Презентация на тему строевая подготовка. Основные положения и определения

Урок ОБЖ как основной метод обучения строевым упражнениям

Основной формой организации учебной работы по начальной военной подготовке в рамках ОБЖ является урок, на котором учащиеся получают теоретические знания. Хорошая организация урока, умение провести его интересно, наглядно, на высоком воспитательном и научном уровне - требования, обязательные для каждого военного руководителя.

Кроме уроков, которые организуются со взводом в военном кабинете по теории, широко применяются практические занятия в военном кабинете и на местности, стрельба в тире, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, экскурсии в воинские части, музеи, походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, просмотры учебных и художественных кинофильмов, театральных представлений и т.п.

Различают следующие основные типы уроков по НВП:

Урок сообщения новых знаний, на котором в основном учащиеся получают новые для них теоретические сведения;

Урок закрепления знаний и умений, который проводят в форме практического занятия на местности, на строевой площадке, в тире, а также в военном кабинете, медпункте училища, в кабинете гражданской обороны (там, где такие кабинеты созданы), на базе учебных полигонов шефствующих воинских частей;

Урок проверки знаний и умений, включающий устный опрос, теоретические (письменные) работы или практические занятия (строевой смотр, выполнение приемов с оружием и т.п.), контрольные работы и упражнения;

Комбинированный урок наиболее распространенный тип урока. Он содержит все или большую часть элементов, присущих другим типам уроков: сообщение новых знаний, их проверку, закрепление и др.

Основная форма теоретического занятия (урока) - рассказ-беседа, практического занятия на местности - тактико-строевое занятие. Тактико-строевые занятия создают благоприятные условия для формирования у школьников таких умений и навыков, как дисциплинированности, подтянутости, решительности, самообладания, инициативности, коллективизма, физической выносливости.

В ходе подготовки военрук тщательно продумывает содержание боевой задачи, ход занятия, оборудование места, где оно будет проводиться, создание тактической обстановки. Боевая задача и тактическая обстановка должны даваться в сокращенном виде, т.е. следует указывать только то, что необходимо для отработки учебных вопросов, вынесенных на данное конкретное занятие. Каждый тактический эпизод по содержанию представляет собой набор вводных, в ходе решения которых отрабатываются (проверяются) те или иные приемы и действия. Тактико-строевое занятие вбирает в себя как элементы тактической подготовки, так и строевой. Поэтому серьезное внимание уделяет строевой подтянутости обучаемых, закреплению строевых навыков. Если в ходе занятий учащиеся допускают неточности при выполнении тех или иных команд, они возвращаются на исходные позиции. При необходимости им показывают правильное выполнение приема. Причем показ проводится, как правило, специально подготовленными для этого командирами отделения или инструкторами. Не стоит переходить к отработке нового, пока не отработан изучаемый прием. Практические занятия, организуемые в военном кабинете (тире, в классе по огневой подготовке и т.п.), проводятся с применением наглядных пособий и технических средств обучения.

Независимо от типа и форм проведения к уроку предъявляют следующие требования: четкость в определении темы, учебно-воспитательной цели и содержания; связь данного урока с предыдущим (обучение на основе ранее полученных знаний); законченность и эффективность; целесообразная структура, обеспечивающая использование времени с максимальной продуктивностью; постоянное внимание и активность учащихся; единство обучения и воспитания; четкая регламентация элементов урока; обеспеченность необходимым оборудованием.

В зависимости от типа урока и входящих в его состав элементов определяют, каким образом будут проводиться занятия со взводом, когда учащиеся будут выполнять работу самостоятельно (индивидуально), когда попарно или в составе отделения, а также время, затрачиваемое на элементы урока, т.е. определяют его структуру.

Пример урока по строевой подготовке на тему: Поворот на месте «Кругом» и перестроение из одношереножного в двухшереножный строй (1 час; на площадке для занятий по строевой подготовке):

Цель: научить выполнению поворота на месте «Кругом!» и перестроению из одной шеренги в две и обратно в составе отделения.

Учебные вопросы: 1. Поворот на месте «Кругом». 2. Перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно.

Вводная часть (6 мин). Руководитель проводит проверку выполнения элемента «Строевая стойка» и команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Примерные вопросы для повторения пройденного материала: 1. Когда принимается команда «Смирно»? 2. Практическое выполнение поворотов на месте «Направо», «Налево».

Основная часть (34 мин). Для обучения поворота на месте «Кругом» руководитель выстраивает взвод в одну шеренгу и показывает выполнение приема в целом по команде «Кругом». После этого он выполняет поворот в медленном темпе и попутно объясняет порядок действия по предварительной и исполнительной командам. Затем, разомкнув взвод, приступает к разучиванию этого поворота. При этом учащиеся должны понять, что поворот кругом выполняется так же, как поворот налево, с той разницей, что разворот при этом делается не на 90°, а на 180° (полный) - с резким поворотом корпуса.

Показывая выполнение приема по разделениям на два счета, военный руководитель обращает внимание учащихся на то, что при команде - «Кругом» на счет «Раз» необходимо освободить пятку правой ноги и ступню левой моги и резко повернуться на левом каблуке и правом носке; не сгибая ног в коленях, перенести центр тяжести корпуса на каблук левой ноги, одновременно подать корпус немного вперед. При повороте нельзя размахивать руками вокруг корпуса. На счет «Два» надо резко приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.

Добившись правильного выполнения приема в медленном темпе (по разделениям), руководитель переходит к тренировке учащихся в слитном выполнении поворота кругом, обращая внимание на то, чтобы учащиеся не срывали преждевременно с места стоящую сзади ногу, а при повороте не допускали колебания корпуса и не размахивали руками.

После разучивания поворота в составе взвода руководитель поручает командирам отделений продолжить тренировку по отделениям сначала в медленном, а затем в быстром темпе с подсчетом вслух «Раз», «Два».

С построением отделений в одношереножный строй учащиеся ознакомились на предшествующих занятиях. Поэтому руководитель ставит задачу научить их в составе отделений перестраиваться из одношереножного развернутого строя в двухшереножный. Занятие вначале целесообразно проводить со всеми отделениями, отводя на показ, объяснение и тренировку 10 мин, а после этого в течение 10 мин командиры отделений проводят тренировку по отделениям.

Для перестроения отделений из одной шеренги в две необходимо предварительно научить учащихся расчету на первый и второй. Военный руководитель, находясь перед строем, выполняет показ, поясняя, что поворот головы при расчете должен быть быстрым. Показав и объяснив порядок расчета, он подает команду: «Отделения, на первый и второй - Рассчитайсь». По этой команде учащиеся производят расчет, а военный руководитель следит, чтобы при повороте головы не допускались лишние движения и сохранялась строевая стойка.

Отработав этот прием, военный руководитель вызывает из строя одного учащегося, предлагая ему стать справа от себя с интервалом на ширину ладони, и показывает действия второго номера при перестроении из одной шеренги в две и обратно - сначала в целом, а потом по разделениям на три счета. При этом следует пояснить, что, перестраиваясь из одной шеренги в две по команде «Отделение, в две шеренги - Стройся» по разделениям, по первому счету «Раз» необходимо сделать с левой ноги шаг назад, по второму счету «Два!, не приставляя правой ноги, - шаг вправо, чтобы стать в затылок первому номеру, а по третьему «Три» приставить левую ногу и принять строевую стойку.

При перестроении по разделениям из двухшереножного строя в одношереножный вторые номера выходят на линию первых, делая по первому счету с левой ногой шаг влево, по второму счету, не приставляя правой ноги, - вперед, поставив ступню правой ноги так, чтобы носок обуви был на одной линии с носком первых номеров, а с третьим счетом надо приставить левую ногу и принять строевую стойку. Руководитель обращает внимание учащихся на то, что во время всех этих действий на ноги смотреть не рекомендуется.

Перестроение из одной шеренги в две и обратно по разделениям выполняют несколько раз, а затем руководитель тренирует учащихся в перестроении в целом, обращая внимание на сохранение ими строевой стойки и равнения.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, закрепление материала и назначение домашнего задания.

Cлайд 1

Cлайд 2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Строи и управление ими Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю

Cлайд 3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Строй – установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Cлайд 4

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Cлайд 5

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Cлайд 6

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Фронт – сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом.

Cлайд 7

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Тыльная сторона строя – сторона, противоположная фронту.

Cлайд 8

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Cлайд 9

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Cлайд 10

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Ширина строя - расстояние между флангами.

Cлайд 11

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего).

Cлайд 12

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Cлайд 13

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой называется неполным. При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу

Cлайд 14

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями. В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Cлайд 15

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.

Cлайд 16

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Cлайд 17

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

Cлайд 18

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Cлайд 19

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в строю.

Cлайд 20

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром. Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.

Cлайд 21

Cлайд 22

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку. При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия. Например: "Автоматы на - ГРУДЬ". "Пулеметы на - ре-МЕНЬ" и т.д.

Cлайд 23

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Исполнительная команда (в Уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение. С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называются наименование подразделения или звание и фамилия военно-служащего. Например: "Взвод (3-й взвод) - СТОЙ". "Рядовой Петров, кру-ГОМ". Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произноситься четко, без резкого повышения голоса.

Cлайд 24

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин. При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал "ВНИМАНИЕ", а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом "ВНИМАНИЕ". Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

Cлайд 25

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда "ОТСТАВИТЬ". По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Cлайд 26

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений. Например: "Автомат на грудь, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ". "Направо, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА".

Cлайд 27

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85. После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений. Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований "отделение", "взвод", "рота", "батальон" и "полк" указываются наименования подразделений и частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.

Cлайд 30

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю: Обязанности командира Обязанности военнослужащих

Cлайд 31

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Командир обязан: указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя; проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и шанцевого инструмента; проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения правильность его подгонки; поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю; при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку; при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правиль-ность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части и укладки имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.

Cлайд 32

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Военнослужащий обязан: проверить исправность своего оружия, закрепленных за ним вооружения и военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения; аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки; знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения; в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим; передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.

Cлайд 33

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010года №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».Программа включает комплекс занятий по развитию и совершенствованию системы военно - патриотического воспитания несовершеннолетних граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Военная подготовка в кадетском классе проводится с целью ранней профессиональной ориентации, подготовки кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном поприще.Программа дополнительного образования предназначена для реализации профильного образования обучающихся специализированных (кадетских) классов второй ступени среднего общего образования. Программа разработана на основе Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Предусматривает обучение строевым приемам и движению без оружия и с оружием, обучение строям подразделений и воинских частей в пешем порядке, обучение порядку выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, положению Боевого Знамени в строю, порядку его выноса и относа.Содержание программы в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах подготовки к самостоятельной жизнедеятельности и военной службе и позволяет формировать у воспитанников сознательное и ответственное отношение к вопросам личной, общественной и национальной безопасности страны, желание активно совершенствовать свою физическую и военно-прикладную подготовку.

Цель программы :

Помимо общих целей и задач, которые призвано решать военно-патриотическое воспитание, программа военно - прикладной и физической подготовки преследует следующие конкретные цели и задачи:

Учебные:

Знать обязанности солдата перед построением и в строю, уметь четко и правильно выполнять строевые приемы и действия, как без оружия, так и с оружием;

Освоить и совершенствовать дисциплины общей и специальной физической подготовки.

Воспитательные:

Воспитывать у молодых людей патриотизм, гражданское сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей, чувство любви к Родине;

Воспитывать уважительное отношение к героической истории нашего государства, его вооруженным силам;

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и активном отдыхе;

Воспитывать самостоятельность;

Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности;

Воспитывать дисциплинированность, силу воли, умение концентрироваться на выполнение поставленной цели.

Развивающие:

Развивать интерес к военной и государственной службе, к социально значимой деятельности;

Развивать познавательные интересы;

Развивать и поддерживать хорошую физическую форму;

Развивать позитивные личностные качества: организаторские способности, ответственность, смелость, толерантность и др.

Задачи программы:

1. Совершенствование разностороннего развития обучающихся кадетских классов;

2. Формирования необходимые знания, умений и навыков строевой и физической подготовки;

3. Развитие волевых качеств и дисциплины.

В процессе изучения программы дополнительного образования детей «Строевая подготовка» предполагается приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

    знание строевой подготовки;

    знать строи и порядок управления строем отделения и взвода;

    знание обязанностей военнослужащих перед построением и в строю;

    знание государственных и военных символов Российской Федерации;

    умение выполнять строевые приемы на месте и в движении;

    умение выполнять воинское приветствие на месте и в движении;

    умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

образовательной программы

    В Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина «Российской Федерации». Пока существует государство, будет существовать и армия. Отношение к военной службе во все времена и у всех народов было уважительное. Наше время не является исключением.

    В связи с отсутствием начальной военной подготовки в общеобразовательных школах и сокращением сроков действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, возникает необходимость в военно-профессиональной ориентации и воспитании подростков в системе дополнительного образования до призыва.

    Актуальность данной дополнительной образовательной программы обусловлена ее практической значимостью. Воспитанники могут применять полученные знания и практический опыт при подготовке к службе по призыву в Вооружённых силах России. . Строевая подготовка дисциплинирует воспитанников кадетских классов, способствует развитию исполнительности, собранности, подтянутости, опрятности и формированию личности кадета

    В этой связи, новизна образовательной программы состоит в разработке такого содержания учебных дисциплин, направленных на подготовку к службе в вооружённых силах РФ, которое соответствует требованиям современной Российской армии.

    Социальная значимость программы.

Кроме того, одной из основных задач работы является организация занятости подростков с целью изолирования их от негативного влияния улицы. Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя

    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие подростков с целью формирования у них высоконравственных принципов, выработки определенных норм поведения, должной физической и военно-профессиональной готовности к защите Отечества. Она позволяет усилить ориентацию подростка на развитие его интересов и способностей в выбранной деятельности, приобретении знаний и практических навыков, необходимых при прохождении службы и опыта вхождения в коллектив, межличностных отношений и коллективной деятельности. Программа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого юноши с учетом индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, личностных склонностей путем создания благоприятных условий, для умственного, нравственного, патриотического и физического развития личности.

Возрастные особенности воспитанников, участвующих в реализации образовательной программы

Данная программа предназначена для подростков и юношей 10- 15 лет.

В этом возрасте воспитанник ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у подростка яркий эмоциональный отклик. В этот период часто проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.

Педагогам следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход к воспитанникам предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.

Место учебного предмета в учебном плане дополнительного образования

Строевая подготовка и ОФП, как учебный предмет входят в дополнительную образовательную область военно-прикладной подготовки и представлен для обязательного изучения обучающимися 5-9 специализированных (кадетских) классов, реализуется за счет компонента дополнительного образования.

Программа «Строевая подготовка» рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. ОФП рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Содержание программы для обучающихся специализированных (кадетских) классов имеет военно-профессиональную направленность.

Ожидаемые результаты:
Кадет должен знать:
- положение Строевого устава ВС, в том числе обязанности солдата и командира перед построением и в строю.
Кадет должен уметь:
- четко и правильно выполнять строевые приемы и действия на занятиях и в повседневной жизни, слаженно действовать в составе класса в пешем порядке.
- иметь образцовый внешний вид и строго соблюдать правила ношения формы (при наличии таковой).
Иметь представление:

    о строе и их элементах;

    о предварительной и исполнительной команды и порядка их подачи;

    об обязанностях солдат перед построением и встрою. Ответ на приветствие на месте;

    о строевой стойке

Оценка результатов обучения воспитанников

В целях оценки и контроля результатов обучения в течении учебного года проводятся:

    контрольные занятия по проверки усвоения теоретических знаний по темам курса;

    смотр песни и строя среди воспитанников кадетских классов класса;

    соревнования по военно-прикладным видам спорта.

Программа по дисциплине «Строевая подготовка».

п/п

Разделы

и наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

III год

Общие положения.

2. Движение.

3. Повороты в движении.

ИТОГО:

IV год

Общие положения.

1.Строи и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

Строевые приемы и движение без оружия.

1. Строевая стойка. Повороты на месте.

2. Движение.

3. Повороты в движении.

4. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

5. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Строевое слаживание. Действие в составе отделения, взвода.

1. Действия в составе отделения на месте и в движении.

2. Действия в составе взвода на месте и в движении.

ИТОГО:

п/п

Разделы

и наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

V год

Общие положения.

1.Строи и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

Строевые приемы и движение без оружия.

1. Строевая стойка. Повороты на месте.

2. Движение.

3. Повороты в движении.

4. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

5. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Строевое слаживание. Действие в составе отделения, взвода.

1. Действия в составе отделения на месте и в движении.

2. Действия в составе взвода на месте и в движении.

ИТОГО:

III V год

Раздел 1.Общие положения.

Тема 1. Строи и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

Учебные вопросы: Строи и их элементы. Назначение элементов строя. Предварительна и исполнительная команды. Элементы строевой стойки, случаи ее применения. Выполнение команд «Становись! Равняйсь! Смирно! Вольно!». Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

Раздел 2. Строевые приемы и движение без оружия.

Тема 1. Строевая стойка. Повороты на месте.

Учебные вопросы: Отработка строевой стойки. Повороты на месте направо, налево, кругом, пол-оборота направо, пол-оборота налево.

Тема 2. Движение.

Учебные вопросы: Строевая стойка. Элементы строевого шага. Движение строевым шагом.

Тема 3. Повороты в движении.

Учебные вопросы: Повороты в движении направо, налево, кругом.

Тема 4. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Учебные вопросы: Правила выполнения воинского приветствия на месте и в движении при надетом головном уборе. Правила выполнения воинского приветствия на месте и в движении без головного убора.

Тема 5. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Учебные вопросы: Подход к начальнику вне строя и отход от него. Выход из строя по команде и возвращение в строй. Выход из строя по вызову начальника и возвращение в строй.

Раздел 3. Строевое слаживание. Действие в составе отделения, взвода.

Тема 1. Действия в составе отделения на месте и в движении.

Учебные вопросы: Действия отделения в развернутом строю: построение отделения в развернутый одно-шереножный и двух-шереножный строй, выравнивание отделения, размыкание и смыкание отделения, перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. Действия отделения в походном строю: перестроение отделения, повороты в движении, выполнение воинского приветствия.

Тема 2. Действия в составе взвода на месте и в движении.

Учебные вопросы: Действия взвода в развернутом строю: построение взвода в развернутый одно-шереножный и двух-шереножный строй, выравнивание взвода. Действия взвода в походном строю: перестроение взвода, повороты в движении, выполнение воинского приветствия.

Основные требования к уровню подготовки.

Кадет должен знать:

    понятие строй и его основные элементы;

    элементы строевой стойки;

    элементы строевого шага;

    правила выполнения воинского приветствия.

Кадет должен уметь:

    выполнять строевую стойку;

    выполнять повороты на месте направо, налево, кругом;

    выполнять движение строевым шагом;

    выполнять повороты в движении;

    отдавать воинское приветствие;

    выполнять подход к начальнику и отход от него;

    действовать в составе отделения и взвода.

Программа по дисциплине «Основы физической подготовки».

III год

Техника безопасности. Вводный контроль.

Комплекс вольных упражнений №1.

Комплекс вольных упражнений №2.

Развитие двигательных качеств.

Спортивные игры.

Кроссовая подготовка.

Лыжная подготовка.

Контрольные нормативы.

ИТОГО:

1

33

34

Кадет должен знать:

-

Правила игры.

Кадет должен уметь:

Выполнять правила игры;

Обладать навыками коллективной игры.

III год

Тема 1. Техника безопасности. Вводный контроль.

Учебные вопросы : Инструктаж по технике безопасности. Вводный контроль: бег 100 метров, бег 1 километр, подтягивание (отжимание).

Тема 2. Разучивание комплекса вольных упражнений №1.

Учебные вопросы: Ознакомление и разучивание комплекса вольных упражнений №1. Подвижные игры.

Тема 3. Разучивание комплекса вольных упражнений №2.

Учебные вопросы: Ознакомление и разучивание комплекса вольных упражнений №2. Подвижные игры.

Тема 4: Развитие двигательных качеств.

Учебные вопросы: Упражнения на гибкость (наклон из положения сидя). Скоростно-силовые упражнения (челночный бег 3Х 10). Скоростные упражнения (бег 30 метров, 60 метров). Силовые упражнения (подтягивание, отжимание). Упражнение на выносливость (6 минутный бег).

Тема 5: Спортивные игры.

Учебные вопросы: Баскетбол. Волейбол. Футбол. Учебные игры.

Тема 6: Кроссовая подготовка.

Учебные вопросы: Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности.

Тема 7: Лыжная подготовка.

Учебные вопросы: Лыжные ходы. Строевые приемы с лыжами. Строевые упражнения на лыжах. Передвижение на лыжах до 3 км.

Тема 8: Контрольные нормативы.

Учебные вопросы: Бег. Подтягивание (отжимание).

Основные требования к уровню подготовки:

Кадет должен знать:

- правила безопасного поведения на занятиях по ОФП;

Способы страховки и самостраховки при выполнении упражнений;

Правила игры.

Кадет должен уметь:

Выполнять упражнения по разделам физической подготовки;

Уверенно передвигаться на лыжах;

Выполнять страховку и самостраховку при выполнении упражнений;

Выполнять строевые упражнения на лыжах;

Выполнять правила игры.

Нормативы по физической подготовки для кадетов

Наименование

упражнения

отлично

хорошо

удовлет.

Гимнастика и атлетическая подготовка

Подтягивание

на перекладине

количество раз

Поднимание

ног к перекладине

количество раз

Подъём переворотом

Подъём переворотом на низкой перекладине: махом одной, толчком другой ногой.(8-5кл)

количество раз

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях

количество раз

Комплексное силовое упражнение

количество раз

Преодоление препятствий.

Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий
(Упр.34)

Ускоренное передвижение и лёгкая атлетика

Челночный бег

Метание гранаты ф-1(600гр.) на дальность

Метание мяча(150гр) на дальность

Оценка уровня физической подготовленности кадета – выпускника.

Предметом прямого и опосредованного педагогического

наблюдения на данных занятиях является спортивная деятельность в процессе выполнения заданий (тестирование) с целью определения уровня развития двигательных способностей кадетов: силовых, скоростных, скоростно – силовых, выносливости.

В программу тестовых испытаний включены задания, которые отвечают критериям стандартизации: преодоление полосы препятствий, сдача норм ВСК.

Цели данных занятий: укрепление здоровья и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды; сдача нормативных требований по физической подготовке; воспитание воли, смелости, дисциплинированности, стремление к более высоким спортивным достижениям.

Практические занятия по оценке уровня физической подготовленности проводятся с высокой плотностью и достаточной физической нагрузкой при постоянном контроле со стороны преподавателя. Это достигается: сокращением времени на построение и различного рода передвижения; краткостью и ясностью объяснения; увеличением времени непрерывного выполнения упражнений; сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений; выполнение упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и состязательного метода.

В зависимости от имеющихся возможностей, можно проводить различные занятия, используя таблицу нормативов и оценку результатов физической подготовленности кадетов.

Оценка физической подготовленности кадетов проводится по методике «Рациональное распределение призывников для обучения военным специальностям», М.,Воениздат,1987г.

Для оценки физической подготовленности обучающихся определяется уровень развития физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков.

С этой целью используются следующие упражнения:

    бег на 100 метров;

    бег на 3000 метров;

    подтягивание на перекладине;

    прыжок в длину с разбега;

    метание гранаты на дальность;

    плавание (100 м) вольным стилем;

    стрельба из мелкокалиберной винтовки.

Оценка результатов исследования общих и специальных физических качеств в баллах.

Упраж-нение

Единица

измерения

Баллы

Кол-во раз

16 и белее

Плавание

2,52 и более

1,21 и менее

16,9 и более

12,6 и менее

Прыжок в длину

Метры, сантиметры

3,16 и более

4,93 и более

Метание гранаты

29 и менее

45 и более

Бег на 3000 м

Минуты, секунды

15,30 и более

13,25 и менее

Стрельба

51 и менее

92 и более

ЛИТЕРАТУРА

    Апакидзе В.В., Бушманов К.А. Методика строевой подготовки. – М.: Воениздат, 1999.

    Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы. – М.: Росвоенцентр, 2010.

    Максимцева Т. А. Воспитываем гражданина. Система гражданского образования в России. – 2-е издание, дополненное – М.: Глобус. Волгоград: Панорама, 2000.

    Наставление по физической подготовке спорту в вооруженных силах РФ. – М: Генштаб ВС РФ, 2001.

    Приемы и способы действий солдата в бою. – М: Военное издательство Министерства обороны, 2003.

Строевая подготовка является одним из основных предметов обучения и воспитания военнослужащих. Она организуется и проводится на основе Строевого устава Вооружённых Сил Российской Федерации.

Строевая подготовка включает: одиночные строевые приёмы без оружия и с оружием; слаживание подразделений при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений.

На занятиях по строевой подготовке военнослужащим прививается аккуратность, дисциплинированность и внимательность, вырабатывается умение выполнять одиночные строевые приёмы и действия в составе подразделения. Критерием строевой подготовки военнослужащих является воинская культура и дисциплинированность, готовность умело действовать в строю и в бою.

Строевая подготовка воинов совершенствуется на занятиях по тактической, огневой, физической подготовке и на других занятиях, при построениях, передвижениях и в повседневной жизни.

§1. Строи и управление ими

Для успешного выполнения приёмов и действий в строю военнослужащих необходимо иметь представление о строе, знать его элементы, порядок выполнения команд, обязанности перед построением и в строю.

Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.Строй имеет следующие элементыФланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.§ Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).§ Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.§ Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.§ Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.§ Ширина строя - расстояние между флангами.§ Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).В зависимости от назначения строи бывают развёрнутые и походные.Развёрнутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром. Развёрнутый строй применяется для проведения проверок, расчётов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.Шеренга (или одношереножный развёрнутый строй) - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.Два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому, составляют ряд . Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным. При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в развёрнутый или походный строй.Военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении, является направляющим (по направляющему сообразуют своё движение остальные военнослужащие (подразделения, машины), а военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне, называется замыкающим .Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.Предварительная команда подаётся отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.Исполнительная команда подаётся после паузы, громко, отрывисто и чётко. По исполнительной команде производится немедленное и точное её выполнение.С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называются наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего. Например: "Взвод (3-й взвод) - СТОЙ". "Рядовой Петров, кру-ГОМ".Чтобы отменить или прекратить выполнение приёма, подаётся команда «ОТСТАВИТЬ ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приёма.Каждый военнослужащий обязан твёрдо знать, умело и добросовестно выполнять свои обязанности перед построением и в строю.Перед построением военнослужащий обязан :§ проверить исправность своего оружия, закреплённых за ним вооружения и военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;§ аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки.В строю военнослужащий обязан :§ знать своё место, уметь быстро, без суеты занять его;§ в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию;§ соблюдать требования безопасности;§ не выходить из строя (машины) без разрешения;§ в строю без разрешения не разговаривать и не курить;§ быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;§ передавать приказания, команды без искажений, громко и чётко.

Вопросы и задания

1. Расскажите об элементах строя.

2. Какой строй называется развёрнутым (походным)?

3. Дайте определения понятиям «шеренга», «ряд», «колонна».

4. Как осуществляется управление строем?

5. Для чего служат предварительная и исполнительная команды? Какие действия совершают военнослужащие по предварительной (исполнительной) команде?

6. Назовите обязанности военнослужащего перед построением и в строю.

§2. Строевые приёмы и движение без оружия

2.1. Строевая стойка Строевая стойка (рис. 54) является основным элементом строевой выучки. Она принимается по команде "СТАНОВИСЬ " или "СМИРНО ". По этой команде следует стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а всё тело несколько подать вперёд; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бёдер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.По команде "ВОЛЬНО " стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.По команде "ЗАПРАВИТЬСЯ ", не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.Перед командой "ЗАПРАВИТЬСЯ " подаётся команда "ВОЛЬНО ".Для снятия головных уборов подаётся команда "Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ ", а для надевания - "Головные уборы (головной убор) - НАДЕТЬ ". При необходимости одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды. Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке звездой (кокардой) вперёд (рис. 55). 2.2. Повороты на месте Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО », «Пол-оборота напра-ВО », «Нале-ВО », «Пол-оборота нале-ВО », «Кру-ГОМ ».Повороты кругом, налево, пол-оборота налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; повороты направо и пол-оборота направо - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.Повороты выполняются в два приёма:§ первый приём - повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу;§ второй приём - кратчайшим путём приставить другую ногу. 2.3. Движение Движение совершается шагом или бегом.Движение шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см.Движение бегом осуществляется с темпом 165-180 шагов в минуту. Размер шага - 85-90 см.Шаг бывает строевой и походный.Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.Походный шаг применяется во всех остальных случаях (при совершении марша, передвижении на занятиях и др.).Движение строевым шагом начинается по команде "Строевым шагом - МАРШ " (в движении "Строевым - МАРШ "), а движение походным шагом – по команде "Шагом - МАРШ ".По предварительной команде подать корпус несколько вперёд, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.При движении строевым шагом (рис. 56) ногу с оттянутым вперёд носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить её твёрдо на всю ступню. Руками, начиная от плеча, производить движения около тела: вперёд - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.При движении походным шагом ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить её на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободные движения около тела.При движении походным шагом по команде "СМИРНО " перейти на строевой шаг. При движении строевым шагом по команде "ВОЛЬНО " идти походным шагом.Движение бегом начинается по команде "Бегом - МАРШ ".При движении с места по предварительной команде корпус слегка подать вперёд, руки полусогнуть, отведя локти несколько назад; по исполнительной команде начать бег с левой ноги, руками производить свободные движения вперёд и назад в такт бега.Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой левой ноги на землю. По этой команде правой ногой сделать шаг и с левой ноги начать движение бегом.Для перехода с бега на шаг подаётся команда "Шагом - МАРШ ".Исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде сделать ещё два шага бегом и с левой ноги начать движение шагом.Обозначение шага на месте производится по команде "На месте, шагом - МАРШ " (в движении - "НА МЕСТЕ ").По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15-20 см от земли и ставить её на всю ступню, начиная с носка; руками производить движения в такт шага (рис. 57). По команде "ПРЯМО ", подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой ещё один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом. При этом первые три шага должны быть строевыми.Для прекращения движения подаётся команда. Например: "Рядовой Петров - СТОЙ". По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю правой или левой ноги, сделать ещё один шаг и, приставив ногу, принять строевую стойку.Для изменения скорости движения подаются команды: "ШИРЕ ШАГ ", "КОРОЧЕ ШАГ ", "ЧАЩЕ ШАГ ", "РЕЖЕ ШАГ ", "ПОЛШАГА ", "ПОЛНЫЙ ШАГ ". 2.4. Повороты в движении Повороты в движении выполняются по командам: «Напра-ВО» , «Пол-оборота направ-ВО », «Нале-ВО» , «Пол-оборота нале-ВО », «Кругом – МАРШ» .Для поворота направо, пол-оборота направо (налево, пол-оборота налево) исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой на землю правой (левой) ноги. По этой команде с левой (правой) ноги сделать шаг, повернуться на носке левой (правой) ноги, одновременно с поворотом вынести правую (левую) ногу вперёд и продолжать движение в новом направлении.Для поворота кругом исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде сделать ещё один шаг левой ногой (по счёту раз), вынести правую ногу на полшага вперёд и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счёту два), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счёту три).При поворотах движение руками производится в такт шага.

Вопросы и задания

1. Расскажите и покажите, как выполняется строевая стойка.

2. Расскажите о действиях военнослужащих по командам «Вольно», «Заправиться».

3. Покажите как держится снятый головной убор.

4. По каким командам выполняются повороты на месте? Отработайте и продемонстрируйте повороты на месте.

5. Как осуществляется движение строевым шагом? Отработайте и продемонстрируйте движение строевым шагом.

6. Какие команды используются для изменения скорости движения?

7. По каким командам выполняются повороты в движении? Отработайте и продемонстрируйте повороты в движении.

§3. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращения в строй. Подход к начальнику и отход от него

3.1. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) повернуться в его сторону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову.Если головной убор надет, то, кроме того, приложить кратчайшим путём правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча (рис. 59). При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора остаётся без изменения (рис. 59).Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо.Пройдя начальника (старшего), голову поставить прямо и продолжать движение руками.При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги на землю повернуть голову и приложить правую руку к головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра (см. рис. 60); пройдя начальника (старшего), одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.Если у военнослужащего руки заняты ношей, воинское приветствие выполнять поворотом головы в сторону начальника (старшего). 3.2. Выход из строя и возвращение в строй Для выхода военнослужащего из строя подаётся команда. Например: "Рядовой Иванов. ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ НА СТОЛЬКО-ТО ШАГОВ" или "Рядовой Иванов. КО МНЕ (БЕГОМ КО МНЕ)".Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: "Я", а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает: "Есть". По первой команде военнослужащий строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю. По второй команде военнослужащий, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путём строевым шагом подходит (подбегает) к нему и, остановившись за два-три шага, докладывает о прибытии. Например: "Товарищ лейтенант. Рядовой Иванов по вашему приказу прибыл".При выходе военнослужащего из второй шеренги он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего, который делает шаг вперёд и, не приставляя правой ноги, шаг вправо, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на своё место.При выходе военнослужащего из первой шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги.При выходе военнослужащего из колонны по два, по три (по четыре) он выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит военнослужащий, он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя военнослужащего и затем становится на своё место.Для возвращения военнослужащего в строй подаётся команда. Например: "Рядовой Иванов. СТАТЬ В СТРОЙ" или только "СТАТЬ В СТРОЙ".По команде "Рядовой Иванов " военнослужащий, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается лицом к начальнику и отвечает: "Я", а по команде "СТАТЬ В СТРОЙ ", если он без автомата или с автоматом в положении "за спину", прикладывает руку к головному убору, отвечает: "Есть", поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путём становится на своё место в строю.Если подаётся только команда "СТАТЬ В СТРОЙ ", военнослужащий возвращается в строй без предварительного поворота к начальнику. 3.3. Подход к начальнику и отход от него При подходе к начальнику вне строя военнослужащий за пять-шесть шагов до него переходит на строевой шаг, за два-три шага останавливается и одновременно с приставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору, после чего докладывает о прибытии. По окончании доклада руку опускает.При отходе от начальника военнослужащий, получив разрешение идти, прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: "Есть", поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом. Вопросы и задания

1. Покажите, как отдаётся честь на месте и в движении вне строя без головного убора и при надетом головном уборе.

2. Какие команды подаются для выхода военнослужащего из строя и для возвращения его в строй? Какие действия выполняет военнослужащий по этим командам?

3. Покажите порядок выхода из строя из первой и второй шеренги и возвращения в строй.

4. Покажите порядок подхода к начальнику и отхода от него вне строя.

§4. Строи отделения

4.1. Развёрнутый строй Развёрнутый строй отделения может быть одношереножный или двухшереножный.Построение отделения в одношереножный (двухшереножный) строй производится по команде "Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) - СТАНОВИСЬ ".Приняв строевую стойку и подав команду, командир отделения становится лицом в сторону фронта построения; отделение выстраивается согласно штату влево от командира в одну или две шеренги.Отделение численностью четыре человека и менее всегда строится в одну шеренгу.При необходимости выровнять отделение на месте подаётся команда "РАВНЯЙСЬ " или "Налево - РАВНЯЙСЬ ".По команде "РАВНЯЙСЬ " все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвёртого человека, считая себя первым. По команде "Налево - РАВНЯЙСЬ " все, кроме левофлангового, голову поворачивают налево (левое ухо выше правого, подбородок приподнят).При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперёд, назад или в стороны.По окончании выравнивания подаётся команда "СМИРНО ", по которой все военнослужащие быстро ставят голову прямо.При выравнивании отделения после поворота его кругом в команде указывается сторона равнения. Например: "Направо (налево) - РАВНЯЙСЬ".По команде "ВОЛЬНО " и по команде "ЗАПРАВИТЬСЯ " на месте военнослужащие могут стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.По команде "Отделение - РАЗОЙДИСЬ " военнослужащие выходят из строя. Для сбора отделения подаётся команда "Отделение - КО МНЕ ", по которой военнослужащие бегом собираются к командиру и по его дополнительной команде выстраиваются.Повороты отделения выполняются одновременно всеми военнослужащими с соблюдением равнения по установленным Строевым уставом командам и правилам. После поворота отделения в двухшереножном строю направо (налево) командир отделения делает полшага вправо (влево), а при повороте кругом - шаг вперёд.Для движения отделения подаются команды: "Отделение, шагом (строевым шагом, бегом) - МАРШ ". Если необходимо, в команде указываются направление движения и сторона равнения. Например: "Отделение, на такой-то предмет, равнение направо (налево), шагом (строевым шагом, бегом) - МАРШ".По команде "МАРШ " все военнослужащие одновременно начинают движение с левой ноги, соблюдая равнение и сохраняя интервалы и дистанции.Если сторона равнения не указана, равнение производится в сторону правого фланга взглядом без поворота головы.Для остановки отделения подаётся команда "Отделение - СТОЙ ".Для перемены направления захождением плечом подаётся команда "Отделение, правое (левое) плечо вперёд, шагом - МАРШ " (на ходу - "МАРШ ").По этой команде отделение начинает захождение правым (левым) плечом вперёд: фланговый заходящего фланга, повернув голову вдоль фронта, идёт полным шагом, сообразуя своё движение так, чтобы не потеснить остальных к неподвижному флангу; фланговый неподвижного фланга обозначает шаг на месте и постепенно поворачивается налево (направо), сообразуясь с движением заходящего фланга; остальные, соблюдая равнение по фронту взглядом в сторону заходящего фланга (не поворачивая головы) и чувствуя локтем соседа со стороны неподвижного фланга, делают шаг тем меньший, чем ближе они находятся к неподвижному флангу.Когда отделение сделает захождение насколько нужно, подаётся команда "ПРЯМО " или "Отделение - СТОЙ ".Для перестроения отделения из одной шеренги в две предварительно производится расчёт на первый и второй по команде "Отделение, на первый и второй - РАССЧИТАЙСЬ ".По этой команде каждый военнослужащий, начиная с правого фланга, по очереди быстро поворачивает голову к стоящему слева от него военнослужащему, называет свой номер и быстро ставит голову прямо; левофланговый голову не поворачивает.Так же производится расчёт по общей нумерации, для чего подаётся команда "Отделение, по порядку - РАССЧИТАЙСЬ ".В двухшереножном строю левофланговый второй шеренги по окончании расчёта строя по общей нумерации докладывает: "Полный " или "Неполный ".Перестроение отделения на месте из одной шеренги в две производится по команде "Отделение, в две шеренги - СТРОЙСЯ ".По исполнительной команде вторые номера делают с левой ноги шаг назад, не приставляя правой ноги, шаг вправо, чтобы стать в затылок первым номерам, и приставляют левую ногу.Для перестроения отделения на месте из сомкнутого двухшереножного строя в одношереножный строй отделение предварительно размыкается на один шаг, после чего подаётся команда "Отделение, в одну шеренгу - СТРОЙСЯ ".По исполнительной команде вторые номера выходят на линию первых, делая с левой ноги шаг влево, не приставляя правой ноги, шаг вперёд, и приставляют левую ногу. 4.2. Походный строй Походный строй отделения может быть в колонну по одному или в колонну по два.Построение отделения в колонну по одному (по два) на месте производится по команде "Отделение, в колонну по одному (по два) - СТАНОВИСЬ ". Приняв строевую стойку и подав команду, командир отделения становится лицом в сторону движения, а отделение выстраивается согласно штату в колонну по одному или в колонну по два.Отделение численностью четыре человека и менее строится в колонну по одному.Перестроение отделения из развёрнутого строя в колонну производится поворотом отделения направо по команде "Отделение, напра-ВО ". При повороте двухшереножного строя командир отделения делает полшага вправо.Перестроение отделения из колонны в развёрнутый строй производится поворотом отделения налево по команде "Отделение, нале-ВО ". При повороте отделения из колонны по два командир отделения делает полшага вперёд.Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два производится по команде "Отделение, в колонну по два, шагом - МАРШ "(на ходу- "МАРШ ").По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идёт вполшага, вторые номера, выходя вправо, в такт шага занимают свои места в колонне; отделение двигается вполшага до команды "ПРЯМО " или "Отделение - СТОЙ ".Перестроение отделения из колонны по два в колонну по одному производится по команде "Отделение, в колонну по одному, шагом - МАРШ " (на ходу - "МАРШ ").По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идёт полным шагом, а остальные - вполшага; по мере освобождения места вторые номера в такт шага заходят в затылок первым и продолжают движение полным шагом.Для перемены направления движения колонны подаются команды:· "Отделение, правое (левое) плечо вперёд - МАРШ "; направляющий заходит налево (направо) до команды "ПРЯМО ", остальные следуют за ним;· "Отделение, за мной - МАРШ (бегом - МАРШ) "; отделение следует за командиром. 4.3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении Для выполнения воинского приветствия в строю на месте, когда начальник подойдет на 10-15 шагов, командир отделения командует: "Отделение, СМИРНО, равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СРЕДИНУ) ".Военнослужащие отделения принимают строевую стойку, одновременно поворачивают голову направо (налево) и провожают начальника взглядом, поворачивая вслед за ним голову.При подходе начальника с тыльной стороны строя командир отделения поворачивает отделение кругом, а затем подаёт команду для выполнения воинского приветствия.Командир отделения, подав команду для выполнения воинского приветствия, прикладывает руку к головному убору (если он с оружием в положении "на ремень" или "на грудь", рука к головному убору не прикладывается); подходит строевым шагом к начальнику; за два-три шага до него останавливается и докладывает. Например: "Товарищ лейтенант. Второе отделение занимается тем-то. Командир отделения сержант Петров".Начальник, которого приветствуют, прикладывает руку к головному убору после подачи команды для выполнения воинского приветствия.Окончив доклад, командир отделения, не опуская руку от головного убора, делает левой (правой) ногой шаг в сторону с одновременным поворотом направо (налево) и, пропустив начальника вперёд, следует за ним в одном - двух шагах сзади и с внешней стороны строя.По прохождении начальника или по команде "Вольно" командир отделения командует: "ВОЛЬНО " - и опускает руку.Для выполнения воинского приветствия в строю в движении за 10-15 шагов до начальника командир отделения командует: "Отделение, СМИРНО, равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО) ". По команде "СМИРНО " все военнослужащие переходят на строевой шаг, а по команде "Равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО) " одновременно поворачивают голову в сторону начальника и прекращают движение руками или рукой, не занятой оружием.Командир отделения, если он без оружия или с оружием в положении "за спину", повернув голову, прикладывает руку к головному убору.По прохождении начальника или по команде "Вольно" командир отделения командует: "ВОЛЬНО " - и опускает руку. Вопросы и задания

1. Расскажите о построении отделения в развёрнутый строй.

2. Расскажите о действиях военнослужащих по командам «Равняйсь» и «Налево – Равняйсь».

3. Какие команды подаются для движения отделения и во время движения отделения?

4. Расскажите о порядке расчёта военнослужащих в строю.

5. Выполните действия при перестроении отделения из одной шеренги в две и обратно.

6. Расскажите о построении отделения в походный строй.

7. Выполните действия по построению отделения в колонну по одному (по два) на месте.

8. Выполните действия по перестроению отделения из колонны по одному в колонну по два.

9. Какие команды подаются для перемены направления движения колонны?

10. Расскажите о выполнении воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Строевые упражнения представляют собой одиночные или совместные действия занимающихся на месте, в движении и специальные упражнения в том или ином строю.

Классифицируются строевые упражнения на следующие четыре группы:

I – строевые приемы;

II – построения и перестроения;

III – передвижения;

IV – размыкания и смыкания.

    1. Основные строевые понятия

Строй – установленное размещение занимающихся для общих действий.

Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.

Разомкнутой строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом, указанном преподавателем.

Шеренга – это строй, в котором занимающиеся становятся рядом на одной линии.

Фланги – правая и левая оконечности строя.

Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг к другу.

Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий – первый двигающий в колонне.

Замыкающий – последний идущий в колонне.

1.2. Строевые приемы

1. Команда «Становись!» - занимающиеся занимают свои места в указанном преподавателем строю и принимают строевую (основную) стойку.

2. Команда «Смирно!» - занимающиеся принимают строевую стойку (основную) стойку.

3. Команда «Вольно!» - занимающиеся расслабляют в колонне одну ногу или стоят свободно, не сходя с места.

4. «Разойдись!» - команда, при которой занимающиеся расходятся.

5. Для выравнивания стоя подаются команды: «Равняйсь!», «Налево-равняйсь!», «На середину-равняйсь!».

Команда «Отставать!» подается при отмене выполнения строевою приема, по команде занимающихся принимают предшествующее ей положение.

Расчет группы. Команды: «По порядку-расчитайсь!», «На первый и второй – рассчитай!», по три (четыре, пять и т.д.) – расчитайсь!

Повороты на месте. Команды: «Нале-во!», «Напра-во!», «Кру-гом!», «Полповорота нале-во!», «Полповорота напра-во!». Полповорота направо, налево выполняется на 45º, повороты налево, направо выполняются на 90° и кругом – на 180º.

Выход из строя. Команда «Выйти из строя!». По этой команде ученик делает три шага вперед и поворачивается лицом к строю.

Возвращение в строй. Команда «Встать в строй!». По этой команде ученик делает три шага вперед и становится на свое место с поворотом кругом.

    1. Задания на внимание на месте

Для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния, рекомендуется проводить упражнения на внимание перед началом подготовительной части занятия. Задания выполняются как в одношеренговом, так и двухшеренговом строю.

1. Три шага вперед; 4 – приставить ногу, счет 5-6 поворот налево, счет 7-8 – прыжком поворот кругом. Команда «По заданию – Марш!».

2. Шаг вперед, счет 2 – приставить ногу, счет 3-4 – поворот направо, счет 5-6 – приставной шаг влево, 7-8 – приставной шаг вправо. Команда «По заданию – Марш!»

3. Три шага вперед, счет 4 – приставить ногу, счет 5-6 – присед руки вперед с возвращением в и.п., счет 7-8 – поворот направо.

4. Рассчитать группу на первый – второй, 1-4 – три шага вперед, приставить ногу; 5-7 – перестроение из одной шеренги в две; 8 – пауза; 9-10 – поворот направо; 11-12 – поворот налево; 13-15 – перестроение из двухшеренгового строя в одношеренговый; 16 – пауза. Команда: «С исполнением задания шагом – Марш!».

5. Шаг левой вперед, правую ногу вперед – счет 1, счет 2 - приставить правую к левой, левую руку вперед; счет 3 – упор присев, счет 4 – встать руки вверх, 5-6 – поворот направо руки в стороны, счет 7-8 руки вниз поворот налево.

6. Построение в две шеренги. Команда: «Строевые действия начи-най!» по этой команде движение по квадрату начинать с левой ноги строевым шагом, по счету 1-2, повороты налево выполняются на каждый счет 2 – и.п. Полный квадрат выполняется на 8 счетов. (рис. 1)

Рис.1 Рис.2 Рис.3

7. Рассчитать группу на первый – второй, по команде: «В две шеренги с уступом стройся!», на счет 1 – первые номера выполняют шаг вперед правой ногой вперед, 2 – приставить левую к правой ноге, 3 – левой влево, 4 – приставить правую ногу к левой, вторые с левой шаг назад, правую ногу приставить к левой, правой ногой вправо и приставить левую к правой. Счет 5-6-7-8 обратное перестроение в одну шеренгу на свои места (рис. 2).


Top