Функции вмф. Военно - морской флот

Военно-морским флотом (ВМФ) или военно-морскими силами (ВМС) государства называется вид , предназначение которого состоит в выполнении боевых или учебных оперативных, тактических и стратегических задач в акваториях морей и океанов.

Военно-морской флот имеет боевые возможности решать поставленные задачи самостоятельно (уничтожение наземных, надводных, воздушных и подводных целей) или во взаимодействии с другими родами вооруженных сил (высадка десанта, поддержка сухопутных войск).

Состав военно-морского флота

В состав военно-морского флота входят подводный и надводный флот, военно-морская авиация, ракетно-артиллерийские войска береговой обороны и подразделения морской пехоты. А также суда обеспечения, служебные и специальные части (разведка, поисково-спасательная, техническая, гидрографическая, инженерная, радиотехническая, химическая служба и прочее).

Подводный флот предназначен для поиска и ликвидации подводных судов, уничтожения наземных и надводных целей самостоятельно и во взаимодействии с другими военно-морскими силами. Надводный флот кроме поиска и уничтожения подводных и надводных целей, а также целого ряда других задач обеспечивает высадку морского десанта, обнаруживает и обезвреживает морские мины.

Военно-морская авиация обеспечивает прикрытие судов флота, проводит разведку. Ведет поиск и способна уничтожить подводные, надводные и наземные цели.
прикрывают побережье и прибрежные коммуникации.
Специальные и служебные части обеспечивают боевую деятельность всех подразделений флота.

В составе военно-морского флота корабли и суда различаются по назначению. Это боевые корабли, боевые катера, корабли специального назначения, морские суда обеспечения, рейдовые суда и катера обеспечения.

Боевые корабли и катера, составляют боевой состав ВМФ, который предназначен непосредственно для решения боевых задач.

К кораблям специального назначения относятся субмарины специального назначения, корабли управления, учебные и разведывательные.

В составе судов обеспечения входят корабли, обеспечивающие боевую подготовку, медицинское обслуживание, радиационную и химическую безопасность, транспортные, аварийно-спасательные и гидрографического назначения.

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Военно-Морской Флот способен наносить по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в морс и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов : Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота — предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

ВМФ состоит из следующих родов сил (рис. 1): подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Подводные силы — ударная сила флота, способная контролировать просторы , скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.

Рис. 1. Структура Военно-Морского Флота

Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей — носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов но объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация — род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на морс являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота — род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

В боевом составе ВМФ авианосец (рис. 2), атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами (рис. 3), атомные ракетные крейсера (рис. 4), большие противолодочные корабли, эсминцы (рис. 5),сторожевые корабли, малые противолодочные корабли, мин- но-тральные корабли, десантные корабли, самолеты (Су-33 — рис. 6, А-40, МиГ-29, Ту-22М, Су-24, МиГ-23/27, Ту-142, Бе-12, Ил-38), вертолеты (Ми-14, Ка-25, Ка-27, Ка-29), танки (Т-80, Т-72, ПТ-76), БРДМ, БТР, самоходные артиллерийские орудия (САУ калибра 122 и 152 мм), зенитные самоходные установки, переносные и самоходные зенитные ракетные комплексы.

Рис. 2. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: водоизмещение стандартное (полное) — 45 900 (58 500) т; длина (но ватерлинии) — 304,5 (270) м; ширина (по ватерлинии) — 72,3 (35.4) м; осадка — 10.5 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 3850 миль (29 узлов) или 8500 миль (18 узлов); автономность — 45 суток; экипаж (офицеры) — I960 (200) + штаб 40 чел.; летно-технический состав — 626 чел.; авиапарк — 22 СУ-33, 17 KA-27/31; максимальная самолетовместимость — 36 СУ-33, 14 вертолетов; площадь ВПП — 14800 м 2 ; вместимость ангара — 18 СУ-33; средства обеспечения — 2 самолетоподъемника, трамплин, посадочная угловая палуба, 3 площадки разбега; вооружение — ударное, зенитное, противолодочное, радиоэлектронное

Рис. 3. Тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами проекта 941 «Тайфун»: водоизмещение надводное (подводное) — 28500 (49800) т; длина — 171.5 м; ширина — 24,6 м; осадка — 13 м; скорость хода подводная — 27 узлов; экипаж (офицеры) — 163 (55) чел.; автономность — 120 суток; глубина погружения — 500 м; вооружение — 20 МБР, торпедные аппараты, ПЛУР, ЗУР, торпеды, гидроакустические станции, радиоэлектронные средства противодействия

Рис. 4. Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий»: водоизмещение стандартное (полное) — 19 000 (24 300) т; длина — 252 м; ширина — 28,5 м; осадка — 9,1 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 14 000 миль (30 узлов); экипаж (офицеры) — 744 (82) человека: вооружение — ударное (ПУ ПКР), зенитное, артиллерийское, противоторпедное, противолодочное, авиационное (3 Ка-27), радиоэлектронное

Рис. 5. Эскадренный миноносец «Адмирал Чабаненко»: водоизмещение стандартное (полное) — 7700 (8900) т; длина — 163.5 м; ширина — 19,3 м; осадка — 7,5 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 4000 миль (18 узлов); экипаж (офицеры) — 296 (32) человек; вооружение — ударное (ПУ ПКР), зенитное, артиллерийское, противолодочное, авиационное (2 Ка-27), радиоэлектронное

Рис. 6. Истребитель корабельного базирования Су-33: размах крыла — 14,7 м; длина 21,19 м; высота — 5,63 м; масса максимальная взлетная — 32 000 кг; максимальная скорость на большой высоте -2300 км/ч; потолок — 17 000 м; дальность — 3000 км; вооружение — 30-мм пушка (250 патронов), УР; экипаж — 1 человек

Военно-морские Силы - это специфический вид Вооруженных Сил, стоящий на страже интересов России. Они пребывают в готовности защитить Родину на океанских и морских театрах военных действий. Флот готов взаимодействовать с Сухопутными войсками во время возможных континентальных войн.

Флаг ВМФ

Флот с 1992 г. вернул себе исторический флаг ВМФ России, тем самым продолжив прерванную традицию. Под ним, как и прежде, моряки выполняют ответственные задачи поддержания обороноспособности страны.

Задачи флота в мирное время

В мирное время потенциал флота служит для сдерживания возможной агрессии вероятного противника по отношению к РФ. Идет непрерывная учебно-боевая работа. Казалось бы, время мирное, но где-то на своих маршрутах непрерывно осуществляют боевое дежурство ракетоносные подводные лодки (РПЛСН). В стратегически важных районах производится поиск, наблюдение и сопровождение РПЛСН, авианосных групп вероятного противника. Осуществляется противодействие его разведке, коммуникациям. Проводится предварительное обследование районов возможных боевых действий.

ВМФ России находится в готовности производить защиту побережья, действовать совместно с МВД и внутренними войсками в случае возникновения гражданских конфликтов, а при ликвидации последствий катастроф - работать вместе с МЧС и гражданской обороной.

Очевидно, что именно Военно-морские Силы представляют собой лучшую гарантию осуществления народнохозяйственной деятельности в Мировом океане. Они представляют РФ на бескрайних водных просторах, выполняют по указанию командования представительские функции путем визита кораблей. ВМФ России также выполняет межгосударственные обязательства, участвуя в ратифицированных мировым сообществом миротворческих операциях, при условии их соответствия интересам страны.

Задачи флота в военное время

В военное время флот готов активно защищать суверенитет государства на в пространстве исключительной зоны, а также на шельфе континентальном. Кроме того, ему также следует при военных угрозах выполнять специфическую «морскую задачу» - отстаивать свободу открытого моря. Для выполнения вышеизложенных задач во время, указанное нормативами боевой работы, он переводится в военное состояние путем оперативного развертывания. При наличии возможности локализовать конфликт или же предотвратить его, защищая судоходство, первостепенно выполняется эта функция.

В условиях активной фазы боевых действий флот ВМФ России должен поражать удаленные наземные объекты противника, обеспечивать боевой режим работы РПЛСН, наносить удары по подводным и надводным военно-морским силам, береговой обороне противника, защищать побережье России, взаимодействовать с сухопутными фронтовыми группировками войск.

Состав Флота

Руководство военным флотом осуществляется Главным командованием ВМФ. Имеется в виду управление его функциональными силами и средствами: надводными и подводными, морской авиацией, береговыми войсками, береговыми артиллерийско-ракетными, морской пехотой.

Организационно составляют следующие оперативно-стратегические объединения: Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский флота, а также Каспийская флотилия.

Северный флот

Военно-морскими базами являются Североморск и Северодвинск. Его называют океанским, атомным, ракетоносным. Основу боевой мощи составляют атомные подлодки-ракетоносцы и торпедные подлодки, авиация ракетоносная и пр/лодочная, пр/лодочные, ракетные корабли, а также авианосец - флагман флота, атомный тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий». Одновременно этот могучий боевой корабль - это флагман ВМФ России.

Длина данного ракетного крейсера составляет 251,1 м, ширина равняется 28,5 м, высота от уровня основной плоскости его - 59 м, водоизмещение - 23,7 тыс. тонн. Могучим «сердцем» гиганта служат два ядерных реактора. Автономность плавания флагмана России определяется запасом продуктов питания для экипажа на борту, которого хватает примерно на 2 месяца. Технически же, благодаря своим реакторам, крейсер может плавать неограниченно - без захода в порта. Максимальная скорость корабля - 31 узел.

Северный флот - наиболее грозное оперативно-стратегическое формирование ВМФ России. Составляющим его мощь военным кораблям в целях боевой подготовки регулярно ставятся учебные боевые задания. К примеру, флагман флота примерно раз в полтора года вместе с сопровождающими кораблями пересекает Атлантический океан, на его счету участие в международных учениях «Восток-2010», «Индра-2009».

Балтийский флот

Близ «окна в Европу» несет службу Состав его (корабли) нынче усиленно модернизируется и обновляется. Процесс происходит на фоне наращивания в Европе военной мощи стран НАТО. Балтийский флот планируется усилить за счет новых фрегатов проекта 11 356 с восемью крылатыми противокорабельными ракетами и противолодочными ракетоторпедами на борту.

Данное оперативно-стратегическое формирование базируется в Калининградской области (г. Балтийск) и в Ленинградской области (г. Кронштадт). Функционально оно защищает балтийскую экономическую зону, способствует безопасности прохождения судов, исполняет функции внешней политики. Это старейший Российский флот. Его история началась с победы над шведскими кораблями 18.05.1703 г. Нынче 2 - «Беспокойный» и «Настойчивый» - составляют основу боевой мощи Балтийского ВМФ России.

Формирует его боевой потенциал бригада дизельных подлодок, дивизия кораблей надводных, вспомогательные судовые соединения, береговые войска, морская авиация. Флагманским кораблем является эскадренный миноносец «Настойчивый». В текущем году производится обновление корабельных навигационных систем (гидрометеокомплексов, картографических систем, гидрокурсоуказателей и проч.), планируется модернизация гавани Балтийска.

Черноморский флот

После вхождения в Российскую империю Крыма, в 1783 г., при императрице Екатерине Великой создан этот флот. Нынче он базируется в городах Севастополе и Новороссийске. С 18.03.2014 года основная база ЧФ - г. Севастополь - вошла в состав России.

25 тыс. человек насчитывает л/с Черноморского ВМФ России. Составляют его следующие силы и средства: подлодки дизельного типа, надводные корабли типа «океан-море», морская авиация (истребительная, ракетоносная, противолодочная). Основными задачами данного флота является защита черноморской экономической зоны и обеспечение судоходства. Флагманом флота является ракетный крейсер «Москва».

В текущее время военные обозреватели сообщают о формировании черноморских флотских береговых войск и артиллерии с обеспечивающими радиотехническими в/ч, оснащенными комплексами ЗРК С-300ПМ2, «Панцирь-С1». Ожидается, что морская авиация флота будет усилена самолетами МиГ-29 и Су-27СМ, штурмовиками Су-25СМ. Также предполагается подкрепление противолодочной авиации путем дополнительного комплектования частей самолетами Ил-38Н, вертолетами ударными Ка-52К и палубными Ка-29М и Ка-27.

Как сообщается в печати, на аэродроме в Гвардейском будет дислоцирован полк бомбардировщиков Ту-22М3. Они смогут тактически поддерживать корабли ВМФ России Средиземноморской эскадры. Параллельно происходит формирование сухопутных в/ч полуострова.

Тихоокеанский флот

Данный флот РФ обеспечивает защиту интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он базируется во Владивостоке, в Фокино, в Малом Улиссе. Основу боевой мощи составляют стратегические подводные ракетные крейсера, подлодки атомные и дизельные, океанские надводные корабли, морская авиация (истребительная, ракетоносная, противолодочная), береговые войска. Флагманом флота является ракетный крейсер «Варяг».

Данный флот выполняет важную стратегическую задачу ядерного сдерживания. Постоянно на маршрутах боевого дежурства находятся атомные подводные лодки. Тихоокеанские корабли ВМФ России осуществляют гарантированную защиту региональной экономической зоны.

Каспийская флотилия

Каспийская флотилия базируется в Махачкале и Каспийске. Регион данного моря является ее зоной ответственности. Организационно флотилия - составляющая Южного ВО. Ее образуют бригады и дивизионы надводных кораблей. Флагманом флотилии является сторожевой корабль «Гепард», оснащенный крылатыми ракетами «Калибр-НК». Перед нею поставлены задачи противодействия терроризму, безопасности плавания, защиты государственных интересов России в нефтедобывающем регионе.

Корабли, входящие в состав ВМФ России

На первый взгляд, неспециалисту трудно себе даже представить корабельный состав ВМФ России, однако все-таки, как оказалось, эта информация находится в свободном доступе. Это позволяет «объять необъятное»: в удобном компактном виде представить сводные данные по флотам державы, занимающей 1/5 суши (см. Таблицу 1). Прокомментируем сокращение, допущенное в таблице: флота в ней для компактности обозначены заглавными буквами.

Таблица 1. Корабельный состав ВМФ России по состоянию на начало 2014 года.

Класс С Б Т КФл Ч Всего
Ракетные подв. крейсера стратег. назначения 10 4 14
Диз./электрические подлодки 8 2 8 2 20
Многоцелевые подлодки атомные, вооруженные торпедные с ракетами крылатыми 18 10 28
Атомные подлодки спецназначения 8 8
Дизельные подлодки спецназначения 3 1 2 6
Всего - подводный флот 47 3 24 0 2 76
Тяж. атомные ракет. крейсера 2 2 4
Тяж. авианесущие крейсера 1 1
Ракет. крейсера 1 1 1 3
Эскадр. миноносцы 3 2 4 9
Сторожевые дальние корабли 2 3 5
Большие противолод. корабли 5 4 1 10
Сторожевые ближние корабли 3 2 5
Малые ракет. корабли 3 4 4 2 4 17
Малые артиллер. корабли 4 4
Малые противолод. корабли 6 7 8 7 28
Ракет. катера 7 11 6 5 29
Противодиверс. катера 1 1 1 3 6
Артиллер. катера 2 5 7
Дальние тральщики 4 2 7 13
Тральщики рейдовые 1 15 5 2 23
Ближние тральщики 6 5 7 2 2 22
Большие десант. корабли 4 4 4 7 19
Десант. катера 4 6 4 6 2 22
Десант. корабли на возд. подуш. 2 2
Всего - надводный флот 42 56 52 33 44 227


Перспективы развития ВМФ России

Проанализируем перспективы развития флота, исходя из интервью, данного Главкомом ВМФ России адмиралом Виктором Викторовичем Чирковым.

Сама логика развития Флота как сложного, целостного организма, считает адмирал, не приемлет скоропалительных решений.

Поэтому его развитие спланировано как стратегический процесс до 2050 г. Цель дальнейшего прогресса связывается с повышением эффективности ядерного сдерживания противника.

Планом предусматривается, что получит ВМФ России новейшие корабли в 3 этапа:

  • с 2012 по 2020 год;
  • с 2021 по 2030 год;
  • с 2031 по 2050 год.

На первом этапе будет завершено строительство подводных атомных крейсеров IV поколения. Главным носителем баллистического оружия станут РПЛСН проекта 955А.

Второй этап ознаменуется заменой действующих РПЛСН их аналогами IV поколения. Также планируется создание для надводных кораблей корабельного стратегического ракетного комплекса. Одновременно будет начата разработка подводных атомных крейсеров пятого поколения.

На третьем этапе предполагается развернуть строительство прошедших испытания атомных крейсеров V поколения.

Кроме принципиального наращивания потенциальных характеристик ВМФ России, новейшие корабли - стратегические подводные крейсера и РПЛСН - будут характеризоваться повышенной скрытностью, малошумностью, совершенной связью, применением робототехники.

Задачи, стоящие перед береговыми войсками

Напомним, что ранее нами уже были названы основные базы ВМФ России для всех ее флотов. Однако намеченное развитие флота на период до 2050 г., безусловно, коснется и береговой охраны. Какие же акценты в нем усматривает главком Чирков? Рассматривая базы ВМФ России в процессе их дальнейшего стратегического развития, Виктор Викторович делает ставку на завершение создания береговых ракетных комплексов, подготовку и оснащение морской пехоты для выполнения задач в условиях Севера.

Вывод

Хотя основа организационной структуры ВМФ России не изменится (4 флота и 1 флотилия), в их рамках будут создаваться разнородные высокоманевренные ударные силы. В ключе их создания продолжаются успешные разработки беспилотных аппаратов, систем искусственного интеллекта, морских роботосистем, оружия нелетального действия.

Подводя итог обзору флота России, следует обратить особое внимание на перспективу его обновления кораблями IV, а затем и V поколения. Вместе с тем основу мощи ВМФ после осуществления плана будут составлять подводные атомные крейсера V поколения. Принципиальное увеличение боевой мощи будет сопровождаться совершенствованием систем управления, интеграцией сил ВМФ в межвидовые группировки войск на возможных театрах боевых действий.

В завершение нашей скромной презентации ВМФ России - фото ее атомного флагмана, ракетного крейсера «Петр Великий».

Название

Есть два варианта написания названия флота:

  • Первый вариант рекомендуется специалистами интернет-портала Грамота.ру, со ссылкой на «Краткий справочник по оформлению актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», как соответствующий нормам официальной речи. Эти же специалисты, тем не менее, признают лингвистическую правильность второго варианта.
  • Второй вариант соответствует правилам русской орфографии и подтверждается нормативными словарями русского языка.
Военно-Морской Флот

Эмблема ВМФ

Военно-морской флаг России
Годы существования

Октябрь 1696 (как флот России), январь 1992 (как ВМФ Российской Федерации) - настоящее время

Страна
Подчинение
Участие в

Первая чеченская война,
Вторая чеченская война,
Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008),
Борьба с сомалийскими пиратами,
Военная операция России в Сирии

Командиры
Действующий командир

Незадолго до этого, Российское Министерство обороны сделало заказ на разработку боевой машины на гусеницах, которая будет создана исключительно для флота. Планируется, что новые флотские БМП появятся в 2015-2016 годах.

На втором этапе развития береговых войск планируется создание и принятие на вооружение высокомобильной амфибийной боевой машины для обеспечения действий морской пехоты в любых регионах и климатических условиях, в том числе в арктической зоне, создание роботизированных боевых платформ морской пехоты, вооруженных оружием на новых физических принципах, использующих различные источники энергии для работы двигателя.

Морская Авиация

БПЛА и БППА

БПЛА для ВМФ разрабатываются Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК). В первую очередь это БПЛА вертолётного типа Ка-37С, Ка-135 и Ка-117.

Одной из главных задач, стоящих перед флотскими вертолётами в ближайшем будущем, будет радиолокационный дозор. Вопрос освещения воздушной обстановки за горизонтом радиовидимости корабельных средств, является вопросом первостепенной важности как в целях противовоздушной обороны корабельных группировок, так и для их ударных функций.

Также беспилотные аппараты будут задействованы и в подводной среде. Такие задачи, как поиск и уничтожение морских мин, ведение противолодочной и противодиверсионной борьбы, защита подводных лодок и надводных кораблей от подводной атаки, разведка самых разнообразных целей в море - постепенно все это становится задачей телеуправляемых и автономных аппаратов.

Вертолёты

Осенью 2011 года в Баренцевом море Ка-52 в течение двух недель отрабатывал посадку на палубу корабля.Испытания проходили, в том числе, с осуществлением посадки Ка-52 на палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

В начале 2012 года началась модернизация десяти транспортно-боевых вертолетов Ка-29, предназначенных для базирования на российских «Мистралях». Бортовое оборудование и системы вооружения машины будут модернизированы до современных стандартов.

22 июня 2012 года в Центр боевого применения и подготовки лётного состава авиации ВМФ России в Ейске прибыл корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31 с бортовым номером «90 красный». Предположительно, это первый серийный вертолет Ка-31, построенный для ВМФ России.

В августе 2012 года началось изготовление первых опытных образцов вертолета Ка-52К для универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль». До того времени, пока «Мистрали» не прибудут из Франции в Россию, отработка задач по взлету-посадке вертолетов на палубу, как и годом ранее, планируется на авианосце «Адмирал Кузнецов».

В сентябре 2012 года стало известно, что в общей сложности количество Ка-52К на один «Мистраль» будет не менее 14 машин.

То же самое будет проделано и с вертолетами Ка-29 и Ка-27.

К 2014 году Военно-Морской Флот России примет на вооружение морскую версию вертолета Ка-62 «Касатка». Вертолёты разместят на небольших кораблях, в частности корветах проекта 20380

Самолёты

В период с 2013 по 2015 год «РСК „МиГ“» должна передать авиации ВМФ России 20 одноместных самолетов МиГ-29К и четыре двухместных МиГ-29КУБ. Самолеты войдут в состав отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота России и будут базироваться на авианосце «Адмирал Кузнецов».

Первые четыре машины МиГ-29К/КУБ российские военные должны получить в 2013 г. Истребители МиГ-29К/КУБ заменят стоящие на вооружении Су-33, у которых в 2015 г. заканчивается ресурс, однако есть намерение продлить ресурс тяжелым палубным истребителям Су-33 минимум на пять лет, возможно даже до 2025 года.

Ил-38Н расширит круг решаемых задач и станет незаменимым для морской авиации. Сейчас в составе флота осталась только противолодочная и спасательная авиация. Её начали доводить до современных требований.

В декабре 2013 года Минобороны заключило контракт с корпорацией «Иркут» на поставку пяти истребителей Су-30СМи пяти учебно-боевых Як-130. Всего в интересах ВМФ в ближайшее время планируется заказать 50 Су-30СМ и около десятка Як-130.

Авианосцы

После многолетних споров, нужен ли флоту большой корабль с самолётами или можно обойтись атомными подлодками и крейсерами, российские адмиралы выбрали «американскую» модель флота - корабельные группировки с авианосцем в центре. Такая компоновка, как они считают, позволит расширить зону влияния российского флота и зону действия истребительной авиации на Тихий океан и Северную Атлантику. Решено также, что на первом этапе будут созданы две авианосные группировки - по одной на Тихоокеанском и на Северном флотах.

У России до сих пор нет ключевых технологий полноценного авианосца, например, самолётной катапульты, хотя, ещё в СССР при реализации проекта 1143.7«Ульяновск» корабль оснащался двумя паровыми катапультами «Маяк», созданными на Пролетарском заводе Единственный эксплуатируемый тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», вошедший в состав Северного флота в январе 1991 года, вместо катапульты оснащён взлётным трамплином.

Уже решено, что авианосец будет атомным. Дизельный вариант отвергли из-за потребностей в большом количестве топлива, которое пришлось бы возить за ним на танкере. Также уже сейчас определено, что строить новый российский авианосец будут на двух разных верфях по модульному принципу, а собирать модули, изготовленные независимо друг от друга, планируется на крупнейшем российском судостроительном заводе «Севмашпредприятие» («Севмаш»).

Кроме Севмашпредприятия, в перспективе, возможно строительство авианосца на главном инфраструктурном проекте ОАО ОСК, в рамках создания судостроительного кластера в Санкт-Петербурге на острове Котлин под названием «Ново-Адмиралтейские верфи». Окончание строительства первой очереди намечено на 2014 год, второй очереди - на 2015, третьей - на 2016.

ВМФ России завершает формирование техзадания на новый авианосец. Его первичный облик будет определён уже в 2013 году, а окончательный проект корабля должен быть готов к 2017 году. Президент ОСК Роман Троценко ранее заявлял, что в этом случае первый корабль предполагается спустить на воду в 2023 году. К этому времени ВМФ должен завершить формирование эскортной группировки для каждого авианосца, которая будет состоять из ракетных крейсеров, эсминцев, многоцелевых подлодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей и судов обеспечения, включая ледоколы для арктической зоны - всего около 15 кораблей в каждой.

Одновременно со строительством авианосцев военные будут создавать и новые базы для их обеспечения. Кроме того, для тренировки авиационной группы, которая будет достигать 100 самол`тов, Минобороны построит наземный тренажёр посадки на палубу в городе Ейске в Краснодарском крае, а также продолжит использование наземного испытательного комплекса НИТКА в крымском городе Саки.

26 ноября 2012 года газета «Известия» сообщила, что Главкомат ВМФ до конца года отправит на доработку проект первого российского атомного авианосца, разработанный совместно петербургскими предприятиями ЦНИИ имени Крылова и Невским проектно-конструкторским бюро. Проект корабля с ориентировочным водоизмещением 60 тыс. т основан на технологиях 1980-х годов. ВМФ предложили по сути старый советский авианосец «Ульяновск», который так и не построили из-за распада СССР. В конце 1980-х годов это был современный авианосец, достойный ответ американским авианосцам типа «Нимиц». К 2020 году когда первый российский авианосец должен по плану выйти в море, США уже будут располагать новейшими плавучими аэродромами серии «Джеральд Форд», которые почти вдвое больше предложенного питерскими конструкторами корабля.

Кроме того, ВМФ России не устраивает чересчур большая надстройка корабля, которая делает его слишком заметным для радаров противника, а также отсутствие электромагнитной катапульты, которая уже есть у американцев и значительно упрощает взлёт самолётов с палубы.

Кроме того, на ангарной палубе не помещается самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) - обязательный компонент современной авианосной эскадры.

Системы базирования

Перспективные системы базирования будут созданы на территории Камчатского и Приморского краев. Там будет единая комплексная система базирования для атомных подводных лодок, десантно-вертолетных кораблей и других надводных кораблей большого водоизмещения, также будет создана система базирования на Черноморском флоте в районе Новороссийска. Кроме того ведутся работы по обновлению систем базирования в Калининградской области и в Каспийском регионе.

На международном уровне обсуждается создание пунктов материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота РФ на территории Кубы, Сейшельских островов и Вьетнама.

22 мая 2012 года стало известно, что выполняется комплекс работ по модернизации военной гавани Балтийска: проводятся дноуглубительные работы, чтобы в перспективе обеспечить базирование кораблей и подводных лодок. Будет продолжено развитие инфраструктуры Балтийского флота: строительство военных городков, модернизация аэродрома Чкаловск и военной гавани Балтийска. Работа по совершенствованию системы базирования и береговой инфраструктуры уже идет.

10 июля 2012 года стало известно, что ФГУП «Центральное проектное объединение» при Спецстрое России" по заказу министерства обороны России разработал проект реконструкции причалов общей протяженностью 3 километра на базе Военно-Морского Флота в городе Балтийске Калининградской области, говорится в пресс-релизе предприятия.

«Порт был сооружен в годы Второй мировой войны для базирования немецких кораблей и с тех пор ни разу не подвергался обновлению».

Состав работ по реконструкции включает углубление дна акватории, реконструкцию причального фронта с прокладкой современных инженерных сетей, а также новое строительство для обеспечения судов.

Проект осуществляется в две стадии, в настоящее время идет подготовка рабочей документации.

Работы по строительству единой комплексной системы базирования атомных подводных лодок (АПЛ) и новых крупных надводных кораблей, включая вертолетоносцы типа «Мистраль», ведутся на территории Мурманской области, Камчатки и Приморья.

На территории Мурманской области, Камчатского и Приморского краев формируется ударное ядро российского ВМФ , состоящее из АПЛ типа «Борей» и «Ясень», корветов и фрегатов, с единой системой базирования, однако не упомянул о вертолетоносцах. Главнокомандующий ВМФ вице-адмирал Виктор Чирков также сообщал ранее, что в этом году активизирована подготовка к масштабному строительству новой системы базирования ВМФ до 2020 года.

РФ создаст в Арктике по трассе Северного морского пути ряд объектов для базирования боевых кораблей ВМФ и Пограничной службы.

Строительство объектов первой очереди Новороссийской военно-морской базы (НВМБ) завершится к концу 2013 года. Эти объекты рассчитаны на большие военные корабли с низкой осадкой, и это позволит начать долгожданное перебазирование Черноморского флота из Крыма в Новороссийск. Первым на новую базу прибудет флагман ЧФ - гвардейский ракетный крейсер « Москва ».

Во Владивостоке фактически создан новый причальный фронт, обеспечивающий швартовку и базирование десяти кораблей различных классов, в том числе перспективных, которых пока нет в составе ВМФ . Новая береговая инфраструктура обеспечивает базирование кораблей от третьего до первого ранга: сторожевых, корветов, фрегатов, эсминцев и ракетных крейсеров с возможностью поступления на флот кораблей нового поколения, за исключением вертолетоносцев типа «Мистраль». Заменены все коммуникации, обеспечивающие стоянку и базирование кораблей. По этим коммуникациям осуществляется передача с берега на корабли электроэнергии, воды и пара. Кроме того, в новом «причальном фронте» создана так называемая «ливневая система» для отвода воды с причалов на случай выпадения сильных осадков.

Инженерная служба Тихоокеанского флота (ТОФ) совместно с предприятием «Спецстрой России» готовятся к проектированию и строительству гидротехнических сооружений, которые призваны обеспечить базирование в порту Владивосток кораблей типа «Мистраль».

Причалы, находящиеся в центре Владивостока, подверглись глубокой модернизации с укреплением берега. Современнейший комплекс причальных сооружений ТОФ способен принимать не только все существующие типы кораблей, но и те, что должны поступить на вооружение до 2020 года.

За время реконструкции специалисты одного из филиалов при «Спецстрое России» фактически создали новый «причальный фронт», заменили все коммуникации, обеспечивающие стоянку и базирование кораблей в соответствии с современными требованиями, создали ливневую систему для отвода воды с причалов. В результате проведенной модернизации было обеспечено повышение безопасности стоянки кораблей независимо от гидрометеоусловий.

18 марта 2013 года бригадный генерал ливанских Вооруженных сил в отставке Амин Хотей в интервью турецкому радио сказал, что:

Визит русских военных кораблей в Бейрут с целью пополнения запасов и топлива не должен стать обыкновенным явлением.

Ранее российские корабли направлялись в Тартус без заходов в ливанские порты. Одной из причин нынешнего визита в Бейрут, может быть то, что Ливан может превратиться в новый центр для русской стратегической военной базы в регионе. В свете текущих событий в Тартусе порт Бейрута стал более безопасным местом стоянки для русских кораблей.

Флаги кораблей и судов ВМФ России

Флаг Гюйс Вымпел боевых кораблей

Флаги должностных лиц ВМФ России

Учебные заведения ВМФ РФ

Задать вопрос

Показать все отзывы 0

Российский военно-морской флот в настоящий момент представляет собой весьма противоречивую картину.

Несмотря на то, что ВМФ России является лишь тенью некогда могучего ВМФ СССР, он по-прежнему входит в число наиболее сильнейших ВМС стран мира, учитывая суммарный состав кораблей и подводных лодок, а также их качественный уровень.

Вместе с тем российский флот и военно-морская промышленность до сих пор испытывают огромное количество проблем. Попробуем разобраться, насколько удовлетворительно российские военно-морские силы могут выполнять поставленные перед ними задачи и какие перспективы ожидают их в будущем?

Прежде чем говорить, о состоянии и перспективах российских военно-морских сил, необходимо рассмотреть стоящие перед ними задачи и угрозы, которым они должны противодействовать. Одна из основных и "традиционных" проблем ВМС России заключается в географическом положении Российской Федерации, в результате чего российские ВМС разделены на 4 фактически изолированных друг от друга флота - Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский, взаимодействие между которыми затруднено, а зачастую и вовсе невозможно. При этом перед каждым из четырёх российских флотов стоят свои, во многом специфические задачи. В результате, Россия вынуждена иметь достаточно многочисленные военно-морские группировки, на каждом из направлений. Поэтому, даже не смотря на номинально многочисленный состав группировки ВМС России, её состав на конкретном стратегическом направлении, зачастую, совершенно недостаточен.

Задачами Балтийского и Черноморского флота является недопущение действий потенциального противника в соответствующих морях, что достаточно легко реализуемо. Учитывая малые географические размеры Балтийского и Чёрного моря, там затруднено действие крупных группировок потенциального противника. В тоже время данные моря легко "перекрываются" силами малых ракетных кораблей, береговых ракетных комплексов, авиации и дизельных подводных лодок.

Совсем иная ситуация для Северного и Тихоокеанского флота России. Даже те моря, что находятся в "зоне ответственности" Северного и Тихоокеанского флота, имеют огромную площадь, что вынуждает данные флоты иметь силы способные эффективно действовать на большом удалении побережья. При этом, в отличии от Балтийского и Черноморского флотов, силы Северного и Тихоокеанского флота не могут быть прикрыты силами авиации и ПВО - на удалении уже в несколько сотен километров от берега, время подлёта авиации с наземных аэродромов слишком велико, а с учётом радиуса действия даже современных тактических самолётов, время патрулирования, в течении которого они могут осуществлять прикрытие кораблей совершенно недостаточное.

Рассмотрим, какие угрозы стоят перед Северным и Тихоокеанским флотом. Для этого обратимся к докладу Министерства Обороны России "О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2016 году". В докладе для ВМФ России указываются следующие угрозы:

  • «Потенциально возможный военный конфликт» со странами НАТО.
  • Сложная военно-политическая обстановка в Черноморском регионе.
  • Усиление борьбы за контроль над районами Арктического шельфа, попытки увеличения военного присутствия в Арктическом регионе, а также попытки пересмотра в свою пользу международных договорённостей, со стороны некоторых стран-членов НАТО, имеющих "доступ" к территориям Арктики. К примеру, в качестве одной из угроз рассматривается желание Норвегии к установлению полного контроля над архипелагом Шпицберген и прилегающих к нему водах.
  • Территориальные претензии Японии на Курильские острова.

Таким образом, для Северного флота наибольшей военной угрозой является столкновение с крупными военно-морскими группировками НАТО, в том числе и с авианосными ударными группами. Для Тихоокеанского флота исходя из указанных выше потенциальных угроз, основным вероятным противником является ВМС Японии. Учитывая огромный численный и качественный состав морских "сил самообороны" Японии (являющимися таковыми только по названию), задача противодействия группировки ВМС Японии, с учётом предельно близкого расположения Японии к потенциальному театру военных действий, а также крайне мощные ВВС, по своей сложности превосходит задачу противодействия АУГ США.

Исходя из этого, практически в любом случае, военно-морским группировкам Северного и Тихоокеанского флота требуется иметь способность эффективно противодействовать численно превосходящим корабельным группировкам потенциального противника, что в свою очередь требует создания на каждом из направлений развитых и высокоэффективных группировок разнородных сил.

На текущий момент основные силы российских флотов следующие:

  • Надводные силы Северный флот в своём "активном" составе располагает авианосцем "Адмирал Кузнецов", тяжёлым атомным ракетным крейсером "Пётр Великий", ракетным крейсером проекта 1164 "Маршал Устинов" (в 2016 году завершил полный восстановительный ремонт и модернизацию), большим противолодочным кораблём (БПК) пр. 1155.1 "Адмирал Чабаненко", 3 БПК пр.1155 и 1 эсминец пр. 956. Подводные силы Северно флота включают в себя ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) пр.955 "Юрий Долгорукий", РПКСН пр. 941У ТК-208 "Дмитрий Донской", 6 РПК СН пр. 667БДРМ, 3 атомные подводные лодки (АПЛ) с крылатыми ракетами пр. 949А, новейшая многоцелевая АПЛ 4-го поколения пр.885 - "Северодвинск", 6 многоцелевых АПЛ пр.971 "Щука-Б", 3 подводные лодки проектов 945 и 945А, 3 модернизированные АПЛ пр. 671РТМК, а также 5 дизельных подводных лодок пр. 877 и находящаяся в опытной эксплуатации новейшая дизельная подлодка пр.677 "Лада".
  • "Ядро" надводных сил Тихоокеанского флота составляют ракетный крейсер "Варяг" (пр. 1164), 4 БПК пр. 1155, 2 эсминца пр. 956, новейший корвет пр.20380, а также 4 малых ракетных корабля пр. 1234, и 11 ракетных катеров пр.1241. Подводные силы Тихоокеанского флота состоят из 3 устаревших РПК СН пр. 667БДР (в ближайшие годы будут списаны), 2 новейших РПК СН пр.955 - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", 5 подводных лодок с крылатыми ракетами пр. 949А, 4 многоцелевые АПЛ пр. 971 и 8 дизельных подводных лодок пр. 877.
  • "Ядро" Черноморского флота образуют ракетный крейсер "Москва" (пр. 1164), сторожевой корабль "Сметливый", 2 сторожевых корабля пр. 1135М - "Сметливый" и "Ладный", 3 новейших фрегата пр.11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров" (официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года), скоростные малые ракетные корабли пр.1239 - "Бора" и "Самум", 2 малых ракетных корабля пр.1234, 5 ракетных катеров пр.1241, а также дизельная подводная лодка пр.877 и 6 новейших подводных лодок пр. 636.3
  • Основные силы Балтийского флота включают в себя эсминец пр. 956 "Настойчивый", 2 фрегата пр.11540 - "Неустрашимый" и "Ярослав Мудрый", 4 новых корвета пр.20380, 4 малых ракетных корабля пр.1234.1, 2 новейших малых ракетных корабля пр.21631 "Буян-М" и 7 ракетных катеров пр.1241, а также 2 дизельные подводные лодки пр.877.

В целом состояние и уровень боеготовности ВМС России весьма неплохие. Флот активно занимается боевой подготовкой, на регулярной основе совершает походы в различные уголки Мирового океана. При этом динамика "активности" ВМФ России за последние 5 лет непрерывно растёт. Так, например, согласно докладу Министерства Обороны, в 2016 году корабли и подлодки ВМФ России совершили в общей сложности 102 похода, пробыв в море 9538 суток, при этом интенсивность выполнения задач по сравнению с 2015 выросла в 1.3 раза. Состоявшийся в 2016 году боевой поход российских кораблей во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" к берегам Сирии показал, что Россия вполне в состоянии "выставить" при необходимости мощную многоцелевую корабельную ударную группу в требуемом районе Мирового Океана.

В целом уровень исправности и боеспособности корабельного состава существенно вырос, хотя имеются и существенные проблемы. Так, например, из 5 числящихся в составе Тихоокеанского флота многоцелевых атомных подводных пр.971 лишь 1-2 являются боеготовыми, остальные перманентно находятся в ремонте, как правило, вялотекущем.

Отдельной проблемой ВМФ России является его весьма неслабалансированный состав, что касается надводного флота. Основные силы Северного и Тихоокеанского флота имеют очень значительные противолодочные возможности, но количество кораблей, способных обеспечивать эффективную коллективную противовоздушную оборону корабельных соединений и обладающие мощными ударными возможностями составляет всего считанные единицы. Такими кораблями является тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" и три ракетных крейсера пр. 1164 - "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов". Поэтому ВМФ России остро нуждается в новых кораблях дальней океанской зоны.

Строительство новых крупных надводных кораблей.

Наибольшей проблемой для современного ВМФ России является строительство новых боевых кораблей. К середине двухтысячных годов предполагалось масштабное перевооружение и усиление флота новыми кораблями в течении 10-15 лет. Однако, надежды на это не оправдались. Скорость строительства новых крупных надводных кораблей оказалась крайне низкой. Так например, головной новейший фрегат пр.22350 (которые должны были стать основными "рабочими лошадками" ВМФ России) "Адмирал Горшков", заложенный в 2006 году до сих пор официально не передан флоту. Ситуация со строительством надводных кораблей для современного ВМФ России постоянно подвергается шквалу критики в различных СМИ.

Вместе с тем, стоит заметить, что флот и военно-морская промышленность наиболее сильно пострадали в 1990-е годы. К примеру, многим предприятиям авиационной промышленности, особенно ОКБ им. Сухого, а также заводам, производящим самолёты разработки данного КБ, удалось "выжить" благодаря многочисленным экспортным контрактам (в первую очередь для Индии и Китая). Данные контракты позволяли сохранить ключевые предприятия в твёрдой валюте, что в свою очередь позволило им не только "удерживаться на плаву", но и финансировать новые разработки. Военно-морская промышленность же столь "щедрых" контрактов не имела. Военно-морской флот же, являясь крайне сложным военно-техническим механизмом, требует очень значительных средств на содержание. Поэтому, практически полное отсутствие средств на содержание флота в 1990-е годы, привело к тому, что он стал деградировать, пожалуй, наиболее стремительными темпами, по сравнению с другими видами российских вооружённых сил.

Таким образом, параллельно со строительством новых кораблей, потребовалось восстанавливать заново всю военно-морскую отрасль в целом. Кроме того, в двухтысячных годах наиболее приоритетным направлением развития ВМФ стало обновление морской компоненты российских Стратегических Ядерных Сил и строительство новых подводных ракетоносцев пр.955 "Борей" и создание их основного оружия - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) морского базирования Р-30 "Булава", на что выделялась крайне значительная доля средств, отпущенных на развитие флота.

Отдельной проблемой стала необходимость оснащения новых кораблей дальней океанской зоны принципиально новыми образцами вооружения. Фрегаты пр.22350, которые должны составить в будущем основу кораблей дальней океанской зоны российского ВМФ, изначально должны были использовать только самые современные, перспективные системы вооружения - 2 Универсальных Корабельных Стрельбовых Комплекса (УКСК), имеющий каждый по 8 ячеек, в каждой из которых может разместиться сверхзвуковая ПКР "Оникс" или одна из крылатых ракет семейства "Калибр" - противокорабельная 3М54, крылатая ракета 3М14 для поражения наземных целей или противолодочная ракета 91Р, новейшую универсальную артиллерийскую установку А-192 "Армат", новые средства радиоэлектронной борьбы, и самое главное - новейший зенитно-ракетный комплекс "Полимент-Редут". ЗРК "Полимент-Редут" состоит из многофункциональной РЛС "Полимент" и собственно ЗРК "Редут", имеющего новейшие зенитные ракеты семейства 9М96Д с активными головками самонаведения. РЛС "Полимент" состоит из четырёх, ориентированных под углом 90 градусов друг к другу фазированных антенных решёток, каждая из которых обеспечивает обзор пространства и радиокоррекцию зенитных ракет на маршевом участке траектории в секторе 90 градусов по азимуту и 90 - по углу места. Таким образом 4 антенных решётки обеспечивают круговой обзор пространства и возможность обстрела целей в любом направлении. Каждая из четырёх решёток обеспечивает наведение 4 зенитных ракет, а количество одновременно наводимых ракет при отражении удара с одного направления составляет 8 (при ориентации корабля таким образом, что бы атакующие средства воздушного нападения оказались на "пересечении" секторов работы двух антенных решёток). Зенитные ракеты семейства 9М96 имеют активные головки самонаведения, что позволяет сократить участок наведения при помощи РЛС, обеспечивают возможность поражения воздушной цели в случае её ухода за радиогоризонт, а в перспективе это позволяет обеспечить возможность обстрела целей за радиогоризонтом. Данные ракеты имеют газодинамические рули, что позволяет на высотах менее 5 километров развивать перегрузки до 60 (по другим данным до 65 единиц), позволяя уверенно бороться с интенсивно маневрирующими целями и обеспечивает вероятность поражения дозвуковых ПКР, близкую к гарантированной (0.9 - 0.95).

Создание новых образцов морского оружия "с нуля", в условиях находившейся в крайне проблемном состоянии военно-морской отрасли, не могло сказаться на сроках их создания. В итоге, головной корабль проекта 22350 "Адмирал Горшков" приступил к ходовым испытаниям лишь в 2015 году, но до сих пор формально не передан флоту. Причиной столь долгих задержек со вводом в строй стала необходимость испытания огромного количества новых систем, и главным образом ЗРК "Полимент-Редут". На конец 2017 года предприятиям концерна "Алмаз-Антей" удалось успешно решить большинство проблем с "Полимент-Редутом". Более того, как сообщается, в ходе испытаний и доработок комплекса обеспечено применение зенитной ракеты 9М96Д, обладающей дальностью полёта свыше 100 километров. Все остальные системы вооружения корабля, а также новейшие средства РЭБ успешно прошли испытания. Стоит заметить, что само по себе "затягивание" сроков доработок корабельных ЗРК не является чем то из ряда вон выходящим, и имело место быть в годы Холодной войны и в США, и в СССР, не испытывавшего никаких проблем в области ВПК. К примеру, зенитно-ракетный комплекс "Форт", которым вооружены современные крейсеры пр.1164 был доведён до полного соответствия заданным характеристикам спустя 3 года после после ввода в строй первого корабля, вооружённого этим комплексом - крейсера пр.1164. БПК пр.1155, являющиеся наиболее многочисленным типом кораблей дальней океанской зоны в ВМФ России, после постройки фактически несколько лет не имели положенного ЗРК "Кинжал", который официально был принят на вооружение лишь в 1989. При этом комплексы "Форт" и "Кинжал" до сих пор обладают отличными боевыми возможностями. Первый корабль ВМС США, оснащённый многофункциональной системой управления оружием "Иджис" вошёл в состав американского флота в 1983 году, однако система "Иджис" и комплекс интегрированных в неё средств вооружения доводились до приемлемого уровня боеспособности ещё 3 года.

Не являются исключением и современные боевые корабли других флотов мира. Так например, первый британский эсминец ПВО нового поколения, типа 45 "Дэринг", вошёл в строй с фактически с "условно" работоспособным ЗРК PAAMS (который является его главным оружием), сейчас же эсминцы данной серии считаются лучшими в мире кораблями ПВО. Аналогичная ситуация сложилась и индийско-израильским корабельным ЗРК “Барак-8”. Из-за проблем и его созданием на многие годы был сдвинут срок ввода в строй новейших индийских эсминцев “Калькутта”. Головной корабль был заложен в 2003-м году, а в строй вошёл в 2014-м, хотя планировался ввод в строй в 2010-м. Последний, третий эсминец данной серии вступил в строй в конце 2016 года, спустя более, чем через 10 лет после закладки. Причём неизвестно является ли 100% боеспособным ЗРК “Барак-8” на индийских эсминцах в настоящий момент.

По всей видимости, командование ВМФ России и Министерство Обороны хотят получить сразу полностью боеспособный корабль, без доводки его различных систем вооружения в процессе эксплуатации. Кроме того, фрегаты пр.22350 в целом определят облик надводных кораблей ВМФ России на ближайшие десятилетия. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что после принятия в состав флота фрегатов "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" (второй корабль проекта 22350), который уже завершил достройку, строительство других кораблей серии, как и возможное строительство фрегатов усовершенствованного проекта - 22350М пойдёт значительно более высокими темпами.

В текущем десятилетии военно-морской промышленности России не удалось и осуществить массовое строительство фрегатов проекта 11356 - "упрощённых" фрегатов, созданных для "внутренних" морей - Балтийского и Чёрного. До 2014 года судостроителям удавалось выдерживать высокие темпы строительства данных кораблей, т.к. строились они на базе строившихся в двухтысячных годах для Индии фрегатов класса "Тальвар" и оснащались уже имеющимся и отработанным вооружением, радиотехническими и информационными системами. К 2014 году удалось построить 3 таких корабля из 6 заложенных, однако после событий 2014 года, Украина в одностороннем порядке прекратила военно-техническое сотрудничество с Россией, и в частности, прекратила поставки корабельных газотурбинных силовых установок для фрегатов пр.2230 и пр.11356, изготавливаемых в Николаеве заводом "Зоря-Машпроект". В результате потребовалось почти 3 года на развёртывание производства данных силовых установок в России, в Рыбинском НПО "Сатурн". К счастью, данную задачу удалось успешно решить. В настоящий момент в состав ВМФ России вошло 3 фрегата проекта 11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", причём последний был официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года. Ещё 3 фрегата данного проекта будут достроены с уже российскими силовыми установками, и, как ожидается, вступят в состав флота в 2020-21 годах.

Таким образом основные усилия в военном-морском строительстве России за последнее десятилетие были направлены на модернизацию и восстановление судостроительной промышленности, а также на разработку и "доводку" перспективных систем вооружения. В этих условиях, руководство ВМФ России и Министерство Обороны были вынуждены несколько скорректировать концепцию развития и применения военно-морских сил.

До момента появления крупных надводных кораблей нового поколения, руководство российского флота и Министерство Обороны, очевидно, избрали курс на крупномасштабное строительство малых ракетных кораблей и береговых ракетных комплексов, с целью создания, как называют это в Западных странах "зон воспрещения манёвра и доступа" в важнейших районах, прилегающих к российскому побережью и территориальным водам, и надёжное "перекрытие" т.н. литторальной зоны, а также модернизацию имеющихся крупных боевых кораблей и подводных лодок.

Продолжение следует...

Павел Румянцев


Top