ПВО — системы противовоздушной обороны России. Ракетные системы противовоздушной обороны вмф ссср и россии Мобильный комплекс пво

Зенитные ракетные системы на базе авиационных средств поражения

Саид Аминов, главный редактор интернет-сайта «Вестник ПВО» (ПВО.рф)

Основные положения:

Сегодня ряд компаний активно разрабатывают и продвигают новые комплексы ПВО, основу которых составляют применяемые с наземных пусковых установок авиационные ракеты класса «воздух-воздух»;

Учитывая большое количество авиационных ракет на вооружении разных стран, создание таких ЗРК может быть очень перспективным.

Идея создания зенитных ракетных комплексов на базе авиационных средств поражения не нова. Еще в 1960-е гг. США создали самоходные ЗРК ближнего действия Chaparral с авиационной ракетой Sidewinder и корабельный ЗРК малой дальности Sea Sparrow с авиационной ракетой AIM-7E-2 Sparrow. Эти комплексы получили широкое распространение и применялись в боевых действиях. При этом в Италии был создан наземный ЗРК Spada (и его корабельный вариант Albatros), использующий близкие по конструкции к Sparrow зенитные управляемые ракеты Aspide.

В наши дни США вернулись к проектированию «гибридных» систем ПВО на базе авиационной ракеты Raytheon AIM-120 AMRAAM. Создаваемый уже длительное время ЗРК SLAMRAAM, призванный дополнить в сухопутных войсках и корпусе морской пехоты США комплекс Avenger, теоретически может стать одним из самых продаваемых на внешних рынках, учитывая число стран имеющих на вооружении авиационные ракеты AIM-120. Примером может служить уже завоевавший популярность американо-норвежский ЗРК NASAMS, созданный также на базе ракетs AIM-120.

Европейская группа MBDA продвигает ЗРК вертикального старта на основе французской авиационной ракеты MICA, а германская компания Diehl BGT Defence - на основе ракеты IRIS-T.

Россия также не стоит в стороне - в 2005 г. корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) представила на авиасалоне МАКС информацию о применении в ПВО авиационной ракеты средней дальности РВВ-АЕ. Эта ракета с активной радиолокационной системой наведения предназначена для применения с самолетов четвертого поколения, имеет дальность поражения 80 км и экспортировалась в больших количествах в составе истребителей семейства Су-30МК и МиГ-29 в Китай, Алжир, Индию и другие страны. Правда информации о развитии зенитного варианта РВВ-АЕ в последнее время не поступало.

Chaparral (США)

Самоходный всепогодный ЗРК Chaparral был разработан компанией Ford на базе авиационной ракеты Sidewinder 1С (AIM-9D) . Комплекс был принят на вооружение американской армии в 1969 г., и с тех пор неоднократно модернизировался. В боевых условиях Chaparral был впервые применен израильской армией на Голанских высотах в 1973 г., а в последующем применялся Израилем в 1982 г. во время израильской оккупации Ливана. Однако уже к началу 1990-х гг. ЗРК Chaparral безнадежно устарел и был снят с вооружения США, а затем и Израиля. Ныне он остался в эксплуатации лишь в Египте, Колумбии, Марокко, Португалии, Тунисе и на Тайване.

Sea Sparrow (США)

Sea Sparrow является одним из самых массовых корабельных ЗРК малой дальности ВМС стран НАТО. Комплекс был создан на базе ракеты RIM-7 - модифицированного варианта ракеты класса «воздух-воздух» AIM-7F Sparrow . Испытания начались 1967 г., а с 1971 г. комплекс стал поступать на вооружение ВМС США.

В 1968 г. Дания, Италия и Норвегия пришли к соглашению с ВМС США о совместных работах по модернизации ЗРК Sea Sparrow в рамках международной кооперации. В результате был разработан унифицированный комплекс ПВО надводных кораблей стран НАТО NSSMS (NATO Sea Sparrow Missile System), серийное производство которого ведется с 1973 г.

Сейчас для ЗРК Sea Sparrow предлагается новая зенитная ракета RIM-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missiles), разработка которой началась в 1995 г. международным консорциумом во главе с американской компанией Raytheon. В состав консорциума входят компании из Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Испании, Греции, Голландии, Италии, Норвегии, Португалии и Турции. Новая ракета может стартовать как с наклонных, так и из вертикальных пусковых установок. Зенитная ракета RIM-162 ESSM состоит на вооружении с 2004 года. Доработанную зенитную ракету RIM-162 ESSM также планируется использовать в американском сухопутном ЗРК SLAMRAAM ER (см. ниже).


РВВ-АЕ-ЗРК (Россия)

В нашей стране научно-исследовательские работы (НИР) по применению авиационных ракет в ЗРК начались в середине 1980-х гг. В НИР «Клеенка» специалисты ГосМКБ «Вымпел» (сегодня входит в КТРВ) подтвердили возможность и целесообразность применения в составе ЗРК ракеты Р-27П, а в начале 1990-х гг. НИР «Ельник» показала возможность применения авиационной ракеты класса «воздух-воздух» типа РВВ-АЕ (Р-77) в ЗРК с вертикальным стартом. Макет модифицированной ракеты под обозначением РВВ-АЕ-ЗРК демонстрировался в 1996 г. на международной выставке Defendory в Афинах на стенде ГосМКБ «Вымпел» . Однако до 2005 г. новых упоминаний о зенитном варианте РВВ-АЕ не появлялось.

Возможная пусковая установка перспективного ЗРК на артповозке зенитной пушки С-60 ГосМКБ "Вымпел"

Во время авиасалона МАКС-2005 корпорация «Тактическое ракетное вооружение» представила зенитный вариант ракеты РВВ-АЕ без внешних изменений от авиационной ракеты. Ракета РВВ-АЕ была размещена в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и имела вертикальный старт. По информации разработчика, ракету предлагается применять по воздушным целям с наземных пусковых установок, входящих в состав зенитных ракетных или зенитных артиллерийских комплексов. В частности были распространены схемы размещения четырех ТПК с РВВ-АЕ на повозке зенитной пушки С-60, а также предлагалось модернизировать ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант ЗРК «Куб») путем размещения на пусковой установке ТПК с РВВ-АЕ.

Зенитная ракета РВВ-АЕ в транспортно-пусковом контейнере в экспозиции ГосМКБ "Вымпел" (Корпорация "Тактическое ракетное вооружение") на выставке МАКС-2005 Саид Аминов

В связи с тем, что по составу оборудования зенитный вариант РВВ-АЕ почти не отличается от авиационного и отсутствует стартовый ускоритель, пуск производится при помощи маршевого двигателя из транспортно-пускового контейнера. Из-за этого максимальная дальность пуска снизилась с 80 до 12 км. Зенитный вариант РВВ-АЕ создавался в сотрудничестве с концерном ПВО «Алмаз-Антей».

После МАКС-2005 сообщений о реализации этого проекта из открытых источников не поступало. Сейчас авиационный вариант РВВ-АЕ состоит на вооружении Алжира, Индии, Китая, Вьетнама, Малайзии и других стран, в ряде которых также имеется советские артиллерийские и ракетные комплексы ПВО.

Pracka (Югославия)

Первые примеры использования авиационных ракет в роли зенитных в Югославии относятся к середине 1990-х гг., когда армия боснийских сербов создала ЗРК на шасси грузовика TAM-150 с двумя направляющими для ракет советской разработки Р-13 с инфракрасным наведением. Это была «кустарная» модификация и, похоже, никогда не имела официального обозначения.

Самоходная зенитная установка на базе ракет R-3 (AA-2 "Atoll") впервые была показана на публике в 1995 (Источник Vojske Krajine)

Другая упрощенная система, известная как Pracka («Праща»), представляла собой ракету Р-60 с инфракрасным наведением на импровизированной пусковой установке на базе лафета буксируемой 20-мм зенитной пушки M55. Реальная боевая эффективность такой системы, похоже, была низкой, учитывая такой недостаток, как очень небольшая дальность пуска.

Буксируемый кустарный ЗРК "Праща" с ракетой на базе авиационных ракет класса "воздух-воздух" с ИК головкой самононаведения Р-60

Начало воздушной кампании НАТО против Югославии в 1999 г. подтолкнуло инженеров этой страны к созданию в срочном порядке зенитных ракетных комплексов. Специалисты военно-технического института VTI и воздушно-испытательного центра VTO оперативно разработали самоходные ЗРК Pracka RL-2 и RL-4, вооруженные двухступенчатыми ракетами. Прототипы обеих систем создавались на базе шасси самоходной зенитной установки с 30-мм двуствольной пушкой чешского производства типа M53/59, более 100 которых состояло на вооружении Югославии.

Новые варианты ЗРК "Праща" с двухступенчатыми ракетами на базе авиационных ракет Р-73 и Р-60 на выставке в Белграде в декабре 2004 г. Vukasin Milosevic, 2004

Система RL-2 была создана на базе советской ракеты Р-60МК с первой ступенью в виде ускорителя аналогичного калибра. Ускоритель, по-видимому, был создан комбинацией двигателя 128-мм ракеты реактивной системы залпового огня и больших хвостовых стабилизаторов установленных крестообразно.

Vukasin Milosevic, 2004

Ракета RL-4 была создана на базе советской ракеты Р-73, также оснащенной ускорителем. Возможно, что ускорители для RL-4

создавались на базе советских 57-мм авиационных неуправляемых авиационных ракет типа С-5 (пакет из шести ракет в едином корпусе). Неназванный сербский источник в беседе с представителем западной прессы заявлял о том, что этот ЗРК оказался успешным. Ракеты Р-73 значительно превосходят Р-60 по чувствительности головки самонаведения и досягаемости по дальности и высоте, представляя значительную угрозу самолетам НАТО.

Vukasin Milosevic, 2004

Вряд ли RL-2 и RL-4 имели большие шансы самостоятельно проводить успешные стрельбы по внезапно появившимся целям. Эти ЗРК зависят от командных пунктов ПВО или передового пункта наблюдения, чтобы иметь хотя бы некоторое представление о направлении на цель и примерном времени ее появления.

Vukasin Milosevic, 2004

Оба прототипа были созданы персоналом VTO и VTI, и в открытых источниках нет информации о том, сколько пробных запусков было проведено (и проводились ли они вообще). Прототипы оставались на службе в течение всей бомбардировочной кампании НАТО в 1999 г. Неофициальные отчеты предполагают, что RL-4 могла применяться в боевых действиях, но нет никаких подтверждений того, что ракеты RL-2 запускались по самолетам НАТО. После завершения конфликта обе системы были сняты с вооружения и возвращены в VTI.

SPYDER (Израиль)

Израильские компании Rafael и IAI разработали и продвигают на внешних рынках ЗРК малой дальности SPYDER на базе авиационных ракет Rafael Python 4 или 5 и Derby соответственно с инфракрасным и активным радиолокационным наведением. Впервые новый комплекс был представлен в 2004 г. на индийской выставке вооружений Defexpo.


Опытная ПУ ЗРК SPYDER, на которой Rafael отрабатывал комплекс Jane"s

ЗРК SPYDER способен поражать воздушные цели на дальности до 15 км и на высотах до 9 км. На вооружении SPYDER - четыре ракеты Python и Derby в ТПК на шасси повышенной проходимости Tatra-815 с колесной формулой 8x8. Пуск ракет наклонный.

Индийский вариант ЗРК SPYDER на авиасалоне в Бурже в 2007 году Саид Аминов


Ракеты Derby, Python-5 и Iron Dome на выставке Defexpo-2012

Основным экспортным заказчиком ЗРК малой дальности SPYDER является Индия. В 2005 г. Rafael одержала победу в соответствующем тендере индийских ВВС, при этом конкурентами выступали компании из России и ЮАР. В 2006 г. в Индию были направлены четыре пусковые установки ЗРК SPYDER для проведения испытаний, которые были успешно закончены в 2007 г. Финальный контракт на поставку 18 комплексов SPYDER на общую сумму 1 млрд долл. был подписан в 2008 г. Планируется, что системы будут поставлены в 2011-2012 гг. Также ЗРК SPYDER был закуплен Сингапуром.


ЗРК SPYDER ВВС Сингапура

По окончании боевых действий в Грузии в августе 2008 г. на интернет-форумах появились свидетельства наличия одной батареи ЗРК SPYDER у грузинских военных, а также их применения против российской авиации. Так, например, в сентябре 2008 г. была опубликована фотография головной части ракеты Python 4 с серийным номером 11219. Позже появились две фотографии, датированные 19 августа 2008 г., захваченной российскими или южноосетинскими военными пусковой установки ЗРК SPYDER с четырьмя ракетами Python 4 на шасси румынского производства Roman 6x6. На одной из ракет виден серийный номер 11219.

Грузинский ЗРК SPYDER

VL MICA (Европа)

Европейский концерн MBDA с 2000 г. продвигает ЗРК VL MICA, основу вооружения которого составляют авиационные ракеты MICA . Первая демонстрация нового комплекса состоялась в феврале 2000 г. на выставке Asian Aerospace в Сингапуре. А уже в 2001 г. начались испытания на французском полигоне в Ландах. В декабре 2005 г. концерн MBDA получил контракт на создание ЗРК VL MICA для вооруженных сил Франции. Планировалось, что эти комплексы будут обеспечивать объектовую ПВО авиационных баз, частей в боевых порядках сухопутных войск и использоваться в качестве корабельной ПВО. Однако до настоящего времени закупки комплекса вооруженными силами Франции не начались. Авиационный вариант ракеты MICA состоит на вооружении французских ВВС и ВМС (ими оснащены истребители Rafale и Mirage 2000), кроме того MICA имеется на вооружении ВВС ОАЭ, Греции и Тайваня (Mirage 2000).


Макет корабельной ПУ ЗРК VL MICA на выставке LIMA-2013

Сухопутный вариант VL MICA включает командный пункт, трехкоординатный радиолокатор обнаружения и от трех до шести пусковых установок с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами. Компоненты VL MICA могут быть установлены на стандартных автомобилях повышенной проходимости. Зенитные ракеты комплекса могут быть с инфракрасной или активной радиолокационной головкой самонаведения, полностью идентичные авиационным вариантам. ТПК для сухопутного варианта VL MICA идентичен ТПК для корабельной модификации VL MICA. В базовой конфигурации корабельного ЗРК VL MICA пусковая установка представляет собой восемь ТПК с ракетами MICA в различной комбинации головок самонаведения.


Макет самоходной ПУ ЗРК VL MICA на выставке LIMA-2013

В декабре 2007 г. ЗРК VL MICA были заказаны Оманом (для трех строящихся в Великобритании корветов проекта Khareef), в последующем эти комплексы закупили ВМС Марокко (для трех строящихся в Нидерландах корветов проекта SIGMA) и ОАЭ (для двух законтрактованных в Италии малых ракетных корветов проекта Falaj 2) . В 2009 г. на парижском авиасалоне Румыния объявила о приобретении у концерна MBDA комплексов VL MICA и Mistral для ВВС страны, хотя до настоящего времени поставки румынам на начались.

IRIS-T (Европа)

В рамках европейской инициативы по созданию перспективной авиационной ракеты малой дальности взамен американской AIM-9 Sidewinder консорциум стран во главе с Германией создал ракету IRIS-T с дальностью поражения до 25 км. Разработку и производство осуществляет компания Diehl BGT Defence в партнерстве с предприятиями Италии, Швеции, Греции, Норвегии и Испании. На вооружение стран-участниц ракета была принята в декабре 2005 г. Ракета IRIS-T может применяться с широкого спектра истребительной авиации, включая самолеты Typhoon, Tornado, Gripen, F-16, F-18. Первым экспортным заказчиком IRIS-T выступила Австрия, позднее ракету заказали ЮАР и Саудовская Аравия.


Макет самоходной пусковой установки Iris-T на выставке в Бурже-2007

В 2004 г. компания Diehl BGT Defence приступила к разработке перспективного ЗРК с использованием авиационной ракеты IRIS-T. Комплекс IRIS-T SLS с 2008 г. проходит полигонные испытания, в основном на южноафриканском полигоне Overberg. Ракета IRIS-T запускается вертикально с пусковой установки, смонтированной на шасси малотоннажного грузовика повышенной проходимости. Обнаружение воздушных целей обеспечивает РЛС кругового обзора Giraffe AMB разработки шведской компании Saab. Максимальная дальность поражения превышает 10 км.

В 2008 году на выставке ILA в Берлине демострировалась модернизированная ПУ

В 2009 г. компания Diehl BGT Defence представила модернизированный вариант ЗРК IRIS-T SL с новой ракетой, максимальная дальность поражения которого должна составить 25 км. Ракета оснащена усовершенствованным ракетным двигателем, а также системами автоматической передачи данных и GPS-навигации. Испытания усовершенствованного комплекса проводились в конце 2009 г. на южно-африканском полигоне.


Пусковая установка немецкого ЗРК IRIS-T SL 25.6.2011 на авиабазе Dubendorf Miroslav Gyürösi

В соответствии с решением властей Германии новый вариант ЗРК планировалось интегрировать в перспективный ЗРК MEADS (создаваемый совместно с США и Италией), а также обеспечить взаимодействие с ЗРК Patriot PAC-3 . Однако объявленный выход США и Германии в 2011 г. из программы ЗРК MEADS делает крайне неопределенными перспективы как самого MEADS, так и планировавшегося к интеграции в его состав зенитного варианта ракеты IRIS-T. Комплекс может быть предложен странам-операторам авиационных ракет IRIS-T.

NASAMS (США, Норвегия)

Концепция ЗРК, использующего авиационную ракету AIM-120, была предложена в начале 1990-х гг. американской компанией Hughes Aircraft (сейчас входит в Raytheon) при создании перспективного ЗРК по программе AdSAMS . В 1992 г. комплекс AdSAMS вышел на испытания, но в дальнейшем этот проект не получил развития. В 1994 г. компания Hughes Aircraft заключила контракт на разработку ЗРК NASAMS (Norwegian Advanced Surface-to-Air Missile System) , архитектура которого во многом повторяла проект AdSAMS. Разработка комплекса NASAMS совместно с компанией Norsk Forsvarteknologia (сейчас входит в группу Kongsberg Defence) была успешно завершена, и в 1995 г. было начато его производство для ВВС Норвегии.


ЗРК NASAMS состоит из командного пункта, трехкоординатной РЛС Raytheon AN/TPQ-36A и трех перевозимых пусковых установок. На пусковой установке размещено шесть ракет AIM-120.

В 2005 г. компания Kongsberg получила контракт на полную интеграцию норвежских ЗРК NASAMS в объединенную систему управления ПВО НАТО. Модернизированный ЗРК под обозначением NASAMS II поступил на вооружение норвежских ВВС в 2007 г.

ЗРК NASAMS II Минобороны Норвегии

Для сухопутных войск Испании в 2003 г. было поставлено четыре ЗРК NASAMS, а также один ЗРК был передан США. В декабре 2006 г. сухопутные войска Нидерландов заказали шесть модернизированных ЗРК NASAMS II, поставки начались в 2009 г. В апреле 2009 г. Финляндия решила заменить три дивизиона российских ЗРК «Бук-М1» на NASAMS II . Ориентировочная стоимость финского контракта - 500 млн евро.

Сейчас компании Raytheon и Kongsberg ведут совместную разработку ЗРК HAWK-AMRAAM, используя в ЗРК I-HAWK авиационные ракеты AIM-120 на универсальных пусковых установках и РЛС обнаружения Sentinel.

Пусковая High Mobility Launcher NASAMS AMRAAM на шасси FMTV Raytheon

CLAWS / SLAMRAAM (США)

С начала 2000-х гг. в США разрабатывается перспективный мобильный ЗРК на базе авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM , схожей по своим характеристикам с российской ракетой средней дальности РВВ-АЕ (Р-77). Головным разработчиком и производителем ракет является корпорация Raytheon. Компания Boeing выступает субподрядчиком и отвечает за разработку и производство командного пункта для управления огнем ЗРК.

В 2001 г. корпус морской пехоты США заключил контракт с корпорацией Raytheon на создание ЗРК CLAWS (Complementary Low-Altitude Weapon System, также известен как HUMRAAM). Этот ЗРК представлял собой мобильный комплекс ПВО, в основе которого была пусковая установка на базе армейского автомобиля повышенной проходимости HMMWV с четырьмя авиационными ракетами AIM-120 AMRAAM, запускаемых с наклонных направляющих. Отработка комплекса крайне затянулась ввиду неоднократного свертывания финансирования и отсутствия у Пентагона четких взглядов на необходимость его приобретения.

В 2004 г. армия США заказала корпорации Raytheon разработку ЗРК SLAMRAAM (Surface-Launched AMRAAM). С 2008 г. начались испытания ЗРК SLAMRAAM на полигонах, в ходе которых также осуществлялась отработка взаимодействия с ЗРК Patriot и Avenger. При этом армия в итоге отказалась от использования легкого шасси HMMWV, и последний вариант SLAMRAAM отрабатывался уже на шасси грузового автомобиля FMTV. В целом отработка системы также шла вяло, хотя и ожидалось, что новый комплекс поступит на вооружение в 2012 г.

В сентябре 2008 г. появилась информация о том, что ОАЭ подали заявку на приобретение некоторого количества ЗРК SLAMRAAM . Кроме того, этот ЗРК планировался к приобретению Египтом.

В 2007 г. корпорация Raytheon предложила существенно улучшить боевые возможности ЗРК SLAMRAAM, дополнив состав его вооружения двумя новыми ракетами - авиационной ракетой малой дальности с инфракрасным наведением AIM-9X и более дальнобойной ракетой SLAMRAAM-ER. Таким образом, модернизированный комплекс должен был получить возможность применять с одной пусковой установки два вида ракет малой дальности: AMRAAM (до 25 км) и AIM-9X (до 10 км). За счет использования ракеты SLAMRAAM-ER максимальная дальность поражения комплекса возрастала до 40 км. Ракета SLAMRAAM-ER разрабатывается компанией Raytheon в инициативном порядке и представляет собой доработанную корабельную зенитную ракету ESSM с головкой самонаведения и системой управления от авиационной ракеты AMRAAM. Первые испытания новой ракеты SL-AMRAAM-ER были проведены в Норвегии в 2008 г.

Между тем в январе 2011 г. появилась информация о том, что Пентагон окончательно решил не приобретать ЗРК SLAMRAAM ни для армии, ни для морской пехоты в связи с сокращением бюджетных расходов, несмотря на отсутствие перспектив по модернизации ЗРК Avenger. Это, видимо, означает завершение программы и делает сомнительными ее возможные экспортные перспективы.

Тактико-технические характеристики ЗРК на базе авиационных ракет

Наименование ЗРК Компания-разработчик Зенитная ракета Тип головки самонаведения Дальность поражения ЗРК, км Дальность поражения авиационного комплекса, км
Chaparral Lockheed Martin (США) Sidewinder 1C (AIM-9D) - MIM-72A ИК AN/DAW-2 розеточного сканирования (Rosette Scan Seeker) - MIM-72G От 0,5 до 9,0 (MIM-72G) До 18 (AIM-9D )
ЗРК на базе РВВ-АЕ КТРВ (Россия) РВВ-АЕ АРЛ От 1,2 до 12 От 0,3 до 80
Pracka - RL-2 Югославия Р-60МК ИК н/д До 8
Pracka - RL-4 Р-73 ИК н/д До 20
SPYDER Rafael , IAI (Израиль) Python 5 ИК От 1 до 15 (SPYDER-SR) До 15
Derby АРЛ ГСН От 1 до 35 (до 50) (SPYDER-MR) До 63
VL Mica MBDA (Европа ) IR Mica ИК ГСН До 10 От 0,5 до 60
RF Mica АРЛ ГСН
SL-AMRAAM / CLAWS / NASAMS Raytheon (США), Kongsberg (Норвегия) AIM-120 AMRAAM АРЛ ГСН От 2,5 до 25 До 48
AIM-9X Sidewinder ИК ГСН До 10 До 18,2
SL-AMRAAM ER АРЛ ГСН До 40 Нет аналога
Sea Sparrow Raytheon (США) AIM-7F Sparrow ПАРЛ ГСН До 19 50
ESSM ПАРЛ ГСН До 50 Нет аналога
IRIS - T SL Diehl BGT Defence (Германия) IRIS - T ИК ГСН До 15 км (оценочно) 25

Зенитный ракетный комплекс

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) - совокупность функционально связанных боевых и технических средств, обеспечивающих решение задач по борьбе со средствами воздушно-космического нападения противника.

В состав ЗРК в общем случае входят:

  • средства транспортировки зенитных управляемых ракет (ЗУР) и заряжания ими пусковой установки;
  • пусковая установка ЗУР;
  • зенитные управляемые ракеты;
  • средства разведки воздушного противника;
  • наземный запросчик системы определения госпринадлежности воздушной цели;
  • средства управления ракетой (может находиться на ракете - при самонаведении);
  • средства автоматического сопровождения воздушной цели (может находиться на ракете);
  • средства автоматического сопровождения ракеты (самонаводящимся ракетам не требуется);
  • средства функционального контроля оборудования;

Классификация

По театру военных действий:

  • корабельные
  • сухопутные

Сухопутные ЗРК по мобильности:

  • стационарные
  • малоподвижные
  • мобильные

По способу движения:

  • переносные
  • буксируемые
  • самоходные

По дальности

  • ближнего действия
  • малой дальности
  • средней дальности
  • большой дальности
  • сверхбольшой дальности (представлены единственным образцом CIM-10 Bomarc)

По способу наведения (см. способы и методы наведения)

  • с радиокомандным управлением ракетой 1-го или 2-го рода
  • с наведением ракет по радиолучу
  • с самонаведением ракеты

По способу автоматизации

  • автоматические
  • полуавтоматические
  • неавтоматические

Способы и методы наведения ЗУР

Способы наведения

  1. Телеуправление первого рода
  2. Телеуправление второго рода
    • Станция сопровождения цели находится на борту ЗУР и координаты цели относительно ракеты передаются на землю
    • Летящая ЗУР сопровождается станцией визирования ракеты
    • Необходимый маневр рассчитывается наземным счётно-решающим прибором
    • На ракету передаются команды управления, которые преобразуются автопилотом в управляющие сигналы рулям
  3. Теленаведение по лучу
    • Станция сопровождения цели находится на земле
    • Наземная станция наведения ракет создает в пространстве электромагнитное поле, с равносигнальным направлением, соответствующим направлению на цель.
    • Счетно-решающий прибор находится на борту ЗУР и вырабатывает команды автопилоту, обеспечивая полет ракеты вдоль равносигнального направления.
  4. Самонаведение
    • Станция сопровождения цели находится на борту ЗУР
    • Счетно-решающий прибор находится на борту ЗУР и генерирует команды автопилоту, обеспечивающие сближение ЗУР с целью

Виды самонаведения:

  • активное - ЗУР использует активный метод локации цели: излучает зондирующие импульсы;
  • полуактивное - цель облучается наземной РЛС подсвета, а ЗУР принимает эхо-сигнал;
  • пассивное - ЗУР лоцирует цель по её собственному излучению (тепловому следу, работающей бортовой РЛС и т. п.) или контрасту на фоне неба (оптическому, тепловому и т. п.).

Методы наведения

1. Двухточечные методы - наведение осуществляется на основании информации о цели (координат, скорости и ускорения) в связанной системе координат (системе координат ракеты). Применяются при телеуправлении 2-го рода и самонаведении.

  • Метод пропорционального сближения - угловая скорость вращения вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости поворота

линии визирования (линии «ракета-цель»): ,

Где dψ/dt - угловая скорость вектора скорости ракеты; ψ - угол пути ракеты; dχ/dt - угловая скорость вращения линии визирования; χ - азимут линии визирования; k - коэффициент пропорциональности.

Метод пропорционального сближения является общим методом самонаведения, остальные - его частными случаями, которые определяются значением коэффициента пропорциональности k:

K = 1 - метод погони; k = ∞ - метод параллельного сближения;

  • Метод погони - вектор скорости ракеты всегда направлен на цель;
  • Метод прямого наведения - ось ракеты направлена на цель (близок к методу погони с точностью до угла атаки α

и угла скольжения β, на которые вектор скорости ракеты повернут относительно ее оси).

  • Метод параллельного сближения - линия визирования на траектории наведения остается параллельной самой себе.

2. Трехточечные методы - наведение осуществляется на основании информации о цели (координат, скоростей и ускорений) и о наводимой на цель ракете (координат, скоростей и ускорений) в стартовой системе координат, чаще всего связанной с наземным пунктом управления. Применяются при телеуправлении 1-го рода и теленаведении.

  • Метод трех точек (метод совмещения, метод накрытия цели) - ракета находится на линии визирования цели;
  • Метод трех точек с параметром - ракета находится на линии, упреждающей линию визирования на угол, зависящий от

разности дальностей ракеты и цели.

История

Первые опыты

Первая попытка создать управляемый дистанционно снаряд для поражения воздушных целей была предпринята в Великобритании Арчибальдом Лоу. Его «воздушная цель» (Aerial Target), названная так для введения в заблуждение немецкой разведки, представляла собой радиокомандно управляемый винтовой аппарат с поршневым двигателем ABC Gnat. Снаряд предназначался для уничтожения цеппелинов и тяжелых германских бомбардировщиков. После двух неудачных запусков в 1917 году, программа была закрыта из-за малого интереса к ней командования ВВС.

Первые ракеты на вооружении

Первоначально, послевоенные разработки уделяли значительное внимание германскому техническому опыту.

Третьей страной, развернувшей в 1950-ых собственные ЗРК, была Великобритания. В 1958 году, Королевские военно-воздушные силы Великобритании приняли на вооружение дальнобойный ЗРК Bristol Bloodhound. Британские ЗРК существенно отличались от ранних советских и американских аналогов.

Помимо США, СССР и Великобритании, собственный ЗРК в начале 1950-х создала Швейцария. Разработанный ею комплекс Oerlikon RSC-51 поступил на вооружение в 1951 году и стал первым коммерчески доступным ЗРК в мире (хотя его закупки в основном предпринимались с исследовательскими целями) . Комплекс никогда не участвовал в боевых действиях, но послужил основной для развития ракетостроения в Италии и Японии, закупивших его в 1950-х .

В это же время были созданы и первые ЗРК морского базирования. В 1956 году американский флот принял на вооружение ЗРК RIM-2 Terrier средней дальности, предназначенный для защиты кораблей от крылатых ракет и бомбардировщиков-торпедоносцев.

ЗУР второго поколения

В конце 1950-х - начале 1960-х, развитие реактивной военной авиации и крылатых ракет привело к широкому развитию ЗРК. Появление летательных аппаратов, двигающихся быстрее скорости звука, окончательно отодвинуло на второй план тяжелую ствольную зенитную артиллерию. В свою очередь, миниатюризация ядерных боевых частей позволила оснащать ими зенитные ракеты. Радиус поражения ядерного заряда эффективно компенсировал любую мыслимую ошибку наведения ракеты, позволяя поразить и разрушить самолет противника даже при сильном промахе.

В 1958 году США приняли на вооружение первый в мире дальнобойный ЗРК MIM-14 Nike-Hercules . Являвшийся развитием MIM-3 Nike Ajax , комплекс имел гораздо большую дальность (до 140 км) и мог оснащаться ядерным зарядом W31 мощностью 2-40 кт. Массово развертываясь на основе инфраструктуры, созданной для предшествующего комплекса «Аякс» , комплекс MIM-14 Nike-Hercules оставался наиболее эффективным ЗРК мира до 1967 года.

В это же время, ВВС США разработали свой собственный, единственный сверхдальнобойный зенитно-ракетный комплекс CIM-10 Bomarc . Ракета представляла собой де-факто беспилотный истребитель-перехватчик с прямоточным двигателем и активным самонаведением. К цели она выводилась с помощью сигналов системы наземных радаров и радиомаяков. Радиус эффективного действия «Бомарка» составлял, в зависимости от модификации, 450-800 км, что делало его наиболее дальнобойным зенитным комплексом когда-либо созданным. «Бомарк» предназначался для эффективного прикрытия территорий Канады и США от пилотируемых бомбардировщиков и крылатых ракет, но в связи с бурным развитием баллистических ракет быстро утратил своё значение.

Советский Союз в 1957 году принял на вооружение свой первый массовый зенитно-ракетный комплекс С-75 , примерно аналогичный по характеристикам MIM-3 Nike Ajax , но более мобильный и адаптированный для передового развертывания. Система С-75 производилась в больших количествах, став основой ПВО как территории страны, так и войск СССР. Комплекс наиболее широко за всю историю ЗРК поставлялся на экспорт, став основой систем ПВО более чем в 40 странах, успешно применялся в военных действиях во Вьетнаме .

Большие габариты советских ядерных боевых частей препятствовали вооружению ими зенитных ракет. Первый советский ЗРК большой дальности С-200 , имевший радиус действия до 240 км и способный нести ядерный заряд, появился лишь в 1967 году. На протяжении 1970-х, ЗРК С-200 являлся наиболее дальнобойной и эффективной системой ПВО в мире.

К началу 1960-х стало ясно, что существующие ЗРК имеют ряд тактических недостатков: низкая мобильность и неспособность поражать цели на малых высотах. Появление сверхзвуковых самолётов поля боя, подобных Су-7 и Republic F-105 Thunderchief сделало обычную зенитную артиллерию недостаточно эффективным средством защиты.

В 1959-1962 годах, были созданы первые зенитные ракетные комплексы, предназначенные для передового прикрытия войск и борьбы с низколетящими целями: американский MIM-23 Hawk 1959 года, и советский С-125 1961 года.

Активно развивались и системы ПВО военно-морского флота. В 1958 году, ВМФ США впервые принял на вооружение дальнобойный морской ЗРК RIM-8 Talos . Ракета дальностью от 90 до 150 км предназначалась для противостояния массированным налетам морской ракетоносной авиации, и могла нести ядерный заряд. Ввиду чрезвычайной стоимости и огромных габаритов комплекса, он развертывался сравнительно ограниченно, в основном на перестроенных крейсерах времён Второй мировой (единственным специально построенным под «Талос» носителем стал атомный ракетный крейсер USS Long Beach).

Основным ЗРК ВМФ США оставался активно модернизируемый RIM-2 Terrier , возможности и дальность которого были сильно увеличены, включая создание модификаций ЗУР с ядерными боевыми частями. В 1958 году также был разработан ЗРК малого радиуса действия RIM-24 Tartar , предназначенный для вооружения небольших кораблей.

Программа разработки ЗРК для защиты советских кораблей от авиации была начата в 1955 году, к разработке предлагались ЗРК ближнего, среднего, большого радиуса действия и ЗРК непосредственной защиты корабля. Первым советским зенитным ракетным комплексом ВМФ, созданным в рамках этой программы стал ЗРК ближнего действия M-1 «Волна» , который появился в 1962 году. Комплекс представлял собой морскую версию ЗРК С-125 , использовавшую те же ракеты.

Попытка СССР разработать более дальнобойный морской комплекс М-2 «Волхов» на базе С-75 оказалась безуспешной - несмотря на эффективность самой ракеты В-753, ограничения вызванные значительными габаритами исходной ракеты, применением на маршевой ступени ЗУР жидкостного двигателя и низкой огневой производительности комплекса, привели к остановке развития этого проекта.

В начале 1960-х свои собственные морские ЗРК создала также Великобритания. Принятый на вооружение в 1961 году Sea Slug оказался недостаточно эффективным и к концу 1960-х ВМФ Великобритании разработал ему на смену значительно более совершенный ЗРК Sea Dart , способный поражать самолёты на расстоянии до 75-150 км. В это же время, в Великобритании был создан первый в мире ЗРК ближней самообороны Sea Cat , активно поставлявшийся на экспорт ввиду своей высочайшей надёжности и сравнительно малых габаритов.

Эпоха твердого топлива

Развитие технологий высокоэнергетического смесевого твердого ракетного топлива , в конце 1960-х годов позволило отказаться от применения на зенитных ракетах сложного в эксплуатации жидкого топлива и создать эффективные и обладающие большой дальностью полёта твердотопливные зенитные ракеты. Учитывая отсутствие необходимости в предпусковой заправке, такие ракеты могли храниться уже полностью готовыми к пуску и эффективно применяться по противнику обеспечивая необходимую огневую производительность. Развитие же электроники, позволило усовершенствовать системы наведения ракет и использовать новые головки самонаведения и неконтактные взрыватели для существенного повышения точности ЗУР.

Разработка зенитных ракетных систем нового поколения началась почти одновременно в США и СССР. Большое количество технических проблем, которые предстояло решить, привели к тому, что программы разработки существенно затянулись, и лишь в конце 1970-х новые ЗРК поступили на вооружение.

Первым принятым на вооружение наземным ЗРК, полностью удовлетворяющим требованиям третьего поколения, стал советский зенитно-ракетный комплекс C-300 , разработанный и принятый на вооружение в 1978 году. Развивая линейку советских зенитных ракет, комплекс впервые в СССР использовал твёрдое топливо для ЗУР большой дальности и миномётный старт из транспортно-пускового контейнера , в котором ракета постоянно хранилась в герметичной инертной среде (азот), полностью готовая к старту. Отсутствие необходимости в длительной предстартовой подготовке существенно сокращало время реакции комплекса на воздушную угрозу. Также, за счет этого существенно повысилась мобильность комплекса, уменьшилась его уязвимость для воздействия противника.

Аналогичный комплекс в США - MIM-104 Patriot , начал разрабатываться ещё в 1960-х, но из-за отсутствия чётких требований к комплексу и их регулярному изменению его разработка чрезвычайно затянулась и комплекс был принят на вооружение лишь в 1981 году. Предполагалось, что новый ЗРК должен будет заменить устаревшие комплексы MIM-14 Nike-Hercules и MIM-23 Hawk в качестве эффективного средства поражения целей как на больших, так и на малых высотах. При разработке комплекса с самого начала закладывалось применение как против аэродинамических, так и против баллистических целей, то есть предполагалось использовать его не только для ПВО, но и для ПРО театра военных действий.

Существенное развитие (особенно в СССР) получили ЗРК непосредственной защиты войск. Широкое развитие ударных вертолётов и управляемого тактического вооружения привели к необходимости насыщения войск зенитными комплексами на полковом и батальонном уровне. В период 1960-х - 1980-х годов на вооружение были приняты разнообразные мобильные системы войсковой ПВО, такие как советские, 2К11 Круг , 9К33 "Оса" американская MIM-72 Chaparral , британская Рапира .

В это же время появились и первые переносные зенитно-ракетные комплексы .

Развивались и морские ЗРК. Технически, первым в мире ЗРК нового поколения стала разработанная в 1960-х годах и принятая на вооружение в 1967 году модернизация американских морских ЗРК в части применения ЗУР типа «Standard-1» . Ракеты этого семейства предназначались для замены всей предшествующей линейки ракет военно-морских ЗРК США, так называемых «трёх T»: Talos , Terrier и Tartar - новыми, в высокой степени универсализированными ракетами, использующими существующие пусковые установки, средства хранения и системы боевого управления. Тем не менее, разработка систем хранения и пуска ЗУР из ТПК для ракет семейства «Standard» по ряду причин откладывалась и была завершена лишь в конце 1980-х с появлением ПУ Mk 41 . Разработка универсальных установок вертикального пуска позволила существенно увеличить скорострельность и возможности системы.

В СССР в начале 1980-х на вооружение ВМФ был принят зенитно-ракетный комплекс С-300Ф «Форт» - первый в мире морской комплекс дальнего действия с базированием ракет в ТПК, а не на балочных установках. Комплекс представлял собой морскую версию наземного комплекса С-300, и отличался очень высокой эффективностью, хорошей помехозащищенностью и наличием многоканального наведения, позволяющего одной РЛС наводить сразу несколько ракет на несколько целей. Тем не менее, из-за ряда конструкторских решений: вращающихся револьверных ПУ, очень тяжёлая многоканальной РЛС целеуказания, комплекс получился очень тяжёлым и крупногабаритным и подходил для размещения лишь на крупных кораблях.

В целом, в 1970-1980-е, развитие ЗРК шло по пути улучшения логистических характеристик ракет путем перехода на твердое топливо, хранение в ТПК и применение установок вертикального пуска, а также увеличение надёжности и помехозащищенности аппаратуры за счёт применения достижений микроэлектроники и унификации.

Современные ЗРК

Современное развитие ЗРК, начиная с 1990-х, в основном направлено на увеличение возможностей поражения высокоманевренных, низколетящих и малозаметных целей (выполненных по технологии «Стелс»). Большинство современных ЗРК, проектируется также, с расчётом на по крайней мере ограниченные возможности по уничтожению ракет малой дальности.

Так, развитие американского ЗРК «Patriot» в новых модификациях начиная с PAC-1 (англ. Patriot Advanced Capabilites ) было в основном переориентировано на поражение баллистических, а не аэродинамических целей. Предполагая аксиомой военной кампании возможность достижения превосходства в воздухе на достаточно ранних стадиях конфликта, США и ряд других стран рассматривают как основного оппонента для ЗРК не пилотируемые самолёты, а крылатые и баллистические ракеты противника.

В СССР и позднее в России, продолжалось развитие линейки зенитных ракет С-300. Был разработан, ряд новых комплексов, включая принятую на вооружение в 2007 году ЗРС С-400 . Основное внимание при их создании уделялось увеличению количества одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, совершенствованию способности поражать низколетящие и малозаметные цели. Военная доктрина РФ и ряда других государств отличается более комплексным подходом к ЗРК большой дальности, рассматривая их не как развитие зенитной артиллерии, но как самостоятельную часть военной машины, совместно с авиацией обеспечивающую завоевание и удержание господства в воздухе. Противоракетной обороне от баллистических ракет уделялось несколько меньше внимания, но в последнее время ситуация переменилась.

Особое развитие получили военно-морские комплексы, среди которых на одном из первых мест стоит система оружия «Иджис » с ЗУР «Стандарт». Появление УВП Mk 41 с очень высоким темпом пуска ракет и высокой степенью универсальности, за счёт возможности размещения в каждой ячейке УВП широкой гаммы управляемого оружия (включая все виды приспособленных для вертикального пуска ракет «Стандарт», ЗУР ближнего радиуса действия «Си Cпарроу» и её дальнейшего развития - ESSM , противолодочной ракеты RUR-5 ASROC и крылатых ракет «Томагавк») способствовало широкому распространению комплекса. На данный момент ракеты «Стандарт» состоят на вооружении флотов семнадцати государств. Высокие динамические характеристики и универсальность комплекса способствовали разработке на его базе противоракет и противоспутникового оружия SM-3 , на данный момент составляющих основу ПРО США [прояснить ] .

См. также

  • Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс

Ссылки

Литература

  • Ленов Н., Викторов В. Зенитные ракетные комплексы ВВС стран НАТО (рус.) // Зарубежное военное обозрение . - М .: «Красная Звезда», 1975. - № 2. - С. 61-66. - ISSN 0134-921X .
  • Демидов В., Кутыев Н. Совершенствование систем ЗУРО в капиталистических странах (рус.) // Зарубежное военное обозрение . - М .: «Красная Звезда», 1975. - № 5. - С. 52-57. - ISSN 0134-921X .
  • Дубинкин Е., Прядилов С. Разработка и производство зенитного вооружения Армии США (рус.) // Зарубежное военное обозрение . - М .: «Красная Звезда», 1983. - № 3. - С. 30-34. - ISSN 0134-921X .

Оружие серии С-350 50 Р6А разработано конструкторами известного концерна «Алмаз-Антей». Создание военной техники началось в 2007 году под руководством главного инженера Ильи Исакова. Плановое принятие комплекса на вооружение - 2012 год. До 2020 года Министерство обороны РФ намерено приобрести не менее 38 комплектов. Для этой цели возводятся комбинаты по строительству машин (в Кирове и Нижнем Новгороде). Заводы ориентированы на выпуск ракетных систем и радиолокационных устройств новейшего поколения. Рассмотрим особенности и параметры данного стратегического объекта, который также поставляется на экспорт.

Общая информация

ЗРК «Витязь» начал разрабатываться в опытном варианте еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Он впервые упоминается производителем «Алмаз» как один из экспонатов авиасалона "Макс-2001". В качестве основы использовалось шасси КамАЗа. Новое оружие должно было заменить морально устаревший аналог серии С-300. Конструкторы успешно справились с поставленной задачей

Усовершенствованный отечественный нацелен на создание многоуровневой защиты, позволяющей обезопасить воздушное и космическое пространство государства. Это позволит предотвращать удары от дронов, пилотируемых самолетов, крылатых и баллистических ракет. Кроме того, он может поражать низколетящие объекты. ЗРК «Витязь С 350-2017» войдет в состав оборонного воздушно-космического направления с определенным ограничением тактических возможностей против ракет. Техника несколько меньше аналога С-400, однако причисляется к высокомобильному военному оборудованию и использует такие же заряды, марки 9М96Е2. Эффективность этого орудия проверена на многочисленных испытаниях как в России, так и за рубежом.

Особенности

Кроме ЗРК «Витязь», в состав оборонного комплекса воздушно-космического направления войдут системы С-400, С-500, С-300Е и устройство малого радиуса действия под названием «Панцирь».

При конструировании рассматриваемого применялись наработки по экспортному варианту типа KM-SAM. Он также конструировался в бюро «Алмаз-Антей», ориентирован на рынок Южной Кореи. Активная фаза разработок началась после того, как компания выиграла международный тендер у американских и французских конкурентов. Они также вели активные разработки в плане средств противовоздушной обороны для Сеула.

Финансирование выполняемых работ осуществлялось заказчиком, что позволило продолжить работу над проектом в оптимальном режиме. В тот период большинство комбинатов оборонного комплекса на отечественном рынке выживало исключительно за счет заказов на экспорт. Сотрудничество с корейцами дало возможность не только продолжать работу над созданием нового комплекса, но и получить драгоценный опыт в плане освоения современных технологий. Во многом это связано с тем, что Южная Корея не ограничивала доступ российских конструкторов к заграничной базе элементов, активно помогая осваивать ее. Это и помогло во многом создать подобную конструкцию, имеющую многоцелевой профиль.

Презентация и назначение

Первый прототип ЗРК «Витязь С 350Е», характеристики которого представлены далее, публично был продемонстрирован на Обуховском комбинате в Санкт-Петербурге. (19.06.2013). С этого момента оружие освободилось от завесы секретности. Серийный выпуск осуществляется на концерне АВО «Алмаз-Антей» в Северо-Западном регионе. Основные производители - государственный комбинат в Обухове и завод радиотехнического оборудования.

Новая установка способна работать в самоходном режиме, агрегируя с неподвижным многофункциональным радаром. Кроме того, предусмотрено электронное сканирование пространства и командный пункт на базе основного шасси. ЗРК «Витязь С 350» предназначен для охраны социальных, промышленных, административных и военных территорий от массированных ударов, осуществляемых средствами воздушного нападения различных типов. Система в состоянии отразить нападение в круговом секторе от различных атак, включая малый и увеличенный диапазон полета ракет. Автономная работа комплекса позволяет участвовать ему в составе группировок противовоздушной обороны, с управлением от вышестоящих командных пунктов. Боевая конфигурация техники ведется абсолютно автоматически, при этом штатный экипаж отвечает только за работу и контроль орудия при ведении боевых действий.

ТТХ ЗРК «Витязь»

Современные модели рассматриваемого зенитного комплекса монтируются на шасси БАЗ-69092-012. Ниже приведены тактико-технические характеристики данной военной техники:

  • Силовая установка - дизельный двигатель мощностью 470 лошадиных сил.
  • Вес в снаряженном состоянии - 15,8 т.
  • Полная масса после установки - до 30 тонн.
  • Предельный угол подъема - 30 градусов.
  • Прохождение брода по глубине - 1700 мм.
  • Поражение аэродинамических/баллистических мишеней одновременно - 16/12.
  • Показатель синхронного количества наводимых зенитных управляемых зарядов - 32.
  • Параметры зоны поражения по максимальной дальности и высоте (аэродинамические цели) - 60/30 км.
  • Аналогичные характеристики для мишеней баллистического типа - 30/25 км.
  • Период приведения машины в боевое состояние на марше - не более 5 минут.
  • Экипаж боевого расчета - 3 человека.

Установка пуска 50П6Е

ЗРК «Витязь» оборудуется пусковой установкой, которая предназначена для транспортировки, хранения, запуска зенитных зарядов и автоматической подготовки перед рабочим стартом. Она играет важнейшую роль в функциональности всей машины.

Номинальные параметры боевой части:

  • Число ракет на пусковой установке - 12 штук.
  • Интервал между пусками зенитных боеприпасов по минимуму - 2 секунды.
  • Заряжение и разрядка - 30 минут.
  • Предельное расстояние до пункта боевого управления - 2 километра.
  • Количество зенитных управляемых ракет на пусковой установке - 12.

Радиолокатор многофункционального назначения типа 50Н6Е

ЗРК (С 350Е «Витязь») оборудуется радиолокационным локатором многофункционального назначения. Он работает как в круговом, так и в секторном режиме. Этот элемент является основным информационным приспособлением военной техники подобного типа. Боевое участие устройства производится полностью в автоматическом режиме, не требует участия оператора, управляется дистанционно с командного контрольного пункта.

Параметры:

  • Наибольшее число сопровождаемых мишеней в диапазоне трассовой локации - 100.
  • Количество наблюдаемых целей в точном режиме (по максимуму) - 8.
  • Предельное число сопровождаемых зенитных ракет с управлением - 16.
  • Скоростной показатель оборотов антенны по азимуту - 40 вращений в минуту.
  • Предельная дистанция до точки боевой корректировки - 2 километра.

Пункт боевого управления

Данный элемент серии ЗРК «Витязь» предназначен для контроля многофункциональных радиолокаторов и пусковых станций. ПБУ обеспечивает агрегацию с параллельными ЗРС типа С-350 и основным командным пунктом.

Характеристики:

  • Суммарное число сопровождаемых трасс - 200.
  • Предельная дистанция от точки боевого управления до соседнего комплекса - 15 км.
  • Расстояние до вышестоящего командного отделения (по максимуму) - 30 км.

Управляемые ракеты 9М96Е/9М96Е2

Зенитные управляемые заряды ЗРК С 350 «Витязь», характеристики которого приведены выше, представляют собой современные ракеты нового поколения, которые вобрали в себя лучшие характеристики, используемые в современном ракетостроении. Элемент представляет собой сплав максимально высокой категории, применяемый в научных исследованиях, нетрадиционных проектах, других конструкторских решениях. При этом используются всевозможные достижения в материалостроении и инновационных технологических решениях. Между собой ракеты ЗРК «С 350 Витязь» отличаются двигательными агрегатами, предельной дальностью полета, убойностью по высоте и габаритным параметрам.

Благодаря внедрению новых идей и применения усовершенствованного двигателя рассматриваемые заряды превосходят французский аналог «Астер». По сути, ракеты представляют собой твердотопливные одноступенчатые элементы, которые унифицированы по составу бортовых приспособлений и прочего оборудования, отличаются лишь размерами двигательных агрегатов. Высокие показатели достигаются за счет сочетания инерциального и командного наведения. При этом присутствует эффект увеличенной маневренности, позволяющий настроить систему самонаведения в точке встречи с предполагаемой целью. Боеголовки оснащаются интеллектуальной начинкой, дающей возможность обеспечивать максимальную эффективность при поражении аэродинамических и баллистических аналогов воздушной и космической атаки.

Нюансы создания боеприпасов

Для любых ракет ЗРК «Витязь» в Сирии применялись элементы с «холодным» вертикальным пуском. Для этого перед стартом маршевого двигателя боеголовки выбрасываются из рабочего хранилища на высоту до 30 метров, после чего разворачиваются в сторону мишени посредством газодинамического механизма.

Такое решение дало возможность сократить минимальную дистанцию предполагаемого перехвата. Кроме того, система обеспечивает отличную маневренность заряда и увеличивает перегрузку ракеты на 20 единиц. Рассматриваемый боеприпас ориентирован на противостояние с различными воздушными объектами и космическими силами противника. Комплекс оснащается боевой частью весом 24 кг и малогабаритным оборудованием, его масса - в 4 раза меньше ЗУР-48Н6, а общие характеристики практически ни в чем не уступают данному заряду.

Вместо штатного оснащения типа 48Н6 с одной пусковой ракетой новый комплекс позволяет размещать на пусковом устройстве пакетный заряд из четырех ТПК, совместимых с ЗУР 9М96Е2. Наведение боекомплекта на цель производится при помощи инерциальной системы корректировки и радиопоправкой с радиолокацией ГСН в конечной точке полета.

Совместная система управления гарантирует высокий уровень прицельности, способствует повышению каналов "ЗРК c 350 Витязь" ракет и поражению мишеней, а также снижает зависимость полета заряда от внешних воздействий. Кроме того, подобная конструкция не нуждается в дополнительной подсветке и локации при следовании к предполагаемой цели.

В системе "ЗРК С 350 Витязь" предусмотрена возможность использования «продвинутых» частично активных элементов, которые способны самостоятельно производить вычисление цели по угловым координатам. Ракетный заряд малой дальности 9М100 оборудован инфракрасной боевой головкой самонаведения, что позволяет осуществить захват мишени непосредственно после запуска ракеты. Она не только разрушает воздушные мишени, но и уничтожает их боевую часть.

Характеристики зенитной управляемой ракеты 9М96Е2

Ниже приведены боевые параметры рассматриваемого заряда:

  • Начальный вес - 420 кг.
  • Средний показатель скорости полета - около 1000 метров в секунду.
  • Конфигурация головки - активная радиолокационная модификация с самонаведением.
  • Тип наводки - инерциальный с радиокоррекцией.
  • Форма боевой части - осколочно-фугасный вариант.
  • Масса основного заряда - 24 кг.

Модификации и ТТХ используемых ракет

  • Схема аэродинамики - несущий корпус с аэродинамическим управлением (9М100)/утка с вращающимися крыльями (9М96)/аналог с подвижным узлом крыльев (9М96Е2).
  • Двигательные механизмы - РДТТ с управляемым вектором/стандартные РДТТ.
  • Наведение и управление - инерциальная система с радиолокацией/ГСН.
  • Тип контроля - аэродинамика плюс вектор тяги двигателя и решетчатые рули либо газодинамическое управление.
  • Длина - 2500/4750/5650 мм.
  • Размах крыла - 480 мм.
  • Диаметр - 125/240 мм.
  • Вес - 70/333/420 кг.
  • Дальность поражения - от 10 до 40 км.
  • Предельный показатель скорости - 1000 метров в секунду.
  • Разновидность боевого заряда - контактный или осколочно-фугасный взрыватель.
  • Нагрузка поперечного типа - 20 единиц на высоте 3 тысячи метров и 60 - возле земли.

В заключение

Конструкторское бюро «Факел» начало работу над новым зенитным комплексом типа 9М96 еще в 80-х годах прошлого века. Дальность полета ракеты предусматривалась не менее 50 километров. ЗРК «С 350 Витязь», характеристики которого рассмотрены выше, мог легко маневрировать при наличии существенных перегрузок, а также запускать заряды с конструкцией поперечного смещения, что позволяло обеспечить высокую точность поражения целей. Дополнительный эффект гарантировали боевые головки автоматического самонаведения. В то же время предполагалась эксплуатация данных комплексов в формате «воздух-воздух». Комплексы ЗРК "Витязь" (характеристики это подтверждают) были меньше по габаритам, но не уступали по эффективности. Они использовали ракеты типа 9М100. Основная задача, поставленная на то время перед конструкторами, - это создание унифицированных зарядов, которые позволяли усилить не только внутреннюю оборону, но и прекрасно продавались на экспорт в другие страны.

ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПВО СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

Сергей Петухов

Игорь Шестов

Ростислав Ангельский

На протяжении многих десятилетий, а в особенности – в связи с появлением атомного оружия руководство нашей страны в качестве одной из важнейших задач рассматривало совершенствование противовоздушной обороны. К сожалению, несмотря на огромные затраты на развитие сил и средств ПВО, вплоть до конца пятидесятых годов не удавалось пресечь позорную для наших Вооруженных Сил практику безнаказанных полетов самолетов-разведчиков США над территорией СССР. Потолок советских истребителей и досягаемость по высоте орудий зенитной артиллерии не обеспечивали возможность поражения самолетов U-2. Исключение составляла только зона вокруг Москвы, прикрытая первой отечественной зенитной ракетной "Системой-25" (С- 25). Только в 1958 году на вооружение Войск ПВО был принят первый отечественный подвижный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) "Систе- ма-75". С позиции сегодняшнего дня все многочисленные модификации этого комплекса (СА-75, С-75, С-75М – далее по тексту условно именуемые С-75) не были зенитно-ракетной системой, так как не имели централизованных средств боевого управления. Основные тактико-технические характеристики ЗРК обеспечивали возможность перехвата всех самолетов того времени, что было вскоре подтверждено известными эпизодами сбития самолетов U-2 над территорией СССР и его союзников.

В соответствии с решениями партийно-государственного руководства страны производство зенитных управляемых ракет (ЗУР) и наземного оборудования ЗРК С-75 начало осуществляться большими сериями широкой кооперацией заводов, что позволило за несколько лет развернуть зенитно-ракетные дивизионы для прикрытия крупнейших городов страны и ряда других важнейших объектов. Началось развертывание ЗРК С- 75 и на территориях стран Варшавского Договора, где они осуществляли задачи прикрытия важнейших объектов расположенных вне СССР групп советских войск. Комплекс С-75, созданный для Войск ПВО страны, поступил и на снабжение войск ПВО Сухопутных войск.

В мирное время (в годы "холодной войны" это было несколько условное понятие) ЗРК С-75 довольно успешно решали стоящие перед ними задачи, препятствуя полетам самолетов-разведчиков стран НАТО. Предусматривалось, что с началом боевых действий противостоящих сторон преобразованные во фронты группы войск при благоприятном ходе событий, громя противника, устремятся на Запад. Предполагалось, что зенитные ракетные части последуют за лавиной танков, обеспечивая их прикрытие от ударов с воздуха.

Но вот с передислокацией ЗРК можно было ждать серьезных неприятностей.

ЗРК С-75 считался подвижным, но в реальности был таковым разве только в сравнении с явно стационарным первенцем отечественного зенитно- ракетного вооружения – "Системой- 25" с ее врытыми в землю и бетонированными сооружениями.

В какой-то мере, подвижными в ЗРК С-75 были его огневые подразделения – зенитно-ракетные дивизионы (зрдн). Но их боекомплект обеспечивал только начало боевых действий. Далее его пополнение ракетами обеспечивалось техническим дивизионом, где осуществлялись:

– сборка маршевых ступеней ракет с пристыковкой аэродинамических поверхностей и установкой боевых частей и взрывателей;

– снаряжение ускорителей зарядами твердого топлива и установка на них стабилизаторов;

– стыковка маршевых ступеней с ускорителями;

– проверка аппаратуры ЗУР;

– заправка ракеты сжатым воздухом и компонентами топлива.

Еще задолго до начала массового практического применения ЗРК в локальных войнах стало ясно, что высокая плотность налетов тактической авиации противника потребует ускоренной подготовки ЗУР для пополнения боекомплекта, так что часть ракет технического дивизиона нужно привести в наивысшую степень готовности еще до начала боевых действий.

Из всех перечисленных операций большинство можно было осуществить заранее – были бы в части достаточные по объему хранилища. Но вот заправку окислителем нужно было проводить уже в боевых условиях – ракета не могла долго стоять с азотной кислотой в баке. Помимо агрессивности по отношению к двигательной установке ЗУР кислота была просто опасна для людей – заправку проводили расчеты, облаченные в комплекты химзащиты. Эти одеяния были плохо совместимы с отечественным климатом и погодой. При нашем менталитете нередкие нарушения правил обеспечения безопасности приводили к трагическим последствиями – отравлениям органов дыхания, попаданиям кислоты на кожу и далее внутрь человеческого организма.

Собранную и заправленную ракету везли в зенитный ракетный дивизион на транспортно-заряжающей машине (ТЗМ) – довольно громоздком и неповоротливом автопоезде, состоящем из седельного тягача с полуприцепом – на которой ЗУР многократно демонстрировали на парадах на Красной площади. Для перегрузки ракеты на пусковую установку требовалось немало ловкости и сноровки как от водителя, так и от личного состава стартовой батареи.

При передислокации пусковая установка на подкатных пристыковываемых колесных ходах также буксировалась тягачем – автомобилем. При развертывании для обеспечения устойчивости пусковой установки (ПУ) при старте ракеты необходимо было провести трудоемкие ручные операции по выставке пусковой установки на домкраты и снятию колесного хода, а при свертывании комплекса – проделать все в обратном порядке. При боевой работе размещенные в кузовах автомобилей или на прицепах кабины "Д" и "П" с аппаратурой комплекса оставались на колесном ходу, но для начала функционирования станции наведения ракет требовалось смонтировать крупногабаритные массивные антенны на крыше ее кабины "П", что производилось с использованием крана народнохозяйственного образца. В ходе учений были случаи опрокидывания этого крана. Источники электропитания размещались на отдельных прицепах, так что при развертывании зенитно-ракетного дивизиона необходимо было протянуть, пристыковать к машинам и ПУ множество кабелей. Управление и обмен информацией между агрегатами также осуществлялись по пристыковываемой кабельной сети.

Все средства комплекса размещались на колесном ходу, что серьезно ограничивало проходимость, а в плохих погодных условиях – также и скорость перемещения. В ряде районов вместо автомобильных тягачей применяли гусеничные, например использовали для буксировки транспор- тно-заряжающих машин многоцелевые тягачи МТ-ЛБ, что, однако, не решало проблемы обеспечения проходимости.

Таким образом, комплекс, разработанный для Войск ПВО страны, не удовлетворял требованиям к мобильным средствам прикрытия Сухопутных войск в условиях маневренных боевых действий.

Забегая вперед отметим, что последующее практическое применение ЗРК С-75 во Вьетнаме и на Ближнем Востоке осуществлялось в условиях, близких к применению войсковых средств ПВО. Для обеспечения живучести в условиях господства в воздухе авиации противника требовалась частая смена позиций, широко применялась стрельба "из засады". Зачастую дивизион менял позицию немедленно после первых же пусков ЗУР. В противном случае с высокой степенью вероятности следовал налет авиации противника с выводом из строя техники и личного состава. Для выживания ракетчикам нередко приходилось только отстыковать кабели и бросать их на оставляемой позиции.

ЗРК С-75 с ракетой В-750 во Вьетнаме

Да и цели для комплексов С-75 при боевом применении в ходе локальных войн – высокоманевренные истребители, истребители-бомбардировщики, разведчики и постановщики помех на их базе – более соответствовали задачам, стоящим перед войсковой ПВО. Пуски ракет по стратегическим

бомбардировщикам В-52, рассматривавшимся как типовая цель для войск ПВО страны, были скорее исключением, чем правилом Все эти обстоятельства свидетельствовали о малой пригодности ЗРК С- 75 для ПВО Сухопутных войск. К тому же в ходе локальных войн не было масштабного передвижения своих войск, нуждающихся в прикрытии маневренными и мобильными ЗРК. Поэтому марш на позиции и развертывание комплексов можно было проводить в удобное время – ночью или при нелетной погоде. Мобильность и время развертывания не были показателями, определяющими успешность боевого применения комплексов. При обеспечении достаточной маскировки технические дивизионы могли даже не менять позиций в отличие от зенитных ракетных дивизионов, обнаруживающих себя излучением станций наведения ракет и пусками ЗУР.

Впервые задача создания войскового ЗРК была задана постановлением СМ СССР от 27 марта 1956 г., предусматривавшим разработку комплекса для поражения самолетов, летящих на высотах от 2000 м до 12000- 15000 м со скоростями до 600 м/с при наклонной дальности до 20 км. В отличие от процесса создания других комплексов, где в качестве головной организации, как правило, выступали ракетчики, при разработке отечественных ЗРК ответственность за комплекс в целом возлагалась на радиотехническую организацию. Такой порядок был установлен еще при создании "Системы-25", которая разрабатывалась кооперацией организаций во главе с СБ-1 (с 1951 года переименованным в КБ-1), в котором в должности главного инженера трудился C.Л. Берия, сын небезизвестного Л.П. Берия. Единственным известным исключением была безуспешная попытка создания комплекса "Даль" кооперацией во главе с ракетостроительным ОКБ-301 С.А. Лавочкина.

Головным разработчиком войскового ЗРК был определен НИИ-20 – организация, из которой в свое время выделилось СБ-1. Ракету со стартовым весом не более тонны поручили главному конструктору свердловского ОКБ-8 Л.В.Люльеву, до того времени разработавшему ряд зенитных пушек (КС-1, КС-12, КС-18 и др.)

Однако, начавшаяся разработка войскового ЗРК на этом этапе не вышла из проектной стадии, так как требования Заказчика – Главного артиллерийского управления (ГАУ) изменились в соответствии с возросшими возможностями средств воздушного нападения.

В 1957 году началась разработка тактико-технических требований к войсковым ЗРК, получившим "геометрические" наименования – "Круг" (большой дальности)и "Куб" (средней дальности). Включение в состав зенитного ракетного вооружения армейско-фронтового звена Сухопутных войск ЗРК двух типов было оптимальным решение по критерию "стоимость – эффективность", так как для поражения целей на малых высотах и средних дальностях нецелесообразно было использовать относительно дорогую ЗУР комплекса большой дальности. В какой-то мере такая система вооружения обосновывалась и созданием в США наряду с ЗРК семейства "Найк" маловысотного комплекса "Хок". Применительно к системе ПВО Сухопутных войск предусматривалась также и привязка создаваемых ЗРК к организационной структуре прикрываемых войск. Предполагалось, что прикрытие важнейших объектов фронтового и армейского уровней будут осуществлять соединения ЗРК большой и средней дальности, а в состав танковых дивизии будет включаться часть ЗРК малой дальности. Для обеспечения непосредственного прикрытия мотострелковых дивизий и полков предусматривалась организация зенитных частей и подразделений с ракетными и артиллерийскими средствами поражения целей на малых дальностях.

Разработку тактико-технических требований (ТТТ) к ЗРК "Круг" и "Куб" проводила небольшая группа сотрудников НИИ-3 ГАУ под руководством Б.В. Орлова, в которой основную роль играли А.И.Бакулин и Р.Д.Коган. Основные требования были успешно согласованы с промышленностью и приняты ГАУ.

К 1960 г. были разработаны требования к автономному самоходному ЗРК "Оса" и переносному ЗРК "Стрела".

ЗРК С-125 с ЗУР В-600П на Ближнем Востоке

Из книги Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых автора Специалисты Немецкие Военные

Управление вооружений сухопутных войск До 1914 года в германском военном министерстве не было такой инстанции, которая специально занималась бы вопросами военной техники и военной промышленности.Технические отделы различных родов войск занимались независимо друг от

Из книги Немецкая армия 1939-1940 автора Томас Найджел

Организация сухопутных войск На момент мобилизации 26 августа 1939 г. сухопутные войска подразделялись на две части. Полевые войска (Feldheer) должны были продвигаться вперед и воевать с противником, а Армия резерва (Ersatzheer) оставалась в Германии. Полевые войска, в свою очередь,

Из книги Техника и вооружение 1997 11-12 автора

ПЕРЕНОСНЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ Переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) для ВМФ специально не проектировались. Но штатные ПЗРК Советской ар мии нашли широкое применения в нашем ВМФ. Ими вооружались малые корабли и катера всех классов, подводные лодки,

Из книги Техника и вооружение 1999 05-06 автора Журнал «Техника и вооружение»

ПЕРЕНОСНЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ " СТРЕЛА-2" И " СТРЕЛА-3" Работы по созданию переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) "Стрела-2" начались в соответствии с Постановлением СМ СССР от 25 августа 1960 г. о проведении работ по комплексу "Стрела".К этому времени

Из книги Техника и вооружение 2003 06 автора Журнал «Техника и вооружение»

ПЕРЕНОСНЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ " ИГЛА-1" И " ИГЛА" В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12 февраля 1971 г. с учетом инициативных предложений КБМ МОП была начата разработка нового переносного ЗРК "Игла"При создании комплекса ставились задачи повышения

Из книги Техника и вооружение 2003 07 автора Журнал «Техника и вооружение»

Зенитные ракетные комплексы ПВО Сухопутных войск Часть I Автор-составитель: Ростислав

Из книги Ту-16 Ракетно бомбовый ударный комплекс Советских ВВС автора Сергеев П. Н.

Зенитные ракетные комплексы ПВО Сухопутных войск Часть II На обложке и вкладке использованы фото А. Разводова и А.

Из книги Опасное небо Афганистана [Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979–1989] автора Жирохов Михаил Александрович

Переносные зенитные ракетные комплексы " Стрела-2" и "Стрела-3" Китайская "пиратская" копия "Стрелы-2М" - Hongying-5B (HN-5B)К концу 1950-х гг. в СССР поступила первая, еще несколько противоречивая информация о том, что в США в 1958 г. началась разработка носимого ЗРК с ракетой,

Из книги Техника и вооружение 2013 09 автора

Переносные зенитные ракетные комплексы семейства "Игла" Еще в ходе создания переносного зенитного ракетного комплекса "Стрела-3" определилась необходимость разработки более совершенного ЗРК, обладающего высокой защищенностью тепловой ГСН от оптических помех-ловушек,

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Носители самолетов-снарядов (авиационно-ракетные комплексы) Ту-16 КС В августе 1954 г. поступил на испытания опытный ракетоносец Ту-16КС, предназначенный для ударов по кораблям противника. Под его крылом подвешивались две управляемые крылатые ракеты типа КС-1, входящие в

Из книги Современная Африка войны и оружие 2-е издание автора Коновалов Иван Павлович

Авиационная поддержка сухопутных войск В операциях, проводимых сухопутными войсками, авиационная поддержка боевых действий войск организовывалась и осуществлялась по четырем периодам:- авиационное обеспечение выдвижения войск;- авиационная подготовка

Из книги Военный спецназ России [Вежливые люди из ГРУ] автора Север Александр

Корабельные зенитные ракетные комплексы Ростислав АнгельскийУважаемые читатели!С этого номера мы начинаем цикл статей, посвященных истории создания отечественных морских зенитных ракетных комплексов. Данная работа является продолжением серии специальных выпусков

Из книги автора

Зенитная артиллерия сухопутных войск К началу Второй мировой войны единственными дивизионными частями ПВО были моторизованные роты, каждая из которых располагала 12-ю 20-мм зенитными пушками Flak 30. Такие роты были приданы большинству танковых дивизий (кроме 2-й и 5-й), всем

Из книги автора

Противотанковые управляемые ракетные комплексы (ПТУРСЫ), используемые или использовавшиеся в Африке Советские 149*: Малютка 150*, Фагот 151*, Конкурс 152*, Корнет 153*, Метис, российские Метис-М 154* и Хризантема-С 155*, Штурм 156* (Штурм-В и Штурм-С);американские: TOW (ТОУ), TOW II (ТОУ II) 157* и M47

Из книги автора

Ракетные комплексы ПВО Поставлялся в Африку и Rapier (Рапира) - буксируемый зенитно-ракетный комплекс для борьбы с низколетящими воздушными целями производства Великобритании.Наземных средство ПВО поставлялось в Африку немало (к примеру, французские колёсные ракетные

Из книги автора

Из Сухопутных войск в ГРУ В марте 2011 года газета «Аргументы Недели» сообщила, что Минобороны намерено вернуть все части и соединения армейского спецназа в ГРУ. Напомним, что в результате реформ ВС они оказались подчинены Сухопутным войскам (СВ) России и командованию

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Комплекс С-350 / 50Р6 / 50Р6А "Витязь" / ОКР "Витязь-ПВО"


Зенитный ракетный комплек
с ПВО / зенитная ракетная система средней дальности. Разрабатывается ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей", главный конструктор - Илья Исаков (ист. - Новейшую... ). Предварительные проработки комплекса на смену ЗРК С-300 начаты НПО "Алмаз" 1991-1993 г.г. Первые упоминания о проекте ЗРК "Витязь" относятся к авиасалону МАКС-1999 на котором были продемонстрированы модели боевых машин комплекса на шасси КАМАЗ. Позже модели показаны и на МАКС-2001. Комплекс предназначен для замены ЗРК С-300П / С-300ПМ.

Разработка ЗРК "Витязь" начата в 2007 г. с планами принятия на вооружение в 2012 г. При создании ЗРК использованы наработки по экспортному проекту ЗРК KM-SAM, спроектированному ГСКБ "Алмаз-Антей" для Южной Кореи. В 2009-2011 г.г. ГСКБ "Алмаз-Антей" проведена ОКР "Витязь-ПВО". В 2010 г. начата разработка конструкторской документации, завершение создания конструкторской документации планировалось на 2011 г. (ист. - Новейшую...). В 2010 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" завершена разработка рабочей конструкторской документации на пункт боевого управления и многофункциональную РЛС, изготовлены опытный образец пункта боевого управления, отдельные законченные устройства пункты боевого управления (ПБУ) и многофункциональной РЛС, проведены стыковка аппаратуры и автономные испытания опытного образца ПБУ (ист. - Годовой отчет ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2009 г.).

В 2011 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" завершена разработка программно-алгоритмического обеспечения многофункциональной РЛС 50Н6А пункта боевого управления 50К6А комплекса 50Р6, завершено оборудование контейнера В-100 из состава антенного поста В-1, оборудовано шасси В-20 из состава РЛС 50Н6А (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2011 г.). В 2012 г. проведены работы по изготовлению опытного образца многофункциональной РЛС, по разработке опытного образца специализированной пусковой установки, а также подготовке средств системы 50Р6А к проведению предварительных и государственных испытаний (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2012 г. ).

В 2013 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" изготовлены опытные образцы специализированной пусковой установки и многофункциональной РЛС ЗРС С-350 (концерн ПВО "Алмаз-Антей", Годовой отчет за 2013 г. ).
Прототип ЗРК "Витязь" 50Р6А в сост аве самоходной огневой установки 50П6А, машины с многофункциональной РЛС обнаружения воздушных целей 50Н6А и пункта боевого управления 50К6А впервые публично продемонстрирован на Обуховском заводе (г.Санкт-Петербург) 19 июня 2013 г. Серийное производство комплекса будет осуществляться в Северо-Западном региональном центре Концерна ПВО "Алмаз-Антей", в частности на Государственном Обуховском заводе и Заводе радиотехнического оборудования.

Испытания . Полигонные испытания опытного образца ЗРК планировалось начать в 2011 г., но по данным конца 2010 г. изготовление опытного образца планируется уже на 2012 г. и на 2013 г. планируется завершение его испытаний. Развертывание ЗРК планируется начать в 2015 г. (планы 2010 г.). В середине 2013 г. сообщается о выходе на натурные испытания комплекса в 2014 г. (ист. - Новейшую... ). Хотя ранее, в июне 2013 г. сообщалось, что испытания ЗРК должны начаться осенью 2013 г. ().

В январе 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что до 2020 г. на вооружение войск ПВО России поступит более 30 ЗРК "Витязь", которыми планируется заменить ЗРК С-300П / ПС. Предположительно в ЗРК "Витязь" могут использоваться два типа ракет - малой дальности (предположительно 9М100) и средней дальности (предположительно 9М96). По заявлению главнокомандующего ВВС генерал-полковника Александр Зелина, предполагается, что ЗРК «Витязь» по боевым возможностям в несколько раз превысит возможности ЗРС С-300П. В феврале 2012 г. в СМИ было заявлено, что на вооружение планируется принять 38 дивизионных комплексов ЗРК.

11.09.2013 г. глава ГСКБ "Алмаз-Антей" Виталий Нескродов сообщил СМИ, что по ЗРК С-350 в 2014 г. планируется завершить испытания, начать серийное производство в 2015 г. и в 20 16 г. начать поставки ЗРК в части ПВО. Система ПВО "Витязь" должна заменить в российской армии знаменитые С-300ПС и С-300ПМ (ПМУ).


Top