Интересное о танке т 34. Интересные факты о танках

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с. Инзер Республика Башкортостан

Исследовательская работа

«Танк Т-34 - лучший танк

второй мировой войны»

Работу выполнил ученик

3 а класса МОБУ СОШ № 1 с. Инзер

Башаров Эрик Ильдусович

Руководитель: учитель начальных

Классов МОБУ СОШ № 1 с. Инзер

Башарова Эльза Рашитовна

2015 год

Введение…………………………………………………………………………..….. .3

1.1. История создания танка Т-34...…………………………………………………. . 4

1.2. Технические особенности танка Т-34. ………...…………………………… …...5

1.3 Танк Т-34 в бою ………………………………………………………………….... 5

Выводы….…………………………………………………………………………….....6

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Танк Т-34 и земляки……………………………………………………………. ....7

2.2. Танк Т-34 лучший, по мнению моих одноклассников…………………………. .8

Выводы ………………………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………………....9

Список использованных источников и литературы…… ………………..................10

Приложения………………………………………………………………………….11-13

Введение.

В 2015 году наша страна отмечает 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы второй мировой войны. В наши дни танки Т-34 стоят в парках городов страны, украшают коллекции музеев, участвуют в парадах Победы. Т-34 одна из самых популярных боевых машин в мировой игре World Of Tanks. Мне захотелось узнать, как и когда появился этот танк, какова его роль в сражениях Красной армии. Так и началось моё «исследование».

Целью исследования стало выяснить, почему танк Т-34, считают лучшим танком второй мировой войны.

Передо мной стояли следующие задачи:

  • Узнать историю создания танка Т-34;
  • Изучить его технические особенности;
  • Сравнить возможности подобной военной техники;
  • Узнать, кто из земляков управлял танком Т-34 в годы войны;
  • Провести опрос среди одноклассников;

Гипотеза: танк Т-34 - лучший танк XX века.

Объект исследования – история танка Т-34

Предмет исследования – создание и участие танка Т-34 в ВОв

Я составил план исследования:

  • прочитать об истории возникновения танков и посмотреть в интернете их изображения;
  • найти информацию о инженерах-конструкторах боевой машины;
  • рассмотреть технические характеристики танков ВОв
  • расспросить родителей, учителя истории о земляках, участвовавших в Вов и управляющих танком Т-34.
  • провести анкетирование среди одноклассников.

Глава 1. Теоретическая часть.

  1. История создание танка Т- 34.

У противника танк Т-34 в годы Великой Отечественной войны вызвал просто шок. Абсолютно уверенные в своем техническом превосходстве, они не ожидали, что в нашей стране могла быть построена такая совершенная машина.

Вначале я выяснил, что танк-это боевая машина, сочетающая огневую мощь, броневую защиту и высокую подвижность. Название «танк», взято из английского языка, в переводе означает «бак, цистерна».

Впервые танки использовали на западном фронте в 1916 году в Первой Мировой Войне.

Первым русско-советским лёгким танком стал Русский «Рено», который был почти полной копией французского лёгкого танка «Рено» РТ- 17. Этот танк был принят на вооружение в 1920 году, но в боевых действиях участия не принимал.

К концу 30-х годов основным средним танком у советской армии был Т-28. У танка была слабая броня. Если усилить броню, танк становился тяжёлым, медленным и неповоротливым. Необходим был новый танк. В феврале 1939 года на заседание Комитета Обороны были показаны чертежи и макеты двух новых танков А-20 и А-32. Эти проекты были разработаны Михаилом Кошкиным. (см. Приложение № 1)

Михаил Ильич Кошкин - советский конструктор,

начальник Харьковского завода, создавший знаменитый танк Т-34. Это был энергичный и талантливый человек. Зимой 1940 года он устроил пробег двух опытных экземпляров из Харькова в Москву (600км.!). При этом Кошкин сам сел за рычаги. В марте эти танки были показаны Сталину. К сожалению, в ходе танкового пробега Кошкин простудился и тяжело заболел, так конструктора не стало. (В 1942 году за создание нового типа среднего танка присуждена Сталинская премия посмертно)

Дальнейшие работы по танку были передали Морозову.

  1. Технические особенности танка Т-34.

вооружение Красной армии и выпускать его серийно. На момент начала Великой Отечественной войны в приграничных округах было около 900 танков Т-34. (см. Приложение №1)

Технические характеристики:

Изучая особенности конструкции танка Т-34 можно сделать вывод, что это был отличный танк, пушка 76 мм могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км, а стандартная немецкая противотанковая пушка калибром 37 мм могла причинить вред тридцатьчетверке лишь с дистанции 100 метров. Дизельный двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 300 км. Немецкие же танки работали на бензине, поэтому использовать Т-34 как трофей было сложно.

Еще одним важным преимуществом была простая конструкция, которая позволяла выпускать их в большом количестве (более 52 тысяч танков) и быстро обучать экипаж.

3.Танк Т-34 в бою

Советские танкисты осваивали новый танк и тактику его применения. Особенно в этом преуспел командир 4й танковой бригады полковник Михаил Катуков. В октябре 1941 года его бригады нанесли тяжелое поражение немецким танкистам на Тульском шоссе. За считанные минуты были уничтожены 30 немецких танков. За восемь дней боев немцы потеряли на этом направлении около сотни танков и в этом заслуга танкистов Катукова, воевавших на Т-34.

В это время в Красной армии появился танкист - ас лейтенант Лавриненко, которому удалось подбить 52 фашистских танка. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К сожалению, он погиб в ноябре 1941 года. (см. Приложение 1)

Серьезным испытанием в годы войны для Т-34 была Курская битва летом 1943 года. В ходе этой битвы немцы применили новые танки «Тигр» и «Пантера». Они были хорошо вооружены и защищены толстой броней. Крупнейшее танковое сражение Великой отечественной войны произошло под Прохоровкой. В нем приняли участие около 1200 танков. Обе стороны

понесли большие потери. Во время сражения состоялась дуэль экипажа старшины Милюкова и немецкого экипажа. Наша тридцатьчетверка против «пантеры». Немецкие танкисты не могли поразить тридцатьчетверку. «Пантера» стала пятиться назад. Нашему экипажу удалось поймать момент, когда немецкий танк, сползая в овраг, подставил днище под выстрел.

Несмотря на успехи в применении, отмечали и недостатки- тесная башня, массивный люк. В 1944 году Т-34 улучшили, поставив новую башню с 85 мм пушкой. В состав экипажа вошел наводчик, что позволило командиру более эффективно руководить действиями всего экипажа. Новый танк получил название Т-34 - 85. С такой пушкой советский танк мог на равных биться с большинством немецких танков. Именно этот танк стал символом Победы, участвовал во всех крупных сражениях и первым вошел в Берлин. Его мы видим чаще в кино. Многие тридцатьчетверки были проданы в союзные нам страны и приняли участие в Корейской войне 1950-53, в арабо-израильских войнах, во Вьетнамской войне, в Афганистане, в Югославии.

Выводы: Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности, удобства в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонтопригодность позволило танку Т-34 превзойти другие танки и оставаться в строю на протяжении многих лет.

Глава2. Практическая часть.

1. Танк Т-34 и земляки.

Не только техника делает армию сильной, а еще и люди ей управляющие. За всеми победами легендарного танка стояли люди: конструкторы, командиры, ведущие солдат в бой, солдаты, геройски сражавшиеся за свою родину.

Наши земляки тоже отважно воевали на «тридцатьчетверках». Я узнал, что Дайлягай Сираевич Нагуманов из Ишимбайского района Башкортостана получил Героя Советского Союза посмертно, потому что во время боя возле Варшавы поджёг три вражеских танка, но его танк тоже загорелся и он повёл его на танк противника не жалея своей жизни. (см. Приложение 1)

«Ямалетдинов Шагий Ямалетдинович, командир орудия из деревни Шигаево Белорецкого района, за геройство и мужество получил звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» В городе Белорецке установлен его бюст, который стоит в Аллее Славы.

(см. Приложение 1)

Среди героев родного села, о которых мне удалось узнать от учителей истории и из книг Памяти в школьном музеи, были:

Васильев Леонид Васильевич, который во время войны был командиром химического взвода танкового корпуса танковой армии Украинского фронта. Он награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной воне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями.

(см. Приложение 1)

Жаворонков Александр Кузьмич во время ВОВ управлял боевыми машинами, в том числе и танком Т-34.

Гнедков Владимир Павлович, механик в экипаже танков.

Леонтьев Иван Алексеевич, командир танка, погиб во время боя под Тихвином. (см. Приложение 1)

Петр Иванович Исаев- начальник Инзерского отделения связи. В 1944 году сержант, командир «тридцатьчетверки» (см. Приложение 1)

Это лишь немногие земляки, о которых мне удалось выяснить.

Танк Т-34 вызывает гордость и уважение, как к конструкторам, так и ко всем танкистам, что сгорали вместе с машинами, но стреляли до последнего.

2. Танк Т-34 лучший по мнению моих одноклассников

Я попытался выяснить, известно ли моим одноклассникам о танках второй мировой войны и попросил одноклассников ответить на вопросы:

  1. Какой из них по твоему мнению, лучший?

Результаты таковы:

Опраши-ваемые

Какие боевые машины второй мировой войны ты знаешь?

Т-34

ИС

КВ 1

Тигр

СУ

Не знаю

24 человека

11 человек-46%

1 человек

1 человек

3 человека

2 человека

Человек

9 одноклассников назвали танк Т-34 - лучшим

Выводы: Танк Т-34 самый известный и лучший, по мнению моих одноклассников.

Я уверен, что Т-34 лучший танк Второй мировой войны еще и потому, в него верили люди, которые садились за его рычаги, профессионалы и герои, такие как Лавриненко, Катуков, Ямалетдинов, Жаворонков, Леонтьев, Исаев и многие другие. Вечная им Слава! И Память!

Заключение.

В ходе работы я многое узнал о танках. Оказывается «танк» – в переводе означает «бак, цистерна» и этим словом пользуются только в нашей стране и впервые он создавался на Харьковском заводе, главным конструктором которого был М.И. Кошкин.

Изучая эту тему, я могу сказать точно, что моё предположение подтвердилось - Танк Т-34 лучший танк второй мировой войны, так как:

  1. В его конструкции было всё: простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, бронезащита, маневренность.
  2. Танк Т-34 самый массовый танк второй мировой войны.
  3. Танк Т-34 героически проявил себя в боях во время ВОВ. Эти машины первыми ворвались в Берлин, сделав последний выстрел по врагу.
  4. За четыре года боев танки Т-34 завоевали себе славу лучших танков Второй мировой. Мои одноклассники его тоже знают и считают лучшим
  5. Памятники танку стоят во многих городах Родины, как символ нашей Победы.
  6. Как и 70 лет назад Т-34 занимают почётное место в парадах Победы на Красной площади.
  7. Танки Т-34 стоят на вооружении некоторых стран до сих пор.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в качестве наглядного материала к урокам окружающего мира, истории, на классных часах и в краеведении. //wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34


1 ВМЕСТО СЕРДЦА - НАДЕЖНЫЙ МОТОР

Т-34 во многом обязан славе превосходным ходовым характеристикам. Их обеспечил уникальный дизельный двигатель В-2 мощностью 500 «лошадей». К середине войны немецкие пушки научились доставать его с километра, но конструкторы не стали наращивать броню, а сделали ставку на маневренность, надежность. К 1944 году Т-34 творили чудеса - на полной скорости, без поломок, проходили сотни километров. У танкистов тогда появилась поговорка: «Броня фигня, но танки наши быстры».

2 СИМФОНИЯ «ЛАПТЕЙ»

Самым нежным местом танка были «лапти» - так танкисты называли гусеницы. Хлопот с ними было по горло - рвались от застрявших камней, гремели во время движения. Отсюда знаменитая строчка - «по полю танки грохотали». За километры было слышно. Сказывалась вынужденная «рационализация». Вплоть до осени 1943-го катастрофически не хватало резины. Каучук, приходивший по ленд-лизу, шел в авиацию и на флот. На танки ставили стальные катки без резиновых бандажей. Лязг траков о «лысые» ролики - та еще симфония.

3 ТЕАТР МИМИКИ И ЖЕСТА

В движении разговаривать экипажу было невозможно из-за грохота. Общались так: командир, сидевший в башне, ставил сапоги на плечи водителю: надавит на левое - поворот влево. На правое - вправо. Упрется двумя ногами - стой на месте. Жестами командовал и заряжающему: сунет ему кулак под нос - заряжай бронебойным. Растопыренную пятерню - осколочным. После каждого выстрела машина наполнялась пороховыми газами. Случалось, что во время боя заряжающие теряли сознание.

4 «МИККИ МАУС» С «ПИРОЖКОМ»

«Пирожок» и «Гайка» - так в солдатском обиходе назывались башни первых моделей Т-34 с 76-миллиметровой пушкой. Немцы дали им прозвище «Микки Маус» - за сходство при открытых люках. Теснотища в башнях была, как в обед на коммунальной кухне. Т-34 и комфорт - вещи несовместимые. Американцы как-то погоняли и вынесли вердикт: «На ней могут воевать только русские».

5 ХИТРЫЙ ЛЮК

Ноу-хау Т-34 - люк механика-водителя спереди. У других дверца была сверху. Оппоненты возражали, мол, лишняя «дырка во лбу» делает уязвимее. На практике именно люк спас жизнь многим механикам. «Вылезти из него секундное дело. Встав, я высовывался наружу по пояс, кувырок, и уже на земле», - вспоминал гвардии сержант Анатолий Рыжов.

ДОСКА ПОЧЕТА

Кассир-ас

Дмитрий Лавриненков - это имя вписано золотыми буквами в историю отечественных бронетанковых войск. На его счету 52 уничтоженные вражеские машины. Это всего за полгода - столько довелось ему повоевать, пока не погиб от осколка мины. Лучший показатель среди танкистов Красной армии. А может, и всей Второй мировой. Выходец из кубанских казаков, бывший кассир в сельской сберкассе, он добровольцем пошел на фронт.

Появившись почти 100 лет назад и сыграв решающую роль во многих сражениях, танки сегодня по-прежнему остаются одним из основных видов вооружений, без которых сложно представить успешные наступательные операции на суше. В этом посте — интересные факты о танках.

Само название «танк» на английском означает «бак» или «цистерна». Такое странное название танки получили потому, что англичане, впервые применившие танки в первой мировой войне, вплоть до начала операции тщательно скрывали наличие нового оружия. При отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что российское правительство заказало у Англии партию цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн. Интересно, что у нас поначалу перевели это слово и называли новую боевую машину «лохань».

Англичане начали строить танки в 1915 году. К концу лета 1916-го количество машин, готовых к бою, доходило до полусотни. Эти ромбовидные бронированные чудовища на гусеничном ходу назывались Mark I или Mk I и выпускались в двух модификациях. Танки с чисто пулемётным вооружением назывались «самками» и предназначались только для борьбы с живой силой. «Самцы» были оснащены пулемётом и двумя 57-мм пушками. После транспортировки танков на материк они с максимальной секретностью начали движение к сборным пунктам у передовой. Ночные переходы по неразведанным маршрутам оказались серьёзным испытанием для Mk I - 17 машин завязли в грязи или остановились из-за механических поломок. На исходные позиции прибыло 32 танка.

Танк Mk I в бою на Сомме

Первое появление танков привело немецкие войска в шок. Когда в первой линии окопов кто-то из немецких солдат выкрикнул фразу «Дьявол идёт!», его слова распространились по траншеям со скоростью пожара. Из танковых смотровых щелей было видно, как фигуры в серой униформе «фельдграу» бежали с позиций. Попытки отдельных храбрецов открыть огонь по стальным чудовищам были бесполезны.

Танки наступали. Ещё несовершенные машины с грохотом падали в немецкие убежища или беспомощно застревали в снарядных воронках. Экипажам приходилось экстренно покидать боевое отделение застрявших машин, чтобы постараться вернуть их в строй. Однако те Mk I, которых миновала эта участь, проявили себя должным образом.

К примеру, танк-«самец» D17 «Диннакен» лейтенанта Хасти первым вошёл в деревню Флёр, неспешно следуя за убегающими и прячущимися в погребах немцами. Британский авиационный разведчик, пролетавший над полем боя, сообщил: «Танк движется по главной улице деревни Флёр, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении».

Другие машины оказали большую помощь пехоте, проделав проходы в проволочных заграждениях и раздавив пулемётные гнезда. Один из Mk I остановился над германской траншеей и зачистил её пулемётным огнём, а затем двинулся вдоль окопа. С его помощью удалось захватить в плен около 300 солдат противника. Всего в ходе атаки по разным причинам было выведено из строя 10 танков. Ещё 7 получили незначительные повреждения.

Большая часть из примерно 20 тыс. танков, состоявших в 1941 г. на вооружении Красной Армии, были устаревшими, однако новые модели танков Т-34 и КВ значительно превосходили немецкие. Средний танк Т-34 позднее был признан лучшим танком второй мировой войны. Своей славе он обязан во многом превосходным ходовым характеристикам. Их обеспечил дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил. Благодаря ему средний танк с противоснарядным бронированием практически не уступал более легким машинам в скорости: 54 км/ч по шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности. Хорошее соотношение мощности двигателя и боевой массы танка в сочетании с широкими гусеницами делали его необычайно маневренным и способным без особых проблем проходить через самую вязкую грязь и огромные снежные сугробы. Во время Великой Отечественной войны маневренность Т-34 во многом решила судьбу их противостояния с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Норман Дейвис, профессор Оксфордского университета и автор книги «Европа в войне. 1939-1945. Без простой победы», оценивая советскую машину, писал: «Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике». Но Т-34 отличала не только высокая скорость и проходимость, но и хорошая броня, мощное вооружение, высокая ремонтопригодность. «Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны», вспоминает танковый ас Отто Кариус. — «В то время 37-мм пушка все ещё была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезёт, мы могли попасть в погон башни «Т-34» и заклинить его. Если ещё больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация! Единственный выход оставляло 88-мм зенитное орудие. С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового русского танка.»

Американский телеканал Military Channel опубликовал рейтинг самых лучших танков. Американские и британские эксперты выносили оценки по пяти параметрам: «огневая мощь», «качество брони» (защищенность), «подвижность» (мобильность) , «легкость производства» и так называемый «фактор устрашения» (психологическое воздействие на противника). Сумма баллов по всем параметрам давала общую оценку танка. При этом оговаривается, что каждый танк сравнивался с другими и оценивался, исходя из технических требований своего времени. Почти высшие оценки по огневой мощи, подвижности и защите получил Т-34, который и занял первое место в рейтинге. Кроме того, эта модель самая простая в изготовлении, поэтому она получила максимальное количество очков в категории «легкость производства». Впрочем, «фактор устрашения» также оказался практически недостижим - танк одним видом сеял ужас и панику среди врагов.

Советские танки “КВ-1″ и “КВ-2″, встретившие немцев сразу после начала операции “Барбаросса”, оказались для вермахта серьезной угрозой. Дело в том, что броня этих тяжелых танков не пробивалась ни немецкими противотанковыми пушками калибра 37 миллиметров, ни орудиями танков Pz-III, Pz-IV и Pz-38, стоявших на вооружении панцерваффе. Немцам приходилось применять против “КВ” способ борьбы, очень схожий с охотой первобытных людей на мамонта. Немецкие танки лишь отвлекали внимание экипажа “КВ”, пока позади него расчет устанавливал и наводил 88-миллиметровое зенитное орудие. Только после этого и только попаданием снаряда в щель между корпусом и башней удавалось подбить советский танк.

Танк КВ-2

Из воспоминаний немецких офицеров о проблеме, который создал немецкой армии всего один советский танк в начале войны: «Один из КВ сумел перекрыть маршрут снабжения немецких войск в районе северного плацдарма. Он блокировал его несколько дней. Сначала он сжег колонну грузовиков с боеприпасами и продовольствием. Подобраться к этому монстру было невозможно — дороги проходили среди болот. Передовые немецкие части лишились снабжения. Тяжелораненые не могли эвакуироваться в тыл и умирали. Попытка уничтожить танк 50-мм противотанковой батареей с расстояния 500 м окончилась тяжелыми потерями личного состава и орудий. КВ остался невредимым, несмотря на, как выяснилось впоследствии, 14 прямых попаданий — но они оставили лишь синие пятна на его броне. Была подтянута 88-мм зенитка, танк позволил ей встать на позицию в 700 м, а затем расстрелял, прежде чем расчет смог произвести хотя бы один выстрел. Ночью были посланы минеры. Они заложили взрывчатку под гусеницы КВ. Заряды взорвались как положено, однако смогли лишь вырвать несколько кусков из траков. Танк остался мобильным и продолжал блокировать маршрут снабжения. В первые дни экипаж танка снабжался припасами окруженцами и местными жителями, но потом вокруг танка была установлена блокада. Однако даже эта изоляция не заставила танкистов покинуть позицию. В итоге немцы применили хитрость. 50 немецких танков стали обстреливать КВ с трех направлений, чтобы отвлечь его внимание. В это время 88-м зенитка была скрытно установлена в тылу КВ. Она 12 раз попала в танк, и три снаряда пробили броню, уничтожив его.»

Однако не все предвоенные разработки советских конструкторов оказались удачными. Например, не оправдала себя идея создания тяжёлых многобашенных танков Т-28 и Т-35. Т-28 имел три башни, а Т-35 — пять башен. К сожалению, они оказались слишком неповоротливыми, ненадёжными и уязвимыми.

Многобашенный танк Т-35

Ещё одной, так и не доведённой до конца идеей, был летающий танк А-40. Летом 1942 года был выпущен прототип летающего танка А-40 или ЛТ («летающий танк») на базе серийного Т-60. На танк крепилась бипланная коробка крыльев с двухбалочным хвостовым оперением, имевшая размах 18 метров и общую площадь крыла 85.5 кв. м, по расчетам танк должен был совершать взлет, буксируемый тяжелым бомбардировщиком ТБ-3РН. При приземлении танк легко освобождался от крыльев и мог с ходу вступить в бой. Первый полёт состоялся 2 сентября 1942 года, но двигатели ТБ неожиданно стали сильно греться и танк пришлось отцепить. А-40, планируя, приземлился на ближайшем аэродроме, чем вызвал немалый переполох, была обьявлена боевая тревога. Так собственно и закончилась история этого необычного танка.

Летающий танк А-40

По итогам ХХ столетия специалистами различных стран советский средний танк Т-34 признан шедевром мирового танкостроения.

Т-34 создан в конце 1930-х годов, находился в вооруженных силах СССР - России с июня 1940 г. по сентябрь 1997 г. Он стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно применялся во всех часовых поясах и на всех широтах - от Заполярья до Южной Африки.

В 1942 году за создание Т-34 - нового типа среднего танка - Сталинская премия первой степени присуждена Михаилу Кошкину (посмертно), Александру Морозову и Николаю Кучеренко. Но только ли благодаря этим людям Т-34 стал легендой ХХ столетия?..

Неоспорима роль танка Т-34 на полях сражений Второй мировой войны. Известно, что в 1941 году на третий день войны с Советским Союзом имперскому канцлеру Германии было доложено о двух захваченных танках: тяжелого КВ и среднего Т-34. Гитлер в шоке: никто в военном руководстве рейха не знал о существовании этих танков. "Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну", - заявил фюрер своим генералам.

В августе 1941 года, когда до Москвы оставалось всего три сотни километров, Адольф Гитлер приказал 2-й танковой группе генерал-полковника Хайнца Гудериана повернуть на юг - на Харьков, чтобы захватить завод, разработавший и производящий Т-34.

Кстати, к лету 1943 года основным танком вермахта становится Т-V "Пантера", формы броневого корпуса и башни которого были скопированы с Т-34.

В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: "Три. Английская пушка. Немецкий самолет "Мессершмитт". Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…"

Данный вопрос занимал и продолжает интересовать очень многих. К примеру, в знаменитой книге-альбоме Стивена Бисти "Чудесные сечения" ("Incredible cross-sections"), изданной в Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее, Дели, Париже, Мюнхене, Москве, Йоханнесбурге, рассказывается о величайших творениях человечества - всех времен и народов. Их всего 18, среди них - танк и именно Т-34!

После Второй мировой войны Т-34 обрел другую "специальность" - стал самым массовым памятником воинской доблести. И вот что интересно: как бесстрастно свидетельствует телехроника, простояв на постаменте более шести десятилетий, "тридцатьчетверка" по-прежнему легко заводится и способна самостоятельно передвигаться!

Об этих и многих других уникальных фактах повествует экспозиция музея истории танка Т-34.

Рекорды танка Т-34

В области военной страттегии

Скрытность оснащения армии новым образцом бронетанкового вооружения: на начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) на вооружении Красной Армии находилось свыше тысячи танков Т-34 - германское политическое и военное руководство не имело об этом достоверных разведывательных данных.

В области тактики.

Универсальность применения: наиболее успешно использовался во всех видах боевых действий.

Уникальность применения: единственный средний танк, из пушки которого во время Великой Отечественной войны Героем России А.М. Фадиным был сбит летящий самолет противника.

В области боевых свойств и технических характеристик (среди однотипных танков периода Второй мировой войны).

Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности

Самое мощное пушечное вооружение: 76,2-мм пушка при создании и 85-мм пушка после модернизации

Самая рациональная форма противоснарядного броневого корпуса

Самый быстроходный танк: Vmax = 55 км/ч

Наибольший запас хода по топливу: 370-420 км

Самый экономичный танк по расходу топлива: благодаря быстроходному танковому дизелю

Наилучшая проходимость: благодаря широким гусеницам.

В области производства и ремонта

Самый массовый танк в мире: В СССР только в 1940-1946 годах выпущено свыше 58000 танков Т-34

Наиболее приспособленный к серийному производству на различных заводах, в том числе - на предприятиях, изначально не предназначенных для производства танков.

Первый в мире танк, при массовом производстве которого применена автоматическая сварка под флюсом, позволившая в 10 раз повысить производительность сварочных работ.

Наиболее приспособленный к проведению ремонта в полевых условиях (среди однотипных танков).

В области научно-технических знаний.

Самое большое число изданий, посвященных конкретному образцу танка

Наиболее часто упоминаемый в научно-технической литературе конкретный образец бронетанкового вооружения.

В области геронтологии.

Находился в вооруженных силах СССР - России с июня 1940 г. по сентябрь 1997 г..

В области географии

Находился в вооруженных силах 46 государств

Первый средний танк эксплуатировавшийся от заполярья до южной Африки, во всех часовых поясах.

В области военно-патриотического воспитания

Наиболее часто используемый образец вооружения в рассказах о беспримерных подвигах: во время Великой Отечественной войны, к примеру, экипаж танка Т-34-76 старшего лейтенанта Д.Ф. Лавриненко с 6 октября по 18 декабря 1941 г. уничтожил 52 танка противника; 13 августа 1944 г. экипаж танка Т-34-85 младшего лейтенанта А.П. Оськина уничтожил тяжелый танк "Королевский тигр", впервые в этот день примененный противником на советско-германском фронте

Самый любимый танк танкистов-ветеранов Великой Отечественной войны, гордость их детей, внуков и правнуков

Самое большое чи сло танков - символов победы и воинских памятников - Т-34

Самый экспонируемый образец вооружения и военной техники в музеях мира

Единственный в мире образец вооружения и военной техники, которому посвящен персональный музейный комплекс

Наиболее часто изображаемый на медалях, грамотах, памятных знаках, благодарственных письмах, монетах, значках, открытках, конвертах, почтовых марках, этикетках и т.п. .

В области культуры, искусства, творчества (cреди образцов вооружения и военной техники).

Больше всего представлен в документальных и художественных фильмах.

Чаще всего изображен на живописных полотнах.

Наиболее часто упоминаем в прозе, средствах массовой информации, интернет-изданиях.

Больше всего стихотворений и песен посвящено танку Т-34

Самая массовая из выпускаемых масштабных моделей военной техники.


Top