Рабочая программа жкх для социолога. Рабочая программа учебной дисциплины «Социология

Федеральное агентство по образованию

Читинский институт (филиал)

Байкальского государственного университета экономики и права

Кафедра Экономики и психологии труда

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

С О Ц И О Л О Г И Я

Для студентов 1 курса бакалавров

Очной формы обучения.

Чита 2012

Печатается по решению Учебно-методической комиссии

Читинского института БГУЭП

Протокол №________ от _________2012г.

Составитель: к.ф.н., доцент Янков А.Г.

Рецензенты: к. соц. наук, доц. Г.И. Зимирев

кафедры «Экономика и психология труда»

Протокол № ______ от_____________2012 г.


Программа по курсу «Социология»

Программа по учебному курсу «Социология» составлена для экономических, управленческих и юридических специальностей в соответствии с государственным стандартом образования.

Цель программы - ознакомить и ввести будущих специалистов в проблематику социологии как науки, изучающей закономерности развития и функционирования общественных систем, социальных институтов, социальных процессов. Социологические знания, накопленные человечеством, как в области теории, так и методологии ее практического применения в различных сферах общественной жизни, являются важным аспектом общей системы высшего образования и входят составной частью в профессиональную подготовку экономистов, юристов, менеджеров.

Программа курса «Социология» состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. В первом блоке - «Социология как наука, история возникновения, становления и развитие социологии», рассматриваются проблемы, связанные с пониманием предмета социологии, ее функции в системе наук. Излагаются вопросы становления социологии как науки в историческом плане. Исторический экскурс позволит создать более объемную картину общей проблематики социологии, показать преемственность в изучении актуальных вопросов современного общественного развития.

Тема 1. Предмет, структура, функции социологии.

Объектом социологического познания является - вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Поэтому, социология - это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных общностей, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личности, социальных групп, народов. Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процесс совместной деятельности. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношения людей друг к другу и к обществу. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или их группы независимо от того, присутствуют ли физически этот индивид или группа. Социология подразделяется на прикладную и теоретическую, макросоциологию и микросоциологию.

Тема 2. История социологии.

Понимание социологии невозможно без обращения к прошлой социальной мысли. Человечество с древнейших времен интересовалось местом человека среди других, возможностью создания бесконфликтного общества. В древнее время, Платон, Аристотель, Лао-Цзы, Конфуций оставили интересные размышления об обществе, человеке. Основная черта социальной мыли данной эпохи - ее обращенность к практике. Восточная мысль более направлена на изменения человека, затем общества, западная наоборот.

Основатель социологии - О. Конт (1798 - 1857). Социология Конта позитивна. Социология должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как происходят явления, уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Одной из центральных мыслей социологии О. Конта является деление этой науки на две части: социальную статику и социальную динамику, которые являются главными понятиями его социологии.

Одним из наиболее важных направлений социологии второй половины 19 века является биолого-эволюционная школа, а ее главным представителем является социолог Г. Спенсер. Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в том, является ли сотрудничество людей добровольным или принудительным. По этому принципу выводятся два типа общества: «военное» и «промышленное». Социальные законы такие же, как и естественные, не подвластные воле и желанию людей.

Признанным классиком социологии является Э. Дюркгейм (1858- 1917). Социальная реальность, по Дюркгейму, включена в общий универсальный природный порядок, поэтому она развивается в соответствии с определенными законами. Центральная идея творчества Э. Дюркгейма - идея общественной солидарности. Её решение, прежде всего, связано с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей?». Существуют два типа общественной солидарности: механическая и органическая. Каждая имеет свои особенные черты. Фактором развития общества, т.е. переход от механической солидарности к органической, является общественное разделение труда.

Российская социология имеет большие традиции. В отличие от других стран социология в России была не просто научным явлением. Социология с первых шагов играла роль идейного оружия либерально-демократических кругов. Отличительная особенность социологической мысли (в отличие от философского идеализма, славянофильства) в том, что она была в большей степени ориентирована на западную социологическую мысль. Выделяют три этапа в истории русской социологии: позитивизм, антипозитивизм, неопозитивизм.

Ярким представителем русской социологии является П.А. Сорокин (1889 - 1968). Сорокин создает позитивистскую модель социологии основанную на бихевиоризме. Особая заслуга Сорокина в формулировании идей о социальной мобильности, стратификации, социо-культурной мобильности.

Другим крупнейшим русским социологом был М. Ковалевский (1851 - 1916). Заслугой Ковалевского является то, что во многих исследованиях он пытался объяснить многие социальные явления и процессы путем анализа их происхождения. Он был основателем сравнительно-исторического метода. Значительное место в социологии Ковалевского заняла проблема государства, в том числе его происхождение.

Современная зарубежная социология представлена рядом социальных теорий. Структурный функционализм - рассматривает и объясняет общество через детальный анализ иерархий структур и их функций. Основатель данного направления Т. Парсонс считал, что реальность имеет системный характер, из чего следует, что выделенные абстрактные положения должны быть логически организованы в единое тело отвлеченных концепций. Символический интеракционизм рассматривает общество как продукт социального взаимодействия между людьми. В процессе взаимодействия происходит поиск смыслов, понимание. Феноменология и этнометодология занимаются проблемами личного и социального «создания мира», поисков смысла в мире, создания ценностей.

Во втором блоке - «Предмет социологии» дается категориальный аппарат социологии. Раскрываются понятия: социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное воспроизводство и др. Определяются различные аспекты современного общественного устройства жизни людей, и в частности такие: «Социальная система», «Общество и личность», «Социальные институты» и другие.

Тема 3. Социальные группы, статусы, роли. Понятие социальной стратификации, социальной структуры и социального воспроизводства.

Социальная группа является одним из важных понятий в социологии. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Для существования группы необходимы два условия: наличие взаимодействия между членами и появление разделяемых ожиданий. Существует несколько видов социальных групп, отличающихся количественно и качественно. Именно в социальных группах происходит первичное становление человека, формирование его мировоззрения и будущих социальных действий. Группам присуща групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. К групповой динамике относятся следующие процессы: лидерство, групповое давление, конфликты, формирование группового мнения. В группах происходит межличностное общение, влияющее на восприятие и позицию человека. Позицию человека в группе определяют два понятия «социальная роль» и «социальный статус». Социальная стратификация описывает неравенство в обществе. Основное понятие соц. стратификации – классы. Соц. структура рассматривает общество как самоуправляющуюся систему, совокупность общественных элементов и связей между ними.

Тема 4. Личность, общество и культура.

Изучение общества невозможно без обращения к культуре. Культура понятие многогранное. Понятие культуры употребляется для характеристики исторических эпох, народностей, специфических сфер жизни или деятельности. В обществе рассматриваются культурные ценности, влияющие на групповое и индивидуальное поведение. Одна из главных функций культуры - регуляция поведения членов общества, через социализацию. Тесно с понятием культура связано понятие личности. Личность интегрирует социально значимые черты. Формирование личности происходит путем взаимодействия данного лица с другими людьми. Другими словами личность - совокупность социальных связей и отношений. Существуют несколько факторов развития личности.

Тема 5. Социальные отклонения.

Существуют разные уровни отклоняющегося поведения: культурные и психические отклонения, индивидуальные и групповые, первичные и вторичные. Существуют так же культурно одобряемые отклонения. Социальные отклонения (девиантное поведение) тесно связано с процессом взаимодействия членов общества, наличием эталона поведения. Девиантное поведение относительно – в одних группах поведение не осуждается, в других определяется как преступное. Существует целый ряд концепций описывающих и объясняющих социальные отклонения: теория физических типов, психоаналитические теории, социологические теории, теория «клейма» и др.

Девиантное поведение, прежде всего, связано с процессом взаимодействия между людьми, социализацией, формированием девиантных ценностей.

Тема 6. Социальные взаимосвязи, процессы и изменения.

Социальные явления, структуры, их элементы находятся в постоянном движении. Меняется характер взаимосвязей и отношений между ними, т.е. происходят изменения. Они проявляются в возникновении (исчезновении) определенных элементов, трансформации внешних (внутренних) связей. Факторами, определяющими социальные изменения, являются их объективные предпосылки и условия (экономические, географические, этнические и др.); особые жизненные обстоятельства; активность личности. В понятие взаимосвязи и отношения входят: контакты, социальные действия, социальные воздействия. Социальные отношения лежащие в основе взаимосвязи определяются разделяемыми ценностями. Общество постоянно изменяется в силу внутренних противоречий и новых условий среды. Существуют революционные и реформаторские изменения.

Тема 7. Социальный конфликт.

Социальные конфликты необходимый атрибут социальной жизни. Конфликты подразделяются на межличностные и межгрупповые. Конфликт как социальный процесс имеет свои закономерности. Конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий. Каждый конфликт проходит стадии конфликта, характеризующиеся определенными стратегиями поведения участников. По внутреннему содержанию социальные конфликты различаются на рациональные и эмоциональные. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта, последствия конфликта.

Тема 8. Социальные институты.

Понятие «институт» одно из центральных в социологии. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Существуют несколько основных социальных институтов: институт семьи, экономики, политики, религии, молодежи, образования.

Третий блок: «Социальная структура современного Российского общества». В этом блоке дается информация о социально-демографических характеристиках российского общества, раскрываются социальные процессы происходящие в нашем обществе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МИД РФ
МГИМО - УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологии
ПРОГРАММА КУРСА
СОЦИОЛОГИЯ

(36 часов)

доктор философских наук, профессор Кравченко С.А.

МГИМО – 2004 г.
Программа дисциплины «Социология» составлена в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения.

Программа ориентирована на студентов и слушателей факультетов МЖ, МП, МО, ФП МГИМО (У) МИД России. Её особенностями являются:

– изложение материала в полипарадигмальной интерпретации, что позволяет слушателям видеть сильные и слабые стороны основных социологических теорий, возможности их применения лишь в конкретных пространственных и временных координатах;

– учитывается культурное многообразие через осуществление сравнительного анализа российских реалий с их западными и восточными аналогами, что способствует формированию толерантного отношения к иным культурам;

– акцент сделан на развитие социологического воображения , что помогает видеть латентные аспекты социальных явлений, учит диагностировать аномальные отклонения от нормы в развитии общественных институтов и отношений вырабатывать методы «лечения» и превентивного предупреждения социальных «болезней» через развитие связей с общественностью.


Цель курса : ознакомить студентов с общепризнанным достоянием современного мирового социологического знания в соответствии с требованиями обязательного государственного образовательного стандарта.

Главный акцент сделан на том, чтобы в концентрированной форме изложить основные характеристики общества как социокультурной системы, показать взаимодействие и взаимовлияние его различных составных частей и процессов.

В 90-е годы социологическая наука сделала качественный шаг в своем развитии - появились принципиально новые социальные теории, которые составили так называемую постклассическую социологию . Автор курса стремится сделать их достоянием студентов, видя в этом предпосылки действительно деидеологизированного, научного анализа современного мирового сообщества .

Вместе с тем студенты получат и достаточно полное представление о классических общепризнанных теориях, каждая из которых, используя свой инструментарий, вносит свой вклад в общее представление об обществе и социальных действиях людей. Из многообразия социологических парадигм отобраны те, которые общепризнанны и широко представлены в лучших современных российских и зарубежных учебниках по социологии. При этом предполагается “гибкая” манера изложения социологических теорий: во всех случаях отмечаются как их сильные, так и слабые стороны.

Теоретический материал излагается прежде всего в контексте современного российского общества. При этом широко используются сравнения социокультурных реалий нашей страны с другими обществами и культурами.
Задачи курса:
– изучение основных этапов развития мировой социологической мысли, включая классические, современные социологические теории и ныне создаваемые социологические теории постмодерна;

– изучение общества как особой социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

– рассмотрение основных социальных институтов, осуществляющих производство и воспроизводство общественных отношений;

– в контексте разных социологических парадигм изучение социо-культурных тенденций развития обществ, механизмов социальных изменений; объективная и субъективная социальная реальность;

– понимание сложной природы личности, процесса её социализации, роли основных агентов социализации; способов адаптации индивидов к социо-культурным реалиям, процессов десоциализации и ресоциализации;

– изучение личности и массы; коллективного сознательного и бессознательного;

– понимание межличностного взаимодействия, ролевых конфликтов, способов их урегулирования;

– исследование социо-культурной динамики на глобальном и локальном уровнях, вызовов мировому сообществу;

– изучение изменений в постсоциалистических обществах с акцентом на их особенности в России.

Место курса в системе общей профессиональной подготовки специалиста.

Социология является междисциплинарной наукой, содержащей основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием таких наук как математика, демография, экономика и социальная статистика, информатика, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества. Особо отметим связь социологии с социальными науками.

Социология и история. Социология как наука об обществе включает в себя существенные формы и функции исторического знания, использует методологию и теорию исторической науки, методы и источники их изучения, исследует отечественную историографию, всемирную историю, которая является фундаментальной базой истории социологии.

Социология и социальная философия. Социальная философия в социологии рассматривается как высший уровень теоретического обобщения социальных явлений и процессов, раскрывающий особенности философского взгляда на общество.

Социология и социальная психология. Социальная психология междисциплинарной областью знаний. В ней общество рассматривается как механическое множество индивидуальных актов, исследуемых в психике, поведении и деятельности.

Социология и политология. Политология, изучаемая социологами, раскрывает роль и место политики в жизни современных обществ, политические отношения и процессы, политические организации и движения , социокультурные аспекты политики, мировую политику и международные отношения, национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации и т.д.

Социология и культурология. В культурологии раскрываются основные понятия культуры, культурные ценности, традиции и нормы; дается типологизация культур, социальных институтов культуры.

Социология и социальная антропология. Социальная антропология – родственная социологии дисциплина, рассматривает культуру как образ жизни человека и общества.

Требования, методика, контроль за изучением курса: основная форма в преподавании курса - лекции . Каждой теме соответствует определенный “тезаурус” - набор базисных понятий, которые обогатят научный язык студентов и помогут развить у них основы социологического мышления. Для повышения эффективности лекций предполагается читать их в форме диалога с аудиторией. Студент должен научиться использовать теоретические знания для понимания и активного воздействия на поведение людей в различных сложных ситуациях . Форма контроля знаний : МЖ – письменный тест на знание теорий и социологической терминологии, информационная аналитическая справка, экзамен; МО – зачет; МП – зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

ТЕМЫ

Лекции

Семинары

1

Многообразие социального мира. Социология как наука: её парадигмальная сущность, предмет.

2

2

2

Культура, её типы. Влияние культуры на социокультурные отношения.

2

-

3

Социальная структура и социальная стратификация.

2

-

4

Социальное взаимодействие. Самораскрытие личности. Социализация.

2

-

5

Социальные группы. Этнические группы.

2

-

6

Политика, экономика, труд.

2

-

7

Образование. Религия и церковь.

2

-

8

Организация и управление. Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

2

-

9

Глобализация и социокультурная динамика. Изменения в мире и в России

2

-

10

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ Структурный функционализм

-

2

11

Конфликтные парадигмы

-

2

12

ИНТЕРПРЕТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ

Понимающая” социология М.Вебера



-

2

13

Символический интеракционизм Дж.Мида, Ч.Кули и Г.Блумера

-

2

14

Феноменология и этнометодология.

-

2

15

Социальный психоанализ З.Фрейда, гуманистический психоанализ Э.Фромма

-

2

16

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ И ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ

Интегральная социология П.Сорокина


-

2

17

Объединительные парадигмы А.Гидденса и П.Бурдье

-

2

ИТОГО:

18

18

Тема 1. Многообразие социального мира. Социология как наука: зарождение и развитие, её парадигмальная сущность, предмет.
Многообразие и 6единство социального мира, его сложность. Социологическое вооброжение.

Здравый смысл и научное знание о человеке и обществе.

Научные методы (концепция, операционализация, переменные, корреляция, зависимые и независимые переменные, проверка и контроль. Проблема профессиональной этики. Права человека в процессе проведения социального исследования.

Возникновение в социологии ряда социологических школ и направлений. Уровни анализа социальных феноменов. Образование самостоятельных структурных, интерпретивных и интегральных парадигм.

Кризис объектно-предметных оснований социологии конца ХХ века. Современные синтетические трактовки предмета социологии. Переосмысление взглядов на общественные законы, методы познания общества . Синергетический подход в социологии. Современные подходы к определению предмета социологической науки. Функции социологии в современном российском обществе.
План семинара к теме 1.
1. Соотношении социологии и идеологии, социологии и здравого смысла. Вклад О.Конта в отделении социологии от идеологических пристрастий.

2. Социокультурные основания общества и их влияние на социальное познание: проблема ангажированности исследований общества, концепция партийности социального знания. Принцип “свободы от ценностных суждений”.

3. Специфика законов об обществе: взгляды первых и современных социологов.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Кравченко С.А., Социология. Учебное пособие для вузов./ С.А. Кравченко – М.: Издательство «Экзамен», 2003 г.

Мнацаканян М.О. Десять лекций по общей социологии: Учебное пособие. – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2003

Монсон Пер. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М., 1995, разделы 1-4

Учебный социологический словарь. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А. Кравченко. М., 2001

Фролов С.С. Социология. М., 1999. Главы 1 и 2

Мнацаканян М.О. Десять леций по общей социологии: Учебное пособие. – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2003

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. Введение и гл.12

Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М., 1996. Главы 1,2,8

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., Гардарика, 1998. Рекомендуются темы 1 и 2.

Гидденс Э. Социология. – М., Эдиториал УРСС, 1999, глава 1.

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. Учебник для высших учебных заведений. В главе I показывается становление социологии как самостоятельной науки, её отличие от истории, философии, психологии, политологии.

Новикова С.С. Социология. История, основы, институционализации в России. Москва – Воронеж, 2000

Общая социология: Учебное пособие/Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.– М.: ИНФРА-М, 2000, глава 1

Смелзер Н. Социология. М., 1994. Глава 1. Весьма неординарно излагаются социологические подходы к изучению общества.

Социология. Учебник для вузов. Под ред. Г.В.Осипова и др. М., 1996. Рекомендуются главы 1 и 2, в которых раскрывается вопросы становления социологии, её парадигм, объекта и предмета.

Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Под ред. Г.В. Осипова. М., Аспект-Пресс, 1998. – Рекомендуются главы 1 и 2
Тема 2. Культура и её типы. Влияние культуры на социокультурные отношения.
Смысл культуры. Изучение культуры и соотнесенность с культурным контекстом. Символическая структура культуры. Соотношение биологического и социокультурного. Социобиология. Главные компоненты культуры (ценности, верования, нормы, материальные носители, язык). Типыв культуры (культурная гомогенность, культурные различия, культурный релятивизм, культурный универсализм, культурная интеграцияЮ субкультуры, контр-культуры).

Общество как социокультурная система. Влияние культуры на социокультурные отношения.

Рабочая программа по социологии федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Социология как наука об обществе, социальных институтах, социальной деятельности и поведении является одной из составных частей социально-гуманитарной подготовки в вузе. Опираясь на теорию и эмпирические данные, она позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни.

Целью данного курса является формирование научного представления о социологии как инструменте познания общества, знакомство с основными фундаментальными категориями и парадигмами социологической науки, использование методов прикладных социологических исследований в научной работе и будущей профессиональной деятельности.

Решение этих задач дает возможность студентам повысить уровень мировоззренческой культуры, социологического мышления, вводит их в круг фундаментальных понятий и проблем социологии, способствует выработке различных социальных технологий и принятию компетентных профессиональных решений.

В результате изучения социологии студенты должны:

    знать основные фундаментальные категории и проблемы современной социологической теории; историю и этапы развития социологии; основные функции социологии и сферы применения социологического знания;

    иметь представления о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на различных уровнях;

    знать специфику изучения общества как социальной системы, социальных институтов; иметь представление о специфике процесса модернизации в России, о тенденциях изменения российского социума, основных факторах, влияющих на образование новых страт, понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияние на изменение социальной структуры общества;

    знать основные составляющие структуры личности, основные этапы социализации личности, понятие социального статуса и социальной роли, понимать сущность девиантного поведения и его преодоления;

    владеть основными методами прикладных социологических исследований (анкетированием, интервью, наблюдением. Анализом документальных источников), уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий и применять социологические методы исследования на практике.

Программа составлена из расчета учебного времени, определенного тематическим планом.

Основной раздел

Тема 1. Научный статус социологии: объект и предмет социологии

Объект и предмет познания социологии. Дискуссия о предметах социологии. Основные категории социологической науки. Понятие социального и социетального. Социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития.

Структура социологии. Общесоциологическая теория, специальные и отраслевые социологические теории, прикладная социология, процессы их взаимодействия и дифференциации. Методы социологического познания. Проблема теоретического и эмпирического исследования социального факта.

Социология в системе социогуманитарных наук. Социология и право. Функции социологии: познавательная, методологическая, прикладная, прогностическая.

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-____________/р.
СОЦИОЛОГИЯ
Учебная программа для специальностей

1-21 05 01 Белорусская филология (по направлениям)

1-25 05 01-01 Белорусская филология(литературно-редакционная деятельность);

1-21 05 01-02 Белорусская филология (компьютерное обеспечение);

1-21 05 02 Русская филология (по направлениям)

1-21 05 02-01 Русская филология (литературно-редакционная деятельность);

1-12 05 02-02 Русская филология (компьютерное обеспечение);

1-53 01 02 Автоматизированные системы обработки информации;

1-02 05 04 Физика. Дополнительная специальность

1-02 05 04-04 Физика. Техническое творчество;

1-75 01 01 Лесное хозяйство;

1-51 01 01 Геология и разведка полезных ископаемых;

1-26 01 01 Государственное управление;

1-25 01 10 Коммерческая деятельность;

1-25 01 04 Финансы и кредит;

1-25 01 03 Мировая экономика;

1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии;

1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)

1-25 01 08-01 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках;

1-25 01 08 -03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих

и некоммерческих организациях;

1-03 04 02-02 Социальная педагогика. Практическая психология;

1-03 0201 Физическая культура


Факультет юридический

Кафедра политической социологии

Курс (курсы) 1,2,3,4

Семестр (семестры) 1,2,3,4,5,6,7

Лекции 14 часов Зачет 1,2,3,4,5,6,7 семестр

Практические (семинарские) занятия 16 часа

Самостоятельная управляемая работа студента (СУРС) 4 часа

Всего аудиторных

часов по дисциплине 34 часа

Всего часов Форма получения

по дисциплине 54 часа высшего образования дневная

Составил А.П. Касьяненко, к.ф.н., доцент, М.Я. Тишкевич, старший преподаватель

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы дисциплины «Социология» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 12 марта 2008 г. Регистрационный № ТД-СГ.008/тип.

М.Я. Тишкевич


Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом юридического факультета
___ __________ 2010 г., протокол № __

Председатель

____________ И.Н. Цыкунова

Пояснительная записка

Социология – дисциплина, которая помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов. Социология непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных.

Программа курса «Социология» направлена на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные процессы в обществе, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений.

Целью курса «Социология» является усвоение студентами научных представлений об обществе и социальном мире человека; развитие социологического мышления; раскрытие специфики социальных отношений и процессов в Республике Беларусь, формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социальной активности.

Задачами учебного курса являются:

Овладение студентами теоретическими основами социологической науки;

Создание у студентов теоретико-методологического фундамента для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, происходящих в нем социальных процессах, в контексте основных научных социологических направлений, школ и концепций;

Формирование умений и навыков практического применения полученных социологические знаний к анализу современных социальных процессов, включая процессы социального неравенства, конфликтов, социальной стратификации общества;


  • подготовка широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и имеющих научное представление о методах проведения социологических исследований.
Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким курсам, как «Философия», «Политология».

Студент должен знать:

Основные социологические понятия и категории;

Задачи и функции социологии;

Основные социальные цели белорусского общества;

Тенденции развития современных социальных процессов;

Специфику функционирования социальных институтов в Республике Беларусь;

Социально-стратификационную модель белорусского социума;

Характеристики социальных общностей в Беларуси;

Особенности социальных и социокультурных процессов в Республике Беларусь;

Социальную политику в Республике Беларусь

Студент должен уметь:

Анализировать социальные и социокультурные процессы в Республике Беларусь и за рубежом;

Использовать социологические знания для принятия эффективных управленческих решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей;

Осуществлять поиск и анализ необходимой социальной информации из различных источников;

Различать объективный и субъективный анализ социальной информации;

Аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем

Общее количество часов- 54, аудиторное количество часов- 34, из них: лекции – 14 часов, практические занятия – 16 часа, СУРС -4 часа.. Форма отчетности –зачет.






Раздел 1 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тема 1 Социология как наука, ее объект, предмет, структура и функции

Общество как объект научного познания. Особенности познания явлений и процессов общественной жизни. Предмет социологии. Социология как наука о личности, социальных общностях, социальных институтах, социальных процессах, законах и механизмах становления, функционирования и развития общества как социальной системы. Методология социологии. Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов.


Тема 2 История становления и развития социологии

Социология как наука об обществе. Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии. Становление научной социологии в ХIХ в. и основные вехи ее развития.

Классический этап развития социологии: основные концепции и подходы. Формирование основных парадигм (К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер). Теория и метод социологии. Позитивистская и психологическая ориентации.

Западная социология в ХХ столетии. Периодизация социологии ХХ столетия. Эмпиризация социологии в 20-е гг. Структурный функционализм и его критика социологами субъективистской ориентации в неклассической социологии. Постнеклассический этап: от модерна к концепциям постмодерна. Размывание предметного поля социологии и ее теоретико-методологический кризис. Попытки создания интеграционных теорий (Э. Гидденс, П. Бурдье, Ю. Хабермас).

Развитие отечественной социологии. Основные теоретические направления в конце XIX– начале XX вв. Советская социология, ее основные достижения. Развитие социологии в Беларуси, России, других постсоветских республиках.
Тема 3 Общество как социально-экономическая и социокультурная

система
Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение. Основные признаки общества. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система. Модель устойчивого развития белорусского социума.

Культура как социальное явление. Проблемы социокультурных отношений современного общества. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы.


Тема 4 Культура как система ценностей и норм
Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Культурные парадигмы и их содержание. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника.

Специфика отдельных культур. Белорусская культура и ее компоненты. Функции культуры. Типы культур. Традиции белорусской культуры и их влияние на развитие современного белорусского общества.

Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания. Социальная культура и культура социальной жизни. Социокультурные ориентации в современном белорусском обществе.
Тема 5 Личность как система
Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма «социального поведения», символического интеракционизма, конфликта).

Процесс формирования личности. Структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности.

Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Социализация белорусской молодежи. Социокультурные ориентации современной молодежи.

Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.


РАЗДЕЛ 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИНСТИТУТЫ И

ПРОЦЕССЫ
Тема 6 Социальная структура и стратификация
Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П.Сорокин, Э.Гидденс и др.). Их основные различия.

Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус». Многообразие моделей стратификации.

Социальная структура современного белорусского общества. Принципы стратификации, основные социальные группы в динамике и роль каждой группы в развитии белорусского общества. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.

Процедура формирования многомерных слоев. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как вариант стратификационного подхода: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита.


Тема 7 Социальные общности и социальные группы
Определение понятия «социальная группа». Виды социальных общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Типология социальных групп. Большие и малые группы. Первичные и вторичные группы, референтные группы. Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства в группах. Группообразующие процессы в современном белорусском обществе.

Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей. Территориальная общность. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. Национально-этнические общности. Типы этносов (этнических групп): племя, народность, нация. Этническая стратификация.

Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования глобального общества. Причины обострения межнациональных отношений. Решение национально-этнических проблем в Республике Беларусь. Национальная политика Беларуси.
Тема 8 Социальные институты и социальные организации
Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О.Конт, Ф.Теннис, М.Вебер, Т.Парсонс и др.) Общие показатели, отражающие основные компоненты социальных институтов. Структура социальных институтов, их типология. Функции, цели и задачи социальных институтов. Социальные роли в институтах. Закономерности функционирования институтов. Источники развития (или кризиса) социальных институтов.

Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов. Признание и престиж социального института. Социологический анализ основных типологий социальных институтов. Основные институты: семья, производство, государство, образование и др. Сферы влияния каждого института. Значение институциональных признаков в функционировании социальных институтов.

Социальные институты в современном белорусском обществе, их классификация. Специфика функционирования социальных институтов и социальных организаций в Республике Беларусь.
Тема 9 Социальные конфликты
Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические проблемы социальных конфликтов у К.Маркса. Основные конфликтные теории в ХХ-м веке. Функции социального конфликта, их применение в анализе современных политических и экономических конфликтов. Управление конфликтом как новая парадигма мышления и действия, ее использование в белорусской практике.

Этапы возникновения и развития социального конфликта. Возникновение и причины конфликтной ситуации. Характеристика и острота конфликта. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социального конфликта. Последствия социального конфликта. Возникновение новых социальных структур в период действия конфликтов. Национальные противоречия. Причины обострения и основные направления решений национального и территориального вопросов.


Тема 10 Социальный контроль и социальное управление
Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др.

Особенности социального управления и социальной политики в Республике Беларусь. Модель устойчивого развития белорусского общества. Социологическая экспертиза как способ выявления масштаба отклонений социально-экономических показателей развития объекта от нормативных показателей, заложенных в программы развития белорусского государства.

РАЗДЕЛ 3 ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Тема 11 Специальные и отраслевые теории
Отраслевые социологические дисциплины (экономическая социология, социология образования, медицины, права, политики, религии и т.п.) и специальные социологические теории (молодежи, морали, семьи и др.) Их соотношение и взаимосвязь с общей социологией.

Место отраслевых социологий в структуре социологического знания. Объект, предмет, функции и методы исследования отраслевых социологий, их отличие от общей социологии. Классификация отраслевых социологий. Теории, объясняющие социальную жизнь общества в единстве с другими сферами жизни социума. Теории, анализирующие социокультурные явления и развитие личности.

Развитие отраслевых социологических дисциплин как рефлексия на потребности практической жизни.
Тема 12 Виды и типы социологического исследования
Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Методы анализа социологической информации. Теоретическая и эмпирическая модели объекта и их использование в процессе анализа.

Программа социологического исследования – основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Измерения социальных явлений. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта.

Социологическое моделирование как метод исследования социальных и экономических отношений и процессов.

Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

страница 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины:

Специальности :

24.02.01. Производство летательных аппаратов

Базовая подготовка

Москва

2016 год

Подпись Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Начальник УИМО

М.А. Аксиньева

Подпись Ф.И.О.

Составитель: Моисеева Ирина Юрьевна, к.и.н., преподаватель ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова

Рецензент: _________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

стр.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы социологии и политологии»
  1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 24.02.01. Производство летательных аппаратов

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

Программа направлена на формирование общих учебных компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей).

Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1. Анализировать объект производства.

ПК 2. Обеспечить технологическую подготовку производства.

ПК 3. Анализировать результаты реализации технологического процесса для определения направлений его совершенствования.

ПК 4. Анализировать технологическое задание, выбирать конструктивное решение.

ПК 5. Проводить сбор, обработку и накопление технических, экономических и социологических видов информации. Выбирать наиболее конструктивные решения для реализации управленческих решений и оценки экономической эффективности производственной деятельности участка.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. Воспитание уважения и интереса к истории развития социологии и политологии, понимание значения знания социально политических процессов для современной жизни.
  2. Дальнейшее развитие и совершенствование аналитических способностей студентов в процессе освоения курса философии.
  3. Освоение знаний о социологии и политологии, как о науке и общественном явлении, способном влиять на окружающую действительность.
  4. Овладение умениями анализировать, классифицировать социально-политические факты, оценивать различные политические течения и их роль в процессе формирования личности.
  5. Применение научных знаний и умений в практической жизни, в общении с окружающими.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Ориентироваться в наиболее общих социально-политических проблемах.

Определить значение социологии и политологии как отраслей духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

Сформулировать представление о политике, как важнейшем общественном явлении.

Воспитывать политическую активность и понимание важности участия индивида в общественно-политической жизни;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Основные понятия социологии и политологии;

Роль социологии и политологии в жизни человека и общества;

Элементы социальной структуры общества;

Сущность политического процесса;

Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Использовать приобретенные знания и умения в профессиональной деятельности и повседневной жизни для:

Осознания социально-политических закономерностей в окружающей действительности;

Умения решать возникшие проблемы на основе социально-ролитических знаний;

Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой жизни;

Совершенствования коммуникативных способностей, способностей межличностного и межкультурного общения.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, т.к. все виды компетенций взаимосвязаны.

Мировоззренческая компетенция - формирование мировоззренческой позиции личности и убеждений под влиянием практической жизнедеятельности людей, на основе их личного жизненного опыта. Помогает понять и правильно осмыслить окружающий мир. Эта компетенция формируется в процессе изучения всего социологии и политологии.

Коммуникативная компетенция – формирование умения общения и передачи информации на основе полученных социально-политических знаний. Эта компетенция формируется в процессе изучения всего курса социологии и политологии.

Аксиологическая компетенция (оценочная) – формирует умение на основе полученных социально-политических знаний оценивать объективную реальность и преобразовывать ее в соответствии с исторической необходимостью. Формируется в процессе изучения проблем человека и личности.

Культуроведческая компетенция – осознание социологии и политологии, как части культуры, взаимосвязи политической культуры и культуры в целом, овладение этическими нормами. Формирование культуроведческой компетенции может происходить в результате изучения тем «Культура» и «Политическая культура» , а так же в результате изучения проблем связанных с культурой.

В результате освоения дисциплины «Основы социологии и политологии» обучающиеся должны овладеть общими компетенциями по четырем блокам: самореализации, самообучения, информационному, коммуникативному.

Социология и политология, как мировоззренческие науки, обеспечивают развитие интеллектуальных, аналитических и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Особое значение придается знанию социально-политической терминологии, развитию политического мышления, навыков самоконтроля, потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам, интернет-ресурсам).

  1. Использование часов вариативной части ОПОП

Дисциплина состоит из часов вариативной части.

  1. Профильная составляющая (направленность) дисциплины

Реализуется за счет отбора профильно-дидактических единиц, адекватных форм внеаудиторной самостоятельной работы, использование потенциала межпредметных связей.

  1. Количество часов на освоение учебной дисциплины «Основы социологии и политологии».

  • Самостоятельная работа – 16 часов.
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНЕИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы социологии и политологии»
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Подготовка докладов, сообщений, характеристик

Изучение Конституции РФ

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Основы социологии

Раздел 1.

Система научного знания

Тема 1.1.

Социология как наука. Предмет социологии. Методы социологического исследования.

  1. Введение.
  2. Понятие о предмете, объекте и методах исследования науки. Цели и задачи изучения основ социологии.
  3. Методы социального познания: анализ документов, опрос, наблюдения, эксперимент.

Подготовка сообщений о развитии социологии с древних времен до современности.

Тема 1.2.

История социологии

История социологии: древность, средневековье, новое время, современность. Э. Кант – родоначальник социологии. Э. Дюргейм, Г. Спенсер, М. Вебер – вклад в развитие социологии. Марксизм. Социология в России. Современная социология

Подготовка докладов по истории социологической мысли

Тема 1.3.

Личность в системе социальных отношений.

Личность, как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. Взаимоотношения личности и общества. Социальный статус личности. Виды статусов. Статусный набор. Социальные роли личности. Ролевой набор. Ролевой конфликт и его разрешение. Социализация личности. Процессы социализации, этапы и стадии.

Самостоятельная работа обучающихся: на основе биографии проследить процесс социализации личности.

Раздел 2.

Социальная динамика

Тема 2.1.

Культура как социальное явление

Культура и общество. Культура и цивилизация. Социальные функции культуры. Культура, субкультура, контркультура. Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура. Основные элементы культуры: язык, знания, убеждения, ценности, нормы, традиции, религия, идеология, наука, искусство. Распространение культуры.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка докладов по культуре стран мира

Тема 2.2.

Регуляция поведения в обществе.

Социальные отклонения. Социальные роли и поведение личности. Роль социальной среды в поведении личности. Социальный контроль: внутренний, внешний, формальный, неформальный. Социальные нормы, их виды. Социальные отклонения. Девиация и развитие общества.

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение норм социального контроля

Тема 2.3. Социальные институты.

Понятие социальный институт. Основные признаки социальных институтов. Политические, экономические, культурно-образовательные институты, базовые институты общества. Семья, как социальный институт. Исторические формы семьи: моногамная, полигамная. Семейные традиции, семейные роли.

Самостоятельная работа обучающихся: разобрать социальный институт здравоохранения.

Раздел 3.

Социальная структура.

Тема 3.1.

Социальные общности и группы, этнические общности

Социальные общности и группы. Их признаки, многообразие общностей и групп. Масса, как феномен социальных общностей и групп. Роль толпы в социальном процессе. Этнические общности. Этнические процессы. Социальная группа. Группы первичные и вторичные, реальные и номинальные. Роль лидера в группах.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по дополнительным источникам информации

Тема 3.2.

Общество как социальная система.

Социальная стратификация и мобильность. Общество, его основные признаки, структура и функции. Общество, как социокультурная система. Развитие общества. Основные формы развития. Прогресс и регресс. Традиционное и современное развитие общества, их принципиальные различия.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить характеристику современного общества

Раздел 4.Основы политологии

Тема 4.1. Политика как социальное явление. Политика и экономика

Политика, как социальное явление. Ее роль в развитии общества. Предмет политологии, основные понятия, методы изучения политической жизни общества. История политической мысли. Элементы политологии в учениях древних греков. Политические идеи средневековья и эпохи возрождения (Н. Макиавелли), нового времени и современности.

Политика, как концентрированное выражение экономики. Основные направления политики. Экономическая политика, общество, как система. Общественные групповые интересы, власть. Столкновение интересов, как основа политических конфликтов и кризисов. Социальная политика.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка докладов по истории политической мысли

Тема 4.2.

Этнонациональные и конфессиональные группы в политике. Человек в политике.

Политические сферы жизни этносов, наций, национальных групп. Формирование национальной государственности. Этнополитические конфликты. Этнополитическое пространство РФ. Конфессиональные группы в политике. Человек в политике. Политические интересы и потребности личности. Политическая социализация личности. Политические интересы личности. Политическое участие, Политические права и свободы.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по развитию наций и конфессий.

Раздел 5.

Политическая жизнь общества.

Тема 5.1. Политическая жизнь и политическая система общества

Сущность понятия «политическая жизнь общества». Открытое и закрытое общество. Свобода политической жизни. Понятие политической системы общества, структура политической системы. Политическая власть. Понятие политической власти, источники власти, признаки и формы правления, ресурсы власти. Политический режим: тоталитарный, авторитарный, демократический. Демократия – форма власти. Принципы демократии.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить характеристику современного политического режима

Тема 5.2.

Государство и гражданское общество

Государство, как фундаментальный институт политической системы. Монархия и республика. Признаки государства, типы, формы, политические режимы. Основные черты гражданского общества, условия существования. Президент и парламент в структуре политической власти. Президентская республика, ее особенности.

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конституцией РФ: государственное устройство России

Тема 5.3.

Политические партии и системы. Политическое лидерство.

Происхождение и сущность политических партий. Партийные системы: сущность, разновидности. Политические движения, организации, группы давления. Понятие политической элиты, ее функции. Политические лидеры: типы, функции. Теория черт. Политический процесс. Участие гражданского общества в политическом процессе. Насилие в политическом процессе. Выборы и избирательные системы: мажоритраная, пропорциональная, смешанная. Системы правительства: традиционная, сословная, правовая.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов «Политические партии в России»

Тема 5.4.

Политическая культура и политическое сознание

Понятие политической культуры. Типология, основные элементы и функции политической культуры. Политическая культура молодежи. Политическое сознание: обыденное и теоретическое. Политические ценности, потребности, интересы. Политические коммуникации в политической жизни. СМИ, их роль в жизни.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений о роли СМИ в политической жизни страны.

Тема 5.5.

Внешняя политика и международные отношения.

Понятие внешней политики, сущность, структура, функции. Понятие международных отношений, история их становления. Роль международных организаций. Международные конфликты: источники, причины, способы разрешения. Изменение облика мира на рубеже XX-XXI в. Новый внешнеполитический курс России.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить характеристику современного уровня развития международных отношений РФ

Дифференцированный зачет

Всего:

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Основ философии».

  1. Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Основы социологии и политологии» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты).

  1. Технические средства обучения:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор;

Мультимедийный экран и проектор.

  1. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

Правила техники безопасности и производственной санитарии;

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

- выписка из ФГОС СПО по специальности;

- выписка из Государственной программы г. Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»);

- рабочая программа учебной дисциплины;

- календарно-тематический план;

3.2.2. Общеметодический компонент:

По управлению самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся;

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

План учебного занятия, технологическая карта занятия;

Вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

Задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;

Домашние задания;

Перечень сообщений;

Методические разработки учебных занятий с применением современных технологий обучения;

3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:

Тесты по темам дисциплины;

Проверочные работы в формате ЕГЭ;

  1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Учебные пособия:

  1. Основы социологии и политологии.Демидов Н.М.- М.: «Академия», 2015
  2. Основы социологии и политологии. – Л.М. Куликов. – Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений.. – М., 2014..
  3. Основы политологии. Шилобод М.И. - М.: «Владс», 2014.
  4. Социология и политология. КравченкоА.И.- М.: «Академия», 2015.

Дополнительные источники:

Дополнительная учебная литература:

  1. Алексеевав Т. «Современные политические теории». - М.: «Юрист», 2000 г.
  2. История политических и правовых учений / Под ред. Персеянца В.С. - М.: «Юридическая литература», 1999 г.
  3. Политология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под ред. Радугина А.А., М.: «Центр», 2001 г.
  4. Фролов С.С. «Основы социологии», учебное пособие, М.: «Юрист», 1997 г.
  5. Социология учебное пособие в схемах и таблицах, под ред. В.П. Сальникова Фонд «Университет», С.-Пб, 2001 г.
  6. Социологический энциклопедический словарь. / под ред. Осипова Г.В., Москва, Инфра М-норма, 1998 г.
  7. Политология. Краткий энциклопедический словарь / под ред. Борцова Ю.С., Москва, «Феникс», 1997 г.

    Результаты обучения, освоенные умения, усвоенные знания

    Освоенные ОК, ПК

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Ориентироваться в наиболее общих социально-политических проблемах, познания ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

    ОК1, ОК2, ОК3, ОК6, ПК1

    Формы контроля обучения:

    Домашние задания проблемного характера;

    Практические задания по работе с оригинальными текстами;

    Написание и защита рефератов;

    Подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

    Тестовые задания по соответствующим темам;

    Фронтальная проверка знаний (устно);

    Контрольная работа;

    Методы оценки результатов обучения:

    Мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания;

    Накопительная оценка;

    Определить значение социологии и политологии, как отраслей духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков

    ОК4, ОК5, ОК1, ПК3, ПК4, ПК5

    Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей

    ОК8, ОК1, ПК5

    Сформировать представление о политике, как главной функции государства

    ОК4, ОК5, ПК2

    Уметь работать с первоисточниками

    ОК9, ОК 7

    В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать:

    Основные понятия социологии и политологии

    ПК2, ПК1

    Роль социологии и политологии в жизни человека и общества

    ОК3, ОК 7 ПК3

    Сущность социально-политических процессов

    ОК5, ОК6

    Об условиях формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

    ОК8, ОК9, ОК10

    О социальных и этических проблемах связанных с достижениями науки, техники и технологий


Top