Повышение качества управления финансами – залог успеха. Повышение качества управления финансами – залог успеха План мероприятий по повышению качества управления финансами

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12.08.2013 № 445-п
г. Шуя

Об утверждении Мероприятий по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента

В целях реализации постановления Администрации Шуйского муниципального района от 10.10.2012 № 567 «Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года» и плана мероприятий Программы, повышения эффективности использования средств бюджета района и качества управления средствами бюджета района главными распорядителями средств бюджета района, главными администраторами доходов бюджета района, Администрация Шуйского муниципального района постановляет:

1. Утвердить Мероприятия по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление администрации Шуйского муниципального района от 12.07.2011 № 332 «Об утверждении Мероприятий по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента».

3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации по экономической политике, начальника финансового управления Хренову С.В.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 года.

Глава администрации
Шуйского муниципального района И.А. Митин

Приложение
к постановлению Администрации
Шуйского муниципального района
от 12.08.2013 № 445-п

Мероприятия
по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов
повышения эффективности бюджетных расходов
и качества финансового менеджмента

Настоящие Мероприятия разработаны в целях методологического обеспечения разработки и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента.

I. Общие положения

1. В целях реализации положений Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной постановлением Администрации Шуйского муниципального района от 10.10.2012 года № 567 «Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года» и плана мероприятий по реализации в 2013 году Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, повышения эффективности использования средств бюджета района и качества управления средствами бюджета района главными распорядителями средств бюджета района, главными администраторами доходов бюджета района, главными распорядителями бюджетных средств разрабатываются отраслевые (ведомственные) планы по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента (далее - ведомственные планы).
2. Проект ведомственного плана направляется главными распорядителями бюджетных средств в комиссию по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента (приложение 3) с приложением графика реализации ведомственного плана согласно приложению 1 к настоящим Мероприятиям.
Сроки реализации мероприятий ведомственного плана, планируемые к реализации в 2013 году, должны соответствовать утвержденному постановлением Администрации Шуйского муниципального района от 10.10.2012 № 567 Плану мероприятий по реализации в 2013 году Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года.
3. В целях организации деятельности главных распорядителей бюджетных средств проект ведомственного плана направляется в Финансовое управление администрации Шуйского муниципального района и отдел экономического развития администрации Шуйского муниципального района для получения заключения (одобрения).
4. После получения положительного заключения (одобрения) ведомственного плана комиссией по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента план утверждается органом местного самоуправления.
5. При разработке проектов ведомственных планов органом местного самоуправления учитывается, что разработка проектов ведомственных планов осуществляется в рамках бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств.

II. Мероприятия по подготовке отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента

6. В ведомственном плане приводятся:

анализ ситуации, предшествующей разработке ведомственного плана;

обоснование мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента, оценка их влияния на качество исполнения органом местного самоуправления муниципальных функций, оказания муниципальных услуг (выполнения работ);

обоснование расчетов оценки плановой экономии бюджетных ассигнований в результате реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента;

обоснование иных количественных и качественных эффектов, ожидаемых в результате реализации мероприятий ведомственного плана;

обоснование расчетов затрат на реализацию мероприятий с предложениями по использованию плановой экономии на реализацию мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента, сроков их реализации;

иная дополнительная информация в отношении мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента по решению органа местного самоуправления.

7. Органом местного самоуправления формируется ведомственный план, а также график реализации ведомственного плана по следующим направлениям:

оптимизация расходных обязательств Шуйского муниципального района;

внедрение программно-целевых методов муниципального управления;

повышение качества и эффективности исполнения муниципальных функций;

повышение эффективности управления муниципальным имуществом;

повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);

оптимизация численности и совершенствование системы материального стимулирования муниципальных служащих Шуйского муниципального района;

оптимизация муниципальных закупок;

повышение энергетической эффективности;

повышение качества финансового менеджмента;

создание и совершенствование процедур внутреннего контроля;

иные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

8. В мероприятия по оптимизации расходных обязательств Шуйского муниципального района, исполняемых органом местного самоуправления и его структурными подразделениями, муниципальными учреждениями, включаются:

анализ правовых оснований, объема и структуры расходных обязательств Шуйского муниципального района, исполняемых за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных органу местного самоуправления на предмет их соответствия целям деятельности, функциям и полномочиям органа местного самоуправления;

подготовка предложений по уточнению правовых оснований, оптимизации объема или структуры расходных обязательств, в том числе за счет их отмены с перераспределением бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств, исполняемых за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных органу местного самоуправления;

подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, являющиеся основанием для возникновения расходных обязательств, или признанию утратившими силу нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов), которые регулярно приостанавливаются или регулярно не обеспечиваются бюджетными ассигнованиями в полном объеме;

подготовка предложений по уточнению методов расчета объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства (составной части расходного обязательства), исходя из повышения доли расходных обязательств, бюджетные ассигнования на исполнение которых рассчитываются нормативным или плановым методом;

иные мероприятия по оптимизации расходных обязательств Шуйского муниципального района.

9. В мероприятия по внедрению программно-целевых методов муниципального управления включаются:

принятие правовых актов органов местного самоуправления по организации разработки и реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, включающих:

порядок формирования, финансового обеспечения, а также управления и контроля за реализацией муниципальных программ;

органом местного самоуправления методик мониторинга реализации и оценки эффективности муниципальных программ, правовых актов, регулирующих реализацию муниципальных программ;

установление порядка отбора, планирования стоимости и оценки эффективности бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности Шуйского муниципального района в соответствии с целями муниципальных программ и с учетом расходов на обеспечение деятельности введенных в эксплуатацию объектов в рамках полномочий органа местного самоуправления;

выработку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере планирования стоимости и оценки эффективности бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности Шуйского муниципального района;

создание системы управленческого учета в части расходов и показателей реализации муниципальных программ;

иные мероприятия по внедрению программно-целевых методов муниципального управления.

10. В мероприятия по повышению качества и эффективности исполнения муниципальных функций в рамках мероприятий по реализации административной реформы включаются:

выявление и ликвидация избыточных (дублирующих) муниципальных функций;

передача оказания муниципальных услуг (выполнения работ), связанных с реализацией муниципальных функций, специализированным организациям, саморегулируемым организациям, размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг), в том числе оптимизация (сокращение) численности муниципальных служащих за счет передачи исполнения муниципальных функций на аутсорсинг и перехода к оказанию услуг в электронной форме;

мероприятия по сравнительному анализу эффективности использования бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных функций, включая межведомственные, межтерриториальные сравнения стоимости и результатов исполнения однотипных (сопоставимых) функций;

переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления в электронной форме;

внедрение нормативных затрат и нормативов на обеспечение функций (деятельности) органов местного самоуправления;

иные мероприятия по повышению качества и эффективности исполнения муниципальных функций.

11. В мероприятия по повышению эффективности управления муниципальным имуществом включаются мероприятия по совершенствованию исполнения органом местного самоуправления полномочий собственника (учредителя) в отношении муниципального имущества Шуйского муниципального района, в том числе имущества, переданного в оперативное управление подведомственным муниципальным учреждениям, предполагающие:

анализ соответствия переданного муниципального имущества Шуйского муниципального района, в том числе земельных участков, предметам, целям и результатам деятельности организации и подготовку предложений по оптимизации и повышению эффективности использования указанного имущества, включая подготовку предложений:

по передаче излишнего, неэффективно используемого муниципального имущества муниципальным учреждениям Шуйского муниципального района, либо отчуждению из муниципальной собственности, либо списанию в случае признания непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

по оптимизации порядка использования имущества, необходимого для установленных предметов и целей деятельности;

анализ эффективности осуществления полномочий собственника (учредителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов Шуйского муниципального района и подготовку предложений по совершенствованию их реализации, включая меры организационного и нормативно-правового характера;

проведение мероприятий по повышению эффективности предоставления муниципального имущества Шуйского муниципального района, закрепленного за муниципальными учреждениями, в аренду, посредством его предоставления по результатам проведения торгов в установленном порядке;

иные мероприятия по повышению эффективности управления муниципальным имуществом в рамках компетенции органа местного самоуправления.

12. В мероприятия по повышению качества и эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ) включаются мероприятия, направленные на повышение качества и эффективности деятельности муниципальных учреждений, в том числе:

формирование и актуализация органами местного самоуправления перечня муниципальных услуг (работ);

обеспечение взаимосвязи сводных показателей муниципального задания с муниципальными программами;

утверждение порядка приостановления и изменения муниципального задания;

внедрение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями для целей планирования ассигнований на выполнение муниципальных заданий;

внедрение управленческого учета при оказании услуг (выполнении работ) подведомственными муниципальными учреждениями;

анализ возможностей привлечения негосударственных организаций к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ);

разработка и заключение трудовых договоров с руководителями муниципальных учреждений, включающих систему оценки их деятельности;

создание системы мониторинга результатов деятельности подведомственных муниципальных учреждений, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) и выполнения муниципального задания подведомственными муниципальными учреждениями;

анализ обоснованности взимания платы за услуги, оказываемые органом местного самоуправления и муниципальными учреждениями, с учетом функций, реализуемых органом местного самоуправления;

разработка и внедрение систем оценки получателями муниципальных услуг качества их оказания;

иные мероприятия по повышению качества и эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

13. В мероприятия по оптимизации численности и совершенствованию системы материального стимулирования муниципальных служащих Шуйского муниципального района включаются:

оптимизация структуры и предельной численности работников органов местного самоуправления в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в бюджете Шуйского муниципального района на оплату труда;

формирование системы показателей эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих Шуйского муниципального района;

оптимизация в органах местного самоуправления соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Шуйского муниципального района;

иные мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования муниципальных служащих Шуйского муниципального района, оптимизации их численности.

14. В мероприятия по оптимизации муниципальных закупок включаются:

совершенствование системы планирования муниципальных закупок и управления муниципальными контрактами, в том числе формирование плана муниципальных закупок, а также планов закупок муниципальных бюджетных и автономных учреждений;

использование электронных аукционов при размещении заказов на приобретение товаров, работ и услуг;

внедрение типовых форм документов по размещению заказов на приобретение товаров (работ, услуг) и типовых форм муниципальных контрактов;

внедрение порядка формирования начальных цен на закупаемые для муниципальных нужд товары, работы, услуги;

осуществление контроля за выполнением плановых показателей по муниципальным закупкам, эффективностью размещения заказов и своевременным исполнением контрактных обязательств;

иные мероприятия по оптимизации муниципальных закупок.

15. В мероприятия по повышению энергетической эффективности включаются:

обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для муниципальных нужд;

меры по сокращению потребления каждого энергоресурса;

заключение контрактов на оказание энергосервисных услуг;

проведение энергетических обследований;

осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований;

иные мероприятия по повышению энергетической эффективности.

16. В мероприятия по повышению качества финансового менеджмента я включаются меры по совершенствованию процедур, обеспечивающих реализацию всех стадий бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и финансовый аудит) на уровне органа местного самоуправления, в частности:

разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки бюджетных проектировок и обоснований бюджетных ассигнований;

совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований;

создание процедур управления кредиторской задолженностью;

иные мероприятия по повышению качества финансового менеджмента.

17. В мероприятия по созданию и совершенствованию процедур внутреннего контроля включаются:

разработка и утверждение порядка осуществления внутреннего контроля в органах местного самоуправления;

распространение оперативного мониторинга качества финансового менеджмента подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;

внедрение внутреннего контроля за соблюдением законодательства по размещению заказов;

иные мероприятия по созданию и совершенствованию процедур внутреннего контроля.

18. Органами местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

III. Мероприятия по заполнению графика реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента (приложение № 1 к настоящим Мероприятиям)

19. В графе 2 графика указывается «наименование мероприятия» органа местного самоуправления, планируемого к реализации в целях повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента.

20. В графе 3 графика указывается «фамилия, имя и отчество» заместителя руководителя органа местного самоуправления и (или) руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления, ответственного за реализацию мероприятия.

21. В графе 4 графика указывается «срок» реализации мероприятия с уточнением до месяца (квартала) соответствующего года, в котором планируется завершить реализацию мероприятия.

22. В графе 5 графика указывается «ожидаемый результат», планируемый к достижению по итогам реализации мероприятия. При этом в качестве ожидаемого результата может быть указана как экономия бюджетных ассигнований, так и повышение качества исполнения муниципальных функций, оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

Если мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента требуют для своей реализации расходов, то в качестве ожидаемого результата указывается разность между величиной этих расходов и общей величиной достигаемой экономии в результате их реализации. Если мероприятия по повышению эффективности направлены на повышение качества исполнения муниципальных функций (муниципальных услуг), то в текстовой части ведомственного плана приводится количественная и качественная оценка эффектов, достигаемых в результате реализации мероприятия.

23. В случае указания в качестве ожидаемого результата экономии бюджетных ассигнований, в графе 6 графика указывается (если возможно) код расходов по бюджетной классификации Российской Федерации, по которому планируется достижение экономии, с указанием кода раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов и КОСГУ.

24. В графах 7, 8 и 9 графика указывается оценка плановой экономии в соответствующем году в тысячах рублей с точностью до первого десятичного знака.

25. При реализации ведомственных планов органам местного самоуправления следует учитывать, что реализация ведомственных планов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью бюджета Шуйского муниципального района и (или) бюджетными росписями главных распорядителей средств бюджета Шуйского муниципального района.

26. Органам местного самоуправления ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в комиссию отчет о реализации ведомственного плана за отчетный период по форме согласно приложению № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Победа в конкурсе — это итог большой, целенаправленной и продуманной работы. О том, что способствовало успеху, наш разговор с главой Златоустовского городского округа Вячеславом Анатольевичем ЖИЛИНЫМ.

Вячеслав Анатольевич, какие мероприятия, проводимые в сфере управления общественными финансами, позволили Златоусту стать одним из победителей конкурса?

Златоустовский городской округ на протяжении долгих лет является дотационным, поэтому выполнить все принятые расходные обязательства было бы невозможно без постоянных мероприятий по повышению качества управления муниципальными финансами. Благодаря участию с 2000 года в проекте Минфина России и Международного банка реконструкции и развития по реформированию бюджетной системы у нас была возможность одними из первых в области внедрить систему казначейского исполнения бюджета, а также проработать вопросы среднесрочного финансового планирования, повышения результативности бюджетных расходов, понять современные стандарты бюджетной отчетности. В Златоустовском городском округе для повышения качества управления муниципальными финансами:

  • реализовывалась долгосрочная целевая программа «Повышение эффективности бюджетных расходов в Златоустовском городском округе на 2011-2012 годы» и ежеквартально проводился мониторинг выполнения мероприятий программы. Разработана аналогичная программа на 2013–2015 годы;
  • реализуется ведомственная целевая программа «Совершенствование бюджетной и налоговой политики Златоустовского городского округа на 2012–2014 годы»;
  • организован ежеквартальный сбор, мониторинг, анализ информации о достигнутых значениях индикаторов качества управления муниципальными финансами;
  • с начала 2011 года разработана и внедрена система мониторинга качества финансового менедж-мента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами доходов бюджета округа.

В 2012 году на постоянной основе проводился мониторинг 109 мероприятий, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами, по 113 показателям. В связи с тем, что практически по всем показателям удалось достичь положительной динамики, нами было принято решение об участии в VI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами».

Важнейшим условием динамичного развития территории является создание благоприятного инвестиционного климата. Какие шаги предпринимались в данном направлении?

Преимущества и возможности инвестиционной деятельности на территории Златоустовского городского округа очевидны. В первую очередь это развитая транспортная инфраструктура - с другими регионами России город связан линией магистральной железной дороги Москва - Владивосток, имеется выход на федеральную автомагистраль Москва - Челябинск, что обеспечивает активную и бесперебойную работу предприятий. На территории городского округа находятся природные месторождения мрамора (бутт) для производства декоративного щебня, строительного камня - гранитогнейса (щебень), глины.

В рамках заседания координационного совета по вопросу разработки комплексной программы социально-экономического развития Златоустовского городского округа на 2013–2030 годы 24 августа 2012 года подписаны соглашения о взаимодействии с инвесторами Златоуста и Челябинской области. После длительных переговоров принято решение о строительстве на территории города завода по производству керамической плитки, определяются участки для размещения производства гранита с учетом требований необходимых мощностей для производственного процесса.

Сейчас на территории Златоустовского городского округа реализуются следующие инвестиционные проекты:

  • запуск новой конвейерной линии по заготовочному потоку. Проект реализует ЗАО «Юничел-Злато», предполагаемый объем инвестиций - 4,5 миллиона рублей;
  • создание центра семейной медицины «Созвездие». Реализует ООО «Проектное управление ШтриХ», предполагаемый объем инвестиций - 225 миллионов рублей;
  • производство экструзионного профиля из алюминия. Реализует ОАО «Златмаш», предполагаемый объем инвестиций - 650 миллионов рублей.

Реализация инвестиционных проектов позволяет создавать новые рабочие места. Какие еще меры принимаются в городе для увеличения занятости населения?

В рамках реализации инвестиционных проектов только по итогам пяти месяцев 2013 года создано 106 рабочих мест. В соответствии с подписанными соглашениями о взаимодействии организациями заявлено создание порядка 500 рабочих мест. Проводимые нами меры государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса тоже приносят свои плоды. По итогам 2012 года предпринимателями создано 356 рабочих мест при плане 344.

В 2012 году под угрозой ликвидации находилось социально значимое предприятие города - Злато-устовский хлебокомбинат. Необходимо было принять стратегическое решение, чтобы спасти это предприятие, сохранить рабочие места и производственные площади. В настоящее время на его основе создано муниципальное унитарное предприятие, которое в сутки выпускает более пяти тонн хлебобулочных изделий. Трудоустроено 102 человека, которые регулярно получают заработную плату.

Расскажите об основных аспектах реализуемой в Злато-усте программы по поддержке малого и среднего бизнеса.

На территории округа реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2012–2014 годы», которая предусматривает создание в округе политических, правовых и экономических условий для более динамичного развития этой сферы деятельности. В качестве финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются субсидии на организацию собственного дела (начинающим предпринимателям), возмещение затрат, связанных с осуществлением капитальных вложений, оплату лизинговых платежей по договорам лизинга и первого взноса при заключении договора лизинга. В 2012 году субсидии были предоставлены 22 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 4,7 миллиона рублей, из них средства местного бюджета составили 1,9 миллиона, федерального бюджета - 2,8 миллиона рублей. В результате объем налоговых отчислений и отчислений во внебюджетные фонды от данной категории предпринимателей составил 24,9 миллиона рублей при запланированных 21,5 миллиона.

В 2013 году в данную целевую программу внесены изменения в части увеличения объема финансовой поддержки за счет средств местного бюджета до 2,8 миллиона рублей, что позволит оказать финансовую поддержку в виде субсидий большему количеству предпринимателей. В Министерство экономического развития Челябинской области направлена заявка на получение субсидии на содействие развитию малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования с местным бюджетом на 8,4 миллиона рублей. В итоге сумма на предоставление субсидий в 2013 году составит 11,2 миллиона рублей, что практически в 2,5 раза больше, чем в 2012 году.

В целях развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012 году создана и успешно действует некоммерческая организация Златоустовского городского округа «Фонд развития и поддержки малого и среднего предпринимательства», которая предоставляет предпринимателям микрозаймы под более низкую процентную ставку, чем предлагают учреждения банковской системы. В 2012 году микрозаймы были предоставлены семи субъектам малого и среднего бизнеса на общую сумму около 4 миллионов рублей. В 2013 году фонду из бюджета Златоустовского городского округа перечислено 6 миллионов рублей. В результате с учетом возвратных 4 миллионов рублей, предоставленных в виде займов в 2012 году, в 2013 году сумма на предоставление микрозаймов составит 10 миллионов рублей. Минэкономразвития Челябинской области отмечен положительный опыт администрации Злато-устовского городского округа в организации системы микрофинансирования на муниципальном уровне, что является значительным вкладом в реализацию государственных задач по развитию бизнеса в регионе.

В 2012 году комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа предоставил в аренду помещения из перечня имущества, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, 190 субъектам малого и среднего бизнеса, 370 субъектам продлены договоры аренды без проведения торгов. В 2013 году продолжается работа по реализации Закона № 159-ФЗ о предоставлении преимущественного права по выкупу нежилых помещений субъектами малого и среднего предпринимательства без торгов.

В 2012 году на региональном этапе федерального конкурса «Бизнес-успех» Златоустовский городской округ признан победителем в номинации «Административная поддержка малого бизнеса среди городских округов Челябинской области». По итогам того же года мы заняли второе место в конкурсе среди муниципальных образований Челябинской области по развитию малого и среднего предпринимательства, уступив Челябинскому городскому округу.

Реализация и программы по поддержке предпринимательства, и других социальных программ невозможна без увеличения доходной части бюджета. Какие способы для этого находите?

Главной задачей для муниципального образования остается обеспечение социальных выплат и поддержание жизнедеятельности города. Поэтому администрацией округа постоянно ведется активная работа по увеличению объема поступлений в городскую казну. Проводится ежемесячный мониторинг налоговых и неналоговых доходов, ежеквартальный мониторинг резервов роста доходов, включающий десять индикативных показателей, осуществляется комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня ответственности администраторов доходов за выполнением бюджетных назначений.

Кроме того, в текущем году издано постановление администрации округа, утвердившее перечень мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части бюджета. Итоги выполнения намеченных мероприятий предусмотрено рассматривать ежеквартально. В целях повышения эффективности использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, размер отчислений части их прибыли в бюджет округа увеличен с 15 до 50 процентов прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Резервами для увеличения собственных доходов местного бюджета являются сегодняшние потери от налоговых льгот по местным налогам. Работа по оптимизации льгот ведется, но осложняется тем, что льготы имеют социальную направленность. Действующий перечень льготных категорий не увеличивался с 2010 года. Обращения налогоплательщиков по поводу предоставления льгот детально анализируются комиссией по внесению изменений и дополнений в систему налогообложения по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, ЕНВД.

С 2009 года в городском округе действует рабочая группа по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, координации действий по работе с предприятиями, имеющими неудовлетворительные экономические показатели, и выработке механизмов, препятствующих рейдерскому захвату предприятий и организаций всех форм собственности. В ее состав входят руководители органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных служб, органов внутренних дел, службы судебных приставов, территориального объединения работодателей и других подразделений. В 2012 году состоялось 17 рабочих совещаний, на которых заслушано 117 хозяйствующих субъектов. Итогом работы является погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере более 36 миллионов руб-лей. В текущем году погашена задолженность в бюджеты всех уровней в размере 815 тысяч рублей и во внебюджетные фонды - 1,3 миллиона рублей.

Одним из главных администраторов неналоговых доходов местного бюджета и источником финансирования дефицита бюджета является комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа. В 2012 году в местный бюджет поступили доходы, администратором которых является комитет, в сумме 224,9 миллиона рублей. Это составило 16,8 процента в общей сумме налоговых и неналоговых доходов, а также источников финансирования дефицита местного бюджета за 2012 год. Одним из острых вопросов в работе комитета является взыскание дебиторской задолженности по арендной плате за муниципальное имущество и земельные участки. Для достижения этой цели и мониторинга задолженности комитетом разработан и утвержден порядок работы с дебиторской задолженностью, в соответствии с которым в постоянном режиме ведется единая электронная таблица, содержащая показатели претензионно-исковой работы; ежемесячно формируются аналитические таблицы «Динамика дебиторской задолженности по неналоговым доходам», «Процент собираемости по договорам аренды земельных участков и имущества», графики; ведется работа с арендаторами (ежедневный прием арендаторов, консультации по телефону, составление актов сверки, подготовка и направление квитанций для оплаты); направляется информация (списки должников) на заседания антикризисной комиссии и заседания рабочей группы при заместителе главы Златоустовского городского округа по экономическим вопросам; направляются исполнительные листы в службу судебных приставов для обеспечения принудительного исполнения решений судов по взысканию задолженности.

В результате в 2012 году в местный бюджет от должников поступило более 17 миллионов рублей на погашение задолженности прошлых лет. Общая дебиторская задолженность по договорам аренды земельных участков, объектов недвижимости и имущества по состоянию на 1 января 2013 года по сравнению с показателями на 1 января 2012 года снизилась на 11,5 миллиона рублей.

Другим направлением работы комитета по увеличению доходной части местного бюджета является отчуждение имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения. В 2012 году комитет продал долю в уставном капитале ООО «Экран» по рыночной стоимости почти 1,37 миллиона рублей. В 2012 году было проведено 30 аукционов по продаже муниципального имущества в рамках реализации Закона № 178-ФЗ, заключено 13 договоров купли-продажи на сумму 18,4 миллиона рублей. В соответствии с Законом № 159-ФЗ заключено 27 договоров купли-продажи муниципального имущества. Совокупная стоимость объектов недвижимости в соответствии с договорами составила 36,83 миллиона рублей. Также в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса осуществлена продажа земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, на сумму 5,3 миллиона рублей, из них в местный бюджет направлено 4,2 миллиона рублей. Совершенствуется процедура заключения договоров аренды земельных участков: оформление документов осуществляется через многофункциональный центр, организовано электронное межведомственное взаимодействие. В настоящее время действует почти 2,7 тысячи договоров аренды земельных участков, из которых более 650 заключено в 2012 году. Доходы бюджета от аренды земли за 2012 год составили 46,17 миллиона рублей.


Top