов были и более экзотичные виды оружия. В одном из дошедших до нас источников (приблизительно 600 год нашей эры) рассказывается история о том, как один японский принц пытался сразить белого оленя, бросив ему в глаз некий овощ цилиндрической формы. В другом древнем источнике содержалось описание метания стрел или того, как воины защищались путем бросания короткого меча вакидазаси. Это, по всей вероятности, и стало прототипом знаменитого японского метательного оружия — сюрикэна. О превращении летающего меча японских самураев в летающую «звездочку» японских ниндзя рассказывает Юрий Кукин.

Вообще слово сюрикэн можно расшифровать буквально как «лезвие, скрытое в руке». Вопреки распространенному представлению о том, что это секретное оружие ниндзя, нужно сказать, что сюрикэны также были частью арсенала большинства японских самураев. Сама эволюция оружия произошла как раз благодаря тому, что воины оказывались в ситуациях, когда для спасения собственной жизни приходилось метать в противника различные предметы из своего снаряжения: острие для пришпоривания коня, острую пилку, утинэ (стрела-дротик) или иглы, которые носили в волосах. Технику метания той же «заколки» для волос японцы вполне могли позаимствовать у китайцев, где существовало свое метательное оружие — стрелка пию или, например, заточенные монеты.

Есть 2 вида Сюрикэнов: бодзе-сюрикэн (стержень) и сякэн (звездочка)


Собственно японские сюрекэны как раз разделялись на два основных вида: длинные, тонкие стержни — бодзё-сюрикены, и сякены — плоские металлические диски, каждый из которых подразделяется еще на несколько видов. Так, например, существуют до 50 видов бодзе-сюрикэна, который может быть палочкообразным, клинообразным, веретенообразным или игло-, ноже-, гвоздеобразным. Техника метания этого оружия изучалась самураями во многих школах. В особенности после появления в XVII веке оружия кобудо, которое включало в себя комбинированные виды (например, кусари-гама — серп с цепью с грузом), изучение техники метания таких ножей стало жизненно необходимым.

Некоторые виды сюрикэнов приобрели название в честь школ, в которых практиковали технику их применения: так, заостренный с одного конца и закругленный с другого металлический прут (длиной 15−25 см и диаметром 5−6 мм) носил название Сюрикэн-Сираи Рю, а похожие на утинэ сюрикэны с привязанной к тупому концу кисточкой для ровного полета использовались в школе Негиси Рю.

Не только ниндзя, но и самураи изучали технику владения сюрикэнов


Естественно, у каждой школы был свой способ метания лезвия, однако общая техника заключалась в том, что клинок зажимали между указательным и средним пальцем так, чтобы тупой конец лежал или упирался (при не большой длине стержня) в ладонь, и выбрасывали в сторону противника. По идее, сюрикэн должен лететь по прямой траектории, но для наибольшей эффективности оба конца сюрикэна затачивали.


А вот сякэн был в большей степени распространен как раз у ниндзя, что и сделало популярными знаменитые «звездочки» на Западе, который в 60−70-х годах двадцатого века с жадностью знакомился с новой для него культурой Востока. «Звездочки» метали в основном очередью: быстрыми сериями один за другим, подкручивая кистью снаряд. Создаваемое вращение позволяло более устойчиво, точно и далеко лететь сюрикэну. Кстати, примерная дальность полета сякэна составляла около 12−16 метров, в то время как бодзе-сюрикэн можно было бросить в среднем на 7−8 метров.


Таким оружием пытались поразить самые открытые, незащищенные зоны противника: глаза, горло, виски, открытые места на руках и ногах. Небольшие порезы можно было компенсировать частотой бросков и количеством ран, которые оставляли снаряды. Впрочем, помимо боя ниндзя использовали их и в качестве инструмента, когда нужно было что-то прорезать, поддеть какой-нибудь гвоздь, создать обзор для наблюдения. Вместе с тем, размер сякэна зависел от характеристик самого воина (от его размеров, силы и т. д.). Однако в среднем это были пластины с утолщением в центре и с диаметром от 115 мм до 175 мм. Их изготовление — отдельное искусство: нужно было равномерно закалить и сделать лучи (если речь идет о форме звезды), для этого металл сильно нагревали, формировали из него круглую лепешку, а потом молотом делали лучи, после чего удаляли лишний металл и затачивали.

Существует до 50 видов бодзе-сюрикэна


В России изготовление сюрикэна возможно только в качестве декоративного оружия, где длина лучей не должна превышать 8 мм (по ГОСТу). Так, в 2011 году за незаконное ношение (без разрешения) сюрикэнов на 1 год условно был осужден житель Симферополя.

Источники:

Горбылев А. М. Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя. Минск. 1997.

Отважный ниндзя, весь в черном, сражается с врагами. Он искусно владеет катаной и отражает все атаки, но противников не становится меньше, битва в самом разгаре. И вот, ниндзя загнан в угол, его прекрасный меч выбит из рук, а самый сильный и злой воин собирается его убить. Что же дальше? Не может же крутой ниндзя просто так умереть! Но настает тот самый момент - звездный час сюрикэна. Ниндзя кидает сюрикэн в шею плохому парню, все враги в шоке, он добирается до катаны и побеждает.

Знакомый сюжет, правда? Сюрикэн, судя по многим голливудским фильмам и анимэ, штука ну очень полезная и выручает всегда и всех. Но это оружие использовали не только ниндзя. Каждый воин в Японии имел минимум 8-10 сюрикэнов в дополнение к катане или копью яри.

Метать в противника разные предметы японцы начали еще в XII веке. Судя по старинным летописям, японские бойцы сходились, как говорится, «стенка на стенку» и закидывали друг друга камнями. В армиях существовали особые вспомогательные отряды воинов, призванные осыпать врагов камнями, называлось это действо «индзи-ути», что в переводе означает «метание камней». Воинов, которые участвовали в таких камнеметных боях, называли «мукаи цубутэ-но моно» - «передовые камнеметчики», а их командиров именовали «индзи-но кандзя» - «предводители камнеметчиков».

Такой вид боев еще долго просуществовал в Японии, а параллельно он развивался еще и в своеобразную «забаву» с тем же названием «индзи-ути». Устраивались такие битвы во время праздников. При чем, даже в ходе «игровой» битвы кидать в противника можно было не только булыжниками, но и кувшинами с горючей смесью. Весело было на городских праздниках в Японии, ничего не скажешь.

Военное искусство менялось, и в начале эпохи Сэнгоку, это середина XIII - вторая половина XIV веков, в бой пошли другие снаряды. По форме они напоминали наконечники копий. Назывались «индзи-яри» - «камни-копья». Это и был первый прототип сюрикэнов, а именно их подвида бо- или бодзе-сюрикэнов.

В эпоху Эдо (1603-1867гг.) использовали стальные пластины, которые назывались «метательные камни». Делали их из каленой стали округлой или восьмиугольной формы диаметром 4-5 см и толщиной в 1 см. Описание цубутэ, так их название звучит на японском, встречаются даже в тайных наставлениях ниндзя. Основным оружием они не были, их метали в лицо или другие участки тела, которые не были защищены, или чтобы просто отвлечь соперника. Цубутэ, возможно, были прототипом для другого вида сюрикэнов - сякен.

К середине эпохи Эдо уже появился такой вид искусства, как сюрикэндзюцу. Он образован от более древнего будзюцу - метание копий. Вообще, «сюрикэн» дословно переводится как «лезвие, скрытое в руке». Так что самих сюрикэнов, каковыми мы видим их сейчас, еще не было.

Появились они немного позже, откуда, кстати, не известно. Многие ученые вообще сомневаются, что сюрикэны родом из Японии. Это связано с тем, что искусство владения сюрикэном держится в секрете, как и более точная и подробная информация о школах сюрикэндзюцу. Сохранившиеся до наших дней экземпляры японского происхождения и датированы XVII веком, они принадлежат школе Ганрицу Рю, это первая школа сюрикэндзюцу, которая была упомянута в древних документах.

Плюс этого оружия в том, что оно не занимает много места, легкое по весу, его можно носить с собой в большом количестве и метать на приличные расстояния. Некоторые ниндзя даже прятали сюрикэны на себе, оборачивая их в ткань. Кстати, использовали стальные пластины не только в метании, но и ближнем бою как кастет.

Сюрикэны - это не только привычные всем «звездочки» ниндзя. Это целый класс оружия, его обычно делят на два подкласса: бо- или бодзё-сюрикэн и сякен.

Бо означает «игла», а бодзё - «палка». Сразу понятно, что сюрикэны этого семейства вытянутые. В длину они от 12 до 21 см. Бодзё-сюрикэны бывают самые разные. Название зависит либо от прародителя, например, куги-гата (гвоздь), ари-гата (игла), танго-гата (нож), либо от предмета, на который сюрикэн похож: хиси (палочки для еды), око-гата (копье), мацуба-гата (сосновая иголка). Они бывают и винтовые, и пластинчатые, и клинообразные, в общем, смотря какой мастер и для кого делал это оружие.

У сякен тоже много разновидностей, переводится это название как «меч-колесо». Название каждого вида сякен появилось от вида стали, из которой делали те или иные предметы. Например, монета (хиси ган) или плотницкие инструменты (куги-нуки). Это стальные пластины с отверстием в середине. Во-первых, оно придает полету аэродинамический эффект, а, во-вторых, так просто удобнее носить сюрикэны с собой, как связку ключей. Различают их еще и по количеству лезвий, они бывают крестообразные, трехлучевые, шестиконечные, свастикообразные, «ежики» - в общем, на любой вкус.

Но и это еще не все. Особо выделяется сэмбан-сюрикэн. Это сюрикэн почти квадратной формы с вогнутыми гранями. Его можно назвать близнецом прокладочной шайбы стяжных штырей замковых или крепостных ворот. Ношение сэмбан было менее рискованным, если бы его обнаружили у ниндзя, он мог просто сказать, что идет к соседнему князю ремонтировать ворота как честный работник.

Древние легенды и сказания донесли до нас описание сюрикэнов, а вот точной инструкции или руководства по технике владения этим оружием нет. Каждая школа сюрюкендзюцу учит по-своему, и каждый, кто этим искусством владеет, создает свой собственный стиль. Даже у маленького кусочка стали есть своя философия.


В Японии ручное метательное — копья, дротики, топорики и т.д. — большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются .

Приемы метания сюрикэнов

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Hэгиси-рю и др., используются самые различные . Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо ) и бросок без оборота (тTку-дахо ). При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель , заточенный с обоих концов.

Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Однако Hава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.

Способы ношения сюрикэнов

Изготовление сякэнов

Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.

Hава Юмио подробно описывает процесс изготовления дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму дзюдзи-сюрикэна с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам лезвия. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес звездочки до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.

Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн , то сначала делали крестообразный сюрикэн , а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих стороны, иначе точность бросков была бы крайне низкой.

Особую сложность в изготовлении «звездочек» представляла закалка лезвий. Всем «лучикам» нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение «звездочки». Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только самые кончики «лучиков» «звездочки», чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.

Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную «звездочку», ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.

Отверстие в центре «звездочки» обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.

Сюрикэн – это обширная и весьма многочисленная группа японского метательного оружия, предназначенная для скрытого ношения. Иногда его использовали и для нанесения ударов в ближнем бою, в качестве колющего или режущего оружия. Название «сюрикэн» так и переводится: «лезвие, скрытое в руке».

Любопытно, что из всего многообразия японского холодного оружия именно сюрикэн и традиционный меч-катана получили наибольшую известность и популярность. И если в отношении катаны это выглядит абсолютно справедливо и обосновано, то громкая мировая слава сюрикэна вызывает некоторое недоумение. Причина подобной известности этого метательного оружия очень проста: благодаря современному кинематографу и аниме сюрикэн стал настоящей «визитной карточкой» загадочных японских средневековых убийц и шпионов – ниндзя . Хотя, данное представление не совсем соответствует действительности.

Существует огромное количество разновидностей сюрикэнов, они отличаются по своей форме, размеру, весу и способу изготовления. Существуют свои особенности и при использовании разных видов этого оружия. Все сюрикэны можно разделить на две большие группы:

  • бо-сюрикэны;
  • сякэны.

Именно к последней группе относятся хорошо всем нам известные по кинофильмам «звездочки ниндзя».

Мастера нередко наносили на сюрикэны различные мистические знаки, чтобы в предстоящем бою привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы. В целом же, можно сказать, что сюрикэн был весьма распространенным видом метательного оружия в средневековой Японии и пользовались им не только ниндзя , но и самураи . Поэтому технике его использования обучали практически во всех известных японских школах боевых искусств.

Сегодня сюрикэны можно купить в обычных оружейных магазинах Европы и США. Хотя, в некоторых странах продажа этого холодного оружия запрещена. Согласно российскому законодательству (по ГОСТу), длина лучей сюрикэна не должна превышать 8 мм, в противном случае он будет считаться холодным оружием.

Однако прежде чем перейти к описанию этого оружия и его классификации, следует несколько слов сказать об истории его возникновения.

История оружия

Необходимо сразу отметить, что в Японии метательное оружие (копья, дротики , топоры) не получило такого широкого распространения, как, например, в Европе. В ранние периоды наиболее распространенным метательным снарядом были камни, которые бросали с помощью исихаджики – японской пращи . В исторических трактатах есть описание того, как воины в бою бросали в противника стрелы или короткие мечи вакидзаси.

Первые описания метательных техник встречаются в Кодзики – трактате, который был написан еще в седьмом веке нашей эры. В этом документе речь идет о том, как правильно бросать в неприятеля камни. В другом древнем японском источнике, Мануеси, изображаются приемы метания стрел. Сюрикэн впервые упоминается в «Военной повести замка Осака», в этом же труде повествуется, как воин Тадамаса метнул в своего противника короткий меч вакидзаси. Позже именно этот человек стал основателем стиля сюрикен-дзютсу.

В хрониках XII века часто встречается описание использования камней в битвах. Существовали даже специальные отряды воинов, основной задачей которых было забрасывание противника камнями. Это называлось «индзи-ути» или «камнемётный бой». Подобная тактика нередко использовалась и позже, во время междоусобных войн XIV и XV столетий. Воины, которые участвовали в подобных баталиях, назывались «мукаи цубутэ-но моно», что в переводе означает «передовые камнемётчики».

Уже в конце XIII – второй половине XIV века камни стали заменять специальными металлическими метательными снарядами – индзи-яри («камни-копья»), которые по своей форме напоминали наконечник копья. Примерно в XVI-XVIII столетии появились цубутэ – металлические пластины круглой или восьмиугольной формы с заточенным краем. Вероятно, что индзи-яри стали предшественником бо-сюрикэнов, а цубутэ в будущем превратились в сякэны.

Скорее всего, что бо-сюрикэны появились ранее, чем хорошо всем известные «звезды-сякэны». Даже само значение слова сюрикэн — лезвие, скрытое в руке, — говорит о том, что первые образцы этого оружия скорее напоминали клинок, чем многоугольную звезду.

Хотя, вполне возможно, что бо-сюрикэны произошли от обычных повседневных предметов, которые можно было приспособить для броска в поединке. Некоторые из них сохранили в названиях имена своих «прародителей»: ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя), танго-гата (форма ножа).

Цубутэ были весьма распространенным оружием, упоминания о нем встречаются и в так называемых трактатах ниндзя. Естественно, что они не были основным оружием воина, цубутэ бросали в незащищенные доспехами участки тела противника, стремясь ранить его или хотя бы отвлечь.

К середине эпохи Эдо в Японии уже появился такой вид боевого искусства, как метание сюрикэнов – сюрикэндзюцу. Вероятно, что оно образовалось от более древнего искусства метания копья – будзюцу. Хотя, надо отметить, что происхождение сюрикэна до сих пор остается загадкой. В первую очередь это связано с тем, что искусство сюрикэндзюцу было тайным.

Сюрикэны имели целый ряд весомых преимуществ, которые и обусловили их широкое распространение. Во-первых, это оружие имело небольшой вес и размеры, что делало возможным его скрытное ношение и внезапное для противника применение. Во-вторых, стоили сюрикэны дешево, их изготовление не занимало много времени и не требовало высокой квалификации от кузнеца. Для сюрикэна можно было взять сталь не самого высокого качества. При этом хорошо подготовленный боец мог поразить противника сюрикэном на довольно приличном расстоянии. Кроме того, это оружие можно было использовать и в ближнем бою (особенно бо-сюрикэны) в качестве ножа, стилета или кастета .

Классификация

Дать общее описание сюрикэна проблематично, ибо оружие это имеет большое количество разновидностей, весьма отличающихся по внешнему виду и характеристикам. Как уже было сказано выше, метательное оружие сюрикэн разделяется на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны или бодзё-сюрикены. Это вид холодного метательного оружия, которое имеет вид стержня, круглого, восьмигранного или четырехгранного сечения. Как правило, бо-сюрикэны затачивались с одного конца, но встречаются и экземпляры с двухсторонней заточкой. Эти смертоносные палочки могли иметь длину от 12 до 25 см и вес от 30 до 150 гр. Форма бо-сюрикэнов могла быть самой разной: палочкообразной, клиновидной, веретенообразной, напоминать иглу, нож или гвоздь. В настоящее время известно более 50 форм этого оружия.

Техника применения бо-сюрикэнов изучалась во многих японских школах боевых искусств. Так что не только шпионы-ниндзя, но и самураи весьма прилежно изучали секреты использования сюрикэнов в бою.

Сякэны (или курума-кэн, что переводится как «меч-колесо»). Этот вид метательного оружия, выполненного в виде тонкой металлической пластины звездообразной или круглой формы с острозаточенным краем. Диаметр такой пластины мог составлять от 100 до 180 мм. Это оружие имело разную толщину: от весьма небольшой (менее 1 мм) до довольно значительной (около 3 мм). Тонкие и легкие сякэны проще метать, но их дальность и точность ниже. К тому же таким оружием тяжело нанести серьезные повреждения противнику. Тяжелые «звездочки» имели лучшую баллистику и пробивные свойства, но бросать их было тяжелее. Поэтому скорострельность снижалась. Иногда толщина сякэна снижалась от центра к его краям. Подобная конструкция улучшала баллистические характеристики оружия, но усложняла его изготовление.

Во время изготовления плоскую металлическую пластину равномерно закаляли, после чего формировали лучи (если, конечно, делали «звезду»). А затем остро затачивали их.

В центре подобной пластины обычно делали отверстие, которое улучшало аэродинамические свойства этого оружия, к тому же позволяло переносить сюрикэны на веревке, словно связку ключей. Кроме того, отверстие облегчало извлечение этого оружия при застревании в чем-либо (в дереве или голове самурая). Кстати, благодаря более совершенной аэродинамической форме сякэны имели большую дальность поражения, чем бо-сюрикэны. У «звездочек» она составляла примерно 12-15 метров, а заточенный стержень можно было метнуть всего метров на 7-8.

Кстати, «звездочки» действительно были более популярны у ниндзя, самураи предпочитали использовать прямые бо-сюрикэны. Существует огромное количество разновидностей сякэнов (не менее пятидесяти). В первую очередь они отличаются своей формой: круглые, шестиконечные, четырехугольные, трехлучевые и другие. Их названия – так же как у бо-сюрикэнов – связаны с той или иной школой боевых искусств, использовавших их чаще всего.

Разнообразие размеров и форм как бо-сюрикэнов, так и сякэнов во многом обусловлено различными техниками их использования, которое, кстати, и сегодня продолжается в восточных школах боевых искусств. Также следует понимать, что общего стандарта изделий в то время не существовало, так что каждый кузнец делал уникальные изделия, с собственными размерами и формой. Кроме того, при изготовлении сюрикэнов, конечно же, учитывались индивидуальные особенности бойца, а также его предпочтения.

Как использовали сюрикэны

В письменных источниках, дошедших до наших дней, описаны разные способы применения сюрикэнов. Броски производятся из разных позиций, используя различные траектории. Естественно, что техники метания сюрикэнов различных видов также имеет свои отличия. Кроме того, у каждой школы боевых искусств были собственные приемы применения этого оружия.

Если говорить о технике работы с бо-сюрикэнами, то выделяли две основные техники: бросок без оборота и бросок с оборотом.

Обычно бо-сюрикэн зажимали между большим и указательным пальцем, так чтобы его затупленный конец лежал у их основания. Затем оружие с силой выбрасывали в сторону противника. Хорошо брошенный сюрикэн должен лететь по траектории, максимально приближенной к прямой линии. Вращение при броске старались свести к минимуму. Гораздо проще было метать бо-сюрикэн, заточенный с обеих сторон.

Сякэны обычно метали сериями, при этом снаряд подкручивали кистью. Среди мастеров владения сюрикэном была популярна такая присказка: «Один вдох-выдох – пять ножей». Согласно другим источникам, хорошо подготовленный воин за 10-15 секунд мог метнуть пять «звездочек». Таким образом небольшую глубину нанесенных повреждений пытались компенсировать их количеством. Учитывая максимальную дальность броска, у оборонявшегося было примерно 3-4 секунды до того, как противник приблизится на расстояние удара меча или копья. Иногда режущую кромку сюрикэнов обмазывали ядом, такой прием особенно любили ниндзя.

Вращательное движение позволяло этому оружию сохранять устойчивость, лететь дальше и более точно попадать в цель.

Основной целью для сюрикэнов были лицо, глаза, горло, конечности и другие части тела, незащищенные доспехами.

Ниндзя действительно любили сякэны, хотя, конечно же, они никогда не были главным оружием в арсенале этих неуловимых воинов. Следует отметить, что в наставлениях по ниндзюцу, которые удалось обнаружить исследователям, практически нет описания методик метания сюрикэнов. Подобный факт можно трактовать двояко: либо это мастерство было настолько секретным (можно вспомнить о сюрикэндзюцу), что его тайны нельзя было доверить даже бумаге, либо каждый мастер имел собственную технику. Учитывая широкое распространение этого оружия среди японской воинской элиты, второе объяснение выглядит более предпочтительно.

Считается, что воин-ниндзя должен был уметь бросать «звездочки» из абсолютно любого положения: стоя, сидя, лежа, на бегу. Их обучали одинаково умело пользоваться обеими руками, метать оружие под разными траекториями, молниеносно выхватывать сюрикэны из любых мест хранения (из-за пояса, нарукавников, отворотов одежды). Сегодня известно о семи базовых способах метания этого оружия, девяти секретных способах и восьми средней сложности, которыми пользовались ниндзя.

Эти средневековые японские разведчики-диверсанты использовали сюрикэны не только в качестве метательного оружия, острозаточенной «звездочкой» было удобно прорезать отверстия в стенах и ширмах, поддевать гвозди, делать дырки для скрытого наблюдения.

Сюрикэны обычно носили стопкой, по 8-10 штук, завернув в ткань. Иногда прятали в карманы, рукава и даже волосы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Или бюджетное оружие самураев.

Приветствую всех! В сегодняшней статье я решил рассмотреть представителя под названием — сюрикен . Не будем отходить от темы и сразу начнем.

Метательные звездочки или стрелки, которые объединены под общим для этих двух видов холодного оружия понятием » сюрикен » являются традиционным оружием ниндзя. У звездочки есть собственное название сякэн , придя на запад из Японии, она утратила его, попав под влияние общей терминологии.

Вообще сюрикен — довольно распространенное метательное оружие. Если дословно перевести название с японского языка, то означать оно будет » лезвие, спрятанное в руке «. Сюрикены так полюбились воинам, что стали входить не только в арсенал ниндзя, но и в обязательную экипировку любого самурая.

Об истории появления сюрикена

Метание предметов с целью поражения противника было стандартной практикой для воинов разных времен и народов, начиная с глубокой древности, когда первый человек понял, что может защитить себя и окружающих с помощью подручных средств. Постепенно эта идея развилась, появились отработанные техники броска.

Особо тщательно отточили их японцы, создав целую традицию метания холодного оружия . Истоки японского искусства метания сюрикэнов лежат в эпохе палеолита. Древние японцы с их помощью добывали мясо во время охоты, резали черепа врагов и снимали скальпы в период междоусобных конфликтов.

Первые письменные упоминания о технике метания содержатся в Кодзики . Это самый ранний японский трактат, который относится примерно к 600 году. Упоминается техника бросания камней, используемых как оружие в сочинении Нихон Соки того же периода времени, а древний трактат, Мануеси содержит описание метания стрел. Впервые термин сюрикен упомянут Осака Гунки в его военных записях. Там рассказывается о защите с помощью вакидзаси , которые герой Тадамаса выхватил из-за пояса и метнул, словно сюрикен . Позднее именно он стал создателем первого стиля сюрикен-дзютсу .

Летописные источники 12 века описывают камнеметный бой индзи-ути . О нем же рассказано и двумя веками позже в источниках эпохи войн Тайра и Минамото. Активное развитие этот вид метательного холодного оружия получил в период межклановых войн 14-15 веков, эпохи Сэнгоку. Тогда вместо камней стали бросать специальные снаряды индзи-яри , напоминающие по форме наконечники для копий.

В 16-18 веках появился цубутэ — еще один метательный снаряд, производимый из каленой стали в виде округлой или восьмигранной пластины. Предполагают, что именно он стал прообразом сякэна , так как по своим размерам этот » меч-колесо » полностью соответствует цубутэ.

Особенности оружия и метания

Диаметр малых представителей оружия составляет всего 5-10 см при толщине в 3-5 мм и весе не более 300 г. В арсенале ниндзя этот вид оружия был весьма распространенным, особенно с учетом того, что не требовалось быть истинным мастером, чтобы изготовить сюрикены, да и времени на их изготовление уходило минимум. Стоит ли упоминать, уважаемый читатель, о невероятно бюджетной стоимости такого метательного холодного оружия? Еще одним важным достоинством для воина было то, что спрятать сюрикен можно без труда, а достать и применить — в мгновение ока.

Способ метания оружия зависит от того, в какой обстановке оно применяется и каким целям служит. В связи с этим были изобретены конкретные правила обращения и применения сюрикенов. Начальные навыки можно получить в школах боевых искусств. Не стоит думать, что после освоения правил вы станете настоящим ниндзя.

Для безопасного обращения со звездочками и стрелками в любом случае необходимо освоить общие моменты и начальные навыки метания. По классике жанра, сюрикен следует метать в положении с колена, а бросок вести движением руки от пояса. Игроки в карты прекрасно справятся с этим, поскольку именно так ведется раздача игральных карт. К слову сказать, именно поэтому некоторые специалисты дали сюрикенам второе наименование — » карты смерти «. Еще больше усиливает сходство тот факт, что метать это холодное оружие необходимо серией, т.е. подряд.

В Японии представлены три основных типа сюрикена:

  • бо или бодзё , которые представляют собой стержни цилиндрической формы, разной длины, толщины, формы, например – формы ножниц, хиси (палочек для еды), пластинчатой, веретено- или клинообразной, всего около 50 версий;
  • хира или сякены , похожие на плоские металлические диски, имеющие разнообразную (также до 50 видов), многолучевую или звездообразную форму, тип «ежик» и пр.;
  • сенбан , которые похожи на тонкие металлические изделия и выполняются в виде прямоугольных или квадратных отрезков металла.

Особого внимания заслуживает сенбан-сюрикэн . Он имеет вогнутые грани и похож чем-то на прокладочную шайбу стяжных штырей, которые применяли при оборудовании прочных ворот в древних замках и крепостях. Отличается он тем, что носить его менее безопасно, чем его собратьев. Если сенбан обнаруживали при обыске ниндзя, он всегда отговаривался тем, что просто несет князю соседнего замка новые элементы для ремонта ворот. В изобретательности тогдашним японским наемным мастерам не откажешь, жаль, что времена замков прошли, и теперь такой сенбан входит в список метательного холодного оружия .

Разнообразие форм и размеров сюрикенов обусловлено многочисленными техниками боя, которым обучали и продолжают обучать многочисленные школы боевых искусств. Сделать самостоятельно такой вид метательного оружия не составляет труда, было бы желание, однако, всегда стоит помнить о том, что сюрикены предназначались для того, чтобы хорошо спрятать их и применить в бою в случае угрозы жизни. Самурай обычно носил до 8-10 таких изделий, сложенных стопкой и завернутых в хлопчатобумажную ткань. Иногда их раскладывали по карманам одежды, рукавам, даже прятали в волосах, в зависимости от размера, формы и цели применения.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

В самое ближайшее время мы запускаем наш интернет-магазин ножей! У нас Вы сможете приобрести ножи, мачете, топоры и аксессуары ножевой тематики по самым низким ценам! Следите за новостями — осталось совсем немного!


Top