Сущность военной реформы 19 века. Историко-правовой аспект военной реформы второй половины XIX века

Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации военного дела в России и заставили заняться военными преобразованиями. Но реорганизация армии па новых началах и в особенности ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом, от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу.

В 60-70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившаяся наиболее важной реформой - созданием новой системы комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной части" под председательством военного министра Ф. В. Ридигера. Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано, за исключением сокращения численности армии, что существенно уменьшило военные расходы. К концу войны под ружьем находилось 2,2 млн человек. К 1858 г. армия была сведена до 1,5 млн человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение.

Практически военные реформы начались с назначения в 1861 г. на пост военного министра Д. А. Милютина (старшего брата Н. А. Милютина), профессора Академии Генерального штаба, затем начальника штаба Кавказской армии, человека выдающихся военных и личных дарований, придерживавшегося либеральных воззрений. С именем Д. А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.

15 января 1862 г. он представил Александру II программу военных преобразований; она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны, реорганизацию структуры управления армией и подготовки офицерского состава. Первым делом Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания - шпицрутены, "кошки", кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 1864 г. "Положению" вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались благоприятные условия для оперативного руководства войсками, более быстрой их мобилизации в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение. По "Положению" 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения, которые ранее имели свои отдельные управления, а на время ведения военных действий и действующая армия.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный па началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался главный военно-полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра.

В середине 60-х годов XIX в. была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Военные училища ежегодно выпускали до 600 офицеров. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов было создано 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии замены старой, рекрутской системы комплектования всеобщей воинской повинностью, которая обеспечивала создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.

Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы, в то время как в России сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I.

Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависело от состояния средств сообщения. Быстрый рост железнодорожного строительства в конце 60-х начале 70-х годов XIX в. в России создал необходимые условия для проведения одной из важнейших реформ. Настоятельная необходимость этой реформы диктовалась и сложной внешнеполитической обстановкой, особенно обострившейся в связи с разгромом в 1870 г. Франции Пруссией и образованием в центре Европы милитаристской Германской империи, которая открыто заявила о своих экспансионистских устремлениях.

В 1870 г. Д. А. Милютин представил Александру II доклад о введении всесословной воинской повинности и получил его одобрение. Под председательством Милютина была создана специальная комиссия для выработки воинского устава. Через два года проект воинского устава был готов и внесен на обсуждение Государственного совета. Обсуждение шло остро. Против введения всесословной воинской повинности активно выступали министр просвещения Д. А. Толстой и шеф жандармов П. А. Шувалов, а в печати - редактор и издатель "Московских ведомостей" М. Н. Катков.

1 января 1874 г. Александр II утвердил "Устав о воинской повинности". По закону 1874 г. все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливались 7-лстний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

Для армии мирного времени необходимый контингент призываемых на действительную службу был значительно меньше общего числа призывников. Так, в 1874 г. из 725 тыс. мужчин, подлежавших призыву, было призвано 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс. - 212 тыс. человек, в 1900 г. из 1150 тыс. - 315 тыс. Таким образом, из числа лиц призывного возраста на действительную службу брались 25- 30%. От действительной службы освобождались, в первую

очередь, по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. По семейному положению освобождалось до половины призывников. Около 15-20% освобождались по физической непригодности. Остальные годные к службе призывники, не имевшие льгот, тянули жребий. Как имевшие льготу, гак и те, на кого не пал жребий идти на действительную службу, зачислялись в запас на 15 лет, а по истечении их - в ополчение. Давались и отсрочки от действительной службы па 2 года по имущественному положению. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет - для окончивших начальную школу, до 3 лет - городскую школу, до полутора лет - гимназию и до полугода - для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое. Находившихся на действительной службе солдат в обязательном порядке обучали грамоте. Поэтому армия играла немалую роль в распространении грамотности среди мужского населения, поскольку в то время до 80% призываемых на службу были неграмотными.

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

С 60-х годов XIX в. началось перевооружение русской армии. С 1866 г. происходила замена гладкоствольного оружия нарезным. На вооружение была принята так называемая берданка - скорострельная винтовка системы американского изобретателя X. Бердана. Артиллерийский парк стал заменяться новыми системами стальных нарезных орудий, Качалось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний - пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца увеличивался с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейному положению, но в 2-4 раза увеличивались сроки службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861 - 1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

Значение реформ 1863-1874 годов

Общий ход социально-экономического развития России в конечном счете вызвал настоятельную необходимость проведения реформ, которые, в свою очередь, дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Реформы 60-70-х годов XIX в. начиная с отмены крепостного права знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Однако эти преобразования носили непоследовательный и незавершенный характер.

Уступки, сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации. В политике императора Александра II сочетались и реформаторство, и рациональные тенденции. Последние замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло старые административно-полицейские методы управления, поддерживало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны.

Военная реформа второй половины XIX века.

Причины реформы. Поражение в крымской войне было вызвано технической, тактической отсталостью. 200м стреляло наше оружие их 1300м. Ужасные условия в армии погибло 100000 человек в мирное время. Армия самая многочисленная сокращена до 1.5 млн.

Реформу провел назначенный военным министром Милютин, до назначения был профессором. Реформа с 1762 –1784, включала ряд мероприятий˸

  • изменен принцип комплектования армии
  • введена всеобщая рекрутская повинность, но армия не могла принять всех и призывали около 30% остальных записывали в ополчение. Кому идти на службу решали жребием, существовали многочисленные льготы. Служили в армии 6 лет и 9 лет запаса, на флоте 7 лет и 3 года запаса. Служба была бессословной. Окончившие вузы служили 0.5 года, гимназии –1.5 года, начальную 4 года. В 1888г принят новый воинский устав, введены единые сроки службы˸ 5 лет действительной и 12 лет в запасе.
  • Реорганизованы военные училища. Кадетские училища частью остались, а частью переведены в военные гимназии с более высоким уровнем подготовки. Для подготовки младших офицеров созданы специальные юнкерские училища. Офицерский корпус пополнялся выпускниками вузов, которые служили 0.5 года. Но только во время войны призывали к реальной службе. В юнкерские училища стали принимать не только дворян, хотя по-прежнему преобладали дворяне.
  • Реорганизован аппарат военного управления. Раньше командующие гвардией, артиллериями, военными округами, были великими князями, право личного доклада царю, не подчиняясь военному министру, теперь весь аппарат подчинялся военному министру.
  • Территория России разделена на 15 военных округов – во главе командующий округа.
  • Проведена военно-судебная реформа по уставу 1864 года, отменены телесные наказания, но избиение солдат офицерами оставалось.
  • Приняты новые военные уставы. В них новые принципы обучения войск˸ для войны, а не для парадов. Изменился устав караульной службы.
  • Началось перевооружение армии. Внедряется нарезное оружие, строятся первые броненосцы, стали иметь стальные пушки вместо чугунных.
  • Милютин очень много сделал для изменения имиджа солдата, раньше служба воспринималась как каторга, теперь – почетное право и обязанность. Введен термин “защитника отечества”.
  • - ТЕМА 9. Россия во второй половине XIX вЕКА.

    План 1. Кризис николаевского режима. 1. Реформы Александра II – политика возможного. 2. Власть и оппозиция в пореформенной России. 3. Внешняя политика: восстановление статуса и роли великой державы. 4. Россия при Александре III – отложенные решения. 1. В середине XIX в.... .


  • - Тема 6. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

    1.Хронологические рамки царствования Петра I: А. 1672-1725 гг.; Б. 1682-1725 гг.; В. 1695-1725 гг.; Г. 1700 – 1721 гг. Кто из правителей России последним короновался шапкой Мономаха? А. Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного; Б. Иван V Алексеевич – брат Петра I; В. Екатерина II – Великая. ... .


  • - Социокультурная ситуация рубежа XVIII-XIX вв.

    Конец XVIII - начало XIX в. прошли под знаком последствий Великой французской революции и наполеоновских войн. В этих условиях формируются новые подходы к осмыслению задач научного исторического знания. Особенностью XIX в. является фор­мирование альтернативных,... .


  • - Россия на рубеже XIX – XX вв.

    Николай II (1894-1917) унаследовал отцовский престол в очень непростое время. Россия на рубеже XIX – XX вв., казалось, вся была соткана из противоречий. Успехам экономики противоречила отсталая с европейской точки зрения система государственного управления, свобода... .


  • - Российской империи в конце XIX - начале XX в.

    Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. открыли для России возможность перехода от традиционного общества к индустриальному, капиталистическому, основанному на частной собственности, рыночной экономике, пар­ламентской демократии. Однако этот процесс проте­кал в огромной евроазиатской... .


  • - Российскоезаконодательство XVIII-XiX вв. как законодательство нового времени

    Изменение соотношения обычая и закона как источников права Начало нового этапа в истории русского законодательства, а точ­нее, в истории русского права и законодательства как его источника, большинство авторов связывает с изменением соотношения обычая и 53 Коркунов Н.... .


  • - Российские реформы 60-70-х годов XIX в. и их влияние на развитие государственного, общественного и частного призрения

    В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Естественно, изменяется и управление... .


  • - Российская империя во второй половине XIX- начале XX вв.

    1. Термином «Великие реформы » называют реформы: А. Александра I начала XIX века; Б. Александра II середины XIX века; В. Хрущева Н.С. 50-60-х годов XX века. 2.Расположить в хронологической последовательности реформы Александра II г.: А. земская реформа; Б. крестьянская реформа; В.... .


  • - Развитие системы публикации законодательных актов в XIX в.

    Итог складывания системы публикации законодательных актов в XVIII в. подведен был в «Предисловии» к первому Полному собранию законов Российской империи, где говорится: «Законы, от Самодер­жавной Власти исходящие, и общия постановления, Именем Ея от уч­режденных мест... .


  • Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области. Вследствие отсталости социально-экономического и политического строя когда-то одна из лучших армий мира была доведена до полного разложения и стала непригодной не только для наступления, но и для оборонительной войны. Всякие частичные меры по ее усовершенствованию не могли исправить положение.

    4 июня 1855 г. на имя Александра II была направлена записка главнокомандующим гвардейскими и гренадерскими корпусами генералом Ф.В. Ридигером, в которой он подверг критике существующую военную систему Данилов, П.А. Развитие военного управления в России / П.А. Данилов, Д.А. Скалой // Столетие Военного министерства. С. 382.. Во второй записке, представленной императору 23 июля того же года, Ф.В. Ридигер изложил свои предложения по преобразованию армии. Рекомендации генерала сводились к пяти пунктам: во-первых, осуществить децентрализацию военного управления; во-вторых, изменить характер обучения войск, коренным образом переработать все воинские уставы; в-третьих, улучшить качество подготовки офицеров, увеличив число военно-учебных заведений; в-четвертых, проводить аттестацию старшего командного состава при назначении на должности командиров отдельных частей, предусматривая при этом увольнение со службы всех лиц, не удовлетворяющих необходимым требованиям; в-пятых, для обсуждения предложенных вопросов создать специальные комиссии Там же. С. 383-386. . Обе записки император одобрил, и 20 июля 1855 г. была создана специальная комиссия под руководством генерал-адъютанта Ф.В. Ридигера, а после его смерти комиссию возглавил генерал Н.Ф. Плаутина.

    Назначенный 17 апреля 1856 г. на пост военного министра Н.О. Сухозанет принял ряд существенных мер по преобразованию вооруженных сил. Высочайшим Указом 25 декабря 1856 г. все солдатские дети были исключены из военного ведомства и обращены в свободные податные сословия О порядке увольнения в 1857 г. в отпуски и в отставку генералов, штаб- и обер-офицеров и служащих в составе войск гражданских классных чиновников // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 31. №31313. . В 1857 г. окончательно отменялись военные поселения, введенные с 1810 г. Высочайшее утвержденные правила о порядке управления Департамента Высших Поселений Военного Ведомства // Указ. соч. Собр. 2. Т. 32. №32555. В 1859 г. обязательный срок службы в сухопутных войсках сократился до 15, а во флоте - до 14 лет О сокращении сроков обязательной службы нижних чинов в Военном и Морском ведомствах // Указ. соч. Собр. 2. Т. 34. №34882. . Было распущено ополчение, и на 1/4 уменьшился призыв рекрутов. Однако для проведения необходимых коренных преобразований генерал-лейтенант Н.О. Сухозанет был непригоден. Создание армии новой эпохи требовало деятелей с новым политическим мировоззрением, широким военным кругозором и глубоким пониманием определяющих тенденций в развитии военного искусства Федоров А.В. Русская армия в 50-70-х гг. XIX столетия. М., 1959. С. 24. .

    Важнейшие реформы начались в армии после назначения военным министром 9 ноября 1861 г. генерал-адъютанта Д.А. Милютина. Милютин, осуществляя преобразования в армии, расширял и углублял идеи Ф.В. РидигераКерсновский, А.А.

    Перед военным министром стояла чрезвычайно трудная задача - реорганизовать всю систему военного управления и устройство армии. Одновременно с этим необходимо было сократить военные расходы и заботиться о том, чтобы это не нанесло ущерб боеспособности армии.

    К составлению программы преобразований было привлечено много новых лиц. Новый министр позаботился о назначении в число своих ближайших сотрудников энергичных и инициативных офицеров: Ф.Л. Гейдена, К.П. Кауфмана, А.А. Данзаса, Н.И. Карлгофа и др., объяснив кадровые перестановки таким образом: «Приниматься за переделку всего старого возможно только с новыми людьми» Милютин, Д.А. Воспоминания. 1860-1862. М.: Изд-во «Российский архив», 1999. С. 245. Особую роль в разработке и редактировании программы реформ сыграли Ф.Г. Устрялов, бывший крупным специалистом в военном законодательстве, и В.М. Аничков, профессор Николаевской академии Генерального штаба, специалист по проблемам военного управления.

    Эта команда, возглавляемая Дмитрием Алексеевичем, стала центром огромной организационной и аналитической работы. Для анализа состояния дел, всестороннего пересмотра и обсуждения всех частей русского военного устройства Милютин почти ежедневно созывал совещания, открыл свободный доступ «всяким посторонним предположениям, мнениям и проектам», создавал особые комиссии для обсуждения и подготовки наиболее значимых вопросов. В результате в военное министерство поступило «огромное количество разнообразных записок и проектов, из которых только немногие оказывались к чему-нибудь пригодными» Там же. С. 244. Это не остановило министра, он понимал, что только в процессе живой деятельности создается атмосфера инициативы и творчества, сопричастности к важному государственному делу.

    Большую роль в разработке программы реформ сыграла комиссия, разрабатывавшая проблемы состава и общей организации армии, которую по поручению Милютина возглавил генерал-майор А.К. Баумгартен. В короткий срок комиссия затребовала от различных ведомств министерства «соображения о нуждах и недостатках». Результат деятельности министерства был блестящим: менее чем за два месяца программа преобразований по основным направлениям деятельности военного министерства была создана, и уже 15 января 1862 г. Милютин вручил ее Александру II в форме Всеподданнейшего доклада, состоявшего из 10 разделов по основным направлениям военного дела. Этот доклад, утвержденный императором в конце января, стал программой практических действий Д.А. Милютина. Он охватывал буквально все области жизни и деятельности вооруженных сил Данилов, П.А. Развитие военного управления в России / П.А. Данилов, Д.А. Скалой // Столетие Военного министерства. Т.1. С. 170-172. .

    В самой реформе можно выделить несколько направлений: 1) реорганизация военного управления; 2) реформа военно-учебных заведений; 3) изменение системы комплектования вооруженных сил путем введения всеобщей воинской повинности; 4) преобразование военных судов; 5) перевооружение армии. Все эти мероприятия проводились в два периода. Первый период (с 1861 по 1874 гг.) заключался в подготовке материальных условий и военного управления для образования массовой армии. Второй период (с 1874 г.) характеризовался завершением военных преобразований 60-70-х годов и созданием массовой армии на основе принятого нового Устава о воинской повинности.

    Одной из первых реформ Милютина являлась реорганизация системы центрального военного управления и создание территориальных органов в виде штабов округов (создание военно-окружной системы).

    В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:

    1. Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.

    2. Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.

    3. Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему управление всеми местными военными учреждениями Добровольский, А. Основы организации центрального военного управления в России [Электронный ресурс] / А. Добровольский // Tristar Investment: [сайт]. - Режим доступа: http://www.lionpalace.ru/warminist/reformamilutina/. - Загл. с экрана. (24.03.12)..

    Таким образом, Милютин предложил создать территориальную, окружную систему, при которой снабжение и материально-технические функции возлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военное управление и устраняла излишнюю централизацию Военного министерства.

    В соответствии с этими планами указывалось на необходимость создания 15 военных округов: Финляндского, Петербургского, Балтийского (Рига), Северо-Западного (Вильно), Царства Польского, Юго-Западного (Киев), Южного (Одесса), Московского, Харьковского, Верхневолжского (Казань), Нижневолжского (Саратов), Кавказского (Тифлис), Оренбургского, Западно-Сибирского (Омск), Восточно-Сибирского (Иркутск) Там же..

    Структура главного окружного управления должна была включать в себя: 1) Общее командование и штаб; 2) Окружное интендантство; 3) Артиллерийское управление; 4) Инженерное управление; 5) Врачебно-госпитальное управление Свод военных постановлений 1869 г. Ч. 1, кн. 2. Военно-окружные управления. СПб.: Государственная типография, 1893. С. 183. Ст. 3..

    В 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский, Виленский и Одесский военные округа Великие реформы в России. 1856-1874 гг.: сборник / под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М.: Изд-во Московского университета, 1992. С. 247.. Вслед за этим в августе 1864 г. было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения. Таким образом, он становился единоличным начальником. В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора. В его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть Свод военных постановлений 1869 г. Ч. 1, кн. 2. Военно-окружные управления. С. 183-184. Ст. 2-6..

    В 1864 г. было создано еще 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. А в последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа. Каждый округ представлял собой одновременно орган войскового управления и военно-административного устройства. Это давало возможность оперативно руководить войсками, обеспечивало быстрое развертывание армии в случае войны Добровольский, А. Основы организации центрального военного управления в России [Электронный ресурс] / А. Добровольский // Tristar Investment: [сайт]. - Режим доступа: http://www.lionpalace.ru/warminist/reformamilutina/. - Загл. с экрана. (24.03.12)..

    Наряду с реформой местного военного управления в 1862-1867 гг. проходила и реорганизация Военного министерства. Основной проблемой действовавшей структуры было отсутствие единого управления, парадоксально сочетавшееся с доведенной до абсурда централизацией ведомства.

    В 1862 г. были созданы два главных управления: артиллерийское и инженерное, а в 1863 г. - произведена реорганизация департамента Генерального Штаба. Он был объединен с военно-топографическим депо и Николаевской академией Генерального штаба и получил наименование Главного Управления Генерального штаба. Позже, в связи с введением военно-окружной системы, в 1866 г. Главное Управление Генерального штаба и Инспекторский Департамент были объединены в одно управление под названием Главный штаб Добровольский, А. Основы организации центрального военного управления в России [Электронный ресурс] / А. Добровольский // Tristar Investment: [сайт]. - Режим доступа: http://www.lionpalace.ru/warminist/reformamilutina/. - Загл. с экрана. (24.03.12)..

    В 1868 г. преобразование Военного министерства было завершено и с 1 января 1869 г. вступило в действие новое «Положение о Военном министерстве» Зайончковский П. А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М.: МГУ, 1952. С. 58..Согласно «Положению» Военное министерство состояло из Императорской Главной Квартиры, Военного Совета, Главного Военного Суда, Канцелярии Военного Министерства, Главного Штаба и 7 главных управлений (интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-медицинского, военно-учебных заведений, военно-судового и иррегулярных войск), а также управления генерал-инспектора кавалерии, инспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых Учреждение Военного министерство // Военное законодательство Российской Империи: Кодекс русского военного права. М.: Военный университет, 1996. Т. 10. С. 83-84..

    Одновременно с проведением военной реформы, в 1868 г. было разработано «Положение о полевом управлении войск в военное время» Высочайше утвержденное Положение о Полевом управлении войск в военное время // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 43. №45729.. Согласно этому документу, войска на театре военных действий образовывали одну или несколько армий, во главе каждой из которых стоял главнокомандующий, подчинявшийся непосредственно императору. Главы военных округов занимались снабжением войск всеми необходимыми ресурсами и были подотчетны главнокомандующему армией Учреждение Военного министерство // Военное законодательство Российской Империи: Кодекс русского военного права. Т. 10. С 84-86.. «Положение…» значительно упрощало структуру полевого управления действующей армии и существенно расширяло возможности главнокомандующих, которым предоставлялось право вести боевые действия, сообразуясь с обстановкой и руководствуясь утвержденным общим планом.

    Таким образом, реформа военного управления позволила устранить излишнюю централизацию, значительно повысить инициативу и ответственность за принятые решения на местах и почти на половину сократить аппарат военного управления.

    В тесной связи с вопросами военного управления находился вопрос о соответствии лиц тем должностям, которые им вверяются Данилов, П.А. Развитие военного управления в России / П.А. Данилов, Д.А. Скалой // Столетие Военного министерства. Т.1 С. 170-172. . «Благоустройство и достоинство армии, - докладывал военный министр, - все более зависит от хорошего выбора начальников на разные степени служебной иерархии. Без этого существенного условия будут бесплодны все лучшие меры, принимаемые для усовершенствования войск и их управления»Милютин, Д.А. Воспоминания. 1860-1862. С 314.. Для решения этой задачи необходимо было обратить внимание на: 1) комплектование армии офицерами; 2) порядок прохождения ими службы Данилов, П.А. Развитие военного управления в России / П.А. Данилов, Д.А. Скалой // Столетие Военного министерства. Т.1. С. 170-172. .

    В дореформенный период комплектование армии офицерами осуществлялось за счет выпускников кадетских корпусов и специальных военных училищ (артиллерийское, инженерное и др.), составлявших около 30% офицерского состава. Основной же состав офицерского корпуса (около 60%) комплектовался за счет юнкеров и вольноопределяющихся, которые имели право на льготный срок выслуги при присвоении первого офицерского чина. Они зачислялись в полки после сдачи несложного экзамена и, прослужив два года, при положительной аттестации получали офицерский чин Волков С. В. Русский офицерский корпус [Электронный ресурс] // Адъютант: [сайт] / Режим доступа: http://www.adjudant.ru/officer/03-1.htm. Загл. с экрана. (17.04.12)..

    Кроме того, армия комплектовалась выходцами из унтер-офицеров, прослуживших в армии 10-12 лет и выдержавших несложный экзамен. К последней мере правительство прибегало главным образом во время войны, т. к. с производством в офицеры им давалось личное дворянство Там же..

    Во время Крымской войны обнаружились сильные недочеты в системе подготовки офицерских кадров. Встал вопрос о реорганизации военно-учебных заведений с целью улучшения качества подготовки офицерских кадров и увеличение количества кандидатов соответствующего уровня Данилов, П.А. Развитие военного управления в России / П.А. Данилов, Д.А. Скалой // Столетие Военного министерства. Т.1. С.446. .

    В ходе реорганизации военно-учебных заведений были ликвидированы неэффективные кадетские корпуса (за исключением Пажеского и Финляндского), создававшие излишнюю нагрузку на военный бюджет. Специальные классы кадетских корпусов, куда принимались лица, имевшие среднее образование, преобразовывались в военные училища с двухгодичным сроком обучения. На основе общеобразовательных классов кадетских корпусов открылись военные гимназии с семилетним сроком обучения (подготовительный класс и шесть основных классов), представлявшие собой передовые по своей организации и программе учебные заведения. Их выпускники затем поступали в военные училища Волков С. В. Русский офицерский корпус [Электронный ресурс] // Адъютант: [сайт] / Режим доступа: http://www.adjudant.ru/officer/03-1.htm. Загл. с экрана. (17.04.12)..

    Из военных училищ ежегодно выпускалось в среднем около 460 человек. Однако армия продолжала испытывать недостаток в офицерских кадрах. В связи с этим был создан еще один вид военно-учебных заведений - юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. Они создавались с целью доставить низшим чинам регулярных войск из числа обер-офицерских детей, а также урядникам из дворян научное и строевое образование, необходимое для офицера. В юнкерские училища принимались лица, имевшие подготовку в объеме четырех классов средней общеобразовательной школы. Эти училища подчинялись начальникам штабов военных округов. Были открыты и военные прогимназии с четырехлетним сроком обучения, готовившие к поступлению в юнкерские училища Волков С. В. Русский офицерский корпус [Электронный ресурс] // Адъютант: [сайт] / Режим доступа: http://www.adjudant.ru/officer/03-1.htm. Загл. с экрана. (17.04.12)..

    В системе военно-учебных заведений функционировали и различные школы военного ведомства, готовившие оружейников, пиротехников, писарей, топографов, чертежников, граверов и др. Их выпускники обязаны были прослужить нижними чинами по своей специальности от 10 до 12 лет Там же..

    Серьезное внимание придавалось и подготовке педагогических кадров для военно-учебных заведений.

    Обучение офицеров высшего звена осуществлялась в Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Медико-хирургической академиях. В 1867 г. открылась также Александровская военно-юридическая академия.

    В 60-х годах произошли некоторые изменения в положениях об академиях. Были повышены требования при приеме в академию Генерального штаба. К вступительным экзаменам в нее стали допускаться лишь офицеры, имевшие стаж службы в войсках на строевых должностях не менее четырех лет. В Михайловскую артиллерийскую и Николаевскую инженерную академии стали допускаться к приему только лица, исправно прослужившие в строю не менее двух лет Волков С. В. Русский офицерский корпус [Электронный ресурс] // Адъютант: [сайт] / Режим доступа: http://www.adjudant.ru/officer/03-1.htm. Загл. с экрана. (17.04.12)..

    Особое внимание в академиях обращалось на улучшение качества преподавания, изучение военного искусства с учетом опыта последних войн. Большое внимание уделялось практическим занятиям.

    Система учебных заведений на флоте имела свою специфику. В нее помимо учебных заведений, готовящих строевых флотских офицеров, входили заведения по подготовке штурманов, инженерно-технических специалистов, морских артиллеристов и кораблестроителей (корабельных инженеров). Как и в армии, военно-морские учебные заведения, готовящие офицеров, можно было разделить на две группы: дающие своим выпускникам первый офицерский чин (или право на производство в офицеры) и те, в которых повышали образование лица, уже имеющие офицерские чины. К первой группе относятся морские училища (Морской корпус, Морское инженерное училище), а ко второй - академия и различные офицерские классы и школы (Николаевская морская академия). Спецификой морского образования было и то, что в отличие от армии на флоте оба учебных заведения, дающих первый офицерский чин, выпускали своих воспитанников с общим высшим образованием как высшие учебные заведения (такими в армии были только академии) Там же..

    Таким образом, реорганизация военно-учебных заведений позволила значительно увеличить состав офицерского корпуса, повысить его образовательный уровень. Тем не менее, в ходе реформы не было создано запаса офицерского состава для резервных войск. Образование по-прежнему получали главным образом выходцы из дворян. Для представителей других сословий доступ в военно-учебные заведения был практически закрыт.

    Важнейшей из военных реформ, на наш взгляд, следует признать введение всеобщей воинской повинности. Эта мера затронула интересы всех социальных слоев общества и показала его готовность к дальнейшему продвижению по пути демократизации.

    Сложившаяся в первой четверти XVIII в. рекрутская система комплектования соответствовала феодально-крепостнической социальной основе царской России Лобко П.Л. Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ. СПб.: Изд-во Типография и литография Гогенфельден и Ко, 1877. С. 34. . Для своего времени она являлась самой передовой и стала прогрессивным шагом в истории русской армии, оказав большое влияние и на армии Западной Европы.

    При существовавшей системе государство было вынуждено содержать большую в численном отношении армию, которая отягощала бюджет страны. Для мирного времени численность армии была велика, а для военного она всегда была недостаточной. В ходе войны приходилось прибегать к усиленным наборам, пополнять армию необученным контингентом. Отсутствие обученного запаса создавало хронический некомплект полков как в военное, так и в мирное время. Таким образом, рекрутская система ограничивала возможность получать быстро и своевременно обученное пополнение.

    Большим недостатком рекрутской системы было и то, что при существовавших длительных сроках службы армия постоянно имела в своем составе больше солдат старших возрастов, чем молодых. Первоначально пожизненный срок военной службы законом 1793 г. и подтверждающим указом Правительствующему Сенату от 1 января 1805 г. был установлен в 25 лет О наборе рекрутов с 500 душ по 4 человека // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 28. №21891; Редигер А.Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. СПб., 1913. Ч. 2. С. 132. . В 1818 г. срок службы в гвардии был сокращен до 22 лет Об убавлении срока службы Гвардейским чинам и о выслуге унтер-офицерам 10 лет для производства в офицеры // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 35. №27513. . Закон 1834 г. предусматривал 20 лет, из которых 15 лет действительной и 5 лет службы в резерве. По истечении этого срока рядовой рекрут увольнялся в бессрочный отпуск на 5 лет О сроках службы низших чинов в Гвардии и Армии // Указ. соч. Собр. 2. Т. 9. №7373; Высочайше утвержденное Положение об уволенных нижних чинах военно-сухопутного ведомства в бессрочный отпуск // Указ. соч. №7374; О причислении нижних чинов Гвардейского корпуса, уволенных в бессрочный отпуск, к запасным Гвардейским полубатальонам, полуэскадронам и Артиллерийским полубатареям // Указ. соч. №7540; Высочайше утвержденные Дополнительные Правила к Положению об увольнению низших чинов военно-сухопутного ведомства в бессрочный отпуск, Высочайше утвержденного 30 августа 1834 г. // Указ. соч. №7664. . В 1856 г. указом императора были приняты правила, регулирующие вопрос увольнения нижних чинов в отпуск и отставку Высочайше утвержденные Правила для увольнения из войск низших чинов в отпуски и в отставку // Указ. соч. Собр. 2. Т. 31. №30493. . Данный правовой акт не внес изменений в сроки службы, он лишь, наряду с бессрочным отпуском, допустил увольнение во временный отпуск. В 1864 г. взамен правил было принято Положение, по которому отпуск был разделен на: а) бессрочный, б) временный, в) кратковременный, г) продолжительный для поправления здоровья Высочайше утвержденные Правила об увольнении низших воинских чинов в отпуск и в отставку // Указ. соч. Собр. 2. Т. 39. №41306.. 8 сентября 1859 г. в высочайшем Указе данному Правительствующему Сенату обязательный срок службы рядовых чинов был установлен поступившим после 8 сентября (1859 г.) 12 лет до бессрочного отпуска и 15 лет до отставки, а набранным до издания указа - 15 лет до бессрочного отпуска и 20 лет до отставки О сокращении сроков обязательной службы нижних чинов в Военном и Морском ведомствах // Указ. соч. Собр. 2. Т. 34. №34882.. В 1868 г. в преддверии введения всеобщей воинской повинности срок военной службы составил 10 лет и 5 лет в отпуске для тех, кто поступил после 8 сентября 1859 г., а поступившие до этой даты получали право на увольнение в бессрочный отпуск после 13 лет службы, с пребыванием в отпуске - 7 лет Керсновский, А.А. История русской армии [Электронный ресурс] / А.А. Керсновский // Военная литература [сайт]. - Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/10.html. Загл. с экрана. (14.03.12)..

    Таким образом, было положено начало образованию запаса вооруженных сил. Сокращение срока военной службы в какой-то мере позволило решить проблему формирования обученного пополнения.

    Так же недостатком рекрутской системы комплектования были многочисленные льготы, дававшие освобождение от несения военной службы по классовому и сословному признакам. От обязательной службы освобождалось дворянство, купечество и духовенство. По национальному признаку были освобождены от службы ряд народностей Сибири, жители Кавказа, Башкирии, Бессарабии, крымские татары, армяне и татары Астраханской губернии Высочайше утвержденный Устав рекрутский // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 6. №4677. По территориальному признаку освобождались все жители отдаленных районов Сибири, жители Архангельской губернии. Сюда же относились изъятия по правам переселения. Этим правом пользовались переселенцы из Западной Европы - немцы в Поволжье, на Украине и на Кавказе, а также многочисленные переселенцы с Балкан. Жители губерний Лифляндской, Курляндской, Эстляндской отправляли рекрутскую повинность по особому правилу Там же.. Льготы по военной службе давало также образование.

    В целом в середине века число лиц, освобожденных от воинской повинности по перечисленным признакам, составляло от 5 до 6 млн человек, что равнялось 20 % населения европейской части России, без учета Польши и Финляндии Редигер А.Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. Ч. 1. С. 82. .

    Идея о необходимости реформирования системы комплектования вооруженных сил появилась непосредственно после окончания Крымской войны. Однако на пути решения данного вопроса непреодолимой стеной стояло крепостное право. Первые соображения относительно этого на государственном уровне были высказаны в начале 60-х годов XIX в.

    Став во главе Военного министерства, Д.А. Милютин первоочередную задачу по реформированию армии видел в необходимости введения новой системы комплектования. Во всеподданнейшем докладе по Военному министерству 1862 г. к основным недостаткам существовавшей системы комплектования военный министр относил содержание огромной армии в мирное время и одновременно невозможность значительного увеличения ее численности в случае войны из-за отсутствия обученных кадров запаса Данилов, П.А. Развитие военного управления в России / П.А. Данилов, Д.А. Скалой // Столетие Военного министерства. Т.1. С. 432-434. .

    В 1862 г. по инициативе генерал-адъютанта Д.А. Милютина для пересмотра Рекрутского устава при Государственном совете была образована особая комиссия под председательством статс-секретаря действительного тайного советника Н.И. Бахтина Богданович М.И. Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое 25-летие благополучного царствования Императора Александра Николаевича. 1855-1880 гг. Т. 3. С. 102. .

    Вся работа по составлению нового Рекрутского устава, по справедливому замечанию Д.А. Милютина, зависела от решения двух принципиальных вопросов: во-первых, «в какой мере могли быть ограничены существовавшие многочисленные изъятия и льготы по отбыванию рекрутской повинности, освобождению от нее до 20 % населения, и, во-вторых, насколько возможно было с отменой крепостного состояния изменить гражданское положение отслужившего свой срок солдата, оторванного с поступлением на службу от первобытного своего состояния» Милютин, Д.А. Воспоминания. 1860-1862. С. 228.. Решение этих принципиальных вопросов выходило далеко за пределы компетенции комиссии, что и обусловило бесплодность ее работы. Слабая поддержка со стороны императора, постоянные выпады со стороны консервативной части общества также отрицательно сказались на деятельности комиссии.

    Задуманная Д.А. Милютиным реформа по изменению системы комплектования вооруженных сил в 1862 г. не нашла поддержки у правительства. Такая реформа была проведена в 1874 г. Ей предшествовала работа комиссии, созданной 17 ноября 1870 г. под председательством начальника Главного штаба генерала Ф.Л. Гейдена Зайончковский П. А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. С. 320-324.. Итогом работы комиссии явилось принятие 1 января 1874 г. Александром II Устава о воинской повинностиМанифест о введении всеобщей воинской повинности // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 49. №52982; Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета о введении общей воинской повинности // Указ. соч. №52983. . Уставом воинская повинность определялась как «…всеобщая, всесословная, с отменой тех изъятий и льгот, по которым примерно одна шестая часть населения государства освобождалась от несения военной службы» Редигер А.Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. Ч. 1. С. 86. . Возрождались принципы комплектования вооруженных сил личным составом, установленные в петровские времена. Принятие Устава о воинской повинности явилось логическим следствием уравнения в гражданских правах всех сословий и отмены крепостной зависимости крестьян.

    Новый закон о комплектовании армии создал предпосылку для решения одной из основных задач реорганизации армии, а именно образования запаса обученных резервов, необходимых в случае войны для развертывания армии в действующую.

    Основным способом комплектования низших чинов являлся призыв на военную службу. Кроме этого способа существовало еще и добровольное поступление на военную службу - вольноопределяющихся и «охотников» Лобко П.Л. Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ. С. 69. . В соответствии с принятым правовым актом призыву в армию подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте от 20 до 40 лет Там же. С. 38. . Часть призываемых поступала на службу в постоянные войска, подразделявшиеся на войска сухопутные и морские, часть зачислялась в ополчение, которое созывалось лишь при чрезвычайных обстоятельствах военного времени. Ополчение «…составлялось из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения, призываемого до сорокалетнего возраста, включая уволенных из запаса армии и флота» Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета о введении общей воинской повинности // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 49. №52983. . Вопрос о том, кто из призывников зачисляется в постоянные войска, а кто в ополчение, решался жребием. По жребию призывался только один возраст мужского населения, а именно молодые люди, которым 1 января того года, когда набор производился, исполнилось 20 лет Реформы Александра II / Сост. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. С. 339. .

    Общий срок службы в сухопутных войсках для призывников устанавливался в 15 лет, из них 6 лет действительной службы и 9 лет пребывания в запасе. Устав делал исключение для новобранцев, назначаемых в полки, расположенные в Туркестанском военном округе, а также в Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморской областях. Для них устанавливался 10-летний срок службы, из которых 7 лет приходилось на действительную службу и 3 года в запасе Там же. С. 340. .

    Несмотря на то, что новый закон обязывал служить в армии все сословия, «…в действительности он не обеспечивал введения подлинно всеобщей воинской повинности, то есть повинности, равномерно распространявшейся на все мужское население страны, независимо от имущественного и правового положения, а также национального признака» Федоров А.В. Общественно-политическое движение в русской армии. М.: Военное издательство, 1958. С. 212. . Не распространялся устав на войсковое казачье население, на коренных и русских жителей Закавказья, на нерусское население Северного Кавказа. Особый порядок исполнения воинской повинности был предусмотрен для Финляндии, которая обладала значительной самостоятельностью. От военной службы освобождалась большая часть «инородного» населения. Совершенно не отбывало службы в армии население Туркестанского края и Средней Азии, Приморской и Амурской областей, некоторых округов Якутской, Томской, Тобольской и Архангельской губерний. Сохранялись льготы в течение 20 лет менонитам, переселившимся в Россию и принявшим русское подданство в 50-60-х гг. XIX в.

    Кроме льгот по национальному признаку Уставом были определены различные изъятия от воинской повинности и от действительной службы в мирное время, отсрочки от поступления на службу или зачисления в запас, льготы по образованию и семейным обстоятельствам.

    Самые широкие льготы предоставлялись Уставом по семейному положению. Существовали три разряда льготных лиц. К первому разряду относились единственные сыновья, ко второму - сыновья, у родителей которых имелись сыновья моложе 18 лет; третий разряд составляли лица, у которых старший брат находился на действительной службе или погиб во время войны Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета о введении общей воинской повинности // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 49. №52983. .

    Кроме льгот по семейному положению, облегчавших привилегированным классам отбывание воинской повинности, законом предоставлялась широко развитая, как нигде в Западной Европе, система льгот по образованию Федоров В. К вопросу о воинской повинности в России. Ростов н/Д., 1906. С. 9. . Эти льготы заключались в получении отсрочки лицам, обучавшимся в средних и высших учебных заведениях, до известного возраста - от 22 до 28 лет. В зависимости от полученного образования для призывников сокращались сроки службы, они вправе были поступать на службу и вольноопределяющимися. Размер сокращения срока действительной службы зависел от полученного образования. В этом отношении все молодые люди делились на 4 разряда Реформы Александра II / Сост. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. С. 346-347. . Вольноопределяющиеся, поступавшие в сухопутные войска, по степени образования подразделялись на три разряда Лобко П.Л. Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ. С. 46. .

    Уставом также предусматривались льготы исключительно для лиц имущих классов, для тех, кто не обладал образованием, другими преимуществами, но владел капиталом. Это льготы по имущественному и хозяйственному положению. Такой категории лиц отсрочка от поступления на службу давалась не более чем на 2 года Богданович М.И. Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое 25-летие благополучного царствования Императора Александра Николаевича. 1855-1880 гг. Т. 5. С. 98. .

    От поступления на действительную службу в мирное время освобождались преподаватели, работники здравоохранения со степенью доктора медицины, магистра ветеринарных наук и лица других профессий, требующих специального образования. Уставом также были предусмотрены изъятия по званию, роду занятий и по телесным недостаткам Федоров В. К вопросу о воинской повинности в России. С. 11. .

    Таким образом, Устав о воинской повинности позволил увеличить численность армии, создать обученный резерв, необходимый для развертывания армии в военное время. К числу прогрессивных моментов нового закона относилось и то, что он отменял основные привилегии дворянству, пожалованные еще в царствование Екатерины II. Установление льгот по образованию стимулировало развитие просвещения. Введение всеобщей воинской повинности обеспечивало превращение русских вооруженных сил в современную массовую армию.

    Одновременно с совершенствованием системы комплектования вооруженных сил происходил процесс перевооружения армии. Вопросам оснащения войск новыми видами вооружения уделялось большое внимание. Во-первых, потому, что вооружение было чрезвычайно отсталым, во-вторых, потому, что 60-е гг. XIX в. являлись временем растущего значения военной техники. «При настоящем состоянии военного искусства, - отмечал Д.А. Милютин, - артиллерийская техника получила чрезвычайную важность. Совершенство оружия дает ныне решительный перевес той армии, которая в этом отношении опередит другие…» Данилов, П.А. Развитие военного управления в России / П.А. Данилов, Д.А. Скалой // Столетие Военного министерства. Т.1. С. 135. .

    Программа оснащения военно-сухопутных сил новыми видами вооружения, занявшая особое место в докладе Д.А. Милютина 15 января 1862 г., предусматривала проведение целого ряда мероприятий. Особое место отводилось перевооружению армии стрелковым оружием. С 1826 по 1869 год на вооружении русской армии имелось до 38 различных образцов ружей и пистолетов Маркевич В.Е. Ручное огнестрельное оружие. Л., 1937. Т. 1. С. 214. . Такое многообразие огнестрельного оружия затрудняло его изучение. Поэтому намечалось вооружить пехоту однотипным ружьем.

    В целях вооружения артиллерии программа предусматривала реализацию ряда неотложных мероприятий уже в 1862 г. Так, в деле оснащения полевой артиллерии программа намечала в течение 1862 г. закончить вооружение легких и некоторых облегченных батарей 4-фунтовыми нарезными пушками. Особое внимание уделялось перевооружению крепостной артиллерии. В программе отмечалось, что русские «…приморские и сухопутные крепости сохраняют доселе прежнее вооружение гладкоствольными орудиями, на деревянных, большею частью от времени прогнивших лафетах и платформах, почему значительная часть орудий мало способна к продолжительному действию» Данилов, П.А. Развитие военного управления в России / П.А. Данилов, Д.А. Скалой // Столетие Военного министерства. Т.1. С. 456. . Уже в 1863 г. в целях улучшения оснащения крепостей новыми образцами вооружения был создан особый комитет из представителей артиллерийского, морского и горного ведомств под председательством товарища генерал-фельдцехмейстера генерала Баранцева.

    Необходимо отметить, что наряду с особым комитетом в Военном министерстве уже действовал ряд органов, ведавших вопросами перевооружения армии, а именно Оружейная комиссия Артиллерийского комитета под руководством инспектора стрелковых батальонов Макленбург-Стрелицкого и Артиллерийское отделение Военно-ученого комитета, Артиллерийский комитет Высочайше утвержденное Положение о Временном Артиллерийском Комитете // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 34. №34514. .

    Внимание уделялось не только количественной стороне оснащения крепостной артиллерии, но и улучшению качества орудий. Военным министерством в связи с этим был поставлен вопрос о замене медных и чугунных орудий стальными.

    Представленная Д.А. Милютиным программа по перевооружению армии не могла быть осуществлена в короткие сроки. На пути оснащения военно-сухопутных сил новыми видами вооружения и военной техники были определенные трудности. Одной из первых укажем промышленную отсталость страны, а как следствие - отсталость и военной промышленности. Технико-экономическая отсталость России обусловила и зависимость ее от зарубежных стран. Неоднократно это отмечалось в докладах военного министра, в отчетах артиллерийского управления. Так, в 1865 г. артиллерийское управление в своем отчете по Военному министерству указывало: «…сестрорецкий завод в течение года не доделал 20 000 винтовок, что произошло вследствие ветхости некоторых механизмов» Федоров В.Г. Вооружение русской армии за XIX столетие. СПб.: Изд-во «Товарищество художественной печати, 1911. С. 158. . Поэтому приходилось делать заказы на изготовление вооружения за границей, что было невыгодно для России с финансовой стороны, создавало также и другие проблемы Там же. С. 120. . В результате технико-экономической отсталости страны изобретения русских артиллеристов становились достоянием враждебных России государств, и нередко заказанные орудия изготовлялись в первую очередь для иностранных армий Зайончковский П. А. Военные реформы 1860-1870 гг. в России. С. 165. .

    Стремление Военного министерства освободиться от иностранной зависимости в снабжении своих войск новыми образцами вооружения наталкивалось на скудость финансовых средств в государственной казне.

    Особое внимание Военным министерством уделялось техническому улучшению военных предприятий. Так, реконструированные в 60-70-х гг. тульский, ижевский и сестрорецкий оружейные заводы дали возможность преодолеть отставание России от Запада в стрелковом оружии. Построенные в этот же период сталелитейные заводы - обуховский и мотовилихинский - позволили отливать на них сталь, которая по своим качествам превосходила лучшие заграничные образцы. В 1869 г. в Петербурге был построен самый большой в Европе патронный завод, который выпускал продукцию по своим параметрам превосходившую американскую и английскую. В целом же экономическая отсталость страны являлась большим препятствием для развития военной промышленности и реализации изобретений русских ученых. Это ставило перевооружение русской армии в зависимость от иностранных поставок Богданович М.И. Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое 25-летие благополучного царствования Императора Александра Николаевича. 1855-1880 гг. Т. 2. С. 204. .

    Однако, несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться Военному министерству в ходе оснащения сухопутных сил передовой военной техникой, в течение 60-70-х гг. XIX в. вооружение русской армии было значительно улучшено. Это произошло благодаря успехам русских изобретателей и ученых в области военной техники. Для оснащения артиллерии новыми образцами вооружения, по многим параметрам превосходившим зарубежные аналоги, чрезвычайное значение имели достижения русских ученых и инженеров П.М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н.В. Майевского, Д.К. Чернова, И.А. Вышнеградского, А.П. Давыдова и др.

    В 1873 г. на вооружение поступила сконструированная русским изобретателем В.С. Барановским первая в мире скорострельная пушка. Она имела противооткатное приспособление и была снабжена оптическим прицелом. Отставной артиллерийский офицер А.П. Давыдов впервые в мире изобрел прибор для автоматической стрельбы из орудий крупных калибров Зайончковский П. А. Военные реформы 1860-1870 гг. в России. С. 197. .

    Однако, несмотря на наличие в России крупнейших изобретений в области артиллерии, состояние вооружения к концу 80-х гг. не соответствовало мировому уровню развития военной техники.

    Надо отметить, что на процессы перевооружения особое влияние оказывали войны. Так, опыт Франко-прусской войны 1870-1871 гг. вызвал потребность дальнейшего улучшения качества батарей полевой артиллерии и усиления крепостной артиллерии. Австро-прусская война 1866 г. обострила необходимость перевооружения армии стрелковым оружием, ускорила процесс замены винтовок Минье игольчатыми ружьями системы Карле, заряжающимися с казенной части бумажными патронами. Но в скором времени Военное министерство приступило к оснащению сухопутных сил более совершенной винтовкой чешского ружейного мастера Крнка. Для изучения винтовки Бердана в 1868 г. Д.А. Милютин послал в США специальную комиссию, которою возглавил член Артиллерийского комитета полковник Горлов. Комиссия после обстоятельной проверки внесла ряд усовершенствований в винтовку Бердана, затем она была принята на вооружение русской армии. В США ее справедливо называли «русской винтовкой». По многим качествам винтовка превосходила ружья, принятые на вооружение в западноевропейских армиях Федоров В.Г. Вооружение русской армии за XIX столетие. С. 128. .

    Хотя Военному министерству не удалось вооружить всю русскую армию передовой военной техникой, однако и проведенные преобразования улучшили боеспособность армии по сравнению с периодом Крымской войны. Это в полной мере подтвердила Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Данная военная кампания закончилась победой русской армии над турецкой, выявила много слабых моментов в общем состоянии сухопутных сил России, вскрыла недостатки в вооружении армии. Главные их причины - незавершенность перевооружения, в целом военных реформ в связи с незавершенностью буржуазных реформ рассматриваемого периода.

    В 60-х годах ХIХ века в российской армии была проведена военно-судебная реформа, суть которой заключалась во внедрении новых, более гуманных взглядов на солдатскую службу, повышении нравственного состояния армии, формировании чувства долга и чести у военнослужащих.

    В ходе реализации реформы были введены: «Дисциплинарный устав», «Устав внутренней службы», «Воинский устав о наказаниях» и «Военно-судный устав», излагавший основы военно-судебного дела. В этих документах подчеркивалось, что воинская служба является высшей формой служения Родине.

    Уставы провозглашали охрану чести и достоинства солдата. Главным проступком считалось нарушение долга. В 1863 г. в армии были отменены шпицрутены, плети, клеймения и другие телесные наказания, позорящие человеческое достоинство, но розги сохранялись как «временная мера». В том же году было утверждено «Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных», учрежден суд общества офицеров, предоставлявший им право удалять из своей среды недостойных носить военный мундир Данилов, П.А. Развитие военного управления в России / П.А. Данилов, Д.А. Скалой // Столетие Военного министерства. Т.1. С. 463-464. .

    В 1867 г. стал действовать новый военно-судебный устав. С его введением создавалось Главное военно-судебное управление, входившее в состав Военного министерства, Главный военный суд и при нем - Главный военный прокурор. Устав предусматривал три рода военно-судебных инстанций: полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд, располагавшийся в Петербурге Там же. С. 465-466. .

    Новая организация судопроизводства предусматривала гласность, но вместе с тем следует отметить, что военные суды находились в зависимости от военного начальства, что лишало их самостоятельности. Особенно это касалось полковых судов, находившихся в полном подчинении командиров полка, что создавало определенные предпосылки для административного произвола.

    Таким образом, военные реформы 1860-1870-х годов имели прогрессивное значение и затронули все стороны военного управления и организации войск. Они способствовали созданию массовой армии современного типа, укреплению и повышению ее боеспособности.

    Основными итогами военных реформ 1860-1870 гг являются:

    1. Введение военно-окружной системы военного управления;

    2. Реорганизация Военного министерства и Генерального штаба, ставшего органом военного управления подчиненным Военному министру;

    3. Введена всеобщая всесословная воинская повинность и сокращен срок службы;

    4. Осуществлена военно-судебная реформа и уничтожена система телесных наказаний солдат.

    5. Началось перевооружение армии и флота на новые современные образцы техники и вооружения.

    6. Реформы военно-учебных заведений существенным образом изменили всю систему подготовки офицерских кадров, был решен вопрос об укомплектовании войск офицерами в мирное время.

    Введение

    Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении закономерности проведения военной реформы в рамках буржуазных реформ второй половины XIX века.

    Цель работы состоит в изучении особенностей проведения военной реформы второй половины XIX века.

    Достижение цели предполагает решение ряда задач:

    1) рассмотреть общественное положение в России во второй половине XIX века;

    2) определить предпосылки реформ второй половины XIX века;

    3) дать характеристику военной сферы накануне реформы;

    4) рассмотреть создание окружной системы и реорганизацию в сфере управления армии;

    5) рассмотреть перевооружение армии и реорганизация военного обучения;

    6) изучить организацию армии в 70-е годы XIX века.

    Милютинские военные реформы в период 60―70-х гг. XIX века составляли неразрывную часть буржуазных реформ, проводимых Александром II. Военная реформа 1860-1870-х гг. сыграла важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения, однако из-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить создания прочных основ обороноспособности государства.

    ГЛАВА 1 Характеристика буржуазных преобразований в России

    Во второй половине XIX века

    1.1 Общественное положение в России во второй половине XIX века

    К середине XIX века стало заметно отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее ослабление во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

    На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: укрепление капиталистического уклада, появление новых классов и социальных слоев, мощный подъем общественного движения. Во внутренней политике России второй половины XIX века выделяются три этапа. Первый ― подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй ― проведение буржуазных реформ 60-70-х годов. Третий ― изменение в 80-90-х годах правительственного курса, усиление в нем консервативных тенденций .

    Первая половина XIX века характеризовалась всё усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений. Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

    После падения крепостного права Россия быстро превращалась из аграрной страны в аграрно-индустриальную. Развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране. Влияние реформ на развитие промышленности начинает сказываться постепенно к 70-м ― 80-м годам. К началу 80-х годов XIX века в России в основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручную, водяное колесо практически вытеснил паровой двигатель. Паровые машины и механические станки завоевали господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслях промышленности. Важным показателем промышленного переворота явился бурный рост в 60-е ― 70-е годы парового механизированного транспорта.

    Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма. Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.

    1.2 Предпосылки реформ второй половины XIX века

    К середине XIX столетия общий кризис феодально-крепостнической системы, назревавший еще с конца XVIII века, достиг наибольшей остроты. Незаинтересованность крепостного работника в результатах своего труда «исключала возможность применения машин и улучшения агротехники в крепостных имениях» .

    Сохранение феодально-крепостнических отношений серьезно тормозило развитие промышленности. Ведь в промышленности, особенно горной и металлургической на Урале, широко использовался труд крепостных, так называемых посессионных рабочих, т. е. крестьян, которые отрабатывали барщину на заводах. Труд был настолько неэффективен, что владельцы заводов сами стремились от них избавиться.

    Событием, которое ускорило ликвидацию феодального строя, была Крымская война 1853―1856 гг., закончившаяся поражением царского правительства. Война показала отсталость и бессилие крепостнического строя, неэффективность социальной и экономической систем России. Рекрутские наборы, повышенные налоги и повинности, расстройство торговли и промышленности обострили нужду и бедствия угнетенных масс выше обычного уровня. Военные поражения привели к недовольству буржуазии и дворянства. В этой обстановке правительство сочло необходимым приступить к подготовке реформы по отмене крепостного права. Уже вскоре после заключения Парижского мирного договора, завершившего Крымскую войну, новый царь Александр II (сменивший на престоле умершего в феврале 1855 года Николая I), выступая с речью в Москве перед предводителями дворянских обществ, сказал, «имея в виду отмену крепостного права, что лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу» .


    Военное управление подверглось также реорганизациям. Все военные реформы возникли после назначения в 1861 г. на должность военного министра Д. А. Милютина, профессора Академии Генерального штаба, потом руководителя штаба Кавказской армии, владевшего выдающимися военными и персональными дарованиями, который был либерального воззрения.

    Уже в начале правления убраны были военные поселения. Были упразднены унизительные физические наказания.

    В середине 60-х годов была произведена реформа военно-учебных учреждений. В 1863 г. кадетские корпуса были перестроены в военные гимназии, тесные по программе общеобразовательных предметов (помимо общих военных) к настоящим училищам. В 1864 г. были созданы военные училища, в которые зачислялись воспитанники военных гимназий. Военные училища каждый год выпускали до 600 офицеров. Для особой подготовки военных инженеров, кавалеристов, артиллеристов были построены 16 юнкерских учебных заведений с сроком обучения три года. В практику включали увеличение квалификации офицерского состава во время постижения военной службы. Увеличивалась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Инженерной, Артиллерийской, Военно-медицинской и во вновь созданной Военно-юридической.

    В январе 1874 года была объявлена всесословная воинская повинность. В Высочайшем документе по этому поводу сообщалось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По закону 1874 г. все воинские подразделения Российской империи разделялись на 4 вида: иррегулярные войска (казачество), регулярные армия и флот, ополчение и запасные войска. Воинская повинность распределялась на все мужское население, достигшее двадцати лет, без разницы сословий, т.е. она стала всесословной. Правительство ежегодно устанавливает нужное число новобранцев, и по жребию выбирает из призывников только это количество (как правило, на службу бралось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали один-единственный сын у родителей, один-единственный кормилец в семье, и кроме этого, если старший брат призывника проходит или прошел службу. По закону 1874 г. от воинской повинности избавлялись духовные лица любых вероисповеданий, представители отдельных религиозных сект и объединений (в связи с их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, отдельные народности Кавказа и Крайнего Севера. Призванные на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет реальной службы и 3 года в запасе. Для приобретших начальное образование срок реальной службы сокращается до четырех лет, закончивших городскую школу - до трех лет, гимназию - до полутора лет, а обладавших высшим образованием - до полугода.

    От сюда следует что, результатом реформы явилось создание малой армии мирного времени с высоким обученным резервом в случае войны.

    Подверглась большим изменениям система военного правления, чтобы усилить правление по местам местоположения войск. Следствием этого пересмотра стало утверждение 6 августа 1864 г. «Положения о военно-окружных управлениях». На основе этого «Положения» создано сначала 9 военных округов, а потом (6 августа 1865 г.) еще 4. В каждом округе назначен, определяемый по прямому высочайшему усмотрению, главный начальник, имевший наименование командующего войсками военного округа. Эта должность может быть поручена и на местного генерал-губернатора. В отдельных округах определяется еще помощник командующего войсками.

    Военно-окружная система обладала рядом преимуществ: устранялась ненужная централизация управления и основывались более подходящие условия для оперативного руководства войсками, укорачивались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее немалыми пространствами это стало первостепенным значением. По «Положению» 1867 г. было реформировано и центральное военное управление. В повиновение Военному министерству переходили инженерные войска, артиллерия, гвардия, военно-учебные учреждения (до этого они обладали своими отдельными управлениями), а на время ведения военных действий - действующая армия.

    В 1867 г. был создан и подписан новый военно-судебный устав, возведенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились 3 судебные инстанции - полковой, главный военный суды и военно-окружной. На время войны создавался Главный военный полевой суд. Постановления военных судов подлежали ратификации соответственно полкового и окружного руководителей, а в конечной инстанции - военного министра.

    К концу XIX века количество русской армии собирала (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – сорок семь тысяч, нижних чинов – один миллион сто тысяч. Потом эти цифры уменьшались и составили 742 000 человек, причем военные возможности сохранялись.

    В 60-х годах началось перевооружение армии: смена гладкоствольного оружия на нарезное, введение на вооружение системы стальных артиллерийских орудий, совершенствование конного парка. Особый смысл имело ускоренное формирование военного парового флота. По приказу военного министерства были выстроены железные дороги к западным и южным границам Российской территории, а в 1870 году впервые возникли железнодорожные войска. На протяжении 70-х годов в большей своей части закончилось техническое перевооружение армии.

    Забота о защитниках Родины выражалась во всем, даже в мельчайших нюансах. Скажем, более 100 лет (до 80-х годов XIX века) сапоги делались без отличия правой и левой ноги. Правительство считало, что при боевой тревоге солдату нет времени думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

    Необычное отношение было к пленным. Военные, взятые в плен и не находившиеся на службе у противника, после возвращения домой получали от государства деньги за все время, когда они находились в плену. Пленный был лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, награждали медалями и очередными званиями. Ордена России ценились особенно сильно. Они доставляли такие привилегии, что даже переменяли положение человека в обществе.

    В конце XIX в. в русской армии были сделаны следующие перемены. По новому воинскому уставу 1888 г. определялся пятилетний срок реальной службы и тринадцатилетний срок - пребывания в запасе для любых родов войск, с последующим приемом в ополчение. С 20 лет до 21 года увеличивался призывной возраст на реальную службу. Предельный возраст для ополченца повышался с сорока до сорока трех лет. Сохранялись все льготы по семейному состоянию, однако в два - четыре раза увеличивались сроки службы для лиц, завершивших средние и высшие учебные заведения, а также и для вольноопределяющихся.

    Военные реформы 1861-1874 гг. исполнить важную роль в увеличении боеспособности русской армии. Однако итоги этих реформ отразились не сразу. Военно-учебные учреждения еще не могли покрыть острый дефицит офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

    
    
    Top