Роль танка т 70 в вов. Самый массовый из легких

Привет всем любителям повоевать в песочнице, с вами сайт! Танкисты и танкистки, сейчас речь у нас пойдет о действительно стоящей маленькой машинке, советском легком танке третьего уровня, перед вами Т-70 гайд .

Без преувеличений спешу вам сообщить, что среди огромного многообразия легкой техники на третьем уровне, данный аппарат действительно может порадовать своего владельца. Т-70 WoT имеет внушительное количество преимуществ, которые позволят игроку «нагибать» в песочнице и получать массу удовольствия, но для этого, вы должны хорошо знать свой танк.

ТТХ Т-70

По уже сложившейся традиции начинать мы будем с того, что у нашего легкого танка есть стандартный по меркам одноклассников обзор, а еще советская слабая дальность обзора в 310 метров.

Примечательно, что в отличие от большинства одноклассников, выживаемость у нас весьма неплохая, но с нюансами. Прежде всего, у Т-70 характеристики лобового бронирования впечатляют.

Если говорить о лобовой проекции корпуса, то благодаря отличному наклону бронеплит верхняя лобовая деталь Т-70 World of Tanks по всей площади имеет 72 миллиметра брони, а небольшой красный квадрат на колижн модели еще и усилен, тут толщина металла доходит до 113 миллиметров. При этом НЛД лучше скрывать, ведь это всего лишь 51-миллиметровый участок, который может рикошетить, но в целом пробивается легко.

Башня со лба защищена большой 50-миллиметровой маской орудия, за которой легкий танк Т-70 имеет еще порядка 86 миллиметров приведенной брони, а небольшая «полочка» над маской может похвастаться 98 миллиметрами приведенки, а вот щеки пробиваются легко, но к счастью они совсем небольшие.

Абсолютно другая картина открывается при осмотре бортовой проекции, так как борта у Т-70 World of Tanks еще тоньше, чем корма, ведь тут имеются жалкие 15 миллиметров броня без наклонов, что пробивается не только фугасами, но и пулеметами малого калибра. Впрочем, это не значит, что корму можно подставлять, обе эти проекции уязвимы и их нужно прятать.

В плане подвижности все относительно, ведь максимальную скорость Т-70 танк развивает приличную, а также обладает превосходными показателями маневренность. Но в динамике мы уступаем многим одноклассником, хотя, назвать машину медлительной или тугой нельзя, в этом плане мы скорее походим на динамичный средний танк.

Орудие

Ни для кого не секрет, что вооружение является главной составляющей любого танка и в нашем случае пушка действительно хороша, она заслуживает не только внимания, но и уважения.

В первую очередь вы должны знать, что у Т-70 орудие альфастрайк имеет усредненный по уровню, но кроме этого обладает высокой скорострельностью, благодаря чему у нас есть возможность наносить достойный урон в минуту, который равен примерно 1320 единицам.

По показателям пробития наша пушка действительно хорошая, даже бронебойным снарядом Т-70 WoT способен уверенно наносить урон одноклассникам и большинству четвертых уровней. С пятерками тоже можно справиться, но для стычек с тяжелыми танками стоит иметь при себе порядка 15 голдовых подкалибров.

Точность нас тоже не подвела, хотя, не все тут так гладко, как хотелось бы. Советский легкий танк Т-70 имеет в своем распоряжении неплохой разброс на 100 метров, но стабилизация у нашей пушки плохая и сводиться она довольно долго, то есть с этим нужно что-то делать.

В целом все показатели вооружения Т-70 танк получил хорошие, но есть один серьезный изъян – углы вертикальной наводки. Вниз наш ствол опускается всего на 4 градуса, это очень печально и играть от рельефа будет действительно сложно.

Преимущества и недостатки

Как все вы прекрасно понимаете, от знания сильных и слабых сторон машины, на которой выходишь в бой, зависит очень многое. Прежде всего вы будете лучше понимать, на какие модули и умения следует сделать ставку, но и в построении тактики данный вопрос способен существенно помочь, так что сейчас мы выделим главные плюсы и минусы Т-70 World of Tanks .
Плюсы:
Хорошая лобовая броня;
Достойная подвижность (максималка и маневренность);
Внушительный урон в минуту;
Высокие показатели пробития;
Приятный разброс на 100 метров.
Минусы:
Маленькая базовая дальность обзора;
Плохое бронирование бортов и кормы;
Невысокий разовый урон;
Посредственное сведение и стабилизация;
Плохие углы вертикальной наводки.

Оборудование для Т-70

Несмотря на то что на третьем уровне выбор дополнительных модулей сильно ограничен, усиливать танк можно и нужно, тем более что все необходимое для этого аппарата, в принципе, доступно. Для достижения максимальных результатов на танк Т-70 оборудование лучше ставить следующее:
1. – как видно из списка недостатков, данному аппарату нужно улучшить скорость сведения, чем мы и займемся в первую очередь.
2. – хороший и продуманный выбор, который даст 5-процентный буст к наиболее важным параметрам, улучшив урон, точность и слегка повысив обзор.
3. – нет смысла что-то выдумывать, ведь радикально повысить дальность обзора и получить преимущество над противником можно, только выбрав этот модуль.

Обучение экипажа

Правильно обученный экипаж с достаточным количеством умений на третьем уровне – это колоссальное преимущество, к которому вы должны стремиться, если действительно хотите покорить песочницу. Проблема в то, что экипаж у нас состоит всего из двух человек, но даже в таких обстоятельствах для Т-70 перки лучше учить в такой последовательности:
Командир (наводчик, радист, заряжающий) – , , , .
Механик-водитель – , , , .

Снаряжение для Т-70

Как и всегда, процесс закупки расходников остается стандартным, а потому, простым и понятным. Если у вас в запасе мало серебра или вы копите на какой-либо танк, берите , , . Однако в бою вы будете чувствовать себя гораздо увереннее, если купите для Т-70 снаряжение в виде , , , особенно понимая проблемы при контузии столь многофункционального командира. Кстати, горит советский танк нечасто, так что заменить огнетушитель на тоже можно.

Тактика игры на Т-70

Из всего вышесказанного вы могли составить мнение о данном аппарате и надо сказать, что машинка в наших руках действительно стоящая, способная крушить врагов в песочнице, но для этого нужно действовать правильно.

Сразу хочу сказать, что комфортнее всего наш советский легкий танк Т-70 чувствует себя вверху списка, ведь тут наша броня показывает себя с наилучшей стороны. Чтобы уверенно расправляться с врагом вы всегда должны быть повернуты к нему лбом и корпус можно довернуть совсем немного, дабы не подставить уязвимый борт, но увеличить приведенную броню ВЛД.

Разумеется, сражаясь вверху списка для Т-70 тактика ведения боя заключается в занятии позиции на передовой, где скрыв свой НЛД и укрывшись от вражеской артиллерии, вы сможете уверенно танковать, сдерживая или продавливая направление вместе с союзниками.

Однако, когда речь идет о боях против четвертых и тем более пятых уровней, на свою броню Т-70 World of Tanks уже не может полагаться столь слепо. В таких случаях мы превращаемся в хороший танк поддержки, который способен отлично наносить урон из-за спин более крепких товарищей по команде.

Не менее уверенно Т-70 танк чувствует себя стоя на второй линии, ведь такая тактика гораздо более безопасна и дает возможность безнаказанно наносить урон. Благо для дистанционного ведения огня у нас есть приятная точность и хорошее пробитие, остается только поменьше светиться и выцеливать уязвимые зоны в броне врага.

В качестве итога хотелось бы сказать, что Т-70 WoT – это одна из немногих машин на третьем уровне, играть на которой комфортно и приятно. В остальном, старайтесь следить за мини-картой, берегитесь артиллерии и грозной техники пятого уровня, а также не подставляйте врагам борта и корму.

Вторым по массовости после Т-34 советским танком периода Великой Отечественной войны был легкий танк Т-70.

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя. Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным. Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя. Требовалось иное решение.

СОЗДАНИЕ

К проектированию нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года. В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В. Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни. Сборка танка началась в январе 1942 года и, по ряду причин, шла довольно медленно. Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась расположением в башне одного человека — на все руки мастера, одновременно наводящего и заряжающего, — командира. Главный конструктор Н. А. Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки. Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего — до 35 мм. В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью. Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60. Не удалось наладить производство литой башни и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.

ПРОИЗВОДСТВО

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью. Были увеличены и ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице было сокращено с 91 до 80 единиц. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 км. Боекомплект пушки был сокращен до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76. В результате, начиная с 1943 года, легкие танки для Красной армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями. С 5 по 14 июня завод подвергся сосредоточенным ударам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 — непосредственно на территорию завода. Были полностью разрушены или серьезно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода. В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился — только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен — 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942-1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Описание конструкции

Компоновка легкого танка Т-70 повторяла компоновочные схемы практически всех танков-предшественников легкого класса и принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60.

Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.

КОРПУС БАШНЯ, БРОНИРОВАНИЕ

Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор. Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

ВООРУЖЕНИЕ

На танке Т-70 устанавливались 45-мм танковая пушка обр. 1938 г. и слева от нее спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня — 1540 мм. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6° до +20°. Для стрельбы применялись прицелы: телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический — в качестве резервного. Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная — 4800 м.

При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия составляла 12 выстр/мин. Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки — справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета — на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг — 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом стреляная гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ, ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 — передний и ГАЗ 70-6005 — задний) суммарной мощностью 140 л. с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата был соединен тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо); четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором; двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили: ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска — индивидуальная торсионная.

ТАКТИКО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-70

Боевая масса, т: 9,2
Экипаж, чел.: 2
Габаритные размеры, мм:
длина: 4285
ширина: 2420
высота: 2035
клиренс: 300
Вооружение: 1 х 45-мм пушка 20К и 1 х 7,62-мм пулемет ДТ
Бронирование, мм:
лоб корпуса (верх): 35 мм
лоб корпуса (низ): 45 мм
борт корпуса: 15 мм
корма корпуса: 25 мм
башня: 35 мм
крыша: 10 мм
днище: 10 мм
Двигатель: 2 х ГАЗ-202, бензиновые, 6-цилиндровые, жидкостного охлаждения, суммарной мощностью 140 л. с.
Скорость макс, км/ч: 45
Запас хода, км: 250

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя. Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами Вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным. Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя. Требовалось иное решение.


В сентябре 1941 года КБ завода № 37, на тот момент головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, получивший индекс Т-45. По сути дела, это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой была установлена 45-мм пушка. На этой машине предполагалось использовать новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с, что позволило бы увеличить толщину лобовой брони танка до 35 - 45 мм. Однако освоить производство двигателя завод ЗИС не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла положение и попытка установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л.с С его освоением также не все шло гладко, а время не ждало.

Параллельно с заводом № 37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе. В таком развитии событий не было ничего необычного - это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 1930-е годы. Здесь же был спроектирован и изготовлен ряд опытных образцов бронетанковой техники В сентябре 1941 года завод получил задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было создано отдельное структурное подразделение танкового производства и соответствующее КБ В первых числах сентября главный конструктор завода № 37 Н.А Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60, который должен был использоваться на ГАЗе в качестве эталона Сам Н.А.Астров также был оставлен на ГАЗе для помощи в организации производства танков.

Именно Астров и представил в ГАБТУ Красной Армии проект нового легкого танка с усиленными броней и вооружением, созданного на базе Т-60. В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спарку автомобильных двигателей ГАЗ-202. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, получивших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября. Однако при первых же испытаниях спарок через 6 - 10 часов работы начали ломаться коленчатые валы вторых двигателей, и только благодаря усилиям конструкторов под руководством А.А.Липгарта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 моточасов. К проектированию же нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года Оно велось очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размерами 7x3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200x200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид - продольный разрез - был наложен план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин.
В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В.Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера - командира, наводчика и заряжающего. Однако Н А.Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего-до 35 мм В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60 Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.

Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.
Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6,10,15, 25, 35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками Лобовая часть имела литую маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни сделали входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка обр 1938 года и слева от нее - спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от-6° до +20° Для стрельбы применялись прицелы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический - в качестве резервного Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная - 4800 м При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия - 12 выстрелов в минуту Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки - справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную.

Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.
Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм Подвеска - индивидуальная торсионная.
Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.
В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 км. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76 В результате, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 - непосредственно на территорию завода Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился - только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен - 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 - 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34. В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70 Такие бригады могли входить в состав танковых и механизированных корпусов или быть отдельными В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70 При этом полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными К весне 1944 года легкие танки Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Тем не менее в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалась в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Боевое крещение танки Т-70 получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли серьезные потери Уже первые бои выявили низкие боевые качества новых легких танков, вооружение которых не позволяло им бороться с немецкими средними танками (доля легких боевых машин в Вермахте быстро сокращалась), а бронезащита была недостаточной при использовании их в качестве танков непосредственной поддержки пехоты Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен. многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям.

Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва - возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю. Вместе с тем в войсках отмечали и положительные достоинства «семидесяток». По мнению некоторых танковых командиров, Т-70 как нельзя лучше подходил для преследования отступавшего противника, что стало актуальным в 1943 году. Надежность силовой установки и ходовой части Т-70 были выше, чем у Т-34, что позволяло совершать длительные марши. «Семидесятка» была малошумной, чем опять-таки резко отличалась от ревущей двигателем и грохочущей гусеницами «тридцатьчетверки», которую ночью, например, было слышно за 1,5 км.

В столкновениях же с вражескими танками экипажам Т-70 приходилось проявлять чудеса изобретательности Многое зависело и от знания экипажем особенностей своей машины, ее достоинств и недостатков. В руках умелых танкистов и Т-70 был грозным . Так, например, 6 июля 1943 года в боях за д.Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б.В.Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру». Совершенно исключительный случай произошел 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне») Можно было стрелять в упор, но, увидев, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях.

Осенью 1942 года специалистами Горьковского автозавода был разработан глубоко модернизированный вариант легкого танка , который получил новое обозначение Т-70М , и началась подготовка к его производству.

Факт: «Изначально при проектировании танк получил обозначение Т-70Б».

Модернизированный танк отличался основательно доработанной ходовой частью, увеличенными шириной (с 260 до 300 мм) и шагом траков, шириной опорных катков, увеличенным диаметром торсионов подвески и зубчатых венцов ведущих колес, а также доработанной главной передачей. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные катки и бортовые редукторы, сокращено число траков в гусенице с 91 до 80 и уменьшен боекомплект пушки до 70 выстрелов.

Место водителя-механика было расположено в носовой части корпуса у левого борта, а место командира танка – во вращающейся башне, смещенной к левому борту. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, которые составляли единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса находились впереди.

Корпус танка Т-70М сваривался из катанных бронелистов, которые имели толщину 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. В особо ответственных местах сварные швы были усилены клепкой. Лобовые и кормовые листы бронекорпуса имели рациональные углы наклона. Сварная граненная башня из бронелистов толщиной 35 мм была установлена на шариковой опоре в средней части корпуса. Сварные стыки башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и телескопического прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка был установлен перископический зеркальный прибор наблюдения, который обеспечивал командиру круговой обзор. Также в крышке имелся лючок для фложковой сигнализации.

В качестве вооружения была установлена 45-мм танковая пушка образца 1938 года и слева от нее спаренный пулемет ДТ. Орудие было смещено вправо от продольной оси башни, что обеспечивало большее удобство для работы командира. Шестеренчатый механизм поворота башни был установлен слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки справа. Пушка имела спусковой ножной механизм, который осуществлялся путем нажатия на правую педаль, а пулемета – на левую. Боекомплект состоял из 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки и 945 патронов для пулемета ДТ.

В качестве силовой установки танка Т-70М был выбран мотор ГАЗ-203, который состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей были соединены при помощи муфты с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом, что позволило предотвратить поперечные колебания. Для каждого двигателя батарейная система зажигания, система смазки и топливная система были независимыми. Танк был оборудован двумя топливными баками общей емкостью 440 литров, которые были расположены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа, главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных от грузовика ЗИС-5.

В состав движителя с каждого борта входили: ведущие колеса со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака с шагом 98 мм. Конструкция направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска – индивидуальная торсионная.

С 1942 по 1943 года было изготовлено 8231 танк Т-70М, из которых 6847 экземпляров собрал Горьковский автозавод.

В октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, выпуск которого был налажен в сентябре, практически бесполезен на поле боя. Дело в том, что он имел слишком слабые вооружение и броню, которую легко пробивали вражеские танки. Исправить данные недостатки без кардинального изменения конструкции было невозможно, так как его двигатель и коробка и так работали в перенапряженном режиме. Рост массы танка, который неизбежен при усилении брони и вооружения, вывел бы эти агрегаты из строя.

В конце октября 1941 года специалисты конструкторского бюро Горьковского автозавода приступили к разработке нового танка, который получил индекс ГАЗ-70 или военное обозначение Т-70 .

Работа шла очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении примы, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины были выполнены в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размеров 7×3 метра, которые были окрашены белой эмалью и разбиты на квадраты размером 200×200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид – продольный разрез – были наложены план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи, которые включали в себя все детали и узлы внешнего и внутреннего оборудования танка, выполняли максимально подробно и в дальнейшем они служили основой для контроля при сборке опытного образца.

Конструкция и описание

Легкий танк Т-70 имел классическую конструкцию, с передним расположением трансмиссии. Место водителя-механика было расположено в носовой части корпуса у левого борта, а место командира танка – во вращающейся башне, смещенной к левому борту. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, которые составляли единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса находились впереди.

Корпус сваривался из катанных бронелистов, которые имели толщину 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. В особо ответственных местах сварные швы были усилены клепкой. Лобовые и кормовые листы бронекорпуса имели рациональные углы наклона. Сварная граненная башня из бронелистов толщиной 35 мм была установлена на шариковой опоре в средней части корпуса. Сварные стыки башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и телескопического прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка был установлен перископический зеркальный прибор наблюдения, который обеспечивал командиру круговой обзор. Также в крышке имелся лючок для фложковой сигнализации.

В качестве вооружения на танке Т-70 была установлена 45-мм танковая пушка образца 1938 года и слева от нее спаренный пулемет ДТ. Орудие было смещено вправо от продольной оси башни, что обеспечивало большее удобство для работы командира. Шестеренчатый механизм поворота башни был установлен слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки справа. Пушка имела спусковой ножной механизм, который осуществлялся путем нажатия на правую педаль, а пулемета – на левую. Боекомплект состоял из 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки и 945 патронов для пулемета ДТ.

Характеристики пушки:

  • высота линии огня – 1540 мм;
  • угол наклона спаренной установки по вертикали – от -6 до +20 градусов;
  • прицельная дальность стрельбы – 3600 м;
  • максимальная дальность стрельбы – 4800 м;
  • скорострельность – 12 выстр./мин.

В качестве силовой установки был выбран мотор ГАЗ-203, который состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей были соединены при помощи муфты с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом, что позволило предотвратить поперечные колебания. Для каждого двигателя батарейная система зажигания, система смазки и топливная система были независимыми. Танк был оборудован двумя топливными баками общей емкостью 440 литров, которые были расположены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия танка Т-70 состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа, главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных от грузовика ЗИС-5.

Заметка: «Командирские танки были оборудованы радиостанцией 9Р или 12РТ, которая была размещена в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейные танки устанавливали светосигнальное устройство для внутренней связи командира с водителем-механиком и внутреннее переговорной устройство ТПУ-2».

В состав движителя с каждого борта входили: ведущие колеса со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака с шагом 98 мм. Конструкция направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска – индивидуальная торсионная.

В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 тонны, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

Тактико-технические характеристики и габаритные размеры танка Т-70:

  • длина – 4285 мм;
  • ширина – 2420 мм;
  • высота – 2035 мм;
  • клиренс – 300 мм;
  • вооружение – пушка 20К образца 1934 года калибра 45 мм, пулемет ДТ образца 1929 года калибра 7,62 мм;
  • средства связи – переговорной устройство ТПУ-2 и на командирских танках радиостанция 12РТ или 9Р;
  • преодолеваемые препятствия – угол подъема 28 град, ширина рва 1, метра, высота стенки 0,6 метра, глубина брода 0,9 метра;
  • максимальная скорость – 45 км/ч;
  • запас хода – 250 км.

Сборка и испытания

В конце декабря 1942 года для первого танка был изготовлен корпус и отлита башня конструкции В.Дедкова. Одновременно с литой был разработан и сварной вариант башни. В январе 1942 года приступили к сборке, которая по ряду причин была закончена только 14 февраля. Затем танк был отправлен в Москву и показан там представителям Главного автобронетанкого управления. Военные отнеслись к новому танку довольно прохладно, так как по бронезащите он лишь незначительно превосходил Т-60 и имел возросшую массу благодаря установке 45-мм пушки, а мощь вооружения нивелировалась лишь одним местом для человека в башне, который должен выполнять обязанности командира, наводчика и заряжающего. Однако главной конструктор Н.А. Астров обещал в короткий срок устранить все недостатки.

Затем были проведены испытания опытного образца танка Т-70 и пробные стрельбы из основного оружия. Новый танк в сравнении с предшественником имел более высокую удельную мощность (15,2 л.с./т против 11 л.с./т), более мощное оружие (45-мм пушка вместо 20-мм) и усиленную броневую защиту (45-мм броня вместо 20-35-мм).

По результатам испытания новый танк постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) от 6 марта 1942 года был принят на вооружение Красной армии. Спустя два дня вышло следующее постановление ГКО о производстве танка с апреля на заводах № 37 и № 38, а также Горьковском автозаводе. Однако новый танк требовал вдвое больше деталей в сравнении с прежним танком, при этом не удалось наладить производство башни и Горьковскому автозаводу в спешном порядке пришлось обеспечивать документацией на сварную башню другие заводы.

Танк Т-70 выпускался с весны по ноябрь 1942 года, а затем ему на смену пришел модернизированный .

Применение танков Т-70 во время Великой Отечественной войны

В состав танковых и механизированных корпусов могли входить танковые бригады, состоящие из 32 танков Т-34 и 21танка Т-70. Однако к весне 1944 года данная модель танка была исключена из штатов танковых частей Красной армии, но в некоторых бригадах их продолжали эксплуатировать еще довольно долго.

Первыми новые танки получили 157-я и 162-я отдельные танковые бригады, которые были сформированы в городе Муроме в первой половине 1942 года. в каждой из этих бригад насчитывалось по 65 таких машин. Еще до начала боевых действий обе бригады были переформированы на более традиционный штат смешанной организации. Боевое крещение новые танки получили в ходе боев на юго-западном направлении в июне-июле 1942 года, где понесли значительные потери. Уже первые бои показали их низкие боевые качества, недостаточную бронезащиту при использовании танков в качестве поддержки пехоты и слабое вооружение, которое не позволяло вести борьбу с немецкими средними танками.

Однако в умелых руках танк Т-70 был грозным оружием. Так, 6 июля 1943 года в боях за деревню Поковку на Обояньском направлении экипаж танка под командованием лейтенанта В.В. Павлович из 49-й гвардейской танковой бригады смог подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру».

21 августа 1943 года командир танка лейтенант А.Л. Дмитриенко 178-й танковой бригады обнаружил отступающий немецкий танк и начал его преследование. Догнав врага, Дмитриенко заметил, что люк в башне вражеского танка открыт, он вылез из своего танка, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях.

Факт: «Большое количество танков Т-70 участвовало в Курской битве. Так, танковые войска Центрального фронта накануне сражения располагали 1652 танками, из которых 369 штук или 22% были танки данной модели».

Нередко эти танки использовали для таранов. Например, в журнале боевых действий 150-й танковой бригады, которая действовала в составе 40-й армии Воронежского франта в январе 1943 года, сохранилась следующая запись:

«Старший лейтенант Захарченко и механик-водитель старший сержант Кривко, отражая контратаки танков и израсходовав снаряды, со своей ротой пошли на таран немецких танков. Захарченко сам лично протаранил два танка и взял в плен командира и начальника штаба 100-го танкового батальона особого назначения».

Факт: «В годы Второй мировой войны помимо Красной армии танк Т-70 состоял на вооружении Войска Польского в количестве 53 экземпляров и Чехословацкого корпуса в количестве 10 экземпляров».


Top