Как рассчитывается коммунальный ресурс. Предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды

С 30 июля есть пять вариантов для расчёта платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества. Так вышло потому, что в этот день вступил в силу .

Подробности в сегодняшней статье.

Пять вариантов расчёта

Новый Федеральный закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ внёс изменения в порядок расчёта платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества МКД. Чтобы держать вас в курсе событий, 14 августа совместно с Еленой Шерешовец мы провели вебинар, на котором рассказали, хорошо или плохо скажутся перемены на работе управляющих компаний.

Выбор варианта рассчёта платы за коммунальный ресурс зависит от ситуации:

  • В МКД установлен ОДПУ (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
  • В МКД установлена автоматизированная информационная измерительная система.
  • ОСС приняло решение об ином порядке начисления.
  • В МКД не установлен ОДПУ (п. 9.3 ст. 156 ЖК РФ).
  • В субъекте РФ не принят норматив.

Если дом оснащён общедомовым прибором учёта, рассчитывать нужно по нормативу, а потом раз в год делать перерасчёт с учётом показаний ОДПУ. Формулы перерасчёта будут приняты в конце августа этого года.

По-другому рассчитывать плату нужно, если в доме помимо ОДПУ есть автоматизированная информационная измерительная система. Или если в доме установлен ОДПУ, но ОСС приняло решение об ином порядке начисления.

Остановимся на каждом варианте подробнее и расскажем в конце, что делать, если в субъекте РФ до сих пор не установлен норматив.

В МКД установлен ОДПУ

Если в многоквартирном доме установлен ОДПУ, расчёт делается исходя из норматива с проведением перерасчёта. Объём потреблённого коммунального ресурса будет рассчитываться как произведение норматива, установленного субъектом РФ, на общую площадь помещений из общего имущества МКД, на частное общей площади помещения МКД и общей площади всех помещений МКД.

Зачем тогда прибор учёта, если считаем по нормативу? Прибор учёта понадобится один раз в год. Весь год, начиная с августа и до 1 июля следующего года, вы в домах с ОДПУ выставляете плату за коммунальный ресурс по нормативу. 30 июня следующего года в платёжном документе за июнь нужно будет сделать перерачёт.

Перересчёт делает лицо, управляющее МКД: управляющая организация, ТСЖ, ТСН или ЖК. Чтобы сделать перерасчёт, нужно взять все показания ОДПУ за год, отнять от них норматив и эту разницу умножить на долю помещения потребителя в общем имуществе МКД.

Если получившийся результат нулевой или положительный, то корректировка будет нулевой. Это значит, что если по ОДПУ жильцы целый год потребляли коммунальный ресурс больше, а по нормативу вы выставляли им меньшие суммы, корректировка будет равна нулю, доначислять вы не имеете права.

Перерасчёт можно сделать только в том случае, если по факту жильцы дома в течение года потребляли меньше коммунальных ресурсов, чем по нормативу. Перерасчёт всегда делается в меньшую сторону: жильцы в любом случае заплатят меньше.

Есть ещё три основания для перерасчёта:

  • управляющая компания прекратила управлять домом,
  • у жильца прекратилось право собственности на жилое помещение,
  • расторгнут договор найма.

Автоматизированная информационная измерительная система

В многоквартирном доме установлены ОДПУ, но также стоит автоматизированная информационная измерительная система. Рассчёт платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества будет производиться по показаниям этой системы при условии, что в ней есть возможность одномоментного снятия показаний.

Понятие «одномоментное снятие показаний» законом не закреплено. Считается, что если система позволяет снять показания со всех приборов учёта в течение часа, то это можно считать одномоментным снятием показаний.

Объём коммунального ресурса для такого дома - то, что показала автоматизированная система, умноженное на частное общей площади конкретного помещения и общей площади всех помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников приняло иное решение

Это единственный вариант расчёта платы за коммунальный ресурс на ОИ в МКД на сегодняшний день, на который может повлиять управляющая организация. В этой ситуации в доме тоже стоят общедомовые приборы учёта, но ОСС 50+% голосов принимает одно из двух решений об определении размера расходов на приобретение коммунального ресурса:

  • по показаниям ОДПУ,
  • по среднемесячному объёму.

Чтобы принять решение начислять плату за коммунальный ресурс по показаниям ОДПУ, должны соблюдаться два условия: в доме должен быть установлен ОДПУ и должно выполняться работы сверх минимального перечня.

Важно помнить: если в субъекте РФ не принят норматив, проводить такое собрание нельзя.

Если в доме есть ОДПУ, перечень работ и услуг превышает минимальный и на ОСС принято решение об определении расходов исходя из показаний ОДПУ, объём коммунального ресурса определяется следующим образом: разница объёма КР и суммы объёмов КР умножается на частное общей доли помещения МКД и общей доли всех помещений в МКД.

Если получившийся объём имеет отрицательную величину, то в следующем месяце он уменьшается на данную величину (пп. «а» п. 21 ПП РФ N 124). Перерасчёт в этом случае не делается.

Второй вариант решения ОСС - собственники будут платить в размере среднемесячного потребления коммунального ресурса. Обязательные условия для такого решения:

  • в доме установлен ОДПУ,
  • ОСС принимает размер среднемесячного потребления,
  • перерасчёт делается в июле.

Пререрасчёт делается также, как в случае, когда общее собрание собственников не проводилось. Единственная разница: из суммы всех показаний ОДПУ за год вычитается не норматив, а размер среднемесячного потребления коммунального ресурса.

То есть перерасчёт делается, когда по факту в течение года жильцы дома потратили меньше коммунальных ресурсов, чем по среднемесячному потреблению. Перерасчёт делается в меньшую сторону, жильцы в любом случае заплатят меньше.

В МКД нет ОДПУ

Четвёртый вариант расчёта платы за коммунальный ресурс на содержание ОИ применяется для домов, в которых не установлен ОДПУ или для домов, в которых:

  • прошло три календарных месяца с даты выхода из строя ОДПУ,
  • утратился ранее введённый в эксплуатацию ОДПУ,
  • истёк срок эксплуатации ОДПУ.

В этих случаях объём потреблённого ресурса определяется по нормативу. Норматив умножается на площадь мест общего пользования, а затем умножается на долю конкретного собственника. Перерерасчёт не делается.

Но что делать, если субъект РФ не принял норматив?

Субъект РФ не принял норматив

Для начала нужно определиться, какой норматив не принял субъект РФ:

Если не принят норматив на коммунальный ресурс, делать ничего не нужно. Ещё не закончился период, который начался с 1 января и который закончится с принятие новых нормативов. Нужно продолжать считать по нормативам на ОДН, которые утвердили на 1 ноября 2016 года. Выставлять больше норматива нельзя, проводить ОСС нельзя.

Если же не принят норматив на ОДН, жильцам МКД выставляется плата за коммунальный ресурс на содержание ОИ в МКД по фактическому потреблению.

Как расходы на общедомовые нужды (ОДН) считались раньше и как сейчас?

До начала 2017 года расходы на ОДН высчитывали по остаточному принципу. Брали общий объем потребления коммунальной услуги по общедомовому прибору учета (ОДПУ) на многоквартирный дом, из него вычитали, то что было израсходовано в квартирах (показания индивидуальных приборов учета (ИПУ), норматив потребления в квартирах, где не установлены ИПУ). Весь остаток оплачивался как расходы на ОДН.

С 2017 года действует новый порядок. Расходы на ОДН включены в состав платы за содержание жилья и называются коммунальными ресурсами, потребляемыми на содержание общего имущества (КР на СОИ). Теперь плата за КР на СОИ, по замыслу законодателя, будет величиной постоянной, то есть одинаковой каждый месяц в течение всего года. Ее размер рассчитывается независимо от наличия или отсутствия ОДПУ ‑ исходя из норматива потребления, утвержденного Департаментом по тарифам Новосибирской области и действующего на ноябрь 2016 года.

Включили ли в Новосибирской области расходы на электричество в подвалах и чердаках многоквартирного дома в состав платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (КР на СОИ)?

Согласно разъяснениям Минстроя России (письмо от 01.01.2001 N 12368-АЧ/04), при расчете платы за КР на СОИ в многоквартирном доме, предусматривается включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов:

- при расчете размера платы за коммунальный ресурс ХВС и ГВС учитываются площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны, ‑ так называемые уборочные площади;

- при расчете размера платы за коммунальный ресурс электроэнергия учитывается суммарная площадь помещений мест общего пользования, в том числе площадь чердаков и подвалов, ‑ так называемая освещаемая площадь.

При этом Минстрой России исходит из того, что в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ), при расчете нормативов потребления КР на СОИ учитываются как уборочные площади, так и освещаемая площадь (чердаки и подвалы). Поэтому, по мнению Минстроя России, управляющая организация, при начислении размера платы за КР на СОИ должна применять площади, учитываемые при определении норматива на данный вид КР на СОИ, то есть с учетом чердаков и подвалов.

Вместе с тем, письма Минстроя России не являются нормативными , носят разъяснительный характер и не обязательны к исполнению.

Как же обстоят дела в Новосибирской области? ГЖИ НСО, как контролирующий орган, придерживается следующей позиции:

При расчете размера платы за КР на СОИ учитывается многоквартирного дома. Для электроэнергии – освещаемая площадь. Для ГВС и ХВС – уборочная площадь. Общая площадь многоквартирного дома зафиксирована в техническом паспорте.

Соответственно, для снижения размера платы за КР на СОИ собственникам совместно с управляющей организацией необходимо провести «ревизию» общедомового имущества: установить уборочные площади, конкретные освещаемые площади (например, исключить чердаки, подвалы, где фактически отсутствует система электроснабжения), и внести данные изменения в технический паспорт.


Является ли тариф фиксированным и экономически обоснованным?

Тариф, как и норматив, фиксированный, устанавливается Департаментом по тарифам Новосибирской области.

Но при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества (КР на СОИ), учитывается не только тариф, но также и норматив потребления КР. И законодатель установил, что до 01.06.2017 изменению подлежит только норматив потребления.

При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения КР на СОИ, их размер не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. В нашем регионе нормативы потребления утверждены приказами Департамента по тарифам Новосибирской области -В (холодная, горячая вода), -ЭЭ (электроэнергия).

Следует отметить, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН), установленные Департаментом в 2012 году, были актуальны на момент их принятия и период действия ‑ до момента внесения изменений в Жилищный кодекс РФ. Установленный в 2012 году норматив стимулировал собственников помещений многоквартирного дома к установлению общедомового прибора учета (ОДПУ) и произведению расчета за коммунальные услуги на ОДН по его показаниям. Тем самым реализовывался замысел законодателя о внедрении системы энергоэффективности. В тех многоквартирных домах, где отсутствовали ОДПУ или ОДН превышал установленный норматив, плата осуществлялась по установленным нормативам.

Департаментом по тарифам Новосибирской области 22.05.2017 приняты новые нормативны потребеления КР на СОИ (ХВС, ГВС, электроэнергия). При расчете новых нормативов должны учитывались все те мероприятия по энергоэффективности, которые собственники провели для достижения цели снижения потребления коммунальных услуг на ОДН (установка ОДПУ, энергосберегающих лампочек, датчиков движения, использование оборудования с низким классом энергопотребеления) – в итоге новые нормативы ниже принятых в 2012, 2013 годах.

Однако первые результаты в виде снижения размера платы за КР на СОИ можно будет оценить только в июле 2017 года.

Насколько больше стали платить жители многоквартирных домов в Новосибирской области?

Инспекция не ведет такой специальной статистики. Вместе с тем, однозначно говорить о тотальном повышении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества (КР на СОИ), нельзя. Все зависит от конструктивных особенностей многоквартирного дома, его оснащенности общедомовым прибором учета (ОДПУ), проведенных собственниками мероприятий по энергоэффективности, добросовестности собственников в предоставлении показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) и других критериев.

Так, в многоквартирных домах, где установлены ОДПУ, проведены мероприятия по энергоэффективности, размер платы за КР на СОИ (при начислении платы по нормативу) возрос на 10-15%.

В многоквартирных домах, где установлены ОДПУ, но постоянно присутствовал перерасход коммунального ресурса на ОДН, и собственники не стали принимать решение о распределении сверхнорматива пропорционально занимаемым площадям, размер платы за КР на СОИ (при начислении платы по нормативу) уменьшился или остался такой же.

Есть многоквартирные дома, на которых был сохранен способ начисления платы за КР на СОИ по показаниям ОДПУ. В таких случаях управляющая организация самостоятельно отвечает за правовые последствия применения способа определения размера платы за КР на СОИ по фактическому объему потребления. Споры, возникающие в связи с применением такого способа начисления размера платы разрешаются в гражданско-правовом порядке (претензионном или судебном). Инспекция при проведении проверок, контролирует только тот факт, что бы размер платы КР на СОИ не превышал норматив.

Позволит ли установка общедомовых приборов учета (ОДПУ) снизить расходы жильцов на оплату электроэнергии в подвалах и чердаках?

Так как с 01.01.2017 года размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества (КР на СОИ), необходимо рассчитывать по нормативу потребления, то показания ОДПУ при начислении размера платы не учитываются. Показания ОДПУ учитываются при расчете управляющей организации с ресурсоснабжающей организацией.

Действительно, при новой форме расчета платы за КР на СОИ, может возникнуть ситуация, когда собственники по нормативу за коммунальный ресурс на содержание общего имущества заплатили больше, чем управляющая организация при расчете с ресурсоснабжающей организацией по показаниям ОДПУ.

Многие регионы отказываются включать расходы на электроэнергию на чердаках в платежные квитанции. Насколько это правильно и вообще возможно?

Такая статистика по другим региона инспекцией не ведется.

Обязанность нести расходы на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества (КР на СОИ), установлена Жилищным кодексом РФ.

Вопрос состоит в правильности начисления размера платы за КР на СОИ и учете освещаемых площадей. Как уже говорилось выше, при правильном подходе к расчетам, «ревизии» мест общего пользования, актуализации технического паспорта, проблем с начислением размера платы за КР на СОИ возникнуть не должно. Все зависит от собственников, которые должны понимать, что проведя ряд мероприятий, с условием их финансирования, таких как мероприятия по энергоэффективности, актуализация технического паспорта, разъяснительная работа с собственниками, конструктивный «диалог» с управляющей организацией, они вполне могут добиться снижения размера платы за КР на СОИ.

Позиция АКАТО

Приведенная позиция АКАТО сформулирована для случаев управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья или кооперативом.

1. О включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества дома, в состав платы за содержание жилого помещения

С 01.01.2017 года в соответствии с частью 9 статьи 12 федерального закона (далее — Закон 176-ФЗ) вступили в силу нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — МКД).

Действующей редакцией ЖК РФ (п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ) предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя:
- плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом,
- плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
- плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N491 (далее — Правила 491), в редакции ПП РФ от 26.12.2016 N1498, устанавливает:

«11. Содержание общего имущества включает в себя :

л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии , потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме… ».

Пункт 29 Правил 491 устанавливает:

«29. Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату … расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме ….

С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов ».

Таким образом, содержание общего имущества (далее — ОИ) включает в себя в числе прочего приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании ОИ, а расходы на приобретение таких ресурсов, соответственно, включаются в состав расходов за содержание ОИ многоквартирного дома (далее — МКД).

Необходимо отметить, что «плата за содержание ОИ» является одной из составляющих «платы за содержание жилого помещения» (п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ). При этом согласно пункту 11 Правил 491 «содержание ОИ» включает в себя приобретение коммунальных ресурсов на содержание ОИ, а согласно п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154, ч.9.1 ст.156 ЖК РФ и п.29 Правил 491 «плата за содержание жилого помещения» содержит в себе плату за коммунальные ресурсы на содержание ОИ. Из комплексной оценки приведенных норм вытекает, что коммунальные ресурсы на содержание ОИ дважды оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения (один раз в составе «платы за содержание ОИ», структурно входящей в состав «платы за содержание жилого помещения», второй раз — в составе непосредственно «платы за содержание жилого помещения»). Представляется необходимым внести поправки в жилищное законодательство РФ для устранения указанного несоответствия.

2. Об установлении размера платы за содержание жилого помещения с учетом включения в состав этой платы расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме

Частью 9 статьи 12 Закона 176-ФЗ в действующей редакции установлено: «9. Положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года ».

Часть 10 статьи 12 Закона 176-ФЗ устанавливает: «10. … Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ».

Необходимо напомнить, что нормы законодательства надо понимать дословно, буквально. Из представленной нормы следует, что законодатель включил расходы за ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, установив, что для такого включения решения общего собрания собственников не требуется. Но законодатель не установил, что общий размер платы за содержание жилого помещения подлежит увеличению .

Норма об отсутствии необходимости решения ОСС в данном случае представляется излишней. Например, тем же в пункт 29 Правил 491 внесены изменения в части отнесения к расходам на содержание в числе прочего расходов «на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг », при этом ни о каких решениях общих собраний, ни о каком изменении размера платы за содержание речи не ведется. Состав услуг и работ по содержанию жилого помещения менялся неоднократно, и никогда изменение этого состава не влияло на порядок установления и размер платы за содержание жилья.

Порядок установления размера платы за содержание жилого помещения четко установлен. Статья 156 ЖК РФ устанавливают:

«7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме , которое проводится в порядке, установленном статьями 45 -48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива ».

Правила 491 дополняют приведенные нормы:

«31. При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений .

Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

».

То есть, в случае управления домом управляющей организацией (далее — УО) размер платы за содержание жилых помещений устанавливает общее собрание собственников, а в случае управления домом ТСЖ или ЖСК, размер платы за содержание жилых помещений устанавливается на основании сметы доходов и расходов.

При управлении домом УО согласно статье 162 ЖК РФ:

«1. …При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме , органов управления товарищества собственников жилья, … жилищного кооператива или … иного специализированного потребительского кооператива…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, , но не более чем пять лет;

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством ».

Часть 1 статьи 432 ГК РФ устанавливает:

«1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора .

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение ».

Часть 1 статьи 450 ГК РФ устанавливает: «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».

Из комплексной оценки приведенных норм следует: п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ устанавливает в качестве обязательного требования к договору управления включение в указанный договор порядка определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения. Поскольку указанное требование содержится в ЖК РФ, согласно ч.1 ст.432 ГК РФ определение порядка определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения относится к существенным условиям договора, без согласования которого сторонами (согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ одной стороной является УО, второй - собственники помещений) договор не может считаться заключенным. Изменение договора управления согласно ч.8 ст.162 ЖК РФ производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, при этом ч.1 ст.450 ГК РФ предусматривает изменение договора либо по соглашению сторон, либо в случаях, предусмотренных законами. Необходимо отметить, что по вопросу включения расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилых помещений, требований к изменению договоров управления ни один закон не устанавливает.

Следовательно, включение расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилых помещений, не влечет за собой изменения цены договора управления .

Дополнительно необходимо отметить, что согласно п.1 ч.5 ст.162 ЖК РФ договор заключается на срок не менее, чем один год, согласно ч.7 ст.156 ЖК РФ «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год », согласно п.31 Правил 491 «При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год ». Таким образом, в случае, если размер платы за содержание жилого помещения, действующий на момент вступления в силу норм о включении в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, установлен менее одного года назад, он не подлежит изменению даже по решению ОСС.

В случае управления домом ТСЖ все расходы (в том числе расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ) должны быть учтены в смете расходов и доходов.

Пункт 33 Правил 491 устанавливает: «33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил ».

Статья 145 ЖК РФ устанавливает:

«1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся :

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества ;

8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год , отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

Таким образом, при управлении домом ТСЖ утверждение размера платы за содержание жилья является исключительной компетенцией общего собрания членов ТСЖ и производится на основании сметы, утверждение которой так же является исключительной компетенцией общего собрания членов ТСЖ. Никаких норм о включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, именно в смету ТСЖ действующее законодательство не содержит. А именно исходя из утвержденной сметы определяется размер платы за содержание жилья. Законодательство устанавливает обязанность включения расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, но никоим образом не содержит требований об изменении/увеличении размера этой платы.

Из изложенного следует однозначный вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает изменения размера платы за содержание жилья в связи с включением в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ. Порядок изменения такой платы четко регламентирован процитированными нормами законодательства РФ.

Важно понимать, что несмотря на кажущуюся логичность повышения размера платы за содержание в связи с увеличением состава содержания, нормы законодательства необходимо понимать буквально, а действующие нормы не содержат требований о повышении такого размера «в силу закона ». Законодатель мог прямо указать, например: «…при первоначальном включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, размер платы за содержание жилого помещения, действующий на момент такого включения, увеличивается на размер стоимости коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании ОИ, определенной исходя их нормативов потребления… ». Но такого указания в законодательстве РФ нет. Дополнительно необходимо напомнить, что предоставление услуг по содержанию жилых помещений не является регулируемым видом деятельности, и органы государственной власти не имеют права устанавливать стоимость этих услуг.

Выводы

Представленное исследование позволяет сделать вывод, что никакого «автоматического» увеличения размера платы за содержание жилья в связи с включением в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, действующее законодательство РФ не предусматривает. Все нормы, регламентирующие порядок установления стоимости содержания жилья, предусматривают решения либо общего собрания собственников, либо общего собрания членов ТСЖ/ЖСК.

Мнение Минстроя России, основой которого является фраза «под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения » представляется несостоятельным. В процитированной фразе Минстроя России (который, между прочим, не уполномочен давать официальные разъяснения федеральных законов) абсолютно непонятно, кем и на каком основании именно таким образом что-то «понимается ». Вообще, использование в разъяснениях норм законодательства фраз «понимается», «подразумевается», «имеется в виду» представляется неверным.

Дополнительно стоит обратить внимание, что письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами, содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, о чем сам в своих письмах, но в письме этот момент не отметил.

В любом случае, две представленные в настоящей публикации позиции являются лишь частными мнениями. Читатели могут самостоятельно выбирать, придерживаться позиции Минстроя или позиции АКАТО, верная точка зрения будет определена по мере формирования правоприменительной практики по рассмотренному в статье вопросу, в том числе по мере принятия решений надзорными и судебными инстанциями.

В ситуации сложившейся неопределенности АКАТО рекомендует не производить увеличение размера платы за содержание жилого помещения в одностороннем порядке, поскольку риск признания таких действий противоречащими жилищному законодательству РФ крайне высок. Более разумным представляется провести общее собрание собственников помещений МКД (либо членов ТСЖ/ЖСК) с повесткой дня, содержащей вопрос увеличения размера платы за содержание жилья на величину стоимости коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании ОИ, рассчитанную исходя из тарифов и нормативов потребления таких ресурсов. Изменение размера платы за содержание жилья на основании решения общего собрания не противоречит позиции Минстроя России. При этом если надзорными и/или судебными инстанциями мнение Минстроя будет признано неверным, тогда исключительно соответствующее решение общего собрания (собственников помещений или членов ТСЖ/ЖСК) будет основанием и доказательством правомерности увеличения размера платы за содержание жилого помещения.

***************************

В программы предстоящих включены разъяснения порядка применения ПП РФ от 26.12.2016 N1498 и множество других актуальных вопросов жилищной сферы! При заблаговременной оплате участия действуют существенные скидки !

Р аботы, необходимые для поддержания эксплуатационных характеристик общего имущества МКД выполняются на доме постоянно и с установленной периодичностью, что означает постоянное потребление коммунальных ресурсов.

До 01.01.2017 года собственники помещений могли оплачивать стоимость коммунальных услуг на общедомовое потребление (далее по тексту – ОДН), исходя из показаний общедомового прибора учета. Для этого необходимо было принять решение на .

Надеемся, вам будут полезна и интересна информация на нашем сайте. Однако мы знаем, что в юридической сфере каждый случай индивидуален, а информация в статьях не носит более общий характер. Чтобы узнать, как вам решить именно вашу проблему вы можете получить бесплатную консультацию высококвалифицированного юриста , который поможет вам разобраться в особенностях вашей ситуации.

Для этого вы можете воспользоваться формой вопроса внизу страницы или использовать чат с юристом в правом нижнем углу экрана.

Кроме того, вы можете позвонить по одному из наших номеров бесплатной консультации:

  • +7 499 577-00-25 доб. 406 - Москва
  • +7 812 425-66-30 доб. 406 - Санкт-Петербург
  • 8 800 350-23-69 доб. 406 - Регионы

Мы будем рады, если наш сайт и наши специалисты вам помогут.

С 01.01.2017 ОДН вошел в состав жилищной услуги и стал называться «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме». Данные изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Новые правила вводились поэтапно. Изначально срок перехода был намечен на 1 апреля 2016 года. Затем старт отодвинули на 1 июля, еще позже - на 1 января 2017 года. Этот люфт был необходим, чтобы управляющие организации и собственники смогли подготовиться к изменениям порядка оплаты.

В настоящее время определение объемов КРСОИ, потребленных в МКД при оказании работ, связанных с содержанием общего имущества, ставится законодательством в зависимость от объемов коммунальных ресурсов потреблённых МКД целом и определенных исходя показаний общедомового прибора учета и суммарного объема индивидуального потребления физических и юридических лиц, расположенных в МКД.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5

3 апреля 2012 г. в "Российской газете" было опубликовано Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 253, принятое во исполнение п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ. Данным документом утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (далее - Требования), которыми должны руководствоваться УК, ТСЖ, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы (далее - исполнители), получающие плату за коммунальные ресурсы и заключившие договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

О вступлении Требований в силу

В соответствии с пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ N 253 Требования начинают действовать с даты вступления в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг <1>. Теперь, после принятия Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (начнет действовать с 01.07.2012), стало известно, что новые Правила предоставления коммунальных услуг вступят в силу с 01.09.2012. Соответственно, и комментируемый документ будет действовать с этой даты.

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Требования должны применяться в отношении не только договоров ресурсоснабжения, заключенных после 01.09.2012, но и ранее заключенных договоров в части прав и обязанностей, которые возникнут после 01.09.2012. До этой же даты исполнители обязаны произвести сверку расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, поставленные в соответствии с такими договорами ресурсоснабжения (п. 3 Постановления Правительства РФ N 253).

Сфера применения

Повторим, что Требования применяются исполнителями, которые получают плату за коммунальные услуги, и действуют в отношении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Вполне логично, что в ситуации, когда исполнитель не получает плату за коммунальные услуги, он может не соблюдать Требования. Этот вывод подтверждает п. 2 рассматриваемого документа, согласно которому Требования не применяются при осуществлении расчетов за те виды коммунальных услуг, которые поставлены в помещения и в отношении которых в соответствии с ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД приняло решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно РСО. Получается, что Требования регулируют лишь движение от исполнителя к РСО денежных средств, фактически полученных от потребителей коммунальных услуг.

Согласно п. 40 новых Правил предоставления коммунальных услуг потребитель в МКД в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Пункт 3 Требований гласит, что расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды в МКД, осуществляются в соответствии с настоящим документом, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения. Таким образом, расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителю непосредственно в помещении (жилом, нежилом), всегда ведутся в соответствии с Требованиями, а расчеты за ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, - если иное не установлено договором ресурсоснабжения.

Платеж исполнителя

Требования вводят такие понятия, как "платежи потребителей" и "платеж исполнителя". Платежами потребителей называются денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей и подлежащие перечислению в пользу РСО (п. 4). Под платежом исполнителя понимаются денежные средства, причитающиеся перечислению в пользу РСО, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителей. Порядок расчета платежа исполнителя прописан в п. 5 Требований. Документ выделяет две ситуации, в которых размер платежа исполнителя определяется по-разному.

Первая ситуация заключается в том, что платежи потребителей перечисляются исполнителю за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу Требований, то есть за расчетные периоды начиная с сентября 2012 г. (пп. "а" п. 5). Итак, если потребитель уплатил всю сумму, предъявленную в платежном документе, платеж исполнителя определяется в размере платы за конкретную коммунальную услугу, указанной в платежном документе и начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг. Размеры платы за коммунальные услуги, потребленные в помещении и предоставленные на общедомовые нужды, в платежном документе приводятся отдельно, что позволяет правильно рассчитать платеж исполнителя, если согласно договору ресурсоснабжения расчеты за ресурсы, поставленные на общедомовые нужды, производятся не в соответствии с Требованиями. Если потребитель оплатил счет не полностью, платеж исполнителя определяется в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные и оказанные за данный расчетный период. Значит, поступившие денежные средства распределяются пропорционально начисленным суммам не в ущерб УК и ТСЖ, которые получают в свое распоряжение плату за содержание и ремонт общего имущества.

Во второй ситуации платежи потребителей перечисляются в счет задолженности за коммунальные услуги, образовавшейся до 01.09.2012, а также при отсутствии в платежных документах указания на расчетный период. Так, без указания на расчетный период (а также без расчета платы по каждому виду услуг и суммы к оплате) платежный документ может выдаваться потребителю для оплаты услуг в суммах, не соответствующих проставленным в платежном документе за расчетный период, в том числе для осуществления авансовых платежей и частичной оплаты без нарушения установленного срока внесения платы за коммунальные услуги (п. 5 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона России от 19.09.2011 N 454). Платеж исполнителя в данной ситуации определяется в размере, пропорциональном размеру обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией по оплате соответствующего вида ресурса в общем объеме обязательств исполнителя по оплате всех ресурсов, определенном по состоянию на 1-е число предшествующего расчетного периода. Общий объем указанных обязательств исполнителя определяется на основании актов сверки его расчетов за ресурсы с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с договором ресурсоснабжения и (или) на основании вступивших в силу решений суда (пп. "б" п. 5 Требований). Полагаем, этот момент требует пояснений. Требования вступают в силу с 01.09.2012. Именно до этой даты исполнителям надлежит произвести сверку расчетов со всеми РСО. Все поступившие начиная с этого дня платежи потребителей станут основой для расчета платежа исполнителя. То есть при получении 01.09.2012 в кассу или на расчетный счет денежных средств от потребителей (очевидно, что это может быть только оплата задолженности, образовавшейся до 01.09.2012, либо внесение аванса, в том числе без указания на расчетный период) исполнитель должен будет произвести расчет на основании пп. "б" п. 5 Требований. В указанной норме идет речь об общем объеме обязательств исполнителя по оплате коммунальных ресурсов, определенных по состоянию на 1-е число предшествующего расчетного периода. Полагаем, этот расчетный период должен предшествовать не чему иному, как моменту поступления платежа потребителя. Иными словами, если платеж поступил в сентябре 2012 г., объем обязательств исполнителя перед РСО должен быть определен по состоянию на 01.08.2012 (Постановление Правительства РФ N 253 требует сверить расчеты в срок до 01.09.2012, но не указывает дату, по состоянию на которую должна быть определена задолженность, соответственно, исполнителям нужно сделать сверку расчетов по состоянию на 01.08.2012). Кстати, здесь уместно вспомнить п. 25 Правил заключения договоров с РСО <2>, согласно которому порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов устанавливаются в договоре ресурсоснабжения (но не реже одного раза в квартал). При этом РСО обязана предоставлять исполнителю информацию о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, в порядке, сроки и форме, также установленных договором ресурсоснабжения. Исходя из формулировки пп. "б" п. 5 Требований такой информации недостаточно. В распоряжении исполнителя должен быть именно акт сверки, причем он должен быть в наличии не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным, ведь именно начиная с этой даты соответствующие данные необходимы для расчета платежа исполнителя (иначе говоря, акт сверки по состоянию на 01.09.2012 понадобится исполнителю начиная с 01.10.2012). Таким образом, Требования ужесточают порядок проведения сверки расчетов с РСО по сравнению с Правилами заключения договоров с РСО.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

В пп. "б" п. 5 Требований говорится также об определении объема обязательств исполнителя перед РСО на основании вступивших в силу решений суда. Представляется, что такой вариант возможен, если между сторонами существует спор о размере обязательств. Но опять же, задолженность должна быть определена по состоянию на начало предыдущего месяца, а необжалованное решение арбитражного суда вступает в силу как раз по истечении месяца (п. 1 ст. 180 АПК РФ). Поэтому решение суда может быть положено в основу акта сверки, составленного сторонами, однако само оно, пожалуй, не будет ориентиром для расчета размера платежа исполнителя.

Вернемся к технической стороне расчета. Платеж исполнителя определяется пропорционально задолженности перед каждой РСО. Причем в начале пп. "б" п. 5 Требований сказано о платежах потребителей, перечисленных в счет задолженности за коммунальные услуги . Между тем общий платеж потребителя содержит не только плату за коммунальные услуги, но и плату за содержание и ремонт общего имущества, причем вторая составляющая порой весьма существенна. Однако авторы Требований о ней как будто забыли, в итоге платеж в счет долга, возникшего до 01.09.2012, либо платеж без указания расчетного периода полностью пойдет в счет оплаты коммунальных ресурсов в адрес РСО. Это касается и тех денежных средств, которые, по идее, должны остаться в распоряжении исполнителя в счет оплаты содержания и ремонта общего имущества. Получается, что справедливый принцип распределения платежа потребителя, который соблюдается в пп. "а" п. 5 Требований, в пп. "б" нарушен. Впрочем, при отсутствии указания на расчетный период технически невозможно разделить платеж потребителя на причитающийся перечислению РСО и остающийся в распоряжении исполнителя, не зная оплачиваемого расчетного периода. А вот при оплате задолженности за предыдущие периоды это вполне реально. Тем не менее Требования не позволяют этого сделать.

Перечисление денежных средств РСО

Согласно п. 4 Требований платежи потребителей перечисляются РСО способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения и не противоречат законодательству РФ. Одновременно п. 6 Требований предписывает исполнителю перечислять в пользу РСО средства не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю. Требования вступают в силу с 01.09.2012. Значит, первый платеж исполнителя должен быть рассчитан и перечислен уже во второй рабочий день сентября - 04.09.2012. Кстати, в нормативном документе содержится понятие "поступление платежей потребителей исполнителю". Полагаем, что под поступлением следует считать непосредственно зачисление денежных средств на расчетный счет исполнителя (с принятием наличных средств в кассу исполнителя никаких вопросов не возникает). Этот день наступает, естественно, позже дня фактического принятия наличных денежных средств от потребителей банком, платежными агентами <3> и дня принятия банком к исполнению платежного поручения на перечисление денежных средств на счет исполнителя от потребителя, имеющего расчетный счет (банковские платежи идут в среднем от трех до пяти дней).

<3> Согласно ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" обязательства потребителя (гражданина) перед исполнителем считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), который ведет деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Пункт 7 Требований посвящен определению размера ежедневного платежа, причитающегося перечислению в пользу каждой РСО: для его расчета нужно суммировать платежи исполнителя, исчисленные согласно п. 5 Требований из поступивших в течение этого дня платежей потребителей. Таким образом, исполнитель обязан ежедневно рассчитывать свой платеж в пользу РСО на основании информации о поступивших в течение дня от каждого потребителя платежах.

Очевидно, что в некоторые дни размер платежа исполнителя может быть столь незначителен, что перечислять его не имеет смысла. Именно поэтому п. 7 Требований вводит понятие минимального ежедневного совокупного платежа (5000 руб.) и периодичность перечисления денежных средств (один раз в пять рабочих дней). Иначе говоря, если размер ежедневного платежа составляет меньше 5000 руб., его можно не перечислять на следующий рабочий день. В этом случае перечисление должно состояться:

  • не позднее рабочего дня, когда совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в адрес РСО, превысит 5000 руб.;
  • не реже одного раза в пять рабочих дней (видимо, даже если размер совокупного платежа не "дотянет" до 5000 руб.).

Важно, что сторонам договора ресурсоснабжения дано право предусмотреть иные размер минимального платежа и периодичность перечисления денежных средств.

Кроме того, в п. 7 Требований оговорена максимальная задержка, которую может допустить исполнитель. Она составляет 10 рабочих дней (иной период может быть установлен договором ресурсоснабжения). Если в течение этого периода РСО не получила платежей от исполнителя, она вправе обратиться к нему с запросом о предоставлении ей информации, касающейся причин задержки платежей. Исполнитель обязан ответить на запрос в течение трех рабочих дней со дня его получения. В качестве одной из уважительных причин задержки платежей может стать, например, ограничение распоряжения счетом (см. ст. 858 ГК РФ), а именно приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, примененное налоговым органом, либо наложение судебным приставом-исполнителем ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке. Дело в том, что законодательство не содержит требований о сборе платежей потребителей на отдельном расчетном счете, который был бы защищен от подобных ограничений.

Обмен информацией

Пункт 8 Требований устанавливает обязанность исполнителя и потребителей обмениваться информацией о платеже исполнителя и платежах потребителей за истекший расчетный период. На это отводится 10 рабочих дней по окончании расчетного периода, и изменять срок обмена информацией стороны не вправе. В договоре ресурсоснабжения предусмотрен лишь порядок обмена информацией. Учитывая, что Требования вступят в силу с 01.09.2012 и будут применяться в отношении платежей потребителей, полученных начиная с этой даты, полагаем, что в первый раз обмен информацией должен состояться за сентябрь 2012 г., то есть не позднее 15.10.2012.

В п. 8 Требований указано: информация о платежах потребителей предоставляется с указанием плательщика, размера полученных средств и периода, за который произведена оплата (если указанный период представляется возможным установить по платежному документу). Напомним, что платежи потребителей - это поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу РСО (п. 4 Требований). Перечислению же в пользу каждой РСО подлежит платеж исполнителя, рассчитываемый конкретным образом. Требования не конкретизируют, о какой сумме полученных от потребителя средств идет речь (обо всей сумме поступления либо только о ее части, равной стоимости коммунальной услуги, для предоставления которой у конкретной РСО приобретается коммунальный ресурс). По мнению автора, одну РСО не должно интересовать, какая сумма подлежит перечислению в адрес другой РСО, поэтому организации водопроводно-канализационного хозяйства следует сообщать лишь о платежах потребителей в части оплаты услуг холодного водоснабжения и водоотведения. Кроме того, если договором ресурсоснабжения предусмотрено, что Требования не распространяются на порядок оплаты коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды, это значит, что и информация о платежах за холодное водоснабжение и водоотведение в части общедомовых нужд организации водопроводно-канализационного хозяйства не нужна. Представляется, что эти вопросы должны быть конкретизированы в договоре ресурсоснабжения, как и информация о размере полученных от потребителя средств в случае, когда расчетный период неизвестен.

Требования предписывают исполнителю сообщать РСО данные не только о размере полученных средств, но и о самом плательщике. Логично предположить, что предоставление РСО информации о платежах потребителей имеет целью показать, что исполнитель своевременно вел расчеты с РСО, правильно рассчитывал ежедневный платеж, и объяснить возможную задолженность исполнителя перед РСО тем, что потребители не оплачивают коммунальные услуги. Поскольку РСО ведет учет отпущенных коммунальных ресурсов по каждому МКД, она заинтересована в получении информации не столько о плательщике, сколько о помещении, в котором потреблены коммунальные услуги, и доме, в котором это помещение расположено. Причем под плательщиком мы понимаем лицо, которое вносило платеж. Таким лицом не всегда является сам потребитель (собственник, пользователь помещения в МКД), поэтому логично предположить, что РСО нужна информация именно о потребителе (о лице, которое обязано оплачивать коммунальные услуги). Между тем Ф.И.О. потребителя и адрес его места жительства уже являются персональными данными, обработка (в том числе передача) которых регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Все моменты, касающиеся состава информации о плательщике и обработки персональных данных, должны быть раскрыты в договоре ресурсоснабжения.

Вообще же, смысл обмена подобной информацией стоит под большим вопросом, почему - поясним ниже.

Роль Требований в правоотношениях исполнителя и РСО

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели новый нормативный документ и теперь можем уяснить его место в правовом регулировании отношений ресурсоснабжения. К слову сказать, Требования кардинально отличаются от первоначального проекта, который устанавливал, что "расщеплять" платежи потребителей должен банк, и подразумевал введение в схему расчетов агентов вроде ЕРКЦ. Несмотря на то что эти моменты были исключены из окончательной редакции, общее настроение Требований осталось прежним: авторы документа подразумевают, что исполнители - недобросовестные игроки на рынке - удерживают поступившие им средства потребителей, не перечисляют их в адрес РСО, а используют в своих целях. Основной смысл Требований состоит в том, что средства, уплаченные потребителями коммунальных услуг исполнителю, должны незамедлительно перечисляться на счета РСО. При этом Требования никак не меняют объема обязательства исполнителя перед РСО, срок исполнения такого обязательства, меры ответственности за его ненадлежащее исполнение и, что самое важное, не влияют на ситуацию, когда потребители нарушают платежную дисциплину.

Так, согласно пп. "е" п. 17 Правил заключения договоров с РСО существенным условием такого договора является порядок оплаты коммунального ресурса. В п. 25 этого же документа конкретизировано, что определение порядка оплаты подразумевает осуществление оплаты путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрено более позднего срока оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес РСО любыми способами, которые допускаются законодательством РФ. Это положение применяется в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений (членов ТСЖ) о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно РСО.

Одновременно наличие у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца), является основанием для одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения, если такое право РСО предусмотрено договором. Об этом сказано в пп. "а" п. 30 Правил заключения договоров с РСО. Тут же говорится, что при таком отказе необходимо обеспечить права добросовестных потребителей, в том числе путем предоставления им коммунальной услуги непосредственно РСО, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности (в частности, с целью подтолкнуть их к изменению способа управления домом). Кстати, здесь не упоминается о потребителях-должниках. Получается, что РСО не должна предоставлять им коммунальные услуги?

Право отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения может быть и у исполнителя (пп. "б" п. 30 Правил заключения договоров с РСО), а именно в случае прекращения обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу (например, при смене УК или способа управления МКД). Однако условие об отказе УК и ТСЖ от исполнения договора ресурсоснабжения должно предусматривать оплату поставленного до момента расторжения договора ресурсоснабжения коммунального ресурса в полном объеме и исполнение иных возникших до момента расторжения договора обязательств, в том числе обязательств, возникших вследствие принятия мер ответственности за нарушение договора.

Все эти положения, которые включаются или могут быть включены в договор ресурсоснабжения, приведены в качестве иллюстрации того факта, что обязательства исполнителя перед РСО никак не зависят от исполнения обязанностей потребителей перед ним самим. Иначе говоря, даже если потребители не будут вносить исполнителю плату за жилое помещение и коммунальные услуги (и, соответственно, Требования просто не к чему будет применять), исполнитель все равно будет обязан оплачивать РСО поставленные коммунальные ресурсы в срок, предусмотренный договором, а в случае просрочки - уплачивать пени. Точно так же отсутствие платежей потребителей не является препятствием для принудительного взыскания задолженности с исполнителя. Следовательно, вызывает большое сомнение то, что РСО так необходима информация о платежах потребителей, о которой идет речь в п. 8 Требований. Кроме того, еще большее сомнение вызывает соответствие закону самого принципа Требований о невозможности исполнителя самостоятельно распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами на счетах в банке. Безусловно, положение ст. 854 ГК РФ о том, что списание денежных средств со счета осуществляется банком согласно распоряжению клиента, выполняется, ведь перечисление средств РСО производится на основании платежного поручения исполнителя. Однако необходимость выставления таких поручений в определенные дни и в конкретных суммах как раз таки и устанавливают Требования. Аналогичным образом дело обстоит с поступлениями бюджетных средств, которые имеют строго целевое назначение, направление использования которых определяется источником финансирования, а нецелевое расходование которых карается путем взыскания выделенных средств <4>. Получается, что платежам за коммунальные услуги придается подобный целевой характер.

<4> См., например, п. п. 9 и 11 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которым средства на финансирование капитального ремонта, помещенные на отдельные расчетные счета УК и ТСЖ, могут расходоваться исключительно на выплату аванса и осуществление окончательного расчета с подрядной организацией.

К сведению. Исторически РСО привыкли к преимуществам в получении платежей. Так, до 28.07.2007 действовало Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.1993 N 4725-1 "О мерах по улучшению порядка расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий", согласно которому расчеты с потребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения, за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения производятся на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков (утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2007 N 130-ФЗ).

Учитывая смысл Требований, можно прийти к выводу, что законодатель, с одной стороны, возлагает на исполнителя ответственность за предоставление коммунальных услуг, а с другой - лишает его права распоряжаться поступлениями за предоставленные услуги, фактически оставляя исполнителю роль посредника в расчетах. Кстати, именно такая цель (вывести исполнителя из расчетов за коммунальные услуги) может быть достигнута и в случае, когда на общем собрании собственников помещений (членов ТСЖ) принимается решение о внесении платы за коммунальные услуги напрямую РСО. Впрочем, и в этой ситуации никто не снимает с исполнителя обязательства перед РСО в части полной и своевременной оплаты коммунального ресурса.

В заключение нельзя не отметить один важный момент: в настоящее время нормативные документы не предусматривают никаких негативных последствий для УК и ТСЖ за неисполнение Требований. Думаем, выводы читатели сделают самостоятельно.

* * *

Правительством РФ утверждены Требования, обязательные для исполнителей коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖК) при осуществлении расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Хотя Требования и обязательны, санкции за их неприменение закон пока не устанавливает. Смысл Требований состоит в том, что платежи потребителей, поступившие исполнителю, в части оплаты коммунальных услуг должны незамедлительно перечисляться в адрес РСО. Исполнители, которые намерены добросовестно исполнять Требования, будут вынуждены организовать работу по расчету ежедневного платежа, что сопряжено с ростом затрат на управление МКД и спровоцирует повышение размера соответствующей платы.

С.Н.Козырева

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"


Top